Горбатый запорожец. "русское авто с берегов даугавы"

Н икакой он не маленький – для своего класса Запорожец был даже великоват. По тогдашней классификации ЗАЗ-965 с его 650 кг массы и габаритами 3 330 х 1 395 х 1 450 мм относили к микроавтомобилям. При этом многие модели-аналоги были менее солидны – например, Fiat 600 (3 215 х 1 380 х 1 405 мм), Morris Mini Minor (3 030 х 1 390 х 1 350 мм), NSU Prince (3 145 х 1 420 х 1 370 мм). Но советскому гражданину ЗАЗик казался маленьким на фоне привычных Москвичей, Побед, Волг и ЗИМов. Сегодня нам, как людям, знакомым с Окой, Smart, Daewoo Matiz, Hyundai i10 и прочей современной мелкотой, «горбатик» не показался бы таким уж маленьким.

1 / 2

2 / 2

2. Тесный

Преувеличение! Да, не Волга, но для четырех взрослых человек, как заявлено в мануале, вполне пригодный. Ширина салона (1 300 мм) даже больше, чем у более крупного Москвича-408/412 (1 220 мм), и запас пространства над головой – тоже больше, на целых 15 мм! Спереди можно вытянуть ноги, а сзади двое средней комплектности мужчин у нас сидели, едва касаясь коленями спинок передних кресел и с зазором «в плечах». Да, люди повыше тут подпирали бы передние кресла сильнее, но это единственная претензия к вместительности «Запика»!

Во всяком случае, практически у всех четырехместных автомобилей-конкурентов салон еще короче, причем у многих разница составляет сразу около 10 см: Renault 4 CV, NSU Prince, Trabant, Lloyd LP 600. Что касается комфорта Запорожца, справедливым было бы упрекнуть его за жесткую переднюю подвеску – но зато она была практически непробиваемой. А что на самом деле показалось мне тесным, так это педальный узел, но за это ЗАЗика почему-то никто не критикует. Зато руль легкий и вполне адекватный по обратной реакции.

3. Примитивный

Отнюдь! Все, что есть в конструкции ЗАЗ-965, направлено на достижение компактности – но никак не на экономию и не на упрощение. В СССР с его нерыночной экономикой производители не стремились «наварить» побольше денег на потребителях. Поэтому, пожалуй, в Запорожце нет ни одного откровенно бюджетного решения, ни одной явно «фуфлыжной», одноразовой детали. Все узлы ремонтопригодны и рассчитаны на длительную эксплуатацию. За что ни возьмись рукой – все прочное, надежное, пусть и не всегда изящное.

1 / 2

2 / 2

Снаряженная масса:

Компоновка автомобиля, схема и устройство двигателя, конструкционные материалы, оснащение, отделка интерьера – все было сделано на современном для того периода уровне или с опережением его. К примеру, большая часть иномарок-одноклассников «Запика», как и он, были именно заднемоторными, но кроме него лишь две–три модели имели полноценный четырехцилиндровый силовой агрегат. Мало того, только у ЗАЗов он был рациональной для заднего размещения V-образной схемы. А еще ни одна серийная легковушка в СССР не имела независимой подвески – кроме Запорожца, разумеется!

4. Немощный

Вранье! Другие машины тогда были не более «заряженными»! С самыми распространенными моторами (27 и 30 л. с.) Запорожец имел энерговооруженность 24–21 кг на 1 л. с., а, например, современный ему Москвич-407 – 22 кг на 1 л. с. Естественно, с полной нагрузкой расклад менялся, но это удел любого малоформатного автомобиля, обусловленный, кстати, более рациональным соотношением полезной нагрузки и собственной массы машины.

Сегодня еще можно встретить «ЗАЗик», которого не касалась рука реставратора

В целом, динамика исправного «горбатого» вполне соответствовала духу времени – другое дело, что поддерживать бюджетную машину в исправности могли не все владельцы. В сегодняшнем городском потоке автомобиль держится вполне уверенно – но только в пределах первых двух–трех передач. Затем, ясное дело, запал иссякает – нынешние скорости уже не те.

5. Мотор негодный – хронически перегревается

Неужели вы думаете, что в СССР кто-то мог поставить на конвейер двигатель, непригодный к эксплуатации? Исправный двигатель МеМЗ-965 (Мелитопольского моторного завода) поддерживал штатный тепловой режим при любых условиях движения: с полной нагрузкой машина проходила госиспытания на Севере, на Кавказе, в Крыму, Средней Азии – собственно, там, где впоследствии она с успехом и эксплуатировалась.


Настоящей же бедой Запорожцев было то, что не все владельцы поддерживали свой автомобиль в надлежащем техническом состоянии. Собственно, это касалось не только ЗАЗов, и неважно, о каком типе мотора идет речь: если неухоженные «водянки», к примеру, оставляли на дорогах лужицы воды, то – грелись. Элементарная процедура мойки или очистки двигателя ЗАЗа предупреждала проблемы, но у многих горе-автолюбителей под кожухами системы охлаждения мотор обрастал масляной коркой, армированной слоями пыли и пуха, и нарушение температурного режима было гарантировано.


А если после ремонта или обслуживания «умельцы» выбрасывали из-под капота хотя бы часть жестяных воздуховодов (а ведь выбрасывали поголовно, едва ли не через одного!), конкретный перегрев не заставлял себя долго ждать. На беду, сети автосервисов – ни для ЗАЗов, ни для других марок – в стране в 1960-е не существовало, и прививать культуру грамотного обслуживания Запорожцев было некому.

