Президентский зил. Новый ЗиЛ – лимузин для президента

Существующий в единственном экземпляре эксклюзивный лимузин ЗИЛ-4112Р, был выставлен на продажу за 1.2 млн долларов на известном американском сайте, торгующем классическими автомобилями.

Автомобиль ЗИЛ-4112Р «Монолит» разработан компанией «Депо-ЗиЛ», которая много лет занимается тюнингом и реставрацией самой разной зиловской техники. Создатели уникального лимузина говорят о нем, как об отечественном аналоге лучших моделей Maybach и Rolls-Royce.

Хотя за основу для президентского ЗИЛ-4112Р инженеры взяли известный ЗИЛ-41047, в конечном итоге базовый автомобиль был переделан фактически до основания - от современных карбоновых бамперов до задних дверей, которые раскрываются навстречу друг-другу подобно американским автомобилям середины XX века. Таким образом удалось исключить из конструкции промежуточные стойки за счет оригинального «дверного узла», на который был даже получен патент. Вместе с кузовом был полностью перепроектирован и салон, от исходной модели создатели оставили только ручки дверей и капот.

Конечно же в салоне автомобиля присутствует все необходимое для комфортных поездок вип-персон: отделка высококачественной кожей, бар, холодильник, оконные шторки с электроприводом и многое другое. Перегородка, которая опускается между пассажирами и водителем, включает в себя вмонтированный экран, куда помимо изображения с наружных камер может выводиться любой видеосигнал - от правительственной связи, до сводок новостей.

Стоит отдельно отметить уникальную климатическую установку, специально для этого проекта сконструированную и запатентованную нижегородскими инженерами. Она позволяет разделять заднюю часть салона на различные температурные зоны с разницей в 6 градусов Цельсия.

Уникальный лимузин оснащен пятиступенчатой автоматической коробкой передач Allison, разработанной специально для данной модели, зато инженеры оставили родной двигатель ЗИЛ на 7.7-литров с компоновкой V8, 400 лошадей. Длина автомобиля уменьшилась на 110 мм, при этом колесная база стала больше на 200 мм.

К сожалению, разработчикам ЗИЛ-4112Р «Монолит» не повезло. Несколько лет назад в России была запущена государственная программа по созданию правительственного автомобиля «Кортеж», а эксклюзивный ЗИЛ не пришелся по душе Президенту. Не найдя покупателей на родине, создатели уникального лимузина предприняли попытку продажи автомобиля в США за $1.2 млн долларов.

Удачные кастомные автомобили всегда вызывают у публики особый интерес, особенно, если за таким автомобилем стоит не известное дизайнерское бюро, а один талантливый человек с золотыми руками. Достаточно вспомнить невероятную историю о том, как . Отличный пример, который показывает всем, что главное верить в себя, и тогда все получится.

Видео президентского лимузина ЗИЛ-4112Р

Интернет пестрит сообщениям о проекте "Кортеж", в рамках которого для президента России будет создан отечественный автомобиль. Но готовый претендент на победу в конкурсе есть только у завода ЗиЛ. Президент машину еще не видел - зато ее смогли тщательно изучить АвтоВести.

Сотрудники "Депо-ЗиЛ" (одна из дочерних фирм ЗиЛа, которая и работает над проектом президентского лимузина) встретили нас очень тепло. И не потому, что в цех по сборке знаменитых лимузинов мы уже приезжали ровно год назад, чтобы в подробностях читателям АвтоВестей. По гордости и знанию дела, с которым рассказывает о новой машине каждый сотрудник, сразу видно: за семь лет президентский лимузин стал для зиловцев больше чем просто работой. И это не оговорка. Хотя о проекте "Кортеж" заговорили всего несколько месяцев назад, разработка автомобиля ЗиЛ-4112Р началась в 2006 году - именно тогда заводские дизайнеры нарисовали первые эскизы.

Агрегаты

Впрочем, главным "эскизом" стали лимузины советской эпохи. Нынешний претендент на роль президентской машины сохранил их узнаваемый стиль - да и конструктивно имеет с ними немало общего. Впрочем, не стоит думать, что речь идет о "рестайлинге" машины, на которой еще Брежнев ездил. Скорее, перед нами коктейль из того, что сохранили неизменным, того, что основательно переделали, и того, что придумали заново.

