Самостоятельная замена шин мотоцикле. Их дальнейшая правильная эксплуатация

Когда пора менять резину на мотоцикле?

Мотоциклетные шины – это то, единственное, что удерживает мотоцикл на дороге и именно от них, в первую очередь, зависит ваша безопасность и безопасность окружающих участников движения. Поэтому очень важно регулярно контролировать их состояние и соблюдать правильный режим эксплуатации. Кроме того, это позволит значительно продлить их срок службы.

Стоит взять за правило еженедельную проверку шин на предмет внешних повреждений, трещин, неравномерность износа и величину глубины протектора. А также контролировать давление не реже двух раз в месяц.

Политика производителей, в частности компании Michelin, не одобряет какой-либо ремонт поврежденной моторезины и не несет ответственности за какие-либо последствия, травмы или ущерб, полученные в ходе эксплуатации отремонтированных или восстановленных шин.

Весомые причины для замены мотошин на новые:

  1. Прокол или повреждение шины, особенно если она бескамерной конструкции. Тщательно осматривайте шины на предмет повреждений после попадания в ДТП, ударов о препятствия или попадания в выбоину на асфальте, сопровождавшегося серьезным ударом подвески.
  2. Достижение предельно допустимого износа. По российским правилам запрещена эксплуатация моторезины с остаточной величиной протектора 0,8 мм. В некоторых странах эта величина достигает 1,6 мм или 2/32 дюйма. Для облегчения определения высоты протектора на моторезине обычно имеются индикаторы износа. Езда с изношенным протектором опасна, особенно на мокрой дороге, когда глубина канавок не позволяет эффективно отводить воду из пятна контакта.
  3. Появление признаков «старения», т.е. трещины, деформация или износ. Не зависят от даты изготовления, а скорее от условий хранения, эксплуатации, нагрузки и давления. Так или иначе, если шинам более пяти лет, то они требуют более тщательного и регулярного внимания. Ну а шины с возрастом, приближающимся к десяти годам, например на только что приобретенном мотоцикле с зарубежного аукциона, однозначно требуют замены, даже если не достигли предельно допустимого износа.
  4. Чрезмерный или аномальный износ в определенной части протектора – в центре или на боковине. Также это указывает на неправильное давление в шинах, либо неисправность подвески, геометрии ходовой части или дисбаланс колеса.
  5. Шины не соответствуют требованиям производителя для данной модели мотоцикла. Такое бывает, если вы не первый хозяин, а предыдущий по каким-то причинам отступил от регламента. Более широкие шины могут ухудшить управляемость и динамические возможности мотоцикла, а более узкие, кроме того, еще и не соответствовать требованиям по допустимой нагрузке. Спереди и сзади рекомендуется установка шин одной модели и рекомендованной производителем размерности.

Что значит «подходящая» моторезина для моего мотоцикла?

Прежде всего, выбирать моторезину надо исходя из требований завода-изготовителя мотоцикла к следующим параметрам шины: размер, выдерживаемая нагрузка, допустимый индекс скорости и конструкция.

Рисунок протектора выбирается исходя из условий, в которых преимущественно эксплуатируется мотоцикл: асфальтовые дороги общего пользования, грунтовки, пересеченная местность или спортивный трек.

Если устанавливаемая резина отличается по каким-то параметрам от рекомендованной заводом изначально, то необходимо помнить, что согласно нормам законодательства шины, по размеру или допустимой нагрузке не соответствующие заводским, могут вызвать проблемы с прохождением техосмотра.

Если вы устанавливаете шины, купленные с рук и имеющие какой-то износ, то перед установкой следует тщательно проверить их на наличие повреждений и равномерность износа.

Можно ли устанавливать разные шины на одном мотоцикле?

Речь здесь, конечно не о размере, который практически у всех современных мотоциклов на переднем и заднем колесе разный, а о разных моделях шин. Какими-то нормативами в нашей стране на данный момент это не регламентируется, но нужно понимать, что коэффициент сцепления у разных моделей может отличаться очень существенно, что может привести к совершенно непредсказуемым изменениям в управляемости и нестабильности мотоцикла, особенно на асфальте. Поэтому настоятельно рекомендуется использовать одинаковую модель резины соответствующих размеров. На пересеченной местности эксперименты с различными рисунками более популярны и позволяют получить позитивный эффект, но опять же – только после множества проб и ошибок и при примерно равной степени «зубастости» внедорожных покрышек.

