Основы управления снегоходом — советы для новичков. Как ездить на снегоходе правильно Особенности в управлении снегоходом в солнечный день

Катание на снегоходе - отличная зимняя забава, однако относиться к этому развлечению следует очень и очень серьёзно.

Неосторожное пользование техникой может привести к самому худшему.

Как кататься без риска для здоровья?

Правило первое , особенно строгое: избегайте соблазна сесть на снегоход после употребления горячительных напитков.

Алкоголь - самая досадная причина трагических случаев на транспорте. Бойтесь расстаться с жизнью или отнять жизнь у кого-то другого.

Подчеркнём, что спиртное опасно не только потому, что оно туманит голову. Увы, горячительные напитки греют только в первые минуты, а потом, напротив, способствуют переохлаждению организма. Сильный ветер, который сначала покажется вам несущественным, может мигом продуть вас до воспаления лёгких.

Правило второе : катайтесь по специальным снегоходным маршрутах. Обычно любители снегоходов ездят по замёрзшим рекам. Кстати, о реках: не доверяйтесь интуиции, оценивая крепость льда. Десять раз подумайте, прежде чем открыть на нём сезон.

Не следует ездить по участкам, на которых снег слишком сильно укатан (например, мимо детских горок) или испещрён проталинами.

Правило третье : будьте внимательны. Не стоит снимать ноги с подножек, размахивать руками, выполнять экстравагантные прыжки. Опасно обгонять другие снегоходы, идущие впереди.

Чтобы ехать без рывков, не допускайте резкого изменения оборотов двигателя. Не гоняйте. Скорость в 70 км/ч - вполне разумный предел, особенно в неидеальных условиях езды.

И ещё один очень важный, хоть и довольно очевидный, совет: всегда надевайте защитный шлем и очки.

Возможные проблемы при езде на снегоходе

Будьте готовы к неприятным сюрпризам, особенно если пользуетесь снегоходом впервые.

У этой машины есть несколько специфических особенностей, о которых желательно знать заранее. Она:

  • почти не имеет наката и быстро останавливается просто при сбрасывании газа, без использования тормоза;
  • чувствительна к смещению центра тяжести (на поворотах желательно немного наклоняться вперёд, чтобы лыжи плоотнее соприкасались со снегом);
  • требует уменьшения оборотов двигателя при пробуксовке.

Если вы замечаете, что под снегом, по которому вы проезжаете, вода, постарайтесь проскочить опасное место, увеличив скорость.

При застревании в сугробе не ленитесь вручную разрыть снег под лыжами так, чтобы они вновь приняли горизонтальное положение.

Провалившись в воду, не паникуйте. Старайтесь держать голову над водой. Ухватитесь за тот участок льда, со стороны которого вы ехали - он уже выдержал ваш вес и вес снегохода. Если течение воды сильное, подогните ноги. Закрепившись, зовите во весь голос на помощь.

Когда этот выпуск журнала поступит в продажу, в Петербурге и в окрестностях, скорее всего, будет много снега, и счастливые обладатели снегоходов наконец-таки смогут начать сезон.

А вот когда мы готовили номер к печати, с погодой у любителей «оттянуться» по снежной трассе были проблемы: снег в ноябре выпал, но пролежал недолго, и начались типичные для питерской поздней осени сырость и слякоть.

Понятно, что в таких условиях на снегоходе не особо покатаешься: нужно ждать снега, но сколько его должно быть, чтобы можно было ездить, не рискуя - не дай бог! - угробить технику? С этим вопросом мы обратились к специалистам Группы компаний «ПЕТРОСЕТ» - официального диллера YAMAHA - и в результате узнали много интересного об особенностях эксплуатации снегоходов вообще…

Так сколько нужно снега?

Начнем с главного. То, что летом снегоход должен где-то храниться, а затем определенным образом готовиться к зимнему сезону, - более или менее очевидно. Как его расконсервировать? Ответ один: только в авторизованном сервисе у официального дилера, так как это довольно-таки сложная процедура (в частности, гусеницу необходимо ослаблять перед сезонным хранением и снова подтягивать к зиме), и доверять ее лучше квалифицированному механику.

