Правила работы системы оплаты за проезд по федеральным трассам «Платон. Что такое система взимания платы «Платон» и как она работает Система платон как выглядит на дороге

«Платон» — это российская система взимания платы за эксплуатацию автомобильных дорог, работающая с 2015 года. Деньги с перевозчиков взимаются для компенсации ущерба, который большегрузные автомобили наносят автомобильным дорогам общего пользования. Деньги переводятся в пользу государственного бюджета и в перспективе направляются на восстановление автомобильных трасс федерального назначения. Давайте рассмотрим, что такое система «Платон», как она действует и чем чревато уклонение от платы.

«Платон» — это система взимания платы с грузового автомобиля. Название она получила от сокращённого словосочетания «плата за тонны». Система была запущена в эксплуатацию 15 ноября 2015 года и функционирует до сегодняшнего дня.

Оператором «Платона» является компания ООО РТИТС (РТ-Инвест Транспортные Системы). Половина её Уставного капитала принадлежит государственной корпорации «Ростех», а вторая половина – предпринимателю Игорю Ротенбергу. Эти же лица являются учредителями общества с ограниченной ответственностью.

За услуги оператора из федерального бюджета Российской Федерации ежегодно компании выделяется 10 500 млн. рублей. По оценке ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы», благодаря работе «Платона» федеральный бюджет должен получать ежегодное пополнение в размере 20-50 миллиардов рублей.

Система взимания платы «Платон» покрывает 50 774 километра федеральных дорог. Для обеспечения стабильной и эффективной работы, она включает в себя:

  • центры информационной поддержки;
  • геоинформационную систему и автоматическую систему расчётов;
  • бортовые устройства для своевременного списания средств со счёта пользователя;
  • системы стационарного контроля;
  • системы мобильного контроля;
  • интернет-сайт, обеспечивающий информационную и консультационную поддержку;
  • колл-центр, работающий в круглосуточном режиме.

Собираемые «Платоном» средства перенаправляются в федеральный бюджет, и расходуются на:

  • улучшение дорожно-транспортной инфраструктуры;
  • финансирование ремонтных и дорожно-строительных работ;
  • поддержания состояния автомобильных дорог федерального значения.

Проект «Платон» также рассматривается как обеспечивающий реализацию подпрограммы «Автомобильные дороги» программы «Развитие транспортной системы России 2010-2020 гг.». Функционирование «Платон» позволяет улучшить состояние дорог и снизить нагрузку на бюджет (муниципальный и государственный), необходимый для сохранения транспортно-эксплуатационных параметров.

Как работает система «Платон»

На данный момент система предусматривает авансовый и постоплатный варианты расчёта. В обоих случаях размер платы за покрытое расстояние регламентируется Постановлением Правительства РФ от 13.05.13 №504 (в редакции Постановления от 24.03.2017 №330). Для оплаты можно использовать специальное бортовое устройство, регистрирующее маршрут в режиме реального времени, или с помощью разовой Маршрутной карты. Для учёта и контроля передвижения транспортных средств используются бортовые устройства, совместимые с системами GPS и ГЛОНАСС.

Для мониторинга и идентификации автомобилей, попадающих под действие «Платона», используются машины мобильного контроля «Платон» и рамные конструкции, располагаемые над дорожным полотном.

Система «Платон» регистрирует административные нарушения автомобилей с разрешённой массой более 12 тонн и передаёт данные о них в ГИБДД. При этом штрафы за нарушения выписываются самой госинспецией.

Для оформления разовой Маршрутной карты необходимо обратиться в ЦИПП (центр информационной поддержки пользователей), воспользоваться Мобильным приложением или Личным кабинетом. Перед этим владелец транспортного средства уже должен быть зарегистрирован в системе. Внесение средств на расчётные записи производится в ЦИИП (в кассах и через терминалы), Мобильном приложении и Личном кабинете пользователя на сайте.

Бортовое устройство автоматически передаёт данные о передвижении автомобиля. В соответствии с тем, по каким дорогам двигается транспортное средство, с расчётной записи списывается плата. «Платон» не взимает плату за проезд по платным и дорогам федерального назначения.

Какие машины под нее попадают под систему«Платон»

Система «Платон» взимает плату за движение по трассам федерального значения с транспортных средств, имеющих разрешённую массу не менее 12 тонн. Сбором облагают автомобили не только российского, но и иностранного владения.

Плата за пользование дорогами не взимается:

  • пассажирских автотранспортных средств;
  • военной техники и грузовые автомобили, используемые для её транспортировки;
  • транспортных средств, эксплуатируемых экстренными службами: скорой помощи, пожарной службы, полиции, МЧС и т.п.

Как зарегистрироваться в системе «Платон»

Регистрация требует от владельца автомобиля собрать необходимые документы и предоставить их на официальном сайте или в центре обслуживания.

Перечень документов для российских предпринимателей:

  • свидетельство ОГРНИП;
  • водительское удостоверение;
  • свидетельство о регистрации транспортного средства.

Перечень для крупных юридических лиц из РФ:

  • документ, подтверждающий право на занятие предпринимательством с ОГРН;
  • паспорт на ТС и документ, подтверждающий его регистрацию.

Перечень документов для иностранных физических или юридических лиц:

  • техпаспорт на большегрузное ТС;
  • копия документа, подтверждающего регистрацию ТС;
  • копия документа, подтверждающее право юридического или физического лица на занятие предпринимательством;
  • персональные сведения лиц, представляющих интересы компаний-перевозчиков).

Если интересы юридического или физического лица защищает представитель на территории Российской Федерации, необходимо также указать его ФИО, адрес электронной поты и номер телефона для связи.

Заполнить документы, передать их на обработку (соглашаясь с обработкой персональных данных) и пройти регистрацию можно на сайте системы (посредством Личного кабинета), в ЦИПП или в терминале самообслуживания в процессе оформления разовой Маршрутной карты.

Тарифы и штрафы

На данный момент пользование дорогами федерального значения обходится владельцам автомобилей с максимальной разрешённой массой больше 12 тонн в 1,90 рублей за каждый километр. Такой тариф установлен Правительством РФ 24 марта 2017 года.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 14.06.2013 №504, считается, что многотонное транспортное средство движется без внесения необходимой платы в случае:

  • отсутствия бортового устройства в автомобилей;
  • езды с неисправным или отключённым БУ;
  • когда транспортное средство передвигается по дорогам федерального значения без оформления маршрутной карты;
  • езды по маршруту, дате и времени, которые не сходятся с соответствующими данными маршрутной карты;
  • продолжения движения по федеральной трассе в случае исчерпания денежных средств, внесённых на оплату проезда.

Согласно статье 12.21.4 КоАП Российской Федерации, установлены штрафы следующего размера за езду большегрузов без внесения платы:

  • для водителей ТС, которые принадлежат иностранным перевозчикам – 5 000 рублей;
  • для собственников ТС (кроме принадлежащих иностранным перевозчикам) – 5 000 рублей.

