Открытый шлем для скутера. Какими бывают мотошлемы

Первой важной покупкой после приобретения мотоцикла является мотошлем. Это не головной убор для отвлечения пристальных взоров сотрудников ГИБДД. Шлем обеспечивает максимально комфортную езду на мотоцикле, прекрасно защищает от неблагоприятных погодных условий, ветра, лишнего шума, и конечно же, бережет голову в случае аварии.

Зачем нужен шлем?

Прежде чем решать вопрос, касающийся выбора подходящего шлема для мотоцикла, стоит определиться, нужен ли он вообще.

В соответствии с правилами дорожного движения и для сохранения собственного здоровья каждый мотоциклист и его пассажиры должны обязательно надевать шлем.

Штраф за езду без шлема Статья 12.6 КоАП РФ — 1 тыс. руб. (на 2016 год)

Кроме того, передвижение на мото неизбежно сталкивает человека с сильными порывами ветра, которые могут вызвать различные простудные заболевания. Мотошлем разработан так, что может защитить от любых природных условий.

Если написать фразу «зачем нужен мотошлем» в поиске, то первые строки отобразят информацию о происшествиях, наглядно объясняющих о том, что он все-таки нужен.

Конечно, по мнению многих отчаянных ездоков, шлем ничем не может помочь при серьезном ударе. Да, зачастую это так, но также существует множество ситуаций, когда наличие шлема на голове действительно спасало жизнь водителю или пассажиру.

Не имеет никакого значения, с какой скоростью планируется ехать, по какой дороге и в каком состоянии, травмы можно получить при любых условиях.

Виды шлемов

Мотошлемы существенно различаются и для каждого класса техники есть предпочтительные типы.

Интеграл (фулл-фейс)

Самый универсальный, надежный и простой вариант подходящий под большинство классов мото.

При помощи данного закрытого шлема можно обеспечить максимальный уровень защиты, так как он полностью закрывает голову. Защитное стекло оснащено откидным механизмом. Его главной особенностью является надежная защита подбородка, повреждение которого случается в 35% ДТП. Назначение защитного ремешка состоит в удержании шлема на голове в случае аварии. Данный вид защиты является идеальным для любителей быстрой езды.

Среди основных преимуществ можно выделить:

  • великолепную защиту;
  • отличный уровень аэродинамических показателей;
  • прекрасную звукоизоляцию;
  • защиту от яркого солнца, пыли, ветра и неблагоприятных погодных условий;
  • возможность выбрать дизайн, подходящий к определенному имиджу.

Недостатки:

  • слабая вентиляция, в пробка так и хочется откинуть подбородок;
  • необходимость снимать что бы попить и покушать;
  • неудобно использовать с диоптрийными и солнечными очками.

Модуляр (флип-ап)

Данный вид – это усовершенствованный интеграл, отличающийся большей практичностью и универсальностью. Шлем полностью закрывает голову. Внутреннее наполнение такое же, как у предыдущего, но при этом наблюдается существенная разница, а именно: вес, солнцезащитный козырек и особая конструкция подбородочной части, которая является подвижной благодаря шарнирному соединению. Такая подбородочная дуга в шлеме значительно облегчает жизнь мотоциклиста – он может выпить воды, покурить или поговорить с окружающими не снимая шлема. За функцию открытия отвечает специальная кнопка, защищенная от случайного нажатия. Наибольшей популярностью данная модель пользуется среди мотоциклистов-дальнобойщиков.

К основным достоинствам модуляра относят:

  • великолепную аэродинамику;
  • высокую степень защиты;
  • удобство и комфорт в использовании;
  • неплохую звукоизоляцию (по сравнению с открытыми шлемами);
  • возможность откидывания наверх защитного стекла и подбородка;
  • возможность крепления интеркома или гарнитуры.
  • удобно использовать с очками

Недостатками считают:

  • более высокую стоимость;
  • недостаточную вентиляцию;
  • самый большой вес среди шлемов;
  • более низкую аэродинамичность, чем у интеграла;
  • шумность (в зависимости от качества);
  • недолговечность (из за более сложного устройства)

Открытый шлем

Эта модель не имеет подбородочной дуги, поэтому систему защиты шлема нельзя назвать надежной. Кроме того, необязательным является наличие защитного стекла.

Ввиду низкой защищенности водителя, шлем не рекомендуется использовать при быстрой езде. Более всего подходит для скутера или мотоцикла, для которого характерна небольшая кубатура.

Несмотря на это, для открытого шлема присущи следующие преимущества:

  • возможность обеспечения максимального обзора;
  • великолепный уровень вентиляции;
  • свобода движений;
  • небольшой вес;
  • доступная цена.
  • удобно использовать с различными очками и масками

Исходя из того, насколько закрыта голова, встречаются: шлем-половинка (самая легкая модель) и три четверти или котелок.

3-четвертой предпочитают скутеристы, а половинка — излюбленный шлем брутальных чопперистов.

Кроссовый мотошлем

Этот вид шлема разрабатывался специально для кроссовых гонок. Отличительной чертой является наличие подбородочной дуги, немного выдвинутой вперед, что необходимо для облегчения дыхания. Назначение присутствующего длинного козырька – защита от вылетающих из-под колес камней. Данный шлем не оснащен защитным визором, поэтому водитель должен совмещать его с очками или защитной маской.

К достоинствам можно отнести:

  • хороший уровень обзора;
  • отличную вентиляцию;
  • защиту от солнца и дождя, которую обеспечивает козырек.

Недостатком шлема является аэродинамическое давление на голову при высокой скорости. После 100кмч держать голову практически нереально. Поэтому используются преимущественно для гряземеса и прохватов по городу.

