Мдк инженерная техника техническая описания. Землеройные машины непрерывного действия инженерных войск ссср

Машина для рытья котлованов МДК-2М предназначена для обустройства окопов и хранилищ для техники, котлованов под фортификационные сооружения (блиндажи, убежища, огневые сооружения). Размеры котлованов: ширина по дну 3,5 м, глубина до 3,5 м, длина по необходимости. Классы почв, разрабатываемые - I-IV. Производительность по количеству вынутого грунта до 350 м3 в час.

Машина состоит из гусеничного тягача АТ-Т (изделие 409У), основного рабочего органа (для рытья котлованов) - фрезы с метателем и вспомогательного бульдозерного оборудования. Компоновочная схема Котловинна машины определяется конструкцией рабочего органа и положением двигателей во время рытья котлована. Котловинна машина МДК-2 является многопроходной с руханням по дну выемки, отрывается. Мощность двигателя 305 л. С., Масса 27,3 т, транспортная скорость до 36 км / ч. Кабина герметизирована, снабжена фильтровентиляционной установкой, благодаря чему, машина способна работать на местности, зараженная ядовитыми или радиоактивными веществами. Причем экипаж (2 чел.) В кабине может находить без средств защиты. Кабина вмещает до пяти человек, включая водителя. Запаса топлива хватает на 500 км пробега или 10-12 часов работы в почве. Время на подготовку машины к работе составляет 5-7 мин. В кабине предусмотрено место для установки радиостанции Р-123, но ею машина не комплектуется. Оснащена радиометром-ретнгенометром, комплектом ПНВ-57Т (прибор ночного видения).

Рабочий орган представляет собой фрезу поперечного копания и метатель; смонтированы соосно на одном редукторе. Необходимый профиль выемки достигается применением плугов и откосниками, которые крепятся на раме рабочего органа. Рытье грунта, поднятого метателя, проводится в одну сторону от машины. Для создания бруствера с обеих сторон котлована необходимо менять направления рабочих ходов машины.

Рис. 183. Машина для котлованов МДК-2

Рытье котлованов происходит послойно, челночным способом при движении машины вперед, с включенным Уменьшитель скоростей, задний ход - холостой. Грунт выбрасывается в правую сторону от котлована на расстояние до 10 м и заключается в виде бруствера. За один проход машины углубления составляет 30-40 см. Котлован размером 3,5 × 3,4 м создается за шесть рабочих ходов. За первые три проходов рабочий ход осуществляется в одном направлении движения машины с образованием двух въездных аппарели под углом 15 °. При следующих трех проходов рабочий ход осуществляется в обратном в сравнении с предыдущими проходами направлении. При этом меняется направление выброса грунта. В начале котлована за счет работы основного рабочего органа создается пологая аппарель с уклоном около 15 °. Вторая аппарель постепенно срезается вспомогательным рабочим органом (бульдозером) под углом 40-45 °.

После последнего прохода необходимо спланировать дно котлована бульдозером.

Бульдозерное оборудование МДК-2 позволяет проводить работы по выравниванию дна котлована, засыпка котлованов, облаштовування пологих спусков. Допустимое боковое отклонение при работе машины до 15 градусов, угол подъема / спуска при работе машины должно быть до 28 градусов.

Машина МДК-3 является дальнейшим развитием машины МДК-2М и предназначена для облаштовування окопов и хранилищ для техники, котлованов под фортификационные сооружения (блиндажи, убежища, огневые сооружения). Размеры котлованов, что отрываются: ширина по дну 3,7 м, глубина до 3,5 м, длина по необходимости. Классы почв, разрабатываемые -1-IV.

При рытье котлованов грунт, роют, заключается в одну сторону слева от котлована в виде бруствера. При необходимости устройства бруствера с обеих сторон, через два-три прохода необходимо менять направление рытья. В отличие от МДК-2М машина МДК-3 во время рытья котлована движется задним ходом, роя за один проход котлован глубиной до 1,75 м (вместо 30-40 см в старой машины). В начале и в конце котлована есть пологие аппарели с наклоном 15 градусов.

Вспомогательным оборудованием является мощное бульдозерное оборудование и розпушник для мерзлых грунтов, что значительно повысило возможности машины по сравнению со старой. Розпушник позволяет рыть мерзлые и твердые почвы на глубину до 0,3 м. Бульдозерное оборудование позволяет использовать машину для планирования площадок перед рытьем котлованов, выравнивание и зачистки котлованов, засыпки установленных в котловане фортификационных сооружений, засыпка воронок, облаштовування пологих спусков, удаление мерзлого грунта, вырытого розпушником. Кроме того, бульдозер может применяться для корчевание пней диаметром 20-40 см.

Формирования широких котлованов проводиться 2-3 параллельными проходами машины с изменением направления выброса грунта.

