Показания топлива в баке. Указатель уровня топлива и его высокие показатели — гарант исправной работы авто

Чтобы автомобиль всегда был готов к эксплуатации, он должен быть заправлен топливом. О состоянии наличия бензина в баке свидетельствует датчик уровня топлива. В этой статье мы расскажем об основных особенностях этого устройства, принципе его работы, а также сообщим о том, как проверить и как осуществляется замены элемента.

Что представляет собой ДУТ?



Почему неправильно работает электронный датчик уровня топлива, как его снять и отремонтировать своими руками, если он показывает неверные показатели? Для начала необходимо разобраться в основных особенностях. Датчик уровня топлива или ДУТ представляет собой специальное устройство, позволяющее более-менее точно замерить объем топлива в баке. Девайс производит измерение уровня, конвертирует его в объем, после чего передает полученные показатели по аналоговой либо цифровой цепи.

Датчик уровня топлива может применяться в качестве дополнительного элемента к приборам либо контроллерам. Универсальный цифровой либо ультразвуковой регулятор должен наиболее точным образом производить замер объема и уровня бензина в баке.

Устройство

Что касается устройства, то любой универсальный ультразвуковой или цифровой датчик уровня топлива состоит из стального стержня, который по схеме монтируется в бак. Для установки стержня бак оборудован дополнительным отверстием с соответствующим диаметром. Сам датчик уровня топлива подключается к бортовой сети и электронному блоку управления транспортным средством, на который поступают все необходимые данные о состоянии уровня бензина.

Как правило, такое устройства являются универсальными, в результате чего они могут применяться не только в автомобильной отрасли, но и на промышленных предприятиях. Универсальный либо самодельный цифровой датчик уровня топлива напрямую взаимодействует с указателем бензина, который находится на панели приборов. Вне зависимости от того, какое сопротивление у регулятора и какой он по своей структуре, его предназначение заключается в мониторинге уровня бензина в баке автомобиля. Таким образом, если регулятор не пытается вас обмануть и не глючит, то водитель всегда сможет точно знать, когда следует заправлять свое транспортное средство.

Следует отметить, что указатель уровня топлива позволит также следить за сливом бензина из бака. Если регулятор работает и показывает правильные параметры, то это вполне возможно. Особенно следить за сливом бензина из бака актуально для руководителей компаний, которые хотят проследить за своими сотрудниками.

Принцип работы и функции



Какова схема и где находится регулятор — разобрались, теперь рассмотрим принцип работы устройства. Установить элемент можно в любой бак транспортного средства, хоть с бензином, хоть с дизелем. Выводить показатели ан контрольный щиток позволяет указатель уровня топлива. В зависимости от модели транспортного средства, сам бак может быть выполнен в разных конструкциях.

Любой регулятор, будь он самодельный или изготовленный на предприятии, устанавливается в баке, однако выдавать сигналы о наполнении емкости устройство начинает не сразу, а постепенно. Как показывает статистика, на 98% современных автомобилей указатель уровня топлива вполне может обмануть, так как он никогда не показывает верные показания.

Непосредственно сам принцип работы датчика основан на соответствии значений уровня бензина по определенному импульсу. Именно по принципу работы импульса регуляторы делятся между собой на цифровые или аналоговые. Что касается аналоговых элементов, то они могут обмануть гораздо чаще цифровых. Это не значит, что регулятор глючит, просто он показывает данные с меньшим процентом достоверности, в последнее время устройства такого типа почти не используются на практике.

Что касается цифровых элементов, то они почти никогда не могут обмануть человека, поскольку показывают более точную информацию о состоянии уровня бензина. В данном случае аналоговый сигнал переводится в цифровой, после чего корректируется, а возможные погрешности выравниваются (автор видео — канал А?).

Автомобили сегодня обычно оснащаются потенциометрическими регуляторами перемещения. Ключевым преимуществом такого устройства является простота конструкции, стоимость таких деталей невысокая, при этом они достаточно надежны. Что касается недостатков, то в результате того, что контакты устройства подвижны, работа ДУТ может быть нарушена, соответственно, устройство может глючить. Окисление и износ — основные проблемы таких ДУТ.

На сегодняшний день различаются два типа потенциометрических ДУТ — это рычажные и трубчатые. Оба типа оборудованы поплавками, располагающимися на поверхности бензина или дизеля.

