Как проверить состояние вариатора. На что обращать внимание во время тест-драйва? Проверяем вариатор по качеству масла

Много покупателей автомобилей сегодня задаются вопросом: как проверить вариатор при покупке? Стоит отметить, что современное машиностроение сегодня требует серьезных технических решений, чтобы конкурировать на автомобильном рынке. В связи с этим большое количество машин начало комплектоваться вариаторными коробками передач (они же бесступенчатые коробки).

Сейчас в интернете можно встретить много отзывов о надежности или, наоборот, о существенных недостатках данного сложного механизма. В данной статье попробуем разобраться, на какие ключевые моменты стоит обратить внимание.

Так как же проверить вариатор при покупке? Ответ на вопрос последует ниже. Многие считают, что срок службы коробки передач составляет около 100.000-150.000 км., и покупатели начинают с опаской смотреть на него, хотя в тоже время производитель данной марки дает гарантию, гораздо превышающую пройденный километраж.

Конечно, по такому критерию как, километраж очень сложно определить состояние вариатора, так наши умельцы уже давно . Реальный пробег автомобиля можно проверить на специальном электронном блоке, на нем сбросить километраж пока не научились.

Для проверки вариатора необходимо сесть за руль и тронуться, если машина тронулась плавно и без каких-то сопутствующих звуков значит качество установленного стартового пакета в норме. Если же слышны странные звуки и машина трогается рывками, то, следовательно, со стартовым пакетом уже не все в порядке.

Без проверки уровня масла и его цвета и запаха здесь не обойтись. Извлекаем щуп и смотрим на цвет масла, оно должно быть светлым без всяких оттенков и прожилок темной составляющей. На запах масло не должно отдавать гарью.

Следует помнить, что в зависимости от того в каком состоянии автомобиль: прогрет или остыл, . На горячую, уровень будет слегка выше, чем на холодную. Проверять необходимо в двух состояниях.

Масло нужно со щупа капнуть на лист белой бумаги и присмотреться, не должно присутствовать черных точек или каких-либо уплотнений.


Также необходимо проверить детали вариатора на предмет забоин, сколов, трещин и т.п. Используя измерительный инструмент можно проверить отсутствие перекосов и неровностей. Необходимо отчетливо понимать, что присутствие скола или забоины неизбежно приведет к развитию трещины в детали механизма и последующего ее разрушения, что в свою очередь будет сопровождаться заеданием и заклиниванием механизма.

Следующим моментом , на который надо обратить внимание – это исправность спидометра. Если спидометр не работает, то возможным вариантом выхода его из строя, может быть, переход ремня вариатора в аварийное положение. На небольших скоростях положение ремня, отличающееся от нормы, может остаться и незамеченным, на высокой скорости это может закончиться аварийным торможением и разрывом ремня.

Конечно, стоит поговорить и с владельцем авто, для себя необходимо выяснить какая манера езды была у хозяина. Вариатор как сложный механизм предназначен в первую очередь для плавной и спокойной езды. Если же хозяин любил резко срываться с места, то это все, несомненно, приводит к серьезному износу механизмов бесступенчатой коробки передач, и как следствие уменьшение срока ее службы.

При заведенной машине на низких оборотах должен отсутствовать звук, похожий на тот, когда не подтянут ремень генератора. Если такой звук присутствует, то ремень вариатора растянут. Этот звук на более высоких оборотах полностью исчезает

Заключение

Весьма сложно оценить жизнеспособность вариатора установленного на автомобиль. Чтобы дать более объективную и детальную информацию о степени изношенности бесступенчатой коробки передач, ее необходимо снимать и разбирать. В данной статье описаны самые базовые знания на тему: как проверить вариатор при покупке?

Нужно отчетливо осознавать, что пренебрегая основами для проверки вариатора, описанными выше, можно попасть на ненужные растраты по ремонту коробки передач. Стоит отметить, что диагностика специалистами и ремонт бесступенчатой коробки передач стоит очень дорого.

На многочисленных автомобильных форумах очень распространено такое мнение, что срок службы бесступенчатой коробки передач составляет чуть более ста тысяч километров. Верить или нет подобному утверждению – дело сугубо индивидуальное, но все же вариатор является очень сложным механизмом и требует тщательного и своевременного ухода. Поэтому, остановив свой выбор на подержанном автомобиле, оснащенным вариатором, не следует спешить с покупкой. Для начала необходимо побольше узнать о техническом состоянии транспортного средства.

Километраж

Не секрет, что на одометре каждого из автомобилей, стоящих на рынке аккуратными, ровными рядами, указан далеко не самый реальный километраж. Из этого следует, что показаниям одометра никогда не надо доверять, при том, при покупке подержанного автомобиля с вариатором.

