Методичка рхх принцип работы. Как почистить датчик холостого хода и когда это делать На что влияет клапан холостого хода

Регулятор холостого хода (датчик холостого хода, РХХ) — устройство для автоматической стабилизации и регулировки холостых оборотов. Указанный датчик холостого хода зачастую является электродвигателем, который имеет конусную иглу.

Назначением РХХ является подача необходимого для стабильной работы двигателя количества воздуха в обход дроссельной заслонки на холостых оборотах. Другими словами, если мотор работает на холостом ходу, дроссельная заслонка закрыта. При этом воздух поступает в по дополнительному каналу. Регулировка оборотов холостого хода становится возможной благодаря изменению сечения данного канала, который перекрывает игла датчика холостого хода.

Принцип работы датчика холостого хода (РХХ) заключается в следующем. Количество поступающего воздуха определяется воздухорасходомером , после чего двигателем получает соответствующий сигнал и подает через инжекторные форсунки нужное количество топлива. Также ЭБУ учитывает показания (датчик положения коленвала), определяя таким образом обороты двигателя на разных режимах работы. Параллельно электронный блок управления ДВС контролирует работу регулятора холостого хода. После выхода мотора на режим холостых оборотов регулятор холостого хода РХХ под управлением ЭБУ приоткрывает дополнительный канал, чтобы в двигатель поступало необходимое количество воздуха для поддержания заданных холостых оборотов двигателя.

Также РХХ меняет холостые обороты в зависимости от степени прогрева силового агрегата. Если двигатель не прогрет до рабочих температур, ЭБУ посылает сигнал на РХХ, регулятор увеличивает проходное сечение дополнительного канала. Количество воздуха увеличивается, блок управления увеличивает подачу топлива, тем самым повышая обороты холостого хода. При повышенных оборотах двигатель быстрее прогревается.

Подобным образом ЭБУ компенсирует и меняющиеся нагрузки на мотор в режиме работы на холостых (включение фар, подогрева зеркал или сидений, подключение климатической установки и других мощных потребителей.) Благодаря синхронной работе ЭБУ и исполнительного устройства РХХ удается динамично увеличить или уменьшить количество поступающего воздуха, который идет в обход дроссельной заслонки. В результате двигатель на холостом ходу работает стабильно.

Неисправности датчика холостого хода обычно проявляются в виде следующих признаков:

  • мотор не заводится;
  • двигатель неустойчиво работает на холостом ходу;
  • обороты плавают «на холодную» и/или «на горячую»;
  • происходит самостоятельное повышение или понижение холостых оборотов на прогретом моторе;
  • после выхода на режим холостого хода двигатель глохнет;
  • во время запуска холодного двигателя обороты не повышаются для прогрева;
  • холостые обороты падают после включения энергопотребителей (габариты, фары головного света, кондиционер, обогрев и т.д.);

Указанные неисправности регулятора холостого хода могут проявляться как по отдельности, так и в совокупности. Отметим, что «check» на приборной панели обычно не горит в случае проблем с РХХ. Также неисправности датчика холостого хода напоминают по симптомам поломки датчика положения дроссельной заслонки (ДПДЗ). При этом сбои в работе ДПДЗ сопровождаются загоранием «check».

Для точного определения поломки необходимо проверить регулятор холостого хода. После снятия РХХ для диагностики, чистки или замены и его последующей установки, необходимо дополнительно осуществить калибровку устройства. Для этого перед установкой регулятора понадобится снять клемму с . После установки устройства клемма возвращается на место, затем на 10-15 сек. включается зажигание без запуска мотора. В это время ЭБУ проводит калибровку РХХ. Обратите внимание, без снятия клеммы с АКБ электронный блок управления не будет калибровать регулятор. Затем мотор следует запустить для проверки работоспособности регулятора холостого хода на работающем двигателе.

Читайте также

Настройка холостых оборотов на карбюраторном и инжекторном моторе. Особенности регулировки ХХ карбюратора, регулировка холостого хода на инжекторе.

