Можно ли ездить на зимней резине летом. Почему нельзя ездить на зимней резине летом

Принятый в 2015 году закон обязывает водителей в обязательном порядке «переобувать» летом и зимой свои автомобили. До принятия закона, многие из экономии продолжали эксплуатировать зимой летнюю резину, а летом зимнюю. Теоретически, это приводило к повышению аварийности из-за плохого сцепления летних шин с асфальтом зимой и повреждению дорожного полотна, при езде по нему летом на шипованной резине.

Согласно действующему закону, водитель обязан зимой управлять автомобилем с шипованной или нешипованной резиной, глубина протектора которой не менее 4 миллиметров. Учитывая столь мягкие требования, зимняя резина, которая лишилась шипов в процессе эксплуатации в прошлые сезоны или из-за неправильного хранения, подходит для использования, если глубина протектора более 4 миллиметров. Но на деле управлять автомобилем с такими шинами в зимних погодных условиях нельзя.

Сколько шипов должно быть на зимней резине

Чтобы узнать количество шипов в резине, нужно знать конкретную модель. На сайте компании, которая производит данные шины, должны быть указаны ее основные характеристики, в том числе количество шипов. Также узнать подобную информацию позволяют сайты различных интернет-магазинов.

Законодательно только в некоторых европейских странах установлено, что шипованная резина не должна содержать более 50 шипов на погонный метр шины, то есть около 96 шипов на одну покрышку. Однако на российский рынок поставляются шины не только из Европы, но и из Америки, Китая, Японии и ряда других стран. Например, известная компания Hakkapeliitta выпускает модели покрышек, на которых закреплено 190 шипов. В российских шинах, чаще всего, устанавливается от 120 до 180 шипов.

Стоит отметить, что большое количество шипов – это не всегда плюс, как для водителя, так и для самой резины. Устанавливая малое количество шипов на покрышку, производители стараются делать это максимально качественно, чтобы они не растерялись при транспортировке и эксплуатации в первый сезон.

Можно ли ездить на резине, если выпали шипы

Чтобы ответить на вопрос, можно ли ездить на покрышках, на которых выпала часть шипов, нужно понимать, сколько именно в процентном соотношении от общего числа шипов лишилась резина. Для этого считаем процент оставшихся шипов по простой формуле:

100 * количество оставшихся шипов / общее число шипов = процент оставшихся шипов

Получив после простого расчета процент оставшихся шипов, можно оценить пригодность резины для эксплуатации в зимних погодных условиях. Согласно общим рекомендациям от производителей, ориентироваться нужно на следующие цифры:


Важно запомнить правило, что на ведомую ось необходимо устанавливать наиболее изношенные покрышки. Рекомендуется перед «переобуванием» посчитать шипы, чтобы определить менее и более пострадавшие шины.

Опытный водитель с первого взгляда способен отличить шину для зимы от летнего варианта. Секрет в рисунке на протекторе. Для определенных условий сцепления с поверхностью дорожного полотна или снегом наносятся разные «шашечки» и «елочки» с характерным углом расположения и частотой. Для летней резины главное в сухую погоду обеспечивать высокое трение при торможении и для повышения КПД движения в целом. Чем устойчивее держится автомобиль с исправными тормозами – тем меньше его тормозной путь и выше маневренность.

Для влажной дождливой погоды, когда дорога покрывается лужами, необходимо обеспечить шине соответствующий дренаж – отвод жидкости из-под протектора. Это достигается за счет широких продольных канавок, разделяющих отдельные «шашечки» на поверхности резины. Кроме того, на летних шинах рисунок нанесен без сохранения симметрии, что повышает шумоизоляцию при движении.

Для зимнего колеса помимо основного рисунка «елки», что обеспечивает снижение скольжения по ледяному или снежному наносу на дорожном полотне, добавляются мелкие зигзагообразные прорези в большом количестве. Это нужно для повышения стабильности езды по загородным дорогам и обеспечения хорошего сцепления на снегу.

Также есть разница и в составе резины. Для изготовления летнего варианта используются специальные материалы с повышенной жесткостью. При снижении температуры летняя резина резко твердеет и становится «скользкой». За счет именно этого ее качества использование для езды по гололеду категорически не рекомендуется.