Поплавки всегда выполняются из пластика, легкого металла либо пенопласта, но разумеется, каждый из этих типов характеризуется определенными особенностями:

  1. К примеру, в рычажном ДУТ сам поплавок соединен с контактом потенциометра, который создает сопротивление току. Поплавок с элементом сопротивления связаны металлическим рычагом, в зависимости от конструкции, они могут использовать отдельно либо быть в составе блока подачи бензина. Такие ДУТ являются универсальными и могут применяться во всех баках.
  2. Конструкция трубчатого устройства — это трубка, в которой сам поплавок двигателя по определенной траектории. Параллельно траектории установлены провода сопротивлений с контактами, замыкающимися на элементе. Такие ДУТ с проводкой сопротивления более устойчивы к изменениям уровня топлива во время поворотов или езде машины на спусках либо подъемах (автор видео — ЛЕША МАСТЕР).

Возможные неисправности и их признаки

Если глючит и врет датчик уровня топлива, то это может свидетельствовать об определенных проблемах.

Проверить наличие таких проблем своими руками вполне возможно:

  1. Износ контактов на микросхеме. Одной из причин, по которым необходим ремонт датчика уровня топлива, является износ контактов на микросхеме. Эта неисправность встречается довольно часто в результате стирания дорожек при регулярном перемещении бегунка. В том случае, если процент стертости невысокий, ремонт датчика уровня топлива заключается к загибании бегунка — необходимо добиться того, чтобы элемент располагался чуть выше, чем стертая поверхность. Однако, если изношенная поверхность довольно большая, то единственным выходом для решения проблемы будет только замена датчика уровня топлива.
  2. Неправильное размещение ограничителя хода ДУТ. В некоторых случаях, если подключение ДУТ нормальное, стрелка на панели приборов может показывать отсутствие бензина. ДУТ может глючить в результате того, что размещение ограничителя хода элемента некорректное.
  3. Выход из строя предохранителя. Иногда бывает такое, что при запущенном двигателе стрелка регулятора не двигается. В первую очередь в этом случае необходимо проверить своими руками предохранитель, возможно, он просто перегорел. Также не лишним будет проверить работоспособность приемника ДУТ. Возможно и такое, что повредились соединительные контакты либо они окислились, поэтому их также желательно проверить.
  4. Сбои в работе токосъемника. В том случае, если стрелка ДУТ на приборной панели опускается к нулю, после чего начинает дергаться, возможно, проблема заключается в токосъемнике, поэтому его также нужно проверить своими руками. Есть вероятность, что у этого компонента плохой контакт с резистором, также проблема может свидетельствовать об обрыве обмотки.
  5. Неисправность резистора. Если отказывается работать лампа предупреждения о том, что уровень бензина в баке приближается к нулю, то необходимо произвести диагностику резистора. В большинстве случаев его замена позволяет решить неисправность.
  6. Износ дорожек и их окисление. Одной из наиболее распространенных неисправностей, с которыми сталкиваются наши автомобилисты — это износ дорожек и их окисление. По этой причине могут проявляться многие другие проблемы.

Самый простой способ проверить датчик: взять его в руки при включенном зажигании и выключенном насосе плавно поднять поплавок вверх и смотря на приборную панель, где при исправном датчике должно быть плавное поднятие стрелки топлива без рывков.

Особенности замены

Ниже мы расскажем о том, как осуществляется замена датчика уровня топлива.

Как правильно снять и подключить устройство — инструкция, приведенная ниже, является универсальной, но может отличаться в зависимости от конкретной модели авто:

  1. В первую очередь, нужно снять минус от аккумулятора автомобиля. После этого необходимо приподнять заднее сиденье и прочистить место вокруг люка от грязи.
  2. Используя крестовую отвертку, необходимо открутить шурупы, фиксирующие данный люк. Сделав это, можно отключить провода, которые подходят к разъему.
  3. С помощью гаечного ключа нужно выкрутить штуцеры, после чего отвести в сторону топливные патрубки. Это необходимо сделать для того, чтобы они не мешали снятию самого корпуса топливного насоса.
  4. Далее, нужно выкрутит фиксирующие гайки, которые крепят прижимное кольцо. Для выполнения этой задачи используйте накидную головку. В том случае, если выкрутить гайки не получается, поскольку они закисли, попробуйте обработать их с помощью WD-40 или другого аналогичного вещества. После того, как фиксаторы будут удалены, можно немного поддеть кольцо и осторожно извлечь из бака полностью весь узел, в том числе рычаг с поплавком.
  5. После этих действий необходимо выкрутить два болта, которые фиксируют сам регулятор. Для этого используйте отвертку с крестообразным наконечником. Электрический разъем насоса необходимо отключить.
  6. Затем можно демонтировать направляющие из корпуса устройства, крепления отжимаются с помощью отвертки. Также следует выкрутить винты на крышке насоса, поддерживая гайки.
  7. Демонтировав крышку, вы получаете свободный доступ к регулятору. Завершающим этапом будет подключение нового ДУТ. Процедура подключения осуществляется в обратной последовательности. Во время сборки необходимо обработать место стыка специальным герметиком.




