Хэтчбек: что это такое. Чем отличается хэтчбек от универсала? Что такое хэтчбек – это кузов машины, чем хэтчбек отличается от седана и универсала

В СССР не было не только секса, но и типов автомобильных кузовов. Вернее, тип кузова был всего один - классический седан . Позже страна узнала об универсалах - например, такими были белые «Волги», работающие в медслужбе. А с приходом перестройки появились хэтчбеки - «девятки» ВАЗ-2109. А потом понеслось: купе, родстеры, кроссоверы, микровэны , лифтбеки - сам Генри Форд ногу сломит. А тут еще на помощь производителям пришел маркетинг: автогиганты стали называть свои новые модели и вовсе загадочными словами вроде «четырехдверное купе» или «фастбек». «Комсомолка» попробовала собрать все воедино и разобраться в современных типах автомобильных кузовов.

Отметим сразу - все так смешалось, что подогнать разнообразие современных автомобильных форм к общему знаменателю сегодня невозможно. Что ни возьми за основу - все равно найдутся автомобили, совершенно не попадающие в класс. Упростив отдельные моменты, мы решили разделить все типы кузовов на три группы: трехобъемные, двухобъемные и однообъемные.

Трехобъемные кузова

Главный признак - выступающий капот и багажник, как в классических «Жигулях » первой модели. Это самый консервативный тип кузовов, и постепенно мировая мода на такие машины угасает - мол, никакой универсальности и возможностей трансформации салона и багажника. В эту группу попадают седаны, купе (включая кабриолеты) и пикапы .

Самый яркий представитель трехобъемного кузова - это седан , который пока еще присутствует в модельном ряду практически всех производителей. В отличие от Европы седан имеет огромную популярность на белорусских дорогах, где «престиж это все», а многие водители до сих пор разделяют машины на седаны и не седаны.


Купе - тот же седан, только не с четырьмя, а с двумя дверями. Купе обычно строятся на базе седана и имеют спортивный уклон - более низкий кузов, мощные моторы.


Кабриолет - это седан или купе с мягкой крышей-тентом, которая складывается за задними сиденьями и поднимается в случае необходимости. Но мягкий верх не позволял использовать автомобиль круглый год, поэтому в конце 90-х начал набирать популярность новый вариант открытого кузова - хардтоп-купе. На первый взгляд это обычное купе, но стоит нажать кнопку - и жесткая металлическая крыша поднимается и аккуратно складывается в багажник, превращая купе в кабриолет. Двухместный кабриолет (без второго ряда сидений) называется родстер .


Пикап - это машина с открытой грузовой площадкой, отделенной от салона жесткой перегородкой. Проще говоря, это уменьшенная копия обычного грузовика - как в фильмах про американских фермеров. Большинство пикапов строятся на одной платформе с внедорожниками и обладают хорошей проходимостью. В Беларуси , да и во всей Европе, пикапы популярностью не пользуются, зато в США от них без ума.

Двухобъемные кузова

У них нет выступающего багажника, а его задняя крышка открывается только вместе со стеклом и считается еще одной дверью. То есть бывают трехдверные и пятидверные автомобили. К двухобъемным кузовам относятся хэтчбеки, универсалы , а также созданные на их базе кроссоверы и внедорожники . Двухобъемные кузова выделяются наиболее вместительными багажниками (универсалы) и компактными размерами (хэтчбеки).



Главное отличие хэтчбека от универсала - это длина багажника. Кроме обычного хэтчбека еще существует лифтбек - хэтчбек с почти трехобъемным кузовом. У лифтбека крышка багажника имеет небольшой выступ и напоминает седан, но открывается вместе с задним стеклом. Основное преимущество хэтчбека - его компактность и маневренность, зато универсал всегда выигрывает по объему багажника.


Большинство внедорожников и кроссоверов (о них чуть позже) по сути - универсалы, но их можно выделить в отдельный класс из-за внешности и размеров. Внедорожник , благодаря большому дорожному просвету, полному приводу и наличию рамного кузова, всегда выше любого универсала и большинства кроссоверов. Кроссовер хоть и старается выглядеть как внедорожник, но не может похвастаться рамным кузовом и внушительным клиренсом и очень часто уступает внедорожнику по высоте. Кроме того, все чаще кроссоверы создаются на базе хэтчбеков и отличаются от них лишь повышенным дорожным просветом и большими колесами. Такие часто называют паркетниками - мол, псевдовнедорожник годится лишь для езды по ровному асфальту.


Однако в последнее время популярность кроссоверов во всем мире, да и в Беларуси, очень сильно выросла. Несмотря на то, что первые кроссоверы появились сравнительно недавно, почти каждый производитель уже имеет в своем модельном ряду такой кузов или планирует его добавить в ближайшее время.

Однообъемные кузова

Они не имеют далеко выступающего капота и багажника - двигатель и багажный отсек находятся практически в салоне. Однообъемные кузова гордятся огромным количеством вариантов трансформации своих просторных салонов. Сюда относятся самые молодые типы кузова: минивэны, компактвэны и микровэны - то есть практически все семейные автомобили любых размеров. Различить эти варианты кузова можно по размерам машины и по количеству рядов сидений.



Микровэн - это просто увеличенный в высоту хэтчбек с более просторным салоном. В микровэне нет третьего ряда сидений. Первые микровэны появились только 5 - 7 лет назад, но уже стремительно набирают популярность в Европе, и даже на наших дорогах их можно встретить все чаще.

