Что такое трактор? Самый первый трактор в мире Характеристика тракторов некоторых серий от МТЗ.

Слово «трактор» произошло от латинского trakto – тащить, тянуть. В этом и состоит основное предназначение трактора – перевозить различные машины (орудия) или тащить их за собой. Кроме того, трактор должен передавать энергию прикрепленным к нему орудиям – плугам, сеялкам, культиваторам и уборочным машинам.

Первые колесные паровые тягачи появились в Англии и Франции в 30?е годы XIX века.

Важный элемент трактора – бесконечную гусеницу, повышающую проходимость машины, предложил русский изобретатель Ф. А. Блинов.

Это был «особого устройства вагон с бесконечными рельсами» для перевозки грузов по шоссе и проселочным дорогам. В вагоне Блинова желобчатые рельсы составлялись из двух рядов железных звеньев, нижний ряд которых заменял шпалы. Блинову удалось построить свой трактор («самоход»), и в 1888 г. эта машина прошла по улицам г. Балакова (в нынешней Саратовской области). Машина Блинова применения на практике не получила. В том же 1888 г. была запатентована конструкция парового гусеничного трактора в США. Ученик Блинова, Я. В. Мамин, в 1893–1895 гг. создал самоходную колесную тележку с двигателем внутреннего сгорания, работавшем на нефти, – прообраз современного колесного трактора. В дальнейшем Мамин организовал в России производство более совершенных тракторов (оборудованных двигателем с воспламенением от сжатия).

Условия для развития современного типа трактора сложились лишь в начале XX в. с развитием двигателей внутреннего сгорания и накоплением некоторого опыта их эксплуатации на автомобилях. Тогда в США на заводах компаний «Хорнсби», «Ломбард», «Харт?Парр» было освоено производство тракторов с двигателями внутреннего сгорания.

Тракторы первых выпусков были тяжелы, ненадежны в работе. Первые американские тракторы (1901 г.) весили до 10 т при мощности двигателя 22–45 л. с. Диаметр ведущих колес превышал 2,5 м. Первые колесные тракторы были крайне несовершенны, и к началу 1900?х годов крупная американская фирма «Холт» наладила производство тракторов с гусеничным движителем.

К началу Первой мировой войны был выработан практически применимый тип трактора, главным образом для пахоты и культивации с двигателями мощностью 120 л. с. С 1917 г. на заводах фирмы «Форд» было начато производство тракторов марки «Фордзон». С 20?х годов началось массовое производство тракторов и в некоторых странах Европы (например, гусеничные тракторы фирмы «Вандерер – Доннер» в Германии). В 1923 г. были построены первые тракторы в СССР. К 1928 г. было выпущено уже 1,3 тыс. тракторов, но массовое производство началось с 1930 г., когда были введены в эксплуатацию Волгоградский, а затем Харьковский, Челябинский и др. тракторные заводы.

После Первой мировой войны конструкция тракторов непрерывно совершенствовалась, приспосабливаясь к потребностям различных отраслей хозяйства. Изменялись конструктивные элементы двигателя, ходового аппарата, подвески остова трактора и т. д. Были созданы специальные типы тракторов. В 1924 г. в США появились пропашные тракторы, расширившие сферу механизации сельского хозяйства. В 1932 г. появились сельскохозяйственные тракторы с резиновыми (пневматическими) шинами, получившие особенно большое развитие после Второй мировой войны.

Все более специализируясь, тракторы по своей конструкции отходили от автомобиля, хотя колесные тракторы и до настоящего времени имеют с ним много общего, отличаясь лишь добавочной передачей, снижающей скорость и повышающей крутящий момент на ведущих колесах.

Снабжение тракторов механическим, а затем, с 1937 года, и гидравлическим подъемником создало предпосылки для применения так называемых навесных машин и орудий (взамен прицепных), ныне широко распространенных. Толчок для применения навесных машин был дан введением трехточечной гидравлической навесной системы, о которой в США в 1943 г. на международной конференции по продовольствию впервые сообщил конструктор Г. Фергюсон. В связи с этим в тракторостроении в послевоенные годы сложилось новое направление, получившее наиболее широкое развитие в переходе к навесным машинам.

