Определение и устранение неисправности регулятора холостого хода. РХХ: что это такое Не работает регулятор холостого хода

Несмотря на то что признаки неисправности РХХ схожи с поломками многих других элементов инжекторного ДВС, некоторые симптомы прямо указывают на неисправность датчика холостого хода. Рассмотрим, как провести диагностику своими руками и определить неисправный регулятор.

Признаки поломки

Симптомы неисправности РХХ:

Роль в работе двигателя

Чтобы правильно распознать поломку регулятора, нужно понимать, как работает РХХ. Подробно и краткий процесс диагностики мы уже рассматривали, поэтому сейчас сосредоточимся только на роли в работе двигателя.

В системе жизнеобеспечения ДВС датчик холостого хода используется для регулировки подачи воздуха, проходящего мимо дроссельной заслонки (по байпасному каналу, начало которого расположено перед дроссельной заслонкой). При включении сразу многих потребителей электричества возрастает нагрузка на генератор и, как следствие, на сам мотор. Для поддержания стабильного холостого хода и напряжения зарядки аккумулятора, РХХ приоткрывает канал, пропуская больше воздуха в ДВС. Таким же способом реализуются повышенные обороты при прогреве ДВС.

Поломки

Основные неисправности регулятора холостого хода:

    • обрыв питания, виной чему могут стать проблемы с электропроводкой, окисление контактов в разъемах. При ненадежном соединении такая неисправность проявляет себя периодически, что может затруднить процесс диагностики;
    • некорректный ход штока вследствие загрязнений;
    • поломка электродвигателя;
    • разрушение уплотнительного кольца;
    • износ штока. Движение шторки исправного РХХ происходит без закусываний, также не должно быть проскальзывания в червячной передаче. Для оценки состояния штока и червячной передачи рекомендуем посмотреть, как разобрать РХХ.

    Среди вышеуказанных неисправностей загрязнение штока является наиболее распространенной поломкой. В процессе эксплуатации в каналах дроссельного узла скапливаются грязевые отложения. Если на вашем авто продолжительное время не производилась чистка дроссельной заслонкой, скорее всего, проблемы с холостым ходом связаны с нагаром на штоке регулятора. Для проверки РХХ необходимо снять с дроссельного узла. В качестве промывки можно использовать очиститель карбюратора.

    Рекомендуем не допускать критичного загрязнения штока регулятора, поскольку повышенная нагрузка на электродвигатель может повредить элементы системы управления РХХ. Были случаи выхода из строя резистора электронного блока управления (ECU) из-за токовой перегрузки канала регулирования. Вероятнее всего, повышенную нагрузку провоцировало сопротивление грязевых отложений и нагара движению штока. Стоимость нового резистора смешная, но оперативное определение такого типа неисправности требует диагностического оборудования, а также квалификации мастера.

    Диагностика

    Существуют три вида системы стабилизации холостого хода:

    • соленоидный (в разъеме всего 2 контакта);
    • роторный (в разъеме 3 контакта);
    • шаговый (в разъеме 4 контакта).

    В современном автомобилестроении чаще всего применяется шаговый электродвигатель. В основе такого устройства расположен кольцевой магнит и 4 обмотки, расположенные под прямым углом относительно друг друга. Подача напряжения на определенные обмотки провоцирует вращательное движение ротора, который через червячную передачу двигает шток (шторку). Чтобы определить рабочий РХХ, нужно проверить состояние обмоток электродвигателя. Для этого необходимо замерить сопротивление на первых двух контактах и на вторых двух. Для измерения вам потребуются базовые , а также сам прибор.

    Параметры:

    • на выводах А,Б и С,D должно быть сопротивление от 40 до 80 Ом. Отсутствие сопротивления будет говорить об обрыве (для ВАЗ значение обычно составляет 50-53 Ом);
    • на выводах А и С, А и D, В и С, В и D должно быть бесконечно большое сопротивление, что будет свидетельствовать об отсутствии замыкания. Поломка такого рода требует покупки нового РХХ.

    Чтобы определить обрыв проводов питания, необходимо «прозвонить» проводку мультиметром в режиме измерения сопротивления.

