Нервничаю за рулем что делать. Как перебороть психологический страх при вождении машины? Что за этим скрывается

Пожалуй, самое главное качество, которым должен овладеть начинающий водитель – это умение контролировать свои эмоции за рулем. Представьте себе, какие шансы у новичка попасть в ДТП, если он вместо того, чтобы смотреть за дорожным движением, постоянно переживает, правильна ли его езда? Как тронутся в горку, не откатившись назад, как проехать правильно круговое движение и т.д. Ведь нервничая, можно элементарно не уступить дорогу, или проехать на красный цвет светофора, где последствия могут быть крайне печальными!

На дороге все равны

Обычно новичок начинает нервничать еще на уроках в автошколе, когда инструктор орет ему под ухо – «Куда ты прешь? Дороги не видишь?», или что-то в этом тоне. При этом забывает, что за рулем человек как раз учится водить, и его ошибки неминуемы, а его задача как раз и состоит в обучении. А учитывая то, что для элементарной езды нужно отъездиться минимум 700 часов – то становится понятно, почему многие новички проявляют излишние эмоции. И боятся ездить. Знать-то нужно много чего, а для этого, повторюсь, нужно время. Не нужно забывать, что на дороге обычно много водителей, которым все равно, сколько вы времени за рулем – сигналами фар они будут реагировать на ваши ошибки в лучшем случае.

Преодолеваем волнение за рулем постепенно

Что же тогда делать? Ведь получается замкнутый круг какой-то. Ведь закон обучения на ошибках никто не отменял, а их делать нельзя. Выход есть. И простой кстати. Просто начинать ездить по полям, заброшенным аэродромам и другим местам, где никто практически не ездит. Там уже набивать руку, пока не станет интересно выехать на дорожное движение. И сконцентрироваться на самом управлении автомобилем. И ездить, пока вы не начнете чувствовать габариты автомобиля, пока не станете переключать скорости на автомате, и не перестанете думать, в какой последовательности заводиться.

Ну и не забывать о ПДД. Чтобы их все выучить хорошо, можно воспользоваться хорошим способом – каждый день разбирать экзаменационный билет для автошколы. Книжечка с ПДД для «разбора полетов» – и за три месяца вы спокойно будете знать около 80% всех правил. Или как альтернативный вариант – проходить онлайн тесты ГАИ, сейчас есть множество тестов как , так и на ваш смартфон или планшет. А с накопленным опытом и знаниями, можно уже и выезжать на обычную езду. Только брать с собой кого-нибудь опытного, для избегания всевозможных ошибок.


Вот таким способом можно избежать ловушки, о которой говорилось в начале статьи. И главное, самому потом понимать, что на дороге множество таких учеников, и вы тоже такими были.

Мы часто куда-то спешим, считаем свои дела самыми важными. Как специально, если мы опаздываем, то другие водители как-то медленно себя ведут – один на перекрестке долго думает, другой мог бы и побыстрее ехать (не обгонять же его через сплошную или на мосту), третий, когда его обгоняешь, вообще что-то объезжает и смещается левее, притесняя нас к встречной обочине. По крайней мере, нам так кажется.

А может быть, в такой ситуации мы просто нервничаем и воспринимаем происходящее на дороге не совсем адекватно и принимаем не совсем верные решения.

Почему-то мы думаем, что остальные участники дорожного движения никуда не торопятся. И вообще наши дела самые важные.

Вот так, пытаясь всё успеть, мы нервничаем, раздражаемся за рулем. И в результате можем повести себя по-хамски. И даже у обычно вежливых и спокойных водителей бывают случаи, за которые потом стыдно.

Всем нам известно, что за рулем совсем немного времени на принятие решения, и действуем мы порой необдуманно, импульсивно.

Но так не хочется вести себя как хам.

И как предотвратить такие выходки, за которые потом стыдно?

Выскажу свое мнение, а вы, друзья, в комментариях пишите свои мысли.

Итак:

1. Спешить можно до того, как сел в машину и после того, как вышел из неё, но не во время управления.

Управляя транспортным средством надо думать только о соблюдении Правил дорожного движения, следить за знаками, разметкой, поведением других участников дорожного движения (так сказать – мониторить ситуацию, пытаясь заметить максимум и предсказать возможное поведение других).

2. Четко исполнять требования ПДД.

Да, где-то и в чём-то мы считаем себя умнее, быстрее, сообразительнее. Но, соблюдая ПДД мы разгружаем свою психику от лишнего напряжения. Ведь в таком случае нам не требуется перенапрягать мозг, чтобы успеть проскочить.

3. Если начинаете раздражаться на кого-то (на другого водителя или пешехода), то представьте на их месте кого-то из своих родных и близких людей. Всё, что вас раздражало покажется какой-то малозначительной мелочью.

4. Как только появляется раздражение в отношение кого-то, замените его на мысль – «А может быть, этому человеку требуется помощь?»

Вы наверно смотрели видео как пожилой пешеход стоит у перехода и не переходит проезжую часть, даже если его(её) пропускают. Можно нервничать и ругаться, а водитель просто выходит и помогает перейти пожилому человеку через дорогу. Настроение у всех улучшается.

5. Быть добрее.

Раздражаться и злиться легко. И порой это первые реакции на какую-то ситуацию. И мы часто поддаемся им. Как этого избежать? Многие водители как-бы «разговаривают» за рулем с другими водителями и пешеходами (вслух или мысленно). Так вот, в таких «разговорах», не обзывайте других. Начинайте своё «обращение» со слова «друг», «дружище», «друзья». Например, «дружище, почему же ты не пропускаешь» или «друзья, переходите, я вас пропускаю». Поверьте, желание учить, хамить в ответ, да и вообще обижаться на других сразу исчезает.

Дальше ставлю многоточие, а вы в комментариях пишите, что думаете по этому поводу …

В наше время практически каждый стремится стать автомобилистом. Водительские права нередко входят в комплект документов любого человека – и мужчины, и женщины. Стремление научиться управлять машиной понятно – это полезный навык. Но некоторые люди испытывают дискомфорт и нежелание садиться за руль. Как побороть страх перед вождением? Как перестать нервничать и взять себя в руки? На эти вопросы должен ответить любой, кто проходит обучение в автошколе.

Почему мы испытываем страх и даже панику?

Подсознательно всегда есть опасение, что огромный автомобиль выйдет из-под контроля. В данном случае проявляется скрытая угроза здоровью и жизни. Кроме того, ситуация на дорогах сейчас далека от идеальной – постоянные пробки, загруженный трафик, лихачи и нарушители действуют на нервы. Любой новичок беспокоится о том, что он попадёт в ДТП.

Таким образом, можно выделить несколько ключевых причин появления страха:

  1. Полная ответственность за себя, пассажиров и других участников движения.
  2. Боязнь сложных и непонятных ситуаций (заглохнет машина, на дороге возникнет спорный момент и т.д.).
  3. Вероятность попасть в ДТП или сбить человека.

Опытные водители уже точно знают, как следует действовать в той или иной ситуации. Они уже способны реагировать на любые ситуации на уровне рефлексов, поэтому не задумываются о значении знаков, не пытаются припомнить правила. Но новичкам постоянно приходится быть начеку, и это очень сильно выматывает.

Помимо этого, молодые люди, как правило, стремятся побыстрее получить водительские права и сесть за руль автомобиля. Но сейчас ситуация такова, что езда доставляет мало удовольствия – пробки, плохие дороги, необходимость искать места для парковки, беспокойство за сохранность машины и т.д. Из-за этого иной раз лучше побыть пешеходом.

В любом случае, даже если машиной не предполагается пользоваться часто, необходимо побороть страх перед вождением. Каждый автомобилист и участник дорожного движения должен чувствовать себя уверенно. От этого зависит безопасность и его и других водителей.

Понимание причин, описанных выше, даёт возможность найти эффективные методы преодоление своих опасений.

Направления работы

Обычно выделяют несколько основных направлений "работы над собой":

  • получение необходимого опыта,
  • совершенствование навыков,
  • подробное изучение ПДД и законов.

Часто говорят, что учиться лучше не в крупных городах. Конечно, далеко не у всех есть такая возможность. Но, несмотря на это, первое время после вождения рекомендуется нарабатывать опыт.

Главная задача – научиться "чувствовать автомобиль".

Можно ездить вдали от основных городских трасс и по безлюдным улицам - вот как побороть страх перед вождением. На этом этапе стоит посадить рядом с собой опытного водителя, чтобы он объяснял различные моменты. Несколько таких поездок придадут уверенность.

Оттачивание своих навыков и получение опыта – это основные способы борьбы со страхом перед вождением.

Ещё один важный момент – постоянное обучение. Иногда люди расслабляются после того как получат водительские права. Но это неправильно, потому что сначала новоиспечённые автомобилисты ещё не обладают достаточно прочным и надёжным пластом знаний. И это может сыграть злую шутку.

Первое время стоит регулярно повторять ПДД. Для этого можно читать соответствующие книги или просматривать тематические сайты в интернете. Также имеются различные онлайн-тесты, предназначенные для самопроверки.

Во время езды следует подмечать различные знаки и непонятные ситуации, и стараться разобраться, чтобы впоследствии уже не испытывать дискомфорта.

Страх – это нормальное дело для новичка или неопытного водителя. Но обычно он уходит с появлением опыта. Если одновременно с этим оттачивать свои навыки и проявлять осторожность, то никаких проблем не возникнет.

Что делать, если страх не проходит и перерастает в панику?

Некоторым людям действительно очень трудно сесть за руль. Возможно, стоит себя даже ограничить в этом. Но чаще всего, конечно, необходимо добиться какого-то результата.

В этом случае помогут беседы с опытными водителями и самовнушение. В некоторых случаях необходимо обратиться к психологу. Обычно в такой ситуации они подбирают действенные терапии и уже несколько посещений дают определённые результаты. Возможно, стоит принять перед поездкой немного успокоительных и накатывать первичный опыт на безлюдных трассах.

Сочетание различных методов обычно помогает добиться нужного результата. Но некоторые люди всё-таки не являются "водителями" по натуре, и ничего в этом плохого нет. При необходимости они могут управлять машиной, и этого обычно достаточно.

Видео

Предлагаем посмотреть видео и узнать советы по психологической подготовке к вождению:

В современном мире суеты и бешеной скорости жизни начинающие водители испытывают стресс на дороге, особенно это касается женщин. Наиболее часто подвергаются стрессу водители крупных городов, таких как Москва и Санкт-Петербург. В этой статье мы рассмотрим причины и способы решения стрессовых ситуаций на дорогах. Учитывая особенности вождения на российских дорогах, следует отметить несколько самых распространенных факторов, провоцирующих стресс.

Во-первых, это ответственность . Несмотря на то, что отечественный водитель предоставлен самому себе по причине невысокого уровня социальной защиты, он вынужден нести на себе тяжелейший груз ответственности за возможные последствия причинения ущерба кому-либо, либо чужому имуществу. Накопившееся напряжение выливается, в итоге, в стрессовое состояние.

Второй фактор - неожиданность . Во время вождения всегда присутствует фактор неожиданности. В любой момент может произойти все что угодно, что может создать проблемные ситуации и препятствия на дороге. Например, пробки на дорогах , эмоционально неустойчивый водитель в соседнем автомобиле, поломка автомобиля , плохая погода, дорожно-транспортное происшествие и так далее.

Следом идет неопределенность . Неразборчивые дорожные указатели, сломанный светофор на перекрестке и другие подобные "сюрпризы" на российских дорогах вводят неопытного водителя в состояние неопределенности и паники, что в дальнейшем приводит к стрессу.

Наконец, к социальным стрессовым факторам можно отнести грубое поведение водителей , пассажиров и пешеходов. Эта проблема очень актуальна для отечественных автовладельцев, поэтому остановимся ненадолго на теме культуры поведения на дорогах .

От культуры каждого в отдельности водителя зависит общая культура поведения водителей на дороге . Эмоциональная устойчивость в стрессовых ситуациях крайне важна, так как грубость и агрессивные действия влекут за собой стресс всех участников движения на дороге. Многие отечественные водители, посещавшие дальние страны, например европейские, отмечают небывалый уровень культуры водителей-европейцев. Различные незначительные “уступки” в дорожных ситуациях и водительская взаимопомощь делают передвижение на автомобиле по европейским дорогам комфортным, удобным, а значит и спокойным и безаварийным.

На водителя влияет не только то, что происходит снаружи автомобиля, но и внутри. Значит, пассажир также несет ответственность за настроение водителя. Пассажиру крайне важно прислушиваться к водителю - если ему не комфортно вести беседы, то следуют от них воздержаться; если он, наоборот, не любит тишину, то нужно его развлечь разговорами. Конечно, чтобы пассажиру понять настроение человека, сидящего за рулем, водителю самому следует дать понять, что он хочет - начать самому разговаривать или же продемонстрировать свое нежелание в беседах деликатно и культурно.

Определив причины стресса, определим сейчас способы борьбы с ним.

Существует определенный алгоритм борьбы со стрессом. Для начала необходимо понять, какой из стрессовых факторов является наиболее проблемным, ведь все наши реакции сугубо индивидуальны. Далее, нужно приступать к выполнению следующих действий.

Первое. Сделать глубокий вдох и спокойно выдохнуть. Если вам известны другие приемы мгновенного расслабления, то они как нельзя будут кстати. Главное - это вернуться в спокойствие.

Затем необходимо уменьшить проблему, мысленно свести ее к минимуму. То есть постараться воспринять ее как нечто бытовое и вполне обыденное.

Затем, сосредоточившись и проанализировав проблему, нужно найти логичное разумное ее решение. Наконец, можно отметить для себя то, каким образом вам удалось успешно выйти из сложившейся ситуации и понять, что в этом заслуга не кого-то стороннего лица, а исключительно ваша.

Таким образом, разобрав самые основные моменты стресса, мы узнали, как от него избавиться. Помните, только вы должны руководить своим состоянием, не позволяйте стрессу вносить коррективы в ваше настроение, внимание и контроль за дорожной обстановкой . Каждый раз, почувствовав волнение, панику или гнев во время вождения, вспомните указанный выше алгоритм и следуйте ему. Тогда, со временем, вы автоматически будете контролировать свои эмоции.

Начинающие водители нередко испытывают страх перед вождением, только собираясь осваивать автомобиль. И тут вовсе не имеет значение возраст, пол или умение водить машину. Неуверенность испытывают практически все. Однако некоторые могут справиться с волнением, у других же ничего не выходит, поэтому вождение для них превращается в сплошной дискомфорт. Что же нужно делать, чтобы не нервничать за рулем?

1)Очень много ездить. Не нужно садиться за только на пару часов в день. Катайтесь с утра до ночи по всему городу, по незнакомым улицам, так вы наберетесь опыта, начнете ориентироваться в местности, выучите знаки и светофоры. Немаловажное значение имеет умение парковаться. Нередко люди, научившись хорошо водить машину, до сих пор бояться парковаться или просто не умеют это делать. Для того чтобы избавиться от этого страха, нужно заниматься этим постоянно. Во время поездки по городу, останавливайтесь возле каждого торгового центра, заезжайте на парковку и делайте свое дело. Только благодаря опыту вы научитесь этой нелегкой науке.

2)Если даже вы в один прекрасный день поняли, что накопили достаточно опыта и теперь чувствуете себя за рулем, как рыба в воде, не стоит сильно обольщаться. Попробуйте управлять автомобилем в неких экстремальных условиях, например, во дворах жилых домов. Для некоторых наверняка покажется странной мысль о том, что езда по дворам является экстремальным условием. Но посудите сами: здесь достаточно узкие дороги, потому что они и сами по себе не являлись широкими, так еще по краям стоит куча припаркованных машин жильцов дома. Чтобы проехаться без печальных последствий, вам придется быть достаточно аккуратным, дабы случайно не задеть чужой автомобиль. Но самый настоящий экстрим начинается, когда во дворе вам навстречу выезжает другой автомобиль. Разъехаться двум машинам здесь просто невозможно, поэтому одному из водителей придется уступить и начать сдавать назад или временно припарковаться на близлежащей территории. Если же парковаться невозможно по причине отсутствия свободных мест, то придется давать задний ход, а это согласитесь не так просто, особенно учитывая, что со всех сторон стоят машины. В таком случае вам придется быть максимально внимательным и острожным.


3)Вопреки мнению о том, что музыкальное сопровождение мешает концентрации за рулем, можно включить негромко магнитолу, чтобы не ездить в тишине. Ваша любимая музыка поможет вам расслабиться, стать спокойнее. Однако не нужно включать музыку на полную громкость, ведь это может не только начать отвлекать вас, но также помешать услышать звуковые сигналы, которые могут подавать вам другие участники дорожного движения.


4)Берите с собой опытных в качестве пассажира, они смогут дать вам важные советы и подскажут, как действовать в разных ситуациях, которые будут постоянно происходить на дороге. Нежелательно ездить с пассажирами, которые безумолку болтают рядом с вами, отвлекая вас от управления за рулем. Разговоры должны быть только по теме, но никак не посторонние. Когда вы научитесь водить как следует, тогда уже можно позволить себе разговаривать во время движения.