Как побороть свой страх ездить за рулем. Как преодолеть страх вождения автомобиля новичку женщине

Пешеходов нужно любить. Пешеходы составляют большую часть человечества. Мало того, лучшую его часть. Пешеходы создали мир.

Так начинается многими любимый роман Ильфа и Петрова «Золотой телёнок». И ведь правда, мы все были пешеходами. Многие с детства с придыханием смотрели на большие автомобили, побаивались их на дорогах. Некоторые женщины могут сказать «боюсь водить машину», следом идёт вопрос «Что же делать?».

Рано или поздно, почти каждый из нас, пешеходов, а если брать в расчет, что вы читаете данную статью не из праздного любопытства, то каждый, вставал перед выбором: остаться пешеходом или перейти на сторону «армии зла» или попросту, стать автомобилистом.

Как выбрать автошколу, чтобы преодолеть страх вождения автомобиля

1. Для многих решение быть автомобилистом становится поворотным, и жизнь разделяется на «до» и «после». Решение принято, вы записываетесь в автошколу. Это самый первый и главный шаг, тут нельзя ошибаться. У многих страх вождения усиливается из-за неправильно сделанного выбора.

2. Нужно понять простую вещь: вы пришли в автошколу за знаниями, за это вы платите деньги со своего кошелька. Каждый ученик вправе рассчитывать на должное качество получаемого материала и компетентность человека, который берётся вас обучать.

3. Потратьте время для того, чтобы осознано выбрать подходящую школу и грамотного инструктора. Никогда не бойтесь говорить «нет». Лучше отказаться от предлагаемого преподавателя сразу, чем потом ругать себя или того же инструктора за то, что вы не понимаете материал.

4. Учиться вождению легче на машине с коробкой автомат. Вам не нужно задумываться над переключением передач, а всё внимание будет нацелено на дорогу. Важно своевременное переключение ручки сигнала поворотника, чтобы предупреждать других автомобилистов.

Страх перед первым выездом на дорогу

1. Но вот вы отучились. Теория и практика сданы на отлично. Впереди первый самостоятельный выезд. Напряжение. Но как побороть, казалось бы, непреодолимый страх перед дорогой, вождением автомобиля, новичку, к тому же женщине.

2. Не переживайте, такое случается со многими. Главное, не паниковать. Когда вы только начинаете свой путь автомобилиста, не стоит спешить. Практика, практика и ещё раз практика. Чем больше вы практикуетесь, тем увереннее будете чувствовать себя за рулём.

3. Прежде чем тронуться, настройте машину. Если вы не единственный водитель автомобиля, перед тем как пуститься в путь, выставите нужное положение руля, зеркал, водительского кресла. Проверьте уровень топлива. Если необходима дозаправка, запланируйте её заранее. Убедитесь в том, что вождение для вас будет максимально комфортным и безопасным.

4. На первых порах обойдитесь без музыки. Желательно максимально уберечь себя от посторонних шумов. Отключите или переведите в беззвучный режим сотовый телефон. Гаджет за рулём - штука очень опасная, а звонки, как и входящие сообщения, будут постоянно отвлекать.

5. Проложите маршрут заранее. Перед выездом не нужно бояться водить машину, необходимо чётко представить в голове, куда и по какой дороге вы собираетесь ехать. Представьте все перекрестки, светофоры, остановки в пути. Это позволит не отвлекаться на принятие решений, которые вы можете предусмотреть заранее. Такие советы психолога вам точно помогут.

6. Начинайте самостоятельное вождение без посторонних в автомобиле. Опытный водитель будет мешать, а с течением времени и раздражать вас своими подсказками. Обычный пассажир будет бояться неопытного новичка, этот страх может передаться и вам.

7. Для получения первого опыта самостоятельного вождения выбирайте менее загруженные участки дорог. Пригородная трасса ранним утром будет идеальным решением, чтобы учиться.

8. Стоит приобрести заранее как автомобильную аптечку, так и огнетушитель, знак аварийной остановки. Лучше пусть они вам никогда не понадобятся, но будут при вас, чем, если чего-то из этого не окажется в подходящий момент. Вещи также помогают преодолеть страх вождения.

9. Наклейте на заднее стекло автомобиля знак «У» и ничего больше. Оповещение о том, что за рулём машины новичок, даёт понять другим участникам движения, что требовать с вас водительского мастерства пилота городской «маршрутки» опрометчиво. А знак «туфелька» и тому подобные новичку женщине не нужны. Они действуют как раз наоборот, да и правилами не разрешены.

