Танкер химовоз. Формула полезной модели

В соответствии с главой IIIBCCODE" Живучесть судна и расположение грузовых емкостей", танкера-химовозы классифицируются:

    суда типа Один - предназначены для перевозки грузов из главы XVII, представляющих наибольшую опасность для окружающей среды и человека и требуют принятия максимальных мер для исключения утечки такого груза.

    суда типа Два - предназначены для перевозки груза из главы XVII, представляющие значительную опасность для окружающей среды и человека, требуют принятия существенных предупредительных мер для исключения утечки такого груза.

    судно типа Три - предназначено для перевозки грузов из главы XVII, представляющих незначительную опасность для окружающей среды и здоровья человека, требуют умеренных предупредительных мер.

3. Конструкция танкеров-химовозов.

Грузовые танки отделяются от служебных помещений на баке и жилых помещений на корме коффердамами. Площадь палубы от коффердама до коффердама, включая и коффердамы, называется грузовой зоной. По конструктивной защите грузовой зоны химовозы подразделяются на 3 типа: 1, 2, 3. Тип 1 имеет двойные борта и днища – на случай столкновения или посадки на скалистый грунт. Расстояние от борта до грузового танка должно быть 11,5 м или ширина/5 – что меньше. Высота танков двойного дна должна быть 6 мили ширина/15 – что меньше. Химовозы типа 1 предназначены для перевозки самых опасных по токсичному воздействию грузов -как наиболее серьезная угроза - и для грузов с температурой воспламенения менее 65°С или у которых диапазон воспламенения (ВПВ минус НПВ) равен или более 50% (по объему). Тип 2 тоже имеет двойные борта и днище, но расстояние от борта до танка – не менее 760 мм, а танки двойного дна - как у типа 1: 6 м или ширина/15. Химовозы типа 2 предназначены для перевозки грузов, имеющих серьезные угрозы: 1) по токсичности: LD50 равно или менее 300 мг/кг (при пероральном воздействии на крыс), LD50 равно или менее 600 мг/кг (при кожном воздействии на кроликов), LC50 равно или менее 1000 ppm за 1 час (при ингаляционном воздействии на крыс); 2) по воспламеняемости: грузов с температурой воспламенения менее 200°С или грузов, у которых диапазон воспламенения (ВПВ минус НПВ) равен или более 40% (об.). Тип 3 не имеет двойных бортов и днища – достаточно одной продольной переборки. Все другие жидкости, отвечающие критериям оценки веществ согласно минимальных требований Главы 17 Кодекса IBC, перевозятся на химовозах типа 3.

4. Классификация грузовых танков.

Согласно IVглавыIBCCode, грузовые танки классифицируются:

    автономные (вкладные) - "1" - грузовой танк, оболочка которого не входит в состав корпуса судна.

    встроенные грузовые танки -"2"- грузовые танки, являющиеся частью корпуса и воспринимающие те же самые нагрузки, что и корпус судна.

    напорные танки - "G"- поддерживают давление до 0,7 бар, могут быть встроенные и автономные.

    прочные танки - "P"- давление от 0,7 бар, могут быть автономными.

Танки, предназначенные для перевозки грузов, требующих определенные температурные режимы, должны быть определены специальными системами для поддержания этих режимов.

Танки для несовместимых грузов должны быть отделены друг от друга коффердамами или танками для совместимых грузов.

Химовоз (англ. Chemical tanker) - грузовое судно торгового флота, предназначенное для перевозки химикалий (кислот, и пр.), опасных как для людей, так и окружающей среды. К химовозам также относятся нефтяные танкера, когда они перевозят полностью или частично вредные жидкие вещества наливом. Этот тип танкеров является комбинированным (Oil/Chemical tankers).


Химовоз «Stolt Innovation», дедвейтом 36896 т. компании Stolt-Nielsen

Согласно кодекса МКХ (IBC Code) - по конструктивной защите грузовой части судна химовозы делятся на три типа:
- Тип 1 оборудован двойными бортами и дном - на случай аварийной ситуации (столкновения либо посадки судна на скалистый грунт).

Химовозы первого типа используются для транспортировки наиболее опасных по токсичному воздействию грузов, температура воспламенения которых составляет менее 65 град. Цельсия либо диапазон воспламенения которых более пятидесяти процентов по объему.

Химовозы Типа 2 предназначены для перевозки грузов имеющих серьезные угрозы по токсичности и воспламеняемости. Эти суда также имеют двойной борт и двойное дно.

