§ 188. Машинист двигателей внутреннего сгорания
6-й разряд
Характеристика работ . Обслуживание установок или станций, оборудованных несколькими двигателями внутреннего сгорания различных систем, суммарной мощностью от 2205 до 2573 кВт (от 3000 до 3500 л.с.). Участие в демонтаже, монтаже и испытании двигателей.
Должен знать
§ 188а. Машинист двигателей внутреннего сгорания
7-й разряд
Характеристика работ . Обслуживание установок или станций, оборудованных несколькими двигателями внутреннего сгорания различных систем, суммарной мощностью свыше 2573 кВт (свыше 3500 л.с.). Участие в демонтаже, монтаже и испытании двигателей.
Должен знать : конструкцию, электрические и кинематические схемы двигателей внутреннего сгорания различных типов; правила демонтажа, монтажа и испытания двигателей внутреннего сгорания.
§ 189. Машинист компрессорных установок
2-й разряд
Характеристика работ . Обслуживание стационарных компрессоров и турбокомпрессоров давлением до 1 МПа (до 10 кгс/см 2), с подачей до 5 м 3 /мин каждый при работе на неопасных газах с приводом от различных двигателей. Пуск, регулирование и останов компрессоров. Наблюдение за работой компрессоров и вспомогательного оборудования. Смазывание и охлаждение трущихся частей механизмов компрессоров. Предупреждение и устранение неисправностей в работе компрессоров и контроль работы его предохранительных устройств. Обслуживание приводных двигателей. Заправка и откачка масла в расходные и аварийные баки. Участие в ремонте оборудования компрессорной станции.
Должен знать : принцип действия поршневых компрессоров, турбокомпрессоров, паровых машин и электродвигателей; способы предупреждения и устранения неполадок в работе компрессоров и двигателей; назначение и способы применения контрольно-измерительных приборов и автоматики управления; схемы трубопроводов компрессорной станции; рабочее давление по степеням и соответствующую температуру воздуха; допустимую температуру нагрева узлов обслуживаемых агрегатов, меры предупреждения и ликвидации перегрева; сорта и марки масел, применяемых для смазывания механизмов.
§ 190. Машинист компрессорных установок
3-й разряд
Характеристика работ . Обслуживание стационарных компрессоров и турбокомпрессоров давлением до 1 МПа (до 10 кгс/см 2), с подачей свыше 5 до 100 м 3 /мин или давлением свыше 1 МПа (свыше 10 кгс/см 2), с подачей до 5 м 3 /мин каждый при работе на неопасных газах с приводом от различных двигателей. Обслуживание стационарных компрессоров и турбокомпрессоров, работающих на опасных газах давлением до 1 МПа (до 10 кгс/см 2), с подачей до 5 м 3 /мин каждый. Пуск и регулирование режимов работы компрессоров, турбокомпрессоров и двигателей. Поддержание требуемых параметров работы компрессоров и переключение отдельных агрегатов. Выявление и предупреждение ненормальностей в работе компрессорной станции. Ведение отчетно-технической документации о работе обслуживаемых компрессоров, машин и механизмов. Участие в ремонте агрегатов компрессорной станции.
Должен знать : устройство поршневых компрессоров, турбокомпрессоров, двигателей внутреннего сгорания, паровых машин и электродвигателей, их технические характеристики и правила обслуживания; схему трубопроводов; устройство простых и средней сложности контрольно-измерительных приборов, автоматических аппаратов и арматуры; отчетно-техническую документацию компрессорной станции; основы термодинамики и электротехники; свойства газов, проявляемые при работе компрессоров.
§ 191. Машинист компрессорных установок
4-й разряд
Характеристика работ . Обслуживание стационарных компрессоров и турбокомпрессоров давлением до 1 МПа (до 10 кгс/см 2), с подачей свыше 100 до 500 м 3 /мин или давлением свыше 1 МПа (свыше 10 кгс/см 2), с подачей свыше 5 до 100 м 3 /мин каждый при работе на неопасных газах с приводом от различных двигателей. Обслуживание стационарных компрессоров и турбокомпрессоров, работающих на опасных газах давлением до 1 МПа (до 10 кгс/см 2), с подачей свыше 5 до 100 м 3 /мин или давлением свыше 1 МПа (свыше 10 кгс/см 2), с подачей до 5 м 3 /мин каждый. Установление и поддержание наивыгоднейшего режима работы компрессоров. Наблюдение за исправностью двигателей, компрессоров, приборов, вспомогательных механизмов и другого оборудования. Участие в осмотре и ремонте оборудования компрессорных установок в пределах квалификации слесаря 3-го разряда.
Должен знать : конструктивные особенности, устройство различных типов компрессоров, турбокомпрессоров, двигателей внутреннего сгорания, паровых машин, паровых турбин и электродвигателей, вспомогательных механизмов, сложных контрольно-измерительных приборов, аппаратов и арматуры; схемы расположения паропроводов, циркуляционных конденсационных трубопроводов, арматуры и резервуаров компрессорной станции; схемы расположения автоматических устройств для регулирования работы и блокировки оборудования; основные технические характеристики обслуживаемых компрессоров; нормы расхода электроэнергии и эксплуатационных материалов на выработку сжатого воздуха или газа.
§ 192. Машинист компрессорных установок
5-й разряд
Характеристика работ . Обслуживание стационарных компрессоров и турбокомпрессоров давлением до 1 МПа (до 10 кгс/см 2), с подачей свыше 500 до 1000 м 3 /мин или давлением свыше 1 МПа (свыше 10 кгс/см 2), с подачей свыше 100 до 250 м 3 /мин каждый при работе на неопасных газах с приводом от различных двигателей. Обслуживание стационарных компрессоров и турбокомпрессоров, работающих на опасных газах давлением до 1 МПа (до 10 кгс/см 2), с подачей свыше 100 до 250 м 3 /мин или давлением свыше 1 МПа (свыше 10 кгс/см 2), с подачей свыше 5 до 100 м 3 /мин каждый. Обслуживание автоматизированных компрессорных станций производительностью до 100 м 3 /мин.
Переключение и вывод в резерв и на ремонт оборудования компрессорной станции. Регулирование технологического процесса выработки продукции станции. Составление дефектных ведомостей на ремонт оборудования компрессорной станции. Выполнение ремонта оборудования компрессорной станции в пределах квалификации слесаря 4-го разряда. Ремонт компрессоров и двигателей внутреннего сгорания в полевых условиях.
Должен знать : кинематические схемы обслуживаемых компрессоров, турбокомпрессоров, паровых машин, электродвигателей и двигателей внутреннего сгорания; устройство компрессоров высокого давления; эксплуатационные характеристики компрессорных и турбокомпрессорных установок, паровых и электрических двигателей к ним и вспомогательного оборудования; схемы технологических процессов производства продукта станции; коэффициент полезного действия работы компрессоров применяемых систем и конструкций.