10. Простой, но действенный совет - купите перчатки для вождения. У начинающих водителей из-за волнения могут потеть руки, что само по себе снижает качество контакта с рулём. Простая покупка перчаток позволит решить проблему.

11. Не помешает записаться на курсы контраварийного или экстренного вождения. На них вы научитесь лучше чувствовать автомобиль и приобретёте больше уверенности в себе.

Поведение при встрече с автоинспектором

1. Страшное слово вызывает трепет и нервное подёргивание конечностей даже у опытных водителей. Что же говорить о тех, кто ещё ни разу не встречался лицом к лицу с этими доблестными стражами правопорядка.

2. У многих страх вождения начинается и ограничивается именно боязнью перед человеком в форме. Как себя вести? А если он попросит взятку? Что делать, когда меня остановят и как быть? До подобной встречи важно преодолеть страх вождения автомобиля.

3. Изучайте правила и область их применения. Знание ПДД позволит новичку женщине не совершать неумышленных правонарушений и на равных общаться с представителями власти на дороге. Если вы уверены в том, что делаете на дороге, тогда нечего бояться, встречая инспектора.

4. Инспекторы, как ни парадоксально, не любят умных водителей, проявляют они эту нелюбовь в отказе оформления протоколов. Если вы уверены – спорьте, и они отступят. Не паникуйте. Автоинспекторы легко распознают признаки волнения. Этим вы наводите их на возможные подозрения.

5. Ведите себя подобающе. Вежливость - это не только лучшее оружие вора, но и прекрасный инструмент в руках автолюбителя. Ведя себя вежливо, иногда можно избавиться даже от последствий незначительного нарушения.

6. Накапливайте опыт. Дурак учится на своих ошибках, умный изучает чужие. Читайте форумы, смотрите видео, учитесь правильному поведению с органами правопорядка на примерах. Правила, правила и ещё раз правила. Знание ПДД придаст вам уверенности на дороге.

Как вести себя на городских дорогах

1. Как и все навыки, уровень мастерства водителя оттачивается в городе. Прописная истина, которую не нужно никому доказывать. Светофоры, перекрёстки, дорожные знаки, автомобили, пешеходные переходы – всё ожидает вас в городе и это нужно преодолеть.

2. Но бояться не стоит. Уже через пару месяцев вы будете с улыбкой вспоминать свой страх перед вождением автомобиля. Сейчас главное правило, которое можно повторять новичку женщину – не нужно паниковать.

3. Всё получится. Вы ни чем не хуже тысяч других водителей, которые каждое утро садятся за руль. Вы уже перестали бояться своей машины. На пустых утренних дорогах научились чувствовать габариты автомобиля. Знаете, когда нужно включить сигнал поворота, когда переключить передачу. Вы любите свой автомобиль, умеете им управлять. Теперь осталось перенести навыки на дорогу.

4. Начните с коротких отрезков, которые вам уже знакомы. Магазин - дом - работа. Практика на знакомых маршрутах позволит преодолеть страх дороги в короткое время. Вы научитесь вовремя перестраиваться и ещё лучше чувствовать движение своего автомобиля.

5. Полюбите пробки. Как бы нелепо не звучал этот совет, но пробки - лучшее место отточить навыки новичку. В плотном трафике вы сможете чувствовать дистанцию между автомобилями, научитесь замечательно трогаться с места и вовремя тормозить. В пробке вас не будут никуда торопить, конечно, если не вы - причина этого затора.

6. Водите машину спокойно и будьте непоколебимы, как удав. На первых порах не нужно никуда спешить. Если позволяет маршрут и дорожные знаки, держитесь правой полосы, дайте возможность вас обогнать. Тогда получится преодолеть страх.

7. Всегда во время вождения автомобиля руководствуйтесь ПДД. Знания и неукоснительное следование инструкции новичку женщине позволят не бояться встречи с автоинспектором.

8. При попадании в аварию помните, страховку ещё никто не отменял и, если вы следовали предыдущему правилу, бояться точно нечего. Но лучше всё-таки избегать таких ситуаций.

9. Правило «трёх Д» - дай дорогу дураку. Очень важно, сидя за рулём своего автомобиля, помнить, что единственный водитель, которому можно доверять, – это вы. В машинах вокруг могут ехать пьяные, нормальные водители, только вчера купившие себе права психи и ненормальные.

10. Не мешайте им. Лучше потерять несколько секунд, уступив дорогу нахалу, но сохранить нервы в спокойствии. Рекомендуется думать за себя и за другого водителя. Старайтесь предугадать действия участников движения. Это сэкономит вам не только время, но порой и деньги.