  • Почему периодически нужно чистить дроссельную заслонку. Как почистить заслонку, обучение и адапатация дроссельной заслонки после чистки, полезные советы.
  • Устройство, назначение и принцип работы датчика положения дроссельной заслонки. Виды ДПДЗ, распрстраненные неисправности и спсобы проверки датчика.
  • Датчик холостого хода, который также принято называть регулятором, выполняет задачу по стабилизации работы двигателя на холостом ходу. Он располагается неподалеку от датчика, контролирующего положение дроссельной заслонки. Датчик является довольно надежным, и его выход из строя – это большая редкость. Тем не менее, такая проблема может возникнуть, и водитель должен знать, как проверить датчик холостого хода самостоятельно и убедиться, что проблемы в неправильной работе двигателя неподвижной машины связаны именно с его выходом из строя.

    Симптомы неисправности датчика холостого хода

    При выходе из строя датчика холостого хода водителя об этом оповестит лампочка Check Engine («Проверьте двигатель»). Однако если она загорелась и автомобиль имеет проблемы при работе на холостом ходу, это вовсе не значит, что неисправность однозначно связана с датчиком. Без проверки регулятора сложно точно сказать, исправен он или нет.


    Можно выделить ряд признаков, которые являются «маяками», что в работе датчика холостого хода имеются проблемы:

    • Автомобиль глохнет на холостом ходу или у него «плавают» обороты;
    • Чтобы двигатель работал без сбоев, ему требуется значительное время на прогрев;
    • При переводе рычага коробки передач в нейтральное положение, двигатель глохнет.

    Описанные выше проблемы возникают из-за недостатка или избытка воздуха, подаваемого в двигатель при работе на холостых оборотах. Однако не только датчик холостого хода может вызывать подобные симптомы, именно поэтому его необходимо диагностировать, перед тем как подбирать новый на замену.

    Как проверить датчик холостого хода самостоятельно

    Проверить самостоятельно датчик холостого хода довольно просто, и основной проблемой является его предварительный демонтаж. Первым делом следует определить, где находится датчик холостого хода. Чаще всего ориентиром при его поиске должен служить датчик положения дроссельной заслонки. Если обнаружить при осмотре двигателя регулятор холостого хода не получилось, следует обратиться к технической документации по конкретной модели автомобиля.

    Когда датчик холостого хода будет снят с двигателя, можно приступать к его диагностике:


    Еще одним способом проверки датчика холостого хода является диагностика сопротивления дроссельного узла. Необходимо проверить сопротивление обмоток при помощи мультиметра. Если результат находится в диапазоне от 50 до 55 Ом, то датчик исправен.

    Обратите внимание: Часто водители после проверок, приведенных выше, делают вывод, что датчик холостого хода неисправен, но это не всегда так. Нужно проверить не только сам регулятор, но и цепь подачи на него управляющих сигналов (питающую датчик). Убедитесь, что на клеммах соединительной колодки при старте зажигания напряжение находится на уровне в 12 Вольт. Если оно меньше, вероятнее всего проблема связана с разряженным аккумулятором. Когда напряжение полностью отсутствует, виновен в этом управляющий блок или проводка.

    Загрязнение датчика холостого хода

    Часто причиной неправильной работы регулятора холостого хода является его загрязнение. В такой ситуации можно заменить датчик (стоимость которого невелика) или очистить его.

    Так называемые холостые обороты двигателя, при которых коленвал вращается настолько медленно, насколько это возможно, - головная боль инженеров-конструкторов. Они, как ни странно, наибольшую нагрузку. Причина в том, что при низком давлении процесс сгорания топливно-воздушной смеси нестабилен; кроме того, сама смесь не может быть отрегулирована по пропорциям.

    В эпоху карбюраторных двигателей эта проблема решалась с помощью газоанализатора, тахометра и отвёртки. Сейчас же инженеры построили цепь из трёх элементов: сам двигатель, вычисляющий блок и регулятор холостого хода. Вычисляющий блок (контроллер) проверяет обороты двигателя, в случае необходимости даёт ему команду, и он через механизм регулятора меняет обороты.

    Принцип работы регулятора холостого хода

    Регулятор холостого хода - это механическое устройство с электромотором и конусной иглой, на которую намотана пружина. По сути, единственная движущаяся часть РХХ и выполняет его основную функцию: изменяет геометрию канала подачи воздуха в обход заслонки дросселя.

    Как работает устройство

    Когда контроллер по показателям датчика положения коленчатого вала даёт команду регулятору, тот включает электромотор, изменяет длину иглы и тем самым открывает обходной канал. Вот как это работает: воздух, поступивший в результате через этот канал во впускной коллектор, обогащает смесь, её сгорание становится более стабильным, что, соответственно, стабилизирует , оптимизирует давление и устраняет перепады оборотов.

