Что спрашивать при покупке авто с рук. Покупаем подержанный автомобиль: какие вопросы задать продавцу

Покупая подержанную машину можно сэкономить достаточно денег. Новый автомобиль обесценивается очень быстро за первые несколько лет, и после 3 лет он стоит приблизительно 60-70 % от первоначальной цены.

Однако, покупка подержанной машины все еще является чем-то вроде лотереи — нет никакой гарантии, что автомобиль не попадал в ДТП, имеет реальный пробег, и содержался должным образом.

И так, телефонный звонок является первым критерием отбора подержанного автомобиля. Необходимо получить как можно больше информации об автомобиле по телефону, чтобы не тратить свое время на заведомо плохие варианты. Ниже представлен приблизительный перечень вопросов, которые следует задать по телефону продавцу машины.

  • При звонке — после приветствия, скажите «Я звоню по объявлению о продаже машины (автомобиля), не продали еще?», поднявший трубку человек должен сразу понять о какой машине идет речь, если же он начинает спрашивать: «Какой именно автомобиль интересует?» — это гарантированно салон или перекупщик. Прощаемся, кладем трубку и звоним дальше.
  • Не стоит спрашивать год выпуска, пробег, цвет авто, если это указано в объявлении.
  • Второй вопрос — «Вы владелец автомобиля?». Если продавец скажет, что он просто показывает машину, надо уточнить, будет ли хозяин присутствовать при оформлении. Если нет, то у продавца должна быть на руках нотариально заверенная доверенность. В любом случае, это не очень хороший вариант.
  • Третий вопрос должен быть о количестве владельцев по ПТС. Из расчета не более одного владельца на 3-5 лет, в зависимости от возраста транспортного средства.
  • Четвертый вопрос так же может сразу отбраковать вариант — «Как долго Вы владеете машиной?». Если продавец не может дать внятный ответ или же называют срок менее года, то лучше пропустить и этот вариант, так как скорее всего это либо перекупщик, либо купил развалюху и хочет от нее избавится. Интерес представляют машины, которыми владели не менее двух, а лучше трех лет.
  • Вопрос «Почему Вы решили продать машину?» тоже может быть показательным, конечно далеко не всегда скажут правду, но... шанс есть. Тут вариант «Я уже купил новую машину» наверное самый оптимальный. Идеальным вариантом было бы «Я уже стар что бы водить машину» — очень часто дети, которые неплохо зарабатывают, покупают машину родителям, которая им не нужна. И наиболее не желательный вариант «Мне нужны деньги!», тут очень часто бывает, что за машиной вообще не ухаживали из за недостатка финансов.
  • Сервисная книжка (или история). Очень неплохо если она имеется, обычно это показатель того как за машиной ухаживали. Когда производилось обслуживание, и когда менялись те или иные запасные части.
  • Можете задать вопрос: «Была ли машина в авариях?». Тут конечно тоже могут соврать, но не всегда, аварии типа «притерлись на парковке и повредили бампер» могут послужить для отказа в осмотре машины, это лишь лоск и внешний вид. Главное, чтобы не было аварий, вследствие которых могла измениться геометрия кузова, об этом может так же сказать неравномерный износ протектора шин.
  • Можно спросить о повреждениях автомобиля, таких как вмятину, сколы краски, трещины на бамперах и стеклах, в случае, если машина старая, а сколов нет, то возможно она перекрашена, и может скрывать серьезные повреждения. Сколы краски и трещина на лобовом стекле не является поводом для отказа, но будет не плохим поводом для сбивания цены при осмотре.
  • Также можно спросить о проблемах автомобиля по технической части. Обычно на это отвечают, что все в порядке. Но бывают исключения, когда продавец сам охотно расскажет о недочетах своего автомобиля.
  • Стоит спросить, готов ли продавец проехать в сервис на диагностику. Отказ должен вызвать подозрение.
  • Ну и последний вопрос «Окончательная ли цена в объявлении?», очень часто люди готовы сбросить немного. Твердое «Нет» говорит либо о сильной адекватности цены либо о не желании быстро продать. Но каким бы ни был ответ, этот вопрос стоит еще раз задать при осмотре авто.

Стремительно приближаюсь к стадии, когда нужно будет сидеть на телефоне и вылавливать жуликов посредством чтения мыслей на расстоянии.
Вроде бы мелькал тут недавно чей-то полезный список вопросов, которые стоит задавать по-телефону чтобы сэкономить себе время на осмотре, но поиском его я так и не нашел (дайте ссылочку кто видел?).

