Предоставляются ли льготы по арендной плате за земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, лицам, освобожденным от уплаты земельного налога?
В соответствии со ст.606 Гражданского
кодекса РФ по договору аренды
(имущественного найма) арендодатель
(наймодатель) обязуется предоставить
арендатору (нанимателю) имущество за плату
во временное владение и пользование или во
временное пользование.
Согласно п.1
ст.607 ГК РФ в аренду могут быть переданы
земельные участки и другие обособленные
природные объекты, предприятия и другие
имущественные комплексы, здания,
сооружения, оборудование, транспортные
средства и другие вещи, которые не теряют
своих натуральных свойств в процессе их
использования (непотребляемые вещи).
Законом могут быть установлены виды
имущества, сдача которого в аренду не
допускается или ограничивается.
Законом могут быть установлены особенности
сдачи в аренду земельных участков и других
обособленных природных объектов (п.2
указанной статьи).
Статьей 1 Закона РФ
от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" установлено,
что использование земли в РФ является
платным. Формами платы являются: земельный
налог, арендная плата, нормативная цена
земли. Собственники земли, землевладельцы и
землепользователи, кроме арендаторов,
облагаются ежегодным земельным налогом. За
земли, переданные в аренду, взимается
арендная плата.
В ст.12 названного
Закона приведен закрытый перечень лиц,
которым предоставлено право на
освобождение от уплаты земельного налога.
Согласно ст.21 указанного Закона размер,
условия и сроки внесения арендной платы за
землю устанавливаются договором. При
аренде земель, находящихся в
государственной или муниципальной
собственности, соответствующие органы
исполнительной власти устанавливают
базовые размеры арендной платы по видам
использования земель и категориям
арендаторов. Арендная плата может
устанавливаться как в денежной, так и в
натуральной форме.
В силу п.4 ст.22
Земельного кодекса РФ общие начала
определения арендной платы при аренде
земельных участков, находящихся в
государственной или муниципальной
собственности, могут быть установлены
Правительством РФ.
Таким образом, в
соответствии с Законом РФ "О плате за землю",
ГК РФ и Земельным кодексом РФ размер,
условия и сроки внесения арендной платы
устанавливаются договором. Порядок
заключения договора аренды регулируется ГК
РФ. При аренде земель, находящихся в
государственной или муниципальной
собственности, соответствующие органы
исполнительной власти устанавливают
базовые размеры арендной платы по видам
использования земель и категориям
арендаторов. При этом предоставление льгот
по арендной плате в централизованном
порядке в отношении лиц, которым ст.12 Закона
РФ от 11.10.1991 N 1738-1 дано освобождение от
уплаты земельного налога, не
предусмотрено.
В связи с изложенным по
вопросам предоставления льгот при взимании
арендной платы за землю, находящуюся в
государственной или муниципальной
собственности, следует обращаться в
соответствующий орган исполнительной
власти, с которым был заключен договор
аренды указанного земельного участка.
Е.Н.Сивошенкова
Советник налоговой
службы РФ
III ранга
05.07.2004
На рассмотрение в Госдуму поступил законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части поддержки субъектов малого предпринимательства, осуществляющих нестационарную торговлю)» предусматривающий преференции для добросовестных арендаторов, относящихся к субъектам малого бизнеса, в порядке предоставления в аренду земли с целью дальнейшего размещения на данном участке нестационарных торговых объектов.
Инициатором стала группа депутатов во главе с Виктором Звагельским. Они, в частности, предложили закрепить в земельном законодательстве возможность заключения договора аренды на земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, без проведения торгов. Эта возможность будет предоставляться субъектам малого предпринимательства в части аренды земельных участков для размещения нестационарных торговых объектов.
Единственным условием для предпринимателей станет соблюдение всех условий договора аренды, заключенного ранее, другими словами, у потенциального пользователя данной льготы должна быть безупречная арендаторская история. Одновременно с этим для нового договора аренды выдвигается ряд требований, среди которых:
- договор аренды на земельный участок для размещения нестационарных торговых объектов должен быть заключен на срок не менее семи лет.
- увеличение тарифов по такому договору может происходить не чаще одного раза в год в порядке и пределах, устанавливаемых региональным законодательством;
- запрет на установление любых дополнительных условий аренды, не предусмотренных действующим законодательством.
Таким образом, субъекты малого предпринимательства, осуществляющие свою деятельность в киосках, палатках и ларьках, получат право на гарантированное получение компенсационного торгового места, в случае исключения арендованной ими земли из муниципальной схемы размещения нестационарных торговых объектов. При этом новое место торговли должно быть идентично старому по таким показателям, как площадь и месторасположение. Реализация данного права потребует внесения изменения в ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и в ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».
В случае одобрения Госдумой данного законопроекта, новые нормы будут применяться ко всем отношениям, возникшим между малым бизнесом и муниципальными властями, начиная с первого дня текущего года. Также предусмотрен переходный период, который позволит привести все нормативные правовые акты субъектов РФ в соответствие с новыми требованиями. Он составляет 3 месяца со дня вступления закона в силу.
Если Вам нужны компетентные - обращайтесь!
Льготные ставки на аренду земельных участков – мера государственной поддержки некоторым категориям граждан и организаций. Указанные льготы выражаются в снижении арендной платы за пользование землей или предоставлении участков в особом порядке. Основные законодательные акты, регулирующие отношения в этой сфере: Земельный Кодекс Российской Федерации, Закон РФ от 11.10.1991 № 1738-1 «О плате за землю» и постановление Правительства Москвы от 25.04.2006 № 273-ПП «О совершенствовании порядка установления ставок арендной платы за землю в городе Москве».