    Check engine

    Современные системы управления инжекторным двигателем способны регистрировать некоторые неисправности датчика холостого хода. Для примера рассмотрим регистрируемые отклонения, указанные в маске ошибок (перечень неисправностей, при которых загорается Check engine) блока управления двигателями ВАЗ M7.9.7 под нормы токсичности EURO III:

    • P1509 - перегрузка схемы управления РХХ;
    • P1513 - цепь управления РХХ, замыкание на массу;
    • Р1514 - цепь управления РХХ, обрыв или замыкание на +12 В.

    Также при расшифровке код ошибки может значиться как «Неполадка РХХ». В таком случае не следует сразу покупать новый регулятор, так как проблема может быть в проводах питания.

    Считать коды ошибок можно через диагностический разъем с помощью специального сканера. Расшифровки кодов можно без труда найти в Сети. В большинстве случаев отсрочить замену помогает тщательная чистка. Наиболее точно и быстро определить неисправный регулятор оборотов холостого хода можно, отслеживая его работу в реальном времени. Для этого потребуется осциллограф, а также навыки диагноста. Подать напряжение на выводы датчика, чтобы посмотреть за движением штока, не получится. РХХ управляется Широтно-Импульсной Модуляцией (ШИМ). В продаже существуют специальные приборы для быстрой проверки РХХ автомобилей ВАЗ. Но стоимость их слишком высока, если говорить о частоте использования при ремонте личной машины. На форумах радиолюбителей встречаются тестеры, изготовленные своими руками.

Основу управления инжекторным мотором составляет дроссельный узел, регулирующий поступление воздуха в цилиндры. На холостом ходу функция подачи воздуха переходит к другому узлу — регулятору холостого хода. О регуляторах, их типах, конструкции и работе, а также об их выборе и замене читайте в статье.

Что такое регулятор холостого хода?

(РХХ, регулятор дополнительного воздуха, датчик холостого хода, ДХХ) — регулирующий механизм системы питания инжекторных двигателей; электромеханическое устройство на основе шагового электродвигателя, обеспечивающее дозированную подачу воздуха в ресивер мотора в обход закрытой дроссельной заслонки.

В ДВС с системой впрыска топлива (инжекторах) регулировка оборотов осуществляется подачей необходимого объема воздуха в камеры сгорания (а точнее — в ресивер) через дроссельный узел, в котором располагается управляемая педалью газа дроссельная заслонка. Однако в такой конструкции встает проблема холостого хода — при не нажатой педали дроссельная заслонка полностью закрыта и воздух к камерам сгорания не поступает. Для решения этой проблемы в дроссельный узел вводится специальный механизм, обеспечивающий подачу воздуха при перекрытой заслонке — регулятор холостого хода.


РХХ выполняет несколько функций:

  • Подача воздуха, необходимого для запуска и прогрева силового агрегата;
  • Регулировка и стабилизация минимальных оборотов двигателя (холостого хода);
  • Демпфирование потока воздуха на переходных режимах — при резком открытии и закрытии дроссельной заслонки;
  • Корректировка работы мотора на различных режимах.

Регулятор холостого хода, монтируемый на корпусе дроссельного узла, обеспечивает нормальную работу двигателя на холостых оборотах и на режимах частичной нагрузки. Выход из строя этой детали нарушает функционирование мотора или полностью выводит его из строя. При обнаружении неисправности РХХ следует как можно скорее заменить, но прежде, чем покупать новую деталь, необходимо разобраться в конструкции и работе этого узла.

В двигателе автомобиля полностью закрыта. Однако мотор продолжает работать и поддерживает постоянные обороты, что позволяет обойтись без необходимости повторно заводить его при каждой остановке. Главная заслуга в этом принадлежит регулятору холостого хода, который позволяет подавать во впускной тракт достаточно воздуха. Поломка этой небольшой детали может существенно осложнить использование автомобиля, поэтому каждому водителю стоит знать, как работает регулятор холостого хода, где его можно найти и в чём проявляются основные неисправности. Если вы занимаетесь ремонтом машины самостоятельно, вам будет очень полезно узнать о способах восстановления регулятора и устранения неприятных последствий поломки.

