Восстановление аккумулятора смартфона. Восстановление и реанимация свинцово-кислотного аккумулятора

Поскольку любая батарея (аккумулятор) является источником постоянного электрического тока, то рано или поздно заряд её неизбежно истощится. С каждой подзарядкой ёмкость её будет всё меньше и меньше . Таковы законы физики.

Можно только ненадолго продлить её работу. Рассмотрим, как восстановить литий ионный аккумулятор чтобы выиграть время, необходимое для замены батареи.

ВАЖНО. Если вы новичок в технике, то дальше, вообще, ничего не стоит читать - просто идите за новой батареей или пригласите грамотного товарища. (Кума звать не надо!).


Кроме того, вы узнаете о причинах возгорания, взрывоопасности, старении ЛИА. Эта информация поможет определить - что именно произошло с батареей, а также даст возможность избежать ошибок в эксплуатации.

Итак, - литий-ионного типа аккумуляторы (ЛИА) применяются в широком спектре различной современной техники как источник эл. энергии от мобильных телефонов до накопителей в энергетических системах.

Их основные показатели работы могут различаться в таких пределах (это зависит от их хим состава):

  • Напряжение (номинал) - 3,7 В или 3,8 В;
  • Напряжение максимальное - 4,23 В или 4,4 В;
  • Напряжение минимальное - 2,5–2,75 В или 3,0 В;
  • Количество заряд-разрядов - 600 (при потере 20% ёмкости);
  • Сопротивление внутреннее 5–15 мОм/Ач;
  • При нормальных условиях значение саморазряда - 3% в месяц;
  • Рабочий диапазон температур - от минус 20°C до плюс 60°C, оптимальная - плюс 20°C.
  • Если при зарядке ЛИА произойдёт превышение напряжения, то может произойти его возгорание. Для защиты от этого в корпус вставляется контроллер. Его функция - отключить ЛИА. (Также контролируя ток, перегрев и глубину разряда).
  • Для снижения себестоимости не каждый литиевый аккумулятор снабжается контроллером (либо выполняет защиту не по всем параметрам).

ИНТЕРЕСНО: Первым изготовителем литиевых аккумуляторов стала в 1991 г. корпорация Sony.

Устройство и преимущества ЛИА

ЛИА состоит из катода (на фольге из алюминия) и анода (на фольге из меди), разделённых электролитическим сепаратором и помещённых в герметичную «банку».

Катод и анод присоединяются к токосъёмным клеммам.

Корпус иногда оснащён клапаном для сброса давления при аварийных моментах эксплуатации.

В литий-ионном аккумуляторе (ЛИА) заряд переносится ионом лития. Его характерной способностью является способность внедриться в кристаллическую решётку прочих материалов (в нашем случае это графит, окислы или соли металлов), образуя при этом химсвязи.

В настоящее время используются три разновидности материалов для катодов:

  • Лития кобальтаты (благодаря кобальту увеличивается количество зарядноразрядных циклов, а также появляется возможность эксплуатации при пониженных температурах);
  • Литий-марганец;
  • Лития феррофосфат (низкая себестоимость).
  • Преимущества ЛИА состоят в низком саморазряде, большом количестве циклов.

Недостатки ЛИА

Взрывоопасность аккумуляторов Li-ion в первом поколении была обоснована возникновением газообразных образований, которые приводили к замыканию между электродами. Теперь это устранено заменой анодного материала с металлического лития на графит.

Взрывоопасность также возникала в оксиднокобальтовых ЛИА при нарушениях эксплуатации.

ЛИА на литиевоферрофосфатной основе полностью лишены подобного недостатка.

ВАЖНО. Разрядка ЛИА при низких температурах (особенно повторная) приводит к снижению энергии на отдачу до десятков процентов. Кроме того, ЛИА «остро» реагируют на температуру при зарядке: оптимальная - +20 °C, а +5 °C - уже не рекомендована.

Эффект памяти

Исследования подтвердили существование эффекта памяти в ЛИА. Но суть состоит в его принципиальном наличии, а не в его влиянии на работу в целом.

Объяснение этого процесса звучит так: работа батареи заключается в периодическом высвобождении и захвате литиевых ионов и этот процесс при неполной зарядке ухудшается из-за нарушения микроструктуры электрода.

ВАЖНО. Специалистами выделены два правила продления службы ЛИА:

Старение

ЛИА стареют даже вне эксплуатации. Двадцать процентов ёмкости теряются уже через два года. Не следует покупать их «в стол». Смотреть при покупке на дату производства.

Низкие температуры и мощность

До пятидесяти процентов мощности батарей теряется при температуре эксплуатации ниже 0 °C.

Самовозгорание

ЛИА склонны к самовозгоранию. При термическом разгоне неисправного (повреждённого) аккумулятора выделяются вещества ускоряющие его саморазогрев (кислород плюс горючие газы). Поэтому гореть он способен и при отсутствии воздуха.

Для тушения в таких случаях предусмотреть понижение температуры и предотвращать распространение огня.

Приступаем к восстановлению

После того как вам уже известна из вышеизложенного «физика» и «химия» работы ЛИА и его начинка, вы сможете самостоятельно выбрать один из способов для лечения своей батареи, а также оценить «разумность» нижеприведённых методов.

