Шагающие экскаваторы большой мощности. Самые известные большие экскаваторы

1978-й год стал одним из наиболее знаковых в истории «Krupp», ведь именно тогда поражённой общественности был представлен самый большой экскаватор в мире. «Bagger 288», как назвала своё детище знаменитая немецкая компания, казался настоящим монстром по сравнению с образцами аналогичной техники, существовавшими на то время. Но руководствовались его создатели не стремлением к сенсации, а вполне практичными соображениями.

Порой глубина залегания пластов полезных ископаемых столь глубока, что скрываются они под сотнями и тысячами тонн почвы. Стандартным экскаваторам, чтобы лишь убрать подобную преграду, трудиться придётся месяцами, что крайне невыгодно в финансовом плане. А вот самый большой экскаватор в мире (роторного типа, кстати) мгновенно доказал, что способен в подобной ситуации выполнить поставленную задачу за несколько дней.

Особенности самого большого в мире экскаватора

Специфической особенностью роторной землеройной техники является непрерывность процесса выбирания грунта, что и проделывают большие экскаваторы. Но для обеспечения её нужен специальный конвейер, по ленте которого выбрасываемая из ковша порода немедленно переправляется в подготовленное место. Расположена подобная площадка подальше от места разработки - в нескольких сотнях метров. А в отдельных случаях тот же уголь, к примеру, непосредственно с конвейера перегружается в подходящие по проложенным к его оконечности железнодорожным путям вагоны.

Самые большие экскаваторы в мире, являясь именно , как раз наиболее популярны именно в угледобывающей отрасли. Сейчас их модификаций много, и существует почти 100-процентная уверенность, что на месте ближайших угольных разработок подобную технику можно увидеть во всей её красе. А таких мест на просторах отечества предостаточно, недаром же наша страна по масштабам угледобычи находится в числе лидирующих.

Монтстр с огромным ковшом - самый большой экскаватор Bagger 288

Но рекордсменом, то есть в прямом смысле самым большим экскаватором в мире, по сей день остаётся тот самый «Bagger 288», с которого всё начиналось. Габариты его поистине колоссальны - при длине 240 и высоте 94 метра масса монстра достигает 13,5 т. А размеры ковша для наглядности можно сравнить с 8-этажным домом, так что перенести с места на место 240 тыс. кубов грунта в течение рабочего дня для такой махины - сущие пустяки.

Остаётся только представить, сколько энергии требуется, чтобы привести колосс в действие. Измеряться она должна десятками мегаватт, что соизмеримо с энергопотреблением городка небольших размеров. Но каждый из механизмов приводится в действие собственным двигателем, получающим питание от электросетей промышленного назначения. Особый кабель для таких целей невероятной толщины, длиной достигающий километра, крепится на катушке, являющейся частью самой машины. Так что о показателях энергосбережения самого большого экскаватора в мире его создатели позаботились.

Скорость монструозного агрегата, правда, смехотворна, поскольку не превышает 1 км/ч, но, учитывая специфику работы, её вполне достаточно. Зато давление на почву минимально, благодаря наличию 12-ти почти 4-х метровых гусениц. Так что вреда полям и дорогам нанесено будет, машиной «Bagger 288», не больше, чем спокойно идущим человеком. Да и управлять им крайне легко.

Бригада двух операторов, работающих посменно, дополняется лишь её главой и рабочим, ответственным за координацию движения конвейеров. Комфортность же их работы обеспечивается современной мини-бытовкой со всем необходимым. А расположили её конструкторы поближе к рабочему месту оператора, внутри экскаватора, высота которого делает многоразовые спуски и подъёмы, мягко говоря, затруднительными.

Несложно представить какие площади занимают карьеры по добыче ископаемых. Многие и многие квадратные километры, которые сплошь усеяны вспомогательными механизмами. Огромные машины, экскаваторы, погрузчики, самосвалы, способные перевозить сотни тонн груза в своем кузове.

Именно на таких карьерах несет свою службу самые большие экскаваторы в мире. Немыслимые размеры, которыми обладает эти поистине фантастические механизмы, не укладываются в голове.

