Свечи зажигания рабочие какие цветом должны быть. Почему появляется белый нагар на свечах зажигания инжекторного двигателя: причины

На минуту представим себе ДВС, близкий к идеальному:

  • в его цилиндрах сгорает чистое, без примесей, топливо (например, водород);
  • смесь топлива с воздухом (точнее даже, с кислородом воздуха) подаётся в точном соответствии с текущим режимом работы – то есть соответствует и по качеству, и по количеству;
  • пропусков зажигания, вызванных нарушениями в электронике или сбоем фаз газораспределения – нет;
  • моторного масла в камере сгорания – тоже нет;
  • нет также и нарушений теплового режима работы двигателя.

Пожалуй, соблюдения только этих условий уже было бы достаточно, чтобы автомобильные свечи не «обрастали» нагаром.
Но реальность диктует свои условия, далёкие от идеальных, и цвет нагара на свечах зажигания может многое «рассказать» опытному мотористу и о состоянии двигателя, и о топливе, и о масле и, самому проницательному, о хозяине машины.

Виды нагара на свечах зжигания и причины его появления

О чём говорит тот или иной цвет нагара на свечах зажигания, можно было бы написать небольшой справочник. Мы же ограничимся обзором наиболее характерных случаев, не вникая во все «оттенки серого».

Причины появления чёрного нагара на свечах зажигания

Черный нагар чаще всего образуется из-за продолжительной работы двигателя на обогащённой смеси.

Сухой, иногда рыхлый нагар чёрного цвета чаще всего образуется из-за продолжительной работы двигателя на обогащённой смеси. Но не всегда это говорит о неисправностях топливной системы. Работа мотора на обогащённой смеси чаще всего обусловлена городским циклом движения, предопределяющим такой режим работы ДВС.
Впрочем, в таких случаях проверить состояние двигателя по свечам можно, если дать мотору хорошенько поработать на высоких и средних оборотах. Желательно перед тестированием установить новые свечи и «покататься с ветерком» на загородных трассах. Если после поездки свечи останутся чистыми – с мотором всё в порядке.
Но в противном случае, если рыхлый нагар всё же покрыл электроды и изоляторы свечей, следует проверять двигатель, то есть:

  1. Замерить компрессию в цилиндрах.
  2. Проверить фазы ГРМ и регулировку клапанов.
  3. Проверить установку угла опережения зажигания.

Кроме того, образование чёрного нагара на свечах зажигания на «инжекторе» или «карбюраторе» может быть вызвано подачей переобогащённой смеси в цилиндры.

Черный нагар на свечах зажигания


Образование переобогащенной смеси может быть вызвано целым рядом причин.

Учитывая то, что впрысковые и карбюраторные системы питания имеют различные исполнительные и управляющие механизмы, выявлять неисправности каждой из названных систем приходится различными способами. Но, в любом случае, причина общая – бензина поступает больше, чем необходимо.
На инжекторном двигателе могут «лить» форсунки, могут выйти из строя регулятор холостого хода, ДМРВ, ДПРВ – для того, чтобы не искать неисправность наугад, следует воспользоваться диагностическим оборудованием.
На карбюраторном двигателе образование чёрного нагара на свечах, вызванное переобогащённой смесью, чаще всего вызвано негерметичностью поплавкового клапана карбюратора или неполным открыванием воздушной заслонки. В зависимости от типа карбюратора, могут проявляться и характерные неисправности. Так, например, на карбюраторах «Солекс» переобогащение смеси может вызываться нарушением формы жиклёра клапана ЭПХХ, из-за чрезмерного усилия, приложенного при его вворачивании в корпус.

Черный маслянистый нагар на свечах зажигания

Черный маслянистый нагар . Возникает из-за попадания моторного масла в камеры сгорания, вследствие:

Появление маслянистого черного нагара на свечах зажигания говорит о серьезных проблемах в работе двигателя.

  1. Поломки, износа, залегания поршневых колец.
  2. Износа цилиндров и поршней.
  3. Износа стержней клапанов и направляющих втулок.
  4. Выхода из строя маслоотражательных колпачков.
  5. Нарушения герметичности прокладки ГБЦ.

Причины появления белого нагара на свечах зажигания

Белый нагар на свечах зажигания


Белый нагар возникает из-за бедной смеси или несоотвествия свечи по калильному числу.

Белый нагар обычно возникает на свечах из-за работы двигателя на «бедной» смеси или вследствие слишком большого угла опережения зажигания.
Кроме того, такой цвет нагара может указывать на применение несоответствующих по калильному числу свеч. Определяется это по такому принципу: – если на свечах зажигания, вывернутых из вашего двигателя, белый налёт и заметны следы перегрева (оплавления) бокового электрода, то такие свечи слишком «горячие» для этой модели двигателя. К сожалению, общепринятого стандарта маркировки калильного числа для производителей свечей нет (кроме отечественных), поэтому «правильные», т.е. предназначенные для именно той модели мотора, установленной на вашем авто, .
Нагар серого цвета (иногда почти белого) с характерными «пупырышками» означает наличие свинцовых присадок в бензине.

Причины красного нагара на свечах зажигания

Красный нагар на свечах зажигания


Красный нагар образуется из-за наличия в топливе железизстых присадок.