Избавляемся от газов

Нам уже известно, что при неправильной эксплуатации внутри «банки» могут образовываться газообразные вещества.

Суть этого способа состоит в том, что от них нужно избавиться. Для этого сначала снимают верхний блок (контроллер), потом прокалывают обнаруженный колпачок, а затем прижимают к твёрдой поверхности каким-то прессом для высвобождения газов.

После этого заклеивают отверстие эпоксидной смолой и возвращают на место контроллер.

Но перед тем как оживить аккумулятор телефона таким образом помните об ожидаемых опасностях этого способа:

  • Повреждение устройства чрезмерным воздействием;
  • Повреждение электроники под колпачком;
  • Возможность взрыва (самовозгорания) при замыкании катода с анодом.

Кратковременный «возврат» ёмкости

Ненадолго оживить батарею можно если провести «оживление» с помощью блока питания на 5–12 Вольт, резистора от 330 до 1000 Ом и мощностью не менее 500 мВт.

Для этого контакты блока питания соединяют с контактами ЛИА: минус к минусу, а плюс к плюсу через резистор, полярность которого проверяется мультиметром. Время потребления - не более двух-трёх минут.

Обратите внимание, что параметры подаваемого тока должны соответствовать требуемым, а вольтметром или тестером контролируйте напряжение.

Используем холодильник

Следуя этому нехитрому способу, восстановление аккумулятора проводится так:

извлечённый из смартфона аккумулятор нужно поместить в холодильник на время от двадцати до тридцати минут, предварительно поместив в полиэтиленовый пакетик. Затем подключить на одну минуту к зарядке , а потом подождать пока он не прогреется до температуры помещения.

Якобы после этих манипуляций его можно будет использовать как обычно.

Способ заряд-разряд

Этот метод нужно было бы назвать способом реанимации аккумулятора для школьника пятого класса.

По мнению популяризаторов этого «прикола» «привести в чувство» батарею телефона можно путём «несколькократного» (количество раз не указывается) стопроцентного заряда и последующего полного разряда батареи. Для разряда советуют воспользоваться какой-либо ресурсоёмкой игрой или утилитой AnTuTu, каждый раз для этого извлекая и вставляя обратно в мобильник.

Остаётся непонятным каким образом батарея будет заряжаться несколько раз до 100 процентов если она уже находится в нерабочем состоянии ?

«Дикий» метод восстановления

Заключается этот «манёвр» в том, что после снятия защитного контроллера нужно замкнуть между собой каким-либо металлическим предметом выводящиеся клеммы-токосниматели. После этого контроллер возвращается на место.

При этом добавляется ещё один многозначительный момент - в начале процедуры почему-то нужно отклеить наклеечку с техническими характеристиками ЛИА. Вот уж поистине «танцы с бубном»!

Раскачиваем ЛИА, отключённый контроллером

Для предотвращения глубокого разряда литий ионные аккумуляторы снабжены контроллером, который погружает его в «отключку» . В таком случае при замере напряжения на его клеммах перед контроллером - можно обнаружить значение около 2,5 вольт. Значит, батарея ещё жива!

Для этого сначала отключается (отпаивается) схема защиты.

«Банка» подключается к универсальному устройству для заряда-разряда (например, Turnigy Accucell 6). При этом прибор сам отслеживает процесс и восстановление проходит под его контролем.

Кнопкой «TYPE» выбирается программа заряда «Li-Po», ведь наш ЛИА на 3,7V.

С помощью коротких нажатий «СТАРТ» выбираются параметры заряда. Для Li-ion - значение 3,6 V, для Li-pol - 3,7 V.

Нужно выбрать для параметра значение «AUTO», так как в нашем случае заряд не начнётся из-за низкого заряда батареи.

Ток заряда нужно устанавливать на уровне десяти процентов от ёмкости аккумулятора (в нашем случае 150 mA). Значение устанавливается кнопками «+» и «-».

При достижении заряда в батарее 4.2 V устройство будет переведено в режим стабилизации напряжения, а по завершении процесса раздастся звуковой сигнал, а на дисплее будет сообщение «FULL».

И напоследок видео о том, как не нужно восстанавливать батареи

Замечания по технике безопасности

Перед тем как восстановить литий-ионный аккумулятор вы должны вспомнить о нижеприведённых правилах:

  • Нельзя оставлять проблемный ЛИА при проведении ремонта без присмотра. Спонтанное возгорание - это не угроза, а реальный факт.
  • Необходимо периодически контролировать температуру аккумулятора телефона выносной термопарой, можно электронным термометром или хотя бы рукой. Если поверхность показалась горячей, а не тёплой, нужно немедленно прекратить ремонт.
  • Не используйте высокие токи для зарядки. Возможный допустимый максимум - это 50 мА. Рассчитывается такой параметр путём деления напряжения питания БП на ёмкость резистора. Например, при 12 В и 500 Ом - это будет 24 мА.
  • Вместо резистора допустимо использование стандартного 80-мм вентилятора для компьютера.

Помните, что приведённые способы не дают стопроцентного результата, а ответственность в любом случае лежит на вас самих. Особенно это касается гуманитариев.

Не переоценивайте свои знания и возможности. Лучше лишний раз посоветуйтесь со знающими людьми.

А своим опытом делитесь с друзьями и пишите в комментариях.

