История марки saab. История Компании Saab

SAAB (Сааб) - шведская автомобилестроительная компания. На сегодняшний день модельный ряд производителя включает легковые автомобили бизнес-класса, спортивные открытые машины, а так же грузовую спецтехнику. Все модели компании легко узнаваемы по своей аэродинамичной форме и элегантной простоте интерьера.

Компания SAAB, основанная в 1937 году, начинала свою деятельность с производства авиадвигателей и самолетов для военно-воздушных сил Швеции. После окончания военных действий прекратились и государственные заказы. Компания мгновенно переориентировала свое производство на выпуск автомобилей. В 1945 году правительство страны утвердило проект «92», в рамках которого лучшие инженеры Сааб под руководством талантливого конструктора Гуннара Лангстрома приступили к работе над первым собственным автомобилем. Используя опыт, накопленный за годы выпуска авиапродукции, разработчикам компании удалось создать прототип, не похожий на другие автомобили.

В 1946 году первый опытный автомобиль с индексом 92.001 был представлен широкой аудитории. Главным отличием этого автомобиля было то, что его кузов выполнялся с учетом аэродинамического воздействия при движении. Модель отличалась фантастическим для своего времени коэффициентом лобового сопротивления Сх=0,33. В производство первый автомобиль марки пошел с индексом 92. Машина оснащалась 2-тактным 2-цилиндровым мотором, расположенным перпендикулярно передней оси. Выпуск модели продолжался вплоть до 1956 года. За это время с конвейера сошло 20 000 единиц данного автомобиля.

В 1949 году разрабатываются большие спортивные автомобили Standart 92 и 92 DeLuxe.

В 1955 году компания представила 93-ю модель, которая имела радикально усовершенствованный 3-цилиндровый двигатель, новую трансмиссию, а также бескамерные шины. 93-я модель стала первым шведским автомобилем, поставляемым на экспорт.

В 1956 году компания предпринимает попытку построить спортивную модель. Так появилась экспериментальная модель Sonett, которая была выпущена ограниченной серией в 7 экземпляров. Автомобиль имел 2-местную компоновку, кузов из стеклопластика и весил всего 500 кг. Sonett оборудовался 57-сильным мотором и развивал скорость до 160 км/ч.

Одной из самых удачных моделей компании стал универсал Сааб 95, который мир увидел в 1959 году. С этого момента начался громкий коммерческий успех шведского производителя. Этот грузопассажирский автомобиль вмещал, в зависимости от вариантов компоновки, до 7 пассажиров. Модель оборудовали 4-скоростной КПП и 2-тактным мотором. Позже появился «фордовский» 1,5-литровый двигатель V4.

Другой бестселлер компании, 96-я модель, была выпущена в 1960 году и на протяжении 20 лет была лидером продаж марки. Технические характеристики модели были представлены двигателем объемом 750 кубических сантиметров мощностью 38 лошадиных сил с тремя цилиндрами. К 1963 году разработчики увеличили мощность двигателя до 40 лошадиных сил. Уже с 1977 автомобили 96-й модели стали оснащаться первыми двигателями V4 мощностью до 65 лошадиных сил. Важным преимуществом данной модели является также ее безопасность. С 1960 по 1962 гг. гонщик Эрик Карлсон на этом автомобиле завоевывает первые призы в Англии на чемпионате мира по ралли. К 1980 году было выпущено более 547 000 экземпляров 96-й модели.

Компания одной из первых в мире старалась внедрять самые новейшие технологии в свои шедевры. Так, начиная с 1962 года, автомобили марки стали оснащаться ремнями безопасности.

Немного позднее на каждую модель были установлены ударопрочные дверные балки и вентилируемые тормозные диски.

В 1967 году была представлена 99-я модель, разработка которой велась с 1964 года. Автомобиль оснащался 4-цилиндровым рядным 1,5-литровым мотором, замененным позже на 1,7-литровый агрегат. Список систем безопасности 99-й модели был обширен: подголовники, 3-точечные ремни, а также рулевая колонка травмобезопасной конструкции. Объем производства 99-й модели уже к 1970 году составил 500 000 единиц. Через 3 года этот показатель достиг миллионной отметки.

Под занавес 60-х годов состоялось объединение двух компаний: Saab AB и Scania-Vabis AB, производителя тяжелых грузовиков. Новая фирма получила имя Saab-Scania AB, а её официальная штаб-квартира расположилась в городе Седертелье.

