Где находится салонный фильтр и когда его нужно менять? Что такое воздушный фильтр салона и как часто его нужно менять.

Если речь идёт про установку дополнительного оборудования для салона автомобиля, многие представляют себе замену чехлов сидений, покупку всевозможных кармашков из ткани и многие другие приспособления, благодаря которым езда на машине становится еще более комфортабельной. Среди массы таких вещей следует выделить устройство, которое повышает уровень экологической безопасности водителя и его пассажиров. Это салонный фильтр. ВАЗ 2110, 2114 и многие другие отечественные автомобили в последнее время начали еще на заводе укомплектовываться таким приспособлением.

Это не элемент тюнинга и не деталь роскоши, это необходимая вещь, которая должна присутствовать в каждой современной машине. Сегодня мы расскажем о том, что такое салонный фильтр и каким он бывает.

Почему он нужен?

При движении в салон транспортного средства время от времени попадают различные вещества, которые уж никак не повышают иммунитет организма. Это могут быть дорожная пыль, грязь, вредные и много другого, что сильно влияет на усталость человека, а также на его настроение. Как утверждают эксперты, салонный фильтр позволяет снизить концентрацию формальдегидов и в воздухе до нормы. По результатам исследований, каждый автовладелец вдыхает в 2 раза больше вредных газов, нежели пешеход. Именно поэтому салонный фильтр должен быть установлен в каждом автомобиле. За весь свой период эксплуатации он на сто процентов устраняет вредные выхлопы и пыль, которые должны были попасть внутрь. Помимо этого, с таким приспособлением вам не будет страшна пыль и грязь, со временем появляющаяся на каждого автомобиля, на котором не установлен фильтр салона. «Ланос», «Приора», «ВАЗ Калина» - это далеко не полный список автомобилей, на которые можно установить данное устройство.

Также стоит отметить тот факт, что с установкой систем очищения воздуха на лобовом стекле машины (со стороны водителя) не появляются мутные разводы, которые снижают видимость.

Типы устройств

Сегодня в продаже имеется несколько типов таких приборов. Среди них следует выделить противопыльные, а также угольные виды. В первом случае в состав фильтра входит синтетический материал с антибактериальными веществами, которые отлично справляются с пылью и мелкой пыльцой растений. Второй тип имеет такую же конструкцию, но уже с активированным углем, благодаря которому в салоне не образуется

Ресурс замены

Зачастую точный срок производители указывают на упаковке. Обычно этот показатель равен отметке в 5-10 тысяч километров пробега или же 6 месяцев эксплуатации машины. Но здесь следует помнить, что ресурс замены на 50 процентов зависит от экологической ситуации конкретного города.

Заключение

Исходя из этого, можно смело сказать, что салонный фильтр - это прибор, который приносит реальную пользу водителю. И не стоит экономить на данном устройстве, так как некачественная покупка будет негативно влиять на ваше здоровье, которое, как известно, ни за какие деньги не купишь.

Салонный фильтр представляет собой каркас прямоугольной формы, который может быть изготовлен из картона повышенной плотности, пластика или нетканого материала. В середине каркаса располагается фильтрующий элемент, изготовленный из разных материалов, например, бумаги или тонковолокнистого нетканого материала. А по периметру каркаса расположен уплотнитель.

Специалисты и автопроизводители рекомендуют менять салонный фильтр через каждые 10 000 километров. Объясняют они это тем, что со временем на поверхности фильтрующей бумаги собирается слой пыли, который является преградой для того, чтобы вентилятор отопителя затягивал нужное количество воздуха.

Так, о том, что ваш салонный фильтр загрязнился, могут свидетельствовать отсутствие свежего воздуха в салоне, запотевание стекол в автомобиле, плохо работающий кондиционер летом или плохое поступление теплого воздуха дефлекторов зимой.

