Ресурсосбережение и энергосбережение на атп. Основные способы ресурсосбережения на автотранспортном предприятии

по дисциплине

Ресурсосбережение при проведении ТО и ремонта ”

для студентов специальности ААХ

Разработал

доц. Карпенков В. Е.

Саратов 2011г.

    Предмет дисциплины «Ресурсосбережение» ……………………………………2

    Основные понятия и определения …………………………………………………2

    Показатели расхода материальных ресурсов ………………………………………………………………………………………………8

    Методы нормирования ………………………………………………………………10

    Общие сведения по нормированию расхода запасных частей ……………………………………………………12

    Определение оборотного фонда агрегатов для АТП ……………………………………………………19

    Ресурсосбережение при технической эксплуатации, обслуживании и ремонте автомобильных шин ………………………………………………………26

    Основные причины выхода шин из строя ………………………………………26

    Факторы, определяющие ресурс шин ……………………………………………27

    Влияние давления воздуха в шине на ресурс шины …………………………31

    Влияние углов схождения и развала на ресурс шин …………………………33

    Отклонение от нормы схождения …………………………………………………33

    Расчет потребности в автомобильных шинах …………………………………35

    Нормирование расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте и методы их экономии …………………………36

    Нормирование расхода смазочных материалов ………………………………51

    Основные направления экономии топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте …………………………………………………………56

    Показатели эффективности использования топлива на автомобильном транспорте ………………………………………………………………………………59

    Вторичные ресурсы автомобильного транспорта ……………………………61

Предмет дисциплины «Ресурсосбережение». Основные понятия и определения.

Для существования и развития человеческого общества объективно необходимо осуществление различных производственных процессов по созданию материальных благ и оказанию услуг.

Применительно к нашей специальности такими процессами и услугами являются перемещение грузов и пассажиров и автосервисные услуги по диагностированию, техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава. Совершенно ясно, что выполнение таких работ неизбежно связано с использованием и затратами различного рода ресурсов (сырье, материалы, запасные части, топливо, энергия и т. д.)

Предметом курса «Ресурсосбережение» является разработка и применение прогрессивных норм расхода ресурсов, изучение направлений и методов экономии и рационального использования ресурсов в соответствующих отраслях, в нашем случае – на автомобильном транспорте.

Различают следующие основные виды ресурсов:

Материальные ресурсы(материалы, сырье, запасные части, топливо, масла). Измерители их потребления – кг, л, шт. и т. д.

Энергетические ресурсы (измеритель - кВт∙ч и др.);

Трудовые ресурсы (измеритель - чел∙ч);

Финансовые ресурсы (рубли, доллары и т. д.).

Каждый из этих видов ресурсов – специфичен, имеет свой измеритель расхода, но в то же время можно отметить и определенную взаимосвязь и зависимость между ними. Например, уменьшение расхода материальных, энергетических или трудовых ресурсов положительно отразится на расходе финансовых ресурсов и на улучшении финансового состояния предприятия или организации.

В нашем курсе мы в основном будем ориентироваться на материальные виды ресурсов.

Под нормативом понимается количественный или качественный показатель, используемый для упорядочения процесса принятия и реализации решений.

По назначению нормативы могут регламентировать:

Свойства изделия (производительность, грузоподъемность, масса, габаритные размеры и др.).

Состояние изделия (номинальные, допустимые и предельные значения параметров технического состояния), а также состояние материалов (плотность, вязкость, содержание примесей, компонентов и др.);

Ресурсное обеспечение (капиталовложения, расход материалов, запасных частей, трудовых затрат);

Технологические требования, определяющие состав и порядок проведения операций и работ ТО и ремонта.

В качестве примера приведем некоторые нормативные показатели (технические требования), которые необходимо иметь в виду и выполнять при оказании и планировании автосервисных услуг.

Для автомобилей ВАЗ монтажные зазоры между кольцом и канавкой поршня должны находится в пределах; мм: для верхнего компрессионного кольца – 0,045…0,080; для нижнего компрессионного кольца – 0,025…0,060.

Это – номинальные значения параметров технического состояния сопряжения поршневое кольцо – канавка поршня.

Предельный суммарный износ кольца и канавки – 0,15мм (предельное значение параметра технического состояния данного сопряжения).

Между номинальным и предельным значениями находятся допустимые значения параметра технического состояния (зазора) в процессе эксплуатации.

Другой пример – зазор в замке кольца после его установки в поршень и цилиндр должен быть в пределах 0,25…0,45 мм, а предельно допустимый зазор при износе – 1 мм. Этим параметром можно характеризовать техническое состояние сопряжения цилиндр – поршневое кольцо.

Для автомобилей ВАЗ основных моделей номинальное значение зазора между поршнем и цилиндром в пределах 0,025…0,045мм. Предельный суммарный износ юбки поршня и зеркала цилиндра не должен превышать 0,15 мм. Это, соответственно, номинальное и предельное значения параметров технического состояния сопряжения поршень – цилиндр.

Другой пример, регламентирующий состояние материалов: механические и физические свойства углеродистой качественной стали марки 45 (ГОСТ 1050)

Предел текучести σ т 353 МПа;

Временное сопротивление разрыву σ в 598 МПа;

Твердость по Бриннелю отожженной стали НВ 197.

Пример регламентации ресурсного обеспечения: нормативы трудоемкости ТО и ТР автомобиля модели ЗИЛ-431410 ЕО 0,58 чел∙ч, ТО-13,1 чел∙ч, ТО-2 12 чел∙ч, удельная трудоемкость текущего ремонта 4,0 чел∙ч/1000 км.

По уровню нормативы подразделяются на общегосударственные (государственные стандарты), межотраслевые (Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта), отраслевые (отраслевые стандарты), внутриотраслевые и хозяйственные стандарты (стандарты предприятий и др.).

К числу важнейших нормативов, действующих в системе автомобильного транспорта, можно отнести периодичность технических обслуживаний, ресурс изделия до ремонта, трудоемкость ТО и ремонта и др. Например, для большинства грузовых автомобилей периодичность технического обслуживания ТО-1 составляет 4000 км, а ТО-2 – 16000 км. Пробег до капитального ремонта у многих отечественных автомобилей составляет 300000 км. Эти нормативы даны для 1-ой категории условий эксплуатации, когда автомобили АТП работают в большом городе, расположенном в равнинной местности, на дорогах с хорошими покрытиями.

Определение нормативов производится на основе реальных сведений о конструкции изделия и его надежности, о составе, трудоемкости и стоимости проведения работ ТО и ремонта, расходе материалов и запасных частей и т. д., т. е. используется объективно существующая база данных для нормирования.