Рыночные ставки арендной платы в некоторых случаях значительно отличаются от стоимости аренды, которая может быть рассчитана с учетом применения льгот. Это обстоятельство порождает немалое количество злоупотреблений со стороны представителей администрации. Незнание специфики отношений в области предоставления земельных участков в аренду по льготной цене приводит к невозможности для бизнеса и граждан реализовать свои законные права.
Виды арендных льгот для организаций и предпринимателей
Льготы по оплате аренды земельного участка могут быть предоставлены для тех видов разрешенного использования, которые поддерживаются Правительством Москвы и являются приоритетными. Обязательное условие – земля должна находиться в собственности города Москвы либо собственность на участок не должна быть разграничена.
Размер арендной ставки (от кадастровой стоимости) |
|
Строительство гостиниц, размещение технополисов и технопарков; проведение научных исследований и экспериментальных разработок; эксплуатация объектов структуры ЖКХ; участки под трубопроводами, ЛЭП, метрополитеном. | 0,01 % |
Строительство и эксплуатация участков под объектами культуры и искусства, религии, здравоохранения, физкультуры и спорта, образования и науки. | 0,05 % |
Возведение многоэтажных гаражей-стоянок; участки, используемые для размещения мощностей по производству автомобилей, запчастей, сбора и обработки вторсырья; участки, отданные под приюты для бездомных животных. | 0,1 % |
Для предприятий, использующих труд инвалидов (доля лиц с ограниченными возможностями не менее 30 % от среднесписочной численности). | 0,3 – 0,5 % |
Производство хлебобулочных изделий, макарон, готовых пищевых продуктов; организация оптовых поставок основных видов продовольствия | 0,5 % |
Производство станков, инструментов, электроприборов, шин, покрышек и других подобных изделий. | 0,75 % |
Строительство гаражей по программе «Народный гараж» и перехватывающих парковок. | 1 рубль за кв.м |
Участникам проекта «Доктор рядом»; для частных учреждений образования, работающих по программе дошкольного образования; для нужд юридических и физических лиц, освобожденных от земельного налога. | 1 рубль за участок |
ВАЖНО! Предоставление льготы на аренду участков происходит после подачи заявления организации или предпринимателя в Департамент городского имущества города Москвы и прохождения процедуры проверки и подтверждения.
Виды арендных льгот для граждан
Для некоторых групп населения действующее законодательство предусматривает льготы по плате за аренду земельного участка. К таким категориям относятся:
- инвалиды и семьи, имеющие ребенка-инвалида;
- многодетные семьи;
- участники ВОВ;
- ликвидаторы чернобыльской аварии;
- герои и кавалеры ордена Славы.
Арендная плата зависит от статуса участка и назначения его разрешенного использования. Основная масса участков предоставляется под индивидуальное жилищное строительство, ведение подсобного хозяйства.
ВНИМАНИЕ! Поскольку льготы на земельный налог при аренде земли не существует, в обязанности арендатора входит его ежегодная уплата в местный бюджет.
Юридическая помощь от компании «Мосты»
Основные причины, по которым документы возвращаются без рассмотрения или выносится отказное решение: отсутствие подтверждения права на льготу, неправильное оформление или отсутствие необходимых документов, неожиданное изменение требований земельного законодательства, желание чиновников «оптимизировать» льготы и другие.
Вопрос: Предоставляются ли льготы по арендной плате за земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, лицам, освобожденным от уплаты земельного налога?
Ответ: В соответствии со ст.606 Гражданского кодекса РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Согласно п.1 ст.607 ГК РФ в аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи). Законом могут быть установлены виды имущества, сдача которого в аренду не допускается или ограничивается.
Законом могут быть установлены особенности сдачи в аренду земельных участков и других обособленных природных объектов (п.2 указанной статьи).
Статьей 1 Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" установлено, что использование земли в РФ является платным. Формами платы являются: земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли. Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
В ст.12 названного Закона приведен закрытый перечень лиц, которым предоставлено право на освобождение от уплаты земельного налога.
Согласно ст.21 указанного Закона размер, условия и сроки внесения арендной платы за землю устанавливаются договором. При аренде земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, соответствующие органы исполнительной власти устанавливают базовые размеры арендной платы по видам использования земель и категориям арендаторов. Арендная плата может устанавливаться как в денежной, так и в натуральной форме.
В силу п.4 ст.22 Земельного кодекса РФ общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством РФ.
Таким образом, в соответствии с Законом РФ "О плате за землю", ГК РФ и Земельным кодексом РФ размер, условия и сроки внесения арендной платы устанавливаются договором. Порядок заключения договора аренды регулируется ГК РФ. При аренде земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, соответствующие органы исполнительной власти устанавливают базовые размеры арендной платы по видам использования земель и категориям арендаторов. При этом предоставление льгот по арендной плате в централизованном порядке в отношении лиц, которым ст.12 Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 дано освобождение от уплаты земельного налога, не предусмотрено.
В связи с изложенным по вопросам предоставления льгот при взимании арендной платы за землю, находящуюся в государственной или муниципальной собственности, следует обращаться в соответствующий орган исполнительной власти, с которым был заключен договор аренды указанного земельного участка.
Е.Н.Сивошенкова
Советник налоговой службы РФ
(C) сайт. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.