ВЗГЛЯД С ШЕСТОГО ЭТАЖА

Со временем разница между типами кузовов становится все менее заметной. Чего стоит только седан-хэтчбек Skoda Superb (крышка багажника открывается и со стеклом, и без него) или практически однообъемный хэтчбек Honda Civic. Стремление производителей создать максимально универсальный автомобиль скоро приведет к тому, что понять, какой у машины тип кузова, будет невероятно сложно. Например, из-за плавных замыленных форм седан Mercedes CLS рекламщики назвали «первым четырехдверным купе в мире». А внедорожник BMW X6 и вовсе назвали Sports Activity Coupé. Хотя кузов двух последних автомобилей многие специалисты называют фастбек - из-за формы крыши, плавно перетекающей в багажник. Оказалось, что этот термин использовали еще в 1930-е годы для обозначения машин с каплевидной задней частью. В общем, не за горами времена, когда при НАН РБ откроется кафедра истории автомобильных кузовов, а студенты БНТУ или БГЭУ будут защищать дипломы на тему «Четырехдверное купе: отголоски наследия или жертва маркетинга?»

Универсал и хэтчбэк – названия типов кузовов легковых автомобилей. Они оба имеют общие характериные признаки, но и однo принципиально важное отличие

Универсал

Как правило, пяти-дверный легковой автомобиль, у которого четыре двери расположены попарно по бокам, и имеется одна дверь в задней части кузова. Эта дверь является крышкой багажного отделения, при этом само это грузовое отделение сообщается с салоном автомобиля. Задний ряд пассажирских сидений можно складывать, что заметно увеличивает объем багажника. Универсал, как правило, является разновидностью соответствующей модели седана, имеет такой же размер ходовой части, тип привода и прочее. Задняя стенка-дверь по положению ближе к вертикальной. Для перевозки грузов универсал - самый приспособленный из всех легковых автомобилей, поэтому универсалы были (и остаются) так популярны у садоводов, перевозящих рассаду, стройматериалы и прочее на свои загородные участки.

Вазовская четверка-универсал - характерный представитель этого класса


Калина с удлинённым кузовом-универсал

Трёх- или пяти-дверный автомобиль, имеющий заметно укороченный, по сравнению с универсалом или седаном, задний свес кузова. Соответственно, объем багажника хэтчбэка меньше, чем у универсала. Название hatchback взято из английского языка, где hatch – люк, а back - сзади. Тип кузова легкового автомобиля с одним или двумя рядами сидений, дверью в задней стенке и укороченным задним свесом. Укороченный задний свес является основным признаком хэтчбэка. Появление укороченного кузова, задняя граница которого проходит почти по краю задних колёс, вызвано стеснённостью передвижения и маневрирования в городских условиях. Компоновка всех хэтчбэков в подавляющем большинстве одинакова: передний привод с поперечно расположенным двигателем, что также способствует повышению манёвренности авто. Багажное отделение хэтчбэка совмещено с пассажирским салоном и также позволяет увеличивать его объем за счёт складывающихся сидений заднего ряда.

Калина-хэтчбэк основная модификация

Кратко для запоминания

Универсал

Легковой автомобиль на базе седана этой же модели с задней дверью и совмещенным с салоном багажным отделением.

Легковой автомобиль с задней дверью, совмещенным с салоном багажным отделением и укороченным задним свесом. По длине короче универсала такого же класса, имеет меньший объем багажника, но большую манёвренность.

Пусть узнают про это и ваши друзья:

Похожие материалы

Приобретаем машину мы не каждый год и при ее выборе предъявляем большой список требований. Производитель, цена, расход топлива, пассажировместимость - все это должно быть учтено. Важным критерием является и тип кузова. Именно от него зависит внешний вид, комфорт при эксплуатации, проходимость автомобиля. Существует много видов кузова: кабриолет, купе, пикап, лимузин, кроссовер и другие. Мы рассмотрим наиболее часто встречающиеся на российских дорогах: седан, хэтчбек, универсал. И попробуем разобраться, что лучше.

Типы кузова

Разберем наиболее распространенные типы кузова:

  • Седан - это кузов легковой машины с багажником, отделенным от салона сидениями. Такой тип еще называют трехобъемным: салон и багажник представляют собой два замкнутые прилегающие пространства (третьим считается моторный отсек). Крышка багажного отделения называется капотом. Заднее стекло сопоставимо по углу установки и площади с лобовым. Преимущественно модели машин имеют 4 двери и 2 ряда сидений.
  • Хэтчбек - это кузов с укороченным задним свесом, то есть расстоянием от заднего колеса до заднего бампера. Кузов двухобъемный - багажник - часть салона и расположен за пассажирскими сидениями. Чтоб скрыть содержимое багажника и обезопасить пассажиров, предусмотрена производителем натягивающаяся тканевая сетка. В задней стенке есть подъемная дверь, обеспечивающая доступ в салон. У подавляющего большинства современных хэтчбеков эта дверь наклонная. Модели выпускаются как с 3, так и с 5 дверями.
  • Универсал - легковой автомобиль, имеющий 5 дверей и багажное отделение, объединённое с салоном. Отличается большим объёмом багажника. Пятая задняя дверь может быть подъемной, открывающейся набок, двустворчатой. В салоне возможно установить дополнительный ряд пассажирских сидений. Седан и универсал имеют одинаковую длину кузова.

Отличие седана от хэтчбека

Мы выяснили характеристики кузова седана и хэтчбека. Теперь разберемся, чем они отличаются и какими обладают преимуществами.

