Суммируется ли скорость при лобовом столкновении? Как избежать лобового столкновения с автомобилем Это было неизбежно.

Лобовое столкновение – одно из самых страшных ДТП, которое может приключиться с водителем. В статье рассмотрим разные риски возникновения прямого удара двух автомобилей, опишем действия, которые помогут избежать ДТП или уменьшить последствия.

Способы возникновения опасности

Существует всего два варианта возникновения лобового столкновения:

  • ваш автомобиль попадает на полосу встречного движения;
  • появление на вашем пути другого транспортного средства.

Каждый из вариантов может иметь различные вариации. Выбор правильных методов, позволяющих уйти от столкновения, во многом будет зависеть от конкретных обстоятельств. Причиной появления на вашей полосе движения встречного автомобиля может быть как несоблюдение водителем мер безопасности при совершении обгона, так и потеря контроля над ТС. В последнем случае автомобиль заносит навстречу транспортному потоку.

Выбор действий зависит от вполне конкретных факторов:

  • времени года, во многом определяющее состояние дорожного полотна и обочины;
  • характера участка дороги, в котором возникла опасность;
  • плотности транспортного потока;
  • скорости автомобилей.

Но главное в таком случае – ваши навыки вождения, скорость реакции, умение быстро оценить ситуацию и выбрать правильные действия.

Что делать, если навстречу несется автомобиль

Предположим, что вы заметили движущийся навстречу автомобиль. При этом просчитали, что с сохранением прежней скорости движения водитель не успеет завершить обгон и есть шанс лобового столкновения. В таком случае вам необходимо:

  • немедленно начать снижение скорости. Резко замедляться можно лишь в том случае, если вы посмотрели в зеркало заднего вида и убедились в отсутствии вблизи вас другого автомобиля. В обратном случае вы рискуете получить удар в кормовую часть, что может спровоцировать потерю контроля над автомобилем;
  • поморгайте водителю дальним светом фар. Если скорость движения большая, то использовать гудок не имеет особого смысла. Водитель встречной машины, скорее всего, сигнал не услышит;
  • если расстояние до встречного ТС уменьшилось до критического, а машина продолжает прямолинейное движение вам навстречу, отпустите педаль тормоза и примите в одну из сторон. Такое возможно, когда водитель засыпает за рулем, продолжая двигаться по встречной полосе без видимых на то причин. Чтобы уйти от удара, вы можете принять влево либо вправо. Если на встречной полосе нет транспорта, можете выехать на встречку. Зимой такой вариант в большинстве случаев более предпочтительный, так как засыпанные снегом обочины могут «затянуть» автомобиль, спровоцировав занос;
  • если водитель начал возвращение на свою полосу, продолжайте снижение скорости. В крайнем случае можете принять влево.

Ошибкой некоторых автовладельцев, пытающихся избежать лобового удара, становится маневрирование в сторону движения встречного автомобиля, что приводит к удару. Иногда в таких случаях для избегания ДТП было бы достаточно начать замедление и сохранять прямолинейное движение.


Встречный автомобиль заносит на вашу полосу

Довольно частая ситуация, выйти из которой невредимым очень сложно. Многое зависит от времени, отведенном на реакцию. Случается так, что встречный автомобиль выскакивает в лоб настолько неожиданно, что совсем не остается времени на реакцию. Чаще всего это случается, когда, к примеру, фура преграждает осмотр встречной полосы движения.

Если вы издалека заметили, что встречный автомобиль начало раскачивать из стороны в сторону, немедленно начинайте замедляться. К сожалению, многое в таком случае зависит от везения, так как очень сложно предсказать, как среагирует автомобиль на попытки водителя вернуть контроль над ситуацией.

Вам важно сохранить обладание над собой и попытаться спрогнозировать траекторию движения автомобиля, скользящего по дорожному полотну. От направления движения ТС, состояния обочины и загруженности встречной полосы будет зависеть, в какую сторону вам нужно совершить маневр.

Некоторые водители совершают описанную выше ошибку, с испуга направляя свою машину под несущийся навстречу «снаряд».