Краткие технические характеристики

Двигатель: четырехцилиндровый, V-образный, 887 см³ Мощность: 30 л. с. (4 000-4 200 об/мин.) Максимальный крутящий момент: 5,3 кгм (2 800-3 000 об/мин.) Габариты (Д х Ш х В): 3 330 х 1 395 х 1 450 мм Дорожный просвет: 175 мм Максимальная скорость: 100 км/ч




6. Боится жары

Выдумки! В корне ошибочный стереотип, распространяющийся в автолюбительской среде на все . Между тем, исходя из теории ДВС, жара менее влияет на работу мотора-«воздушника», чем привычной всем «водянки». Причина проста: разница температур между цилиндром двигателя (140–180 °С) и теплоносителем – забортным воздухом (допустим, 30 °С) куда выше, чем между тем же цилиндром и омывающим его антифризом (90 °С). Улавливаете суть? На фоне разницы в 110–150 градусов изменением температуры воздуха за окошком Запорожца на 15 градусов, как говорят физики, можно пренебречь. Откуда же взялся этот устойчивый стереотип о том, что Запорожцы особенно часто перегреваются в жару?


Видимо, дело в том, что в СССР половина «частников» эксплуатировали машины только в теплый сезон. И именно летом количество Запорожцев на дорогах существенно возрастало: дачи, пора отпусков, вояжи к морю, в горы, на реку... А где вояжи – там перегруз, там интенсивный скоростной режим, и, естественно, при вышеуказанных неладах в моторе – его перегрев. Вот и стояли на обочинах «Запики» с поднятой крышкой капота, остывая и делая себе антирекламу. Зимой процент ЗАЗов на дорогах иной, режимы движения – тоже, и приметных силуэтов с поднятым задним капотом на порядок меньше.


Щиток приборов без термометра – признак ЗАЗ-965 выпуска до июля 1964 года

В наши дни мы ездили на отлично восстановленных, отлаженных и комплектных машинах, и понятно, что стрелка термометра на приборном щитке вела себя дисциплинированно. С другой стороны, личный опыт автора, в студенчестве проездившего три года на древнючем ЗАЗ-966 с таким же мотором-«тридцаткой», как у «горбатого», подтверждает: чистый и правильно отрегулированный «движок» не греется, как ни мучай его перегрузами и крутыми подъемами.

7. Ненадежный

Надежный. Мало найдется случаев, чтобы один из 322 166 экземпляров «горбатого», выпущенных в Запорожье с 1960 по 1969 гг., остановился в поле и не смог доехать домой. Другое дело, что он не был столь долговечным, как «государственные автомобили» – созданные для работы в госструктурах Победа, Волга, ЗИМ. И все же конструкция ЗАЗ-965 соответствовала условиям эксплуатации в любых регионах Союза: прочная подвеска, недетский клиренс (175 мм), жесткий и «негниющий» кузов, мощный отопитель (он же предпусковой подогреватель).

1 / 2

2 / 2

Слабые места, конечно, были – двигатель служил не более 35–50 тысяч километров до среднего ремонта, быстрее других узлов изнашивалась передняя подвеска. Но и тут все зависело от ухода: двигатель требовал хорошего масла (а многие заправляли его низкокачественным автолом), а шкворни и втулки торсионов «передка» нужно было регулярно смазывать.


С годами массового производства ЗАЗ-965 запущенных экземпляров на улицах становилось все больше, ведь потрепанный «горбатик» стоил сущие копейки, и вкладываться в серьезный ремонт резона не было. Тем не менее в край «убитые» экземпляры продолжали кое-как ездить и, кроме пользы своим владельцам, приносили модели имидж ненадежной. Мы сегодня ресурсных испытаний не проводили, но смеем заверить: исправный, хорошо отлаженный ЗАЗ-965 ведет себя на ходу совершенно адекватно и производит целиком приятное впечатление и на водителя, и на пассажиров.

Основные параметры участников сравнения:

Марка и модель: FIAT 600
Годы производства: 1955-1969
Тип кузова: 2-дверный фастбек
Двигатели: 0,6; 0,8; оба - I4
Длина: 3215 мм
Ширина: 1380 мм
Высота: 1405 мм

Марка и модель: ЗАЗ-965 "Запорожец"
Годы производства: 1960-1969
Тип кузова: 2-дверный седан (купе)
Двигатели: 0,9; V4
Длина: 3330 мм
Ширина: 1395 мм
Высота: 1450 мм

Машины бывают большими, обычными и маленькими. А еще они бывают крохотными. Таков FIAT 600 - автомобильчик массой всего в 585 кг, и это уже в снаряженном виде. Такую машину несколько мужчин при необходимости могли вытащить руками из любой ямы. А еще одним неоспоримым преимуществом этого забавного средства передвижения была цена, энтузиасты посчитали, что если бы эта машинка продавалась сегодня, ее стоимость была бы порядка € 6500. Дешевле, чем любой другой европейский автомобиль. Именно такие машины, как FIAT 600 и FIAT 500 смогли сделать из послевоенной Италии автомобильную страну. С 1955 по 1969 было выпущено два с половиной миллиона FIAT 600, после остановки производства в Италии, машину продолжали делать в Южной Америке; к общему количеству нужно прибавить и испанский SEAT 600, и югославскую "Заставу" 750, все это были копии знаменитой микролитражки.
Если бы потребовалось подобрать иллюстрацию к выражению "автомобиль не роскошь, а средство передвижения", то итальянская микролитражка подошла бы как нельзя лучше. Это действительно "средство передвижения" - четыре колеса, мотор и руль. Тесный салон, сиденья как бабушкино кресло (из регулировок только "вперед-назад"), багажник размером меньше иного чемодана; какая уж тут роскошь!
Между тем, именно такие машины были популярны в неизбалованной послевоенной Европе. В еще менее избалованной стране-победительнице - СССР - потребность в предельно простом и недорогом автомобиле была просто огромной! И нет ничего удивительного, что за образец для разработки такой машины взяли как раз FIAT 600. Надо отдать должное коллективу МЗМА (будущему АЗЛК), простым копированием они не ограничились. Идеи, заложенные в ФИАТ, советскими конструкторами были переосмыслены, машины получила иную подвеску и чуть более просторный кузов. Крохотные колеса прототипа сменили на более крупные, для советских дорог они подходили лучше. В результате получился автомобиль с названием Москвич-444. Но в серию он так и не пошел, мощности московского завода были полностью загружены. Пришлось срочно переориентировать завод сельскохозяйственной техники "Коммунар" в украинском городе Запорожье на выпуск нового автомобиля. Так появился ЗАЗ-965, легендарный "горбатый"...