В начале нового десятилетия вышла модель Sonett 3-го поколения с дизайном от Серджо Коджиоло. С середины 70-х годов в линейку моторов автомобилей марки вошел двигатель с турбонаддувом. Несколькими годами ранее такой агрегат использовался на модели 99 Turbo, которая с успехом участвовала в шведских автогонках. В 1977 году 99-я модель, оборудованная производительным и качественным турбомотором, была представлена посетителям автошоу во Франкфурте. Без существенных изменений этот автомобиль продержался на конвейере 15 лет.

В 1978 году началось производство модели с индексом 900. Автомобиль выпускался в 2 модификациях кузова: 3- и 5-дверный хэтчбек. В 1982 году появилась 900-ая модель в кузове седан. Модель Сааб 900, сменив несколько поколений, продержалась на конвейере до 1998 года, когда ей на смену пришел автомобиль с индексом 9-3.

В начале 80-х годов была выпушена небольшая серия спорткупе EV-1. Этот экспериментальный автомобиль стал одной из самых удивительных разработок шведского производителя. Спорткупе оснащалось 4-цилиндровым 285-сильным мотором, разгонявшим машину до 300 км/ч.

Кроме того, в начале 80-х инженеры компании создали первый в истории автомобилестроения 16-клапанный мотор с турбонаддувом. В 1983 году на свет появился автомобиль 900 Turbo 16S, оснащённый таким двигателем. Модель известна также под названием Aero.

В 1984 году компания начала разработку полноразмерной люксовой модели с индексом 9000, фото которой представлены в каталоге на сайте Auto.dmir.ru. Этот переднеприводный автомобиль прочно укрепился в сегменте престижных моделей. На него устанавливали 2,0-литровый мотор от модели 900 Turbo 16S и 4-скоростную АКПП (с 1987 г.). Выпускался также седан SAAB 9000 с противобуксовочной системой TCS. Версия автомобиля в кузове хэтчбек была снята с производства в 1997 году и заменена на модель 9-5, а седан выпускали вплоть до 1998 года.

В 1989 году американская компания General Motors покупает контрольный пакет акций шведской фирмы. Первой моделью, выпущенной в составе американской корпорации, был обновленный SAAB 900 c поперечным расположением двигателя, как и у Opel Vectra. В 1991 году в свет вышел существенно модернизированный SAAB 9000 CS, который впервые в мире оснащается кондиционером, не использующим фреоносодержащий хладоген, а также системой защиты от боковых ударов. А в 1994 году стартовало производство «всесезонного кабриолета» 900 Convertible. Автомобиль оснащался двойным тентом, обогревом заднего стекла и мощной печкой, благодаря чему его можно было эксплуатировать круглогодично.

Кардинальные перемены в линейке атопроизводителя произошли в 1997 году, когда была представлена модель SAAB 9-5, пришедшая на смену 9000-й модели. Автомобиль был построен на платформе Opel Vectra и оснащен модернизированным 3,0-литровым мотором, который дополнили системой управления Trionic 7. В 2003 году модель 9-5 была признана самым надежным автомобилем Швеции. Выдающиеся результаты краш-тестов показали, что данный автомобиль максимально защищает пассажиров от гибели и инвалидности при дорожно-транспортных происшествиях. Последнее поколение седана 9-5 было представлено в 2009 году на выставке в Париже. Еще одной визитной карточкой модели, по многочисленным отзывам автовладельцев, является ее салон, который в зависимости от желания водителя может быть строгим с классическими элементами из дерева или c яркими металлическими и пластиковыми вставками.

В 1998 году была представлена замена SAAB 900 - модель 9-3, которая во многом повторила дизайн своего предшественника. Автомобиль 9-3 серийно выпускался в модификации 3- и 5-дверного хэтчбека, а также в версии кабриолет. Силовое оснащение было представлено линейкой из 5 двигателей. Примечательно, что SAAB 9-3 стал первым в истории шведской марки автомобилем с дизельным мотором. Выпускалась и скоростная версия модели, 9-3 Viggen, с 2,3-литровым 225-сильным двигателем.

В 2000 году концерн General Motors приобрел оставшуюся часть акций шведской компании. В 2002 году появляется совершенно новая модель 9-3, отличительной особенностью которой является кузов седан. Модель получает имя 9-3 Sport Sedan.