Основным принципом научного нормирования потребления ресурсов является прогрессивность норм . Исходной базой для разработки прогрессивных норм являются современная передовая техника и технология, совершенная организация производства и труда. Естественно, что с учетом этого требования прогрессивные нормы должны совершенствоваться, корректироваться и изменяться применительно к последним достижениям научно-технического прогресса.

Нормирование представляет собой процесс установления плановой меры производственного потребления ресурсов. При этом, как уже отмечалось, расчетной базой при планировании и реализации процесса производства должны являться научно-обоснованные прогрессивные нормативы и рассчитанные на их основе нормы затрат трудовых, материальных, сырьевых, энергетических и финансовых ресурсов. Таким образом, нормирование и контроль за расходом ресурсов являются важным условием и эффективным средством осуществления режима экономии при реализации производственных процессов. Внедрение прогрессивных норм расхода ресурсов обеспечивает сокращение их потребления на единицу выпускаемой продукции или выполняемой работы и снижение ее себестоимости. Это тем более ощутимо, что значительная доля затрат на производство продукции (иногда до2/3) приходится на сырье, материалы и комплектующие изделия. Кроме того, стоимость материальных ресурсов может составлять основную часть оборотных средств. Снижение удельных расходов материалов означает ускорение оборачиваемости, уменьшение денежных затрат на образование производственных запасов. В связи со сказанным, резервы ресурсосбережения являются важным фактором улучшения финансового состояния предприятий, фирм, организаций.

Если рассматривать вопрос шире, в государственном масштабе, то ресурсосбережение означает значительную экономию капитальных вложений, так как уменьшается потребность в развитии добывающих отраслей. А их капиталоемкость и фондоёмкость значительно выше по сравнению с перерабатывающими отраслями (почти в 3 раза).

Таким образом, проблема рационального нормирования и сокращения расхода материальных ресурсов имеет жизненно важное значение, особенно в связи с обострением экологической ситуации.

Технизированная жизнедеятельность постепенно может привести человеческую цивилизацию к кризисной ситуации.

Природа во взаимоотношении с человеческой деятельностью выполняет две функции:

- ресурсную (вещественно-энергетическая база – эта функция пассивная);

- ассимиляционную (усваивает, перерабатывает продукты и последствия человеческой деятельности – активная функция).

Современное техногенное давление столь колоссально, что выявляется ограниченность возможностей биосферы воспринимать без серьезных последствий всякого рода отходы производственной деятельности.

Таким образом, остро встала проблема охраны окружающей среды, в том числе и в связи с развитием автомобилизации. Человековключающая техническая система (автомобиль-водитель-дорога) приобретает поистине глобальный характер. Вклад этой сверхсложной системы в современную техническую цивилизацию неуклонно возрастает, а соответственно и негативное воздействие на биосферу.

Автомобиль и асфальтированная дорога становятся крупнейшими загрязнителями природной среды (резиновая пыль, асбестосодержащие вещества, тетраэтил свинец, продукты износа, продукты сгорания топлив, неутилизированные смазочные материалы и др.).

Чисто научно-техническими аспектами оптимизации общества и природы могут быть:

1. Замыкание производственных процессов, переход от разомкнутой технологии к относительно замкнутым по существу технологиям. Этот путь значительно сокращает вредные выбросы в биосферу. Но он может быть сопряжен с дальнейшим ростом расхода энергии, ведь круговорот энергии невозможен. Идея замкнутых технологий столкнулась и с рядом других трудностей. Например, переход к оборотному водоснабжению потребовал большого расхода труб и других устройств и создал дополнительные трудности по обслуживанию этих коммуникаций.

2. Переход от технологий, выделяющих огромные количества тепла и продуктов сгорания (что ведет к тепловому загрязнению среды, «парниковому эффекту», таянию полярных льдов и затоплению части суши с возможным глобальным изменением климата) к значительно менее энергоемким (биологическим, химическим).

3. Возрастание роли системы утилизации и переработки производственных отходов с превращением их в полноценное вторичное сырье и вовлечением в хозяйственный оборот.

4. Возрастание роли информационных технологий, потребляющих в условиях микропроцессорной техники значительно меньше энергии и вещества, т. е. ресурсов.

Ресурсосбережение

Экономический Экологический

Обобщая изложенный материал, можно в виде следующей схемы отразить все основные стороны проблемы ресурсосбережения:

Ресурсосбережение

Создание базы данных Разработка направлний

и нормирование и методов сокращения

расхода ресурсов расхода ресурсов

Конструктивные и технологические мероприятия в сфере производства, ТО и ремонта автомобилей (повышение надежности изделий, снижение их веса, совершенствование технологий с уменьшением энергопотребления и др.).

Вторичное использование (восстановление деталей, переработка отходов во вторичные ресурсы, внедрение замкнутых и безотходных технологий и др.).

Оперативное получение и переработка информации.

Разработка новых норм за счет использования научно-технических достижений.

АТП являются крупными потребителями материальных и энергетических ресурсов, которые разделяются на первичные и вторичные.

Первичные ресурсы , используемые АТП в ходе производствен­ной деятельности,- это новые автомобили, агрегаты, узлы, при­боры, запасные части, автошины, аккумуляторы, технологическое оборудование и инструмент; топливные, смазочные и другие эксплуатационные материалы, различные изделия и материалы для хозяйственных нужд. Кроме того, АТП потребляют значи­тельное количество тепловой и электрической энергии и воды.

Вторичные ресурсы - это отработавшие свой срок агрегаты, узлы и детали автомобилей, аккумуляторы, моторные и транс­миссионные масла, технические жидкости, шины, отходы чер­ных и цветных металлов и др. Они являются частью отходов АТП, образующихся в процессе работы автомобилей и проведения ТО и TP на АТП.

Две другие части отходов разделяются на утилизируемые и неутилизируемые. Утилизируемые отходы не годны для перера­ботки (невозвратная тара, коксовый и сварочный шлак, смета­емый с территории АТП мусор, твердые бытовые отходы и др.), они собираются на АТП и вывозятся для захоронения на свал­ках. Неутилизируемые отходы - это газообразные и пылевые выбросы, образующиеся при движении автомобилей и поступа­ющие в окружающую среду (СО, СН, N0 2 , С0 2 , продукты из­носа шин, тормозных накладок и др.).

Из общего количества отходов, образующихся на АТП, -до 70% приходится на долю вторичных. Существенно сократить расход позволяет повторное их использование на АТП (от­ремонтированные двигатели, коробки передач, редукторы, шины) и при производстве первичных ресурсов, потребляемых автотранспортом.

