Бесконтактная система зажигания бсз. Бесконтактное зажигание - как оно работает? Чем БСЗ лучше

Пары бензина, сгорая в цилиндрах двигателя, дают энергию для движения автомобиля. Сам по себе процесс сгорания не начинается, его инициализацию осуществляет система зажигания. С самого начала появления бензиновых моторов это производилось механическим способом. С течением времени у него было выявлено множество недостатков и замечаний в работе, в том числе сложность в эксплуатации. Появление электронных компонентов (транзисторов, тиристоров и т.д.) позволило преодолеть эти недостатки, т.к. была создана бесконтактная система зажигания (БСЗ).

Для чего оно нужно и каким бывает

Горючая смесь в цилиндрах двигателя должна воспламеняться в конце второго такта – сжатия, когда поршень располагается в верхнем положении. Здесь смесь находится под самым сильным давлением, и при рабочем ходе поршня будет совершена максимальная работа. Именно в этот момент на свече должна появиться искра, которая и воспламенит горючую смесь.
Для этого служит зажигание. Было разработано несколько различных вариантов, но на автомобиле обычно используется батарейное (контактное) зажигание.

Контактное

Как оно работает, должно быть понятно из описания к приведенному ниже рисунку.

Когда ключ вставлен в замок (Contactor), ток протекает от АКБ (Battery) через бобину или катушку зажигания (Ignition Coil) и контакты прерывателя (Contakt breaker). Этот ток образует магнитное поле, в которое попадает вторичная обмотка Ignition Coil. Когда контакты прерывателя размыкаются, через первичную обмотку прекращается протекание тока, во вторичной обмотке благодаря эффекту самоиндукции создается высоковольтное напряжение, подаваемое через распределитель (Distributor) на нужную свечу (spark plugs).

При поступлении этого напряжения на свечу, образуется искра, от чего воспламеняется топливная смесь . Вот примерно так работает контактная (батарейная) система зажигания (КСЗ). В том виде, как описано выше, она была создана еще для первых автомобилей. Здесь приведен только общий принцип ее работы. На самом деле, даже у старых машин, например, «классика» ВАЗ, дополнительно используется такие устройства, как вакуумный и центробежный регуляторы, дающие возможность изменять момент генерации искры в зависимости от скорости движения и нагрузки на автомобиль.

Недостатки подобной системы

Несмотря на все дополнительные устройства, описанная система зажигания, установленная на автомашины ВАЗ 2107,2016, имеет довольно серьезные недостатки. Из них следует отметить:

  1. Протекание значительного по величине тока через прерыватель, что вызывает подгорание его контактов, следствием чего будет увеличение между ними зазора. Из-за этого изменяется угол опережения зажигания (УОЗ), ухудшается пуск двигателя, снижается его мощность и экономичность. Кроме того, другие значения УОЗ могут вызвать перебои в работе мотора при повышенных оборотах (высокой скорости). Чтобы избежать этого, необходимо проводить регулярное техническое обслуживание системы.
  2. У катушки первичная обмотка входит в цепь, содержащую контакты, ограничивающие величину протекающего через них тока, что сказывается на его значении во вторичной цепи и приводит к ограничению энергии искры.
  3. При высокой скорости движения возникает так называемый «дребезг» контактов, что означает их неоднократное размыкание-замыкание, что опять же отрицательно сказывается на работе зажигания.

Тем не менее, из-за своей дешевизны и простоты КСЗ использовалась долгое время, в частности, на машинах семейства ВАЗ 2107, 2106.

Дальнейшее развитие системы зажигания

Вышеописанные трудности удалось решить с широким распространением полупроводниковых элементов, таких как транзисторы и тиристоры. Итогом их применения стала так называемая бесконтактная система зажигания. Однако ее внедрение на отечественные автомобили произошло не сразу, сначала на ВАЗ 2107, 2106 было использовано так называемое контактно-транзисторное зажигание.

Контактно-транзисторное зажигание

Функциональную схему такой системы можно увидеть ниже.


Из рисунка становится понятно, что механический прерыватель управляет не накопителем энергии, в роли которого выступает катушка зажигания, а электронным коммутатором. Такое решение облегчило режимы работы прерывателя, повысило надежность и качество работы всей системы. Кроме того, это позволило модернизировать многочисленные автомашины ВАЗ 2107, 2106, находящиеся в эксплуатации, без значительных затрат со стороны их владельцев.

