Чем отличается угон от хищения автомобиля. Отказ страховой компании от выплаты каско при угоне, краже автомобиля

В связи с увеличением количества автомобилей они все чаще становятся предметом противозаконных посягательств. Причем в отношении транспортных средств могут совершаться два вида преступлений: . Обращения граждан за защитой в правоохранительные органы считаются самыми многочисленными по стране. Эти два преступных деяния имеют свои дифференциальные черты и нюансы при квалификации.

Чтобы разобраться, чем отличаются эти два понятия, необходимо раскрыть их значение и проанализировать состав преступных деяний в соответствии с нормами УК. Итак, давайте узнаем, как статья «светит» за угон машины в РФ, чем отличается угон автомобиля от кражи, а также о других важных нюансах.

Чем отличается угон от кражи?

Понятия терминов

Итак, кража и угон автомобиля: в чем разница?

  • Кража представляет собой преступное деяние, которое выражается в тайном завладении ТС из меркантильных побуждений.
  • Угон – это завладение любым автотранспортным средством неправомерным способом. При этом злоумышленник не имеет цели хищения, т.е. завладения чужим имуществом из корыстных целей.

Как видно из формулировок, отличие кроется в цели преступных посягательств – необходимо определить, была ли цель завладеть чужим ТС или ее не было. Термин «угон» является более узким по своему значению, поскольку предметом посягательства может быть только движимое имущество, которое представляет экономическую ценность.

Квалифицирующие признаки

Общие признаки у данных преступных деяний имеются, однако квалификация происходит по различным нормам. Дифференциация похищения ТС и угона возможна по следующим признакам:

  1. Цель . Целью угона является временное завладение авто или другим ТС без желания обратить в свою пользу его полностью либо по отдельным деталям (поездка, передача другому лицу для дальнейшей реализации или разборки на запчасти). Цель кражи – завладеть авто для постоянного использования либо для его продажи целиком или отдельных элементов конструкции.
  2. Объективная сторона , которая проявляется в активных действиях злоумышленника. При угоне преступники действуют спонтанно, без предварительного планирования преступного деяния (возникло желание покататься на чужом авто). При краже действия злоумышленников продумываются заранее: обдумывается способ вскрытия замка, способ передвижения авто, место хранения, а также отрабатываются пути сбыта ТС.
  3. Субъект . Лиц, совершающие угон, можно охарактеризовать как молодые люди до 20 лет. Часто угоняют транспортные средства личности, находящиеся в нетрезвом состоянии. А кражу совершают лица более зрелого возраста, которые осознают свои действия и их последствия.
  4. Момент окончания . Угон считается завершенным тогда, когда ТС переместилось виновными лицами с места нахождения любыми способами. Кража ТС считается оконченной, когда у злоумышленника появилась возможность распорядиться им (реализовать полностью или отдельные конструктивные элементы).
  5. Предмет посягательства . Угоняя авто, злоумышленники не оценивают его стоимость, не придают значения марке и модели. При краже ТС оценивается с позиции наибольшей финансовой ценности, чтобы получить за него наибольшую выгоду.

Данный перечень не является исчерпывающим.

Правовое регулирование злодеяния

  • Ответственность за кражу ТС предусмотрена нормой 158 УК, в которой раскрывается понятие злодеяния, а также его квалифицирующие признаки.
  • Ответственность за угон предусматривается 166 статьей УК, которая наступает при завладении любым видом транспорта (определение понятия «транспортное средство» можно найти в ПДД и других законодательных актах). К иным механическим ТС относятся: мотоциклы, автобусы, троллейбусы, трактора, моторные лодки и другие.

Большинство элементов состава данных злодеяний, а также размер санкций имеют схожие характеристики. Поэтому на практике очень сложно точно отграничить оба этих злодеяния. А теперь самое время поговорить про уголовную ответственность за угон транспортного средства.

О законодательных инициативах в отношении изменений в статью 166 УК РФ в отношении угона авто расскажет данное видео:

Виды ответственности и наказания за кражу и угон автомобилей

Указанными выше нормами УК предусмотрены различные формы наказаний за угон и похищение ТС. Степень наказания будет зависеть от обстоятельств преступного деяния. К тому же, действия злоумышленника могут быть квалифицированы по совокупности этих двух преступных деяний.

За простой угон предусмотрены санкции:

  1. Минимальное наказание: до 120000 рублей либо размер годового заработка.
  2. Максимальное наказание: лишение свободы до 5 лет.

За простую кражу законодатель установил следующие санкции:

  1. Минимальный предел наказания: наложение штрафа до 80000 рублей либо сумма полугодового заработка.
  2. Максимальное наказание: тюремное заключение до 2-х лет.

Кроме установленных пределов суд может назначить и другое альтернативное наказание: привлечение к выполнению принудительного труда или работ исправительного характера, арест, ограничение свободы. Учитывается каждый конкретный случай.