FIAT 600 - прототип первого "Запорожца"

"Запорожец" немного крупнее своего прародителя. А главное отличие - у ФИАТа нет "горба"

Небольшое лирическое отступление: кто мог подумать тогда, в середине двадцатого века, что в новом, двадцать первом, веке бывший завод комбайнов, пережив страну, которая сделала его автомобильным, продолжит существовать, став единственным крупным автозаводом Украины и выпуская копии корейских автомобилей. Предположить такое в 1960-м году не мог даже самый смелый фантаст. Но интересно даже не это, любопытно узнать, что станет со страной и заводом спустя еще полвека, какие зигзаги выпишет история - вот это по-настоящему интересно. Осталось только подождать эти самые полвека:-)

Вернемся к ФИАТу. Такую машину мне удалось повстречать на улицах Хельсинки минувшим летом. Интересно, что машина была просто припаркована на одной из улиц центра города. Не знаю уж, использует ее хозяин как повседневный автомобиль, но повстречать в городах бывшего СССР ЗАЗ-965 мне не удавалось уже много лет. Речь не идет, конечно, о выставочных машинах во время разнообразных ретро-мероприятий. Там-то они встречаются часто, у коллекционеров "горбатый" - одна из самых любимых игрушек. А вот так, просто прогуливаясь, увидеть эту машину на улице в наше время практически невозможно.

FIAT 600 на улице Хельсинки летом 2011 года

Давайте посмотрим, что представляли из себя эти автомобильчики. Фотографий сегодня будет чуть больше, чем обычно.

Двери, навешенные на задние петли - один из ярких признаков FIAT 600 и его советского собрата. О просторе салона говорить не стоит, но при желании в машину могли втиснуться и пять человек, если, конечно, они не обладали габаритам Николая Валуева

Несмотря на свехрхминиатюрность, места для ног на передних сидениях было достаточно благодаря заднему расположению двигателя. Интерьер машины вызывает умиление - взгляните хотя бы на дверные ручки

Багажник, и без того небольшой, ужат до размеров детской люльки запасным колесом и бензобаком. Рядом с запаской можно разглядеть и домкрат. Хотя Николай Валуев, думается, обошелся бы и без него, поднять такую машину для русского великана - не проблема:-)

Передняя панель была металлической и окрашивалась в цвет кузова. Изобилием приборов водителя тоже не баловали

Все фото голубого авто с сайта Microcar museum

Запорожский 965-й ушел от своего прототипа недалеко. Тот же лаконизм салона. Взгляните:

Крашенный металл, торчащие там и сям тумблеры и ниша под панелью вместо "бардачка". А ведь на этих машинах люди умудрялись путешествовать по всему СССР!

Нынешнему автолюбителю в пример:-) Какие там климат-контроли и бортовые компьютеры! Спидометр, указатель температуры масла, топливный счетчик и две контрольки - на фары и поворотники. Это все.

"Горбатый" был знаковой машиной для Страны Советов. Пожалуй, он символизирует лучшее, что в ней было. Это машина эпохи шестидесятых и шестидесятников, времени надежд и оптимизма. То было время, когда космос казался близким и доступным: вот-вот вслед за Гагариным и другими космонавтами полетят к звездам сотни новых кораблей, скоро откроем базу на Луне, а там и до городов на Марсе недалеко. Это было время доброты и уверенности в себе: уже никого не сажают, а времена ГУЛАГа публично осуждены. Странно, но именно маленькая смешная машинка вызывает у жителей бывшего советского государства самые теплые чувства. И наверно это неспроста.
Так что спасибо итальянским конструкторам, создавшим FIAT 600 и вдохновившим советских инженеров на ЗАЗ-965. Это были маленькие машины, но большие эпохи.

Ездить на микролитражном ФИАТе не гнушались не только мамы с детьми, но и вполне взрослые мужики.

ЗАЗ-965. Маленькая машина большой страны

Наверно, не было ни одного двора, где не встретился бы "Запорожец". Была такая машина и во дворе моего детства. Владел ей немолодой таксист. Интересно, каково было ему пересаживаться с рабочей "Волги" на личный "Запор"? :-) За машиной владелец следил хорошо. Ни одного выходного не проходило, чтобы круглый лысоватый таксист не копался со своей машиной. Каждое лето в погожие деньки он выгонял ее на воздух и красил с помощью пылесоса всегда в один и тот же бледно-голубой цвет.
Так продолжалось до начала девяностых. Однажды таксист появился во дворе на кремовом "жигуле" "копейке". Заслуженный "горбытый" был выгнан из гаража и на несколько лет поселился под окнами дома. Внук таксиста периодически гонял по окрестностям на пожилом "запорожце". Красить его перестали и на неровных боках старого трудяги стала появляться ржавчина.
А потом они исчезли: и старый таксист, и его внук, и "Запорожец". Видимо, съехали на другой адрес. Гаражи несколько лет спустя снесли, и теперь ничего не напоминает о былых машинах и о их владельцах.

В реальной жизни увидеть ЗАЗ-965 и FIAT 600 рядом можно только на выставке. Никогда эти машины не трудились бок о бок, слишком далеки тогда были автомобильная Италия и автомобильный СССР

Текст, фотографии - phantomserge

© Железные призраки прошлого - 2012 г.

