Греть или не греть современный двигатель? Греть или не греть? Вот в чём вопрос! Кому же верить.

В конце этой и начале следующей недели синоптики обещают первые ночные заморозки, да и дневные температуры приблизятся к нулевым. Значит, прохладно станет не только нам, но и двигателю. Большинство автомобилистов XXI века, могут удивиться самой постановке вопроса. Зачем греть? Сел, завел и поехал. Ведь так прямо сказано в инструкции всех современных машин. Кому же доверять, если не производителю?

Т олько задумайтесь: в чем заинтересован изготовитель автомобиля? Времена, когда ответом на этот вопрос было «надежность и долгая эксплуатация» давно ушли. Ныне, в век одноразовых вещей и эпохи потребления, концерны стимулируют вас как можно быстрее сменить свой автомобиль и прийти в салон за новым. А что может быть лучшим стимулом, нежели ощущение, что ваш нынешний транспорт вот-вот развалится или выставит вас на дорогостоящий ремонт? Это было бы проигрышной стратегией, если бы не один нюанс: ее вот уже лет 15 придерживаются все гиганты индустрии.

Т ак что верить в заботу завода-изготовителя не стоит. Помимо экономической выгоды он следует давлению экологов. В первые минуты после холодного запуска, когда каталитический нейтрализатор еще не прогрелся, выхлоп даже самого современного двигателя чрезвычайно «грязный». На ходу мотор и система очистки отработавших газов выходят на рабочую температуру быстрее, чем стоя на месте. Отсюда и рекомендация сразу трогаться с места. Кроме того, стоять и одаривать своим выхлопом весь двор многоквартирного дома (а многие из нас держат машину именно во дворе), мягко говоря, невежливо. Но тут можно посоветовать потихоньку выползти на холостых оборотах на улицу и «погреться» там.

В о многих свежих моделях нет стрелочного датчика уровня прогрева двигателя, только контрольные лампы «холодно» и «горячо». Но и сам циферблат не дает полной картины. Он отражает температуру охлаждающей жидкости, которая набирает градусы достаточно быстро. Железо – головка блока, цилиндры и поршни – делают это чуть медленнее.

А вот масло в картере отстает. А ведь от него напрямую зависит смазка трущихся частей и, следовательно, степень износа мотора! Указатель температуры масла можно встретить на моделях альянса PSA прошлых лет, он доступен обладателям нештатных бортовых компьютеров и зашит в меню сложных мультимедийных систем дорогих машин. Но все-таки он есть далеко не у всех. Чтобы понять, в каком состоянии начинает работу смазка, не поскупитесь на литрушку того сорта, который залит в ваш двигатель, и оставьте ее на зимнюю ночь в багажнике. Утром текучесть масла будет сильно отличаться от той, которую вы привыкли видеть. Вот и прикиньте, может ли такая консистенция обеспечить полноценную смазку деталей сразу после запуска.

Т аким образом, даже сдвинувшаяся с нижней точки стрелка указателя антифриза отнюдь не гарантирует, что силовой агрегат полностью готов к работе на любых оборотах. С другой стороны, прогрев, стоя на одном месте, ныне неэффективен. Прежние карбюраторные двигатели не только можно довести на стоянке до нужных 90 градусов, но даже нужно. «Жигули», «Москвичи» и «Волги» ехать без полного прогрева зачастую упорно не желали. Инжекторный мотор не столь привередлив и готов везти вверенный ему автомобиль сразу. А на месте его можно «кипятить» очень долго. Дизель не прогреется вовсе, а бензиновый агрегат неохотно набирает градусы даже в вялотекущей пробке. Так что поехать все-таки придется, даже если вы желаете действовать по-старинке: стояние на месте вам ничего не даст, в движении двигатель выйдет на рабочую температуру быстрее. Но жать на газ нужно мягко, без излишнего энтузиазма. Резкие старты – это уже откорвенное насилие над холодным мотором.

