История марки баз. Рассекреченный БАЗ

Пожалуй впервые в своей истории открыл двери для прессы самый закрытый автомобильный завод России - Брянский автомобильный завод, или сокращенно БАЗ.

Во времена СССР БАЗ занимался разработкой и производством специальных колесных шасси и тягачей для подвижных ракетных комплексов, а также для реактивных систем залпового огня (РСЗО).

Из самых знаменитых:

РК "Луна"


РСЗО "Ураган"


А также для противокорабельного комлекса "Редут"


В 70-е здесь были созданы шасси для ЗРК "Оса"


Ну и самые знаменитые РК "Точка"



И без преувеличения уникальные шасси для РК "Ока"


После того как не к ночи помянутый Миша меченый пустил под нож последние, уничтожено было и все технологическое оборудование, которое использовалось при производстве шасси. В итоге предприятие лишилось и заказов и готовой продукции и оборудования, то есть оказалось в кризисе, а потом пришли лихие 90-е.

Нет смысла описывать все проблемы с которыми столкнулся БАЗ за это время.

В начале 2000-х здесь, практически на руинах было создано новое семейство колесных шасси для нужд Минобороны, которое получило название "Вощина" . Именно на ее производство и удалось посмотреть.

Сперва фото того, с чего начинался БАЗ, а именно с трактора, которому и установлен памятник на территории предприятия.


Производство начинается с металлообработки. Вот как выглядит местный сварщик:


А вот лежат силовые элементы будущей рамы. Хорошо видно производственное оборудование, которое удалось вернуть к жизни, новым его конечно же не назовешь


.

Затем рама отправляется на конвейер. Важно отметить, что специальные колесные шасси - это товар штучный и уникальный, каждая единица выполняется по требованиям заказчика, то есть здесь не тот конвейер, что делает легковые автомобили. Объемы выпускаемой продукции исчисляются сотнями в год.

Подвеска торсионная, имеется понижающая передача и блокировка дифференциалов


Двигатели отечественные, производства тутаевского завода:


Кабина аскетичная. Видно, что требования военных не сильно изменились, хотя кресло регулируемое и имеется кондиционер.



После того как шасси готово, оно отправляется на заводской пробег. По его окончанию возвращается в цех, где его осматривают вновь.

Контроль этих монстров проводят дамы:


После этого автомобиль отправляется заказчику.

Но специально для нас заказчик решил подождать а автомобили отправились на берег реки Десна, где продемонстрировали на что способны.

Управляли машинами вот такие суровые водители:


Покорял барханы тягач БАЗ-6402, тот самый, что таскает ракеты комплекса С-300 и С-400


Затем он покорял реку


Шасси без какой бы то ни было подготовки легко преодолевает брод глубиной 170 см.


И выходит на берег:


Чтобы соблюсти чистоту эксперимента на шасси установили балласт. Масса этого стального куба - 11 тонн.




Также БАЗ разработал систему мультилифт, которая устанавливается практически на все грузовые автомобили. Нам показали, как она работает с КАМАЗом


Потом мы отправились в конструкторское бюро. Здесь рождается будущее.


Перспективное направление - это использование шасси БАЗа в составе кранов грузоподъемностью до 200 тонн:


А вот набросок шасси, над которым кипит работа:


Сейчас завод загружен на 100% и даже испытывает дефицит кадров. Но в то же время имеются и проблемы, о которых я подготовлю отдельный материал для газеты ВПК .

Ну и вместо P.s. небольшое видео . Чудес монтажа никаких, просто слепленные вместе записи:

Очередная партия новых отечественных тяжелых внедорожных тягачей высокой проходимости БАЗ производства Брянского автомобильного завода закуплена российскими нефтяниками для монтажа мобильных буровых установок. Военный вариант этих машин используется как шасси для систем ПВО и РЭБ.

Уникальность БАЗов заключается в том, что это полностью российская машина, в которой нет иностранных комплектующих. Такой ее в свое время заказали наши военные, а теперь колесные тягачи и шасси этой марки приходят и в гражданский сектор. «Техносфера. Россия» писала о брянском вездеходе данного семейства для МЧС (см. наш материал ). Судя по материалам о новом гражданском контракте, речь идет о том же шасси БАЗ-6909, которое сейчас поставляется в 3 вариантах:

БАЗ-69096 предназначен для монтажа различного специального оборудования заказчика массой 35,12 тонн.