Так самыми большими экскаваторами в мире признаны машины, созданы немецкой компанией Krupp. Экскаваторы Bagger 288 появился на свет в 1978 году, и его младший брат Bagger 293 в 1995 году.

Экскаватор Bagger 288.

Bagger 288 был построен для горнодобывающей фирмы Rheinbraun. Сложно представить, но вес этого монстра составляет 13500 тонн. Машина сделана для работы в горнодобывающей промышленности. Высота его составляет без малого 100 метров, при ширине и длине 46 и 240 метров соответственно. Представьте, какие энергозатраты необходимы для передвижения этого механизма. Тем не менее, экскаватор способен передвигаться при помощи электродвигателя. При это объем потребляемой электроэнергии, способной сдвинуть этого механического монстра с места, и заставить его работать, составляет 16,5 Мегаватт.

Передвижение гиганта происходит гусеничным способом. Массивный экскаватор способен перемещаться со скорость 600 м/ч. Широкие гусеницы обеспечивают равномерную нагрузку на поверхность, удерживая устойчивое положение Bagger 288. Ширина гусениц 3,8 метров. Всего таких гусениц 12.

Роторный механизм, с помощью которого Bagger 288 копает, способен добывать 240000 тонн угля в сутки (около 2500 угольных вагонов). Восемнадцать ковшей обеспечивают постоянный процесс копания при помощи круговых движений роторного механизма. Объем одного такого ковша составляет 6,6 м3, при диаметре ковшевого ротора 21,6 метров. При этом процесс добычи и погрузки происходит одновременно. Роторный механизм, обеспечивающий процесс вращения, тут же сваливает добытые материалы на конвейерную ленту, которая подает ископаемые на загрузку.

Обслуживает экскаватор команда из четырех человек. Два оператора, человек руководящий процессом выгрузки с конвейерной ленты и руководитель смены.

Ориентировочная стоимость разработки, создания, транспортировки на карьер и сборки экскаватора составила 100 млн. долларов США. Весь процесс занял более 5 лет. При таких финансовых издержках, энергозатратах и прочих средствах, потраченных на содержание и эксплуатацию этого грандиозного механизма, экскаватор Bagger 288 стал одним из самых масштабных проектов по созданию механизмов для добычи сырья и полезных ископаемых.

Экскаватор Bagger 293

В 1995 на свет появился еще один монстр среди горнодобывающих машин, попавший в Книгу рекордов Гиннесса, экскаватор Bagger 293. Обладая более скромными, хоть и не намного, размерами, весит Bagger 293 чуть больше своего старшего брата, 14200 тонн. При этом длина его на 15 метров меньше.

В целом, параметры этого гиганта схожи с экскаватором Bagger 288. Та же высота, тот же роторный механизм диаметром 21,3 метра, оборудованный 18-ю ковшами. Объем добычи ископаемых в сутки так же колеблется в пределах 25 000 тонн. Работу экскаватора обеспечивает экипаж из 5-и человек.

Сегодня этот монстр трудится на немецкой шахте по добыче бурого угля. Bagger 293 вписан в Книгу рекордов Гиннеса как самый большой наземный транспортный механизм.

Экскаватор 4250W Биг Маски.

Дополнить эту коллекцию можно еще одним представителем семейства экскаваторов, используемых в горнодобывающей промышленности. Экскаватор 4250, прозванный Биг Маски, был создан в 1969 году компанией Bucyrus Erie для работы на карьере по добыче угля в штате Огайо, США.

Самый большой в мире шагающий экскаватор.

На постройку гиганта ушло 2 года, и было потрачено более 25 млн. долларов США. Высота экскаватора составляет 67,8 метров при длине и ширине 148,6 и 46,2 метров соответственно.

Технические характеристики и потенциал этого монстра поражают не меньше, чем достоинства его конкурентов. Не намного отставая, вес Биг Маски составлял 13000 тонн. При этом объем ковша значительно превосходил размеры предыдущих представителей и составлял, вы не поверите, 168 м3. Чтобы ясно представить размер этого, с позволения сказать черпака, достаточно сказать, что в ковш свободно помещались два пассажирских автобуса.