Принципиальное устройство

Защитная часть современного мотошлема состоит из:

  1. Внешней оболочки или «скорлупы, раковины». Время, когда внешнюю оболочку изготавливали исключительно из пластика давно прошло, но для низкокачественных изделий, выпущенных на подпольных китайских производствах, обычно используется именно этот материал, что не безопасно! Оптимальным является сочетание композита пластмасс и стекловолокна. Не менее часто встречаются мотошлемы, внешняя оболочка которых выполнена из карбона, но тандем разных материалов, все-таки лучше.
  2. Ударопоглощающего слоя . Сначала каждый может подумать, что это обычный пенопласт, но на самом деле это не так. Для него свойственная высокопористая структура, поглощающая энергию удара. Любой сертифицированный мотошлем должен иметь ударопоглощающий слой, выполненный из вышеописанного вида пенопласта.
  3. Мягкого внутреннего интерьера . Эта деталь обеспечивает «тактильный» комфорт при ношении шлема. Кроме того, от материала, который использовался для изготовления внутреннего интерьера, напрямую зависят свойства шумопоглощения. Для обработки ткани внутреннего интерьера обычно применяются антибактериальные пропитки или специальный материал Silver Cool, серебряные нити которого уничтожают бактерии, чем обеспечивают свежесть и приятный запах внутри мотошлема. Есть еще один новый материал – HydraDry – он отводит влагу от тела и быстро сохнет. Внутренний интерьер может быть полноценно съемным, частично съемным и несъемным.
  • Ремешок, застежка . Его смело можно назвать крайне важным элементом, так как без него шлем не будет держаться на голове при ударе и велика вероятность повредить челюсть.
  • Визор. Несмотря на свою простоту, его можно назвать главной составляющей шлема, так как основная задача визора – защита глаз мотоциклиста от ветра, пыли, грязи и каких-либо повреждений. Так, тестирование и сертификация любого мотошлема обязательно предусматривает тестирование пластичности и крепости визора. Для изготовления этой детали обычно используется пластик – композитная (смешанная) пластмасса. О химических свойствах и составляющих разговаривать бесполезно, так как эта информация является закрытой, да и не несет в себе особого смысла для мотолюбителя.

  • Отсекатель дыхания или наносник, который необходим для того, чтобы отвести выдыхаемый воздух в нижнюю часть мотошлема, предотвращая тем самым запотевание стекла. Чтобы наверняка понять пользу отсекателя, достаточно просто проехать пару раз без него.
  • Подбородочная шторка – защита от турбулентного завихрения при езде на очень высокой скорости (от 150 км/ч и выше). Она же бережет лицо мотолюбителя от ос, шмелей и других насекомых.

Как выбрать первый шлем

Безопасность превыше всего! поэтому не смотрите в сторону откровенно дешевых китайских шлемов. Они только на вид «такие же» как и более дорогие аналоги. Выбирая в бюджетном сегменте обращайте внимание на бренд и краш-тесты проводимые с защитой этой фирмы.

Вот видео демонстрирующее сравнительный краш-тест китайской поделки и японского бюджетного шлема marushin:

Бюджетный бренд популярный в России — Вега (Vega). Довольно хороший вариант за небольшие деньги:

Выбирая свой первый экип покупайте ТОЛЬКО в надежных магазинах, и перед покупкой поговорите с менеджерами и продавцами. Как правило сейлы в мото-магазинах имеют опыт и сами катаются не первый сезон.

Если вы еще не определились с классом первого мотоцикла то рекомендуем покупать интеграл, как самое универсальное решение для первого сезона.

Забота о жизни и собственном здоровье — отличие настоящего райдера от безумного экстремала. С каждым годом на горных склонах появляется все больше людей в шлемах, и это не может не радовать — здравый смысл торжествует. Давайте поговорим о том, как выбрать горнолыжный шлем и не пожалеть об этом во время катания.

Зачем нужен шлем?

Бытует миф, будто на склоне можно с легкостью обойтись теплой шапочкой или какой-нибудь каской. Это смертельно опасное заблуждение уже порядком надоело опытным спортсменам и инструкторам, которые без устали повторяют — шапки подойдут лишь для прогулок у базы отдыха и кафе .

Популярный горнолыжный шлем Atomic Redster wc из кевлара и стекловолокна. Унисекс, подходит женщинам и мужчинам

Горнолыжники и сноубордисты, любящие жизнь, не могут обойтись без прочного шлема. Только он спасет райдера от травм различной степени тяжести и запотевания масок. С последним, кстати, мы не ошиблись — шлем выполняет не только защитную функцию. Благодаря ему испарения не затуманят линзу и не заставят вас лишний раз останавливаться, если вы вдруг решите сдвинуть маску на бок.

ЗАПОМНИТЕ! Удар головой полученный в результате неловкого движения, может с легкостью привести не только к синяку, шишке или сотрясению. Статистика не врет: чаще всего именно небрежность становится причиной смерти на горнолыжном спуске. Следом за ней идут случайные столкновения с другими лыжниками или препятствиями.

Постепенно курорты обрастают списками правил, которые регламентируют не только поведение, но и внешний вид на склонах. Шлемы становятся обязательны в любом списке, ведь туристические страховщики все чаще отказывают в возмещении убытка из-за травмы, полученной без необходимой экипировки и защиты.

Да и причин НЕ носить шлем становится все меньше: цены на модельный ряд становятся ниже, а дизайн интереснее. Достойный шлем для занятия горными лыжами можно уже купить от 3 тысяч рублей.