Видео «Замена ДУТ на примере автомобиля Ланос»

Как своими руками осуществить замену ДУТ — узнайте из видео ниже (автор видео — Артем 74).

В данной статье перечислены и подробно описаны большинство современных решений обеспечения контроля расхода топлива на транспортных средствах. Эта информация позволит Вам расширить познания в видах применяемого оборудования, позволит более взвешенно и рационально подойти с выбору методики контроля и закупаемых средств измерений. Используя данный материал Вы наверняка сможете избежать необоснованных затрат на эксперименты.

Современные способы контроля расхода топлива и иных параметров на транспорте.

Для начала давайте ответим на несколько вопросов, решение которых в индивидуальном порядке будем рассматривать ниже.

На каких объектах обычно требуется применение средств контроля расхода топлива?

  • легковой автотранспорт
  • грузовой автотранспорт
  • специальная техника
  • сельскохозяйственная техника
  • стационарные цистерны для хранения и отпуска ГСМ

Контроль каких видов топлива обычно хотят производить?

  • дизельное топливо
  • бензин
  • ГАЗ (пропан, бутан)

Какие современные способы и методы контроля расхода топлива существуют?

  • подключиться к штатному аналоговому датчику уровня топлива транспортного средства
  • подключиться к форсунке транспортного средства
  • подключиться к CAN шине транспортного средства
  • установить датчик уровня топлива в бак транспортного средства
  • установить проточный счетчик топлива на двигатель транспортного средства
  • установить Ультразвуковой датчик уровня топлива (УЗИ) на бак транспортного средства или балон ГБО
  • установить датчик уровня топлива на балон ГБО для контроля уровня газа

Теперь рассмотрим каждый метод контроля отдельно....

Контроль уровня и расхода топлива при помощи штатного аналогового датчика.

Вот еще один пример как устанавливается счетчик топлива на двигатель. Времени это занимает не много.

Если заказчик против закольцовки (изменения) топливной системы можно устанавливать дифференциальные счетчики топлива - сразу на обе топливные магистрали (подающую и обратную). Установить дифференциальный счетчик можно например после ТННД (топливного насоса низкого давления), там удобно рядом расположены оба топливных потока транспортного средства. В данном случае стоит не забывать, что счетчики боятся грязи поэтому желательно для дифференциального счетчика контроля расхода топлива устанавливать дополнительный фильтр перед счетчиком в подающей магистрали, чтобы грязь со дна бака в него не попадала.

Если счетчик топлива засорился - страшного ничего нет. Чистятся они элементарно в течении 15 минут. Пример того как это делается можно посмотреть в "справочнике" "инфоцентра" на нашем сайте. Независимо от типа счетчика и его производителя технология одинакова. Для примера "Чистка (промывка) проточного счётчика топлива VZO 8 (OEM)" или "Чистка (промывка) проточного счётчика топлива VZO 4 (OEM)" .

Какой бы счетчик Вы не выбрали для обеспечения контроля расхода топлива транспортного средства необходимо учитывать, что счетчики топлива восприимчивы к гидроударам от ТНВД. Эти гидроудары могут создавать погрешность в измерениях, чтобы этого избежать, после счетчика надо устанавливать дополнительный обратный клапан или кольцо из шланга не менее 2 метров длинны.

Еще один нюанс применения дифференцированных счетчиков контроля расхода топлива - подходят не для всех транспортных средств. На некоторый ТС на выходе из ТНВД из дизельного топлива образуется пена от перепада давления, и эта пена считается топливным счетчиком неправильно. Бороться с ней можно пеногасителями или диаэраторами, но не всегда помогает. Лучше в данном случае подобрать иной способ контроля.

Счетчик топлива контролирует только фактически потребленное двигателем топливо, бак ТС остается бесконтрольным. Расчитывать на контроль заправок и сливов топлива в данном случае не приходится.

Схема установки счетчика топлива на давление:


Схема установки счетчика топлива на разряжение:


Схема установки дифференциального счетчика топлива:


Контроль уровня топлива при помощи ультразвуковых датчиков (УЗИ).