Неприятный запах в салоне также может являться следствием загрязненного салонного фильтра или попадания в него воды (в обоих случаях необходима его замена), особенно такая ситуация характерна для автомобилей отечественного автопрома. В иномарках это случается реже в связи с тем, что многие автопроизводители, особенно японские, во избежание запотеваний стекол и прочих проблем просто не ставят салонный фильтр в свои машины. Но это не значит, что грязи не будет – будет, просто она будет проникать глубже – в испаритель кондиционера, причем самостоятельная установка салонного фильтра здесь все равно не поможет. Единственное, что можно сделать в такой ситуации – провести демонтаж кондиционера и почистить его, предварительно выкачав из него фреон.

Если же салонный фильтр в вашем автомобиле присутствует и загрязнился, то его лучше поменять на новый.

Как заменить салонный фильтр своими руками, инструкция.

Первым делом необходимо начать с демонтажа рычагов стеклоочистителя и пластиковой «защиты». У инжекторных «десяток» изначально нужно удалить шумоизоляцию (она находится слева), расположенная между моторным отсеком и отопителем, а вот с правой стороны — демонтаж не требуется.

Затем следует избавиться от крепежных скоб, для чего откручиваем два самореза, находящиеся внизу и сдвигаем крышку воздухосборника влево, снять ее.

С фронтальной стороны отпителя вы увидите округлый выступ, который располагается по центру, а вверху — отверстие воздухосборника. Старые модели автомобилей в этом месте имеют крышку включения рециркуляции, которую также нужно снять. Теперь можно приступать к непосредственному удалению старого салонного фильтра и установке нового.

Вся описанная процедура относится к отечественным автомобилям. В иномарках процедура замены салонного фильтра еще проще. Единственное, что необходимо сделать, чтобы иметь доступ к фильтру – это снять ящик для перчаток (а иногда и этого не требуется).

Замена салонного фильтра видео

Замена салонного фильтра – это не только забота о здоровье пассажиров авто, но и продление эксплуатационного ресурса системы кондиционирования. Своевременна замена увеличивает межсервисные интервалы обслуживания кондиционера, что экономит ваше время и средства.

Не стоит игнорировать

Многие водители совсем забывают о такой важной составляющей автомобиля, как салонный фильтр. Как говорится, «на скорость не влияет», с чем невозможно поспорить. Несмотря на то что технические характеристики автомобиля нисколько не изменятся, грязный салонный фильтр имеет неоспоримое пагубное влияние:

  • уменьшение фильтрующей способности бумажного элемента. Следовательно, для всасывания воздуха требуется большее усилие, что приводит к росту нагрузки на моторчик печки;
  • образование бактерий, которые разносятся по все системе кондиционирования. Особенно на испарителе, поскольку там наиболее благоприятная среда. В итоге вам придется чаще проводить дезинфекцию всей системы. Стоит учесть, что если вы не хотите проводить , то стоимость проведения очистки на СТО в несколько раз превысит стоимость своевременной замены бумажного очистителя.

Как понять, что фильтр пора менять

Производители рекомендуют менять салонный фильтр не реже чем каждый 12-15 тыс. км либо раз в год. Если вы эксплуатируете автомобиль в сухом климате с умеренным содержанием пыли в воздухе, интервалы замены можно немного увеличить. Если вам неизвестна информация о дате установки, сигналом для замены могут стать следующие симптомы:

Вы всегда можете вытащить фильтр и оценить состояние фильтрующего элемента.

Какой фильтр лучше купить

Новые элементы могут быть всего двух видов: обычный и угольный. Традиционный противопылевой фильтр, распознать который можно по естественному белому цвету фильтрующего элемента, задерживает лишь грязевые частицы и пыль.

Бумажный элемент угольного фильтра дополнительно обрабатывается активированным углем. Такой салонный фильтр задерживает не только пыль и грязь, но и некоторые вредоносные химические соединения. Молекулярная структура активированного угля позволяет вбирать в себя сероводород, углеводород, угарный и сернистый газы. Производители уверяют, что такие фильтрующие элементы помогают очистить воздух от выхлопных газов и неприятных запахов.

Если вы хотите купить салонный фильтр угольного типа, обязательно уточните по каталогу, производятся ли таковые для вашей модели автомобиля. Каждый салонный фильтр разрабатывается под конкретные размеры пластикового короба. Для лучшей герметизации кромки уплотняются поролоновой проставкой. В случае неудачи, замерьте оригинальный фильтр, дабы попробовать подобрать аналог.