Список вопросов, которые надо задать нынешнему владельцу машины (но не надейтесь что ответы будут на 100% честными):

1. где машина стоит на учёте? - как она будет оформляться при продаже?

2. Кузов - Машина была в авариях? (повод внимательнее оценить геометрию кузова) - Машина была крашена? (повод внимательнее оценить геометрию кузова) - Есть коррозия? (как правило, гниют там, где их били) - В каком состояние пороги? (Машину с гнилыми порогами брать не стоит - они, как правило, отражают общее состояние автомобиля)

3. Двигатель - Какой расход масла на 10 000 км? (более 5-ти литров - можно считать критическим!) - Есть посторонние стуки в моторе? (Повод померить компрессию, показать мотор мастеру для оценки стоимости ремонта) - Есть ли течь технических жидкостей? (как правило, если за машиной хорошо следили, их не должно быть) - расход бензина в городском цикле (по нему можно следить о работе всех вспомогательных агрегатов, лямда-зонда, герметичности подачи воздуха) - работает термомуфта или нет? - Какое масло заливает в двигатель и с какой периодичностью? (возможность представить приблизительные условия эксплуатации и отношение хозяина к покупке “расходников” – экономил на машине или нет) - Каким бензином заправляется? (Экономит на машине или нет)

4. Салон - какое общее состояние салона? - что не работает в салоне? - дует ли печка? (для расчёта стоимости примерного ремонта) - работает ли кондиционер? (для расчёта стоимости примерного ремонта) - что из электрики не работает? (повод внимательнее оценить состояние проводки и электрики)

5. подвеска - в каком состоянии передние/задние амортизаторы (для примерного расчёта стоимости ремонта) - есть ли стуки в передней/задней подвеске? (для примерного расчёта стоимости ремонта)

6. Трансмиссия (как правило об этом пункте мало кто вам что-то внятное скажет, в основном, могут рассказать о работе КПП) - В каком состоянии диск сцепления? (только для механической КПП) - МКПП (есть ли посторонние шумы?) - АКПП (Есть ли рывки при трогании с места и переключении, пробуксовывает ли коробка) ответ должен быть НЕТ, иначе вас ждет ремонт КПП, а он весьма дорогой.

7. Общие вопросы по обслуживанию - Как давно у вас эта машина? (если недавно и уже продает – должно насторожить) - Где обслуживается и чинится машина? Сам в гараже? Сервис? Дядя Вася? (можно понять экономил ли хозяин на ремонте и какого уровня и качества работы производились на машине) - Какие самые крупные замены, поломки и ремонты производились? (Если хозяин не врет, то это виртуальная сервисная книжка с историями самых тяжелых болезней) - и напоследок, простой и иногда обескураживающий вопрос – Почему вы ее собственно продаете? Как правило, после такого опроса становится ясно, что с машиной надо будет делать! Теперь, если все услышанное вас устраивает, договариваемся о встрече и едем смотреть машину!

  • 1.4. Усилитель руля - ГУР или ЭУР?
  • 1.5. Нужен ли Вам кондиционер в автомобиле?
  • 1.6. Отечественный или иномарка?
  • 1.7. Авто на гарантии
  • 2. Обзор стоимости автомобилей на вторичном рынке
  • 3. Кредит на автомобиль - брать или не брать?
  • 4. Ищем подходящий автомобиль в продаже. Объявления в интернете
  • 5. Обзваниваем продавцов. Как вести разговор?
  • 5. Обзваниваем продавцов. Как вести разговор?

    Мы с Вами уже выяснили, как найти через интернет объявления о продаже, составили список, предварительно отсеяли нежелательных продавцов. Теперь переходим к обзвону.

    Тон разговора, сами понимаете, должен быть доброжелательным - тогда собеседник больше Вам расскажет.

    Первый вопрос:

    «Здравствуйте! Я по объявлению о продаже машины...»

    И держите паузу.

    Если ответил посредник, он обязательно спросит: «Какая именно машина Вас интересует?» или «По какому именно объявлению...?»

    Настоящий владелец сразу перейдет к разговору об автомобиле. Вот такую проверку-провокацию можно устроить.

    А можно прямо спросить: «Вы собственник автомобиля или посредник?» Такой вопрос скорее всего вынудит перекупщика выдать себя.

    Вам может ответить и девушка - «хозяйка» машины, которой простительно не суметь ответить на конкретные технические вопросы. А когда Вы поедете смотреть машину, вместо девушки будет совсем другой человек. Если спросите, он объяснит, что хозяйка поставила им автомобиль на продажу. Не доверяйте таким продавцам. Уважающий себя автосалон сам занимается продажей авто, дает объявления на свой телефон, не привлекая к этому владельца.