Квалифицированные типы преступления

В соответствии с ч. 2, 3, 4 нормы 166 УК угон имеет следующие квалифицированные виды:

  1. Злодеяние, совершенное группой лиц (имеется признак предварительного сговора) (минимальная санкция: штраф; максимальная: тюремное заключение до 7 лет).
  2. Угон с использованием насилия, которое не является опасным для жизни и здоровья потерпевшего либо с угрозой применения такого насилия.
  3. Злодеяние, которое совершается организованной группой, либо результатом которого явился вред в особо крупном размере (безальтернативная санкция – лишение свободы до 10 лет).
  4. Угон с использованием насильственных методов, которые представляют действительную опасность для жизни и здоровья, либо с угрозой применения (санкция: тюремное заключение до 12 лет).

На основании ст. 158 УК можно обозначить следующие квалифицированные признаки похищения автотранспортного средства:

  1. Группа лиц, которые заранее вступили в сговор.
  2. Организованная группа.
  3. Незаконное проникновение (гараж или иное помещение, предназначенное для хранения авто).
  4. Крупная и особо крупная величина ущерба (свыше 250 тысяч и свыше 1 млн. рублей соответственно).

За квалифицированную кражу ТС предусмотрено более жесткое наказание.

Несовершеннолетние субъекты

Итак, давайте поговорим про наказание за угон автомобиля несовершеннолетним. Субъектом преступного деяния, предусмотренного нормой об угоне, является гражданин, достигший 16-летнего возраста. Соответственно, виновное лицо может быть и несовершеннолетним.

Если же угонщик не достиг указанного возраста, он может быть привлечен к ответственности за совершение хулиганских деяний. В соответствии с нормой 213 УК субъектом совершения хулиганских действий является лицо, достигшее 14 лет.

Угон машины в пьяном состоянии, ответственность, статья УК и срок за него рассмотрены ниже.

Состояние опьянения

Сам факт нахождения злоумышленника в нетрезвом состоянии (под воздействием алкогольных напитков или других наркотических препаратов) является отягчающим обстоятельством. Это связано с увеличением степени общественной опасности, поэтому к злоумышленнику будут применены более строгие санкции. При задержании угонщика в таком состоянии сотрудниками ГАИ к нему также будут применены меры административной ответственности за несоблюдение ПДД. Применение данных мер возможно только при отсутствии элементов уголовного злодеяния (ст. 12.8 КоАП).

А если угон ТС в состоянии опьянения повлек за собой последствия в виде причинения тяжкого вреда здоровью или летальный исход человека (нескольких человек) без прямого умысла (неосторожная форма вины), то злодеяние будет квалифицироваться по совокупности (ст. 264 УК).

Также необходимо учесть факт, что злоумышленник обязан возместить причиненный ущерб потерпевшему (ст. 151, 1064 ГК).

Попытка злонамеренных действий

Покушение на угон или кражу ТС будет иметь место при следующих обстоятельствах:

  • проникновение злоумышленника в кабину ТС;
  • неудачная попытка завести мотор авто;
  • попытка взлома замков либо сигнализации;
  • другие подобные действия, которые свидетельствуют о совершении угона, но по независящим причинам злоумышленник не смог завершить его.

Покушение на угон будет квалифицироваться только при отсутствии цели хищения. Если же будет установлена корыстная цель завладения чужим авто, то действия будут квалифицироваться как покушение на хищение ТС. Ответственность злоумышленника при данных обстоятельствах будет наступать за соответствующее преступное деяние с учетом ст. 30 УК.

О том, какое наказание и уголовная ответственность предусмотрены за угон автомобиля с пассажирами в России, расскажем ниже.

Попытки угона достаточно часто так и остаются попытками. О наиболее частых случаях расскажет данный видеосюжет:

Кража ТС с пассажирами

Если при угоне в транспортном средстве находились другие люди (пассажиры), то действия угонщика могут быть квалифицированы по совокупности следующих статей:

  1. Норма 127 УК – за то, что угонщик незаконным способом лишил другого человека свободы. При этом злоумышленник может действовать исходя из хулиганских побуждений или же для того, чтобы пассажиры не чинили препятствий в совершении угона. Для этого угонщик может применять различные средства для удержания в автомобиле (связывание). Для квалификации необходимо установить умысел угонщика авто.
  2. Норма 126 УК – похищение. Действия угонщика будут квалифицированы по данной статье, только если будет доказана вина угонщика и умысел, поскольку это преступное деяние имеет совершенно иной объект и предмет посягательства.

Если же к пассажирам применялись насильственные действия или угроза их применения, то деяния угонщика также будут квалифицироваться по соответствующим нормам УК, объектами которых выступают жизнь и здоровье. Пассажиры «поневоле» могут требовать по суду компенсации морального вреда.

Также следует принять во внимание, что само нахождение пассажиров в угнанном автомобиле не указывают на то, что эти лица являются соучастниками. Если пассажир выполнял пассивную роль, то действия не могут быть квалифицированы как соисполнительство.

Сложность доказывания того или иного злодеяния заключается в том, что злоумышленник «со стажем» может заявить, что не имел умысла присвоения чужого авто, а просто из хулиганских побуждений взял покататься на время. Органам следствия и дознания порой бывает сложно доказать обратное, соответственно злоумышленник может отделаться менее серьезным наказанием.