§ 193. Машинист компрессорных установок
6-й разряд
Характеристика работ . Обслуживание стационарных компрессоров и турбокомпрессоров давлением до 1 MПa (до 10 кгс/см 2), с подачей свыше 1000 м 3 /мин или давлением свыше 1 МПа (свыше 10 кгс/см 2), с подачей свыше 250 м 3 /мин каждый при работе на неопасных газах с приводом от различных двигателей. Обслуживание стационарных компрессоров и турбокомпрессоров, работающих на опасных газах давлением до 1 МПа (до 10 кгс/см 2), с подачей свыше 250 м 3 /мин или давлением свыше 1 МПа (свыше 10 кгс/см 2), с подачей свыше 100 м 3 /мин каждый. Обслуживание автоматизированных компрессорных станций с подачей свыше 100 м 3 /мин. Наблюдение за работой всего оборудования компрессорной станции. Регулирование технологического процесса выработки продуктов станции. Составление дефектных ведомостей по ремонту оборудования компрессорной станции. Производство ремонта оборудования компрессорной станции в пределах квалификации слесаря 5-го разряда.
Должен знать : кинематические схемы и конструкцию турбокомпрессоров различных систем и типов, силового оборудования: электродвигателей, паровых машин. двигателей внутреннего сгорания; эксплуатационные характеристики компрессоров и силовых установок к ним.
Примечание. Помощник машиниста компрессорной или турбокомпрессорной станции тарифицируется на два разряда ниже разряда машиниста, под руководством которого он работает, но не ниже 2-го разряда.
Машинисты передвижных компрессорных установок тарифицируются по разделу ЕТКС “Строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы”.
§ 194. Машинист (кочегар) котельной
2-й разряд
Характеристика работ . Обслуживание водогрейных и паровых котлов с суммарной теплопроизводительностью до 12,6 ГДж/ч (до 3 Гкал/ч) или обслуживание в котельной отдельных водогрейных или паровых котлов с теплопроизводительностью котла до 21 ГДж/ч (до 5 Гкал/ч), работающих на твердом топливе. Обслуживание котлов паровых железнодорожных кранов грузоподъемностью до 25 т. Растопка, пуск, остановка котлов и питание их водой. Дробление топлива, загрузка и шуровка топки котла. Регулирование горения топлива. Наблюдение по контрольно-измерительным приборам за уровнем воды в котле, давлением пара и температурой воды, подаваемой в отопительную систему. Пуск, остановка насосов, моторов, вентиляторов и других вспомогательных механизмов. Чистка арматуры и приборов котла. Обслуживание теплосетевых бойлерных установок или станций мятого пара, расположенных в зоне обслуживания основных агрегатов, с суммарной тепловой нагрузкой до 42 ГДж/ч (до 10 Гкал/ч). Очистка мятого пара и деаэрация воды. Поддержание заданного давления и температуры воды и пара. Участие в промывке, очистке и ремонте котла. Удаление вручную шлака и золы из топок и бункеров паровых и водогрейных котлов производственных и коммунальных котельных и поддувал газогенераторов, а также с колосниковых решеток, топок, котлов и поддувал паровозов. Планировка шлаковых и зольных отвалов.
Должен знать : принцип работы обслуживаемых котлов, форсунок, паровоздухопроводов и способы регулирования их работы; устройство топок паровых котлов, шлаковых и зольных бункеров, состав теплоизоляционных масс и основные способы теплоизоляции котлов и паротрубопроводов; назначение и условия применения простых и средней сложности контрольно-измерительных приборов; устройство механизмов для приготовления пылевидного топлива, инструмента и приспособлений для чистки форсунок и золо- шлакоудаления; устройство и режимы работы оборудования теплосетевых бойлерных установок или станции мятого пара; правила очистки колосниковых решеток, топок и котлов и дымовой коробки паровозов; допускаемые давление и уровень воды в котле паровоза при чистке; влияние атмосферного воздуха на состояние стенок топки и огневой коробки; порядок заправки топки; основные свойства золы и шлака; порядок движения по путям и дорогам железнодорожных кранов; правила планировки шлаковых и зольных отвалов.
§ 195. Машинист (кочегар) котельной
3-й разряд
Характеристика работ . Обслуживание водогрейных и паровых котлов с суммарной теплопроизводительностью свыше 12,6 до 42 ГДж/ч (свыше 3 до 10 Гкал/ч) или обслуживание в котельной отдельных водогрейных и паровых котлов с теплопроизводительностью котла свыше 21 до 84 ГДж/ч (свыше 5 до 20 Гкал/ч), работающих на твердом топливе. Обслуживание котлов на паровых железнодорожных кранах грузоподъемностью свыше 25 т или котлов паровых экскаваторов. Пуск, остановка, регулирование и наблюдение за работой тяговых и золо-шлакоудаляющих устройств, стокера, экономайзеров, воздухоподогревателей, пароперегревателей и питательных насосов. Обслуживание теплосетевых бойлерных установок или станции мятого пара, расположенных в зоне обслуживания основных агрегатов, с суммарной тепловой нагрузкой свыше 42 до 84 ГДж/ч (свыше 10 до 20 Гкал/ч). Обеспечение бесперебойной работы оборудования котельной. Пуск, остановка и переключение обслуживаемых агрегатов в схемах теплопроводов. Учет теплоты, отпускаемой потребителям. Удаление механизированным способом шлака и золы из топок и бункеров паровых и водогрейных котлов производственных и коммунальных котельных и поддувал газогенераторов. Погрузка золы и шлака при помощи механизмов в вагонетки или вагоны с транспортировкой их в установленное место. Наблюдение за правильной работой механизмов золо-шлакоудаления, подъемно-транспортного оборудования, сигнализации, приборов, аппаратуры и ограждающих устройств. Смыв шлака и золы специальными аппаратами. Участие в ремонте обслуживаемого оборудования.
Должен знать : устройство применяемого оборудования и механизмов; способы рационального сжигания топлива в котлах; схемы тепло-, паро- и водопроводов и наружных теплосетей; порядок учета результатов работы оборудования и отпускаемой потребителям теплоты; значение своевременного удаления шлака и золы для нормальной работы котлов; правила ухода за обслуживаемым оборудованием и способы устранения недостатков в его работе; типы обслуживаемых котлов; правила и способы погрузки и транспортировки золы и шлака; системы - смазочную и охлаждения обслуживаемых агрегатов и механизмов; правила ведения записей о работе механизмов и оборудования по золо-шлакоудалению; устройство простых и средней сложности контрольно-измерительных приборов.
§ 196. Машинист (кочегар) котельной
4-й разряд
Характеристика работ . Обслуживание водогрейных и паровых котлов с суммарной теплопроизводительностью свыше 42 до 84 ГДж/ч (свыше 10 до 20 Гкал) или обслуживание в котельной отдельных водогрейных и паровых котлов с теплопроизводительностью котла свыше 84 до 273 ГДж/ч (свыше 20 до 65 Гкал/ч), работающих на твердом топливе. Наблюдение по контрольно-измерительным приборам за уровнем воды в котлах, давлением и температурой пара, воды и отходящих газов. Регулирование работы (нагрузки) котлов в соответствии с графиком потребления пара. Наблюдение за подачей топлива. Обслуживание теплосетевых бойлерных установок или станций мятого пара, расположенных в зоне обслуживания основных агрегатов с суммарной тепловой нагрузкой свыше 84 ГДж/ч (свыше 20 Гкал/ч). Предупреждение и устранение неисправностей в работе оборудования.
