Устанавливаем датчик дождя сами. Методические рекомендации по выполнению мероприятий по обеззараживанию населения, техники, зданий и сооружений Назначение и технические данные установки дда 66

Техника с консервации в отличном состоянии, без наработки!

Дезинфекционная-душевая установка ДДА-66, смонтирована на шасси автомобиля ГАЗ 66.
Установка предназначена для:
дезинфекции по паровоздушному и пароформалиновому методам (дезинсекции по паровоздушному методу) одежды, обуви, белья и постельных принадлежностей, помывки людей в полевых условиях во все времена года, в любых климатических зонах Российской Федерации и стран СНГ, при температуре окружающего воздуха от плюс 40° до минус 30°С.
Основные технические данные и характеристика авто
Завод - изготовитель: Горьковский автомобильный завод Марка: Газ 66
Колесная формула: 4 х 4
Масса перевозимого груза, кг: 2 000
Масса снаряженного автомобиля, кг: 3 470
Полная масса, кг: 5 800
Габаритные размеры, мм: 5 805 х 2 322 х 2 400
Двигатель: ЗМЗ-66
Количество и расположение цилиндров: 8 V-образное

Рабочий объем, л: 4,25
Мощность при 2600 мин-1,кВт(л.с.): (120)
Топливо: бензин АИ-76
Коробка передач: четырехступенчатая с синхронизаторами 3-4 передачи
Кабина: двухместная,металлическая, откидывающаяся
Максимальная скорость, км/ч: 95
Расход топлива при скорости 40 км/ч, л/100 км: 24.

Основные технические данные и характеристика установки
Габаритные размеры установки не более:
Длина 5800+15, Ширина 2390+10, Высота 3050 max
Полный вес установки с обслуживающим персоналом не более 5800 кг
Внутренние размеры дезинфекционной камеры:
Длина 2000 мм, Ширина 930 мм, Высота 1450 мм
Объм дезинфекционной камеры не менее - 2,7 м.куб.
Количество душевых сеток - 8 шт. (из них 2 для больных)
Котел паровой комбинированный РИ-5М
а) рабочие давление пара 4 кгс/см. кв
б) поверхность нагревателя 5,5 кв.м.
в) водяная емкость до среднего уровня 172 л
г) паропроизводительность на жидком топливе 200кг/час
на твердом топливе 130 кг/час
д) вес котла 530 кг
Рабочая температура камеры до 98°С.

Дезинфекционная машина ДА-6 на шасси а/м ГАЗ-3307
Предназначен для:
Полной санитарной обработки вещей, одежды, спальных принадлежностей паровоздушным и пароформалиновым методами в очагах инфекционных заболеваний;
Санитарно - технических и прочих бытовых нужд, где необходим пар и горячая вода;
Обработки зон повышенной загрязнённости;
Ликвидации последствий аварий и катастроф.
В состав изделия входит цельнометаллический кузов, условно разделённый перегородками на:1. котельное отделение:
тип парогенератора КПП-60 (либо аналог)
рабочее давление, МПа (кг/см2) 0,07 (0,7) (не менее)
паропроизводительность (номинальная), кг/ч 60 (не менее)
Обслуживание котла - через заднюю двухстворчатую дверь.
2. отделение с дезинфекционной камерой:
объём дезинфекционной камеры, м2 2,4
площадь пола дезкамеры, м2 1,7
3. Численность перевозимого обслуживающего персонала:
пассажирское отделение, чел. 4
в кузове, чел. 1 (водитель) + 1 (пассажир)

Комплект поставки изделия:На шасси автомобиля закреплён металлический кузов, в котором размещены и закреплены:
1. котёл паровой 1 шт.
2. дезинфекционная камера 1 шт.
3. отделение котельное 1 шт.
4. отделение пассажирское 1 шт.
5. система трубопровода 1 к-т
6. система вентиляции и отопления 1 к-т
7. ручной насос Р 0,8-30-01 1 шт.
8. электрооборудование 1 к-т
9. комплект ЗИП 1 шт.
10. сопроводительная техническая документация 1 к-т

Пассажирское отделение на шесть человек предназначено для перевозки обслуживающего персонала. Имеется отопительная установка, вентиляция (принудительная и естественная). Электропитание - от аккумуляторной батареи автомобиля.