Помните, преодолевая страхи, вы растёте. Представьте себя, как участника движения экстра-класса. Преодолейте страх и у вас обязательно всё получится. Практика, регулярное вождение автомобиля, знания и уверенность в себе - всё, что нужно новичку женщине на пути к цели.

Автомобиль уже давно перестал являться предметом роскоши и индикатором материальной обеспеченности семьи, и сейчас, согласно опросам и примерным подсчётам социологов, основанных на данных продаж новых и поддержанных автомобилей, владельцем машины является каждый третий житель города.

Однако существует особая категория людей, для которой задача сесть за руль представляется невыполнимой, а выехать в час пик за продуктами или же на работу – признаком подлинного героизма. Связаны подобные мысли обычно с появившимися страхами от просмотра видеозаписей различных ДТП, увиденных во время практических занятий в автошколе водителей, явно нарушающих скоростной режим на небольшом промежутке дороги (проще говоря, “лихачей”), или же с неуверенностью в собственных силах.

Через подобные психологические проблемы проходит каждый водитель, причём, даже опытный. Зачастую бывает, что многие люди, уже окончившие автошколу, через 2-3 месяца после активной езды по дорогам на личном автомобиле, попросту бояться выезжать ещё, дабы не подвергать собственную жизнь лишнему риску, предпочитая общественный транспорт машине. Чтобы разобраться, как именно можно преодолеть страхи такого плана, необходимо понять, от каких мыслей они образованы.

Причины возникновения паники

Психологи выделяют несколько причин возникновения страха вождения автомобиля, каждую из которых необходимо подробно разобрать:

  • Боязнь потерять управление над автомобилем в какой-то критический момент;
  • Страх попасть в дорожно-транспортное происшествие как по своей вине, так и нет;
  • Как следствие – повредить чужое авто, имущество, сбить человека и пр.;
  • Наконец, боязнь подвергнуть опасности близких людей или родственников.
Первое, что необходимо уяснить каждому человеку, особенно новичку, который испытывает страхи подобного плана – это то, что в этом нет ничего постыдного, противоестественного. Более того, страх позволяет всегда контролировать человеку себя в любой момент, держать его в тонусе. Новичок, не испытывающий хоть капли страха вождения автомобиля – попросту опасный для общества человек, который может либо стать причиной ДТП, как со своим участием, так и без, либо в критический момент приобрести его, не среагировав вовремя на какое-то событие и поддавшись панике.

Важно: не следует путать страх с паникой. Паникёрам за рулём автомобиля делать нечего – об этом говорят ещё в автошколе. Испытывая же страх, человек может держать под контролем все свои эмоции и «чувствовать» ситуацию на дороге.

Чтобы дать ответ на вопрос, как именно можно преодолеть страх вождения автомобиля, следует остановиться на каждом его типе.

Преодоление страха

Боязнь потерять управление над автомобилем в большей степени присуща новичкам, особенно, девушкам. Связано это, в основном, с непониманием принципов работы машины и представлением её в качестве некоего «зверя», который работает вроде бы сам по себе. Зачастую такие мысли приводят к появлению ощущения, что автомобиль – некий живой организм, действующий сам по себе. Преодолеть подобное чувство достаточно просто: необходимо лишь больше практиковаться, выезжая на дорогу в наименее загруженные часы дня, например, рано утром в выходные. Всё, что необходимо для получения чувства контроля над автомобилем – тренировочная площадка, пусть даже импровизированная, которая позволит отточить классические навыки вождения и даст прочувствовать реакцию машины на то или иное действие.

Совет: поскольку практически в любом городе есть в свободном доступе тренировочная площадка, то именно на ней следует восполнять пробелы вождения (например, потренироваться трогаться с места на горке).

Страх попасть в ДТП подсознательно должен присутствовать у любого водителя, и это чувство лучше всего играет роль дополнительной страховки. Чувства самоуспокоенности, излишней уверенности в своих силах появляются у водителей, отъездивших чуть больше года-полутора и не попавших в сколько-нибудь значимые передряги. Люди зачастую рассуждают так: если уж они, новички, так хорошо отъездили столько времени, то уж теперь-то можно и ездить чуть быстрее, и совершить какой-то манёвр «на пятачке». Именно в этот период многие люди и обжигаются, попадая в серьёзные аварии.

Важно повторить: подобный страх не должен перетекать в паникёрские чувства. Если при любой нестандартной ситуации на дороге, хочется резко дёрнуть руль в сторону – человеку необходимо поговорить самим с собой, поскольку подобное поведение на дороге недопустимо.