Должен знать : устройство и правила обслуживания котлов, а также различных вспомогательных механизмов и арматуры котлов; основные сведения по теплотехнике, различные смеси топлива и влияние качества топлива на процесс горения и теплопроизводительность котлоагрегатов; процесс приготовления топлива; технические условия на качество воды и способы ее очистки; причины возникновения неисправностей в работе котельной установки и меры их предупреждения и устранения; устройство, назначение и условия применения сложных контрольно-измерительных приборов.
§ 197. Машинист (кочегар) котельной
5-й разряд
Характеристика работ . Обслуживание водогрейных и паровых котлов с суммарной теплопроизводительностью свыше 84 до 273 ГДж/ч (свыше 20 до 65 Гкал/ч) или обслуживание в котельной отдельных водогрейных и паровых котлов с теплопроизводительностью котла свыше 273 до 546 ГДж/ч (свыше 65 до 130 Гкал/ч), работающих на твердом топливе. Переключение питательных линий. Заполнение и опорожнение паропроводов. Включение и выключение автоматической аппаратуры питания котлов. Профилактический осмотр котлов, их вспомогательных механизмов, контрольно-измерительных приборов и участие в планово-предупредительном ремонте котлоагрегатов. Приемка котлов и их вспомогательных механизмов из ремонта и подготовка их к работе.
Должен знать : устройство и принцип работы водогрейных и паровых котлов различных систем; эксплуатационные данные котельного оборудования и механизмов; устройство аппаратов автоматического регулирования; правила ведения режима работы котельной в зависимости oт показаний приборов; схемы трубопроводных сетей и сигнализации в котельной, правила настройки и регулирования контрольно-измерительных приборов.
§ 198. Машинист (кочегар) котельной
6-й разряд
Характеристика работ . Обслуживание водогрейных и паровых котлов различных систем с суммарной теплопроизводительностью свыше 273 ГДж/ч (свыше 65 Гкал/ч) или обслуживание в котельной отдельных водогрейных и паровых котлов с теплопроизводительностью котла свыше 546 ГДж/ч (свыше 130 Гкал/ч), работающих на твердом топливе.
Должен знать : конструктивные особенности сложных контрольно-измерительных приборов и аппаратов автоматического регулирования; теплотворную способность и физические свойства топлива; элементы топливного баланса котлов и его составление; правила определения коэффициента полезного действия котельной установки.
§ 199. Машинист крана (крановщик)
2-й разряд
Характеристика работ . Управление мостовыми и шлюзовыми кранами, оснащенными различными грузозахватными приспособлениями грузоподъемностью до 3 т, при выполнении простых работ по погрузке, разгрузке, перегрузке и транспортировке сыпучих, штучных, лесных (длиной до 3 м) и других аналогичных грузов. Управление монорельсовыми тележками, консольными кранами и кран-балками. Проверка правильности крепления тросов, регулирования тормозов и действия предохранительных устройств. Участие в ремонте обслуживаемого крана.
Должен знать : устройство, принцип работы и правила эксплуатации обслуживаемых кранов; предельную грузоподъемность крана, тросов и цепей; правила перемещения сыпучих, штучных, лесных и других аналогичных грузов; систему включения двигателей и контроллеров; основы электротехники и слесарного дела.
§ 200. Машинист крана (крановщик)
3-й разряд
Характеристика работ . Управление мостовыми и шлюзовыми кранами грузоподъемностью свыше 3 до 15 т, башенными самоходными самоподъемными, портально-стреловыми кранами грузоподъемностью до 3 т, башенными стационарными и козловыми кранами грузоподъемностью до 5 т, оснащенными различными грузозахватными приспособлениями, при выполнении простых работ по погрузке, разгрузке, перегрузке и транспортировке сыпучих, штучных, лесных (длиной до 3 м) и других аналогичных грузов. Управление мостовыми и шлюзовыми кранами грузоподъемностью до 10 т, оснащенными различными грузозахватными приспособлениями при выполнении работ средней сложности по погрузке, разгрузке, перегрузке и транспортировке лесных (длиной свыше 3 до 6 м) и других аналогичных грузов. Установка деталей, изделий и узлов на станок, перемещение подмостей и других монтажных приспособлений и механизмов. Управление электроталями, переносными кранами при выполнении всех видов работ.
Управление стеллажными кранами-штабелерами грузоподъемностью до 1 т, оснащенными различными грузозахватными механизмами и приспособлениями, при выполнении работ по укладке грузов на стеллажи, снятию их со стеллажей, доставке на погрузочную площадку и укладке в контейнеры, пакеты и на поддоны.
Должен знать : устройство и принцип работы обслуживаемых кранов и их механизмов; способы определения массы груза по внешнему виду; правила эксплуатации кранов по установке деталей, изделий и узлов на станок; порядок загрузки стеллажей продукцией в соответствии с установленной номенклатурой и специализацией; технологический процесс внутрискладской переработки грузов; правила укладки и хранения грузов на стеллажах; основы электротехники и слесарного дела.
§ 201. Машинист крана (крановщик)
4-й разряд
Характеристика работ . Управление мостовыми и шлюзовыми кранами грузоподъемностью свыше 15 т, башенными самоходными самоподъемными, портально-стреловыми кранами грузоподъемностью свыше 3 до 15 т, башенными стационарными и козловыми кранами грузоподъемностью свыше 5 до 25 т, оснащенными различными грузозахватными приспособлениями, при выполнении простых работ по погрузке, разгрузке, перегрузке и транспортировке сыпучих, штучных, лесных (длиной до 3 м) и других аналогичных грузов. Управление мостовыми и шлюзовыми кранами грузоподъемностью свыше 10 до 25 т, оснащенными различными грузозахватными приспособлениями, при выполнении работ средней сложности по погрузке, разгрузке, перегрузке и транспортировке лесных (длиной свыше 3 до 6 м) и других аналогичных грузов, установке изделий, узлов и деталей на станок; кантованию секций судов, перемещению подмостей и других монтажных приспособлений и механизмов.
Управление мостовыми и шлюзовыми кранами грузоподъемностью до 10 т, башенными самоходными самоподъемными, портально-стреловыми кранами грузоподъемностью до 3 т, башенными стационарными и козловыми кранами грузоподъемностью до 5 т, оснащенными различными грузозахватными приспособлениями, при выполнении сложных работ по погрузке, разгрузке, перегрузке и транспортировке лесных (длиной свыше 6 м - на мостовых и шлюзовых кранах, длиной свыше 3 м - на башенных самоходных самоподъемных, портально-стреловых, башенных стационарных и козловых кранах) и других аналогичных грузов и грузов, требующих повышенной осторожности, а также при выполнении работ по монтажу технологического оборудования и связанных с ним конструкций, стапельной и секционной сборке и разборке изделий, агрегатов, узлов, машин, механизмов по посадке и выдаче из нагревательных печей слитков и заготовок, по разливу металла, по кантованию изделий и деталей машин, при ковке на молотах и прессах, установке на станок деталей, изделий и узлов, требующих повышенной осторожности, и при выполнении строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ.