Как меняется рынок?

Технологии все чаще поражают, а дизайнеры создают легкие и прочные модели самых разных видов и силуэтов. Временами попадаются совершенно удивительные вещи — например, горнолыжные шлемы от Casco лимитированной серии — они обделаны кристаллами Сваровски, чем не произведение искусства?

Такие характеристики, как терморегуляция, тоже ежегодно улучшаются. На сегодняшний момент при правильном выборе шлема, спортсмены начисто забывают о жаре и мокрых волосах.

Сейчас на рынке представлены более 20 серьезных компаний, предлагающих горнолыжное снаряжение. Все они ориентируются на разный достаток клиентов, но каждая проходит обязательную сертификацию (о которой мы написали в конце статьи). Оборудование обязано соответствовать стандартам, принятым в спортивном мире. Эти стандарты подразумевают всевозможные тесты, которые определяют сопротивляемость ударам.

Конечно, большой ассортимент сопряжен с муками выбора — ориентироваться на спортивном рынке, не имея соответствующего опыта, очень сложно. Среди разнообразия тяжело определить, что первично, а что вторично, особенно если консультант не может грамотно рассказать о том, как ведут себя товары на практике. Мы постарались облегчить этот процесс подбора шлема.

Конструкция шлема для горных лыж и сноуборда — какую выбрать?

Важно понимать, что представляет из себя строение шлема. Поэтому представьте: все изделия состоят из трех частей:

  1. Внешняя оболочка. Она, как правило, тонкая и жесткая. Ее функция — распределение энергии от возможного удара сразу по всей площади шлема. Именно оболочка защищает внутреннюю часть и череп от проникновения различных осколков. Такая скорлупа выполняется из высококачественной пластмассы или же в более дорогих моделях из кевлара и стекловолокна. Иногда встречается карбон. Все эти материалы определяют прочие характеристики горнолыжного шлема — его вес и прочность.
  2. Внутренняя оболочка. Она всегда мягкая, потому что именно внутренняя часть поглощает энергию от удара и защищает мозг от травмы. Качественная внутренняя подкладка должна быть сделана из полипропиленовой пены или пенополистирола.
  3. Подкладка — третья составляющая шлема. Она изготавливается из антибактериальных материалов повышенной прочности, что гарантирует комфорт и необходимый приток воздуха. Некоторые фирмы делают подкладку съемной, чтобы ее можно было время от времени стирать.

Вам стоит знать : при ударе полученная энергия равномерно распределиться по его площади и будет поглощена вспененным пластиком. Он, конечно, деформируется, но спасет вам жизнь.

Замена шлема при столкновении окажется мельчайшей бедой, тем более, что со временем его все равно придется поменять — каркас с годами теряет свои свойства и изнашивается. Многие производители настойчиво рекомендуют покупать новые изделия раз в несколько лет, чтобы быть уверенными в степени защиты.

На что обратить внимание при выборе горнолыжного шлема?

Оказавшись в магазине, новички горнолыжного спорта теряются от разнообразия и непонятных обозначений, поэтому вот небольшая памятка.

Вес шлема

Взрослому человеку будет тяжело кататься, если вес будет превышать 800 грамм, для ребенка цифра в два раза меньше — его предел 400 грамм. К большому сожалению, надежность изделия даже в современном мире зачастую прямо пропорциональна весу, поэтому цена на легкие изделия может зашкаливать.

Производители стараются не скупиться на материалах и использовать дорогие разработки, например карбон.

Форма

Условно все шлемы можно поделить на открытые и закрытые — первые удобны для катания по подготовленным склонам, а последние хороши для новичков и любителей экстрима.


Открытый мужской шлем для горных лыж Uvex P1us 2.0 с поворотным кольцом для регулировки размера. Стоимость от 6 тысяч рублей.

Закрытые модели в основном громоздкие, но надежные. Они нравятся тем, кто занимается скоростными спусками и слаломом. Закрытые шлемы спасают тех, кто часто падает, поэтому оказываются полезны любителям фрирайда и скикросса.

Уши

Они бывают жесткие и мягкие. Жесткие лучше спасают от падений, но опять же это всё условно. В первую очередь шлем с жёсткими ушами советуют выбирать для занятий , чтобы не получить палочкой от проезжающего мимо коллеги, а вот мягкие облюбовали сноубордисты.

Пригодится пост о том, чтобы не выколоть коллегам глаза или уши во время спуска.

Если только начинаете заниматься горнолыжным спортом, то выбирайте шлем с мягкими ушами — они дадут вам возможность слышать инструктора или же других участников катания. Мягкие уши очень любят сноубордисты, ведь у них лыжных палок нет.

Вентиляция


Этот показатель, вероятно, дастся тяжелее прочих — шлемы бывают с регулируемой и нерегулируемой вентиляцией, с внешней и внутренней, с целым набором вентиляционных отверстий и каналов. Тут вам придется положиться на профессионализм консультанта, который определит модель, отвечающую вашему стилю катания.

Важные характеристики снаряжения таковы. На всех современных шлемах присутствуют отверстия вентиляции, есть только некоторые детские модели, где не предусмотрено вентилирование воздуха, так как предполагается, что дети не будут долго кататься на горных лыжах и сильно потеть.

Отверстия могут открываться и закрываться специальным выключателем либо затыкаются резиновыми затычками. Затычки снимаются в зависимости от активности катания и погодных условиях на склоне.

Главное запомнить

Если вы много времени проводите на горнолыжной трассе, вам нужна система вентиляции, которую можно регулировать. С ее помощью вы сможете создать комфортные условия и сбережете собственное здоровье.