Для действительных похитителей автомобилей 166 норма УК представляет собой лазейку, с помощью которой можно значительно «скосить» наказание до выплаты незначительного штрафа, поскольку тюремное заключение применяется в самых крайних случаях. Квалификация преступных деяний будет полностью зависеть от обстоятельств дела, представленной стороной защиты доказательственной базы. Окончательное решение всегда остается за судебной инстанцией.

Угнали! Или украли? Для владельца пропавшей машины разницы нет: гараж пуст. А вот для милиции, судов и преступников "угон" и "кража" - понятия принципиально разные. Тонкости в трактовках этих двух терминов и являются одной из главных опор криминального автобизнеса.

Угон - это временное владение автотранспортным средством без цели хищения. Если сосед без спроса взял ваш автомобиль , чтобы сгонять за водкой, это считается угоном. А если тот же сосед подделал документы, перебил номера и продал ваш автомобиль на рынке, то он уже считается вором, а его деяние - кражей (хищением).

Согласно статье 158 УК РФ, за кражу (хищение) автомобиля полагается штраф в размере до полумиллиона рублей или до десяти лет тюремного заключения (в зависимости от стоимости украденной машины). А за угон? Это уже статья 166 УК РФ - "Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (угон)".

На первый взгляд, разница исчезающе мала - даже наказания в обеих статьях предусмотрены примерно одинаковые. Но дело в том, что в обеих "автомобильных" статьях Уголовного кодекса нет нижнего предела наказания - его определяет суд. А теперь представьте, что профессионального автовора задержали в момент угона. Что он скажет на суде? Неужели признается, что угонял автомобиль для перепродажи, и "повесит" на себя статью 158? Конечно, нет - он скажет, что просто хотел покататься! Ведь доказать обратное очень сложно. И угонщику (а на самом деле - несостоявшемуся вору) дают условный срок, а зачастую дело вообще ограничивается штрафом.

Причем даже наличие на месте преступления отмычек, сканеров и прочего "специнструмента" не помогает доказать наличие преступного воровского умысла. Чтобы доказать факт хищения и тем самым дать суду основание для более жесткого наказания, нужно убедить судей в том, что человек брал автомобиль для последующей перепродажи, перебивки номеров и т.д. А преступные группы давно работают так, чтобы доказать это было невозможно. Например, вор вскрывает автомобиль и отгоняет его в определенное место - "отстойник". Если его поймают в этот момент, он - простой угонщик. "Взял покататься". И если не поймают, то потом машину перегонят туда, где ее разберут на запчасти или перебьют номера...

Откуда же взялась эта нелепая "вилка", которая служит палочкой-выручалочкой для автомобильных воров?

За кражу транспортных средств (с последующей их продажей) у нас судили весьма строго еще в довоенное время. А вот понятия "угон" не существовало: "незаконное временное пользование" автомобилем приравнивалось к мелкому хулиганству и фактически не наказывалось. После войны - с резким ростом автопарка страны - число угонщиков увеличилось многократно: "позаимствовать" машину для поездки в соседнюю деревню не составляло труда, а наказания в виде лишения премии или незначительного штрафа мало кого пугали. При этом угонщики зачастую были "навеселе" и становились виновниками тяжелых аварий. Поэтому в 1965 году понятие "угон" выделили в отдельную статью 212 УК РСФСР "Угон транспортных средств", которая позже превратилась в нынешнюю статью 166 УК РФ. Статья 212 предусматривала для хулиганов солидные штрафы, тюремные сроки и даже конфискацию имущества. "Пьяные покатушки" резко пошли на убыль. Но вскоре угонщики вновь активизировались: в стране зарождался новый вид криминального бизнеса, который после распада СССР превратился в целую индустрию.

Сегодня ситуация становится год от года тяжелее. Если в 2000 году число угнанных и похищенных машин едва превышало 60 тысяч, то в 2003 году эта цифра перевалила за 100 тысяч. Продолжает падать раскрываемость - с того же 2000 года она снизилась на 28,6% по угонам и почти в два раза по кражам...

Конечно, власти пытаются предпринять хоть какие-нибудь меры. Например, подготовлены поправки к Уголовному кодексу, в которых полностью переписана статья 166. Предлагается переименовать ее в "Хищение автомобиля или иного транспортного средства", приравняв таким образом угон к краже, и обозначить нижние пределы наказаний - например, за кражу (угон) машины из гаража три года тюрьмы будут гарантированы.

Но, к сожалению, юридический казус с двумя ипостасями одного преступления (угон/кража) - далеко не единственное препятствие к поимке и наказанию автоворов. Есть еще одна колоссальная проблема - фактическое отсутствие единой компьютерной базы, в которой содержится информация об угнанных, растаможенных и зарегистрированных автомобилях. Но об этом - в следующий раз.

Виктор ПОХМЕЛКИН

Кандидат юридических наук, председатель Движения автомобилистов России, депутат Государственной Думы

Незаконное временное пользование какой-либо вещью никогда не считалось хищением. Чтобы объявить человека вором, нужно доказать его намерение продать или присвоить имущество. Если из Уголовного кодекса убрать статью 166 и понятие "угон", может произойти опасное явление - понятие хищения "размоется". Доказать факт кражи будет по-прежнему сложно, а угон в его нынешнем юридическом понимании останется без наказания вообще.