Управление кабельными кранами грузоподъемностью до 3 т, оснащенными различными грузозахватными приспособлениями, при выполнении всех видов работ.
Управление гусеничными и пневмоколесными кранами грузоподъемностью до 10 т, оснащенными различными грузозахватными приспособлениями, при выполнении всех видов работ (кроме строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ).
Управление стеллажными кранами-штабелерами грузоподъемностью свыше 1 т, кранами-штабелерами с автоматическим управлением и мостовыми кранами-штабелерами, оснащенными различными грузозахватными механизмами и приспособлениями, при выполнении работ по погрузке, выгрузке, перемещению грузов, укладке их на стеллажи, погрузчики и транспортные средства, по доставке грузов со стеллажей к производственным участкам. Учет складируемых материальных ценностей. Управление кранами, оснащенными радиоуправлением.
Должен знать : устройство обслуживаемых кранов и их механизмов; способы переработки грузов; основы технологического процесса монтажа технологического оборудования, стапельной и секционной сборки и разборки изделий, агрегатов, узлов, машин и механизмов, конструкций сборных элементов зданий и сооружений; определение массы груза по внешнему виду; технические условия и требования, предъявляемые при загрузке стеллажей; расположение обслуживаемых производственных участков; электротехнику и слесарное дело.
§ 202. Машинист крана (крановщик)
5-й разряд
Характеристика работ . Управление мостовыми и шлюзовыми кранами, оснащенными различными грузозахватными приспособлениями, грузоподъемностью свыше 25 т при выполнении работ средней сложности по погрузке, разгрузке, перегрузке и транспортировке лесных (длиной свыше 3 до 6 м) и других аналогичны грузов; установка деталей, изделий и узлов на станок; перемещение подмостей и других монтажных приспособлений и механизмов. Управление башенными самоходными самоподъемными, портально-стреловыми кранами грузоподъемностью свыше 15 т, башенными стационарными и козловыми кранами грузоподъемностью свыше 25 т, оснащенными различными грузозахватными приспособлениями, при выполнении простых работ по погрузке, разгрузке, перегрузке и транспортировке сыпучих, штучных, лесных (длиной до 3 м) и других аналогичных грузов.
Управление мостовыми и шлюзовыми кранами грузоподъемностью свыше 10 до 100 т, башенными, самоходными самоподъемными, портально-стреловыми кранами грузоподъемностью свыше 3 до 15 т, башенными стационарными и козловыми кранами грузоподъемностью свыше 5 до 25 т, оснащенными различными грузозахватными приспособлениями, при выполнении сложных работ по погрузке, разгрузке, перегрузке и транспортировке лесных (длиной свыше 6 м - на мостовых и шлюзовых кранах, длиной свыше 3 м - на башенных самоходных самоподъемных, портально-стреловых, башенных стационарных и козловых кранах) и других аналогичных грузов, требующих повышенной осторожности, а также при выполнении работ по монтажу технологического оборудования и связанных с ним конструкций, стапельной и секционной сборке и разборке изделий, агрегатов, узлов, машин, механизмов по посадке и выдаче из нагревательных печей слитков и заготовок, по разливу металла, по кантованию изделий и деталей машин и секций, в том числе двумя и более кранами, при ковке на молотах и прессах, установке на станок деталей, изделий и узлов, требующих повышенной осторожности, при выполнении строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ.
Управление кабельными кранами грузоподъемностью свыше 3 до 10 т и плавучими кранами грузоподъемностью до 10 т, оснащенными различными грузозахватными приспособлениями, при выполнении всех видов работ. Управление гусеничными и пневмоколесными кранами грузоподъемностью свыше 10 до 25 т и самоходными железнодорожными кранами грузоподъемностью до 25 т, оснащенными различными грузозахватными приспособлениями, при выполнении всех видов работ (кроме строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ). Управление гусеничными и пневмоколесными кранами грузоподъемностью до 10 т и самоходными железнодорожными кранами грузоподъемностью до 15 т, оснащенными различными грузозахватными приспособлениями, при выполнении строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ.
Должен знать : устройство и кинематические схемы обслуживаемых кранов и механизмов; технологический процесс монтажа технологического оборудования, стапельной и секционной сборки и разборки изделий, агрегатов, узлов, машин и механизмов, конструкций сборных элементов зданий и сооружений; электротехнику и слесарное дело.
§ 203. Машинист крана (крановщик)
6-й разряд
Характеристика работ . Управление мостовыми и шлюзовыми кранами грузоподъемностью свыше 100 т, оснащенными различными грузозахватными приспособлениями, при выполнении сложных работ по погрузке, разгрузке, перегрузке и транспортировке лесных (длиной свыше 6 м) и других аналогичных грузов, грузов, требующих повышенной осторожности, а также при выполнении работ по монтажу технологического оборудования и связанных с ним конструкций, стапельной и секционной сборке и разборке изделий, агрегатов, узлов, машин, механизмов по посадке и выдаче из нагревательных печей слитков и заготовок, по разливу металла, по кантованию изделий и деталей машин при ковке на молотах и прессах, установке на станок деталей, изделий и узлов, требующих повышенной осторожности, и при выполнении строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ. Управление башенными самоходными самоподъемными, портально-стреловыми кранами грузоподъемностью свыше 15 т, башенными стационарными и козловыми кранами грузоподъемностью свыше 25 т, оснащенными различными грузозахватными приспособлениями, при выполнении сложных работ по погрузке, разгрузке, перегрузке и транспортировке лесных (длиной свыше 3 м) и других аналогичных грузов, грузов, требующих повышенной осторожности, а также при выполнении работ по монтажу технологического оборудования и связанных с ним конструкций, стапельной и секционной сборке и разборке изделий, агрегатов, узлов, машин, механизмов и при выполнении строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ.
Управление кабельными и плавучими кранами грузоподъемностью свыше 10 т, оснащенными различными грузозахватными приспособлениями, при выполнении всех видов работ.
Управление гусеничными, пневмоколесными и самоходными железнодорожными кранами грузоподъемностью свыше 25 т, оснащенными различными грузозахватными приспособлениями, при выполнении всех видов работ (кроме строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ). Управление гусеничными и пневмоколесными кранами грузоподъемностью свыше 10 т и самоходными железнодорожными кранами грузоподъемностью свыше 15 т, оснащенными различными грузозахватными приспособлениями, при выполнении строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ.
Должен знать : устройство, кинематические и электрические схемы обслуживаемых кранов и механизмов; расположение обслуживаемых производственных участков; электротехнику и слесарное дело.
Требуется среднее специальное образование при управлении гусеничными и пневмоколесными кранами грузоподъемностью более 200 т при выполнении строительно-монтажных работ.
Примечания: 1. При управлении мостовыми и шлюзовыми кранами грузоподъемностью свыше 50 т при монтаже мощных и сверхмощных турбоблоков, турбогенераторов, прокатного и другого аналогичного технологического оборудования и связанных с ним конструкций, при установке ответственных деталей на крупногабаритные карусельные, расточные, токарные и другие станки работы тарифицируются по 6-му разряду.