Крепление камеры

С каждым годом всё популярнее, а некоторые экземпляры шлемов могут включать и встроенную камеру. Лучше конечно первый вариант, когда есть возможность подсоединить свою камеру.

Шлем с креплением и экшн камерой GoPro

Встроенная аудиосистема

Некоторые шлемы оснащены встроенными динамиками, которые позволяют слушать музыку с телефона во время горнолыжного спуска. Работать могут через проводное подключение или bluetooth. Яркие представители: Bogner Flames и Salomon Ranger AIR.

Ещё пару слов о чехле для шлема и защитных дугах (чингарда).

Передняя защита придаст чувства безопасности, да и сохранит лицо и челюсть горнолыжника он серьёзных травм. В первую очередь выбирать этот аксессуар надо начинающим фрирайдерам и фанатам скоростного слалома. Крепится защитная дуга к шлему на четыре болта, главное чтобы он поддерживал такой апгрейд.

Регулировка объема: что регулировать, зачем и почему?

Одна из важнейших характеристик хорошего шлема — возможность регулировать его размер согласно собственным показателям . Защита должна максимально плотно сидеть на вашей голове, потому что иначе она не спасет вас при падении, а попросту слетит от малейшего удара.

лучшие посты
В горнолыжном спорте очень важно правильно подогнать размер экипировки, мы это обсуждали в статьи о том , а теперь акцентируем внимание на шлеме.

Форма человеческой головы уникальна и подобрать под нее шлем бывает непросто, однако это самая главная задача при покупке!
3 разновидности конструкций по регулированию размера:

  • Мягкие вставки (накладки), которые можно добавлять, либо убирать в зависимости от анатомических особенностей. Подобная система сейчас применяется только для бюджетных горнолыжных шлемов.
  • Так называемая регулируемая утяжка или кольцо — особая система, позволяющую подогнать внутреннюю часть шлема под окружность головы. Принцип работы прост — за счёт закручивания кольца стягиваются затяжки внутреннего шлема. Откручивая кольцо, соответственно расслабляется затяжка.
  • Система воздушной помпы (пневматическая регулировка), которая наполняет отдельно вынесенные резервуары воздухом. Помпа хороша за счет того, что дает мягкую и точную подгонку, но ее стоимость значительно выше конструкции с поворотным кольцом.

Застежка держащая горнолыжный шлем не должна мешать, давить на кадык, но при этом рот должен свободно открываться.

Как правильно носить шлем?
Кто в армии служил поймёт — высота должна быть два пальца над бровями или 2 см, вот идеальное расположение шлема на голове, которая даст максимальный обзор трассы по всем осям:

На что одевать?
Если тепло, то можно одевать просто на голову. Либо на подшлемник, который удобно к тому же стирать, в отличие от внутренних не съёмных подшлемников. Хотя чаще всего внутренняя оболочка снимается, тут всё зависит от конкретной модели. Отдельно стоит сказать, что сейчас в моду входят нашлемники для горнолыжных шлемов, это такие необычные "шапочки", которые надеваются сверху на шлем. Позволяют выделиться владельцу из толпы лыжников, создать свой неповторимый образ.

Шлем должен плотно облегать голову, но ни в коем случае не сдавливать ее. Надев на голову, потрясти, попрыгайте на пяточках. Если шлем не двигается, то всё хорошо, вы подобрали необходимый размер, если где-то болтается — идём выбирать и мерить дальше.

Таблица размеров горнолыжных шлемов

Нужен ли шлем для горных лыж с визором?
Преимущество современных моделей шлемов в том, что теперь, по аналогии с мотоциклетным спортом, в них добавляют визор — своеобразное «забрало», которое позволяет отказаться от горнолыжных масок и очков.

Визор предохраняет практически от всего — от снега, ветра, ультрафиолета. Его можно сдвинуть на лоб при необходимости, а можно опустить, наслаждаясь в полной мере катанием.

Плюсы такой защиты в лучшем обзоре и отсутствии ощущения инородного предмета на лице. К тому же он не запотевает и дает загару лечь ровно на лицо. Однако, минусы у шлема с визором тоже есть. Они хуже масок защищают от ветра во время спуска по трассе, под них может заносить снег на скорости.

Уход за горнолыжным шлемом

Помните, горнолыжный шлем требует бережного отношения и ухода. Мыть его можно мыльными растворами и теплой водой, съемные детали сушить в условиях комнатной температуры, избегая непосредственной близости с батареями и прочими источниками тепла.

Системы сертификации шлемов для лыж / сноубордов

На данный момент в мире существуют три распространённых стандарта, которым следуют лучшие производители. Если у выбираемого вами шлема этого нет, то стоит задуматься о его качестве и вообще о степени защиты.

  1. ASTM F 2040 : самый распространенный сертификат. Стандарт соответствия разработан в США и обеспечивает максимальную защиту для лыжника. Соответствующая наклейка должна быть во внутренней части шлема.
  2. CE EN 1077 : европейский сертификат для лыжных и сноубордических шлемов. Некоторые модели могут быть сертифицированы как по ASTM, так и по стандарту CE EN.
  3. Snell RS-98 : менее распространённый, но так же соответствует современным требования по безопасности.

Лучшие горнолыжные шлемы выпускают компании: Rossignol, Atomic, Casco, Cebe, Dainese, Salomon, Scott, Uvex .

Сам по себе факт ношения шлема (в отличие от закона, который обязывает тебя это делать!) вовсе НЕ связан с вопросом ущемления твоих гражданских прав — прежде всего он связан с вопросом твоей собственной безопасности!