Навесные машины отличаются от прицепных тем, что прицепные машины трактор буксирует, а навесные – несет на себе. Навесные орудия становятся как бы составной частью тракторов. Это позволяет использовать мощность тракторов не только для перемещения орудий по полю, но и для регулирования их работы благодаря гидравлической системе управления навесными орудиями. Гидравлический подъемник?автомат не только переводит навесное орудие в рабочее и транспортное положения, но и устанавливает его на нужную глубину обработки почвы и автоматически поддерживает ее. Автомат позволяет до предела упростить навесные орудия и уменьшить их вес. Навесные машины легче обычных прицепных. В настоящее время по своему назначению различают тракторы сельскохозяйственные (общего назначения, пропашные), транспортные (тягачи) и специальные – экскаваторы, бульдозеры, канавокопатели, погрузчики, трубоукладчики и т. п. По типу двигателя тракторы бывают тепловыми и электрическими, по типу движителя – гусеничными, колесными и реже колесно?гусеничными (полугусеничные). Для тракторной промышленности характерно преобладание выпуска колесных тракторов над гусеничными.

Тра́кто р (новолат. tractor, «тягач») — безрельсовое транспортное средство, используемое в качестве тягача. Отличается низкой скоростью и большой силой тяги. Широко применяется в сельском хозяйстве для пахоты и перемещения несамоходных машин и орудий. Трактор может оборудоваться навесным и полунавесным оборудованием сельскохозяйственного, строительного или промышленного назначения (например, буровым оборудованием).
Типы тракторов:
Колёсный трактор, гусеничный трактор,сельскохозяйственный трактор, промышленный трактор,трелёвочный трактор,армейский трактор.

Два основных типа тракторов — колёсные и гусеничные.
Колёсные трактора можно использовать на дорогах общего пользования, где они могут развивать большую скорость. Однако их сила сцепления с грунтом ограничена, а следовательно, ограничена и сила тяги. На рыхлой почве такие тракторы могут пробуксовывать. Для устранения этого недостатка были созданы тракторы с приводом на все колёса, однако такие машины отличаются большим весом и при движении по полю они слишком сильно уплотняют землю. Для снижения давления на почву ширина шин тракторов в последнее время увеличивается (особо тяжёлые модели оснащаются сдвоенными колёсами, как правило, на обеих осях).

Гусеничные тракторы имеют бо́льшую силу тяги, чем колёсные. Основной недостаток большинства гусеничных тракторов — невозможность перемещения по асфальтированным дорогам без разрушения покрытия, исключение составляют трактора с резинотросовыми гусеницами. Небольшие скорости движения гусеничных тракторов (5-17 км/ч) компенсируются уменьшенным давлением на грунт по причине большой площади контакта с грунтом, при той же массе, что и у колёсного трактора. Гусеничные тракторы широко применяются в сельском хозяйстве, на слабонесущих почвах и в промышленности из-за своей неприхотливости.

Сельскохозяйственный трактор

Особенности эксплуатации тракторов на сельскохозяйственных работах, а именно, сезонность работ и большие обрабатываемые площади предъявляют к конструкции трактора следующие требования:

возможность быстрой смены навесного и прицепного оборудования;
возможность работы и передвижения на повышенных скоростях при сохранении возможности работать с некоторыми машинами (например, картофелекопалками) на предельно малых скоростях;
необходимость унификации присоединительных устройств у различных моделей тракторов и навесных машин;
возможность обслуживания и ремонта в полевых условиях.

Поэтому в конструкции сельскохозяйственных тракторов применяются следующие решения:

двигатель с повышенным числом оборотов;
многоступенчатая коробка передач;
возможность установки ходоуменьшителя;
подрессоренная подвеска;
унифицированная задняя навесная система (маятниковая, рычажно-маятниковая, рычажная);

Сельскохозяйственные тракторы подразделяются на пропашные и общего назначения.

Пропашные тракторы предназначены для послепахотной обработки почвы и посевов, используются на сенокосах, уборке овощных и кормовых культур. Могут осуществлять вспашку лёгких почв в садах и теплицах. Отличительной особенностью пропашного трактора является проходимость в междурядьях. Различают несколько схем междурядной обработки, определяющие компоновку пропашного трактора.

Кроме универсально-пропашных тракторов выпускаются и специализированные высококлиренсные пропашные тракторы. В частности хлопководческие тракторы имеют трёхколёсную ходовую часть и дорожный просвет от 650 мм до 1500 мм.

Универсально-пропашные тракторы могут использоваться для выполнения других работ, для привода стационарных машин. Универсально-пропашные тракторы в основном колёсные. Энергоёмкость универсально-пропашных тракторов лежит в пределах от 18 до 60 лошадинных сил на одну тонно-силу тяги.