Предлагаю жестко уравнять ответственность за угон и кражу, а также убрать из обеих статей норму наказания в виде штрафа. Это заставит-таки отвечать угонщиков перед судом, а милицию - перед государством. Кроме того, нужно обязать государство компенсировать убытки гражданам, если честно купленный ими автомобиль впоследствии окажется ворованным и его эксплуатацию запретят. Такая норма стала бы хорошим стимулом государственным структурам для развития системы поиска краденых машин.

Владимир БОРИСОВ

Подполковник милиции, старший оперуполномоченный по особо важным делам (11 отдел ГУУР СКМ МВД)

Особый статус транспортного средства как объекта собственности в Уголовном кодексе выглядит нелепо. Представьте себе, что к вам в квартиру, взломав замки, влез вор - и украл телевизор. А на суде он вдруг заявит, что просто хотел посмотреть футбольный матч! Это - стопроцентная кража. А чем автомобиль хуже?

Сам факт кражи можно считать состоявшимся, как только угонщик трогается с места. Именно с этого времени законный владелец лишается возможности владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом. К тому же большинство угонов заканчивается повреждением или полным уничтожением машины. То есть на практике суть угона и кражи одинакова. Более того, угонщики и воры - буквально одни и те же люди, которые на суде из матерых профессионалов превращаются в сравнительно безобидных хулиганов. К угонщикам суды по-прежнему крайне лояльны: лишь один из десяти получает не условное, а реальное наказание.

А у милиции при борьбе с угонами меньше полномочий и инструментов - например, за угонщиками практически невозможно организовать наблюдение, поскольку такие следственные меры предусмотрены только при розыске воров, организованных групп и т.д.

Необходимо законодательно объединить понятия угона и кражи - от этого выиграет и государство, и автовладельцы.

А КАК У НИХ?

В США и во многих европейских странах понятие "угон транспортного средства" тоже выделено в отдельную статью уголовного кодекса.

Например, в Польше за угон дают от трех месяцев до пяти лет тюрьмы. Кроме того, есть специальное понятие "квалифицированный угон": если угонщики использовали специальные сканеры и прочие технические средства, то угон "тянет" уже на 10 лет. Зато если машина возвращена владельцу в первозданном виде, суд вправе вообще отказаться от санкций.

В Германии понятие "угон" применяется даже к велосипедам, а угонщик несет наказание (до трех лет лишения свободы или штраф) только по жалобе потерпевшего. В Австрии не наказывают за угон транспортного средства у родственников и сослуживцев, а в остальных случаях грозит крупный штраф или до двух лет тюрьмы.

В США угон наказывается тюремным заключением сроком до одного года. Зато кража карается гораздо жестче, причем наказание в значительной степени зависит от стоимости машины.

Самая удачная и точная формулировка угона - в уголовном кодексе Испании: если угонщик в течение 48 часов не вернул машину хозяину, причем в первозданном виде, он автоматически превращается в вора и получает до трех лет тюрьмы. А если машина возвращена, ему грозит лишь штраф от трех до восьми месячных окладов.

Выходит, наш Уголовный кодекс - далеко не самый гуманный. Но если у европейских и американских полицейских есть все необходимые средства для того, чтобы ловить автомобильных воров, то наши правоохранительные органы вынуждены надеяться на удачу...

Е. НАГАЕВ

Е. Нагаев, кандидат юридических наук.

Неправомерное завладение (угон) автомобилем или транспортными средствами ( УК) и их кража ( УК) - одни из наиболее распространенных видов преступлений, имеющих на протяжении ряда лет устойчивую тенденцию к росту на фоне низкого уровня их раскрываемости.

До недавнего времени большинство элементов составов рассматриваемых преступлений, а также размеры предусмотренных ими санкций имели весьма существенные отличия. Данное обстоятельство, с одной стороны, принижало общественную опасность угонов по сравнению с кражами транспортных средств, а с другой - позволяло преступникам уклоняться от ответственности.

Действующее законодательство значительно сблизило по своим характеристикам названные составы и предусмотренное за их нарушение наказание. Вместе с тем, как показывает практика, отграничить угон от хищения автотранспортных средств непросто.

Во-первых, непосредственным объектом ст. 166, как и ст. 158 УК, являются общественные отношения, касающиеся владения, пользования и распоряжения имуществом, т.е. отношения собственности.

Согласно прим. 1 к ст. 158 УК под хищением понимаются совершенные с корыстной целью противоправные безвозмездное изъятие и (или) обращение чужого имущества в пользу виновного или других лиц, причинившее ущерб собственнику или иному владельцу этого имущества. Значит, исходя из этого понятия предметом преступного посягательства выступает лишь чужое движимое и недвижимое имущество, имеющее определенную экономическую ценность. В ст. 166 УК предметом посягательства выступает автомобиль или иное транспортное средство (очевидно, что невозможно дать исчерпывающий перечень наименований различных средств передвижения, на которые может быть совершено посягательство). К предмету в данном случае относится лишь движимое чужое имущество. Помимо этого, следует дополнить данную статью таким характеризующим признаком, который определял бы данное имущество (автомобиль или иное транспортное средство) как имеющее статус ценного.