В этом случае причиной являются нескромные финансовые аппетиты производителей топлива. Для увеличения октанового числа бензина (с целью увеличения его стоимости, разумеется) в топливо добавляют ферроцен – химический состав которого имеет в своей основе железо, а цена такой присадки – заманчиво невысока.
Именно железо (которое не горит) и осаждается на электродах и изоляторах свечей. В процессе эксплуатации железный налёт накапливается, становясь причиной сначала коричневого, а затем и бурого налёта на свечах зажигания.
В результате способность свечей обеспечить «правильную» вспышку топливной смеси падает и, как следствие, увеличивается расход бензина, а «резвость» мотора, напротив – падает.

Жёлтый или зелёный нагар на свечах зажигания

Зеленый нагар на свечах зажигания

Появление столь экзотических цветов нагара пока ещё точно не установлено. Посетители автофорумов сходятся во мнении, что, скорее всего, этим изысканным цветам своих электродов свечи обязаны всё тому же бензину.
Впрочем, химических анализов бензина либо самого нагара никто, по всей видимости, пока не проводил.

Замена и чистка свечей зажигания

У опытных автолюбителей есть хорошее правило – менять свечи зажигания перед наступлением холодного времени года.

О том, какой нагар должен быть на свечах зажигания, сказано и написано немало. Видимо, те, кто составляет подобные отчёты, основываются на личном опыте – либо как автослесаря, либо как водителя.
Но общее у всех таких исследований одно – не столь важен цвет или оттенок окраски электродов и изоляторов свечей, а толщина нагара. Именно посторонние вещества являются помехами для хорошего искрообразования и теплоотвода. И наличие этих самых посторонних веществ имеет критическое количественное значение.

Как часто нужно менять свечи зажигания

Принимать в расчёт предписания сервисных книжек авто или производителей свечей буквально не стоит. То есть действуйте, исходя из реального состояния двигателя и характеристик его работы. И возьмите себе за правило – перед наступлением холодного времени года.

Как очистить свечи зажигания

Наиболее эффективны два способа:

  • Прокаливание свечей – паяльной лампой, газовой горелкой. После остывания остатки нагара следует удалить щёточкой.
  • Замачивание. Здесь каждый применяет те средства, которые доступны – керосин, толуол; очистители топливных систем или даже камер сгорания, имеющиеся в продаже. Далее свечи очищаются досуха ветошью.

    Нагар на свечах зажигания — достаточно распространенная проблема, с которой сталкиваются многие наши автолюбители. На первый взгляд может показаться, что в этом нет ничего страшного. Но это не так, особенно, если есть определенные причины, по которым на устройствах образовывается налет. Как быть в таких случаях? Узнайте из этой статьи.

    [ Скрыть ]

    Причины появления нагара

    Что означает копоть, как по внешнему виду определить состояние в домашних условиях на инжекторе или карбюраторе? В идеале ресурс эксплуатации свечей составляет 50 тысяч км, то есть когда автомобиль проходит этот пробег, их в любом случае необходимо поменять. Если налет, как видно по фото, сравнительно небольшой, то в этом нет ничего страшного, главное — чтобы на электродах не было следов повреждений. Но если налет появился на новых элементах, то этому необходимо уделить значение, так как причины такого состояния могут быть серьезными (автор видео — Oleg Ars).

    Цвет нагара — о чем свидетельствует и что делать?

    Для начала необходимо внимательно произвести диагностику устройств, тот или иной оттенок налета может сказать автомобилисту о многом, в частности, таким образом можно обнаружить слабые места. Произвести замену элементов на карбюраторе или инжекторе — не проблема, ровно как и очистка свечей зажигания, главное — понять, чем вызвано такое состояние. Ведь если проблему не решить своевременно, то и новые свечи быстро испортятся.

    Какой может быть цвет нагара на свечах зажигания? Черный, красный либо белый. Любой из этих налетов говорит о том, что в работе транспортного средства есть те или иные проблемы. Диагностика двигателя по свечам зажигания зачастую дает определенные результаты, позволяя выявить проблему. Давайте разберемся с каждым из этих цветов.

    Черный нагар

    Черный нагар на свечах зажигания на карбюраторе или инжекторе может появиться в результате разных проблем. Типов налета может быть два — он бывает либо сухой, либо маслянистый. Так почему свечи зажигания черные?

    Разберемся в основных причинах такого состояния:

    1. Карбюратор работает некорректно, необходимо настроить устройство, прочистить.
    2. Засорился воздушный фильтрующий элемент. Нужно произвести замену.
    3. В топливной рампе наблюдается слишком высокий уровень давления.
    4. Энергия от искры слишком маленькая.
    5. Слишком низкий уровень компрессии.

    Если на элементах образовывается масляный нагар, то необходимо удостовериться в том, что моторная жидкость не поступает в горючую смесь. Как показывает практика, основной причиной в этом случае является износ маслосъемных поршневых колец. Кроме того, вызвать налет, как видно по фото, могут и повреждения колпачков клапанов.