Прожорливость экскаватора была соизмерима с его размерами. Для того, чтобы Биг Маски начал работать, необходимо было напряжение в 13000 вольт, что эквивалентно электроэнергии, потребляемой 25000 квартир. Огромный кабель перемещался вслед за экскаватором специальным транспортом.

Кардинальным отличием от Bagger 288 и Bagger 293 являлось не только отсутствие роторного механизма для раскопок. Одноковшовый экскаватор 4250 является шагающим экскаватором, передвигающимся при помощи специальных опорных башмаков. Каждая из таких опор управляется двумя парами гидроцилиндров. Таким образом, приподнимаясь над замлей при помощи гидравлического механизма опорных башмаков, Биг Маски делает шаг, поле чего садится на землю опорными плитами. Благодаря данной технологии, подобные экскаваторы называются шагающими, напоминая пошаговый процесс передвижения.

В процессе управления экскаватором-монстром принимал участие экипаж из 5-и человек.

Сегодня срок службы Биг Маски уже вышел и экскаватор разобран на запчасти, отслужив 30 лет, добыв для горнодобывающих компаний более 465 млн.м3 горных пород.

Ковш Биг Маски стал достоянием музея горного дела в штате Огайо.

Комментарии к этой статье:

Добавить Ваш комментарий к этой статье:

Bagger 288 (Excavator 288 - экскаватор 288) - экскаватор, построенный в 1978 году немецкой компанией Krupp для предприятия Rheinbraun. По завершении строительства машины по размерам Bagger 288 превзошёл гусеничный транспортёр НАСА для транспортировки ракет Аполлон и шаттлов на стартовую площадку. До постройки Bagger 293 являлся крупнейшей самоходной установкой в мире, с весом 13 500 тонн.

Однако Bagger получает энергию от внешних источников, поэтому его было бы точнее назвать движимым аппаратом для карьерных работ.

Bagger 288, бесспорно, лидирует по своим размерам, однако в весовой категории у него был достойный конкурент - Биг Маски, самый большой в истории одноковшовый шагающий экскаватор «4250W».

Параметры

Вес 13500 тонн
Длина 240 метров
Высота 96 метров
Ширина 46 метров
Число гусениц 12
Ширина каждой гусеницы 3,8 метра
Давление на грунт 17,1 Н/см ²
Максимальная скорость 0,6 км/ч
Максимальный наклон подъёма 1:18
Двигатели 16 по 1031 КВт каждый
Потребляемая мощность 16,5 мегаватт
Диаметр ковшевого ротора 21,6м
Число ковшей 18
Объём одного ковша 6,6 м³
Скорость вращения 4,8 оборотов в минуту.
Рабочий радиус 100м
Производительность 10 тысяч кубометров породы в час.
Экипаж 4 человека (два экскаваторщика, координатор ленточных конвейеров и глава отряда)

См. также

Примечания

Ссылки

Великий неизвестный: самый большой шагающий экскаватор

Шагающие экскаваторы в популярных изданиях нередко называют драглайнами, и это вносит путаницу, когда нужно решить вопрос: какой самый большой шагающий экскаватор. Ведь шагающие экскаваторы могут копать по-разному. Вообще, общеизвестные сведения и о шагающих, и о самых больших в мире экскаваторах ошибочны.

Драглайн – это тип рабочего органа экскаватора: длинная ажурная стрела и подвешенный полностью на тросах ковш. Стрела опускается, ковш волочится, загребает грунт, стрела поднимается, отводится в сторону, другие тросы опрокидывают ковш, и цикл повторяется. Но шагающие экскаваторы могут оснащаться и рабочими органами другого типа.

Зачем экскаватору шагать

Для тяжелой техники действует тот же закон квадрата-куба, что и в авиации: вес машины, пропорциональный кубу ее размера, увеличивается с увеличением размера конструкции быстрее, чем площадь опорной поверхности, пропорциональная квадрату размера. Но давление на грунт не должно превышать предела его текучести (примерно 2 кг/кв. см), иначе машина сначала увязнет, а затем постепенно утонет в сухой земле.

Уменьшать давление на грунт, увеличивая ширину гусениц (о колесах при весе более 2000 т и речи быть не может), сверх определенного предела нельзя. По краям гусениц оказывается превзойденным уже предел текучести стали, и они начинают загибаться.

