Какое масло лучше sl или sm. Расшифровка моторного масла

Классификация моторных масел API была создана в 1969 году Американским институтом топлива (American Petroleum Institute). Классификацию API называют классификацией по качеству моторных масел.

Данная классификация разделяет моторные масла на:
масла для бензиновых двигателей;
масла для дизельных двигателей;
масла для двухтактных двигателей;
трансмиссионные масла;

Для каждого из этих видов предусмотрены классы качества, которые описывают определенный набор свойств и качеств автомобильных масел каждого класса.

На этикетке информация о присвоении моторному маслу класса по системе API предоставлена в таком виде: API SM , API CF , или API SM/CF .

Если моторное масло можно применять в обоих типах двигателей, то такому маслу присваивается два класса – для дизельных и для бензиновых двигателей. На этикетке масла эти классы разделены косой чертой, например, API SJ/CF-4. При этом, первым ставится тот класс масла, который соответствует более предпочтительному (по мнению производителя автомасла) применению. То есть, в приведенном выше случае, основное предназначение автомасла – для бензиновых двигателей, но при этом производитель допускает его использование и в дизельных моторах.

Следует заметить, что отсутствие на этикетке моторного масла информации о соответствии какому-либо из классов API однозначно означает, что это автомасло либо вообще не имеет сертификата API, либо присвоенный ему класс качества устарел.

Что означают символы кода API?
Буквенно-циферный код – это обозначение класса масла.
При этом, первая буква кодировки означает вид масла:
«S» — для бензиновых двигателей (service / spark ignition)
«C» — для дизельных двигателей (commercial / compression ignition)
«T» — для двухтактных двигателей (two-stroke)

Классы качества моторного масла API: бензиновые двигатели

API SN
Новый класс SN создавался американским нефтяным институтом (API) совместно с американской профессиональной ассоциацией ASTM (Американское общество по испытанию материалов) и SAE (Общество инженеров автомобильной промышленности).

Отличия класса API SN от предыдущей спецификации SM гораздо более масштабны, нежели отличия класса SM от SL. Основное отличие API SN от предыдущих классификаций API в ограничении содержания фосфора для совместимости с современными системами нейтрализации выхлопных газов, а также комплексное энергосбережение. То есть, масла, классифицируемые по API SN, будут приблизительно соответствовать АСЕА С2, С3, С4, без поправки на высокотемпературную вязкость.

Для новой категории API SN Комитет по смазочным материалам предложил следовать той же схеме развития, что и с более ранними категориями API и ILSAC . Это означает, что все эксплуатационные характеристики моторных масел для API и ILSAC будут эквивалентны, кроме того, что предлагаемые требования API SN не включают в себя тесты на защиту от износа по методике Sequence IIIG на состаренных маслах. Эти тесты и испытания на экономию топлива по методике Sequence VID являются важными ориентирами для масел, претендующих на соответствие стандарту ILSAC GF–5.
Основные же отличия ILSAC GF–5 от предыдущей классификации GF4, в возможности работы с биотопливом, улучшенной защитой от износа и коррозии, большей топливной экономичности, улучшенной совместимостью с уплотнительными материалами и улучшенной защитой от шламообразования.

Требования API SN и ILSAC GF-5 достаточно близки и маловязкие масла, скорее всего, будут классифицироваться совместно по этим двум классификациям.

Масла, соответствующие API SN могут применяться для замены API SM и более ранних.

API SM
двигателей с 2004 года выпуска.

Класс API SM описывает моторные масла для современных бензиновых (многоклапанных, турбированных) двигателей. По сравнению с классом API SL, моторные масла, соответствующие требованиям API SM, должны обладать более высокими показателями защиты от окисления и преждевременного износа деталей двигателя. Кроме того, повышены стандарты относительно свойств масла при низких температурах. Моторные масла этого класса могут быть сертифицированы по классу энергосбережения ILSAC.

Моторные масла, соответствующие требованиям API SM могут применяться в случаях, когда производителем автомобиля рекомендуется класс API SL или более ранние.

API SL
Моторные масла для бензиновых двигателей с 2000 года выпуска.

В соответствии с требованиями производителей автомобилей, автомасла класса API SL применяются в многоклапанных, турбированных моторах, работающих на обеднённых смесях топлива, соответствующих современным повышенным требованиям по экологии, а также энергосбережению.

Моторные масла, соответствующие требованиям API SL могут использоваться в случаях, когда автопроизводителем рекомендуется класс API SJ или более ранние.

API SK
Из-за того, что один корейский производитель моторных масел использует сокращение «SK» в качестве своего корпоративного имени, для исключения возможной путаницы буква «К» не используется для обозначения категории моторных масел для бензиновых двигателей.

API SJ
Моторные масла для бензиновых двигателей с 1996 года выпуска.

Автомобильные масла этого класса предназначены для использования в бензиновых моторах легковых и спортивных машин, микроавтобусов и легких грузовых машин, которые обслуживаются в соответствии с требованиями производителей автомобилей. SJ предусматривает такие же минимальные стандарты, как и SH, а также дополнительные требования к нагарообразованию и работе при низких температурах. Масла попадают под сертификацию по категории энергосбережения API SJ/EC.

Моторные масла, удовлетворяющие требованиям API SJ, могут применяться в тех случаях, когда производителем автомобиля рекомендуется класс SH или более ранние.

API SH
Моторные масла для бензиновых двигателей с 1993 года выпуска.

Моторные масла этого класса предназначены для использования в бензиновых моторах легковых машин, микроавтобусов и легких грузовых автомобилей 1996 года и старше, в соответствии с рекомендациями их производителей. Моторные масла данного класса тестировались в соответствии с требованиями Ассоциации производителей химической продукции (СМА).

Класс характеризуется более высокими требованиями по сравнению с классом SG, и был разработан, как заменитель последнего, для улучшения антинагарных, противоокислительных, антиизносных свойств масел и повышенной защиты от коррозии.

Класс API SH соответствует категории ILSAC GF-1 по всем параметрам, кроме обязательного энергосбережения и, в зависимости от степени экономии топлива, относится к категориям API SH/EC и API SH/ECII.

Моторные масла этого класса могут использоваться в тех случаях, когда производителем автомобиля рекомендуется класс API SG или более ранний.

API SG
Моторные масла для бензиновых двигателей с 1989 по 1993 годов выпуска.

Предназначены для использования в бензиновых моторах легковых машин, микроавтобусов и легких грузовиков моделей 1993 года и старше, работающих на неэтилированном бензине с оксигенатами. Моторные масла этого класса обладают свойствами, обеспечивающими улучшенную защиту от нагара, окисления автомасла и износа мотора, в сравнении с предыдущими классами, а также содержат присадки, защищающие от ржавления и коррозии внутренних деталей двигателя.

Моторные масла класса API SG соответствуют требованиям к моторным маслам для дизельных моторов API CC и CD. Могут использоваться там, где рекомендуются классы API SF, SE, SF/CC или же SE/CC.

API SF
Моторные масла для бензиновых двигателей с 1980 по 1989 годов выпуска.

Эти моторные масла применялись в бензиновых моторах 1980-1989 годов выпуска, работающих на этилированном бензине, при условии наличия рекомендаций и инструкций производителя двигателя.

Обеспечивают усиленную устойчивость к окислению, ржавлению и коррозии, улучшенную защиту от износа деталей, в сравнении базовыми характеристиками автомасел класса API SE, а также более надежную защиту от нагара и шлака.

Моторные масла класса API SF могли применяться, как заменители предыдущих классов API SE, SD или SC.

API SE
Моторные масла для бензиновых двигателей с 1972 по 1980 годов выпуска.

Эти моторные масла применялись в бензиновых моторах моделей выпуска 1972-1979 годов, а также в некоторых моделях 1971 года.

Дополнительная защита в сравнении с автомаслами API SC и SD. Могут использоваться как заменители API SC и SD.