При повторном нарушении для обеих категорий накладывается штраф в размере 10 000 рублей.

Программа взимания платы за пользование федеральными трассами была разработана, ориентируясь на опыт зарубежных стран. Отечественные автомобилисты приняли это нововведение весьма негативно, так толком и не поняв механизма действия. Как работает система «Платон» и так ли она плоха, стоит разобраться каждому владельцу грузового транспорта.

Эта система налогообложения была введена в эксплуатацию в ноябре 2015 года. Главной целью её создания является компенсация расходов на ремонт дорожного покрытия, возникающих из-за превышения количества большегрузного автотранспорта, которого на момент начальной стадии разработки насчитывалось около 2 млн. единиц.

Основным обслуживанием системы занимается частная фирма «РТИТС», которая в равных долях принадлежит самой компании «РТ-Инвест» и Игорю Ротенбергу. В её обязанности входит взимание денежных средств за проезд большегрузов по трассам и перераспределение полученной суммы по различным уровням. Оплачивается операторская деятельность из федерального бюджета (около 10 млрд. рублей/год). Планируемые поступления от работы системы варьируются в пределах 20 – 40 млрд. рублей ежегодно.

Это интересно. «Платон» является платформой для проведения к 2020 году масштабной программы, согласно которой станет возможным полная замена 90% всего дорожного покрытия (без промежуточной реставрации) за счёт средств самой системы, без участия федерального бюджета.

Принцип работы системы

Работа системы заключаются в выполнении следующих операций:

  • сбор информации;
  • обработка поступающих данных;
  • архивация всех сведений о перемещении многотонного транспорта по федеральным трассам.

На сегодняшний день совокупная протяжённость зарегистрированных трасс составляет более 50 тысяч км.

Расчёт налога происходит на основании выбранного маршрута.

Эту информацию фиксируют при помощи:

  • бортового устройства – оно передаёт координаты в режиме реального времени через мобильную сеть, после чего происходит расчёт согласно тарифу пройденного участка дороги;
  • маршрутной карты – она даёт право одноразового проезда до места назначения, размер выплаты при этом определяется во время её оформления.

Если в автомобиль устанавливается бортовое устройство учёта, то получить разовую карту маршрута для него уже невозможно.

Законодательный контроль системы

Первостепенное влияние на механизм регулирования этой системы налогообложения оказывает Федеральный закон №68-ФЗ от 06.04.2011. Он вносит поправки в Административный Кодекс РФ, которые устанавливают порядок внесения средств через систему «Платон» для автомобилей-большегрузов. Также этим законом предусмотрен запрет на бесплатное перемещение такого транспорта, нарушение которого влечёт наложение штрафа.

Механизм функционирования самой системы, его качество и правильная последовательность процессов соблюдается на основании Федерального закона №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах».

Все действия связанные с зачислением денежных средств, как и любые другие финансовые вопросы, регламентирует Бюджетный Кодекс РФ.

За реализацию «Платона» как отдельного проекта отвечает «РосТех-Инвест ТС» и Дорожное агентство, которые выполняют свои обязательства на основании договора, заключённого на 13 лет согласно Приказу Правительства РФ №1662 от 29.08.14.

Избирательность системы: какие машины попадают под неё

Действие закона распространяется на все автомобили, грузоподъёмность которых 12 тонн и выше. Этот критерий является основополагающим, независимо от марки, фирмы, страны производителя и т.д.

Важно! Вес загруженного транспорта измеряется с учётом пассажиров и водителя.

  • пассажирский спецтранспорт (исключение – грузопассажирские фургоны);
  • служебные автомобили (пожарные машины, военные, скорой помощи, органов внутренних дел, коммунальные), при условии их оснащения спецсигналами;
  • транспорт, являющийся частью состава вооружения Министерства Обороны РФ;
  • грузовые машины, которые используются исключительно для транспортировки армейской техники и военного имущества.

Подобное разграничение обусловлено тем, что закон изначально разрабатывался непосредственно для дальнобойщиков, точнее для содержащих их компаний.

Расчёт платежа и способы внесения начислений

Окончательная сумма оплаты налога рассчитывается на основании стоимости проезда 12-тонников за 1 км и протяжённости учтённого маршрута.

Если с количеством км всё понятно, то вот тарификация, за непродолжительное время существования проекта, менялась уже несколько раз:

  • на момент разработки «Платона» цена составляла 3,5 рубля за 1 км;
  • в мае 2015 года были внесены поправки в ПП РФ №504, и цена поднялась до 3,73 рубля за 1 км;
  • в ноябре того же года исходя ПП РФ №1191 был принят «льготный» коэффициент 0,41 и проезд составил 1,53 рубля за 1 км;
  • в марте 2016 года тариф планировалось повысить до 3,06 рубля, но позже был продлён платёж 1,53 рубля за 1 км;
  • в апреле 2017 года снова был пересмотрен расчётный коэффициент в ПП РФ №504, и теперь он равен 0,51 от первоначальной суммы (0,37), из-за чего тариф вырос до 1,91 рубля за 1 км.

Важно. На сегодняшний день расчёт конечного платежа можно обозначить формулой: 3,73 × 0,51 × Nкм, где Nкм – это общее количество пройденных км.

Способы оплаты представляют собой процесс безналичного расчёта. При установке бортового компьютера списание средств с лицевого счёта происходит автоматически. При оформлении маршрутной карты производится перевод на банковский счёт обслуживающего оператора. Также предусмотрена возможность оплаты картой через терминал, личный кабинет и мобильное приложение.

Нарушение правил и предусмотренные штрафы

Игнорирование требования оплаты фиксированной цены за км проезда грузового автомобиля считается несоблюдением Федерального закона №257-ФЗ. Кроме того, неисполнение правил использования расчётных механизмов также штрафуется.

К таким нарушениям относится:

  • отключение бортового устройства;
  • подключение нелицензионной техники;
  • отказ от установки при продолжении транспортировочной деятельности;
  • неисправность или неправильная работа;
  • продолжение движения без маршрутной карты;
  • смена маршрута без указания новых параметров.

Штраф в размере 5 тысяч рублей назначается в качестве первичного наказания собственнику машины, если тот является гражданином РФ. Если он имеет гражданство другой страны, то оплата штрафа возлагается на водителя.

Повторное нарушение увеличивает сумму штрафа в два раза. Это правило распространяется как на индивидуальных предпринимателей, так и на юридических лиц.

Порядок регистрации в системе «Платон»: установка и цена оборудования

Для того чтобы воспользоваться системой «Платон» водитель должен быть включён в официальную базу данных портала «platon.ru». Регистрация проводится как самостоятельно, так и обслуживающим оператором.

Сделать это можно:

  • заполнив форму на официальном интернет-сайте;
  • посредством обращения в Центр обслуживания;
  • через специальный терминал.

Итоговая анкета должна содержать только достоверную информацию:

  • личные данные собственника;
  • номер лицевого счёта;
  • электронный почтовый ящик и логин;
  • характеристики транспортного средства.