На автомобильном аккумуляторе лежит важная задача по запуску работы всего устройства. Он также необходим для подпитки бортовой сети машины в случае, если двигатель неактивен. Аккумуляторная батарея (АКБ) может лишиться своих рабочих качеств при неполадках, связанных с электросистемой автомобиля, либо запуском мотора. Решить проблему можно двумя путями: приобрести новое устройство или восстановить то, что уже имеется.

Процедура восстановления может быть применена не только к автомобильным, но и иным аккумуляторам. Фото: i.ytimg.com

Выгодно ли восстанавливать

Сама по себе она достаточно проста, да и правильно восстановленная старая батарея может прослужить дольше, чем недорогая «обновка». Кроме того, самостоятельное определение источника проблемы позволит избежать столкновения с подобными поломками в дальнейшем.

Устройство АКБ

По своей сути автомобильная АКБ – это конструкция из металлических пластин с разноимёнными зарядами. Для их создания используется свинец, никелевые или кадмиевые сплавы. В центральную часть батареи помещают серную кислоту, необходимую для образования гальванической пары. Вся конструкция помещена в пластиковый корпус. Когда на клеммы устройства подаётся ток, в аккумуляторе скапливается энергия.

После получения определённого заряда, АКБ может обеспечивать подачу заряда с уровнем напряжения в 12 В. Фото: yakiru.ru

Запуск автомобильного стартера требует определённого расхода энергии, поэтому в результате устройство разряжается. При исправном генераторе все потери восполняются, пока работает мотор. Если это не совпадает с действительностью, то аккумулятор вскоре перестаёт справляться с поставленными задачами.

Причины поломки

Прежде, чем браться за починку, нужно обязательно выявить и устранить источник проблемы (это же поможет определить, можно ли восстановить аккумулятор).

К числу подобных причин можно отнести:

  • Сульфатацию свинцовых пластин. Происходит по причине частых и продолжительных недозарядов, либо является следствием длительного хранения в разряженном состоянии. Характеризуется быстрым сокращением ёмкости АКБ, недостаточным уровнем мощности. Отмечается перегрев всего внутреннего содержимого батареи и слишком высокий уровень напряжения на выводах.
  • Деформацию и осыпание угольных пластин. Серная кислота приобретает тёмный цвет. Устройство практически не поддаётся восстановлению.
  • Замыкание между пластинами из свинца. Происходит выкипание электролита и чрезмерный нагрев отдельной части аккумулятора. Выход: замена повреждённых элементов.
  • Хранение при чрезмерно низких температурах. Приводит к повреждению пластин и внешнего защитного покрытия, делая последующее восстановление невозможным.

Восстановить аккумулятор можно несколькими способами. Фото: ytapi.com

Какие есть способы восстановления АКБ

Для того чтобы реанимировать АКБ могут применяться различные методы:

  1. Многократная зарядка устройства от источника малого тока с эпизодическим прерыванием процесса. Перерывы необходимы для выравнивания электродных потенциалов в глубинных областях и на поверхности металлических пластин. Это способствует снижению уровня напряжения на аккумуляторе в целом, делая его способным к дальнейшему поглощению заряда.
  1. Выжигание причины замыкания (если речь идёт именно об этом) током большой силы (до 100 Ампер). Метод не очень безопасный и помогает только в удалении солевых отложений.
  1. Растворение сульфатов посредством подачи высокого напряжения (процедура дисульфатирования). Проводится с паузами (через каждые 13 минут), чтобы газовыделение, провоцируемое нарастанием напряжения, не происходило слишком интенсивно. Повышение каждый раз происходит на 0,1-0,2 В (последняя граница – 14,8 В), до тех пор пока ёмкость устройства не перестанет увеличиваться. В начале и конце процедуры потребуется добавить в кислотный раствор некоторое количество воды (для достижения оптимальной плотности).

Есть и ряд других способов, наиболее часто используемых при самостоятельной починке АКБ. О них мы расскажем ниже.

Как восстановить аккумулятор своими руками

Приступая к починке автомобильной аккумуляторной батареи, прежде всего, необходимо произвести следующие действия:

  1. Снять клеммы, осмотреть прибор;
  2. При наличии налёта на электродах из свинца (он может иметь белый, зелёный или синий цвет), снять основную его массу с помощью куска ненужной ткани, а выводы зачистить наждачкой (предпочтительнее брать мелкозернистую);
  3. Попробовать подключить устройство.

Если проблема была именно в плохих контактах, то после такой процедуры стартер должен функционировать нормально. Фото: i.ytimg.com

В противном случае потребуется произвести зарядку-разрядку аккумулятора. У современных моделей эти два процесса могут происходить одновременно, обеспечивая профилактику сульфатации. Более «пожилые» образцы необходимо подключить к источнику энергии с силой тока в 10 раз меньшей, чем ёмкость прибора (напряжение – 14,7-15 В). На такой зарядке он должен простоять в течение 10 часов (можно чуть больше, но не меньше).

Далее следует полная разрядка. Чтобы батарея начала расход энергии, к ней нужно подсоединить автомобильную лампочку. Когда свет погаснет, аккумулятор вновь заряжают. Цикл повторяется несколько раз, пока устройство не восстановится.