API SD
Моторные масла для бензиновых двигателей с 1968 по 1971 годов выпуска.

Автомасла этого класса использовались в бензиновых моторах легковых машин и некоторых грузовых выпуска 1968-70 годов, а также некоторых моделей 1971 года и позднее.

Улучшенная защита по сравнению с моторными маслами API SC, применялись также исключительно при наличии рекомендации производителя двигателя.

API SC
Моторные масла для бензиновых двигателей с 1964 по 1967 годов выпуска.

Обычно применялись в моторах легковых машин и некоторых грузовиков выпуска 1964-1967 годов. Уменьшают высоко- и низкотемпературный нагар, износ, а также защищают от коррозии.

API SB
Моторные масла для маломощных бензиновых моторов.

Моторные масла 30-х годов 20-го века, обеспечивавших достаточно легкую защиту от износа и окисления, а также антикоррозийную защиту подшипников в моторах, которые эксплуатируются в легких нагрузочных режимах.

Моторные масла класса API SB могут применяться только, если они специально рекомендованы производителем двигателя.

API SA
Моторные масла для бензиновых и дизельных моторов.

Устаревший класс масел для использования в старых моторах, работающих в таких условиях и режимах, при которых защита деталей с помощью присадок не нужна.

Моторные масла класса API SA могут применяться только, если они рекомендованы производителем двигателя.

Классы качества моторного масла API: дизельные двигатели

API СJ-4
Моторные масла для дизельных двигателей с 2006 года выпуска.

Классификация API СJ-4 лицензирована с октября 2006.

Класс API CJ-4 разработан для тяжелонагруженных дизельных двигателей, которые отвечает ключевым требованиям по нормам выбросов NOx и твердых частиц для двигателей 2007 года выпуска и рекомендован для двигателей, оборудованных сажевыми фильтрами, а также иными системами снижения токсичности выхлопных газов.

Стандарт API CJ-4 несет значительные изменения в ответ на потребности производителей новых двигателей, которые отвечают новым экологическим стандартам, которые вводятся с 2007 года. На масла API CJ-4 налагаются лимиты по некоторым показателям: зольность меньше чем 1,0 %, сера 0,4%, фосфор 0,12%.

Классификация API CJ-4 превышает требования более ранних категорий API CI-4 PLUS, CI-4 и может использоваться как их замена.

API CI-4 PLUS

Дополнительный эксплуатационный класс моторных масел API CI-4 PLUS для дизельных двигателей введён в 2004 году.

По сравнению с API CI-4 повышены требования к удельному содержанию сажи, а также испаряемости и высокотемпературному окислению. При сертификации в данной классификации моторное масло должно тестироваться в семнадцати моторных тестах.

API CI-4
Моторные масла для дизельных двигателей с 2002 года выпуска.

Класс API CI-4 введен в 2002 году.

Эти моторные масла применяются в современных дизельных двигателях с различными видами впрыска и наддува, а также в двигателях с системой рециркуляции отработанных газов (EGR).

Класс API CI-4 введен в связи с появлением новых, более жестких требований по экологии и токсичности выхлопных газов, которые предъявляются к двигателям, выпускаемым с 1 октября 2002 г. Ужесточены требования к сажеобразованию, отложениям, вязкостным показателям, ограничение значения TBN.

Моторное масло, соответствующее API CI-4, должно содержать соответствующие моюще-диспергирующие присадки и имеет, в сравнении с классом API CH-4, повышенную устойчивость к термическому окислению, а также более высокие диспергирующие свойства. Кроме того, такие автомасла обеспечивают существенное уменьшение угара моторного масла за счет снижения летучести и уменьшения испарения при рабочей температуре до 370°C, под воздействием газов. Ужесточены требования относительно холодной прокачиваемости, увеличен ресурс зазоров, допусков и уплотнений мотора за счет улучшения текучести автомасла.

Классификация API CI-4 заменяет масла API CD, СЕ, CF-4, CG 4 и СН-4.

API CH-4
Моторные масла для дизельных двигателей с 1998 года выпуска.

Моторные масла данного класса применяются в четырехтактных дизельных двигателях, которые эксплуатируются в высокоскоростных режимах и соответствуют требованиям норм и стандартов по токсичности выхлопных газов, принятых в 1998 году.

Автомасла API CH-4 соответствуют достаточно жестким требованиям как американских, так и европейских производителей дизельных двигателей. Требования класса специально разработаны для использования в моторах, работающих на высококачественном топливе с удельным содержанием серы до 0,5%. При этом, в отличие от класса API CG-4, ресурс этих моторных масел менее чувствителен к использованию дизельного топлива с содержанием серы более 0,5%, что особенно актуально для стран Южной Америки, Азии, Африки.

Моторные масла API CH-4 соответствуют повышенным требованиям и должны содержать присадки, более эффективно предотвращающие износ клапанов и образование нагара на внутренних поверхностях.

Масла API GH-4 могут применяться, как заменители моторных масел API CD, CE, CF-4 и CG-4, в соответствии с рекомендациями производителя двигателя.

API CG-4
Моторные масла для дизельных двигателей с 1995 года выпуска.

Класс API CG-4 представлен в 1995 году.

Моторные масла этого класса рекомендуются для четырехтактных дизельных двигателей автобусов, грузовых машин и тягачей магистрального и немагистрального типа, которые эксплуатируются в режимах повышенных нагрузок, а также высокоскоростных режимах.

Моторное масло API CG-4 подходит для двигателей, в которых используется высококачественное топливо с удельным содержанием серы не более 0,05%, а также в моторах, для которых не выдвигается особых требований к качеству топлива (удельное содержание серы может достигать 0,5%).

Автомасла, сертифицированные по классу API CG-4, должны более эффективно предотвращать износ внутренних деталей двигателя, образование нагара на внутренних поверхностях и поршнях, окисление, пенообразование, образование сажи (эти свойства особенно нужны для двигателей современных магистральных автобусов и тягачей).

Класс API CG-4 создан в связи с утверждением в США новых требований и стандартов по экологии и токсичности выхлопных газов (редакция 1994 года). Основной недостаток, ограничивающий массовое использование автомасел данного класса, например в восточной Европе и Азии, это существенная зависимость ресурса автомасла от качества используемого топлива.

Моторные масла API CG-4 могут применяться в двигателях, для которых рекомендуются классы API CD, CE и CF-4.

API CF (CF-2, CF-4)
Моторные масла для дизельных двигателей с непрямым впрыском.

Цифра через дефис означает двух- или четырехтактный двигатель.

Класс API CF описывает моторные масла рекомендованные к применению в дизельных двигателях с непрямым впрыском, а также других видах дизельных двигателей, которые работают на топливе различного качества, в том числе и с повышенным содержанием серы (например, больше 0,5% от общей массы).

Моторные масла, сертифицированные по классу API CF, содержат присадки, способствующие более эффективному предотвращению отложений на поршне, износа и коррозии медных (с содержанием меди) подшипников, что имеет большое значение для двигателей этих видов, и могут прокачиваться обычным способом, а также с помощью турбонагнетателя или компрессора.

Моторные масла API CF могут использоваться там, где рекомендуется класс качества API CD.

API CF-2 (CF-II)
Моторные масла для дизельных двигателей с 1994 года выпуска.

Класс API CF-2 введен в 1994 году.

Моторные масла этого класса обычно используются в двухтактных дизельных двигателях, которые работают в условиях повышенной нагруженности. Масла API CF-2 должны содержать присадки, которые обеспечивают защиту повышенной эффективности от износа внутренних деталей двигателя, например цилиндров и колец. Кроме того, эти автомасла должны предотвращать накопление отложений на внутренних поверхностях мотора, то есть, для данных масел характерна улучшенная функция очистки.

Моторное масло, сертифицированное по классу API CF-2, обладает улучшенными свойствами и может использоваться вместо более ранних аналогичных масел, при наличии рекомендации производителя.