У зимней резины состав более мягкий и морозоустойчивый. В заморозки шина остается той же твердости, что обеспечивает хорошее сцепление при оттепели и сильных снижениях температуры. Использование для езды по летним дорогам зимнего варианта шин не лучшая идея, поскольку излишняя мягкость снижает маневренность. На высокой скорости за счет «елочек» может быть утеряно управление и резко снизится управляемость транспортным средством.

С летом дорожное полотно существенно повышает температуру, что снижает маневренность для автомобилей на зимних шинах. Ездить на несезонной резине не рекомендуется по причине увеличения тормозного пути, снижении «всплывания» на больших скоростях, снижения устойчивости за счет мягкости протектора. Пренебрежение сменой сезонных шин может стать причиной аварийных ситуаций. Суть процедуры смены «обувки» для машины, в первую очередь, является вопросом безопасности самого водителя и его непосредственных пассажиров. Поэтому стоит дважды подумать, чем принять скоротечное решение.

Различают зимние шины типа «липучка» и с шипами. Разница заключается в нанесении во втором варианте небольших металлических шипов в верхние слои протектора. Зимой такие шины наиболее устойчивые и помогут выехать даже под ледяную горку. Однако для летнего применения по Техрегламенту Таможенного союза категорически запрещаются. Нарушения тянут за собой взыскания штрафов и административную ответственность. «Липучка» не запрещается, однако благодаря особому рисунку, составу и прочим характеристикам на летних трассах снижается управляемость автомобиля.

Езда на нешипованных зимних протекторах остается выбором каждого отдельного водителя, который самостоятельно оценивает обстановку. Многие регионы страны обладают различными климатическими условиями, что иногда становится лучшим вариантом остаться на зимней резине в летний сезон.

Суждения о том, что если автомобиль способен на зимней резине преодолеть настолько скользкие поверхности для асфальтового покрытия будет не худшим вариантом, ошибочны. Прежде всего, это приведет к более скорому разрушению поверхности протектора для холодной поры. Отсутствие рисунка или снижение глубины канавок сулит уменьшение сцепления с поверхностью полотна. Раскаленная и сухая дорога как наждачная бумага действует на зимнюю резину. Повышение вероятности аварий с водителями, которые оставили на лето зимние шины, начинается с потепления от + 7 °С. Это связано со следующими причинами:

  1. При быстром и сильном размягчении зимней резины покрышка может попросту взорваться;
  2. Скорость и время разгона существенно снижается;
  3. Снижение сцепления с поверхностью полотна сулит дополнительные затраты на топливные материалы;
  4. Маневренность падает до такой степени, что на некоторых поворотах при набранной скорости автомобиль может уходить в заносы;
  5. Колеса медленнее реагируют на поворот транспортного средства;
  6. Увеличение тормозного пути достигает двух длин корпуса машины.

Поэтому для каждого водителя вопрос остается открытым. От этого зависит безопасность близких, которые согласились на летнее путешествие на зимних колесах.

Кроме ответственности перед законом езда на несоответствующей резине имеет свое техническое обоснование. Прежде всего это связано с типом используемого для протекторов материала, свойствами поверхности покрытия дороги, поведением автомобиля на разных скоростях и выполнения им определенных маневров и т.п. За счет снижения в летнюю пору твердости зимней покрышки могут возникнуть следующие неблагоприятные моменты:

