Зимние тесты дизельного топлива: готовы ли АЗС? Про дизельное топливо.

- У нас зимой в кедах даже студенты не ходят!

Почтальон Печкин

Вместо пролога

В пластмассовую канистру? Нет, нельзя!

Мы были к этому готовы. Вручили заправщику вместо пластиковой канистры металлическую, а сами пошли беседовать с начальством: если запрещают наливать в пластик, то почему торгуют пластиковыми канистрами?

Местный начальник оказался сдержанным. Мол, торгуем, но эти канистры предназначены только для хранения. Кто запретил? Нам показывают документ: Правила технической эксплуатации автозаправочных станций РД 153-39.2-080-01 (в редакции приказа Минэнерго РФ от 17 июня 2003 года № 226). Введены в действие 1 ноября 2001 года. Тогда какой-то функционер из-за якобы электризации пластика действительно запретил «выдачу нефтепродуктов в пластиковую и стеклянную тару». И неведомо ему, что давным-давно делают из пластмассы. Причем и для заправки бензином, не говоря уже о дизельном топливе. Ведь солярку просто так не поджечь, даже если очень постараться. И кто дал указание вытащить из нафталина это странное распоряжение?

Более того, тот же заправщик подбежал к нам и… самолично помог перелить заправленную солярку из металлической канистры в пластиковую! Ведь в приказе не сказано, что этого делать нельзя. Еще одно доказательство того, что Россия непобедима!

Ладно, будем считать это прологом нашей экспертизы. Проверим, что ждет владельцев дизельных машин, заправившихся в начале зимы (пробы мы брали в середине декабря). Причем специально выискивать откровенный «левак» не будем - прокатимся вдоль федеральной трассы на юг от столицы и соберем дизтопливо с .

Справочники для пятиклассников

Никаких топливных проблем на территории России с 1 января 2016 года быть не должно по определению. Мы уже рассказывали, что Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 013/2011 повелел исключительно топливо класса К5. А разве «пятиклассники» могут замерзнуть? К тому же дизелеводов оберегают сразу четыре нормативных документа: по ГОСТ Р 52368 и ГОСТ 32511 выпускают дизтоплива Евро, по ГОСТ Р 55475 - топлива для холодного и арктического климата, по ГОСТ 305 - остальные.

Однако… Пусть в отеле хоть пять парикмахерских на каждом этаже - это не сделает его пятизвездочным. Так и здесь. Требования к зимним соляркам есть, но кто мешает продавцу торговать чем-то попроще? Громкие фразы про сезонность применения топлива у нас носят рекомендательный характер.

Проверим, замерзает ли топливо «пятого класса». Для справки: температура помутнения зимней солярки для умеренной климатической зоны должна быть не выше -22 ºС. А потому ни одно из купленных дизтоплив не имеет ни малейшего права потерять прозрачность даже в обычном морозильнике, а тем более - замерзнуть.

Приходилось ли вам сталкиваться с замерзающим дизтопливом?

(Данные , который проводился на сайте www..)

НАША СПРАВКА

Все дизтоплива мы закупали в середине декабря 2016 года.

Низкотемпературные свойства дизтоплива определяются тремя температурами - помутнения, застывания и предельной фильтруемости.

Температура помутнения характеризует точку начала кристаллизации парафинов, входящих в состав топлива.

Температура предельной фильтруемости указывает на температурный порог работоспособности двигателя. При температуре ниже этой фильтры топливной системы перестают пропускать топливо.

Температура застывания - температура, при которой топливо теряет подвижность; обычно ниже температуры предельной фильтруемости на 5–7 ºС.

Из жидкого в твердое

Мы посетили 17 заправочных станций. Не в честь наступившего года - так случайно получилось. Однако «взятие зимнего» все-таки породило смуту в умах: вместо сплошных плюсиков наша таблица запестрела минусами. На половине из купленных солярок в Великий Устюг не доехать!

Разброс цен сумасшедший: от 28 рублей на 106‑м километре Симферопольской трассы до 36 рублей 92 копеек на расположенной поблизости заправке Лукойла.

Нужно признать, что никто из акул рынка в бытовом морозильнике не потонул. Идеальной оказалась солярка Shell, которая при -30 ºС даже не помутнела. Роснефть и ВР выступили нормально, но при -30 ºС эти дизтоплива все-таки немного потеряли прозрачность. То же относится к Лукойлу: при максимальном охлаждении солярка сохранила работоспособность, хотя и немного помутнела.

На каждой АЗС мы оформили протокол взятия пробы. С фотосъемкой кое-где возникали проблемы: к примеру, на месте забора одного из образцов на нас набросилась работница заправки: мол, кто разрешил фотографировать частную собственность? Ее беспокойство, впрочем, вполне объяснимо: взятое там «зимнее ДТ» на морозе быстро превратилось в булыжник. Чтобы это не произошло в баке вашего автомобиля, вновь повторяем: заезжайте только на АЗС проверенных брендов.

Остальное - лотерея, и далеко не беспро­игрышная. И еще совет: в период массового перехода АЗС с летней солярки на зимнюю, если , во время заправки заливайте в бак для подстраховки антигель. Тогда морозным утром гарантированно заведете двигатель.

Итоги нашей проверки мы свели в таблицу. Примечательно, что на всех АЗС, которые мы посетили, были доступны паспорта качества на продаваемые дизтоплива.

Наш эксперимент может воспроизвести каждый желающий в любом регионе страны. Залейте подозрительное ДТ в подходящий стаканчик (закрытый, конечно же, - запах-то не самый приятный) и определите до утра в морозильную камеру. Замерзнет - пришлите нам фото (того, во что превратилась солярка) и координаты АЗС. 

Данные опубликуем на сайте, чтобы оградить других автолюбителей от плохого топлива. В одиночку мы не в состоянии проверить АЗС по всей стране, а вместе с вами - справимся.

Вместо эпилога

Выводов мы сделали несколько. Во‑первых, на нашем топливном рынке по-прежнему анархия. Если в Германии водитель спокойно заправляется на любой АЗС, то у нас так поступать просто неразумно. Особенно зимой, особенно на дизельной машине.

Во‑вторых, нужно шарахаться от АЗС с неожиданно низкими ценами. Зимой экспериментировать с топливом - себе дороже.

В‑третьих, не слушайте тех, кто кивает на потепления. Дескать, сегодня всего минус десять, так что и летняя солярка сойдет. А если ночью мороз? А если нужно ехать за город? Или того дальше, например в Великий Устюг? Зимой нужно заливать только зимнее дизтопливо - не надеясь на авось.