Экономное расходование первичных ресурсов на АТП обес­печивается, во-первых, комплектованием парка автомобилями, имеющими высокую надежность, и применением качественных эксплуатационных материалов; во-вторых, соблюдением норм, правил и требований действующей системы ТО и TP, предусмат­ривающей своевременное проведение и выполнение в полном объеме регламентных работ ЕО, ТО-1, ТО-2, качественного ре­монта и поддержание тем самым автомобилей в технически ис­правном состоянии - в обоих случаях увеличивается срок службы наличного подвижного состава, снижается расход запасных ча­стей, топливно-смазочных и других эксплуатационных матери­алов, что существенно сокращает потребность АТП в первичных ресурсах; в-третьих, соблюдением действующих норм расхода изделий и материалов на ремонтно-эксплуатационные и хозяй­ственные нужды и организацией на АТП строгого учета их по­требления; в-четвертых, использованием и переработкой вторич­ных ресурсов, образующихся в процессе ТО и TP автомобилей.

Рассмотрим основные мероприятия, обеспечивающие эконо­мию этих ресурсов.

1. Поддержание автомобилей в технически исправном состо­янии.

В целях экономии топлива нужно всегда поддерживать автомо­биль в технически исправном состоянии, своевременно и в соот­ветствии с графиком проводить ТО с выполнением необходимых регулировок и при высоком уровне диагностических работ.

Известно, например, что правильная регулировка системы хо­лостого хода обеспечивает до 30% экономии топлива на этом режиме, а в пересчете на общий расход - не менее 3-4%. Дефекты поплав­ковой камеры приводят к повышению уровня топлива, при этом суммарный расход увеличивается в среднем на 6-8%, при неисп­равной работе экономайзера он увеличивается на 4-10%, при де­фектах ускорительного насоса - на 3-5%. Поэтому при эксплуа­тации автомобиля нужно следить за техническим состоянием при­боров системы питания, контролируя и другие системы. Из-за нарушений в работе системы питания расход топлива может на 50- 80% превышать оптимальное значение. Установлено, что уменьшение угла опережения зажигания только на 1% по сравнению с его наивыгоднейшими значениями снижает экономичность двигателей на 1% и на 10% уменьшает мощность двигателя. При наличии одной неработающей свечи экономичность двигателя снижается на 20%, при наличии двух таких свечей - на 43-47%.

2. Совершенствование организации перевозочного процесса, что обеспечивает значительное снижение удельного расхода топ­лива на единицу транспортной работы и позволяет в масштабах страны экономить сотни тысяч тонн бензина и дизельного топ­лива. Повышение коэффициентов пробега и грузоподъемности на 1% снижает удельный расход топлива бензиновых автомоби­лей на 0,62%, а дизельных - на 0,59%.

Большие резервы по рациональному использованию топлива кроются в правильном, экономичном, грамотном распределении имеющегося автопарка по видам перевозок.

    Применение в качестве моторного топлива для грузовых и легковых автомобилей сжиженного и сжатого газа, что сокращает потребление жидких топлив и обеспечивает значительную эко­номию природных ресурсов нефти.

    Использование бензинов повышенного качества, например неэтилированного бензина с добавкой метилтретбутилового эфира (МТБЭ), что снижает расход топлива на 3-5%. Применение ди­зельного топлива с содержанием серы 0,05% снижает износ, повышает ресурс двигателей и тем самым уменьшает расход за­пасных частей и других первичных ресурсов.

    Оборудование открытых стоянок современными средства­ми подогрева или разогрева в зимний период эксплуатации, что позволяет исключить дополнительный расход топлива на про­грев двигателей.

    Установка на серийных бензиновых автомобилях бескон­тактных систем зажигания (БСЗ) высокой энергии и экономай­зера принудительного холостого хода, что снижает расход топ­лива на 7-10% и одновременно улучшает экологические харак­теристики двигателей.

    Обучение водителей рациональным приемам управления автомобилем в процессе движения, что обеспечивает заметную экономию топлива: разница в его расходе при вождении авто­мобилей по одному и тому же маршруту водителями разной ква­лификации достигает 18%.

Практика показывает, что более опытные водители при эксплу­атации автомобилей почти не допускают перерасхода топлива и смазочных материалов. Некоторые из них показывают подлинное мастерство вождения автомобилей, экономя 40-45% топлива за счет грамотного вождения, т.е. они рассчитывают движение таким об­разом, чтобы меньше пользоваться тормозами, не затягивают дви­жение на низких передачах, соблюдают экономичную скорость дви­жения, используют движение «накатом» и т.д.

8. Уменьшение потерь топлива в процессе его транспортировки, хранения и при заправке автомобилей. Общие потери бензина при несоблюдении правил транспортировки автоцистернами могут достигать 1,0-1,5% объема перевозки; потери при хранении в резервуарах на АЗС и в АТП - 4-5% объема хранения; потери при заправке автомобилей - 1,5% объема заправки.

Около 75% потерь приходится на испарение. Полностью пред­отвратить потери нельзя, но можно значительно их уменьшить путем рациональной организации работ и поддержания на дол­жном уровне технического состояния оборудования.

Остальные потери происходят в основном из-за неудовлетво­рительного технического состояния средств хранения, транспор­тирования, перекачки, заправки и несоблюдения правил их экс­плуатации. В отличие от потерь на испарение они могут быть полностью устранены.

Автотранспортные предприятия являются крупными потребителями материальных и энергетических ресурсов, которые разделяются на первичные и вторичные.

Первичные ресурсы, используемые АТП в ходе производственной деятельности,- это новые автомобили, агрегаты, узлы, приборы, запасные части, автошины, аккумуляторы, технологическое оборудование и инструмент; топливные, смазочные и другие эксплуатационные материалы, различные изделия и материалы для хозяйственных нужд. Кроме того, АТП потребляют значительное количество тепловой и электрической энергии и воды.

Вторичные ресурсы - это отработавшие свой срок агрегаты, узлы и детали автомобилей, аккумуляторы, моторные и трансмиссионные масла, технические жидкости, шины, отходы черных и цветных металлов и др. Они являются частью отходов АТП, образующихся в процессе работы автомобилей и проведения ТО и ТР на АТП.

Две другие части отходов разделяются на утилизируемые и неутилизируемые. Утилизируемые отходы не годны для переработки (невозвратная тара, коксовый и сварочный шлак, сметаемый с территории АТП мусор, твердые бытовые отходы и др.), они собираются на АТП и вывозятся для захоронения на свалках. Неутилизируемые отходы - это газообразные и пылевые выбросы, образующиеся при движении автомобилей и поступающие в окружающую среду (СО, СН, N02, С02, продукты износа шин, тормозных накладок и др.).