В новом тысячелетии компания SAAB представила ряд уникальных концепткаров. Это, в первую очередь, модель 9-Х, показанная в 2001 году. Она сочетает в себе черты купе, универсала, пикапа и даже родстера. Как отмечает производитель, модель 9X — это спортивный, динамичный, функциональный автомобиль, который вобрал в себя всё самое привлекательное, что имеют машины марки.

В 2008 году в Женеве состоялась презентация гибридного концепта 9-Х BioHybrid. Модель получила 1,4-литровый 200-сильный мотор, адаптированный под биоэтанол, и электродвигатель.

В настоящее время активно ведутся переговоры о продаже шведской марки китайским компаниям Pang Da и Youngman. Проследить за судьбой шведского автопроизводителя Вы можете в автомобильном клубе марки на сайте Auto.dmir.ru, где постоянно публикуются самые последние новости.

Saab – шведская автомобильная компания, выпускающая легковые и грузовые машины. Однако история марки Saab, как и многих других, началась совсем не с автомобилей.В 1937 году компания Svenska Aeroplan Aktiebolaget ("Шведская компания по производству аэропланов", сокращенно SAAB) была создана для выпуска бомбардировщиков и истребителей. Память об этом сохранялась в истории Saab еще долго: когда компания перешла на выпуск автомобилей, первым символом марки стал самолет. Лишь в 1968 году он уступил место коронованному грифону.

Первый автомобиль Saab был запущен в производство под именем 92, так как последний самолет шведской марки имел индекс 91

В начале 2013 года компания Saab, следуя мировым тенденциям, изменила логотип на более простой, текстовый. Существует 2 варианта – серый и разноцветный. Во втором варианте каждая буква символизирует одно из времен года, подчеркивая универсальность шведских автомобилей. Примечательно, что для грузовиков и автобусов логотип остался прежним.

Основные вехи в истории Saab

По окончании Второй Мировой войны наработки Saab в области авиастроения оказались невостребованными, поэтому освободившиеся ресурсы решено было направить на выпуск автомобилей. Первый прототип был представлен в 1946 году, позднее, в 1949 году, он был запущен в серийное производство под именем Saab 92 (последний самолет Saab имел индекс 91).

Из 16 специалистов, которые создавали первый Saab, никто раньше не занимался автомобилями. Больше того, только двое из этой группы имели водительские права!

Однако настоящий коммерческий успех пришел к марке не сразу, а лишь спустя 10 лет, с появлением на рынке универсала Saab 95. В 60-е годы модель Saab 96 только закрепила этот успех.В 1968 году компания объединяется с производителем грузовиков Scania – Vabis. Результатом этого слияния стал новый логотип Saab (грифон на шильдике Scania существовал с 1900 года), а также увеличившиеся производственные площади. Не менее значимым для Saab стал 1989 год, когда контрольный пакет акций компании перешел к американскому концерну General Motors. В 2000 году Saab Automobile AB стал полной собственностью GM. В начале XXI века концерн General Motors, испытывающий серьезные финансовые трудности, избавляется от наименее прибыльных подразделений. В результате новым владельцем бренда Saab оказывается голландский производитель суперкаров Spyker.Однако "под крылом" Spyker автопроизводителю тоже не удалось добиться успеха: в 2011 году шведский суд официально признал Saab банкротом. Очередным "спасательным кругом" для бренда стала компания National Electric Vehicle Sweden, половина акций в которой принадлежит китайско-японскому энергетическому консорциуму.

Достижения и победы Saab

Автомобили марки Saab всегда выделялись на фоне своих "собратьев". Авиационное прошлое наложило отпечаток на первые проекты Saab: машины были не слишком симпатичными, но с отличной аэродинамикой. Первая модель Saab 92 с заднемоторной компоновкой внешне напоминала лягушонка, зато имела весьма неплохой коэффициент лобового сопротивления - 0,35.

Писатель Курт Воннегут считал, что именно автомобили Saab стали причиной того, что ему так и не дали Нобелевскую премию по литературе