Мотоциклисты, ратующие за отмену закона об обязательном ношении шлема, накладывают негативный отпечаток на все мотоциклетное движение в целом. У широкой общественности создается впечатление, что они исповедуют экстремистское поведение, и кажется, что буквально у каждого из них обязательно найдется близкий родственник или друг, который пострадал или даже погиб в ДТП с участием мотоциклистов именно из-за того, что в момент аварии был в шлеме.

А ведь несмотря на наличие такого закона, у тебя всегда есть возможность сделать свой выбор самостоятельно и при желании прокатиться без шлема. Последствия могут быть самыми разнообразными, в зависимости от расположения звезд на небе и твоей удачливости: безопасная поездка без особых приключений, штраф, синяк или царапина на голове, травма или полная потеря челюсти, носа, уха или глаза, травма шейного отдела или смерть. При поездке в шлеме, надо сказать, возможные последствия будут точно такими же, за тем лишь исключением, что твои ШАНСЫ заплатить штраф, получить синяк или царапину на голове, потерять часть лица, травмировать шею или погибнуть уменьшаются. Так что выбор у тебя есть всегда, независимо от наличия или отсутствия закона.

Но при обсуждении вопроса о необходимости ношения шлема существуют и такие точки зрения:

— Если при ДТП на тебе был шлем и ты получил травму, то можно ожидать, что это травма не головы, а скорее области шейного отдела позвоночника, то есть шлем в основном спасает голову, перенося силу удара на расположенные ниже незащищенные участки тела (значит, другими словами, шлем хорошо справляется со своими обязанностями, в которые, однако, не входит защита шейного отдела).

— Шлемы не так эффективны при защите от травм/смерти, как могли бы быть (понятно, что максимальной защитой обладает, скажем, 15-килограммовый глубоководный скафандр, но кто захочет таскать на себе такую тяжесть?)

Кое-кто считает, что шлем гарантирует настолько отличную и эффективную защиту, что теперь можно ездить настолько рискованно, как никогда бы не стал без него - но это все равно, что кликать беду.

Полагаю, вы уже примерно представляете мою реакцию на письмо, которое я получил от ассоциации A.I.M. (Aid to Injured Motorcyclists — «Помощь травмированным мотоциклистам»), чьим лозунгом является фраза «Знай свои права!». В этом письме цитировалась статья из газеты под названием «ОТМЕНЕН ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О НОШЕНИИ МОТОШЛЕМОВ».

Эта ассоциация не что иное как группа адвокатов, которая представляется как общество, выражающее мнение и чаяния всех мотоциклистов мира. (Несмотря на то, что они используют слово «всех», я уже сейчас на своем личном примере могу утверждать, что это заявление не соответствует действительности). Я вовсе не утверждаю, что они плохо выполняют свою работу с индивидуальными клиентами - это здесь не обсуждается. Я искренне полагаю, что их работа профессиональна и что они действительно исправно и регулярно оказывают реальную помощь мотоциклистам, пострадавшим в авариях. Но когда они делают себе РЕКЛАМУ, сообщая, что получили от компании-производителя шлемов компенсацию в размере 12 млн. долларов за дефект шлема, усугубивший последствия аварии, а потом используют это сообщение как своего рода аргумент в пользу того, что все законы касательно обязательного ношения шлемов необходимо отменить, то я начинаю сомневаться в их истинных целях. (Давайте посмотрим: человек получил серьезную травму, причем отчасти он обязан этим своему дефектному шлему, адвокат получает у производителя компенсацию за физические страдания в 12 млн. долл. [а «компенсация» в данном случае означает, что в реальности иск пострадавшего не был удовлетворен ни судьей, ни присяжными в его пользу, что автоматически говорит о том, что адвокат выполнял не такую уж и сложную работу], из них сам адвокат получает порядка 4 миллионов — или больше — лично себе при том, что сам не пострадал вообще никоим образом. Что ж, отличный стимул на будущее работать именно с такими прибыльными делами, не требующими особых умственных затрат.)

А как насчет еще одного случая САМОРЕКЛАМЫ, в которой эта ассоциация утверждает, что они подали групповой иск на 100 млн. долларов (!!!) от имени всех мотоциклистов, испытывающих необоснованное давление со стороны полицейских? В иске говорится о том, что некоторые офицеры полиции склонны применять меры воздействия к мотоциклистам на дискриминационной основе в зависимости от марки мотоцикла (вроде бы к байкерам на Харлеях они больше привязываются). Еще одна неплохая возможность заработать 33 миллиона, причем в этом случае физически пострадавших нет.

А теперь прикиньте, что подумает общественность про всех мотоциклистов, если этой ассоциации удастся выиграть это дело.

Ну да ладно, эта заметка собственно не о A.I.M., а о шлемах… В этой связи вспомним еще одну ассоциацию - ABATE (American Bikers Aimed Towards Education). Вначале они придерживались крайне экстремистских взглядов и говорили о том, что вопрос обязательного ношения шлемов их вообще не интересует. Сразу после образования организации они открыто заявляли о том, что они против ношения шлемов! Но совсем недавно мне довелось поговорить с Тони Пан Санфелипо, одним из лидеров ABATE, и я узнал, что с тех пор экстремистские взгляды ABATE перешли в несколько иную плоскость, и теперь они действительно выступают больше за права мотоциклистов - они уже не против ношения шлемов, а против любых законодательных актов, которые принуждают нас их носить.