Зарегистрировавшись, собственник грузового автотранспорта должен получить бортовое устройство, предварительно заключив договор на его использование.

Сколько стоит установка прибора

Оборудование предоставляется бесплатно в Центре обслуживания, на основании договора безвозмездного пользования. В нём указана стоимость бортового устройства (БУ 1201 – 6822,98 рублей), которое остаётся имуществом оператора. В случае потери, несанкционированного вскрытия или порчи эту сумму придётся возмещать.

Прибор устанавливается индивидуально на каждый автомобиль. Если количество выданных устройств ограничено, то можно самостоятельно их купить, оформив заявку в системе оплаты.

Оформление маршрутной карты

Маршрутная карта оформляется на основании предоставленных владельцем транспортного средства данных:

  • начальное месторасположение и планируемая точка окончания поездки;
  • возможные промежуточные пункты (при необходимости);
  • число, месяц, год, время отправления;
  • государственный номер машины;
  • свидетельство о регистрации автомобиля (СОРС).

На основании этих данных рассчитывается сумма, которую нужно сразу оплатить:

  • через терминал;
  • через личный кабинет;
  • платёжной картой на официальном сайте.

Карта выдаётся специалистом в Центре обслуживания или оформляется самостоятельно через терминал, личный кабинет или приложение.

Возможные пути обхода и их последствия

Несмотря на то, что система «Платон» существует сравнительно недавно, автолюбители уже придумали несколько способов её обмана:

  • применение GPS-глушилок – самый распространённый способ, который блокирует получение данных через спутник;
  • скрытие номерных знаков – слишком очевидный способ, за который, к тому же предусмотрен отдельный штраф;
  • передвижение автопоездом – как утверждают некоторые водители, при таком способе искажается сигнал передачи и, с точки зрения закона, это не является нарушением.

Внимание! Информация представлена в ознакомительных целях. Необходимо помнить, что эксперименты такого рода могут закончиться весьма внушительным штрафом: для частных лиц – 5 тысяч рублей, для ИП – 40 тысяч рублей и для юридических лиц – 450 тысяч рублей.

Исходя из представленных сведений, можно предположить, что, несмотря на благородную цель, на деле система вышла довольно «сырой» и она требует серьёзной доработки. Но ответственности за невыполнение её правил это не отменяет, поэтому разумно будет оформить все необходимые документы и продолжать свою деятельность на законных основаниях.

Данное видео поможет понять, как именно работает система «Платон».

До недавнего времени водители большегрузов оплачивали лишь топливный сбор, а с осени 2015 года в обиход ворвалось слово «Платон» - система взимания платы за проезд фур и автомобилей с большой грузоподъемностью по федеральным трассам. К имени древнегреческого философа дорожный Платон не имеет никакого отношения: это сокращенная аббревиатура от «ПЛАта за ТОНну». Средства, собранные за проезд большегрузов по федеральным трассам, планируется направлять на реконструкцию старых дорог и строительство новых. Согласно данным Росавтодора, в среднем система ПЛАТОН приносит около 42 млн рублей в день, что в годовом исчислении составляет более 15 млрд рублей. В условиях экономического кризиса эта сумма – отличное подспорье для финансирования дорожного строительства.

Оплата дорог: система Платон не дремлет

Рассчитывать на добровольную оплату вреда, причиняемого дорогам автомобилями с грузоподъемностью более 12 тонн, было бы наивно, поэтому основной задачей, поставленной перед специалистами, было внедрение надежной системы контроля. Принцип действия достаточно прост: получая данные о передвижении транспортного средства, система рассчитывает размер платы в зависимости от пробега по федеральным трассам.

По замыслу разработчиков, каждый большегрузный автомобиль должен быть оснащен бортовым устройством – БУ 1201. Перемещение фиксируют спутниковые навигационные системы: GSM и ГЛОНАСС; для повышения точности предусмотрена двухсистемность.

Контроль передвижения осуществляется при проезде фур через стационарные рамки, установленные на федеральных трассах, а также специализированными магазинами, оснащенными соответствующим оборудованием. Планируется, что к лету следующего количество рамок возрастет до 481 (в настоящее время работают не больше сотни). Около 100 автомобилей с оборудованием для контроля постоянно меняют дислокацию, поэтому обхитрить систему «Платон» для большегрузов вряд ли удастся.

Платон: какие машины «под прицелом»?

Под действие системы Платон попадают машины грузоподъемностью 12 тонн и выше. Минимальный весовой порог выбран не случайно: по мнению дорожных специалистов, именно эти транспортные средства сильнее всего разрушают дорожное покрытие. По оценкам экспертов, в России зарегистрировано более двух миллионов автомобилей, попадающих в эту категорию. В ближайщее время предполагается распространить действие системы на грузовые автомобили мощностью более 250 л.с.

Как и любое правило, ПЛАТОН также предполагает некоторые исключения. Плата за причиненный вред не взимается со следующих транспортных средств:

  • автомобилей, предназначенных для пассажирских перевозок;
  • техники, оборудованной устройствами подачи спецсигналов (пожарная охрана, аварийно-спасательные службы, спецтехника МЧС и т.п.);
  • военной самоходной техники и транспортных средств, перевозящих вооружение.

Периодически возникают споры по автомобилям с прицепами. Здесь действует следующий принцип: если одна из составных единиц автопоезда имеет грузоподъемность более 12 тонн, платить все-таки придется.

Система в развитии

Как бы тщательно ни прорабатывались вопросы функционирования системы, ПЛАТОН после внедрения постоянно совершенствуется и модернизируется. Растет количество терминалов для самостоятельной оплаты, предельно упрощена процедура регистрации и оформления дорожных карт. Массовые протесты в первые дни после начала работы ПЛАТОНа вынудили правительство снизить изначально планируемый тариф. Все новости и важные изменения в системе оперативно отражаются на официальном сайте; для зарегистрированных пользователей предполагается введение SMS-оповещения.


О введении в действие системы взимания платы слышали все, но о том, как работает ПЛАТОН, многие имеют достаточно смутное представление. Между тем алгоритм работы и начисления платы прост и прозрачен:

  • грузовой автомобиль оснащается специальным бортовым устройством (питание от прикуривателя);
  • пополняется баланс;
  • с помощью спутниковой навигации система в автоматическом режиме рассчитывает продолжительность маршрута по федеральным трассам;
  • производится начисление и списание платы в соответствии с тарифами.

Бортовое устройство устанавливать не обязательно: оплату можно произвести и с помощью заранее оформленной маршрутной карты. Этот способ не очень удобен, поскольку при изменении маршрута можно нарваться на внушительный штраф.

Все необходимые операции возможно осуществить в личном кабинете на официальном сайте. Преимущества регистрации очевидны и неоспоримы, в первую очередь – это экономия времени. Интерфейс продуман до мелочей, благодаря чему даже начинающие пользователи быстро осваивают функционал. В режиме реального времени можно отследить маршруты движения автотранспорта, оформить дорожную карту, прикрепить необходимые документы, пополнить баланс с карты или электронными деньгами, отправить запросы, получить консультационную помощь.