Экономное расходование первичных ресурсов на АТП обеспечивается, во-первых, комплектованием парка автомобилями, имеющими высокую надежность, и применением качественных эксплуатационных материалов; во-вторых, соблюдением норм, правил и требований действующей системы ТО и ТР, предусматривающей своевременное проведение и выполнение в полном объеме регламентных работ ЕО, ТО-1, ТО-2, качественного ремонта и поддержание тем самым автомобилей в технически исправном состоянии - в обоих случаях увеличивается срок службы наличного подвижного состава, снижается расход запасных частей, топливно-смазочных и других эксплуатационных материалов, что существенно сокращает потребность АТП в первичных ресурсах; в-третьих, соблюдением действующих норм расхода изделий и материалов на ремонтно-эксплуатационные и хозяйственные нужды и организацией на АТП строгого учета их потребления; в-четвертых, использованием и переработкой вторичных ресурсов, образующихся в процессе ТО и ТР автомобилей.



Рассмотрим основные мероприятия, обеспечивающие экономию этих ресурсов.

1. Поддержание автомобилей в технически исправном состоянии.

В целях экономии топлива нужно всегда поддерживать автомобиль в технически исправном состоянии, своевременно и в соответствии с графиком проводить ТО с выполнением необходимых регулировок и при высоком уровне диагностических работ.

2. Совершенствование организации перевозочного процесса, что обеспечивает значительное снижение удельного расхода топлива на единицу транспортной работы и позволяет в масштабах страны экономить сотни тысяч тонн бензина и дизельного топлива. Повышение коэффициентов пробега и грузоподъемности на 1% снижает удельный расход топлива бензиновых автомобилей на 0,62%, а дизельных - на 0,59%.

Большие резервы по рациональному использованию топлива кроются в правильном, экономичном, грамотном распределении имеющегося автопарка по видам перевозок. Очень важным мероприятием по экономии топлива является применение прицепов. Несмотря на абсолютное возрастание расхода топлива у автопоезда, удельный расход топлива снижается на 30% по сравнению с одиночным автомобилем.

3. Применение в качестве моторного топлива для грузовых и легковых автомобилей сжиженного и сжатого газа, что сокращает потребление жидких топлив и обеспечивает значительную экономию природных ресурсов нефти.

4. Использование бензинов повышенного качества, например неэтилированного бензина с добавкой метилтретбутилового эфира (МТБЭ), что снижает расход топлива на 3-5%. Применение дизельного топлива с содержанием серы 0,05% снижает износ, повышает ресурс двигателей и тем самым уменьшает расход запасных частей и других первичных ресурсов.

5. Оборудование открытых стоянок современными средствами подогрева или разогрева в зимний период эксплуатации, что позволяет исключить дополнительный расход топлива на прогрев двигателей.

6. Установка на серийных бензиновых автомобилях бесконтактных систем зажигания (БСЗ) высокой энергии и экономайзера принудительного холостого хода, что снижает расход топлива на 7-10% и одновременно улучшает экологические характеристики двигателей.

7. Обучение водителей рациональным приемам управления автомобилем в процессе движения, что обеспечивает заметную экономию топлива: разница в его расходе при вождении автомобилей по одному и тому же маршруту водителями разной квалификации достигает 18%.

8. Уменьшение потерь топлива в процессе его транспортировки, хранения и при заправке автомобилей. Общие потери бензина при несоблюдении правил транспортировки автоцистернами могут достигать 1,0-1,5% объема перевозки; потери при хранении в резервуарах на АЗС и в АТП - 4-5% объема хранения; потери при заправке автомобилей - 1,5% объема заправки.

Хранение и выдача топлива в настоящее время осуществляется главным образом на коммерческих АЗС общего пользования. При обслуживании АТП собственными заправочными пунктами необходимо организовать специальную подготовку работников складов по учету, хранению и выдаче горючесмазочных материалов (ГСМ), практиковать заключение договоров с нефтебазами на проверку технического состояния собственных цистерн и других емкостей, в которых хранятся нефтепродукты. Следует ежемесячно снимать остатки на заправочном пункте (складе) и на автомобилях и сличать фактические остатки, выявленные инвентаризационной комиссией, с данными бухгалтерского учета. На поступившее топливо составляют приемный акт с указанием количества, плотности топлива и излишков или недостач фактического наличия по сравнению с ордером. Учет топлива на складах ведется в весовых единицах, на заправочном пункте - в литрах с переводом в килограммы по установленной плотности. Перевод литров в килограммы делают по среднедневной плотности, устанавливаемой комиссией в составе техника по учету топлива, заправщика и бухгалтера.

Агрегаты, узлы, запасные части. Значительная экономия этих ресурсов обеспечивается за счет ремонта двигателей и других агрегатов автомобилей, а также топливных насосов и других сложных узлов, аккумуляторов, шин и восстановления основных деталей (блоков цилиндров, коленчатых и распределительных валов, шатунов, клапанов и т.д.). Эти работы следует выполнять на специализированных предприятиях, что может существенно сократить потребность в новых изделиях и запасных частях.

Вторичные ресурсы. По некоторым данным, около 50% вторичных ресурсов, образующихся на АТП, составляют отходы черных и цветных металлов (кузова и кабины списанных автомобилей, утильные детали и др.). Сдача образовавшегося металлолома непосредственно металлургическим заводам для переработки сокращает их потребность в соответствующем природном сырье.

В состав металлолома входят различные изношенные и непригодные для ремонта детали, изготовленные из качественных материалов (полуоси, шкворни, рессорные пальцы и т.п.), которые могут использовать сами АТП или другие предприятия в качестве заготовок.

Изношенные автомобильные шины (17% общего количества вторичных ресурсов) восстанавливаются на шиноремонтных заводах наложением нового протектора и повторно используются на АТП.

Не подлежащие восстановлению покрышки следует собирать и передавать специальным организациям для переработки и последующего изготовления различных изделий (отделочных плиток, наполнителя изделий из бетона и др.).

Отработанные моторные и трансмиссионные масла (16% общего количества вторичных ресурсов) АТП используют в качестве котельного топлива или сдают для переработки на маслорегенерационные станции или на нефтеперерабатывающие заводы.

Отработавшие свой срок аккумуляторы вместе с электролитом сдают специализированным организациям по сбору вторичного сырья или непосредственно на аккумуляторные или перерабатывающие заводы, где они используются для производства вторичного свинца, сурьмы и серной кислоты.

Люминесцентные лампы также сдают организациям вторичного сырья. Содержащаяся в них ртуть извлекается и повторно используется при производстве.

Загрязненная при мойке автомобилей вода и стоки с территории АТП также являются вторичным ресурсом. В связи с этим АТП обязаны с помощью специальных сооружений очищать сточные воды от взвешенных частиц и нефтепродуктов. Очистные сооружения с системой оборотного водоснабжения обеспечивают вторичное использование воды непосредственно на АТП. Собранные нефтепродукты и нефтешлам очистных сооружений также сдают для вторичного использования.