Принцип действия

Регулятор холостого хода, или, как его часто называют, датчик ХХ, представляет собой маленькую деталь, помещающуюся на ладони взрослого человека. Он состоит из трёх основных частей - конусной иглы, предназначенной для изменения пропускной способности патрубка, пружины, а также шагового электромотора со штоком.

Это устройство позволяет изменять сечение проходного канала, который отвечает за поступление воздуха к двигателю при закрытой дроссельной заслонке. После включения зажигания датчик автоматически выдвигает шток, пока игла не попадает в калибровочное отверстие. При запуске мотора регулятор холостого хода автоматически открывает проход, позволяя мотору получать достаточно воздуха для устойчивой работы. Если температура очень низка, регулятор может подать больше воздуха, обеспечив повышение оборотов двигателя для ускоренного прогрева. Благодаря этому автомобиль также может стартовать немедленно, без предварительного прогревания мотора, не рискуя заглохнуть.

Регулятор всегда находится поблизости от датчика положения дроссельной заслонки - узнать его можно по характерной пластиковой крышке электромотора, сильно выступающей над поверхностью узла. К нему тянется провод, который может подключаться к разъёму неподалёку или же ответвляться от общего жгута, соединённого с блоком управления. Будьте внимательны, поскольку на новых машинах регулятор нередко находится под общим кожухом, защищающим дроссельный узел.

Неисправности

Главный признак того, что вам нужно обратить внимание на регулятор холостого хода - неустойчивые обороты при отсутствии нагрузки на мотор. Они могут существенно колебаться, что связано с неправильным объёмом воздуха, подающегося во впускной тракт. Большинство моторов реагирует на такую проблему повышенным расходом топлива и сильной вибрацией, которая приводит к ускоренному износу опор, подушек и некоторых других компонентов. Если при неустойчивой работе на малых оборотах, будьте уверены, что датчику ХХ требуется срочная замена.

Стоит насторожиться и в том случае, когда при холодном пуске мотора не происходит существенного повышения оборотов, позволяющего ускорить прогрев. Вероятнее всего, датчик не может принять калибровочное положение, что не позволяет точно выбрать нужное сечение проходного канала. Вам стоит позаботиться о ремонте детали и в том случае, когда при малейшей дополнительной нагрузке, например, включении фар или отопителя, происходит падение оборотов вплоть до остановки мотора. Теоретически, эти неисправности регулятора холостого хода не мешают использовать автомобиль, однако они способны доставить множество проблем водителю.

При полном выходе из строя детали автомобиль попросту не заведётся без нажатия газа - учитывая, что большинство производителей не рекомендуют запускать мотор подобным образом, это может стать достаточно серьёзной проблемой. Кроме того, двигатель будет глохнуть при переключении передач без перегазовки и при любом другом снижении оборотов. Стоит отметить, что неисправности регулятора холостого хода приводят к ускорению износа мотора и топливной системы, а также к увеличению объёма отложений в силовом агрегате. Поэтому выполнять ремонт нужно в кратчайшие сроки - это позволит сэкономить немалую сумму денег.

Владельцам автомобилей производства АвтоВАЗа обязательно нужно знать, как проверить регулятор холостого хода, поскольку его поломка не приводит к срабатыванию индикатора « ». Поэтому собственники отечественной техники очень часто перепроверяют много других узлов, включая впускную систему, и лишь затем переходят к датчику ХХ, хотя начинать следует именно с него. Водителям иномарок и ВАЗов последнего поколения такая проблема не грозит - неисправность регулятора холостого хода отображается на приборной панели и легко определяется специальным сканером.

Диагностика и ремонт

Проверку этой детали выполнить достаточно просто, однако иногда возникают проблемы с её демонтажем. Обычно регулятор холостого хода крепится к дроссельному узлу при помощи винтов, что позволяет легко снять его, используя отвёртку. Однако в некоторых машинах датчик ХХ фиксируется лаком, что вызывает проблемы. Снимать регулятор холостого хода, используя силу, нельзя, поскольку вы можете повредить часть впускной системы автомобиля. Придётся демонтировать весь дроссельный узел, и лишь затем аккуратно отсоединять датчик.