Часто задаваемые вопросы

Попадает ли под действие системы ПЛАТОН автокран?

Согласно постановлению правительства РФ от 09.01.2014 года автокраны и иная крупногабаритная спецтехника приравнена к перевозчикам грузов, поэтому избежать платы за перемещение по федеральным трассам не получится.

Можно ли обмануть систему ПЛАТОН?

Какой бы совершенной ни была система, в ней все равно можно найти слабые места. Постоянное совершенствование технической базы и усиление контроля сводят возможность обмана к минимуму. Кроме того, за нарушение предусмотрены серьезные штрафы, размер которых во много раз превышает плату за пользование федеральными трассами. Стоит ли рисковать – каждый решает сам.

Где устанавливаются камеры системы ПЛАТОН?

Стационарные камеры устанавливаются на специальных рамных конструкциях, через которые должны проезжать все большегрузные автомобили. К 2017 году планируется установка почти 500 устройств.

Существуют ли карты с обозначением рамок системы ПЛАТОН?

Официальных карт с указанием мест расположения рамок нет, однако интересующую информацию можно найти на тематических форумах. Не стоит забывать, что помимо стационарных рамок на федеральные трассы ежедневно выезжает около сотни автомобилей оснащенной оборудованием для контроля, и предугадать из дислокацию не представляется возможным.

Каков размер штрафов системы ПЛАТОН?

Сумма штрафов многократно превышает официально начисленную плату, что сводит к нулю целесообразность нарушения правил. Для юридических лиц сумма штрафа начинается от 450 тысяч рублей, для должностных лиц – от 50 тысяч.

Работает ли система ПЛАТОН в полную силу?

Планируется, что полноценное функционирование системы начнется с июня 2017 года – после установки всех запланированных контрольных рамок. Сейчас режим работы можно назвать тестовым, тем не менее с мая текущего года нарушители уже получают штрафы.

Не противоречит ли система ПЛАТОН законодательству РФ?

В последнее время проблема функционирования системы "Платон" стала невероятно актуальна. Надо сказать, что эта проблема затрагивает не только профессиональных дальнобойщиков, но и всех жителей России в целом. Как работает "Платон"? Какие у данной системы существуют достоинства и недостатки? Ответы на эти вопросы будут предоставлены в статье.

Правовое регулирование

Система "Платон" работает как невероятно сложный и запутанный механизм. Это по-настоящему непростой проект, который должен регламентироваться юридически. Существует ряд нормативных документов, являющихся законодательной базой для рассматриваемого явления. Первый и самый важный документ, который стоило бы здесь упомянуть, это ФЗ-68 от 2011 года. Он вносит некоторые поправки в КоАП РФ. Здесь заключены нормы, являющиеся рычагами для сбора финансов в систему. Стоит также выделить российский Бюджетный кодекс, закрепляющий юридически следующие моменты:

  • последовательность ряда действий для зачисления финансов в систему;
  • ряд требований, которые регулируют внесение финансов за эксплуатацию большегрузов на дорогах (ФЗ-68 устанавливает запрет на езду многотомных машин без внесения платы в систему);
  • ФЗ-257 "О дорогах для транспорта" закрепляет целостность системы.

Федеральное дорожное агентство и компания "РоТех-Инвест" заключили договор по регулированию рассматриваемой системы "Платон".

Общая информация

Для чего в Российской Федерации была введена рассматриваемая система контроля над дальнобойщиками? Ее создатели говорят сразу о нескольких целях, которых они хотели бы достигнуть за счет регулирования "Платона". В первую очередь это борьба с разбитыми дорогами. По заверениям разработчиков системы, дорожные полотна в стране находятся не в лучшем состоянии из-за частого проезда большегрузов. Правда, некоторые эксперты придерживаются иной точки зрения, заявляя о некачественном и дешевом ремонте дорог.

В качестве доказательства специалисты указывают на зарубежные государства, где дорожные полотна подолгу остаются в оптимальном состоянии даже при частом проезде многотонных машин. В противовес ссылаются на иностранный опыт и сами создатели системы. Они говорят о наличии подобных методов сбора во многих государствах мира, например, в Германии или США.

Наконец, есть у "Платона" и еще одна цель. Это борьба с так называемыми "серыми" перевозчиками - лицами, не выполняющими нормативы по техническим регламентам, а, стало быть, не выплачивающие денежные средства в соответствующие системные объекты.

Как работает "Платон": принцип работы, объект

На каких базовых принципах функционирует система? Принятые по этой теме законы гласят о соблюдении основ законности и справедливости, соответствия Конституции и международным стандартам. Сюда же можно отнести труд на благо прав и свобод человека. Однако чуть более подробно стоит рассказать о том, как работает система "Платон". Здесь все не так уж и сложно: водители, желающие осуществлять передвижение по дорожному полотну федерального значения, обязаны платить определенную сумму денег. Для чего это надо? Как утверждают создатели системы, для реализации полученной суммы на восстановление дорог, состояние которых ухудшается из-за проезда большегрузов. Часть собранных средств поступают в федеральный бюджет, после чего направляются в соответствующие инстанции, которые занимаются восстановлением дорожного полотна.

Первая группа системных элементов

О том, как работает "Платон", мы рассказали выше. Теперь вы должны узнать, что он состоит из ряда важнейших и взаимосвязанных между собой элементов, качественное функционирование которых позволяет работать и всей системе. Вот какие составляющие здесь стоит выделить:

  • Центр обработки информации, поступающей со спутников, а также приборов, установленных в транспорте. Он является инстанцией, в которой аккумулируются все данные о зарегистрированных машинах, уплативших или не уплативших налог.
  • Офисы "Платона" передвижного типа. Такие офисы предназначены для обслуживания клиентов системы. В штатах работают квалифицированные IT-специалисты, способные грамотно и быстро ввести в программу данные о том или ином лице.

Об остальной части элементов будет рассказано далее.

Вторая группа системных элементов

"Платон" также функционирует благодаря следующим видам элементов:


Как работает система взимания платы "Платон?" Все представленные выше компоненты системы позволяют ответить на этот просто вопрос.

Машины, которые затрагивает "Платон"

Как уже было сказано, рассматриваемая система касается только работы большегрузов. Согласно нормативным актам, отвечающим на вопрос о том, как работает "Платон", транспортные средства менее 12 тонн не попадают под действие системы. Под регулирование попадают большегрузы, вес которых превышает обозначенную цифру с учетом водителя и пассажиров.
Какие машины здесь следует выделить? Согласно статье 31.1 ФЗ-257, это:

  • армейский и военный транспорт;
  • машины спецслужб: пожарников, полиции, скорой помощи, газовых служб и т.д.;
  • специальные машины для перевозки людей, за исключением транспорта грузопассажирского типа.

Стоит отметить, что изначально закон касался только дальнобойщиков.