БАЗ-69099 используется под монтаж оборудования массой 42,72 тонн и его транспортировки по всем видам дорог и местности.

БАЗ-690902 несет оборудование массой до 30 тонн.

Как сообщают представители завода, все гражданские машины обладают аналогичной своим армейским собратьям уникальной выносливостью: работа при температурах от минус 50 до плюс 50, при запылённости воздуха до 0,4 г/м3, скорости ветра до 30 м/с и в горных районах, расположенных на высоте до 2500 м над уровнем моря. Также шасси Брянского автозавода оснащены централизованной системой регулирования давления воздуха в шинах, системой гидроусиления руля с дублирующим (аварийным) насосом, что повышает безопасность движения и обеспечивает возможность буксирования с неработающим двигателем. В систему выхлопа включен моторный замедлитель (горный тормоз), что повышает безопасность движения на длительных спусках. Высокая проходимость обеспечивается за счет разрезных мостов, независимой торсионной подвески, а также колесных редукторов несоосного типа, гарантирующих большой дорожный просвет и отсутствие «бульдозерного эффекта».

В планах завода - выход на рынок спецтехники для горнодобывающей промышленности и расширение поставок машин в проекты по освоению Арктики.

БАЗ-69092 для МЧС, 2018 год

Тяжелое шасси БАЗ семейства 6909 для гражданского заказчика

Недавно еженедельник ВПК опубликовал большой материал о ЗРПК "Панцирь-С" (см. "«Панцирь» – путь к успеху"). Не буду вдаваться в некую путаницу с шифрами "Панцирь-С" и "Панцирь-С1" - в статье упоминается только "Панцирь-С" и нет никаких ссылок на "Панцирь-С1", что не есть верно. Не буду говорить про всю статью, ограничусь всего лишь одним абзацем (оригинальная орфография сохранена):

"Сейчас в Центральном военном округе проходит обкатку экспериментальная средняя бригада, оснащенная бронетранспортерами и грузовиками. Главное ее достоинство – возможность совершать длительные марши с высокой скоростью, на которые неспособны тяжелые бригады с гусеничными БМП, танками и самоходными артиллерийскими установками. В командовании ЦВО считают, что для противовоздушной обороны новой бригады лучше всего подойдут «Панцири». Тем более что сейчас ЗРПК «пересел» с четырехосных грузовиков КамАЗ на «Вощины» брянского завода, которые, как показали испытания на полигоне в Бронницах, по проходимости не уступают гусеничным шасси. Работы по сухопутному «Панцирю» идут полным ходом. По словам управляющего директора ОАО «КБП» Дмитрия Коноплева, через два-три года новые машины будут готовы."

Здесь кое-что намешано в одну кучу. Прокомментирую то что знаю.

I. Следует различать семейства СКШТ "Вощина" и "Вощина-1" - это разные семейства! Выпуск СКШТ семейства "Вощина" прекращён более 15 лет назад, вместо него в 2003-2004 гг. принято на снабжение ВС РФ и поставлено на производство семейство "Вощина-1".

Различия между семействами кардинальные:

1. Схема раздачи мощности по колёсам у СКШТ семейства "Вощина" - бортовая, у СКШТ семейства "Вощина-1" - мостовая.

2. Количество двигателей у каждого образца шасси и тягачей семейства "Вощина" - 2 (два) КАМАЗ-740, у "Вощины-1" - 1 (один) двигатель модели 8424 или 8491 или 8492 Тутаевского моторного завода (ТМЗ).

3. Габаритная ширина у СКШТ семейства "Вощина" - 3,08 м, у серийных СКШТ семейства "Вощина-1" - 2,75 м (у опытного тягача БАЗ-6403.01 - 3,1 м).

4. В составе семейства "Вощина" есть (точнее, были) корпусные и рамные шасси и тягачи, в составе СКШТ семейства "Вощина-1" - только рамные шасси и тягачи.

5. У рамных СКШТ семейства "Вощина" и "Вощина-1" совершенно разные кабины.