В общем случае рецепт прогрева двигателя таков. После запуска холодного мотора нужно немного постоять на месте. Сколько это «немного»? Зависит от температуры воздуха снаружи. Сейчас достаточно подождать минуту, пока масло разойдется по всему агрегату. При среднем «минусе» стоит постоять на месте минуты 3-4, а в крепкий мороз – раза в полтора-два дольше. Не стоит думать, что это слишком долго. Во-первых, этим вы продлите жизнь двигателю (раз уж его нельзя полностью оградить от холодных пусков). Во-вторых, у водителя на этот срок найдутся дела. Та же минута уйдет на защелкивание ремня и просмотр пробок на смартфоне. Зимой придется чистить машину от снега, проверять, не примерзли ли щетки стеклоочистителя, доливать незамерзайку. В конце концов, борьба с курением далека от своего завершения. Вот и скоротайте время за любимым процессом, стоя на месте, а не отвлекаясь от вождения.

И еще. Материалы двигателей и масла шагнули за более чем столетнюю историю автомобиля далеко вперед. Но законы физики остались прежними. Трущиеся посуху друг о друга детали изнашиваются колоссальными темпами. Добавьте сюда сознательный курс автопроизводителей на сокращение ресурса своей продукции. Думаем, ответ на вопрос о необходимости прогрева после этого станет очевиден.

Греть или не греть? – вот в чем вопрос. Ответ можно найти в «Инструкции по эксплуатации» конкретного автомобиля. Ниже рассматриваются причины, по которым двигатель автомобиля следует прогревать перед поездкой. Обсуждаются температуры начала движения .

При обсуждении вопросов прогрева ДВС разумно рассматривать разные группы двигателей отдельно. Например, такие группы:

    Двигатели старых автомобилей с водой в системе охлаждения.

    Двигатели старых автомобилей с антифризом в системе охлаждения.

    Двигатели современных автомобилей с антифризом в системе охлаждения

Как обычно, рассмотрение построено от старых двигателей к современным моторам.

Двигатели старых автомобилей с водой в системе охлаждения

Если зимой не прогреть двигатель старого автомобиля с водой в системе охлаждения или не нагреть его хотя бы до +40°C, то автомобиль … просто не поедет!

2016 сайт. All rights reserved.

Удачи на дорогах!

Холодное время года всегда приносит автомобилистам проблемы. Нужны другие шины, масла, топлива, жидкости для омывания стекол - всего и не перечислить. Многие автомобили становится трудно запустить - мороз требует хорошего состояния систем питания, зажигания. стартера, аккумулятора. И приходится менять свечи, высоковольтные провода, регулировать двигатель...

Но вот все вроде бы в норме. Двигатель теперь легко запускается в любой мороз. Однако один вопрос все равно остается - надо ли прогревать двигатель или mowho сразу после запуска трогаться в путь? Вопрос далеко не так прост, как кажется, и даже у специалистов здесь нет единого мнения.

Для того, чтобы ответить на него, необходимо проследить, какие процессы происходят в холодном двигателе, и что меняется при прогреве.

На что влияет температура?

Для начала обратимся к конструкции. Известно, что детали двигателей часто выполняются из разнородных материалов: например, одна из сопрягаемых деталей - алюминиевая, а другая - стальная или чугунная. И если палец в поршне, распределительный вал в головке блока или корпусе при низких температурах будут иметь малые зазоры, то по мере прогрева из-за разности коэффициентов температурного расширения алюминия и стали (чугуна), зазоры станут больше.

Напротив, в паре поршень - чугунный блок цилиндров или гильза, при низких температурах зазор окажется большим. Далее при прогреве двигателя он уменьшится до рабочего, а в случае перегрева двигателя - и вовсе до нуля.

Очевидно, особенности изменения рабочих зазоров сильно повлияют на характер смазывания, трение и износ деталей. Рассмотрим эти вопросы более подробно.

Поршень обычно имеет номинальный зазор в цилиндре около 0,04 - 0,06 мм при температуре 20°С. Когда температура воздуха при запуске двигателя меньше, зазор увеличивается пропорционально разнице температур. Если мороз достигает 30°С, то зазор в цилиндре увеличится вдвое - до 0.08 - 0,1 мм.

При таком зазоре поршень может стучать при перекладке, т.е. прохождении верхней и нижней мертвых точек. А двигатель с изношенной поршневой группой, имеющей повышенные зазоры поршней в цилиндрах, станет после запуска работать шумно. И только после прогрева его шум станет меньше.