На мой взгляд, ценность имущества определяется следующими факторами. Во-первых, его стоимостным выражением, которое устанавливается в зависимости от материального достатка правомерного собственника. Вместе с тем, предлагая примерный перечень ценного имущества, следует установить и примерный критерий определения минимального денежного выражения. Таковым может служить цена самого дешевого механического транспортного средства, существующая на момент неправомерного им завладения; при этом доминирующим является материальное положение потерпевшего. Во-вторых, ценность имущества должна определяться теми его полезными свойствами, эксплуатация которых способна принести пользу собственнику. Руководствуясь этим критерием, учитывается также упущенная выгода, которую субъект мог извлечь из эксплуатации своего имущества. В-третьих, ценность имущества должна зависеть от субъективного отношения к нему со стороны владельца или группы владельцев.

Для характеристики объективной стороны преступления (ст. 166 УК) применяется термин "угон". Ранее под угоном предлагалось понимать захват транспортных средств и поездку на них. Сейчас он выражается во временном завладении чужим автомобилем или иным транспортным средством и его уводе с места нахождения (т.е. перемещении без посредства двигателя). Немалую важность и сложность в данном случае представляет собой определение момента окончания преступления. Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ определила, что завладение транспортным средством считается оконченным преступлением с момента, когда транспортное средство уведено с места его нахождения любым способом (Бюллетень Верховного Суда РФ. 1996. N 5. С. 8).

Объективные признаки кражи автотранспорта с корыстной целью и угона без цели хищения по существу не имеют между собой различий. Различие состоит в определении субъективной стороны, которая характеризуется прямым умыслом: виновный сознает, что незаконно завладевает автомобилем или иным транспортным средством, игнорируя волю собственника, и желает совершить эти действия. При этом отсутствует цель обратить имущество в свою собственность или в пользу третьих лиц. Целью виновного может быть демонстрация своих навыков вождения автомобиля перед приятелями, намерение использовать угнанную машину для поездки по своим делам и т.п. Если же виновный угоняет автомобиль с целью его разукомплектования и последующего использования деталей в качестве запчастей, содеянное представляет собой хищение.

В п. 5 "О некоторых вопросах применения судами законодательства об ответственности за преступления против собственности" разъяснено, что угон отличается от хищения умыслом, направленным не на обращение чужого имущества в пользу виновного или других лиц, а на противоправное временное пользование этим имуществом в корыстных или иных целях без согласия собственника или иного владельца.

Проводя сравнительный анализ санкций ст. ст. 166 и 158 УК, следует отметить, что действующее законодательство значительно их сблизило, и в большей степени видна их идентичность в пределах допустимого назначения наказания. При сравнении санкций ст. 166 УК РФ и УК РСФСР следует отметить, что законодатель их более конкретизировал и увеличил сроки наказания. В диспозиции ст. 166 УК конкретизирован также и предмет преступного посягательства.

Исходя из изложенного, полагаю, что норма об ответственности за угон (захват, самовольное использование) автомобиля или иного транспортного средства должна присутствовать в Уголовном кодексе, ибо подобный вид преступного посягательства одинаково опасен как при "некорыстном" завладении автотранспортом, так и при угоне его с целью хищения.

Следует обратить внимание и на ряд дискуссионных моментов. На мой взгляд, не вполне удачно введение в диспозицию ст. 166 УК термина "завладение". По замыслу формулировка "незаконное завладение транспортным средством" должна охватывать все случаи захвата и временного использования автотранспорта. Между тем в буквальном, общепринятом смысле завладение предполагает совершение действий, результатом которых является изъятие у собственника имущества, его использование и получение реальной возможности распоряжаться им по своему усмотрению. Напомним, что норма включена в главу преступлений против собственности и существенно отличается от ст. ст. и 148(1) УК РСФСР. В итоге прослеживается противоречие: действия по завладению транспортным средством совершаются без цели хищения. К тому же специфика владения автотранспортными средствами заключается в наличии соответствующих регистрационных документов на транспорт. Тем самым проблема определения умысла у виновного не снимается. Иными словами, конструкция нормы УК РФ о неправомерном завладении транспортным средством в конечном счете не устраняет сложившиеся на практике трудности в квалификации кражи и угона автотранспорта, не дает отличительных признаков деяний, связанных с хищением имущества или его временным использованием.

Совершенствованию уголовно - правового механизма борьбы с преступлениями в отношении автотранспорта может стать введение в УК нормы об ответственности за нарушение права владения.

В ч. 2 ст. 166 УК следовало бы включить и такой квалифицирующий признак, как действия, совершенные с проникновением в помещение, огороженную территорию или иное хранилище; с применением насилия в отношении противоборствующих незаконному завладению лиц; завладение двумя или более единицами автотранспорта. Это необходимо для усиления борьбы против более опасных, дерзких форм завладения автотранспортом, свидетельствующих об устойчивости умысла преступников, их предварительной подготовленности.