Тракторы общего назначения подразделяются на пахотные и транспортные.

Пахотные тракторы предназначены для сплошной пахоты почв на полях.
Транспортные тракторы бывают только колёсными. Предназначены для перевозки сельскохозяйственных грузов на прицепах. Имеют высокие рабочие скорости — до 50 км/ч (Т-150). Перевозка сельскохозяйственных грузов транспортными тракторами менее затратна, чем грузовыми автомобилями повышенной проходимости аналогичной грузоподъёмности. Колёсные тракторы общего назначения сочетают в себе функции пахотных и транспортных. Тракторы общего назначения имеют меньший дорожный просвет по сравнению с пропашными.

В последнее время получили распространение пахотно-пропашные тракторы, ходовая часть которых допускает установку узких колёс для пропашных работ, широких колёс для транспортных работ и спаренных — для пахоты.

Ввиду большой универсальности сельскохозяйственных тракторов они также являются базовыми машинами лёгких строительных бульдозеров и коммунальной техники.

Промышленный трактор

Промышленный трактор предназначен для работы в качестве базовой машины в землеройном или строительном агрегате: бульдозере, скрепере, трубоукладчике. Промышленный трактор характеризуется следующими особенностями:

эксплуатация в течение всего срока службы с одним и тем же типом рабочего оборудования;
работа на пониженных скоростях с большим тяговым усилием в условиях буксования ходовой части;
возможность работы на твёрдых (в том числе скальных) грунтах;
возможность работы на переувлажнённых грунтах;
необходимость точного позиционирования рабочего органа относительно грунта;
доставка к месту проведения работ на спецтранспорте.

Отличительно особенностью промышленных тракторов является смещённый назад центр тяжести. Это необходимо для того, чтобы в составе бульдозерного агрегата (вес отвала может составлять до 20 % веса трактора) распределение веса на всю длину гусениц было равномерным. Поэтому, при использовании трактора без бульдозерного отвала на переднюю часть рамы устанавливается противовес.

Низкие рабочие скорости (2-3 км/ч) промышленных тракторов обуславливают их сравнительно невысокую энергоёмкость — порядка 15 лошадиных сил на одну тонно-силу тяги.

Для промышленных тракторов оптимальна гидромеханическая трансмиссия, позволяющая реализовывать полную мощность двигателя на особо малых скоростях. Встречаются тракторы с электрической передачей (например, ДЭТ-250М. ДЭТ-320).

В отличие от сельскохозяйственных тракторов, промышленные являются узкоспециализированными, изначально проектируемые для работы в составе конкретного типа машины (обычно бульдозерно-рыхлительного агрегата).

Промышленные тракторы преимущественно гусеничные, но для работы с погрузчиками и некоторыми дорожными машинами применяют и колёсные тракторы (в основном, модификации сельскохозяйственных тракторов).

Трелёвочный трактор
Двигатели и кабина трелёвочного трактора расположены спереди. За ними платформа для трелёвки леса

Трелёвочный трактор предназначен для перевозки стволов деревьев от места рубки до места промежуточного складирования. Трелёвочные тракторы обычно строятся на базе сельскохозяйственных тракторов и отличаются от них компоновкой, позволяющей разместить на задней части рамы платформу с лебёдкой для чёкерной трелевки леса (например ТДТ-55, ТТ-4) или гидравлический захват для бесчёкерной трелевки леса (например ЛТ-187 на шасси ТТ-4М). Отличительной особенностью трелёвочных тракторов является ходовая часть с большой опорной площадью, что снижает эрозионное действие на лесную подстилку.

Армейский трактор

Ранее тракторы находили применение и в строевых частях армий многих стран. Армейский трактор предназначен для буксировки артиллерийских орудий и других прицепных систем вооружения. Основные требования, предъявляемые к армейским тракторам — высокая скорость на марш-броске, высокая проходимость, приспособленность для работы в различных климатических условиях. Армейские тракторы представляли собой, как правило, модификации сельскохозяйственных и трелёвочных. В современных условиях применяются крайне редко.

Основные элементы трактора : двигатель, трансмиссия, ходовая часть, механизмы управления, рабочее и вспомогательное оборудование. Вне зависимости от типа силовой установкой современных тракторов является дизельный двигатель (раньше также использовались бензиновые двигатели). Рулевое устройство колёсных тракторов аналогично автомобильному; для осуществления поворота гусеничных тракторов притормаживают одну из гусениц фрикционом.