    Таким образом, благодаря бесперебойной работе этого устройства в современном автомобиле двигатель работает в обычно режиме даже без предварительного прогрева.

    Где находится регулятор

    Регулятор холостого хода крепится . Как правило, для крепления используется два винта. То, где находится РХХ в конкретной машине, определяется местоположением обходного воздушного канала. Открывая и закрывая этот канал, регулятор обеспечивает подачу воздуха за счёт изменения сечения этого канала и его геометрии.

    Когда стоит беспокоиться

    Симптомы неисправности

    Зная, как работает устройство, можно без труда понять симптомы его поломки. Если РХХ не в порядке, мотор не будет «держать холостые», будет глохнуть . Также возможно, что обороты будут сами по себе снижаться и повышаться. Все это, конечно, применительно к холодному двигателю. Кроме того, если обороты начинают «скакать» при включении дополнительного оборудования (кондиционера, прикуривателя, подсветки и т. п.), то с высокой долей вероятности причина именно в регуляторе холостого хода.

    Возможно, у читателя возникнет вопрос: для чего мне это знать? Причина проста: регулятор холостого хода - исполнительное устройство, так что его не затрагивает процедура самодиагностики автомобиля. Симптомы его неисправности немного напоминают признаки поломки датчика положения дроссельной заслонки. Но в этом случае диагностика как раз работает, и такая неисправность зажжёт соответствующий индикатор. При этом РХХ в инжекторном двигателе - необходимая деталь; именно поэтому важно знать, как проверить регулятор холостого хода, не заезжая на компьютерную диагностику.

    Следующий шаг

    Итак, у вас появились описанные симптомы, и при этом не зажглась лампочка «Проверьте двигатель». Как заменить сломавший регулятор холостого хода? Он прикреплён к корпусу дроссельной заслонки; нюанс в том, что некоторые производители рассверливают или заливают лаком головки винтов, которыми крепится устройство. В таком случае, конечно, придётся снимать дроссельную заслонку полностью. Впрочем, это маловероятно.

    Как правило, с крепёжными винтами все в порядке, и нужно только открутив их, отключить разъем с четырьмя контактами, посредством которого РХХ получает сигналы от управляющего контроллера. Важно заметить, что описанные ваши симптомы необязательно автоматически означают замену регулятора холостого хода; часто достаточно просто очистить обходной воздушный канал.

    В зависимости от модели автомобиля может быть установлен РХХ одного из трёх типов. Сути работы устройства это не меняет, и, по большому счету, вам необязательно знать, какой именно тип используется в вашей машине. Однако, если для ремонта вы будете использовать не «родные» запчасти, то этот момент становится важным. Итак, регулятор холостого хода может быть соленоидным, роторным или шаговым. В зависимости от типа, разнится и способ подачи управляющего сигнала от контроллера, так что эти регуляторы не являются обратно совместимыми!

    После демонтажа РХХ и его замены/проверки, в обратном порядке производится его установка. Главное, нужно следить за тем, чтобы расстояние между корпусом устройства и крайней точкой его конусной иглы было равно 23 миллиметрам, иначе такой регулятор неисправен, и его нужно заменить.

    Вывод

    Холостой ход - весьма важный и сложный момент в работе двигателя. Нагрузка, как бы ни парадоксально это звучало, будет наибольшей именно на малых оборотах.

    Как проверить работу регулятора холостого хода:

    • падение/повышение оборотов двигателя, даже когда вы не трогаете педаль газа;
    • мотор глохнет, когда вы включаете «нейтралку»;
    • обороты меняются при включении фар.

    Если ваша машина начинает так себя вести, не зажигая индикатора проверки двигателя - значит, пора проверить РХХ и заменить его. Или при необходимости просто прочистить байпасный канал дроссельной заслонки.

    Почему важно знать, как проверить регулятор холостого хода (РХХ)? Все дело в том, что к его функциям относится повышение стабильности оборотов холостого хода, а от этого процесса зависит и , и работа двигателя без нагрузки. Нарушение работы приведет к проблемам с самыми значимыми узлами автомобиля, поэтому давайте разберемся, в чем суть диагностики.