На каждом АТП должен осуществляться контроль за соблюдением установленных норм расхода топлива, эксплуатационных и ремонтных материалов с целью снижения расхода материальных ресурсов, снижения себестоимости перевозок. В связи с этим на предприятиях ведется ежедневный учет расхода эксплуатационных материалов по каждому автомобилю. На основе сопоставления имеющегося расхода с нормативным определяют перерасход или экономию материалов. При наличии перерасхода принимают действенные меры по устранению его причин.

Экологический сбор с владельцев грузовых автомобилей и автобусов устанавливается дифференцированно в зависимости от модели АТС, типа двигателя и места регистрации АТС.

Концентрация вредных веществ в воздухе зависит от типа двигателя, грузоподъемности автомобиля, организации движения, технических параметров дорожной сети, технического состояния автомобилей, квалификации и опыта работы водителей и ремонтных рабочих, организации производства ТО и ТР, качества контрольно-измерительных приборов, топлива и т.д.

Снижению токсичности отработавших газов кроме качественного и своевременного обслуживания и регулировки способствуют внедрение газовых нейтрализаторов, перевод автомобилей на дизельное и газообразное топливо.

Большая часть перечисленных мероприятий по снижению вредного воздействия автомобилей на состояние окружающей среды требует от АТП и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки грузов и пассажиров, соответствующих затрат, которые в совокупности с экологическим сбором удорожают себестоимость услуг и уменьшают прибыль АТП.

Транскрипт

1 УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА» В Г. АРТЕМЕ ИНСТИТУТ КАФЕДРА СЕРВИСА И ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ АВТОМОБИЛЕЙ Ресурсосбережение на транспорте Рабочая программа учебной дисциплины Основная образовательная программа «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов» Артем

2 Рабочая программа дисциплины «Ресурсосбережение на транспорте» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов» (квалификация (степень) "бакалавр") Рабочая программа разработана на основании рабочей программы дисциплины «Ресурсосбережение на транспорте», составленной преподавателями кафедры сервиса транспортных средств Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, утверждѐнной на заседании кафедры сервиса транспортных средств. В.В. Пермяков, профессор кафедры СТС, Составители: В.В. Пермяков, профессор кафедры сервиса и технической эксплуатации автомобилей Утверждена на заседании кафедры сервиса и технической эксплуатации автомобилей протокол 16 от «06» мая 2011 г. Новая редакция утверждена протоколом заседания кафедры 1 от г. 2

3 Организационно-методические указания 1.1. Цели освоения учебной дисциплины Целью изучения дисциплины «Ресурсосбережение на транспорте» является формирование у студентов системы научных и практических знаний в области экономном потреблении моторных топлив и масел, смазочных материалов, запасных частей, шин, резинотехнических изделий, электроэнергии, воды и других ресурсов Место учебной дисциплины в структуре ООП (связь с другими дисциплинами) Дисциплина «Ресурсосбережение на транспорте» относится к вариативной части естественнонаучного цикла (Б.2) по направлению «Эксплуатация транспортнотехнологических машин и комплексов» по профилю «Сервис транспортных и технологических машин и оборудования». Курс базируется на знаниях и умениях приобретенных при изучении студентами следующих дисциплин: химия, физика Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения учебной дисциплины Таблица 1. Формируемые компетенции Название ООП (сокращенное название ООП) Блок Компетенции Знания/ умения/ владения (ЗУВ) Знания: вопросы развития ПТБ предприятий в условиях кооперации и специализации производства; Эксплуатация транспортнотехнологических машин и комплексов Б.2 ОК-3 - готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе. `ОК-10 использует основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применяет методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования. ПК-10 умеет выбирать материалы для применения при эксплуатации и ремонте транспортных машин и транспортнотехнологических комплексов различного назначения с учетом влияния внешних факторов и требований безопасной и эффективной эксплуатации и стоимости Знания: Знания: работать в коллективе; применять понятийнокатегориальный аппарат; навыками кооперации с коллегами; навыками деловых коммуникаций в профессиональной сфере общие законы и уравнения статики и динамики жидкостей и газов самостоятельно анализировать естественно-научную литературу; использовать методы научного познания в профессиональной области. навыками аналитического и экспериментального исследования основных физических законов и технологических процессов материалов для применения при эксплуатации и ремонте транспортных машин и транспортнотехнологических комплексов выбирать материалы для применения при эксплуатации и ремонте транспортных машин и транспортно-технологических комплексов различного назначения с учетом влияния внешних факторов и требований безопасной и эффективной эксплуатации и 3

4 ПК-11 умеет выполнять работы в области производственной деятельности по информационному обслуживанию, основам организации производства, труда и управления производством, метрологическому обеспечению и техническому контролю ПК-20 владеет умением проводить измерительный эксперимент и оценивать результаты измерений Знания: Знания: стоимости применения при эксплуатации и ремонте транспортных машин и транспортно-технологических комплексов различного назначения с учетом влияния внешних факторов и требований безопасной и эффективной эксплуатации и стоимости основам организации производства, труда и управления производством, метрологическое обеспечение и технический контроль выполнять работы в области производственной деятельности по информационному обслуживанию, основам организации производства, труда и управления производством, метрологическому обеспечению и техническому контролю Работ в области производственной деятельности по информационному обслуживанию, основам организации производства, труда и управления производством, метрологическому обеспечению и техническому контролю измерительных экспериментов проводить измерительный эксперимент и оценивать результаты измерений Навыков проводить измерительный эксперимент и оценивать результаты измерений 4