API CF-4
Моторные масла для дизельных двигателей с 1990 года выпуска.

Класс API CF-4 введен в 1990 году.

Моторные масла данного класса могут использоваться в четырехтактных дизельных двигателях, условия эксплуатации которых связаны с высокоскоростными режимами.

Автомасла API CF-4 должны содержать соответствующие присадки, которые обеспечивают снижение угара автомасла, а также защиту от нагара в поршневой группе. Основное предназначение моторных масел данного класса – применение в дизельных двигателях сверхмощных тягачей и других автомобилей, которые используются для дальних поездок по автомагистралям.

Кроме того, таким моторным маслам иногда присваивается сдвоенный класс API CF-4/S. В таком случае, при условии наличия соответствующих рекомендаций производителя двигателя, эти автомасла могут применяться и в бензиновых двигателях.

Требования к качеству масел API CF-4 превышают возможности предыдущего класса API СЕ, поэтому моторные масла API CF-4 могут использоваться вместо масел класса API СЕ, при наличии соответствующих рекомендаций производителя двигателя.

API СЕ
Моторные масла для дизельных двигателей с 1983 года выпуска.

Автомасла класса API CE предназначались для использования в некоторых сверхмощных турбированных моторах, характеризующихся существенно повышенной рабочей компрессией. Применение таких масел допускалось для двигателей как с низкой, так и с высокой частотой вращения вала.

Моторные масла API СЕ рекомендовались для низко- и высокооборотистых дизельных двигателей, выпущенных, начиная с 1983 года, которые эксплуатировались в режимах повышенной нагрузки. При условии наличия соответствующих рекомендаций производителя двигателя, эти автомасла могли быть использованы также в моторах, для которых рекомендовались моторные масла класса API CD.

API CD-II (CD-2 )
Моторные масла для двухтактных дизельных двигателей с 1985 года выпуска.

Класс API CD-II введен в 1985 году для использования в двухтактных дизельных моторах и является, по сути, эволюционным развитием предыдущего класса API CD. Основным предназначением использования таких автомасел являлось применение в тяжелых мощных дизельных двигателях, которые устанавливались, в основном на сельскохозяйственную технику.

Моторные масла этого класса соответствуют всем рабочим стандартам предыдущего класса API CD, кроме этого существенно повышены требования относительно высокоэффективной защиты двигателя от нагара и износа.

API CD+
Моторные масла для дизельных двигателей японского производства.

Масла обладают высокой устойчивостью к окислению и загущению под влиянием накопления сажи, а также повышенной защитой от износа узла клапанов.

API CD
Моторные масла для дизельных двигателей с 1955 года выпуска.

Класс API CD введен в 1955 году для обычного использования в некоторых дизельных моторах, как атмосферных, так и турбированных, с увеличенной компрессией в цилиндрах, где крайне важна эффективная защита от нагара и износа. Моторные масла этого класса обычно использовались в сельскохозяйственной технике.

Моторные масла API CD могли использоваться в случаях, когда производителем двигателя не выдвигались дополнительные требования к качеству топлива (включая топливо с повышенным содержанием серы).

Автомасла API CD должны были, по сравнению с предыдущими классами, обеспечивать повышенную защиту от коррозии подшипников и высокотемпературного нагара в дизельных моторах. Нередко моторные масла этого класса называли «Caterpillar серия 3», благодаря тому, что они соответствовали требованиям сертификации Superior Lubricants (Series 3), разработанной тракторной компанией Катерпиллар.

API СС
Моторные масла для дизельных двигателей с 1961 года выпуска.

Класс API CC введен в 1961 году для использования в некоторых моторах, как атмосферных, так и турбированных, которые характеризовались повышенной компрессией. Моторные масла этого класса рекомендовались для двигателей, которые эксплуатировались в режимах умеренной и высокой нагрузки.

По сравнению с более ранними классами, моторные масла API СС должны были обеспечивать более высокий уровень защиты от высокотемпературного нагара и коррозии подшипников в дизельных моторах, а также от ржавления, коррозии и низкотемпературного нагара в бензиновых моторах.

API СВ
Моторные масла для дизельных двигателей с 1949 по 1960 годов выпуска.

Моторные масла для дизельных двигателей, работающих со средней нагрузкой на сернистом топливе.

Класс утвержден в 1949 году как эволюционное развитие класса API СА, при использовании топлива с повышенным содержанием серы, без особых требований к качеству. Автомасла API СВ предназначались также для использования в моторах с наддувом, которые эксплуатировались в легком и умеренном режимах. Часто этот класс называли «Моторные масла «Приложение 1», тем самым, подчеркивая соответствие военному предписанию MIL-L-2104A Приложение 1.

API СА
Моторные масла для дизельных двигателей с 1940 по 1950 годов выпуска.

Моторные масла для малонагруженных дизельных двигателей.

Автомасла этого класса предназначены для использования в дизельных моторах, работающих в легких и умеренных режимах на качественном малосернистом дизельном топливе.

Класс широко использовался в 40-х и 50-х годах прошлого века и не может использоваться в современных условиях, если это не предусмотрено требованиями производителя двигателя.

Моторные масла API СА должны обладать свойствами, обеспечивающими защиту от нагара на поршневых кольцах, а также от коррозии подшипников в моторах с наддувом, для которых не предусмотрены особые требования к качеству топлива, которое используется.

Классы качества моторного масла API: двухтактные двигатели

API TD
Масла для подвесных двухтактных двигателей моторных лодок.

API TC
Масла для двигателей с высокими требованиями к качеству масла, кроме моторных лодок, например, двигатели мотоциклов, снегоходов. Возможно использование API TC в случаях, когда требуется класс API TA или TB.

API TB
Масла для скоростных двухтактных двигателей с объемом 50-200 см3, работающих под большими нагрузками, например, мотороллеры, бензопилы, мотоциклы.

API TА
Масла для двухтактных двигателей с объемом до 50 см3 с воздушным охлаждением, к примеру, мопеды, газонокосилки.

Классы качества моторного масла API: трансмиссионные масла

API GL-6
Трансмиссионные масла для гипоидных передач с увеличенным смещением, работающих в условиях высоких скоростей, больших крутящих моментов и ударных нагрузок.

API GL-5
Трансмиссионные масла для гипоидных передач с уровнем эксплуатационных свойств MIL-L-2105 C/D . Эти масла предпо­чтительно применяются в передачах с гипоидными коническими зубчатыми колесами и коническими колесами с круговыми зубьями для главной передачи в автомобилях, в карданных приводах мотоциклов и ступенчатых коробках передач мотоциклов.

Масла применяются специально для гипоидных передач с высоким смешением оси. Для самых тяжелых условий эксплуатации с ударной и знакопеременной нагрузкой. Рекомендовано для гипоидных передач, работающих в условиях высоких скоростей при малых крутящих моментах и ударных нагрузках на зубья шестерен.

API GL-4
Трансмиссионные масла с высоким содержанием присадок с уровнем эксплуатационных свойств MIL-L-2105. Эти масла применяются предпочтительно в ступенчатых коробках передач и рулевых механизмах, в главных пере­дачах и гипоидных передачах с малым смещением в автомобилях и безрельсовых транспортных средствах для перевозки грузов и пассажиров и для нетранспортных работ.

Масла применяются для гипоидных передач, работающих в условиях высоких скоростей при малых крутящих моментах и в условиях малых скоростей при больших крутящих моментах.

Обязательно наличие высокоэффектив­ных противозадирных присадок.

API GL-3
Трансмиссионные масла с высоким содержанием присадок с уровнем эксплуатационных свойств MIL-L-2105. Эти масла применяются предпочтительно в ступенчатых коробках передач и рулевых механизмах, в главных передачах и гипоидных передачах с малым смещением в автомобилях и безрельсовых транспортных средствах для пере­возки грузов, пассажиров и для нетранспортных работ.