Интересно, кстати, что из 16 специалистов, которые создавали модель Saab 92, никто раньше не занимался автомобилями. Больше того, только двое из этой группы имели водительские права!Позднее именно в недрах шведской компании родилась идея "выжать" из мотора больше мощности. Как следствие, в 1976 году появилась технология турбонаддува, распространившаяся потом по всему миру. Кроме того, в 1978 году шведы были первыми, кто придумал фильтровать воздух, поступающий в салон автомобиля.С маркой Saab связана биография известного писателя Курта Воннегута. В 1950-е годы он был торговым представителем марки в американском штате Массачусетс. Однако успех его как продавца был невелик, и позже он шутил: "Моя неудача с продажами автомобилей объясняет, почему шведы так и не присудили мне Нобелевскую премию по литературе!". Если говорить о спортивных достижениях бренда, то первая победа Saab была весьма неожиданной: в 1949 году в рамках испытаний новой модели с индексом 92 шведы решили отправить новинку на местные зимние спортивные соревнования. Полный триумф стал неожиданностью для всех, а специалисты Saab задумались о выпуске спортивных автомобилей. Череда самых громких побед марки связана с именем Эрика Карлсона, который трижды побеждал в британском этапе чемпионата мира по ралли (в 1960, 1961 и 1962 годах), а также дважды становился чемпионом ралли в Монте-Карло (1962 и 1963 годы).

Ключевые модели в истории марки Saab

Первой моделью, которая вышла на иностранные рынки, стал Saab 93, появившийся в 1954 году. Впоследствии именно на его основе был создан спортивный Sonett - родстер с пластиковым кузовом и 57-сильным мотором, фактически, открывший Saab дорогу в мир автоспорта.Еще одна легендарная модель - Saab 96 - появилась в 1960 году. На протяжении 20 лет этот автомобиль был настоящим хитом продаж и разошелся тиражом около 550 тысяч экземпляров.В 1968 году на рынок вышел "старший брат" Saab 96 - модель 99. Тогда еще не существовало , но новинка, по сути, принадлежала к нему. Английский журнал Car назвал ее образцом солидности и самой безопасной машиной в Европе.Еще прочнее закрепиться в бизнес-классе . Она появилась в 1984 году и получила звание "Лучшего большого автомобиля" в США. Первым совместным проектом Saab и General Motors . Машина была построена с учетом самых современных требований безопасности.В 1997 году Saab решил снова вернуться к двухциферным "именам". , . В 2011 году под индексом 9-4 был представлен среднеразмерный кроссовер.С 2005 по 2008 год выпускался внедорожник под названием Saab 9-7x, который получил прозвище "Trollblazer".Еще один пример удачного бейдж-инжиниринга – модель 9-2Х, которая производилась с 2003 по 2006 год и представляла собой немного измененную Subaru Impreza.Кстати, авиационная история Saab также продолжается до сих пор: подразделение Saab AB вот уже много лет выпускает истребители и гражданские самолеты.

История Saab в России

Казалось бы, автомобили Saab, созданные в Скандинавии, должны быть близки российским покупателям, ведь они разрабатывались для тех же климатических условий, что и у нас. Однако на российском рынке Saab всегда считался "привилегированным" нишевым брендом – уровень продаж шведских автомобилей в нашей стране был невелик.  И если до кризиса 2009 года спрос на эту марку еще возрастал (с 383 экземпляров в 2006 году до 1 269 в 2008-м), то потом продажи резко пошли на спад. В 2009 году продажи Saab составили всего 268 штук. В сентябре 2010 года реализация автомобилей марки Saab в России была официально прекращена.В 2011 году, выйдя из-под контроля General Motors, Saab занялся реорганизацией своих дилерских сетей и решил вернуться на российский рынок. В нашей стране официально были представлены модели 9-3 (Sport Sedan, Sport Combi и Convertible) и 9-5 (Sport Sedan и Sport Combi). Saab поставил себе целью улучшить докризисный уровень продаж, однако эксперты сразу заявили, что при существующем уровне цен он продолжит оставаться "имиджевой" маркой.Кстати, в 2010 году, когда голландская компания Spyker покупала Saab, существовала вероятность, что производство шведских машин будет налажено в России. Банкир Владимир Антонов, который на тот момент владел 29% акций Spyker, объявлял о желании создать "Сааб по цене Ford Focus" и наладить его производство в нашей стране. Однако тогда одним из условий сделки стал "выход из игры" российского акционера. 

Два года назад мировой автомобильный рынок покинул видный игрок – производитель автомобилей из Швеции, фирма Saab. В последние годы фирма испытывала ряд проблем, особенно финансовых, закончилось все заявлением о банкротстве, чего не могли предположить даже скептики среди аналитиков рынка.

В памяти автолюбителей Saab запечатлелся в образе производителя быстрых, комфортабельных и хорошо управляемых автомобилей. Негласно на эту марку равнялись многие прославленные бренды. Эта примечательная автокорпорация интересна и своей историей.