Дополнения или поправки на

Через 10 лет после окончания ВОВ стал повышаться уровень жизни советских людей, появилась потребность в недорогом малолитражном автомобиле. После внеочередного съезда партии, конструкторы начали выпускать свои прототипы - НАМИ-050 «Белка» , НАМИ-031 , НАМИ-059 и другие. Однако данные проекты были забракованы, и правительство решило, что не стоит тянуть с разработкой собственной модели, а возьмем ка мы, как уж повелось, готовый автомобиль у итальянцев и на его базе построим собственный.

Итальянский Fiat 600 к тому времени уже 4 года был в серийном производстве и был настолько приспособлен к серийному производству, что уже через год, в 1960 году, с конвейера сошли первые «Запорожцы» .

Изначально ЗАЗ-965 планировалось выпускать на заводе «МЗМА» . Ведь еще в 1957 году на базе того же итальянского Fiat «МЗМА» выпустил свой опытный образец Москвич-444,однако после съезда партии, всю техническую документацию передали заводу «Коммунар» (в 1961 году был переименован в Запорожский автомобильный завод «ЗАЗ»), в то время выпускающий комбайны и трактора.

Не смотря на то, что данный автомобиль разрабатывался как народный, таковым стать ему было не суждено, связано это было с его стоимостью, которая была значительно выше автомобилей такого класса, даже дороже своего итальянского прототипа и малым объемом производства. В октябре 1962 года автомобиль ЗАЗ-965 с производства сняли, точнее, модернизировали и теперь он стал именоваться как ЗАЗ-965А, который выпускали до 1969 года, даже не смотря на то, что в 1966 году уже выпускали ЗАЗ-966.

Дизайн и конструкция

Несмотря на внешнее сходство с итальянским Фиатом, у ЗАЗ-965 были и свои отличительные особенности. Например, двери были навешены на задних петлях и открывались против движения. Подфарники располагались на крыльях на уровне капота. Так же было дополнительное прямоугольное зарешеченное отверстие над номерным знаком на капоте, служившее для вывода воздуха, который охлаждал двигатель и некоторые другие изменения.

V-образный двигатель ЗАЗ-965 был установлен в задней части автомобиля, его прототипом был двигатель BMW, для десантного вездехода. Этот 4-цилиндровый двигатель, с воздушным охлаждением получивший название МеМЗ-965 изначально разрабатывался для армейской амфибии ТПК, имел объемом 746см 3 и мощность 23 лошадиные силы. Диаметр цилиндров составлял 66 мм, а ход поршня - 54,5 мм.

Так как двигатель располагался сзади, его охлаждение происходило при помощи вытяжного вентилятора, который засасывал поступающий снаружи через «жабры» воздух сквозь оребрение цилиндров и выбрасывал его назад через решётку в крышке багажника. Эта самая решетка являлась еще одной отличительно особенностью «Запорожца», по сравнению с ФИАТом. Размеры двигателя были больше чем у Fiat 600, что привело к появлению горба в задней части автомобиля. Именно из-за этого горба Запорожец получил прозвище «Горбатый». От транспортера амфибии ТПК так же позаимствовали коробку передач, главную передачу и заднюю подвеску.

Кроме того, впервые же годы эксплуатации были выявлены значительные недостатки. Багажный отсек был достаточно таки мал, уровень шума оставлял желать лучшего, двигатель в летнее время постоянно перегревался, а зимой не хотел запускаться. Про место в салоне и говорить не стоит, как в скворечнике. Ресурс двигателя так же был недолговечен из-за напряженного температурного режима. Бензиновый отопитель салона, из-за отсутствия жидкостного охлаждения был не то что не надежный, а даже пожароопасный.

Модернизированная в октябре 1962 года версия автомобиля стала именоваться ЗАЗ-965А. Автомобиль получил обновленный двигатель объемом 877см 3 , диаметр цилиндра вырос до 72 мм, а мощность до 27 лошадиных сил. Изменилась ситуация с его перегревом, для этого были внесены изменения в кузов автомобиля. Воздухоприемные накладки на задних крыльях приняли новую форму, и вместо двух рядов узких полос, стали выдвинуты наружу и имели один ряд широких прорезей. Это увеличило поток воздуха, поступающий в моторный отсек. Передние габаритные огни были перенесены с верхней части крыльев под фары.

Модификации

  • - Модификация 965-го с 1962 года. С измененным двигателем и некоторых частей кузова;
  • - Выпускался для инвалидов потерявших одну или обе ноги. Управление было как ручным, так и стандартными педалями, аля подходит всем!;
  • - Модифицированный ЗАЗ-965А для инвалидов;
  • - Модификация для инвалидов, потерявшим одну руку или одну ногу;
  • - Модификация с правым рулевым колесом, для службы, занимавшейся выемкой писем из почтовых ящиков.

Видео автомобиля

Технические характеристики

Компоновка Заднемоторная, заднеприводная
Колесная формула 4x2
Количество мест 4
Габариты, мм
Длина 3330
Ширина 1395
Высота 1450
Колесная база 2023
Клиренс 175
Колея, мм
Передняя 1144
Задняя 1160
Масса, кг
Снаряженная 665
Полная 965
Грузоподъемность, кг 300
Двигатель
Модель МеМЗ-965, МеМЗ-966
Тип Бензиновый
Количество цилиндров 4
Объем, см 3 746, 887
Мощность, л.с. 23, 27
Коробка передач Механическая, 4-ступенчатая
Максимальная скорость, км/ч 90, 100
Расход топлива, л/100км
Смешанный 6.5, 5.5
Объем топливного бака, л 30

Ну почему на этой вроде бы городской машинке хочется к морю - теплому Черному b ли прохладному Балтийскому? Моторчик скромный, тарахтит хоть весело, да громковато, багажник тоже совсем не гигантский. Разгадка, думаю, проста: для многих именно эта машина - символ первых автомобильных радостей, свободы, дальних романтических путешествий!