Выход был найден простой: посадить тяжелую машину на большую круглую плиту, чтобы ей можно было вращаться, а если необходимо передвинуться – приподнимать плиту с машиной, подталкивать, волочить. В начале 30-х годов конструктор с Уралмаша Тимофей Исаев разработал гидропривод шагания, позволивший техномонстрам передвигаться самостоятельно. Раньше, в 20-х, в США придумали эксцентриково-кулачковый шагающий механизм на основе машины Чебышева, но довести его до состояния работоспособной конструкции удалось лишь после войны.

Ошибка номер один

Самым большим шагающим экскаватором в мире считается американский «Биг Маски», проработавший на угольном карьере в штате Огайо с 1969 по 1999 г. 13 000 тонн, высота – 67,8 м, длина – 146,8 м, емкость ковша – 168 куб. м. Но вся штука в том, что шагать-то «Биг Маски» не мог! При его конструировании были допущены просчеты, и при попытках передвигаться самостоятельно опорные поверхности (их было четыре) деформировались. Поэтому «Биг Маски» в пределах карьера перетаскивали по заранее подготовленной трассе. Впрочем, он и так окупил потраченные на него 25 млн. долл. по тогдашнему курсу и 200 000 человеко-часов работы.

В любом случае, «Биг Маски» уже нет. Отслужив свое (кстати, для большого карьерного экскаватора он скончался скоропостижно), заокеанский динозавр был разобран на металл, и только ковш его украсил собой музей горного дела Miners Memorial Park неподалеку от карьера, где работал гигант.

Ошибка номер два

Хорошо, а какой же тогда самый большой шагающий экскаватор в мире? Справочные издания указывают: немецкий «Bagger 288» производства «Thyssen-Krupp Fordertechnik». 13 500 тонн, 96 м высотой, 240 м длиной. Построен в 1987 г. и до сих пор успешно трудится в карьерах Рура.

Только экскаватор этот – не драглайн. Он роторный, 18 ковшей на рабочем колесе за один оборот загребают 240 куб.

м породы, а делает колесо 48 об/мин.

Крупповская сталь оказалась прочнее питтбургской – недаром Пикар делал гондолы своих батискафов только из нее. «Bagger 288» – экскаватор гусеничный, что для машины такого размера самое настоящее рукотворное чудо. Ведь «Bagger 288» ко всему еще и самая большая сухопутная машина в мире.

12 гусениц шириной в 3,8 метра позволяют «Bagger 288» не только передвигаться в пределах рабочей зоны, но и переползать из карьера в карьер, преодолевая уклоны. Рекорд такого спринта – 22 км за три недели.

«Bagger 288» рекордсмен еще в одном отношении: его расчетный срок службы – 100 лет, а недавний, в 2011 г. очередной профилактический осмотр показал, что конструкторы дали его с большим запасом. Если, конечно, к тому времени человечество не прекратит добычу полезных ископаемых открытым способом, преобразующую лик Земли в инопланетные пейзажи из страшной фантастики. Тогда, надо полагать, такая, и в самом деле замечательная машина, как «Bagger 288», станет экспонатом и одновременно вместилищем большого технического музея.

Ошибка номер три

И все-таки тогда сейчас самый большой шагающий экскаватор в мире? Который действительно может и копать, и шагать, и сейчас работает?

Если говорить о тех, которые и шагали, и копали, и работали, и погибли не своей смертью, то это советский ЭШ 100.100 производства Уралмаша (Уральского завода тяжелого машиностроения в Екатеринбурге). 11 000 тонн, стрела длиной 100 м, ковш – 100 кубов, общая длина – более 130 м. ЭШ 100.100 с 1976 г по 1991 г. без малейших проблем работал в Назаровском карьере Иркутской обл.

Баггер 288, или известный также как роторный экскаватор 288, является самой большой землеройной машиной в мире. Роторные экскаваторы , которые используют на добыче угля - это гиганты по своим размерам. А построенный в Германии Bagger 288 бьет все рекорды. Вес его около 13,5 тысяч тонн, длина составляет 240 метров, высота около 96 метров, а ширина равна 46 метрам.


