Машина эвакуатор применение сотрудниками гаи. Могут ли эвакуировать машину с парковки или от дома – что делать в случае незаконной эвакуации авто? Что не сделано

Эвакуация автомобиля на штрафстоянку - весьма неприятная ситуация. К тому же, не всем понятны правила, на основании которых осуществляется эвакуация, и их законодательное происхождение. Когда возможна принудительная эвакуация транспортного средства? Нужно ли за нее платить, и если нужно, то сколько? Что делать, если вы не нашли свой автомобиль на прежнем месте? В этой статье мы ответим на все вопросы, связанные с отправкой авто на штрафстоянку.

Чем регламентирована принудительная эвакуация?

Для того чтобы разобраться в правилах эвакуации автомобилей и в своих правах в этой ситуации, необходимо знать, какими законодательными актами (федеральными и региональными) регламентируется принудительная эвакуация. К примеру, при изучении ситуации в Москве следует пользоваться нормативными источниками:

  • КОАП РФ (закон № 195-ФЗ от 30.12.2001).
  • Методические указания по расчету тарифов на перемещение и хранение задержанных транспортных средств и установлению сроков оплаты, утв. приказом Федеральной антимонопольной службы от 15.08.2016 № 1145/16.ПП Москвы от 09.04.2013 г. № 216-ПП.
  • Закон города Москвы от 11.07.2012 № 42, касающийся порядка перемещения транспортных средств на штрафстоянку, их возврата, а также оплаты расходов на их перемещение и хранение.

Вооружившись этими законами и нормативами, мы и будем разбираться с вопросами о принудительной эвакуации.

Не знаете свои права?

Когда допускается эвакуировать автомобиль?

Перечень ситуаций, при которых применяют в качестве наказания эвакуацию автомобиля на штрафстоянку, приведен в статье 27.13 КОАП РФ. Это:

  • Незаконное использование транспорта, зарегистрированного в иностранном государстве, для перевозок людей и грузов (статья 11.26)
  • Управление автомобилем человеком, который не имеет при себе документов, разрешающих управление (статья 12.3 ч. 1).
  • Управление автомобилем с неисправными тормозами (статья 12.5 ч. 2).
  • Управление автомобилем лицом, не имеющим такого права или лишенным его (статья 12.7 ч. 1-2).
  • Управление автомобилем нетрезвым водителем (статья 12.8, ч. 1, 3).
  • Игнорирование правил, обозначаемых дорожными знаками или разметкой, которые запрещают стоянку или остановку (статья 12.16 ч. 4-5).
  • Парковка или остановка на пешеходном переходе или на расстоянии менее 5 метров до него или на проезжей части, если это помешало движению других авто (статья 12.19 ч. 2, 3, 4, 6).
  • Несоблюдение правил крупногабаритной и тяжеловесной грузовой перевозки (статья 12.21.1 ч. 1-6).
  • Нарушение правил перевозки опасных грузов (статья 12.21.2 ч. 1).
  • Отказ от медицинского освидетельствования при подозрении на опьянение (статья 12.26).
  • Употребление алкоголя, наркотиков или психотропных веществ после ДТП до проведения медицинского освидетельствования (статья 12.27 ч. 3);
  • Использование транспортного средства исключительно или преимущественно в качестве передвижной рекламной конструкции (ст. 14. 38 ч. 2).

Указанный перечень исчерпывающий. Если ваш автомобиль эвакуировали или пытаются эвакуировать по другим основаниям, знайте: это незаконно.

Правила эвакуации автомобиля на штрафстоянку

  1. Перед тем как эвакуировать автомобиль, сотрудник ГИБДД обязан составить протокол о его задержании - обязательно в двух экземплярах. Протокол подписывается сотрудником и нарушителем. Если последний отказывается ставить свою подпись, в протоколе делается соответствующая запись. Составление протокола должно происходить при участии свидетелей или с использованием видеозаписи.
  2. В протоколе указываются: точное время, дата, место. Обязательно прописывается основание принудительной эвакуации автомобиля - одна из вышеприведенных статей КОАП. Также должны быть указаны фамилия и инициалы сотрудника, составившего протокол, и его должность. В протокол вносятся сведения об автомобиле и его владельце, а также об органе, который будет осуществлять задержание машины, и о его представителе. Если задержание автомобиля происходит в вашем присутствии, потребуйте внести в протокол информацию о наличии личных и ценных вещей в автомобиле, а также настаивайте на том, чтобы инспектор описал все имеющиеся на данный момент неполадки и повреждения автомобиля.
  3. Все места доступа в автомобиль опечатывают.
  4. Перемещение автомобилей на штрафстоянку, их хранение и оплата за эти действия регламентируются законами субъектов Российской Федерации. Единых норм и законов для всех регионов России сегодня не существует.
  5. Срок задержания начинает течь с момента составления протокола.