Определив, где находится регулятор, и, сняв его с двигателя, выполните проверку электромотора. Для этого вам потребуется обычный мультиметр, которым нужно замерить сопротивление обмоток. Контакты требуется устанавливать последовательно на обмотки A и B, а затем на C и D соответственно - полученный показатель должен находиться в пределах 40–80 Ом. Если же вы переставите контакты мультиметра в ином порядке, прибор должен показать обрыв цепи - это будет свидетельством правильной работы регулятора холостого хода. Некоторые специалисты советуют самостоятельно сделать включатель на 6 В, который будет диагностировать работу детали - но пригодится ли он вам в дальнейшем?

В большинстве случаев причиной неисправности является сильное загрязнение регулятора холостого хода - при этом вам необходимо заняться его чисткой, используя следующую последовательность действий:

  • Отсоедините провода и открутите винты. Если датчик ХХ зафиксирован лаком, демонтируйте весь дроссельный узел;
  • Смочите ватную палочку в спирте либо специальном средстве и аккуратно оботрите контакты;
  • Если конусная игла, шток или пружина сильно загрязнены, используйте средство WD-40 для удаления отложений;
  • Проверьте состояние дроссельной заслонки и при необходимости выполните её очистку;
  • Установите регулятор на место и проверьте его работоспособность.

Причиной неисправности регулятора вполне могут быть оборванные провода - в таком случае нужно зачистить площадки контактов, припаять их, а затем покрыть это место лаком, чтобы исключить на надёжность узла. К сожалению, далеко не все поломки регулятора холостого хода удаётся решить простой чисткой. К примеру, износ конусной иглы, выработка штока и разрушение мотора требуют полной замены датчика. Однако сильно расстраиваться не стоит, поскольку цена детали находится в пределах 500–1000 рублей.

Большие проблемы от маленькой детали

Регулятор холостого хода имеет малые размеры и почти всегда незаметен в подкапотном пространстве при первом взгляде. Однако это приспособление выполняет очень важную работу, позволяя стабилизировать работу мотора при отсутствии нагрузки. Его поломка может стать причиной достаточно серьёзных неприятностей - езда на автомобиле будет сильно осложнённой и водителю придётся постоянно удерживать высокие обороты. Автомобили с автоматическими и роботизированными трансмиссиями придётся доставлять в сервисный центр на эвакуаторе. Поэтому при первых симптомах неисправности этой детали займитесь диагностикой и ремонтом.

Как известно, в автотранспорте за стабильность оборотов мотора на холостом ходу, ответственность несёт так называемый датчик холостого хода. В связи с этим, каждый может задуматься:

1. Важное ли данное устройство или нет.

2. Возможна ли работа транспорта без него.

3. Как узнать о его неисправности, и что делать в случае её возникновения.

Но стоит знать одни нюанс, что поломка регулятора отразится на вашем автомобиле на 100%. И чтобы определить, для чего необходим контроль за его нормальной регулировкой, нужно разбираться в работе двигателя, что мы сейчас и сделаем.

Для стабильной и безотказной работы мотора, нужно как следует следить за правильной подачей топлива и воздуха, а иначе горение компонентом не будет эффективным, но даже если и будет то очень плохим. По этой причине сам механизм регулятора холостого хода, несёт ответственность за подачу кислорода на холостом ходу. А выполняется это в обход дроссельной заслонки, которая может открываться только во - время нажатия акселератора. Конечно, если рассудить то пошаговый электродвигатель, который имеет в себе конусную иглу, а также пружину, отвечает за регулирование кислорода (в меньшую и большую сторону). Еще он функционирует в одной схеме с датчиком массового расхода воздуха и регулирует процесс, который во многом зависит от полученной информации.