О расходовании средств в системе

Сбором средств, поступающих в систему, занимается Дорожное агентство федерального уровня. По подсчетам специалистов, система должна приносить порядка 40 млрд рублей ежегодно. 90% трасс федерального уровня будут отремонтированы уже к 2019 году. А все благодаря "Платону".

Стоит отметить, что пока система затрагивает только федеральные дорожные полотна. Вопрос о том, как работает "Платон" на платных дорогах, пока не актуален в виду отсутствия оснований. Дальнобойщики могут предпочесть платные дороги федеральным. И тогда им придется выплачивать меньшую сумму по сборам. Однако выгодно это будет далеко не всем.

Что следует делать водителям?

Лица, эксплуатирующие многотонные машины, должны, согласно закону, зарегистрироваться в рассматриваемой системе. После этого они получают индивидуальный расчетный банковский счет. Благодаря этому счету дальнобойщики способны оплачивать поездки.
Оплата может быть произведена двумя способами:

  • при помощи маршрутной карты;
  • после установки специального прибора в машине, который позволил бы проследить за перемещениями, в результате чего была бы получена точная сумма за пройденный путь.

Обработка полученных данных и их постоянный мониторинг позволяют определить точные денежные суммы, которые пойдут, как уверяют создатели системы, на ремонт дорожного полотна.

О размере сборов и штрафов

Стоит перейти, наконец, к самому важному и не самому приятному для самих дальнобойщиков. Речь идет о сумме сбора. Система "Платон" в России работает как механизм с одним простым принципом - взимать с водителей большегрузов чуть больше полутора рублей за каждый пройденный километр. Как заявляют специалисты, сумма будет индексироваться ежегодно, а значит, будет и возрастать. Много ли это для водителей многотонных машин?
По их же собственным заявлениям, весьма прилично. Еще до принятия соответствующего закона по стране прокатился ряд протестов, устроенных дальнобойщиками. Недовольства не прекращаются и по сей день. Водители заявляют, что доход большинства из них упал более чем в два раза.

Какая ответственность будет возложена на водителей большегрузов, которые предпочли игнорировать выплаты? Закон говорит о штрафе в 5 тыс. рублей на первый раз и о сумме в 10 тыс. рублей за все последующие факты неуплаты. Касается это как физических лиц, так и юридических.

О маршрутной карте

Выше уже была упомянута так называемая транспортная (или маршрутная) карта, которая позволяет считывать количество пройденных километров. Согласно закону, это специальный документ, содержащий в себе подробный и точный маршрут передвижения большегрузов. Водители, не успевшие или не пожелавшие установить себе в машину бортовой компьютер, должны ориентироваться по бумажной версии маршрута.

В карте отражается номер регистрации автомобиля, закреплены даты начала движения, привязки к трассе федерального типа, дата и место получения документа, а также некоторые другие данные.

Работает ли система "Платон" на водителей, не имеющих при себе ни карты, ни бортового компьютера? Ответ здесь отрицательный. Более того, водители, не пожелавшие принимать новые правила, будут подвержены ответственности.

Влияние системы на российское общество

Выше был предоставлен подробный материал о том, как работает система Платон. Отзывы и мнения об этой системе - не менее интересная и актуальная тема. Именно об этом и будет рассказано далее.

Как уже было сказано, "Платон" оказывает значительное влияние не только на дальнобойщиков, неслабо усложняя им жизнь и профессиональную деятельность, но и на все российское общество. В чем заключается это влияние? Государственные власти и представители рассматриваемой системы говорят о ремонте дорог и борьбе с нелегальными перевозками, однако все эти цели находятся в отнюдь не близкой перспективе.

Многие граждане видят обратную, более заметную и реальную сторону проекта. Это значительное повышение цен на продукты в магазинах, ухудшение жизни немалого слоя рабочего класса, а именно дальнобойщиков, финансовые махинации государства с разработчиками проекта и т.д.

Чуть подробнее стоит рассказать про повышение цен на продукты. Многие эксперты провели расчеты и выяснили, что увеличенные затраты на транспортировку товаров могут незначительно повысить цену продукции на прилавках. Как только закон был принят, специалисты говорили о повышении на 1%. Однако стоит учитывать тот факт, что сумма сборов будет постоянно увеличиваться. Так, уже после 2017 года произойдет индексация, в результате чего дальнобойщики будут обязаны выплачивать гораздо больше, чем полтора рубля за километр.

Авторы: Степан Степанович Сулакшин - генеральный директор Центра научной политической мысли и идеологии, д.полит.н., д.физ.-мат.н., профессор; Людмила Игоревна Кравченко - эксперт Центра Cулакшина.

Введение платы за проезд через так называемую систему «Платон» - стало очередным правительственным решением, направленным на перекладывание бремени бюджетного дефицита на население. Однако если ранее население еще могло молчать и терпеть рост экономического давления, оправдывая это нуждами бюджета, то на этот раз отчетливо непрозрачная схема взимания с населения поборов ради далеко не государственных интересов, вызвала волну протестов, которая позволила частично смягчить изначальную жесткость данной меры, но добиться желаемой отмены системы «Платон» так и не удалось. Пока одна часть российского общества встала против произвола, коррупции и поборов, другая пассивна, наивно полагая, что данный вопрос напрямую их не затрагивает. Однако ситуация с «Платоном» показала, что это дело каждого отдельного гражданина России.

Остановимся детально на анализе, выявив, во-первых, кто испытает последствия введения системы «Платон». Во-вторых, обосновав коррупционную составляющую системы. В-третьих, проанализировав ее реальный, а не декларативный вклад в строительство российских дорог. В-четвертых, вскрыв латентные цели, которыми руководствовался Кремль при принятии решения о переходе к системе Платон.

Система «Платон» - это комплекс мероприятий, оборудования и ПО для автоматического сбора, обработки и контроля сведений о движении грузовиков массой свыше 12 тонн по федеральным дорогам общественного пользования, и оплаты за пройденные километры. 15 ноября 2015 года тариф был установлен на уровне 1,53 руля, хотя изначально планировалось его установить в размере 3,73 р. До начала работы над проектом его тариф оценивался в 3,5 р., однако затем произошло его удорожание. Тариф действующий на сегодня в системе «Платон» составляет 3,73 ₽ с коэффициентом 0,41*руб ₽/км. Правительство неоднократно планировало повысить тариф, однако забастовки дальнобойщиков содействовали переносу этого решения. В марте 2017 года Медведев подписал постановление от 24 марта 2017 года №330 о росте тарифа до 1,91 р, то есть коэффициент будет поднят до 0,51, а не до 0,82 как планировалось ранее.

I. ПО КОМ УДАРИЛ «ПЛАТОН»

Прямое воздействие от введения платы за передвижение большегрузов по федеральным дорогам испытали транспортные компании и дальнобойщики, работающие либо как индивидуальные предприниматели, либо в серой зоне без регистрации ИП. Косвенное влияние от системы «Платон» испытали и российские граждане - потребители продуктов питания. Проанализируем более детально, каким образом плата за проезд по федеральным трасам ударила по этим категориям граждан.