  1. Снижение жесткости приводит уменьшению прочности. Иными словами, материал будет намного быстрее стареть и изнашиваться, летом зимний вариант просто сотрется без толку;
  2. Длина тормозного пути увеличится за счет мягкости материала, а также передвижение станет более шумным. Многие слышали «музыку» от автомобилей, которые по сухим летним асфальтным поверхностям неслись на резине с шипами;
  3. Шипованная резина изнашивается быстро, а в процессе нецелевого использования теряются металлические шипы;
  4. Для дорожного покрытие соприкосновение в теплые периоды с острыми твердыми шипами грозит быстрым износом. Это ускоряет порчу дорог и возможность качественно передвигаться;
  5. Управлять автомобилем, одетым в несезонную резину, становится сложнее. При определенных маневрах или скоростях меняется сцепление с поверхностью, что приводит к нетипичной реакции машины в целом. Неспособность водителя моментально сориентироваться часто становится причиной ДТП;
  6. В целом маневренность даже на небольших скоростях упадет, что связано с иными качествами протекторов для твердых теплых поверхностей;
  7. Топливо в расходе увеличивается. Для того, чтобы автомобиль смог проехать определенное расстояние в постоянной «борьбе» с поверхностью за счет мягкости протекторов, потребуется дополнительная энергия. Для машины возможность получения – сжигание больше топлива, приходится расплачиваться за ненужный расход, которого с сезонной обувкой можно избежать;
  8. Езда по мокрым поверхностям в грозу или непогоду и вовсе снижает маневренность, способность держаться за полотно шинам. Это возникает из-за несоответствия протекторного рисунка потребностям водоотвода из-под резины;
  9. Увеличение площади сцепления за счет размягчения материала шины в определенной степени повышает аварийность.

Управлять таким транспортным средством крайне сложно. Приходится забыть о комфортной езде, наслаждении процессом и проплывающими мимо пейзажами. Придется постоянно пребывать в напряжении и оценивать ситуацию. Поэтому каждому следует делать свой выбор самостоятельно и решать, стоит ли экономия на другом комплекте по сезону всех неприятностей и проблем.

Что говорит закон

Законодательство регулирует исключительно эксплуатацию не по сезону зимних протекторов, оснащенных специальными металлическими вставками. В случае отсутствия шипов у зимних аналогах выбор остается за водителем и законом никак не запрещается. Иными словами, никакие стражи правопорядка не могут сделать даже замечание по поводу одетых «липучек», поскольку особенности климата в разных частях страны могут даже заставлять водителя не делать замену.

Все правила и условности, которые относятся к использованию зимней резины летом, для любого водителя предоставляются в рекомендательном ракурсе. Прежде всего, это вероятность отказа страховыми компаниями от выплат в случае ДТП. Такая мелочь, как езда в протекторах не по сезону становится причиной дополнительных расходов на автомобиль. При проведении для машины технического осмотра наличие ненадлежащего состояния зимней резины после летнего использования, что обязательно будет указываться в диагностической карте.

В некоторых условиях с высокими температурами или повышенной влажностью водитель и вовсе рискует своим здоровьем и жизнь.

Выводы

Сменить шину по сезону оборачивается определенными финансовыми вложениями. Однако, если отнестись к данному вопросу с пренебрежением, то можно получить еще большие расходы совместно с износом за сезон шин до такой степени, что следующая зима без нового комплекта не обойдется. Другие затраты могут быть связаны с прохождением техосмотра, отказами страховщиков с выплатами, необходимостью ремонта, более высоком топливном расходе и т.п.

Если на шипованных шинах колесить по летнему асфальту запрещается законодательством, то липучки от такой ответственности освобождены. Следует хорошо взвесить оправданность езды летом на зимних шинах, поскольку иная структура и физико-химические особенности материала приводят к снижению комфорта, маневренности и управляемости, как следствие – повышению аварийности.

Большое количество автовладельцев в нашей стране предпочитает к началу зимнего сезона переобувать автомобиль в шипованную резину. Она обеспечивает надёжное сцепление транспортного средства с дорожным покрытием в условиях гололедицы и заснеженности. Однако у таких шин есть и минусы, и главным является потеря шипов во время эксплуатации.

В связи с этим у многих водителей возникают вопросы о том, можно ли ездить без шипов на шипованных покрышках и не потеряют ли они свои эксплуатационные характеристики на различных дорожных покрытиях. К тому же, многих интересует, будет ли такая езда безопасной и как к этому относится текущее законодательство.

У покрышек такого типа основными задачами являются:

  • Беспрепятственная проходимость по заснеженным дорогам;
  • Уверенное сцепление с покрытием изо льда во время езды, торможения и разгона;
  • Хорошая управляемость машины на воде и каше из снега и грязи во время оттепели.

Говоря о снежном покрытии, стоит отметить, что в данной ситуации важно не столько наличие шипов, сколько наличие высокого протектора – именно он позволяет обеспечить хороший уровень проходимости в условиях заснеженности.