ПОПУЛЯРНАЯ МЕХАНИКА

Полчаса позора, зато - на работе! Анекдоты и шутки про «Запорожец» появились едва ли не одновременно с прототипом на ВДНХ. Еще бы: ну все не так, как у нормальных машин! Мотор - в багажнике, радиатора нет, двери открываются, как у старых, еще довоенных авто, а задние колеса стоят неприлично криво! Самые внимательные обнаружили: даже надпись на передке какая-то странная - «Запорожець». Не все сразу догадались: это по-украински.

Но соревнование в остроумии выдавало сильный интерес. Ведь машина, которую вот-вот начнут выпускать на бывшем заводе комбайнов «Коммунар» в Запорожье, специально рассчитана на автолюбителей-частников - их медленно, но неуклонно растущую армию. Обещают к тому же, что она будет доступна почти каждому труженику.

По нынешним отечественным меркам ЗАЗ-965 создали довольно быстро. Он, конечно, не был оригинальным: кузов и заднюю подвеску позаимствовали у популярного ФИАТ-600, переднюю - у «Фольксвагена-Жук», мотор походил на татровскую «воздушку», только сильно уменьшенную. Но, учитывая принципиальную для СССР новизну машины, необходимость организовать новое производство не только в Запорожье, но и в Мелитополе (двигатель), надо признать: уложились в сроки весьма сжатые. Проектирование начали осенью 1956-го (совместно НАМИ и МЗМА), в 1957-м появился первый прототип «Москвич-444» - сначала с импортным мотором, потом с отечественным мотоциклетным, а 18 июня 1959-го в Запорожье собрали первый пробный образец. Правда, до начала серийного производства прошло еще больше года.

Конечно, кругленький (немного грубоватое «горбатый» придет позже) автомобильчик был далек от идеала вообще и даже для советского человека в частности. Все, конечно же, мечтали о «Волге». Ну или хотя бы о «Москвиче». А тут еще в 1959-м в Сокольниках показали весь цвет американского автопрома. Как не похож на эти роскошные, огромные, сияющие хромом и ошеломляющие техническими характеристиками крейсеры маленький, словно поджавший губы от обиды «Запорожец»! Но газеты и журналы настоятельно подчеркивают: догнать и перегнать США - не значит повторять все заокеанские перегибы. Ну а на фоне европейских аналогов ЗАЗ-965, кстати, смотрелся вполне прилично: полностью независимые подвески - спереди торсионная, сзади пружинная (у ФИАТ-600, к слову, спереди рессора), четырехступенчатая коробка передач, мотор - 23 л.с. У того же ФИАТ-600 22 л.с., а у «пятисотого» и вовсе 13 л.с. Двигатель знаменитого «гадкого утенка» - «Ситроена-2CV» развивал 12,5 л.с. Лишь немецкие «Жук», БМВ-700 и «ДКВ-Юниор» оснащали моторами в 30 и более сил.

Впрочем, для советских людей куда важнее, что «Запорожец» стоит 1800 рублей новыми, а ведь «Москвич»-то - 2500, а «Волга» и вовсе баснословные 5100! Поэтому-то ЗАЗ-965 стал для большинства его покупателей первым автомобилем в жизни. Помните? Это почти как первая любовь с ее радостями и разочарованиями...

МОРЕ - ВПЕРЕДИ, МОТОР - СЗАДИ

Он вовсе не такой неудобный, как кажется на первый взгляд. По крайней мере для водителя и переднего пассажира. Хуже всего, что левой ноге мешает арка колеса, но напольные педали вполне приемлемы, к рычагу переключения передач с довольно большими ходами можно привыкнуть - не хуже, нежели на зарубежных заднемоторных аналогах. Тормоза без усилителя? Ерунда! Если уж на 21-й «Волге» и даже ГАЗ-51 ездили...

Чтобы терпеливо перенести разгон хотя бы до 60 км/ч, нужно чувство юмора и добродушие. При этом 27-сильный воздушник (это уже модернизированный ЗАЗ-965А 1967 года) тарахтит от души. Поначалу даже весело! Но представим себе путь к морю километров в пятьсот, а то и в тысячу! А ведь маленькие, тесненькие машинки во времена их молодости служили, как правило, именно дачными и отпускными!

Спина уже устает от хлипкого тщедушного «стульчика», тарахтение все больше давит на уши - при том, что даже для не полностью загруженного автомобиля 80 км/ч предел, максималка. Избаловался! Для многих семей в 1960-е поездка к морю на собственном «Запорожце» была огромным счастьем! Которому завидовали еще больше семей. Ну а мизерный багажник часто дополняли конструкцией на крыше, размерами скорее подходящей для «Волги».


Летом на нормальных для «зазика» скоростях управляемость сносная - опять-таки не хуже, чем у зарубежной ровни. Но экстремизма машина не любит. Это быстро поняли те, кто выступал на ЗАЗ-965 в ралли. Да-да, в ралли! Скажем, знаменитый в СССР гонщик, неоднократный чемпион Союза и призер международных соревнований Стасис Брундза начинал спортивную карьеру именно на «горбатом» - и, как и некоторые иные спортсмены, испытал на прочность его крышу. Кстати, этот показатель у ЗАЗ-965 на высоте! Впрочем, подавляющему большинству владельцев куда важнее ремонтопригодность. Первый автомобиль в условиях дефицита мастерских и запчастей способствовал освоению навыков слесаря, моториста, даже жестянщика и маляра. Нехитрые манипуляции с силовым агрегатом (сначала опустить, потом вытянуть назад), и можно его ремонтировать - прямо в гараже или во дворе. Бывало, с помощью соседа двигатель доставляли даже домой! Там под неодобрительное гудение жены и заинтересованное щебетание наследников мотор воздушного охлаждения (зато течей нет!) ремонтировали, разбирая по цилиндрам. И вот общая семейная радость - машина снова на ходу!