Где находится

Существует всего два месторасположения очистителя воздуха:

  • в подкапотном пространстве за моторным щитом. Очень часто пространство около жабо прикрывают пластиковым кожухом;
  • в салоне автомобиля внутри торпедо. В таком случае для замены могут потребоваться не только отвертка, но и некоторая степень предрасположенности к гимнастике.

Перед тем как заменить салонный фильтр, обратитесь к руководству по ремонту и эксплуатации вашего автомобиля. Это вам поможет не только узнать, где находится фильтр салона, но и подготовить весь необходимый инструмент. Для примера замены своими руками рассмотрим сразу несколько автомобилей.

Как правильно установить

Некоторые заводы изготовители указывают способ установки фильтрующего элемента. Это будет стрелка, указывающая направление потока воздуха. Если стрелка смотрит вниз, поток воздуха засасывается сверху.

Если никаких маркировочных знаков на новом фильтре нет, определите, с какой стороны «канавки» большей глубины. Это и будет сторона, через которую проходит неочищенный воздух. Логика в том, что более глубокие канавки позволяют дольше собирать крупный мусор, листья.

Toyota Corolla (140/150)

В Тойта Королла система фильтрации воздуха находится за бардачком у пассажирских ног. Для замены вам не нужно ничего, кроме нового фильтрующего элемента.

Вверху каждой из стороны бардачка находятся защелки. Если их отщелкнуть, вещевой ящик немного опустится, что откроет доступ к корпусу фильтра. Корпус держится на двух защелках. После их сжатия уже ничего не будет мешать установить новый фильтрующий элемент.

Если в процессе установки бардачок опустился еще ниже, осмотрите привод микролифта (именно этот маленький поршень отвечает за плавное открывание бардачка). Возможно, он просто выскочил из своего крепления.

Chevrolet Cruze

Замена салонного фильтра на Шевроле Круз:

  • по бокам внутреннего пространства бардачка нужно снять две защелки-ограничители. Ее нужно немного отогнуть, а затем потянуть к себе;
  • с правой стороны отстегните ограничитель хода;
  • после опускания ящика вам откроется вид на пластиковую крышку фильтрующего элемента;
  • замена салонного фильтра возможна после снятия крышки (держится 3 защелками).

DAEWOO Lanos

Замена на Ланосе осуществляется из подкапотного пространства. Вам потребуется:

  • снять резиновый уплотнитель подкапотного пространства;
  • открутить 3 крепления левой части жабо (пластмаска, из которой торчат дворники). После потяните ее немного в направлении ближнего крыла и вытащите;
  • засуньте руку в проем, чтобы нащупать верхнюю часть фильтрующего элемента. Новый фильтр салона устанавливается на место старого.

В случае с DAEWOO Lanos вам действительно придется проявить изворотливость.

Замена салонного фильтра - это важная процедура, которую следует научиться . Располагается он прямо под пластиковой обшивкой, внизу от рулевого колеса, например, на Рено Колеос и других автомобилях.

Хотя самостоятельно менять этот аксессуар и немного проблематично, всё же попробуем кое в чём разобраться. И ещё - поменяв его единожды, дальше всё пойдёт как по маслу.

Начнём с того, что замену салонного очистителя проводят раз в 5000 км. Он за это время загрязняется и значительно ухудшается его пропускная способность.

Немного истории, или Что представляет собой салонный фильтр

Теперь по порядку. Первые экземпляры этих решений появились недавно. В середине восьмидесятых годов прошлого столетия, когда они только вышли, конструкция их была довольно проста. Состояли устройства того времени из каркаса и так называемой нетканки. Что делал фильтр и для чего он был придуман? Так вот. Он задерживал наиболее крупные частицы пыли и пыльцы растений, витающих в воздухе постоянно. Очистители салона восьмидесятых, состоящие только из двух составляющих, справлялись со своей работой неплохо, но всё-таки их заменили.