Требования к дизельным топливам согласно ГОСТ Р 55475

Результаты испытаний ДТ при отрицательных температурах

Место и время заправки (по чеку) Обозначение топлива (по чеку) Цена на момент закупки, руб. Температура, ºС Комментарии
˗20 ˗25 ˗30
ООО «Шелл нефть», АЗС 11072, Варшавское шоссе, 206а, с. 1 ДТ-З-К5 36,19 + + + прозрачная, как вода, жидкость
АО «РН-Москва», Варшавское шоссе, вл. 266, стр. 1 (ВР) ДТ ULT-З-К5 36,19 + + +
ООО «Саган», МАЗС № 2, Симферопольское шоссе, 9 ДТ-Е-К5 35,18 + +/˗ ˗/+ при ˗30 ºС жидкость расслоилась
ООО «Нефтегазовая компания „Интеройл“, МАЗС-1 ДТ-З-К5 34,80 + +/˗ ˗/+ при ˗30 ºС превратилось в кисель
ООО „Оптима Юнион“, Подольский р-н, Домодедовское шоссе, 49а ДТ-Л-К5 30,00 ˗/+ ˗/+ ˗ помутнело уже при ˗20 ºС, после чего превратилось в кисель
ООО „Трэйдмаркет“, 40-й км а/д Москва ˗ Харьков не указано 34,00 ˗/+ ˗/+ ˗ при ˗30 ºС утратило текучесть
АО „РН-Москва“, Подольский р-н, Лаговское с/п, вблизи д. Гривно ДТ-З-К5 35,00 + + + при ˗30 ºС помутнело, сохранив текучесть
ООО „Компания Трасса“, АЗС
№ 48, 55-й км автодороги „Крым“ ДТ-З-К5 35,29 + +/˗ +/˗ при ˗30 ºС топливо расслоилось
ИП Гуреев И.А. ДТ-Е-К5 30,90 + ˗ ˗ при ˗20 ºС сильно загустело, а при ˗30 ºС окаменело
ООО „Лаки Стар“ ДТ-Е-К5 30,90 ˗/+ ˗/+ ˗ уже при ˗20 ºС топливо расслоилось
ИП Беляков А.Д. ДТ-евр-К5 33,70 +/ ˗ ˗/+ ˗ расслоение начиная с ˗20 ºС
ООО „АЗС-Сервис“, АЗС № 19, Симферопольское шоссе, 106-й км, с. Липицы ДТ-Е 28,00 ˗/+ ˗/+ ˗ желе, превратившееся при ˗30 ºС в глыбу
ООО „НефтеПромСервис“,
АЗС № 18 (Лукойл) ДТ-З-К5 ЭКТО 36,92 + + + при ˗30 ºС помутнело, сохранив текучесть
ИП Сироткин А.А. ДТ-Е-К5 32,70 + +/˗ ˗ замерзло до состояния камня при ˗30 ºС
ООО „Серпуховнефте­продуктсервис“, АЗС 25 ДИЗ.К5 35,50 + +/˗ ˗/+ помутнело довольно быстро, но сохранило текучесть; расслоилось при ˗30 ºС
ООО „В-93“ ДТ-Е К5 33,70 ˗/+ ˗/+ ˗ расслоилось почти сразу, постепенно превращаясь в густой кисель
ИП Гуреев И.А. ДТ-Е-К5 32,20 + ˗/+ ˗ при ˗25 ºС сильно загустело, при ˗30 ºС замерзло

Примечания: + - замечаний нет; +/ - - дизтопливо еще годно к эксплуатации; - /+ - дизтопливо уже негодно к эксплуатации; - - дизтопливо полностью утратило текучесть.

Расслоение топлива эквивалентно его негодности, поскольку топливный насос не сможет прокачать густые фракции.

Разнообразную информацию о зимней эксплуатации вы найдете в подборке статей из журнала «За рулем» «Автомобиль и зима: советы, мифы, тесты».

Размораживатель топлива позволяет запустить дизельный двигатель автомобиля даже в ситуациях, когда солярка загустела и не может быть прокачана по топливопроводу из бака к двигателю. Эти средства, как правило, добавляют в бак и в топливный фильтр, где они благодаря своему химическому составу буквально за несколько минут возвращают текучесть дизельному топливу, и соответственно, позволяют осуществить запуск двигателя. Размораживатели дизельного топлива появились на рынке автохимии не так давно, однако приобретают все большую популярность. Их можно использовать как с легковыми, так и с грузовыми автомобилями, автобусами и так далее. Можно сказать, что они пришли на смену старому «дедовскому» методу разогревания дизелей с помощью паяльных ламп или подобных устройств. Однако не стоит путать присадку размораживатель с похожим средством - . Последнее средство предназначено для того, чтобы понизить температуру застывания солярки, то есть, является профилактическим. А размораживатель используют в случае, если дизельное топливо уже замерзло.

На прилавках автомагазинов можно найти различные зимние присадки размораживатели. Ассортимент зависит как от популярности тех или иных средств, но и от логистической составляющей, проще говоря, в некоторые регионы отдельные размораживатели попросту не доставляют. В конце данного материала приведен рейтинг наиболее популярных и эффективных присадок для солярки в зимнее время. В нем имеется информация об особенностях их использования, объеме упаковки, а также цене.

Название размораживателя Описание и особенности Объем упаковки, мл/мг Цена по состоянию на зиму 2018/2019 годов
Hi-Gear EMERGENCY DIESEL DE-GELLER Один из самых эффективных и популярных размораживателей дизельного топлива. Может использоваться с любыми двигателями, и смешиваться с любым дизельным топливом, включая так называемое “биологическое” или биодизель. В инструкции указывается, что разморозки топлива в баке понадобится около 15...20 минут. Также рекомендуется заливать средство в топливный фильтр. 444 мл; 946 мл. 540 рублей; 940 рублей.
Размораживатель дизельного топлива LAVR Disel De-Geller Action Еще один эффективный и относительно недорогой размораживатель дизельного топлива. Средство нужно залить в топливный фильтр и в бак. 450 мл; 1 литр. 370 рублей; 580 рублей.
Размораживатель быстро и эффективно растворяет кристаллы парафина и льда. Может быть использовано с любым дизельным топливом, а также с любыми двигателями, вне зависимости от комплектации и мощности. В некоторых случаях отмечается, что нужно долгое время ждать размораживания солярки. Однако это компенсируется низкой ценой средства. 1 литр. 320 рублей.
Американское средство, которое может быть использовано с любой соляркой и дизельными моторами. Уникальность средства заключается в том, что в его составе есть соединение Slickdiesel, цель которого заключается в увеличении ресурса элементов топливной системы, таких как насосы, форсунки, фильтры. Недостаток размораживателя - это высокая цена. 473 800
Средний по эффективности размораживатель. Действует достаточно неплохо, однако его работа зависит от состояния топливной системы и состава дизельного топлива, а также температуры окружающего воздуха. Из недостатков можно отметить долгую работу размораживателя. Однако это компенсируется низкой ценой. 350 260

Для чего нужен размораживатель

Как известно, любая жидкость при определенной температуре окружающей среды загустевает и твердеет. Дизельное топливо в данном случае не является исключением, и при значительных отрицательных температурах оно также приобретает гелеобразное состояние, в котором его невозможно прокачать по топливопроводам, а также через топливные фильтры. Причем это касается не только так называемых «летних» солярок. У «зимнего» дизельного топлива также есть свое пороговое значение температуры застывания, хотя и находится оно гораздо ниже. Однако необходимо учитывать, что многие отечественные автозаправки откровенно вводят автолюбителей в заблуждение, и под видом «зимней» солярки они реализуют в лучшем случае всесезонное, а может быть даже и «летнее» дизельное топливо с некоторым количеством присадки.

Основу любого размораживателя составляет комплекс химических элементов, цель которого заключается в искусственном повышении внутренней температуры застывшей солярки, что позволяет перевести ее из гелеобразного (или даже твердого) агрегатного состояния в жидкое. Точный состав каждого средства изготовители, как правило, хранят в секрете (так называемая «коммерческая тайна»). Однако в большинстве случаев базу размораживателя составляет спиртовая основа с некоторыми добавками, которые способствуют лучшему горению вновь получившегося состава, а также ускоряющие выполнение химической реакции при смешивании с выделением некоторого количества тепла, которое и является причиной перехода солярки из твердого состояния в жидкое.