Конструкторы обычно стараются уменьшать "холодный" стук поршней, смещая палец на 0,5 - 1.5 мм от оси поршня. Тогда давление газов при сгорании создает на поршне силу, препятствующую удару юбки о стенку цилиндра при перекладке в верхней мертвой точке. Однако этот способ действует не на всех режимах работы двигателя и убрать полностью стук не может. Так как стук поршня появляется в случае удара юбки поршня о поверхность цилиндра. то это вызывает ускоренный износ деталей. Поэтому работа двигателя на таких режимах - верное средство заметно уменьшить его долговечность.

Но стук холодного поршня - еще не все проблемы. Как известно, чем холоднее на улице, тем более обогащенная топливная смесь должна поступать в цилиндры, чтобы обеспечить надежный запуск и работу двигателя. При этом избыток топлива, попадая в цилиндр в виде капель, смывает масло с его стенок. Это еще больше ухудшает условия работы поршня в непрогретом двигателе - в некоторых случаях возможно появление задиров на юбке поршня, поршневых кольцах и цилиндре, приводящих к увеличению расхода масла, падению компрессии. Правда, в современных двигателях эту проблему решают подбором материалов деталей, а также нанесением на них специальных покрытий.

Практика показывает, что если двигатель работает на холостом ходу, сильных ударов при перекладке поршня не возникает. Другое дело, когда непрогретый двигатель работает под нагрузкой, например, при разгоне и движении автомобиля. Именно на таких режимах и появляются обычно дефекты на рабочих поверхностях деталей.

Несколько иная картина возникает в других сопряжениях, например там, где алюминиевая деталь охватывает стальную или чугунную.

Так, поршневой палец устанавливается в отверстиях бобышек поршня с зазором примерно 0,01 мм при нормальной температуре 20°С). Если запуск холодного двигателя осуществляется при температуре -30°С, то зазор в соединении близок к нулю. Достаточно сразу после запуска дать двигателю большие обороты или начать движение, и может произойти следующее. Быстрое вращение пальца в отверстии без зазора и к тому же при недостаточной смазке (загустевшее масло не сразу начинает поступать к трущимся парам), приводит к заметному возрастанию трения. Это вызывает быстрый разогрев соприкасающихся поверхностей, а так как поршень не может нагреться сразу, то диаметр отверстий в первый момент не увеличивается, а уменьшается, в результате палец может заклинить в отвергни поршня.

Не менее опасная ситуация возможна и с подшипниками распределительного вала. Он наиболее удален от маслонасоса, и после запуска масло к нему поступит в последнюю очередь. При низких температурах и слишком вязком масле подшипники распредвала могут испытывать "масляное голодание" в течение нескольких десятков секунд после запуска. Результат будет зависеть от режима работы двигателя: при низких частотах вращения возможно заклинивание вала в подшипниках, а при высоких - их расплавление с серьезным повреждением вала и головки блока. Недостаточная смазка - одна из основных причин появления неисправностей при холодном запуске и прогреве двигателя. Поэтому в холодное время года необходимо внимательнее относиться к моторному маслу - в первую очередь использовать масло с соответствующей вязкостью. Не следует забывать и о качестве масла, определяемом его спецификацией. Масло низкого качества иногда склонно к образованию низкотемпературных отложений нa внутренних деталях и поверхностях двигателя, особенно в условиях, когда время прогрева до рабочей температуры существенно возрастает. Кстати, из-за этого зимой частые поездки на короткие расстояния без прогрева двигателя становятся небезопасными - плохое масло вполне способно превращаться в некую загадочную субстанцию, покрывающую стенки толстым слоем мази и забивающую масляные каналы и отверстия.

У современных двигателей, обладающих высокой компактностью конструкции, каналы системы смазки, как правило, имеют малые сечения. Из-за этого двигатель очень чувствителен к вязкости масла - если при холодном пуске она слишком велика, масло не будет поступать к подшипникам довольно долго со всеми вытекающими отсюда последствиями. Очевидно, исключить опасность возникновения дефектов можно, применяя синтетические масла со стабильной по температуре вязкостью.

Так греть или не греть?