Конечно, такой момент может показаться странным, но для мотора очень сложным и непростым периодом, является именно работа при минимальных оборотах. И данное действие создаётся по некоторым причинам, а именно:

1. В момент запуска транспорта, горючее в бачке холодное и поэтому для дальнейшей эффективной работы, мотору необходимо прогреться.

2. Еще немаловажным моментом, является давление между впускным, а также выпускным коллектором. Это давление не должно иметь разницу так, как такое действие может поспособствовать быстрому сгоранию продуктов и попаданию их в цилиндры. Вследствие чего в дальнейшем создаётся очень большое снижение эффективности работы мотора. Также в несколько раз быстрее изнашиваются детали, и значительно возрастает количество вредных газов при выхлопе.

Подобное действие происходит в связи с очень медленной подачей кислородно-топливной смеси в механизм выпуска.

Еще очень часто можно услышать такой разговор, в котором твердят, что разработчики автотранспорта создают такие механизмы и расчёты, дабы регулятор холостого хода служил так же как и сам мотор, то есть до полной его поломки.

Но в реальности регулятор очень часто выходит из строя. И происходит это из-за неисправности проводки. Чтобы не столкнуться с данной проблемой и обеспечить бесперебойную работу мотора на холостых оборотах, следует применять различные механизмы. Одним из таких устройств как раз и является механический регулятор холостого хода, благодаря ему уменьшается вредность выхлопных газов.

Момент «бить» тревогу − категории проблем

Давайте далее поговорим о том, при каких отклонениях мотора, стоит задуматься. Но здесь стоит учитывать тот момент, что к поломкам двигателя может привести, к примеру, и плохой бензин или даже неисправность датчика дроссельной заслонки. Но существуют и нестандартные особенности:

· На холостом ходу неустойчиво функционирует мотор. И этот момент трудно не услышать, так как перепады оборотов практически невозможно пропустить. Еще можно услышать вибрацию мотора, что негативно влияет на его эффективную работу. И вследствие этого, очень быстро снижаются эксплуатационные сроки работы двигателя.

· Еще он может глохнуть в период выключения передачи. И особенно данная проблема может возникнуть, на зебре или светофоре, а это довольно опасно.

· Нестабильные обороты - самостоятельно падают, а также возрастают, при этом возникают «танцующие» звуки.

· Во - время запуска мотор прекращает функционировать на больших оборотах. Это объясняется просто, когда вы давите на гашетку, в ответ нет никакой реакции.

· При включении каких - либо электроприборов, кондиционера или лампочек дальнего вида - возникает понижение оборотов мотора.

Но такие неисправности в основном возникают уже в критической и запущенной ситуации. И если вдруг, у вас появится что-то из выше упомянутого, то вам немедленно нужно принять меры.

Причины, по которым возникают эти проблемы

В общем, много думать не надо из-за чего возникла неисправность, и не стоит затягивать этот момент. Производить диагностику агрегата, а также устранять поломку или заменять механизм необходимо сразу, так как данный вид неисправности плохо воздействует на работу мотора. А причины могут быть следующие:

1. Возник износ направляющих игл.

2. Окислился и отсоединился провод внутри датчика.

Верный способ выявления неисправности

Итак, если у вас появились ранее описание проблемы, тогда первым делом нужно найти источник поломки, так как могут иметься отклонения в датчике дроссельной заслонки. В связи с этим следует, искать проблему в комплексе, а не рассматривать нехарактерные виды неисправностей. Чтобы это сделать, можно воспользоваться некоторыми способами, а именно:

1. Для первого способа необходим помощник. Нам нужно снять датчик. Но как только произвели демонтаж, следует снова присоединить разъем содержащий четыре контакта. А вот на сам конец иглы регулятора, положите палец. Попросите товарища, который вам помогает, включить зажигание. И когда он это сделает, датчик должен выдвинуть саму иглу. Если такое действие случилось, то значит, поломки нет, а проблему нужно искать в механизме дроссельной заслонки. По той причине, что признаки поломки очень похожи.