Как пользоваться размораживателем

Многих автолюбителей интересует вопрос о том, как разморозить дизельное топливо в баке? То есть, каким образом пользоваться присадкой-размораживателем? В инструкции большинства подобных средств указывается, что размораживатель необходимо добавлять как непосредственно в топливный бак перед запуском двигателя, так и в топливный фильтр (в некоторых случаях последнее обстоятельство может быть большим препятствием в силу конструктивных особенностей того или иного автомобиля). В более редких случаях его нужно также прокачивать с помощью насоса в гибкие (или не очень гибкие при низких температурах) шланги-топливопроводы.

В инструкции большинства средств также указывают что для того, чтобы полностью разморозить топливо в баке и топливной системе, необходимо около 15…20 минут (реже до 25…30 минут). Проведенные энтузиастами из числа автолюбителей тесты показывают, что результат такого использования размораживателей зависит от ряда факторов. В первую очередь, конечно же, от торговой марки (читай, состава) самого размораживателя. Во вторую - состояния топливной системы. Так, если она загрязнена, в частности, очень загрязнен топливный фильтр (фильтры), то это может значительно усложнить запуск двигателя в морозную погоду. В третью очередь на результативность размораживателя влияет качество дизельного топлива, а также его тип (летнее, всесезонное, зимнее).

Что касается солярки, то чем больше в ней парафина, серы и других вредных примесей, тем сложнее размораживателю поднять внутреннюю температуру топлива. Аналогично, если в бак была залита летняя солярка, то могут возникнуть проблемы при запуске. И наоборот, чем качественнее топливо - тем проще будет запустить дизельный мотор даже в самые суровые морозы.

Также в большинстве случаев указывается, что перед использованием размораживателя необходимо демонтировать топливный фильтр и хорошенько очистить его от мусора и застывшего парафина. Делать это нужно аккуратно, чтобы не повредить непосредственно фильтрующий элемент, однако при этом тщательно.

Стоит ли пользоваться размораживателем

Многие автолюбители, никогда не сталкивавшиеся ранее с размораживателями дизельного топлива, ставят под сомнение целесообразность их использования, да и их эффективность вообще. В частности, это относится к водителям, привыкшим запускать дизельные моторы после предварительного прогревания с помощью паяльной лампы или подобных устройств (), которые с внешней стороны разогревают элементы топливной и масляной систем мотора.

Однако такой «дедовский» подход имеет смысл только в виде экономии (и то весьма сомнительной, учитывая трудозатраты и стоимость горючего). Да и подлезть под днище легкового автомобиля с дизельным двигателем весьма проблематично. Тесты же, проводимые как самими производителями размораживателей, так и автолюбителями-энтузиастами, показывают, что размораживатели действительно позволяют облегчить запуск при затвердевании дизельного топлива. Поэтому всем «дизелистам» перед наступлением холодного времени года настоятельно рекомендуется в целях предупреждения описанных неприятных ситуаций купить как размораживатель дизельного топлива, так и антигель для него. Хуже от их использования точно не будет!

Существует еще один метод, с помощью которого можно выяснить, имеет ли смысл пользоваться размораживателем или нет. Так, на любой автозаправочной станции каждый слив топлива из заправщика в емкости этой самой заправки всегда сопровождается заполнением (составлением) соответствующего документа. В нем среди прочей информации всегда указывается два параметра - температура фильтруемости дизельного топлива и температура его загустения. Этот документ всегда можно попросить у оператора на заправке или он просто висит на доске объявлений в помещении заправки. Обращать внимание нужно именно на значение температуры фильтруемости! Именно при достижении ее значения и ниже солярка не может пройти через топливный фильтр, и соответственно, двигатель не может работать.

На основании полученной информации и сравнения температуры окружающего воздуха можно сделать вывод о том, купить ли размораживатель дизельного топлива или нет. Однако, справедливости ради, стоит отметить, что многие недобросовестные автозаправочные станции реализуют некачественное топливо, прикрываясь документацией, куда заведомо внесена некорректная информация. Поэтому, если вы доверяете администрации конкретной АЗС, то такой документации можно верить. Если же не доверяете или вы находитесь вдали от дома и заправляетесь на какой-то заправке впервые, то лучше перестраховаться и приобрести в профилактических целях указанные размораживатель и антигель.

Рейтинг популярных размораживателей

В данном разделе представлен список, в состав которого входят популярные размораживатели дизельного топлива, повсеместно используемые как отечественными, так и зарубежными автолюбителями. Все средства, приведенные в рейтинге, рекомендованы к покупке, поскольку неоднократно подтвердили на практике свою высокую эффективность в размораживании солярки в топливном баке даже при значительных морозах. При этом рейтинг не преследует рекламу какого-либо представленного средства, и создан лишь на основании отзывов об размораживателях, найденных на просторах сети интернет.

Размораживатель дизельного топлива Hi-Gear

Размораживатель дизельного топлива Hi-Gear EMERGENCY DIESEL DE-GELLER позиционируется производителем как экстренная помощь дизелю, когда топливо замерзло, и, соответственно, использование антигеля уже не имеет смысла. С его помощью можно быстро и эффективно разморозить лед и кристаллы парафина, которые застыли в дизельном топливе. Средство может быть использовано для любого типа солярки, и для любого типа дизельного двигателя (включая современные Common Rail), в том числе для моторов различных объемов и мощностей. Имеет значение только объем непосредственно дизельного топлива в баке и в топливной системе. Из этого нужно рассчитывать необходимый объем используемого средства.

Использование размораживателя дизельного топлива «Хай-Гир» подразумевает действие в два этапа. На первом этапе необходимо демонтировать топливный фильтр и удалить из него застывшее топливо. После этого добавить средство в топливный фильтр в пропорции 1:1 с новой соляркой. Если в фильтре имеется много застывшего дизельного топлива и удалить его невозможно, то допускается добавлять размораживатель без разбавления. Второй этап - добавление средства непосредственно в топливный бак в пропорции 1:200 в отношении к имеющемуся на данный момент объему солярки в баке (незначительное превышение дозировки некритично и вполне допускается). После введения препарата в топливо необходимо подождать около 15…20 минут с тем, чтобы средство вступило в химическую реакцию, результатом которой является размораживание дизельного топлива. После этого можно попытаться запустить двигатель. При этом соблюдайте правила «холодного пуска» (запуск должен производиться путем кратковременных попыток с небольшими временными промежутками, это убережет аккумулятор и стартер от значительного износа и снижения их общего ресурса службы). Внимательно читайте инструкции по применению средства, имеющуюся непосредственно на упаковке!

Размораживатель дизельного топлива Hi-Gear реализуется в упаковках двух объемов. Первая - баночка объемом 444 мл, вторая - баночка объемом 946 мл. Их артикулы соответственно HG4117 и HG4114 . Цена таких упаковок по состоянию на зиму 2018/2019 годов составляет порядка 540 рублей и 940 рублей соответственно.

Размораживатель дизельного топлива Lavr

Размораживатель дизельного топлива LAVR Disel De-Geller Action - еще одно очень популярное и эффективное средство, позволяющее за считанные минуты разморозить солярку и довести ее консистенцию до такого состояния, когда она без проблем будет прокачиваться через топливный фильтр. Средство разработано специально для эксплуатации в экстремальных температурных условиях. Может использоваться с любыми типами дизельного топлива, а также с любыми дизельными двигателями, как старого, так и нового типов, вне зависимости от их мощности и объема. Абсолютно безопасен для топливной системы двигателя.