Масла применяются для спирально-конических передач, работающих в умеренно жестких условиях, а также для обычных трансмиссий со спирально-коническими шестернями, работающих в умеренно жестких условиях по скоростям и нагрузкам.

Обладают лучшими противоизносными свойствами, чем API GL-2.

API GL-2
Трансмиссионные масла для червячных передач, работающих в условиях GL-1 при низких скоростях и нагрузках, но с более высо­кими требованиями к антифрикционным свойствам.

API GL-1
Минеральные масла без присадок либо масла с антиокислительными и противопенными присадками, но без про­тивозадирных компонентов для применения в коробках передач с ручным управлением с низкими удель­ными давлениями и скоростями скольжения.

Масла применяются в цилиндрических, червячных и спирально-конических зубчатых передачах, работающих при низких скоростях и нагрузках.

API МТ-1
Масла для высоконагруженных агрегатов.

Предназначены для несинхронизированных механических коробок передач мощных коммерческих автомобилей (тягачей и автобусов).

Эквивалентны маслам API GL-5, но обладают повышенной термической стабильностью.

API PG-2
Масла для передач ведущих мостов мощных коммерческих автомобилей (тягачей и автобусов) и мобильной техники.

Эквивалентны маслам API GL-5, но обладают повышенной термической стабильностью и улучшенной совместимостью с эластомерами.

Классификация моторных масел API (Американский Институт Нефти) широко признана в качестве устанавливающей минимальные рабочие стандарты и уровни качества масел для бензиновых и дизельных двигателей. Эта классификация была значительно усовершенствована по мере возрастания требований к качеству смазочных материалов, что, в свою очередь, было вызвано значительным улучшением технологий двигателей, повлекшим за собой еще и увеличение мощности двигателей данных размеров, улучшение качества металла, из которого изготовляются детали двигателей и повышение механической прочности, а также, конечно, увеличение эксплуатационных нагрузок.

Моторные масла для бензиновых двигателей обозначаются в этой классификации буквой S (сервисная станция) , и категории находятся в пределах от (масла для работы в самых легких режимах, содержащие небольшое количество или вовсе не содержащие присадок) до самой новейшей категории (масла для современных мощных, многоклапанных двигателей, часто с турбо- и супернаддувом). Аналогичным диапазоном категорий отличаются масла для дизельных двигателей, где название категории начинается с буквы С (коммерческие) . Сюда входят категории от до . Это масла, рассчитанные на работу в новейших дизелях и при современных эксплуатационных условиях.

Ниже приводится краткое описание всех категорий в их эволюционном развитии с точки зрения сервисных классификаций моторных масел Американского Института Нефти. В тех случаях, где присутствует пометка «устаревшая категория», это означает, что данная категория была заменена новой категорией.

Стандарты рабочих характеристик API указываются при помощи сокращений API SJ и API CE:
. первая буква означает тип двигателя (S = бензиновый, а C = дизельный)
. вторая буква означает уровень рабочих характеристик, и чем ниже уровень характеристик, тем выше буква в алфавите.

БЕНЗИНОВЫЕ ДВИГАТЕЛИ


API
SG
Масла для применения в бензиновых двигателях 1989 года. Для применения в бензиновых двигателях современных легковых автомобилей, фургонов и легких грузовиков, обслуживаемых в соответствии с рекомендуемыми изготовителем процедурами. Масла, разработанные для этого применения, обеспечивают улучшенную защиту от нагара в двигателях, окисления масла и износа двигателя, по сравнению с предыдущими категориями, а также обеспечивают защиту от ржавления и коррозии. Масла категории SG отвечают требованиям для работы в дизельных двигателях и могут использоваться там, где рекомендуются категории , , SF/CC или SE/CC.


API
SH
Масла для применения в бензиновых двигателях 1994 года. Категория принята в 1992 году для определения характеристик моторных масел, рекомендуемых с 1993 г. Для обычного использования в бензиновых двигателях современного парка легковых автомобилей, фургонов и легких грузовиков, обслуживаемых по рекомендациям и инструкциям изготовителей. Эта категория превышает требования категории и была разработана с целью ее замещения для улучшения противонагарных, антиоксидных, противоизносных качеств масел и защиты от ржавления и коррозии. Масла данной категории, удовлетворяющие требованиям API SH, испытывались согласно требованиям Ассоциации производителей химической продукции (СМА). Продукт одобрен Кодексом практики и может применяться согласно рекомендациям API в отношении взаимозаменяемости масляных основ и рабочих испытаний градации вязкости. Масла этой категории могут использоваться в тех случаях, когда рекомендуется категория и более ранние категории.


API
SJ
Масла для применения в бензиновых двигателях 1996 года.Эксплуатационная категория API SJ характеризует моторные масла, продаваемые на рынке с 1996 г. SJ включает такие же минимальные показатели, как и SH, которую она должна заменить, а также дополнительные требования к контролю за нагарообразованием и работой при низких температурах при стендовых испытаниях. Масла этой категории предназначены для обычного использования в бензиновых двигателях современных и более ранних легковых и спортивных автомобилей, транспортных средств, фургонов и легких грузовиков, обслуживаемых по рекомендациям и инструкциям изготовителей. Масла, удовлетворяющие требованиям API SJ, могут использоваться в тех случаях, когда рекомендуется категория и более ранние категории.


API
SL
Масла для двигателей автомобилей, выпущенных после 2000 г. Для многоклапанных, турбированных, с работой на обеднённых смесях, с повышенными требованиями к энергосбережению и экологичности. Масла, удовлетворяющие требованиям API SL, SM могут использоваться в тех случаях, когда рекомендуется категория и более ранние категории.

API
SM
Категория утверждена 30.11.2004 года. В дополнении к категории SL улучшены антиокислительные и противоизносные свойства. Улучшены низкотемпературные свойства. Возможность сертификации по категории энергосбережения ILSAC .

API
SN
Категория утверждена 1 октября 2010 г. Предназначена для масел, эксплуатируемых в самых современных бензиновых двигателях пассажирских и спортивных автомобилей и небольших фургонов. Масла этой категории обладают улучшенными антиокислительными и моющими свойствами, обеспечивает высокую защиту от износа и коррозии . Усилены высокотемпературные свойства для эксплуатации в двигателях с турбонаддувом. Могут использоваться там, где рекомендуется применение масел категории SM и SL. Некоторые масла из этой категории могут соответствовать спецификации ILSAC GF-5 и квалифицироваться как энергосберегающие.

API ЕС

Классификации по признаку сберегаемое™ энергии бензина - ЕС 1995. Существует две градации, определяющие категорию масла для бензиновых двигателей, созданные с целью повышения экономичности топлива. ТЕСУ обозначает масла, повышающие экономичность топлива в ходе проведения стандартных испытаний по крайней мере на 1,5% по сравнению с обычными маслами, а ТЕС-IIУ - по крайней мере на 2,5%


ДИЗЕЛЬНЫЕ ДВИГАТЕЛИ


API CE
Масла для применения в дизельных двигателях 1983 г. (устаревшая категория). Для использования в определенных мощных двигателях с турбонаддувом и дополнительной компрессией, изготовленных, начиная с 1983 года, и работающих при больших нагрузках как с низкой, так и с высокой частотой вращения вала. Могут быть использованы также в условиях, для которых рекомендуются масла категории .


API CF
Применяется в дизельных двигателях с непрямым впрыском - CF 1994. Типичное использование для дизельных двигателей с непрямым впрыском, а также других видов дизельных двигателей, использующих различные виды топлива, в том числе и с повышенным содержанием серы (например, более 0,5% по весу). Масла CF способствуют эффективному предотвращению отложений в поршне, изнашивания и коррозии подшипников с содержанием меди, что имеет большое значение для двигателей этих видов, и могут всасываться обычным путем, подаваться с помощью турбонагнетателя или нагнетателя. Масла этой технической категории могут использоваться вместо масел .