Чтобы избавиться от последствий короткого замыкания, можно прибегнуть к помощи десульфатизирующей присадки:

  1. Смешать присадку с серной кислотой (плотность электролита – 1,28 г/см 3)и дать настояться в течение 48-ми часов;
  2. Залить смесь в батарею и измерить плотность состава;
  3. При показаниях до 1,28 г/см 3 производится несколько циклов зарядки-разрядки аккумулятора;
  4. Если элементы устройства не перегреваются, то величину тока можно уменьшить в два раза;
  5. Ещё через пару часов замеряется плотность жидкости, если она не изменилась, то зарядку можно прекратить, а прибор – считать восстановленным.

Слишком плотный наполнитель нужно разбавлять водой, а чрезмерно разреженный – серной кислотой. Когда состав раствора скорректирован, нужно произвести повторную зарядку АКБ.

Ускоренный вариант восстановления аккумулятора

Для тех, кому время слишком дорого, подойдёт следующий вариант восстановления аккумуляторной батареи:

  1. Полностью зарядить АКБ;
  2. Наполнитель слить;
  3. Внутреннюю полость аккумулятора промыть при помощи дистиллированной воды;
  4. Влить в батарею раствор трилона Б (2%) и аммиака (5%);
  5. Спустя час слить смесь, снова промыть «внутренности» дистиллированной водой;
  6. Влить свежий раствор кислоты;
  7. Полностью зарядить устройство.

Не исключено, что раствор с трилоном Б и аммиаком придётся заливать дополнительно ещё 1-2 раза. Процесс считается завершённым, если при попадании смеси в устройство не происходит газовыделения.

Как восстановить даже очень старый аккумулятор – смотрите в этом видео:

Обратите внимание

Ниже приведены некоторые сведения, которые следует учитывать при ремонте аккумуляторной батареи:

  • в герметизированных гелевых или AGM-аккумуляторах не должны быть открыты клапаны, это приводит к потере ёмкости;
  • полная потеря ёмкости аккумулятора диагностируется при уровне напряжения меньше 10 В;
  • в процессе восстановления нельзя прерываться, все процедуры и циклы необходимо проводить до конца.

Работая с химическими веществами нужно всегда соблюдать технику безопасности и не оставлять реагенты в открытых ёмкостях и без присмотра.

Заключение

Большую часть неисправностей в АКБ гораздо легче предотвратить, чем после разбираться с их последствиями. Для этого нужно лишь содержать клеммы и выводы в чистоте, а также каждые полгода заряжать автомобильную аккумуляторную батарею «под завязку» от стационарного источника. Такой нехитрый уход продлевает срок жизни устройства до 5-7 лет.

Приветствую всех! Этой статьей мы начинаем собирать для вас самую полезную и нужную информацию, которая поможет вам пользоваться смартфонами на ОС Android с удовольствием, при этом не теряя в производительности и функциональности самого аппарата.

С приходом эпохи интернета самой наболевшей темой является Быстрая разрядка Аккумулятора. Да это и не странно, потому что сейчас только ленивый не пользуется приложениями, которые постоянно получают информацию и обновления из интернета. Даже если вы этого не хотите, то данная функция по умолчанию включена в операционной системе Android и все проходит без вашего ведома. Нам как пользователям остается только наблюдать с какой огромной скоростью разряжается наш телефон.

Для примера! Телефон Samsung на операционной системе Bada держит заряд 4-5 дней, да тут и не чему удивляться, приложений на эту ОС толком нет, а поиски чего то в интернете с помощью стандартного браузера оставляют желать лучшего, именно за счет этих факторов и держится заряд аккумулятора. Вторым примером послужит Samsung Galaxy S4, который уже имеет на борту третий по счету аккумулятор и держит заряд катастрофически мало.

На примере S4 и рассмотрим проблему и решение, которое поможет нам восстановить работоспособность нашей батареи и продлить срок ее службы. Смартфон ко мне попал с двумя аккумуляторами, естественно Samsung, но уже от других производителей. Первый аккумулятор отработал уже больше года и после полной зарядки, разряжается за несколько часов, при включении Wi-Fi, если отключить инет полностью, то можно на этой батарее растянуть удовольствие до 5-6 часов работы.

Второй аккумулятор новый, но проблема с ним немного иная, при зарядке батареи, когда достигается порог в 88-90% уровня заряда, телефон выключается, появляется пустая батарея на экране, потом полная и так по кругу, при этом заряд батареей больше не берется. В работе данный аккумулятор так же не отличается, с включенным вай-фай заряда хватает максимум на 6 часов не активного использования, при этом разрядка происходит спонтанно и аппарат может выключится в любой неподходящий момент.

Для тестирования восстановления работоспособности аккумуляторов я выбрал два приложения на Google Play, приложения бесплатные это было первым критерием, вторым был рейтинг и кол-во закачек. Отзывы при выборе приложений я за основной фактор не принимаю, так как огромная конкуренция на рынке приложений заставляет многих разработчиков продвигать свои проэкты, скажем прямо, не очень честно. А желающих написать отзыв хороший или плохой за копейки на постсоветском пространстве огромное количество, поэтому отзывы служат уже не более, чем для ознакомления с приложением, а в некоторых случаях уточнения, потому что фильтровать порой спамные отзывы очень сложно.