Длина автомобиля составляет 6 430 см. Для сравнения, это как два автомобиля "Ока" или полторы "Лады Гранты".

Хороший пример - мотор. Блок цилиндров - тот же, что использовался на советских машинах, но многие детали (к примеру, головка блока) и системы (выхлопная или система охлаждения) усовершенствованы или модернизированы. "Этот же мотор объемом 7,7 литра стоит на кабриолетах ЗиЛ, которые участвуют в парадах на Красной площади, - говорит генеральный директор "Депо-Зил" Сергей Соколов. - Претензий к нему нет. Даже у экологов - он укладывается в требования стандарта "Евро-4". И все-таки позже под капотом будет совсем другой двигатель. Мы пока не решили, где именно будем его заказывать, но речь идет именно о заказе у стороннего производителя. Сейчас делать все самим - это утопия. Можно заплатить вменяемую сумму и купить все, что тебе нужно, у компаний, которые многие годы работают в своей сфере". Старый зиловский мотор (еще карбюраторный!) разивает 315 л.с. Новый двигатель, оснащенный системой впрыска, должен выдавать 360-380 л.с.

Слева - трехступенчатая коробка передач советской разработки. Справа - новый шестиступенчатый "автомат" американской фирмы Allison

"Коробка у нас новая, автоматическая, шестиступенчатая. Старый автомобиль на трехступенчатой достигал скорости в 200 км/ч. Здесь будет не меньше 250 км/ч. При желании, думаю, можно разогнать машину и до 300 километров в час, но не вижу в этом особого смысла", - говорит Соколов. Агрегат по заказу компании "Депо-ЗиЛ" разработала американская фирма Allison. Аналогичные заказы там размещают многие всемирно известные автопроизводители - ведь мало кто из них выпускает коробки передач самостоятельно. "Мы обращались в две крупнейшие компании - ZF и Allison. Первая создает трансмиссии для Европы, вторая для Америки. Но ZF специализируется на КПП для легковых автомобилей. А "Эллисон" делает коробки и для легковушек, и для грузовиков. Наша машина далеко не легковая, поэтому обратиться к американской компании было логичнее. Тем более, что у "Эллисон" есть представительство в России, а у ZF нет", - рассказывает Соколов. По его словам, коробку "под ключ" американцы создали за два с половиной года.

Между креслами и стенкой кузова остался внушительный зазор. Это - запас для установки бронекапсулы

Большой брат

Внутреннее пространство автомобиля будоражит. Как только задние двери открываются, взгляд падает на шикарный кожаный салон кремового цвета. Кресла у президентского лимузина - словно сиденья в бизнес-классе Airbus A380. Широкие, мягкие, удобные. При желании их можно выдвинуть вперед, откинуть спинку - и поспать почти как в кровати. Всего в салоне автомобиля шесть мест - четыре в задней части (два постоянных и два складывающихся) и два в передней (включая водительское).

Весь салон выдержан в одном стиле - бежевая кожа и темно-коричневое дерево. Салон автомобиля, кстати, обшивали российские мастера. По словам Соколова, приезжавшие на ЗиЛ представители ряда фирм, японских и немецких, "признавали, что салон здесь сшит идеально. Российские предприниматели пошили, российские дизайнеры придумали".

Правда, ряд деталей (к примеру, кнопки) и позаимствованы у "Мерседесов", чего зиловцы и не скрывают. "Разработать новые можно, и мы обязательно это сделаем, как только получим знак, что машина нужна, отмашку. Работы еще уйма, и мы готовы и хотим ее делать", - говорит генеральный директор "Депо-ЗиЛ". В автомобиле еще многое предстоит довести до ума, и о каждом из этих моментов руководитель "Депо-ЗиЛ" готов свободно говорить, но в целом - заводу есть что показать тем, кто будет выбирать победителя проекта "Кортеж". И если глава государства по достоинству оценит предложение завода имени Лихачева, машину доведут до ума так, что комар носа не подточит.