Допустимый боковой уклон при работе машины - до 15 градусов, угол подъема / спуска во время работы - до 28 °. Производительность по количеству вырытого грунта 500-600 м3 в час. В качестве базового шасси применен гусеничный транспортер-тягач МТ-Т (изделие 453). Машина имеет общий вес - 39 тонн (вместо 27,3 т в МДК-2М), транспортная скорость машины до 65 км / ч. Кабина герметизирована, снабжена фильтро-вентиляционной установкой, благодаря чему машина может работать на местности зараженной отравляющими или радиоактивными веществами, причем экипаж (2 чел.) В кабине могут находиться без средств защиты. Кабина вмещает до пяти человек, включая водителя. Запаса топлива хватает на 500 км пробега или 10-12 часов работы в почве. Время на подготовку машины к работе 5-7 мин.

В кабине машины есть место для установки радиостанции Р-123 (танковая), но ею МДК-3 не комплектуется. Оснащена комплектом ПНВ (прибор ночного видения).

Рис. 184. Машина для котлованов МДК-3

Тактико-технические характеристики Котловинна машин

Техническая производительность, м3 / ч:

в почвах первых, вторых категорий

в почвах второй, 3-й категорий

Средняя транспортная скорость по

грунтовых дорогах, км / ч

Габаритные размеры в рабочем положении, мм:

Расчет, чел

Периодичность технического обслуживания, моточасов:

Трудоемкость технического обслуживания, чел. / Час.:

Расход топлива, л / ч:

при рытье котлована

в транспортном режиме

Запас хода по горючим, км

Мощность двигателя, кВт

Размеры разработанной выемки, м за один проход:

за два прохода:

за три прохода:

Скорость движения во время рытья котлована, м / ч

Скорость движения во время работы

бульдозерным оборудования, км / ч, не более

в обычном грунте

в мерзлом разрыхленной почве

Скорость движения во время работы ропушувальним оборудованием, км / ч

Скорость движения в рабочем режиме с гидрообъемной передачей, км / ч: на передаче заднего хода

на первой передаче

на второй передаче

на третьей передаче

Вместимость топливных баков, л

Вместимость кабины, ос

Время перевода рабочего оборудования в рабочее состояние, мин

При подготовке машины к

перевозки по железной дороге, ч

Полковая землеройная машина ПЗМ-2

Общее устройство, принцип работы и основные тактико-технические характеристики ЭОВ-4421

Экскаватор ЭОВ-4421 является землеройной машиной циклического действия. Он предназначен для механизации земляных и погрузочно-разгрузочных работ. Экскаватор применяется для рытья траншей и котлованов в грунтах 1-4-й категорий без рыхления, в мерзлых грунтах после их предварительного разрыхления. Наличие крюковой подвески позволяет проводить поднятия, опускания и перемещения различных грузов.

Рис. 185. Экскаватор ЭОВ-4421

Тактико-технические характеристик

Производительность в почвах первых, вторых категорий при рытье:

котлованов, м3 / ч

траншей, м3 / ч

Максимальная транспортная скорость, км / ч

Расчет, чел

Время развертывания, мин

Расход топлива на 100 км пути, л

Запас хода по топливу, км

Максимальная глубина котлована, что роется с шириной по дну, м

Вместимость ковша, м3

Среднее время цикла, с

Максимальное усилие резания, кН

Максимальный радиус копания, м

Наибольшая высота опорожнения ковша, м

Габаритные размеры в транспортном положении, мм:

Грузоподъемность крюковой подвески, т

Наибольшая высота поднятия, м

Вылет крюка, м:

наибольший

наименьший

Высота подъема крюка, м:

в случае большого вылета

в случае малейшего вылета

Техническая характеристика экскаватора

Общие данные экскаватора

Силовая установка экскаватора

Четырехтактный четырех-цилиндровый дизель жидкостного охлаждения с вихревой камерой сгорания

Номинальная мощность при частоте

вращения коленчатого вала 1700 мин, л. с

Максимальная частота вращения

коленчатого вала, мин

Минимальная частота вращения

коленчатого вала, мин

Топливо, применяемое

Дизельное ДЛ, ДЗ

Смазка, применяется

Моторное М-6 / 10В

Масса двигателя в незаправленном

состоянии в полном комплекте, кг

(ГП-11, ГП-8) 780

пусковой двигатель

Двухтактный одноцилиндровый карбюраторный с кривошипно камерным продувкой

Мощность двигателя при частоте

вращения коленчатого вала 3500 мин, л. с

способ запуска

эл е ктростартером

Топливо, применяемое

смесь бензина с маслом в объемном соотношении 15: 1

использованы смазки

моторное М10В М10Г, М12Ы (ГП-11)

моторное М8В или М8Б (ГП 8)

Электрооборудование

постоянный

Номинальное напряжение, В

Аккумуляторная батарея:

емкость, ампергодин

Гидравлический привод рабочего оборудования

гидронасос:

аксиально-поршневой сдвоенный, регулируемой производительности

Максимальная производительность, дм3 / мин

Давление нагнетания, МПа (кгс / см2):