Нужна ли обкатка новой моторезины?

Да, рекомендуется первые примерно 100-200 км ездить в щадящем режиме, избегая резких разгонов и торможений и постепенно увеличивая углы наклона в поворотах. За это время мотопокрышка приобретает необходимую рабочую шершавость поверхности, а также окончательно усаживается на диск. Кроме того, в этот период нужно убедиться, что колеса сбалансированы и стабильны на выбранном давлении. Разумеется, для более мягких гоночных покрышек период обкатки гораздо меньше, но в идеале требует специальных грелок и нескольких кругов на треке.

Какой стороной ставить резину с направленным рисунком протектора?

Большинство современных мотопокрышек, особенно передних, имеют направленный рисунок протектора. Такие покрышки важно уже при шиномонтаже сориентировать в правильном направлении, обычно указанном на боковине стрелкой. При этом, в большинстве случаев визуально может показаться, что на переднем и заднем колесах похожий рисунок направлен в разные стороны, однако так и должно быть. Специфика переднего протектора ориентирована прежде всего на эффективную работу в поворотах и рисунок рассчитывается на эффективный отвод воды из пятна контакта именно в наклонном положении.

Каков средний срок службы и средний пробег моторезины?

Наиболее часто задаваемый вопрос по моторезине, но при этом не имеющий конкретного ответа. Общее правило: более твердая, но менее цепкая моторезина служит дольше, а более мягкая и цепкая – меньше. В последние годы производителям моторезины удалось найти компромисс и совместить приятное с полезным: например, компания Michelin выпускает многие модели своей моторезины по технологии двойного компаунда 2CT, когда середина протектора выполнена из более твердой смеси, а боковины из более мягкой. Пробег таких мотошин исчисляется уже не несколькими тысячами километров, а десятками тысяч.

Но помимо технологии изготовления, эксплуатация – это уравнение со многими неизвестными. Некоторые из них подвластны мотоциклисту: это давление в шинах, нагрузка на шины (модель мотоцикла, пассажир, багаж), скорость движения и стиль езды (торможение и ускорение). Другие объективно не зависят от него: извилистость маршрута, качество дорожного покрытия, температура окружающей среды. В зависимости от сочетания этих факторов пробег одной и той же модели шин на одном и том же мотоцикле, может весьма существенно отличаться.

Что значит «прогреть резину»?

Моторезина обеспечивает наилучшее сцепление с дорогой тогда, когда достигает рабочей температуры, поэтому первые несколько километров после начала поездки следует проезжать в аккуратном режиме, избегая резкого закладывания в повороты. Наиболее заметная разница в поведении прогретой и непрогретой резины у спортивных мягких моделей.

Какая разница между спортивной и спортивно-туристической моторезиной?

Спортивные гоночные шины (в классификации Michelin - шины Hypersport) проектируются в расчете на максимальное сцепление на сухом асфальте, а именно на спортивном треке, когда счет идет на доли секунд. Состав резиновой смеси - мягкий и цепкий, но плата за это – более быстрый износ. Протектор имеет рисунок с небольшим числом канавок и на мокром покрытии не настолько хорош, как на сухом.

Спортивно-туристическая , в свою очередь – отличный компромисс между сцепными свойствами на сухом и мокром покрытии и длительным сроком службы.

Примером омологированной для использования на треке шины класса гиперспорт является Michelin Power Cup с выдающимися сцепными характеристиками на сухом покрытии. Несколько более сбалансированным решением для повседневной активной езды на спортбайках по обычным дорогам будут шины семейства Michelin Pilot Power , позволяющие более уверенно двигаться в дождь и имеющие больший ресурс. Ну а настоящим эталоном спортивно-туристической резины уже давно стала серия Michelin Pilot Road , уже четвертое поколение которой радует мотоциклистов выдающимся ресурсом и отличным сцеплением в различных условиях.

Как влияет на моторезину динамометрический стенд?

Не стоит использовать в ходе обычной эксплуатации шины, с которыми мотоцикл проходил настройку и испытания на динамометрическом стенде. Такой стенд – серьезное испытание для моторезины, характеризующееся повышенными нагрузками, увеличивающими риск ее преждевременного и внезапного разрушения.