Сейчас в салоне установлен сенсорный дисплей Sony, который позволяет пассажирам управлять мультимедиасистемой, а также выводить изображение с наружных камер на перегородку, являющуюся одновременно экраном

Машина уже укомплектована системами ABS и ESP, а также подушками безопасности - передними, фронтальными и боковыми. Перегородка между водительским отделением и основным пространством салона - это одновременно экран, на который можно вывести изображение с камер (вплоть до инфракрасной ночной). "Когда шторки закрыты, пассажиры ничего вокруг не видят. Чтобы не возникало ощущения изолированности, отделенности от мира, включается камера. У нее 180 градусов угол обзора. Если надо - включил громкую связь, пообщался с водителем, есть специальная кнопка звонка", - уточняет Сергей Соколов.

Кресла напротив основных сидений по нажатию кнопки складываются и вместе с центральной консолью превращаются в некое подобие барной стойки

Уже сейчас можно достать ноутбук и поработать - в салоне есть розетка на 220 Вольт. Общий свет можно отключить, оставив лампу точечного освещения - как в самолете. Есть внутри и небольшой холодильник - причем содержимое останется холодным независимо от того, заведена ли машина. Есть и бар, который изначально был задуман как спецотсек для "ядерного чемоданчика".

"У ГОНа есть определенные требования для автомобиля президента. Это, во-первых спецотсеки. Во-вторых, защита от радиопомех. В третьих, это защита от соленой воды. Само собой, внутри должна быть установлена бронекапсула. И если присмотреться, сиденья отодвинуты таким образом, чтобы оставить пространство для листов брони. Внутри будет так же свободно, но вес машины увеличится на полторы-две тонны", - рассказывает Соколов.

Бар изначально был потайным отсеком. Таких "секретов" в автомобиле должно быть несколько. Всех, понятное дело, нам не показали

Приборная панель нового зиловского лимузина мало чем отличается от "приборки" старого - сохранены и общая "планировка" и отдельные детали вроде шрифтов. Говорят, у водителей к классическому дизайну претензий нет. Но время берет свое - и ряд показаний может быть продублирован проекцией на лобовом стекле.

Никаких секретов

Зиловцы не скрывают, что работают в плотном контакте со многими иностранными компаниями. "Работаем с Bosch. Вместе с ними делаем систему тормозов. По идее, сейчас машина должна отправиться на тестовый полигон Bosh для испытаний. Пока мы ее не отдаем, потому что еще не решен вопрос с показом лимузина президенту. Они просят автомобиль на полгода для настройки программ работы ABS и ESP. С 2006 года прошло много времени, и они уже сами предлагают нам новые решения, новые блоки", - уточняет руководитель проекта.

Выбранные водителем параметры проецируются по центру лобового стекла. Любопытно, что кнопка открытия багажника находится не под рукой, а над головой водителя - на потолке

Самый непростой момент в этом автомобиле - подвеска. Фактически она позаимствована у тех самых советских машин. "Лимузин строился небольшим коллективом, времена были неблагоприятные, денег не хватало, - объясняет причины Соколов. - И не получилось бы развивать сразу все направления, приходилось выбирать. В данном случае мы выбрали путь соответствия машины международным стандартам, экономичности и экологичности".

Поэтому конструктивную схему подвески пришлось позаимствовать у старой машины, доработав отдельные детали - к примеру, ступицы: только после этого появилась возможность "вписать" в конструкцию более современную тормозную систему. "Это рабочий образец, удобоваримый. На этой подвеске эксплуатировались все кремлевские ЗиЛы, она признана достаточно надежной. У нее есть свои недостатки, какие мы смогли - устранили. Но обошлись малой кровью. Без вмешательства в конструкцию - торсионы, рессоры остались, зависимый задний мост, но для тяжелой машины это неплохо. Хочется дальше заниматься ее изменением. Ждем финансирования, отмашку сверху", - объясняет Соколов. На бумаге уже есть новая подвеска - полностью независимая, с пружинами вместо рессор. Но воплощение проекта в металле требует времени и денег.