Ультразвуковые датчики контроля расхода топлива работают по принципу ДУТ (измеряют уровень топлива в баке ТС), только для их установки не надо сверлить бак. Установка данного оборудования производится снизу топливного бака путем крепления УЗИ излучателя. Стоят эти системы на сегодняшний день не дешево. Из плюсов только отсутствие необходимости делать отверстие в баке. Из минусов можно перечислить следующее: ультразвуковой датчик контроля топлива (УЗИ) чувствителен к грязи на дне бака и к наличию воды. Причина кроется в методике проведения измерения уровня топлива в баке транспортного средства при помощи УЗИ датчика. Дело в том, что сигнал от излучателя отражается от разницы среды прохождения волны УЗИ. Иными словами датчик проходит сквозь уровень дизельного топлива в баке и отражается о верхней границы (воздуха), а электроника фиксируя эти показания определяет высоту уровня топлива в баке. Если на пути излучателя возникнут иные среды (вода на дне бака или проплывающая частица мусора вдоль дна бака) отражение произойдет раньше и проведет к получению ложного значения уровня топлива. Разово это не страшно, программа спутникового мониторинга ГЛОНАСС эти показания отфильтрует, но если мусора много и баки засоряются часто, это может привести к получению серьезной погрешности. После установки ультразвукового датчика контроля расхода топлива бак транспортного средства также необходимо тарировать.

Принцип работы выглядит примерно так:

Или на этом видео можно посмотреть как производится подобная работа на месте.

Контроль уровня газа в балоне ГБО при помощи внешнего датчика.

Очень много наших клиентов интересует вопрос контроля расхода газа на коммерческих транспортных средствах. Понятно, что слить ГАЗ технологически для водителей не реально. Воруют тут просто "недозаправляя" или параллельно заправляют свой автомобиль. Плюс приписка пробега, плюс завышение норм расхода, в итоге - несмотря на значительную разницу в цене от иных видов топлива, ГАЗ прочно занял место в списке топливных махинаций.

Как правило, контроль расхода газа на транспортном средстве осуществляется водителем по пройденным километрам и механическому датчику расположенному сверху на баллоне ГБО. Крайне, конечно, не удобно, но выбора нет. В последнее время появилось газобаллонное оборудование с электронными датчиками, показания от которых, выводятся на различные индикаторы уровня газа в баллоне, либо напрямую в штатные системы ТС. Работают эти датчики крайне не точно, с рывками, скачками и т.д.

Обычный механический датчик уровня газа на баллоне ГБО выглядит обычно так:


Его можно заменить на аналог, также с индикацией и с аналоговым выходом для системы мониторинга ГЛОНАСС. После установки газовый баллон необходимо также оттарировать, в результате в системе мониторинга транспорта ГЛОНАСС можно будет отслеживать состояние уровня газа в баллоне ГБО, как следствие фактический расход топлива и заправки. Теперь варианты махинаций будут пресечены. Выглядит после установки так:


Также для обеспечения контроля расхода ГАЗа на транспортных средствах можно использовать контроль по форсунке ТС, или установить ультразвуковой датчик (УЗИ) - эти способы были описаны выше, поэтому повторно тратить время на это не будем.

При внедрении оборудования контроля учета расхода топлива, независимо от типа контроля и производителя оборудования, стоит понимать главное - нормально будет работать только правильно установленное оборудование! Системы контроля расхода топлива ведут к значительной экономии и отличаются очень короткими сроками окупаемости (не более трех месяцев, а зачастую это месяц)! В результате установки подобного оборудования погрешность расхода можно будет свести к минимально возможному показателю - 1%-3% не более. А до установки систем контроля расхода топлива на предприятиях эта погрешность составляет не менее 10%, а зачастую доходит и до 30% (иногда и выше). Также не надо забывать, что и на заправках топливо недоливают и бензовозы, которые привозят ГСМ на предприятие - тоже хитрят! Используя системы контроля топлива Вы сможете пресечь воровство топлива со стороны водителей, определять и контролировать поставщиков ГСМ, а также смотреть какие заправки работают честно и какие обманывают. Все это в комплексе ведет к наведению порядка и колоссальной экономии денежных средств.

Это данные исходя из нашего 10 летнего опыта внедрения подобных систем. Не верите? Возьмите оборудование на БЕСПЛАТНЫЙ тест драйв!