Если вы не успеваете завершить обгон

Предположим, что перед обгоном вы неправильно оценили расстояние до встречного транспорта. Для того чтобы избежать лобового столкновения вам нужно:

Как не стать виновником ДТП

Чтобы не спровоцировать лобовое столкновение, придерживайтесь нескольких важных рекомендаций:

  • не совершайте обгон перед поворотами, изломами и горбами, перекрывающими вид на следующий за ними участок дороги. Существует громадный риск внезапного появления встречного транспорта;
  • воздержитесь от обгонов в густой туман, сильную снежную вьюгу;
  • воздержитесь от обгона, если вы заметили автомобиль, выезжающий из прилегающей дороги. Зачастую водители смотрят только налево, не предполагая наличие ТС на полосе, которую он планирует занять. Поэтому такая ситуация провоцирует лобовое столкновение;
  • всегда внимательно оценивайте шансы на успешное совершение обгона. Вы должны точно понимать способности своего автомобиля, коэффициент сцепления колес с дорожным покрытием. К примеру, слишком резкое нажатие на педаль газа в заднеприводном авто может ;
  • чтобы сократить время обгона, а следственно и время нахождения на встречной полосе, не начинайте обгон, выныривая из-за впереди идущего авто. Оставьте некоторую дистанцию, чтобы частично набрать скорость для обгона на своей полосе. А уже потом только, убедившись в безопасности маневра, начинайте обгон. При обгоне фуры разница даже в 30 км/час позволит вам выиграть пару драгоценных секунд.

Помощь на дороге

Часто избежать лобового столкновения помогают водители большегрузов. Благодаря высокой посадке им открывается лучший вид на дорогу. Вам важно ориентироваться в сигналах, которые может подать вам водитель. Особенно важно знать:

  • включение левого поворотника – от обгонного маневра лучше отказаться, поскольку впереди какая-то опасность;
  • включение правого поворотника – можете начинать обгон;
  • включение на 2-3 секунды аварийной сигнализации – благодарность за помощь в обгоне.

Если удар неизбежен

Когда времени на принятие спасительных действий уже не остается, попытайтесь направить автомобиль так, чтобы удар произошел по касательной. Перед самым лобовым столкновением мы рекомендуем:

  • прижмите локти плотно к груди, а ладонями закройте глаза. Это поможет уберечь ваши глаза и частично лицо от порезов осколками;
  • уберите ноги от педального узла, чтобы не получить повреждения, вминающимся моторным щитом.

Полезная тренировка для водителей

Чтобы лучше просчитывать время приближения объектов на скорости, существует простой метод тренировки. Двигаясь в повседневной жизни с постоянной скоростью, пытайтесь спрогнозировать время, за которое ваше авто либо встречная машина преодолеет некоторое расстояние. В качестве ориентира выбирайте статические объекты. К примеру, дорожные знаки.

Не дай вам Бог на полном ходу врезаться в дерево или стену. И уж совсем страшные последствия влечет за собой лобовое столкновение: ведь к вашей скорости фактически добавляется скорость встречной машины. А энергия, как учат в школе, пропорциональна квадрату скорости - в общем, о последствиях жутко думать.

Между тем, если все-таки подумать и вспомнить школьную физику, то... получается неожиданный вывод. Складывать скорости вовсе не нужно! И если, к примеру, на трассе сталкиваются лоб в лоб две одинаковые легковушки, двигавшиеся с равными скоростями, то энергия удара для каждой из них будет определяться только ее скоростью и массой. Иными словами, последствия для нее окажутся примерно такими же, как от удара в неподвижную стену! А вовсе не удвоенной и не учетверенной.

Непонятно? Между тем все просто - ситуацию описывал еще Яков Исидорович Перельман в своей «Занимательной механике». Действительно, если предположить, что в момент удара одна из машин стояла на месте, то очевидно, что последствия такой аварии будут куда менее страшными, чем при ударе в массивную неподвижную стену. Два столкнувшихся таким образом автомобиля продолжат движение и будут отброшены довольно далеко от точки столкновения; при этом энергия деформации поделится между ними, грубо говоря, пополам. А вот если тупо вмазаться в стену, то никакой траты энергии на перемещение уже не будет: вся накопленная энергия израсходуется на . Если же теперь предположить, что вторая машина в момент столкновения тоже обладала скоростью, то по мере ее увеличения перемещение скомканных кузовов от точки удара будет сокращаться и, наконец, при равенстве скоростей, машины останутся после аварии в точке удара. При этом последствия такой аварии будут аналогичны удару в стену.