Пока блок управления сделан по образу и подобию аналогиичных систем "Мерседеса". Но на ЗиЛе говорят, что и свои разработки имеются - просто внедрять их будут позже

Блок климатической установки для автомобиля был создан в Нижнем Новгороде. Задача разделить задний салон на зоны с разной температурой была решена с помощью так называемой "люстры", создающей невидимую, но эффективную воздушную завесу. Разница в температуре - до шести градусов. Ни в одной другой машине, уверены зиловцы, такого нет. "Мерседесы" и "Майбахи" - многозонные условно, потому что воздух все равно перемешивается. А на эту систему мы даже получили патент, настолько она своеобразная", - с гордостью говорит Соколов.

Оформлен патент и на конструкцию "дверного узла". Если обратить внимание на большинство лимузинов, то нетрудно заметить, что передняя и задняя дверь разделены глухой стенкой приличной длины. Многие производители были бы не против заменить ее на еще одну, среднюю дверь. Да так чтобы средняя и задняя дверь распахивались в разные стороны. И чтобы между ними не было никакой стойки - только широченный, под два метра дверной проем. Но желания не совпадают с возможностями: не удается обеспечить необходимую жесткость кузова. А у зиловцев это получилось: благодаря хитрой системе замков в закрытом состоянии средняя дверь встраивается в силовую структуру кузова, по сути превращается в среднюю стойку. И кстати, некоторые производители уже просили ЗиЛ продать им эту технологию.

Есть, конечно, в этой машине и вещи, которые мало кому понравятся. Знают о них и сами зиловцы. "Первое - это фары. Потом - колеса, их дизайн. Это как хорошая обувь. По внешности много вопросов. Новые технологии ведут к изменению формы машины. Например, карбоновые бампера меняют форму автомобиля. Нам больших усилий стоило подтянуть ее к классическому стилю", - объясняет Сергей Соколов.

Фары представляют собой черновой вариант: в окончательном варианте схема расположения элементов сохранится, а блок рассеивателей (по которому и судят о красоте фар) получит более изысканный дизайн

Сотрудники завода ЗиЛ, которые уже больше шести лет трудятся над проектом лимузина для президента, производят впечатление группы патриотично настроенных единомышленников. Инженеры с нетерпением ждут оценки своей работы от главы государства. Владимир Путин - вопреки слухам - автомобиль пока не видел. А ведь именно от его решения зависит, заменит ли отечественная машина ЗиЛ-4112Р нынешний "Мерседес".

В любом случае, как говорят сами создатели нового ЗиЛа, на проекте уже сейчас можно хорошо заработать. К примеру, продав весь проект стороннему заказчику. "Такие предложения к нам поступали, например, из Саудовской Аравии. Но здесь вопрос в другом: все, кто причастен к созданию этой машины, хотели бы довести дело до конца. Не хочется останавливаться на полпути. Этот проект - самостоятельная единица. Он должен идти дальше", - говорит директор "Депо-ЗиЛ". Да и страшно представить, что станет с ЗиЛом, если плоды его творчества окажутся не нужны собственной стране.

Несколькими днями ранее в прессе появилось сообщение о том, что в Минпромторге горячо обсуждается далеко неновая идея о создании автомобиля, который бы заменил иномарки в парке президента и чиновников рангом пониже. Проект решили назвать «Кортеж », так как он предполагал создание не только «президентовоза», но и авто для его сопровождения. Примерная сумма гранта была озвучена – 1 миллиард евро. Претенденты на реализацию – «ГАЗ» и «ЗИЛ». Последний успел отличиться и выкатил на показ прототип президентского лимузина – ЗИЛ-4112Р.

Естественно, ни о каких миллиардах, инвестированных в концепт (думаем, правомерно называть единичный автомобиль так), речи не идёт. Лимузин представительского класса типа «Pullman» был создан заводом «АМО ЗИЛ» совместно с ЗАО «Депо-Зил». Так вот исполнительный директор ЗАО «Депо-Зил» Сергей Соколов в интервью газете «Известия » сообщил, что «проект спонсировала группа увлеченных достаточно богатых людей». Думаем, что денежная сторона вопроса нас интересует меньше всего, а вот консервативный дизайн и начинка «хай люкс», которые вполне могут оказаться жизнеспособными, заставляют обратить на себя внимание.