Бесконтактная система зажигания

Следующим этапом в развитии системы стало исключение механического прерывателя. Бесконтактная система зажигания такого типа показана на рисунке.


Впервые в отечественном автомобилестроении подобная система была внедрена на автомобилях ВАЗ девятого семейства, хотя потом с ней серийно выпускались и ВАЗ 2107, 2106.
Такая бесконтактная система подразумевает использование коммутатора для управления катушкой зажигания и предусматривает работу коммутатора с сигналами, получаемыми от бесконтактного датчика. Последние могут быть трех типов:

  • индуктивный;
  • датчик Холла (магнитный);
  • оптический.

В отечественных машинах семейства ВАЗ 2107, 2106 используется датчик Холла.


Работа такого устройства мало чем отличается от работы обычной КСЗ. Вращение вала двигателя бесконтактный датчик преобразует в импульсы, поступающие на коммутатор напряжения. Последний обеспечивает импульсное прохождение тока через бобину. Благодаря этому во вторичной цепи возникает высоковольтное напряжение, поступающее через распределитель на свечи зажигания, между электродами возникает искра и от нее воспламеняется горючая смесь.
В процессе работы происходит регулирование УОЗ. Для этого используется центробежный (при изменении оборотов двигателя) и вакуумный (при изменении нагрузки) регуляторы.

Система зажигания, установленная на автомобиле, предназначена для своевременного воспламенения топливной смеси. Первоначально применялась контактная, но затем по мере развития электроники появилась бесконтактная система зажигания. Конечно, сейчас используются гораздо более сложные, микропроцессорные системы, но и БСЗ сыграла в свое время значительную роль в повышении качества и надежности автомобиля.

Несмотря на то что «классика» ВАЗ 2106 давно снята с производства, на российских просторах эксплуатируется немалое количество этих машин. Поскольку их конструкция устарела, то желание владельцев шестой модели Жигулей усовершенствовать её любыми способами вполне понятно. Один из эффективных вариантов - поставить вместо штатной системы зажигания бесконтактную (сокращённо - БСЗ), где искрообразованием ведает электроника. Процедура замены довольно проста и доступна каждому, кто пожелает улучшить работу двигателя своей «шестёрки».

Что собой представляет БСЗ и как она работает?

Чтобы успешно установить и настроить бесконтактное зажигание, желательно понять принцип действия системы, состоящей из следующих элементов:

  1. Главный распределитель зажигания (иначе - трамблёр). Внутри него установлен фотоэлектрический датчик Холла, вакуумный привод корректировки угла опережения и так называемый бегунок с подвижным контактом.
  2. Катушка, создающая импульс высокого напряжения. Имеет 2 обмотки: первичную, состоящую из малого числа витков толстого провода, и вторичную, намотанную тонкой проволокой с большим количеством витков.
  3. Электронный блок - коммутатор, оборудованный алюминиевым радиатором охлаждения. Последний играет роль крепёжного элемента.
  4. Свечи зажигания, соединённые высоковольтными проводами с трамблёром.
  5. Провода для соединения элементов между собой.

Для справки. В штатных устаревших системах ВАЗ 2106 внутри распределителя вместо датчика Холла стояла контактная группа, а коммутатора не было вовсе.

Первый контакт катушки соединяется через реле замка зажигания с генератором, а второй - с блоком управления. Также от неё к трамблёру идёт высоковольтный провод большого сечения. Из распределителя выходит 2 пучка проводов, соединяющих его с коммутатором и свечами зажигания. Система функционирует по такому алгоритму:

  1. После включения зажигания поворотом ключа в замке на первичную обмотку катушки подаётся напряжение 12 В, отчего возникает электромагнитное поле.
  2. Когда происходит вращение коленчатого вала и один из поршней выходит в верхнюю мёртвую точку (ВМТ), фотоэлектрический датчик посылает сигнал коммутатору, а тот кратковременно разрывает связь катушки с источником напряжения - генератором либо аккумуляторной батареей.
  3. Во время разрыва цепи во вторичной обмотке катушки образуется импульс напряжением от 20 до 24 кВ, передаваемый по проводу большого сечения на бегунок трамблёра.
  4. Подвижный контакт бегунка направляет импульс к той свече зажигания, где поршень вышел в ВМТ. Между её контактами проскакивает мощная искра, воспламеняющая смесь топлива с воздухом в камере сгорания.
  5. Вал распределителя приводится в действие шестерёнчатой передачей, связанной с коленчатым валом. Когда очередной поршень движется к ВМТ, вал поворачивается и подвижный контакт соединяется с другой свечой, а датчик Холла посылает следующий сигнал и цикл искрообразования повторяется.