Габаритные размеры, мм:
Длина - 6 220
Ширина - 2 460
Высота - 2 960

Масса установки с полной нагрузкой, не более 6 000 кг.

В наличии также:
ДДА-5 смонтированы на шасси автомобилей ГАЗ-52, в наличии 2 ед. в Лукоянове, Нижегородская обл.
ДДА-5 на шасси ЗИЛ-131, в наличии 1 ед. в Шахунье, Нижегородская обл.

Назначение : см. ДДП-2М

Шасси : автомобиль ГАЗ-3308.

Устройство : 1) хозяйственное отделение, 2) котельное отделение, 3) камерное отделение.

Принцип действия : см. ДДП-2М

Основное оборудование:

- котел паровой РИ-5М

Инжектор ИП-4

- камера дезинфекционная

Пароструйный элеватор

- прибор душевой на 6 сеток

- 2 сетки со шланговым подключением для обработки лежачих раненых и больных

Система трубопроводов с питательными приборами

Электростанция переносная бензиновая на 0,5 кВт

Установка ДДА-66П Резинотканевой резервуар РДВ-5000

4. Дезинфекционно-душевая установка ДДА-3 .

Назначение : см. ДДП-2М.

Шасси : автомобиль ЗИЛ-131, двухосный прицеп 2-ПН-2М

Устройство : 1) хозяйственное отделение в кузове двухосного прицепа, 2) котельное отделение в кузове автомобиля, 3) камерное отделение в кузове автомобиля.

Основное оборудование :

- 2 паровых котла РИ-5М ;

Питательные приборы (ручной насос и пароструйный инжектор);

Бак для жидкого топлива, форсунка;

- 2 дезинфекционные камеры ;

- душевое устройство на 18 сеток (3 прибора по 6 сеток);

Бойлер-аккумулятор;

Система трубопроводов;

Комплект принадлежностей и запасных частей;

- 3 палатки УЗ-68 ;

Бензоэлектрический агрегат (электростанция);

3 отопительно-вентиляционных установки ОВ-95

Медико-техническая характеристика :

*2 человека летом моются под одной душевой сеткой 12 минут

5. Комплекс дезинфекционно-душевой подвижной ДДК-01 .

Назначение : см. ДДП-2М.

Шасси : автомобиль КАМАЗ-43101, двухосный прицеп 2-ПН-2М

Устройство : 1) дезинфекционно-душевая установка ДДУ-1 (на шасси автомобиля), 2) дезинфекционно-душевая установка ДДУ-2 (на шасси прицепа), 3) пневмокаркасное сооружение медицинское ПСМ-4, 4) резервуар резинотканевой РДВ-5000.

ПСМ-4 представляет собой пневмокаркасную палатку, с каркасно-тканевым тамбуром, утепленными съемными полами, сменными внутренними наметами, отопительно-вентиляционными устройствами, комплексом осветительным. В ПСМ-4 развертывается :

Пост предварительной обработки людей дезинфицирующим раствором перед входом в раздевальное отделение;

Раздевальное отделение;

Пост обработки людей дезинфицирующим раствором перед входом в моечное отделение;

- моечное отделение с душевым прибором . Для помывки носилочных раненых и больных предусмотрены лежаки-носилки и приспособление для помывки носилочных раненных и больных ППР-1 . Питание ППР-1 осуществляется от душевого прибора;

Одевальное отделение;

2 дезинфекционные камеры;

3 вентиляционно-отопительных установки.

Комплекс оборудован 4 дезинфекционными камерами (объём одной камеры – 3 м 3). В походном положении и при хранении камеры находятся в сложенном состоянии в кузове-фургоне установки.

Резервуар резинотканевой РДВ-5000 предназначен для хранения воды (5 м 3). При развертывании ДДК он устанавливается вблизи от установки ДДУ-1 и ДДУ-2 и наполняется водой из водоема насосом или привозной из цистерны. При отрицательных температурах, во избежание замерзания воды в резервуаре, ее прогревают паром через рукав обогрева.