Таким образом, столкновение двух машин равной массы на скорости, к примеру, 100 км/ч будет аналогично удару об стену на тех же 100 км/ч, а вовсе не на 200 км/ч. Примерно об этом и говорил Перельман, описывая знаменитый опыт с магдебургскими полушариями. Напоминаю - их пытались разъединить две упряжки по 8 лошадей, тянувших в противоположные стороны. Но того же эффекта можно было бы добиться, обойдясь всего одной восьмеркой лошадей и прицепив одно из полушарий к неподвижной массивной стене…

Само собой, что если массы автомобилей значительно различаются, то и последствия такого столкновения будут как при контакте слона с Моськой. Во всех случаях тяжеленный «слон» заведомо меньше, чем крошечная «Моська».

Выводы довольно мрачные, но все-таки озвучу их. Для тяжелого автомобиля лобовуха с легкой машинкой может быть безопаснее наезда на неподвижное препятствие типа стены или опоры моста. Для маленькой машинки подобная «встреча» опаснее. Для машин равной массы разницы нет.

А совет в итоге простой: не гоните лошадей, друзья. Все-таки энергия до сих пор пропорциональна квадрату скорости…

В момент, непосредственно предшествующий лобовому столкновению, водитель должен положить оба предплечья на руль, крепко удерживая его кистями. Их следует расположить у верхней точки рулевого колеса близко друг к другу.
В этом случае, если даже и произойдет резкое движение головы водителя вперед, лицо и голова ударятся не о детали автомобиля, а о более мягкие кисти и предплечья рук. Возникшие при этом травмы, естественно, будут не столь тяжелыми. Голову и шею водитель должен наклонить вперед, а туловищем натянуть ремень безопасности, так как слабо натянутый ремень в момент столкновения может дополнительно травмировать грудную клетку или брюшную полость. Ремни безопасности должны быть правильно подогнаны по размерам туловища человека. Пассажир, сидящий рядом с водителем, также должен максимально натянуть своим телом ремень безопасности, упереться кистями полусогнутых рук в приборную доску и наклонить вперед возможно ниже голову и шею.

В последние годы все чаще отмечаются ДТП, причиной которых стала потеря управления и выезд на встречную полосу одного из транспортных средств - участников аварии. Это может произойти как в результате чрезмерной усталости водителя, так и по причине неправильной оценки расстояния, необходимого для благополучного завершения обгона. Что делать в ситуациях, когда на вашей полосе движения появляется транспортное средство? Как предотвратить лобовое столкновение?

Обгон

Согласно информации, предоставляемой службой ГИБДД, подавляющее количество лобовых столкновений на трассе возникает как результат излишней уверенности одного из водителей в возможности быстро обогнать медленно движущееся впереди транспортное средство. При этом водитель неправильно оценивает скорость движущегося по встречной полосе автомобиля, скорость попутного транспорта, оптические эффекты, возникающие в условиях недостаточной видимости (туман), дорожные условия. Все это приводит к страшным последствиям. Однако избежать аварии можно, если действия человека, сидящего за рулем второго автомобиля, окажутся достаточно грамотными.

Заметив движущийся навстречу автомобиль, необходимо максимально быстро оценить его скорость и возможность благополучного завершения обгона. В случае, когда возникают сомнения, рекомендуется снизить скорость, тем самым увеличивая расстояние, имеющееся у встречного авто для завершения маневра. Подобные действия, при всей простоте, часто помогают избежать аварии.

Помимо этого, не будет лишним и световое оповещение водителя автомобиля, выехавшего на обгон, о наличии на его встречной полосе других транспортных средств. Нередко, особенно в сумерках, авто визуально сливается с асфальтом, становясь практически невидимым. Необходимо на несколько секунд включить дальний свет, который сложно будет не заметить.