Определяя же необходимую для начала активных «покатушек» толщину снежного покрова, необходимо учитывать следующее. Главная (после двигателя) деталь снегохода - гусеница - движется по специальным направляющим наподобие рельсов. На техническом жаргоне их именуют «склизами». «Рельсы» эти должны смазываться (охлаждаться) водой, которая образуется при подтаивании попадающего на них снега. Если снега мало, и такой смазки (охлаждения) нет, пластиковые склизы быстро изнашиваются, а от сильного нагрева могут и расплавиться. Гусеница к ним «прилипнет», и «реанимировать» такой снегоход в полевых условиях будет очень трудно.


Кроме того, радиаторы двигателей с жидкостным охлаждением расположены на подножках снегохода, и, опять-таки, туда в обязательном порядке должен попадать снег. Если же он попадает в недостаточном количестве, происходит перегрев мотора (это не относится к некоторым четырехтактным моторам, оснащенным дополнительным радиатором с электровентилятором). Соответственно, при езде по укатанным дорожкам или, скажем, по льду на снегоходе с жидкостным охлаждением двигателя необходимо периодически заезжать на участки со снегом, чтобы таким образом принудительно охлаждать и мотор, и склизы.

Температура же воздуха для современных снегоходов практически не играет роли: их можно эксплуатировать и при -30°, и при +5 °С. Если же меняется высота над уровнем моря, необходимо изменить настройки карбюратора. В инжекторных двигателях, напомним, подача топлива регулируется автоматически.

Если снега достаточно

…и друзья зовут вас куда-нибудь на природу и - тем более - на сафари (так называется длительное путешествие на дальние расстояния: десятки, а то и сотни километров), прежде чем согласиться, подумайте, предназначен ли ваш снегоход для таких поездок. Возможно, придется взять напрокат другую модель.

Так, например, следует остерегаться долгой езды в полный газ по озеру: на двухтактных моделях, предназначенных для перемещения тяжелых грузов, это может привести даже к прогоранию поршня. Существуют также модели (так называемые «кроссовые»), рассчитанные на кратковременное ускорение, и если на них долго ехать с ровным газом, двигатель «умрет» в течение нескольких минут… Так что, для сафари предпочтительнее туристические снегоходы.

Кстати, подобные путешествия все больше входят в моду, и специально для них производители конструируют особые модели: так называемые «туристы-эгоисты», рассчитанные только на одного человека. Они комфортны, проходимы (за счет удлиненной гусеницы), на них можно запросто отмахать около 200 км на одном баке горючего (и это - при весьма агрессивном стиле езды!), но и на них ни в коем случае нельзя отправляться в путешествие в одиночку, даже если вы полностью уверены в своей технике.

Очень часто возникает ситуация, когда оставленный на ночь на стоянке снегоход заводится, но никак не может тронуться с места. В большинстве случаев это означает, что аппарат всего-навсего примерз: снегоход, прогретый после дневной эксплуатации и оставленный с вечера, подтапливает снег, а за ночь его «прихватывает» ледяная корка. В этом случае нужно просто приподнять снегоход сзади и легонько встряхнуть его. Если же продолжать бездумно газовать в попытке выбраться из ледового плена, запросто можно сжечь ремень вариатора.

Участки трассы с песком, грязью, а также проталины необходимо, по возможности, преодолевать по кратчайшему пути, чтобы время движения по таким «проплешинам» было минимальным. Что происходит с важнейшими частями снегохода, когда на них долго не попадает снег - см. выше…

Нет никакого сомнения, что сев однажды на снегоход, вы запишете зиму в самое любимое время года. И даже если вы испытывали стойкую неприязнь к холоду и снегу, единственная, захватывающая дух поездка навсегда сделает вас фанатом этого вида транспорта, мечтающим о собственном снегоходе.

Мечты непременно должны сбываться, и вот, вы радостный обладатель чудесной машины. В предвкушении залихватской гонки по заснеженным холмам вы приобрели курточку в цвет снегохода и готовы прямо сейчас устремиться навстречу ветру.

Однако не кажется ли вам, что вы кое-что забыли? Знакомы ли вы с управлением снегоходом? Так ли все просто, как вам кажется?

Управление снегоходом на открытом пространстве

Конечно, для новичка поездка по ровному полю, где отсутствуют препятствия, самый лучший способ потренироваться в управлении снегоходом. Первое время и этого достаточно, чтобы получить море положительных эмоций и провести время с семьей, вместо того, чтобы бестолково убивать его у телевизора.

Открытое пространство – самое удобное место, где все члены семьи могут не спеша усвоить основы управления снегоходом.