    Белый налет

    Что касается нагара белого цвета, как видно на фото, но он также может появиться по разным причинам, тем более, что оттенков у него может быть несколько:

    1. Пепельный оттенок. Такой налет в большинстве случаев проявляется тогда, когда вы заправляете транспортное средство низкокачественным топливом. Решить причину проблемы своими руками вполне можно — достаточно просто зачистить элементы и их опять можно использовать. Разумеется, после этого следует заливать более качественное топливо.
    2. Блестящий оттенок может сопровождаться наличием эрозии на контактах. Такое состояние свидетельствует о перегреве компонентов. Как правило, перегрев возникает в том случае, если горючая смесь мало обогащена. Также причина может крыться в неправильно настроенном зажигании (слишком раннем) или некорректной работе системы охлаждения. Что касается именно перегрева, то он может быть довольно опасным, поскольку со временем это может привести к образованию трещин и прочих повреждений, поэтому выявив блестящий налет, детали лучше заменить.

    Красный и коричневый нагар

    Коричневый или красный нагар на свечах зажигания может свидетельствовать о том, что в бензине, залитом в бак, есть вредные для двигателя вещества либо в составе масла присутствует большой количество присадок. Если оттенок похож на цвет красного кирпича, то это свидетельствует о том, что автовладелец долгое время заливал этилированное топливо. В результате того, что на концах свечей появляется коричневый налет, устройство не сможет пропускать искру. Единственный выход в этом случае — чистка свечей зажигания.

    Устройство может не давать искру, если его электроды забиты. Можно попытаться прочистить элемент, но большинство отечественных водителей идут более легким путем — они просто меняют СЗ. Коричневый нагар может иметь желтый оттенок. Если налет желтый, то это говорит об обедненной горючей смеси в моторе.

    Другие факторы, которые рассказывают о наличии проблемы

    О том, что в работе двигателя возникли проблемы, может сказать не только цвет. К примеру, если вы заметили, что на электродах образовалась эрозия, то, вероятнее всего, вы используете низкокачественный бензин, в котором повышенное содержание свинца. Появлению эрозии способствует и плохой зазор. Сама по себе зола является изолятором, соответственно, если ее слой будет слишком толстым, то в системе не сможет развиться нужное напряжение. Появлению золы способствует то, что в цилиндрах мотора не до конца сгорает моторная жидкость, что обусловлено другими проблемами, связанными с поршневыми кольцами.

    Что касается остатков моторной жидкости на электродах, то они говорят о выходе из строя клапанов либо перегородок, также на электродах может располагаться и металлическая стружка.

    В этом случае систему опять же заливает бензином, отчего это происходит:

    • неправильно работает система в целом;
    • в работе зажигания возникли проблемы.

    В том случае, если на протяжении долгого времени транспортное средство стоит, в начале его работы может наблюдаться троение ДВС, которое со временем пропадает. При этом из глушителя будет идти сине-белый дым. В этом случае проблема, вероятнее всего, кроется в температуре цилиндра. Масло образуется на свечах тогда, когда свеча сама по себе холодная, либо есть необходимость замены масляных колпачков либо поршневых колец.

    При несвоевременном решении проблемы расход топлива может увеличиться в два раза, а если неисправность связана с поршневыми кольцами или перегородками, то решать ее в любом случае придется. И этот момент лучше не затягивать!

    Как очистить свечи зажигания своими руками?

    Как почистить свечи зажигания — вариантом может быть несколько, сначала все устройства необходимо демонтировать, очистке поддаются только электроды:

    1. Ручная очистка. Специалисты не рекомендуют очищать элементы наждачной бумагой, однако наши автолюбители все равно с успехом используют этот способ. Более оптимальным вариантом будет использование специальной щетки с металлической проволокой или зубной щетки.
    2. Прочистка с помощью песка. Очистить элемент песком не так просто, если не подойти к этому вопросу правильно. Наши умельцы всегда находят более простые способы, один из таковых — установить устройство в патрон дрели, включить ее и опустить в емкость с песком.
    3. Метод теплового воздействия. Элементы необходимо прогреть с помощью обычного паяльника или газовой плиты. Компонент греется до того момента, пока электрод не будет красным, после этого с помощью щетки он очищается.
    4. Очистка с помощью химии. Если использовать специальное средство против ржавчины, то его необходимо нанести слоем в несколько миллиметров и оставить устройства на час, после чего прочистить их и промыть в воде. Таким же образом применяется и обычный ацетон. Для этой цели можно использовать силит — элементы заливаются веществом, после чего банка с ними ставится под напор горячей воды на час, далее, электроды просто очищаются.
    5. Уксус. Также примерно на 60 минут устройства необходимо залить обычным уксусом и оставить их настояться. После часа необходимо добавить несколько капель электролита, детали очищаются деревянной палочкой или зубочисткой. На практике этот метод является довольно действенным. Аналогичным способом некоторые автомобилисты производят очистку с помощью таких напитков, как Кока-Кола, Пепси, Спрайт и т.д. Ни для кого не секрет, что вещества, входящие в состав этой продукции, без проблем удаляют ржавчину.

    Видео «Очистка свечей зажигания в домашних условиях»

    Подробно процедура прочистки представлена на видео ниже (автор видео — Автоэлектрика ВЧ).

    Извините, в настоящее время нет доступных опросов.