Условия использования размораживателя дизельного топлива «Лавр» аналогичны предыдущему средству. Так, его нужно залить в топливный фильтр в пропорции 1:1. Предварительно фильтр нужно демонтировать, и удалить с него кристаллы застывшего топлива и мусор. После этого фильтр нужно оставить на 15 минут для выполнения химической реакции и размораживания топлива. В случае, если топливный фильтр невозможно демонтировать, то нужно добиться подачи в него хотя бы небольшого количества топлива (1/20 от объема фильтра было бы достаточно). Далее нужно выдержать около 20…30 минут. В особо тяжелых случаях препарат можно не разбавлять, а заливать готовым, из бутылки.

Что касается заливания в бак, то его нужно влить в объеме от 100 мл на 10 литров топлива (минимальная дозировка) до 100 мл на 2 литра топлива (максимальная дозировка), находящегося в баке в момент заливания препарата. Рекомендуется лить не сразу отмерянный объем размораживателя, а разделить его на три части, и заливать поочередно, через несколько минут один за другим. После заливания необходимо выждать около 15…20 минут для того, чтобы произошла химическая реакция. Далее пробовать запустить двигатель.

Отзывы, найденные в сети интернет, позволяют утверждать, что размораживатель дизельного топлива LAVR Disel De-Geller Action является достаточно эффективным средством, соответственно, рекомендован к покупке автолюбителям, проживающим в северных широтах. Полезно использовать данное средство в профилактических целях аналогично антигелям.

Реализуется размораживатель дизельного топлива «Лавр» в упаковках двух объемов - 450 мл и 1 литр. Их артикулы соответственно - Ln2130 и Ln2131 . Их средние цены на указанный выше период составляют порядка 370 рублей и 580 рублей.

Размораживатель дизельного топлива ASTROhim

Размораживатель дизеля ASTROhim - хорошее эффективное средство, предназначенное для использования в двигателях легковых автомобилей. Может использоваться с любым дизельным топливом. По заверениям производителя его предназначение заключается в восстановлении текучести дизельного топлива и ликвидации кристаллов парафина при резком снижении температуры окружающего воздуха в случае, если это произошло в пути или в топливный бак была залита летняя солярка. Средство растворяет и диспергирует лед и кристаллы парафина, что позволяет восстановить работоспособность двигателя в холодное время года. Размораживатель одинаково хорошо работает как с высококачественным топливом, так и с соляркой, в составе которой есть много серы и других вредных элементов. Средство может быть использовано с любыми дизельными двигателями, в том числе с системами Common Rail и «насос-форсунка».

Тесты, выполняемые автолюбителями-энтузиастами, показывают достаточно высокую эффективность данного размораживателя дизельного топлива. В некоторых случаях отмечалось, что необходимо ждать долгое время, пока солярка оттает. Однако это связано, скорее, с качеством дизельного топлива и всей топливной системы конкретного автомобиля. В целом же, можно смело рекомендовать данный размораживатель автолюбителям-дизелистам. В коллекции гаражной автохимии этот экземпляр не будет лишним.

Реализуется размораживатель дизельного топлива ASTROhim в жестяных банках объемом 1 литр. Артикул такой упаковки - AC193 . Ее цена на указанный выше период составляет порядка 320 рублей.

Присадка размораживатель к дизельному топливу Power Service «Diesel 911»

Присадка размораживатель к дизельному топливу Power Service «Diesel 911» - очень качественное и эффективное средство, предназначенное для размораживания топливных фильтров и препятствования их дальнейшему замораживанию, растапливания замерзшего дизельного топлива, а также устранения воды из него. Кроме этого, использование размораживателя Power Service «Diesel 911» позволяет увеличить срок эксплуатации элементов топливной системы, в частности, топливных фильтров, насосов и форсунок. В составе данного размораживателя содержится уникальная разработка Slickdiesel, которая предназначена для защиты элементов топливной системы при использовании дизельного топлива с низким и ультранизким содержанием серы (отвечает за смазывание деталей ТНВД). Средство может использоваться на любых двигателях, в том числе, оборудованных катализаторами.

Использование данного размораживателя аналогично предыдущим. В первую очередь его нужно залить в топливный фильтр в пропорции 1:1, предварительно почистив его. Что касается объема, заливаемого в топливный бак, то производитель указывает, что необходимо заливать 2,32 литра данного средства (80 унций) на 378 литров топлива (100 галлонов). В пересчете на более понятные значения получается, что на каждые 10 литров топлива нужно заливать 62 мл размораживателя. Данное средство можно использовать для двигателей как легковых автомобилей, так и коммерческого транспорта (грузовиков, автобусов) вне зависимости от их объема и мощности.

Купить размораживатель дизельного топлива Power Service «Diesel 911» вы можете в упаковке объемом 473 мл. Артикул упаковки - 8016-09. Ее средняя цена составляет порядка 800 рублей.

Размораживатель дизельного топлива Img MG-336

Размораживатель дизельного топлива Img MG-336 позиционируется производителем как Высокотехнологичный специализированный состав для обеспечения работоспособности дизельных двигателей при отрицательных температурах окружающего воздуха. Предназначен для экстренной обработки замерзшего дизельного топлива и восстановления работоспособности топливной системы. Абсолютно безопасен для всех элементов топливной системы, не содержит в своем составе спиртов и хлорсодержащих компонентов. Также может использоваться с любыми типами дизельного топлива, включая так называемый «биодизель». Эффективно растворяет кристаллы парафина и воды.

А так как у белорусских автомобилистов-дизелистов из года в год нет-нет да и появляются проблемы с топливной аппаратурой то ли из-за топлива, то ли из-за самой техники, сайт решил провести собственный независимый тест зимнего дизеля — замерзнет или нет. Ваши ставки, господа!

Часть первая. Тайный покупатель

На деле нефтеперерабатывающие заводы Новополоцка и Мозыря отрапортовали о начале выпуска зимнего дизеля еще 15 октября. С полной уверенностью в том, что на АЗС к зиме подготовились, 1 ноября отправляемся на закупку образцов дизельного топлива по следующим адресам: А-100 (ул. Брикета, 23), Газпромнефть (27 км МКАД), Белоруснефть (Горецкого, 10), United Company (пр. Дзержинского, 65) и Лукойл (пр. Дзержинского, 165). В общей сложности было взято шесть образцов на различных АЗС.






Пробы отбирали в специальные пластиковые канистры для горючих материалов. На месте мы запечатывали емкости, присваивая каждой порядковый номер.

Любопытный нюанс: еще на этапе закупки образцов мы заметили, что 1 ноября ни на одной из колонок не было привычной автомобилистам «снежинки», которая свидетельствовала бы о том, что здесь продается зимнее дизельное топливо.


Еще одна заметная деталь — кодировка топлива в товарном чеке: «З» — зимнее топливо, «Л» — летнее, «Е» — всесезонное. Но так как цена на летнее и зимнее топливо не отличается, то продавцы зачастую грешат тем, что пробивают в чеке летнее топливо, что может ввести в заблуждение потребителей. Кстати, на трех из шести АЗС мы получили чек как раз с «летним» топливом.