Вещью в себе была автономная печка. Греет вне зависимости от температуры двигателя... когда работает. Свеча накаливания, регулятор... Звучит теперь так же экзотично, как «выставить зажигание» или «отрегулировать уровень в карбюраторе». Впрочем, зимой тогда ездили редко. Большинство «запорожцев» стояли на приколе - редко в гараже, чаще под брезентом во дворе, где нахальные мальчишки так и норовили сделать из машинки снежную горку...

Съезжаю с шоссе на живописную лесную дорожку. Кстати, проходимость у «Запорожца» вполне приличная: минимальный дорожный просвет, как нынче у иных кроссоверов: 175 мм, а под двигателем и вовсе 200 мм. И ухабов подвеска не особенно боится. Вот и приехали. Только что вроде болела спина, уставали неприкаянная левая нога и уши. А вот теперь почему-то хочется ехать дальше!

МАЛЕНЬКИЙ АВТОМОБИЛЬ БОЛЬШОЙ ДЕРЖАВЫ

Берег моря или хотя бы реки, палатка, котелок, транзисторный приемник (у счастливчиков - рижская «Спидола»!) и, конечно, собственная машина: гимн автотуризму 1960-х. А может, и правда здесь поблизости - скажем, вон за той сосной - ждет романтическое приключение, а то и будущая судьба? Комедия «Три плюс два», где помимо пятерых одушевленных героев важные роли играют «Волга» и «Запорожец», при всей наивно-сладкой искусственности дух эпохи отражала довольно верно.


Не беда, что микролитражный «Запорожец» тесноват и шумен, не слишком быстр и не так чтобы уж очень надежен. Он ведь первый! А впереди большая и светлая жизнь - твоя личная и страны, которая строит все больше жилья, пусть пока малогабаритного, а за пару месяцев до старта серийного 965-го даже запустила в космос живых существ - собачек Белку и Стрелку!

Конечно, будущее окажется не совсем таким, как виделось. «Запорожцы» еще долго-долго были не музейными экспонатами, а семейным транспортом. А меняя хозяев, попадали, как правило, к тем, кто тоже только начинал автомобильную жизнь. Теперь «зазик» и их учил ездить, ремонтировать, красить. Прошло еще немало лет, прежде чем к «запорожцам» стали относиться как к забавным игрушкам, строя из них кабриолеты, спорткупе, стретчи. Или - наконец-то! - как к раритетам. Конечно, многие расставались со старыми, совсем уже не соответствующими ритму жизни «горбунами» без сожаления. Но теперь и они смотрят на эту голубенькую машинку с улыбкой и светлой грустью. Наверное, вспоминают первую любовь с ее восторгами, радостями, обидами и разочарованиями....

На ранних ЗАЗ-965 было написано «Запорожець» - по-украински.

На ранних ЗАЗ-965 было написано «Запорожець» - по-украински.


СОВЕТСКАЯ НАРОДНАЯ Серийное производство ЗАЗ-965 «Запорожец» начали в ноябре 1960 года. Мотор V4 развивал 23 л.с. при 4000 об/мин. С 1963-го выпускали модернизированный ЗАЗ-965А с мотором 27 л.с. Последний раз модель изменили в 1966-м, установив, в частности, 30-сильный двигатель. На экспорт в некоторые страны автомобиль шел под именем «Ялта» (Jalta). На базе ЗАЗ-965 создали несколько прототипов, в частности почтовый фургон 965С, а также семейство ЗАЗ-970 - фургон, пикап и минивэн вагонной компоновки. Всего до 1969 года построили чуть более 322 тысяч машин. Редакция благодарит за помощь в съемке Наталью Голованову и Павла Залазаева, а также мастерскую «Колеса истории» за предоставленный автомобиль.

..

ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АВТОМОБИЛЯ ЗАЗ-965А и ЗАЗ-965АБ

Общие данные

Вес автомобиля (без полезной на-
грузки, масла, бензина, запасного ко-
леса, комплекта инструмента, деталей
и узлов системы отопления кузова)

610 кг (+18 кг)

Вес снаряженного автомобиля:
без нагрузки

с полной нагрузкой

Распределение веса снаряженного
автомобиля с полной нагрузкой по
осям:

на переднюю ось

на заднюю ось

Габаритные размеры (номинальные):

высота (без нагрузки)

База (расстояние между осями)

Колея передних колес (по грунту)

Колея задних колес (при полной
статической нагрузке)

Дорожный просвет (под кронштей-
нами передней подвески при полной
нагрузке)

Наименьший радиус поворота (по
следу наружного переднего колеса)

Углы свеса (с полной нагрузкой):
передний

Наибольшая скорость на горизон-
тальном участке ровного сухого шос-
се при нагрузке двух человек (вклю-
чая водителя)

Применяемое топливо

Бензин автомобильный А-72 или А-76
(ГОСТ 2084-67)

Контрольный расход бензина на 100 км пробега летом для исправного, про-
шедшего обкатку автомобиля, с полной нагрузкой, при постоянной скорости -
35-40 км/час на 4-й передаче на горизонтальном и ровном шоссе - 5, 5 л.

Примечание. Контрольный расход бензина является показателем,
определяющим исправность автомобиля, и эксплуатационным расходом
топлива служить не может.
Норму эксплуатационного расхода топлива завод не устанавливает.