Здравствуйте.

Владельцы мотоциклов с дисками на колесах вынуждены обращаться в шиномонтаж, чтобы поставить новые шины на свой мотоцикл. При замене шин на таких мотоциклах своими руками диск может погнуться и потерять товарный вид. С другой стороны, если у вас эндуро или любой другой мотоцикл со спицованными колесами, замену резины вполне можно производить самостоятельно. Мало того, любой нормальный эндурист просто обязан уметь менять шины в поле с помощью пары монтировок, поскольку выезды на бездорожье зачастую бывают связаны с долгими перегонами по асфальту. В этом случае целесообразно ехать к месту утопания в грязи на дорожной резине, брать с собой комплект «злой» резины и ставить ее на мотоцикл в чистом поле непосредственно перед бездорожьем. Сегодня мы поговорим о самостоятельной замене шин мотоцикла со спицованными колесами.

О видах мотоциклетных шин и индексах в названиях моделей резины мы еще поговорим, так как эта тема достойна отдельной статьи, а может и не одной. Сегодня, в рамках этой статьи, я приведу лишь одну самую простую классификацию. Шины для мотоциклов бывают камерными и бескамерными. Бескамерные шины удобны, используются повсеместно на мотоциклах с дисковыми колесами. Диск внутри герметичен, поэтому достаточно поставить новую резину, промазав стыки специальным герметиком, накачать — и можно ездить. Спицованные колеса внутри негерметичны, поскольку спицы одним концом проходят обод колеса насквозь. На спицованных колесах используют шины с камерами внутри — понятно почему.

Можно ли поставить безкамерную резину на спицованное колесо мотоцикла, просто воткнув внутрь обычную камеру? Да запросто! Сейчас я как раз и буду ставить бескамерную резину с камерами на свой мотоцикл.

Чем же тогда различаются камерные и бескамерные шины? Все очень просто. Бескамерная резина имеет специальную бороздку изнутри, она действует вроде «зацепа» и увеличивает герметичность.

Камерная резина такого «зацепа» не имеет.

Также многие производители заявляют, что бескамерная резина имеет усиленный корд. Не вижу ничего плохого, если мы будем кататься на мотоцикле с камерами в шинах, да еще и с усиленным кордом 🙂 Тем более, что между установкой на мотоцикл камерной и бескамерной резины нет вообще никакой разницы 🙂

Что нужно для самостоятельной замены резины на мотоцикле.
Для замены резины на мотоцикле нам потребуются следующие материалы и инструменты:
1) Новые шины. В моем случае, мотоцикл BMW F650GS, это Metzeller Tourance. Официальный сайт Metzeller по дефолту выдает на мотоцикл BMW F650GS размеры резины, указанные в мануале. Переднее — 110/90 — R19, заднее — 130/80 R17. В принципе и спереди и сзади места в запасе остается очень много, поэтому я буду ставить на переднее колесо 120/90 с 19 радиусом, и сзади оставлю все как положено.
2) Монтировки (или монтажки, кто как называет). Я справляюсь и одной, но у меня опыт начиная с Явы. Лучше использовать две.
3) Мыльный раствор. Понадобится при надевании новой резины, да и при снятии старой тоже может пригодиться. Без него можно случайно порвать шину. Я знаю, что многие используют вазелин и другие нейтральные смазки. Я даже не в курсе, где сейчас купить вазелин, поэтому использую мыльный раствор. Мыло в воде должно в идеале раствориться не полностью и по консистенции быть похожим на сопли 🙂
4) Металлический колпачок на ниппель с зацепами для выкручивания ниппеля.
5) Набор инструментов крутить гайки-винтики.

На примере переднего колеса.
1) Ослабляем крепления оси колеса, пока мотоцикл твердо стоит на земле.

2) Вывешиваем мотоцикл на подкат или ставим его на центральную подставку и снимаем колесо.

3) Выкручиваем ниппель и спускаем из колеса воздух. Затем нам надо «отделить» резину от обода колеса. Для этого надо ее потопать ногами. Прыгать на ней не надо, есть шанс погнуть обод.