5 1.4. Основные виды занятий и особенности их проведения Общая трудоемкость дисциплины 2 зачетные единицы. При изучении данной дисциплины 36 часов отводится на лекционные занятия, 36 на практические. Промежуточная аттестация зачет. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивной форме составляет 30% от общей аудиторной нагрузки. Подача теоретического материала осуществляется в форме классической лекции. Для понимания лекционного материала бакалавр должен владеть специальной терминологией, которую обучающийся усваивает самостоятельно перед проведением лекции студент получает задание, заключающееся в работе с литературой по предложенной теме. Знание специальной терминологии облегчает усвоение материала бакалавром, и, дает возможность вовлечь слушателя в учебный процесс путем применения диалога. Средствами активизации выступают отдельные вопросы к аудитории, организация дискуссии. Таким образом, в процессе лекции обеспечивается работа обучающегося совместно с преподавателем. Практические занятия предусматривают непосредственное участие бакалавра в учебном процессе посредством участия в дискуссии, семинаре, обсуждение результатов практической работы. Семинары и дискуссии построены с использованием метода анализа конкретных ситуаций. То есть, на практическом занятии преподавателем создаются конкретные ситуации, взятые из профессиональной практики. В этом случае от обучающихся требуется глубокий анализ предложенной ситуации и практическое решение поставленной задачи. Этот метод позволяет реализовать множество функций: исследования, изучения, оценки, обучения, воспитания, самооценки и самоконтроля. Активной формой обучения является практическая работа, в ходе которой перед студентом ставится одна из практических задач, с которой придется столкнуться будущему бакалавру в производственной или научной деятельности. Входе подготовки к практической работе обучающиеся должны знать основной теоретический материал, цель, содержание и методику ее проведения, правила пользования приборами, технику безопасности. Кроме того, они должны заготовить схемы, таблици, графики, необходимые для выполнения работы. Официальным допуском обучающихся к занятию является сдача коллоквиума Виды контроля и отчетности по дисциплине Контроль успеваемости осуществляется в соответствии с рейтинговой системой оценки знаний студентов. Текущий контроль предполагает: - проверку уровня самостоятельной подготовки студента при выполнении индивидуальных домашних заданий; - участие студента в дискуссиях по основным моментам изучаемой темы; - написание и защиту отчетов по практическим занятиям; Помимо индивидуальных оценок используются групповые и взаимооценки: - рецензирование студентами работ друг друга; - оппонирование студентами отчетов по практическим занятиям. Текущие домашние задания выдаются на практическом занятии. Индивидуальные домашние задания (ИДЗ) выдаются на практических занятиях в начале изучения соответствующих тем. Промежуточный контроль знаний осуществляется при проведении зачета, который проводится в форме компьютерного тестирования (СИТО). Обязательным условием допуска студента к экзамену является успешное выполнение индивидуальных домашних заданий и аудиторных контрольных работ. 5

6 2. Структура и содержание учебной дисциплины 2.1 Темы лекций Тема 1. «Общие принципы и понятия ресурсосберегающей политики» (6 часов). Автомобильный транспорт, как потребитель ресурсов. Понятия о ресурсах. Техническое обслуживание и ремонт, как потребители ресурсов. Основные задачи ресурсосбережения, понятие об экономном расходовании ресурсов. Ресурсосбережение комплекс методов снижения затрат и повышения эффективности при эксплуатации автомобильного транспорта. Надежность автомобиля и ресурсосбережение. Тема 2. «Виды ресурсов и их квалификация» (6 часов). Виды ресурсов. Ресурсы обеспечения транспортного процесса: топливо, смазочные материалы, шины, труд водителя. Ресурсы восстановления работоспособности: запчасти, аккумуляторы, труд ремонтных рабочих, лакокрасочные материалы. Ресурсы обеспечения производства: электроэнергия, вода (холодная, горячая, техническая), газы для сварочных работ, отопление, моющие средства, труд рабочих. Вторичные ресурсы: регенерированные топлива и масла, восстановленные шины, восстановленные запчасти и др. Тема 3. «Общие принципы и пути ресурсосбережения на автомобильном транспорте» (4 часа). Критерии экономии ресурсов: экономический, технологический, социальный, экологический. Классификация и методы экономии ресурсов: совершенствование нормирования; контроль качества материалов; совершенствование технологических процессов; учет, хранение, распределение и сохраняемость материалов и З.Ч. Тема 4. «Ресурсосбережение в системе технической эксплуатации» (4 часа). Ресурсосбережение и материально-техническое обеспечение. Влияние пробега и других эксплуатационных факторов на расход запасных частей и других ресурсов для поддержания технического состояния автомобиля. Тема 5. «Организация и технология сбережения ресурсов технологического процесса» (4 часа). Технологический процесс ТО и Р и ресурсы, технологические процессы как потребители ресурсов. Анализ энергетических и материальных затрат технологических процессов в АТП. Влияние уровня технологического процесса ТО и ТР на сбережение энергетических и материальных ресурсов. Роль службы главного механика в экономии ресурсов технологических процессов. Тема 6. «Экономия моторного топлива» (4 часа). Пути экономии моторных топлив: применение альтернативных топлив (газообразных, газоконденсатов, спиртовых топлив и добавок на их основе). Сферы и сравнительная эффективность применения альтернативных топлив. Пути снижения топливо затрат в подсистеме службы технической эксплуатации и службы перевозок. Анализ и выявление причин перерасхода топлива автомобилем. Методы экономии топлива при хранении и заправке. Обучение водителей экономичному вождению. Тема 7. «Рациональное использование смазочных материалов» (4 часа). Анализ факторов влияющих на расход смазочных материалов. Экономия смазочных материалов путем оперативного управления сроков смены и контроля их состояния. Ресурсосберегающие смазочные материалы с антифрикционными добавками. Качество смазочного материала важное направление ресурсосбережения. Пути использования отработанных масел. Организация сбора и утилизация отработанных масел. Тема 8. «Рациональная эксплуатация и пути экономии расхода шин» (4 часа). Сравнительная характеристика шин различных конструкций и назначений. Причины недоиспользования шин в эксплуатации на современном этапе. Закономерности и характер из- 6

7 носа протектора при несоблюдении нормативных параметров технического состояния автомобиля. Причины преждевременной утилизации шин. Формы организации технологического процесса обслуживания шин и узлов автомобиля, влияющих на темп износа протектора. Мероприятия по сокращению расхода шин Перечень тем практических занятий Тема 1. Общие принципы и понятия ресурсосберегающей политики (4 часа). Тема 2. Виды ресурсов и их квалификация (4 часа). Тема 3. Общие принципы и пути ресурсосбережения на автомобильном транспорте (4 часа). Тема 4. Ресурсосбережение в системе технической эксплуатации (4 часа). Тема 5. Организация и технология сбережения ресурсов технологического процесса (4 часа). Тема 6. Экономия моторного топлива (4 часа). Тема 7. Рациональное использование смазочных материалов (4 часа). Тема 8. Рациональная эксплуатация и пути экономии расхода шин (4 часа). 3. Образовательные технологии В образовательном процессе используются инновационные технологии обучения (интерактивные занятия): активная дискуссия, семинары в диалоговом режиме, режиме круглого стола, практические работы. Основные виды занятий: 1. Лекции, на которых дается основной систематизированный материал по курсу «Ресурсосбережение на транспорте». Лекции вводят учащегося о имеющихся проблемах ресурсосбережения на транспорте. 2. Практические занятия расширяют фактическую база знаний о ресурсосбережение на транспорте. 3. Консультации включают помощь при самостоятельном освоении материала. Для обработки данных, полученных в ходе эксперимента необходимы пакеты программ: Microsoft office, Internet Explorer, или других аналогичных. 4. Методические рекомендации по изучению курса 4.1 Перечень и тематика самостоятельных работ студентов по дисциплине 1. По каждой теме курса предусмотрены часы на лекционные занятия и практические, а также на самостоятельные занятия. Студенты, прослушав лекцию, повторяют материал, пытаются решить задачи самостоятельно и на аудиторных занятиях выясняют непонятные моменты решения задач. 2. Для обеспечения контроля знаний в течение семестра студенты предъявляют выполненные практические задания и сдают их на практических занятиях. В семестре проводится тестирование студентов. Вопросы тестирования периодически обновляются. 4.2 Контрольные вопросы для самостоятельной оценки качества освоения учебной дисциплины. 1. Методы технического обслуживания автомобилей. 2. Качество смазочного материала - важное направление ресурсосбережения 3. Зарубежный опыт экономии ресурсов в технологических процессах 4. Пути использования отработанных масел 5. Материалы, используемые в автомобильном транспорте. 7