Двигатель

Тип двигателя

Бензиновый, четырехтактный, карбю-
раторный, с верхним расположением
клапанов, воздушного охлаждения

Число и расположение цилиндров

4. V -образное, угол развала цилиндров

Диаметр цилиндра

Ход поршня

Рабочий объем цилиндров

887 см3

Степень сжатия (номинальная)

Мощность максимальная, (при
4000-4200 об/мин)

Крутящий момент, максимальный
(при 2800-3000 об/мин)

Порядок работы цилиндров

Удельный расход топлива, мини-
мальный

275 г/э л. с. час

Цилиндры

Чугунные, с ребрами охлаждения, раз-
дельные

Картер коленчатого вала

Туннельного типа из магниевого сплава

Головки цилиндров

Из алюминиевого сплава, съемные,
общие на каждые два цилиндра, гнезда
клапанов вставные, из отбеленного чу-
гуна

Из алюминиевого сплава, имеют два
компрессионных и два маслосъемных
кольца

Коленчатый вал

Из магниевого чугуна, литой, трехопорный

Коренные подшипники

Три, из алюминиевого сплава

Верхние, расположены наклонно в го-
ловках цилиндров

Шатунные подшипники

Тонкостенные, из стальной ленты, за-
литой алюминиевым сплавом

Фазы газораспределения

Впускные клапаны: открытие 10° до
ВМТ, закрытие 45° после НМТ; выпуск-
ные клапаны: открытие 45° до НМТ,
закрытие 10° после ВМТ

Газопровод впускной

Общий на четыре цилиндра

Система смазки

Комбинированная: под давлением и
разбрызгиванием

Очистка масла

Центрифугой на коленчатом валу

Масляный насос

Шестеренчатый, привод от коленча-
того вала двигателя

Охлаждение двигателя

Воздушное, принудительное

Вентилятор

Осевой, расположен на валу якоря
генератора

Охлаждение масла

Воздушно-масляным радиатором

Карбюратор

Вертикальный, с падающим потоком
К- 125

Воздушный фильтр

Комбинированный инерционно-масля-
ный, с фильтрующим элементом

Бензиновый насос

Диафрагменный, имеет рычаг для руч-
ной подкачки горючего

Вентиляция картера

Открытая


Силовая передача

Сцепление

Однодисковое, сухое. Наружный диа-
метр ведомого диска 170 мм

Коробка передач

Трехходовая, четырехступенчатая.
Имеет четыре передачи вперед и одну
назад. Шестерни второй, четвертой и
третьей передач косозубые и снабжены
синхронизаторами

Передаточные числа

Первая передача - 3, 73: 1

вторая передача - 2, 29: 1
третья передача - 1, 39: 1
четвертая передача - 0, 964: 1
задний ход - 4, 76: 1

Главная передача

Пара конических шестерен со спираль-
ными зубьями: передаточное число -
4, 63: 1 (37 и 8 зубьев)

Дифференциал

Конический, с двумя сателлитами

Полностью разгруженного типа

Передача толкающих усилий

Рычагами задней подвески

Ходовая часть

Низкого давления, бескамерные, раз-
мер 5, 20-13

Ступицы передних колес

Литые из ковкого чугуна вместе с тор-
мозным барабаном

Подвеска передних колес

Независимая, торсионная, работает

Подвеска задних колес

Независимая; пружинная, работает
совместно с двумя амортизаторами

Амортизаторы

Гидравлические, поршневые, двусто-
роннего действия, телескопического типа

Рулевое управление

Колодочные на четыре колеса

Приводы тормозов

1. Ножной - гидравлические, действует
на все колеса от педали
2. Ручной - тросовый, действует на
задние колеса

Электрооборудование

Система проводки

Однопроводная, «минус» соединен с
массой

Номинальное напряжение

Генератор

Типа Г -501, переменного тока, трехфаз-
ный, мощностью 250 вт, или Г-502 с
встроенным кремниевым выпрямителем.

Выпрямитель

Типа В-310, селеновый, для генера-
тора Г-501.


Реле-регулятор

Типа РР-310, состоит из вибрационно-
го регулятора напряжения и реле вклю-
чения

Реле блокировки

Типа РБ-1, состоит из электромагнит-
ного реле и выпрямительного моста из
диодов, для питания электромагнитного
реле

Аккумуляторная батарея

Типа 6-СТ-42, емкостью 42 а ч

Катушка зажигания

Распределитель зажигания

Типа Р-114 с центробежным и вакуумным регуляторами опережения зажига-
ния и октан-корректором

Свечи зажигания

Типа А6УС с резьбой СП-М14Х 1, 25 мм

Датчик указателя температуры масла

Типа ТМ-101

Датчик аварийного давления масла

Типа ММ- 102, отрегулирован на дав-
ление 0, 4 - 0, 7 кг/см2

Типа СТ351Б, последовательного воз-
буждения, мощностью 0, 6 л. с., с элек-
тромагнитным тяговым реле PC 900A
Управление тяговым реле - дистанцион-
ное, от замка зажигания
В цепи управления предусмотрено до-
полнительное реле (типа РС-502) и реле-
блокировки РБ-1, защищающие стартер
от разноса при передержке включения и
защищающие контакты клеммы «СТ»
замка зажигания от подгорания.
Дополнительное реле расположено на
стенке моторного отсека

Тип ФГ-110, с двухнитевой лампой
дальнего и ближнего света 60 и 40 св.

Подфарники

Типа ПФ-215, с двухнитевыми лампа-
ми: для света стоянки 4 св. и для ука-
зателя поворота 32 св.

Задние фонари

Типа ФП-225 - левый, ФП-225-Б -
правый; с двухнитевыми лампами: для
света стоянки 4 св., для указателя по-
воротов 32 св. и однонитевой лампой
для стоп-сигнала 21 св.

Фонарь номерного знака

Имеет одну лампочку в 3 св.