Боязнь потерпеть серьёзные материальные убытки присуща, в основном, людям, имеющим низкий заработок, поскольку на личный автомобиль, вероятно, откладывались деньги в течение долгого промежутка времени, и он нужен не только для повседневных нужд, но и для каких-то хозяйственных. Этот страх очень легко преодолеть – следует лишь передвигаться по дороге, соблюдая все установленные правила дорожного движения и, особенно, скоростной режим. Его наличие как раз-таки и призвано избавить дороги страны от серьёзных аварий, влекущих серьёзные материальные убытки сторон: если двигаться по городу со средней скоростью в 50 км/ч, попасть в крупную аварию по собственной вине достаточно проблематично. В противном случае затраты на ремонт автомобиля всегда покроет страховка и выплаты со стороны виновной.

Страх навредить близким людям – совершенно естественное чувство, которое также должно присутствовать у каждого человека. Более того, его наличие является немым свидетелем того, что человек за рулём полностью осознаёт возложенную на него ответственность за здоровье родственников, друзей и других людей, сидящих на пассажирских сидениях.

Совет: чуть уменьшить страх такого плана может помочь приобретение автомобиля с максимальным числом подушек безопасности, а также просьба всех лиц в машине пристегнуться. Согласно статистике, количество пристёгнутых людей, получивших серьёзные увечья в ДТП, по сравнению с непристёгнутыми стремится к минимуму.

Выше были разобраны типичные страхи новичков вождения автомобиля, которые помогут водителю психологически настроить себя на нужную «волну» и спокойно управлять машиной в транспортном потоке. Однако ни для кого не является секретом, что порой возникают критические ситуации на дорожном полотне, когда действовать необходимо быстро, полагаясь только на свою реакцию и даже инстинкты, приобретённые на практических занятиях.

Секрет, по мнению психологов, «холодной» головы, расчётливости в любой, даже экстренной, ситуации заключается в правильном дыхании: водитель всегда должен дышать ритмично, глубоко и, что важно, медленно, ни в коем случае не отрывисто. Усилие воли, направленное на успокоение дыхание, быстро приведёт взбудораженное эмоциональное состояние в норму.

Совет: когда кто-то вылетает прямо навстречу, сбоку подрезает машина или какой-то пешеход решил быстро перебежать дорогу, ни в коем случае нельзя бешено крутить рулём, нужно довериться какому-то одному решению, дабы чётко показать окружающим свои намерения.

Как психологи, так и водители особенно обращают внимание новичков на то, что они всегда должны держать обе руки на руле, не закрывать глаза от страха одной из них или же не показывать свои уникальные способности окружающим по набору текста сообщения одной рукой. Обе руки на руле, глаза, направленные на дорогу – это основа безопасного вождения.

Если человек чувствует, что по какой-то причине он морально устал, раздражён и т.п. – следует успокоиться, а только после этого ехать. История ДТП знает достаточно случаев, когда новички, опечаленные какими-то событиями, забыв про все свои страхи, решают проблемы скоростью, получая дозу адреналина.

Привести себя в чувство может помочь дыхательно-мышечная ауторегуляция, представляющая собой комплекс несложных упражнений:

  1. Для начала следует максимально удобно сесть в кресле автомобиля, полностью «отдавшись» спинке кресла, после чего сделать несколько глубоких вдохов-выдохов.
  2. После этого необходимо расслабить мышцы, покрутив последовательно головой во все стороны, размяв кисти рук и повращав руками в локте.
  3. В заключение элементарно развеселить себя, покорчив в зеркало заднего вида гримасы и вспомнив приятные события из жизни.
  4. Отправляться в дорогу с пониманием того, что быстрая неаккуратная езда может причинить вред совершенно не виновным в чьих-то личных проблемах людям.

Указанной методикой рекомендуется пользоваться не только людям, желающим привести себя в чувство, но и всем, кто по каким-то причинам боится садиться за руль автомобиля. Эти простые упражнения способны дать необходимые чувства спокойствия и уверенности в своих силах.

В заключение: практика, спокойствие и внимательность – это три краеугольных камня преодоления страха вождения. Придерживаясь описанных тезисов, любой новичок сможет довести, казалось бы, сложные действия до автоматизма и получать от вождения только наслаждение.

Многие будущие водители испытывают чувство страха перед автомобилем. Каждая поездка им представляется опасным, чуть ли не на грани жизни и смерти мероприятием. Разумеется, в таком психологическом состоянии очень трудно осваивать премудрости вождения.