    Проверка регулятора холостого хода – устройство узла

    Данное устройство состоит из шагового электродвигателя и подпружиненной конусной иглы. Таким образом, в то время, когда двигатель работает на холостых оборотах, количество воздуха, нужное для его полноценной работы поступает за счет изменения сечения проходного канала, игнорируя закрытую заслонку дросселя. Датчик регулятора холостого хода учитывает это количество воздуха, и контроллер, осуществляющий подачу топлива, регулирует воздушный напор.

    Как только температура движка достигает рабочей отметки, контроллер отвечает за поддержание оборотов холостого хода. В случае, когда движок не прогрет до нужной температуры, количество оборотов увеличивается за счет РХХ, таким образом, осуществляется достаточный прогрев двигателя, что позволяет начать движение немедленно. Согласитесь, роль этого узла тяжело переоценить, но что случается, когда он ломается?

    Как определить, что нужен ремонт регулятора холостого хода?

    Неисправности регулятора холостого хода довольно легко обнаружить, в этом случае на панели приборов обязательно загорится лампа «CHECK ENGINE» . Произойти это может по ряду причин, самая простая из них – это обрыв провода, однако, чаще всего, причиной может послужить выработка привода конусной иглы или же ее направляющих. Что же относительно симптомов, указывающих на то, что срочно нужен ремонт регулятора холостого хода, так они будут следующими:

    • во время включения передачи двигатель перестает работать;
    • во время работы холостого хода достаточно неустойчивы, возможно даже их непроизвольное снижение или же повышение, иногда вибрация;
    • во время запуска не прогретого двигателя будут отсутствовать повышенные обороты;
    • как только включается дополнительная нагрузка, сразу же наступает снижение оборотов.


    Как проверить регулятор холостого хода – приспособления

    Проверка регулятора холостого хода – это не какой-то сложный технологический процесс, так что сделать это самостоятельно не составит никакого труда. Предложить мы можем как минимум два подхода, для первого понадобится специальный прибор – мультиметр. Предварительно следует выключить зажигание и отсоединить жгут от РХХ. После этого осуществляется проверка сопротивления на всех обмотках регулятора с помощью мультиметра.

    Сопротивление должно быть следующим: между обмотками С и В, а также A и D – обрыв цепи, а между С и D, А и В – 40-80 Ом.

    Также можно сделать прибор для проверки сопротивления и самостоятельно, используя трансформатор переменного тока на 6 В. Проверяем ходы РХХ, переменно используя включатели. Яркий свет свидетельствует о том, что должна делаться чистка регулятора холостого хода. Для этой процедуры понадобится только лишь очиститель карбюратора и ВД-40.


    Правильная работа датчика холостого хода позволяет снизить износ поршневой группы, а также коленчатого вала автомобиля. В случае появления признаков некорректного функционирования устройства проверку контроллера можно произвести вручную, мультиметром или с помощью самодельного стенда.

    [ Скрыть ]

    Назначение датчика холостого хода

    Назначение РХХ в автомобилях, оснащенных электронной системой зажигания:

    1. Микропроцессорный модуль составляет соотношение воздуха и горючего при создании топливовоздушной смеси в инжекторном силовом агрегате.
    2. Блок управления отмеряет определенный объем бензина или дизельного топлива.
    3. Электронный тип систем оснащается контроллерами коленчатого вала, детонации и расходомером. В соответствии с показаниями этих устройств происходит активация топливного насоса. Зажигание распределяется по конкретным цилиндрам ДВС.
    4. Если водитель отпускает педаль газа, топливная заслонка полностью закрывается. Это приводит к тому, что нарушаются пропорции горючей смеси. Продукты сгорания перемещаются в камеру при появлении разницы в давлении между выпускным и впускным коллекторами.

    Датчик холостых оборотов в электронных системах зажигания выполняет функцию регулировки состава горючей смеси во время пуска двигателя. С помощью сигналов, которые отправляет контроллер, микропроцессорный модуль принимает решение об обогащении топлива. При этом он игнорирует показания, которые отправляет регулятор дроссельной заслонки. Датчик передает сигналы по линии. При необходимости в нем открывается свободный канал, по которому проходит воздух. Это приводит к выравниванию оборотов двигателя во время движения или на холостом ходу.