Тем не менее ранние заявления этой ассоциации, однажды оставив у меня в голове четкое и однозначное впечатление об их принципах, не могли не оставить и соответствующего «наследства»: услышав тогда экстремистские тирады их лидеров - противников ношения шлема, я перестал вообще интересоваться работой этой организации и в течение многих лет не следил за их проектами. Теперь эти люди, казалось бы, ушли от экстремизма, но в какую сторону?

[Ниже мной приводится отрывок из статьи, написанной Тони Пан Санфелипо в марте 1994 г. и озаглавленной «Хватит непроверенных слухов о безопасности шлемов»:]

Спустя 22 года, которые я провел в борьбе с законом об обязательном ношении шлемов, я пришел к осознанию того, что мы в итоге боремся сами с собой, ведь многие из нас, сторонников этой борьбы, с готовностью признают, что шлемы действительно снижают риск получения травм и спасают жизни.

Будучи одним из основателей ассоциации ABATE, я хочу посмотреть на нынешнюю ситуацию именно с этого ракурса. Чтобы расставить все на свои места, я однозначно заявляю, что на стадии своего становления ABATE действительно стояла на позициях «против ношения шлемов». Не просто против этих законов, и не за свободу выбора (носить — не носить); мы были против самого их ношения. Могу лишь подтвердить слова наших людей из Висконсина, которые говорят, что мы были абсолютно против шлемов, равно как и против утверждения, что шлемы являются средством безопасности.

В качестве обоснования своих слов ABATE далее приводила такой аргумент: нельзя рекомендовать ношение устройства, которое предотвращает одни увечья и одновременно является причиной возникновения других. То есть, по их мнению, если шлем надежно защитил тебя от сильной травмы головы, то скорее всего тебя ждет не менее сильная травма шеи. Так стоит ли менять шило на мыло, спрашивали они.

Эти утверждения настолько очевидно нелогичны, что без угрызений совести их сложно приводить в нормальной интеллигентной аудитории. Ведь КАЖДЫЙ из нас неоднократно слышал или видел аварии мотоциклистов в шлемах, при которых водители нисколько не пострадали. К тому же для повреждения мозга достаточно силы удара куда меньшей, чем для повреждения шеи. При случайном падении с мотоцикла, находящемся в статичном состоянии, и ударе затылком (без шлема) о землю, у тебя есть ВСЕ шансы вышибить мозги, несмотря на то, что высота падения будет при этом составлять около 1.2 метра, и в результате ты поимеешь частичную или полную потерю трудоспособности или просто помрешь на месте. Но твоя шея останется невредимой (хотя и при таком падении в статике, но если при этом удариться не затылком, травма шеи вполне возможна).

Факты говорят о том, что вспененный пластичный материал внутри шлема способен эффективно и более равномерно распределять нагрузку от удара по большой части поверхности черепа, вместо того, чтобы травмировать небольшой участок головы локальным ударом. Именно так снижается вероятность разрыва тканей мозга при использовании шлема.

Совершенно очевидно, что твердая внешняя поверхность шлема надежно защищает мотоциклиста от большинства мелких летящих предметов, но это вовсе не значит, что если камень или кусок покрышки попадет тебе в шлем, ты получишь травму шеи в результате ношения шлема.

Шлемы-интегралы защищают челюсти и зубы намного лучше, чем открытые шлемы типа 3/4 и 1/2. У тебя есть право решать, какой тип шлема выбрать, а может не выбирать вообще и решить ездить без него. В большинстве штатов, надо сказать, при езде на мотоциклах законом разрешается даже ношение велосипедных шлемов. Не думаю, что лидеры ABATE станут утверждать, что велосипедные шлемы опасны, потому что провоцируют травмы шейного отдела… (Хотя кто их знает, учитывая их экстремистское поведение…)

В любом случае, даже если ты сам лично против ношения мотошлема, разрешил бы ты своему 8-летнему ребенку сесть на мотоцикл позади тебя без шлема? Ах нет? А почему? Потому что таков закон, или потому что ты хочешь получше защитить его? Так почему же его безопасность должна отличаться от твоей собственной?

Свобода выбора? Но в этом случае — не для твоего ребенка, так?

В заключение хочу заметить, что в данной заметке обсуждается скорее вопрос безопасности, а не гражданских прав. Я не призываю к тому, чтобы люди не участвовали в борьбе за свои законные права или против антинародного законотворчества, но это совершенно другая тема, которая здесь не поднимается. В заключение замечу, что ассоциации типа ABATE или AMA являются организаторами других нужных и полезных начинаний и проектов, связанных с развитием мотоциклетного движения.

Сегодняшнее дорожное движение включает в себя плохое качество трасс и низкую культуру вождения, что заставляет автолюбителей задуматься о своей безопасности.

Зачем нужен шлем

Последние показатели ДТП с участием мотоциклов или мопедов растут с геометрической прогрессией. Тем не менее езда на этих видах транспорта становится всё популярнее среди молодых людей и автомобилистов, желающих избежать длинных пробок.

Выбирая мотоцикл для передвижения по городу, вы получаете свободу движения и экстрим, связанный с повышенной опасностью. Поэтому стоит позаботиться о защите и приобрести мотоциклетный шлем.

Так как именно он является самым надёжным способом защиты от различных повреждений головы, к его выбору следует отнестись со всей серьёзностью. Чтобы правильно подобрать мотоциклетный шлем, рассмотрим для начала его конструкцию.

Как устроены мотошлемы

Они изготавливаются по одному и тому же принципу и состоят из:

  • визора - специальное стекло, предотвращающее попадание в глаза различных предметов и насекомых;
  • внутренней прослойки - рассредоточивает энергию, которая не поглощается скорлупой, и гасит её;
  • скорлупы - внешняя оболочка, которая защищает голову от повреждений;
  • подушечек и ремня - предназначены для фиксирования шлема.