Как же побороть страх? Об этом мы и поговорим в данной статье.
Выраженное нервно-психическое напряжение водителя во многом обусловлено осознанием того, что автомобиль сам по себе представляет собой средство повышенной опасности. Поэтому водитель постоянно испытывает чувство высокой ответственности за жизнь пассажиров, сохранность груза, автомобиля, а также за свою собственную безопасность. При этом нередко преобладают отрицательные эмоции: страх, тревога, сомнение, постоянное ожидание возникновения аварийных ситуаций и неуверенность в их благополучном исходе. Такие чувства испытывает каждый водитель, однако у опытного, обладающего высокой устойчивостью к нервным перегрузкам водителя степень нервного напряжения будет значительно меньше, чем у эмоционально неустойчивого новичка. Чрезмерное или длительное нервное напряжение приводит к нарушению таких процессов, как восприятие, внимание, мышление, память; отмечается также увеличение времени реакции и нарушение координации движений.

На самом первом этапе овладения водительским мастерством самой большой (по сути, основной) психологической проблемой является то, что учащийся автошколы постоянно, с первого дня обучения и до последнего дня - дня сдачи экзамена в ГИБДД - находится в состоянии стресса. Это вызвано целым рядом причин:
1. Получение удостоверения на право управления транспортным средством очень важно для повышения уровня жизни (продвижения по карьерной лестнице, повышения социального статуса, облегчения решения бытовых вопросов) - вследствие этого пугает сама мысль, что окончить автошколу, получить права и научиться водить автомобиль по каким-либо причинам не удастся;
2. Каждый из учащихся неоднократно видел на дороге (по телевизору, в газетах, на плакатах) последствия ДТП, в т.ч. тяжелые, с человеческими жертвами. Осознание того, что он сам может явиться участником, жертвой, а еще страшнее — виновником ДТП является само по себе сильнейшим стрессором. Ситуация усугубляется в тех случаях, когда в силу своей социальной незрелости человек не может в полной мере осознать и принять на себя груз ответственности за совершаемые им поступки.
3. Многие автошколы не имеют достаточно средств на обновление материальной базы, экономят на тренажерах и автомобилях. Учащиеся садятся за руль автомобиля и выезжают на дорогу без тренажерной подготовки, на старых автомобилях — вследствие этого с первых же практических занятий за рулем автомобиля им приходиться решать сразу несколько сложных задач, опыта решения которых они не имеют.
4. Недостатки в методиках обучения приводят к тому, что учащийся остается один на один со своими проблемами - преподаватели и инструкторы, имеющие большой опыт вождения автомобиля, просто забыли, какие чувства они сами испытывали, обучаясь водить автомобиль, не понимают и не учитывают в процессе обучения страхов и других психологических проблем учащегося.

И если на теоретических занятиях в классе учащиеся чувствуют себя более-менее спокойно, то выезд в город после двух-трех занятий на площадке становится для многих из них настоящим стрессом. Необходимость согласованных действий сразу несколькими механизмами - рулевым колесом, рычагом переключения передач, указателем поворотов, педалями сцепления, тормоза и газа, наблюдения при этом за быстро меняющейся дорожной обстановкой, за светофорами, за дорожными знаками и разметкой, за автомобилями других участников дорожного движения, движущимися в различных направлениях, за показаниями приборов на приборной панели (причем иногда в сложных погодных условиях, на скользкой дороге, в дождь и в снегопад, и т.п.) — для психики новичка все это становится тяжелым испытанием. И пока не наработается достаточная степень автоматизма в действиях учащегося, пока он не начнет чувствовать габариты автомобиля, не научится более-менее уверенно перестраиваться и совершать другие маневры - каждая посадка за руль автомобиля будет оставаться для него стрессовой ситуацией.

Инструктор, сидящий рядом, конечно же, знает о том, какие чувства испытывает новичок - он наблюдает проявления этих чувств практически у каждого. Но, не являясь психологом, не умеет, да и не считает нужным выводить учащегося из этого состояния. Действия наставника сводятся, по сути, к подсказкам и подстраховке, к готовности в случае кризисной ситуации взять управление автомобилем на себя. Присутствие рядом инструктора оказывает некоторое успокаивающее воздействие на учащегося, уверенность в опытном человеке рядом помогает ему более адекватно оценивать дорожную обстановку и действовать соответственно.