Покрытие изо льда, наоборот, требует наличия шипов, так как в температурном диапазоне от -20 до – 18 º C шипованные разновидности способны проколоть лёд и обеспечить надёжное сцепление с ледяной дорогой. Если температура окружающей среды опускается ниже указанного диапазона, то эффективность таких покрышек снижается за счёт высокой прочности льда, однако они продолжают скрести поверхность и благодаря этому сцепление с поверхностью остаётся хорошим.

Что касается снежной каши во время оттепели, то в этом случае шипованные покрышки не смогут эффективно зацепиться за поверхность дороги, на поверхности которой будет много талой воды, и авто начнёт по ней катиться, что впоследствии приведёт к значительному увеличению тормозного пути.

При выпадении шипов из покрышек в них остаются только лишь ламели – они, разумеется, обеспечивают сцепление с дорогой, однако оно уже не является столь эффективным. Лишившаяся своих стальных составляющих, такая покрышка становится абсолютно неэффективной на ледяном покрытии. При этом, однако, характеристики таких колёс для оттепели и заснеженных поверхностей практически не изменяются.

Свойства резины зависят и от количества шипов в покрышке – чем больше элементов из неё вылетело, тем менее пригодной она становится для эксплуатации.

Для надежной езды должно быть нужно количество шипов в резине:

  • Если говорить о норме потерянных элементов, то их количество не должно превышать 50% от общего числа шипов в шине, при этом потеря 40-50% составляющих является уже существенным износом.
  • Если утеряно в пределах 10-40%, покрышки ещё смогут послужить, обеспечив эффективное управление автомобилем.
  • Если же показатель стремится к диапазону 60-90% утерянных элементов, то такие разновидности становится опасно эксплуатировать: на ледяной корке будет невозможно тронуться, а тормозной путь существенно увеличится. Быстрая езда на таких лысых покрышках категорически не рекомендуется.

Законодательные аспекты

Пока ещё не принят закон, регулирующий смену изношенной шипованной резины, но чтения он уже прошёл. Особенно актуальным закон о своевременной замене покрышек будет для южных регионов нашей страны, так как зимние температуры там редко бывают очень низкими и некоторые автолюбители продолжают эксплуатировать один и тот же вид покрышек круглый год.

Если же закон будет принят, то автовладельцам будет запрещено использовать зимнюю резину в летний период, а летнюю во время зимних холодов. За нарушение, вполне возможно, автолюбителям будет грозить штраф в размере 2 000 руб.

Вывод

На зимних шипованных покрышках при отсутствии шипов ездить нельзя, поскольку их использование негативно сказывается на управлении автомобилем.

При этом существенно удлиняется тормозной путь, а авто может занести на ровном месте. Помимо этого, при отсутствии шипованных элементов очень сложно тронуться с места на ледяной корке. Покрышку, утратившую шипы более чем на 60% следует незамедлительно заменить. В случае если протектор ещё не потерял своих качеств, можно попробовать вставить ремонтные шипы, которые смогут значительно улучшить эксплуатационные характеристики протектора.

Для кого-то это может быть неожиданностью, но очень многие автомобилисты в порыве лени и экономии пренебрегают покупкой летней резины и до сих пор катаются на зимней. Разбираемся, чем рискуют такие водители.

Наддувный мотор

Чтобы нагнать в цилиндры больше воздуха, в помощь разнице давлений приходит принудительный наддув. Грубо говоря, на впуске ставят «большой вентилятор». О конструкции таких систем поговорим вкратце чуть ниже.

Не запрещено ли использование зимних шин летом?

Увы, но нет. Закон об обязательной смене шин вступит в силу только 1 января 2015 года, вместе с техрегламентом Таможенного союза.

Правда, наказывать будут только тех, кто ездит зимой на летней резине, а также летом - на шипах.

Если следующим летом вы будете кататься на нешипованной «липучке», то вам ничего не грозит. С точки зрения закона.

Летние шины и «липучка»: в чем разница?


Другой протектор

У летних шин рисунок протектора - с крупными гладкими «шашечками» и ярко выраженными широкими продольными канавками, которые служат для эффективного отвода воды из-под колеса в сырую погоду.