    Для диагностики автомобильного двигателя можно воспользоваться разными способами: помогает оценить состояние мотора измерение компрессии, компьютерная диагностика и многое другое. Однако такие методы предполагают применение специальных инструментов, которые далеко не всегда есть под рукой.

    Тем не менее, опытные автовладельцы знают, как определить исправность работы ДВС без использования дополнительного оборудования. Можно поставить правильный диагноз, осмотрев нагар на свечах зажигания.

    Самые распространенные ошибки

    Чтобы результаты диагностики получились максимально достоверными, необходимо оценивать состояние свечей после продолжительной активности силового агрегата. Иными словами, нужно дать мотору подольше поработать перед тем, как приниматься за осмотр свечей зажигания. Если же этого не сделать, тогда верно диагностировать причины неисправного функционирования ДВС не удастся.

    Зачастую в зимний период автомобилисты, запуская холодный двигатель, слышат посторонние шумы, свидетельствующие о его неровной работе, и сразу после этого принимаются за осмотр свечей зажигания. Следует запомнить, что такой подход является неправильным, поскольку черный нагар, который, вероятно, будет обнаружен на свечах, указывает лишь на чрезмерное обогащение топливной смеси, что вполне нормально в условиях отрицательных температур.

    Объясняется такое явление достаточно просто.

    Пока мотор не прогрет, будет наблюдаться неполное сгорание топливной смеси, в то время как неустойчивая работа двигателя может быть вызвана выходом из строя ВВ-проводов. Чтобы правильно диагностировать поведение мотора, вышедшее из нормы, необходимо вкрутить в него заведомо исправные свечи и проехать расстояние не менее 200 км. Это исключит вероятность ошибочного вывода.

    Виды нагара на свечах зажигания

    Если при осмотре выкрученных свечей зажигания вы заметили на их изоляторе небольшое количество отложений, а его цвет меняется от кофейного до светло-коричневого, то в таком случае с двигателем все в порядке. Отсутствие масляных следов также говорит об исправной работе ДВС. Любой другой цвет свечи и иное ее состояние, отличное от описанного выше, является отклонением от нормы, а значит, требует особого внимания.

    Различают следующие виды нагара:

    • черный;
    • белый;
    • красный;
    • эрозия;
    • зольный налет;
    • бензиновые следы;
    • масляные следы.

    Черный нагар

    Если на свече вы обнаружили бархатистый слой, что и представляет собой черный нагар, можно с уверенностью говорить о чрезмерно обогащенной смеси. К наиболее частым причинам переобогащения относятся неправильная регулировка карбюраторного двигателя или же сбой в работе ЭБУ, если речь идет о моторе инжекторного типа. Привести к перебоям могли также сломанный лямбда-зонд, засорившийся воздушный фильтр, неисправность механизма воздушной заслонки.

    Белый нагар

    Обнаруженный на изоляторе белый нагар указывает на слишком обедненную смесь. Закрывать на это глаза не стоит, потому что, в конечном счете, данная проблема может привести к оплавлению свечей зажигания или, что еще хуже, к перегреву камеры сгорания, а это в свою очередь грозит прогаром выпускных клапанов. Чтобы избежать такого неприятного стечения обстоятельств, целесообразно своевременно принять соответствующие меры.

    Для начала требуется установить причины появления такого нагара. К самым распространенным относятся – применение низкокачественного бензина, неправильные параметры опережения зажигания, использование свечей зажигания с низким калильным числом.

    Красный нагар

    Налет на свечах зажигания с характерным красным оттенком образуется вследствие работы силового агрегата на бензине, который содержит свинцовые и другие металлические соединения. Они называются присадками и являются добавками, которые смешиваются с горючим с целью увеличения октанового числа.

    Таким образом, нормальное искрообразование при продолжительной работе ДВС на так называемом этилированном бензине полностью нарушается, именно поэтому красный нагар является серьезным поводом, чтобы задуматься над более глубокой диагностикой двигателя в проверенном сервисном центре.

    Продолжительная эксплуатация двигателя на выработавших свой ресурс свечах зажигания приводит к появлению на их электродах следов эрозии. Симптомы, которые наблюдаются в поведении мотора, - неустойчивость на холостых оборотах, снижение мощности, постоянное троение.

    Кроме несоблюдения интервалов замены свечей, вероятной причиной, объясняющей все происходящее, может быть использование бензина, в составе которого присутствует тетраэтилсвинец. Замените свечи и перейдите на топливо более высокого качества, и возможно, эти проблемы уйдут.

    Причиной его образования на рабочей поверхности свечей является попадание моторного масла в камеру сгорания. Это может происходить из-за выработки цилиндра или в связи с залеганием поршневых колец.

    Если это действительно так, у автомобиля будут синие выхлопные газы и увеличенный расход масла.

    Если в процессе эксплуатации свечи постоянно заливает бензином, это свидетельствует о неисправности систем зажигания инжектора или карбюратора. Чтобы однозначно быть уверенным в том, что данные элементы неправильно функционируют, стоит установить новый комплект свечей. Если при очередном их осмотре окажется, что они покрыты бензином, ремонта не избежать.