Мир впервые узнал о компании Saab более 70-ти лет назад, в 1937 году. Название компании является аббревиатурой полного названия«Svenska Aeroplan Aktiebolaget» , что переводится как «Шведская компания по производству самолетов».

Уже из названия понятно, что занималась в то время компания строительством военных самолетов. Специалисты и историки авиации считают, что бомбардировщики Saab не просто хорошо показали себя во Второй мировой войне, но и были в своем классе одними из наиболее скоростных.

После окончания Второй Мировой войны, перед Saab, как и перед многими предприятиями, работавшими над вооружениями, встала проблема перепрофилирования. На выпуск своего первенца у Saab ушло несколько лет, уже в 1949 году первый автомобиль с непривычным названием «92» сошел с конвейера. Параллельно компания продолжила выпуск авиатехники – военных и гражданских самолетов.

Первые успехи

Опыт в производстве самолетов нашел применение и при выпуске автомобилей. У первенца Saab был весьма оригинальный дизайн кузова, поскольку использовались технологии, применяемые при конструировании летательных средств. Автомобиль марки Saab «92» быстро завоевал популярность по всей Европе и производился до 1956 года.

В последующие двадцать лет компанией было разработано и произведено еще несколько моделей авто, при этом каждая модель обеспечивала высочайший комфорт, элегантность и высокий класс технического исполнения.

Среди новинок компании был и спорткар по имени Sonett, разгонявшийся до скорости в 160 км/час. Его легкий вес (чуть больше пол тонны) позволял ему без особых усилий обходить соперников.

Через 12 лет после выпуска первого спорткара, компания Saab слилась с компанией Scania-Vabis, выпускавшей грузовики. Совместная деятельность продолжалась до 1989 года и за этот период, было достигнуто очень многое. Выпуская автомобили с передовой начинкой, шведы опередили многих конкурентов. Специалисты отметили первый в истории автомобилестроения турбо наддув, установленный в 1977 году на двигатель автомобиля семейного класса.

Через два года Saab порадовал первой в мире системой фильтров, очищающих воздух, поступающий в салон.

В 1989 году из компании выделилось подразделение Saab Automobile AB , получившее статус независимой автомобильной компании. Другие подразделения Saab продолжили выпуск самолетов.

Вскоре, после этого Saab Automobile AB прекратила совместную работу с Scania-Vabis и начала сотрудничество с концерном GM из США, выкупившим контрольный пакет акций. Взамен этих 50% акций шведы получили широкий выход на автомобильный рынок Европы.

Результатом шведско-американского сотрудничества явился выпущенный в 1993 году роскошный седан Saab 900, который занял почетное место среди самых безопасных авто в мире.

Закат шведского автопрома

Позже GM выкупил все 100% акций и это заставило многих экспертов обвинить его в желании стать монополистом авторынка Европы. В 2008 году, испытывая громадные финансовые трудности, концерн GM объявил о продаже Saab. В числе претендентов на покупку были 27 крупных автопроизводителей из Германии, Кореи, Индии .

Не остались в стороне и автопроизводители из Китая, давно ищущие выход на рынок Европы, — компания Geely также вела переговоры.

Новым владельцем Saab стала компания-производитель спортивных автомобилей Spyker.

Череда разбирательств, плохо повлияла и на имидж, и на результаты работы компании.

Последовали попытки сотрудничества с автопроизводителями из Китая. Но сделки запрещались General Motors, владевшей многими патентами и лицензиями. В конце 2011 года компания была объявлена банкротом, затем и вовсе упразднена.

История часто преподносит сюрпризы, поэтому не исключено, что мощный автоконцерн приобретет активы и технологии некогда прославленной фирмы, и мы увидим на дорогах новые авто с логотипом Saab.

Уже в сентябре четвертый по счету хозяин марки Saab может стать банкротом. Вполне вероятно, что это конец истории многострадального бренда. Вспоминаем, каким был Saab, каким он мог бы быть и какие новые модели успел выпустить серийно в последние годы.

Чем был знаменит Saab?

Не для всех сегодня очевидно, чем же были так хороши старые Саабы, что сегодня о закате истории бренда так грустят. Поводов ценить Saab было много. Во-первых, дизайн с авиационными мотивами. Изначально концерн начинал с производства самолетов (ныне это отдельное подразделение), а автопроизводство стало побочным бизнесом. Изогнутое остекление, как в истребителе, лампочка «Пристегните ремни», замок зажигания между креслами… Список «авиа-примочек» можно продолжать.