    Прежде чем ехать на встречу с девушкой, пробейте телефон в поиске (см. предыдущую главу). Наверняка эта девушка «продает» несколько автомобилей.

    Мелкие перекупщики и салоны нанимают ее, чтобы не выдавать себя.

    Еще посредники могут представляться родственниками или друзьями владельца. Потому что покупатели предпочитают иметь дело с хозяином машины, а не с перекупщиками.

    Почему плохо покупать авто у них?

    Часто такие посредники продают машину, восстановленную после серьезного ДТП. Еще они завышают цену. Используют целый арсенал уловок, чтобы «впарить» неопытному покупателю проблемный авто.

    Так что лучше не терять времени на просмотр таких вариантов, и нервы и деньги в будущем сэкономите.

    Итак, кто перед Вами - собственник или посредник - выяснили.

    «Автомобиль какого года по ПТС? В объявлении написано, год (такой-то)»

    Это важно, т. к. в 90% объявлений год прибавляют, а то и два. Пишут не год выпуска (Г.В.), а год эксплуатации (Г.Э.). Покупатель часто не обращает на это внимания. Продавец же может завысить цену (автомобиль моложе). Машина может быть выпущена в одном году, а продана в следующем. Или Вам расскажут, что первый год(два) она стояла в гараже, не эксплуатировалась и с нее пылинки сдували.

    Спрашивайте прямо:

    «Машина куплена в том же году, когда выпущена? Сразу честно скажите».

    Если возраст машины 1-2 года, спросите:

    «Вы единственный владелец по ПТС?»

    Один или два владельца для такой машины - это нормально. Если больше, - должно насторожить.

    Если автомобиль старше 2-х лет, задайте такой вопрос:

    «Сколько собственников у машины по ПТС? Вы какой по счету?»

    И еще: «ПТС оригинал или дубликат?»

    В ПТС вписывают максимум 6 собственников. Выданный дубликат свидетельствует, что их было больше.

    Если владелец авто не первый, задайте следующий вопрос:

    «Вы давно машину приобрели? Сколько она у вас?»

    Если он купил ее недавно (месяц-два) и уже продает, значит от нее избавляется, - почему? Особенно настораживает, если по ПТС ее часто перепродавали.

    «По кузову что менялось? Красилось? В аварии машина была? »

    Тон вопроса доброжелательный, без подозрительности. Не факт, что ответят честно, но...

    Могут сказать, что при них ничего такого не было, такую и купили.

    Тогда спросите:

    «А предыдущих владельцы что меняли по кузовщине? Что подкрашивали?»

    Если продавец признает, что какие-то элементы кузова меняли и красили, задайте провокационный вопрос:

    «Т.е. весь кузов можно проверять прибором на толщину окраски? Она родная?»

    Тут владелец может признаться, что красилось и менялось, если такое было.

    Теперь выясняем, где автомобиль обслуживался:

    «Вы ТО проходили на официальном дилере или сами масло меняли?»

    В первом случае в сервисной книжке должны быть отметки о ТО, зафиксирован пробег. Перед продажей пробег обычно сматывают. Если сервиски нет, реальный пробег только приблизительно можно определить по техническому состоянию (состояние тормозных дисков, колодок).

    Продолжаем разговор:

    «Машина в каком состоянии? Что на ней надо менять?»

    Честный ответ продавца позволит Вам узнать, сколько еще вкладывать в машину в ближайшее время.

    Спросите, входит ли в комплект резина. Прикините, нужно ли будет покупать второй (зимний или летний) комплект. Хорошо, если резина на отдельных дисках - не нужно будет делать шиномонтаж 2 раза в год.

    Уточните цену:

    «Цена у Вас 250 тысяч (например) окончательная? Или торг возможен?»

    Так Вы проверите, не передумал ли владелец насчет цены, и нет ли опечатки в объявлении.

    Задайте вопросы по коробке передач (автомат или механика), по комплектации. Особенно если эти параметры для Вас важны. В объявлении могут быть неверные сведения. Или продавец может передумать.

    Получили нужную информацию, - подумайте, стоит ли ехать смотреть машину. Если Вам все понравилось: цена, год, состояние, один хозяин, - договаривайтесь о просмотре сразу:

    «Когда и куда можно подъехать посмотреть машину?» Достойные варианты быстро уходят, не упустите.