Химовозы Типа 3 предназначены для перевозки наименее опасных, среди возможных химических грузов*. Эти суда не имеют двойных бортов и днища - достаточно одной продольной переборки.

Химовоз « Bow Pioneer», дедвейтом 75 000 т. Норвежской компании Odfjell


Исходя из дедвейта химовозы можно разделить на следующие категории:

Inland Chemical Tankers - 500 - 4000 т (речные химовозы, для внутренних водных путей)
- Coastal Chemical Tankers (short sea tankers) - 3000 - 10000 т. (прибрежного и морского плавания)
- Deep Sea Tankers - 10000 - 75000 т. (дальнего плавния)

Все химовозы снабжены контрольно-измерительными системами, которые включают аппаратуру для измерения температуры, давления и уровня груза в танках, газоанализаторы, а также устройства для взятия проб груза и др. Также они оборудованы системой подогрева танков для возможности поддержания определенной вязкости для некоторых типов груза. Как правило, подогрев осуществляется путем пропускания пара под давлением через специальные системы трубопроводов из нержавеющей стали в грузовых танках.

На большинстве химовозов каждый из танков имеет свой грузовой насос и независимую систему трубопроводов, что позволяет загружать в разные танки различные типы грузов.

Строятся химовозы преимущественно в Японии, Южной Корее и Китае. Также судостроительные компании, специализирующиеся на этом типе судов есть в Турции, Италии, Германии и Польше. Однако все-таки химовозы Японской постройки преобладают, в связи с использованием японцами передовых технологий по высокоточной сварке нержавеющей стали, из которой создаются грузовые танки для газовозов.

К крупнейшим компаниям - операторам химовозного флота относятся такие компании как Stolt-Nielsen, Odfjell, Navig8 и Mitsui O.S.K. Lines.

* Перечень опасных грузов, которые могут перевозится на химовозах перечислен в 17-й главе кодекса МКХ (англ. IBC Code).

Серия из пяти танкеров-химовозов проекта RST27М будет заводом «Красное Сормово» (входит в АО «Объединенная судостроительная корпорация») по заказу «Государственная транспортная лизинговая компания» (ГТЛК), с которой в январе 2017 года был заключен контракт. Суда данной серии будут переданы судоходной компании «БФ Танкер».

Проект RST27M разработан Морским Инженерным Бюро.

В сравнении с танкер-химовоз нового проекта RST27M имеет усиленную морскую функцию: при максимальной осадке 4,60 метра проектный дедвейт 7875 тонн (у проекта RST27 - проектный дедвейт 6980 тонн), что больше на 895 тонн; объем грузовых цистерн рассчитан на перевозку сортов нефти Каспийского региона и увеличен за счет увеличения высоты тронка до 8970 м³ (у RST27 - 8100 м³), то есть на 870 м³; три сорта груза (на RST27 два сорта груза).

Класс Российского Морского Регистра Судоходства - KM Ice1 R2 AUT1-ICS VCS ECO-S OMBO Oil tanker /Chemical tanker type 2 (ESP).

Как и другие танкеры смешанного плавания Морского Инженерного Бюро, суда проекта RST27M используют в качестве единых средств движения и управления полноповоротные винто-рулевые колонки, имеют развитый тронк, применяют грузовые погружные насосы, у них отсутствуют продольная переборка в ДП и набор в грузовых танках.

Суда проекта RST27M удовлетворяют габаритам Волго-Донского судоходного канала и Волго-Балтийского пути. Габаритная длина составляет 140,85 метра, ширина 16,6 метра, высота борта 6,0 метра. Относятся к танкерам «Волго-Дон макс» класса.

При проектировании учтены специальные требования российских и мировых нефтяных компаний, дополнительные экологические ограничения класса Российского морского Регистра судоходства «ЭКО ПРОЕКТ» (ECO-S).

Судно предназначено для перевозки нефти и нефтепродуктов плотностью от 0,7 до 1,015 т/м³, а также вредных жидких веществ наливом, в том числе требующих подогрева до температуры 60°С, без ограничения по температуре вспышки.

В одном рейсе обеспечивается перевозка трех сортов груза.