Во-вторых, в 70-е и 80-е годы Саабы были на острие технического прогресса. Турбомоторы, прекрасные с точки зрения управляемости шасси, дисковые тормоза, травмобезопасная отделка интерьера… Многое, что было в этих машинах 30 лет назад, привычным стало только сейчас. Во-третьих, Саабы были надежными. Старые модели 900 и 9000 в заботливых руках выхаживали и по 500, и по 700 000 километров без особых проблем. Некоторые из них радуют хозяев по сей день.

1 / 4

2 / 4

3 / 4

4 / 4

Почему у «Сааба» начались проблемы?

Любой фанат шведской марки скажет вам, что плохие времена начались еще в далеком 1989 году, когда Saab отделили от Scania и продали половину акций американцам из General Motors, оставив вторую половину за шведской компанией Investor AB. Все новые модели стали делать на глобальных платформах GM. Так, Saab 900 1994 года, его рестайлинговая версия под названием 9-3, а также Saab 9-5 были построены на базе Opel Vectra. Многие ценители марки жаловались на то, что новые «Саабы» стали менее надежны и ремонтопригодны и растеряли часть фирменного шведского шарма. Масштаб новинок измельчал: если в 1978-м Saab 99 был одной из первых серийных моделей с турбиной, то в 1998-м Saab 9-5 хвастался вентиляцией передних кресел. Впрочем, продавалось все это неплохо, и поводов для беспокойства не было - в 1995-м марка стала прибыльной впервые за семь лет. Да и Saab, в конце концов, был не единственным брендом, который затронула глобализация.

В 2000 году GM выкупил вторую половину акций Saab Automobile, и поначалу ничто не предвещало беды. В 2002-м вышел новый Saab 9-3 на базе Opel Vectra C и относительно неплохо продавался. Но затем джиэмовцы совершили маркетинговую ошибку и попытались продавать на американском рынке Saab 9-2X и Saab 9-7X. Первая модель была сделана на базе Subaru Impreza, а вторая - на базе Chevrolet Trailblazer. «Саабару» и «Тролльблейзер» (такие они получили прозвища) продавались плохо, и в GM задумались, нужен ли им вообще бренд Saab.

1 / 6

2 / 6

3 / 6

4 / 6

5 / 6

6 / 6

Хроники болезни

2008 год. GM объявил о том, что хочет или продать марку, или вовсе ее похоронить. В очередь за покупкой выстроились BMW, Fiat, Geely, Hyundai, Magna, Renault и Tata Motors.

2009–2010 годы. После долгого отбора GM сосредоточился на группе инвесторов из Koenigsegg и китайского концерна Beijing Automotive Industry Holding. Переговоры закончились ничем.

Лето 2010 года. Saab Automobile продан голландской компании Spyker. GM согласился продолжать поставлять свои комплектующие для уже разработанных и готовых к серийному производству Saab 9-4X на базе Cadillac SRX и Saab 9-5 на базе Opel Insignia.

Весна-лето 2011 года. В Spyker поняли, что в одиночку и с джиэмовскими технологиями марку Saab им не оживить. После ряда переговоров они выбрали в качестве партнеров китайские компании Pang Da и Youngman. Сделку, однако, заблокировал General Motors, так как не хотел передавать свои технологии в руки китайцев.

Декабрь 2011 года. Saab Automobile объявляет о банкротстве.

Лето 2012 года. Бренд Saab купила компания National Electric Vehicle Sweden (NEVS), полностью принадлежащая китайским инвесторам, но базирующаяся в Швеции. Было решено начать производство электромобилей, а также нового поколения Saab 9-3 на платформе Phoenix, разработанной в эпоху владения Spyker.

Февраль 2013 года. 22% акций компании NEVS купила еще одна китайская компания, Qingdao Qingbo Investment.

Лето 2013 года. Завод Saab в Тролльхеттане возобновил работу.

Сентябрь 2013 года. С конвейера сошел первый после долгого перерыва старый Saab 9-3 конструкции 2002 года.

Май 2014 года. Конвейер в Тролльхеттане снова остановлен, так как Qingdao Qingbo перестали финансировать производство.

13 июля 2014 года. Один из поставщиков NEVS, компания Labo Test, подала иск о банкротстве шведско-китайского производителя. Суд рассмотрит обращение 8 сентября. Суммарный же долг перед всеми поставщиками составляет более 5,5 млн евро.

Почему «Сааб» снова на грани банкротства?