максимальное

номинальное

минимальное

Гидромотор механизма поворота платформы

Радиально-поршневой высокомоментных

Гьидроцилиндры, мм:

рукоятки

выносных опор

Рабочая жидкость при температуре окружающего воздуха:

от -40 до + 5 ° С

Масло ВМГЗ ТУ 38-101479-74

от-1-5 до + 40 ° С

Масло МГ-30

Заменители при температуре окружающего воздуха:

ТУ 38-1-01-50-70

от -25 до + 5 ° С

Масло веретенное АУ ГОСТ 1642-75

от +5 до + 40 ° С

Смазка ИЗОА, И20А ГОСТ 20799-75

Запильних строение, принцип работы, основные узлы и механизмы экскаватора

К основным частям экскаватора принадлежат базовая машина, грузовая рама с выносными опорами, опорно-поворотное устройство, поворотная платформа, силовая установка рабочего оборудования, рабочее оборудование, гидропривод, приводы управления и электрического оборудования.

Базовой машиной является автомобиль КрАЗ-255Б, который имеет некоторые доработки, которые осуществлены для монтажа экскаваторной установки. Доработки шасси базового автомобиля обусловленные необходимостью снижения его массы и упрощения монтажа грузовой рамы. В местах крепления грузовой рамы к раме автомобиля в лонжероны рамы вварены ребра жесткости. В передней части рамы установлена стойка для крепления рабочего оборудования в транспортном положении В связи с установлением грузовой рамы изменено местоположение ресиверов, доработанные пневмосистема и энергооборудования автомобиля. Левый (по ходу) топливный бак перенесен на грузовую раму. Контейнер запасного колеса установлен в передней части грузовой рамы. К кормовой части базового автомобиля крепится фара для освещения местности во время передвижения задним ходом.

Грузовая рама предназначена для установки, опорно-поворотного устройства и разгрузки (совместно с выносными опорами) ходовой части автомобиля. Рама представляет собой штампо-сварную конструкцию. Основными элементами рамы есть две продольные балки, соединенные рядом поясничных вставок. Продольные балки заканчиваются с двух сторон кронштейнами для крепления выносных опор и их гидроцилиндров. На верхней части рамы расположена обечайка из привалочной поверхностью для установки опорно-поворотного устройства. Для увеличения жесткости конструкции кронштейны передних выносных опор соединены стяжкой.

Выносные опоры предназначены для разгрузки (совместно с грузовой рамой) ходовой части автомобиля и создания необходимой опоры машины во время разрытия грунта и выполнения погрузочно-разгрузочных работ. В рабочем положении выносные опоры контактируют с почвой, при этом средний и задний мосты разгружены, а экскаватор вывешивается на четырех опорах и двух передних колесах, повышает его опоры и позволяет создать значительное (до 91 кН) усилия на режущей кромке ковша. В транспортном положении штоки гидроцилиндров втянуты, а опоры подняты.

Опорно-поворотное устройство предназначено для осуществления вращения поворотной платформы относительно базовой машины, а также для передачи рабочих усилий по поворотной платформы на грузовую раму. Опорно-поворотное устройство состоит из колец, взимаемых болтами, роликов и зубчатого венца.

Поворотная платформа предназначена для размещения на ней силовой установки, основных элементов гидросистемы, органов управления, кабины экскаваторщика и рабочего оборудования. Она является опорой, выдерживает все нагрузки, возникающие во время работы экскаватора, и через опорно-поворотное устройство опирается на грузовую раму. В передней части платформы расположены четырехтактный четырехцилиндровый дизель с жидкостным охлаждением с вихревой камерой сгорания и систем, его обеспечивают: питания топливом и воздухом, смазки, охлаждения и пуска. Номинальная мощность двигателя (СМД-14) 55 кВт. Силовая установка является источником энергии для рабочего оборудования. Для запуска дизельного двигателя является одноцилиндровый двухтактный пусковой двигатель ПД-10У с редуктором СМД8-19С4В. Пуск двигателя ПД-10У осуществляется электро-стартером СТ-350.

Для облегчения пуска дизеля при пониженной температуры окружающего воздуха предусмотрен электрофакельным предпусковой подогреватель.

Рабочее оборудование представляет собой возвращенную лопату и состоит из унифицированной стрелы, рукоятки, ковша, крюковой подвески, гидроцилиндра ковша и рукоятки, двух гидроцилиндров стрелы, трубопроводов и рукавов высокого давления. Поднятие и опускание стрелы осуществляется гидроцилиндрами.

Стрела предназначена для установки на ней рукоятки с ковшом и гидроцилиндров. Она представляет собой неразъемное сварную конструкцию коробчсатого вида Г-образной формы.

Рукоять представляет собой удлиненную сварную конструкцию коробчатого вида, сделанную из листового проката и изготовленную из того же материала, что и стрела.