    Масляные следы

    При их обнаружении на свечах работа двигателя может сопровождаться сильной его вибрацией, в то время как выхлопная труба будет выпускать отработанные газы, имеющие бело-синий цвет. В таком случае может наблюдаться увеличенный расход масла, залитого в систему смазки двигателя.

    Как правило, следы масла на свечах указывают на установление в цилиндрах неправильного температурного режима. Нагар такого типа образуется вследствие износа таких составляющих ДВС, как поршневые кольца, маслосъемные колпачки, направляющие втулок клапанов.

    Иными словами, присутствие масляных следов на поверхности свечи свидетельствуют о разрушении внутренних компонентов мотора. Это грозит тем, что отсоединившиеся частицы металла могут попасть между подвижными элементами внутри двигателя, что будет сопровождаться его непрерывным троением и вдвое возросшим расходом топлива.

    Таким образом, диагностика работы ДВС при замеченных отклонениях от нормы путем осмотра свечей зажигания является довольно точным способом установления причины возникшей неисправности. Если возникла необходимость в том, чтобы самостоятельно диагностировать нестандартное поведение двигателя, выкрутить свечи и провести их визуальный осмотр не составит труда даже для новичков, мало разбирающихся в устройстве автомобиля.

    Однако как новичкам, так и опытным водителям не стоит забывать, что свечи зажигания являются расходным материалом и имеют свой ресурс. Поэтому их замену следует проводить своевременно, к тому же их копеечная стоимость даже располагает к этому, не сильно ударяя по бюджету любого автомобилиста.

    Видео

    Подробнее о нагаре на свечах зажигания и сопутствующих неисправностях смотрите в следующем материале:

    Свечи зажигания, являются прекрасным датчиком, отражающим качество применяемого топлива и стабильности работы всей системы зажигания. На ваз 2109 белые свечи зажигания только пока они новые и лежат в упаковке.
    С первых минут эксплуатации цвет их изменяется. По виду снятой с мотора свечки можно выявить приближающиеся неприятности и предотвратить их.
    От их исправности зависит работа двигателя и продолжительность его службы, расход бензина, скорость разгона и движения. Наша инструкция поможет предотвратить подкрадывающиеся проблемы и решить уже возникшие.

    Когда владелец машины, вспоминает о наличии в двигателе лишь при появлении проблем и неисправностей, обрекает себя на постоянную борьбу с поломками двигателя, и постоянно повышенный расход топлива. При этом он обрекает свою машину на «инвалидный» и весьма короткий образ жизни.
    Со временем, те, кто не имеет понятия о них, либо считает, отказы свечки всего лишь безобидная ерунда, или маленькое неудобство, удивляются, почему часто сталкиваются с поломкой других деталей системы зажигания (таких как катушка, крышка трамблера, и других). А достать свечи и обнаружив белый нагар на всех свечах ваз 21093 почистить их и вставить на место, не разбираясь в причинах его появления – обрекают двигатель на сокращение срока эксплуатации.
    Положительный момент столь небрежного обращения с машиной – её хозяин становится завсегдатаем СТО, этим он вносит свой вклад в развитие отечественной экономики!

    Проверка неисправностей

    Систематическая проверка свечей своими руками позволяет избавиться от массы проблем и денежных расходов, а так же дать автомобилю возможность продемонстрировать весь свой потенциал на трассе:

    • Важно неисправную свечку как можно быстрее обнаружить и заменить
    • По нагару, образовавшемуся на ней, вы можете легко провести диагностику работы двигателя и узлов системы зажигания
    • Типичной причиной неисправности свечей является не правильный подбор при замене
    • Не смотря на то, что все производители авто буквально кричат: «Применяйте только свечки, рекомендованные для данного транспортного средства, либо допустимые аналоги»
    • Однако нам иногда мешает собственная лень, а иногда у нас нет возможности приобрести нужную свечку
    • Поэтому зачастую мы устанавливаем, что подвернется на автомобиль
    • Частенько оправдываем такие действия тем, что не ничего не понимаем в замене свечей зажигания
    • А надо всего лишь выбрать и купить новые по образу и подобию прежних, и при выключенном остывшем моторе выкрутить свечи, воспользовавшись специальным ключом, чтобы затем вкрутить новые
    • Главное помнить, что новые свечки должны идеально соответствовать всем характеристикам и геометрическим и тепловым прежних свечей, установленных заводом
    • Иначе возникнут проблемы
    • При недостаточном калильном числе (так называется степень теплопроводности) хозяина ждут скорые проблемы с работой мотора и всей
    • А если свечка имеет несоответствие геометрических размеров резьбовой части (короче, чем была либо длиннее) тогда будет либо забиваться нагаром, либо заливаться бензином и естественно плохо работать
    • Совет тем, тем, кто не любит часто возиться с техникой, Вам достаточно лишь следовать одному простому правилу, чтобы избежать проблем с двигателем:
    • Необходимо лишь менять свечи каждые 30тысяч километров пробега
    • Проверять и чистить через каждые 5тысяч километров
    • Получается, чтобы неисправность свечей не стала причиной проблем, вам нужно 10 раз (в течение двух лет при постоянной езде) убирать нагар со свечей