    Пользователь Роман Лозовой представил подробный обзор контроллера от производителя Дженерал Моторз для автомобиля Дэу Ланос.

    Принцип работы

    Принцип действия клапана состоит в следующем:

    1. Блоком управления выполняется калибровка показаний датчика, если он обнаруживается в системе.
    2. Сам контроллер представляет собой шаговый электрический мотор. Он оснащается конусной иглой, которая располагается в специальном отверстии канала заслонки дроссельного узла.
    3. Регулятор не передает информацию на микропроцессорный модуль, но получает ее от него. Поэтому правильнее его называть не датчиком, а исполнительным механизмом — клапаном.
    4. Блок управления определяет по сигналу от расходомера, что в горючей смеси отсутствует воздух. Затем он сравнивает эти импульсы с теми, которые передает ДПДЗ.
    5. На регуляторное устройство поступает напряжение. Это приводит к выдвижению иглы из канала. недостающий объем воздуха подается в горючую смесь для смешивания.

    Также микропроцессорный модуль получает импульсы об уровне температуры хладагента и моторной жидкости. Если двигатель запускается при низких отрицательных температурах, его необходимо прогревать, что позволит снизить износ элементов и узлов трения. Чтобы обогатить смесь, канал датчика холостого хода приоткрывается, для этого водителю не нужно жать на газ.

    В начале работы устройства алгоритм действия такой:

    1. Ключ прокручивается в замке, зажигание активируется.
    2. Шток выдвигается до упора. Благодаря этому игла перекрывает байпасный канал.
    3. При упирании штока в калибровочное отверстие блок управления начинает отсчитывать шаги назад.
    4. Выполняется подача напряжения на обмотки. В результате клапан возвращается в изначальное открытое состояние.

    Число обратных шагов настраивается при прошивке блока управления, этот показатель может изменяться в зависимости от модели устройства. К примеру, на ЭБУ Бош он составляет 50 шагов, а на модулях Январь — 120.

    Пользователь Дмитрий Шарк рассказал вкратце о принципе действия, а также о диагностике контроллера холостого хода.

    Инжектор

    На входе коллекторного устройства в инжекторных двигателях используется дроссельная заслонка. Она оснащается индивидуальным контроллером определения положения в конкретный момент времени.

    Когда выполняется запуск двигателя или силовой агрегат останавливается, происходит следующее:

    1. Микропроцессорный модуль получает данные об оборотах вращения.
    2. Затем блок управления анализирует работу силового агрегата, уточняет целевое назначение.
    3. Показания от контроллера дроссельной заслонки и воздуха сравниваются. Блок управления определяет, закрыта заслонка или нет. Также он может «понять», какая в цилиндры силового агрегата поступает смесь — обедненная или обогащенная.
    4. Происходит открытие клапана РХХ. Воздушный поток подается в обход заслонки. Это обеспечивает возможность поддержания оборотов на определенном уровне, запрограммированном заранее.

    По факту в этом процессе участвует несколько устройств системы зажигания. Если двигатель автомобиля останавливается или глохнет из-за неполадок, проверка работы осуществляется вручную. Это связано с тем, что обратной связи у РХХ и системы диагностики нет.

    Дизельные силовые агрегаты не оснащаются дроссельной заслонкой, поэтому в них не используются датчики холостого хода, они бесполезны.

    Пользователь Alex ZW подробно рассказал о принципе действия контроллера РХХ в автомобиле.

    Конструктивные особенности

    Клапан конструктивно состоит из:

    • шагового электрического моторчика;
    • четырехпозиционного штока;
    • пружинного элемента;
    • иглы.

    Когда РХХ только появились, они представляли собой роторные или соленоидные механизмы. Такие устройства имели два положения — открытое и закрытое. Это способствовало снижению эффективности регулировки оборотов ДВС. Сегодня в автомобилях применяются четырехшаговые датчики, характеризующиеся возможностью ступенчатой подачи по байпасу.

    Сам регулятор холостого хода относится к категории расходных материалов, поэтому считается неремонтопригодным. Его можно восстановить при неисправности, но дешевле будет поменять полностью.

    Где находится РХХ?