Новая книга от автора бестселлеров «Автомобили Красной Армии» и «Военные автомобили Вермахта». Уникальная энциклопедия автотехники, стоявшей на вооружении Советской Армии в 1945–1991 гг. Полная информация о всех типах серийных армейских автомобилей, специальных кузовов, надстроек и вооружения, а также бронетранспортеров первого поколения, выпускавшихся на шасси армейских грузовиков.

Если в годы Второй Мировой войны СССР катастрофически отставал от Запада в качестве и количестве автотранспорта, что стало одной из главных причин поражений 1941–1942 гг., то после Победы наш военный автопром совершил колоссальный рывок, не только догнав, но кое в чем (например, в производстве подвижных колесных систем ракетного вооружения и переправочных средств) даже обогнав «вероятного противника». Лучшие советские армейские автомобили – легендарные ГАЗ-69, УАЗ-469, ГАЗ-66, ЗИЛ-157, ЗИЛ-131 и «Урал-375» – по праву занимали в мировых рейтингах высокие позиции, отличаясь простотой, надежностью и великолепной проходимостью. Эпоха 1950–1960-х гг. стала поистине «звездным часом» для всего отечественного ВПК, в том числе и для автомобильной отрасли, способной самостоятельно разрабатывать уникальную военную технику, не имевшую аналогов за рубежом, и выпускать лучшие за всю отечественную историю полноприводные армейские автомобили со специальным оборудованием и вооружением. Об этой ожесточенной «войне моторов», в которой был достигнут паритет с НАТО и обеспечена реальная безопасность страны, рассказывает новая книга ведущего специалиста по истории автомобилестроения, иллюстрированная сотнями редких фотографий.

С началом производства грузовика ГАЗ-66 на его шасси устанавливалось несущественно модернизированное химическое оборудование, разработанное еще для ГАЗ-51, ГАЗ-63 и ЗИЛ-164. К нему относилась доработанная компактная пароэлеваторная дезинфекционно-душевая установка ДДА-53Б , а многоцелевая дезинфекционная установка Комарова ДУК-1 , базировавшаяся к тому времени на шасси ГАЗ-52, параллельно монтировалась и на ГАЗ-66. В апреле 1962 года на вооружение была принята дезинфекционно-душевая установка ДДА-2 на шасси ГАЗ-66 для войсковых санитарно-эпидемиологических подразделений и частей гражданской обороны, разработанная ранее для грузовика ЗИЛ-164. Ее модернизированный более компактный вариант ДДА-3 для ГАЗ-66 отличался уменьшенным до 2,4 м 3 объемом дезинфекционных камер. На 66-м шасси базировалась модернизированная дымовая машина ТДА-М , изначально созданная для ГАЗ-63, а также радиационно-химическая мастерская ПРХМ-1М. Во второй половине 1960-х годов путем доработки модели ДДА-53Б была создана наиболее совершенная и распространенная станция ДДА-66, ставшая «классикой» среди машин такого назначения.


Машина ТДА-М для постановки дымовых завес путем испарения специальной смеси.

ДДА-66/66П – эффективные дезинфекционно-душевые установки на шасси ГАЗ-66. Первый вариант ДДА-66 на автомобиле ГАЗ-66-01 был принят на вооружение в августе 1968 года, второй модернизированный ДДА-66П монтировался на шасси 66-11. Их изготовлением занимался пермский завод «Автомедтехника». Установки широко использовалась в войсковых санитарно-эпидемиологических подразделениях и в частях Гражданской обороны. Они служили для дезинфекции и дезинсекции одежды, обуви, белья и постельных принадлежностей пароформалиновым и паровоздушным методами, а также для помывки людей в полевых условиях в любое время года. Их оборудование размещалось в специальном прямоугольном сварном цельнометаллическом кузове с задними откидывавшимися панелями и тремя отделениями – котельная с паровым котлом и бойлером, отсек с дезинфекционной камерой и грузопассажирское помещение для персонала. Помывка людей осуществлялась подогретой водой через душевые сетки в палаточных помещениях или под открытым небом. Пропускная способность при благоприятных погодных условиях достигала 48 человек в час. Полная масса установок – 6080 кг. Время подготовки к работе летом – 30 минут, зимой – 1 час. Установка ДДА-66П параллельно базировалась на шасси ЗИЛ-130.