Но у этого явления есть и обратная сторона. Очень часто в автошколах сталкиваются с тем, что учащийся, у которого на последних занятиях начинает получаться практически все, который чувствует себя за рулем довольно уверенно и спокойно, экзамен в ГИБДД с треском проваливает. Причиной этого являются тревога, волнение и страх, от которых он, казалось бы, уже совершенно избавился. Объяснить причину того, что с ним происходит, учащийся не может, у него пропадает вера в себя, падает самооценка, он испытывает сильный стресс.
Объясняется это тем, что состояние уверенности, которое начинает испытывать учащийся, и которое помогает ему грамотно действовать за рулем, пока еще основывается не на личном опыте, а ассоциируется с присутствием рядом человека, который поможет справиться с трудной ситуацией. Даже если этот человек просто сидит и молчит, одно его присутствие действует успокаивающе. Когда теряется связь с этим человеком, теряется и состояние уверенности и спокойствия. Психологам хорошо известен этот эффект, являющийся своего рода условным рефлексом, существуют методики устранения его негативных проявлений.

Вот несколько приемов, которые могут помочь выйти из состояния острого стресса:

1. Ауторегуляция дыхания.
В нормальных условиях о дыхании никто не думает и не вспоминает. Но когда по каким-то причинам возникают отклонения от нормы, вдруг становится трудно дышать. Дыхание становится затрудненным и тяжелым при физическом напряжении или в стрессовой ситуации. И наоборот, при сильном испуге, напряженном ожидании чего-то люди невольно задерживают дыхание (затаивают дыхание). Человек имеет возможность, сознательно управляя дыханием, использовать его для успокоения, для снятия напряжения — как мышечного, так и психического. Таким образом, ауторегуляция дыхания может стать действенным средством борьбы со стрессом, наряду с релаксацией и концентрацией. Противострессовые дыхательные упражнения можно выполнять в любом положении. Обязательно лишь одно условие: позвоночник должен находиться в строго вертикальном или горизонтальном положении. Это дает возможность дышать естественно, свободно, без напряжения, полностью растягивать мышцы грудной клетки и живота. Очень важно также правильное положение головы: она должна сидеть на шее прямо и свободно. Расслабленная, прямо сидящая голова в определенной степени вытягивает вверх грудную клетку и другие части тела. Если все в порядке и мышцы расслаблены, то можно упражняться в свободном дыхании, постоянно контролируя его.
Мы не будем подробно рассказывать здесь о том, какие дыхательные упражнения существуют (их легко найти в литературе), но приведем лишь следующие выводы:
- С помощью глубокого и спокойного ауторегулируемого дыхания можно предупредить перепады настроения.
- При смехе, вздохах, кашле, разговоре, пении или декламации происходят определенные изменения ритма дыхания по сравнению с так называемым нормальным автоматическим дыханием. Из этого следует, что способ и ритм дыхания можно целенаправленно регулировать с помощью сознательного замедления и углубления.
- Увеличение продолжительности выдоха способствует успокоению и полной релаксации.
- Дыхание спокойного и уравновешенного человека существенно отличается от дыхания человека в состоянии стресса. Таким образом, по ритму дыхания можно определить психическое состояние человека.
- Ритмичное дыхание успокаивает нервы и психику; продолжительность отдельных фаз дыхания не имеет значения — важен ритм.
- От правильного дыхания в значительной мере зависит здоровье человека, а значит, и продолжительность жизни. И если дыхание является врожденным безусловным рефлексом, то, следовательно его можно сознательно регулировать.
- Чем медленнее и глубже, спокойнее и ритмичнее мы дышим, чем скорее мы привыкнем к этому способу дыхания, тем скорее он станет составной частью нашей жизни.

2. Противострессовое дыхание.
Медленно выполняйте глубокий вдох через нос; на пике вдоха на мгновение задержите дыхание, после чего сделайте выдох как можно медленнее. Это успокаивающее дыхание. Постарайтесь представить себе, что с каждым глубоким вдохом и продолжительным выдохом вы частично избавляетесь от стрессового напряжения.

3. Минутная релаксация.
Расслабьте уголки рта, увлажните губы. Расслабьте плечи. Сосредоточьтесь на выражении своего лица и положении тела: помните, что они отражают ваши эмоции, мысли внутреннее состояние. Вполне естественно, что вы не хотите, чтобы окружающие знали о вашем стрессовом состоянии. В этом случае вы можете изменить «язык лица и тела» путем расслабления мышц и глубокого дыхания.