Внешняя оболочка, или, как называют её в народе, скорлупа, может быть двух видов:

  • литая - изготавливаемая под давлением из пластика, такого как полиэтилен и полиамиды;
  • клееная - состоящая из стеклопластика, полимерных или карбоновых волокон.

Мотоциклетный шлем, изготовленный из клееного стеклопластика, обладает высокой прочностью и надёжностью. Но в то же время это один из дорогих видов, так как слои из высокопрочной ткани зачастую проклеиваются вручную. Как правило, такие шлемы в несколько раз тяжелее литых.

Простая технология производства такой защиты делает ее сравнительно дешёвой. Она легче и компактнее, но не долговечна.

Внешняя сторона шлема покрывается особыми красками и лаком для защиты материала от разрушений.

Изнутри мотоциклетный шлем покрывают полистиролом. Именно он помогает смягчить удар при падении. Стоит отметить, что после этого внутренняя оболочка деформируется и в исходное состояние уже не возвращается. С каждым ударом снижаются защитные свойства, поэтому рекомендуется после этого сменить шлем, даже если нет видимых трещин.

Чтобы ношение защиты не причиняло дискомфорт, а вентиляция хорошо функционировала, внутреннюю сторону шлема обшивают специальной подкладкой. Изготавливается она из мягкого гипоаллергенного материала. При необходимости её можно отстегнуть и почистить.

Виды мотоциклетных шлемов

Сегодня существует большое разнообразие защитной экипировки для мотоциклов и скутеров. Выбрать подходящую модель не составит трудностей. Наиболее распространены следующие виды:

  1. Он способен обеспечить мотоциклисту максимальную защиту, обладает высокими аэродинамичными свойствами. Минусом данной модели считается недостаток вентиляции в жаркую погоду.
  2. Открытый. Этот вид мотоциклетного шлема покрывает голову лишь наполовину, тем самым обеспечивая минимальную защиту на больших скоростях. Небольшой плюс данной модели заключается в том, что в нём можно есть, пить и разговаривать.
  3. Кроссовый больше подходит для перегонов. По своей конструкции напоминает шлем-интеграл. Имеет вытянутую нижнюю часть, что гарантирует высокую безопасность и вентиляцию. А также он оснащён козырьком, который превосходно защищает от грязи и солнца. Однако отсутствует визор, поэтому шлем продаётся со специальными очками.
  4. Шлем-модуляр. Главной особенностью данной модели является ее передняя часть, которую можно откидывать. Это делает шлем практичным, так как не нужно его снимать на остановках, чтобы закурить или попить.

Выбор размера

Размеры шлемов мотоциклетных, как правило, универсальны для всех видов. Поэтому для выбора подходящего следует замерить окружность головы. Для этого нужно сантиметр расположить чуть выше бровей. Чтобы максимально точно замерить окружность, процедуру лучше произвести несколько раз.

Придя в магазин и выбрав подходящую модель, обязательно примерьте её, застегнув все застёжки. Шлем должен плотно сидеть на голове, но при этом не давить и не болтаться. После того как все застёжки зафиксированы, резко поверните голову сначала в одну сторону, затем в другую. Если присутствует скольжение, то замените его на модель меньшего размера. Если вы свободно его снимаете или затылочная часть головы не соприкасается со шлемом, то это также свидетельствует о большом размере.

Чтобы окончательно убедиться в своём выборе, находитесь в шлеме не меньше 5 минут, оцените все удобства ношения и углы обзора.

Обзор производителей

На основании собранных отзывов можно с уверенностью сказать, что лучшие мотошлемы выпускаются такими компаниями как:

  • AGV - итальянский производитель, продукция которого сочетает в себе высокое качество и приемлемые цены.
  • Arai - японская компания, не нуждающаяся в представлении. Шлемами данного производителя пользуются самые известные пилоты мотогонок.
  • Nolan - итальянская фирма, выпускающая под своим брендом как дорогостоящие мотошлемы, так и бюджетные.
  • Shoei - японская компания, занимающаяся производством подобной защиты с 1959 года. Большое количество поклонников говорит о высоком качестве данной продукции.

Цена мотоциклетных шлемов

При выборе любой продукции цена играет важную роль. И рассматриваемая защита не исключение. Чтобы купить качественный мотоциклетный шлем, цена на него должна быть не ниже 170 $. За эти деньги вам предложат модель из дорогих материалов, с двухслойным визором и хорошей вентиляцией. Более бюджетный вариант можно приобрести за 50-130 $. Шлемы, оформленные по индивидуальному заказу, обойдутся мотоциклисту порядка 350-400 $. В эту сумму входит дизайнерское оформление. А вот шлемы, предназначенные для гонок, премиум-класса стоят не меньше 500 $.

Давайте взвесим все “за” и “против” ношения этого почти обязательного аттрибута велосипедистов.

При покупке велосипеда продавцы обязательно поведут вас к стенду о шлемах и будут очень настойчиво доказывать, что шлем – самая обязательная покупка. И что опытные велосипедисты покупают сначала шлем, а уж потом – велосипед. А опытный друг напугает вас очень страшными историями о том, что случится с вами, если вы будете ездить без шлема. Если при этом вы упомянете, что собираетесь ездить по городу или просто оживленным дорогам – то пиши пропало. Без шлема не выпустят. А ведь он стоит не самых малых денег.