В принципе можно самим смастерить автоматическую систему управления стеклоочистителями. Это позволит вести контроль работы дворников при разной погоде. Современные авто уже оснащены такой функцией.

Владельцы старых моделей ВАЗ все чаще задаются вопросом о возможности установки датчика дождя на свой автомобиль?

Многие иномарки на лобовом стекле имеют датчик дождя («ДД» – далее по тексту), который вмонтирован в переднее стекло, что не позволяет его снимать.

Водителям авто, в котором отсутствует такой датчик, можно установить его своими силами с использованием универсального датчика. Такое устройство подойдет для любого автомобиля, в том числе и “десятки”.

Основные принципы работы универсального ДД.

Расположение оптического датчика должно быть вертикальным. Помещают его внутрь салона на лобовое стекло в зону, которую охватывают щетки. Место для установки датчика выбирают без дефектов, таких как сколы или трещины.

Благодаря инфракрасному излучению происходит сканирование состояния стекла с внешней стороны. Влага или загрязнение на стекле изменяет показатель уровня отражения сигнала. Блок электронного управления принимает команду о необходимости включения стеклоочистителя. Системой предусмотрено автоматическое изменение паузы для движения щётки, что зависит от количества осадков.

ДД подойдут на различные ветровые стекла, верхняя тонированная полоса на стекле не будет мешать его установке. Вот только инфракрасный фильтр на стекле будет помехой работы такого датчика, например, у Шевроле – Нивы Люкс.

Особенности включения ДД.

Работа датчика происходит только при включении дворников в первом положение, а потом с помощью датчика происходит увеличение или уменьшение скорости движения дворников. Во 2-ом и 3-ем положениях работа дворников не изменяется.

Нужно в обязательном порядке иметь возможность вручную управлять стеклоочистителями, так как случаи бывают разные, и датчик не всегда может с ними справиться. Примерами могут служить случаи, когда на стороне водителя много брызг, но их нет в зоне датчика, или когда на стекле появилось загрязнение в виде птичьего помета, а водитель, садясь в салон, сразу его не заметил.

При сухой погоде желательно держать ДД отключенным, во избежание ложного включения из-за летящего насекомого в детектируемой области, пуха, листьев и даже тени, которые являются причиной для работы дворника, протирая сухое ветровое стекло.

Во всех автомобилях омыватель стекла включается только вручную, автоматическое включение струи жидкости может стать неожиданностью и ограничителем обзора для водителя.

Для наглядности приведено рассмотрение двух моделей ДД. В первой используется в качестве основы зарубежный микропроцессор, а вторую создали отечественные специалисты:

Основные характеристики датчика дождя модели RS-22 RAIN sensor

В датчике используется микропроцессор производства американской компании”Microchip”. Установка такого датчика возможна для любого автомобиля, имеющего 12 вольтовое оборудование.

Поэтапное подключение ДД модели RS-22:

1. На лобовом стекле с помощью клея крепят держатель от датчика;
2. Чтобы выровнять коэффициент преломления, наносят немного специального геля на поверхность двух рабочих зон в корпуса датчика;
3. Закрепляют саморезом основание корпуса датчика к держателю;
4. Следует проверить рабочую зону от датчика до стекла автомобиля на отсутствие воздушных пузырьков.




Подключение на ВАЗ ДД:

Переключатель режима работы стеклоочистителей служит местом подключения датчика, по прилагаемой схеме.

1. С помощью синего провода датчик соединяют с корпусом автомобиля.
2. Красным проводом датчик подключают переключателю в контакт “I”, а штатный желтый шнурс полоской зеленого цвета отключают.
3. Датчик подключают желтым проводом к автомобильному желтому шнуру с полоской зеленого цвета.
4. Черным проводом датчик подсоединяют к колодке переключателя на “53”контакт, используя синий провод.

Чтобы устройство правильно работало, нужна его первоначальная калибровка чувствительности по параметрам пропускной способности переднего стекла. При дальнейшем использовании для датчика устанавливают необходимый порог чувствительности, чтобы срабатывал стеклоочиститель. Инструкция к модели RS-22 содержит информация о подключении и работе системы.