Справка. В старых системах разрыв цепи производился механическим способом с помощью кулачка на валу трамблёра, нажимающего на контактную группу.

Преимущества бесконтактных систем

Для несведущего автолюбителя главным аргументом в пользу БСЗ является тот факт, что на данный момент ни один производитель не выпускает автомобилей с контактно-кулачковой системой искрообразования. Зарубежные бренды отказались от неё в далёких 80-х годах прошлого столетия, а в Российской Федерации механическое зажигание продержалось вплоть до 90-х. Причины отказа вполне понятны:

  • на контактах постоянно проскакивала искра, отчего они подгорали и требовали частой зачистки;
  • контактная группа изнашивалась достаточно быстро, в среднем её хватало на 15-20 тыс. км пробега, после чего элемент приходилось менять;
  • давал о себе знать износ подшипника, на котором размещались контакты, что вызывало нестабильную работу силового агрегата;
  • растягивались пружины грузиков - балансиров.

Все перечисленные неисправности проявлялись поочерёдно, не давая покоя хозяину «классики» Жигулей. Из-за несовершенной конструкции мощность искры на свечах постоянно снижалась, работа двигателя ухудшалась, а расход топлива увеличивался. Новые системы БСЗ лишены подобных недостатков, они отличаются долговечностью и стабильным искрообразованием. Повысилась и мощность искры, поскольку напряжение выходного импульса возросло от 16-18 кВ до 24 кВ, что способствует лучшему воспламенению топлива.

Примечание. В первое время слабым местом отечественных бесконтактных систем считался коммутатор, быстро выходящий из строя и не подлежащий ремонту. Но позже он был усовершенствован и надёжность работы БСЗ повысилась.

Выбор комплекта электронного зажигания

Поскольку «шестёрки» комплектовались тремя разновидностями двигателей (объёмом 1,3, 1,5 и 1,6 л.), то и комплекты БСЗ для них отличаются по конструкции трамблёра. В моторе 1,3 л. (модель ВАЗ 21063) стоит распределитель с укороченным валом, а в двигателях 1,5 и 1,6 л. (ВАЗ 21061 и 2106 соответственно) этот вал одинаково длинный. Состав комплекта электронного зажигания такой:

  • трамблёр с каталожным номером 38.3706–01 для силового агрегата объёмом 1,3 л. либо 38.37061 - для двигателей 1,5 и 1,6 л.;
  • катушка высокого напряжения с маркировкой 27.3705;
  • электронный блок управления, маркировка - 36.3734 или 3620.3734;
  • провода соединительные.

Внимание! Покупая бесконтактный комплект на «классику» Жигулей, не перепутайте его с изделиями, предназначенными для Нивы ВАЗ 2121, трамблёры внешне очень похожи. Но «нивовская» деталь отличается по техническим характеристикам и маркируется так: 3810.3706, 38.3706–10 или 038.3706–10. Ставить её на «шестёрку» категорически не рекомендуется.

Из производителей, продающих свои комплекты зажигания на территории Российской Федерации, наибольшую популярность среди автомобилистов снискали запчасти от фирмы СОАТЭ из г. Старый Оскол. Стоит отметить, что новые свечи марки А-17ДВР, устанавливающиеся на классические ВАЗы с электроникой, в комплект поставки не входят, их придётся приобрести отдельно. Чтобы ощутить результаты замены в полной мере, также рекомендуется поставить новые высоковольтные провода, если вы не меняли их в недавнем прошлом.

Несмотря на то, что масляный насос является одним из самых надёжных узлов в автомобилях ВАЗ 2106-2107, иногда и он выходит из строя. Для того чтобы произвести его замену, рекомендуется изучить данный материал:

Подготовка к замене БСЗ

Работа по снятию старого зажигания и монтажу нового не требует никаких специальных инструментов, приспособлений или приборов. Не нужна и смотровая канава, а всю операцию можно провести на улице при хорошем дневном освещении. Достаточно располагать таким инструментарием:

  • рожковый ключ размером 13 мм для откручивания гайки крепления распределителя;
  • с помощью ключей на 10 и 8 мм снимается катушка;
  • отвёртка плоская и крестообразная;
  • пассатижи;
  • дрель электрическая или ручная со сверлом под диаметры саморезов крепления коммутатора.