Стоимость эвакуации автомобиля на штрафстоянку

Как вы уже поняли, стоимость эвакуации автомобилей в различных российских городах и регионах не одинакова. В Москве она устанавливалась распоряжением Департамента экономической политики и развития Москвы № 35-Р от 09.09.2013 Приказом департамента 30.08.2016 № 83-ТР распоряжение признано утратившим силу. Тарифы, действующие в 2017 году, определены в приказе Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы от 29.12.2016 № 61-02-518/6. Давайте посмотрим, во сколько обойдется эвакуация машины в столице:

  • Одно транспортное средство, кроме грузового и негабаритного — 8 125,45 руб. Грузовые авто и негабаритный транспорт — 29 263,91 руб.

А хранение автомобиля на столичной штрафстоянке (за сутки) обойдется в 2 090,69 руб.

Обратите внимание, что, согласно закону Москвы № 42 от 11.07 2012, оплате подлежат только полные сутки нахождения автомобиля на штрафстоянке (статья 6 п. 2). Также помните о том, что оплата услуг по эвакуации и хранению вашего автомобиля не освобождает вас от уплаты штрафа за совершенное правонарушение.

Эвакуация автомобиля на штрафстоянку 2017-2018

Скажем прямо, что сегодняшняя ситуация с принудительной эвакуацией, по сравнению с предыдущими годами, усложняется. Увеличиваются штрафы, появляются новые основания задержания авто, отменяются положения, которые были удобны водителям.

В частности, еще совсем недавно действовало ПП № 759 от 18.12.2013, содержащее следующую оговорку: эвакуацию автомобиля на штрафстоянку осуществляют при невозможности устранения на месте причины, ставшей ее основанием. Например, ранее водитель, забывший документы дома, мог позвонить своим близким и попросить, чтобы ему их привезли. И инцидент считался исчерпанным. Теперь ПП № 759 отменено, и возможность устранения вами нарушений на месте очень спорна.

Есть и непонятные моменты. Так, из новой редакции КОАП исчезла норма о том, что нахождение автомобиля на штрафстоянке первые сутки должно быть бесплатным. Однако, как мы уже упоминали, есть московский закон № 42, который разрешает взимание оплаты только за полные сутки. Видимо, спорные ситуации придется разрешать в суде.

  1. Если вы, отлучившись с места парковки автомобиля, не обнаружили его по возвращению, есть очень большая вероятность, что его эвакуировали. Для того чтобы прояснить ситуацию, самое простое, что можно сделать - позвонить по телефону 02.
  2. Помните, что самая частая причина эвакуации - парковка в неположенном месте.
  3. До того как будет подписан протокол и акт передачи автомобиля, у вас есть небольшой шанс забрать его на месте. Если же акт подписан (даже в вашем присутствии), вам машину уже никто сразу не отдаст - придется ехать за ней на штрафстоянку.
  4. Эвакуировать автомобили с находящимися внутри людьми запрещено. Если вы или кто-то из пассажиров останетесь в салоне, эвакуации удастся избежать, однако это чревато другой ответственностью - за неповиновение сотрудникам полиции.

В последние годы в правила задержания автомобилей и порядок их последующей эвакуации вносилось несколько изменений. Большинство из них были направлены в сторону водителя. Что это за изменения? За что автомобиль могут эвакуировать, а за что – нет? Когда авто вернут владельцу? Ответим на эти вопросы в данной статье.

Когда авто эвакуируют, а когда выписывают только штраф?

Существует несколько случаев, когда к нарушителю ПДД не просто применяют штрафные санкции, но и прибегают к иным мерам пресечения нарушения. Транспортное средство такого автовладельца будет задержано и эвакуировано, если совершена стоянка:

  • четырехколесных (и более) транспортных средств во втором, третьем и последующих рядах;
  • в тоннеле;
  • на дороге, при условии, что зазор от машины до разделительной полосы составляет 3 метра и меньше;
  • в непосредственной близости от пешеходного перехода (не более 5 метров) или на нем;
  • на расстоянии в 15 метров или ближе от обозначенной остановке автобусов, троллейбусов, такси, если в этом промежутке нет стояночных мест;
  • под запрещающими знаками, при наличии таблички, сообщающей о работе эвакуатора;
  • где ТС заблокировало въезд/выезд иным автомобилям;
  • на площадке, предназначенной для инвалидов;
  • на пешеходном тротуаре;
  • на трамвайных путях или возле них, при условии, что автомобиль мешает движению трамвая;

Также транспортное средство эвакуируют, если обнаружено:

  • отсутствие документов у лица, управляющего машиной;
  • неисправность тормозной системы;
  • наркотическое либо токсическое опьянение лица, управляющего ТС, или его отказ пройти освидетельствование;
  • несоблюдение правил перевозки грузов (опасных и/или негабаритных).