Далее рассмотрим технику, которая часто применяется для устранения последствий психотравмы, вызванной дорожно-транспортным происшествием. Желательно выполнять ее под руководством психолога, владеющего данным методом (НЛП-практика), но можно попробовать делать ее и самостоятельно.
1. Представьте, что вы находитесь в кинотеатре. Постарайтесь увидеть себя в черно-белом изображении на экране за каким-то нейтральным занятием.
2. Постарайтесь как бы «отделиться» от себя и увидеть себя, смотрящего на экpан.
3. Оставаясь в том же положении, посмотрите на экран, где идет черно-белый фильм, в котором вы испытываете то переживание, которое хотите «нейтрализовать».
4. Закончив наблюдение за собой как за героем фильма, когда все снова уладится, «остановите» фильм, «войдите» назад в свое «изображение на экране», представьте его в цвете и очень быстро «прокрутите» фильм назад. В результате у вас сложится впечатление, что вы смотрите фильм с собственным изображением, в котором время идет в обратном напpавлении.
5. Проверьте полученный резyльтат: для этого вспомните о случившемся и обратите внимание на то, можете ли вы теперь думать об этом более спокойно.
Если можете, то вы добились желаемого эффекта. Если нет — повторите процесс или обратитесь за помощью к специалисту.

Страх – это одна из базовых эмоций человека, сигнализирующая об опасности (реальной или предполагаемой). Испытывать страх – это нормально: виды, не испытывавшие страха, если такие существовали, вымерли. Механизм первичного страха прост: получая сигнал опасности, мозг, а точнее, гипоталамус посылает электрохимический импульс надпочечникам, которые тут же впрыскивают в кровь гормоны – адреналин и норадреналин.

Такая «инъекция» приводит к мгновенной комплексной реакции организма, внешние проявления которой у разных людей могут протекать неодинаково. В целом страх может выражаться в виде возбужденного, либо подавленного эмоционального состояния. Применительно к вождению автомобиля и то и другое состояние может привести к фатальной ошибке, однако реакция возбуждения считается более предпочтительной.

Если речь идет о рефлекторных действиях, связанных с реакцией на опасность, тогда имеет смысл поработать со своими рефлексами. В то же время страх вождения автомобиля может иметь отчасти социальный характер: боязнь критики со стороны инструктора, других водителей и т.д. Если у вас есть к тому желание, вы сможете побороть страх. Как это сделать, будет показано в этой статье.

Порция адреналина, попадая в кровь, приводит организм в боевую готовность. Реакцию оперативного реагирования на опасность Уолтер Кеннон назвал «бей или беги». У задиристых мальчишек на переменке в школе считается доблестью использовать лишь первый вариант реагирования. Но, если вы управляете автомобилем, стремительно приближающимся к некоей преграде, согласитесь, правильным решением будет избежать столкновения. Ведь страх и трусость – не одно и то же.

Страхи, связанные с автомобилем

Существует некоторое количество страхов, так или иначе связанных с автомобилем. Нельзя сказать, что все они беспочвенны, ведь автомобиль – средство повышенной опасности и новостные ленты регулярно подтверждают этот тезис. Как известно, назвать врага – это первый шаг к тому, чтобы его победить. Значит, побороть страх перед вождением поможет осознание конкретного момента, который вызывает дискомфорт.

Мы перечислим некоторые страхи, связанные с автомобилем и предложим свои варианты их преодоления.

Страх автомобиля «в принципе»

Этот страх иррационален и возникает он из-за ошибочного подсознательного чувства, что автомобиль, как зверь, обладает собственной волей и «может поехать сам по себе». Подсознание очень доверчиво, в этом есть как отрицательные (удивительно, как туда попала подобная чушь), так и положительные стороны. Последняя проявляется в том, что его можно перепрограммировать, многократно сообщив правдивую информацию о том, что машиной всегда управляет человек.

Страх потерять контроль над автомобилем

Похож на предыдущий, хотя уже и свидетельствует о некотором (очень недостаточном) опыте. Здесь есть три аспекта: во-первых, учите матчасть. Чем лучше вы будете знать устройство автомобиля, тем меньше у вас будет поводов для нареканий о его неуправляемости. Во-вторых, чем больше практики вождения, тем лучше результат. И, в-третьих, всегда убеждайтесь, что вы сели за руль исправной машины. Главное – исправность тормозов, рулевого управления, звукового и световых сигналов.

Страх встречного и попутного транспорта

Возникает вследствие недостаточного опыта и отсутствия чувства габаритов своей машины. Преодолевается регулярной практикой. На начальном этапе – с инструктором и по знакомому, не перегруженному транспортом маршруту. Автор этих строк, много лет назад впервые самостоятельно управляя отцовским автомобилем, преодолев 30 км по пустынной трассе, был весь в испарине, но горд «достижением». Габариты же автомобиля начал осознавать после первой же самостоятельной (не вполне удачной) попытки въехать в гараж. Хотелось бы, чтобы вы избежали подобного опыта при своем обучении. Поверьте, это не только возможно, но и гораздо дешевле.