Восстановление аккумулятора Android

Для тестирования и восстановления аккумуляторов было отобрано приложение Repair Battery Life PRO. Более миллиона установок и около 300 тысяч оценок, с рейтингом почти 5 звезд, сомнений в полезности не оставалось.

Первым делом я сбросил настройки смартфона к заводским настройкам, потому что до конца не было известно, какой именно процесс мог так сильно разряжать аккумулятор. После сброса, заряжаем до максимума аккумулятор и включаем телефон. Сразу приходят обновления ОС Android и других приложений от Google, препятствовать этому не стоит, потому что разработчики совершенствуют и облегчают приложения, что хорошо сказывается на сохранности заряда.

Теперь переходим на Google Play и скачиваем и устанавливаем само приложение Repair Battery Life PRO .

Интерфейс программы русифицирован и довольно прост, не требует от нас никаких особых познаний.


Запускаем приложение, нас встречает сообщение, что нужно сделать проверку аккумулятора, жмакаем ОК, а после этого большую зеленую кнопку START.

Первый аккумулятор, который отработал более года показал средние результаты по тесту. В основном ячейки определились, как со слабым зарядом. После чего Repair Battery предложило исправить это дело, чем продлить время работы батареи на 28%. Я без колебаний согласился. Исправление заняла считанные минуты.

Второй же новый аккумулятор Samsung показал 100% исправности, но напомню, что батарея держала заряд катастрофически мало и при этом заряд мог пропадать в любую минуту, что вызывало внезапное отключение смартфона.

Для тех кто до сих пор упирается, что это все чушь и какие ячейки в батарее, я немного объясню. Аккумуляторы смартфонов, планшетов и ноутбуков сильно отличаются от автомобильных и обычных батареек. И главным отличием является наличие встроенного чипа, который управляет с помощью программной начинки зарядом каждой из многочисленных ячеек, а в последствии и их разрядом. Именно он выдает точные процентные данные о состоянии заряда батареи. И приложение Repair Battery не ремонтирует вашу батарею в прямом смысле разбора, замены кислоты и прочего, а исправляет только программную часть чипа аккумулятора.

Калибровка аккумулятора

Вторым этапом восстановления является правильная калибровка батареи, которая влияет именно на правильное считывание информации о заряде батареи. В случаях сбитой калибровки батарея может долго разряжаться до 80%, а потом сходить до нуля за считанные минуты или часы.

Для калибровки батареи было выбрано связанное с Repair Battery приложение – Advanced Battery Calibrator. Которое можно скачать, как из приложения Repair Battery, так и с Google Play – Advanced Battery Calibrator . Задачей этого приложения является максимально точное считывание данных об уровне заряда батареи и исправлении проблем, которые с этим связаны.

Приложение не русифицировано, но очень простое, для запуска достаточно нажать одну большую кнопку.




После чего приложение в автоматическом режиме определяет модель смартфона, подбирает доступный способ калибровки и исправляет ее.

Многие могут возмутится зачем такое приложение если можно все сделать самому через открытие Root доступа. Я объясню, что все изменения которые вы вносите с помощью Root имеют очень серьезные последствия, которые могут превратить ваш смартфон в кусок металлолома, поэтому я очень настоятельно рекомендую если вы не имеете познаний в работе операционной системы Android, ни при каком желании, не вносить изменения с помощью Root прав. Данные действия могут очень сильно отразится на работоспособности устройства, безопасности ОС и производительности. Будьте очень внимательны при работе с Root правами!!!

Итак, сделаем выводы по каждой из батарей после запуска и исправлений этих двух приложений.

Старый аккумулятор с включенным вай-фай стал держать заряд около суток. Что значительно выше показателей, которые он выдавал до тестирования и исправлений.

Новый аккумулятор стал держать заряд с включенным вай-фай и запущенными онлайн приложениями в среднем двое суток и более. Главным исправлением я считаю то, что батарея после работы данных приложений стала заряжаться до 100%, пропало выключение на пороге 88 – 90%, пропали внезапные отключения смартфона. Единственное, что все же не совсем четко отображается процент уровня заряда, так до 40-50% разряжается практически весь рабочий промежуток, а остальное уходит за считанные часы, но данный баг у многих проходит по истечении некоторого времени. Кстати, такой баг очень часто замечается и на новых телефонах, так что возможно он еще зависит от степени разработки аккумулятора, так как он еще новый, то и показатели до приработки не совсем точны.

Не каждый автолюбитель знает, как восстановить автомобильный аккумулятор. А это может продлить его жизнь на несколько лет и уберечь автовладельца от неожиданных финансовых расходов. На сегодняшний день существуют четыре основных способа продления эксплуатации любого аккумулятора.

Аккумулятор отвечает за процесс беспрерывных поставок требуемого напряжения. Соответственно, они являются незаменимой составляющей работы определенных механизмов машины и ее и приборов. Всем известно, что ничто не вечно. В итоге каждый автомобиль нуждается в регулярных техосмотрах с целью определить негодные детали. Как правило, любой аккумулятор (наиболее распространенные – кислотный щелочной и литиевый) можно отремонтировать. Этот вариант лучше, чем сразу бежать в магазин за новым.

Что же касается кислотно-щелочных (их также называют свинцово-гелиевыми), то их структура представлена следующим образом – пара пластинок типа «плюс-минус» из свинца в серной кислоте. Именно они наиболее распространены в сфере автомобилестроения и в производстве карманных фонариков. Тем не менее, служит такой аккумулятор относительно недолго.