На зимние же покрышки наносится, как правило, тот или иной вариант «ёлочки» с диагональными канавками, идущими от центра к краю шины. «Шашечки» на зимних покрышках не гладкие, а испещренные множеством мелких зигзагообразных прорезей (так называемых ламелей). Подобный рисунок обеспечивает шинам хорошие сцепные свойства и управляемость на снегу, а также стабильность и устойчивость зимой на загородной трассе.


Другой состав резины

Зимние шины мягче, именно за счет этого качества они хорошо держат дорогу как в мороз, так и при легкой оттепели. Летние же - более жесткие, на морозе моментально «дубеют» и полностью теряют свои свойства.

Но летом излишняя мягкость покрышкам и не нужна: гораздо важнее грамотно рассчитанный под летние условия рисунок протектора и эффективный отвод воды. А вот с этим у зимних покрышек имеются проблемы.


Как ведут себя зимние шины летом?

Бытует мнение, что разница в поведении летних и зимних покрышек в летний сезон, конечно, есть, но рядовой водитель в штатных режимах движения ее может и не почувствовать. Однако независимые испытания показывают, что это - заблуждение. Причем весьма опасное!

Специалисты финского издания Tekniikan Maailma («Мир Техники») не так давно провели большой сравнительный тест летних и нешипованных зимних шин. Выяснилось, что наиболее ярко различия между летними и зимними шинами в летних условиях проявляются на мокром асфальте и при экстренном торможении.

Так, в тесте на аквапланирование летние шины «всплывали» на залитой водой трассе при скорости 84,1 км/ч. Тогда как для зимних покрышек этот порог оказался ощутимо занижен: неприятный эффект аквапланирования начинался уже с 69,5 км/ч.

В рамках испытаний на эффективность торможения с 80 до 5 км/ч автомобиль, оснащенный летними шинами, затормозил на дистанции в 28,9 м. В то время как машина, «обутая» во фрикционную резину, укатилась за отметку в 43 метра. Разница - три корпуса!

Вывод финских испытателей был однозначен: зимние шины непригодны для летней эксплуатации!


Что говорят производители?

Подобный вердикт, как ни странно, полностью соответствует рекомендациям компаний-производителей покрышек.

По словам руководителя службы технической поддержки клиентов Nokian Tyres Матти Мори, более мягкая резиновая смесь и структура протектора фрикционных зимних шин негативно влияют на сцепные свойства шин на мокрой дороге. Кроме того, реакции на рулевое управление замедляются, а устойчивость автомобиля существенно снижается.

Резюме сайт

Основной вывод, сделанный нами по итогам общения со специалистами-шинниками, таков: «переобуваться» к летнему сезону необходимо! Остаться же на «зиме» можно лишь на короткое время, а к зимним покрышкам придется относиться как к запаскам-«докаткам».

Главные опасности, подстерегающие тех, кто ездит летом на зимней резине:

  • недостаточное сцепление с асфальтом, особенно на мокром: на высоких скоростях автомобиль будет кидать из стороны в сторону;
  • замедленные реакции автомобиля на управление: об активной рулежке можно забыть;
  • более ранний эффект аквапланирования: в дождь придется не ехать, а «тошнить»
  • заметное увеличение тормозного пути: риск ДТП возрастает в разы;
  • повышенный износ покрышек: до следующей зимы комплект, не снятый в начале лета, может и не дожить…


Автомагазины и шинные центры сегодня предлагают невероятно огромный выбор разнообразных колёс, шин для разного времени года. Разумеется, содержать машину, оплачивать топливо, страховку, ТО – далеко не дешёвое удовольствие. Но неужели из-за своей нерасторопности, или экономии средств многие автовладельцы не считают нужным заменить зимние шины на летние, или наоборот? Понимая при этом, что езда на летней резине зимой ни в какие рамки безопасности не укладывается. Ну, а летом на зимней резине, значит, можно? Сейчас попробуем развеять подобные заблуждения.

Есть ли экономия?