В связи с изложенным целесообразно предложить Пленуму Верховного Суда РФ принять постановление о разграничении хищений автотранспортных средств и неправомерных завладений автомобилями или иными транспортными средствами без цели хищения, где привести перечень объективных данных, которые должны учитываться судом при квалификации указанных общественно опасных деяний, а именно: продолжительность пользования автотранспортным средством; передача виновным автотранспортного средства в пользование иным лицам; неоднократность использования автомобиля или иного транспортного средства даже в течение короткого промежутка времени; изменение внешнего вида автомобиля; время формирования умысла у виновного на неправомерное завладение автотранспортными средствами и др. Реализация указанных предложений позволит улучшить деятельность служб и подразделений органов внутренних дел в борьбе с преступными посягательствами на автотранспорт, создаст дополнительные предпосылки для успешного проведения оперативно - розыскных и иных мероприятий по предупреждению, раскрытию, а также и расследованию угонов и хищений автотранспортных средств.

На взгляд неискушенного в юридических премудростях гражданина, между угоном и хищением автомобиля не существует никакой разницы. С точки зрения житейской логики, владельцу машины, в общем-то, все равно, как юристы квалифицируют криминальное исчезновение его автомобиля. Однако, с юридической точки зрения, разница между угоном автомобиля и его хищением весьма существенна.

В нашей сегодняшней статье мы расскажем вам, чем отличается угон транспортного средства от его кражи и почему при расследовании уголовных дел так важно разграничивать эти понятия.

Начнем с угона.

В соответствии с диспозицией ст. 166 УК РФ, под угоном понимается «Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения». Ключевой в этой конструкции является фраза «без цели хищения». То есть, угон всегда совершается не для того, чтобы похитить машину и завладеть ей, а только лишь в целях ее временного использования.

На практике, мотивы угона автомобиля могут быть самыми разными. Чаще всего машины угоняют «по пьяной лавочке», из бравады (покатался и бросил). Иногда машины угоняют из чувства мести, вражды или с целью досадить своему обидчику (например, угон, совершенный бывшим супругом). Достаточно часто в правоохранительной практике регистрируют случаи, когда автомойщики или работники автосервиса берут автомобиль клиента без его ведома, для того, чтобы съездить по своим делам. Такие действия тоже расцениваются, как угон транспортного средства. В общем, причин, по которым угоняют автомобили, в реальной жизни может быть великое множество.

Но, все эти случаи объединяет одно - угон совершается не для того, чтобы завладеть автомобилем и присвоить его, а для того, чтобы использовать машину в качестве средства передвижения для своих целей, либо же просто из глупого хулиганства (например, откатить за угол, чтобы подшутить над ее владельцем).

Кстати, мало кто об этом знает, но судебная практика признает угоном даже незначительное перемещение автомобиля с места путем его толкания. Подтверждением тому служат многочисленные приговоры, которые выносят суды угонщикам, оттолкавшим из хулиганства автомобиль потерпевшего на 30-40 метров, даже не заводя двигатель.

Хищение автомобиля отличается от его угона умыслом, т.е., стремлением, которое обуславливает конечную цель преступления. При краже транспортного средства злоумышленник стремится завладеть им и распорядиться по своему усмотрению. Например, перегнать в другой город, а затем продать, разобрать, оставить себе в пользование и т.п.

Кражами автомобилей, зачастую промышляют организованные преступные группы, «специализирующиеся» на такого рода преступлениях. По оценкам правоохранителей, объемы этого криминального бизнеса оцениваются в миллиарды рублей.

Что считается более тяжким преступлением - угон или кража автомобиля?

Для ответа на этот вопрос обратимся за помощью к Уголовному кодексу России.

Угон автомобиля без квалифицирующих признаков (ч. 1 ст. 166 УК РФ) предусматривает максимальное наказание в виде 5 лет лишения свободы. Это преступление средней тяжести.

Угон, совершенный группой лиц по предварительному сговору, а равно с применением насилия, не опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия, наказывается лишением свободы на срок до 7 лет (ч. 2 ст. 166 УК РФ). Это уже тяжкий состав.

Угон, совершенный организованной группой либо причинивший особо крупный ущерб, наказываются лишением свободы на срок до 10 лет (ч. 3 ст. 166 УК РФ). Это также тяжкое деяние.

И наконец, угон с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия, карается лишением свободы на срок до 12 лет (ч. 4 ст. 166 УК РФ). Это уже особо тяжкое преступление.

Теперь посмотрим на кражу автомобиля, ответственность за которую предусмотрена ст. 158 УК РФ.

Кража без квалифицирующих признаков - ч. 1 ст. 158 УК РФ. Максимальное наказание - до двух лет лишения свободы. Это преступление небольшой тяжести. Впрочем, по ч. 1 ст. 158 УК РФ кражи автомобилей квалифицируются крайне редко, поскольку, они, как правило, дорогостоящие и их хищением владельцу причиняется значительный или крупный ущерб, что требует квалификации по более тяжким составам.

Часть 2 статьи 158 УК РФ предусматривает ответственность за кражу группой лиц по предварительному сговору, с незаконным проникновением в помещение либо иное хранилище, с причинением значительного ущерба гражданину. Максимально предусмотренное наказание - 5 лет лишения свободы. Это деяние средней тяжести.