Сеть Кодировка топлива Характеристика топлива
Белоруснефть ДТ-З-К5 Евро Качество топлива дизельного автомобильного соответствует требованиям Евро-5 экологического стандарта Евросоюза. Может применяться при температуре окружающей среды до -20 0 С
Славнефть ДТ-Е-К5 Сорт Е Предельная температура фильтруемости не выше -15 0 С
А-100 ДТ-Л-К5 Евро Сорт С
Газпромнефть ДТ-Е-К5 Сорт F Зимнее топливо с предельной температурой фильтруемости -20 0 С
Лукойл ДТ-Л-К5 Сорт С Летнее топливо с предельной температурой фильтруемости не выше -5 0 С
United Company ДТ-Л-К5 Летнее топливо с предельной температурой фильтруемости не выше -5 0 С

Если же у вас есть сомнения, при покупке можно попросить документы, подтверждающие наличие на АЗС именно зимнего дизельного топлива. На заправках говорят, что такие случаи не так уж и редки.

Часть вторая. Классификация дизельного топлива

Чтобы лучше разобраться в сути нашего эксперимента, стоит немного углубиться в изучение матчасти. Дизельное топливо делится на шесть сортов в зависимости от предельной температуры фильтруемости (ПТФ).

В Беларуси заводы производят два типа дизельного топлива: сорта С — летнее, сорта Е- межсезонное и сорта F — зимнее. Еще в процессе закупки образцов мы обратили внимание на то, что на АЗС «Славнефть» кодировка топлива в чеке — «ДТ-Е-К5 Сорт Е» — соответствует межсезонному топливу с предельной температурой фильтруемости -15 градусов, хотя рекомендовано продавать топливо сорта F.

Но обратим внимание, что нефтеперерабатывающие заводы стараются производить зимнее топливо с небольшим перекрытием требования СТБ. Так что нет ничего удивительного в том, что у некоторых образцов ПТФ оказалась ниже стандартных для дизтоплива сорта F -20 градусов. Это делается для того, чтобы избежать претензий со стороны потребителей. Например, при быстрой езде в сильный мороз температура может понижаться еще на несколько градусов, которых достаточно, чтобы солярка замерзла в топливопроводах.

ПТФ топлива показывает ту максимально низкую температуру, при которой топливо будет проходить через фильтр в системе питания дизельного двигателя. Чем ниже температура предельной фильтруемости, тем больше шансов, что топливо на холоде не загустеет и не забьет фильтр парафинами.

Часть третья. Под грифом «секретно»

Отыскать в Минске лабораторию, которая согласилась бы провести независимый тест, да еще и вслепую, оказалось непросто. И все же после долгих поисков мы отправились в 202-й химмотологический центр горючего ВС РБ, оснащенный самым современным оборудованием, так как здесь проверяют качество топлива для военной техники.

К тому же мы были уверены, что эта лаборатория никак не заинтересована в результатах теста. Специалисты химмотологического центра провели для нас проверку образцов дизельного топлива на соответствие стандарту по температуре предельной фильтруемости.

Между прочим, лаборатория — секретный объект. Найти ее непросто, а при входе нас попросили сдать все телефоны и любую другую видео- и фототехнику, так что сделать хотя бы одну фотографию самого теста у нас не получилось.

Методика теста

Испытуемое топливо охлаждается с интервалами в 1 °C и пропускается через проволочную фильтрационную сетку при постоянном вакууме. Постепенно понижая температуру, устанавливают тот уровень, при котором образовавшиеся кристаллы парафина вызывают прекращение или замедление протекания топлива через фильтр.

Образцы топлива мы предоставили в лабораторию под порядковыми номерами, чтобы исключить малейшие подозрения на необъективность. Спустя пару дней тест был готов. Результаты нас порадовали.

Топливо с заправки «Славнефть» превысило показатель для сорта E (-15 градусов), то есть соответствует стандартам для межсезонного топлива.

Топливо с АЗС «Белоруснефть» продемонстрировало результат согласно СТБ с точностью до градуса.

Дизель с АЗС «Лукойл» способен протекать через топливный фильтр при температуре -26 градусов.

Заправившись на АЗС «Газпромнефть», вы можете надеяться на надежный запуск двигателя при температуре -28 градусов.

При -29 градусах будет «работать» дизельное топливо с АЗС «А-100»

А рекордсменом наших измерений стало дизельное топливо с АЗС «Юнайтед Кампани». Оно способно протекать через фильтр при -31 градусе.

Откуда могли взяться цифры, характеризующие, скорее, арктическое дизельное топливо, нежели зимнее, на белорусских заправках? «Арктику» с предельной температурой фильтруемости -32 градуса производят и белорусские НПЗ, но в малых количествах, а продается оно далеко не на всех АЗС и стоит дороже обычного зимнего топлива.

Эксперт химмотологического центра предположил, что более чем выдающиеся результаты четырех участников — от -26 до -31 градуса — связаны с тем, что топливо может быть российского производства. Причем ПТФ соответствует требованиям российского ГОСТа к арктическому топливу.

Тем, кто не уверен в качестве дизельного топлива на АЗС, мы рекомендуем как минимум сохранять чек после заправки, чтобы потом можно было предъявить обоснованные претензии продавцу. Но перед тем как пенять на некачественную солярку, необходимо убедиться в том, что и топливная система самого автомобиля находится в исправном состоянии. И перед наступлением зимних холодов необходимо озаботиться хотя бы заменой топливного фильтра.

Наш независимый тест подтвердил, что выбранные АЗС реализуют зимнее дизельное топливо, которое отвечает требования СТБ по предельной температуре фильтруемости. Но это справедливо лишь для тех заправочных станций, которые участвовали в эксперименте. Человеческий фактор никто не отменял, так что на различных АЗС качество топлива вполне может меняться.

С наступлением холодов забот у автомобилистов традиционно прибавилось, особенно у тех, чьи машины оснащены дизельным движком. Им приходится быть особенно бдительным, ведь ДТ имеет свойство парафинизироваться при низких температурах. Негодная солярка на морозе быстро превращается в кисель – и прощай фильтры. Поэтому многие водители с опытом рекомендуют в зимнюю пору не мелочиться, а покупать на заправках только именное дизтопливо. Специалисты Института потребительских экспертиз решили проверить, действительно ли ДТ с именем является гарантией от замерзания на дороге.

Тест-контроль

Результаты тестов доказывают, что в целом брендовые сорта «дизеля» оправдывают свою цену. Отклонения от нормативов обнаружены только у Shell (по цетановому показателю), выпадание за пределы Евро-5 - только у ANP. Вместе с тем, в этом именном сегменте обнаружены свои безоговорочные лидеры. Например, ДТ Pulls Diesel Арктика от сети ОККО во время лабораторных испытаний показал рекордный предел замерзания -40 о С. Эксперты даже перепроверили образец. Но результат оказался тот же. Такая вот изюминка нынешнего исследования. Подробнее о нем ниже.

Эксперты ИПЭ приобрели «солярку с именем» в 10 сетях: ANP (Energy), КЛО (Ventus diesel), Shell (V-power diesel), Socar (Nano ДТ), ОККО (Pulls Diesel Арктика), Лукойл (ЭКТО Diesel Арктика), WOG (Mustang ДТ +), Укравто (ДТ плюс), ТНК (Евро) и Газпромнефть. Все топливо проверялось по 4 критериям: температура фильтруемости и цетановое число - эти два показателя особенно важны зимой, а также содержание серы и температура вспышки.