На смену пришли фильтры двухслойные. Это уже настоящие пылесосы со сложной системой и очень высокой эффективностью. В таких моделях застревали не только крупные частички пыли, но и мелкие, размером до 0,5 мкм.

Видео о назначении салонных фильтров:

Но прогресс не стоял на месте, и конструкторы пошли дальше. Они догадались подключить к процессу фильтрации активированный уголь. Это помогло тому, что теперь стали очищаться сажа и некоторые виды газов.

Последним этапом в создании салонных фильтров, используемых и сегодня, стали гибридные варианты. Состоят они из обычной наждачной бумаги, антимикробного реагента, угольного слоя и электростатического разряда. Настоящий слоёный пирог, который намного эффективнее своих предшественников. Такой очиститель способен задерживать микрочастицы величиной в доли микрона, и даже обеззараживать его. Настоящий автомобильный противогаз!

Как и говорилось выше, менять салонный фильтр необходимо из-за того, что он периодически забивается. Забитый пылью и грязью аксессуар не только не эффективен, но и вреден. Уже процесс идёт в обратную сторону и старый очиститель, который не заменили, начинает выделять в воздух всё то, что успешно проглатывал в течение длительного времени.

Интересным созданием является человек. Вначале ему пришлось позаботиться о чистоте воздуха, которым дышит двигатель его автомобиля, а затем через продолжительный период времени (середина 80 годов) был изобретен фильтр, который задерживает частицы пыли, содержащиеся в воздухе, подаваемом в салон. Что такое салонный фильтр автомобиля, читайте в этой статье.

В современных городах воздух не является достаточно чистым, поскольку он содержит, чуть бы, не всю таблицу Менделеева. Всякие мелкие элементы пыли, сажи, цветочной пыльцы, спор от растений, бактерий и других частиц проникают в легкие человека, и его система, отвечающая за фильтрацию воздуха, уже не может нормально справиться.

Внутри салона автомобиля концентрируется большая часть вредных веществ, чем на улице (примерно в 5-6 раз). Для снижения их количества (где-то начиная с 90 годов) некоторые производители авто начинают производить установку фильтров в системе вентиляции салона. С помощью таких несложных устройств производится защита не только легких водителя и пассажиров. Помогая задерживать загрязнения, они не дают вредным веществам попасть в радиаторы отопителей и кондиционеры, при этом уменьшая потребность в очищении радиаторов.

Как устроены салонные фильтры автомобилей?

Вначале пользовались наиболее простыми фильтрами, которые были схожи по конструктивным особенностям с воздушными фильтрами для двигателей , в которых применяется механическая очистка. То есть прохождение воздуха осуществляется через специальный фильтрующий материал, такой, как бумага или синтетическое волокно (нетканое), при этом мелкие частицы пыли остаются в порах материала.

Потом появляются двухслойные фильтры. В первом слое задерживались крупные частицы, такие, как пыль или пыльца растений, а второй слой представлял собой наэлектризованные синтетические волокна, через которые не пропускались мелкие твердые частицы, составляющие до 0,5 мкм.

Следующим этапом в усовершенствовании конструкции салонного фильтра автомобиля является использование активированного угля. Активное вещество угля из-за своей пористой структуры и большой поверхности поглощает больше вредных веществ. Сюда можно отнести и сажу, газы, запахи. Такие свойства были заложены в основу конструкторами противогазов. В качестве рабочего элемента у данного типа фильтров используют активированный уголь, который получается путем нагревания кокосовой скорлупы в условиях, когда недостаточно кислорода. Гранулы активированного угля, составляющие в диаметре около 0,5 мм, наносятся на подложку, сделанную из текстильного материала или полиуретановой пены. Для того чтобы улучшить характеристики фильтра используют специальные составы, пропитывающие гранулы.