API CF-4
Масла для применения в дизельных двигателях 1990 г. Для типичного применения в четырехтактных дизелях, работающих на высоких скоростях, где требования превышают возможности категории и требуется применение вместо масел категории СЕ. Обеспечивают улучшенный расход масла и защиту от нагара на поршнях. В частности, эффективны в дизелях мощных тягачей и транспортных средств на магистрали. В сочетании с соответствующей категорией могут использоваться в бензиновых двигателях, если рекомендуется изготовителем.


API CF-2
Применяется в двухтактных дизельных двигателях тяжелого режима - CF-2 1994 г. Типичное использование для двухтактных двигателей, которым необходимо высокоэффективное предотвращение стирания цилиндра и колец, а также отложений. обладает улучшенным действием и может использоваться вместо других материалов при необходимости.


API CG-4
Категория представлена в 1995 году. Масла предназначены для высоконагруженных, высокоскоростных, четырехтактных дизельных двигателей грузовых автомобилей магистрального типа использующих топливо с содержанием серы менее 0,05% от массы и немагистрального типа (содержание серы может достигать 0,5% от массы). Эффективно подавляют образование высокотемпературного нагара на поршнях, износ, пенообразование, окисление, образование сажи (эти свойства необходимы для двигателей новых магистральных тягачей и автобусов). Категория создана для удовлетворения требованиям стандартов США по токсичности отработанных газов (редакция 1994 года). Заменяет масла категорий , и . Основным недостатком, ограничивающим применение масел данной категории в мире, является относительно большая зависимость ресурса масла от качества применяемого топлива.


API
CH-4
Категория была представлена 1 декабря 1998 года. Масла данной категории предназначены для высокоскоростных, четырехтактных двигателей выполняющих требования жестких стандартов 1998 года по токсичности отработанных газов. Отвечают высочайшим требованиям не только американских, но и европейских производителей дизельных двигателей. Специально сформулированы для применения в двигателях, использующих топливо с содержанием серы до 0,5% от массы. В отличие от категории, допускается применение дизельного топлива с содержанием серы более 0,5%, что является важным преимуществом в странах, в которых распространены высокосернистые топлива (Южная Америка, Азия, Африка). Масла удовлетворяют повышенным требованиям по уменьшению износа клапанов и уменьшению образования нагара. Заменяют масла категорий , , и .


API
CI-4
Категория введена с 2002 года. Масло соответствующее этому уровню имеет более высокие диспергирующие свойства (количество моюще-диспергирующих присадок), имеет повышенную устойчивость к термическому окислению по сравнению с классом , обеспечивает снижение расхода масла на угар за счет уменьшения летучести и снижения потерь на испарение под воздействием газов при рабочей температуре 370°C. Улучшена холодная прокачиваемость, увеличен ресурс уплотнений двигателя за счет улучшения совместимости с ними масла. Класс введен с учетом ужесточения требований к экологическим характеристикам моторов выпускаемых с 1 октября 2002 г.


API CI
-4 PLUS

Эксплуатационная категория для дизельных двигателей с более жесткими требованиями по уровню сажи. При получении данной классификации моторное масло тестируется в 17 моторных тестах.

API GL-3
Масла для передач, работающих в условиях средней тяжести. Содержат до 2.7% противоизносных присадок. Предназначены для смазывания конусных и других передач грузовых автомобилей. Не предназначены для гипоидных передач.

API GL-4
Масла для передач, работающих в условиях разной тяжести - от легких, до тяжелых. Содержат 4,0% эффективных противозадирных присадок. Предназначены для конусных и гипоидных передач, имеющих малое смещение осей, для коробок передач грузовых автомобилей, для агрегатов ведущего моста. Масла API GL-4 предназначены для несинхронизированных коробок передач Североамериканских грузовых автомобилей, тягачей и автобусов (коммерческих автомобилей), для главных и других передач всех автотранспортных средств. В настоящее время эти масла являются основными и для синхронизированных передач, особенно в Европе. В таком случае на этикетке или в листе данных масла должны быть надписи о таком предназначении и подтверждение о соответствии требованиям производителей машин.

API GL-5
Масла для наиболее загруженных передач, работающих в суровых условиях. Содержат до 6,5% эффективных противозадирных и других многофункциональных присадок. Основное предназначение - для гипоидных передач, имеющих значительное смещение осей. Применяются как универсальные масла для всех других агрегатов механической трансмиссии (кроме коробки передач). Для синхронизированной механической коробки передач применяются только масла, имеющие специальное подтверждение о соответствии требованиям производителей машин. Могут применяться для дифференциала повышенного трения, если соответствуют требованиям спецификаций MIL-L-2105D (в США) или ZF TE-ML-05 (в Европе). Тогда обозначение класса имеет дополнительные знаки, например, API GL-5+ или API GL-5 SL. Масла для наиболее загруженных передач, работающих в очень тяжелых условиях (большие скорости скольжения и значительные ударные нагрузки). Содержат до 10% высокоэффективных противозадирных присадок. Предназначены для гипоидных передач со значительным смещением осей. Соответствуют наивысшему уровню эксплуатационных свойств.

API MT-1
Масла для высоконагруженных агрегатов. Предназначены для несинхронизированных механических коробок передач мощных коммерческих автомобилей (тягачей и автобусов). Эквивалентны маслам , но обладают повышенной термической стабильностью.

API PG-2
Масла для передач ведущих мостов мощных коммерческих автомобилей (тягачей и автобусов) и мобильной техники. Эквивалентны маслам , но обладают повышенной термической стабильностью и улучшенной совместимостью с эластомерами.

Для механических коробок передач (кроме гипоидных), в основном применяются масла и ; для гипоидной главной передачи: API GL-4 - для средне нагруженных передач и API GL-5 - для сильно нагруженных передач, в том числе гипоидных со значительным смещением осей. Нефтекомпании выпускают универсальные масла, предназначенные одновременно как для коробки передач с синхронизаторами, так и для сильнонагруженных гипоидных передач.

, прошли комплекс моторных испытаний по новейшей методике Sequence Engine Test IX и одними из первых в мире и первые в Европе получили лицензии Американского Института Нефти API SN Plus . RAVENOL в очередной демонстрирует лидерство в технологиях и производстве инновационных высококачественных моторных масел!

Информация о спецификации API SN Plus

Американский Институт Нефти (API) ввел в действие с 1 мая 2018 года новую спецификацию API SN Plus. Перед введением новых спецификаций API SP и ILSAC GF-6, по требованию автопроизводителей, была введена промежуточная спецификация API SN Plus. Основные ее отличия от API SN приведены на графике.

Почему потребовалась новая спецификация?

Один из крупнейших мировых автопроизводителей, американская корпорация GM, 31 августа 2018 года, ввела в действие новый стандарт качества для моторных масел DEXOS 1 Gen 2. Для получения этой новой лицензии моторные масла проходят испытания на турбированном двигателе GM 2.0L Ecotec, который известен в Европе, как A20NFT или A20NHT. Он устанавливается на большом количестве автомобилей, в том числе популярных в Европе Opel Insignia, Astra J, Astra K, Saab 9-5, 9-3, а также на моделях для американского рынка Buick Regal, Verano, Cadillac SLS.

Но автомобильная индустрия требует общеотраслевых стандартов. Поэтому было принято решение в матрицу моторных испытаний для API SN внести ещё один дополнительный тест на феномен LSPI. Этот тест получил название Sequence IX и проводится по методике Ford на турбированном двухлитровом моторе EcoBoost, устанавливаемом на Ford Explorer (американская кодировка двигателя BB5Z-6006-A, в Европе он известен, как T20HDTX). Согласно требованиям API SN Plus допускается до 5 случаев LSPI при испытании Sequence IX. У моторных масел RAVENOL DXG 5W-30 и RAVENOL DFE 0W-20 как при испытании на двигателях GM, так и на двигателях Ford, количество случаев LSPI сведено к нулю. Сравнение на графике стандартов API SN и API SN Plus показывает, что основные требования остались прежними, за исключением дополнительного испытания на преждевременное воспламенение смеси в цилиндре (Seq IX).