1. Дальнобойщики, работающие на себя как ИП или как частное лицо, были обременены следующими обязательствами в рамках системы «Платон»:

а) необходимостью составления маршрутных карт или установки бортового оборудования, за которое дальнобойщик должен быть оставить залог в размере свыше 6 тысяч рублей. Ранее в 2014 году каждый большегруз, зарегистрированный на нефизическое лицо, должен был быть оснащен тахографами, за которые дальнобойщики отдали в среднем 35–40 тыс.р. Тахографы пока никто не отменил, но внести залог за бортовое оборудование попросили. Что же касается маршрутной квитанции, то в случае отклонения от указанного маршрута по маршрутной квитанции дальнобойщики сталкивались с необходимостью оплаты нового маршрута.

б) непосредственная оплата каждого пройденного километра по федеральной трассе в размере 1,53 рубля с последующим ростом тарифа с апреля 2017 года. Если в случае транспортных компаний эту нагрузку можно было переложить на заказчика, то дальнобойщики, которые получали заказы на заранее установленные суммы от диспетчеров или через сайты, вынуждены были записать это в свои издержки. В итоге это привело к тому, что дальнобойщики стали ориентироваться только на самые прибыльные заказы, часть частников была вынуждена уйти с рынка, когда их издержки стали слишком высокими.

Проанализируем несколько предложений с интернет-системы поиска заказчиков грузоперевозок, чтобы увидеть, насколько введение системы «Платон» оказало влияние на жизнь дальнобойщиков. В таблице 1 представлены реальные данные по заказам, которые заказчик выставляет дальнобойщику. Это так называемая грязная сумма, поскольку из нее дальнобойщик тратит средства на оплату топлива и тарифа «Платон».

Таблица 1. Реальные заявки на перевозку грузов (по данным truck-partner.ru за март 2017 года)

То есть при текущем тарифе с учетом затрат на топливо дальнобойщики потеряли 4–10% от прибыли из-за введения «Платона», а учитывая еще показатель инфляции, можно говорить, что уровень жизни дальнобойщиков в 2016 году снизился на 10–15%.

в) оплата штрафов, которые возникали как по вине водителя, так и в результате технических ошибок, которые водитель не всегда мог сразу диагностировать. Штрафы начислялись в таких случаях, как движение с неисправным бортовым устройством, движение с выключенным бортовым устройством, отклонение от маршрута или времени движения, указанных в маршрутной карте, движение с включенным устройством, если баланс счета владельца полностью израсходован. После ряда редакций штрафы были существенно сокращены до 5 тысяч при первом нарушении и 10 тысяч рублей при повторном (для частников, у ИП и юридических лиц другие тарифы). Однако по факту 5 тысяч рублей для дальнобойщиков - это существенная сумма, равная для наемных дальнобойщиков оплате пройденного пути в 100 км (при тарифе 50 р за километр).

2. В транспортных компаниях введение «Платона» только косвенно отразилось на дальнобойщиках.

Их фиксированная ставка осталась неизменной, расходы по «Платону» транспортная компания переложила на заказчика. Это привело к росту издержек. Не считая платы водителю издержки на 1 км пути выросли на 15% (с 10 рублей платы за топливо до 11,53 р расходов на топливо и «Платон»). В итоге по некоторым данным транспортные компании одномоментно подняли цены на свои услуги на 15–20%. Согласно данным «Кнауф СНГ» цены на перевозку грузов в среднем выросли на 5–7%, в некоторых регионах, например в Южном федеральном округе, - на 15–20%. По данным АКОРТ (Ассоциации компаний розничной торговли) тарифы на перевозки товаров и продуктов после запуска системы «Платон» выросли на 6–28%. В итоге платить за «Платон» стали заказчики, которые включили эти издержки в конечную стоимость товаров для потребителей.

Для дальнобойщиков по найму ударом стал даже не столько «Платон», сколько предваряющее его введение требования о 8-ми часовом рабочем дне, то есть водители не могут перерабатывать, что соответственно сказывается на их уровне дохода. Если ранее перегон водителя длился 12–16 часов, то норматив в 8 часов сократил их доход в 1,5–2 раза. Правда и здесь наиболее изворотливые смогли найти лазейки, но для таких и предусмотрена система штрафов. Впрочем нередко сами дальнобойщики тесно связывают систему «Платон» с тахографами и нормативом рабочего дня. Например, в марте этого года дальнобойщики Читы были недовольны тем, что после введения «Платона» им пришлось за свой счет оборудовать автомобили тахографами, каждый из которых стоит порядка 42 тыс. рублей. Кроме того, за работу свыше восьми часов в сутки их штрафуют.

3. «Платон» внес вклад в рост цен, однако учитывая особенности методологии расчета инфляции Росстатат показал увеличение в первые два месяца цен всего на 0,2 п.п. (рис. 1)

Рис. 1. Инфляция за период 2015-2016 гг. (по данным Росстата)

Официальная статистика тем не менее зафиксировала рост цен на ряд товаров в течение первых трех месяцев. Если цены на помидоры и огурцы выросли из-за сезонных колебаний (традиционно в этот период цены на эти овощи растут), то цены на такие плодовоовощные, которые перевозятся преимущественно большегрузами на дальние расстояния, выросли: на капусту на 26%, на морковь на 12,6%, на яблоки на 11,4%, на яйца куриные на 8,7% (рис. 2). Это лишь небольшая видимая часть эффекта от введения «Платона», которая уже заметна на данных официальной статистики.

Рис. 2. Данные по росту потребительских цен (по данным ЕМИСС). Период с ноября 2014 года по февраль 2015 года нерепрезентативен, поскольку скачок цен был вызван девальвацией рубля

Оценки вклада в инфляцию колебались от 1–2% до 5%, однако в массе своей аналитики утверждают, что «Платон» не внес своего вклада в рост цен, обосновывая это утверждением простым арифметическим подсчетом - через деление суммы по тарифу на тонны перевезенного груза. При таких расчетах стоимость перевозки действительно увеличивается на десятые процентного пункта. Однако нужно учитывать несколько важных моментов.

Во-первых , «Платон» привел к росту тарифов на 15–20% при ставке в 1,53 р. Такой рост транспортных расходов сказался на инфляции на товары с низкой стоимостью, но высокой долей расходов на логистику в структуре издержек.

Во-вторых , рассуждать о долях процентах можно, когда речь идет о поставках с коротким циклом. Например, овощи из одного пункта в другой. Но ведь есть и более сложные цепочки. Например, производство пищевой продукции, когда фуры сначала привозят сырье, затем тару для сырья, и после уже отправляют продукцию в торговые сети. В таком случае тариф «Платона» будет как минимум трижды учитываться в конечной стоимости товара. А это, например, цикл производства всей молочной продукции.