Помимо нефти и нефтепродуктов, судно может перевозить расширенный перечень других наливных грузов: масло касторовое; масло какао; масло кокосовое; масло кукурузное; масло хлопковое; масло арахисовое; масло ореха «бассия»; масло льняное; масло из косточек манго; масло оливковое; масло пальмоядровое; олеин пальмоядровый; стеарин пальмоядровый; масла пальмового средняя фракция; масло пальмовое; олеин пальмовый; стеарин пальмовый; масло рапсовое; масло рисовое; масло сафлоровое; масляного дерева масло; масло соевое; масло подсолнечное; масло тунговое; спирт метиловый; эфир трет-бутиловый метила; эфир трет-бутиловый этила; этиленгликоль; растворы лигносульфоната кальция; этилацетат; гексан (все изомеры); октанол (все изомеры); раствор гидроксида натрия; толуол; раствор нитрата карбамида/аммония; ксилолы; ацетон; спирт этиловый; спирт изопропиловый; диэтиленгликоль; глицерин.

Вместимость шести грузовых танков и двух отстойных танков при 98% заполнении - 8970 м³, дедвейт в море (по проекту) - 7875 тонны при осадке 4,60 метра, в реке при осадке 3,60 метра (по проекту) - 5337 тонн, скорость в эксплуатации - 10,5 узлов.

Не смотря на некоторое увеличение массы судна порожнем, проектный дедвейт в реке сохранился практически такой же как на RST27 (5337 тонн на RST27M против 5378 тонн на RST27), поэтому традиционные задачи на внутренних водных путях новые суда будут решать не хуже знаменитого исходного проекта RST27.

Грузовая система выполнена под одновременную перевозку трех сортов груза, производительность грузовых насосов - 6 х 200 м³/час. Установлено два вспомогательных паровых котла производительностью по 2,5 т/ч и два утилизационных паровых котла производительностью по 0,45 т/ч.

Система подогрева обеспечивает поддержание температуры перевозимого груза во время рейса 60°C (при температуре наружного воздуха -23°C), а также подогрев груза от 50 до 60°C за 48 часов (для нефтепродуктов). Система подогрева обеспечивает поддержание температуры перевозимого груза во время рейса 45°C (при температуре наружного воздуха -23°C), а также подогрев груза от 45 до 65°C за 96 часов (для растительных масел).

В качестве главных двигателей используются два среднеоборотных дизеля мощностью по 1200 кВт, работающие на тяжелом топливе вязкостью IFO380. Подруливающее устройство - 230 кВт.

Электростанция состоит из трех дизель-генераторов по 296 кВт и аварийно-стояночного дизель-генератора 136 кВт.

Экипаж - 12 человек, мест - 14 + лоцман. Автономность (в море / в реке) - 20 / 12 сут.

Головной танкер-химовоз «Балт Флот 16» проекта RST27М (строительный номер 02022): 25 января 2017 года. 21 июля спуск на воду. 21 июля на воду. Крестной матерью судна стала главный бухгалтер компании «БФ Танкер» Ксения Соколова. 06 сентября приема-передачи судна. По сообщению от 03 октября заказчику.

Второй танкер-химовоз «Балт Флот 17» проекта RST27М: 08 сентября 2017 года состоялась спуска на воду. Крестная мать судна Наталья Дунец, менеджер управления морских и речных перевозок ПАО «НК Роснефть», разбила традиционную бутылку шампанского о борт химовоза. 13 октября был подписан акт передачи.

Третий танкер-химовоз «Балт Флот 18» проекта RST27М: 23 октября 2017 года спущен на воду. 23 октября на воду. Крестной матерью судна стала Александра Азова, член правления благотворительного фонда и попечительского совета, меценат проекта сооружения храма Преподобного Сергия Радонежского памяти моряков, погибших в водах Балтийского моря в городе Палдиски (Эстония), которая разбила бутылку шампанского о борт химовоза под аплодисменты присутствующих. 28 ноября заказчику - судоходной компании «БФ Танкер».

Четвертый танкер-химовоз «Балт Флот 19» проекта RST27М: Спуск на воду в декабре 2017 года. 22 декабря 2017 года на воду. 03 мая 2018 года заказчику - судоходной компании «БФ Танкер». Порт приписки – «Большой порт Санкт-Петербург».

Пятый танкер-химовоз «Балт Флот 20» проекта RST27М: 22 февраля 2018 года на воду. Компания «Морская Техника» сепаратор нефтесодержащих вод RWO и станцию очистки сточных вод Evac. 07 мая заказчику - судоходной компании «БФ Танкер». Порт приписки – «Большой порт Санкт-Петербург».