Без сомнения, наш краткий анализ процессов в двигателе показывает, что с технической точки зрения прогревать его надо. И даже можно указать, на каких режимах - без нагрузки на холостом ходу, при несколько увеличенной частоте вращения. И до тех пор. пока температура охлаждающей жидкости не поднимется хотя бы до 40 - 50°С (при этом стрелка указателя температуры "страгивается" с нулевого упора, на что требуется в среднем от двух до пяти минут в зависимости от температуры воздуха).


Каждый год с наступлением холодов в автомобильном сообществе разгорается спор: нужно ли по старинке прогревать двигатель? Чтобы разрешить его, стоит отвлечься от эмоций и понять, чем может грозить та или иная методика

Времена меняются. Еще с десяток лет назад ответ на вопрос о необходимости прогревать двигатель был однозначным: греть нужно. Но прогресс не стоит на месте. Изменились сами моторы - высокотехнологичные материалы, тщательно просчитанная прочность конструкции, специальные программы блока управления для работы в холодное время года. Стали другими и смазочные материалы. Если в прежние времена моторное масло на морозе густело и не могло эффективно защищать детали от повреждений, то современные продукты сохраняют свои свойства даже при очень низких температурах. Отсюда и возникло мнение, что современные моторы прогрева не требуют. Однако на деле все не так просто.

Факторы риска

Сперва разберемся с технической частью вопроса. Допустим, ваш автомобиль можно по праву назвать современным, а в его двигатель залито дорогое синтетическое масло. Достаточно ли этого, чтобы обходиться без прогрева? Увы, нет. Причин тому несколько.

Во-первых, каким бы качественным и дорогим ни было масло, оно все равно густеет при низких температурах. Еще более вязкими на морозе становятся полусинтетические и минеральные масла. А это значит, что при холодном пуске мотору придется работать в условиях некоторого дефицита смазки. Последствия могут быть незначительными, но со временем эффект начнет накапливаться, приводя к повышенному износу деталей. Кстати, все это касается и трансмиссий, особенно автоматических коробок передач, ведь залитая в них смазка точно так же густеет от холода, заставляя масляный насос работать с повышенной нагрузкой!

Юридические тонкости

Противники прогрева мотора нередко апеллируют к... европейским запретам! И правда, во многих странах Старого Света (даже в холодной Финляндии) стоять на месте с работающим двигателем категорически запрещено - нарушитель может получить немалый штраф. Но связано это не с небрежением к автомобилям, а с заботой об экологии! Одно дело, когда вредные выхлопы вылетают из едущей машины, другое - если она выделяет их, стоя на месте. В качестве компенсации придумали массу разных хитростей. Например, в северных странах большинство машин оснащено электрическими подогревателями, а на всех стоянках имеются специальные розетки для подключения бортовых «грелок». Кстати, подобный запрет есть и в нашей стране: пункт 17 ПДД запрещает стоянку (прекращение движения более чем на пять минут) с работающим двигателем в жилой зоне или на дворовой территории.

Во-вторых, в непрогретом двигателе из-за теплового зазора между поршневыми кольцами и стенками цилиндра некоторая часть рабочих газов прорывается в картер. А это, разумеется, приводит и к потере мощности, и к ускоренному окислению масла.

В-третьих, расход топлива у непрогретого мотора заметно выше, ведь при низких температурах управляющая электроника увеличивает подачу бензина, нагружая тем самым и систему питания, и нейтрализатор.

С другой стороны, долгий прогрев тоже чреват неприятными последствиями. Ведь в агрегате, работающем на холостых оборотах, в цилиндры поступает переобогащенная смесь. В результате она не сгорает полностью, оставляя нагар в камере сгорания и на свечах зажигания.

Вот в чем вопрос!

Изучив факторы риска в теории, переходим к практике. Получается, что стартовать сразу после пуска нежелательно - повышенное трение может привести к повреждению деталей двигателя и трансмиссии. Но и долгий прогрев, к которому привыкли водители старшего поколения, тоже чреват проблемами. Тем более что многие современные моторы отличаются очень низкой теплоотдачей при работе на холостых оборотах. Как же найти оптимальное решение?