2. Настоящая тарификация не относится к работам машинистов кранов (крановщиков), занятых в технологическом процессе основных металлургических производств черной металлургии (доменного, бессемеровского, мартеновского, прокатного и др.) в металлургических цехах машиностроительных предприятий, к работам на разливке горячего чугуна в специализированных литейных цехах по производству изложниц, к работам на электромостовых - стрипперных кранах при подаче залитых изложниц на решетки, снятии опок и подаче изложниц на охладительный конвейер.
Все вышеуказанные работы и профессии машинистов кранов (крановщиков) тарифицируются по соответствующим разделам ЕТКС, относящимся к черной металлургии.
3. Машинисты, работающие на тракторах с кранами, тарифицируются по профессии “Тракторист”.
4. Помощник машиниста самоходного железнодорожного крана тарифицируется на два разряда ниже машиниста, под руководством которого он работает, а при наличии права управления и вождения тарифицируется на один разряд ниже машиниста.
5. Машинисты, работающие на автомашинах с кранами, тарифицируются по 3-му выпуску ЕТКС.
6. Погрузочно-разгрузочные работы, не связанные с непосредственным выполнением строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ, тарифицируются по соответствующим группам сложности погрузочно-разгрузочных работ, предусмотренным в характеристиках.
7. Машинисты башенных самоходных кранов при расположении кабины крана на высоте 48 м и более тарифицируются по 6-му разряду, независимо от грузоподъемности крана.
ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ МАШИНИСТОВ (КРАНОВЩИКОВ) СТРЕЛОВЫХ САМОХОДНЫХ КРАНОВ (ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ, АВТОМОБИЛЬНЫХ, ГУСЕНИЧНЫХ, ПНЕВМОКОЛЕСНЫХ НА СПЕЦИАЛЬНОМ ШАССИ)
1 Общие требования по охране труда
- К управлению и обслуживанию стреловых самоходных кранов допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие предварительный при поступлении на работу медицинский осмотр, обученные по соответствующим программам в профессионально-технических училищах или учебно-курсовых комбинатах, аттестованные квалификационными комиссиями с участием представителя местного органа технадзора и имеющие удостоверение на право управления краном данного типа. Удостоверение должно быть заверено печатью учебного заведения и штампом государственного инспектора Проматомнадзора.
Управление автомобильным краном может быть поручено водителю автомобиля после обучения его по соответствующей программе и аттестации квалификационной комиссией.
- Для подвешивания груза на крюк крана, управляемого из кабины управления, должны назначаться стропальщики. При работе двух стропальщиков и более один из них назначается старшим.
- В случаях, когда обслуживаемая краном зона полностью не обозревается из кабины машиниста и между машинистом и стропальщиком отсутствует радио- или телефонная связь, для передачи сигналов машинисту должен быть назначен сигнальщик из числа стропальщиков лицом, ответственным за безопасное производство работ кранами.
- Допуск к самостоятельной работе машинистов (крановщиков) и их помощников оформляется приказом по организации (предприятию) после проверки знаний инструкций завода-изготовителя по монтажу (демонтажу) и эксплуатации крана и вручения им под расписку настоящей Инструкции. Кроме того, должны быть выданы машинисту на руки или вывешены в местах производства работ краном схемы правильной обвязки и зацепки грузов.
- Повторная проверка знаний машинистов и их помощников проводится квалификационной комиссией предприятия (организации):
Периодически не реже одного раза в 12 месяцев;
При переходе указанных лиц с одного предприятия на другое;
По требованию лица, ответственного по надзору за кранами на предприятии, или государственного инспектора Проматомнадзора. Повторная проверка знаний должна проводиться в объеме настоящей Инструкции и инструкции завода-изготовителя по монтажу и эксплуатации крана.
- Повторный инструктаж по охране труда на рабочем месте проводится не реже одного раза в три месяца.
- Машинисты и их помощники, переводимые с крана одного типа на другой, например с железнодорожного на автомобильный, а также после перерыва в работе по специальности больше одного года, перед назначением на должность должны быть обучены и аттестованы в установленном Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов порядке. Обучение в этом случае может быть проведено по сокращенной программе. При переводе машинистов и их помощников с одного крана на другой того же типа, но другой модели или с другим приводом администрация обязана ознакомить их с особенностями устройства и обеспечить стажировку под руководством опытного машиниста. После проверки практических навыков эти лица могут быть допущены к самостоятельной работе.
- Обученный и имеющий на руках удостоверение на право обслуживания и управления краном машинист должен:
8.1. знать настоящую Инструкцию и инструкцию завода-изготовителя по монтажу и эксплуатации крана. Машинист и помощник машиниста железнодорожного крана, кроме того, должны знать Инструкцию по сигнализации, Правила технической эксплуатации и Инструкцию по движению поездов и маневровой работе, действующие на железных дорогах в касающейся их части, а машинист автомобильного, гусеничного, пневмоколесного кранов - Правила дорожного движения;
8.2. знать устройство крана, устройство и назначение его механизмов и приборов безопасности;
8.3. владеть навыками, необходимыми для управления механизмами крана и ухода за ними;
8.4. знать факторы, влияющие на устойчивость крана, и причины потери устойчивости;
8.5. знать ассортимент и назначение смазочных материалов, применяемых для смазки трущихся частей крана;
8.6. знать на строительстве (организации, предприятии) порядок обмена сигналами со стропальщиком (рекомендуемая сигнализация указана в приложении Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов);
8.7. знать безопасные способы строповки или зацепки грузов;
8.8. уметь определять пригодность к работе канатов и съемных грузозахватных приспособлений (стропов, траверс и тары);
8.9. знать правила безопасного перемещения грузов краном;
8.10. знать установленный Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов порядок производства работ краном вблизи линии электропередачи;
8.11. знать приемы освобождения от действия тока лиц, попавших под напряжение, и способы оказания им первой помощи;
8.12. знать лиц, ответственных за исправное состояние грузоподъемных кранов и безопасное производство работ кранами;
8.13. соблюдать правила внутреннего трудового распорядка. Запрещается употреблять спиртные напитки, а также находиться на рабочем месте, территории организации или в рабочее время в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения. Курить разрешается только в специально установленных местах.
8.14. Знать местонахождение и уметь пользоваться первичными средствами пожаротушения, не загромождать доступ к противопожарному инвентарю, гидрантам и запасным выходам
- Машинист контролирует работу своего помощника и стропальщика и отвечает за действия прикрепленного к нему для прохождения стажировки ученика, а также за нарушение требований, изложенных в настоящей Инструкции и инструкции завода-изготовителя по монтажу и эксплуатации крана.
- Машинист крана несет ответственность за нарушение требований настоящей инструкции в дисциплинарном, административном или уголовном порядке в зависимости от характера нарушения.
- Машинисту крана согласно Типовым отраслевым нормам выдачи спецодежды предусмотрены:
Костюм хлопчатобумажный;
Ботинки кожаные (сапоги кирзовые);
Рукавицы комбинированные;
Каска защитная.
На наружных работах и в неотапливаемых помещениях зимой выдаются дополнительно:
Куртка хлопчатобумажная на утепляющей прокладке;
Брюки хлопчатобумажные на утепляющей прокладке;
Сапоги утепленные;
Подшлемник.