Сказать наверняка нельзя, хотя предположения сделать можно. Основных причин три:

  • Заработать серьезные деньги на продажах Saab 9-3 образца 2002 года было невозможно. Годы, проведенные в судебных тяжбах, не прошли даром, и старая «Вектра» в шведском «костюме» сейчас никому не нужна.
  • General Motors сделал все, чтобы его актуальные разработки не попали в руки сильных конкурентов. Строить же автомобили на собственных платформах сейчас по карману только мелкосерийным производителям роскошных суперкаров. Платформа Phoenix ближе к эскизу, чем к готовому серийному выпуску автомобилю.
  • Перспективы электромобилей весьма туманны. Люксовый сегмент неожиданно для всех полностью заняли предприимчивые американцы из Tesla. Гибридом сейчас никого не удивишь. Можно было бы заработать денег на госзаказе, так как европейские чиновники зачастую закупают электромобили из политических соображений… Но этот рынок слишком маленький.


Что теперь будет?

Надежда, безусловно, умирает последней, но перспективы совсем не радужные. Saab уже дважды пытались вернуть к жизни, и любому понятно, что задача эта неподъемная. Компания Spyker сама оказалась на грани банкротства из-за этого, и только чудом спасла свои активы от продажи.

Сейчас Saab из себя не представляет ничего, кроме воспоминаний о былом величии. Скорее всего, марку закроют. Впрочем, авиационный стиль - штука интересная. Возможно, кто-то из крупных автопроизводителей купит только бренд и переосмыслит его на собственной глобальной платформе.

Каким бы он мог быть?

На этих снимках вы можете увидеть концепт PhoeniX 2011 года, представленный Spyker на Женевском автосалоне, а также эскизы серийного Saab 9-3, который должен был выйти в 2014 году на его базе.




Что от него осталось?

Желающим выгодно вложить деньги можно посоветовать купить одну из редчайших саабовских моделей «эпохи упадка». Пройдет еще лет 20-25, и эти автомобили станут желанными в гаражах серьезных коллекционеров.

Недолгое время в 2011 году продавались сделанные на джиэмовских платформах модели 9-5 и 9-4X. В России их практически нет, а на европейских онлайн-площадках найти можно. Самые преданные фанаты могут еще поискать штучные экземпляры последних Saab 9-3, выпущенных уже в эпоху NEVS в 2013-2014 годах. Эти автомобили легко опознать по шильдику без фирменного грифона. Концерн Scania не разрешил использовать стилизованное изображение зверя на возрожденных «Саабах». Может быть, это его и сгубило?



С первых дней существования занимались выпуском ТС. Этому можно привести массу примеров, но сегодня мы остановимся на особой компании. Это будет история марки Saab.

С самолётов к автомобилям

Шведская автопромышленность смогла занять на мировом рынке достойное место благодаря компании Saab, которая специализируется на легковом и грузовом автотранспорте. Такое направление для основной деятельности было выбрано не сразу, поскольку изначально под брендом Saab выпускались самолёты в основном истребители и бомбардировщики. Даже в полном названии компании присутствует упоминание про аэропланы. Изображение самолёта присутствовало в символике первых автомобилей, выпускавшихся с модернизированного завода Saab. Привычный нам коронованный грифон появился только в 1968 году.

Когда Вторая мировая война закончилась, потребность в боевой авиатехнике отпала. Компания вынуждена была быстро менять стратегию своего дальнейшего развития. Ставка была сделана на производство автомобильной техники.

Первое авто

Долго думать над названием первого автомобиля не пришлось. Компания не стала изменять порядок индексации для своих новых творений. Если последний самолёт выпускался с индексом 91, то первый автомобиль только продолжил эту традицию и приобрёл название с индексом 92. Крупномасштабное производство началось только в 1949 году.

Для компании было крайне сложно переключиться с самолётов на автомобили. В команду специалистов входило 16 человек, из которых никто к автомобилестроению никакого отношения не имел. Да что там говорить, только у двух работников.


Saab 92 стал первым автомобилем, выпущенным компанией

Изначально создавались макеты из дерева, которые продувались в трубе Линкопинга. Через время перед конструкторами выросла модель из дерева, которая точно отображала будущую модель. После команда сотрудников могла приступить к созданию стального кузова, который изготавливался исключительно вручную. Готовый автомобиль подвергался испытаниям, которые и определили его будущий окончательный облик.