Основные качества датчиков ДДА (DDA)

Нашими отечественными инженерами придуман особый датчик дождя, при создании которого не копировались идеи с чужими решениями. Проектировщики системы учитывали такие условия:

1. Простота работы и управления системы;
2. Самостоятельный монтаж ДД в домашних условиях;
3. Возможность подключения, не вмешиваясь в электрическую проводку автомашины, особенно авто, находящихся на гарантии;
4. Наличие возможности отключения датчика дождя и управление стеклоочистителями вручную;
5. Дешевая покупка.

Помимо этих условий, в готовом устройстве есть функция возможности регулировки паузы движущихся щёток, которая контролируется скоростью автомобильного движения. При низкой скорости увеличивается время для паузы. Большой объем воды при езде по глубоким лужам система «распознает» раньше, чем вода подлетит к поверхности стекла, еще на дистанции от 50 до 100 мм, поэтому заранее приводит в действие очистители стекла.

Модель датчиков ДДА-25 ставят на Ладу Приору и Калину, ее отличие от модели ДДА-15 заключается в разном расположениина реле контактов.

Наличие режимов: для дождя \ снега \ стандартный режим. Лицевая сторона датчика оснащена двумя индикаторами и кнопкой для оперативного изменения режимов.

В соответствии с пожеланиями клиентов, создателями постоянно проводится усовершенствование системы и ее доработка. Так, в первой модели не было возможности регулировать чувствительность датчика. Проблему решали за счет пленки тонировочной, которую несколькими слоями подкладывали под элементами датчика, а затем эту полезную функцию добавили в новые модели ДДА (что указано в инструкции).

Этапы установки датчиков (ДДА):

1. Приклеивают держатель оптического датчика к переднему стеклу салона.
2. Разбирают монтажный блок в автомашине, вынимают реле управления стеклоочистителем, на его место вставляют блок ДД, придерживаясь маркировки и положения ключа.
3. Прокладывают провода по стойке лобового стекла с левой стороны.
4. Выставить уровень чувствительности устройства.



Для лучшей наглядности, установку датчика можно посмотреть на видео:

Покупка для ВАЗ датчика дождя

Интернет-магазины предлагают широкий выбор ДД для любых автомашин, достаточно зайти в раздел “Аксессуары” и заказать нужную модель.

Стоимость датчиков дождя зависит от изготовителя и накрутки магазина, начальный предел около 1 тысячи рублей.

В заключение

Устанавливать данную систему или нет решать автолюбителю, для многих она кажется ненужной. Фактом остается то, что во время езды водителю не нужно переводить взор от дороги для регулировки движения стеклоочистителей, а это снижает риск ДТП и делает езду более комфортной при неблагоприятных метеоусловиях.

В отрицательных отзывах часто можно услышать нарекания на некачественную работу датчика дождя. Это может быть срабатывание дворников, когда включается левый поворотник, когда отсутствует возможность регулировки чувствительности на датчике.
При подведении итогов, можно сказать, что положительные моменты у данного устройства преобладают над отрицательными отзывами.

Двухконсольный дождевальный агрегат ДДА-100 М смонтирован на тракторе ДТ-75, относится к ус-тановкам короткоструйного типа. Состоит из двухконсольной фермы и насосной установки. Ферма в поперечном сечении имеет форму равностороннего треугольника. Нижний пояс фермы изготовлен из трубы по которой подается вода. К водоподводящей трубе приварены трубчатые открылки на концах которых установлены 52 дефлекторные насадки. На концах фермы смонтированы две струйные насадки с отражательными лопатками. Агрегат оборудован гидравлической системой для регулирования наклона фермы. Ферма опирается на поворотный круг, позволяющий разворачивать ее в транспортное положение вдоль трактора.

Насосная установка забирает воду из оросительного канала и подает ее под напором в водоподводящую трубу фермы. Всасывающее устройство поплавкового типа может подниматься и опускаться из кабины водителя с помощью подъемника, установленного на тракторе. Глубина воды в оросительном канале при ее заборе должна быть не менее 25-30 см. Агрегат работает в движении при уклонах поверхности до 0,005. Оросительные каналы делают постоянными или временными.