Ответственность за кражу автомобиля в крупном размере (стоимостью свыше 250 000 рублей) предусмотрена ч. 3 ст. 158 УК РФ. Это уже тяжкое деяние, т.к., за его совершение предусмотрено до 6 лет лишения свободы.

И наконец, кража автомобиля стоимостью свыше 1 миллиона рублей (в особо крупном размере). Ответственность за такое преступление предусмотрена ч. 4 ст. 158 УК РФ и наказывается оно наказанием на срок до 10 лет лишения свободы. Это также тяжкое преступление.

Таким образом, мы видим, что тяжесть угона или кражи автомобиля всегда зависит от конкретных обстоятельств преступления, на основании которых определяется его квалификация.

К слову, при угоне стоимость автомобиля юридического значения не имеет. По части 1 статьи 166 УК РФ (при отсутствии квалифицирующих признаков) будет одинаково квалифицирован как угон древней «копейки», так и угон Bentley стоимостью 10 миллионов.

Вообще, в плане доказательств грань между угоном и кражей достаточно тонкая. Ведь, зачастую, определить, каким был умысел виновника, завладевшего автомобилем, можно только с его слов. Этим нередко пользуются задержанные по горячим следам профессиональные автоворы, похищающие дорогие машины. С целью избежать ответственности по тяжким частям статьи 158 УК РФ, они заявляют, что взяли автомобиль просто «покататься». И опровергнуть их показания, зачастую, бывает нечем. А презумпцию невиновности никто не отменял.

Именно поэтому в последнее время все чаще звучат призывы внести изменения в статью 166 УК РФ, либо вовсе упразднить ее, а любые действия по завладению транспортным средством квалифицировать, как кражу или иной вид хищения (грабеж, разбой).

Определенная логика в этом присутствует, хотя, вопрос, как минимум дискуссионный.

На этом все, удачи на дорогах!


Квалификация по признакам:

  1. Цель. Необходимо четко определить, с какой целью было совершено преступное действие. Угон происходит без желания присвоить имущество или деньги, допустим, продав машину. Кража, напротив, осуществляется для получения выгоды с продажи машины или конкретных ее элементов.
  2. Объективная сторона. Она проявляется в активных действиях преступника. Когда происходит кража, злоумышленник тщательно продумывает все заранее. Допустим, он решает, где будет храниться авто, как можно вскрыть замок, как сбыть машину. В случае угона все происходит неожиданно и необдуманно. Например, у злоумышленника просто возникло желание прокатиться на чужом автомобиле.
  3. Субъект. Определяется возраст злоумышленников. Угонщиками оказываются люди до 20 лет, а кражу совершают более зрелые лица.

Основные отличия угона автомобиля от кражи транспортного средства

Внимание

Завладение транспортным средством в целях последующего разукомплектования и присвоения его частей либо обращения транспортного средства в свою пользу или в пользу других лиц подлежит квалификации как хищение. Если кто-то неправомерно завладел транспортным средством, намереваясь впоследствии возвратить его владельцу за вознаграждение, его действия также квалифицируются как хищение.


Например, приговором Каменского городского суда Алтайского края осужден житель Камня-на-Оби к 1 году лишения свободы условно с испытательным сроком 2 года. Как спасти машину от угона? Советы профи В новых и относительно свежих машинах противоугонные системы устанавливают еще на заводе-изготовителе.

Поэтому, когда автовладелец ставит еще одну, то главное – не нарушить целостность заводской противоугонки. Вторую сигналку часто просят поставить, чтобы была функция автозапуска двигателя.

Чем угон отличается от кражи автомобиля?

Инфо

То есть, угон всегда совершается не для того, чтобы похитить машину и завладеть ей, а только лишь в целях ее временного использования. На практике, мотивы угона автомобиля могут быть самыми разными.


Чаще всего машины угоняют «по пьяной лавочке», из бравады (покатался и бросил). Иногда машины угоняют из чувства мести, вражды или с целью досадить своему обидчику (например, угон, совершенный бывшим супругом).
Достаточно часто в правоохранительной практике регистрируют случаи, когда автомойщики или работники автосервиса берут автомобиль клиента без его ведома, для того, чтобы съездить по своим делам. Такие действия тоже расцениваются, как угон транспортного средства.


В общем, причин, по которым угоняют автомобили, в реальной жизни может быть великое множество.

Отличие угона автомобиля от кражи

Разграничение в квалификации действий лиц, завладевших чужими транспортными средствами, на кражи и угоны в настоящее время сохраняется в действующем УК. Несмотря на то, что государственная дума периодически рассматривает предложения исключить статью 166 – угоны из УК РФ, мера ответственности за рассматриваемые в данной статье преступные деяния остается фактически неизменной.

В отличии от угонов способы совершения краж как правило более разнообразны и тщательно отработаны. Угоны и кражи автотранспорта на Могилевщине: лидируют «Жигули» О том, чем отличается кража машины от угона, какие марки автомобилей наиболее притягательны для современного автовора и как лучше всего обезопасить свое четырехколесное имущество рассказывает первый заместитель начальника УВД – начальник криминальной милиции полковник милиции Александр Ковальчук.