Что такое LSPI?

Low Speed Pre Ignition (LSPI) - преждевременное воспламенение смеси в цилиндре. Возникает в турбодвигателях с непосредственным впрыском типа GDI. Топливо-воздушная смесь воспламеняется слишком рано, образуя избыточное давление в цилиндрах. В большинстве случаев LSPI проявляется «шумом в двигателе» и может привести к серьезным повреждениям, т.к. во время LSPI поршни и шатуны поднимаются вверх, они особенно подвержены выходу из строя. В самом крайнем случае повреждаются или ломаются поршневые кольца, гнутся шатуны и повреждаются свечи зажигания.

Какие продукты RAVENOL лицензированы по API SN Plus?

На сегодняшний момент два продукта RAVENOL лицензированы по API SN Plus:

Информация о продуктах

RAVENOL DFE SAE 0W-20

Арт. 1111109-004

RAVENOL DFE SAE 0W-20 - полностью синтетическое моторное масло на основе полиальфаолефинов, изготовленное с применением технологии CleanSynto® для бензиновых двигателей с и без турбонаддува. Обеспечивает чистоту турбонагнетателя. RAVENOL DFE 0W-20 снижает трение, уменьшает износ и расход топлива. Удлиненные интервалы замены согласно требованиям автопроизводителей.

RAVENOL DFE SAE 0W-20 предотвращает LSPI (преждевременное воспламенение смеси в цилиндре) в двигателях с прямым впрыском топлива (GDI), что помогает избежать повреждения двигателя. Обеспечивает отличные характеристики и оптимальные смазывающие свойства при «холодном» пуске. Благодаря значительному снижению расхода топлива RAVENOL DFE 0W-20 способствует защите окружающей среды путем сокращения вредных выбросов в нее.

RAVENOL DFE 0W-20 имеет официальную лицензиею GM dexos1™ Gen 2, которая требуется для бензиновых двигателей OPEL, GENERAL MOTORS, Chevrolet, Daewoo и Holden.

Спецификации:

Лицензии:

API SN Plus , SN (RC), ILSAC GF-5

Официальный допуск:

GM dexos1™ Gen 2 лицензия Nr. D10689HJ081

Ford WSS-M2C947-A

RAVENOL DXG 5W-30

Арт. 1111124-005

RAVENOL DXG 5W-30 - полностью синтетическое моторное масло на основе полиальфаолефинов (ПАО), изготовленное с применением технологии CleanSynto® для бензиновых двигателей с и без турбонаддува, например, двигатели GDI с прямым (непосредственным) впрыском топлива.

Благодаря уникальной рецептуре с комбинацией ПАО с высокой и низкой вязкостью, RAVENOL не использовал в значительной степени модификаторы индекса вязкости (VI improver). В качестве модификаторов вязкости в данной рецептуре используются звездообразные полимеры. Модификаторы вязкости улучшают смазывающие свойства масла при повышении температур, тем самым позволяя использовать масло в широком диапазоне рабочих температур. Полимерные модификаторы вязкости эффективны в маслах, эксплуатируемых при умеренных нагрузках, в отсутствие высокой деформации сдвига. При высокой нагрузке и высокой скорости сдвига длинные молекулы загустителя могут разрываться на мелкие фрагменты, вследствие чего эффективность загустителя при эксплуатации постепенно уменьшается.

В рецептуру в качестве агентов, минимизирующих износ двигателя, ввели трёхядерный молибден и органические модификаторы трения (OFM). А также использовано высокополярное базовое масло пятой группы, которое имеет хорошую совместимость с используемым ПАО. RAVENOL DXG SAE 5W-30 снижает трение, износ и расход топлива, а также обеспечивает отличные характеристики при «холодном» пуске. Обеспечивается прочная масляная пленка даже при очень высоких рабочих температурах, что защищает от коррозии, а также от испарения масла (окисления) или коксования.

Благодаря значительному снижению расхода топлива RAVENOL DXG SAE 5W-30 способствует защите окружающей среды путем сокращения в нее вредных выбросов. Также продукт предотвращает LSPI (преждевременное воспламенение смеси в цилиндре), что помогает избежать повреждения двигателя.

Спецификации:

API SN Plus , SN (RC), ILSAC GF-5

Лицензии:

API SN Plus , SN (RC), ILSAC GF-5

Официальный допуск:

GM dexos1™ Gen 2 лицензия № D10709HK081

Ford WSS-M2C946-A, Ford WSS-M2C929-A, Chrysler MS-6395, Honda/Acura HTO-06

Получение официальной лицензии API SN Plus позволяет применять моторные масла RAVENOL DXG SAE 5W-30 и RAVENOL DFE 0W-20 в гарантийный и постгарантийный период во всех двигателях требующих уровня качества смазочных материалов API SN включая турбированные бензиновые двигатели с прямым впрыском топлива, например: Ford/Jaguar/Land Rover/Volvo EcoBoost, GM/Opel/Chevrolet Ecotec, Mazda SkyActiv, Nissan DIG-T, Renault TCe, Mitsubishi/Hyundai T-GDI, Toyota 8AR-FTS/ 8NR-FTS, Honda VTEC-Turbo и другие.

Обращаем внимание, что моторные масла RAVENOL DXG SAE 5W-30 и RAVENOL DFE 0W-20 с допуском DEXOS 1 Gen 2 доступны на российском рынке с августа 2017 года. Теперь эти масла получили официальную лицензию API SN Plus. При этом рецептура масла не изменялась. Это говорит о том, что технологии RAVENOL опережают существующие отраслевые стандарты. Сейчас в продаже находятся канистры с этикетками, на которых ещё указана лицензия API SN, но по факту это уже давно API SN Plus. Просто до 01.05.2018 годп Американский институт нефти не выдавал лицензии API SN и маслопроизводители не имели права указывать API SN Plus на этикетках. Актуальную информацию о лицензиях можно всегда проверить на официальном сайте API в разделе https://engineoil.api.org/Directory/EolcsResults?accountId=-1&brandName=RAVENOL


В 1969 году в США Американский институт нефти (API) разработал систему, классифицирующую автомасла, используемые для смазки моторов (классификация API). При разделении продукции для смазки авто на категории учитывалась сфера, где применялся продукт, и эксплуатационные характеристики. Качественная классификация пересмотрела размежевание на линейки эксплуатационных категорий исходя из качественных особенностей топлива двигателя, для которого они предназначены.

  1. S (Service) охватывает автомасла, предназначаемые для автомобилей с бензиновым горючим.
  2. C (Commercial) включает продукцию для машин, использующих дизельное топливо.

Также классификация масел включила энергосберегающие автомасла EC (Energy Conserving), имеющие низкую вязкость и высокую текучесть. Их применение дает возможность снизить расход горючего в авто на бензине. Маркировка новой разработанной квалификационной единицы использует очередную букву английского алфавита. Для отметки универсального автомасла пользуются двойным обозначением API SN/CF.

Первое сочетание букв указывает на тип двигателя, для потребностей которого разработан смазочный материал, второе показывает, в каких моделях его можно использовать без риска. Не учитывает вязкость, которая регламентируется SAE. Чтобы смазочный материал получил сертификат API, он проходит четырехуровневое тестирование.

  1. Измерение температурных показателей работающего мотора.
  2. Соответствие периодичности замещения смазочного материала, указанного изготовителем, стандартам API, усилия, прилагаемые двигателем для выхода в рабочий режим.
  3. Самые тяжелые требования выдвигает тестирование на соответствие постоянно ужесточающимся экологическим нормативам.
  4. При выдаче сертификатов на некоторые моторные масла учитывается способность снижать затраты горючего из-за понижения вязкости.