В случаях, когда расстояние до встречного автомобиля уже критически мало, и торможение не способно обеспечить необходимую дистанцию, оптимальным решением является съезд на обочину дороги. При этом важно учитывать тот факт, что водитель нарушающего автомобиля, заметив встречный транспорт, может повторить его маневр. Тогда столкновение произойдет уже на обочине. Во избежание подобного развития событий, несмотря на критический недостаток времени, необходимо включить сигнал правого поворота. Таким способом удастся скоординировать свои действия с действиями встречного автомобиля. Если же сигнал поворота включает нарушитель, съезжать на обочину не следует. В данном случае достаточно будет продолжать торможение, максимально снижая скорость.

Сон водителя встречного автомобиля

Несколько иная ситуация возникает в случаях, когда водитель встречного автомобиля засыпает вследствие переутомления. Такое нередко происходит с водителями тяжелых грузовиков - фур. Понять, что водитель спит, можно по динамике разгона авто на встречной полосе, а также по его траектории движения. Транспортное средство при этом не стремится быстро покинуть «встречку», может двигаться неровно, вилять по дороге.

При подобном развитии событий специалисты рекомендуют попытаться разбудить водителя, подавая звуковые и световые сигналы. Однако это не должно продолжаться долго. Если авто продолжает двигаться по встречной полосе, необходимо максимально быстро выехать на обочину, полностью остановить автомобиль и покинуть его. Все это должно выполняться с запасом времени, к моменту, когда автомобиль со спящим водителем еще не приблизился на критическое расстояние.

Не рекомендуется пытаться разойтись с неуправляемым грузовиком правыми боками, проехав по его полосе. Такой вариант возможен в крайних ситуациях, когда остановиться уже невозможно, но велик риск того, что водитель проснется в момент, когда ваше транспортное средство будет в его «мертвой» зоне справа. При этом проснувшийся человек попытается в короткие сроки вернуться на свою полосу, сталкивая или подминая под себя находящийся там автомобиль.

Потеря управления

Пожалуй, самой опасной ситуацией из рассмотренных в данной статье, является потеря встречным автомобилем управления (занос, блокировка руля), сопровождающаяся выездом на встречную полосу. Опасность заключается в том, что встречный водитель не способен предпринять никаких действий по предотвращению ДТП. Все зависит от грамотности и своевременности мер, предпринятых вторым водителем.

В подобной ситуации необходимо максимально быстро оценить примерную траекторию движения потерявшего управление авто. Дальнейшие действия напрямую зависят от этого.

Если автомобиль в заносе выезжает на полосу встречного движения достаточно далеко впереди, нет необходимости использовать экстренные способы торможения и ухода от удара. Достаточно просто снизить скорость, а в некоторых случаях полностью остановить свой автомобиль. Как правило, занос не продолжается на протяжении большого участка дороги. Аварийный транспорт либо вновь обретает управление, либо съезжает с дороги.

В случаях, если встречный автомобиль начало заносить прямо на вас, торможение уже не способно спасти ситуацию. Гораздо больше пользы принесет резкое ускорение, что позволяет выйти из зоны возможного удара, при этом оставляя потерявшему управление водителю пространство для маневра.

Ситуации, когда автомобиль выезжает на «встречку» в непосредственной близости от вас, требуют максимально быстрой оценки ситуации, грамотной реакции. Пожалуй, единственно возможным действием здесь является резкий уход от удара вправо, на обочину. Однако существует риск заноса в момент, когда правые колеса авто уже находятся на грунте, а левые все еще на асфальте.

Если объезд невозможен, уход от лобового столкновения осуществляется путем съезда в приобочечную канаву (кювет). При этом съезд, во избежание опрокидывания, осуществляют под максимально тупым углом.

Кошмар любого водителя - навстречу летит другой автомобиль. Еще хуже если это грузовик. Только что вы спокойно ехали по своей полосе и тут неожиданно появилась старуха с косой. Но если знать несколько простых правил и уметь управлять своим автомобилем в нештатных ситуациях, то можно избежать лобового столкновения или хотя бы уменьшить его последствия.