Воду в оросители подают из магистральных или распределительных каналов через водопуски автоматического или ручного управления, а также из трубопровода через гидранты.

Билет №9

15. Движение Жидкости, закон движения жидкости в открытых водотоках. Уравнение Бернули.

По характеру скорости и расхода движение воды бывает установившимся и неустановившимся. У с т а н о в и в ш и м с я называется такое движение, при котором скорость и расход воды, а следовательно, и давление во всех точках потока неизменны за рассматриваемый промежуток времени. Такое движение наблюдается в реках, когда уровень воды остается неизменным или, при истечении воды из резервуара, при неизменной отметке свободной поверхности.

Н е у с т а н о в и в ш и м с я называется такое движение, при котором скорость и расход воды в пределах рассматриваемого периода меняются, например, в реке при изменении уровней (при паводке, во

время сбросов воды через водосбросные вооружения при плотинах). По характеру перемещения потока по длине водотока установившееся движение подразделяется на равномерное и неравномерное.

Р а в н о м е р н ы м является такое движение воды, при котором форма и площадь поперечного сечения русла, а также средние скорости и скорости во всех точках потока по длине одинаковы.



Н е р а в н о м е р н о е движение отличается изменяемостью

площадей сечения потока, глубин, скоростей потока по длине. В настоящем учебнике рассматриваются расчеты при равномерном движении.

По характеру режима движение воды подразделяется на ламинарное

и турбулентное. Л а м и н а р н ы й режим движения характеризуется

перемещением воды без перемешиваний струй (преимущественно

при движении грунтовых вод или воды в тонких капиллярных

трубках. Т у Р б у л е н т н ы й режим характеризуется перемешиванием

частиц воды, которые кроме поступательного движения с большими с~оростях имеют и вращательное движение. Такой режим наблюдается в трубах, реках, каналах и т.п.

По характеру сил, вызывающих движение жидкости, оно может

быть напорным и безнапорным. Б е з н а пор н о е Д в и ж е -

н и е происходит под действие1\"1 сил тяжести. Поверхность потока__

не ограничена, находится гюд атмосферным давлением. Этот вид

движения наблюдается в реках, каналах, трубах при неполном их

заполнении. Н а пор н о е движение происходит под действием

давления (напора), создаваемого насосами, водонапорной башней

или при подаче воды по трубам из прудов, располагающихся выше

потребителей (например, петергофские фонтаны) и т.п. Движение

воды характеризуется уравнением Бернулли:

где Z\ и Z:, - геометрическая высота центров тяжести потока в сечениях

1- II (рис. 5); Р, иР:, - гидростатическое давление; у -удельная

масса воды; V, и V2 - скорости движения воды; а - поправочный

коэффициент на среднюю скорость потока (равный в среднем 1,1);

Р/ У и Р/ У - пьезометрическая высота давления в сечениях 1-11;

Z,+ Р/ У и Z2+ Р/ У - пьезометрический напор, характеризующий

удельную потенциальную энергию в сечениях I-II; V//2g и V-//2gскоростной

напор, характеризующий удельную кинетическую энергию

в сечениях 1 и 11; 11ш - потери напора или удельной энергии. Все



величины имеют размерность скорости.