Рис. 186. Компоновочная схема экскаватора ЭОВ-4421

1 - базовая машина: 2 - рабочее оборудование; 3 - силовая установка рабочего оборудования; 4 - поворотная платформа: 5 - выносная опора; 6 - опорно-повотний устройство; 7 - обвязочная рама

Шляхопрокладач БАТ-2 предназначен для механизации инженерных работ при прокладке колонных путей, подготовки по городу военных дорог.

Шляхопрокладач состоит из базы - гусеничного шасси МТ-Т, универсального бульдозера, крана, разрыхлителя, лебедки.

Гусеничная шасси шляхопрокладача разработан на базе составных частей тяжелого транспортера-тягача МТ-Т.

Рис. 187. Шляхопрокладач БАТ-2

Основными частями гусеничного шасси является рама, кабина, силовая установка, трансмиссия, ходовая часть, пневматическое оборудование и электрооборудование.

В состав рабочего оборудования шляхопрокладача БАТ-М входят бульдозерное и крановое оборудование, механизмы управления бульдозерным оборудованием, механизм отбора мощности, електропневмокерування и гидропривод.

Бульдозерное оборудование предназначено для послойного срезания и перемещения грунта. Оно навешивается перед машиной и может устанавливаться в рабочем или транспортном положении. В рабочем положении отвал бульдозерного оборудования опущен на грунт. В случае осуществления машиной транспортного пробега на расстояние до 5 км бульдозерное оборудование подвешивается на цепи. Пьид совершении марша на расстояние более 10 км оно заключается путем опрокидывания через кабину на платформу и фиксируется.

Основными частями бульдозерного оборудования является рама, толчками рамы, отвал и лыжа.

Крановое оборудование предназначено для механизации погрузочно-разгрузочных работ при прокладке колонных путей и демонтажа бульдозерного оборудования. Грузоподъемность оборудования - 2 т любого вылета стрелы. Максимальная высота подъема крюка - 5,3 м по вылета стрелы - 1,1 м и 2 м - за вылета стрелы 5,4 м. Скорость подъема и опускания груза лебедкой - 0,18 м / с, стрелой - соответственно 0,37 и 0,22 м / с. Частота вращения поворотной части 1,9 мин.

Рис. 188. Шляхопрокладача БАТ-М

Основными частями являются базовая машина (инженерный колесный тягач ИКТ) и рабочее оборудование.

Рабочее оборудование предназначено для рыхления и перемещения грунта на незначительные расстояния. Составными частями рабочего оборудования является бульдозерное оборудование, механизмы управления и гидропривод.

Бульдозерное оборудование с универсальным отвалом предназначено для послойного резания и формирования призмы почвы. В состав бульдозерного оборудования входят отвал, рама и лыжа.

При подготовке бульдозерного оборудования к работе крыла отвала устанавливаются в необходимое для работы положение. При установке отвала в грейдерный положение на выдвинутое вперед крыло устанавливается надставка, которая в нерабочем положении закреплена на кузове тягача.

Перестановки крыльев в бульдозерный, шляхопрокладальний состояния и их перекос происходит без выхода расчета из кабины.

Ширина захвата отвала в шляхопрокладальному положении 3300 мм, в бульдозерном - 3820 мм, грейдерный - 3240 мм. Угол установки крыльев в шляхопрокладальному положении 110 °. Высота отвала - 1060 мм. Максимальная высота подъема отвала - 1580 мм, а углубление - 400 мм. Масса рабочего оборудования - 2,9 т. Время для перевода бульдозерного оборудования в рабочее положение - 2 мин.

Быстроходная траншейная машина БТМ предназначена для отрывки траншей и ходов сообщения в грунтах до III категории включительно с отвалом вынутого грунта по обе стороны отрываемой траншеи. В качестве рабочего оборудования применен ротор...

Многоковшовые экскаваторы (непрерывного действия)

Экскаваторами непрерывного действия называются землеройные машины, разрабатывающие и транспортирующие грунт непрерывно. При этом обе операции - копание и транспортирование грунта - выполняется одновременно. В отличие от одноковшовых экскаваторов непрерывная разработка грунта обеспечивает более высокую выработку, однако, главный недостаток машин непрерывного действия - малая универсальность. Каждая землеройная машина, будь то цепные или роторные траншейные экскаваторы, экскаваторы - дреноукладчики, шнекороторные и двухроторные экскаваторы-каналокопатели, мелиоративные многоковшовые экскаваторы поперечного копания и тем более - крупные карьерные многоковшовые экскаваторы - все они предназначены для выполнения определенных операций и их нельзя использовать на других работах.

Быстроходные траншейные машины БТМ

Быстроходная траншейная машина БТМ предназначена для отрывки траншей и ходов сообщения в грунтах до III категории включительно с отвалом вынутого грунта по обе стороны отрываемой траншеи. В качестве рабочего оборудования применен ротор с 8-ю ковшами емкостью по 160 л.