В-третьих , ставки по «Платону» еще повлекут за собой резкий рост инфляции из-за подъема тарифа более чем в два раза при доведении до изначально установленного уровня в 3,73 рубля. Например, генеральный директор «Danone Россия» Бернар Дюкро заявил, что когда тариф вырастет вдвое, цена одной бутылки молока может вырасти на несколько процентов. Цены вырастут и в результате постепенной монополизации рынка, когда с рынка исчезнут дальнобойщики, которые оказывали услуги по более дешевым ставкам, чем транспортные компании. После роста тарифа произойдет окончательная санация рынка грузоперевозчиков, когда в итоге на этом направлении останутся только несколько компаний, которые уже смогут произвольно диктовать цены, оторванные даже от индексации тарифов «Платона». Ситуация на рынке ЖКХ, когда коммунальные услуги оказывает в основном одна частная компания, арендовавшая у государства инфраструктуру, показала, что происходит при чрезмерной монополизации. Когда монополист - государство, он будет вкладывать средства из бюджета, умеренно повышая тарифы. Когда монополист - частный предприниматель, то его главным мотивом становится не социальная ответственность, а максимизация прибыли. В целом можно говорить, что на рынке грузоперевозок транспортные компании воспользовались системой «Платона» в попытке частично компенсировать выпадающие доходы в условиях кризиса, когда выросли цены на топливо.

Таким образом, введение системы «Платон» оказало или будет оказывать влияние не только непосредственно на дальнобойщиков, численность которых превышает 1 млн (зарегистрированное число большегрузов в России). Она затронула все население, которому еще в будущем предстоит столкнуться со скачками цен, вызванными на этот раз не девальвацией, а повышением расходов в логистической цепи.

II. КОРРУПЦИОННАЯ СХЕМА СИСТЕМЫ «ПЛАТОН»

Введение системы объяснялось правительством как естественная необходимость возмещения ущерба дорогам, которое оказывают на них большегрузы. С этой точки зрения налог на фуры вполне закономерен, ведь общество как и государство должно нести ответственность. В таком контексте переход к европейскому опыту взимания платы за пройденный километр был бы оправдан. Но в случае с «Платоном» все говорило о том, что восстановление дорог не является приоритетом введения системы. В самой системе есть много коррупционных составляющих, которые дают понимание, что деньги дальнобойщиков пойдут не на восстановление дорог, а на поддержание достойного уровня жизни бенефициаров системы.

Какие признаки коррупции можно усмотреть в данном вопросе?

1. Изначально объявлялось, что все средства, собранные системой «Платон», будут направлены на восстановление дорожной инфраструктуры. 17 декабря 2015 года во время своей пресс-конференции Путин заявил, что «Все сборы, которые поступают от „Платона“, идут не кому-то в карман, а стопроцентно поступают в дорожный фонд России, до последней копейки. И оттуда до последней копейки поступают на дорожное строительство в регионах России». Однако затем появилась информация, что более 10 млрд ежегодно от собранных средств будет уходить оператору системы. При этом в 2016 году объем собранных средств составил 20 млрд, то есть оператор получил более 50% прибыли. Изначальная непрозрачность получателей собранных средств уже поставила на повестку общества вопрос о коррупции.

2. Объявленный конкурс на разработку системы «Платон» отменили, а проект доверили структуре «Ростеха» ООО «РТИТС». То есть компания заключила с государством концессионный договор без прохождения конкурсной процедуры, хотя согласно закону «О концессионных соглашениях» партнера необходимо выбирать на конкурсной основе. Изначально тендер был объявлен в августе 2013 года, тогда к потенциальным исполнителям выдвигалось требование опыта создания и обслуживания аналогичных систем. То есть ориентация была на компании с иностранным капиталом. После правительство отменило конкурс и назначило исполнителем РТИТС, в котором 50% принадлежит сыну друга российского президента Игорю Ротенбергу. А это уже вызвало подозрения в решении вопроса что называется «по звонку» из Кремля.

В настоящее время компания подала в правительство заявку с частной концессионной инициативой на разработку автоматической системы весогабаритного контроля. Не исключено, что и на это раз компания победит без конкурса, и государство проинвестирует эту инициативу. Видимо, что сама форма инициативы концессионного соглашения возникла в ответ на судебные иски Навального. Инициатива позволит формально провести конкурс с минимальной вероятностью победы на нем сторонних участников или с минимальным риском подачи заявок на участие в конкурсе. Формально РТИТС пройдет процедуру конкурса, фактически результат конкурса уже предопределен.

3. Законодательная база России работает на обслуживание интересов семьи Ротенбергов. После начала массовых акций протеста против «Платона», законодатели объявили о возможности запрета регистрации большегрузов на физических лиц. При таком раскладе большегрузы нужно будет регистрировать на ИП, а значит по закону придется оборудовать грузовики системой учета времени - тахографами, за которые дальнобойщик должен будет заплатить порядка 42 тысяч рублей. Учитывая, что на протесты вышли частники, в массе своей регистрирующие свой транспорт на физических лиц, государство таким образом решило их наказать и припугнуть за акции протеста. Официальное объяснение - это повышение безопасности на дорогах. Фактически, это наказание протестующих и мера по вытеснению их с рынка грузоперевозок.

4. Закрытость концессионного соглашения. Информация о содержании соглашения поступила в СМИ через сторонние источники, в то время как детали этого соглашения скрывались. Судебный иск, подданный Навальным относительно недействительности концессионного соглашения по системе Платон, был отклонен. Суд рассмотрел дело без текста соглашения, на доводы истцов ответа получено не было. В частности, без ответа осталось замечание про нарушение норм закона о концессионных соглашениях в части конкурса, в части распределения платы.

5. На коррупционную составляющую указывает и тот факт, что главным бенефициаром системы становится компания РТИТС, прибыль которой фиксирована и не зависит от сбора собранных средств. Она составляет 10,6 млрд, при этом с учетом НДС из бюджета будет выплачено 12,520 млрд. Особое внимание вызывает, во-первых, то, что прибыль достигает почти 50% ожидаемой выручки. На деле с учетом низких объемов выручки доля доходов оператора оказалась выше. Во-вторых, в отличие от пенсий, 46% вознаграждения индексируется на уровень инфляции. В-третьих, эта сумма может быть уменьшена из-за штрафов, однако несмотря даже на объем штрафов оператор системы получает гарантированные 4,978 млрд р. Официально прибыль компании составит только 6%, все остальное пойдет на возврат кредита (35%), текущие расходы (59%) и разовую замену оборудования за 12 лет (8%).

6. Инвестор практически не вложил средств в разработку системы. Собственные инвестиции составили 2 млрд рублей, остальные 27 млрд. рублей - это кредит, который был выдан Газпромбанком, то есть банком с государственным участием. Вполне закономерен вопрос, неужели государство с таким же успехом не могло само вложить эти 2 млрд? Система «Платон» функционирует на бесплатной платформе WordPress (по данным сайта Autoplus). И на это ушло 29 млрд р.! Остается не ясным, каким образом система с такими характеристиками была одобрена правительством. У нее осталась масса недоработок. Для сравнения, в Германии, с которой и был скопирован российский аналог, старт ввода системы откладывался с 2002 года до 1 января 2005 года, поскольку систему неоднократно отлаживали. В России же систему запустили в ноябре, несмотря на то, что не были устранены такие существенные недостатки ее работы, как непроработанная договорная основа между перевозчиком и РТИТС; нехватка бортовых устройств и выход из строя установленных БУ1201 в процессе поездки при отсутствии алгоритма действий водителя; нестабильная работа сайта и др.