Для начала всё, что касается экономии. Тут сразу же напомним, что стоимость самых простых зимних шин выше стоимости летних, так что тут экономии никакой нет. К тому же зимние шины предусмотрены для использования при низких температурах. Резина, из которой они производятся гораздо мягче летней. Поэтому на раскалённом асфальте они быстро износятся. Срок службы её сократится в два раза. В случаях, если резина шипованная, то за тёплое время года все шипы точно повылетают, причём за один лишь сезон. А хорошая зимняя резина могла бы эксплуатироваться и 4, а иногда и все 5 сезонов. Специалисты утверждают, что «свежие» зимние протекторы сначала могут неплохо себя проявить даже на летней дороге. Но перегрев и нагрузки на зимнюю резину летом увеличиваются в разы. И как просчитать, насколько её хватит? Когда наступит предел её износа зимняя резина будет вести себя весьма непредсказуемо. Совершенно внезапно зимняя резина не сможет обеспечить необходимую безопасность. И ещё: на остроугольных камнях летняя резина может не повредиться, а зимняя может просто порваться.

Торможение на зимней резине летом

В смысле безопасности у зимней резины на летней асфальтированной дороге тоже масса минусов. Раз резина мягче, значит, она не сможет обеспечить необходимого экстренного торможения, поскольку у неё будет плохое сцепление с дорожным покрытием. А если резина ещё и шипованная, то всё может закончиться плачевно и для самого автомобилиста, и для тех, кто оказался у него на пути. Будь он на летней резине, всего этого можно было избежать. Летние шины производятся с протекторами, которые имеют разветвления и канавки для отведения воды. Они устойчивы к высоким летним температурам, и своих технологических качеств при этом не теряют. Зимние шины имеют совершенно другие эксплуатационные качества, потому что изготавливаются по иным технологиям. Зимняя резина имеет ребристый рисунок протектора и глубокие канавки, позволяющие колёсам с такой резиной зацепляться за поверхность обледенелой или заснеженной дороги. Поэтому зимняя резина на асфальтовом покрытии ведёт себя точно также как летняя резина на льду. Есть также данные, что зимняя резина может при высоких летних температурах даже взрываться.

Отвод воды

Зимние протекторы плохо отводят воду. В дождливую погоду, проезжая по лужам на большой скорости машина может стать неуправляемой – колёса скользят на образовавшейся водяной прослойке.

Соприкосновение резины с дорожным покрытием

С дорожным покрытием соприкасаются ламели зимней резины. Зимой они повышают устойчивость автомобиля на поворотах, сокращают тормозной путь, а летом они создают шум. Шипованная зимняя резина шумит ещё больше. Но если к шуму относиться не очень критически, то о дополнительных вибрационных нагрузках на подвеску следует подумать серьёзно. Автомобиль на зимних шинах в летнюю пору имеет плохую курсовую устойчивость, слабую управляемость из-за небольшой глубины протектора. Машина вяло реагирует на повороты, а при резком перестроении может «поплыть» по всей полосе и не сразу будет реагировать на нажатие тормозной педали. Не случайно во многих странах Европы за использование автовладельцами зимних шин летом штрафуют также, как и за езду зимой на летней резине.

Расход топлива

Расход топлива автомобиля с зимней резиной на летних дорогах вырастает до 15%. Так что купить летнюю резину можно с расчётом на то, что она за всё летнее время окупится только за счёт экономии на топливе.

Предусмотрен ли штраф за езду на зимней резине в летний период?

Наконец, о возможности наказания за езду летом на зимних шинах. С начала 2015 года в России введён штраф за использование несезонной резины. Наказание предусмотрено Техническим регламентом таможенного союза. Регламент предусматривает запрет на езду с декабря по февраль на летних шинах, с июня по август – на зимних шинах. Осенью и весной можно использовать любые шины. Это не будет считаться нарушением. Но правила использования сезонных шин могут быть скорректированы для отдельных регионов.

Штраф за нарушение, предусмотренное техническим регламентом, составляет 500 рублей.

Подведем итог

Очевидно, что минусов у зимней резины при её использовании летом настолько много, что автовладелец не захочет ни потерять деньги, ни рисковать собственной жизнью и, конечно, своим транспортным средством. Ну, и немаловажно, что при таком необдуманном использовании автомобиля с резиной не по сезону можно лишиться и свободы. За решёткой о машине и поездках с семьёй можно будет только мечтать.