Здесь есть небольшая хитрость. Иногда резина к ободу «прикипает» намертво. У себя в гараже можно потанцевать шаманские пляски с бубном, попрыгать на колесе и отделить, но как быть, если резину приходится менять в чистом поле, в условиях ограниченного количества инструментов и времени?
Если вы путешествуете с компанией, проще всего использовать боковой упор второго мотоцикла. Просто кладете на землю колесо, откидываете боковую подножку второго мотоцикла и наживаете ей на камеру около обода колеса. Спрыгнет, как миленькая! 🙂

4) Поддеваем монтировкой шину с одной стороны. Аккуратно, не запихивая монтировку слишком глубоко, чтобы не порвать камеру.

5) Втыкаем вторую монтировку.

И так по кругу.

6) Вытаскиваем камеру.

И разбортируем колесо окончательно.

7) Проверяем состояние резинки, защищающей камеру от спиц. Если она протерлась или истрепалась, ее надо заменить.

8) Теперь внимательно смотрим на новую резину. Нас интересуют два маркера, которые указаны на любой резине. Это стрелка, указывающая направление вращения колеса.

И маркер, напротив которого в конечном итоге должен быть расположен ниппель. Либо две точки, либо одна жирная.

9) Затем жирно мажем новую шину мыльным раствором.

10) Запихиваем сначала один борт, затем просовываем внутрь камеру, выровняв маркер напротив ниппеля, затем забортируем второй борт шины. Камеру надо запихнуть так, чтобы она не была нигде перекручена, иначе есть возможность, что она сама собой перетрется через какое-то количество километров.

11) Готово. Ставим колесо обратно на мотоцикл.

С задним колесом по аналогии.
Сколько атмосфер загонять в шины, обычно указано на маятнике.

Балансировка колес на эндурах и чопперах не имеет такого значения, как на спортбайках и других высокоскоростных мотоциклах — эндуристы и чопперасты обычно ездят как старые бабки 🙂 Но я потом покажу, как делать балансировку колес в кустарных условиях своими руками. Процесс этот не сложен, и при должном терпении и опыте можно добиться таких же результатов, как и на профессиональном оборудовании.

Еще пара моментов!

1) Учтите, что, как и в любом ремонте, чистота — залог здоровья! Внутри покрышки должно быть чисто, поскольку в случае, если между покрышкой и камерой останутся какие-либо твердые частицы, у вас есть шанс повторить мою 🙂 Я обычно продуваю камеру изнутри компрессором и протираю влажной тряпочкой.

2) Чтобы не пережать монтировкой камеру при забортировании, можно ее немного подкачать. Мне помогает, а вы сами думайте.

Как заменить камеру на мотоцикле? Рано или поздно каждому мотоциклисту приходится заниматься профилактикой и ремонтом своего мотоцикла. Однако, как показывает практика, многие, особенно начинающие мотолюбители сталкиваются при этом с проблемами: ведь чтобы набраться опыта, требуются не только годы, но и помощь бывалого товарища, который смог бы не только рассказать, но и показать «какую гайку надо крутить». Ну, а для начала хотим предложить тему, равно «больную» и для новичка и для бывалого.

Лучше начать с подготовки рабочего места. Конечно, в пути придется довольствоваться и обочиной, но в гаражных условиях лучше всего «борто-вать» на куске фанеры или картона. Желательно помыть колесо или хотя бы почистить от грязи боковины покрышки и обод. Из инструмента понадобятся только монтажные лопатки.

Первым делом вывернем золотник и отвернем гайку, фиксирующую его на ободе (если сосок металлический, как на «Яве», «43» и наших старых камерах). Теперь необходимо «оторвать» борт покрышки от обода с обеих сторон. Для этой работы как нельзя лучше подходят кирзовые сапоги. Сильно нажимая каблуком (не топтать!) на борт покрышки (фото I), надо перемещаться по кругу до тех пор, пока борт не отойдет от обода. Эту же операцию следует повторить, перевернув колесо.






Запомните раз и навсегда правило: разбортовку начи- нают от соска (фото 2), а забортовку, наоборот, заканчивают у него. Утопив каблуками борт покрышки, противоположный соску, в желоб обода, оттяните борт у соска первой лопаткой и наступите на нее ногой или прижмите к спицам коленкой. Второй лопаткой зацепитесь за борт в нескольких сантиметрах от первой (фото 3). Особое внимание здесь нужно обратить на то, чтобы не «закусить» лопаткой камеру. Когда почувствуете, что борт «пошел». достаточно работать одной «монтажкой».