Надо помнить, что на автомобильном рынке чудес не бывает и продавец – это отнюдь не добрый волшебник, а человек, который способен на любые ухищрения, лишь бы побыстрей вручить доверчивому и неопытному покупателю документы на неисправный автомобиль.

К счастью, чем новее автомобиль, тем сложнее скрыть его реальный пробег, поскольку данные о километраже сохраняются на специальном электронном блоке управления, которым комплектуется транспортное средство.

Работа двигателя и состояние масла

Для того, чтобы убедиться в исправности автомобиля с бесступенчатой коробкой передач, следует прислушаться к звуку работающего мотора. При тестовом заезде, авто должно двигаться плавно, а скорость набирать без рывков и подозрительных шумов. Наличие звуков, нехарактерных для работающего двигателя, может свидетельствовать об износе той или иной детали. В идеале, звук запущенного двигателя должен напоминать шум мощного вентилятора.

Важно знать, что авто с вариатором предназначено для спокойной и не слишком быстрой езды. Резкое торможение, а также быстрая езда по неровным дорогам, могут существенно сократить срок службы бесступенчатой коробки.

Проверка масла в вариаторе – еще один немаловажный момент при диагностике авто перед покупкой. Необходимо учитывать, что цвет масла не должен быть темным и не должен иметь ярко выраженного запаха гари. Проверку масла следует производить в двух режимах – при работающем двигателе и при выключенном.

Как вариант, для того, чтобы проверить состояние масла в вариаторе, можно использовать плотный, белый лист бумаги. Нанеся несколько капель жидкости на бумагу, необходимо проверить наличие в ней темных точечек или комочков. Если таковые имеются, это свидетельствует о том, что масло в вариаторе давно не менялось.

Бесступенчатая трансмиссия (CVT) обеспечивает плавную передачу инерции от двигателя к приводным валам, что обеспечивает экономию топлива по сравнению с традиционными АКПП. С помощью CVT движение осуществляется так, если бы привод колес имел единственную прямую передачу от двигателя.

Но что это значит? Традиционные автоматические коробки передач имеют четыре, шесть или даже семь передач, в то время как вариатор даже не имеет традиционных фиксированных передаточных чисел. Вместо этого он использует стальную ленту или цепь и систему шкивов для перемещения вверх и вниз по передаточному отношению при непрерывном плавном движении, обеспечивая плавное перемещение, более интенсивное ускорение и повышенную экономию топлива.

Как проверить работу вариатора

Если вы выбрали для покупки автомобиля с пробегом модель с вариатором, первое что нужно сделать - это определить оригинальный пробег автомобиля, так как не всегда показания на одометре отображают действительность. Ресурс работы вариатора на порядок меньше ресурса привычной гидротрансформаторной коробки передач, большинство автолюбителей считают неприемлемым для CVT пробег выше 150000 километров. Хотя авто производители утверждают, что срок работоспособности бесступенчатой трансмиссии может быть намного дольше. Но все таки лучше не рисковать и отказаться от покупки автомобиля с большим пробегом.

Оценка состояния масла

Проверьте состояние и уровень специальной жидкости CVT. На работающем двигателе достаньте щуп из коробки передач CVT, оботрите его и вставьте обратно. Повторно достаньте его и убедитесь в том, что уровень жидкости в норме, осмотрите состояние масла на щупу, оно не должно иметь каких либо инородных мелких частиц, не должно быть темным и иметь запах гари. Темное масло говорит о длительной эксплуатации без его замены, что крайне негативно для бесступенчатой трансмиссии, а при наличии запаха гари следует прекратить дальнейший осмотр, так как это свидетельствует об износе вариатора и дорогостоящем его ремонте.

Диагностика на месте

Для проверки найдите площадку не имеющую уклона по плоскости, на работающем двигателе прислушайтесь к вариатору, CVT не должен издавать ни каких звуков, только звук мотора. Выжмите педаль тормоза и переведите ручку КПП в положение «D», после этого машину начинает не много тянуть вперед, во время включения передачи не должно наблюдаться резких толчков, переведите рычаг в положение «R» процесс переключения должен быть без рывков, пинков и задержек, после чего машину должно слегка тянуть назад. К вариатору так же как и к АКПП применим стояночный тест с двумя педалями, так называемый Stall Test, подробнее о котором вы можете прочитать в статье

Проверка в движении

Важнейшей проверкой перед покупкой считается проверка во время движения, обязательно требуйте от продавца тест драйв.