ТС не подлежит задержанию, если совершена стоянка:

  • под запрещающими знаками при отсутствии таблички, сообщающей о работе эвакуатора;
  • на велосипедной полосе (не дорожке);
  • при которой транспортное средство загораживает светофор и/или дорожные знаки;
  • в непосредственной близости (не более 5 метров) от перекрестка или на нем;
  • в непосредственной близости (не более 100 метров) от опасных поворотов;
  • в непосредственной близости (не более 50 метров) от железнодорожного переезда или на нем;
  • на краю дороги, если присутствует обочина;
  • поперек дороги;
  • на левой стороне проезжей части.

Какие документы регламентируют порядок задержания транспортного средства?

Правила задержания и эвакуации ТС регламентируются Федеральным законом «О безопасности дорожного движения», а также КоАП РФ. В оба эти документа вносились изменения в 2015 и 2016 годах соответственно.

Суть изменений от 8 июня 2015 года:

  1. Задержанное ТС возвращают лицу, которое может управлять им прямо на месте нарушения, если будет устранена причина задержания. То есть, если авто было неправильно припарковано, но водитель успел вернуться до того, как машину увезли – транспортное средство возвращается в его распоряжение. Но если эвакуатор уже начал движение – автомобиль можно будет забрать только со штрафстоянки.
  2. Должностное лицо (инспектор ГИБДД) должно находиться на месте задержания авто, до момента, пока оно не будет эвакуировано. Поправка принята для того, чтобы водитель, если успеет, смог вернуть свое транспортное средство, потому что только лицо, производившее задержание может вернуть машину владельцу.
  3. Если должностное лицо не выполнило требование владельца вернуть ему транспортное средство до начала движения эвакуатора (при условии, что он может им управлять), на него налагается штраф в размере 20 000 рублей.
  4. За стоянку на месте для инвалидов предусматривается эвакуация.
  5. Если под знаками «Остановка и стоянка запрещены», «Стоянка запрещена» нет таблички, сообщающей о работе эвакуатора – задержание ТС невозможно.

Суть изменений от 1 сентября 2016 года:

  1. Возмещение затрат на эвакуацию автомобиля можно оплачивать после того, как транспортное средство будет забрано со штрафстоянки.
  2. Владельцу или лицу, его заменяющему, обязаны предоставить копию протокола задержания, даже если сам протокол был составлен без его участия.
  3. Тарифы услуг эвакуации и нахождения ТС на штрафстоянке подлежат государственному регулированию.

Порядок проведения задержания и эвакуации

Порядок задержания ТС строго регламентирован. В случае обнаружения нарушений ПДД, влекущих за собой эвакуацию, инспектор правоохранительных органов должен:

составить протокол с указанием даты, точного времени, статьи КоАП РФ, на основании которой проводится задержание, места правонарушения, указать информацию о водителе, информацию о должностном лице, проводившим задержание;

  • предоставить копию протокола водителю;
  • составить протокол в присутствии минимум двух понятых, или приложив к нему видеосъемку о задержании авто, если водителя нет на месте;
  • опечатать багажник и все двери, во избежание проникновения посторонних лиц;
  • составить опись ценного имущества, находящегося в авто, по требованию владельца;
  • находиться на месте задержания до тех пор, пока эвакуатор не начнет движение.

После этого машину можно будет забрать только со штрафстоянки. Если решение инспектора было неправомерным, требование оплаты услуг эвакуации можно будет обжаловать в 10-дневный срок.

Эвакуировать из двора можно брошенную или неисправную машину.

Разукомплектованные машины,

ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЙ:

5. Районная администрация информирует владельца транспортного средства о том, что машина признана брошенной или неисправной. Собственника предупреждают, что машину нужно привести в порядок или убрать.

В связи с активными «чистками» городских улиц от неправильно припаркованных автомобилей участились и конфликтные ситуации, в которых права автовладельца при эвакуции соблюдаются не во всем и не всегда. В чем же они состоят, эти права? И что делать, если сотрудники ДПС и эвакуационной службы отказываются их соблюдать.

Когда могут эвакуировать автомобиль

Ситуаций, при которых возможна принудительная эвакуация автомобиля, не так и много. На штрафстоянку авто заберут, если водитель пьян, а другого человека, которому бы он доверил руль, с ним нет (с согласия владельца сесть за руль и отогнать машину в "правильное" место может сотрудник ГИБДД, однако не факт, что он захочет это делать); не имеется документов на машину; авто не может передвигаться дальше (поломка, ДТП). В случае, если транспортное средство стоит в неположенном месте, его также могут забрать на штрафстоянку, и это один из самых распространенных случаев. Бывает, что жители дома обращаются с просьбами убрать со двора старые авто, уже превратившиеся в хлам.