Тракторы оборудуются гидравлической навесной системой (ГНС), которая служит для соединения трактора с навесной и полунавесной машиной, и управления работой этих машин. ГНС состоит из двух основных частей: из навесного устройства и гидравлической системы. Так же на многих тракторах имеется вал отбора мощности (ВОМ), который предназначен для привода рабочих органов, агрегатируемых с тракторами передвижных или стационарных машин.

Новые объявления

А в каталоге марок и производителей вы найдете информацию по всем маркам и производителям грузовой, прицепной и специальной техники.

Что такое "ТРАКТОР"? Как правильно пишется данное слово. Понятие и трактовка.

ТРАКТОР (новолат. tractor, букв. - тот, кто тащит, тянет, от лат. traho - тащу, тяну), самоходная машина на гусеничном или колёсном ходу для приведения в действие прицепленных к ней или навешиваемых на неё машин и орудий (с.-х., строит., дорожных, транспортных и т. п.), для привода стационарных машин. Механизмы навесных и прицепных машин приводятся в действие от двигателя Т. через вал отбора мощности или с помощью вторичного двигателя (напр., гидравлического). Первые колёсные тракторы появились в Великобритании и Франции в 1830. С 1912 в США, затем и в др. странах производятся Т. на гусеничном ходу. В СССР первые Т. изготовлены в нач. 20-х гг. Универсально-пропашной трактор МТЗ-82 класса 1,4 (общий вид). По назначению Т. разделяют на с.-х. (наиб. массовые) и промышленные. С.-х. Т. общего назначения в агрегате с соотв. машинами (орудиями) предназначены гл. обр. для пахоты, сева, культивации,уборки зерновых культур и др. с.-х. работ (см. Машинно-тракторный агрегат), Т. универсально-пропашные в осн. используют для междурядной обработки и уборки пропашных культур. Особенность пропашных Т. - проходимость в междурядьях посевов без повреждения культурных р-ний благодаря соотв. ширине колёс (гусениц), дорожному просвету, абрису и регулируемой колее. Специализир. Т. предназначены для выполнения спец. работ или используются на полях с определ. культурами (напр., на виноградниках, чайных плантациях и др.). Колёсные Т. в сравнении с гусеничными более универсальны, быстроходны, но на увлажнённых грунтах имеют худшую проходимость. Для её повышения нек-рая часть таких Т. выпускается со всеми ведущими колёсами, а универсально-пропашные Т. снабжаются полугусеничным ходом в виде съёмного оборудования. Гусеничные Т. обладают высокой проходимостью, низким уд. давлением на почву; меньше буксуют, что обусловливает их более высокие тяговые качества. В СССР и странах - членах СЭВ приняты след. обозначения с.-х. Т. с разл. схемой в конструкцией ходовой системы: К - колёсный движитель; Г - гусеничный движитель. Цифра перед “К” обозначает обшее число колёс, после “К” - число ведущих колёс; добавляется также индекс “а” или “в”, характеризующий конструкцию Т. Напр., 4К2а - 4-колёсный Т. с двумя ведущими колёсами, направляющие колёса меньшего диаметра; 4К4в -4-колёсный Т., все колёса ведущие, одинакового диаметра. Трактор свекловодческий Т-70С класса 2 (общий вид). Число моделей Т., выпускаемых в СССР, а также их показатели определены типажом - системой машин, построенной по заранее разработанному технич. плану, основанному на рациональном сочетании тяговых показателей Т. разных классов. Каждый класс Т. состоит из группы машин, конструктивно унифицированных и обладающих примерно одинаковыми тяговыми свойствами. Осн. модель группы наз. базовой. Трактор общего назначения ДТ-175C класса 3 (общий вид). На её основе создаются модификации для выполнения менее распространённых с.-х. или др. спец. работ. Типаж Т. облегчает задачу планирования и изготовления Т. По номинальному тяговому усилию базовые модели Т. в странах - членах СЭВ разделяются на 10 классов (см. табл.). Класс 0,2 0,6 0,9 1,4 2 3 4 5 6 8 Номинальное тяговое усилие, кН 2 6 9 14 20 30 40 50 60 80 Базовая модель Т. - наиб. распространённая модель в данном классе; модификация - Т., унифицированный с базовой моделью по осн. сборочным единицам и системам. При этом назначение и область применения модификаций могут отличаться от базовой модели. Модификации Т. условно относят к классу их базовых моделей. Осн. группы механизмов Т.: двигатель - источник энергии (см. Двигатель внутреннего сгорания); трансмиссия - совокупность механизмов, передающих крутящий момент двигателя ведущим колёсам и изменяющих его значение, а также направление и частоту вращения ведущих колёс (как правило, включает сцепление, коробку передач, гл. и конечные передачи); ходовая часть. Схема расположения основных механизмов трактора 4К2а: 1 - двигатель; 2 - сцепление; 3 - коробка передач; 4 - главная передача и дифференциал; 5 - конечная передача; 6 - ведущее колесо; 7 - передний мост; 8 - управляемое колесо; 9 - навесное устройство. На с.-х. Т. установлены механич. коробки с числом передач до 18, в осн. с шестернями пост. зацепления. Есть конструкции (Т-150, Т-150К, К-700А, К-701, МТЗ-80А), позволяющие переключать передачи на ходу агрегата без разрыва потока мощности. Применяют бесступенчатые трансмиссии с гидростатич. и гидромеханич. передачами. Гусеничный T. общего назначения ДТ-175С класса 3, мощн. 125 кВт снабжён гидромеханич. трансмиссией, обладающей свойством автоматич. изменения скорости движения агрегата в зависимости от тягового сопротивления при одноврем. обеспечении оптим. загрузки двигателя. Трансмиссия этого типа в сравнении с механической способствует повышению производительности агрегата за счёт более высокой ср. скорости при нек-ром снижении погектарного расхода топлива, облегчает труд механизатора. Для пониженных (технол.) скоростей движения Т. трансмиссия оборудуется ходоуменьшителем. Поворот колёсных Т. осуществляется неск. способами, напр. для Т. 4К4в - поворотом только передних колес, передних и задних в разные стороны или в одну сторону (т. н. способ движения “крабом”) и др. Осн. требования к типам с.-х. Т. и их гл. параметрам предусматриваются системой машин. Конкретные показатели по каждой модели Т. изложены в агротехнич. (исходных) требованиях и определяются соотв. стандартами. Эксплуатац. показатели Т. подразделяют на технико-экономич. (производительность в агрегате, расход топлива на единицу работы), технич. (класс, мощность двигателя, тяговые свойства, наличие рабочего и вспомогат. оборудования), агротехнич. (уд. давление на почву, проходимость в междурядьях, манёвренность в агрегате), эргономич. (условия труда механизатора, трудоёмкость технич. обслуживания) и др. Совершенствование конструкций и улучшение эксплуатац. показателей Т. в СССР и за рубежом идёт по пути повышения производительности за счёт увеличения энергонасыщенности, улучшения тягово-сцепных качеств, снижения уд. давления движителей на почву благодаря применению эластичных шин, улучшения топливной экономичности двигателя, снижения потерь в трансмиссии, обеспечения нормативных условий безопасности труда механизатора, а также автоматизации гидронавесной и др. систем Т.