Самыми дорогими, но наиболее эффективными, являются гибридные салонные фильтры автомобилей. Их можно представить себе в виде многослойного "пирога", в состав которого входят различные рабочие элементы - бумажный, изготовленный из синтетического волокна с электростатическим зарядом, и угольный. За счет трехслойной конструкции происходит задерживание твердых частиц, размеры которых составляют доли микрона, и нейтрализация некоторых химических соединений и неприятных запахов. Конструкторами фирмы Валео был разработан специальный картридж, содержащий антимикробный реагент, устанавливаемый в фильтр салона. По мере смешивания с воздухом, проходимым через фильтр, происходило убивание микробов и бактерий. Поскольку многие из них представляют собой источник неприятного запаха, то реагент в данном случае выступает в качестве дезодоранта, способного в течение всего года подавать в салон очищенный воздух.

Установку салонных фильтров производят в подкапотной части, либо в салоне авто. Исходя из названия, нетрудно догадаться об их предназначении, то есть фильтр должен быть расположен перед входом в систему вентиляции и отопления. Для определения наиболее точных координат следует заглянуть в инструкцию по эксплуатации автомобиля. В большинстве случаев фильтры размещают либо под капотом, либо под торпедо (там, где сидит пассажир). Поэтому доступ к обслуживанию и замене фильтра осуществляют разными способами. Достаточно часто можно встретить конструкцию, в которой имеется доступ из салона со стороны, где располагается пассажир, а иногда из моторного отсека и салона, но только со стороны расположения водителя.

Способов по установке фильтрующего элемента салона автомобиля не так много. В основном, это кассета, которую либо вставляют в специальное окно перпендикулярно воздуховоду, либо которая закрывает входное отверстие воздуховода.

Особенности эксплуатации и обслуживания.

Эксплуатируют автомобили, которые содержат салонный фильтр так же, как и обычные машины. Но здесь имеется один незначительный нюанс. Стоит вам один раз посмотреть на уже использованный фильтр, и в будущем вы будете достаточно редко открывать боковые стекла, а в машинах, оснащенных кондиционерами, вообще не будете использовать такую возможность. Вначале будет заметно, что стекла с внутренней стороны уже меньше загрязняются, на панелях облицовки накапливается меньшее количество пыли. Единственное, что необходимо помнить - автомобиль, имеющий салонный фильтр, нуждается в техническом обслуживании, то есть своевременно нужно будет производить замену фильтрующего элемента.

В некоторых авто это является достаточно трудоемким процессом по сравнению с заменой воздушного фильтра двигателя. Время, через которое производят замену фильтров с различными типами фильтрующих элементов у автомобилей, различаются:

  • бумажные - от 15 до 30 тыс. км пробега,
  • угольные - от 50 до 100 тыс. км пробега,
  • многослойные - от 30 до 60 тыс. км.

Так же, как и для воздушного фильтра, дилеры рекомендуют сокращать срок, в течение которого работает элемент, в 2 раза. Можно также и продлевать срок функционирования бумажного фильтра, если своевременно выполнять его продувание сжатым воздухом с обратной стороны.

Фильтр, состоящий из синтетического волокна, можно промывать стиральным порошком. По сравнению с моторным фильтром, салонный сам дает знать о своей изношенности в виде подаваемого ряда "сигналов". Характерными признаками, указывающими на замену, являются:

  • снижается производительность системы вентиляции и отопления (если мы включаем вентилятор на максимальные обороты, поток воздуха достаточно слабый);
  • интенсивно запотевают окна, когда мы производим забор воздуха снаружи.

В автомобилях, имеющих кондиционер, необходимость в замене фильтра будет заметна при появлении в салоне неприятных запахов, поскольку в загрязненном фильтре происходит образование застойных зон, а благодаря повышенной влажности начинают размножаться микробы. Если автомобиль оснащен кондиционером или системой климат-контроль, то следует вовремя заменять фильтр, поскольку загрязненный фильтрующий элемент снижает пропускную способность фильтра.

Если испаритель недостаточно обдувается воздухом, то это приводит к его обмерзанию. Когда на изморозь попадают частицы пыли, то после оттаивания появляется плесень, которая и выступает, как источник неприятного запаха.

Промывая бумажный фильтрующий элемент салона автомобиля, его эффективность не восстанавливается. Единственная польза от этого - фильтр будет производить задержание крупного мусора, чтобы тот не попал в радиатор системы отопления.