Все довольно просто: чтобы минимизировать ущерб, нужно не бросаться в крайности, а придерживаться правила золотой середины, то есть свести время прогрева до разумного минимума - три-пять минут. За это время температура антифриза достигнет 40-50 °С, а масло почти полностью вернет подходящую консистенцию. Стоять на месте дольше не имеет смысла. Но и ехать поначалу стоит не спеша, без резких ускорений, чтобы обороты по возможности не превышали 2000. Ну а когда температура двигателя достигнет рабочего значения, тут уже можно не стесняться.

Комментарий специалистов компании «Jaguar Land Rover Россия»

Современные смазочные материалы при соответствующем использовании обеспечивают надежную и безаварийную эксплуатацию агрегатов во всем диапазоне рабочих температур. Кроме того, в движении, особенно при средних нагрузках, прогрев происходит гораздо интенсивнее, чем при работе на холостых оборотах. При этом уменьшаются вредные выбросы. Так что в большинстве случаев мы рекомендуем начинать движение сразу после стабилизации оборотов двигателя.

Дизельные страсти

Отдельного рассмотрения заслуживает холодный пуск дизельного двигателя. Владельцу может показаться, что прогревать его не нужно вовсе, поскольку на холостых он практически не выделяет тепла. Но это только видимая часть айсберга. Нужно учитывать, что проблемы загустевшей смазки у дизельного силового агрегата такие же, как и у бензинового! Так что и ему необходимо перед началом движения несколько минут поработать на холостом ходу, чтобы масло снова стало текучим.

Кстати, владельцам таких машин нужно помнить еще пару важных моментов. Во-первых, производители рекомендуют в сильный мороз перед запуском применять двойной прогрев свечей накаливания. Для этого нужно включить зажигание, дождаться, когда индикатор погаснет, выключить зажигание и включить снова - вот теперь можно заводить!

Во-вторых, следует очень аккуратно подходить к выбору места заправки, ведь большая часть мифов о проблемах с холодным пуском дизелей связана именно с топливом. Если качество его невысокое, то оно будет густеть на морозе. К тому же в нем могут начаться процессы парафинизации - образования парафиновых кристаллов. В результате вязкое топливо не сможет проходить через фильтры и сопла форсунок. А попав в цилиндры, оно сразу начнет осаживаться на их стенках. Отчасти решить эти проблемы может установка подогрева фильтра. Но все же забывать о придирчивом подходе к выбору АЗС никогда не стоит.

Автор Денис Арутюнян, обозреватель журнала "Автопанорама" Издание Автопанорама №12 2014

В этой статье мы постараемся объяснить вам почему стоит прогревать двигатель перед поездкой. Расскажем все плюсы и минусы прогрева. Затронем тему автозапуска. Особенность нашей страны в большой разнице температур воздуха. В течении года она меняется от +30 до -30 градусов. Эти условия диктуют нам такие требования, как качественное масло и прогрев двигателя перед поездкой.


Что же происходит с двигателем при холодном пуске? Масло в двигателе, за время ночной стоянки сильно густеет. Чем дольше стоит машина на улице и чем ниже температура воздуха тем хуже. Вы наверно замечали, что утром, при холодном запуске, двигатель неохотно крутиться стартером, хотя после рабочего дня машина заводится достаточно легко. Ответить на этот вопрос просто. Ночью температура воздуха падает ещё как минимум на 3-5 градусов, и машина ночью стоит дольше чем днём и соответственно промерзает больше. Помимо масла в двигателе, консистенцию манной каши приобретают масла в коробке передач и в редукторе. Вы скажете что у вас автомат? В автомате тоже есть трансмиссионное масло! Автомат на Субару двух секционный. Первая секция - передний редуктор в котором залито трансмиссионное масло, вторая секция - фрикционы, клапана и прочее - там залит АТФ. Который на морозе тоже густеет, хоть и не так сильно как трансмиссия. В редукторах тоже трансмиссионное масло. О чем все это говорит? Это говорит о том, что машина попросту замерзает. Холодное, замерзшее масло работает не полностью, его смазывающие свойства при низких температурах падают. Поэтому холодный пуск для двигателя уже стресс сам по себе, ну а если ещё и сразу двинуться в путь, то можно и вовсе не добраться до места назначения.