  • Длина машины . Хэтчбек на 30–40 сантиметров меньше за счет укороченного заднего свеса. Это влияет на маневренность и значительно упрощает парковку. Это важно в городе, где каждый дюйм парковочного места на счету.
  • Развесовка по осям . Седан имеет преимущество за счет равномерно распределенной весовой нагрузки на колеса.
  • Задний свес . У хэтчбека он укорочен и благодаря этому его проще припарковать задним ходом, не боясь задеть бордюр. Из-за брызг с дороги хэтчбеку необходимы задний стеклоочиститель с омывателем.
  • Объем салона . За этот параметр плюс получает седан, так как здесь более удобный салон для пассажиров. И хотя у его конкурента салон считается больше за счет багажника, он не настолько комфортен. Тем более, чтобы сделать подходящий микроклимат в хэтчбеке, понадобиться больше времени на обогрев салона или, наоборот, его охлаждение.
  • Объем багажника . Трудно сказать, кто выигрывает. Объем самого багажника в седане больше. Но в хэтчбеке можно сложить пассажирские сидения, что даст дополнительное пространство. При этом полезное пространство соизмеримо, но погрузить, например, телевизор или длинные предметы, в седане затруднительно. Хэтчбек делает практичным и большое погрузочное окно.
  • Безопасность . Седан явно выигрывает, так как при аварии разгерметизация салона сзади практически невозможна. Пассажиры хэтчбека при столкновении часто получают травмы предметами, которые находились в багажнике. В некоторых странах даже обязывают использовать специальную разделительную сетку.
  • Соединение кузова . Сложно сказать, на чьей стороне преимущества, скорее это зависит от ситуации. Плюсы соединенного пространства салона и багажника:
  1. доступ к багажу, не выходя из машины;
  2. в нестандартной ситуации возможно попасть в машину через заднюю дверь;
  3. увеличение объема багажника за счет салона.

Положительные стороны изолированного багажника:

  1. При перевозке канистры с топливом или открытой банки краски, запаха вы не почувствуете, и это не скажется на вашем самочувствии.
  2. Открывая багажник, вы не изменяете микроклимат в салоне автомобиля.
  3. Безопаснее перевозить небольшие вещи.
  • Удобство управления . В хэтчбеке граница корпуса автомобиля проходит по краю задних колес, это дает возможность водителю лучше почувствовать габариты машины. Практически у всех моделей седанов низкий клиренс, что не дает свободно ездить по грунтовым дорогам или разбитому асфальту.
  • Задний обзор . Начинающие автолюбители обратят внимание, что в седане он шире. Это достигается в результате большого заднего стекла и небольшого расстояния до водителя. В хэтчбеке это расстояние больше, а само стекло меньше, таким образом, получается туннельный эффект или уменьшенный угол обзора.
  • Внешний вид . У седана более солидный, презентабельный вид. Хэтчбек же ближе к спортивной машине.

Что выбрать?

Выбирая машину, определитесь, какие функции, кроме доставки из пункта А в пункт Б, она должна выполнять.

Если вы планируете переезд, ремонт, пополнение в семье или частые выезды загород, то лучше остановить свой выбор на хэтчбеке. Он поможет перевести крупногабаритные грузы, например, небольшой холодильник, телевизор, коляску или карниз. А также справиться с ухабами на дороге благодаря более высокой посадке и адаптированной подвеске.

Российский покупатель предпочитает седан за его комфорт, респектабельный вид, безопасность. Если же вы возите множество мелочей - лучшим вариантом будет машина с закрытым кузовом.

Как мы видим, характеристика вида кузова в разных ситуациях может играть как на нас, так и против. При покупке автомобиля ориентируйтесь не только на эстетику внешнего вида, но и на свои потребности и практичность. Машина расскажет окружающим о вашем статусе, образе жизни и даже характере.

Покупка автомобиля для многих является серьезным событием в жизни. И то, насколько приобретение будет удачным, во многом зависит от правильного выбора кузова авто.

В данном случае речь не идет о выборе между кроссовером и кабриолетом. Как показывает практика, российский потребитель при покупке легкового автомобиля чаще всего задается вопросом: что выбрать, седан или хэтчбек?

На решение могут повлиять как личные предпочтения и обстоятельства, при которых будет наиболее чаще использоваться авто, так и устоявшиеся стереотипы. Они существуют в нашей стране еще с времен Советского Союза. Передаются буквально от поколения к поколению. Они же и не дают приживаться некоторым относительно новым видам кузова автомобилей. Да и кроме них может существовать множество факторов, способных сделать выбор между седаном и хэтчбеком очень непростым.

Надеемся, данная статья поможет разобраться в особенностях и преимуществах обоих видов и сделать правильный выбор. Но для начала следует подробней рассказать о том, что собой представляют эти виды.

Что такое седан

Тип кузова седан имеет основное отличие от всех остальных автомобилей - это структурно отделенный от пассажирского отделения багажный отсек. То есть, в багажное отделение нет никакого доступа со стороны пассажиров.

Этот фактор существенно отражается на экстерьере автомобиля. Багажник в результате имеет видимые границы с пассажирским отделением. Заднее зеркало крепко зафиксировано. Открытие багажника никак не влияет на климат внутри салона.

Седан может быть как двухдверным, так и пятидверным. В последние годы большую популярность имеет именно второй вид авто, так как большее внимание уделяется все-таки комфорту пассажиров. Седан распространен на территории Америки и в странах СНГ. Причем - уже не первое десятилетие. Пожалуй, обусловлена данная тенденция тем, что именно этот тип кузова считается наиболее респектабельным. И ни для кого не секрет, что в этих странах народ отдает предпочтение именно тому, насколько солидно смотрится автомобиль.

Считается, что данный тип кузова имеет больший объем по сравнению с хэтчбеком, но этот показатель нередко зависит от конкретной модели автомобиля.

Что такое хэтчбек

Характеризуется хэтчбек, прежде всего, укороченным свесом заднего кузова по сравнению с седаном и универсалом. Как правило, задняя стенка кузова у таких автомобилей достаточно покатая. В отличие от универсала, багажное отделение напрямую соединяется с салоном. При этом задние пассажирские сидения складываются, что позволяет значительно увеличить объем багажника.