    Что сообщает нам налет на свечках

    Инструкция имеет первую фотографию, на ней изображены все возможные нагары и поломки свечей:

    • На первом фото вы видите свечку, извлеченную из мотора, работающего как часы, четко, ровно без сбоев. Её юбка светло-коричневого цвета, практически отсутствует нагар либо другие отложения.
      Масляных следов тоже нет. Значит, мотор не требует доливки смазки в период между техническими обслуживаниями и у него минимальный, а мощность при этом максимальная
    • Номер два показывает, как выглядит свечка, в двигателе, имеющем повышенный расход бензина. Об этом говорит бархатисто-черный нагар на центральном электроде.
      Причин повышенного расхода несколько: чрезмерно забитый пылью и мусором воздушный фильтр, не пропускающий достаточного количества воздуха в цилиндры, неисправность инжектора, либо нарушение регулировки карбюратора
    • Третий рисунок отображает пример сильно обедненной смеси топлива с воздухом. От этого, цвет электрода получается белый либо имеет светло-серый оттенок.
      Белые свечи ваз 2109 могут сигнализировать о бедной смеси. Это серьезный повод чтобы забеспокоиться.
      Длительная езда на такой смеси с высокими нагрузками на мотор приводит к перегреву камеры сгорания (от этого может заклинить поршень и как следствие оборвать шатун «рука дружбы», как говорят в народе). Так же постоянно перегретая свечка быстро перестает нормально работать
    • Четвертый номер с характерным красноватым оттенком, чем-то напоминающим по цвету кирпич, вызывается такой налет топливом, содержащим избыток присадок с металлом в составе. Если ездить на таком топливе постоянно, отложения образуют на изолирующих поверхностях электропроводный налет, ток начинает проскакивать через него, а между электродами искра не образуется, результат – свечка не функционирует.
      Если у вас инжектор, налет образуется еще и на датчиках, в результате неверных показаний машина просто перестает ехать вообще, и может выйти из строя компьютер, сердце машины. Выход – сливать топливо и заправляться новым, инжектору рекомендуется пройти процедуру промывки мотора специальной присадкой, добавляемой в топливо.
    • Номер пять, свечка с заметными следами смазки на резьбовой части. Мотор при таких свечках после стоянки плохо запускается и некоторое время «троит», когда прогревается, работа его стабилизируется.
      Это указывает на повреждения , что в совокупности дает увеличение расхода масла. А при запуске мотора из выхлопной трубы вырываются бело-синие газы.
    • Свечка шестая стояла в неработающем цилиндре. Как видите, центральный электрод покрыт смесью масла с бензином, а так же «пудрой».
      Пудра — это стружка металла от разрушений, которые постепенно происходят в этом цилиндре. Причина, скорее всего в разрушении клапана или поршня.
      Мотор в таком случае «троит» постоянно, возрастает расход бензина и сильно снижается мощность мотора. Здесь проблему решит только ремонт.
    • Седьмая картинка показывает полное отсутствие центрального электрода вследствие его разрушения. Причин такого разрушения несколько: использование бензина, имеющего низкое октановое число (например, 80-тый бензин вместо 95-того), продолжительная работа мотора с детонацией, раннее зажигание либо бракованная свечка.
      Еще повезет, если отлетевший электрод вылетит из мотора в выпускной коллектор, попадание его под выпускной клапан приведет к ремонту головки двигателя.
    • Последняя картинка показывает, что электрод свечки весь покрылся золой, здесь цвет отложений роли не играет, но свидетельствует о нарушениях в работе мотора. Причина появления нароста, горение масла в цилиндре по причине залегания либо разрушения маслосъемных колец поршня

    Вот мы разобрались, как связаны состояние мотора ваз 2109 и свечи зажигания.

    Избавляемся от нагара

    Ошибкой многих автолюбителей, является такая диагностика:

    • Когда сразу после холодного запуска мотора, низкой (минусовой) температуре получается неустойчивая его работа, сразу же выкручивают свечи и естественно видят черный нагар, исходя из этого, делают поспешные неправильные выводы
    • Такой нагар часто образуется при работе мотора сразу после холодного старта, тогда смесь обогащается принудительно
    • Неустойчивая работа может быть вызвана плохим состоянием высоковольтных бронированных проводов
    • Поэтому, заостряем внимание на этом снова, если, вам кажется, что двигатель как-то не так работает, и вы решили понять что с ним, осмотрев состояние свечей, для правильной диагностики необходимо имея изначально чистые свечи, проехать 250 а лучше 300километров, и только потом выкручивать их и проверять.
    • Если же вы пользуетесь автомобилем не часто, и проезжаете при этом небольшие расстояния, ваш пробег в пределах 10-12тысяч километров за год.
    • Тогда проверку и чистку свечей требуется выполнять всего два раза в год, перед наступлением летнего и зимнего сезонов
    • Если вы пользуетесь машиной часто, и пробег во много раз превышает описанный выше, тогда частота проверки возрастает, но чтобы ее определить, важно знать, как проверяются свечки зажигания