Разница между угоном автомобиля и кражей

  1. Понятие
  2. Чем отличается угон автомобиля от кражи?
  3. Виды ответственности и наказания за кражу и угон автомобилей
  4. Страховая сумма по КАСКО при хищении автомобиля

Пропажа автомобиля с парковки, из гаража может быть и кражей, и угоном. Сразу понять, каков замысел преступников, невозможно.

Важно

Если это был угон, машина, скорее всего, найдется (правда, в каком состоянии — неизвестно). Если это была кража, шансов найти свое авто гораздо меньше.


Чем отличаются эти преступления, как действовать, если пропала машина, вы узнаете из данной статьи. Понятие Кража автомобиля — это его тайное хищение. Определение преступления и меры ответственности за него указаны в ст. 158 УК РФ. Ст. 166 УК РФ посвящена угону. Под ним понимают неправомерное завладение транспортным средством без цели его хищения.

Ответственность за угон и кражу автомобиля по статье 166 ук рф

Если компания ориентирована на клиента, агент даст полную схему действий для получения компенсации в рамках КАСКО;

  • если страховой агент не оказывает содействие, необходимо тщательно изучить договор КАСКО, правила страхования и сопоставить их с ГК РФ;
  • собрав требуемые правилами страхования документы, необходимо письменно обратиться к страховщику с требованием о возмещении ущерба;
  • если страховая компания отказывает в компенсации, потребуется обратиться в суд.

Обратите внимание! Условия КАСКО могут предусматривать лишь частичную компенсацию ущерба либо ставить страхователя в заведомо невыгодное положение. Чтобы не потерять средства, которые страховщик обязан выплатить, следует обратиться за поддержкой к юристу. При отсутствии страховки КАСКО, покрывающей ущерб, причиненный преступниками, взыскивать его придется непосредственно с виновных краже или угоне.

Ответственности и виды наказания за угон и кражу автомобиля

Вместе с тем, как показывает практика, отграничить угон от хищения автотранспортных средств непросто. Во-первых, непосредственным объектом ст. 166, как и ст. 158 УК, являются общественные отношения, касающиеся владения, пользования и распоряжения имуществом, т.е. отношения собственности. Согласно прим. 1 к ст. 158 УК под хищением понимаются совершенные с корыстной целью противоправные безвозмездное изъятие и (или) обращение чужого имущества в пользу виновного или других лиц, причинившее ущерб собственнику или иному владельцу этого имущества. Значит, исходя из этого понятия предметом преступного посягательства выступает лишь чужое движимое и недвижимое имущество, имеющее определенную экономическую ценность. В ст.

Чем отличается кража автомобиля от угона?

Сейчас он выражается во временном завладении чужим автомобилем или иным транспортным средством и его уводе с места нахождения (т.е. перемещении без посредства двигателя). Немалую важность и сложность в данном случае представляет собой определение момента окончания преступления. Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ определила, что завладение транспортным средством считается оконченным преступлением с момента, когда транспортное средство уведено с места его нахождения любым способом (Бюллетень Верховного Суда РФ. 1996. N 5. С. 8). Объективные признаки кражи автотранспорта с корыстной целью и угона без цели хищения по существу не имеют между собой различий.

Post navigation

Чем отличается кража от угона автомобиля

  • Угон автомобиля
  • Страница 15); Законодательная регламентация угона транспорта
  • Прокурор разъясняет: чем кража автомобиля отличается от угона
  • Угоны и кражи автотранспорта на Могилевщине: лидируют «Жигули»
  • Угон и кража автотранспорта: вопросы разграничения составов преступлений
  • Завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения
  • Войдите или зарегистрируйтесь
  • Защита адвоката по уголовным делам по статье 166 УК РФ - угон транспортного средства
  • Угон и кража автомобиля
  • Как спасти машину от угона? Советы профи
  • Угонщики будут выплачивать компенсацию

Чем отличается кража от угона автомобиля Кража отличается от угона тем, что транспортное средство похищается, чтобы его присвоить (для продажи, разборки на запчасти и т.д.).

Отличие угона от кражи автомобиля

При рассмотрении дела о краже автомобиля будут фигурировать такие понятия: крупный размер, организованные группы. Такое преступления является более тяжким. Если машина была угнана, компенсационные выплаты собственнику не полагаются.

Поэтому установлено, что любой риск принимает лицо, что незаконно завладело имуществом. Из-за действия виновников собственник авто утрачивает над ним контроль, и появляется возможность осуществить хищение ТС.

Так на угонщиков будет распространяться имущественный вид ответственности за нанесенный ущерб. Отличия кражи и угона имеют несколько субъективных и объективных признаков – цель, мотив совершенных действий.

Совершенствованию уголовно — правового механизма борьбы с преступлениями в отношении автотранспорта может стать введение в УК нормы об ответственности за нарушение права владения. В ч. 2 ст. 166 УК следовало бы включить и такой квалифицирующий признак, как действия, совершенные с проникновением в помещение, огороженную территорию или иное хранилище; с применением насилия в отношении противоборствующих незаконному завладению лиц; завладение двумя или более единицами автотранспорта. Это необходимо для усиления борьбы против более опасных, дерзких форм завладения автотранспортом, свидетельствующих об устойчивости умысла преступников, их предварительной подготовленности.