Так вот, никто никогда даже не думал о том, чтобы использовать для ЗРПК "Панцирь" (я про все модификации "Панциря" - и "С", и "С1") СКШТ семейства "Вощина"! Следует заметить, что в разговорах (на жаргоне) даже конструкторы Брянского автозавода называют СКШТ семейства "Вощина-1" просто "Вощина", но уж если вопрос связан с публикациями и официальными документами - то два семейства путать недопустимо. Для "Панциря-С" была разработана комплектация шасси и изготовлен образец БАЗ-6909-019 из семейства "Вощина-1".

II. О том, как дело обстояло с "пересадкой" "Панциря" с шасси КАМАЗ-6560 на шасси БАЗ-6909-019, я кратко рассказал в статье в еженедельнике "ВПК" "Абсурд на колесах" .

Процитирую самого себя:

"Наиболее характерный пример некомпетентности – судьба ЗРПК «Панцирь-С». В августе 2008 года в процессе госиспытаний был проведен перемонтаж модулей комплекса с шасси КАМАЗ-6560 на шасси БАЗ-6909-019. В сентябре-октябре успешно прошли стрельбы с боевой машины (БМ), смонтированной на шасси БАЗ-6909-019. По всем согласованным документам планировалось осуществлять поставку комплекса «Панцирь-С1» на экспорт на Ближний Восток на шасси КАМАЗ-6560, а в ВС РФ – комплекс «Панцирь-С» на шасси БАЗ-6909. По отзывам специалистов, участвовавших в перемонтаже оборудования БМ комплекса и проведении пробеговых испытаний и стрельб на полигонах Капустин Яр и Ашулук, БМ на шасси БАЗ-6909-019 обладает более высокими скоростями движения, динамикой, проходимостью, плавностью хода. Почему в серию не пошел «Панцирь-С» на шасси БАЗ-6909-019, догадаться не так уж сложно."

Добавлю для непосвящённых - опытный образец БАЗ-6909 действительно прошёл государственные испытания, в том числе часть испытаний была на полигоне в Бронницах. Позже был изготовлен образец БАЗ-6909-013, который прошёл типовые испытания также в Бронницах, в ходе которых была доказана грузоподъёмность шасси 22 т (согласно ТТЗ № 15-93 от 2 июня 1993 г. грузоподъёмность была заложена 18 т, но в конструкции шасси удалось найти существенные резервы).

Но самое главное - у меня нет никакой информации о том, что "сейчас ЗРПК «пересел» с четырехосных грузовиков КамАЗ" на "Вощины-1". Не далее как в августе на МАКСе-2013 я разговаривал с Первым заместителем научного руководителя ОАО "КБП" Юрием Александровичем Савенковым (ему недавно исполнилось 60 лет) касательно ЗРПК "Панцирь-С" и о его "пересадке" на БАЗ-6909 - никаких изменений на тот момент не было (то есть никто никаких переговоров с ЗАО "БАЗ" не вёл). Что-то мне не верится, чтобы за месяц резко были совершены "телодвижения" по "пересадке"! Для осуществления этого надо было не только изготовить шасси (в августе, когда был на БАЗе, в сборочном цехе собирали комплектации СКШТ для других комплексов и систем), но и принять необходимые директивы на уровне Заказчика (МО РФ).

Поэтому убедительная просьба к редакции еженедельника "ВПК" - вы уж не томите коллектив ЗАО "БАЗ", сообщите - вдруг уже решения приняты? И завод ждёт увеличение Гособоронзаказа? А то ведь надо подумать ещё как его выполнить, учитывая что и без этого грядёт существенное увеличение ГОЗ на 2014 г. ...

Мастерская YVS-Models выпустила модель автомобиля БЗКТ-6306 в масштабе 1:43.
Материал-смола, колеса-резина, все детали оригинальные, изготовлены "с нуля".

Балластный тягач высокой проходимости БАЗ-6306 предназначен для буксировки прицепов по дорогам всех категорий, допускающим осевую нагрузку до 10 тс и бездорожью.