Различают следующие основные виды хэтчбеков:

  • фастбэк с покатой линией крыши в задней части;
  • каммбэки, они имеют резко обрубленную заднюю часть и вертикальную заднюю стенку кузова. Данный вариант отличается увеличенным объемом багажного отсека и улучшенную аэродинамику по сравнению с фастбэком;
  • лифтбэки, могут иметь ступенчатую и срезанную заднюю часть. Характеризуются одинаковыми габаритами при открытой и закрытой двери багажника. Также можно отметить, что данный тип имеет достаточно большой объем багажника.

Различают однообъемные и двухобъемные хэтчбеки. Данный показатель зависит от длины заднего свеса. Хэтчбеки могут быть как трехдверными, так и пятидверными.

В чем разница

В первую очередь разница между седаном и хэтчбеком заключается в том, что у первого длина заднего свеса значительно больше. Если автомобиль со смежной дверью имеет по габаритам такую же длину, как у седана, то его хэтчбеком уже назвать нельзя, это будет универсал.

Из этого можно сделать вывод, что хэтчбеки более компактные, а значит - адаптированы к современным условиям городских улиц. Зато этот вариант значительно проигрывает в аэродинамике и сцеплении с дорогой, но обо всем по порядку.

Важно! Хэтчбек имеет меньшую колесную базу и клиренс. Это значительно отражается на проходимости авто в сложных дорожных условиях. В результате хэтчбеки проходимей седанов.

Преимущества седана

В первую очередь к плюсам можно отнести тот факт, что автомобили представительского класса выполнены именно в этом кузове. Этим большинство автолюбителей руководствуются при выборе машины. Тем не менее, седан вполне пригоден для семейного пользования. Как правило, он имеет достаточно просторный салон и большой багажник. За счет этого такие автомобили считаются универсальными.

Имеются и следующие преимущества перед хэтчбеками:


Недостатки седана

К недостаткам можно отнести длинный задник, что значительно сказывается на маневренности. Багажник предоставлен далеко не для каждого груза, например, в него нельзя посадить собаку. Как правило, они потребляют больше топлива. Чтоб достать что-то из багажника, приходится выходить из машины, что не всегда удобно.

Преимущества хэтчбека

  • быстрый доступ к багажному отделению из кабины;
  • компактные габариты;
  • при сложенных сидениях открывается широкий проем в багажник;
  • многие модели, выполненные в данном кузове, смотрятся более спортивно;
  • как правило, автомобили стоят дешевле и потребляют меньше топлива.

Недостатки хэтчбеков

Как уже было отмечено, данный тип кузова теряет в таких показателях, как управляемость, сцепление с дорогой и аэродинамика. Но основные недостатки связаны именно с объединенным с салоном багажником. В любой момент на резком повороте все содержимое багажника может разлететься по салону. И это следует учитывать при езде.

При открытии багажника зимой холодный воздух быстро попадает в салон. То же можно сказать и о жарком воздухе летом. Оттого седаны считаются более комфортабельными. Как результат - этот автомобиль придется прогревать почти в два раза дольше. Это - значительный показатель, особенно в условиях русской зимы.

Предпочтения

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что оба тип кузова могут считаться универсальными для различного использования. Какой выбрать? Ответ во многом зависит еще и от марки автомобиля.

Во многом выбор будет зависеть также от рода деятельности водителя. Например, если он планирует работать в службе такси, лучше выбрать тип кузова седан. Вы работаете в офисе, приходится сталкиваться с деловыми поездками - значит элегантный автомобиль с низким свесом - то, что вам нужно. Вместимость багажника также будет зависеть от того, что именно в нем будет перевозиться.

Если приходится иметь дело с поездками по улицам, сплошь заполненным автомобилями и тесными парковками, лучше сделать выбор в пользу хэтчбека. Существует устоявшийся стереотип, что седаны - авто для мужчин, а хэтчбеки - для женщин. Следовать ему, или нет - личное дело каждого автолюбителя.

Тем не менее, хэтчбеки считаются излюбленными автомобилями европейцев. Авто в этом кузове компактны, удобны и просторны.

Важно! Если вы пересаживаетесь с хэтчбека на седан, следует потратить какое-то время на то, чтоб привыкнуть к автомобилю. Вызывает замешательство тот факт, что у седана имеется «хвост», который на первых порах значительно затрудняет управление, появляется мертвая зона из-за 30-40 сантиметров выступающего багажника.

Стоимость

Как правило, одна и та же модель авто в разных кузовах имеет разницу в стоимости. Она может быть как значительной, так и не очень. Тем не менее, многие водители этот фактор тоже принимают во внимание при выборе авто.

Обычно седан стоит дороже. Это связано с особенностями конструкции салона и багажника. Поскольку это два отдельных отсека, то и расход на производство таких автомобилей выше. Но тенденции последнего периода времени показывают, что новые модели хэтчбеков могут быть заметно дороже седанов.

Почему Хэтчбек дороже седана? Причин может быть множество. Например, Chevrolet Aveo на российском рынке в базовой комплектации доступен только в кузове седан. Потому более просторная модификация будет стоить значительно дороже. Иногда дело в объеме багажника, чем он больше, тем дороже авто. Не последним фактором является и мощность двигателя. Так у хэтчбеков она выше в зависимости от модели авто.

Не знаете что выбрать? Тогда представьте, в каких условиях автомобиль будет эксплуатироваться чаще всего, что или кто в нем будет перевозиться, он нужен вам для работы или все-таки для поездок на дачу.