Совет. Для удобства выполнения работ возьмите напрокат или у знакомых накидной ключ с длинной рукояткой, надевающийся на гайку храповика и применяющийся для вращения коленчатого вала вручную.

Для начала выполните несколько этапов предварительной разборки:

  1. Откройте капот и отсоедините минусовую клемму аккумулятора.
  2. Снимите со свечей и крышки распределителя высоковольтные провода.
  3. Выкрутите свечи.
  4. Опустите отвёртку в свечное отверстие 1 цилиндра и поворачивайте коленвал до тех пор, пока поршень в нём не достигнет ВМТ. При этом метка на шкиве вала встанет напротив самой длинной риски, нанесённой на блоке цилиндров.

Совет. Если ключа под гайку храповика у вас не нашлось, коленчатый вал можно поворачивать, вращая вывешенное заднее колесо автомобиля. Не забудьте зафиксировать машину противооткатными средствами, снять с ручного тормоза и включить 4 или 5 передачу.

Сопоставив метки и приготовив новые детали, можно приступать к основному этапу работ.

Порядок установки электронного зажигания

Первым делом необходимо демонтировать старую систему, выполняя операции в такой последовательности:

  1. Отключите высоковольтный провод, идущий от катушки, снимите крышку трамблёра и запомните положение бегунка. Для удобства направление можно отметить мелом на клапанной крышке двигателя.
  2. Отсоедините от распределителя провода и вакуумную трубку, идущую от карбюратора. Открутите гайку крепления ключом на 13 мм и снимите элемент с блока цилиндров.
  3. Отверните гайки контактов высоковольтной катушки и снимите провода, запомнив, куда были подключены жилы от реле замка зажигания и тахометра.
  4. Демонтируйте катушку и уберите её в сторону.

Совет. Между трамблёром и посадочным местом блока цилиндров стоит прокладка, не потеряйте её при снятии детали с авто.

Выполнив разборку, приступайте к монтажу БСЗ, соблюдая следующий порядок действий:

  1. Переставьте прокладку со старого распределителя на новый и снимите с него крышку. Повернув бегунок в нужном направлении, которое вы наметили мелом, вставьте вал трамблёра в гнездо и зафиксируйте его положение гайкой. Сильно её затягивать не стоит, поскольку ещё придётся регулировать зажигание и отпускать гайку снова.
  2. Вкрутите свечи зажигания, предварительно установив зазор между электродами 0,8-0,9 мм. Поставьте крышку распределителя на место и присоедините высоковольтные провода, соблюдая номера цилиндров (выбиты сверху на крышке).
  3. На место старой катушки закрепите новую. Если контакты на ней расположены наоборот, то сначала ослабьте крепёжный хомут, проверните корпус на 180° и установите деталь на авто.
  4. Прикрепите неподалёку от катушки коммутатор. Сняв бачок омывателя, предварительно просверлите в лонжероне кузова 2 отверстия и прикрутите блок саморезами. Обратите внимание: электронный элемент не должен стоять ниже бачка, чтоб его не залило водой в случае протечки.
  5. Возьмите соединительные провода и подключите электронный блок, трамблёр и катушку согласно (прилагается к комплекту БСЗ). Разобраться в ней несложно: разъем от коммутатора подключается к колодке распределителя, а провода - к контактам «Б» и «К» высоковольтной катушки. Не забывайте о жилах, подключённых ранее к старой катушке (в том числе от тахометра), их нужно присоединить к новому элементу таким же образом.
  6. Наденьте на штуцер мембранного узла трамблёра вакуумную трубку, идущую от карбюратора. На этом установка бесконтактной системы закончена.

Справка. В моделях ВАЗ 2106 последних выпусков уже сделаны отверстия, рассчитанные на монтаж коммутатора. Посмотрите внимательно на лонжероне с левой стороны (по ходу движения машины).