    Устройство должно располагаться рядом с заслонкой дроссельного узла и ДПДЗ. В некоторых авто фиксация датчика может осуществляться непосредственно на корпусе заслонки при помощи лака. Иногда прибор крепится с использованием двух болтов, оснащенных специальными посадочными отверстиями. Главное, чтобы расстояние от иголки до посадочного фланца на установленном устройстве составляло 2,3 см.

    Схема подключения

    Схема подключения контроллера холостого хода

    К датчику холостых оборотов подводится один жгут, состоящий из четырех кабелей, он идет от микропроцессорного модуля. В результате такого подключения диагностика может вызвать определенные трудности. У автовладельца не получится просто подать напряжение на клеммы устройства, поскольку микропроцессорный модуль делает это импульсно.

    Признаки некорректной работы РХХ

    Симптомы поломки регулятора в авто:

    1. Мотор автомобиля перестал держать ход. При движении или стоя на светофоре обороты силового агрегата могут произвольно увеличиваться или падать, а затем возвращаться к нормированным. Возможно их зависание.
    2. Двигатель машины начал троить на холостом ходу. Слышна детонация — металлический стук из-под капота.
    3. Во время движения не происходит компенсации увеличившейся нагрузки на двигатель машины.
    4. Появились сложности в запуске силового агрегата. Если при пуске водителю приходится дополнительно жать на газ, это говорит об износе и необходимости замены датчика холостого хода.
    5. Прогревочные обороты отсутствуют либо поддерживаются на недостаточном уровне.
    6. Двигатель автомобиля может произвольно заглохнуть без видимой причины. Это происходит при езде на холостом ходу, сбросе педали газа или переключении рычага трансмиссии.
    7. Скорость прокручивания коленчатого вала может произвольно упасть при активации потребителей энергии. К примеру, системы кондиционирования или отопления, стеклоочистки, оптики и т. д.

    Основные поломки и неисправности РХХ

    Причины проблем с датчиком холостых оборотов:

    1. Обрыв электроцепи питания. Данная неисправность может быть связана с проводкой в авто, окислением или повреждением контактных элементов на колодке. Если соединение некачественное, то такая проблема будет проявляться периодически. Могут возникнуть сложности при диагностике устройства.
    2. Загрязнение штока, которое приводит к его некорректному ходу. Данная проблема является самой распространенной и проявляется в результате скопления грязевых отложений в каналах дроссельного узла. Если заслонка долго не чистится, то причину следует искать на штоке датчика.
    3. Выход из строя электрического моторчика. Отремонтировать такой прибор вряд ли получится, двигатель подлежит замене в сборе с регулятором.
    4. Разрушение уплотнительного элемента в результате износа. Проблема может появиться сразу после замены датчика, если вместо нового установлено старое кольцо.
    5. Износ штока. Если регулятор исправен, то перемещение шторки должно осуществляться без закусываний, не допускаются проскальзывания в червячных передачах. Чтобы определить состояние элементов конструкции, придется разобрать устройство.

    О причинах, а также признаках неполадок в работе клапана холостого хода рассказал канал «Sdelaj Sam! Pljus interesnoe!».

    Диагностика

    Перед тем как проверить работу контроллера, выполняются следующие действия:

    1. Производится затяжка рычага стояночного тормоза. Под колеса транспортного средства необходимо поставить противооткатные упоры.
    2. Открывается моторный отсек автомобиля, от аккумулятора отсоединяется отрицательная клемма. Для этого ключом надо ослабить затяжку на фиксаторе.
    3. Выполняется осмотр подкапотного пространства. Необходимо найти регулятор холостого хода.
    4. От устройства отключается колодка с проводом.

    Проверка вручную

    Данный этап диагностики считается самым простым в плане реализации:

    1. От устройства отключается колодка с проводами.
    2. Выкручиваются два болтика, регулятор извлекается.
    3. Производится подключение датчика к микропроцессорному блоку. Контроллер при этом надо держать в руках.
    4. Выполняется запуск двигателя, желательно, чтобы это сделал помощник. В данный момент шток должен втянуться в катушку до конца. Это происходит в результате получения импульса от блока управления. Затем он должен выдвинуться на небольшое расстояние.

    Проверка регулятора холостого хода вручную позволяет определить работоспособность штока. При ее выполнении можно убедиться, что деталь не сгибается и не заклинивает внутри устройства.