На видео можно еще раз посмотреть разницу между седаном и хэтчбеком:

Приобретаем машину мы не каждый год и при ее выборе предъявляем большой список требований. Производитель, цена, расход топлива, пассажировместимость - все это должно быть учтено. Важным критерием является и тип кузова. Именно от него зависит внешний вид, комфорт при эксплуатации, проходимость автомобиля. Существует много видов кузова: кабриолет, купе, пикап, лимузин, кроссовер и другие. Мы рассмотрим наиболее часто встречающиеся на российских дорогах: седан, хэтчбек, универсал. И попробуем разобраться, что лучше.

Типы кузова

Разберем наиболее распространенные типы кузова:

  • Седан - это кузов легковой машины с багажником, отделенным от салона сидениями. Такой тип еще называют трехобъемным: салон и багажник представляют собой два замкнутые прилегающие пространства (третьим считается моторный отсек). Крышка багажного отделения называется капотом. Заднее стекло сопоставимо по углу установки и площади с лобовым. Преимущественно модели машин имеют 4 двери и 2 ряда сидений.
  • Хэтчбек - это кузов с укороченным задним свесом, то есть расстоянием от заднего колеса до заднего бампера. Кузов двухобъемный - багажник - часть салона и расположен за пассажирскими сидениями. Чтоб скрыть содержимое багажника и обезопасить пассажиров, предусмотрена производителем натягивающаяся тканевая сетка. В задней стенке есть подъемная дверь, обеспечивающая доступ в салон. У подавляющего большинства современных хэтчбеков эта дверь наклонная. Модели выпускаются как с 3, так и с 5 дверями.
  • Универсал - легковой автомобиль, имеющий 5 дверей и багажное отделение, объединённое с салоном. Отличается большим объёмом багажника. Пятая задняя дверь может быть подъемной, открывающейся набок, двустворчатой. В салоне возможно установить дополнительный ряд пассажирских сидений. Седан и универсал имеют одинаковую длину кузова.

Отличие седана от хэтчбека

Мы выяснили характеристики кузова седана и хэтчбека. Теперь разберемся, чем они отличаются и какими обладают преимуществами.

  • Длина машины. Хэтчбек на 30-40 сантиметров меньше за счет укороченного заднего свеса. Это влияет на маневренность и значительно упрощает парковку. Это важно в городе, где каждый дюйм парковочного места на счету.
  • Развесовка по осям. Седан имеет преимущество за счет равномерно распределенной весовой нагрузки на колеса.
  • Задний свес. У хэтчбека он укорочен и благодаря этому его проще припарковать задним ходом, не боясь задеть бордюр. Из-за брызг с дороги хэтчбеку необходимы задний стеклоочиститель с омывателем.
  • Объем салона. За этот параметр плюс получает седан, так как здесь более удобный салон для пассажиров. И хотя у его конкурента салон считается больше за счет багажника, он не настолько комфортен. Тем более, чтобы сделать подходящий микроклимат в хэтчбеке, понадобиться больше времени на обогрев салона или, наоборот, его охлаждение.
  • Объем багажника. Трудно сказать, кто выигрывает. Объем самого багажника в седане больше. Но в хэтчбеке можно сложить пассажирские сидения, что даст дополнительное пространство. При этом полезное пространство соизмеримо, но погрузить, например, телевизор или длинные предметы, в седане затруднительно. Хэтчбек делает практичным и большое погрузочное окно.
  • Безопасность. Седан явно выигрывает, так как при аварии разгерметизация салона сзади практически невозможна. Пассажиры хэтчбека при столкновении часто получают травмы предметами, которые находились в багажнике. В некоторых странах даже обязывают использовать специальную разделительную сетку.
  • Соединение кузова. Сложно сказать, на чьей стороне преимущества, скорее это зависит от ситуации. Плюсы соединенного пространства салона и багажника:
  1. доступ к багажу, не выходя из машины;
  2. в нестандартной ситуации возможно попасть в машину через заднюю дверь;
  3. увеличение объема багажника за счет салона.

Положительные стороны изолированного багажника:

  1. При перевозке канистры с топливом или открытой банки краски, запаха вы не почувствуете, и это не скажется на вашем самочувствии.
  2. Открывая багажник, вы не изменяете микроклимат в салоне автомобиля.
  3. Безопаснее перевозить небольшие вещи.
  • Удобство управления. В хэтчбеке граница корпуса автомобиля проходит по краю задних колес, это дает возможность водителю лучше почувствовать габариты машины. Практически у всех моделей седанов низкий клиренс, что не дает свободно ездить по грунтовым дорогам или разбитому асфальту.
  • Задний обзор. Начинающие автолюбители обратят внимание, что в седане он шире. Это достигается в результате большого заднего стекла и небольшого расстояния до водителя. В хэтчбеке это расстояние больше, а само стекло меньше, таким образом, получается туннельный эффект или уменьшенный угол обзора.
  • Внешний вид. У седана более солидный, презентабельный вид. Хэтчбек же ближе к спортивной машине.

Что выбрать?

Выбирая машину, определитесь, какие функции, кроме доставки из пункта А в пункт Б, она должна выполнять.

Если вы планируете переезд, ремонт, пополнение в семье или частые выезды загород, то лучше остановить свой выбор на хэтчбеке. Он поможет перевести крупногабаритные грузы, например, небольшой холодильник, телевизор, коляску или карниз. А также справиться с ухабами на дороге благодаря более высокой посадке и адаптированной подвеске.

Этот тип кузова стоит выбрать, если вы недавно получили водительские права и это ваша первая машина.

Российский покупатель предпочитает седан за его комфорт, респектабельный вид, безопасность. Если же вы возите множество мелочей - лучшим вариантом будет машина с закрытым кузовом.

Как мы видим, характеристика вида кузова в разных ситуациях может играть как на нас, так и против. При покупке автомобиля ориентируйтесь не только на эстетику внешнего вида, но и на свои потребности и практичность. Машина расскажет окружающим о вашем статусе, образе жизни и даже характере.

advicelawyer.ru

Хэтчбек - это... Что такое Хэтчбек?