2. Во - втором случае также выполняем демонтаж и посредством мультиметра измеряем величину сопротивления обмотки датчика. Таким образом, между контактами A − В, а также C − D показания должны быть примерно от 39 Ом до 80 Ом. И в том случае, если нет проблем с показателями нужно для уверенности произвести еще перекрестные замеры, а именно А - D и В − С. Однако, если приспособление показывает знак бесконечности, то с ним проблем нет.

Как провести демонтаж старого и монтаж нового регулятора

В автомобилях оборудованных карбюраторами, налаживание холостого хода всегда выполнялось вручную. И для этого процесса использовали специальные венты (регулировочные). Конечно, это довольно непростая процедура и требует некоторых навыков и специальных приборов:

· газоанализатор;

· тахометр.

Но, как известно, в наше время такие автомобили считаются большой редкостью. А вот если сравнить этот момент с заменой регулятора, то тут можно обойтись без особых трудностей и проблем. Однако при этом нужно соблюдать, как правильность, так и последовательность выполняемой работы. Итак:

1. Данную работу можно делать, только при заглушенном моторе, так как этого требует техника безопасности.

3. Соответственно новый регулятор ставится также, только действия нужно выполнять наоборот.

4. Берём и устанавливаем его на место и плотно затягиваем болты, так как регулятор не должен двигаться. Также стоит запомнить, что расстояние между датчиком и монтажным фланцем не может быть больше 23 мм.

5. Потом подключаем четырехконтактные разъемы.

6. После всей проведенной работы, следует включить зажигание на некоторое время (от 7 до 10 секунд). И в этот самый момент благодаря электронному блоку производится калибровка датчику холостого хода.

7. И только после всех выполненных этапов, можно произвести запуск мотора, а также спокойно использовать его.


Вот можно сказать и все. Вы теперь знаете, что регулятор холостого хода является незаменимым механизмом, который не подлежит ремонту. Конечно, бывают такие моменты, в которых на него может повлиять химия«WD-40», а именно производится наружная чистка. Вам нужно снять регулятор и обработать его этим веществом с помощью простой ватной палочки. Также стоит знать, что данный прибор является высокоточным и химией заливать его не нужно.

И напоследок повторимся. Если вы заметили, что мотор вашей машины на холостом ходу ведёт себя странно, плохо работает, появились рывки, обороты резко падают и возрастают - отнеситесь к этому серьезно и не думайте, что все исчезнет самостоятельно. Просто внимательно прочитайте нашу статью и воспользуйтесь простыми советами - произведите диагностику, а также замену самого регулятора холостого хода. Стоит знать, что много времени этот момент не займёт. Но сделав это вовремя, вы обеспечите мотору нужную подпитку в непростой период.

В данной статье будет рассмотрен РХХ, что это такое, принцип действия, основные параметры. Также будет рассказано о том, когда необходима замена регулятора холостого хода на автомобилях ВАЗ. Вы знаете, что современный автомобиль напичкан множеством датчиков и исполнительных механизмов. К ним относится и С его помощью поддерживается При поломке РХХ мотор начинает плохо функционировать, появляются такие симптомы, как нестабильное вращение коленчатого вала, его обороты постоянно прыгают. В некоторых случаях, возможно, что двигатель глохнет и не заводится.

Что такое регулятор холостого хода?

Для начала стоит рассмотреть внешний и внутренний вид РХХ. Что это такое, вы узнаете из данной статьи. Устанавливается он недалеко от с его помощью производится поддержание частоты вращения коленчатого вала на уровне от 700 до 900 оборотов в минуту. Осуществляется это при помощи регулировки подачи воздуха в дроссельный узел. Внешне регулятор холостого хода выглядит как небольшая пластиковая коробочка, внутри которой расположены небольшие шаговые двигатели (или соленоид). Но некоторые модели имеют форму цилиндра, выполнены из металла. или соленоид приводит в движение шток из металла, который открывает и закрывает подачу воздуха.