Морозостойкость

Испытания на определение граничной температуры фильтруемости показали - абсолютно все приобретённые образцы являются «зимним» топливом. Причем 5 из 10 не просто зимние, а арктические, т.е. их можно заправлять в саму суровою зиму и в самые требовательные автомобили. На встречный вопрос: «А зачем в наших условиях использовать дизельное топливо, предназначенное для арктических условий?» ответ прост: это как раз тот случай, когда лучше перестраховаться. Ведь когда градусник опускается до -15-20°С, реальная температура за окном, допустим, в сырую погоду или при сильном ветре, может быть ниже. Заглохнуть в пургу на трассе - перспектива не из приятных. Поэтому очень важно иметь в топливном баке запас прочности.

Итак, «полярниками»-рекордсменами по температуре фильтруемости стали образцы ОККО Pulls Diesel Арктика (предельная температура - минус 40°С) и Лукойл ЭКТО Diesel Арктика (предельная температура - минус 35°С). У остальных участников, чьё топливо полностью соответствует нормативам, не больше, чем -30 градусов, но и не меньше, чем -18.

Цетан

В чем значимость цетанового числа? Этот показатель определяет период задержки воспламенения топливной смеси - т.е. тот промежуток времени, который проходит от момента впрыска топлива до начала его горения. Чем ниже цетановое число, тем жестче работает дизельный двигатель, больше расход топлива и дымность отработанных газов. В морозы высокое цетановое число обеспечивает больший КПД дизельного двигателя и его быстрый запуск.

Кроме Shell (47 единиц при нормативе 49), никто из испытуемых не опустился ниже норматива, а солидный запас прочности продемонстрировали два образца - Лукойл ЭКТО Diesel Арктика (51 единица), и ОККО Pulls Diesel Арктика (51 единица).

Сера

Главный «экологический» показатель дизтоплива - содержание серы. Хотя продукты сгорания серы больно бьют не только по окружающей среде, но и по двигателю. Сера, она и зимой, и летом, как говорится, одним цветом. По украинским стандартам допускается разная доля серы в дизтопливе разных видов. Для вида II (соответствует Евро-4) - не выше 50 мг/кг, а в топливе вида I (Евро-5) - и вовсе не более 10 мг/кг. Так вот из всех поверенных образцов самым грязным оказалось топливо Energy от ANP. Остальные вписались в вид І. И это радует. Поскольку в обычном, неименном, дизтопливе, продаваемом на украинских АЗС, серность намного выше.

Вспышка

Наконец, последний значимый для нашей проверки показатель - температура вспышки в закрытом тигле. Он характеризует температуру воспламенения топлива и указывает в первую очередь на пожароопасность топлива. Кроме того, если данный показатель ниже норматива, это может свидетельствовать о попадании в дизтопливо лёгких фракций. Что ж, с температурой вспышки проблем не было ни у кого, хотя в прошлогоднем исследовании такие случаи бывали.

Итого

Главный вывод из нынешнего исследования таков. Даже в сегменте именного ДТ есть своя внутренняя градация марок по качеству и физико-химическим параметрам. Есть лучшие, а есть лучшие из лучших. Но в целом - зачет. А это значит, что именные сорта стоят-таки своих денег. Ведь доплачивая не так уж и много по сравнению с ценой обычного дизтоплива, автомобилист приобретает уверенность, что продукт его не подведет.

Исследования по ДСТУ 4840:2007 к дизельному топливу улучшенного качества

(норматив - не выше минус 15 °С (марка Е), минус 20 °С (марка F)

Цетановое число, ед. (норматив - не менее 51)

Температура вспышки в закрытом тигле, °С

(норматив - не ниже 55, °С)

Марка, вид

марка F вид ІІ

КЛО Ventus diesel

марка Е вид І

Socar (Nano ДТ)

марка Е вид І

ТНК (Евро)

марка Е вид І

Газпромнефть

марка Е вид І

Исследования по ДСТУ 4840:2007 к дизельному топливу улучшенного качества арктического класса

Предельная температура фильтруемости, °С

(норматив - не выше минус 20 °С (класс 0), минус 26 °С (класс 1))

Цетановое число, ед. (норматив - не менее 49)

Температура вспышки в закрытом тигле, °С (норматив - не ниже 55, °С)

Класс, вид

ОККО Pulls Diesel Арктика

Класс 1, вид І

ЛУКОЙЛ ЭКТО ДТ

Класс 1, вид ІІ

Shell V - Power Diesel

Класс 1, вид ІІ

Класс 1, вид І

Укравто ДТ +

Класс 1, вид І

Справка: Дизельное топливо очень чувствительно к пониженным температурам из-за присутствия в нём парафиновых углеводородов с высокой температурой застывания. Например, в летней солярке парафины выпадают уже при -5°С (топливо мутнеет). При температуре -10°С летняя солярка загустевает и забивает топливные фильтры. Зимняя солярка более «морозоустойчива»: предельная температура фильтруемости должна быть не выше минус 15°С (для ДСТУ 4840:2007 марки E) и минус 20°С (для ДСТУ 4840:2007 марки F). Новым ДСТУ также предусмотрены требования для ДТ, предназначенного для эксплуатации в условиях арктического климата. В этом случае ДТ ЕВРО делят на классы: класс 0 - предельная температура фильтруемости минус 20 °С; класс 1 - предельная температура фильтруемости минус 26 °С.

Что бы ни говорили о качестве отечественной солярки, доля дизельных машин на нашем рынке все-таки растет. В 2006 году - всего 3,4% от общего объема продаж, в 2007 году - уже 4,6%... Более половины внедорожников Volkswagen Touareg - с моторами на тяжелом топливе. А ведь раньше западные автопроизводители боялись российского дизтоплива как огня! Что изменилось? Неужели солярка в России теперь не хуже европейской? Мы взяли 15 канистр - и отправились за пробами.

В середине 2006 года, то есть всего через восемь месяцев после нашего последнего теста дизтоплива (см. АР №21, 2005), произошло судьбоносное событие - вступил в действие ГОСТ Р 52368-2005, в точности копирующий евронормаль EN-590. Новый стандарт допускает выпуск солярки трех видов: с содержанием серы 10, 50 и 350 миллиграмм на килограмм топлива: это означает соответствие нормам Евро-5, Евро-4 и Евро-3.

Революции не произошло. По настоя-нию госструктур (прежде всего военных), эксплуатирующих технику с древними дизельными двигателями, чей выхлоп не соответствует даже требованиям Евро-1, не был отменен древний ГОСТ 305-82, разрешающий убийственное для нейтрализатора и сажевого фильтра современного дизеля содержание серы - до 2000 мг/кг! В России также не регламентированы и выбросы твердых частиц. Поэтому и сажевого фильтра нет ни на одной официально поставляемой к нам иномарке.

А нефтеперерабатывающие заводы, как и раньше, абсолютно свободны в выборе. Зачем им тратиться на техническое перевооружение для выпуска «чистого» дизтоплива, если можно по-прежнему гнать высокосернистую солярку и продавать ее по тем же ценам? Резона может быть только два: желание продавать дизтопливо за границу и… требования местных властей. Так, постановлением правительства Москвы №222 ПП от 28 марта 2006 года в пределах МКАД запрещена продажа дизтоплива, не соответствующего нормам Евро-3. Отсюда - многообразие заводских норм и ТУ (технических условий): где-то содержание серы не более 50 мг/кг, где-то - 250 мг/кг. Черт ногу сломит! А за МКАДом, как и во всей остальной России, властвует старый ГОСТ.