Первый способом восстановление акб – использование неоднократной подзарядки при помощи тока небольшой силы. При этом зарядный процесс должен предусматривать временные отрезки между подзарядками. Таким образом, начиная от первой подзарядки и заканчивая последней, напряжение, находящееся в батарее, постепенно растет и как результат – она прекратит воспринимать сам заряд.

Паузы необходимы для того, чтобы потенциалы электродов, находящиеся в глубине массы самих пластин и на их поверхности, выровнялись, что делает восстановление более безопасным. Параллельно самый плотный электролит начинает течь непосредственно из пор самих пластин в пространство, расположенное между электродами.

Вместе с циклическим зарядом и вместе с ростом емкости батареи плотность самого электролита тоже повышается. Необходимо дождаться того момента, когда напряжение секции будет равно двум с половиной вольтам, а показатель плотности достигнет нормального уровня. Только тогда автомобильный аккумулятор должен «отдохнуть». Такой цикл следует повторять до восьми раз. Также сам ток заряда должен быть ровно в десять раз меньше самой емкости заряжаемой батареи.

Замена электролита

Непосредственное восстановление батареи можно провести и при помощи способа замены. Для этого нужно полностью слить электролит, а потом несколько раз тщательно промыть аккумулятор горячей водой. После этого потребуются три чайных ложки обыкновенной соды, которые нужно разбавить в ста миллилитрах воды.
Полученную жидкость необходимо прокипятить, влить вместо электролита, а после двадцати минут – слить. Такое действие нужно повторить несколько раз, с последующим троекратным промыванием той же горячей водой.

Данный способ отлично подходит для батарей авто. Последний этап этого процесса оканчивается вливанием новенького электролита и суточной зарядкой. После этого аккумулятор заряжают по шесть часов десять дней подряд. Зарядное устройство должно иметь следующие характеристики – напряжение не больше шестнадцати вольт, но не меньше четырнадцати, а сила тока не больше десяти ампер.

Обратная зарядка

Восстановление при помощи обратной зарядки тоже возможно. Тем не менее, этот способ предусматривает наличие довольно мощного источника самого напряжения (тот же сварочный аппарат). Он должен обладать напряжением не менее двадцати вольт с силой тока не менее восьмидесяти ампер. Раздобыв необходимое устройство, следующим шагом становится открытие пробок банок и их обратная зарядка. Чтобы провести такую зарядку, нужно прикрепить «плюс» зарядного прибора к «минусу» батареи, а к ее «плюсу» – «минус» зарядного прибора.А это может продлить его жизнь на несколько лет и уберечь автовладельца от неожиданных финансовых расходов.

Во время процесса зарядки акб будет кипеть, но ничего страшного. Сама зарядка должна длиться не меньше и не больше получаса, после чего старый электролит сливается, емкость промывается горячей водой и только тогда можно вливать новый электролит. Следующим действием становится использование иного зарядного прибора с током до пятнадцати ампер. Им заряжают акб целые сутки.

Восстановление заряда в дистиллированной воде

При помощи последнего, четвертого способа аккумулятор реально восстановить меньше чем через один час. Если он полностью разряженный, то его следует предварительно зарядить. После этого также полностью сливают электролит и промывают несколько раз водой. Дальше необходимо влить в промытую емкость аккумулятора раствор трилона Б аммиачного типа, который включает в своем составе два процента этого же трилона и пять процентов самого аммиака. При его помощи проводится процесс так называемой десульфатации, который длится до одного часа. Во время данного процесса происходит характерное выделения газа и возникновение небольших брызг на поверхности влитого раствора.

После всего вышеописанного необходимо промыть аккумулятор несколько раз простой дистиллированной водой с последующим влитием электролита приемлемой плотности. Потом проводится зарядка батареи и ее можно считать полностью отремонтированной. Подведя итоги можно сказать, что, в целом, восстановление автомобильного аккумулятора можно считать не очень сложным делом.

Я могу с уверенностью сказать, что прекращение выделение газа свидетельствует о завершении десульфатации. Если же сульфатация чересчур сильна, то необходимо повторить процесс обработки, чтобы восстановить акб полноценно.

Видео “Как восстановить емкость старого аккумулятора”

На записи показан способ зарядки свинцового аккумулятора в домашних условиях.

Всем привет! Многим автолюбителям знакома ситуация, когда их аккумулятор безнадежно теряет емкость. Но не нужно спешить в магазин за новым. Ведь старую батарею еще можно вернуть в строй. Просто нужно знать, как восстановить аккумулятор автомобиля. Об этом мы с вами и поговорим.

Почему ломается аккумулятор

Прежде чем разбираться, как восстановить автомобильный аккумулятор, давайте определим причины, по которым он выходит из строя.

Причины потери емкости:

  • сульфатация пластин – самая распространенная неисправность. Диагностируется просто – аккумулятор быстро теряет заряд. Обычно возможно сделать восстановление емкости;
  • не работает одна из банок – чаще всего возникает в результате короткого замыкания между контактными пластинами. В этом случае, замкнутая банка начинает перегреваться и кипеть при эксплуатации на машине. А в аккумуляторе сильно просаживается емкость – его часто не хватает, чтобы завести авто;
  • осыпание угольных пластин – электролит становится мутным или черным. В этом случае, аккумулятор как правило не подлежит восстановлению;
  • замерзание электролита – если использовать аккумулятор с низкой плотностью в сильные морозы – электролит замерзнет. Как результат – корпус может потрескаться, а пластины деформироваться. В этом случае, однозначно придется покупать новую батарею – аккумулятор восстановить не получится.

