Можно ли иметь фаркоп на легковом автомобиле. Всегда ли нужна регистрация фаркопа на легковой автомобиль в гибдд? правила оформления и нюансы

Фаркоп — это тягово-сцепное устройство (ТСУ) , которое устанавливается на автомобиль с целью подсоединения к нему прицепа.

Фаркоп можно установить в предусмотренные для него штатные места в сервис-центре или самостоятельно, если это не требует нарушения конструкции машины. То есть, не применяется сварка, сверление и т. д.

С 01.01.2015 начал действовать Техрегламент «О безопасности колесных транспортных средств» ТР ТС 018/2011 (далее — Техрегламент). Он регламентирует процесс внесения конструктивных изменений в структуру автомобиля.

Установка фаркопа к подобным изменениям не относится, если завод-изготовитель предусмотрел места для его крепления и внес его в перечень дополнительного оборудования для данной модели авто.

При отсутствии данных о ТСУ в одобрении типа ТС (ОТТС) и документации предприятия-производителя его установка будет являться изменением конструкции машины. В этом случае разрешение на его монтаж дает ГИБДД. Об этом свидетельствует п. 7.18 ПДД и Закон «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ от 10.12.1995.

Важно. Если автомобиль не эксплуатируется, никто не вправе оштрафовать владельца за его переоборудование.

При эксплуатации машины с тягово-сцепным устройством (ТСУ) нужно иметь в наличии следующие бумаги:

1. Паспорт (инструкцию по монтажу) фаркопа с отметкой автосервиса о его монтаже.

2. Копию сертификата ТСУ.

3. Акт о проделанной работе.

Нужна ли регистрация фаркопа в ГИБДД: новые правила установки фаркопа на легковой автомобиль

Многих водителей волнует вопрос: как законно установить тяговое устройство?

Регистрировать в ГИБДД нужно любые изменения, внесенные в конструкцию автомобиля. Установка фаркопа практически на всех моделях авто разрешена производителем. Это указывается в руководстве по эксплуатации.

Монтаж ТСУ не относится к конструктивным изменениям транспортного средства.

Фаркоп не нужно регистрировать в ГИБДД в следующих случаях:

1. Установка ТСУ предусмотрена предприятием-изготовителем.

2. На фаркоп имеется паспорт и сертификат соответствия.

3. Устройство для прицепа установлено согласно инструкции, приведенной в паспорте, т. е. конструкция машины не изменена.

При установке фаркопа на авто следует руководствоваться сведениями из эксплуатационных документов на машину. Если в них отражено, что устанавливаемое ТСУ сертифицировано для использования в составе данного автомобиля, то регистрировать изменения не нужно.

Новые правила устанавливают: ТСУ не проверяют и не согласовывают в ГИБДД (п. 77 Техрегламента) в следующих случаях:

1. Фаркоп предназначен для данного авто.

2. Произведена оценка соответствия ТСУ автомобилю, имеются подтверждающие документы.

3. Установка предусмотрена заводом-изготовителем.

Информация о том, разрешена ли данному автомобилю буксировка прицепа, указана в его нагрузочной таблице. Она находится на правой средней стойке автомобиля или под капотом. В ней сообщается о возможности подсоединения прицепа.

Если соответствующая строка не содержит данных, фаркоп нужно регистрировать в ГАИ .

Требует оформления ТСУ, присоединенное болтами или приваренное к силовым элементам машины, и необходимое для серьезных тяговых нагрузок.

При установке фаркопа своими руками следует соблюдать следующие правила:

1. Выбор устройства, подходящего для конкретной марки и модели авто.

2. Прочтение инструкции к ТСУ.

3. Подготовка необходимых инструментов.

4. Демонтаж бампера и его усилителя.

5. Монтаж балок и кронштейнов к лонжеронам кузова согласно указанной в инструкции схеме.

6. Крепление подрозетника к балке; присоединение жгута электропроводки к балке пластиковыми шнурами.

7. Протягивание жгута через проем в задней панели.

8. Электромонтаж, разъем для него есть на схеме авто.

9. Соединение двух колодок.

10. Установка снятых деталей машины.

Внимание! Болты, соединяющие элементы ТСУ с кузовом, должны быть тщательно затянуты. Если места крепления заржавели, следует обработать их антикором.

Грамотный монтаж ТСУ обеспечит длительность его эксплуатации, надежность в пути и безотказную работу.

Какие документы нужны для регистрации фаркопа в ГИБДД?

Для регистрации ТСУ в ГАИ и получения свидетельства сначала нужно пройти техническую экспертизу.

Этап 1. Предварительный осмотр в ГИБДД

Автовладелец должен посетить ГАИ и написать заявление на предварительную экспертизу конструкции машины, сдать в окошко документы и через определенный срок получить решение.

В инспекцию нужно подать следующие бумаги:

1. Заявку установленной формы (выдает ГАИ).

2. ПТС (двухстороннюю копию).

3. Документы на фаркоп.

4. Свидетельство о регистрации легковой машины.

Этап 2. Экспертиза после изменений с оценкой безопасности

На автомобиль устанавливается ТСУ.

Работу должен выполнять специализированный центр, который выдаст подтверждающие документы: акт выполненных работ, заявление-декларацию, копию сертификата соответствия.

Владелец отгоняет авто на осмотр, где проверяют безопасность конструктивных изменений и оформляют диагностическую карту.

Затем техэкспертизу проводит ГАИ и выдается свидетельство.

Для его получения автовладелец предоставляет:

1. Карту диагностики.

2. Договор покупки ТСУ и иные документы.

3. Сертификат на фаркоп.

4. Декларацию от автосервиса.

5. Заявление и вынесенное предварительной экспертизой решение.

Когда установка фаркопа на легковой автомобиль запрещена - размер штрафа

Законодательство запрещает устанавливать фаркоп на машину, если он не указан в качестве дополнительного оборудования в ОТТС.

Копию документа можно запросить у дилерского центра или у завода-изготовителя авто. Ее получают фирмы, производящие или импортирующие в РФ автомобили.

Оснащать авто фаркопом нельзя, если на нем запрещено использовать прицеп.

Так, имея категорию «В» , ездить с прицепом законно, если его масса не выше максимальной массы снаряженного авто. А разрешенные массы машины и прицепа в сумме не выше 3,5 тонны.

В иных случаях, либо для применения тяжелого прицепа, необходима категория «Е» .

При осмотре машины с фаркопом инспектор может выписать штраф, если ТСУ:

1. Нестандартное или неисправное.

2. Закрывает госномер или оптику.

3. Установлено в не предусмотренные производителем места.

При возникновении проблем при постановке машины на учет из-за наличия фаркопа, следует попросить у сотрудника ГИБДД письменное объяснение того, почему он наложил запрет на регистрацию.

На основании полученных разъяснений можно написать жалобу на имя начальника ГАИ .

Штраф за ТСУ предусматривает ч. 1 ст. 12.5 КоАП. Его размер составляет 500 р. Его можно оплатить с 50% скидкой. Это разрешает ст. 32.2 КоАП. Это можно сделать в течение 20 дней с даты его выписки.

Важно. Езда без регистрации конструктивных изменений авто подразумевает административную ответственность и повышает опасность для жизни и здоровья участников дорожного движения.

Можно ли избежать штрафа за фаркоп без его регистрации в ГИБДД?

Можно ли избежать административного наказания?

Не допустить выписки штрафа за наличие прицепного устройства автовладелец может несколькими способами:

1. Сначала следует вести диалог с инспектором о том, что в ближайшем будущем все будет исправлено

Попросить его ограничиться предупреждением. Законность этого подтверждает ст. 12.5 КоАП.

Такая тактика особенно действенна, если водитель не нарушал ПДД за последние 6 месяцев или год.

2. Использование съемного фаркопа

При этом трудно логически заявлять о том, что данные конструктивные изменения повлияют на вероятность и исход аварии.

Любой разумный инспектор примет эту точку зрения, т. к. выступающий элемент отсутствует.

3. ТСУ установлено заводом, либо для него имеются крепления

При этом фаркоп не является конструктивным изменением автомобиля.

4. Ссылка на п. 77 Техрегламента

Если требования данного документа для авто выполнены - ТСУ сертифицировано для машины, на которой оно установлено - значит, тяговое устройство прошло оценку, и с ним можно ездить.

Итак, при наличии фаркопа на него нужен сертификат соответствия Техрегламенту. Благодаря сертификату, сотрудник ГИБДД не сможет оштрафовать автовладельца.

Если монтаж ТСУ не предусматривает конструктивных изменений машины, не закрывает номерной знак , его можно установить самостоятельно. Дополнительное оформление в ГИБДД не требуется.

21.08.2017

Один из частых запросов в последнее время - нужно ли разрешение ГИБДД на установку фаркопа в 201 году, и что делать тем, кто уже установил - нужно ли его регистрировать.

По ответам из управления ГИБДД из разных регионов можно ответить однозначно регистрация нужна в том случае, если конструкция автомобиля не предполагала установку фаркопа. К радости автолюбителей, большая часть машин не подходит под это определение, и устанавливать фаркоп можно без оглядки на сотрудников инспекции. Регистрация не нужна, если соблюдать правила:

  1. Информацию о том, предполагалась ли установка фаркопа производителем можно найти в инструкции по эксплуатации авто или уточнить в дилерском центре;
  2. Фаркоп куплен в магазине со всем необходимым сертификатом соответствия и паспортом;
  3. Установка фаркопа производилась согласно инструкции и конструкция машины не претерпела изменений.

Где устанавливать фаркоп?

Установить фаркоп можно в любом автосервисе, если у них есть сертификат соответствия на оказание данных услуг. Если такого сертификата по какой-то причине вам не могут предоставить, то лучше поискать другой сервис, где сделают установку согласно ГОСТу. В случае, когда машина находится у официального дилера на гарантии, можно провести установку у них или также в любом сертифицированном автотехцентре. В этом случае гарантия остается действительной.

Основания для штрафа

На каком основании может быть выписан штраф за фаркоп? В соответствии со статьей 12.5 Административного кодекса России на машину нельзя устанавливать дополнительное оборудование, влекущее за собой повышение опасности для участников движения. В чем же состоит опасность в фаркопе без прицепа? Дело в том, что в случае возникновения аварийной ситуации машина сзади не просто слегка повредит бампер при столкновении, а буквально "наденется" на фаркоп. Повреждения в этом случае будут гораздо серьезнее.

Как избежать штрафа?

Для начала стоит вспомнить, что одна из мер наказания за это нарушение в 2018 году - предупреждение. Всегда можно постараться объясниться с сотрудником ГИБДД и пообещать сразу же исправить оплошность и пройти регистрацию изменения конструкции авто.

В том случае, если машина сошла с конвейра уже с фаркопом, штраф выписать не имеют права. Так как в этом случае конструкция предусмотрена производителем и фаркоп не является дополнительным оборудованием. Вот только доказать это, к сожалению, не всегда удается. И если штраф все же будет выписан, придется его оплатить, а в дальнейшем писать заявление в местное управление ГИБДД на возврат ошибочно удержанных средств.

Еще один вариант - предоставить сотруднику все необходимые документы на установку фаркопа. Поскольку есть в законе 77 пункт, согласно которому дополнительное оборудование, специально выпущенное для определенного автомобиля, имеющее необходимую документацию, а также предусмотренное производителем не является нарушением. И соответственно не подлежит наложению штрафа. Именно поэтому фаркоп стоит покупать заводского изготовления и специализированный для вашей марки машин. Например, в магазине Окей АВТО, имеют все необходимые документы и производятся согласно техническим требованиям под конкретную марку машины.

Ну и последняя возможность избежать штрафа - устанавливать съемный фаркоп. В таком случае, конструкция не будет выходить за пределы бампера и сотруднику ГИБДД будет сложно объяснить правомочность штрафа за такое дополнительное оборудование, поскольку опасности для участников движения оно не предоставляет.

Если фаркоп самодельный - он однозначно подлежит штрафу и предписанию к снятию.

Сколько придется заплатить

Если по каким то причинам штраф выписали, то сумма его будет 500 рублей, согласно статье 12.5 Административного кодекса России. Сумма штрафа будет уменьшена в 2 раза и составит 250 рублей, если оплата по нему будет произведена в 20-дневный срок.


Фаркоп иначе называют тяговым сцепным устройством, предназначенным для присоединения к транспортному средству прицепа. Его установка распространена среди российских автолюбителей. Они зачастую задаются вопросом относительно того, нужно ли оформлять фаркоп в ГИБДД на легковой автомобиль, и какой штраф грозит водителю, если соответствующие документы не оформлены.

Дело в том, что, несмотря на то, что фаркоп это простой небольшой крюк, к которому цепляют прицеп, его установка является изменением конструкции автомобиля. Согласно последним поправкам в законе, любое изменение внешней и внутренней структуры машины, без получения соответствующих документов и разрешений, приводит к штрафам. В некоторых ситуациях происходит даже арест транспортного средства и аннулирование регистрационного свидетельства. В связи с этим важно разобраться, что собой представляет фаркоп на легковой автомобиль и нужна ли регистрация в ГИБДД.

Применений у фаркопа достаточно много. Чаще всего его используют для присоединения прицепа, трейлера или транспортировки велосипеда. Также он незаменим в случае необходимости буксировки.

Все виды фаркопов можно подразделить на три группы:

  • торцевые;
  • приваренные;
  • съёмные, которые подразделяются на легко снимаемые и прикрученные.

По правилам дорожного движения ТСУ должно носить съёмный характер, но при этом рекомендуют установку крепления болтами. Так как она более надёжна, и в состоянии выдержать тяжёлый груз.

Лицензированный и грамотно установленный фаркоп не ухудшает внешний вид ТС, сохраняет хороший обзор регистрационных номеров и в целом малозаметен на автомобиле.

Цель фаркопа – прицеплять к автомобилю специальное перевозное оборудование. Все остальные задачи в законе не прописаны, но допустимы. Главное, чтобы перевозимые вещи не мешали другим участникам ДД.

Если на автомобиль разрешено установить фаркоп, то рекомендуется это сделать в специальной организации. При обращении к экспертам можно быть уверенным не только в качестве оборудования, но и в том, насколько надёжно оно монтировано. Некоторые автолюбители предпочитают самостоятельную установку фаркопа, это экономит средства.

При таком решении важно соблюдение следующих правил:

Самостоятельная установка оборудования возможна, если не требуется проделывание таких операций, как сверление или сварка.

Самый важный вопрос: нужно ли документально оформлять установку и как происходит регистрация нового фаркопа в ГИБДД.

В действительности всё зависит от базовых обстоятельств:

  1. У владельца уже есть документы на ТСУ или право его установки – обращаться в ГИБДД не требуется.
  2. Разрешение отсутствует или документы утеряны – необходимо регистрировать ТСУ, так как его появление на грузовом автомобиле – это изменение конструкции ТС.

Таким образом, если фаркоп был установлен ещё на стадии конструирования автомобиля, то никаких действий для его регистрации предпринимать не нужно. В случае вопросов со стороны сотрудников полиции, достаточно предъявить документацию на машину.

В качестве санкций за использование фаркопа и отсутствие соответствующего разрешения на него предусмотрен штраф в размере пятисот рублей. Притом, данное нарушение попадает под правила, по которым разрешена оплата со скидкой пятьдесят процентов в течение двадцати дней. То есть данное правонарушение не относится к категории особо тяжких. В дополнение к этому при наличии достойных аргументов, решение сотрудника разрешено опротестовать. Как правило, штраф выписывают только тогда, когда фаркоп либо имеет нестандартную форму, либо установлен в неположенном месте. Оба эти аспекта могут усложнить видимость номера или нанести ущерб другим участникам ДД.

По современному законодательству регистрации в ГИБДД подлежит любая модификация автомобиля. Но ряд конструкционных изменений прописан в руководстве по использованию транспортного средства, как и их регистрация.

Все транспортные средства и оборудования, установленные на них должны соответствовать текущим законодательным стандартам.

В связи с этим, для того, чтобы не попасть в неприятную ситуацию при общении с сотрудниками ГИБДД об установленном на автомобиль фаркопе, требуется иметь при себе следующие документы:

  1. Руководство по использованию машины. В нём будет указано либо то, что на автомобиль устройство было установлено на заводе, либо то, что запрета на установку ТСУ не предусмотрено.
  2. Документация, подтверждающая техническое качество фаркопа и то, что он совместим с данной моделью авто.

Несмотря на то, что именно эта документация – гарантия того, что человека не оштрафуют, по закону их возить с собой не требуется. То есть если сотрудник спросит о них, то достаточно на словах подтвердить наличие всех бумаг. Итак, рассмотрено, что такое фаркоп и требования ГИБДД как оформить документы. Сложнее разрешить ситуацию, если сотрудник полиции решит составить протокол, оспорить его легко, предоставив пакет документов. Однако, это займёт дополнительное время.

Если устройство установлено, а требуемых документов нет, то рекомендуется обратиться к производителю и запросить копию. Конечно, этот вариант сработает, если ТСУ было установлено в серьёзной компании. Если запросить документацию не удалось, то целесообразно купить новый фаркоп сразу с полным пакетом бумаг. Любые предложения сторонних лиц, предлагающих приобретение исключительно документов – мошенничество.

Большинство сотрудников госавтоинспекции не обращают внимания на столь незначительный элемент автомобиля. Но вот в случае аварии или какого-либо рейда можно получить штраф.

Когда обязательна регистрация в ГИБДД

Так как в большинстве случаев установка оборудования прописана в руководстве по эксплуатации, то не требуется посещать отделение госавтоинспекции с целью внесения корректировок.

К основным ситуациям, когда оформлять изменение конструкции необходимо, относятся:

  • производителем не предусмотрена транспортировка прицепов данным транспортным средством;
  • фаркоп отличается от стандартов или мешает обзору регистрационного номера.

В целом, регистрация конструкционных изменений не является трудной деятельностью, но занимает существенное время. Во-первых, проводится оценка допустимости установки нового оборудования в госавтоинспекции. Во-вторых, проверяется совместимость ТСУ после его установки. Далее проводится экспертиза безопасности.

На финальном этапе автовладельцу выдаётся свидетельство о внесённых изменениях.

Для получения документации водитель предоставляет следующее:

  • диагностическую карту авто;
  • документы на сам фаркоп, в которых указано, что он может быть установлен на авто и соответствует стандартам безопасности;
  • первое заявление и заключение предварительной экспертизы.

С таким документом, водитель уверенно себя чувствует. В такой ситуации данное свидетельство обязательно иметь при себе. Вероятнее всего сотрудники ГИБДД обратят на него внимание и запросят документацию. Их действия будут носить законный характер, и только предоставление разрешения позволит избежать административного штрафа. Как оформить фаркоп на легковой автомобиль и сколько будет стоить процедура, зависит от региона и автосервиса.

Если производитель устройства выпустил приспособление специально для определённой модели транспортного средства, то установить требуется именно его. Несоответствие марки и фаркопа – правонарушение.

Как показывает практика, в 2018 году почти у всех автомобилей разрешена установка фаркопа нужно оформлять в ГИБДД? Нет. Таким образом, регистрация не требуется в большинстве случаев, так это не конструкционное изменение машины. К сожалению, существует ряд моделей, на которые не предусмотрена установка тягового оборудования. Изменение конструкции в данном случае будет нарушением правил эксплуатации. О том, как оформить фаркоп на такой автомобиль – описано выше.

Нужна или нет?

В последнее время нам часто задают вопрос: "Надо ли регистрировать фаркоп в ГИБДД?".

Специально, чтобы выяснить этот вопрос мы обратились в ГИБДД МВД. Официальный ответ не заставил себя ждать. Так вот, в ГИБДД нужно регистрировать только изменения, внесённые в конструкцию транспортного средства, а установка фаркопа на 99 % моделей автомобилей разрешена производителями этих автомобилей (см. Руководство по эксплуатации автомобиля) и это не является изменением конструкции транспортного средства. Подобные ответы мы получили и из других Управлений МВД России, два ответа нам прислали наши клиенты.


Поэтому, фаркоп регистрации в ГИБДД не подлежит, если:

1. Установка фаркопа на автомобиле предусмотрена заводом изготовителем автомобиля

Но есть модели, на которые завод не дал рекомендации, для того, чтобы использовать их в качестве тягача для прицепа. Вы можете сами узнать, можно ли на вашего железного коня установить сцепное устройство, посмотрев табличку с ВИН кодом на вашем автомобиле. Расположены они обычно на средней правой стойке двери или под капотом. Рассмотрим на примере таблички Рено Сандеро.Обратите внимание на цифры с килограммами на конце. В данном случае их 4.

4. Обозначает полную массу авто. То есть масса снаряженного автомобиля плюс допустимый вес груза либо пассажиров;
5. Обозначает допустимую массу вместе с прицепом. Тут думаю, объяснять не нужно;
6. и 7. Это массы максимальной нагрузки на переднюю и заднюю ось.
Из этого следует, что если в вашей табличке есть обозначение массы с прицепом, то на авто предусмотрена установка фаркопа. А если нет цифры, то и сцепное устройство не предусмотрено.

2. Фаркоп имеет сертификат соответствия и паспорт.
3. Фаркоп установлен по инструкции, указанной в паспорте, т.е. без внесения изменений в конструкцию автомобиля.

При покупке и установке фаркопа у Вас должны быть:

1. Паспорт на фаркоп с отметкой о продаже и установке (можно скачать на сайте производителя фаркопов)
2. Копия сертификата на фаркоп, заверенная продающей организацией (тут http://сайт/sertifikaty)
3. Квитанция об оплате и товарный чек (товарная накладная)

Если автомобиль на гарантии у официального дилера, то фаркоп можно установить не только у официального дилера. Его можно установить в любой другой организации, которая имеет сертификат соответствия оказываемых услуг по установке фаркопа техническому регламенту и ГОСТу, при этом автомобиль останется на гарантии у официального дилера.