    Но этот вариант проверки не дает 100-процентный результат. Возможно, установленная на автомобиле модификация датчика холостого хода не соответствует прошивке микропроцессорного блока. Шток выдвигается, но необходимая величина для его выдвижения неизвестна. Поэтому проверяется колодка и штекер, а маркировка имеется только на последнем.

    При визуальной проверке необходимо произвести диагностику целостности электроцепей и катушек. Также следует проконтролировать состояния байпасного канала и иглы на предмет износа.

    О выполнении проверки вручную, а также о других методах тестирования клапана холостого хода подробно рассказал пользователь Игорь Белов.

    Диагностика мультиметром

    Проверить работу контроллера с использованием тестера можно так:

    1. От регулятора в моторном отсеке отключается разъем с проводом. Если автомобиль оборудован двигателем на 1,6 л, то заранее необходимо открутить два крепления дроссельного механизма к ресиверу. Затем он отодвигается от торца последнего примерно на 1 см.
    2. Сначала тестером выполняется диагностика электроцепи контроллера, чтобы убедиться, поступает ли на него напряжение или нет. Отрицательная клемма мультиметра соединяется с массой, то есть кузовом или двигателем автомобиля. Положительный контакт должен быть подключен к выводам А и D, они отмечены на разъеме.
    3. Выполняется активация зажигания, считываются показания тестера. Мультиметр предварительно необходимо настроить в режим работы омметра. Полученное значение напряжения должно составить не меньше 12 вольт. Если этот параметр ниже, то есть вероятность, что проблема состоит в разряде аккумуляторной батареи. При полном отсутствии питания надо убедиться в целостности электроцепи либо блока управления.
    4. Зажигание отключается. Следующим этапом будет диагностика непосредственно контроллера.
    5. Мультиметр перенастраивается в режим замера сопротивления, его клеммы поочередно соединяются с контактами А и В, а потом с С и D. Полученное значение диагностики должно составить около 53 Ом.
    6. Затем производится замер сопротивления между парами А и С, а также В и D. На них рабочая величина должна стремиться к бесконечности. Если полученные значения оказались другими, то датчик подлежит замене.

    Импульсная проверка на самодельном стенде

    Можно собрать самодельный прибор без чипов, его схема приведена ниже:

    1. В оборудовании применяется зарядка на 6 вольт. Ее можно взять от мобильного телефона.
    2. Колодки на разъемах приобретаются в любом тематическом магазине.
    3. При диагностике сначала производится отключение датчика от микропроцессорного модуля. Выполняется проверка хода штока. Если световой индикатор самодельного стенда будет гореть ярко, это говорит о том, что шток регулятора неисправен. Если лампочка будет гореть в половину силы, то механизм исправен.


    Схема простого самодельного стенда для диагностики

    Цена такого оборудования составляет не менее 1500 рублей. Учитывая низкую стоимость датчика холостого хода, использование фирменного стенда экономически невыгодно.

    Как почистить регулятор холостого хода?

    Чистка проверенного РХХ рассмотрена на примере автомобиля Шевроле Нива:

    1. Открывается моторный отсек и отключается АКБ. Для этого надо произвести демонтаж крышки воздушного фильтрующего устройства, который извлекается и убирается в сторону.
    2. Выполняется отключение колодки от контроллера воздуха. Разъем располагается на прорезиненой толстой гофре, соединяющей впускное коллекторное устройство и крышку воздушного фильтра. Данная колодка крепится посредством специальной П-образной скобы. При демонтаже она может выскочить, поэтому надо быть внимательным.
    3. Затем гофра отсоединяется от впускного коллектора, она фиксируется с помощью хомута. То же самое надо сделать с прорезиненым патрубком, он соединяет гофру с клапанной крышкой силового агрегата. Шланг фиксируется с помощью железной скобы.
    4. Отсоединяется тонкий патрубок, подключенный к впускному коллекторному устройству, он демонтируется вместе с ним. Этот шланг натянут на штуцер.
    5. Внутри патрубков можно заметить загрязнения в виде нагара и следов моторной жидкости. Все шланги подлежат очистке и промывке, после которых их надо продуть. Для выполнения задачи рекомендуется использовать специальное очистительное средство или жидкость WD-40. Главное, чтобы в комплекте с баллоном была трубка.
    6. Сам датчик холостых оборотов выполнен в черном пластиковом корпусе и устанавливается во впускном коллекторе. От него отключается штекер и выкручиваются два болта, которые фиксируют устройство. Процедура выполняется с использованием короткой отвертки с крестовым наконечником, предварительно с болтов надо удалить следы герметика. При демонтаже устройства нужно извлечь также уплотнительное кольцо.
    7. Выполняется очистка РХХ, для этого можно применять и топливо. Процедура осуществляется с использованием ветоши и ватных палочек. Нельзя лить в механизм много жидкости, чтобы не вывести его из строя. После каждой прочистки датчик должен окиснуть и высохнуть.
    8. Рекомендуется удалить грязь с впускного коллекторного устройства, загрязнения убираются с помощью тряпок. Выполняется очистка посадочного места датчика холостого хода по всей глубине. Также производится удаление загрязнений со штуцера устройства.
    9. После очистки производится сборка всей конструкции в обратном порядке. На датчик холостых оборотов устанавливается новое резиновое кольцо, после чего контроллер монтируется на место и фиксируется. К нему подключается разъем, обратно устанавливается воздушное фильтрующее устройство.