Давайте построим дальнейший разговор в виде вопросов и ответов. Вероятно, так вам будет проще найти нужную информацию. Итак:

Шлем спасет мне жизнь?

Точный и однозначный ответ можно дать лишь в случае, если вы попадаете в полностью прогнозируемую аварию. Или специально падаете с байка. Понятно, что во многих авариях или просто несчастных случаях шлем ощутимо увеличивает вашы шансы если не избежать травмы, то по крайней мере сильно уменьшить её последствия. Но все аварии разные. Поэтому гадать можно долго и нудно, чем мы не будем заниматься.

В действительности стоит помнить о двух вещах. Смертельных случаев случается мало. И как правило, причиной аварии становится автомобиль, который двигается со скоростью, значительно превышающую скорость велосипедиста. О том, что может сделать шлем в таких случаях, мы распишем ниже.

Резюмируя – если вашей жизни действительно угрожает опасность, то шлем лишь немного увеличит ваши шансы выжить.

Обязательно ли надевать шлем?

Согласно украинскому законодательству, нет. Поэтому решать полностью вам. Конечно, есть много аргументов “за” и “против”, но мы не будем насильно вас толкать к какому-то из них. Почитайте, посмотрите видео с авариями, послушайте своих более опытных друзей или знакомых.

Единственный случай, когда шлем надевать обязательно, – это если вы едете на организированную поездку. Как правило, орги любят перестраховаться и определяют наличие шлема как самое обязательное условие. Более того, если вы приедете на старт без шлема, развернут вас домой.

Что может сделать шлем?

Взяв в руки велосипедный шлем, вы обнаружите на нем стикеры, которые сообщат о соответствии каким-то стандартам. Большинство, увидев подобную маркировку, сразу вынут кошелек, дабы купить заветный акссесуар. Но давайте разберемся, как именно тестируют велошлемы.

Формулировка международного стандарта безопасности гласит: “Велосипедные шлемы разрабатываются только для противостояния эквиваленту падения велосипедиста средней комплекции, едущем со скоростью 15 км/ч на неподвижный плоский объект с высоты до 1 метра”. Иными словами, это соответствует простому падению с байка на дорогу при небольшой скорости.

Поэтому не мечтайте о какой-то серьезной защите.

Важен ли размер?

Многие говорят, что нет, а важно уметь пользоваться. Оставим это для диванных философов, а сами разберемся с базовыми принципами работы шлема.

Велосипедные шлемы производятся из полистирола, такого же, который служит для производства пластиковых чашек. Полистирол имеет твердую структуру и может служить материалом для изделий практически любой формы. Несмотря на жесткость, материал легко повреждается, потому что содержит огромное количество маленьких воздушных пузырьков – полостей. При ударе полости легко лопаются и поглощают энергию от удара. Любой движущийся объект обладает энергией. Для остановки объекта эта кинетическая энергия должна быть превращена в другие виды энергии, как, например, тепло или звук. Или же должна измениться структура движущегося объекта. Современные автомобили оборудованы специальными «сминающимися зонами»: передняя часть разрабатывается так, чтобы при ударе согнуться, поглотить порцию энергии удара и тем самым остановить автомобиль, чтобы избежать сильных повреждений у водителя и пассажиров.

Велосипедные шлемы имеют подобный принцип действия – полистирол является «сминающейся зоной», уменьшая повреждение черепа. Шлем первым войдет в контакт с зоной удара и остановит движение. Однако при сильном ударе он просто не сможет поглотить всю энергию за малое время удара. При этом голова бьется о полистирол – это больно при сильном ударе, но гораздо безопаснее прямого удара об асфальт или машину. Череп в свою очередь является «шлемом» для мозга. Сотрясение мозга случается, когда удар слишком силен, чтобы быть поглощенным шлемом, т.е когда череп должен поглотить слишком много энергии.

Максимальное количество энергии от удара поглощается при участии всей поверхности шлема, однако на практике площадь удара не очень большая. Если посмотреть на современное тестирование пассивной системы безопасности автомобиля, то мы увидим, что имитируется удар только на половину «сминающейся зоны». Такой удар гораздо более реалистичен. Велосипедные шлемы тестируются подобным образом – удар приходится не на всю поверхность шлема, а только на ее часть. Поэтому чем плотнее прилегает шлем к голове, тем в большей безопасности вы находитесь.

Один шлем стоит 250 грн, а второй 3500 грн. В чем разница?

И ведь правда, стандарт безопасности для всех один и тот же. Зачем тогда платить больше?

Во-первых, шлемы отличаются по комфорту ношения, в дорогих – более продуманная система крепления, а значит, даже проездив день, вы не будете ощущать тяжесть над темечком. Во-вторых, шлемы отличаются вентиляцией. В дорогих она лучше продумана, на передних отверстиях есть специальная сетка (чтобы не так сильно дуло ветром и не залетали мелкие насекомые), а некоторые еще и могут закрывать часть отверстий. В-третьих, дорогие шлемы имеют страховку (вам заменят шлем при некоторых повреждениях) и лучше тестируются. Ну, и конечно, имеют более высокое качество изготовления.

Так что же в результате: стоит ли надевать шлем?

Как вы могли прочитать выше, шлем не спасет от серьезных травм. Поэтому надевая его, не переоценивайте себя и свои возможности. Но в тоже время шлем может сделать поздку комфортнее. Голова в нем хорошо продувается, солнце не жжет, дождь не мочит (как бы странно это ни звучало). Да и часть водителей на дороге будут относиться к вам с большим уважением. А только это уже стоит того, чтобы приобрести шлем. Хотя, конечно, выбор только за вами!

  • , 16 Апр 2015