Наименование Значения
Колесная формула, 8х8.1
Полная масса буксируемого полуприцепа, т 15 (самолетов - 50)
Полная масса автопоезда, т, не более 47,500/82,500
Балласт, т 11
Сцепление однодисковое диафрагменное, ЯМЗ-184.10
Коробка передач, 9 передач вперед, 1 назад, ЯМЗ-2393-03
Подвеска I и II осей, независимая, двухторсионная с амортизаторами на каждом колесе
Подвеска III и IV осей, комбинированная, независимая одноторсионная для нижних рычагов и балансирная, рессорная для верхних
Шины с регулируемым давлением, радиальные (1350х550-533Р), ИД-370
Минимальный радиус поворота, м 13
Максимальная скорость, км/ч 70
Запас хода по контрольному расходу топлива, км 1000
- по бездорожью, 15,0
- по дорогам с твердым покрытием, 50,0
Длина, мм 10401
Ширина, мм 2750
Высота, мм 3190
Марка двигателя, ЯМЗ-8424.10
Мощность, л.с. 470

Заказ на разработку семейства унифицированных многоцелевых колесных шасси и тягачей высокой проходимости четвертого поколения грузоподъемностью от 13 до 18 т под пчеловодческим названием «Вощина-1» Брянский автозавод получил от МО РФ в 1992 году, когда стало окончательно ясно, что новейший на то время автомобиль КрАЗ-6316 , остаётся собственностью независимой Украины. В финансово и организационно неблагоприятное время коллективом инженеров автозавода под руководством главных конструкторов В.П. Трусова и Ю.А. Шпака новые машины были созданы, их заводские испытания были закончены в 1998 году.

Принципиальным отличием новых машин стало то, что конструкторы ушли от «бортовой» к традиционной «мостовой» схеме с блокируемыми межосевыми и межколесными дифференциалами, при этом на 300 мм уменьшилась колея и с 560 до 485 мм — дорожный просвет.

В состав семейства «Вощина-1» вошли автомобили: базовое четырехосное шасси БАЗ-6909 (8x8, грузоподъемность — 18 т) и его длинобазная версия БАЗ-69091, предназначенные для монтажа и транспортирования вооружения и военной техники по всем видам дорог и местности; 3-осное шасси БАЗ-69092 (6x6, грузоподъемность — 13,5 т), предназначенное для монтажа и транспортировки понтонных парков, станций комплексной очистки воды, мостостроительных машин и другого инженерного оборудования; специальное шасси БАЗ-6910 (8х8, грузоподъемность — 18 т) с каркасно-бронированной кабиной увеличенного объема; седельные тягачи БАЗ-6402 (6x6, с нагрузкой на седельно-сцепное устройство 11,5 т) и БАЗ-6403 (8x8); артиллерийский (балластный) тягач БАЗ-6306 (8x8, грузоподъемностью 12 т). Все машины были максимально унифицированы между собой.

Трансмиссия — механическая, с мостовой раздачей мощности по колесам. В зависимости от модели на автомобили семейства первоначально планировалось устанавливать многотопливные турбонаддувные дизели Ярославского моторного завода: ЯМЗ-8424 (мощность — 343 кВт/470 л. с., с двухдисковым сцеплением мод. ЯМЗ-151 и девятиступенчатой КПП ЯМЗ-202), ЯМЗ-7511.10-06 (мощность — 294 кВт/400 л. с., с диафрагменным сцеплением ЯМЗ-184 и девятиступенчатой КПП ЯМЗ-239) или ЯМЗ-238Д-24 (мощность — 243 кВт/330 л. с., со сцеплением мод. ЯМЗ-183 и восьмиступенчатой КПП ЯМЗ-238М5). Военные серийные автомобили семейства оснащаются специально дооборудованными по требованиям МО РФ двигателями ЯМЗ-8492.10-033 (мощность — 470 л.с., КПП ЯМЗ-2393.10) или ЯМЗ-849.10 (мощность — 500 л.с., КПП ЯМЗ-2395). Последний оборудован дублирующей пневмостартерной системой запуска.

Раздаточная коробка — двухступенчатая (1,09 и 1,36) с двумя понижающими передачами и принудительно блокируемым дифференциалом. Блокируемые межколесные дифференциалы установлены в главных передачах второй и третьей осей — для 3-осных автомобилей и второй, третьей и четвертой — для 4-осных. Передаточные числа главных передач — 2,47, колесных редукторов — 3,36.