ВАЗ-1111 «Ока» - хетчбэк с вертикальной задней стенкой.

Renault 16 - один из первых европейских хетчбэков.

Toyota Prius NHW20 (2003), современный хетчбэк.

Хетчбэ́к (англ. hatchback от hatch - люк и back - сзади) - название кузова легкового автомобиля с одним или двумя рядами сидений, дверью в задней стенке и укороченным задним свесом .

Особенности

Audi 100 Avant - не хетчбэк, а универсал, так как имеет длинный, как у седана, задний свес; мог бы быть назван и лифтбэком (см. ниже).

Название «хетчбэк» обычно подразумевает укороченный, по сравнению с седаном или универсалом, задний свес кузова.

Например, Audi 100 Avant - не хетчбэк, а скорее универсал (или лифтбэк, см. ниже), так как имеет одинаковую с базовым седаном длину заднего свеса, хотя задняя стенка кузова у него покатая, что делает его похожим на хетчбэк - на самом деле их объединяет только линия крыши типа «фастбэк». Версии автомобиля Лада Калина с кузовами «универсал» и «хетчбэк» принципиально отличаются так же в основном длиной заднего свеса .

Соответственно, от универсала хетчбэк отличается меньшим объёмом багажника и укороченным задним свесом. А хетчбэк с вертикальной задней стенкой кузова (Ока, Daewoo Matiz) от минивэна - меньшей высотой.

Таким образом, хетчбэк более маневренен в городских условиях по сравнению с универсалом из-за отсутствия громоздкого «хвоста», и перевозит больше груза по сравнению с седаном, облегчает загрузку и выгрузку крупногабаритного багажа благодаря наличию большой пятой двери.

Платой за это оказывается объединения салона с багажником, что затрудняет прогрев салона системой отопления и способствует проникновению в него посторонних запахов из багажника, как и в универсале. Кроме того, при разложенном заднем сидении объём багажника хетчбэка не намного больше, чем у седана, преимущество в грузоподъёмности проявляется лишь при сложенном или демонтированном заднем ряде сидений. Именно поэтому хетчбэк позиционируется обычно в качестве «семейного» автомобиля, позволяющего лишь при необходимости перевозить крупный груз, а для постоянной эксплуатации в качестве грузопассажирского автомобиля большинство из них непригодны и неудобны.

Форма крыши хетчбэка

Ford Scorpio Mk. I Hatchback имел формально трёхобъёмный кузов, но длина его заднего свеса меньше, чем у седана или универсала той же модели, и это всё же хетчбэк.

Обычно, хетчбэк имеет покатую линию крыши типа «фастбэк», именно такие автомобили изначально назывались хетчбэками (Renault 16, ВАЗ-2108, Москвич-2141 и другие).

Однако, в наше время существуют очень компактные хетчбэки (Ока, Daewoo Matiz и подобные), у которых такая линия крыши невозможна, в этом случае хетчбэк, из-за вертикальной задней стенки кузова, похож на универсал, у которого укорочен до предела задний свес. Иногда данный тип кузова выделяют в отдельный тип - хетчбек-универсал.

Кузов хетчбэка может иметь и третий объём, часто - едва выраженный. Но задний свес при этом всё равно остаётся укороченным относительно седана (см. илл. справа).

Лифтбэк

1992-97 Toyota Corolla Liftback.

Toyota Corolla Liftback.

ЗАЗ-1103 «Славута», тип кузова - лифтбек с линией крыши нотчбэка.

Хетчбэком также нередко ошибочно называют лифтбэк (англ. liftback - дословно, «поднимающаяся задняя часть»).

Между тем, это несколько иной типа кузова, отличающийся от классического хетчбэка (с наклонной задней дверью) большей длиной заднего свеса (у лифтбэка он как у седана, а у «хетча» - короче), например Иж-Комби - это, скорее, лифтбэк; а так же, соответственно, зачастую сильнее, чем у хетчбэка, наклоненной задней стенкой кузова (не всегда). При этом, кузов большинства лифтбэков, как и у большинства хетчбэков, двухобъёмный.

К примеру, Toyota Corolla E100 выпускалась как в кузове «пятидверный хетчбэк», так и в кузове «пятидверный лифтбэк». Лифтбэк отличался более длинным задним свесом и, соответственно, сильнее наклоненной задней стенкой. Этот тип мог бы быть назван и универсалом, по аналогии с Audi 100 Avant, но классический универсал с вертикальной пятой дверью на базе этой модели так же выпускался, поэтому в данном случае для разделения трех типов кузовов они были названы «хетчбэк», «лифтбэк» и «универсал».

Лифтбэк может быть и трехобъемным (лифтбэк-нотчбэк), от хетчбэка он отличается, помимо длины заднего свеса, визуальной схожестью с седаном (в этом случае, кузов трехобъемный, а крышка багажника просто «продолжается» до крыши) - пример второго случая - «Славута». Но, вопреки распространённому на территории России заблуждению, возникшему из-за того, что «Славута» была единственным массово распространённым и широко освещённым в прессе типом такого автомобиля на территории бывшего СССР, это не является определяющим признаком такого типа кузова.

Присвоение конкретной модели обозначения «хетчбэк», «универсал» или «лифтбэк» зачастую зависит от политики компании-производителя. Например, название «лифтбэк» чаще встречается на моделях для американского рынка.

В принципе, хетчбэк можно рассматривать как вариант лифтбэка с укороченным задним свесом (а хетчбэк с вертикальной задней стенкой - уже как вариант универсала с укороченным задним свесом).

Примеры автомобилей

Приведены только модели, для которых хетчбэк является единственным типом кузова.