Может ли эвакуатор забрать машину в присутствии владельца

Поговорим о случаях, когда происходит эвакуация автомобиля в присутствии владельца. Если только это не запланированный вызов службы со стороны самого хозяина, то действует следующий закон: задержание автомобиля-нарушителя и его дальнейшее перемещение возможны только тогда, когда владелец отсутствует. К сожалению, нередки случаи, когда права автовладельца при эвакуации нарушаются, и он, застав дорожные службы в самый разгар «операции», не знает, как их остановить.

Вопросы, затрагивающие законность эвакуации автомобиля в присутствии владельца, часто становятся на повестку дня. Бывает, что настойчивые водители, не добившиеся отмены погрузки, успевают заскочить в автомобиль, препятствуя таким образом дальнейшей эвакуации. У всех на слуху недавнее противостояние ДПС и московского водителя, почти сутки проведшего в кабине своего внедорожника прямо на платформе погрузчика и добившегося-таки «свободы» — на штрафстоянку его транспортировать не стали. Подобные случаи, кстати, не так и редки, просто далеко не все из них получают громкую известность.

Итак, может ли эвакуатор забрать машину в присутствии владельца? Нет, если владелец не дает на то своего согласия, трезв и может предъявить документы на авто. Принудительная эвакуация автомобиля в присутствии владельца допустима, если вышеперечисленные требования не соблюдены, а возможности устранить правонарушение не имеется (к примеру, переставить авто на другое место, соответствующее ПДД). Собственно, главным фактором здесь выступают документы на машину – без них вас, увы, владельцем не посчитают.

В России нет единого регламента по вывозу автохлама, как и нет такого понятия в законе. Каждый регион принимает местные нормативные акты.

Инструкция основана на примере Москвы, потому что нормативные акты в разных регионах основаны на едином алгоритме, наиболее полно реализованном в столице.

Время парковки автомобиля никакими нормативными актами не ограничивается. Единственное условие при парковке - транспортное средство не должно нарушать правила дорожного движения. То есть не создавать помех для пешеходов или других транспортных средств.

В Москве (как и в других регионах РФ) неисправные автомобили НЕ МОГУТ храниться на дорогах, во дворах (тем более - на газонах, детских площадках). Владелец обязан отвезти их в гараж, на спецстоянку, либо отремонтировать.

Эвакуировать из двора можно брошенную или неисправную машину.

Брошенными транспортными средствами считаются:

Разукомплектованные машины,

От которых собственники в установленном порядке отказались,

Не имеющие собственников машины.

Неисправными авто считаются при отсутствии: двери, колеса, стекла, капота, крышки багажника, крыла, шасси или привода.

ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЙ:

1. Подайте заявление в районную администрацию.

В нем опишите бесхозный автомобиль, его точное местонахождение, марку, внешнее состояние, госномер (если имеется).

2. На следующий день после получения жалобы администрация отправляет в ГИБДД запрос для установления ФИО и адреса владельца брошенного автомобиля.

3. Администрация создает комиссию, которая в течение трех календарных дней обследует авто.

4. После обследования транспортного средства члены комиссии составляют акт обследования.

Эвакуация автомобиля со двора на штрафстоянку

Районная администрация информирует владельца транспортного средства о том, что машина признана брошенной или неисправной. Собственника предупреждают, что машину нужно привести в порядок или убрать.

6. Чтобы починить или убрать машину, хозяину дается 14 календарных дней. Через 14 дней комиссия повторно проверяет машину. Если ничего не изменилось, составляют акт о принудительном перемещении авто на специальную стоянку.

7. Эвакуаторщики заберут машину в течение трех календарных дней после получения акта о принудительном перемещении авто на спецстоянку. Информацию об эвакуированном авто передают на единую городскую «горячую линию».

8. Если в течение 90 дней после перемещения автомобиля на специальную стоянку владелец не был установлен, машина переходит в собственность муниципалитета и утилизируется.

Полный текст инструкции «Брошенные машины: очистить двор от автохлама» с образцами заявлений можно скачать на сайте Центра защиты прав граждан «Справедливая Россия» по ссылке.

Законные основания для эвакуации ТС

В последнее время, все чаше мы слышим о скандалах связанных с эвакуацией автомобилей на штрафстоянку. Рядовые граждане переживают о сохранности своего имущества, и кажется, что вот-вот эвакуаторы доберутся до автомобилей, припаркованных у дома во дворе. Согласитесь, неприятно, когда существует возможность утром, не обнаружить свой, автомобиль.
Разберемся, что говорит нам закон.