Современных способов контроля расхода топлива на транспортных средствах достаточно много. Какое решение выбрать? Взвесьте все за и против сами или воспользуйтесь нашим советом. За консультации мы денег не берем. Специалисты компании "СТАВИНТЕХ" подберут для Вас оптимальное решение осуществления контроля работы транспортного средства, по цене и необходимой точности измерений. Большинство оборудования доступно для пробного БЕСПЛАТНОГО использования! Хотите проверить как это работает? Обращайтесь в

Датчик уровня топлива (ДУТ)

Основным предназначением датчика уровня топлива(ДУТ) является измерение уровня и объема топлива в баках различного вида автотранспорта и техники: автомобили, экскаваторы, техники коммунальных хозяйств и т. д.. ДУТ представляет собой металлический стержень, который устанавливается в емкость для топлива(бак или цистерна). Данный стержень может быть установлен либо в штатное отверстие, либо в специально просверленное отверстие нужного диаметра.


Использование ДУТ позволит Вам:

Произвести контроль за объемом заправок и слива топлива. Например, Вы без проблем сможете отследить место заправки и объем топлива, которым заправилась Ваша техника. Тем самым, данная информация позволит Вам пресечь заправки на «левых» АЗС, зачастую с некачественным топливом и низкой ценой, а так же дает возможность увидеть слив топлива из бака и определить место слива (если данные инциденты случаются в организации).

Иметь возможность знать реальный расход топлива Вашей техники, постоянно фиксируя снижение уровня топлива в баке, при работе двигателя техники.


Виды датчиков уровня топлива(ДУТ)

Существует четыре основных вида датчиков уровня топлива: аналоговые, ультразвуковые, частотные и цифровые. Над датчиками ведется постоянная работа, вследствие чего они усовершенствуются или изобретаются новые. Уже из названия ДУТ можно понять, каким способом происходит измерение и в чем заключается принцип работы датчика.

Аналоговые ДУТ

Аналоговые датчики уровня топлива начали применять в СССР еще в конце 60-х годов ХХ века. Принцип работы аналоговых датчиков следующий: при изменении уровня топлива или других жидкостей меняется величина напряжения на выходном сигнале. Данная зависимость может быть прямой и обратно пропорциональной. На регистрации этих изменений построена система измерения.

Точность аналоговых датчиков не очень высокая, погрешность может составлять около 4 процентов. Данные датчики не подойдут для точных измерений, интенсивное увеличение погрешности происходит и при внешних воздействиях (магнитные поля вблизи ДУТ, большое скопление грязи, большие металлические предметы, находящиеся рядом с баком и т. д.). Кроме того, аналоговые датчики на выходе имеют сильно колеблющийся сигнал уровня топлива или иной измеряемой жидкости. Этот сигнал совсем не просто привести в нормальный, удобно-читаемый график уровня топлива, для этого задействуют дополнительные фильтры-преобразователи, которые также снижают точность.
Достоинством данных датчиков является лишь низкая стоимость, поэтому некоторые компании их до сих пор продают.

Специалисты ООО МПФ «ВИВАТ» считают, что для обеспечения точного контроля топлива данные датчики не приемлемы. Применение аналоговых датчиков можно допустить лишь на некоторых стационарных объектах, в которых колебание уровня топлива в цистерне не значительно.

Цифровые ДУТ

Цифровые датчики уровня топлива отличаются от аналоговых, наличием вспомогательной электронной платы. Данная плата производит анализ показаний, принятых с датчика и передает их на штатное оборудование или на систему GPS/ГЛОНАСС мониторинга (установленную на транспорте/технике) при помощи цифрового протокола.
В зависимости от функциональных возможностей данных плат и определяется цена на цифровые датчики. Точность показаний данных датчиков значительно превосходит точность аналоговых датчиков, а срок окупаемости установленных цифровых датчиков ниже.

В связи с тем, что мы живем в зоне с постоянно меняющейся погодой (температурой воздуха), нельзя исключить физические явления, влияющие на показания ДУТ. Как известно ещё из школьного курса физики, при нагревании или охлаждении у материала (вещества) изменяется размер (объем), возможен даже переход из одного агрегатного состояния в другое. В качестве примера, возьмем ранний весенний период, когда температура воздух ночью может упасть до -10 градусов Цельсия, а днем подняться до +10 градусов Цельсия, благодаря нагреванию от лучей солнца. Естественно при таком изменении температуры воздуха изменяется температура топлива в баке, что влияет на плотность топлива. А плотность соответственно влияет на показания датчиков, тем самым давая не малую погрешность в измерении уровня топлива. Цифровые ДУТ, определяя температуру топлива внутри бака/цистерны, корректируют измерение уровня топлива при помощи специальных поправочных коэффициентов. В конечном итоге Вы получаете точные данные о количестве топлива в измеряемой емкости.