Экипировка

— Первое главное правило, которое нужно усвоить раз и навсегда, правильная экипировка для поездок на снегоходе. Для обеспечения безопасности необходим специальный шлем и защитные очки. Отличная идея приобрести теплую спортивную одежду из непромокаемых материалов, предназначенную для зимних видов спорта. Перед поездкой проверьте все застежки и молнии. Все должно быть в исправном состоянии, чтобы не отвлекать вас от управления. Ваша экипировка – это не только безопасность. Это и защита вашего организма от холода, и комфорт, и, в конечном итоге, удовольствие от поездки. Жизненно важны в экипировке хорошие зимние перчатки. Замерзшие руки не могут быстро реагировать на ситуацию, так что от правильно выбранных зимних перчаток зависит, практически, все управление снегоходом.

Подготовка к первой поездке

— Понятно, что перед первой поездкой нужно немного освоиться на сиденье снегохода, найти наиболее удобное положение, изучить визуально рычаги и детали снегохода. Точно так же вы в первый раз садитесь за руль незнакомого автомобиля, как бы примеряясь к рулю и педалям.

Самое идеальное положение райдера — на расстоянии вытянутых рук до руля. Сначала оно кажется немного неудобным, но в поездке такое положение себя оправдывает.

— Ноги всегда должны находиться на специальных подножках или в стременах снегохода. Это поможет вам контролировать снегоход при резких поворотах.

— На правой стороне руля находится рычаг газа. Желаемая скорость достигается нажатием на рычаг большим пальцем. Точно так же слева на руле вы найдете рычаг тормоза. Легкое давление на рычаг обеспечит плавное торможение снегохода.

Теперь, когда вы нашли рычаги газа и тормоза, можно начать движение. Достаточно плавно нажать на рычаг газа, и снегоход начнет перемещаться. Поворачивая руль, вы сможете управлять снегоходом, и с этих минут начнется ваше увлекательное путешествие.

Опыт приходит не сразу, но довольно скоро вы начнете без страха выписывать крутые виражи. Однако при первых экспериментах рекомендуем не лихачить и наклоняться в сторону поворота, не вынимая ног из «стремян». Соблюдайте эти правила, чтобы не вылететь из седла. Не забывайте, что снегоход – тяжелая машина, и ее веса вполне достаточно, чтобы нанести серьезные увечья при аварии вплоть до смертельного исхода.
Торможение снегохода

— В зависимости от плотности снега тормозить нужно по-разному. На мягком снегу вы просто плавно отпускаете рычаг газа, в то время как на укатанной поверхности придется использовать еще и тормоз.

На льду торможение снегохода похоже на автомобильное. Необходимо качать рычаг тормоза, слегка нажимая и отпуская его. Таким образом, будет обеспечена плавная и безопасная остановка снегохода без заноса.

Соблюдая эти нехитрые правила, вы быстро научитесь управлять снегоходом и впоследствии будете получать невероятное удовольствие от такого зимнего времяпровождения.

При управлении снегоходом КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩЕНО:

  • Вождение снегохода в состоянии алкогольного опьянения;
  • Спускать ноги с подножек;
  • Движение стоя или сидя на коленях;
  • Езда по поверхности без снега (очень плотный снег, голый лед);
  • Обгон впереди идущего снегохода.

Выполнение данных правил сделает Вашу поездку
безопасной и приятной!!!

Прежде чем тронуться с места при управлении снегоходом , убедитесь, что путь в направлении движения свободен и плавно нажимайте на рычаг газа до момента начала движения снегохода. Для избежания рывков при ускорении или сбрасывании газа не допускайте резкого изменения оборотов двигателя.

Для торможения снегохода следует отпустить рычаг газа, затем плавно нажать на рычаг тормоза. Пользоваться тормозом следует, в основном, при необходимости экстренной остановки и на крутых спусках. В остальных случаях при управлении снегоходом достаточно своевременно сбросить газ, так как снегоход почти не имеет наката и быстро теряет скорость.

Останавливать снегоход лучше на плотном снегу. Если снег рыхлый, необходимо развернуться и встать на свой след.

На поворотах и разворотах управляя снегоходом необходимо снижать скорость в зависимости от радиуса поворота. При повороте на плотном снегу (наст, укатанный снег), перенесите центр тяжести тела вперед, что обеспечит лучшее сцепление лыжи со снегом, снизьте скорость до минимума; на рыхлом снегу - наклоните корпус в сторону поворота.