Итак, запомните, все случаи, когда машину могут эвакуировать на штрафстоянку, прописаны в одном документе. Этот документ Постановление Правительства РФ Об Утверждении правил задержания транспортного средства, помещения его на стоянку, хранения, а также запрещения эксплуатации от 18 декабря 2003г. Номер 759. В данном документе перечислено 7 статей КоАП, по которым предусмотрена эвакуация на штрафстоянку. Подробнее о правилах эвакуации мы писали в этой статье.

Проще говоря, закон предписывает эвакуацию транспортного средства если:
1.У водителя нет прав или свидетельства о регистрации ТС
2.Если у машины отказали тормоза или рулевое управление
3.Если водитель пьян.
4.Если водитель отказался пройти мед. освидетельствование
5.Неправильная парковка

Т.е. по КоАП, автомобиль никоим образом не могут эвакуировать на штрафстоянку из двора дома если не нарушены вышеуказанные правила, однако, машину могут эвакуировать, если она мешает проведению коммунальных работ. Например, если на вашей улице будут укладывать асфальт, вас всячески попытаются оповестить о работах, но если вы на них не отреагируете, то машину отвезут на стоянку, или, переставят в соседний двор.
А если, на том месте, где находится ваш автомобиль, прорвется линия водоотвода, к примеру, и потребуется срочно провести работы, времени на оповещение у коммунальных служб не будет, вашу машину непременно эвакуируют или переставят, это нужно учитывать.
Но кто будет оплачивать услуги эвакуатора и штрафстоянки в такой ситуации. Об этом мы уже рассказывали в нашей статье, поэтому скажем итог. В региональном законе для Нижегородской области данный пункт не предусмотрен, следовательно, работа по эвакуации автомобиля должна быть оплачена из местного бюджета.

Сегодня, во время острой нехватки парковочных мест, думаем, многим знакома проблема парковки автомобиля на тротуаре. Автовладельцам часто некуда поставить своего «железного коня», и они оставляют его прямо у подъезда или на пешеходных дорожках. Что же ждет водителя, который припарковал свой автомобиль на тротуаре? Инструкторы по вождению напоминают, что это нарушение ПДД, за которое грозит штраф. Давайте разберемся подробней.


Повышение штрафов за парковку

По словам экспертов, 70 процентов стояночных мест, в частности на тротуарах, в российских городах оборудовано с нарушением всех ГОСТов и требований других нормативных документов. Автоинструкторы говорят, что с одной стороны это плохо, ведь припаркованные таким образом автомобили мешают не только пешеходам, но они закрывают проезд таких служб, как скорая помощь, пожарная и т.п. Но есть и другая сторона вопроса: автовладельцам просто негде оставлять свои машины из-за нехватки стояночных мест.

Недавно МВД приняло решение увеличить штрафы за несанкционированную стоянку, например, на детских площадках, газонах, тротуарах. При этом в Мосгордуме обсуждают вопросы по предоставлению автомобилистам альтернативных мест парковки.

Так, в Москве, планируется увеличить штраф за стоянку на детской площадке с трех тысяч до пяти, так как штрафы в 3 000 рублей в столице просто «не работают».

За парковку машины на газоне ее владельцу придется расстаться с 4 000 рублей. Что касается стоянки на грунтовом покрытии, то есть там, где есть зеленые насаждения, то в этом случае штраф будет две с половиной тысячи рублей. Кстати, стоит отдельно затронут тему парковки на прилегающей территории.

Как наказать водителя за нарушение парковки на тротуаре или газоне?

Сейчас нерадивого водителя могут наказать даже его соседи по квартире, что становится все более распространенной процедурой. Чтобы нарушителя оштрафовали, нужно сфотографировать припаркованный неправильно автомобиль сзади и спереди или сбоку.

Фотографии необходимо делать так, чтобы регистрационные номера машины были легко различимы и понятны. Также на фото должно быть видно, что водителя в автомобиле нет.

Эти фотографии прикладываются к заявлению, которое пишется в ГИБДД. Заявление нужно для того, чтобы было возбуждено дело об административном нарушении. Не забудьте в обращении указать следующие данные:

  • дата и время, когда произошло правонарушение;
  • адрес места, где было зафиксировано авто, припаркованное на тротуаре;
  • регистрационный номер транспортного средства;
  • ваши ФИО, а также контактные данные.

Кстати, образец заявления можно скачать на сайте ГИБДД.

Эвакуация авто со двора дома

Здесь же можно его и отправить. Онлайн-сервис ГИБДД позволяет принимать обращения граждан, прикреплять фотографии и другие материалы.

Эвакуация за неправильную парковку авто

Для автомобилистов самое неприятное в неправильной парковке то, что машину могут эвакуировать.