Инструкция по монтажу в фотографиях

Бегунок должен стоять в такой позиции перед снятием трамблера Крышка трамблера снимается путем освобождения двух защелок Ключом на 8 и 10 нужно открутить провода от распределителя С катушки снимается высоковольтный провод и откручиваются жилы, ведущие к замку зажигания и тахометру Таким образом трамблер вынимается из блока цилиндров Провода к новой катушке подключаются так же, как к старой Коммутатор ставится на свободном месте выше бачка омывателя Не перепутайте провода, подключая новый распределитель

Видеоролик о монтаже электронной системы на «классику»

Запуск двигателя и настройка зажигания

Если в процессе замены элементов вы не сдвинули метки, а проводку подключили правильно, то «шестёрка» заведётся сразу же. Дайте ей прогреться минуту-другую, манипулируя педалью акселератора, после чего переходите к настройке зажигания. Её выполняют двумя способами:

  • наиболее распространённая методика – «на слух»;
  • с помощью специального прибора - стробоскопа.

Совет. Если двигатель автомобиля не завёлся и при вращении стартера не подаёт признаков жизни, то следует проверить правильность подключения высоковольтных проводов. Причина вторая: во время монтажа вы повернули крышку распределителя на 180°, отчего бегунок стал передавать импульс на 4-й цилиндр вместо первого и наоборот.

Регулировка зажигания «на слух» производится так:

  1. При работающем двигателе ослабьте гайку крепления трамблёра.
  2. Потихоньку поворачивайте его за и против часовой стрелки, добиваясь наиболее стабильной работы силового агрегата. Угол поворота не должен превышать 15°.
  3. Уловив положение чёткой работы двигателя, окончательно затяните гайку распределителя.

С помощью стробоскопа угол опережения зажигания устанавливается не в пример точнее. Если вам удалось раздобыть этот прибор или взять где-то на время, то подключите его к клеммам аккумулятора и высоковольтному проводу первого цилиндра. Запустите мотор и аккуратно поднесите мигающую лампу к меткам на блоке. Стробоскоп поможет увидеть положение риски, выбитой на шкиве, при работающем двигателе. Теперь вы можете ослабить гайку трамблёра и поворотом корпуса добиться совмещения этой риски с последней, самой короткой меткой.

Произвести ремонт карбюратора не сложно, если знать все тонкости проведения процедуры:

После регулировки прогрейте машину до рабочей температуры и попробуйте проехать на ней в разных режимах. Если при резком нажатии на педаль газа слышен стук поршневых пальцев, то вы имеете дело с детонацией, вызванной слишком ранним зажиганием. Ослабьте крепление трамблёра и поверните его по часовой стрелке на 1-2°, не более. Стук должен исчезнуть.

Совет. После монтажа БСЗ нередко случается, что обороты двигателя на холостом ходу возрастают из-за лучшего искрообразования. Частота оборотов уменьшается до значения 850-900 об/мин винтом количества топлива. В карбюраторах типа «Озон» это винт больших размеров, находящийся справа (по ходу движения) в нижней части агрегата. В карбюраторах «Солекс» это пластиковая рукоятка, выглядывающая из задней части и упирающаяся в ось заслонки. Винт «качества» без знания дела трогать не допускается!

Видео о настройке бесконтактного зажигания

Если вы сняли распределитель и высоковольтные провода с крышкой без совмещения меток, то правильно выставить зажигание по новой вам поможет представленный видеоматериал:

Эксплуатация автомобиля с электронной системой разительно отличается от езды на старом зажигании. Двигатель работает гораздо ровнее и стабильнее, а очистка контактной группы уходит в прошлое. Но владельцу ВАЗ 2106 не помешает возить в запасе датчик Холла на случай поломки штатного. Эта деталь ремонту не поддаётся, хотя и ломается достаточно редко.

Бесконтактная система зажигания является конструктивным продолжение контактно-транзисторной системы зажигания. В данной системе зажигания контактный прерыватель заменен бесконтактным датчиком. Бесконтактная система зажигания стандартно устанавливается на ряде моделей отечественных автомобилей, а также может устанавливаться самостоятельно вместо контактной системы зажигания.

Применение бесконтактной системы зажигания позволяет повысить мощность двигателя, снизить расход топлива и выбросы вредных веществ за счет более высокого напряжения разряда (30000В) и соответственно более качественного сгорания топливно-воздушной смеси.

Конструктивно бесконтактная система объединяет ряд элементов, среди которых источник питания, выключатель зажигания, датчик импульсов, транзисторный коммутатор, катушка зажигания , распределитель и конечно свечи зажигания . Распределитель соединен со свечами и катушкой зажигания с помощью проводов высокого напряжения.

В целом устройство бесконтактной системы зажигания аналогично контактной системе зажигания , за исключением датчика импульсов и транзисторного коммутатора.