7. Явный признак того, что система не отвечает цели пополнения средств на восстановление дорог, является то, что прибыль государства не только ниже ожидаемой, но и уступает прибыли оператора системы. Учитывая, что средства идут на выплату оператору системы, а региональные бюджеты недополучили налоговые платежи в рамках вычета из транспортного налога суммы услуг по системе «Платон», в сухом остатке бюджет получит около 4 млрд рублей, что меньше прибыли оператора. В 2016 году «Платон» собрал 18,5 млрд, или 16,7 млрд рублей за период с ноября 2015 по ноябрь 2016 года, из них 10,6 млрд рублей было отдано оператору системы, то есть собственник системы - государство получило всего 36,5% от собранных средств. При сохранении ставки в 2017 году согласно расчетам Министерств обороны и финансов бюджет получит от системы 19,7 млрд, то есть в распоряжении Росавтодора останется только 9,1 млрд рублей, хотя требуемая сумма на реализацию проектов составляет 83 млрд р. Таким образом, очевидно, что бенефициаром системы стал именно инвестор, а не государство.

8. «Платон» был введен в период экономического кризиса, когда семья Ротенбергов попала под санкции и для них был закрыт внешний источник дохода. Концессионное соглашение было подписано в августе 2014 года, то есть в период активной фазы ужесточения экономического режима для семьи Ротенбергов. В итоге «короли госзаказа» стали расширять сферы своей деятельности внутри страны. Если ранее в их ведении находились порты и мосты, то теперь дело дошло до автодорог. В кризис население несет экономическое бремя санкций, в то время как приближенные президенту люди процветают благодаря системе государственного заказа. То есть именно им Кремль в итоге компенсировал потери от западных санкций.

III. ПЛАТОН НЕ ДЛЯ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ДОРОГ

Дальнобойщики вынуждены были платить за дороги под тем формальным предлогом, что они изнашивают покрытие российских дорог намного сильнее, чем легковые автомобили. Но на сомнительность данного постулата указывает ряд моментов.

1. Нет точных данных относительно давления большегрузов на российские дороги. Правительство объявило, что 56% урона транспортному полотну наносится именно большегрузами. При этом ущерб одного большегруза приравняли к 20 тысячам легковых автомобилей. В Федеральном дорожном агентстве (Росавтодор) заявили, что единичный проезд фуры разрешенной массы свыше 12 т по нагрузке на трассу равен 40 тыс. проездов одной легковой автомашины. Минтранс оценил размер ущерба в 6,8 рублей за один километр. Расчет осуществлялся из расчета, что средний годовой пробег одного ТС (12 тонн и более) составляет 8,5 тыс. км. Однако тогда же был и альтернативный расчет Минэкономразвития, согласно которому средний пробег составляет около 60 тыс.км, тогда тариф должен был составить 0,97 р. И это не единственные примеры разнящихся данных и информации по обоснованию итогового тарифа.

2. Экономический вклад «Платона» в восстановление дорог ничтожен. Объем федерального дорожного фонда на 2016 год - 635 млрд рублей. Грузовики по косвенным оценкам наносят ущерб на 2,5 трлн. р. Система Платон могла принести по первоначальным прогнозам 40 млрд рублей, но и этой цифры не достигла, а свыше 10 млрд их них получает оператор системы. По прогнозам правительства за период действия концессии государство должно было собрать около триллиона рублей, то есть в год приблизительно по 80 млрд рублей. Но суммы оказались куда скромнее - 16–20 млрд, то есть 2,5–3% от государственных инвестиций в дороги, что даже меньше прогноза в 40 млрд р. Хлопоты на систему оказались в итоге затратнее ее эффекта. В чистом виде сумма оказалась еще меньше. С учётом платы оператору и потерь из-за отмены транспортного налога бюджет в 2016году получил по оценке Минтранса около 4 млрд. рублей.

Рассчитаем возможный уровень дохода от системы «Платон» (Табл. 2).

Таблица 2. Расчет возможных доходов от системы «Платон»

Видим, что «Платон» должен был приносить значительно больше средств, но государство довольствуется малым. Это говорит о том, что изначально правительству было все равно сколько оно в итоге соберет с помощью системы «Платон». Главное в этой затее было обеспечить доходом семью Ротенбергов.

3. Цель восстановления дорог не может быть достигнута при одновременном сокращении поступлений на ремонт дорог в региональный бюджет. Речь идет о том, что в июле 2016 года были внесены изменения в Налоговый кодекс, согласно которым предусмотрено уменьшение транспортного налога, подлежащего уплате в региональный бюджет организациям и физическим лицам, владеющим транспортными средствами с разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн, на сумму фактически уплаченного ими сбора за проезд по федеральным трассам. Если сумма превысила транспортный налог, то последний не уплачивается. 100% транспортного налога шло в бюджет региона, теперь же регионы лишились этого налога с большегрузов, зато федеральный бюджет пополнился за счет «Платона». Государство не столько наполнило казну, сколько перенаправило средства из регионов в федеральный бюджет, а последний в бюджет оператора системы.

4. Сейчас правительство отчитывается о достижениях системы «Платон» - сколько средств пошло на ремонт автодорог и строительство мостов по регионам России. Появляется информация, то благодаря «Платону» были отремонтированы 1000 км дорог, 24 аварийных мостовых перехода и путепровода в Удмуртии, Чечне, Чувашии, Карачаево-Черкесии, Самарской, Воронежской, Брянской, Орловской, Пензенской, Тамбовской областях, а также в Бурятии, Краснодарском и Алтайском краях. Вклад Платона в финансирование дорог на уровне 10–11 млрд. рублей или с учетом выпадающих доходов от льгот на транспортный налог еще меньше, просто не сопоставим с существующим объемом финансирования федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010–2020 годы)». Эта программа в разы по объему средств важнее для дорог страны, чем система «Платон» (рис. 3).

Рис. 3. Объем финансирования подпрограммы «Автомобильные дороги» в ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010–2020 годы)»

Да и прирост протяженности автомобильных дорог общего пользования федерального значения, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям согласно целевым ориентирам (рис. 4), говорит о том, что показатели «Платона» далеко не передовые в этом направлении, однако нужно признать, что волевым решением государство перенаправило средства в строительство региональных дорог, что в целом значительно выше ожидаемых по ФЦП параметров по этому показателю (рис. 5).

Рис. 4. Прирост протяженности автомобильных дорог общего пользования федерального значения, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям (по данным ФЦП)

Рис. 5. Объекты, которые строятся и реконструируются за счет системы «Платон» (