Работа двигателя на ХХ

Функционирование двигателя на самых низких оборотах - это очень тяжелый режим для него. Начать стоит с того, что топливо с воздухом очень медленно подается в камеру сгорания, следовательно, образование смеси малоэффективно протекает. Стоит также учитывать, что во впускном коллекторе двигателя очень маленькое давление, поэтому возможно попадание выпускных газов обратно в камеру сгорания. Отсюда можно сделать вывод, что происходит снижение КПД, увеличение токсичности выхлопа, чрезмерный износ элементов цилиндро-поршневой группы. Стоит заметить, что у устройства не очень высокая цена. Регулятор холостого хода имеет стоимость около 400-500 рублей.

Регулирование холостого хода

Если вспомнить карбюраторные моторы, то обороты двигателя на регулировались при помощи специальных винтов. В процессе настройки необходимо было контролировать содержание кислорода в выхлопных газах, обороты коленвала. Сама процедура очень трудоемкая и нуждается в квалифицированном специалисте для ее проведения. Когда появились первые системы принудительный впрыск топлива, процедура значительно упростилась.

По сути, РХХ, что это такое, рассмотрено в статье, является исполнительным устройством, а не датчиком. Он связан с электронным блоком управления, который собирает все данные о работе мотора в режиме реального времени. Исходя из полученных данных, ЭБУ автомобиля производит контроль всех важнейших параметров двигателя внутреннего сгорания. Стоит отметить, что конструкция регулятора холостого хода является оригинальной, так как в дизельных двигателях используется совершенно иная схема регулировки.

Как работает РХХ

Итак, выше было рассмотрено, для чего необходим регулятор холостого хода. Всё, что было описано, можно реализовать лишь в том случае, если на холостом ходу осуществить подачу воздуха, минуя дроссельную заслонку. Происходит это при помощи байпасного канала. В зависимости от того, насколько открыт этот канал, подача воздуха изменяется. Обратите внимание на то, что при неисправностях регулятора холостого хода лампа «check engine» не загорается в большинстве случаев. И помните, что регулятор - это не датчик. РХХ - это так как он ничего не измеряет.

При использовании байпасного РХХ возникает единственный недостаток — он всегда старается стабилизировать обороты коленчатого вала. Правда, во время движения необходимость в этом практически отпадает, так как необходимо стабилизировать обороты лишь во время переключения скоростей либо торможения.

Какие бывают регуляторы

Можно выделить несколько типов регуляторов холостого хода. Пожалуй, самый простой - это основанный на соленоидах. Когда на него производит подача напряжения, вытягивается металлический сердечник. Следовательно, байпасный канал начинает закрываться, уменьшая подачу воздуха. И наоборот. Но есть небольшой недостаток. Регуляторы такого типа имеют всего лишь два положения — открытый и закрытый канал. Чтобы производить очень тонкую регулировку, нужно очень часто подавать на соленоид напряжение. Перед тем как проверить РХХ, удостоверьтесь в том, что при включенном зажигании на него подается питание.

Второй тип - это роторный регулятор. Принцип действия практически схож с предыдущим. Единственное отличие - это наличие ротора, который производит открытие и закрытие байпасного канала. Но большую распространенность получил шаговый регулятор холостого хода, который состоит из 4 обмоток и магнита в форме кольца. На каждую из обмоток поддается напряжение от электронного блока управления. В результате этого вращается ротор, который открывает или закрывает байпасный канал. Вот такие отличия имеются у разных моделей РХХ. Что это такое, вы смогли усвоить.

Основные поломки регулятора холостого хода

Если вы пытаетесь диагностировать работу двигателя самостоятельно, и у вас возникает подозрение на то, что регулятор холостого хода вышел из строя, следует узнать основные симптомы поломки. И самым первым является то, что обороты прыгают на холостом ходу. Также во время сброса газа происходит так называемое зависание — обороты на некоторое время задерживаются на одном значении. Также возможно, что двигатель глохнет во время приключений скоростей.

При включении мощных потребителей, например, света фар, кондиционера, акустики, наблюдается понижение оборотов двигателя. Не исключено, что мотор может и вовсе не завестись. Стоит отметить, что никаких настроек РХХ ВАЗ не требует. В случае выхода из строя потребуется полная замена. Единственное исключение из правил - это засорение байпасного канала. Поэтому, прежде чем производить замену РХХ, произведите очистку этого канала.