Максимальная производительность машины при ширине траншеи по верху 1,1 м, по дну - 0,6 м и при глубине 1,5 м - 800 м/ч. Машина разработана на базе Изделия 409У, или, по другому, тяжелого артиллерийского тягача АТ-Т, спроектированого харьковским машиностроительным заводом им.Малышева под руководством известного советского танкостроителя А.А.Морозова (выпускались АТ-Т с 1950 по 1979 гг.). На тягаче установлен дизельный двигатель А-401 мощностью 415 л.с., позволяющий развивать транспортную скорость до 35 км/ч. Запаса топлива хватает на 500 км хода или 10-12 часов работы в грунте. Кабина герметизирована, снабжена фильто-вентиляционной установкой, экипаж - 2 человека. Вес машины - 26,5 т.

Выпуск траншейных машин БТМ начат с 1957 г. на Дмитровском экскаваторном заводе. Подъем-опускание ротора осуществлялся тросо-блочной системой с помощью П-образной рамы. Ковши были закрытого типа, что сказывалось на производительности машины: при работе на глинистых и влажных грунтах ковши забивались землей и в вертикальном положении не очищались, поэтому требовалось их очищать вручную. Предположительно, этот недостаток устранен на модификации машины БТМ-2, на котором применены ковши с цепными днищами. На дальнейшей модификации БТМ-3 изменен механизм подьема-опускания ротора и выпускались такие машины до конца 70-х гг.

Машина БТМ-4 - опытный образец; в качестве базы использован тягач АТ-Т. Позже применен новый многоцелевой гусеничный тягач МТ-Т. Серийное производство под индексом БТМ-4М.

Траншейные быстроходные машины БТМ поступали на вооружение инженерных войск ВС СССР. Для народохозяйственных целей разработаны и выпускались машины БТМ-ТМГ (роторный) и БТМ-ТМГ-2 (цепной).



Быстроходная траншейная машина БТМ на базе тягача АТ-Т. Машина установлена на постамент вблизи МЧС Украины. Фотографии сделал RIO1.


Быстроходная траншейная машина БТМ-3 на базе тягача АТ-Т в транспортном положении на испытаниях. Фотография из архива Харьковского КБ им.А.А.Морозова.


Быстроходная траншейная машина БТМ-3 на базе тягача АТ-Т в работе. Фотография из архива автора сайта techstory ru.


Быстроходная траншейная машина БТМ-3 на базе тягача АТ-Т. Фотографии сделаны на базе МЧС Мадвежка в Ленинградской обл. Ф.Шильниковым.




Машины БТМ-3. Фотографии из архива автора сайта techstory ru.


Быстроходная траншейная машина на базе тягача МТ-Т (опытный образец 1978 г.). Фотография из архива автора сайта techstory ru.

Траншейные машины ТМК

Траншейная машина ТМК представляет собой колесный тягач МАЗ-538, на котором смонтированы рабочий орган для отрывки траншей и бульдозерное оборудование. Машина позволяет производить отрывку траншей в грунтах до IV категории включительно. Отрыв траншей в талых грунтах при глубине 1,5 м осуществляется со скоростью 700 м/ч, в мерзлых грунтах 210 м/ч.

Рабочий орган роторный, бесковшового типа. В состав рабочего оборудования входят механическая трансмиссия привода и гидравлический механизм подъема и опускания рабочего органа. На раме рабочего органа устанавливаются откосники пассивного типа, обеспечивающие образование наклонных стенок траншеи. Поднятый из траншеи грунт с помощью метателей разбрасывается по обоим сторонам траншеи.

Установленное вспомогательное бульдозерное оборудование с шириной отвала 3,3 м позволяет производить планировку местности, засыпку ям, рвов, рытье котлованов и т.п.

Базовый полноприводный колесный тягач МАЗ-538 оснащен двигателем Д-12А-375А мощностью 375 л.с.

Изготовливались машины ТМК с 1975 года на Дмитровском экскаваторном заводе. Позже на колесном тягаче КЗКТ-538ДК выпускалась модернизированная траншейная машина ТМК-2.



Траншейная машина ТМК-2 на базе полноприводного тягача КЗКТ-538ДК. Фотографии сделаны Е.Берниковым.


Траншейная машина ТМК-2 на базе тягача КЗКТ-538ДК 1982 г.выпуска. Фотография из архива автора сайта techstory ru.

Котлованные машины МДК и МКМ

С переходом производства в 1946 году на танк Т-54 конструкторы харьковского КБ им.А.А.Морозова под руководством М.Н.Щукина и А.И.Автомонова приступили к разработке тягача изд.401 на базе этого танка. Работы эти велись по заданию ГАУ и ЦАВТУ. Тягач успешно прошел испытания, и в 1953 году вышли первые серийные образцы АТ-Т (артиллерийский тягач тяжелый).

Котлованная машина МДК-2 (МДК-2м) представляет собой землеройную машину на базе тяжелого артиллерийского тягача АТ-Т (выпускался с 1950 по 1979 гг. харьковский машиностроительный завод им.Малышева) и предназначена для отрывки котлованов размером 3,5 Х 3,5 м любой длины в различных грунтах до IV категории включительно. Имеющееся на машине бульдозерное оборудование позволяет производить планирование площадки перед отрывкой котлована, очистку и выравнивание дна котлована, засыпку ям, рвов, траншей и котлованов и тп.