    Свеча, у которой юбка ее центрального электрода золотисто-коричневого цвета, и имеет минимальный нагар, при этом на ней отсутствует смазка, сообщает нам, что мотор функционирует идеально, иначе необходимо чистить и даже менять свечу. Ремонт мотора необходим, если на ваз 21093 свечи зажигания не проверялись своевременно.
    Самым простым вариантом является чистка свечей при помощи химических средств, для этого:

    • Достаем (выкручиваем) и обезжириваем свечи
    • Обязательно хорошенько их просушиваем
    • Затем на 20 минут погружаем в жидкий раствор ацетата аммония (концентрация 20%)
    • Потом тщательно прочищаем их с помощью жесткой щетки
    • Применять вместо щетки более мощные средства (шила, ножи, лезвия)
    • Налет они, конечно, снимают гораздо легче
    • Только так же легко оставляют на изоляторе глубокие царапины
    • Впоследствии такие царапины становятся причиной быстрого образования нагара
    • За неимением щетки можете использовать нож, обернутый тканью
    • Вместо аммония ацетата используется преобразователь ржавчины
    • Налейте его в емкость и поставьте свечку таким образом, чтобы жидкостью была покрыта только резьба и нижняя часть свечи
    • В таком положении оставляем на 30минут, затем чистим щеткой

    Чтобы было как можно меньше проблем с работой мотора вашего автомобиля, стоит вспоминать о свечах не только тогда, когда двигатель перестал заводиться. Стоить помнить какова цена небрежности.
    Производители гарантируют срок службы свечей при исправном моторе 30тысяч километров пробега (и даже более). Однако не забывайте с каждой сменой масла (каждые 10-15 тысяч километров пробега) проверять их состояние. Кроме этого регулировать необходимый зазор между электродами и очищать их от нагара.
    Теперь вы понимаете, как важно просто иногда проверять состояние свечей, дополнительно, если это необходимо, посмотрите наше видео.

    Рабочая часть свечей зажигания находится непосредственно в зоне сгорания топливной смеси. Нередко деталь может служить индикатором тех процессов, которые проходят внутри цилиндров. По тому, какой нагар оседает на электроде, можно определить, что не так с двигателем. Черный нагар означает богатую топливную смесь. Это знают практически все водители. А вот зажигания вызывают массу вопросов у автомобилистов. Давайте рассмотрим основные причины белого нагара и способы решения такой проблемы.

    Какой цвет нагара можно считать нормальным?

    О том, что двигатель работает нормально, свидетельствует электрод с налетом светло-коричневого цвета. При этом на электроде не должно быть сажи или масляного налета. Такую картину можно наблюдать в новых моторах, а также двигателях после капитального ремонта.

    Если рабочая часть свечи имеет другой цвет, тогда лучше выполнить диагностику двигателя и найти причину неисправностей. При этом далеко не всегда проблема кроется в самом моторе. Что касается цветов нагара, то он может быть черным, кирпичным или откровенно красным, светло-серым. Встречаются и белые свечи зажигания.

    Основная причина налета

    Первым делом нужно учитывать, что свеча зажигания необходима для воспламенения смеси топлива и воздуха. Свеча внутри цилиндра работает под запредельными нагрузками в тяжелых условиях, где предусматриваются различные химико-биологические воздействия - это высокая температура искры и процессы при сгорании смеси.

    Основной причиной образования нагара является именно химическая реакция в результате сгорания топливной смеси. Реакция ведет за собой такие последствия, как высокие температуры и образование продуктов распада. После каждого горения очередной порции топливной смеси незначительное количество налета оседает на электродах свечи и стенках цилиндра.

    Причины белого нагара

    Если имеется опытные автолюбители сразу же определят проблему. Это бедная топливная смесь - актуально как для инжекторных, так и для карбюраторных двигателей. Но имеются и другие причины. Это позднее зажигание, а также неверно подобранные свечи для конкретного двигателя. Чтобы найти точную причину такой неисправности, необходимо провести поэтапную диагностику автомобиля.

    Бедная смесь

    Смесь топлива и воздуха должна быть правильной - только тогда двигатель будет работать идеально. Но так бывает далеко не всегда. Даже современные инжекторные топливные системы, которые полностью контролируются электроникой, иногда дают сбои.

    Если имеется белый налет на свечах зажигания, тогда в топливной смеси содержится больше воздуха, чем нужно. Необходимо найти причину бедной смеси. Нередко такая неисправность связана с подсосом постороннего воздуха в систему, а также с плохой работой бензонасоса. К тому же двигатель может обеднять смесь из-за различных неисправностей с расходомером воздуха и другими датчиками.

    В случае с карбюратором могут быть засорены топливные жиклеры главной дозирующей системы или системы холостого хода. Нередко бедную смесь провоцирует слишком низкий уровень бензина в поплавковой камере. Часто неисправность связана с засором топливных фильтров или топлива заборника в баке. Вот почему свечи зажигания белые на карбюраторе - в большинстве случаев это именно бедная топливная смесь.

    Чтобы нормализовать ситуацию, необходимо найти и устранить неисправность, затем проехать какое-то время на комплекте свечей, а через некоторое время выкрутить их и посмотреть на состояние.