По закону, если вы увидели, что к вашему автомобилю подъехал эвакуатор, и началась эвакуация, то вы имеете право остановить процесс, устранив причину. То есть вам нужно просто перегнать авто в другое место.

Если вы пришли на место парковки и не нашли своего авто, то обратитесь в дежурную часть УВД и узнайте, где можно забрать машину.

Видеоматериал о том, как власти борются за парковку на тротуаре:

Не нарушайте правила и не попадайтесь на штрафы!

В статье использовано изображение с сайта forum.avtoindex.com

На сегодняшний день эвакуация автомобиля на штрафстоянку — весьма распространённая и неприятная ситуация. Скажем прямо, что сегодняшняя ситуация с принудительной эвакуацией, по сравнению с предыдущими годами, усложняется. Увеличиваются штрафы, появляются новые основания задержания авто, отменяются положения, которые были удобны водителям.

В частности, еще совсем недавно действовало Постановление Правительства № 759 от 18 декабря 2013 года, содержащее следующую оговорку: эвакуацию автомобиля на штрафстоянку осуществляют при невозможности устранения на месте причины, ставшей ее основанием. Например, ранее водитель, забывший документы дома, мог позвонить своим близким и попросить, чтобы ему их привезли. И инцидент считался исчерпанным. Теперь Постановление Правительства № 759 отменено, и возможность устранения вами нарушений на месте очень спорна.

Есть и непонятные моменты в законе. Так, из новой редакции КОАП исчезла норма о том, что нахождение автомобиля на штрафстоянке первые сутки должно быть бесплатным. Однако есть московский закон № 42, который разрешает взимание оплаты только за полные сутки. Видимо, спорные ситуации придется разрешать в суде. К тому же, не всем понятны правила, на основании которых осуществляется эвакуация, и их законодательное происхождение. Когда возможна принудительная эвакуация транспортного средства? Нужно ли за нее платить, и если нужно, то сколько? Что делать, если вы не нашли свой автомобиль на прежнем месте?

Для того чтобы разобраться в правилах эвакуации автомобилей и в своих правах в этой ситуации, необходимо знать, какими законодательными актами регламентируется принудительная эвакуация.

А их несколько:

  • КОАП РФ (Закон № 195-ФЗ от 30.12.2001).
  • Распоряжение Департамента экономической политики Москвы от 09.09.2013 г. № 35-Р, в котором утверждены размеры оплаты расходов на перемещение автомобилей на штрафстоянку и их хранение.
  • Постановление Правительства Москвы от 09.04.2013 г. № 216-ПП.
  • Закон города Москвы от 11.07.2012 г. № 42, касающийся порядка перемещения транспортных средств на штрафстоянку, их возврата, а также оплаты расходов на их перемещение и хранение.

Вооружившись этими законами и нормативами, Вы будете разбираться с вопросами о принудительной эвакуации.

Итак, когда же допускается эвакуировать автомобиль?

Перечень ситуаций, при которых применяют в качестве наказания эвакуацию автомобиля на штрафстоянку, приведен в статье 27.13 КОАП РФ. Это:

  1. Управление автомобилем человеком, который не имеет при себе документов, разрешающих управление (статья 12.3 ч. 1).
  2. Управление автомобилем с неисправными тормозами (статья 12.5 ч. 2).
  3. Управление автомобилем лицом, не имеющим такого права или лишенным его (статья 12.7 ч. 1-2).
  4. Управление автомобилем нетрезвым водителем (статья 12.8, ч. 1, 3, 8).
  5. Игнорирование правил, обозначаемых дорожными знаками или разметкой, которые запрещают стоянку или остановку (статья 12.16 ч. 4-5).
  6. Парковка () или остановка на пешеходном переходе или на расстоянии менее 5 метров до него или на проезжей части, если это помешало движению других авто (статья 12.19 ч. 3, 4, 6).
  7. Несоблюдение правил крупногабаритной и тяжеловесной грузовой перевозки (статья 12.21.1 ч. 1-3).
  8. Нарушение правил перевозки опасных грузов (статья 12.21.2 ч. 1).
  9. Отказ от медицинского освидетельствования при подозрении на опьянение (статья 12.26).
  10. Употребление алкоголя, наркотиков или психотропных веществ после ДТП до проведения медицинского освидетельствования (статья 12.27 ч. 3).

Указанный перечень исчерпывающий. Если ваш автомобиль эвакуировали или пытаются эвакуировать по другим основаниям, знайте: это незаконно.

Правила эвакуации автомобиля на штрафстоянку.

Перед тем как эвакуировать автомобиль, сотрудник ГИБДД обязан составить протокол о его задержании — обязательно в двух экземплярах. Протокол подписывается сотрудником и нарушителем. Если последний отказывается ставить свою подпись, в протоколе делается соответствующая запись. Составление протокола должно происходить при участии свидетелей или с использованием видеозаписи.