Современные масла API: характеристика и классификация

Учитывая, что эта классификация была разработана еще в 1969 году, многие типы подобных масел сегодня официально числятся как устаревшие и неэффективные. Для современных автомобилей их использовать не рекомендуется, если это не указано производителями. Спецификация API устаревших моторных масел.

API SA – моторное масло, использовавшееся в примитивных двигателях, работавших как на бензине, так и на дизеле. В них нет присадок, поэтому ими можно смазывать двигатели, работающие в условиях, когда нет необходимости в дополнительной защите. Эти масла можно использовать только тогда, когда их рекомендовали производители для своей продукции.

API SB. В данный тип входят практически все масла, сделанные в 30-х годах прошлого века. Они защищают от износа и окислительных процессов, не предохраняют подшипники от коррозии.

API SE. Применяется для смазки форсированных двигателей, предназначенных для работы в тяжелых условиях, в конструкцию которых входит турбонаддув. Заменяют группы CC, CD.

API SF – категория масел, предназначенных для двигателей, выпускаемых после 1980 года. В состав моторных масел входят присадки, увеличивающие устойчивость к нагару и коррозии. Можно использовать для замены SE, SD и SC. Посмотреть вязкость можно в SAE.

API SG – стандарт от 1989 года, в задачи сертифицированного продукта входит предотвращение образования нагарного налета, окислов, износа механизма. Этого добиваются добавлением огромного количества присадок. Согласно критериям для моторных масел по API, они применяются в небольших автомобилях. Маркировка SG гарантирует, что моторное масло отвечает запросам компаний, производящих двигатели. Могут служить при замене масел предшествующего класса, причем не только бензиновых SF, SE, но и дизельных, вместо классов SF/CC и SE/C (SAE).

API SH – идеальное масло, начиная с 1994 года и последующих. При необходимости заменяет API SG. В этом стандарте в смазочной продукции учитываются повышенные нормативы к антинагарным, противоокислительным, антиизносным характеристикам, а также способности уберегать поверхности от коррозии. Используются в качестве смазочных материалов в автомобилях, выпущенных до 1994 годы. Вязкость нужно смотреть в SAE.

Несмотря на то что классификация моторных масел использует буквы английского алфавита по порядку, класс SI решили исключить, чтобы не возникало аналогий с международной метрической системой мер и весов.

API SJ – моторное масло для небольших авто от 1996 года и последующих. Спецификация SJ во многом соответствует стандартам SH, но были ужесточены стандарты использования в условиях низких температур и способности предотвращать появление нагара. Данные рекомендуется смотреть также в SAE.

API SL – вид смазочных материалов для автомобилей от 2000 года и следующих лет выпуска. Такие смазочные продукты можно применять в многоклапанных и турбированных двигателях, использующих обедненные смеси топлива. Способно заменить SAE и предшественников.

API SM – классификационная единица от 2004 года. Моторное масло обеспечивает работу многоклапанных и турбированных двигателей. Плюсы: защита от появления окислов и износа лучше, чем в продукции принятых ранее классов. Особое внимание уделено работе в холодной среде.

API SN – последний тип масел от 2010 года. В спецификации ограничено содержание фосфатов, что дает возможность совместить масла с новейшими механизмами, нейтрализующими выхлопные газы. Соответствуют классификации АСЕА С2, С3, С4, но без учета температурной вязкости, которая в американских спецификациях регламентируется SAE.

Сравнение масел API


При выборе смазки следует опираться на характеристики мотора машины

API CG. При использовании моторного масла API CG-4 двигатель получает защиту от износа взаимодействующих частей, на деталях не откладывается нагар, они защищены от окисления, появления пены и сажи, что немаловажно, когда эксплуатируются автобусы и тягачи. Кроме ухода за двигателями, масла этого класса отвечают экологическим стандартам, принятым в США. Они хорошо заменяют типы API CD, CE и CF-4. Но стоит помнить, что выработка ресурса полностью зависит от характеристик горючего.

CH-4 – разработка, утвержденная в 1998 году, идеальное решение для четырехтактного дизельного двигателя, эксплуатируемого в высокоскоростном режиме и соответствующего стандартам, ограничивающим токсичность выхлопных газов. Выработка ресурса моторного масла менее зависит от качества топлива и содержания в нем серы, чем CG-4. В автомасла CH-4 добавляются присадки для предотвращения износа таких деталей, как клапаны, появления сажи внутри детали. Сегодня они заменяют продукцию классов CD, CE, CF-2 и CG-7.

API CI-4 – стандарт от 2002 года. Используются для поддержки дизельного двигателя независимо от видов впрыска и наддува. Если спецификация моторного масла соответствует этому классу, оно включает моюще-диспергирующие присадки, имеет более высокие показатели устойчивости к появлению термического окисления, предотвращает частично появление угара, так как снижает его летучесть при высоких температурах. Автомасла легко прокачиваются даже при охлаждении. Соответствуют повышенным экологическим стандартам, оговаривающим токсичность выхлопов от 2002 года.

CI-4 PLUS включает повышенные стандарты контроля над образованием сажи, испарением и появлением окисления в результате работы при высоких температурах. Для выдачи сертификата на соответствие этому классу используется 17 моторных тестов.

СJ-4 – последний класс, используется при работе тяжело нагруженных дизельных моторов. Соответствует экологическим стандартам контроля выброса NOx и других токсичных компонентов выхлопных газов. Все остальные параметры соответствуют стандартам CI-4 PLUS, CI-4, но при этом учтены особенности современных моторов, отвечающих новым нормам по защите экологии от 2007 года.

API СА – тип, включающий автомасла для смазки моторов, работающих с небольшой нагрузкой (легкий, умеренный режимы) с использованием качественного горючего. Иногда производители рекомендуют применять его для работы с удельными моторами. Автомасла этого типа использовались в середине 20-го века и не отвечают требованиям современной техники. Однако иногда производители двигателей рекомендуют масла API этого класса для своих изделий. Чтобы выбрать масло нужной вязкости нужно посмотреть в SAE. Особенности класса: защищает от нагара поршневые кольца, замедляет коррозию на подшипниках в двигателях с наддувом, если нет особых стандартов к используемому горючему.

Характеристика CC масел и трансмиссионные масла

CC может использоваться и в атмосферном, и в турбированном моторе с повышенной компрессией. В некоторых случаях производители рекомендовали их для бензиновых моторов. Автомасло является защитой дизельного двигателя от таких проблем, как высокотемпературный нагар, коррозия подшипников.

API СЕ – появившийся в 1983 году класс автомасла для двигателей с повышенной мощностью с турбированием, у которых при работе постоянно повышается компрессия, с любой частотой вращения вала. Возможно применять вместо CD. Вязкость любого масла смотрят в SAE.

CD – включает автомасла для сельскохозяйственной техники. Как и остальные масла, имеет более высокие характеристики по сравнению с предшественниками в сфере защиты двигателя.

Трансмиссионные масла.

  1. GL-1 состоит из минеральных масел, при производстве которых не применяли присадки. Используется в ручных коробках передач, имеющих низкое удельное давление и скорость скольжения.
  2. GL-2 применяется для смазки червячных передач, которые работают на низкой скорости с небольшой нагрузкой, отвечающие высоким стандартам, предъявляемым к антифрикционным свойствам.
  3. GL-3 маркировка указывает, что смазочный материал содержит большое количество присадок. Рекомендуются для использования в автомобилях со ступенчатой коробкой передач.
  4. GL-4 – класс, включающий автомасла, дополненные присадками в больших количествах. Это идеальное средство для смазки ступенчатых коробок передач, рулевых механизмов на высокоскоростном транспорте.
  5. GL-5 – идеальное решение для смазки передачи, использующей в работе гипоидные конические зубчатые колеса.
  6. GL-6 – лучший выбор для авто на гипоидной передаче с увеличенным смещением, работающей в высокоскоростном режиме, где предусмотрены большой крутящий момент и ударные нагрузки.
  7. MT-1 – оптимальный вариант для использования в высоконагруженных агрегатах, работающих на несинхронизированной механической коробке передач.
  8. PG-2 – прекрасное решение, если надо смазать ведущий мост крупного и тяжелого транспортного средства: тягач, автобус. Хорошо совмещаются с эластомерами.