    Демонтированная гофра со шлангами Снятие РХХ из посадочного места Очистка датчика жидкостью WD-40

    Что нужно знать при замене РХХ?

    Чтобы поменять и произвести установку контроллера, позволяющего регулировать холостые обороты, надо обратить внимание на положение штока. Нельзя допустить, чтобы он был сильно выдвинут. Это может произойти, если перед выполнением монтажа устройство будет подключено к колодке и активировано зажигание. Руками вдвигать шток не допускается.

    Если клапан с выдвинутой иглой поставить и затянуть фиксирующие винты, это может привести к повреждению устройства в результате срезания червячной передачи. Отремонтировать такой датчик не получится. В зависимости от модели транспортного средства после установки нового регулятора может потребоваться его калибровка. В некоторых авто эта процедура осуществляется с использованием специального оборудования или стенда.

    На автомобилях ВАЗ калибровка выполняется так:

    1. К отрицательному выходу аккумулятора подключается клемма.
    2. Ключ в замке прокручивается, чтобы включить зажигание на десять секунд. Запускать силовой агрегат не нужно.
    3. Производится отключение зажигания.

    Пользователь Овсюк рассказал о самостоятельной замене клапана холостого хода на примере автомобиля Лада Самара.

    Для увеличения ресурса эксплуатации датчика надо следовать простым правилам:

    1. Замена воздушного фильтрующего устройства должна осуществляться вовремя.
    2. Нельзя оставлять транспортное средство на длительную стоянку зимой. При низких отрицательных температурах автовладелец должен периодически запускать силовой агрегат, прогревать его и производить перегазовки. Это позволит разработать клапан, чтобы не допустить его заклинивания.
    3. Нельзя допустить попадания сторонних жидкостей в зону дроссельного механизма. Спреи для быстрого запуска двигателя обычно не представляют опасности для датчика, но ими лучше не переусердствовать.

    Нюансы выбора датчика

    Оригинальный контроллер холостых оборотов имеет маркировку типа ХХ-ХХХХХХХ-ХХ. Последние два символа определяют метку совместимости.

    Подробнее о них:

    • нечетные символы (03 и 01) являются взаимозаменяемыми, как и четные (04 и 02);
    • данные группы устройств не могут быть заменяемыми, то есть четные нельзя ставить вместо нечетных.

    Определить поддельный датчик холостого хода низкого качества можно по нескольким признакам:

    • на упаковке устройства отсутствуют отличительные метки;
    • наконечник штока имеет темный оттенок;
    • желтый стикер на корпусе устройства не имеет рамки;
    • оригинальные датчики оснащаются тонким черным уплотнителем, а подделки — толстым красным кольцом;
    • корпус некачественного устройства будет короче на 1 см;
    • неоригинальные датчики оснащаются белой пружинкой вместо черной, ее витки более редкие;
    • на заклепках корпуса отсутствуют шляпки диаметром 3 мм.

    Сколько стоит регулятор холостого хода?

    Стоимость нового клапана зависит от производителя, а также марки транспортного средства.

    Видео «Самостоятельная калибровка и снятие штока с РХХ»

    Пользователь Руслан К рассказал о том, как в домашних условиях произвести демонтаж иглы с регулятора и выполнить его калибровку без специального оборудования.