Тормозите

Во большинстве мировых правил дорожного движения содержится одна и та же мысль - при возникновении опасной ситуации водитель обязан принять меры для снижения скорости движения вплоть до остановки. То есть правило простое - в любой непонятной ситуации тормози.

Да, это не идеальное решение для ста процентов случаев. Иногда действительно лучше было бы проскочить на скорости или сманеврировать как-то иначе. Но пока все просчитаешь, уже трижды погибнуть успеешь. А чем меньше скорость, тем легче последствия аварии. Поэтому при опасности - педаль тормоза в пол, колеса прямо.

Инструктора по вождению советуют отрабатывать экстренное торможение регулярно, хотя бы раз в пару месяцев устраивая себе и автомобилю проверку. На пустой дороге попробуйте ударить по тормозам на скорости сначала 60, потом 90 км/ч. Это покажет поведение машины при экстренном торможении и работоспособность системы. В нештатной ситуации будет проще после такой подготовки.

Маневрируйте после торможения

Первая мысль, которая приходит в голову многих водителей при виде опасности - резко повернуть руль и уехать подальше от опасности. Такое поведение обосновано эмоциями, инстинктами, но никак не логикой. За редким исключением. Дело в том, что все более менее умеют вести машину прямо, но маневрировать на скорости намного сложнее. При резких движениях рулем на скорости машина очень легко уходит в занос и становится неуправляемой. Именно это и приводит к самым тяжелым столкновениям.

Поэтому правильнее сначала оттормозиться и только потом маневрировать. Именно: сначала торможение, потом маневрирование, не одновременно. Распространенная ошибка - вертеть руль с зажатой педалью тормоза. Заблокированные колеса легко уходят в скольжение и машина становится неуправляемой. Поэтому оттормозились насколько возможно, отпустили педаль тормоза и после этого пытаемся уехать от опасности.

Часто бывает, что времени уйти от опасности не остается. Но в таком случае скорость столкновения будет намного ниже и поэтому последствия тоже будут легче. Особенно если второй участник аварии будет действовать также. Второй момент в этой ситуации - лобовое столкновение с полным перекрытием намного безопаснее касательных ударов.

Посмотрите на результаты краш-тестов. При ударе всей передней частью у большинства автомобилей салон остается цел, а пассажиров защищают подушки и ремни. А при ударах по касательной последствия обычно тяжелее. Но именно такой удар часто и происходит при попытках разъехаться. Поэтому вывод простой - сначала тормоз, потом крутим руль, если есть место для маневра.

Уезжаем на свою обочину

Истории про спасительный маневр на встречку похожи на рассказы выживших непристегнутых водителей. Но это как выигрыш в лотерею - бывает очень редко и рассчитывать на такое не стоит. Скорее всего на встречной полосе будет кто-то ехать и с ним разминуться уже не получится. Причем скорость этого автомобиля может быть выше того, что вынудил маневрировать.

Поэтому по возможности остаемся в своей полосе, тормозим на прямых колесах и уходим на обочину, если она свободна. Но тут важно учитывать действия водителя, который выехал вам в лоб. Он тоже может попытаться уйти от столкновения на вашей обочине и тогда лобовое столкновение произойдет там. Поэтому включить поворотник будет не лишним. Конечно, смешно звучит, но в экстренной ситуации все средства хороши. Беда только в том, что времени на них часто не хватает.

Выезжать на встречную полосу или на левую обочину имеет смысл только если там очевидно свободно или на правой обочине нет возможности выехать - идут люди, стоит отбойник или еще что-либо. Тогда при наличии времени стоит рискнуть и принять влево.

Напомните о себе

Возможно, вас просто не видят. Включите дальний свет и подайте звуковой сигнал. Тогда у обгоняющего водителя появится возможность среагировать раньше. Также звуковой сигнал может разбудить спящего водителя. Бывает, в экстренной ситуации люди впадают в ступор и просто теряют способность действовать. Громкий звук гудка способен вернуть ясность ума. Как и мигание дальним светом. Также включайте аварийную сигнализацию, чтобы предупредить об опасности следующих за вами водителей.