Кроме того, в некоторых цифровых датчиках уровня топлива используется функция усреднения сигнала уровня топлива в баке. Эта функция позволяет уменьшить кривизну значений уровня топлива, вызванных значительными колебаниями топлива в баке.
В электронной плате датчика уровня топлива может происходить дополнительная предварительная обработка входящего сигнала, которая фильтрует всплески топлива в топливном баке.
Еще одна отличительная особенность цифровых датчиков уровня топлива - это независимая развязка питания, которая позволяет исключить проблемы связанные с неисправностью генератора или аккумулятора транспорта/техники.
Опыт использования цифровых ДУТ на транспортных средствах Заказчиков нашей компании, показывает, что в отличии от аналоговых датчиков, показания цифровых ДУТ не меняются при наличии магнитных полей или металлических предметов вблизи датчика, грязь также не может изменить показаний прибора. Поэтому, можно сделать вывод, что правильно установленные цифровые датчики уровня топлива – это современный эффективный способ контроля уровня топлива в баках.

Штатный поплавок тоже ДУТ


Практически весь транспорт в наше время оснащен самым элементарным датчиком уровня топлива - датчиком поплавкового типа, который устанавливается заводом-изготовителем. С этого датчика поступают данные о количестве топлива на приборную панель Вашего транспортного средства. Данный вид ДУТ имеет простую конструкцию, что сказывается на его стоимости. Однако «поплавок» дает достаточно большую погрешность в показаниях, что не позволяет вести точный и качественный контроль за расходом топлива.

Отечественные автомобили

Как ни грустно за отечественный автопром, но снимать показания со штатного поплавка транспортных средств произведенных в России зачастую одно мучение. Здесь можно столкнуться с целым рядом проблем типа «мертвой зоны» и колебаний стрелки уровня топлива во время работы других электроприборов автомашины. Я полагаю все видели, как стрелка уровня топлива в баке колеблется, например, при включении указателей поворота. Эта проблема присутствует, конечно, не на всех транспортных средствах, но перед подключением штатного поплавка необходимо обратить внимание присутствует ли это явление на Вашей машине или нет, и если да, то необходимо сначала это устранить иначе показания по топливу будут сильно скакать. Это, как правило, мелочь и проблема решается заменой реле или поплавкового датчика. На отечественных транспортных средствах существует еще одна серьезная проблема для измерения уровня топлива по штатному ДУТ – это «мертвая зона». «Мертвая зона» - это конечный уровень измерения штатного поплавкового датчика уровня топлива, причем может иметь как верхнее, так и нижнее значение. Я думаю, Вы не раз сталкивались с ситуацией, когда стрелка в баке показывает «пусто», а ехать можно еще долго, или наоборот, когда стрелка указывает на полный бак, а по факту можно влить еще литров 40 – это и есть крайние значения измерения штатного поплавкового датчика уровня. Обычно они измеряют в диапазоне 40-360 литров (на примере 400 литрового бака) или ±10-15% от крайнего верхнего и крайнего нижнего значения. Это будет давать определенную погрешность при получении показаний с такого датчика. Можно конечно попытаться исправить эту проблему, вытащить поплавковый датчик и попытаться разогнуть металлические фиксаторы поплавка, что бы тот отображал уровень от самого низа до самого верха бака, но, к сожалению, не на всех машинах это получается. Если в Вашем транспортном средстве мертвая зона присутствует, то при последующем анализе данных рейса это стоит учитывать.

Импортные автомобили

На иномарках, как правило, таких проблем нет, даже очень старых. «Мертвая зона» если и присутствует, то это 5-10 литров внизу и столько же сверху. Вряд ли вы будете ездить, вырабатывая топливо до такого минимума. Специалистами нашей компании не однократно производилось подключение штатных датчиков уровня топлива на транспортных средствах импортного производства типа MAN, VOLVO, Mercedes-Benz, Scania, Mitsubishi, Iveco к системе спутникового мониторинга транспорта АвтоГРАФ, и результат приятно удивил. Но если Вы решились на контроль заправок именно этим способом, рекомендуем настраиваться на погрешность ±12-15 литров, маловероятно, но, тем не менее, возможно.

Неоспоримым преимуществом использования штатного датчика уровня топлива для контроля расхода – это низкая стоимость. Тарировка необходима в любом случае, какой бы ДУТ Вы не решились подключить.

Минусы штатного поплавкового датчика ДУТ

Одним из отрицательных моментов использования штатного ДУТ это его зависимость от зажигания. Если зажигание выключается то и стрелка уровня топлива на панели приборов падает, а значит и показания с датчика перестают поступать в систему мониторинга.