8 6. Материалы и оборудование, используемые при текущем ремонте автомобилей. 7. Материалы и оборудование, используемые при капитальном ремонте автомобилей. 8. Методы ресурсосбережения на АТП. 9. Виды материальных и энергетических ресурсов используемых в автомобильном транспорте. 10. Первичные материальные и энергетические ресурсы, используемые в АТП. 5. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины 5.1 Основная литература 1. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей: учеб. пособие для студентов образоват. учреждений сред. проф. образования / Л. И. Епифанов, Е. А. Епифанова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ФОРУМ: ИНФРА-М, с. 2. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей: учебник для студентов образоват. учреждений сред. проф. образования / В. М. Власов, С. В. Жанказиев, С. М. Круглов; под ред. В. М. Власова. - 7-е изд.,перераб. - М. : Академия, с. 5.2 Дополнительная литература 1. Автослесарь. Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей [Текст] : учебное пособие для нач. проф. образования / Ю. Т. Чумаченко, А. И. Герасименко, Б. Б. Рассанов. - 7-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/д: Феникс, с. 6. Материально-техническое обеспечение дисциплины Для качественного проведения лекционных занятий по данной дисциплине используются аудитории, оснащенные мультимедийным оборудованием. 8

9 ОГЛАВЛЕНИЕ Введение Ошибка! Закладка не определена. 1. Организационно-методические указания Цели освоения учебной дисциплины Место учебной дисциплины в структуре ооп (связь с другими дисциплинами) Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения учебной дисциплины Основные виды занятий и особенности их проведения Виды контроля и отчетности по дисциплине 4 2. Структура и содержание учебной дисциплины Темы лекций Перечень тем практических занятий 6 3. Образовательные технологии 6 4. Методические рекомендации по изучению курса Перечень и тематика самостоятельных работ студентов по дисциплине Контрольные вопросы для самостоятельной оценки качества освоения учебной дисциплины Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Основная литература Дополнительная литература 7 6. Материально-техническое обеспечение дисциплины 7 9


МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ УЛЬЯНОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ИМ. П.А. СТОЛЫПИНА ИНЖЕНЕРНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ КАФЕДРА ТЕХНИЧЕСКИЙ СЕРВИС И РЕМОНТ МАШИН РАБОЧАЯ

«УТВЕРЖДАЮ» Председатель УМС инженернотехнического факультета /Монгуш С.Ч./ 20 г. СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ С3.В.ОД.1 Ресурсосбережение транспортно-технологических средств

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

1. Цели и задачи дисциплины Цель: Цель дисциплины состоит в формировании у студентов знаний и практических навыков в области организации рационального потребления ресурсов на предприятиях автомобильного

УДК 629.113 ББК-39.33 Х-86 А.Л. Хохлов Рабочая программа по дисциплине: «Ресурсосбережение при проведении технического обслуживания и ремонта» - Димитровград, ТИ филиал ФГОУ ВПО Ульяновская ГСХА, 2007.

1. Цели и задачи изучения дисциплины 1.1. Цели освоения дисциплины Целью освоения данной дисциплины является формирование у студентов базовых знаний в области организационных и производственных структур

Содержание 1. Пояснительная записка 3 Введение 3 1.1. Цель и задачи преподавания дисциплины 3 1.2. Место дисциплины в учебном процессе 4 1.3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины 4 2. Перечень

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский государственный аграрный университет» Кафедра

1. Цели и задачи изучения дисциплины 1.1. Цели освоения дисциплины Цель дисциплины «Техническая эксплуатация автомобилей» изучение причин изменения технического состояния автомобилей, планово-предупредительной

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение профессионального высшего образования «КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Липецкий государственный технический университет» УТВЕРЖДАЮ Декан факультета С.А. Ляпин 2011г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

/ / м Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Пермский национальный исследовательский

1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ПРАКТИКИ Цель углубление, закрепление теоретической подготовки обучающихся и продолжение формирования у них компетенций в сфере профессиональной деятельности. Задачами учебной

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.» Кафедра «Автомобили и автомобильное хозяйство»

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Липецкий государственный технический университет» «УТВЕРЖДАЮ» Декан факультета С.А. Ляпин 2011г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ПЕРВОЕ ВЫСШЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ РОССИИ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Липецкий государственный технический университет» «УТВЕРЖДАЮ» Декан факультета С.А. Ляпин 2011г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Благовещенский государственный педагогический университет» ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

Дисциплина Б3. Б2. Сопротивление материалов является частью профессионального цикла Б3. Б2. дисциплин подготовки студентов по направлению подготовки 150400 Металлургия. Дисциплина реализуется на Физико-технологическом

ПЕРВОЕ ВЫСШЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ РОССИИ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЕГАЗОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

АННОТАЦИИ ДИСЦИПЛИН по направлению подготовки бакалавров 080100 Экономика (профиль «Статистика») Бухгалтерский учет и анализ Учебная дисциплина «Бухгалтерский учет и анализ» входит в профессиональный цикл.

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Липецкий государственный технический университет» «УТВЕРЖДАЮ» Декан факультета С.А. Ляпин 2011г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Пояснительная записка Изучение дисциплины «Маркетинг» предусматривает 216 часов, в том числе6 часов лекций и 12 часов семинарских занятий, выполнение контрольной работы, сдачу экзамена. Дисциплина «Маркетинг»

2 1. Цели и задачи дисциплины: Цель: владение теоретическими знаниями и практическими умениями необходимыми для осуществления подбора и разработки современных технологий производства продуктов питания.