Именно поэтому мы решили взять пробы на одном из самых «дачных» подмосковных направлений - на участке Яро-славского шоссе до Сергиева Посада. Объять необъятное, то есть проверить качество дизтоплива на всех просторах нашей Родины, у нас все равно не выйдет (особенно учитывая дороговизну таких испытаний). Зато в рамках этого теста мы сможем сравнить «московскую» и «российскую» солярку, то есть «чистое» топливо, которое должно продаваться в столице, и обычное горючее, выпускаемое по старому ГОСТу.

На Ярославке есть и все «фирменные» заправки, и маленькие частные АЗС, и так называемые франчайзинговые станции, использующие лейбл известной компании за определенную плату. На них у Лукойла и ТНК-ВР, к примеру, имеется большой зуб: часто франчайзинговые АЗС не брезгуют низкокачественным топливом, из-за чего страдает репутация «основного» бренда. Но меры воздействия у каждой компании разные. На улице Новомосковской, где мы взяли первую пробу, «почти Лукойл» похож на сержанта, разжалованного в рядовые: фирменные шевроны сорваны, лейблы закрашены. А вот бело-синяя заправка ООО «Магистраль» в деревне Голыгино отличается от фирменного комплекса ТНК только раскраской. Как нас заверили в головном офисе, настоящая заправка ТНК - только оранжево-синяя.

Именно на такой, оранжево-синей АЗС ТНК в деревне Кощейково мы купили самую дорогую на Ярославке солярку - 18 рублей 68 копеек за литр, на рубль дороже, чем в среднем на этом направлении. А самое доступное дизтопливо (17,4 руб./литр) - совсем рядом: заправка Евро-Ойл всего в трех километрах от ТНК.

Первый тест - на честность оператора, то есть на недолив - был провален с треском. Ни на одной из 15 АЗС нам не налили в поверенный мерник заказанных пяти литров! И если заправки Shell, Роснефть, AMI, Тандем, Лукойл и ВР еще можно признать условно честными (недолив хоть и выше допустимых 25 мл, но в «разумных» пределах - 250 мл), то операторы остальных станций нагло обманывают водителей. На неприметной заправке ВПК-Экспресс мы недосчитались в своей канистре почти литра топлива из пяти заказанных!



С помощью рентгено-флюоресцентного прибора Х-lab 3000 содержание серы в топливе можно определять с точностью до одного миллиграмма на килограмм (1 мг/кг)

На двух заправках (Тандем и, опять-таки, ВПК-экспресс) не брезговали и прямыми нарушениями правил торговли - не было паспортов качества, которые обязаны предъявить по первому требованию клиента. А ведь в паспорте - вся или почти вся правда о том, что течет из топливораздаточных колонок в данный момент. Если верить этим документам строгой отчетности, то на семи АЗС (МТК, Shell, ЮКОС, Татнефть, Мега-Ойл, Лукойл и лже-Лукойл) нам продали чистейшую солярку, соответствующую стандарту Евро-4. На четырех (ВР, AMI, «белой» и «оранжевой» ТНК) - укладывающуюся в нормы Евро-3. А вот Роснефть и Евро-Ойл продавали топливо, удовлетворяющее лишь древнему ГОСТу 305-82.

В аккредитованной Госстандартом лаборатории содержимое наших пронумерованных «обезличенных» канистр первым делом проверили на наличие воды и механических примесей, губительных для топливной аппаратуры. Ни в одной пробе их не было. Уже хорошо!

Содержание серы определяли с помощью рентгеновского излучения. Чем меньше ее в топливе, тем дольше служит каталитический нейтрализатор, дожигающий токсичный оксид углерода (СО), несгоревшие углеводороды (СН) и вредные оксиды азота (NOx). При концентрации серы менее 50 мг/кг нейтрализатор будет исправно работать не один десяток тысяч километров, а при «гостовских» 2000 мг/кг он перестанет эффективно функцио-нировать уже после нескольких заправок: сера, взаимодействуя с драгоценными металлами нейтрализатора, сводит их химическую активность на нет. Есть от серы и прямой вред для здоровья: ее оксиды, соединяясь с парами воды, повисают в воздухе в виде паров серной и сернистой кислоты. Результат - кислотные дожди, раздражение дыхательных путей и урон зеленым насаждениям.

Лишь пробы с заправок Лукойл и ЮКОС уложились в строгие нормы Евро-4 - менее 50 мг серы на килограмм топлива. В пробах с АЗС Shell, BP, Татнефть и «белой» заправки ТНК концентрация серы достигала соответственно 206, 219, 251 и 300 мг/кг. Но остальные девять заправок, а это 60% от общего числа проверенных нами АЗС, могут лишь мечтать о соответствии обязательным в Москве нормам Евро-3. А больше всех отличились «гостированные» Роснефть и Евро-Ойл: 1570 и 1410 мг/кг. Хотя и с них взятки гладки - ведь это меньше гостовских 2000 мг/кг!

Однако сера - не только злейший враг нейтрализаторов, но и лучший друг трущихся пар внутри дизельной топливной аппаратуры. Ведь они смазываются исключительно соляркой, антифрикционные и противозадирные свойства которой напрямую зависят от концентрации серы: чем ее больше, тем лучше. Поэтому в низкосернистое топливо нужно добавлять противоизносные присадки, а смазывающую способность - нормировать. Согласно евронормали EN-590 она определяется по износу стального шарика диаметром 6,5 мм, который трут определенным образом о пластину, погруженную в топливо, - диаметр стесанной «шляпки» не должен превышать 460 мкм.

Предыдущая проверка показала, что вся низкосернистая солярка в Москве, кроме лукойловской, губительна для дизелей (см. АР №21, 2005). Но на этот раз все восемь образцов, соответствующих Евро-3, уберегли пресловутый шарик от катастрофического износа! Чудо? Нет, просто согласно новому ГОСТу и требованиям московских властей смазывающая способность нынче нормирована. Для сравнения мы проверили и высокосернистую пробу с самой подозрительной заправки ВПК-Экспресс. Диаметр пятна износа - на грани допуска: 460 микрон. Так что за топливную аппаратуру можно не беспокоиться.

А что с остальными характеристиками солярки - цетановым числом, концентрацией полициклических ароматических углеводородов, из-за которых в выхлопных газах образуются канцерогенные вещества? Судя по заверениям специалистов головного института ВНИИ НП и по опыту наших предыдущих тестов, нынешнее российское дизтопливо по всем этим параметрам без проблем укладывается в нормативы. Даже Mercedes-Benz, прекративший было поставки к нам автомобилей с дизельными моторами в связи их повышенной чувствительностью к качеству топлива из-за перехода с норм Евро-3 на Евро-4, дает добро отечественной солярке - с начала этого года россиянам предлагается современнейший дизель 320 CDI (пока только на полноприводниках ML), который требует топлива с цетановым числом не ниже 51.

Мы проверили лишь температуру вспышки, определяемую в специальном устройстве (закрытом тигле). Девять из 15 образцов с запасом уложились в евронорму (не ниже 55°С). Но даже пробы с заправок Shell, BP, «белой» ТНК, Тандем, Евро-Ойл и ВПК-Экспресс по этому параметру удовлетворяют ГОСТу 305-82 - температура вспышки не ниже 40°С. Значит, примесей бензина, крайне вредных для дизельного мотора, можно не опасаться.