Это монстр с длиной стрелы составляющей более 200 метров, в конце которой закреплен ротор с ковшами. Гигантский ротор имеет диаметр, сравнимый с 8-этажным домом, на нем закреплены 15 ковшей объемом 6,6 кубометров каждый. Ну и естественно поразительна та работа, которую совершает этот колосс. В день он выдает на-гора 240 000 кубометров породы.



Чтобы земля не проседала под тяжестью этой махины, конструкторы «обули» ее 12 гусеницами шириной 3,8 метра каждая. В конечном итоге, получаемое давление распределяется по большой площади. Поэтому, Баггер 288 может ездить и по полям, не портя почвенный слой. Однако скорость передвижения этого монстра очень мала - не более 1 км/час. Чтобы переместиться из одного карьера в другой, ему нужно несколько недель.



Энергоснабжение Баггер 288 является одним из интересных особенностей конструкции. Ведь этому монстру для работы нужно десятки мегаватт. Это сравнимо с потребностями в электроэнергии целого города. У Bagger 288 ротор, гусеницы и разные другие механизмы приводятся в действие при помощи нескольких электромоторов. Эти электромоторы питаются от промышленной энергосети при помощи специального кабеля. На экскаваторе находится катушка с намотанным на нее кабелем длиной около 1 км.



Обслуживает этот экскаватор смена из четырех человек. Она состоит из двух экскаваторщиков, которые сменяют друг друга, координатора ленточных конвейеров подающих уголь на погрузку и мастера отряда. Дабы во время смены им не нужно было спускаться и подниматься, на экскаваторе смонтирована кают-компания с кухней и туалетом, а также емкостью, вмещающей большой запас воды.



Кабина экскаваторщика находится на гигантской «руке» Баггер 288, откуда он управляет ротором при помощи джойстиков. При этом экскаваторщик должен следить, чтобы ковши имели оптимальный наклон, стенки разреза были ровными и не обрушались, чтобы ротор не был поврежден крупными глыбами, и т.д. Мастер отряда разрабатывает «тактику и стратегию битвы». Временами ему нужно спускаться вниз, чтобы проложить путь для монстра, если нужно переместиться на другой участок карьера.



До сегодняшнего дня Bagger 288 по своей производительности и размерам занимает первое место. Однако есть большое количество роторных экскаваторов, которые совсем немного уступают немецкому монстру. Поэтому, чтобы взглянуть на эту технику своими глазами не требуется далеко ездить. Вероятнее всего достаточно побывать на ближайших разработках угля.

Машины-гиганты, которые впечатляют только своим видом… TravelAsk знает, чем удивить: это не только огромные великаны, это еще и очень сложная конструкция. Поговорим сегодня о самых больших экскаваторах, который когда-либо видел мир.

Немецкие гиганты

Мы расскажем о двух огромных машинах: Bagger 288 и Bagger 293.

Именно последний занесен в Книгу рекордов Гиннеса, однако он является младшим братом первого и по своим размерам, на самом деле, мало чем отличается.

Bagger 288

Эту махину построила в 1978 году немецкая компания Krupp. Гигант превзошел своими размерами даже гусеничный транспортёр НАСА, который используют для транспортировки шаттлов и ракет Аполлон на стартовую площадку. Вес экскаватора ― 13,5 тысяч тонн. Строили Bagger около пяти лет.


Заказала эту машину компания Rheinbraun. Обошелся он им почти в сто миллионов долларов. Однако это вложение окупилось достаточно быстро. Дело в том, что компания добывает полезные ископаемые, и им потребовалось оборудование, которое будет доставать их из таких недр земли, которые неподвластны никакой другой технике. Классический вариант добычи бульдозерами они отмели сразу: до цели ими можно добираться месяцами. А этот гигант справится с задачей за два дня.

Как работает Bagger 288

Ковши самого большого в мире экскаватора крепятся на вращающемся колесе. Благодаря этому машина постоянно роет. Ковшей у машины аж восемнадцать, объемом каждый из них 6,6 кубических метров. Чтобы понять эти габариты, достаточно представить, что в ковш легко встанет мужчина под метр восемьдесят.