- Опасные и вредные производственные факторы:
Электрический ток;
Перегрузы крана;
Стесненные условия работы;
Неисправность подкранового пути;
Недостаточная освещенность места работы крана;
Сильный ветер.
- За невыполнение требований настоящей Инструкции работник несет ответственность в соответствии с действующим законодательством.
2 Требования по охране труда перед началом работы
- Если кран не подвергался осмотру перед направлением его на работу, то машинист, прежде чем приступить к работе, должен убедиться в исправности всех механизмов, металлоконструкций и других частей крана, а также в надежности грунта или железнодорожного пути на месте предстоящей работы.
Для этого машинист должен:
14.1. осмотреть механизмы крана, их крепление и тормоза, а также ходовую часть, металлоконструкцию стрелы;
14.2. проверить наличие и исправность ограждений механизмов;
14.3. проверить смазку передач, подшипников и канатов, а также состояние смазочных приспособлений и сальников;
14.4. осмотреть в доступных местах состояние канатов и их крепление на барабане, стреле, грейфере, а также укладку канатов в ручьях блоков и барабанов;
14.5. осмотреть в доступных местах металлоконструкцию и соединение секций стрелы и элементов ее подвески (канаты, растяжки, блоки, серьги и т.д.), а также металлоконструкцию и сварные швы ходовой рамы (шасси) и поворотной части;
14.6. осмотреть крюк, его крепление в обойме и замыкающее устройство на нем, грейфер или грузоподъемный магнит, а также цепи и кольца его подвески;
14.7. проверить исправность дополнительных опор (выдвижных балок, домкратов), стабилизаторов, а у железнодорожных кранов - также рельсовых захватов;
14.8. проверить комплектность противовеса и надежность его крепления;
14.9. проверить наличие приборов и устройств безопасности на кране (конечных выключателей, указателя грузоподъемности в зависимости от вылета стрелы, указателя наклона крана, сигнального прибора, ограничителя грузоподъемности и др.);
14.10. проверить исправность освещения крана;
14.11. произвести при приемке электрического крана внешний осмотр (без снятия кожухов и разборки) электрических аппаратов (рубильников, контакторов, контроллеров, пусковых сопротивлений, тормозных электромагнитов, концевых выключателей), а также осмотреть кольца и коллекторы электрических машин и их щетки. Если кран питается от внешней сети, то машинист должен проверить исправность гибкого кабеля;
14.12. произвести при приемке крана с гидроприводом осмотр системы привода, гибких шлангов, если они применяются, насосов, предохранительных клапанов на напорных линиях.
- Машинист обязан совместно со стропальщиком проверить исправность съемных грузозахватных приспособлений и наличие на них клейм или бирок с указаниями грузоподъемности, даты испытания и номера.
- При приеме работающего крана осмотр крана должен производиться совместно с машинистом, сдающим смену. Для осмотра крана администрация предприятия (организации) обязана выделить в начале смены необходимое время.
- Осмотр крана должен производиться только при неработающих механизмах, а осмотр электрического крана - при отключенном рубильнике, подающем напряжение на кабель.
- При осмотре крана машинист должен при необходимости пользоваться переносной лампой напряжением не свыше 42 В.
- После осмотра крана перед его пуском в работу машинист, убедившись в соблюдении требуемых габаритов приближения, обязан опробовать работу механизмов на холостом ходу и проверить при этом исправность действия:
Механизмов крана и электрической аппаратуры, если такая имеется;
Приборов и устройств безопасности, имеющихся на кране;
Тормозов;
Гидросистемы на кранах с гидроприводом.
- При обнаружении во время осмотра и опробования крана неисправностей или недостатков в его состоянии, препятствующих безопасной работе, и невозможности их устранения своими силами машинист, не приступая к работе, докладывает об этом лицу, ответственному за исправное состояние крана и ставит в известность лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами.
Машинист не должен приступать к работе на кране при наличии следующих неисправностей:
Имеются трещины или деформации в металлоконструкции крана;
В элементах подвески стрелы (серьгах, тягах и т.п.) обнаружены трещины, отсутствуют шплинты и ранее имевшиеся зажимы крепления канатов или ослаблено их крепление;
Стреловой или грузовой канат имеет число обрывов проволок или поверхностный износ, превышающий установленную норму, оборванную прядь или местное повреждение;
Механизм подъема стрелы или механизм подъема груза имеет дефекты, угрожающие безопасности работы;
Детали тормоза механизма подъема груза или стрелы имеют повреждения;
Износ крюка в зеве превышает 10% первоначальной высоты сечения; неисправно устройство, замыкающее зев крюка, нарушено крепление крюка в обойме;
Неисправен или отсутствует ограничитель грузоподъемности или сигнальный прибор, а у кранов с электрическим приводом - концевой выключатель механизма подъема;
Отсутствует ограждение механизмов или голых токоведущих частей электрооборудования;
Повреждены или не укомплектованы дополнительные опоры;
Повреждены или отсутствуют тормозные башмаки у железнодорожных кранов, стабилизаторы у автомобильных и других кранов с подрессоренной ходовой частью.
- Подключение электрических кранов к источнику питания должно производиться электромонтером. Выполнять эту работу машинисту запрещается.
- Произведя приемку крана, машинист делает соответствующую запись в вахтенном журнале о результатах осмотра и после получения задания от лица, ответственного за безопасное производство работ кранами, приступает к работе.
- Машинист перед началом работы должен проверить наличие удостоверения на право производства работ у стропальщика, если последний впервые приступил к работе с ним. Если для производства строповки грузов выделены рабочие, не имеющие удостоверения стропальщика, машинист не должен приступать к работе.
- Перед началом работы машинист крана обязан убедиться в достаточной освещенности рабочей площадки в зоне действия крана, при работе автомобильного крана зафиксировать стабилизатор для снятия нагрузки с рессор, а при работе железнодорожного крана без дополнительных опор заклинить рессоры.
3 Требования по охране труда при выполнении работы
Во время работы машинист должен следить за тем, чтобы стропальщик не оттягивал груз при его подъеме, перемещении и опускании, не поправлял стропы на весу.
- Во время работы механизмов крана машинист не должен отвлекаться от своих прямых обязанностей, а также производить чистку, смазку и ремонт механизмов.
- Машинист не должен допускать посторонних лиц на кран, а также передавать кому бы то ни было управление краном без разрешения лица, ответственного за исправное состояние крана.
- При обслуживании крана двумя лицами: машинистом и его помощником, а также при наличии на кране стажера ни один из них не имеет права отлучаться от крана даже на короткое время, не предупредив об этом другого. В случае отлучки машинист обязан остановить двигатель, приводящий в движение механизмы крана, убрать ключ зажигания у автокранов и т.п. При отлучке машиниста помощнику машиниста, стажеру и другим лицам управлять краном не разрешается. Входить на кран и сходить с него во время работы механизмов передвижения, вращения или подъема не разрешается.
- Прежде чем осуществить какое-либо движение краном, машинист должен убедиться, что его помощник и стажер находятся в безопасных местах, а в зоне работы крана нет посторонних лиц.