Датчик импульсов предназначен для создания электрических импульсов низкого напряжения. Различают датчики импульсов следующих типов: Холла, индуктивный и оптический.

Наибольшее применение в бесконтактной системе зажигания нашел датчик импульсов использующий эффект Холла (возникновение поперечного напряжения в пластине проводника с током под действием магнитного поля). Датчик Холла состоит из постоянного магнита, полупроводниковой пластины с микросхемой и стального экрана с прорезями (обтюратора).

Прорезь в стальном экране пропускает магнитное поле и в полупроводниковой пластине возникает напряжение. Стальной экран не пропускает магнитное поле, и напряжение на полупроводниковой пластине не возникает. Чередование прорезей в стальном экране создает импульсы низкого напряжения.

Датчик импульсов конструктивно объединен с распределителем и образуют одно устройство – датчик-распределитель. Датчик-распределитель внешне подобен прерывателю-распределителю и имеет аналогичный привод от коленчатого вала двигателя .

Транзисторный коммутатор служит для прерывания тока в цепи первичной обмотки катушки зажигания в соответствии с сигналами датчика импульсов. Прерывание тока осуществляется за счет отпирания и запирания выходного транзистора.

Принцип работы бесконтактной системы зажигания

При вращении коленчатого вала двигателя датчик-распределитель формирует импульсы напряжения и передает их на транзисторный коммутатор. Коммутатор создает импульсы тока в цепи первичной обмотки катушки зажигания. В момент прерывания тока индуцируется ток высокого напряжения во вторичной обмотке катушки зажигания. Ток высокого напряжения подается на центральный контакт распределителя. В соответствии с порядком работы цилиндров двигателя ток высокого напряжения подается по проводам высокого напряжения на свечи зажигания. Свечи зажигания осуществляют воспламенение топливно-воздушной смеси.

При увеличении оборотов коленчатого вала регулирование угла опережения зажигания осуществляется центробежным регулятором опережения зажигания.

При изменении нагрузки на двигатель регулирование угла опережения зажигания производит вакуумный регулятор опережения зажигания.

Доброго времени суток, всем автолюбителям! Друзья, вы как никто другой знаете, что буквально каждый водитель и днем, и ночью стремится усовершенствовать собственное транспортное средство. Тюнингу может подвергнуться абсолютно любой узел машины от крышки багажника, на которую мы так любим монтировать популярный во все времена спойлер, до двигателя, чья мощность увеличивается самыми разнообразными способами. Сегодня, мы под микроскопом рассмотрим ни то, ни другое – бесконтактное зажигание. Узнаем принцип его работы, устройство, возможные неисправности, а в финале друзья, вы получите мастер-класс по установке механизма от вашего покорного слуги.

«Львиная доля» здесь присутствующих непременно задалась вопросом, «Какой же это тюнинг? Вон на моей данная система, интегрирована в штатном комплекте.»

Сразу скажу, данная публикация будет мало чем полезна обладателям новых современных авто ведь бесконтактная система зажигания, установлена абсолютно в каждой такой модели, независимо от марки производителя. Так вот, говорить я буду больше для владельцев некоторых старых иномарок, а также родной отечественной классики. Если вам, уже порядком надоело слушать о различных преимуществах БСЗ и «пускать слюни», самое время приобрести установку. Сомневаетесь актуальна ли она? Поразмышляем вместе…

Чем бесконтактное лучше контактного зажигания

По себе знаю, водителю что-то новое дается ой как не просто, многим гораздо легче возиться со старыми трамблерами, менять эту чертову «контактную группу», иногда даже в дороге. Могу понять, сегодня, не каждый сможет выкинуть на собственное авто порядка 2-3 тысяч рублей (Вазовский комплект), особенно если машина хорошо функционирует. Хотя с другой стороны не такие уж это и большие деньги на любимую «ласточку», причем вложение это – одноразовое! Поверьте, бояться не чего! Не зря ведь, на каждой втором автомобиле, установлена именно бесконтактная система зажигания.

К сведению: контактная группа предназначена для размыкания и замыкания электрической цепи функционирует по принципу механическому контакта, соответственно изнашивается регулярно, при этом значительно снижает срок службы опорного подшипника.

Для того чтобы окончательно убедить старых «водил» консервативных взглядов в преимуществе бесконтактной системы над контактной, нужно просто сравнить их между собой. Таким образом мы и узнаемкакое зажигание лучше, проведем две параллели на фоне достоинств БСЗ.