Извлекать камеру следует с соска (фото 4). После этого можно (если нужно) снять покрышку с обода (фото 5).

Прежде чем вкладывать новую или заклеенную камеру, обязательно осмотрите и ощупайте внутреннюю поверхность покрышки. Необходимо проверить, нет ли там торчащего гвоздя, застрявшего острого камешка или куска стекла. Редко, но бывает, что причиной прокола является корд, который начал вылезать из покрышки. В этом случае на камере будут видны потертости. Такую покрышку лучше не использовать. Если же такое обнаружилось в дороге, в этом месте на камеру желательно поставить прокладку.

Вкладывать камеру нужно тоже начиная с соска. При забортовке монтажная лопатка понадобится только в самом начале (фото 6). Дальше в дело вступают опять каблуки сапог. Ими надо заправлять борт, вдавливая его в желоб обода и равномерно с обеих сторон приближаясь к соску (фото 7). Однако если вы работаете с «задубевшей» покрышкой, потерявшей от времени эластичность, то, возможно, весь процесс забортовки придется выполнять лопатками.

Накачав колесо, обратите внимание, насколько равномерно села покрышка на обод. У колес с хромированными ободами тут проблем обычно не бывает. Крашеные обода, как правило, ржавеют в месте контакта с покрышкой - от этого возникают трудности с посадкой шины. В таких случаях выручает мыльная вода, которой смачивают обод в «трудных» местах или борт покрышки.

Казалось бы, что может быть легче, чем поставить или снять моторезину на обод колеса. Однако такая задача была усугублена появлением мотоиномарок, в колесах которых применяются очень тонкие (для того, чтобы уменьшать неподрессоренные массы) камеры, а покрышки, зачастую, наоборот, достаточно жесткие. Наши рекомендации помогут вам все сделать быстрее и при этом не «наломать дров».

Успех компании во многом зависит от применяемого инструмента. Далеко не всегда монтажные лопатки, лежащие в штатном наборе, являются годными для разбортовки покрышки, мало того, для колес очень часто они являются опасными.

С помощью лучших монтажков были укомплектованы «Явы» и «Уралы». Такие монтажки даже имеют специальные прорези для фиксации на спицах, что является очень удобным во время монтажа жестких покрышек. Однако, даже самым лучшим, на первый взгляд инструментам, необходима обязательная доработка. Возьмите напильник, и, уберите заусенцы, скруглив все острые грани. Мелкой наждачкой или на войлочном круге заполируйте все рабочие поверхности лопаток, чтобы было легче работать.

  • При демонтаже самым сложным является оторвать от обода борт покрышки. Для этого, обычно, достаточно по боковине покрышки пристукнуть ботинками. Сделайте это с одной и с другой стороны колеса.
  • Нередкими бывают случаи, когда покрышка прикипает к ободу намертво, и тогда, можно долгое время плясать без толку на колесе, но полезным это будет разве что для здоровья. В таком случае выручить может проверенный водителями способ - молоток и уголок. Благодаря этим простейшим штучкам «оторвать» можно даже наиболее сильный прикипевший борт.
  • Если вы плохо запоминаете, возьмите кирпич и на стене своего гаража напишите следующие слова: разбортировку покрышки необходимо начинать от отверстия с вентилем камеры (объясним позже почему).
  • Пускайте в дело вторую монтажку. При этом цепляйтесь за борт вблизи первой монтажки - где-то в десяти сантиметрах. При этом для того, чтобы облегчить работу утопите борт ногой в углубление обода со стороны колеса, противоположной от монтажек.
  • После полного разбортирования покрышки, вытаскивайте камеру. Как правило, это выполняется, начиная от соска. При этом никаких премудростей здесь не требуется.
  • Если вам нужно снять покрышку с колеса, в таком случае понадобится молоток, одна монтажка и сильные руки. Используя лопатку, подденьте изнутри обода покрышку и, помогая ей руками, выдерните обод из покрышки или покрышку с обода, как вам удобней. Если резина от старости уже задубела, используйте молоток, которым бейте по боковине покрышки. Однако, при этом следите, чтобы она не попала между ободом и молотком.
  • Обычно для того, чтобы на колесо надеть покрышку, требуется только сила рук. Если имеется направление, по которому происходит вращение покрышки, не перепутайте его. Вставьте в отверстие камеру соском и наверните гаечку, чтобы вентиль не смог юркнуть обратно. После этого без спешки и суеты, спокойно заправьте в покрышку камеру, не допуская при этом перекручиваний и складок.
  • Следует обратить внимание и на такую цитату-правило: бортировать покрышку необходимо со стороны обода, противоположной соску, а заканчивать точно у соска. Вот поэтому только когда в углублении обода находятся борта покрышки (то есть на его наименьшем диаметре), в завершающей фазе можно «перекинуть» на полку обода борт покрышки. Если это условие упустить из виду и его не выполнить, сосок только будет мешать бортам «садиться» в углубление обода.
  • В том случае если мотошина мягкая, то вообще можно обойтись без монтажных лопаток, бортировав ее ногами. Выглядит это со стороны достаточно эффектно, и после такой бортировки вы будете иметь хорошую репутацию. Кстати, нужно отметить, что спортсмены-шестидневники могут поменять покрышку менее, чем за три минуты. Ботинки зашнуровывают некоторые и то дольше! Так что учитесь.