2) Влияние осушения лесных земель на водный режим окружающих территорий . Строительство мелиоративной (осушительной или осушительно-увлажнительной) системы изменяет направленность и интенсивность природных процессов в почве и приземном слое атмосферы, распределение водных ресурсов, в результате чего вся экосистема региона приобретает новые свойства.Мелиоративная система влияет на окружающую среду прямо и косвенно. Прямое воздействие – это удаление избыточной воды и создание условий для ведения интенсивного сельскохозяйственного земледелия на мелиорированных землях. Косвенное воздействие – это, как правило не предусмотренное проектом влияние на некоторые факторы природной среды на самом объекте, а также на прилегающих землях. Положительное косвенное воздействие связано со сменой растительного сообщества на немелиорированных. Отрицательное косвенное воздействие охватывает обычно большое количество факторов, проявляется в течение длительного времени и оказывается не редко неожиданным.Из всего комплекса претерпевающих изменения факторов, прежде всего, выделяют следующие:расход и уровни воды в водотоках;объем запасов поверхностной и подземной воды в регионе;уровни грунтовых вод на объекте и прилегающих землях;объем и характер испарения с водной поверхности и почвы;температурный режим почвы;ход и возможное изменение направленности почвообразовательного процесса;смена флоры и фауны региона.Осушение болот и заболоченных территорий неминуемо связано с понижением уровней грунтовых вод на объекте и перераспределением объемов воды. В связи с этим первопричинами изменений в окружающей среде являются изменение уровенного режима грунтовых вод и режима поверхностного стока, а также смена растительности в результате культуртехнических работ и планировок. Под влиянием осушения, прежде всего, повышается степень дренированности водосборного бассейна. В естественных условиях дренированность заболоченных водосборов при площади болот на них 20-30% от площади бассейна обычно составляет менее 1 км/км2. Следствием увеличения дренированности является, с одной стороны, повышение скорости добегания снеговых и дождевых вод до реки, что способствует увеличению расходов воды в реке. С другой стороны, искусственное дренированние территории вызывает понижение уровня грунтовых вод, а также увеличение мощности зоны аэрации (почвенно-грунтового слоя с неполным насыщением влагой).Понижение уровней грунтовых вод ведет к повышению уклонов грунтовых вод на прилегающей к ним территории и градиентов напорных вод, что обуславливает увеличение подземной составляющей речного стока, особенно в первые годы после осушения.Под влиянием осушения происходит осадка торфа, при этом изменяется поверхность болота: возрастают ее уклоны в сторону каналов и глубоких дрен, что способствует поверхностному стоку.После осушения изменяются условия испарения. Понижение уровней грунтовых вод обусловливает

уменьшение испарения с поверхности почвы, но этот показатель не является основным. При сельскохозяйственном использовании территории дикорастущая влаголюбивая растительность сменяется культурой, что вызывает изменение транспирации, а следовательно и суммарного испарения.Осушение почв, особенно торфяных, значительно изменяет их температурный режим. Это обусловлено тем, что с понижением влажности и плотности торфа соотношение между твердой, жидкой и газообразной фазами его изменяется более резко, чем на минеральных почвах. Влияние осушительных систем на ландшафты прилегающей территорииС позиций физико-географа, осушение есть уничтожение гидроморфных комплексов, лесной и кустарниковой растительности, нивелировка местных локальных природных различий путем проведения культуртехнических работ, известкования, внесения минеральных и органических удобрений. Это приводит к образованию антропогенного ландшафта с присущими ему процессами мелиоративной эрозии, дефляции, минерализации и сработки торфяной залежи, уплотнения почвы и полной перестройки орнитофауны. При этом проявляются новые свойства ландшафта:увеличение пожарной опасности на торфяниках,уменьшение продолжительности безморозного периода и снижение температур почвы и воздуха в ночное время,сокращение и даже исчезновение некоторых видов естественной фауны.Влияние осушения происходит через подвижные компоненты ландшафта – поверхностные (дренажный сток) и грунтовые воды. Прослеживаются три области влияния: две – прямого (гидрологическая и гидрогеологическая); третья – агротехнической и прочей деятельности человека.Гидрологическое влияние изучено достаточно подробно, особенно на примере Полесья (Булавко, Маслов, 1975; Шебеко, 1978; и др.), и сводится к следующему. Осушение способствует увеличению годового стока в пределах точности гидрометрических исследований (до 15%), достоверно в первые годы, за счет сработки «вековых» запасов болотных и грунтовых вод. В период интенсивной вегетации растений сток снижается, особенно при оптимальном использовании осушенных земель (Новиков, 1980). Максимальный весенний сток возрастает, но максимальный сток малой обеспеченности снижается. Минимальный сток после осушения возрастает в 1,7-3,8 раза, увеличивается и летний меженный сток. В целом внутригодовое распределение стока становится более равномерным.Размер зоны гидрогеологического влияния определяется:глубиной дренажа,расстоянием между дренами регулирующей и проводящей сетей,типом регулирования,литологическим составом пород,мощностью водоносного горизонта,уклонами рельефа,сезонными погодными условиями,свойствами геокомплексов на прилегающей территории.