ТРАКТОР - ТРАКТОР, Ца, мн. Ца, Цов и Цы, Цов, м. Самоходная машина для тяги и приведения в действие машин, ору... Толковый словарь Ожегова

ТРАКТОР - (новолат. tractor, от лат. traho - тащу, тяну) самодвижущаяся (гусеничная или колёсная) маш...


Самый первый трактор в мире, по крайней мере его подобие, появился еще в 19-м веке и работал, разумеется, на паровом двигателе.

К примеру, английский ученый и изобретатель Уильям Говард использовал в 1850 году локомобиль для вспашки сельскохозяйственных угодий. Уже к концу 19 века, на землях Великобритании трудилось около двух тысяч подобных агрегатов.

Инженер Джон Фролих, родом из штата Айова (округ Клейтон, США), в 1892 году сконструировал и запатентовал первый трактор, двигатель которого работал на нефтепродуктах.

Первый трактор в мире на гусеничном ходу и работающий от парового двигателя изобрел англичанин Джон Гиткот, к тому же являвшийся изобретателем промышленного ткацкого станка.

В 1832 году он запатентовал свое изобретение, а в 1837 году появился рабочий экземпляр трактора, предназначенный для пахоты и осушения болотистых местностей.

Американец W. P. Miller в 1858 году придумал и сконструировал гусеничный трактор, принявший участие в сельскохозяйственной выставке города Мэрисвилл, штат Калифорния, за что получил премию и признание за невероятное изобретение.