Российские автомобили с кузовом хетчбэк

На базе седанов (ближе к типу лифтбэка):

  • Иж-2125/ −21251 (Иж-Комби) - хетчбэк или лифтбэк 5-дв.

Имеющие в модельном ряду седаны:

Самостоятельные модели с кузовом «хетчбэк»:

См. также

Примечания

  1. Написание по-русски
  2. 1 2 Песков, В.И. Основы эргономики и дизайна автомобиля. Учебное пособие.. - Н. Новгород: Нижегородский Государственный Технический Университет, 2004. - С. 64-65. - 225 с. - ISBN 5-93272-232-0
  3. http://www.lada-kalina.ru/body.html Официальный сайт Лада Калина - Модели

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Что такое хэтчбек – это кузов машины, чем хэтчбек отличается от седана и универсала

1452 Просмотров

Для начала, что такое хэтчбек? Этот тип кузова отличается тем, что у него сзади обязательно есть дверь. Многие не могут отличить его от универсала, что простительно, ведь они отличаются только тем, что у хэтчбека меньший задний свес. Нет смысла говорить о хэтчбеке, как об отдельном кузове автомобиля. Гораздо логичнее было бы сразу перейти к сравнениям и отличиям от седана и универсала. Но для начала дадим каждому из типов кузова развернутое определение.

Что есть что

Хэтчбек, как уже сказано выше, представляет собой автомобиль, обладающий укороченным задним свесом, а также дверью сзади. Даже по самому названию можно догадаться, то данная машина будет представлять собой укороченный вариант какого-то другого автомобиля или типа кузова. Основная особенность – крышка багажника, которую обычно называют дверью. Багажник с салоном практически не разделён, и фактически багажник – это часть салона автомобиля. Собственно, вся суть хэтчбека заключается в невероятно удобном и вместительном багажнике.

Седан – автомобиль, имеющий один или два ряда сидений, а также перегородку, которая отделяет основное пространство салона от багажника. В общем, седан является наиболее популярным и распространённым вариантом кузова автомобиля. Это доказывает то, что данный вид занимает лидирующие позиции на рынке.

Все вышесказанное, конечно же, отличается от описания универсала. Хотя, с другой стороны, многие называют его увеличенной моделью седана. На деле это так и есть. Седан с увеличенным задним свесом и багажником – это и есть точное описание универсала. Также данный тип кузова часто используется для перевозок относительно небольших грузов, что делает этот вариант более удобным и полезным. Это значит, что в таком случае данное транспортное средство можно назвать не только пассажирским, но и грузовым.

Итак, вот мы и разобрались с основными особенностями типов кузовов. Теперь перейдём непосредственно к отличиям каждого из них.

Сравнение с седаном

Безусловно, каждый тип кузова имеет свои преимущества и недостатки, и данный случай не исключение. Седан имеет огромнейшее багажное отделение, чем не может похвастаться хэтчбек. Эта особенность хорошо подходит для большой семьи.

Хэтчбек имеет довольно неплохую управляемость, он лучше маневрирует и имеет удобный и доступный багажник. Но это также может быть и минусом. Как часто вы замерзали от того, что открыли зимой багажник, но из-за отсутствия перегородки холодный воздух проходит в салон? Этого никогда не произойдёт, если вы выберете седан.

Также у него больше места даже в салоне, а это придаёт владельцу некоторую солидность. В то же время хэтчбек может похвастаться более спортивным видом, компактностью и современным дизайном. Что именно у вас в приоритете – вы должны понять сами и выбрать между этими вариантами в зависимости от своих предпочтений.

Сравнение с универсалом

Для начала нужно отметить то, что объединённый салон и багажник – это основное сходство данных типов кузова. У универсала, к примеру, пусть и не намного, но больше багажник, из-за чего данный вариант чаще используют для грузоперевозок. Некоторые фирмы или индивидуальные предприниматели специально покупают универсал для перевозок грузов. Дело в том, что грузовики стоят гораздо больше, в то время как существует огромное количество эконом-вариантов универсала.

Хэтчбек имеет более приятный дизайн, нежели универсал. Многие при выборе между этими двумя кузовами выбирают именно хэтч по причине более красивого внешнего вида. Это имеет место быть, потому что универсал имеет немного обрубленную заднюю дверь, в отличие от хэтча, у которого задняя дверь плавно перетекает в свес.

Универсал имеет большую длину корпуса. Хотя это может быть как преимуществом, так и недостатком. С точки зрения грузоперевозок, это преимущество, так как из-за этого в салоне больше места для грузов. Но если рассматривать это с точки зрения комфорта езды, то тут всё плачевно. Дело в том, что, чем длиннее кузов автомобиля, тем хуже машина себя показывает в управляемости.

Универсал, кстати, в большинстве случаев имеет более высокую цену, нежели хэтчбек. Да, бывают разные случаи, но чаще всего происходит именно так.

Итоги

При всех недостатках и преимуществах вышеописанных типов кузова нельзя выделить какой-то один и назвать его лучшим. Каждый по своему хорош в своей стихии. Выбор авто зависит в первую очередь от предпочтений и вкуса человека. Но теперь вы точно будете знать лучшие и худшие стороны разных видов автокузовов. С этими знаниями вы с лёгкостью можете решить, что именно вам необходимо от автомобиля.

Также немаловажно учитывать ваш стиль езды и, что является самым главным, причину покупки автомобиля. Это значит, что выбор зависит от того, для чего именно вам понадобилась машина.

portalmashin.ru

Хэтчбек что это? | autoposobie.ru

Хетчбэк (Хэтчбэ́к, Хэтчбек, хетч) произошло от английского hatchback от hatch - люк и back - зад или сзади. Что собой представляет хетчбэк? Это название кузова легкового автомобиля, который представляет собой трех- или пятидверный автомобиль с укороченной задней частью.