Запомните! Плавность работы вариатора во всех режимах - показатель его исправности!

При начале движения с места исправный вариатор не должен иметь никаких рывков, машина должна плавно набирать скорость. Во время движения также не должно наблюдаться толчков, рывков и посторонних шумов. Иногда гул подшипников коробки можно перепутать со звуком изношенных подшипников ступицы, если такой звук имеется, нужно прокатиться накатом на нейтральной передаче, во время движения поставьте рычаг переключения КПП в положение «N» если гул прекращается, значит проблемы с вариатором. Учтите рычаг обратно в положение «D» можно ставить только после полной остановки автомобиля.

Вариатор (бесступенчатая трансмиссия или CVT) сейчас устанавливается на многие . Все больше появляется авто с вариатором на вторичном рынке. Поэтому, становится актуальным вопрос, как проверить работоспособность вариаторной КПП при покупке машины. Попробуем разобраться, как это лучше сделать?

Пробег автомобиля

Первый критерий, которому следует уделить внимание — это текущий пробег авто. Правда надежностью этот параметр не блещет. Сейчас умельцы неплохо скручивают реальный пробег автомобиля. Тут следует учесть, что пройденный путь современного автомобиля хранится в электронном блоке управления двигателем (ЭБУ). Он же высвечивается и на панели приборов.

Но не все знают, что блок управления вариатором нередко содержит собственное значение пробега, которое продавцы иногда забывают «сбросить». Можно проверить этот пробег специальным сканером в автосервисе.

Состояние масла

Более надежным показателем может являться проверка специальной жидкости в вариаторе.

  • Во-первых, нужно проверить уровень масла. Он проверяется по двум меткам на щупе в двух состояниях: на холодном вариаторе и на прогретом.
  • Во-вторых, нужно оценить цвет масла — оно не должно быть темным. Непрозрачное и темное масло означает либо долгую эксплуатацию без замены жидкости, либо тяжелый режим использования КПП. В любом случае — это не хорошо.
  • В-третьих, в масле не должно быть посторонних примесей: прожилок, мелких частиц, комочков, сгустков. Их наличие подразумевает сильный износ вариатора.
  • В-четвертых, оцените запах масла. Запах горелого масла подразумевает неправильную эксплуатацию вариатора на запредельных режимах.

Крепление

Проверить разбирался или нет вариатор, можно изучив состояние крепежных болтов и других элементов КПП на наличие потертостей, засечек и других следов от инструментов. Конечно, сам факт разборки не означает, что с механизмом в данный момент что-то не так, но насторожить это должно. Как минимум, в этом случае следует узнать причину вмешательства в работу агрегата.

История автомобиля

Можно попробовать узнать историю данного автомобиля.

  • Например, найти таможенные документы, если автомобиль завозился из-за границы.
  • В случае, когда автомобиль обслуживался у официального дилера, можно запросить у них отчет о состоянии авто.
  • Либо попытаться «пробить» историю машины по ее VIN номеру.

Любые найденные данные по автомобилю помогут прямо или косвенно оценить состояние вариатора. К примеру, вам удастся проверить реальный пробег или историю смены жидкости в вариаторе.

Проверка в движении

На исправной вариаторной коробке не должно быть никаких резких рывков при трогании автомобиля с места. Машина должна плавно набирать ход.

При дальнейшей езде также должны отсутствовать какие-то толчки или рывки намекающие на заедание вариаторного ремня.

Помните! Плавность во всех режимах — показатель здоровья вариатора!

Звук вариатора

Попробуйте также прислушаться к работе вариатора.

На холостом ходу звук вариатора должен отсутствовать совсем, только звук работы двигателя!

При езде в зависимости от шумоизоляции авто иногда слышен звук работы коробки передач, но этот звук должен быть тихим и равномерным. Никаких резких и посторонних шумов: щелчков, свиста, подвываний.

Если вы не эксперт по вариаторным шумам, то хотя бы сравните по звукам две-три одинаковые машины. Возможно, вы заметите разницу в звучании.

В целом, всегда хорошо, если для проверки вариатора у вас есть знакомый эксперт. Дело в том, что ремонт такого сложного механизма может обойтись не дешево, поэтому нежелательно покупать «кота в мешке». Возможно, вам удастся приобрести машину у тех, кого вы знаете лично и кому доверяете. В остальных случаях нужно обязательно проверять не только вариатор, но и другие узлы автомобиля. Желательно проверять со знающим человеком, либо в сервисе, которому можно доверять. А мы вам рассказали простейшие способы проверки вариаторной КПП, которыми вы можете воспользоваться при обычном осмотре покупаемого автомобиля.