На самом деле проект по созданию большого лимузина для высшего руководства страны был задуман ещё в 2004 году. Название он получил пафосное – «Monolit». Задумкам приходилось впадать в кому, их периодически реанимировали, и вот, в 2012 году их довели до реально существующего автомобиля. Ему в ближайшее время предстоит проходить испытания на Дмитровском полигоне для получения одобрительного кивка головой соответствующих ведомств.

Посмотрев на фотографии, как это обычно бывает, читательская аудитория разделится на два лагеря. Просим учесть тот факт, что, во-первых, проект не спонсировался из госбюджета (а кто заказывает музыку, тот и танцует). Во-вторых, у создателей была задача не «тупо понтануться», а показать преемственность в линейке автомобилей, на которых ездили первые лица Советского Союза и России.

Преемственность, мы считаем, реализована на «отлично»: дизайнерские решения прошлых лет присутствуют, но, как говорят в «Депо-Зил», в новом лимузине нет ни одной совпадающей со старым автомобилем детали. Можно усомниться в этом факте хотя бы потому, что подвеска осталась прежней. Да, и ещё… вы должны помнить рисованный Святославом Саакяном концепт «зиловского» лимузина. Так вот, от того, что было нарисовано Саакяном , в ЗИЛ-4112Р нет.

ЗИЛ-4112Р весит 3.5 тонны. Раскочегарить представительский автомобиль предстоит двигателю собственной разработки «ЗИЛа». Рабочий объём равен 7.7 литра – то есть он не изменился. Зато инженеры попрощались с карбюратором и «ввинтили» инжектор. Была решена проблема с перегревом «движка», который не был рассчитан на «пробковое» движение и постоянное «тырканье» на светофорах - инженеры завода полностью переработали систему охлаждения. Мощность мотора выросла на 85 л.с. – с 315 до 400 л.с. Трёхступенчатой механической трансмиссии на смену пришла автоматическая пятидиапазонная, которую разрабатывала американская фирма «Allison».

Мы упомянули, что ЗИЛ-4112Р – лимузин типа «Pullman», то есть кресла в салоне располагаются друг напротив друга, как в зарубежных аналогичных автомобилях. Да, в «Депо-Зил» не стесняются и говорят о своём детище, как о равном «Мерседесу» и «Роллс Ройсу». Может, это и справедливо, потому что кое в чём «зиловский» лимузин даже превосходит «иностранцев»: шесть дверей, ведь средние секции кузова, в отличие от зарубежных авто, открываются. К тому же, задние распашные двери выполняют функцию дополнительной жёсткой опоры.

В ЗИЛе-4112Р установлен раздельный климат-контроль заднего салона: «Салон делится воздушной стеной, которая не позволяет смешиваться воздуху с левой и правой стороны, что дает несколько градусов разницы», рассказал исполнительный директор ЗАО «Депо-Зил» Сергей Соколов радио «Голос России ». Передние сиденья заднего салона автоматически убираются, бак вынесен за спинку заднего кресла.

По поводу бронирования ЗИЛ-4112Р. Автомобиль пока не получил пуленепробиваемой защиты – ждёт испытаний, краш-тестов без «панциря». После того, как станут известны результаты – этот вопрос будет прорабатываться. Желаем удачи!

Вопреки пересудам никаких сумасшедших госзатрат новый автомобиль не потребовал, но называть его перелицовкой ветерана ЗИЛ-41047 тоже несправедливо…

Машину (проект громко именовали «Монолит») шесть лет назад начала создавать на свои деньги частная компания «Депо-ЗИЛ», хорошо известная в узких кругах реставрацией, ремонтом и усовершенствованием легковых автомобилей московского завода. Конечно, с намерением показать готовую машину представителям правительства. Но не менее сильным было жгучее мальчишеское желание сделать что-то свое - небывалое.