НАПРИМЕР:Водитель приезжает на базу, глушит ТС, сливает канистру топлива 20 литров и уходит домой. Слив станет видно лишь утром, когда машину заведут, и данные с поплавка начнут поступать. В результате видно слив, но установить его время невозможно. И если виновник не признается можно грешным делом подумать и на сторожа, охранявшего базу ночью.

Вторым отрицательным моментом является все-таки низкий класс точности. Если для отображения уровня топлива на панели приборов с шагом деления в 150 литров его достаточно, то для фиксации заправок и сливок с точность до 5 литров его не достаточно.

ВЫВОД: Использование штатного ДУТ подходит в тех случаях, когда нет необходимости контролировать заправки и расход с высокой точностью. Данное решение больше подходит для случаев, когда достаточно контролировать места заправок, что бы пресечь возможность заправки «левым» топливом и предотвратить вследствие возникающие неисправности работы двигателя и топливной аппаратуры. Хотя на некоторых типах импортных автомобилей этот способ мониторинга расхода топлива по точности не уступает цифровым ДУТ, чаще всего это наблюдается на новых автомобилях, где, как правило, с завода стоят штатные датчики уровня топлива высокого класса точности.

Ультразвуковой датчик уровня топлива (УЗИ ДУТ)

УЗИ ДУТ представляет собой излучатель и электронный блок обработки сигнала с излучателя с последующим преобразованием в цифровой интерфейс и передачей на вход системы спутникового мониторинга транспорта АвтоГРАФ. Излучатель прочно крепится ко дну бака, и в процессе работы передает ультразвуковые сигналы, которые, преодолевая металлическое дно бака, попадают в жидкую среду топлива и, отражаясь от уровня изменения среды (от воздуха внутри бака), возвращаются на излучатель. В зависимости от длительности возврата излучения определяется уровень топлива в баке. Данный способ измерения уровня топлива является весьма точным, и сравнивать его классу можно лишь с цифровым ДУТ. Установка данного типа датчика не требует создания дополнительных отверстий в баке, соответственно никак не нарушает его целостности. Подходит в тех случаях, когда проделывать дополнительные отверстия в баке не желательно или невозможно. Стоимость таких датчиков немного выше стоимости цифровых ДУТ. Но в то же время УЗИ ДУТ является весьма капризным устройством, так как чувствительно к наличию грязи и воды на дне бака, что позволяет водителям довольно просто саботировать работы таких датчиков, бросив, например, горсть металлических шариков в бак.

Особенности анализа показаний ДУТ

В случае установки на бак автомобиля одного ДУТ, периодически могут возникать временные искажения уровня топлива в баке, связанные с длительной стоянкой транспортного средства с небольшим наклоном, сопровождающиеся, как правило, ложными заправками и сливами небольшого объема.

НАПРИМЕР: Автомашина остановилась на ночную стоянку у обочины и слегка наклонилась в правую сторону. Топливо в баке соответственно отклонилось также в правую сторону от центра бака и прильнуло к стенке. В результате в программе можем увидеть небольшой слив. Однако утром, когда машина заведется и выедет на трассу, значение уровня выровняется, и мы можем увидеть заправку небольшого объема. Такие моменты нужно просто учитывать в процессе работы и не обращать на них внимания, в противном случае необходимо ставить два ДУТ, и подобных нюансов получится избежать. В результате, когда будет необходимость провести аналитику расхода топлива, например за недельный период, в программе отобразится довольно точные данные с совсем небольшой погрешностью.

Саботаж ДУТ и попытки обмана

Попытку обмана при помощи тройника поможет зарегистрировать программный комплекс поставляемый вместе с системой спутникового мониторинга транспорта АвтоГРАФ, однако не стоит пренебрегать периодической проверкой топливных шлангов авто на наличие таких тройников.

Если Вам известны еще какие-либо способы обмана или хищения, – звоните нам и специалисты технического отдела обязательно ответят, каким образом это можно будет отследить в работе комплекса контроля расхода топлива.

Доброго дня всем добрым людям. В статье можно узнать принцип работы топливного датчика . Типы устройств датчика и принцип его работы.

В системе автомобиля нет ни одной малозначимой детали. Все они отвечают за безопасность передвижения транспортного средства. Именно поэтому важно внимательно следить за техническим состоянием машины, по надобности приобретать лишь качественные автозапчасти.

Один из важнейших элементов, сигнализирующих автомобилисту о состоянии машины, - это датчик топлива . Датчик находится непосредственно в топливном баке и показывает уровень топлива. Датчик работает в системе с указателем уровня топлива, который размещен на панели приборов.