Таким образом, качественная классификация масел позволяет выявить лучшее моторное масло, подходящее в том или ином случае.

Типы моторных масел — Расшифровка моторного масла

Масло, которое называют «синтетика» (на коробке обычно обозначается как Fully Synthetic), имеет синтетическую основу, полученную путем синтеза химических элементов. Главные отличия «синтетики» — возможность задать ряд параметров наперед, еще при создании основы масла, а так же максимальное содержание различных присадок. Поэтому зачастую такие масла обеспечивают лучшую защиту и моющие свойства, не сильно густеют при сильных морозах, выдерживают максимальные рабочие температуры.

«Минералка » (зачастую на коробке обозначение Mineral), масло с минеральной основой, полученной из нефти путем ее обработки, оно значительно дешевле. Однако такое масло не обеспечивает тех же максимальных эксплутационных результатов, что и «синтетика» — оно не выдерживает столь высоких температур, сильнее густеет на морозе, быстрее окисляется и требует замены, при вскипании — оставляет шлаки в моторе.

«Полусинтетика » (обозначение Semi-Synthetic) — некая золотая средина между двумя предыдущими видами масел. Зачастую полусинтетика создана на минеральной основе, но с добавлением большого количества различных присадок, приближающих эксплуатационные свойства этого масла к «синтетике». При этом «полусинтетика» несколько дешевле «синтетики».

У моторного масла выделяют два главных параметра, по которым проводится его классификация — область его применения(дизельный мотор, старый бензиновый двигатель, современный турбодизель и т.д.) и вязкостно-температурные свойства. Невзирая на различные основы масел, все они классифицируются согласно одним стандартам. Сегодня наиболее популярны классификации по SAE и API.

Вязкостно-температурные свойства классифицируются только по SAE (Society of Automotive Engineers) — иными словами, именно показатель SAE регламентирует насколько это масло «густое» или «жидкое». Большинство масел сегодня — «универсальные», т.е. пригодны и для зимнего, и для летнего использования. Их класс SAE записывается двумя цифрами через дефис, с буквой в промежутке W — например 10W-40. Буква W означает, что это масло пригодно для зимнего использования, а цифра перед ней — это показатель низкотемпературной вязкости (грубо говоря — какой мороз выдержит это масло). Вторая цифра — это показатель высокотемпературной вязкости (т.е. какую летнюю жару выдерживает масло). Однако если масло пригодно только для летнего использования, то его обозначение будет выглядеть, например, как SAE 30.

Расшифровка моторного масла — цифры SAE

Показатели низкотемпературной вязкости означают следующее:

* 0W- масло пригодно к использованию при морозах до -35-30 град. С
* 5W- масло пригодно к использованию при морозах до -30-25 град. С
* 10W- масло пригодно к использованию при морозах до -25-20 град. С
* 15W- масло пригодно к использованию при морозах до -20-15 град. С
* 20W- масло пригодно к использованию при морозах до -15-10 град. С

Показатели высокотемпературной вязкости означают следующее:

* 30 — масло пригодно к использованию при жаре до +20-25 град. С
* 40 масло пригодно к использованию при жаре до +35-40 град. С
* 50 масло пригодно к использованию при жаре до +45-50 град. С
* 60 масло пригодно к использованию при жаре до +50 град. С и выше

Чем меньше цифра — тем «жиже» масло, чем больше цифра — тем оно более густое. Таким образом, масло 10W-30 можно использовать при температуре окружающей среды от -20-25 градусов мороза, до +20-25 градусов жары.

Расшифровка моторного масла — цифры API

Область применения масла классифицируется в основном по API (American Petroleum Institute)- обозначения API ставится две буквы (например, SJ или CF), первая из которых обозначает тип двигателя: S-бензиновый мотор, C-дизельный. Вторая буква конкретизирует условия применения масла — современный двигатель или старый, с турбиной или без. Если масло обозначено API SJ/CF — значит, оно подходит и для бензиновых и для дизельных моторов данной категории.

Обозначения API для бензиновых моторов:

* SC — автомобили, разработки до 1964 годов
* SD — автомобили, разработки 1964-1968 годов
* SE — автомобили, разработки 1969-1972 годов
* SF — автомобили, разработки 1973-1988 годов
* SG — автомобили, разработки 1989-1994 годов, для жестких условий эксплуатации
* SH — автомобили, разработки 1995-1996 годов, для жестких условий эксплуатации
* SJ — автомобили, разработки 1997-2000 годов, лучше энергосберегающие свойства
* SL — автомобили, разработки 2001-2003 годов, увеличенный срок эксплуатации
* SM — автомобили разработки с 2004 года, SL+повышенная стойкость к окислению

При смене типа масла, по классификации API можно идти лишь «по возрастающей», и менять класс лишь на парочку пунктов. К примеру, вместо SH использовать SJ, обычно масло более высокого класса уже содержит необходимые присадки «предыдущего» масла. Однако, к примеру переходить с SD (для старых авто) на SL (для современных авто) не следует — масло может оказаться слишком уж агрессивным.

Обозначения API для дизельных моторов:

* CB — автомобили до 1961 г., высокое содержание серы в топливе
* CC — автомобили до 1983 г., работающие в тяжелых условиях
* CD — автомобили до 1990 г., много серы в топливе и тяжелые условия работы
* CE — автомобили до 1990 г., двигатель с турбиной
* CF — автомобили с 1990 г., с турбиной
* CG-4 — автомобили с 1994 г., с турбиной
* CH-4 — автомобили с 1998 г., под высокие нормы токсичности США
* CI-4 — современные автомобили, с турбиной, с клапаном EGR
* CI-4 plus — аналогично предыдущему, под высокие нормы токсичности США

В Европе часто используется классификация масла по ACEA (Европейская ассоциация авто-производителей). Отчасти требования к качествам масла пересекаются с требованиями API, однако, они более жесткие по ряду параметров. Масла для бензиновых и дизельных двигателей обозначаются буквосочетанием «А/В» с определенной цифрой после буквы. И чем больше эта цифра — тем выше требования к маслу: к примеру, масло с классом ACEA A3/B3 так же имеет класс API SL/CF. Однако, используя высоконагруженные турбированные компактные моторы, европейцы вынуждены разрабатывать и специальные масла с максимальными защитными свойствами и минимальной вязкостью (дабы снизить потери на трение и улучшить экологические показатели). К примеру, масло класса ACEA A5/B5 по ряду параметров может оказаться «круче» API SM/CI-4.

Так же существует классификация масла по ISLAC (международный комитет, созданный американцами и японцами), однако все стандарты качества ISLAC пересекаются со стандартами API. Так, масла ISLAC класса GL-1 используются для бензиновых двигателей и соответствуют маслам API SH, масла ISLAC GL-2 используются в бензиновых двигателях и соответствуют API SJ, ну а ISLAC GL-3, как не трудно догадаться, используются в бензиновых двигателях и соответствуют API SL. Так же для японских дизельных автомобилей может потребоваться масло спецификации JASO DX-1, которая учитывает жесткие требования к качеству моторных масел для современных экологичных высоконагруженных японских турбодизелей.
Видео : все ли моторные масла одинаковые?

Посмотрите видео о выборе и замене машинного масла.

Видео: состав моторного масла.

Видео ролик о уникальной добавки в моторное масло.
http://www.youtube.com/watch?v=J6zt8_su3EQ

Теги: Расшифровка моторного масла, цифры SAE и API .