    Неверная регулировка топливной смеси

    Это одна из причин бедной смеси. Нередко даже на инжекторных двигателях имеется возможность регулировки. К примеру, водители ради экономии топлива меняют угол открывания дросселя сменой положения стопорных колец, смещая его в пазах иглы заслонки. Но подобная мифическая экономия может привести к плачевным последствиям. Езда на бедной смеси, о чем говорит белый нагар на свечах, может быть причиной прогара клапана.

    Можно внести изменения в прошивку блока управления. Для этого имеется масса программно-аппаратных инструментов. Регулировки топливной смеси делаются для повышения мощности мотора.

    Форсунки и топливные фильтры

    Это банальная причина белых свечей зажигания на инжекторных двигателях. Игла и сопло этого элемента очень тонкие, однако из-за низкого качества топлива или забитого фильтра со временем на стенках форсунки образуются различные отложения. Диаметр пропускного отверстия, который и так очень небольшой, еще уменьшается. Все это провоцирует бедную смесь.

    В таком случае лучшим и эффективным решением является регулярная замена топливных фильтров - как тонкой, так и грубой очистки. Также может помочь очистка и продувка форсунок на специальных стендах.

    Подсос воздуха

    Может образовываться и по причине подсоса постороннего воздуха. Если не удается найти причину белых свечей зажигания, а все проверки показали исправность узлов и элементов, тогда рекомендуется внимательно осмотреть каждый шланг и патрубок, идущий от воздушного фильтра на впускной коллектор. Необходимо не забывать и о том, что возможна разгерметизация самого впускного коллектора. В алюминиевой детали нередко могут образовываться трещины. Замена обойдется дорого, но поможет избавиться от белого нагара на свечах и от бедной смеси.

    Кроме того, подсос воздуха может быть там, где устанавливается датчик холостого хода. Специалисты рекомендуют тщательно проверять резиновые уплотнители, с помощью которых соединение герметизируется.

    Позднее зажигание

    Смесь топлива и воздуха, на которой работает двигатель внутреннего сгорания, может воспламенятся позже, чем необходимо. В этом случае она догорает в процессе рабочего хода поршня. Это попутно вызывает обгорание свечей и перегрев мотора. Позднее зажигание может являться причиной налета белого цвета на свечах зажигания.

    На старых простых карбюраторных двигателях настроить угол опережения можно своими руками при помощи стробоскопа. Но на двигателях с большим пробегом это сделать затруднительно. В этом случае зажигание следует выставлять опытным путем, так как стробоскоп не учитывает износ отдельных элементов двигателя.

    В инжекторных моторах своими руками УОЗ никак не изменить - он жестко выставлен в прошивке блока управления. Здесь необходимо поочередно проверять датчики, отвечающие за момент зажигания и менять те из них, которые неисправны.

    Неверно подобранные свечи

    Свечи зажигания делятся на «горячие» и «холодные». Для каждого двигателя производители рекомендуют свои комплекты. Нередко продукция, которая лежит на полках автомагазинов, может не соответствовать заявленным характеристикам, а автомобилисты покупают и вкручивают такие свечи зажигания.

    Белые отложения говорят о том, что деталь слишком «горячая» для данного мотора. Чтобы исправить такую неполадку, нужно всего-навсего приобрести и установить правильные свечи. Выявить, что деталь не соответствует по калильному числу, можно не только по нагару, но и по характерным следам перегрева или оплавления бокового электрода.

    К сожалению, сейчас какие-либо общепринятые стандарты по маркировке калильного числа отсутствуют. Поэтому подбирать наиболее подходящие свечи к двигателям конкретной модели следует только по каталогам.

    А вот белый налет на свечах зажигания ГБО считается нормальным. Но все-таки лучше приобрести специальные газовые детали, проверить качество смеси и убедиться, что пропорции нормальные.

    Как правильно обслуживать?

    Обычно принято менять свечи, которые прошли 30-40 тысяч километров. Но мало кто знает, что свечи необходимо обслуживать. Даже при полностью исправной системе зажигания они могут работать неверно. На электродах может образовываться разный налет и оксиды, которые мешают образованию нормальной искры. В процессе выгорания металла растет зазор между электродами, что также затрудняет процесс искрообразования.

    Для продления срока службы свечей их можно очистить. Но если только очистить белые свечи зажигания, эффекта может и не быть из-за увеличившегося зазора между рабочими частями. Необходимо восстановить нормальный зазор. Тогда система зажигания будет работать идеально.

    Другие цвета

    Мы узнали, что означает белый нагар на свечах зажигания. Но есть еще и другие оттенки, которые также могут рассказать о многом.

    Вот например, черные свечи. Черный нагар может иметь разную структуру. И одно дело если это просто сухой нагар в виде сажи. Главная причина - это переобогащенная смесь. Маслянистый налет говорит о том, что в цилиндры попадает много масла и оно сгорает не полностью. Также черные свечи будут на двигателях, которые имеют большие масляные аппетиты.

    Можно наблюдать и красный нагар. Но он о каких-либо неисправностях не говорит. А лишь свидетельствует о том, что в топливе, которым заправляют машину, есть определенные присадки. Опытные автомобилисты и специалисты по ремонту других причин появления красного налета назвать не могут.

    Заключение

    Итак, мы рассмотрели, почему возникает белый налет на свечах. Как видите, причин такой проблемы может быть несколько.