По сути, ЗИЛ-4112Р - новый автомобиль, хотя его также можно считать модернизированным ЗИЛ-41047. От старой рамы остались лишь передние и задние элементы, причем места крепления бамперов переработаны в угоду нынешним требованиям безопасности. Они, кстати, не стальные, а из современных материалов. Сохранение традиционной для зиловских «членовозов» стилистики поставили одним из главных условий. Однако от прежнего кузова заимствовали лишь капот да ручки дверей - всё остальное спроектировали и изготовили заново. По сравнению с предшественником машину укоротили примерно на 110 мм, но база выросла на 200 мм.

Салон рисовали и изготавливали в России, используя импортные комплектующие. В нем есть все, что должно и может быть в современном лимузине, - от четырехзонного климат-контроля и электроприводов оконных шторок до экрана в разделительной перегородке, на который, например, можно транслировать картинку с наружных камер.

Двигатель V8 объемом 7,7 л - зиловского происхождения, но серьезно модернизированный. Изменена система охлаждения, - в частности, установлены два электровентилятора, применен верхний термостат. Переработан впускной коллектор, создана система распределенного впрыска с оригинальными дроссельным узлом и программой управления. Мотор, как утверждают, укладывается в Евро-4 и выдает 640 Н.м при 2500–2700 об/мин и примерно 340 л.с. (точных замеров пока не проводили).

Пятиступенчатая автоматическая коробка передач разработана фирмой «Эллисон» специально для ЗИЛ-4112Р. От ЗИЛ-41047 остались рулевое управление и подвески: спереди - торсионная, сзади - рессорная (впрочем, планируют и пневмоподвеску). Тормоза - дисковые вентилируемые, с антиблокировочной системой и системой стабилизации от «Бош».

Оценивать ходовые качества лимузина не стану, хотя проехать на нем удалось. Ведь это пока лишь ходовой макет, к которому нельзя относиться как к полноценному автомобилю. Единственное серьезное замечание - прежней осталась старомодная стесненная посадка водителя. Вот от этой традиции, по-моему, уж точно следует отказаться, пусть слегка пожертвовав длиной пассажирского салона.

Будет ли проект развиваться? Думаю, вряд ли. Государственные мужи уже видели машину, но финансировать долгую, кропотливую и дорогостоящую доводку не обещают. Самостоятельно довести автомобиль до ума «Депо-ЗИЛ», вероятно, сможет, лишь найдя заказы и инвестора.

Но сегодня затевать такое дело, полагаю, бессмысленно. По-хорошему, машине все равно нужны более современные мотор, подвеска и рулевое управление. Подобные автомобили в мире строят могучие концерны, делающие кассу на массовых моделях, а не скромные частные фирмы.

Сделать сказку былью лишь немногим легче, чем дважды войти в одну реку. И те, кто пытается воплотить сказку в металле, пластике и коже, вызывают уважение.

Во второй половине двухтысячных годов ЗИЛ совместно с частной компанией «Депо-ЗИЛ», занимавшейся ремонтом и реставрацией машин, начали разработку нового представительского автомобиля высшего класса.

Проект, получивший название «Монолит», предполагал создание семейства машин, которые могли бы заменить устаревшую модель и стать служебными автомобилями для высокопоставленных чиновников и даже президента.

В 2012 году на мощностях ЗИЛа вручную собрали первый лимузин с индексом 4112Р. Внешне автомобиль был похож на предыдущие представительские модели завода, но его конструкция серьёзно изменилась. Машина стала на 11 см короче, но её колёсная база выросла на 20 см. Подвеска осталась прежней - торсионной спереди и рессорной сзади.

Большинство кузовных панелей были оригинальными. Задние двери распахивались против хода движения, дополнительно можно было открыть «полудверцу», открывающую удобный доступ в салон. В оснащение машины входили, например, раздельный климат-контроль, электроприводы шторок на окнах, встроенный в перегородку салона телевизон, холодильник, электрорегулировки сидений.

На ЗИЛ-4112Р установили модернизированный бензиновый мотор V8 объёмом 7,7 литра и мощностью 340 л. с. Этот силовой агрегат получил изменённую систему охлаждения, переработаный впуск, систему распределённого впрыска топлива. Коробка передач - пятиступенчатый «автомат» Allison.

Дальнейшего развития проект не получил, и лимузин ЗИЛ-4112Р так и остался в единственном экземпляре.