Подвеска всех колес — независимая, двухторсионная с гидроамортизаторами на каждом колесе. Задняя тележка седельного и артиллерийского тягачей комбинированная — независимая одноторсионная для нижних рычагов и балансирная рессорная — для верхних. Размерность колес — 533-440. Давление в радиальных широкопрофильных шинах модели ИД-370 производства «Днепрошина» г. Днепропетровск (Украина) размерностью 1350х550-533Р (21,5/75R21) регулируется. (Финансирование ОКР «Равнина» по созданию отечественных шин аналогичного уровня с 2008 года было прекращено.)

Тормозная система — двухконтурная пневмогидравлическая. Рулевое управление снабжено гидроусилителем с дублирующим насосом.

Для привода вспомогательного и технологического оборудования на автомобили, кроме раздаточной коробки, позволяющей отбирать от двигателя во время движения мощность 36,8 кВт (50 л.с.), могут устанавливаться коробка отбора мощности, тросовые лебедки и т.д. КОМ — трехвальная, двухступенчатая (передаточные числа 2,29 и 1,35). В зависимости от модификации отбираемая от раздаточной коробки на стоянке мощность — 70 кВт (95 л.с.), 110 кВт (150 л.с.) или 294 кВт (400 л.с.).

Рама автомобилей — лестничного типа, с лонжеронами Z-образного сечения, сварная. Машины снабжены расположенной перед моторным отсеком в пределах переднего свеса трехместной металлической, каркасно-панельной, кабиной закрытого типа, с двумя дверями для посадки и высадки экипажа. Сиденье водителя — регулируемое с индивидуальной подвеской, рулевая колонка — с изменяемым углом наклона. Дополнительное оборудование включает ФВУ ФВУА-100А-24, комплект противорадиационных экранов кабины, комплект средств повышения скрытности, комплект специальной обработки типа БКСО (для обеззараживания объекта), светозащитные шторы окон. По требоваению заказчика возможна установка комплекта локальной защиты кабины из броневых сталей 44 или 96, комплекта средств защиты от СВЧ излучения, а также кондиционеров Webasto модели СС4Е с электроприводом или модели СС5 — с приводом от двигателя, работающих на хладоагенте R134.

Эксплуатация автомобилей возможна при температуре воздуха от -50°C до +45°C и запыленности воздуха до 2,0 г/м³. Обеспечивается преодоление горных перевалов до 4650 м над уровнем моря. Машина приспособлена для перевозки транспортными самолетами Ан-22, Ан-124, Ил-76.

«Вощина-1» создавалась как семейство шасси и тягачей «двойного назначения». Ещё на этапе проектирования и испытания шасси для Министерства обороны, в условиях отcутствия от него значительных заказов, заводом были разработаны и поставлены для нефтегазового комплекса 3-, 4-, 5-, затем и 6-осные шасси грузоподъёмностью от 13 до 36 т с исключённым специальным оборудованием, с «народнохозяйственной» кабиной и отечественными шинами модели ВИ-3 PR14, размерностью 1300х530-533.

В 2006 году, в соответствии с гособоронзаказом, в войска стали поставляться седельный тягач БАЗ-64022, предназначенный для использования в составе ТПУ ЗРС С-400 «Триумф», и балластный тягач БАЗ-63064 — для буксировки тяжелых артиллерийских систем. В том же году семейство тягачей «Вощина-1» было отмечено Государственной премией Правительства России.


"Русская Сила - современное оружие"

Заказ на разработку семейства унифицированных многоцелевых колесных шасси и тягачей высокой проходимости четвертого поколения грузоподъемностью от 13 до 18 тонн под пчеловодческим названием “Вощина-1” брянский автомобильный завод получил от Российской федерации в 1992 году, когда стало окончательно ясно, что новейший на то время автомобиль КрАЗ-6316, остаётся собственностью независимой Украины. В финансово и организационно неблагоприятное время коллективом инженеров автозавода под руководством главных конструкторов В.П.Трусова и Ю.А.Шпака новые машины были созданы, их заводские испытания были закончены в 1998 году.