К сожалению, изобретения Миллера и Гиткота не получили дальнейшего развития .

В 1901 году изобретатель Alvin Orlando Lombard построил первый признанный практичным гусеничный трактор - Lombard Steam Log Hauler.

Гусеничный трактор - Lombard Steam Log Hauler

В Российской империи в первые о самоходном экипаже с подвижными колеями, т. е. на гусеничном ходу, заявил в 1837 году крестьянин Дмитрий Загряжский.

Свой самоходный трактор он описал так:

«Около каждого обыкновенного колеса, на котором катится экипаж, обводится железная цепь, натягиваемая шестиугольными колёсами, находящимися впереди обыкновенного. Бока шестиугольных колёс равняются звеньям цепи; цепи сии заменяют до некоторой степени железную дорогу, представляя колесу всегда гладкую и твердую поверхность».

Самый первый русский трактор на гусеничном ходу с паровым двигателем был сконструирован крестьянином Федором Абрамовичем Блиновым из села Никольское Вольского уезда Саратовской губернии.

В 1879 году он получил патент на «вагон с бесконечными рельсами для перевозки грузов по шоссейным и проселочным дорогам».

Первый рабочий прототип трактора появился в 1888 году. Готовой паровой установки необходимых размеров тогда не существовало и Федор Абрамович самостоятельно изготовил ее из железа сгоревшего неподалеку от Балаково парохода.

Позже он изготовил второй экземпляр паровой установки , выдававшая порядка 40 оборотов в минуту и мощностью 10-12 л.с. Скорость трактора не превышала скорости движения быков - три версты в час.

Принцип работы трактора заключался в том, что на нем использовались две паровые установки - по одной на каждую гусеницу. Блинов демонстрировал свой трактор на Нижегородской ярмарке (1897 г.) и в Саратове (1889 г.), однако трактор так и не вызвал интереса у промышленников и неполучил дальнейшей развитие.

В 1896 году изобретатели Чарльз Парр и Чарльз В. Харт сконструировали двухцилиндровый бензиновый двигатель. В 1903 году их компания произвела 15 единиц тракторов.

Построенный им шеститонный трактор #3 является одним из самых старых тракторов в США и в настоящее время находится на хранении в Смитсоновском Национальном музее американской истории в Вашингтоне, округ Колумбия.

В качестве силовой установки на тракторе применялся двухцилиндровый бензиновый двигатель с отвратительной на то время системой зажигания. Мощность двигателя на холостом ходу составляла 30 л.с., а при выполнении работ - 18 л.с.

Одним из самых первых тракторов, пригодных для работы, был трактор Ivel, разработанный Дэном Элборном в 1902 году.

За время производства было выпущено около 500 мощных и легких машин.

Трактор IVEL

В 1912 году компания «Холт-Парр» начинает массовое производство гусеничных тракторов. По большому счету, это был трактор на полугусеничном ходу, так как металлические ленты были одеты только на задние опорные колеса.

В 1913 году на проходившей Всероссийской выставке в Киеве, где был показан трактор «Холт», русские инженеры выявили его недостатки , в следствии чего трактор был полностью переведен на гусеничный ход.

В 1917 году Советское правительство обратило внимание на важность применения сельскохозяйственных тракторов и выделило деньги на их постройку, не смотря на трудные годы.

По указанию В. И. Ленина, в 1918 году начинает осуществляться подготовка к серийному производству тракторов.

В 1919 году конструктор Я. В. Мамин построил трактор «Гном» с нефтяным силовым агрегатом мощностью 11,8 кВт.

В 1922 году начинают производство тракторов «Коломенец-1» разработанный Е. Д. Львовым. Под руководством инженера Л. А. Унгера, в 1922-23 годах создается трактор «Запорожец».

«Коломенец-1»

В 1924 году на Харьковском тракторном заводе (ХТЗ) начинается массовое производство трактора «Коммунар», являвшимся копией германского трактора Hanomag WD Z 50.

Кроме того, в 1924 году начинают производство тракторов «Карлик» по конструкции Я. В. Мамина. Трактор выпускался в двух вариантах:

  1. трактор «Карлик-1» – трехколесный и с одной передачей вперед;
  2. «Карлик-2» – четырехколесный, с одной передачей вперед и реверсом.

Трактор «Универсал» был первым советским трактором экспортируемый за границу.