- При внезапном прекращении подачи электроэнергии на кран машинист должен поставить штурвалы или рукоятки контроллеров в нейтральное положение и выключить рубильник в кабине.
- Перед началом передвижения крана или перед поворотом его стрелы, если в работе крана был перерыв, машинист должен дать предупредительный звуковой сигнал.
- Машинист должен остановить кран по сигналу «Стоп», кем бы этот сигнал ни подавался.
- Передвижение крана под линией электропередачи должно производиться при опущенной стреле (в транспортном положении). Нахождение стрелы в каком-либо рабочем положении в этом случае запрещается.
- При перемещении крана с грузом положение стрелы и грузоподъемность крана должны устанавливаться в соответствии с указаниями, содержащимися в инструкции по монтажу и эксплуатации крана. В случае отсутствия таких указаний, а также при перемещении крана без груза стрела должна устанавливаться вдоль пути.
Характеристика работ.
Управление мостовыми и шлюзовыми кранами грузоподъемностью свыше 100 т, оснащенными различными грузозахватными приспособлениями, при выполнении сложных работ по погрузке, разгрузке, перегрузке и транспортировке лесных (длиной свыше 6 м) и других аналогичных грузов, грузов, требующих повышенной осторожности, а также при выполнении работ по монтажу технологического оборудования и связанных с ним конструкций, стапельной и секционной сборке и разборке изделий, агрегатов, узлов, машин, механизмов по посадке и выдаче из нагревательных печей слитков и заготовок, по разливу металла, по кантованию изделий и деталей машин при ковке на молотах и прессах, установке на станок деталей, изделий и узлов, требующих повышенной осторожности, и при выполнении строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ. Управление башенными самоходными самоподъемными, портально-стреловыми кранами грузоподъемностью свыше 15 т, башенными стационарными и козловыми кранами грузоподъемностью свыше 25 т, оснащенными различными грузозахватными приспособлениями, при выполнении сложных работ по погрузке, разгрузке, перегрузке и транспортировке лесных (длиной свыше 3 м) и других аналогичных грузов, грузов, требующих повышенной осторожности, а также при выполнении работ по монтажу технологического оборудования и связанных с ним конструкций, стапельной и секционной сборке и разборке изделий, агрегатов, узлов, машин, механизмов и при выполнении строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ.Управление кабельными и плавучими кранами грузоподъемностью свыше 10 т, оснащенными различными грузозахватными приспособлениями, при выполнении всех видов работ.Управление гусеничными, пневмоколесными и самоходными железнодорожными кранами грузоподъемностью свыше 25 т, оснащенными различными грузозахватными приспособлениями, при выполнении всех видов работ (кроме строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ). Управление гусеничными и пневмоколесными кранами грузоподъемностью свыше 10 т и самоходными железнодорожными кранами грузоподъемностью свыше 15 т, оснащенными различными грузозахватными приспособлениями, при выполнении строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ.Что должен знать:
- устройство, кинематические и электрические схемы обслуживаемых кранов и механизмов
- расположение обслуживаемых производственных участков
- электротехнику и слесарное дело.Требуется среднее специальное образование при управлении гусеничными и пневмоколесными кранами грузоподъемностью более 200 т при выполнении строительно-монтажных работ.Примечания. 1. При управлении мостовыми и шлюзовыми кранами грузоподъемностью свыше 50 т при монтаже мощных и сверхмощных турбоблоков, турбогенераторов, прокатного и другого аналогичного технологического оборудования и связанных с ним конструкций, при установке ответственных деталей на крупногабаритные карусельные, расточные, токарные и другие станки работы тарифицируются по 6-му разряду.2. Настоящая тарификация не относится к работам машинистов кранов (крановщиков), занятых в технологическом процессе основных металлургических производств черной металлургии (доменного, бессемеровского, мартеновского, прокатного и др.) в металлургических цехах машиностроительных предприятий, к работам на разливке горячего чугуна в специализированных литейных цехах по производству изложниц, к работам на электромостовых - стрипперных кранах при подаче залитых изложниц на решетки, снятии опок и подаче изложниц на охладительный конвейер.Все вышеуказанные работы и профессии машинистов кранов (крановщиков) тарифицируются по соответствующим разделам ЕТКС, относящимся к черной металлургии.3. Машинисты, работающие на тракторах с кранами, тарифицируются по профессии "тракторист".4. Помощник машиниста самоходного железнодорожного крана тарифицируется на два разряда ниже машиниста, под руководством которого он работает, а при наличии права управления и вождения тарифицируется на один разряд ниже машиниста.5. Водители (машинисты), работающие на автомашинах с кранами, по ЕТКС не тарифицируются.6. Погрузочно-разгрузочные работы, не связанные с непосредственным выполнением строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ, тарифицируются по соответствующим группам сложности погрузочно-разгрузочных работ, предусмотренным в характеристиках.7. Машинисты башенных самоходных кранов при расположении кабины крана на высоте 48 м и более тарифицируются по 6-му разряду, независимо от грузоподъемности крана.
Сроки обучения : 1 месяца.
Теория: 49 часов.
Практика : 84 часов.
Специализация – машинист автомобильных кранов
Квалификация - 6 7 8 разряд.
Код профессии - 13788
Машинист (крановщик) автомобильных кранов– 6 разряд
Характеристика работ: Управление автомобильными кранами грузоподъемностью свыше 10 до 20 тонн при подъеме, перемещении и опускании грузов по установленным сигналам. Осмотр креплений и регулировка механизмов кранов, проверка исправности приборов безопасности. Определение неисправности в работе крана и своевременное их устранение. Определение пригодности к работе стальных канатов, съемных грузозахватных приспособлений и тары.
Выполнение (в составе ремонтного звена и ремонтной бригады) технического обслуживания и эксплуатационного (текущего) ремонта автомобильных кранов в объеме знаний и квалификации слесаря 3-го разряда. Ведение различных видов работ, выполняемых автомобильными кранами, начиная с установки крана до окончания работ. Эксплуатация, техническое обслуживание и текущий ремонт автомобильных кранов грузоподъемностью до 20 тонн.
Слушатель. освоивший программу
Должен знать:
4. устройство крана;
Должен уметь:
1. управлять автомобильными кранами грузоподъем¬ностью от 10 до 20т при подъеме, перемещении и опускании гру¬зов по установленным сигналам;
5. выполнять (в составе ремонтного звена или ремонт¬ной бригады) техническое обслуживание и текущий ремонт автомобильных кранов в качестве слесаря 3-го разряда;
13. производить эксплуатацию, техническое обслужива¬ние и текущий ремонт автомобильных кранов грузоподъ¬емностью от 10 до 20 т.
Машинист (крановщик) автомобильных кранов– 7 разряд
Характеристика работ: Управление автомобильными кранами грузоподъемностью свыше 20 до 40 тонн при подъеме, перемещении и опускании грузов по установленным сигналам. Осмотр креплений и регулировка механизмов кранов, проверка исправности приборов безопасности. Определение неисправности в работе крана и своевременное их устранение. Определение пригодности к работе стальных канатов, съемных грузозахватных приспособлений и тары.