Принципиальным отличием новых машин стало то, что конструкторы ушли от “бортовой” к традиционной “мостовой” схеме с блокируемыми межосевыми и межколесными дифференциалами, при этом на 300 миллиметров уменьшилась колея и с 560 до 485 миллиметров – дорожный просвет. В состав семейства “Вощина-1” вошли автомобили: базовое четырехосное шасси БАЗ-6909 (8×8, грузоподъемность – 18 тонн) и его длиннобазовая версия БАЗ-69091, предназначенные для монтажа и транспортирования вооружения и военной техники по всем видам дорог и местности; 3-х осное шасси БАЗ-69092 (6×6, грузоподъемность – 13,5 т.), предназначенное для монтажа и транспортировки понтонных парков, станций комплексной очистки воды, мостостроительных машин и другого инженерного оборудования; специальное шасси БАЗ-6910 (8х8, грузоподъемность – 18 тонн) с каркасно-бронированной кабиной увеличенного объема; седельные тягачи БАЗ-6402 (6×6, с нагрузкой на седельно-сцепное устройство 11,5 тонн) и БАЗ-6403 (8×8); артиллерийский (балластный) тягач БАЗ-6306 (8×8, грузоподъемностью 12 тонн). Все машины были максимально унифицированы между собой.

Трансмиссия – механическая, с мостовой раздачей мощности по колесам. В зависимости от модели на автомобили семейства первоначально планировалось устанавливать многотопливные турбонаддувные дизели Ярославского моторного завода: ЯМЗ-8424 (мощность – 343 кВт/470 л.с., с двухдисковым сцеплением типа ЯМЗ-151 и 9-ти ступенчатой КПП ЯМЗ-202), ЯМЗ-7511.10-06 (мощность – 294 кВт/400 л.с., с диафрагменным сцеплением ЯМЗ-184 и 9-ти ступенчатой КПП ЯМЗ-239) или ЯМЗ-238Д-24 (мощность – 243 кВт/330 л.с., со сцеплением мод. ЯМЗ-183 и 8-ми ступенчатой КПП ЯМЗ-238М5). Военные серийные автомобили семейства оснащаются специально дооборудованными по требованиям МО РФ двигателями ЯМЗ-8492.10-033 (мощность – 470 л.с., КПП ЯМЗ-2393.10) или ЯМЗ-849.10 (мощность – 500 л.с., КПП ЯМЗ-2395).

Последний оборудован дублирующей пневмостартерной системой запуска. Раздаточная коробка – 2-х ступенчатая (1,09 и 1,36) с двумя понижающими передачами и принудительно блокируемым дифференциалом. Блокируемые межколесные дифференциалы установлены в главных передачах второй и третьей осей – для 3-х осных автомобилей и второй, третьей и четвертой – для 4-х осных. Передаточные числа главных передач – 2,47, колесных редукторов – 3,36. Подвеска всех колес – независимая, двухторсионная с гидроамортизаторами на каждом колесе. Задняя тележка седельного и артиллерийского тягачей комбинированная независимая одноторсионная для нижних рычагов и балансирная рессорная – для верхних.

Размерность колес – 533-440. Давление в радиальных широкопрофильных шинах модели ИД-370 производства “Днепрошина” Днепропетровск (Украина) размерностью 1350х550-533Р (21,5/75R21) регулируется. (Финансирование ОКР “Равнина” по созданию отечественных шин аналогичного уровня с 2008 года было прекращено.) Тормозная система – двухконтурная пневмогидравлическая. Рулевое управление снабжено гидроусилителем с дублирующим насосом. Для привода вспомогательного и технологического оборудования на автомобили, кроме раздаточной коробки, позволяющей отбирать от двигателя во время движения мощность 36,8 кВт (50 л.с.), могут устанавливаться коробка отбора мощности, тросовые лебедки и т.д.

КОМ – трехвальная, двухступенчатая (передаточные числа 2,29 и 1,35). В зависимости от модификации отбираемая от раздаточной коробки на стоянке мощность – 70 кВт (95 л.с.), 110 кВт (150 л.с.) или 294 кВт (400 л.с.). Рама автомобилей – лестничного типа, с лонжеронами Z-образного сечения, сварная. Машины снабжены расположенной перед моторным отсеком в пределах переднего свеса трехместной металлической, каркасно-панельной, кабиной закрытого типа, с двумя дверями для посадки и высадки экипажа. Сиденье водителя – регулируемое с индивидуальной подвеской, рулевая колонка – с изменяемым углом наклона.