1.Потенциометрический.


Датчик, установленный на современных автомобилях, его преимущество состоит в довольно ожидаемых характеристиках: незатейливая конструкция, точные измерительные показатели расхода топлива, низкая стоимость.

Однако подвижные контакты, входящие в конструкцию, требуют пристального внимания к себе, поскольку подвержены износу и окислению, который устраняется простым ремонтом или заменой.

Потенциометрический датчики бывают двух типов - рычажные и трубчатые. Датчиком уровня топлива в их будет поплавок, находящийся на поверхности жидкости.

2.Бесконтактные.


Например, неактивный магнитный датчик положения (MAPPS). Появление данной модели обусловлено популярностью новых видов топлива для двигателей внутреннего сгорания (этанол, биодизель, метанол).

В данном случае, контактный датчик будет неэффективен и может неправильно отображать данные, к тому же, особенности среды ускорят износ контактирующей поверхности.

Отличительной чертой такого датчика будет герметичная изоляция чувствительного элемента, хотя он все также выполнен в виде поплавка, соединенном с рычагом с помощью магнита, который перемещается по сектору. Уровень топлива определяется с помощью особого сигнала, генерируемого магнитным полем.


Он достаточно прост - датчик реагирует на уровень топлива, и каждому объему соответствует определенный сигнал. Так сконструирован стандартный датчик. Современные модели более сложные и адаптированы к пространству кузова.

Стоить знать одну важную особенность всех баков. Уровни будут отображены только в том случае, когда топливо опустится ниже конкретной грани. То есть, пройдя нижнюю черту каждого уровня, станет видно количество топлива.

К тому же долгое время датчик будет показывать, что топливный бак полон, поскольку черта-индикатор еще не будет пройдена, а расход уже начнется. Поэтому стоит быть готовым к тому, что все датчики имеют определенную погрешность показателя. Так случается из-за колебания уровня топлива и особенностей геометрии бака.

Типы сигнала датчика


1.Аналоговый.

Показывает изменение напряжения на потенциометре, и, к сожалению, они имеют более высокую погрешность измерения. Из-за этого от них все чаще отказываются производители автомобилей.

2.Цифровой.

Более совершенный сигнал, который способен преобразовать аналоговый показатель, при этом выравнивая погрешность измерения, о которой было сказано ранее. На сегодня датчики с цифровым сигналом считаются наиболее точными, а погрешность наблюдается при начальном физическом измерении топлива.

Исправность данного элемента крайне важна, поскольку сбои в его работе могут повлечь за собой некорректное понимание работы автомобиля. В свою очередь это повлечет неисправности, которые могут потребовать серьезной диагностики и, возможно, дорогостоящего ремонта.

Поэтому важно следить за состоянием датчика, и при необходимости покупать качественную ему замену.

Это интересно

Что собой представляет бензиновый двигатель?

Особенности работы механической коробки передач в разных режимах эксплуатации

Что такое интеркулер в авто?

Принцип работы насоса-форсунки

Электромагнитные указатель уровня топлива состоят из корпуса, внутри которого располагаются две катушки и якорь с прикреплённой к нему стрелкой. Катушки располагаются в корпусе под углом друг к другу и намотаны встречно. От сердечника катушки к якорьку проходят плоские пластины, магнитопроводы. Якорёк выполнен из магнитомягкого материала, то есть из материала обладающего высокой магнитопроводностью.

Указатель уровня топлива принцип работы.

Принцип работы таких указателей заключается в следующем. При проходе тока через катушки возникает магнитодвижущая сила прямо пропорциональная силе тока. Якорёк намагничивается и притягивается к той катушке магнитное поле, которой больше. Если магнитодвижущая сила катушек одинаковая, то силы, воздействующие на якорёк, уравновешиваются. Ток, проходящий через первую катушку обратнопропорционален сопротивлению . Ток, проходящий через вторую катушку постоянный.

При отключении питания прибора магнитодвижущие силы катушек пропадают, и стрелка возвращается в исходное положение за счёт противовеса. По этому, такие приборы строго ориентированы и к их установке выдвигаются особые требования.

Указатель уровня топлива поиск неисправности.

Для проверки исправности электромагнитного указателя уровня топлива и цепи его подключения, достаточно закоротить на массу провод подходящий к датчику при включенном зажигании.
Если стрелка прибора сместится в крайнее правое положение, то прибор и цепь исправны. Кроме того электромагнитный указатель может быть использован для показа давления масла двигателя или темпераруры охлаждающеё жидкости.