В протоколе указываются: точное время, дата, место. Обязательно прописывается основание принудительной эвакуации автомобиля — одна из вышеприведенных статей КОАП. Также должны быть указаны фамилия и инициалы сотрудника, составившего протокол, и его должность. В протокол вносятся сведения об автомобиле и его владельце, а также об органе, который будет осуществлять задержание машины, и о его представителе. Если задержание автомобиля происходит в вашем присутствии, потребуйте внести в протокол информацию о наличии личных и ценных вещей в автомобиле, а также настаивайте на том, чтобы инспектор описал все имеющиеся на данный момент неполадки и повреждения автомобиля.

Все места доступа в автомобиль опечатывают.

Перемещение автомобилей на штрафстоянку, их хранение и оплата за эти действия регламентируются законами субъектов Российской Федерации. Единых норм и законов для всех регионов России сегодня не существует.

Срок задержания начинается с момента составления протокола.

Стоимость эвакуации автомобиля на штрафстоянку, как вы уже поняли, в различных российских городах и регионах не одинакова. В Москве она устанавливается Распоряжением № 35-Р от 09.09.2013 г.

В столице эвакуация машины обойдется:

  • Категории А, В (с двигателем до 80 л.с.) — 3 000 рублей.
  • Категория В (с двигателем более 80 л. с. до 250 л. с.), кроме грузовых — 5 000 рублей.
  • Категория В (с двигателем более 250 л. с.), кроме грузовых — 7 000 рублей.
  • Категория D, грузовые авто, кроме негабаритных — 27 000 рублей.

Хранение автомобиля на столичной штрафстоянке (за сутки) обойдется:

  • Категория А — 500 рублей.
  • Категории B, D (разрешенная масса до 3,5 тонн) — 1 000 рублей.
  • Категория D (разрешенная масса более 3,5 тонн), C, E — 2 000 рублей.
  • Негабаритный транспорт — 3 000 рублей.

Обратите внимание, что, согласно закону № 42 от 11.07 2012 г., оплате подлежат только полные сутки нахождения автомобиля на штрафстоянке (статья 6 п. 2). Также помните о том, что оплата услуг по эвакуации и хранению автомобиля не освобождает Вас от уплаты штрафа за совершенное правонарушение.

Иногда сотрудники ГИБДД перед выдачей разрешения требуют оплатить штраф за неправильную парковку. Но в этом случае нужно понимать, что такое требование незаконно, так как в 2015 году на уплату штрафа законодательство отводит 60 суток .

А вот ещё новые изменения, которые коснулись статью 12.35 КоАП:

Было: Применение к владельцам и водителям транспортных средств, другим участникам дорожного движения не предусмотренных федеральным законом мер, направленных на ограничение прав, на управление, пользование транспортным средством либо его эксплуатацию, -

Стало: Применение к владельцам и водителям транспортных средств, другим участникам дорожного движения не предусмотренных федеральным законом мер, направленных на ограничение прав, на управление, пользование транспортным средством либо его эксплуатацию, или нарушение установленного порядка применения предусмотренных федеральным законом мер, направленных на ограничение прав, на управление, пользование транспортным средством либо его эксплуатацию, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере двух тысяч рублей; на должностных лиц — двадцати тысяч рублей.

Обратите внимание, данный штраф относится не к водителям, а к сотрудникам ГИБДД. Начиная с 19 июня 2015 года штраф 20 000 рублей может, быть наложен за большее количество нарушений.

Пример. Водитель лишен прав на 4 месяца. После завершения срока лишения он обращается в подразделение полиции для возврата прав, однако ему их не выдают. Дежурный сотрудник заявляет, что водитель не получит удостоверение еще в течение 30 дней, так как срок лишения начал отсчитываться на месяц позже. Это связано с технической ошибкой в базе данных ГИБДД. Права полицейский выдавать отказывается.

Начиная с 19 июня 2015 года, водители смогут «наказать» должностное лицо на 20 000 рублей за нарушение установленного порядка лишения прав.

А вот ещё одно интересное нововведение затронет в первую очередь водителей, которые любят парковать автомобили в запрещенных местах. Статья 27.13 часть 11:

Задержание транспортного средства прекращается непосредственно на месте задержания транспортного средства в присутствии лица, которое может управлять данным транспортным средством в соответствии с Правилами дорожного движения, если причина задержания транспортного средства устранена до начала движения транспортного средства, предназначенного для перемещения задержанного транспортного средства на специализированную стоянку.

Начиная с 19 июня 2015 года, автомобиль не будут отправлять на штрафстоянку, если появится водитель и сможет устранить причину задержания . Отмечу, что водитель должен появиться до того момента, как эвакуатор начал движение.