При отрывке котлованов разрабатываемый грунт укладывается в одну сторону вправо от котлована в виде бруствера на расстоянии 10 м. За один проход углубление составляет 30-40 см. Тип рабочего органа - фреза с метателем; техническая производительность - 300 м3/ч; транспортная скорость машины - 35,5 км/ч.

Котлованная машина МДК-3 (первая, опытный образец) предназначена для отрывки котлованов шириной 3,5 м глубиной до 5 м для укрытия техники. Базовым тягачом является тягач АТ-Т с дополнительной силовой установкой, в результате чего установленная мощность двигателей достигает 1115 л.с!!! Производительность машины на грунтах II - III категорий - 1000 - 1200 м3/ч. Вес машины - 34 т.

Котлованная машина МДК-3 (поздняя, серийная версия) является дальнейшим развитием машины МДК-2м и предназначена для отрывки окопов и укрытий для техники, котлованов под фортификационные сооружения. Базовая машина - многоцелевой тяжелый гусеничный транспортер-тягач МТ-Т, разработаный харьковским КБ им. А.А.Морозова и выпускавшийся с 1976 по 1991 гг. харьковским машиностроительным завод им.Малышева.

При отрывке котлованов разрабатываемый грунт укладывается в одну сторону влево от котлована в виде бруствера. В отличие от МДК-2м котлованная машина МДК-3 при отрывке котлована двигается задним ходом, отрывая за один проход котлован глубиной до 1,75 м. Вспомогательным оборудованием является мощное бульдозерное оборудование и рыхлитель для мерзлых грунтов, что значительно повысило возможности машины по сравнению с предшествующей. Техническая производительность машины - 500 - 600 м3/ч; транспортная скорость - 65 км/ч.


Опытная котлованная машина МКМ на базе гусеничного тягача АТ-Т в транспортном положении. Фотография из архива автора сайта techstory ru.


Котлованная машина МДК-2 на базе гусеничного тягача АТ-Т в транспортном положении. Фотография из архива автора сайта techstory ru.


Отрывка котлована машиной МДК-2. Фотография из архива автора сайта techstory ru.


Котлованная машина МДК-2м на гусеничном тягаче АТ-Т в транспортном положении. Фотография из архива автора сайта techstory ru.


Котлованная машина МДК-3 на базе гусеничного тягача АТ-Т в транспортном положении, вид спереди. Опытный образец. Фотография из архива автора сайта techstory ru.


Котлованная машина МДК-3, вид спереди. Опытный образец. Фотография из архива автора сайта techstory ru.


Отрывка котлова машиной МДК-3. Фотография из архива автора сайта techstory ru.


Котлованная машина МДК-3 на гусеничном тягаче МТ-Т в транспортном положении на испытаниях. Фотографии из архива Харьковского КБ им.А.А.Морозова.




Котлованная машина МДК-3 на гусеничном тягаче МТ-Т в работе. Фотографии из архивов Харьковского КБ им.А.А.Морозова.


Котлованная машина МДК-3 на гусеничном тягаче МТ-Т. Автор фото А.Кравец.

Землеройные машины ДЗМ и ПЗМ

Полковая землеройная машина ПЗМ-2 относится к траншейно-котлованным машинам, предназначеным для отрывки траншей и котлованов при фортификационном оборудовании позиций, районов расположения войск и пунктов управления. В талых грунтах машина обеспечивает отрывку траншей и котлованов, в мерзлых - только траншей.

Рабочее оборудование машины - цепное бесковшовое с роторным метателем. Техническая производительность при отрывке котлованов - 140 м3/ч, траншей - 180 м3/ч. Размеры отрываемой траншеи: ширина 0,65 - 0,9 м, глубина - 1,2 м; размеры котлованов: от 2,5 до 3,0 м глубиной до 3 м.

Бульдозерное оборудование может использоваться для засыпки траншей, канав и ям, а также для очистки дорог в зимнее время. Лебедка с тяговым усилием 5 т используется при самовытаскивании и для обеспечения необходимого тягового усилия при отрывке котлованов и траншей в мерзлых грунтах с переувлажненной поверхностью.

Землеройная машина ПЗМ-2 смонтирована на колесном тягаче Т-155 Харьковского тракторного завода. На нем установлен двигатель СМД-62 мощностью 165 л.с.

Дивизионная землеройная машина ДЗМ - опытный образец прицепной траншейно-котлованной машины, оснащенной двумя цепными бесковшовыми рабочими органами. В качестве тягача использован колесный МАЗ-538.



Землеройная машина ПЗМ-2 на базе трактора Т-155 1991 г.выпуска. Фотографии из архива автора сайта techstory ru


Землеройная машина ПЗМ-2 на базе трактора Т-155. Фотография из архива автора сайта techstory ru.


Землеройные машины ПЗМ-2. Фотография сделана в г.Н.Новгороде О.Чкаловым.


Землеройная машина ПЗМ-2. Фотография из архива автора сайта techstory ru.




Отрытие траншеи землеройной машиной ПЗМ-2. Фотографии предоставлены директором ООО "Брянского управления механизации спецтехники" И.Драчевым.


Землеройная машина ПЗМ-2 на базе БУМ. Фотография предоставлена директором ООО "Брянское управление механизации спецтехники" И.Драчевым.


Землеройная машина ДЗМ в транспортном положении. Фотография из архива автора сайта techstory ru.

МДК-3 - армейская машина, предназначенная для отрывки котлованов под укрытия для техники или личного состава, навесной роторный траншейный экскаватор поперечного копания.

Создана для инженерных войск.

Спроектирована на базе тягача МТ-Т, является дальнейшим развитием машины МДК-2М. Рабочий орган МДК-3 представляет собой роторную фрезу с отбрасывателем. Машина оборудована регулируемым бульдозерным отвалом и рыхлителем. Кабина экипажа расположена в передней части корпуса машины. Кабина герметизирована, вмещает до пяти человек, включая водителя.

Расчёт - 2 человека. Размеры отрываемых котлованов: ширина по дну 3,7 м, глубина до 3,5 м.

Технические характеристики

  • Длина в транспортном положении 10,22 м, длина в рабочем положении 11,75 м; ширина в транспортном положении 3,23 м, ширина в рабочем положении 4,6 м; высота в транспортном положении 4,04 м, высота в рабочем положении 3,25 м.
  • Масса 39,5 т.
  • Двигатель В-46-4, мощностью 710 л. с. (522 кВт).
  • Запас хода 500 км.
  • Транспортная скорость по шоссе 65 км/час.
  • Производительность: 1000 м³/час.
  • Удельное давление на грунт 0,78 кгс/см².
  • Преодолеваемое препятствие: брод глубиной до 1,5 м, угол подъема до 30°.

(шестидесятые-семидесятые годы)

Машина для отрывки котлованов МДК-2м

Машина для отрывки котлованов МДК-2м предназначена для отрывки окопов и укрытий для техники, котлованов под фортификационные сооружения (блиндажи, убежища, огневые сооружения). Размеры котлованов: ширина по дну 3.5м., глубина до 3.5м., длина по потребности. Классы разрабатываемых грунтов I-IV.

Производительность по количеству вынутого грунта 350 куб.м. в час.

При отрывке котлованов разрабатываемый грунт укладывается в одну сторону вправо от котлована в виде бруствера. При необходимости устройства бруствера с обеих сторон через два-три прохода необходимо сменить направление отрывки. За один проход углубление составляет 30-40 см. Начало и конец котлована представляют собой пологие аппарели с уклоном 15 градусов. Бульдозерное оборудование позволяет использовать машину для засыпки котлованов, устройства пологих спусков. Допустимый боковой уклон при работе до 15 градусов, угол подъема/спуска при работе до 28 градусов.

Базовая машина - тяжелый артиллерийский тягач АТ-Т. Мощность двигателя 305 л.с., масса 27.3т., транспортная скорость до 36 км/час. Кабина герметизирована, снабжена фильто - вентилляционной установкой, благодаря чему, машина может работать на местности зараженной отравляющими и радиоактивными веществами, причем экипаж (2 чел.) в кабине может находится без средств защиты. Кабина вмещает до пяти человек, включая водителя. запаса топлива хватет на 500 км. пробега или 10--12 часов работы в грунте. Время на подготовку машины к работе 5-7 мин. Имеет место для установки радиостанции Р-113 (танковая) но ею не комплектуется. Оснащена радиометром-ретнгенометром, комплектом ПНВ-57Т (прибор ночного видения).

Состоит на вооружении в в инженерно-саперном батальоне мотострелковой (танковой) дивизии - 3 шт.

От автора. Машина прочная, надежная, безотказная. В армии нет более производительной землеройной машины. Для сравнения - экскаватор имеет производительность 40 куб.м в час. Окоп для танка машина отрывает буквально за 10 минут, причем доработки вручную не требуется. Кабина просторная, теплая (двигатель под полом кабины).

Источники

1.Инструкция по материальной части и эксплуатации машины для отрывки котлованов МДК-2м. Военное издательство МО СССР. Москва 1968г.
2.Военно-инженерная подготовка. Учебное пособие. Военное издательство Министерства обороны СССР. Москва. 1982г.

(семидесятые годы - начало XXI века)

Машина для отрывки котлованов МДК-3
(Изделие 453)

Машина для отрывки котлованов МДК-3 является дальнейшим развитием машины МДК-2м и предназначена для отрывки окопов и укрытий для техники, котлованов под фортификационные сооружения (блиндажи, убежища, огневые сооружения). Размеры котлованов: ширина по дну 3.7м., глубина до 3.5м., длина по потребности. Классы разрабатываемых грунтов I-IV.

Производительность по количеству вынутого грунта 500-600 куб.м. в час. По некоторым источникам ("Справочник спасателя" издания МЧС) производительность достигает 800 куб.м в час.

При отрывке котлованов разрабатываемый грунт укладывается в одну сторону влево от котлована в виде бруствера. При необходимости устройства бруствера с обеих сторон для второго прохода необходимо сменить направление отрывки. Начало и конец котлована представляют собой пологие аппарели с уклоном 15 градусов. Бульдозерное оборудование позволяет использовать машину для засыпки котлованов, устройства пологих спусков. Вспомогательным оборудованием является мощное бульдозерное оборудование и рыхлитель для мерзлых грунтов, что значительно повысило возможности машины по сравнению со старой.

Основные тактико-технические характеристики МДК-3

Базовая машина......................................................................................................... многоцелевой тяжелый тягач МТТ
Масса машины............................................................................................................ 39.5т.
Габаритные размеры:
- в транспортном положении
длина............................... 10.22м.
3ю23м.
4.04м.
- в рабочем положении
длина................................. 11.75м.
ширина............................. 4.6м.
высота............................. 3.25м.
Клиренс..................................................................................................................... 2.73м.
42.5см.
Удельное давление на грунт................................................................................... 0.78 кг/кв.см.
Минимальный радиус поворота............................................................................. 2.33м.
Максимальный угол подъема.................................................................................. 28 градусов
Максимальный угол крена....................................................................................... 15 градусов
Максимальная глубина брода................................................................................. 1.3м.
Запас хода по топливу............................................................................................. 500 км. или 10-12 час. работы.
Максимальная скорость движения....................................................................... 65 км/ч.
Средняя скорость движения по грунтовым дорогам.......................................... 30-35 км/ч.
Производительность.................................................................................................... 500-600 куб.м./час
Срезаемый слой грунта за один проход...................................................................... до 1.75м.
Предельная глубина отрываемого котлована........................................................... 3.7м.
Ширина отрываемого котлована................................................................................ 3.5м.
Категории разрабатываемых грунтов........................................................................ I-IV
Экипаж....................................................................................................................... 2 чел.
Вместимость кабины.............................................................................................. 5 чел.
Двигатель................................................................................................................. дизельный многотопливный V-образный В-46-4
Мощность двигателя................................................................................................. 520 квт. (710 л.с.)

Главное отличие МДК-3 от своей предшественницы состоит в том, что отрывка котлована производится при движении машины назад, благодаря чему котлован отрывается за гораздо меньшее число проходов, в сравнении с МДК-2. Например, окоп для танка МДК-3 отрывает всего за один проход буквально за 3-4 минуты.
Если МДК-2 за один проход снимала слой грунта 30-40см, то МДК-3 снимает 1.75 м.

Кабина герметизирована, снабжена фильтро - вентиляционной установкой, благодаря чему, машина может работать на местности зараженной отравляющими и радиоактивными веществами, причем экипаж (2 чел.) в кабине может находится без средств защиты. Кабина вмещает до пяти человек, включая водителя. . Время на подготовку машины к работе 5-7 мин. Имеет место для установки радиостанции Р-123 (танковая) но ею не комплектуется. Оснащена радиометром-рентгенометром ДП-3Б, комплектом ПНВ (прибор ночного видения).

От автора. Радиометр можно полагать рудиментом эпохи, когда все полагали, что новая Мировая война будет непременно ядерной. Автор всегда задавался вопросом - для чего в инженерные машины ставят средства измерения радиоактивного заражения? Для того, чтобы расчет бросил работать и побыстрее удирал с этого места? Так ведь зоны заражения при ядерных взрывах тянутся на десятки километров. Это во-первых. А во-вторых, боевую задачу нужно выполнять при всех условиях. Невзирая на угрозу гибели. Это аксиома войны. Жесткая, я бы сказал - жестокая. Но необходимая и неизбежная. Уровень радиоактивности как причину невыполнения боевой задачи не примет ни один трибунал. Так уж лучше экипажу не знать, что он обречен.
А вот чистый воздух в кабине вещь необходимая. И фильтровентиляционная установка штука мало сказать полезная и нужная. При работе в котловане в воздух поднимаются тучи пыли и песка. Плюс выхлопные газы от двигателя скапливаются в котловане. Автор сам не раз угорал, работая на МДК-2 (январь 1970. Радомышль. Войсковая стажировка в батальон оборудования пунктов управления), пока не сообразил, что можно включить ФВУ.

Источники

1.Наставление по военно-инженерному делу для Советской Армии. Военное издательство.. Москва. 1984г.
2.Военно-инженерная подготовка. Учебное пособие. Военное издательство. Москва. 1982г.
3. Машины инженерного вооружения. Часть 4. Базовые изделия. Военное издательство.. Москва. 1987г.
4. Справочник спасателя. ВНИИ ГОЧС. Москва. 2006г.