Выполнение (в составе ремонтного звена и ремонтной бригады) технического обслуживания и эксплуатационного (текущего) ремонта автомобильных кранов в объеме знаний и квалификации слесаря 3-го разряда. Ведение различных видов работ, выполняемых автомобильными кранами, начиная с установки крана до окончания работ. Эксплуатация, техническое обслуживание и текущий ремонт автомобильных кранов грузоподъемностью до 40 тонн.
Должен знать:
1. Руководство по эксплуатации крана;
2. производственную инструкцию;
3. Правила дорожного движения;
4. устройство крана;
5. назначение, принципы действия и устройство узлов механизмов и приборов безопасности автомобильных кра¬нов;
6. основные неисправности, возникающие в процессе эксплуатации автомобильных кранов, и способы их устра¬нения;
7. устройство стропов, захватов, траверс и других съем¬ных грузозахватных приспособлений;
8. требования к канатам, стропам и другим съемным грузозахватным приспособлениям;
9. техническое обслуживание кранов и систему плано¬во-предупредительного ремонта;
10. основные работы, выполняемые при техническом об¬служивании автомобильных кранов, и правила выполне¬ния этих работ;
11. слесарное дело в объеме квалификационных требова¬ний, предъявляемых к слесарю 3-го разряда;
12. инструкции предприятия-изготовителя по эксплуа¬тации крана и безопасному ведению работ для крановщика автомобильных кранов;
13. организацию, правила и порядок производства работ автомо¬бильными кранами;
14. установленную сигнализацию, применяемую при выполнении краном производственных операций;
15. инструкции по охране труда;
16. современные приемы и методы организации труда и рабочего места;
17. меры безопасности при работе на автомобильных кранах, их техническом обслуживании и ремонте;
18. нормы расхода горючего, энергии, сырья и матери¬алов на выполняемые работы;
19. требования, предъявляемые к качеству выполняе¬мых работ;
20. Безопасные способы строповки и зацепки грузов;
21. Меры безопасности при работе вблизи линии электропередач.
Должен уметь:
1. управлять автомобильными кранами грузоподъем¬ностью от 20 до 40т при подъеме, перемещении и опускании гру¬зов по установленным сигналам;
2. производить осмотр креплений и регулировку меха¬низмов кранов, проверять исправность приборов безопас¬ности;
3. определять неисправности в работе крана и своевре¬менно устранять их;
4. определять пригодность к работе стальных канатов, съемных грузозахватных приспособлений и тары;
6. правильно производить работы, выполняемые авто¬мобильными кранами;
7. читать рабочие чертежи деталей и сборочных еди¬ниц;
8. соблюдать правила техники безопасности, производственной санитарии, пожарной безопасности и внутреннего трудового распорядка;
9. выполнять требования инструкций;
10. применять современные приемы и методы организации труда и рабочего места;
11. правильно вести вахтенный журнал и путевой лист крана;
12. принимать и сдавать смену;
13. производить эксплуатацию, техническое обслужива¬ние и текущий ремонт автомобильных кранов грузоподъ¬емностью до40 т.
Машинист (крановщик) автомобильных кранов– 8 разряд
Характеристика работ: Управление автомобильными кранами грузоподъемностью свыше 40 до 60 тонн при подъеме, перемещении и опускании грузов по установленным сигналам. Осмотр креплений и регулировка механизмов кранов, проверка исправности приборов безопасности. Определение неисправности в работе крана и своевременное их устранение. Определение пригодности к работе стальных канатов, съемных грузозахватных приспособлений и тары.
Выполнение (в составе ремонтного звена и ремонтной бригады) технического обслуживания и эксплуатационного (текущего) ремонта автомобильных кранов в объеме знаний и квалификации слесаря 5-го разряда. Ведение различных видов работ, выполняемых автомобильными кранами, начиная с установки крана до окончания работ. Эксплуатация, техническое обслуживание и текущий ремонт автомобильных кранов грузоподъемностью до 60 тонн.
Должен знать:
1. Руководство по эксплуатации крана;
2. производственную инструкцию;
3. Правила дорожного движения;
4. устройство крана;
5. назначение, принципы действия и устройство узлов механизмов и приборов безопасности автомобильных кра¬нов;
6. основные неисправности, возникающие в процессе эксплуатации автомобильных кранов, и способы их устра¬нения;
7. устройство стропов, захватов, траверс и других съем¬ных грузозахватных приспособлений;
8. требования к канатам, стропам и другим съемным грузозахватным приспособлениям;
9. техническое обслуживание кранов и систему плано¬во-предупредительного ремонта;
10. основные работы, выполняемые при техническом об¬служивании автомобильных кранов, и правила выполне¬ния этих работ;
11. слесарное дело в объеме квалификационных требова¬ний, предъявляемых к слесарю 5-го разряда;
12. инструкции предприятия-изготовителя по эксплуа¬тации крана и безопасному ведению работ для крановщика автомобильных кранов;
13. организацию, правила и порядок производства работ автомо¬бильными кранами;
14. установленную сигнализацию, применяемую при выполнении краном производственных операций;
15. инструкции по охране труда;
16. современные приемы и методы организации труда и рабочего места;
17. меры безопасности при работе на автомобильных кранах, их техническом обслуживании и ремонте;
18. нормы расхода горючего, энергии, сырья и матери¬алов на выполняемые работы;
19. требования, предъявляемые к качеству выполняе¬мых работ;
20. Безопасные способы строповки и зацепки грузов;
21. Меры безопасности при работе вблизи линии электропередач.
Должен уметь:
1. управлять автомобильными кранами грузоподъем¬ностью от 40 до 60т при подъеме, перемещении и опускании гру¬зов по установленным сигналам;
2. производить осмотр креплений и регулировку меха¬низмов кранов, проверять исправность приборов безопас¬ности;
3. определять неисправности в работе крана и своевре¬менно устранять их;
4. определять пригодность к работе стальных канатов, съемных грузозахватных приспособлений и тары;
5. выполнять (в составе ремонтного звена или ремонт¬ной бригады) техническое обслуживание и текущий ремонт автомобильных кранов в качестве слесаря 4-го разряда;
6. правильно производить работы, выполняемые авто¬мобильными кранами;
7. читать рабочие чертежи деталей и сборочных еди¬ниц;
8. соблюдать правила техники безопасности, производственной санитарии, пожарной безопасности и внутреннего трудового распорядка;
9. выполнять требования инструкций;
10. применять современные приемы и методы организации труда и рабочего места;
11. правильно вести вахтенный журнал и путевой лист крана;
12. принимать и сдавать смену;
13. производить эксплуатацию, техническое обслужива¬ние и текущий ремонт автомобильных кранов грузоподъ¬емностью до 60 т.
Наименование разделов |
Всего за курс обучения |
||||
часов в неделю |
|||||
Теоретическое обучение |
|||||
Блок 1. Общие сведения (Введение) |
|||||
Блок 2. Специальный курс |
|||||
Производственное обучение |
|||||
Производственное обучение на предприятии |
|||||
Консультация |
|||||
Экзамен |
|||||
Итого по курсу |