1. Цели и задачи дисциплины Целью дисциплины " Системы, технологии и организации услуг в сервисе ТиТТМО " является изучение и усвоение студентами теоретических знаний системы и технологии технического

1. Цели и задачи изучения дисциплины 1.1. Цели освоения дисциплины Целью данного курса является формирование у студентов базовых знаний, необходимых для объективной оценки конструкций автотранспортных

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное агентство морского и речного транспорта Омский институт водного транспорта (филиал) ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет водного транспорта»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА ИНСТИТУТ ИНФОРМАТИКИ, ИННОВАЦИЙ И БИЗНЕС СИСТЕМ КАФЕДРА ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ И ПРИКЛАДНОЙ

1. Цели и задачи дисциплины Дисциплина «Основы теории надежности» является дисциплиной математического и естественнонаучного цикла при подготовке бакалавров по направлению «Эксплуатация транспортно-технологических

Этапы формирования компетенций в процессе освоения основной профессиональной образовательной программы по направлению подготовки бакалавров 23.03.03 «Эксплуатация комплексов» профиль «Автомобильный и автомобильное

Аннотация рабочей программы дисциплины/модуля/ практики «Стратегический управленческий учет» по направленности подготовки/специальности 38.04.01 Экономика профиль (программа) подготовки, специализация

1 СОДЕРЖАНИЕ 1. Исходные документы для разработки программы.... 3 2. Общие указания.... 3 3. Цели и задачи освоения. 3 4. Место в структуре ООП 4 5. Требования к результатам освоения (компетенции обучающегося,

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калининградский государственный технический университет» Балтийская государственная академия рыбопромыслового флота

2 3 1 Цели освоения дисциплины Целью освоения дисциплины (модуля) "Транспортная логистика" является изучение основных принципов логистики в области транспорта, необходимых для выработки системы знаний,

Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования «ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ В МЕДИЦИНЕ И СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Б3.Б.7 Рынки

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА ОМСКИЙ ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

1 Содержание: 1. Цель и задачи дисциплины... 3 2. Место дисциплины в структуре ООП... 3 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины... 4 3.1 Компетенции, формируемые в результате

1 1 Тип, способ проведения, базы и цель прохождения практики Целью преддипломной практики является формирование у студентов знаний и практических навыков работы по направления подготовки 23.03.03 «Эксплуатация

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.» Кафедра «Экология» Аннотация к рабочей программе

ПЕРВОЕ ВЫСШЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ РОССИИ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Липецкий государственный технический университет» «УТВЕРЖДАЮ» Декан факультета С.А. Ляпин 20 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Аннотация дисциплины «Основы гидравлики и теплотехники» 1. Цель дисциплины Дисциплина «Основы гидравлики и теплотехники» обеспечивает функциональную связь с базовыми дисциплинами и имеет свою цель приобретение

АННОТАЦИЯ рабочей программы учебной дисциплины С3.В.ОД.3 «Проектирование автотранспортных предприятий и предприятий сервиса» по направлению подготовки (специальности) 190109 «Наземные транспортнотехнологические

Технологический институт филиал ФГБОУ ВПО «Ульяновская государственная сельскохозяйственная академия» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ Проектирование узлов и деталей с помощью ЭВМ (наименование дисциплины

ПЕРВОЕ ВЫСШЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ РОССИИ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирская государственная автомобильно-дорожная

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Липецкий государственный технический университет» «УТВЕРЖДАЮ» Декан факультета Ляпин С.А. 20 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Институт экономики и управления на предприятии Кафедра экономики, организации и стратегии развития предприятия АННОТАЦИЯ

Содержание: 1 ЦЕЛЬ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ... 3 2 МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП... 3 3 КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ... 4 3.1 КОМПЕТЕНЦИИ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФГБОУ ВПО «Брянский государственный технический университет» Факультет энергетики и электроники Кафедра «Электронные, радиоэлектронные и электротехнические системы»

1 1. Цели освоения дисциплины Целью освоения дисциплины «Оценка эффективности управления персоналом» является формирование у студентов профессиональных компетенций, связанных с использованием теоретических

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет» Кафедра

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Институт национальной экономики Кафедра региональной экономики, государственного и муниципального управления АННОТАЦИЯ

ПЕРВОЕ ВЫСШЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ РОССИИ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

ПЕРВОЕ ВЫСШЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ РОССИИ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины «Сертификация и лицензирование в сфере производства и эксплуатации транспортных и транспортно-технологических машин и оборудования» является формирование

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Липецкий государственный технический университет» «УТВЕРЖДАЮ» Декан факультета С.А. Ляпин 2011г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

2 СОДЕРЖАНИЕ 1 Цели освоения дисциплины 4 2 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, 4 соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы 3 Место дисциплины в структуре

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тверской государственный университет» Экономический факультет

Закрепленная кафедра Кафедра
Ведущий преподаватель , доцент, к.т.н.
Часы консультаций / Аудитория Пн 12:00-13:00; Ср 12:00-13:00; / Н-223
Рабочая программа дисциплины (23.03.03 Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов)
(23.03.01 Технология транспортных процессов)
Учебно-методические разработки кафедры Ресурсосбережение при проведении ТО и ремонта автомобилей: метод. указания по выполнению контрольной работы / Новосиб. гос. аграр. ун-т; cост. А.А. Долгушин. - Новосибирск, 2012. - 24 с.

Список вопросов для подготовки к зачету (экзамену)

1. Основные понятия и определения.
2. Основные задачи ресурсосбережения.
3. Первичные ресурсы на АТП.
4. Вторичные ресурсы и схема их потребления.
5. Основные методы экономии ресурсов при ТО и ремонте автомобилей.
6. Топливный баланс автомобиля и его составляющие.
7. Балансы электрической энергии, воды и тепла.
8. Нормирование расхода топлива легковых и бортовых грузовых автомобилей.
9. Нормирование расхода топлива самосвалов.
10. Определение потребности в смазочных материалах.
11. Определение потребности в тепловой энергии.
12. Расчет потребности в электрической энергии.
13. Факторы, влияющие на перерасход моторного топлива.
14. Методы экономии топлива в эксплуатации.
15. Система контроля расхода топлива на АТП.
16. Методы обучения водителей экономичному вождению.
17. Основные источники потерь моторного топлива.
18. Мероприятия по сокращению потерь моторного топлива на АЗС.
19. Факторы, влияющие на расход масел в эксплуатации.
20. Методы снижения расхода масел.
21. Система замены масел по критерию его фактического состояния.
22. Виды разрушений шин автомобилей и прицепов.
23. Факторы, определяющие ресурс шин.
24. Правила ухода за шинами в автохозяйстве.
25. Комплексные показатели эффективности использования шин.
26. Метод предварительного агрегатирования шин.
27. Факторы, влияющие на расход запасных частей.
28. Нормы расхода запасных частей.
29. Методы определения потребности в запасных частях.
30. Система МТО запасными частями и материалами.
31. Учет расхода запасных частей.
32. Направления вторичного использования ресурсов.
33. Технологический процесс утилизации старых автомобилей.
34. Способы утилизации АКБ.
35. Утилизация старых шин.
36. Утилизация отработанных масляных фильтров и нефтесодержащих отходов.