От успеха к неудачам

Чуда не случилось и марка Saab не имела оглушительного успеха. Десятилетие потребовалось, чтобы этими автомобилями заинтересовались. Создание универсала Saab 95 позволило компании обратить на себя внимание. Выпуск следующей модели также был успешным.

Объединение бренда Сааб и компании Scania – Vabis, которая специализировалась на выпуске грузовиков, привело к созданию нового логотипа и увеличение производственных площадей. В 1989 году шведским брендом заинтересовался концерн General Motors из Америки. За свой непродолжительный период совместного сотрудничества была создана модель Saab 900. Более безопасной машины на то время просто не существовало.

Начало XXI века было связано с финансовыми трудностями, которые вынудили General Motors распродать некоторые свои подразделения. В этот список попал бренд Saab. Его новым владельцем стал производитель Spyker из Голландии, который выпускал только суперкары. Но и здесь успеха не стоило ожидать, бренд даже был признан банкротом. История Сааб могла бы на этом и закончиться. Ситуацию спасла компания National Electric Vehicle Sweden.

Отличительные характеристики моделей

Уникальными были творения шведского производителя. они сильно уступали своим конкурентам, но что касается аэродинамических характеристик - им не было равных. Ещё бы, с такой командой авиационных конструкторов! Первый экземпляр, который не пришёлся по вкусу автомобилистам, был похож на лягушку, но имел непозволительно высокий показатель лобового сопротивления (0,35).

Вскоре конструкторы Saab задумали повысить мощность двигателя. Началась кропотливая работа, результатом которой стало создание системы турбонаддува (1976). Эту идею быстро подхватили другие производители и стали интенсивно применять в своих новых моделях. Помимо этого, революционного открытия шведские конструкторы создали систему для очистки воздуха, поступающего в салон.

Saab и автоспорт

Для всех стала неожиданной победа на зимних соревнованиях в Швеции, которая досталась Saab 92 в 1949 году. Никто не ожидал, что малоизвестная и совсем непопулярная машина придёт первой. Эта победа воодушевила конструкторов бренда, и они направили свои силы на разработку спорткаров.

Saab 93 - это первая модель, которая появилась на иностранном рынке. Этот автомобиль стал основой для создания спорткара Sonett. Это был интересный родстер с кузовом из пластика и мощным мотором. С появлением этой модели о бренде Saab заговорили .

Легендарной считается ещё одно творение шведских конструкторов - 96 модель. Два десятилетия этот автомобиль не утрачивал своей популярности и приносил хороший доход своему создателю. Всего было продано больше чем полмиллиона моделей. Компания Saab была первооткрывателем автомобилей бизнес-класса, хотя сама об этом и не подозревала. 99-я модель была солидная и безопасная, что отмечали солидные периодические здания. Успех компании в этой области был закреплён выпуском автомобиля Saab 9000, который Америка признала лучшей большой машиной.

Дальше последовали , успех которых сохраняется на высоком уровне даже сейчас. Не забывает компания и про авиационную отрасль, которая является для неё родной. В своё время было создано специальное подразделение, которое занимается только истребителями и гражданскими самолётами.

Три года назад (2013) изменился логотип на автомобилях Сааб. Он стал проще и без какой-либо символики. Простой текстовый знак можно встретить в двух вариантах: сером и разноцветном. Эти изменения коснулись только легковых автомобилей, а на грузовиках и автобусах символика сохранила свой прежний вид.

Как Россия встретила новый бренд

На первый взгляд может показаться, что автомобили, которые создаются в холодной и неприветливой Скандинавии, российским водителям должны прийтись по вкусу. Но бренд Сааб на российском рынке зарабатывал совсем немного. До 2009 года продажи росли медленно, но стабильно. А после кризиса продажи упали настолько, что компания была вынуждена прекратить поставки своей продукции на территорию России. Случилось это в 2010.

После разрыва отношений с General Motors руководство бренда провело реструктуризацию дилерской сети и серьёзно взялось за Россию. Бурная рекламная кампания, которая была нацелена на продвижение 9-3 в четырёх вариациях и 9-5 в трёх вариантах. Компания всеми силами пыталась добиться такого уровня продаж, который превзошёл бы все существующие до этого показатели. Но российские автомобилисты упорно не желают принимать шведскую марку, возводя её по-прежнему в ранг «имиджевых» автомобилей.

Может быть, через время ситуация изменится, безопасность и действительно качество будут цениться больше, а история компании будет развиваться более стремительно. В любом случае, мы будем следить за событиями и поворотами судьбы.