Так как следует прогревать автомобиль? Именно автомобиль, чуть ниже вы поймете почему. Перед запуском сядьте в машину и выжмите педаль сцепления. Это необходимо для того, чтобы облегчить работу стартера, при выжатом сцеплении двигатель не будет прокручивать коробку передач. С отпущенной педалью помимо двигателя, стартер должен будет прокрутить и валы в коробке, а масло там густое, что приведёт к значительным потерям на трение, и двигатель будет прокручиваться вяло, и совершенно не факт что запустится. Мало того, при очень низких температурах не исключена возможность прокатывания автомобиля вперёд, хотя коробка стоит на нейтральной передаче. Как это происходит? Масло в коробке очень густое, шестерни практически прилипают к валам, за счет этого получается «Включенная передача». Далеко машина конечно не уедет, но были случаи, что машина проезжала пол метра, а иногда этого достаточно чтобы испортить себе день, и соседу в придачу. Автоматическую коробку стоит оставить на паркинге. Автомат не сильно мешает запуску. Так же советую отключить все электроприборы, такие как музыка (особенно с усилителями), свет фар и габариты. Больше никаких манипуляций делать не надо. Поворачивайте ключ, дождитесь срабатывания бензонасоса и старт.

Двигатель завелся. Наверно каждый замечал, что холодный двигатель работает громче и шумнее чем прогретый. Это происходит из-за того, что все детали двигателя холодные, зазоры большие. Поршни гремят юбками по стенкам цилиндров. В процессе прогрева двигателя все его детали нагреваются, и соответственно, расширяются, зазоры приходят в норму, с прогревом звук двигателя становиться тише. Вот стрелка температуры улеглась на своем излюбленном месте, и вроде бы можно уже ехать… Но не торопитесь. В этот момент масло в двигателе ещё не достигло и 50 градусов. Лучше подождать ещё минут пять. И это только двигатель.

Теперь обсудим остальные системы автомобиля. Автомат прогревается вместе с двигателем, автоматная жидкость циркулирует через радиатор охлаждения двигателя и таким образом тоже прогревается. Поэтому эти 5-10 минут, что вы подождете после установления рабочей температуры, очень важны для минимального прогрева автоматной жидкости. Такое охлаждение и прогрев имеют и некоторые модели с механическими коробками. Редуктора у нас никак не подогреваются, так же как и жидкость в гидроусилителе руля. Поэтому, перед тем как поехать, покрутите аккуратно руль, только не до упора. Понажимайте на педаль тормоза. Жидкость гидроусилителя прогреется в процессе езды. Первые три-пять километров старайтесь двигаться без резких ускорений и торможений. Аккуратно проезжайте ямы и лежачие полицейские, т.к. в амортизаторах тоже есть масло! Оно тоже густое, и вы наверняка замечали что холодная машина прыгает на кочках первые километры дистанции. Это происходит из за того, что в амортизаторах густое масло, принцип работы простейшего амортизатора - перетекание масла через клапан. Представьте себе простой медицинский шприц с отверстием в поршне и запаянным носиком. Налейте в него мысленно немного масла и вставьте поршень, надавите. Масло через отверстие будет перетекать в верхнюю часть поршня, поршень будет продвигаться медленно и плавно. Примерно так работает амортизатор. Густое масло гораздо хуже перетекает через отверстие, так и в амортизаторе. На больших ямах нагрузка на амортизатор возрастает, что при холодном масле может привести к поломке. И стоит упомянуть что холодные амортизаторы неадекватно работают и поведение вашего автомобиля может вас неприятно удивить.

Автозапуск - это только плюсы. Во всем. Есть пара минусов, например что нет возможности выжать сцепление. Или если машина не завелась, сигналка может до посинения пытаться ее завести и посадить аккомулятор. И при автозапуске не направляйте поток воздуха на стекло, если у вас печка активна, т.к. резкий поток горячего воздуха на лобовое может привести к его растрескиванию. В остальном минусов не видно.

Подведём итог. Двигатель греть надо! И не только его, греть надо все. Не зря спортсмены в лютый мороз стараются доехать до следующего спец. участка как можно ближе к своей стартовой минуте. Все замерзает когда машина стоит. Если вам уж очень горит, и надо срочно ехать, и нет времени греть машину - первая передача, не выше 2000 оборотов пока все не прогреется.