Если говорить просто – причины для преждевременного выхода из строя АКБ две. Либо брак производителя, например, некачественная обмазка пластин, может привести к замыканию в банках. А вторая причина – это неправильная эксплуатация. Чаще всего, в результате получается сульфатация пластин.

Поскольку, это наиболее распространенная неисправность, давайте рассмотрим ее подробнее. Стоит отметить, что приведенные в статье рекомендации по восстановлению АКБ, относятся к кислотным батареям. Щелочной тип ремонтируется по другому.

Что такое сульфатация пластин

Как вы знаете, принцип работы кислотно-свинцового автомобильного аккумулятора, основан на применении жидкого электролита. А его основная характеристика – это плотность, которая должна быть в пределах 1,25 г/см3 – 1,27 г/см3 для заряженного АКБ.

В процессе зарядки на свинцовых пластинах накапливаются активные вещества, а плотность электролита повышается, т.к. поглощается дистиллированная вода. А когда аккумулятор разряжается, его плотность падает, выделяется дистиллят, а серная кислота поглощается.

Также, в процессе поглощения энергии, на пластинах начинают появляться кристаллы – сульфаты свинца. При штатном режиме эксплуатации, т.е. когда аккумулятор работает циклично – это явление не причиняет ему вреда. При следующей зарядке, сульфаты просто размываются.

Но, в работе АКБ есть неприятная зависимость:

  • малый разряд – образуются небольшие кристаллы, которые легко растворяются;
  • глубокий разряд – появляются крупные сульфаты, которые не растворяются в электролите.

Таким образом, при неправильной эксплуатации АКБ, поверхность пластин уменьшается за счет сульфатации, а его емкость падает.

Десульфатация аккумулятора

Восстановление автомобильных аккумуляторов с упавшей емкостью в результате сульфатации пластин делается такими методами:

  • физическая очистка пластин;
  • химическая очистка;
  • десульфатация при помощи зарядного устройства.

Давайте рассмотрим эти способы подробнее.

Физическая очистка

Это довольно экстремальный метод. Восстановление аккумулятора сводится к выемке пакетов контактных пластин и их ручной очистке.

Как оживлять батарею:

  • в верхней крышке вырезаются окошки – лучше всего делать это тонким паяльником или раскаленным ножом – в банки не будет лететь мусор от пластика. Хотя, можно воспользоваться и электролобзиком;
  • пластины вынимаются через отверстия и очищаются;
  • после этого, их нужно тщательно промыть дистиллированной водой;
  • внутренности банок также промываются дистиллятом;
  • контакты помещаются назад, окошки запаиваются;
  • в аккумулятор заливается электролит до уровня;
  • АКБ ставится на зарядку.

С одной стороны – все просто. А с другой, есть одно большое но – свинцовые пластины очень хрупкие, особенно после длительного употребления. Поэтому велика вероятность, что они разрушатся в процессе очистки. Ремонтировать свой аккумулятор этим способом можно лишь в случае его полной безнадежности.

Химический способ

Для этого потребуется специальный химический раствор Трилона В. Реанимация аккумулятора этим способом не занимает много времени – десульфатация проходит за 1-2 часа. Единственная сложность в приготовлении самого раствора.

Что нужно делать для восстановления емкости:

  • АКБ полностью заряжается;
  • из него полностью сливается электролит;
  • банки хорошо промываются дистиллированной водой;
  • в батарею заливается раствор Трилона В и оставляется примерно на час. Процесс растворения сульфатов будет сопровождаться газовыделением и кипением. Когда реакция закончится – операцию можно повторить;
  • аккумулятор нужно еще раз промыть дистиллированной водой, после чего, в банки заливается свежий электролит нужной плотности;
  • АКБ ставится на зарядку.

Этот способ восстановления довольно действенный после глубокой разрядки. Но есть в нем и минусы – во время манипуляций с АКБ, между пластинами могут попасть кусочки свинца – как результат банки могут закоротиться.

Десульфатация АКБ при помощи зарядного устройства

Самый распространенный метод ремонта АКБ в домашних условиях – это использование зарядных устройств. Процесс простой, но долговременный.

Ремонт можно делать несколькими способами, но суть их сводится к чередованию полного заряда с разрядом. Т.е. сульфаты растворяются естественным образом. Давайте рассмотрим, как восстановить старый аккумулятор при помощи зарядного устройства.

Кстати, в первую очередь, нужно проверить уровень электролита. Если он ниже нормы – обязательно долить дистиллированной воды. Лить электролит нельзя – в процессе десульфатации его плотность поднимется, и он разъест пластины.

Импульсный заряд

Для этого понадобится зарядное устройство для акб, умеющее работать в импульсном режиме и снабженное функцией десульфатации. Оно подключается к АКБ и все. Устройство само делает десульфатацию.
Принцип работы довольно прост:

  • аккумулятор заряжается на малом токе в течение 10 минут;
  • затем на него подается нагрузка и он разряжается в течение одной минуты.