Давайте рассмотрим несколько примеров:

1. Распространенный случай нарушения правил остановки и стоянки. Автомобиль неправильно припаркован, его начинают грузить на эвакуатор. Водителю этого автомобиля достаточно появиться в любой момент до начала движения эвакуатора, чтобы прекратить процесс задержания. Естественно, штраф за нарушение правил остановки или стоянки все равно будет наложен.

2. Задержание транспортного средства, водитель которого находится в состоянии опьянения. В данном случае следует найти другого водителя до момента отправления эвакуатора на штрафстоянку. Если водителю удастся найти кого-то из друзей или знакомых, проживающих поблизости и имеющих водительские права, он сможет избежать штрафстоянки.

3. Задержание транспортного средства, имеющего неисправную тормозную систему. Если водитель сможет устранить неисправность на месте (до отъезда эвакуатора), то он сможет продолжить движение на автомобиле самостоятельно.

Действия полицейских при задержании транспортного средства. Еще одно интересное изменение вводится частью 3 статьи 27.13:

Было: Часть 3. Решение о задержании транспортного средства соответствующего вида или о прекращении указанного задержания принимается должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях, а в отношении транспортного средства Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формирований при федеральных органах исполнительной власти или спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, также должностными лицами военной автомобильной инспекции. Указанными должностными лицами составляется протокол о задержании транспортного средства.

Стало: Часть 3. Решение о задержании транспортного средства соответствующего вида или о прекращении указанного задержания принимается должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях, а в отношении транспортного средства Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формирований при федеральных органах исполнительной власти или спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, также должностными лицами военной автомобильной инспекции. Указанными должностными лицами составляется протокол о задержании транспортного средства, после чего они присутствуют на месте задержания транспортного средства до начала движения транспортного средства, предназначенного для перемещения задержанного транспортного средства на специализированную стоянку.

Обновленный пункт КоАП требует, чтобы сотрудник ГИБДД присутствовал на месте задержания до начала движения эвакуатора. Именно сотрудник ГИБДД принимает решение о прекращении задержания транспортного средства. Поэтому водителю, который появился до отъезда эвакуатора, нужно обращаться не к водителю эвакуатора, а к сотруднику полиции.

Сотрудник ГИБДД составляет документы о задержании транспортного средства и помещении его на специализированную стоянку. Начиная с 19 июня 2015 года полицейские, будут составлять дополнительную копию протокола. Статья 27.13 часть 7:

Было: Копия протокола о задержании транспортного средства соответствующего вида вручается лицу, в отношении которого применена указанная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

Стало: Копия протокола о задержании транспортного средства соответствующего вида вручается лицу, в отношении которого применена указанная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, а также лицу, которое будет исполнять решение о задержании транспортного средства.

Дополнительная копия протокола вручается исполнителю решения о задержании транспортного средства, т.е. водителю эвакуатора.

Последнее изменение, которое будет рассмотрено в рамках данной статьи, — особенности информирования водителей о введении нового порядка движения на конкретном участке дороги. Оно вводится Федеральным законом «О безопасности дорожного движения»:

Не позднее, чем за двадцать дней до установки дорожного знака или нанесения разметки, запрещающих въезд всех транспортных средств в данном направлении, остановку или стоянку транспортных средств, либо обозначающих дорогу или проезжую часть с односторонним движением, либо выезд на такую дорогу или проезжую часть, граждане информируются о введении соответствующего запрета и (или) изменении схемы организации дорожного движения, а также о причинах принятия такого решения. Информирование может осуществляться посредством официального сайта федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, в ведении которых находится соответствующая дорога, информационных табло (стендов), размещенных в общедоступных местах вблизи от места установки соответствующих дорожных знаков или нанесения разметки, а также иными способами, предусмотренными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами.

Суть данного изменения в том, что водители теперь будут дополнительно информироваться о применении новых дорожных знаков или разметки.

Особенности данного нововведения:

Информирование производится не позднее, чем за 20 дней до изменения схемы движения.

Публикуется информация только о размещении знаков и разметки, запрещающих въезд в данном направлении (знак 3.1. «Въезд запрещен»), обозначающих одностороннее движение (знаки 5.5 — 5.7.2), запрещающих остановку и стоянку (знаки 3.27 — 3.30).

Информирование может осуществляться разными способами: через интернет, на информационных стендах.

Судя по всему, данное нововведение предназначено для невнимательных водителей, которые ездят по привычке и не обращают внимания на дорожные знаки.

Обратите внимание, информирование будет производиться только в отношении небольшого количества дорожных знаков. Все остальные знаки будут появляться на дорогах по-старинке, т.е. без дополнительного предупреждения. Так что расслабляться не стоит.