Преимущества БСЗ

  1. Простой монтаж и настройка – в старых же системах, процедура корректировки нужного зазора у контактов, давалась далеко не каждому водителю.
  2. Надежность в работе – тут в противовес добавить что-то сложно ведь контактную систему, «лихорадит» довольно часто.
  3. Отличные пусковые качества – благодаря тому, что ток, который подается на первичную обмотку катушки зажигания, исходит от полупроводникового коммутатора, что в свою очередь позволяет значительно повысить энергию искры, напряжение на вторичной обмотке той же катушки, может достигать 10 кВ. Все это в сумме, ну очень помогает в наши холодные зимы.
  4. Более высокая мощность – заменивший контактную группу электромагнитный импульсный создатель (использует в своей работе эффект Холла), демонстрирует отличную эффективность. В паре с электронным коммутатором, назначение которого в своевременном запирании или отпирании транзистора на выходе, механизм работает четко и стабильно при любых оборотах силового агрегата.
  5. Экономия – на 100 км, до одного литра топлива!
  6. Низкое энергопотребление – нагрузка на аккумулятор существенно снижается даже при включенном зажигании, ведь элетроблок, требует питание только после начала вращения вала.

Обратите внимание: БСЗ для инжекторных и карбюраторных моторов может отличаться.

Если и этого мало, так же отмечу редкую потребность в обслуживании бесконтактного зажигания. Производитель, требует смазывать вал трамблера каждые 10000 километром и это в принципе единственное замечание от автозавода. Чем отличаются ясно, скажу и о слабом месте в бесконтактной системе – это коммутаторы, которые чаще других деталей выходят из строя.

Структура БСЗ

Бесконтактная система зажигания – это целый ряд различных механизмов, а именно:

  • Выключатель зажигания;
  • Датчик импульсов;
  • Транзисторный коммутатор;
  • Катушка зажигания;
  • Свечи зажигания;
  • Датчик-распределитель (трамблер);
  • Провода высокого и низкого напряжения.

Наглядно устройство бесконтактной системы зажигания можно разглядеть на фото, коротко разберем и принцип ее работы.

Как вы уже, наверное, поняли в основе всей системы лежит датчик Холла, который воздействуя на полупроводник магнитным полем, создает поперечное напряжение. Происходит это за счет щелевой конструкции прибора, то есть, по разные стороны от отверстия располагается полупроводник (и постоянный магнит.

В самой щели вращается стальной цилиндр с прорезями. Таким образом при совпадении щели датчика и прорезей цилиндра, магнитный поток воздействует на проводник (по которому кстати при включенном зажигании протекает ток), далее, образовавшиеся импульсы, воздействуют на коммутатор, после чего они преобразовываются в ток первичной обмотки катушки зажигания.

Слабые места системы

Абсолютно не важно какая система установлена на вашем авто бесконтактное электронное зажигание, БСЗ или же обычная контактная, проблемы в их работе зачастую могут ничем не отличаться.

  • Неисправная катушка зажигания;
  • Проблемы со свечами;
  • Обрыв высоковольтной или низковольтной цепи.

Бесконтактноя транзисторная система зажигания отличается своими, присущими только ей недугами.

  • Неполадки транзисторного коммутатора;
  • Вакуумного и центробежного регулятора опережения зажигания;
  • Датчика-распределителя.

Подобные неисправности бесконтактной системы, конечно же сразу отразятся на работе автомобиля. Так, в случае проблем с запуском мотора, проверьте проводку, катушку зажигания или же свечи. Если же авто барахлит на холостом ходу, исследуйте крышку датчика-распределителя на наличие пробоин, непосредственно сам прибор и транзистор коммутатор.

При значительной потери мощности машины или увеличению ее расхода, обратите внимание на состояние свечей зажигания, вакуумного и центробежного регулятора напряжения.

Монтаж БСЗ

Установка бесконтактного зажигания, процесс вполне доступный, конечно людям с ровными руками. Прежде чем приступить, обязательно убедитесь, правильно ли выставлено зажигание на старом трамблере, при необходимости оставьте метки, в ином случае приступать к процедуре не рекомендуется. Итак, схема подключения бесконтактного зажигания есть (на фото), тогда приступаем, что тянуть.

