Новые российские автомобили "Кортеж": фото, характеристики. Лимузин для президента: что известно о проекте "Кортеж"

МОСКВА, 6 июл — РИА Новости, Сергей Белоусов. Владимир Путин ознакомился с прототипом лимузина проекта "Кортеж" и остался доволен отечественной разработкой. Помимо лимузина, на базе единой модульной платформы должны появиться седаны, кроссоверы и микроавтобусы.

Что?

На самом деле, "Кортеж" — название выдуманное. В ФГУП "Научно-исследовательский автомобильный институт" (НАМИ) проект именуют "Единая модульная платформа" (ЕМП). Незамысловатое название ЕМП многое объясняет: речь не только о лимузине для президента, но еще о нескольких моделях, которые будут иметь общую техническую начинку. По предварительным данным, на базе ЕМП появятся седаны, кроссоверы и микроавтобусы, которые будут задействованы для сопровождения первых лиц государства, а также попадут в распоряжение российских чиновников.

Модульные платформы широко используются в современном автопроме — ни одна крупная автомобильная компания в мире не обходится без них. Самые известные в России представители модульного семейства: MQB (объединяет модели Volkswagen, Audi, SEAT и Skoda) и B0 (используется для машин Lada, Renault, Nissan и Dacia).

Единая модульная платформа разработана НАМИ, но уже на начальном этапе к проекту подключились два весьма серьезных немецких партнера: Porsche Engineering и Bosch Engineering. Первый разработал один из двух двигателей, которыми будет комплектоваться линейка новых российских машин. По данным СМИ, агрегат создан на базе существующего мотора Porsche V8 объемом 4,6 литра, но в российской спецификации кубатура будет снижена до 4,4 литра. Впрочем, показатели двигателя от этого не пострадают: ожидается, что с помощью двух турбонагнетателей он будет развивать мощность до 600 л.с. и иметь 880 Нм крутящего момента.

© ГНЦ РФ ФГУП "НАМИ" Дизайн седана из проекта "Кортеж"

© ГНЦ РФ ФГУП "НАМИ"

Второй мотор V12 разработан непосредственно НАМИ и впервые был показан на Московском международном автосалоне 2016 года. При объеме 6,6 литра и с поддержкой пары двухступенчатых турбин он будет развивать 860 л.с. и 1000 Нм. Однако эти данные также пока являются проектными.

© ГНЦ РФ ФГУП "НАМИ" Дизайн правительственного минивэна из проекта "Кортеж"


© ГНЦ РФ ФГУП "НАМИ"

Тяга на колеса будет поступать через девятиступенчатую автоматическую трансмиссию производства российской фирмы "Кате". По слухам, в "автомат" с рабочим названием R932 вместо гидротрансформатора встроят электромотор, что позволит автомобилям "Кортежа" использовать преимущества гибридного привода. Кстати, аналогичное устройство трансмиссий есть у Mercedes-Benz и BMW.

Дизайн автомобилей — то, из-за чего проект "Кортеж" чаще всего появляется в новостях. Публикуются десятки вариантов эскизов моделей. Но основной стиль был разработан в самом НАМИ — подразделением "Русский автомобильный дизайн". Однако окончательного варианта нет до сих пор. Зато есть схематичные изображения лимузина, опубликованные в бюллетене Роспатента от 1 июня 2017 года.

Годом ранее в патентном ведомстве России также рассекретили дизайн передней панели, щедро отделанной кожей и деревом. Как и в случае с платформой, двигателями и трансмиссиями, оформление салонов лимузина, седана, кроссовера и микроавтобуса будет единым. Судя по снимку, модели получат цифровую приборную панель, большой экран мультимедийной системы и две шайбы регулировок климат-контроля — для водителя и переднего пассажира. Само собой, в лимузине будет также предусмотрена климатическая система для пассажиров сзади.

Где?

В средствах массовой информации активно обсуждается место производства линейки проекта ЕМП. В 2014 году глава Минпромторга Денис Мантуров объявил о том, что кроссоверы "Кортежа" будут собирать на мощностях Ульяновского автозавода. Это предприятие принадлежит российской группе Sollers, которая также крайне заинтересована в проекте. Дело в том, что Sollers планирует использовать платформу "Кортежа" для создания собственной модели внедорожника марки УАЗ.

По не подтвержденным пока официально данным, первые партии лимузинов будут собираться на автобусном заводе ЛиАЗ в Ликино-Дулеве, который принадлежит группе ГАЗ, а часть операций будет производиться на КамАЗе. Однако все это лишь предположения.

Когда?

Старт проекту был дан в 2012 году, а полная линейка автомобилей (микроавтобусы, кроссоверы, седаны и лимузины) должна появиться к концу 2018 года. Об этом заявил Владимир Путин в ходе последней "прямой линии".

"Такая страна, как Россия, должна производить линейку автомобилей, которыми пользуются и первые лица государства. Мы сейчас работаем над этим. Надеюсь, что к концу 2018 года это появится. Не только лимузин, а целая линейка: и внедорожник, и микроавтобус, то есть целая линейка автомобилей отечественного производства", — отметил глава государства.

Глава Минпромторга Денис Мантуров в мае также заявил, что первая партия из 14 машин проекта "Кортеж" будет передана Федеральной службе охраны уже в конце 2017 года. Сотрудники ФСО будут испытывать автомобили на надежность и безопасность вплоть до весны 2018-го. Именно в этот период стоит ждать наплыва "шпионских" фотографий новинок. Однако позже в СМИ появилась информация о приостановке работы над внедорожником из-за нехватки ресурсов. В НАМИ решили сконцентрировать все силы на завершении разработки лимузина, седана сопровождения и микроавтобуса.

Также со слов Мантурова известно, что лимузин проекта "Кортеж" обязательно продемонстрируют на инаугурации президента России весной 2018 года.

Лимузины «Кортеж», на которых будут ездить первые лица государства, переданы для обкатки сотрудникам спецгаража ФСО. Президентский лимузин «Кортеж» позиционируется как самый респектабельный, надежный и безопасный автомобиль в истории нашей страны. Но круче ли он, чем у нашего главного оппонента на международной арене Дональда Трампа?

Стоит отметить, что пока Трамп ездит на лимузине Cadillac One по прозвищу «Зверь», доставшемся ему от Барака Обамы. Разработанный специально для него «Зверь-2» обещали презентовать еще к инаугурации Дональда, но в итоге он до сих пор проходит дорожные тесты. При этом за прошедший год новый лимузин Трампа не раз попадал в объективы камер, так что мы уже имеем довольно неплохое представление о том, каким он будет.

Внешность

«Кортеж» создавался специалистами НАМИ с нуля на абсолютно новой модульной платформе, которая, кстати, станет базой не только для президентского лимузина, но и для представительского седана, внедорожника и микроавтобуса, которые будут доступны любому желающему. «Трампомобиль» в этом плане гораздо менее уникален, ведь представляет собой лишь доработанный Cadillac One предыдущего президента.


Вот так выглядел "Зверь" Обамы Фото: wikipedia.org

Экстерьер автомобиля президента США представляет собой солянку из элементов разных моделей Cadillac. Шасси и элементы конструкции взяты от полноразмерного пикапа Cadillac Escalade, декоративные элементы, например, оптика - от седана Cadillac CT6. Главное же внешнее отличие от предыдущей версии - более низкая посадка, благодаря которой лимузин стал больше похож на легковой автомобиль. Возможно, это связано с тем, что Трамп привык ездить на спортивных автомобилях, а не на внедорожниках.

Дизайнеры «Кортежа» искали вдохновение не в современных автомобилях, а в классических моделях советского автопрома. Конкурс зрительских симпатий, например, выиграл проект, стилизованный под легендарный ЗИЛ-41047. Однако в итоге все же был выбран другой вариант дизайна, продолжающий наследие еще одной «классики» - ЗИС-110 1945 года выпуска.


Фото: НАМИ
Фото: НАМИ

Такое обращение к корням вроде бы идет только в плюс «Кортежу», вот только легендарный ЗИС-110 хоть и был номинально советским автомобилем, внешне скорее напоминал иномарку. Дело в том, что дизайн автомобиля был практически полностью слизан у американского Packard 160. Так что и внешность лимузина «Кортеж» скорее классически американская, нежели классически советская.


Сравните наш ЗИС-110... Фото: wikipedia.org
и американский Packard 160. Фото: packardinfo.com

Безопасность

Способность пережить любую атаку - вот что на самом деле отличает президентский автомобиль. Давайте же сравним, на что способны эти бронированные капсулы.

«Трампомобиль» может похвастаться 12-сантиметровыми бронированными стеклами и толстыми листами металла по всему кузову, которые делают автомобиль и всех, кто находится внутри, неуязвимыми для стрелков даже из самого крупнокалиберного оружия. Шины усилены кевларовой тканью, благодаря которой даже в случае попадания из крупнокалиберного оружия автомобиль сможет скрыться с места происшествия и ехать еще довольно долго.

Под полом президентского лимузина скрыт целый арсенал, в который входят пистолеты, автоматы, винтовки с большим количеством боеприпасов и даже гранатомет на случай совсем уж экстренной ситуации. Если уберечь президента от ранения все же не удалось, то в автомобиле имеется постоянно обновляющийся резервуар с донорской кровью для переливания. На случай химической атаки же в лимузине спрятаны баллоны с кислородом.

Официальных данных о том, насколько и чем защищен лимузин «Кортеж», нет, да и вряд ли ФСО разрешит их раскрывать. Но как пишут СМИ со ссылкой источник, близкий к разработке, в автомобиле имеется бронекапсула, системы спецсвязи, средства защиты от прослушивания и перехвата коммуникаций, системы эвакуации, радиоэлектронной и силовой обороны. Автомобиль для российских первых лиц будет иметь прочные шины и диски, на которых можно передвигаться и без шин в случае, если их пробьют. Если у лимузина пробьют бензобак, тоже не беда - в «Кортеже» есть запасной.

Двигатель

Для «Кортежа» специалисты НАМИ предусмотрели три варианта двигателя. Самый простой из них - 2,2-литровая «четверка», развивающая мощность 245 лошадиных сил и 380 Нм крутящего момента. Еще предполагается наличие 650-сильного мотора V8, а самым мощным будет флагманский V12, выдающий 850 «лошадей».

Публикация от ГНЦ РФ ФГУП «НАМИ» (@fgupnami) Янв 12, 2018 at 3:41 PST

Cadillac Трампа, судя по предварительным данным, будет иметь только один мотор - турбодизель семейства Duramax объемом 6,6 литра. Для обычных автомобилей мощность этого двигателя составляет 450 лошадиных сил, но для бронированного «Зверя» его форсируют до 600 «лошадей».

Стоимость

Во сколько обходятся государству автомобили первых лиц, мы можем только догадываться. Известно лишь, что сумма контракта с GM на поставку автомобилей для Трампа составила 15,8 млн долларов. Исходя из этого эксперты подсчитали, что один «Зверь» стоит примерно 1,5 млн долларов (около 85 млн рублей).

Во сколько встал лимузин для главы России, также точно неизвестно. При этом глава Минпромторга РФ Денис Мантуров объявил на днях, что в свободном доступе модель «как у президента», можно будет купить всего за 6-7 миллионов рублей. Конечно, за 6-7 миллионов вас ждет всего лишь минимальная комплектация лимузина и само собой никакой брони и прочих средств защиты, но все же то, что президентский лимузин появится в свободном доступе для всех желающих - это приятная новость.

В начале ноября 2017 года в сети появился ролик с реальных испытаний отечественной разработки — седана Кортеж проекта ЕСП («Единая модульная платформа»). На видео можно наблюдать за автомобилем на Дмитровском полигоне НИЦИАМТ, расположенном в Московской области.

Лимузин президента ЕМП-41231SB Aurus фото 2018 года. http://сайт/

В конце марта в сеть попали фото прототипов “Кортеж”, которые проходили испытания в Швеции. На опубликованном же видео — предсерийная версия: несмотря на камуфляж можно заметить, что автомобиль имеет довольно серьезные отличия в дизайне и пропорциях относительно мартовских прототипов.

Старт проекту “Кортеж” был дан в конце 2012 года. Его финансирование осуществляется из федерального бюджета, а в качестве генподрядчика выступает НАМИ. В рамках проекта разрабатываются пять автомобилей: седан ЕМП-4123, внедорожник ЕМП-4124, микроавтобус ЕМП-4125 и лимузины ЕМП-412311 (обычный) и МП-41231SB (бронированный). Все они будут полноприводными.

фото сбоку

7 мая 2018 года Владимир Путин приехал на церемонию вступления в должность президента России на лимузине проекта «Единая модульная платформа» («Кортеж»). Автомобили Aurus назвали в честь башен Московского Кремля. Лимузин полностью называется Aurus Senat limousine.

На инаугурации использовался только лимузин. Седан ЕМП-4123 и микроавтобус ЕМП-4125, которые недавно в зачехленном виде сфотографировали на улицах Москвы, в церемонии не участвовали.

фото салона лимузина

Технические характеристики

Лимузины “Кортеж” получат 6,6-литровый бензиновый V12 с прямым впрыском и сдвоенным битурбонаддувом, то есть фактически — четырьмя турбинами. Мощность агрегата — 860 л.с., крутящий момент — 1000 Нм. Ранее этот мотор вживую можно было наблюдать на прошлогоднем автошоу в Москве. В паре с силовыми агрегатами будет работать 9-ступенчатая АКПП отечественного производства.

Фото седана ЕМП-4123. Проект Кортеж 2017 — 2018. http://сайт/

Пресс-служба Минпромторга России сообщила, что лимузин ЕМП-41231SB Aurus оснащен 4,4-литровым V8 (как у седана ЕМП-4123; двойной турбонаддув, мощность - 598 л.с.).

фото внедорожника ЕМП-4124

Созданием двигателей для проекта проектный институт занимается вместе с немецким Porsche Engineering. Для гражданских версий авто будут предусмотрены 8-цилиндровые бензиновые моторы. Предположительно, первые экземпляры получат 4,6 литровые Porsche, позже проектный институт наладит производство собственных 4,4-литровых агрегатов.

Двигатель лимузина ЕМП-41231SB Aurus агрегатирован с 9-ступенчатой автоматической коробкой передач КАТЕ R932 российской разработки. Помимо «оригинального» количества ступеней особенностью R932 является отсутствие традиционного гидротрансформатора: крутящий момент здесь передается посредством четырех планетарных рядов. Отсутствие трансформатора повышает КПД коробки передач, при этом плавность переключения обеспечивается кратковременной пробуксовкой специальных фрикционных элементов. Коробка КАТЕ R932 способна «переваривать» крутящий момент до 1000 Нм.

Двигатель и коробка агрегатированы посредством электромотора, то есть трансмиссия - гибридная. Привод у всех автомобилей ЕМП - полный.

8 мая 2018 автомобильный эксперт Вячеслав Субботин заявил, что лимузин имеет бронекапсулу для президента, которая противостоит серьезному оружию: и стрелковому, и мощному, чуть ли не тридцатого калибра и против мин будет работать. Если вдруг машина налетит на мину, то те, кто в ней находится, будут живы. машина остается на связи при любых условиях благодаря аппаратуре, которой «другим странам и не достичь». Она, как указал эксперт, основана на российских спутниках и интегрирована в автомобиль. Кузов из бронелистов является полностью российской разработкой. «Конструкция [кузова] хорошая на изгиб, хорошая на кручение, много использовано борсодержащих металлов очень крепких, потому что машина чуть ли не семь метров длиной получилась, очень серьезная», - добавил Субботин.

Видео

Первое видео о проекте Кортеж:

Видео о Aurus Senat limousine:

Цена

Заказы от частных потребителей на автомобили марки Aurus, разработанные в рамках проекта «Единая модульная платформа» («Кортеж»), начнут принимать в конце августа - начале сентября нынешнего года. Об этом прессе сообщил министр промышленности и торговли России Денис Мантуров.

При этом продажи автомобилей Aurus стартуют в первом квартале 2019 года. На начальном этапе, отметил Мантуров, будут предлагаться седан и лимузин.

Российских чиновников также планируют пересадить с иномарок на Aurus.

К настоящему моменту собрана только первая партия автомобилей - 16 экземпляров. Помимо лимузина для первого лица это седаны ЕМП-4123 и один микроавтобус ЕМП-4125. Все эти машины переданы Кремлевскому гаражу Федеральной службы охраны.

Цены на автомобили марки Aurus будут начинаться от 10 миллионов рублей.

МОСКВА, 6 июл — РИА Новости. Владимир Путин испытал новейший российский автомобиль представительского класса, который разрабатывают в рамках проект "Кортеж". По словам пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова, глава государства лично проехался на прототипе будущего лимузина.

Президент остался доволен

О том, что президент лично осмотрел "Кортеж", "Известиям" рассказал глава Минпромторга Денис Мантуров.

"Владимир Путин уже ознакомился с проектом, видел разные его этапы. На "прототипе А" даже ездил, "прототип Б" показать не успели, — отметил министр.

По словам чиновника, результат труда отечественных разработчиков удовлетворил президента.

Мантуров добавил, что президент протестировал "прототип А" — партия именно таких машин должна поступить в распоряжение ФСО до конца 2017 года. Испытания автомобилей на надежность и безопасность продлятся до весны 2018-го.

Тестирования не было

При этом в Кремле опровергли сообщения некоторых СМИ, которые сообщили, что Путин лично протестировал "Кортеж".

"Нет, он не ездил на прототипе. Он трогался на нем, чуть-чуть проехался, но не ездил", — сказал Песков.

В минувший вторник Денис Мантуров опроверг сообщения СМИ о сворачивании финансирования проекта "Кортеж".

"Я даже не понял, кто это сказал. Все по плану, работа идет", — сказал глава Минпромторга РИА Новости.

Тогда чиновник пояснил, что прототип нового автомобиля будет сдан в 2018 году, а полноценное производство начнется в 2019 году. По словам министра, избранный в 2018 году президент приедет на церемонию уже на новой машине.

Что представляет собой "Кортеж"

Работы по проекту "Кортеж" стартовали в 2012 году. Планируется, что будут созданы четыре типа машин: лимузин, седан, кроссовер и микроавтобус.

Разработкой нового автомобиля занимаются сотрудники ФГУП "Научно исследовательский автомобильный институт" (НАМИ). Кстати, сам проект носит название не "Кортеж" (так его назвали журналисты), а "Единая модульная платформа" (ЕМП).

Планируется, что новый автомобиль будет обслуживать не только президента, но и других высших российских чиновников.

Согласно открытым данным, в проекте участвуют и зарубежные партнеры: Porsche Engineering разработал один из двух двигателей, которыми будут оснащаться машины, и Bosch Engineering.

Над дизайном новых машин работают сотрудники "Русского автомобильного дизайна", одного из подразделений НАМИ. Существует несколько вариантов внешнего облика "Кортежа", однако окончательное решение еще не принято.

В СМИ также обсуждается место сборки "Кортежа". В 2014 году глава Минпромторга объявил о том, что кроссоверы будут собирать на мощностях УАЗа в Ульяновске. Что касается лимузинов, то их производством, по данным журналистов, займутся автобусный завод ЛиАЗ в Орехово-Зуевском районе Подмосковья (принадлежит группе ГАЗ) и на КамАЗе в Набережных Челнах.

Не только для первых лиц

В апреле прошлого года Мантуров рассказал, что автомобили проекта "Кортеж" будут поступать не только чиновникам. Так, интерес к новым машинам проявили военные.

"Планируем для Министерства обороны еще начать поставки, но это на базе СУВа (SUV — внедорожник проекта "Кортеж". — Прим.ред.)", — сказал Мантуров.

По словам министра, речь идет о легкой бронированной машине.

Тогда же Мантуров заявил, что к 2020 году Минпромторг рассчитывает выйти на ежегодный выпуск до пяти тысяч автомобилей проекта "Кортеж" всех типов.

"Пятерка" за безопасность

Минпромторг к 2020 году хочет увеличить выпуск машин проекта "Кортеж" К 2020 году в России будет производиться 4-5 тысяч единиц автомобилей всех типов - лимузинов, седанов, внедорожников и минивэнов, заявил РИА Новости глава Минпромторга Денис Мантуров.

Краш-тесты, традиционные для всех новых автомобилей, "Кортеж" прошел еще в прошлом году. В начале июня машину испытали в Берлине.

"Это фронтальный краш-тест, там есть разные испытания, есть с перекрытием, есть боковые, есть с задним ударом. Это целая серия испытаний в соответствии с мировыми стандартами. Первая попытка, на первом же испытании фронтального краш-теста — высший балл", — рассказал проректор по перспективным проектам Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого Алексей Боровков.

На чем ездят президенты

Главы государств традиционно ездят на машинах представительского класса. Некоторые страны закупают автомобили за границей, а некоторые отдают предпочтение национальному автопрому.

Так, например, китайский лидер Си Цзиньпин использует FAW Hong Qi HQE, а японский премьер-министр Синдзо Абэ — Toyota Century.

Канцлер Германии Ангела Меркель также предпочитает "свой" автомобиль — Audi A8. Правда, ее машина сильно отличается от серийных — для политика создали бронированное транспортное средство, а толщина стекол составляет почти пять сантиметров. В результате седан может выдержать выстрелы из огнестрельного оружия и взрыв гранаты под днищем.

Особняком стоит лимузин президента США Дональда Трампа, который получил прозвище "Зверь" (The Beast). Вес машины превышает восемь тонн, она 20-сантиметровой броней дверей и 12-сантиметровой броней окон.

Автомобиль, который стоит 1,2 миллиона долларов, способен выдержать прямые выстрелы из крупнокалиберного оружия.

Проект «Кортеж» нельзя назвать «проектом века», однако он представляет собой весьма амбициозную программу (чего стоят только запланированные расходы более 12 млрд. рублей, при этом непосредственно из бюджета - 3,61 млрд. руб.) создания целого семейства автомобилей, предназначенных для первых лиц государства.

В сегодняшнем обзоре мы разберем, что представляет собой проект «Кортеж», на какой стадии он находится сегодня, а также является ли его создание необходимым.

Идея создания проекта уходит корнями в 2012 , когда после заявления президента России о том, что отечественный автопром приступает к выпуску лимузинов, и было решено дать старт данному проекту. Программа «Кортеж» была разработана Минпромторгом при участии Центрального научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института (НАМИ). Изначально планировалось, что для Президента будет создано представительское авто производства ЗИЛ - высокозащищенный лимузин, который будет разрабатываться с чистого листа, а для остальных чиновников, как и ранее, Чайка.

Также существует намерение поручить производство части машин возрождающемуся Руссо-Балту и даже спортивному бренду Marussia. Однако самой важной концепцией «Кортежа» является то, что автомобили должны будут появиться в свободной продаже (естественно в несколько измененной комплектации). При этом Минпромторг заявлял, что в перспективе до 2020 года отечественные автомобили могут занять порядка 20% мирового рынка люксовых авто!

Что ж, планы наполеоновские, но только время покажет, что получится на самом деле. С уверенностью можно сказать только одно: Президент государства мирового уровня просто обязан ездить на специальном автомобиле, произведенном его страной. При этом статус обязывает, что лимузин не являлся переделанной серийной моделью, пусть даже такая переработка и будет весьма существенной. Не верите? Давайте посмотрим, как к этому относятся ведущие мировые державы, на чем выдвигаются в поездки их главы, и что содержится в автопарках.

Для Елизаветы II в 2002 г. в Великобритании по спецзаказу были построены два роскошных Bentley State Limousine, прототипом которых послужила премиум версия Arnage. Однако, в отличии от последнего королевские автомобили намного выше шире и длинней. Защита этих авто также соответствуют назначению: королевскую особу защищает набор сложной брони, герметичный салон, системы противодействия нападению с использованием различных вооружений.

Начиная с 2009 г. во время поездок по стране Барак Обама пользуется исключительно президентским лимузином Cadillac. Данное авто только внешне напоминает серийный DTS - полноприводная база от легкого грузового авто несет тяжелобронированный герметичный кузов, который обладает замкнутым циклом жизнеобеспечения, системами противохимической, антибактеорологической защиты, а также имеет системы противодействия вооруженному нападению.

Самобытным лимузином обладает и генеральный секретарь ком. партии Китая - в его распоряжении выпущенный в 2010 г. «Красный флаг» - HongQi CA7600L. Отметим, что китайцы не стали «изобретать велосипед» - облик правительственного лимузина перекликается с обликом предшественника - CA770, выпушенного в 1963 г. Отметим, что CA770 является копией одновременно двух отечественных «членовозов» - ЗИЛ-111 и ГАЗ-13.

Французы, которые не устают хвастаться всем, что произведено в их стране, получили очередной повод для гордости - Франсуа Олланд при планировании поездки может выбирать из бронированных и оснащенных всеми присущими президентскому классу системами Renault VelSatis, Citroen C6, а также Peugeot 607. Несмотря на то, что в гараже французского президента нашлось место даже для выпущенных в 1972 г. раритетных Citroen SM, поддерживаемых в надлежащем состоянии, наиболее часто глава государства выбирает Citroen DS5.

Сравнительно недавно обзавелся лимузином собственного производства и глава Южной Кореи - начиная с 2010г. в его распоряжении находятся бронированных автомобили, основой которых выступили Нyundai Equus.

При этом в состав кортежа Российского президента на сегодняшний день входят исключительно зарубежные автомобили. Колону впереди и сзади сопровождают полицейские автомобили - чаще всего Mercedes E class. Глава страны располагается посреди колоны, его бронированный лимузин Mercedes S600 Pullman Guard в некоторых случаях сопровождает неотличимый по внешнему виду «двойник». По бокам президентский кортеж сопровождают мерседесы S-класса, в середине процессии передвигаются модифицированные Mercedes Geländewagen, в которых располагается личная охрана. Далее следуют несколько VW Multivan, либо Mercedes Sprinter - со спецсвязью, медицинской начинкой и вооружением. В случае успешной реализации проекта Кортеж, каждый из данных автомобилей будет заменен автомобилем отечественного производства.

Вспомним и о кортеже единственного президента СССР: бронированный ЗИЛ-41052 сопровождали автомобили ГАЗ-14 и ЗИЛ-117.

Учитывая вышеизложенное, очевидно, что проект «Кортеж» является вполне актуальной разработкой - если руководители всего мира ездят на лимузинах собственного производства, почему наш возрождающийся автопром не может создать президентский лимузин? Тем более, что для этого теперь уже есть все необходимые предпосылки.

До утверждения проекта Кортеж именитые отечественные автомобилестроители пытались самостоятельно наладить выпуск правительственных лимузинов - прежде всего речь касается ГАЗа и ЗИЛа. ГАЗ совместно с Атлант-Дельта разрабатывал для МО РФ парадные кабриолеты, а также подготовил собственную версию президентского бронированного лимузина. ЗИЛ, начиная с 2004 г. разрабатывал «Монолит» - небронированный лимузин. При первом утверждении проекта Кортеж (без внесения изменений, о которых мы поговорим позже), ЗИЛ получает фактический статус сборочной площадки, ГАЗу достаются функции «ателье».

Основные мощности по созданию и сборке президентских лимузинов должны были размещаться на новом производстве ОАО МосАвтоЗИЛ. Отметим, что на техническое перевооружение предприятия Московское правительство совместно с Сбербанком выделили 10 млрд. руб., при этом плана полной загрузки мощностей пока нет (кроме производства автомобилей в рамках проекта Кортеж, планировалось, что предприятие станет выпускать некоторые зарубежные легковые автомобили). На «плечи» ГАЗа лягут обязанности по выпуску и доводке спецвариантов автомобилей Кортежа - для этого должен инвестироваться в проект порядка 1,1 млрд руб. Немалые расходы отводятся и корпорации Ростехнологии - она должна вложить в запуск мощностей производства не менее 8-ми миллиардов рублей.

Первоначальный проект в качестве базового силового агрегата для правительственного лимузина рассматривал немецкий дизельный RED A03 (6,0л, V12), который был создан российским ученым В. Райхлиным. Примечательно, что на сегодняшний день данный мотор устанавливается на легкие самолеты, однако его вполне можно приспособить и для нужд автомобилестроения. Пока отсутствует единая позиция и относительно комплектации лимузина колесной базой, электроникой, системами безопасности, а также прочими требуемыми компонентами - рассматриваются как отечественные, так и зарубежные поставщики. Отметим, что сумма, заложенная в первоначальном проекте на данные нужды, составляет около 1 млрд. руб. При этом всемирно известные производители закладывают в бюджет в 5-7 раз больше, вдобавок имея в запасе собственные наработки.

Кузов лимузина должен создаваться при непосредственном участии инженеров ВАЗа, участвовавших в разработке ВАЗ-2116 С, прообразом трансмиссии может послужить трансмиссия компании КАТЕ.

Начало производства всех автомобилей проекта «Кортеж» запланировано на 2017 г., при ожидаемом количестве ежегодно выпускаемых автомобилей всех типов 40 000 единиц (включая коммерческие версии). Наиболее эксклюзивными, конечно же, станут ЗИЛы - их будут собирать в количестве не более 200 штук ежегодно. Больше всего должно будет выпускаться минивэнов и кроссоверов Руссо-Балт: около 20 000 ежегодно.

Заметим, что разработка нового семейства президентских автомобилей предусматривает, что в самое ближайшее время глава государства (пока не будет налажено производство лимузинов) пересядет на модернизированные лимузины ЗИЛ, которые уже начали собирать в Нижнем Новгороде.

В свете предстоящей сборки президентского лимузина, мы рассмотрели, в каком фактическом состоянии находятся оба главных завода, и какие из наработок им удалось сохранить. Начнем с ГАЗа: до 1988 г. в специализировавшемся на выпуске Чаек цеху Горьковского завода производили около 150 машин ежегодно. В 1988г. цех был ликвидирован, включая документацию и оборудование. В 2010 году на его территории разместилась Атлант-Дельта - принадлежащая О.Дерипаска (как и сам ГАЗ) с 2000 г. занимающаяся реставрацией раритетных авто. Отметим, что компанию возглавляет Ю.Кружилин, некогда бывший начальником Кремлевского спецгаража, а среди контрактов Атлант-Дельта есть даже обновление парка ЗИЛ-41044 для МО РФ (несмотря на то, что в тендере принимали участие сам производитель, КАМАЗ, ВАЗ, ГАЗ).

Невзирая на получение прямого заказа МО, авто создавались Атлант-Дельтой за деньги ГАЗа. В 2009 г. после окончания всех необходимых испытаний автомобилям был присвоен индекс ЗИЛ-41041 АМГ. Не исключено, что именно выпуск трех кабриолетов стал основной причиной, по которой в Кремле захотели видеть ГАЗ одним из участников проекта Кортеж. Сегодня работы над лимузином находятся в активной стадии - Атлант-Дельта теперь называется Группа-Мастер. Под руководством бывшего главного конструктора легковых авто ГАЗа, А. Горчакова, компания создала собственное производство (на что ГАЗом было выделено более полумиллиарда рублей), штатная численность сотрудников уже превышает 100 человек, а в текущей разработке находится около 25 проектов. Планируется, что ежегодно Мастер-Групп будет собирать 12-ть единиц президентских лимузинов.

Что касается ЗИЛа, то в к концу 70-хх годов предприятие выпускало ежегодно до 25-ти правительственных машин. На сегодняшний день в штате производства представительских авто осталось чуть более 70-ти человек, которые в основном собирают коллекционные модели стоимостью 250-300 тыс. дол. из сохранившихся с советских времен машинокомплектов. За последние несколько лет всего было собрано 8-мь автомобилей. Отдельного внимания заслуживает собственная разработка компании - небронированный лимузин Монолит, который, к сожалению, не попал в проект «Кортеж».

Дизайн салона разрабатывали отечественные специалисты, приборная панель и некоторые другие системы авто были изготовлены заводом Автоприбор. Из иностранных комплектующих собственного ЗИЛовского лимузина, отметим позаимствованные у Audi элементы системы вентиляции, а также кресла Мерседеса S W140. Основным недостатком «Монолита» является дороговизна, из-за которой найти покупателей на него достаточно сложно.

Проект постепенно приближается к фактической реализации: недавно стало известно, что вседорожники для «Кортежа» будут выпускаться на УАЗе, за их производство будет отвечать компания Sollers. Мощности производства должны составить порядка 40 000 экземпляров правительственных вседорожников ежегодно. Прототип внедорожника для проекта «Кортеж» появится в 2015-2016 гг. Также компании Sollers хотят поручить производство микроавтобуса на этой же платформе, однако окончательная информация относительно производителя седанов и минивэнов пока отсутствует. Среди претендующих на данный статус компаний - ГАЗ, ЗИЛ, VW.

Министр промполитики РФ Денис Мантуров утверждает, что в начале 2014 г. был представлен «полномасштабный демонстратор» проекта, а на протяжении года будет окончательно определен состав производителей автомобилей для проекта «Кортеж». При этом решение по определению производственных площадок будет принято в 2015 г. Первый автомобиль проекта (предположительно - седан), должен пройти государственные испытаний к 2017 г., к этому же времени должны быть закончены работы по проектированию и сертификации микроавтобуса и внедорожника. Полная реализация проекта Кортеж должна завершиться к 2018 году.

Отрадным является тот факт, что помимо планового продвижения к выпуску автомобилей для президентского эскорта, проект Кортеж привлекает новых партнеров, включая всемирно известных производителей. Например, всего несколько недель назад стало известно, что участие в проекте примет Porsche Engineering - ей отведена роль инженерного интегратора. На практике это означает, что компания будет отвечать за адаптацию к производству созданных в рамках проекта моделей. Правда, пока не известно, на сколько придется увеличить бюджет проекта ради привлечения подразделения Порше.

Кроме привлечения новых партнеров, проект лишается прежних участников - прекратила свою работу Мarussia Motors, которая должна была заниматься разработкой коммерческих версий лимузина, седанов и минивэнов проекта.