При пробуксовке гусениц уменьшите обороты двигателя до восстановления сцепления гусениц со снегом. Повышение оборотов в этом случае вызывает дополнительную пробуксовку и "зарывание" снегохода.

Вождение снегохода

Если снегоход застрял в снегу , следует освободить от снега пространство под носком лыжи и установить ее горизонтально. Затем плавно начать движение снегохода.

Помните! Чем выше скорость, тем меньше у Вас времени для принятия решения в сложной ситуации.

Во время езды на снегоходе с пассажиром у Вас уменьшается возможность маневрировать, потому что у снегохода увеличивается вес и изменяется центр тяжести. Уменьшите скорость и оставляйте больше места для маневров.

Если вы попали в водяную яму (вода под снегом), добавьте газ и не останавливайтесь. Остановка возможна не ранее чем через 500 метров.

Пересечение автомобильных дорог происходит согласно Правилам Дорожного Движения.

Движение в колонне (2-3 и более машин):

  • Необходимо соблюдать дистанцию не менее 50 метров .
  • Обязательно выполнение следующих условных знаков инструктора :

    - левая рука вверх - остановка;
    - левая рука влево - поворот налево;
    - левая рука вверх, согнута в локте - поворот направо.

Помните:

Отправляясь в поездку на снегоходе, следует одеваться в теплую, удобную, не стесняющую движения одежду. Ведь с учетом приличной скорости снегохода и скорости ветра температура окружающего воздуха будет ощущаться значительно более низкой, чем на самом деле.


Рыбаки и охотники, предпочитающие зимнее время года остальным, давно по достоинству должны были оценить снегоходы . Ведь благодаря этому замечательному транспорту, можно с поразительной легкостью и скоростью добраться по заснеженной дороге туда, куда нет прохода автомобилю. Управление любой техникой требует определенных навыков и знаний. Опытный водитель даже без инструктажа умеет распознавать опасные ситуации и легко принимает меры для их предотвращения. Но вот для новичков за рулем снегохода, мы посвящаем эту статью,в которой расскажем как ездить на снегоходе правильно .


Правила вождения снегохода довольно просты, и их соблюдать будет нетрудно даже неопытному водителю. Одна из особенностей вождения снегохода – опасные участки для него часто возникают там, где нет проблем для автомобиля. Потому следует внимательно следить за трассой, и не пытаться пройти сложные препятствия на высокой скорости, так как это может привести к опрокидыванию. С повышенным вниманием надо проезжать склоны и крутые подъемы. Перемещаясь поперек склона, следует распределить свой вес так, чтобы он приходился на подножку, чем компенсируется крен снегохода.

Если снегоход начал заваливаться или просто наклоняться, то без всяких колебаний спрыгивайте с него в сторону вершины холма. В противном случае вы можете получить травмы. Потому трижды подумайте перед тем, как связываться со склонами, не переоцените себя и снегоход. При подъеме с пассажиром нужно быть в разы осторожнее.

Первым делом, опасность в себе таят предметы под снегом . Оценить истинный облик этих айсбергов в снежной трассе часто бывает очень сложно, так же как размеры или вес. Случаются неприятности, когда невнимательный водитель снегохода принимает твердое препятствие за легкий и пушистый сугроб. В лучшем случае, это просто царапина или вмятина в снегоходе, но в худшем – нет предела количеству травм. Очень внимательно надо пересекать замерзшие водоемы . Если вы не уверенны на 100%, что лед выдержит ваш вес в сумме с весом снегохода – найдите обходной путь. Студеною зимой провалиться под лед посреди водоема – занятие не из безопасных, и в большинстве случаев заканчивается очень печально.

К сожалению, опасность для водителя может прятаться не только под гусеницей, но и над головой водителя. Не недооценивайте низкие проводы, ветки и т.д. Их высота с большого расстояния может показаться достаточной для проезда, а приблизившись, вы ощутите на себе свою ошибку. Недооцененные ветки обычно чреваты выбитыми зубами, падением с сидения, сломанными ключицами или руками, и множеством неприятных травм. Внимательность – залог хорошего окончания поездки. Не забывайте, что вы за рулем, хоть и не автомобиля, и правила поведения на «проезжей части» не такие суровые.

И напоследок стоит напомнить, что ездить на снегоходе безопасно становится лишь при знании и соблюдении техники безопасности. Катайтесь осторожно, и зима оставит лишь приятные воспоминания.