За час Bagger перерабатывает порядка десяти тысяч кубометров породы. Она сразу сгружается на движущиеся конвейеры, а с них ― загружается в вагоны либо укладывается рядом. Обычные КАМАЗы с такими объемами не справятся. Точнее справятся, но чтобы вывезти добытую экскаватором за день породу, потребуется 3822 КАМАЗа.

Гигантские габариты

Габариты экскаватора огромны: его длина двести сорок метров, ширина ― сорок шесть метров, а в высоту он девяносто четыре метра.

Гусениц у экскаватора двенадцать, каждая из них шириной порядка четырех метров. Работать его заставляют шестнадцать двигателей. О весе мы уже упоминали ― 13500 тысяч тонн. Но, не смотря на такую массу, давление на землю от экскаватора небольшое.


С такой махиной не справиться одному: им управляет целая команда из четырех человек.

А знаете, какая скорость этой махины? Всего лишь шестьсот метров в час. Так что он вполне может завидовать черепахе.

Bagger 293

Этот гигант сейчас занимается добычей угля в Германии недалеко от Гамбурга. Вы только представьте его габариты: в длину экскаватор 225 метров (это чуть меньше, чем Bagger 288), в высоту ― 96 метров (как и его старший брат).


В сутки гигант перерабатывает порядка 219 тысяч тонн почвы или 240 тысяч кубометров (также, как и Bagger 288). Спрашиваете, в чем он преуспел по сравнению со своим предшественником? Его вес ― 14,2 тысяч тонн. До его постройки в 1995 году абсолютным рекордсменом был Bagger 288.

Все экскаваторы, которые тягаются в нашем рейтинге за звание самого большого в мире, можно разделить на две группы. Фактически, это две разные весовые категории, в каждой из которых выбирается свой чемпион. Как в боксе.


Итак, первая группа - гидравлические экскаваторы (или экскаваторы с гидравлическим приводом). По аналогии с боксом это малый или средний вес. Применяются для погрузки взорванной горной породы.

Четвертое место – немецкий гигант Demag H740 OS:

Весит уже 744 тонны, но объем ковша и мощность практически такая же, как у японского собрата.

Третье место – Liebherr R9800 (Швейцария):

Масса машины – 800 тонн, объев ковша 42 куб. метра, а вот мощность – менее 3900 «лошадок». Это и понятно, чем современнее экскаватор, тем легче он справляется с собственным весом за счет технологий.

Второе место – Hitachi EX8000-6 (Япония):

Масса – 811 тонн! А между тем, счет между Азией и Европой пока 2:2. В пятерке уже два японских экскаватора, один германский и один швейцарский. Кому же достанется первое место?

Знакомьтесь, наш победитель – RH400 от американского Terex:

Казалось бы, спор между Европой и Азией остался открытым из-за вмешательства американца? Однако, это не так. Несмотря на то, что Terex – американская компания, но собрали экскаватор немцы из компании O&K. Так что победа за Европой! Кстати, под этой маркой производятся .

При весе более 1000 тонн (абсолютный рекорд), экскаватор обладает ковшом 45 куб. метров и грузоподъемностью 95 тонн. За час работы этот гигант способен выкопать и погрузить около 10 тыс. тонн породы!

Видео про Terex RH400:

Ну а теперь обратим свои взоры на тяжелый вес – карьерные экскаваторы. Карьерный экскаватор в отличие от гидравлического, который, кстати, тоже работает в карьере, добывает породу сам. Третье место – карьерный экскаватор Биг Маски (Big Muskie), спроектированный в 1969 году американской компанией Bucyrus Erie для работы на угольном разрезе в штате Огайо:

Этот экскаватор – шагающий. В отличие от , его принцип движения другой. Экскаватор «сидит» на опорной плите, затем приподнимается на специальных гидравлических опорах, и опорная плита перемещается вперед. Далее плита опускается и уже перемещаются вперед опоры. Далее процесс «шага» повторяется. Длина экскаватора – почти 150 метров (полтора футбольных поля), а объем ковша – 168 куб. метров:

В 1999 году после 30 лет непрерывной работы ресурс экскаваторы был исчерпан. Он был демонтирован, а его знаменитый ковш помещен в музей в Огайо. Второе место - Bagger 288 от крупнейшего германского промышленного концерна Krupp: