Пузырится антифриз в расширительном бачке. Кипит антифриз в расширительном бачке — причины, явления и способы устранения

Но зачастую проблему удается устранить своими силами. Как показывает практика, в большинстве случаев виноват сам водитель. Ведь систему охлаждения необходимо регулярно обслуживать. Давайте более подробно разберемся с тем, почему кипит антифриз в расширительном бачке, и как устранить проблему.

Система охлаждения двигателя

Первым делом хотелось бы более подробно разобраться с тем, как охлаждается двигатель. Система в целом не сложная, но есть некоторые нюансы в её работе. Необходимо понимать, что как только вы запустили двигатель автомобиля, он интенсивно нагревается. В нём расположены специальные каналы, по которым циркулирует охлаждающая жидкость под давлением и отводит часть тепла. Основные элементы системы охлаждения: радиаторы, помпа, термостат, крышка расширительного бачка (воздушный клапан), патрубки и т.п.

Температура кипения антифриза больше, нежели воды. Именно поэтому он используется в современных автомобилях. Если же вспомнить курс физики, то можно сделать вывод - повышение давления приводит к увеличению точки кипения. Соответственно, чем выше давление, тем при большей температуре закипит ОЖ. Но тяжелые режимы эксплуатации (к примеру, стояние в пробках) неминуемо приводят к постоянному увеличению давления в системе. Когда оно достигает определенного значения, открывается воздушный клапан, тем самым стравливая лишний пар в атмосферу.

О регулярном техническом обслуживании

Как было отмечено в самом начале данной статьи, систему охлаждения необходимо периодически проверять на утечки, состояние антифриза, работоспособность помпы и термостата. Если этого не делать, то имеется вероятность серьезной поломки и перегрева двигателя. Капитальный ремонт - мероприятие не из дешевых, поэтому до такого доводить не стоит.

Еще один достаточно важный момент - срок службы антифриза. Во многом это зависит от его типа. К примеру, G11 желательно менять раз в несколько лет, а G12+ с легкостью выдерживает порядка 5-ти лет. При этом есть рекомендации завода изготовителя к типу охлаждающей жидкости и регулярности её замены. Поэтому, если вы заметили, что периодически кипит антифриз в расширительном бачке, то это еще не говорит о какой-либо механической неисправности. Вполне возможно, что он просто потерял часть своих эксплуатационных характеристик, из-за чего понизилась температура кипения. Ну, а сейчас перейдем непосредственно к основным проблемам и методам их устранения.

Недостаточный уровень антифриза в расширительном бачке

Когда в системе недостаточно температура кипения падает. В большинстве случае проблема решается обычной доливкой. Желательно выполнять её на холодную. Обусловлено это тем, что при высокой температуре жидкость расширяется. Поэтому если вы зальете в расширительный бачок до отметки "минимум", при остывании системы тосола станет значительно меньше.

Собственно, в доливке нет ничего сложного. Находим расширительный бачок и выкручиваем пробку. Она может быть как обычной пластиковой, которая не выполняет практически никакой функции, так и герметичной. После того как мы её выкрутили, заливаем необходимое количество антифриза. Желательно, чтобы уровень антифриза в расширительном бачке был между отметками "максимум" и "минимум". Что касается причин, из-за которых упал уровень, то их всего несколько. Вполне вероятно, что при обслуживании системы недолили тосола. Второй вариант - утечка.

Неисправность термостата

Если вы заметили, что выдавливает антифриз из расширительного бачка, то это может говорить о заклинивании термостата. Дело в том, что он работает как клапан и имеет два положения: закрытое и открытое. В закрытом положении циркуляция по системе осуществляется по малому кругу. По большому кругу жидкость проходит через радиатор, что способствует её ускоренному охлаждению. Если двигатель автомобиля холодный, то клапан термостата закрыт, что способствует ускоренному прогреву силового агрегата. Когда двигатель горячий, открывается термостат, и ОЖ циркулирует через радиаторы, где охлаждается потоком встречного воздуха или же диффузорами.

Что мы получаем, если заклинивает термостат? Тут два варианта: постоянно кипит антифриз в расширительном бачке на горячую. Это связано с неправильной циркуляцией ОЖ. При этом выдавливает антифриз из расширительного бачка, так как он постоянно расширяется. Это говорит о том, что клапан заклинило в закрытом положении. Второй вариант - автомобиль будет очень долго прогреваться. При любых проблемах с термостатом, его необходимо заменить, стоит он не слишком дорого, чтобы экономить на такой ответственной детали.

Радиатор охлаждения и его неисправности

Конструкторами на этапе создания автомобиля закладываются определенные данные по скорости перемещения антифриза в системе. Со временем внутреннее пространство радиатора забивается солями и осадком. Этого не избежать, хотя проблема достаточно просто устраняется своими силами. Достаточно при замене охлаждающей жидкости промывать систему специальными средствами, что позволит частично или полностью удалить образовавшийся во время эксплуатации осадок. В результате ОЖ будет быстрее проходить по кругу и гораздо эффективней охлаждаться.

В это же время не стоит забывать и о радиаторе снаружи. Так как он установлен за передним бампером и охлаждается потоком встречного воздуха, то загрязняется снаружи достаточно быстро. Соты забиваются и теплообмен нарушается. Воздух не проходит через радиатор, что и приводит к кипению антифриза в расширительном бачке. Соты очищаются специальными моющими растворами под небольшим давлением. Автомойку желательно не использовать, ведь можно погнуть соты.

Неисправность воздушного клапана

Как мы уже разобрались, пробка расширительного бачка - это довольно важный элемент, хотя многие автомобилисты не меняют его за весь срок эксплуатации автомобиля. Но тут кому как повезет, ведь клапан может исправно работать довольно длительное время, а может выйти из строя за год эксплуатации или даже меньше.

Проверить пробку на работоспособность довольно просто. Для этого необходимо завести двигатель автомобиля и полностью прогреть его. Когда в системе наберется излишнее давления, клапан должен сработать и лишнее давление сбросится. Понять это можно по характерному звуку. Кроме того, поломка клапана будет приводить к выдавливанию антифриза в расширительный бачок. Ремонту крышка не подлежит, поэтому её необходимо заменить.

Вентиляторы охлаждения

Датчик температуры антифриза необходим не только для того, чтобы контролировать состояние системы на приборной панели. Он выполняет еще одну, не менее важную функцию. Датчик отправляет данные на бортовой компьютер и при достижении определенной температуры дает сигнал к запуску вентиляторов охлаждения. Если при движении на высокой скорости диффузоры практически не нужны, то в пробках они просто необходимы.

Если что-то работает неправильно, то запуска вентиляторов не происходит, при этом зачастую сам датчик работает нормально. Проблема может заключаться в обрыве электрической цепи или же выходе из строя предохранителя. Прозвонить проводку можно как самостоятельно, так и у электрика на СТО. После этого проблема должна исчезнуть. Но в первую очередь желательно проверить предохранитель. Для этого достаточно установить новый. Реже всего из строя выходит реле. На некоторые модели автомобилей его не купить в обычном автомагазине. В этом случае, как временное решение, можно установить перемычку. Но нужно понимать, что вентилятор будет работать постоянно.

Брешь в системе

Утечка антифриза - это наиболее распространенная проблема. Со временем патрубки рассыхаются, на них появляются микротрещины. Также ослабевают места крепления к радиаторам и расширительному бачку. В результате этого сначала появляется небольшая течь, которая со временем только усиливается. Если проблему не устранять, то в конечном итоге патрубок может порвать. Весь антифриз выльется, а двигатель перегреется, если вовремя этого не заметить.

Чтобы такого не случилось, рекомендуется периодически менять резиновые патрубки, осматривать состояние креплений и т.п. Также утечка может появиться как следствие неисправности воздушного клапана. Когда в системе было слишком большое давление, то нашлось слабое место, через которое уходит ОЖ. В этом случае непонятно, сколько заливать антифриза, ведь его уровень будет постоянно изменяться. Желательно как можно скорей устранить течь.

Водяной насос

Так называемая помпа отвечает за прокачку охлаждающей жидкости по системе. Обычно водяной насос входит в комплект газораспределительного механизма и меняется по регламенту. Поэтому помпу желательно устанавливать новую каждые 70-100 тысяч километров пробега, во избежание проблем.

Но бывает так, что денег на оригинальный насос не хватает. В этом случае водители покупают альтернативу, чаще всего китайский заменитель, а потом удивляются, почему закипает антифриз. Через некоторое время помпа дает течь, что может привести к разрушению её крыльчатки и попаданию пластиковых элементов в системы силового агрегата. Заменить неисправную помпу недешево, но это необходимо сделать как можно скорее. Самостоятельно передвигаться на автомобиле в этом случае не рекомендуется. Дешевле заплатить за эвакуатор.

Вот мы и разобрались с основными причинами закипания и выдавливания антифриза. Как вы видите, их огромное количество. Зачастую выявить и устранить проблему достаточно просто. Но все же необходимо соблюдать ряд простых правил, помогающих всегда поддерживать систему охлаждения мотора в нормальном состоянии:

  • регулярная замена антифриза;
  • проверка работоспособности термостата и воздушного клапана;
  • снаружи и изнутри при замене антифриза;
  • осмотр патрубков на наличие дефектов в виде трещин;
  • замена помпы вместе с комплектом ГРМ.

Собственно, ничего сложного, равно как и долить антифриз в систему. Но в это же время несоблюдение рекомендаций завода изготовителя может привести к более серьезным проблемам.

Подведем итоги

При перегреве двигателя автомобиля силовой агрегат может и не выйти из строя. Все зависит от длительности езды на повышенной температуре и конструктивных особенностей мотора. К примеру, ДВС с алюминиевым блоком боится перегревов больше остальных. Поэтому такой мотор чаще всего заклинивает при достижении критической температуры.

Многие автомобилисты знают, как долить антифриз, но от проблем это не спасает. Ведь прозевать уровень рано или поздно можно. Как показывает практика, серьезные поломки случаются в самый неподходящий момент. Порвать патрубок может на трассе далеко от дома, и даже пробка расширительного бачка не дает никакой гарантии. Что делать в этом случае? Главное - не паниковать. Если мотор не был перегрет, то серьезных последствий уже удалось избежать.

Чтобы таких неприятностей не случилось, необходимо соблюдать рекомендации завода изготовителя. Желательно покупать только оригинальные запчасти, ведь в 90% случаев они самые качественные. Вот вы и знаете, почему кипит антифриз в расширительном бачке, и что делать при возникновении такой проблемы.

Почему кипит тосол? Такая ситуация может возникнуть по самым разным причинам, например, произошла разгерметизация крышки расширительного бачка системы охлаждения, возникла неисправность термостата, снизился уровень охлаждающей жидкости, был залит плохой тосол, вышел из строя вентилятора охлаждения или датчик температуры. Основное, что должен помнить водитель машины, у которой кипит антифриз, - дальнейшее движение невозможно! Несоблюдение этого правила может привести к полному выходу двигателя из строя, что чревато дорогостоящими и сложными ремонтами. Однако устранить причины кипения тосола на самом деле не так сложно, и порой под силу даже начинающему автовладельцу.

Обязательно стоит знать:

Причины закипания и их решение

Для начала детально разберем все причины, из-за которых закипает тосол.

Чтобы восстановить работоспособность системы охлаждения, и впредь не допускать ситуации, когда быстро закипает тосол или антифриз, необходимо выполнить ревизию перечисленных выше узлов. Перечислим, в какой последовательности необходимо проверять указанные узлы в соответствии с тем, с какой вероятностью и частотой они выходят из строя.

Вспенивание антифриза

  1. Расширительный бачок и его крышка . Особенно это актуально для случаев, если закипел антифриз в расширительном бачке, и из-под него идет пар. Лучше заменить крышку с клапаном целиком.
  2. Термостат . Этот узел нужно проверять, если при включенном двигателе радиатор холодный, а тосол кипит. Также термостат имеет смысл проверить после замены охлаждающей жидкости, если она тут же закипела.
  3. Вентилятор охлаждения . Он нечасто выходит из строя, однако проверить имеет смысл. Как правило, проблемы возникают в отпавших контактах или пробое изоляции обмоток статора и/или ротора.
  4. Датчик температуры . Устройство достаточно надежное, однако на старых машинах иногда выходит из строя. Собственно он то и управляет работой вентилятора на радиаторе
  5. Центробежный насос (помпа) . Здесь аналогично предыдущему пункту..
  6. Радиатор охлаждения . Необходимо внимательно осмотреть его на предмет повреждений и возможных утечек охлаждающей жидкости. Если он течет (это будет сопровождаться ситуацией, когда ), то необходимо его демонтировать и запаять. В крайнем случае менять на новый. Можно же просто почистить, если он очень засорен. Для внешней чистки его лучше снять. А внутренняя чистка происходит вместе со всей системой охлаждения (без демонтажа).
  7. Проверить уровень антифриза в системе . Он может вытечь из поврежденной системы, а оставшийся объем не выдержать тепловой нагрузки и закипеть. Если используется некачественная жидкость с низкой температурой кипения, то ее нужно заменить полностью. В противном случае можно просто .
  8. Проверить, подходит ли залитый антифриз для текущей машины . В случае, если имело место смешивание двух марок охлаждающей жидкости, то убедиться, что совместимы между собой.
  9. Проверить работу предохранительно-спускового клапана . Проверить работу клапана на крышке можно с помощью полиэтилена.
  10. Проверить качество залитого антифриза . Это можно сделать несколькими методами, используя как профессиональное оборудование, так и подручные средства, имеющиеся в гараже или дома.

Плохой тосол смерть мотору

Температура кипения и замерзания охлаждающей жидкости зависит от состава. Последствие заливки плохого (поддельного) тосола - закипание и разрушение двигателя. Узнайте признаки и методы проверки дабы определить что он плохой

Как правило, нужно выполнить лишь один из перечисленных пунктов. Однако в сложных ситуациях возможен выход из строя нескольких перечисленных узлов.

Помните, что все ремонтные и профилактические работы с системой охлаждения необходимо выполнять только при остывшем двигателе. Ни в коем случае нельзя открывать крышку расширительного бачка при горячем двигателе! Так вы рискуете получить сильный ожог!

Зачастую закипание происходит при движении машины на пониженной передаче при работе двигателя на высоких оборотах, например, при длительной езде в горах или в городских пробках в летнюю жару. Ситуация усугубляется, если включен кондиционер, поскольку он дает дополнительную нагрузку на систему охлаждения, в частности, на основной радиатор. Поэтому перед поездкой в горы обязательно проверьте состояние системы охлаждения двигателя, в том числе уровень антифриза в ней. При необходимости долейте его или замените.

Нередко причиной закипания антифриза может стать образование воздушной пробки в системе охлаждения. Симптомами ее образования являются проблемы в работе термостата, утечка антифриза, проблемы с помпой и печкой салона. Поэтому если хотя бы одна из перечисленных проблем есть на вашей машине, то рекомендуется исправить ситуацию, поскольку ее игнорирование может спровоцировать и закипание мотора.

Некоторых водителей интересует вопрос о том, почему кипит антифриз после остановки? Тут возможны несколько вариантов. Первый - при стоящей машине с запущенным двигателем. Значит, это просто совпадение, и вам повезло, что вы обнаружили возникновение ситуации, когда закипел тосол не в движении, а на дороге или в гараже. В этом случае сразу же глушите двигатель и устанавливайте машину на ручной тормоз. О дальнейших действиях поговорим чуть позже.

Низкий уровень антифриза

Другой вариант заключается в том, что дым (пар) продолжает идти из-под капота уже после того, как вы обнаружили закипание и остановились у обочины. Необходимо понимать, что большинство жидкостей, и антифриз не исключение, обладает высокой теплоудельностью. А это означает, что нагревается и охлаждается он достаточно долго. Поэтому на лицо ситуация, когда вы наблюдаете кипящую охлаждающую жидкость, которая через некоторое время после остановки двигателя перестанет испаряться.

Существуют экзотические варианты, когда бурлит в расширительном бачке после того как двигатель заглушен. Например, описанная далее ситуация актуальна для машины Chrysler Stratus. Заключается она в том, что после глушения двигателя предохранительно-спусковой клапан радиатора сбрасывает давление в расширительный бачок. И возникает эффект, что там все кипит. Многие автолюбители принимают такой процесс как и спешат поменять ее. Однако спешить не нужно, а вместо этого имеет смысл внимательно изучить схему системы охлаждения конкретного автомобиля.

Какие последствия когда антифриз закипел

Последствия того, что закипел антифриз, зависят от того, насколько перегрелся двигатель. А это, в свою очередь зависит от марки машины (мощности двигателя и массы корпуса), конструкции мотора, а также времени между тем как непосредственно произошло закипание двигателя и его остановкой (моментом, когда он выключился и начал остывать). Условно разделим возможные последствия на три степени - легкую, среднюю и тяжелую.

Так, при легком перегреве двигателя (до 10 минут) возможно незначительное оплавление поршней двигателя. При этом они незначительно могут изменить свою геометрию. В большинстве случаев эта ситуация не является критической, разве что в случае, если с геометрией и до этого были проблемы. Если вовремя заметить закипание тосола и предпринять соответствующие меры, о которых пойдет речь далее, то достаточно устранить причину поломки и все будет в порядке.

Средний случай перегрева наступает приблизительно через 20 минут после того, как закипел . Так, возможны следующие типы поломок:

  • искривление корпуса головки блока цилиндров (актуально при достижении температуры двигателя +120 градусов и выше);
  • на ГБЦ могут появиться трещины (как микротрещины, так и трещины, видные человеческому глазу);
  • расплавление или прогорание прокладки блока цилиндров;
  • выход из строя (обычно полное разрушение) межкольцевых перегородок, стоящих на двигательных поршнях;
  • сальники начнут пропускать моторное масло, и оно может как вытекать наружу, так и смешиваться с закипевшим антифризом.

Уже перечисленных поломок достаточно для того, чтобы представить масштаб трагедии, которая может приключиться с автомобилем в случае, если закипел тосол. Все это чревато выполнением капитального ремонта движка .

Расширительный бачок с крышкой

Однако если водитель по каким-либо причинам проигнорировал закипание и продолжает ехать дальше, то наступает так называемая критическая «волна разрушений». В очень редких случаях мотор может попросту взорваться, то есть полностью лопнуть и выйти из строя, однако такое случается нечасто. Как правило, разрушения происходят в следующей последовательности:

  1. Оплавление и сгорание поршней двигателя.
  2. В процессе упомянутого оплавления расплавленный металл попадает на стенки цилиндров, тем самым затрудняя ход поршней. В конечном итоге поршень также разрушается.
  3. Зачастую после выхода из строя поршней машина попросту глохнет и останавливается. Однако если этого не происходит, то начинаются проблемы с моторным маслом.
  4. Из-за того, что масло также набирает критическую температуру, оно теряет свои эксплуатационные свойства, из-за чего под удар ставятся все трущиеся детали двигателя.
  5. Обычно мелкие детали оплавляются, и в жидком виде они прилипают к коленчатому валу, что естественным образом затрудняет его вращение.
  6. После этого начинают вылетать клапанные гнезда. Это приводит к тому, что под воздействием хотя бы одного поршня коленчатый вал попросту ломается, или, в крайнем случае, выгибается.
  7. Сломанный вал может легко пробить одну из стенок блока цилиндров, а это уже равносильно полному выходу двигателя из строя, и что самое интересное, восстановлению такой мотор уже вряд ли подлежит.

Очевидно, что последствия закипания тосола в системе охлаждения могут быть весьма печальными как для автомобиля, так и для его владельца. Соответственно, необходимо поддерживать охлаждающую систему в порядке, регулярно следить за уровнем антифриза, а при необходимости доливать его до нормального уровня. А в случае, когда закипание все же произошло, то нужно среагировать как можно быстрее, и предпринять действия по устранению неполадки.

Что делать если кипит антифриз

Что делать если закипел двигатель

Однако самым интересным и интересующим водителей вопросом является следующий - что делать, если закипел антифриз/тосол в дороге или на стоянке. Первое, о чем необходимо помнить - не паниковать, то есть держать ситуацию под контролем! Желательно как можно раньше обратить внимание на то, что система охлаждения частично вышла из строя. Это можно сделать как с помощью приборов на панели, так и визуально по выходящему из-под капота пару. Чем раньше вы предпримите соответствующие действия - тем больше вероятность отделаться недорогим ремонтом.

Существует несложный алгоритм, который должен знать каждый автолюбитель, даже тот, который ни разу не сталкивался с подобной ситуацией. Состоит он из следующих шагов:

Алгоритм действий несложный, и с ним может справиться даже малоопытный водитель. Главное, вовремя заметить сам процесс закипания антифриза. И желательно всегда иметь в багажнике небольшой запас охлаждающей жидкости (аналогичную или совместимую с используемой на данный момент), как и моторного масла. Много места канистра не занимает, а может пригодиться в критический момент.

Чего нельзя делать, когда кипит двигатель

Существует ряд строгих правил, ограничивающих действие водителя во время возникновения ситуации, когда кипит антифриз в радиаторе, расширительном бачке или другом элементе системы охлаждения. Эти правила призваны обезопасить человеческое здоровье от нанесения ему тяжелых травм, так и от того, чтобы минимизировать материальные потери, которые могут возникнуть в описанной ситуации.

  1. Не нагружать двигатель (не газовать, а вместо этого нужно максимально сбросить обороты до значения холостых, обычно в районе 1000 об/мин).
  2. Резко не останавливаться и глушить мотор, думая что двигатель перестанет кипеть, наоборот все только усугубится.
  3. Не прикасаться к раскаленным деталям подкапотного пространства!
  4. Пока идет пар из-под крышки расширительного бачка или другого узла и пока бурлит тосол в системе категорически нельзя открывать крышку расширительного бачка! Делать это можно лишь по прошествии указанного выше времени.
  5. Нельзя поливать двигатель холодной водой! Нужно дождаться, чтобы мотор остыл самостоятельно.
  6. После остывания двигателя и доливания нового антифриза нельзя ехать после достижения температуры более +90 градусов.

Соблюдение этих несложных правил обеспечит безопасность водителя, а также минимизирует степень поломки и, следовательно, возможные материальные затраты.

Большинство автолюбителей, посещающих наш сайт, уже знают, что такое охлаждающая жидкость и какие бывают ее виды. Но не каждый знает, по каким причинам она может кипеть и что делать для устранения этой проблемы. Сегодня вы узнаете, какова температура кипения «Тосола», почему закипает двигатель, каковы могут быть последствия и что предпринять в случае этой неисправности.

[ Скрыть ]

Температура и причины кипения

Кипение жидкости в двигателе является довольно распространенной поломкой, возникающей в результате каких-либо неисправностей в системе охлаждения. Если двигатель закипает, то движение транспортного средства категорически запрещается, поскольку при частом кипении двигатель может и вовсе выйти из строя. Тогда автовладельцу может даже не помочь и капремонт.

Неисправностей, по которым может вскипать любой хладагент в расширительном бачке, может быть несколько. Но все они связаны с поломками, которые, приводят к перегреву мотора. Температура кипения «Тосола», будь он синего, красного или зеленого цвета, составляет 100 градусов Цельсия, но производители жидкостей, как правило, увеличивают этот показатель до 108 градусов. Что касается традиционных антифризов, то они также вскипают при вышеуказанной температуре.

Конкретно обозначить температуру с точностью до градуса нельзя, поскольку ее определяет каждый производитель.

Рассмотрим неисправности, при которых может возникнуть кипение хладагента:

  • неисправность термостата;
  • неисправность радиатора охладительной системы;
  • неисправность центробежного насоса (помпы);
  • недостаточный уровень хладагента в системе;
  • выход из строя вентилятора;
  • воздушная пробка в системе охлаждения;
  • выход из строя датчика температуры хладагента.

Термостат . Если этот элемент поломается, то его клапана заклинят в одном положении. То есть хладагент будет протекать в системе по одному из кругов циркуляции (по малому), и жидкость не сможет охлаждаться должным образом. Так антифриз закипит и это можно будет увидеть, открыв крышку расширительного бачка, поскольку пары из системы будут выходить именно через бачок.

Чтобы узнать, какой термостат — рабочий или нет — нужно открыть капот и найти два патрубка, ведущие к нему. По этим шлангам жидкость проходит к радиатору и от него. Если патрубок, подводящий хладагент к радиатору горячее, чем второй шланг, то термостат пора менять.


Забитый радиатор — одна из причин кипения двигателя

Радиатор охлаждения также может стать причиной кипения жидкости в системе.

Он выходит из строя в нескольких случаях:

  • если сердцевина радиатора засорена пылью и осадками «Тосола» (в этом случае снижается воздушный поток, проходящий через нее);
  • накипь и образование осадков внутри патрубков (значительно снижается теплопроводность шлангов, в результате чего жидкость недостаточно охлаждается);
  • транспорт двигается с небольшой скоростью (воздушный поток через сердцевину радиатора для охлаждения антифриза недостаточный).

Также хладагент может закипеть в охладительной системе, если помпа работает неэффективно. В частности, это относится к тем двигателям, где шкив насоса получает крутящий момент отдельно от газораспределительного устройства. В этом случае снижение частоты вращения шкива может случиться от ослабления натяжения приводного ремня. Если ремень ослаблен, то скорость циркуляции хладагента значительно снижается, что может вызвать его кипение.

Вызвать кипение двигателя в системе может выход из строя вентилятора охлаждения, образование воздушной пробки, а также недостаточный уровень жидкости в бачке.


Последствия закипания

Что будет, если двигатель авто закипел? Последствия перегрева мотора могут быть самыми печальными для автомобиля.

Есть несколько степеней перегрева двигателя, которые возникают в результате кипения жидкости:

  • слабый перегрев мотора;
  • средний перегрев мотора;
  • сильный перегрев мотора.

Слабый перегрев. Если перегрев мотора в результате того, что закипел антифриз, не превышает 10 минут, то владельцу авто, можно сказать, очень повезло. Это может возникнуть в случае выхода из строя вентилятора или термостата. Если вы вовремя заметили перегрев мотора (по датчику температуры на панели приборов), то машину следует заглушить как можно быстрее. В этой ситуации будет хуже всего, если поршни двигателя начнут плавиться.

Но это не страшно, особенно для владельцев новых авто. Как правило, в новых машинах последствия такого перегрева будут незаметны. Начинать паниковать и везти автомобиль на ремонт необходимо в том случае, если вы четко видите, как из-под капота начинает появляться дым.


Средний перегрев происходит, если время кипения жидкости превысило 20 минут. В этом случае водитель может столкнуться с последствиями:

  • могут искривиться головки блока цилиндров;
  • на головке блока цилиндров могут появиться трещины;
  • расплавятся или прогорят прокладки блока цилиндров;
  • разрушение межкольцевых перегородок на поршнях мотора;
  • через сальники начнет проходить моторное масло.

Две стадии перегрева, описанные выше, зачастую возникают в результате некачественного или невнимательного техобслуживания транспорта. Но сильный перегрев двигателя от закипания антифриза может стать настоящим «сердечным ударом» для вашего авто.

Если кипит «Тосол» и двигатель сильно перегрелся, то последствия, как правило, охватывают все детали мотора. Но и это не самый печальный исход событий. Хуже всего может быть в том случае, если мотор взорвался в результате перегрева. Но такое происходит редко, поскольку зачастую система авто позволяет водителю избежать такой развязки — компоненты мотора разрушаются с разной скоростью, в результате чего он просто глохнет. Так называемая «волна разрушения» распространяется на весь мотор и другие компоненты, окружающие его:

  • начинают плавиться и сгорать поршни;
  • расплавленный металл от поршней капает на стенки цилиндров, в результате чего затрудняется движение поршня. Соответственно, поршень быстро выходит из строя и приходит в непригодность;
  • в том случае, если автомобиль не заглох от поломки поршней, могут начаться проблемы с моторной жидкостью;
  • перегретая моторная жидкость сразу же теряет свои смазывающие свойства, в результате чего постепенно начинают выходить из строя все трущиеся детали;
  • после этого к коленчатому валу начинают прилипать расплавившиеся элементы, что также затрудняет его работу;
  • когда клапанные гнезда вылетают, коленчатый вал просто ломается на несколько частей под воздействием поршня;
  • после этого поршень может пробить одну из стенок блока цилиндров, а это, в свою очередь, приводит к полному выходу двигателя из строя.

Авто-любительница Екатерина звонит мужу чтобы узнать, что делать в случае кипения мотора

Что делать в случае закипания?

Если кипит «Тосол», из-под капота идет дым, а стрелка датчика температуры двигателя показывает больше 100 градусов, то необходимо делать следующее:

  • для начала нужно сразу же перестать нагружать мотор. То есть нужно включить нейтральную передачу и двигаться до полной остановки, при этом не глуша двигателя. Одновременно включите печку или вентилятор, чтобы двигатель хоть немного остыл;
  • после остановки транспорта двигатель необходимо заглушить, но печку при это выключать не нужно. Работающая печка позволит немного остудить двигатель;
  • откройте капот машины, чтобы обеспечить обдув мотора воздухом;
  • затем нужно подождать 20-30 минут;
  • категорически не рекомендуется раскрывать расширительный бачок с охлаждающей жидкостью, иначе горячий антифриз может просто брызнуть потоком из него и обжечь кожу водителя;
  • когда прошло 30 минут, ищите кого-нибудь, кто отвезет вас на станцию техобслуживания. Автомобиль можно взять на буксир или вызвать эвакуатор;
  • если ехать на СТО не вариант, то открывайте расширительный бачок и доливайте хладагент, после чего закрывайте капот и поезжайте до ближайшего СТО с включенной печкой. Посмотрите, сколько жидкости в расширительном бачке. Если ее нет, то не спешите заливать хладагент: резкое охлаждение вредно для системы. При этом необходимо контролировать температуру мотора: если она превысит 100 градусов, то останавливайте машину и ждите, пока температура не спадет. Если температура несколько раз переходит за отметку в 100 градусов, то есть вероятность поломки мотора. Если мотор троит, то необходимо поменять у блока цилиндров прокладку;

Осадок в патрубке после использования некачественного хладагента

Если владеете необходимыми знаниями, то поломку можно попытаться устранить на месте.

Для этого нужно провести диагностику деталей и при необходимости заменить:

  • термостат;
  • прочистить радиатор охлаждения;
  • заменить помпу;
  • поменять вентилятор;
  • отсоединить патрубки от термостата и избавиться от воздушной пробки;
  • заменить датчик температуры антифриза.

Такие работы лучше доверить специалисту, если не уверены в своих силах. За температурой двигателя необходимо следить постоянно и не допускать возникновения таких неисправностей, но если он закипел, то выполните шаги, описанные выше.

Видео «Перегрев мотора, последствия закипания антифриза»

Причин здесь масса.

Мало тосола в системе охлаждения. То есть система охлаждения попросту завоздушилась. Здесь необходимо для начала проверить, нет ли утечек (см. пункт «У меня течёт тосол. Что делать?»), затем долить тосол и выпустить воздух из системы охлаждения. При заливке тосола рекомендуется снимать трубку подогрева, которая идёт на впускной коллектор. Держим её на уровне штуцера и заливаем тосол. Когда из штуцера и из трубки потечёт тосол, быстро одеваем трубку на место и затягиваем. Так можно избежать воздушной пробки в системе. Не забываем также «помять» патрубки рукой, чтобы выгнать воздух и из них тоже. Заливать тосол надо столько, чтобы отвод верхнего патрубка радиатора был полностью под тосолом. Краник отопителя при заливке должен быть открыт.

Пробка радиатора не справляется с задачей. А задача у неё такая: когда тосол нагревается, в системе охлаждения повышается давление. Хорошо, когда поддерживается определённое давление в системе, так как при слегка повышенном давлении температура кипения тосола становится выше. Именно эту функцию и выполняет один из клапанов пробки радиатора – держит тосол в системе, стравливая излишки в расширительный бачок, когда давление будет слишком высоким. Но бывают случаи, когда эта самая пробка радиатора попросту давление не держит, соответственно тосол будет закипать раньше, ещё и выбрасываться в большом количестве в расширительный бачок. Часто добавляется к этому некачественный тосол (см. ниже). Проверить пробку можно, надев на клапан полиэтилен и осторожно закрутить пробку, стараясь полиэтилен не порвать. Если проблема не ушла, значит пробка исправна. Стоит обратить внимание, что покупка новой пробки радиатора не обязательно исправит проблему, так как найти хорошую пробку радиатора на ВАЗ – нетривиальная задача. Магазины наполнены этими пробками, сделанными неизвестно где и из чего. Часто бывает, что либо пружина пробки слишком жёсткая (что приводит к сильному повышению давления в системе охлаждения и как следствие к течи тосола, срыву патрубков) или мягкая (опять же не будет держать давление), либо сам клапан пробки сделан как попало с несоблюдением его размеров. (Прим. Сам нарвался на такую подделку. Клапан не падал на седло, а просто «проваливался» в горловину радиатора. Сфотографирую пример плохой пробки, если осталась.) От этого – не держится давление в системе охлаждения и тосол раньше кипит (потому что ещё может быть и некачественный) и ещё и выбрасывается в расширительный бачок и кипит и там. Так что обязательно берём с собой образец и не забываем сравнивать жёсткость пружины и диаметр клапана. Пружина новой пробки радиатора должна быть совсем чуть-чуть жёстче, чем у старой (если проблема была в ослабленной со временем пружине).

Радиатор плохо функционирует. Часто бывает из-за того, что передняя сторона радиатора забивается насекомыми, листвой и прочим мусором. Это мешает нормальному обдуву радиатора и ухудшает охлаждение. Можно продуть сжатым воздухом. Также проблема может быть в том, что внутри забились трубки радиатора (например, герметиком), что затрудняет циркуляцию тосола через радиатор. В этом случае радиатор промывается.

Не включается вообще или включается не вовремя вентилятор системы охлаждения. Если не включается вообще, то замыкаем накоротко 2 провода датчика температуры на радиаторе. Если заработал, то реле вентилятора исправно, а датчик тупит (но тоже не факт. См. ниже про термостат), если не заработал, то под подозрением само реле и сам вентилятор. Если подключить вентилятор напрямую к аккумулятору, то можно проверить и его. Если работает, то неисправно реле или проводка. Неисправное реле просто заменяется. Несвоевременное включение вентилятора может указывать на проблемы с термостатом (см. ниже) или с датчиком вентилятора, ввёрнутым в радиатор. Возможно он стал подклинивать. Необходимо также проверить сами контактные соединения цепи управления вентилятором – из-за сильного окисления пропадает электрический контакт.

Заклинил термостат и не пускает охлаждающую жидкость в радиатор. Проверяем работу термостата – когда двигатель холодный, нижний патрубок радиатора, который идёт к термостату, должен быть холодным, так как пока двигатель прогревается, термостат в нормальном состоянии не даёт охлаждающей жидкости идти по радиатору. Если патрубок остаётся холодным даже после того, как двигатель нагрелся, то виновник именно термостат. Есть ещё одна тонкость – даже если нижний патрубок стал нагреваться после прогрева двигателя, то это всё равно не гарантирует исправности термостата. (Прим. На моём авто именно так всё и произошло – ощупал рукой нижний патрубок термостата, он нормально нагревался после прогрева, но вскрытие показало, что нижнее седло термостата очень сильно забросало герметиком, который фактически почти «заклеил» седло в нижнем положении, давая термостату открываться только чуть-чуть, но патрубок нижний всё равно нагревался). Если термостат открывает большой круг только частично из-за неисправности, то характерен симптом – вентилятор охлаждения начинает включаться позже, чем это было раньше (двигатель успевает нагреться до большей температуры), причём это становится заметно даже по указателю температуры. Если же термостат вообще не пускает жидкость через радиатор, то по указателю будет явно видно, что происходит перегрев (если он исправен и не врёт).

Неисправен насос. Виновником может быть сам приводной ремень генератора – возможно на него попало масло и он стал проворачиваться на шкиве, либо ремень ослаб. Иногда при этом замечаются проблемы с электросетью автомобиля – плохая зарядка, падение напряжения бортовой сети, слабое подсвечивание лампы аккумулятора на приборной панели при работающем двигателе (для электросети на основе генератора 37.3701, 372.3701). Замасленный ремень можно попробовать протереть, но лучше, конечно, поменять такой ремень, при этом не забыть протереть и все шкивы (коленвала, генератора и помпы) от масла. Разумеется, необходимо при этом ликвидировать и причину попадания масла на ремень, иначе всё повторится снова. Неисправность самого насоса может заключаться в том, что раскрошилась крыльчатка насоса, которая гонит тосол по системе. Бывает и так, что крыльчатка насоса просто «теряет связь» с приводным шкивом насоса, проворачивается. В этом случае шкив крутится, а крыльчатка насоса не работает. Проверить насос можно, открыв пробку радиатора, запустить двигатель (почти прогретый, чтобы был открыт большой круг охлаждения. Открывать необходимо осторожно. Ни в коем случае нельзя открывать пробку радиатора на хорошо прогретом двигателе, не дав ему чуть-чуть остыть) и немного погазовать с помощью рычага карбюратора. Смотрим в горловину – если насос работает, обязательно замечается «движение» тосола, подъём его уровня в горловине. Если такого не происходит, то под подозрением насос (снимать весь его не обязательно, да и не вполне удобно. Лучше хотя бы снять его крышку).

Забита система охлаждения. Сюда относится забивание герметиком, прочими химическими средствами системы охлаждения. Не стоит пользоваться всякими герметизирующими составами и сыпать их в систему. Если такое произошло, то систему охлаждения необходимо промыть.

  • Некачественный тосол.

В том плане, что это какая-то водяная бурда, которая закипает слишком рано. В норме тосол не должен закипать при 100 градусах как вода, а несколько позже. А если учесть, что в системе охлаждения создаётся дополнительное избыточное давление, то кипеть он должен почти при 120 градусах. Проверяется пробным нагревом образца и замером температуры. Можно также при наличии ареометра померить плотность тосола. Также имеет значение, когда тосол последний раз менялся. Со временем тосол теряет свои свойства, изменяется его цвет (становится рыжим). Проблема некачественного или старого тосола решается его заменой.

  • Пробита прокладка головки блока цилиндров (ГБЦ)

Тосол при этом как правило не кипит, а бурлит. Это самая неприятная неисправность. При повреждённой прокладке ГБЦ камера сгорания начинает сообщаться с каналами системы охлаждения, которые там недалеко проходят. Продукты сгорания начинают попадать в систему охлаждения и насыщать её этими самыми газами. Поэтому тосол начинает бурлить. Отличить эту неисправность от кипения тосола можно по таким признакам: тосол как правило начинает бурлить сразу или почти сразу на ещё холодном двигателе (может проявиться и по мере прогрева, возможен также перегрев двигателя), чувствуется запах выхлопных газов из бурлящего тосола, тосол начинает куда-то «исчезать», хотя утечек нигде нет (сгорает в цилиндре), из выхлопной трубы идёт белый дым. Чтобы убедиться точно, что это тосол, встречается совет форумчан – поднести руку к выхлопной трубе, чтобы на ладони осела влага, и попробовать эту влагу на вкус. Тосол практически безошибочно выдаёт сладкий вкус этиленгликоля. Обязательно вытащите масляный щуп и проверьте, не «пополнился» ли масляный картер: при пробитой прокладке ГБЦ тосол может уходить не только в цилиндры двигателя, но и в систему смазки двигателя (опять же каналы находятся рядом).

Данную проблему с бурлением тосола решит только замена прокладки ГБЦ.

Система охлаждения, состоящая из радиатора, помпы, термостата, патрубков, расширительного бачка и других элементов, предназначена защищать двигатель от перегрева, отводя излишнюю тепловую энергию. В качестве ОЖ в современных автомобилях используется антифриз или тосол, так как у них выше температура кипения, чем у воды. В крайнем случае, можно доливать воду, но желательно дистиллированную.

При эксплуатации в тяжелых условиях или неполадках в системе охлаждения возможно закипание ОЖ, при котором перегревается двигатель. Перегрев может быть трех видов:

  • Слабый. Мотор проработал с закипевшим антифризом не более 5 минут. Каких-то значительных повреждений при этом не должно произойти.
  • Средний. Двигатель проработал с кипящей ОЖ от 10 до 15 минут. В этом случае возможны обрывы труб охлаждающей системы и течь горячего антифриза. Могут появиться течи в радиаторе, поршневые кольца подвергаются усадке, что влечет за собой увеличение расхода масла в два раза. Сальники приходят в негодность, нарушается герметичность, появляется утечка масла.
  • Сильный. При сильно перегретом двигателе есть вероятность взрыва. Последствия сильно перегретого мотора катастрофические: перегорают и плавятся поршни, перегорает прокладка, деформируется головка блока цилиндров, перегородки между поршневыми кольцами разрушаются, а кольца привариваются друг к другу, деформируются клапана, их гнезда разрушаются.

Если кипит антифриз в расширительном бачке, то причин может быть много, некоторые из них можно устранить самостоятельно. Важно не допускать перегрева двигателя.

2 Кипит антифриз – причины

Ниже рассмотрим возможные причины закипания антифриза и способы их устранения.

  • Недостаточный уровень ОЖ в расширительном бачке. Необходимо следить за ее уровнем в течении эксплуатации, если он недостаточный, то нужна доливка. Следует дождаться, когда жидкость остынет, чтобы залить нужное количество жидкости. Причина в том, что при нагревании жидкость расширяется и увеличивается в объеме. Чтобы долить антифриз, нужно открутить крышку на расширительном бачке и заливать ОЖ, пока ее уровень не окажется между отметками минимума и максимума. Причиной недостаточного уровня жидкости в бачке может быть утечка или недолив при обслуживании.
  • Неисправность радиатора. Возможны следующие проблемы при его работе:
  1. Засорение труб радиатора происходит из-за попадания в него грязи, нарушается циркуляция ОЖ, что приводит к недостаточному охлаждению двигателя и его перегреву.
  2. Во время эксплуатации в охлаждающей системе возникает накипь, образуются соли, которые оседают на трубах и внутри радиатора, что снижает их проходимость. Особенно быстро это происходит при использовании некачественной ОЖ. Эффективность охлаждения падает.
  3. Радиатор может не работать по причине неисправности вентилятора. В этом случае в системе охлаждения не будет поддерживаться необходимая температура. Определить, что не работает вентилятор, можно на слух: если вентилятор не будет крутиться, то двигатель будет работать тише обычного.

Для возобновления работоспособности охлаждающей системы, в случае засорения и нарушения проходимости, необходимо промыть радиатор и всю систему, очистив от накипи и загрязнений. Если не работает вентилятор, причина может быть в неисправности проводки или в перегоревшем предохранителе. Нужно прозвонить проводку и проверить предохранитель.

  • Неисправный термостат. Это устройство представляет собой клапан, который может занимать два положения: открытое и закрытое. Термостат регулирует температуру жидкости в охлаждающей системе двигателя. При закрытом клапане двигатель холодный, антифриз циркулирует по малому контуру, благодаря этому ускоряется прогрев мотора. Когда двигатель нагревается, клапан меняет свое положение, открывается, ОЖ течет по большому контуру, охлаждаясь от радиатора.

При неисправном термостате возможны два варианта:

  1. ОЖ постоянно закипает, в этом случае она циркулирует только по малому контуру, не успевая охлаждаться, так как клапан заклинило в закрытом состоянии.
  2. Холодный двигатель долго прогревается.

Чтобы определить неисправность устройства, нужно заглушить мотор, открыть капот и осмотреть патрубки термостата. При осмотре следует проявлять осторожность, чтобы не получить ожоги при соприкосновении с патрубками. Нужно потрогать патрубок, присоединенный к радиатору. Если он более горячий по сравнению с остальными, этого говорит о неисправности термостата. В этом случае нужно не спеша добраться до ближайшего СТО и заменить неисправное устройство.

Важным элементом охлаждающей системы является воздушный клапан. С его помощью сбрасывается лишнее давление, появляющееся при перегреве. Если он неисправен, это может привести к выдавливанию кипящего антифриза в расширительный бак. Неисправную пробку нужно менять.

За прокачку антифриза по охлаждающей системе отвечает помпа – водяной насос. Обычно она идет в комплекте с ГРМ и меняется согласно регламенту, поэтому следует регулярно проводить техническое обслуживание автомобиля.

3 Что делать при закипании охлаждающей жидкости?

Признаком неисправности охлаждающей системы является индикатор температуры ОЖ, который расположен на приборной панели в салоне. Если его показания превышают норму, то при наличии системы климат-контроля нужно установить максимальную температуру и мощность, что даст возможность перегретому антифризу перейти на отопление автомобиля. Далее следует медленно, без рывков, ехать до ближайшей станции техобслуживания.

Если во время движения загорелась лампочка перегрева силового агрегата, нужно остановить автомобиль с включением знака аварийной остановки. Затем нужно заглушить двигатель, дать ему остыть. Желательно не возобновлять движение, а вызвать эвакуатор, чтобы он доставил автомобиль на автосервис.

Если из-под капота пошли клубы дыма, нужно немедленно остановиться и поднять капот, чтобы двигатель быстрее остыл. Нельзя сразу же откручивать крышку расширительного бачка, так как температура жидкости в нем может достигать 200–250 градусов, можно получить ожог. Доливать следует ту же жидкость, которая использовалась в системе. Можно залить дистиллированную воду. Доливать антифриз следует только после того, как он перестанет кипеть.

Выявить и устранить причину закипания антифриза просто, но следует придерживаться некоторых правил при эксплуатации автомобиля:

  • контролировать уровень антифриза, доливать при необходимости;
  • использовать качественные ОЖ, некачественный антифриз пенится;
  • регулярно менять охлаждающую жидкость согласно регламенту или по мере необходимости;
  • промывать охлаждающую систему и радиатор при замене ОЖ;
  • проверять на работоспособность воздушный клапан и термостат;
  • осматривать и менять патрубки при наличии дефектов;
  • при необходимости или по регламенту менять помпу с комплектом газораспределительного механизма.

Обнаружить и исправить некоторые неисправности по силам любому автолюбителю.