Временной интервал может быть разным, но суть от этого не меняется. Это вариант можно использовать в несильно запущенных случаях. Еще один минус, это цена прибора. Она может быть выше чем стоимость аккумулятора и варьируется в пределах 5-10 тысяч рублей.

Восстановление обычным зарядным

Самый простой и доступный метод. Тем более, обычное зарядное есть у большинства автомобилистов. Давайте разбираться, как восстановить аккумулятор этим способом.

Последовательность действий:

  • АКБ нужно поставить заряжаться на низком токе. Ставим на зарядном 14 В и 0,8-1 А. Аккумулятор нужно заряжать в течение 8-10 часов. Если начинает кипеть – нужно уменьшить ток;
  • результатом такой подзарядки будет небольшой рост напряжения в АКБ;
  • АКБ снимается с зарядки и отстаивается в течение суток;
  • после этого нужно немного увеличить ток – до 2-2,5 А и оставить батарею заряжаться на 7-8 часов;
  • в результате, должна немного подняться плотность и вырасти напряжение;
  • батарея разряжается до 9 В. Для этого нужно подсоединить к клеммам автомобильную лампу дальнего света и подождать пока он сядет;
  • цикл повторяется до получения напряжения в 12В и нормальной плотности.

Способ, конечно не быстрый, но довольно эффективный и позволяет оживить довольно запущенные батареи.

Если в АКБ замкнула банка

Эта поломка весьма пагубна для всей батареи, т.к. неработающая банка оказывает влияние на работающие. Дело в том, во время зарядки АКБ, напряжение равномерно распределяется между всеми пакетами пластин. А когда одна банка не работает – на остальные подается слишком высокий ток. В результате кислотный аккумулятор начинает кипеть, что вызывает сульфатацию пластин.

Давайте разберемся, как восстановить автомобильный аккумулятор с нерабочей банкой. На самом деле, не все так страшно:

  • нужно выяснить, какая банка не рабочая. При заряде она может кипеть, либо наоборот – будут кипеть другие, а замкнутая будет мертвой;
  • из банки выливается весь электролит;
  • в верхней крышке прорезается отверстие;
  • свинцовые пластины достаются из банки и хорошо промываются в дистиллированной воде;
  • теперь нужно найти причину замыкания – для этого пластины внимательно осматриваются. Кстати, если АКБ старый – причина замыкания может быть в осадке на дне банки. Поэтому если он есть – его нужно вымыть;
  • после, промывки и осмотра, пакет ставится назад в банку, а крышка запаивается.

Если все делать аккуратно – большая вероятность того, что батарею удастся отремонтировать. Важно помнить о том, что ее нельзя сильно бултыхать и переворачивать вверх ногами – замкнуть может и другие пластины.

Если аккумулятор необслуживаемый


Восстановить необслуживаемый аккумулятор гораздо сложнее – в нем нет доступа к банкам. Т.е. нет возможности проверить плотность электролита. На некоторых форумах, на вопрос можно ли добраться до внутренностей батареи, советуют просверлить верхнюю крышку.

Лучше этого не делать – в таких аккумуляторах, в верхней крышке устроена система газоотвода. Если ее нарушить – АКБ точно не получится отремонтировать. Поэтому давайте рассмотрим, как правильно восстанавливать такие батареи:

  • во-первых, нужно определить уровень электролита в банках. Сделать это можно просвечивая их ярким фонариком;
  • если он ниже нормы – в верхней части АКБ (выше уровня электролита) делается небольшое отверстие – 2-3мм в диаметре;
  • через него шприцом заливается дистиллированная вода;
  • отверстия запаиваются.

Также, для восстановления емкости помогает цикличная зарядка и разрядка.

Гелиевый аккумулятор

Восстановление гелевых аккумуляторов несколько проще – ничего сверлить не нужно. Этот вид АКБ нельзя восстановить в двух случаях:

  • разрушение пластин. Обычно происходит при длительном использовании АКБ при высоких температурах;
  • вздутие батареи.

В отличие от кислотных, гелиевые батареи, чаще всего выходят из строя полностью.

Что нужно делать для реанимации:

  • снимается верхняя крышка;
  • под крышкой находятся резиновые колпачки – их тоже нужно снять;
  • желательно взять фонарик и посветить внутрь каждой банки. Если поверхность пластин светлая и нормальной формы – идем к следующему шагу. А если внутри черная труха, АКБ можно выкидывать – вернуть к жизни его не получится;
  • внутрь каждой банки добавляется по два кубика дистиллированной воды и АКБ запечатывается. Важно проследить, чтобы верхняя крышка села плотно.

Если же он сильно потерял емкость – его можно реанимировать, погоняв цикличными зарядами и разрядами. Эта процедура описана выше, главное не разряжать АКБ ниже 10,5 В.

Таким образом, восстановить аккумулятор своими руками вполне возможно. Конечно, это займет время, а в некоторых случаях результат может получиться не очень. Но, тем не менее – попробовать стоит. А новый АКБ вы купить всегда успеете. Кроме того, такими же способами восстанавливаются и сухозаряженные аккумуляторы.

На этом все, надеюсь, материал был полезным, и вы сможете восстановить свой аккумулятор. Не забывайте оставлять свои комментарии.