    А вот если Вам предлагают оставить задаток (перевести на мобильный), а машину Вы не видели, только фото и описание, ни в коем случае не ведитесь на это. Даже если вариант очень привлекательный и покупателей, по словам продавцов, много. Скорее всего это мошенники.

    В связи с повышенным спросом на транспортные средства бывшие в использовании рынок переполнен перекупщиками. Они находят недорогие авто у владельцев и сделав косметический ремонт, продают неопытным автолюбителям. При этом умалчивается обо всех недостатках и цена существенно выше, чем, если бы сделка шла напрямую с владельцем. Промышляя подобным ремеслом, они уже прекрасно знают, на что, покупатель при осмотре авто обращает внимание в первую очередь. Поэтому всячески отвлекают покупателя от проблемных мест и, конечно же, маскируют любые недостатки.

    Остерегайтесь перекупов

    Чтобы не купить кота в мешке, следует в телефонном режиме задать наводящие вопросы. Какие именно? Читайте в этой статье. Ниже представлен алгоритм беседы с потенциальным продавцом автомобиля.

    1. После приветствия нужно сказать, что Вы звоните по поводу продажи автомобиля и тут же спросить у оппонента является ли он владельцем авто или просто занимается продажей.

      Хозяин отлично знает всю историю автомобиля, а перекуп лишь в общих чертах.

      Если в ответ Вам скажут, что машина принадлежит близкому родственнику, то следующий вопрос должен касаться оформления сделки купли-продажи. Имеется ли у продавца заверенная генеральная доверенность, которая дает право на продажу данного транспортного средства. В ответ Вам могут сказать, что на руках присутствует копия паспорта владельца, а сам договор будет оформляется на фирме — это означает, что перекупщик выкупил этот автомобиль, а у владельца взял копию паспорта и расписку о получению денег. Это незаконно, но увы, так работает множество перекупов. Следующий вопрос.

    2. Следует спросить, автомобиль по ПТС (паспорт технического средства) именно (например) 2015 года выпуска был выпущен и куплен в том же году.
      Случается так, что авто было выпущено в 2014, а куплено в начале 2015. Этот фактор, конечно же, влияет на его цену в сторону снижения.
      Если машине больше года, а в объявлении написано, что у нее по ПТС один хозяин, то кстати будет задать следующий вопрос.
    3. Является ли продавец единственным владельцем по паспорту технического средства или проще сказать по ПТС у нее один владелец – в том случае если не сам владелец совершает сделку. Бывает что в объявлении написано, что владелец один, а на самом деле это не так и если продавец по ПТС второй или третий, то назревает вопрос.
    4. Скажите как давно у Вас этот автомобиль? Если в ответ прозвучит, что машине четыре года из них три года она у продавца, а до этого у нее был один владелец, то это нормально. Если же машина была приобретена не так давно и сразу пошла на продажу, то почему она так быстро продается . Если владельцы часто меняются, то это настораживает и стоит очень тщательно ее проверить.
    5. В случае если продает сам хозяин, являющийся единственным владельцем, то следующий вопрос такой: за всё время эксплуатации были ли аварии, проводились ли сварочные работы, какие элементы красились, а также какие детали менялись. Если же продавец не был владельцем, то нужно спросить знает ли он о каких-либо изъянах данного автомобиля. После перечисления замененных деталей, уместно будет поинтересоваться на предмет проверки толщиномером кузова автомобиля. Также не будет лишним договориться о диагностике в Вашем сервисном центре.
    6. Далее необходимо поинтересоваться производились ли ТО по сервисной книжке , своими силами или все делалось у официального дилера. Если в сервисной книжке присутствуют все нужные отметки, то это документально подтверждает пробег машины. В противном случае пробег может быть какой угодно и возможна коррекция спидометра.
    7. Спросите также, требуются ли в данное время какие-либо вложения по технической части и по кузову и нужно заменить прямо сейчас. Ответ даст возможность приблизительно посчитать, во сколько обойдется устранение важных для Вас недостатков.
    8. Далее поинтересуйтесь, сколько комплектов резины прилагается в придачу . Если один, то тут же стоит прибавить к затратам и покупку нового комплекта шин.
    9. Главным вопросом, конечно же, является цена автомобиля и подразумевает ли она торг на месте.
    10. Если в объявлении владелец указал, что автомобиль с АКПП, то нужно спросить о техническом состоянии коробки автомат.
    11. Последний вопрос, который стоит задать, в какое время и где можно посмотреть транспортное средство.