КАК ПРАВИЛЬНО БОРТОВАТЬ КОЛЕСА И МЕНЯТЬ КАМЕРУ

Замена камеры колеса мотоцикла. Лучше начать с подготовки рабочего места. Конечно, в пути придется довольствоваться и обочиной, но в гаражных условиях лучше всего «бортовать» на куске фанеры или картона. Желательно помыть колесо или хотя бы почистить от грязи боковины покрышки и обод. Из инструмента понадобятся только монтажные лопатки.

Первым делом вывернем золотник и отвернем гайку, фиксирующую его на ободе (если сосок металлический, как на «Яве», «Ч3» и наших старых камерах ). Теперь необходимо «оторвать» борт покрышки от обода с обеих сторон. Для этой работы как нельзя лучше подходят кирзовые сапоги. Сильно нажимая каблуком (не топтать!) на борт покрышки (фото 1), надо перемещаться по кругу до тех пор, пока борт не отойдет от обода.

Эту же операцию следует повторить, перевернув колесо. Запомните раз и навсегда правило: разбортовку начинают от соска (фото 2), а забортовку, наоборот, заканчивают у него. Утопив каблуками, борт покрышки, противоположный соску, в желоб обода, оттяните борт у соска первой лопаткой и наступите на нее ногой или прижмите к спицам коленкой. Второй лопаткой зацепитесь за борт в нескольких сантиметрах от первой (фото 3).

Особое внимание здесь нужно обратить на то, чтобы не «закусить» лопаткой камеру . Когда почувствуете, что борт «пошел», достаточно работать одной «монтажкой». Извлекать камеру следует с соска (фото 4). После этого можно (если нужно) снять покрышку с обода (фото 5). Прежде чем вкладывать новую или заклеенную камеру, обязательно осмотрите и ощупайте внутреннюю поверхность покрышки.

Необходимо проверить, нет ли там торчащего гвоздя, застрявшего острого камешка или куска стекла. Редко, но бывает, что причиной прокола является корд, который начал вылезать из покрышки. В этом случае на камере будут видны потертости. Такую покрышку лучше не использовать. Если же такое обнаружилось в дороге, в этом месте на камеру желательно поставить прокладку. Вкладывать камеру нужно тоже начиная с соска.

При забортовке монтажная лопатка понадобится только в самом начале (фото 6). Дальше в дело вступают опять каблуки сапог. Ими надо заправлять борт, вдавливая его в желоб обода и равномерно с обеих сторон приближаясь к соску (фото 7). Однако если вы работаете с «задубевшей» покрышкой, потерявшей от времени эластичность, то, возможно, весь процесс забортовки придется выполнять лопатками.

Накачав колесо, обратите внимание, насколько равномерно села покрышка на обод. У колес с хромированными обода ми тут проблем обычно не бывает. Крашеные обода, как правило, ржавеют в месте контакта с покрышкой - от этого возникают трудности с посадкой шины. В таких случаях выручает мыльная вода, которой смачивают обод в «трудных» местах или борт покрышки.