Дополнительное оборудование включает ФВУ ФВУА-100А-24, комплект противорадиационных экранов кабины, комплект средств повышения скрытности, комплект специальной обработки типа БКСО (для обеззараживания объекта), светозащитные шторы окон. По требоваению заказчика возможна установка комплекта локальной защиты кабины из броневых сталей 44 или 96, комплекта средств защиты от СВЧ излучения, а также кондиционеров Webasto модели СС4Е с электроприводом или модели СС5 – с приводом от двигателя, работающих на хладоагенте R134. Эксплуатация автомобилей возможна при температуре воздуха от -50 о C до +45 о C и запыленности воздуха до 2,0 г/м з;.

Обеспечивается преодоление горных перевалов до 4650 метров над уровнем моря. Машина приспособлена для перевозки транспортными самолетами Ан-22, Ан-124, Ил-76. “Вощина-1” создавалась как семейство шасси и тягачей “двойного назначения”. Ещё на этапе проектирования и испытания шасси для Министерства обороны, в условиях отсутствия от него значительных заказов, заводом были разработаны и поставлены для нефтегазового комплекса 3-х, 4-х, 5-ти, затем и 6-ти осные шасси грузоподъёмностью от 13 до 36 тонн с исключённым специальным оборудованием, с “народнохозяйственной” кабиной и отечественными шинами модели ВИ-3 PR14, размерностью 1300х530-533.

Параллельно с ОКР по созданию армейских унифицированных колесных шасси и тягачей “Вощина-1” совместно с головными КБ и НИИ, на шасси семейства вёлся монтаж опытных образцов современных систем и объектов вооружения: радиолокационных станций, командных пунктов, эвакуаторов и тому подобное. После доработок в соответствии с тактико-техническими заданиями МО и прохождением всех видов испытаний в 2003-2004 году были приняты на снабжение ВС РФ 3-осное СКШ БАЗ-690921 и 4-х осные – БАЗ-6910 и БАЗ-690901, отличающееся от БАЗ-6909 увеличенным расстоянием между первой и второй, второй и третьей осями (база 2200+4350+1450 миллиметров).

В 2006 году, в соответствии с гособоронзаказом, в войска стали поставляться седельный тягач БАЗ-64022, предназначенный для использования в составе ТПУ ЗРС С-400 “Триумф”, и балластный тягач БАЗ-63064 – для буксировки тяжелых артиллерийских систем. В том же году семейство тягачей “Вощина-1” было отмечено Государственной премией Правительства России. В 2006-2007 годах в НИИИ-21 МО были завершены успешные испытания специальных колесных шасси 8×8 с увеличенной до 22 тонн грузоподъемностью и 10х8 грузоподъемностью 29 тонн.

В 2005 году по требованиям основных заказывающих управлений министерства обороны российской федерации Брянский автомобильный завод приступил к выполнению подготовительной стадии (согласование ТТЗ, определение исполнителей) ОКР “Вощина-2” по дальнейшему повышению технических характеристик, максимальной унификации и расширению модельного ряда шасси и тягачей семейства “Вощина-1”. В первую очередь, новое семейство машин отличается повышенной грузоподъемностью, что позволяет размещать на них объекты вооружения полной массой до 40-42 тонн. Помимо шасси с колесной формулой 8х8, будут выпускаться модели 10х10 и 12х12, которые отсутствовали в армейском семействе “Вощина-1” (в качестве базовых для этих работ были взяты шасси, используемые в народном хозяйстве).

На шасси семейства “Вощина-2” предполагается устанавливать двигатели мощностью до 600-650 “лошадей”. Тутаевского моторного завода (ТМЗ), например модели 8492.10, на котором реализованы специальные требования военных, а также новую АКП. В дальнейшем, новые двигатели будут оснащены системой предпускового подогрева коленчатого вала, дублирующей системой запуска пневмостартером, а также будут способны работать на разных видах топлива. Отдельное внимание при разработке нового семейства уделено бортовой информационно-управляющей системе и разработке типоразмерного ряда гидромеханических коробок передач. Эти работы были запланированы для семейства “Вощина-1”, но не были выполнены в полном объеме из-за проблем с финансированием.