Центральный переключатель света

Типа П-38, имеет три положения ру-
коятки: освещение выключено, включен
свет для городской езды, включен свет
для загородной езды; имеется реостат
для регулирования освещения шкал щит-
ка приборов

Ножной переключатель света для
ЗАЗ-965А

Типа П-39 (переключает дальний-
ближний свет фар или ближний свет
фары - подфарники).

Ручной переключатель света для
ЗАЗ-965АБ

Типа П46-Б2

Подкапотная лампа

Типа ПД1-М с лампой в 6 св.

Тепловой предохранитель

Биметаллический ПР-2Б, в цени осве-
щения установлен под панелью прибо-
ров на кронштейне подшипника рулево-
го вала

Плавкие предохранители

Типа ПР-103. В цепях: сигнала, при-
боров, стеклоочистителя; блок предохра-
нителей расположен в багажнике на
щитке передка


Щиток приборов КП-211А содержит:
указатель уровня бензина, указатель
температуры масла, указатель поворотов
и дальнего света фар, спидометр с сум-
марным счетчиком пройденного пути;
комбинация освещается лампой в 1 св.

Фонарь контрольной лампы аварийного давления масла

Типа ПД20-В с лампой в 1 св.

Стеклоочиститель

Типа СЛ-210, электрический с двумя
щетками. Имеет переключатель на два
положения: включено и выключено

Типа ПК-110, один, с лампой 3 св., с выключателем

Включатель стоп-сигнала

Типа ВК-12, включает стоп-сигнал при
нажатии на, педаль тормоза; расположен
на главном тормозном цилиндре

Звуковой сигнал

Типа С-44, электромагнитный, вибра-
ционный. Расположен на панели передка
в багажнике

Контрольная спираль накала свечи
отопителя,

Накаляется при включении отопителя
в течение 12 - 20 сек. Установлена под
панелью приборов

Фонарь контрольной лампы отопи-
теля

Типа ПД-20Б, загорается в момент на-
чала работы отопителя (по истечении
45 -60 сек после включения), в 1 св.

Включатель отопителя

Типа П-300, имеет три положения

Штепсельная розетка

Прерыватель указателей поворотов

Типа РС-57Б, расположен слева под
панелью приборов

Замок зажигания и включатель
стартера

Типа ВК21-Д, расположен на панели
приборов

Датчик указателя уровня бензина

Типа БМ-110А

Переключатели (для указателя по-
воротов и включателя стеклоочисти-
теля)

Типа П-17А

Гибкий вал привода спидометра

Типа ГВ-120, длина вала 2530 мм

Тип кузова

Закрытый, двухдверный, цельнометал-
лический, несущий

Оборудование кузова

Багажник в передней части, зеркало
заднего вида, два противосолнечных ко-
зырька, стеклоомыватель, коврики на
полу

Передние - мягкие, из губчатой рези-
ны, раздельные, регулируемые в про-
дольном направлении под рост водителя
и пассажира. Спинки сидений имеют
регулируемый наклон и откидываются
назад для устройства спальных мест
Заднее - мягкое, пружинное, с двух-
местной сплошной подушкой и спинкой

Вентиляция кузова

Местная, бессквозняковая, осуще-
ствляется поворотом части стекол две-
рей или опусканием стекол в дверях

Отопление кузова

Осуществляется независимым отопи-
телем, где воздух подогревается и по-
дается в кузов и на обдув ветрового
стекла


Оборудование

Заправочные емкости и нормы

Бензиновый бак

Система смазки двигателя

2, 8 л (2, 5 кг)

Воздушный фильтр

Картер коробки передач и главной
передачи

1, 5 л (1, 3 кг)

Картер рулевого механизма

Ступица передних колес

100 г (каждая)

Система гидравлического привода
тормозов

Передние амортизаторы

185 см3 (каждая)

Задние амортизаторы

145 см3 (каждая)

Регулировочные данные

Зазор между стержнем клапана и
носком коромысла (на холодном дви-
гателе)

Для впускных - 0, 08 мм
Для выпускных - 0, 1 мм

Давление масла (для контроля, ре-
гулировке не подлежит)

Не менее 1, 2 кг/см2 при 3000 об/ мин
и температуре масла 85°С

Нормальная температура масла
двигателя

80- 1 00°С

Прогиб ремня вентилятора

Зазор между контактами прерыва-
теля

0, 35-0, 45 мм

Расстояние от плоскости разъема
поплавковой камеры карбюратора до
уровня бензина при проверке стеклян-
ной трубкой

Зазор между электродами свечей

Свободный ход педали сцепления

Свободный ход педали тормоза

3 - 6 мм (регулировке не подлежит)

Давление воздуха в шинах:

передних колес

1, 3 кг/см2- 1, 5 кг/см2

задних колес

1, 7 кг/ см2- 1, 9 кг /см1

Схождение задних колес (при пер-
пендикулярном положении плоскости

Проверка оптическим прибором типа
«Экзакта»;

колеса к уровню пола)

от -10" до +35"

Проверка натянутой нитью

Правое колесо. Левое колесо

от 2 до 6 мм от 0 до 6 мм

Схождение передних колес (при
расстоянии от нижней трубы подвес-
ки до опорной плоскости колес 254 мм
и стяжке колес сзади с усилием
10+0, 5 кг

При измерении линейкой между ши-
нами по выступающим частям боковин:
1 - 3 мм
При измерении оптическими прибо-
рами:
от + 8" до +23"

Расположение номеров двигателя, шасси и кузова

Номер двигателя выбивается на правой стороне картера рядом с местом
крепления бензонасоса.

Номер шасси и кузова выбивается на полке панели передка.

Заводские номера двигателя, шасси (номер шасси является номером авто-
мобиля) и кузова выбиты также на заводской табличке, расположенной в мо-
торном отсеке.