Электроника специальной установки автоматически фиксирует предельную температуру фильтруемости, как только загустевшее топливо перестает прокачиваться через тарированный топливный фильтр

А вот низкотемпературные свойства солярки - это в России крайне актуально. Согласно ГОСТу зима в Москве и Московской области наступает первого ноября, а заканчивается 31 марта. Предписанное стандартом дизтопливо Класса 1 для нашего региона должно прокачиваться до –26°С: только при более низких температурах парафины, образующиеся в застывающей солярке, могут забить тарированный топливный фильтр. «Переходный период» предусмотрен лишь в октябре и апреле: «промежуточное» топливо Сорта Е, получаемое обычно из летнего добавлением депрессорных присадок, застывает при температуре ниже –16°С. Мы отбирали пробы в середине ноября, когда температура на улице была –3…–5°С. В такую погоду можно продавать и летнюю солярку, которая перестает прокачиваться при –6°С - на свой страх и риск. Что, как показали наши измерения предельной температуры фильтруемости, и делали на заправках Роснефть, «оранжевой» ТНК, Тандем, Евро-Ойл и Мега-Ойл.

Юкос, Татнефть, МТК, Лукойл и лже-Лукойл в тот день торговали «переходным» дизтопливом. И только Shell, ВР, AMI, «белый» ТНК и ВПК-Экспресс предлагали настоящее зимнее топливо, которое можно без опаски использовать в мороз до –26°С.

Проверили мы и температуру помутнения - это начало образования парафиновых «нитей», забивающих фильтр тонкой очистки. По разнице между ней и предельной температурой фильтруемости можно судить, спасет ли солярку от застывания флакончик с депрессорной присадкой, если его залить в бак перед морозной ночью. Чем меньше разница температур, тем больше шансов на успех. В топливо с колонок Лукойла, Татнефти и МТК присадки уже добавлены на НПЗ - дополнительные дозы вряд ли помогут снизить температурный порог в –15…–19°С. А вот юкосовскую «переходную» солярку можно будет «дотянуть» до зимних стандартов.

Итак, выводы?

С одной стороны, повод для оптимизма есть - даже несколько. В Москве и Подмосковье продают достаточно качест-венную солярку без воды, бензина и механических примесей. Нормализовалась ситуация с антифрикционными свойст-вами очищенного от серы «экологичного» дизтоплива - риск нарваться на недешевый ремонт топливной аппаратуры из-за низкой смазывающей способности отечественного дизтоплива сейчас существенно ниже, чем раньше. Об этом говорят и представители зарубежных производителей: за последний год у фирмы Volkswagen не было ни одного гарантийного обращения, связанного с низким качеством российской солярки.

Но есть и минусы. Во-первых, недолив, судя по нашим тестам, у колонок с дизтопливом явно больше, чем у бензиновых ТРК. Во-вторых, топливо стандарта Евро-3 нам продали только на фирменных заправках Лукойла, ЮКОСа, Татнефти, ВР, Shell и… франчайзинговой ТНК. А очищенную от серы солярку по нормам Евро-4 - только на АЗС Лукойл и ЮКОС. Так что даже в Москве с ее жесткими евронормативами можно запросто нарваться на высокосернистую солярку, а это - полная «нейтрализация» нейтрализатора. Хотя, рассуждая цинично, в этом нет ничего страшного - просто выхлоп вашей дизельной иномарки станет более токсичным. Не работающий нейтрализатор все равно будет пропускать выхлопные газы, а на прогретом автомобиле под полным дросселем сажа и так выгорит - без всякого катализа.

А в-третьих, и это главное, владельцу дизельного автомобиля по-прежнему надо быть очень осторожным при заправке поздней осенью и зимой. На пяти АЗС из 15 нам продали летнюю солярку в ноябре, когда температура вполне может опуститься до –20…–25°С! Чтобы не залить осенью и зимой летнюю солярку, надо требовать на АЗС паспорт качества на реализуемое топливо и обращать внимание на указанную предельную температуру фильтруемости. Гарантии, впрочем, это тоже не дает…

АЗС №88 (бывший Лукойл)

Москва, ул. Большая Оленья, д. 20
Чистый магазин, доброжелательный персонал, мойка и дизтопливо стандарта Евро-3. Но четверть литра недолили

ЮКОС

29-й км Ярославского шоссе, д. Тарасовка
Паспорта качества на солярку «двойной очистки с гарантией чистоты» не оказалось, а из оплаченных пяти литров нам налили только четыре - зато вполне чистого зимнего дизтоплива

Роснефть

67-й км Ярославского шоссе
На симпатичной заправке нам продали дизтопливо с содержанием серы, на треть превышающим нормы Евро-3. Низкотемпературные свойства в норме, недолив - 150 мл

Татнефть

61-й км Ярославского шоссе
Здесь была самая «честная» колонка: недолив - всего 50 мл. Но паспорт качества отсутствует, а дизтопливо оказалось летним и высокосернистым

ООО «Магистраль» (франчайзинг ТНК)

51-й км Ярославского шоссе
В паспорте качества - дизтопливо Евро-4, а из топливо-раздаточной колонки течет «гостовская» летняя солярка. Да и недолив велик - 600 мл

ТНК

40-й км Ярославского шоссе
Цена солярки - 17,4 руб./литр: самая низкая на Ярославке. Но дизтопливо летнее и высокосернистое, а недолив - 650 мл

Лукойл

33-й км Ярославского шоссе
Сервис - европейский (заправщики, магазин), качество дизтоплива - московское (Евро-3), недолив умеренный (200 мл), а предельная температура фильтруемости самая низкая (–35°С)

МТК

Москва, Ростокинский проезд, д. 2
Содержание серы в проданной здесь «переходной» солярке немного не дотягивает до столичных норм (Евро-3), но недолив - аж 800 мл

Номер пробы АЗС Цена, руб. Недолив, мл Содержание серы, мг/кг Смазывающая способность,
мкм
Температура вспышки,
°С
Температура помутнения,
°С
Предельная температура фильтруемости,
°С
Стандарт
по паспорту качества
1 франчайзинг Лукойла 17,8 500 515 -* 73 –5 –17 EN-590 (Евро-4)
2 Shell 17,9 250 206 454 50 –15 –34 EN-590 (Евро-4)
3 ЮКОС 17,7 700 19 404 71 –16 –18 EN-590 (Евро-4)
4 ВПК-Экспресс 18 950 422 460 53 –14 –32 -**
5 Роснефть 17,5 200 1570 - 72 –6 –7 ГОСТ 305-82
6 AMI 17,9 150 474 - 67 –10 –26 ТУ (Евро-3)
7 Татнефть 17,6 450 251 300 77 –6 –15 EN-590 (Евро-4)
8 Тандем 17,5 50 862 - 46 –7 –8 -
9 франчайзинг ТНК 17,8 600 300 431 54 –12 –29 ТУ (Евро-3)
10 Мега-Ойл 17,5 600 806 - 72 –6 –6 EN-590 (Евро-4)
11 ТНК 18,68 600 526 - 68 –7 –7 ТУ (Евро-3)
12 Евро-Ойл 17,4 650 1410 - 41 –9 –11 ГОСТ 305-82
13 Лукойл 17,7 100 39 394 78 –6 –19 EN-590 (Евро-4)
14 ВР 17,79 200 219 409 53 –16 –35 ТУ (Евро-3)
15 МТК 17,8 800 368 - 85 –4 –17 EN-590 (Евро-4)
Требования по ГОСТу Р 52368-2005 Евро-3 25 мл/5 л не более 350 не более 460 не ниже 55 –10 –20
Евро-4 25 мл/5 л не более 50 не более 460 не ниже 55 –10 –20
* Не проверялась
** Паспорт отсутствовал