Страх стать виновником ДТП

Знаете, если у вас есть страх смерти, то… с вами все в порядке. А если серьезно, то избежать ДТП помогут практика и уверенность в себе. Второе растет по мере наработки первого. Если вы научитесь испытывать положительные эмоции от самого процесса вождения, то побороть страх водить машину будет совсем не сложно, ведь негативные эмоции всегда перекрываются позитивными. Да, и еще одно: в процессе борьбы с последним из упомянутых страхов, все же не торопитесь отключать одну очень важную опцию психики – инстинкт самосохранения.

Жизнь без страха

К вождению автомобиля можно отнестись как к увлекательной игре, постепенно усложняя условия. Сначала – просто вождение по полигону, называемому автодромом. Затем – вождение по городу, в ночное время, в условиях ограниченной видимости (дождь, снегопад, туман). И, наконец, в сложных дорожных условиях (гололед, час пик). Все это способствует чудесному приливу адреналина и прекрасно работает, особенно без инструктора. Главное правило, чтобы такое обучение проходило… на электронном тренажере.

На начинающего водителя одновременно обрушивается громадное количество новой информации. От него требуется обладание способностью в очень сжатые сроки принимать большое количество правильных решений, причем, в нужной последовательности. На обдумывание ситуации времени нет. Опытный водитель абсолютное большинство решений принимает рефлекторно. Рефлексы, как известно, тренируемы.

Изучайте устройство машины, повышайте самооценку, помните о правилах дорожного движения и, самое главное, уделяйте как можно больше времени наработке моторных навыков. Научившись всему этому, вы уже больше не будете думать о том, как побороть страх вождения автомобиля. Вы просто избавитесь от него в процессе получения опыта.

Также смотрите видео, из которого вы узнаете, что на самом деле мешает водить автомобиль:

Прекрасная половина человечества нередко задается вопросом о том, как побороть страх вождения автомобиля. Многие из них просто не хотят сесть за руль, хотя в современном мире такая необходимость присутствует. Предлагаем несколько рекомендаций для женщины новичка.


Правила вождения машины зимой

В зимнее время года становится опаснее водить автомобиль. Начинающим водителям это особенно трудно и они предпочитают оставлять автомобили на зимнюю стоянку. Чтобы зимой комфортно чувствовать за рулем необходимо:

  1. Подготовить автомобиль. Станция техобслуживания вам очень поможет, поэтому его посещение не откладывайте. Съездите туда для замены масла и тормозной жидкости, для проверки аккумулятора и основных узлов автомобиля, для замены воды в стеклоомывателе на «незамерзайку» и конечно, для самого главного замены шин на зимние шипованные. Между прочим, в зимней резине должна быть и запаска.
  2. Обучиться в различных автошколах урокам вождения в экстремальных обстановках. Но, если у вас нет такой возможности, то пусть вам поможет перебороть страх и освоить вождение зимой опытный водитель. Внимательно посмотрите, как ваш учитель делает маневры и если что-то непонятно, спросите обязательно. Ближайшее пустынное место может стать импровизированным полигоном. Такие уроки необходимы не только для получения практического навыка, но и как тренинг. Вы почувствуете себя более уверенно, улучшится реакция, и избавитесь от страха перед дорогой.
  3. Во время гололедицы при движении на уклон или с уклона, необходимо воспользоваться инерцией машины. Скорость необходимо немного прибавить перед подъемом, в противном случае автомобиль забуксует. При спуске, скорость немножко сбросьте, но не жмите резким образом на тормоз.

Итак, для того чтобы перебороть страх при вождении автомобиля зимой, следуйте следующим правилам:

  • не делайте резких движений;
  • соблюдайте режим скоростей, который установлен на дорожных участках;
  • отбросьте излишнюю самоуверенность;
  • увеличивайте дистанцию, написанную в правилах в три раза;
  • учитывайте, что в мороз сухой дороги не бывает, и не набирайте скорость;
  • будьте внимательными перед перекрестками и скорость лучше заранее сбросить;
  • не делайте лишние перестроения и заранее перестройтесь в левый крайний ряд, если необходимо налево повернуть, или в правый крайний, если — направо.
  • «незамерзайку» обязательно держите на запас.

Следуя этим правилам, можете побороть в себе страх и водить машину в зимнее время также.

Удачного вождения!

Посмотрите видео