  1. Демонтируем крышку трамблера вместе с проводами, центральный от катушки также нужно отсоединить.
  2. Далее необходимо выставить бегунок ровно перпендикулярно силовому агрегату, для этого рывками задействуем стартер.
  3. Извлекаем старый трамблер.
  4. На новом снимаем крышку и устанавливаем в посадочное место.
  5. Регулируем распределитель по отмеченным меткам и фиксируем.
  6. Заменяем старую катушку на новую.
  7. Подключаем всю проводку.
  8. Далее, нужно установить коммутатор, для этого найдите под капотом подходящее место и закрепите его к кузову.
  9. Сверьте проделанную работу со схемой.
  10. Запускаем мотор.

Вот и все, всего 10 шагов и порядка 3 тысяч рублей и БСЗ уже функционирует на вашем авто. И поверьте после этого, вопрос «Какое зажигание лучше?», отпадет сам собой. Ну вот и все, разговор о бесконтактном зажигании подходит к концу, однако уже в следующих публикациях мы с вами подробно разберем не менее важную тему под названием «Модуль зажигания». Уверен у вас все получилось! До скорого!

Хоть и прогресс шагнул далеко вперед, все же осталось немало приверженцев классических моделей ВАЗ. К таким автомобилям можно отнести и старенькую копейку, которая давно уже снята с производства, и более современные, но так же уже не выпускаемые модели 2104 – . В этой статье речь пойдет о том, как контактное зажигание на бесконтактное (электронное) и действительно ли есть прок от такой замены.


Зачем же нужна замена ?

В Сети на различных автомобильных форумах владельцы ведут многостраничные дебаты о преимуществах бесконтактного зажигания . И этих преимуществ действительно хватает. После установки бесконтактного зажигания работа становится ровной и мягкой. При резком разгоне автомобиля отсутствуют провалы. Существенно облегчается запуск а особенно в холодную погоду. Ну и конечно, заметная экономия топлива.

Устройство и принцип работы бесконтактного зажигания.

По сути, устройство бесконтактного зажигания не многим отличается от системы контактного зажигания . Единственными отличиями являются это отсутствие трамблера и наличием датчика импульсов с блоком транзисторного коммутатора.


Установка системы бесконтактного зажигания на ВАЗ

Для начала нужно приобрести комплект бесконтактного зажигания для . Настоятельно рекомендуем покупать бесконтактное зажигание в проверенных торговых точках. При этом стоит обратить внимание, что комплект должен соответствовать характеристикам двигателя вашего автомобиля, а длина вала трамблера не должна отличатся от длинны вала который стоит в данный момент на агрегате.


В комплект бесконтактного зажигания должны входить:

  1. трамблер
  2. катушка
  3. блок коммутации
  4. соединительные провода
  5. комплект высоковольтных проводов
  6. четыре свечи зажигания с маркировкой ДВРМ


Чтобы замена бесконтактной системы зажигания прошла успешно нужно соблюдать правильную последовательность выполнения работ. Для начала нужно снять минусовую . Затем отсоединяем провода от катушки зажигания и центральный высоковольтный провод, после чего снимаем крышку трамблера. Теперь выставляем бегунок в положение как показано на рисунке, чтобы не сбить настройки зажигания. Также нужно сделать метку на блоке, чтобы правильно выставить новый трамблер бесконтактного зажигания. Обратите внимание, что метку ставим посредине пяти прорезей на нижней части корпуса трамблера. Теперь можно открутить гайку и вынуть старый трамблер контактной системы зажигания .


Перед установкой бесконтактного зажигания открываем крышку нового трамблера и ставим бегунок в такое же положение, как и на старом, перпендикулярно двигателю. И только потом вставляем его в отверстии блока цилиндров. После чего совмещаем метку, которую сделали предварительно, и зажимаем корпус гайкой.

Затем производим сборку: одеваем крышку, подключаем высоковольтные провода.

После чего отсоединяем и снимаем старую катушку зажигания и на ее место ставим новую. Подключаем к ней другой конец центрального высоковольтного провода, а вот коричневый провод, который шел от катушки к трамблеру теперь нам не пригодится и его смело можно отложить.

Подсоединяем на свои места все высоковольтные провода. Два коричневых провода подсоединяем к новой катушке зажигания к контакту “К”, а к контакту “Б” два синих.

Теперь определяемся с местом для коммутатора (можно в районе бачка омывателя) и с помощью саморезов закрепляем его. Подсоединяем разъем, и скручиваем все провода изолентой.

После проделанных операций заведите мотор и при необходимости подкорректируйте работу бесконтактного зажигания.