Хэтчбеки могут быть как двух- так и четырех-, а также пятиместные, задняя дверь (люк) крепится к крыше автомобиля и, как правило, открывается полностью. Бывают также модели, в которых задняя дверь состоит из двух частей.

После второго ряда сидений в хетчбэке имеется полка, сложив которую водитель получает довольно большой объемный багажный, отсек для перевозки различного багажа. Однако при всем этом багажник хетчбэка гораздо меньше, чем у седанов или универсалов и составить реальную конкуренцию им хетч может только, если в нем сложить задний ряд сидений. В таком положении багажник увеличивается в несколько раз, что позволяет поместить в него достаточно большие вещи.

Данный кузов имеют такие модели автомобилей как: ВАЗ 2108, ВАЗ 2109, Volkswagen Golf, SkodaFabia, Peugeot 308.

www.autoposobie.ru

Чем отличается седан от хэтчбека, в чем разница между седаном и хэтчбеком

Кузов современного легкового автомобиля является конструкцией, несущей на себе его основные узлы. Также он задает основную концепцию всего транспортного средства: пассажирский, грузопассажирский или авто с повышенной проходимостью. Все кузова легковушек делятся на типы, и два основных из них носят наименования седан и хэтчбек. Обладая рядом общих свойств, они являются антиподами по распределению полезного пространства. В этом материале мы расскажем о том, чем отличается седан от хетчбека, а также какие особенности и преимущества каждого из них.

Что такое седан

Основная идея уже заложена в названии: в переводе с английского sedan chair означает крытые носилки или переносное закрытое кресло. На территории современной Франции есть город Седан, названный, вероятно, благодаря известной в XVIII–XIX веках фабрике по выпуску карет.


Как выглядит седан

Кузов седан по устройству схож с каретой: в нем размещаются только несколько кресел для пассажиров, а багажный отсек вынесен наружу. Конструктивно он отделен от салона задним сиденьем с перегородкой, а попасть в багажный отсек можно только через отдельную крышку.

Седан – наиболее популярный тип несущего кузова – это классика автомобилестроения. Он имеет две или четыре двери, заднее остекление схоже по площади и углу установки с передним. Из отечественных авто к таким типам относятся кузова ВАЗ 2101, 2103, 2105, 2107 или Газ – 2410, 3110.

Данный тип кузова является идеальным примером другой важной классификации – по числу отсеков или объемов. Сильно выступающий и закрытый моторный отсек, изолированный багажник и сам салон образуют единую несущую, не равнопрочную, с дифференцированной жесткостью конструкцию – трехобъемный кузов.

Что такое хэтчбек

Основное отличия седана от хэтчбека кроется в числе его отсеков – это двухобъемный кузов. У хэтчбека багажник объединен с пассажирским салоном в единое пространство. Существует визуальное разделение в виде спинки заднего сиденья и натянутой тканевой сетки, но эта граница легко убирается – задний диван в хэтчбеке обычно складывается, создавая тем самым большой багажный отсек.

Если у седана вход в багажник осуществляется через горизонтальную крышку, то в хэтчбеке для этого предусмотрена отдельная дверь с остеклением. Само слово хэтчбек с английского и переводится как люк, дверь сзади.


Как выглядит хэтчбек

Другой важной характеристикой является задний свес или его угол. Наиболее просто описать этот параметр как расстояние от заднего колеса до окончания заднего бампера. Существует и передний свес, измеряемый аналогично: у хэтчбека он обязательно длиннее заднего. В последнее время появился новый тип кузова с равными скосами – лифтбек (внешне схож с седаном, но заднее стекло и крышка багажника конструктивно объединены).

Выбирая для себя хэтчбек, стоит знать его отличие от универсала. Несмотря на кажущее сходство, именно разная длина задних свесов и создает два данных типа. Укороченный зад у хэтчбека отличается от более длинного у универсала. ВАЗ-2104, который является модификацией седана 2105, хорошо иллюстрирует что такое универсал: длина заднего и переднего крыла кузова примерно одинакова.

Преимущества и недостатки седана и хэтчбека

Поняв, чем отличается седан от хэтчбека технически, стоит узнать в чем эти различия проявляются на практике. В нашей стране любовь к седанам осталась как наследие советского времени: массово выпускался именно этот тип кузова. Также считалось, что изолированный от пассажиров багажник седана более безопасен и комфортен для перевозки огнеопасных веществ (бензин, керосин), обладающих неприятным запахом.

Достоинства и приписываемые кузовам недостатки отражаются в следующем:

  • Длина автомобиля – хэтчбек более короткий за счет уменьшенного заднего свода. Это придает ему маневренность, облегчает парковку.
  • Двухобъемный хэтчбек обладает увеличенным, в сравнении с седаном, салоном. Это требует в зимнее время более интенсивной работы отопителя и большего времени на прогрев всего салона.
  • Развесовка по осям: седан находится в более выигрышном положении за счет равномерно распределенной весовой нагрузки на колеса.
  • В трансформации внутреннего убранства седан проигрывает хэтчбеку: сделать из седана грузопассажирский кузов можно с большими ограничениями по габаритам груза. При этом рабочие объемы примерно одинаковы, но перевезти, например, ТВ в седане часто просто невозможно.
  • Из-за попадания грязи с мокрой дороги хэтчбек нуждается в заднем стеклоочистителе с омывателем. Седан от загрязнения защищен длинным багажником.

Начинающие водители отметят также у седана более широкий задний обзор. Он достигается за счет большого по площади заднего стекла и укороченного салона. В хэтчбеке расстояние до заднего стекла больше, а площадь остекления меньше, что создает туннельный эффект зрения или меньший угол обзора.