Трансмиссия автомобилей маз. Уход за коробкой передач ямз Маз коробка 202 какое масло

Часть 2

Проверка и смена масла в коробке передач. Если уровень масла в картере коробки передач ниже контрольного отверстия, расположенного с левой стороны картера, то масло следует долить.

В коробки передач автомобилей МАЗ , КрАЗ и КамАЗ рекомендуется заливать трансмиссионное масло ТС-14,5 . Летом можно его заменять авиационным маслом МК-22 , зимой - маслом МК-14 или всесезонным маслом МТ-16п .

Применение вязкого масла зимой затрудняет подачу его насосом к игольчатым подшипникам и может вызывать их преждевременный износ. Поэтому зимой (при температуре ниже -30°С, когда масло сильно густеет) перед началом работы рекомендуется прогревать коробку передач, не пользуясь при этом открытым пламенем. Если коробку передач перед началом работы автомобиля прогреть невозможно, масло из картера на время длительной стоянки следует слить. Перед пуском двигателя подогретое масло заливают в картер коробки передач до уровня контрольного отверстия.

Недостаточное количество масла в картере коробки передач обнаруживают во время эксплуатации автомобиля по повышенному шуму зубьев шестерен коробки передач.

Сливать масло из картера коробки передач следует, только когда оно достаточно нагрето (например, сразу после работы автомобиля). Для слива масла служат два сливных отверстия с резьбовыми пробками, расположенные в нижней части картера. Удалив масло, отвертывают болты, снимают крышку заборника масляного насоса и промывают сетчатый фильтр и магнит заборника. Собрав заборник, устанавливают его на место, следя за тем, чтобы крышка или ее прокладка не перекрыли масляную магистраль.

После слива масла рекомендуется промывать картер коробки передач 2,5-3 л веретенного масла. Поставив рычаг коробки передач в нейтральное положение, пускают двигатель и через несколько минут останавливают, после чего сливают промывочное масло. Применение для промывки керосина или дизельного топлива может вызвать повреждение масляного насоса .

Из дистанционного механизма переключения передач масло сливают через отверстие, расположенное в нижней части его корпуса, а заливают через верхнее отверстие.

Следует учитывать, что у буксируемого автомобиля при неработающем двигателе и нейтральном положении коробки передач шестерни масляного насоса, приводимые от промежуточного вала, не вращаются. Таким образом, насос не подает масло ни к подшипникам шестерен вращающегося ведомого вала, ни на конусные поверхности синхронизаторов. В результате этого на них могут образоваться задиры.

Чтобы у буксируемого автомобиля работал насос, следует выключить сцепление и включить IV передачу. При длительной буксировке автомобиля вместо этого рекомендуется отсоединить коробку передач от главной передачи.

Проверка крепления и смазка карданной передачи. При проведении каждого ТО-2 рекомендуется проверять крепление фланцев и кронштейна промежуточной опоры.

Затяжку фланцев проверяют при отпущенном стояночном тормозе, покачивая соответствующий карданный шарнир в поперечном направлении. Если ослаблено крепление фланца, отсоединяют прилегающий конец карданного вала и, расшплинтовав гайку крепления фланца, затягивают ее до отказа, после чего ставят шплинт.

Чтобы предотвратить биение карданных валов , проверяют посадку крестовин в подшипниках и подшипников в вилках карданных валов. Признаком износа игольчатых подшипников служит появление металлического стука при трогании автомобиля с места.

Наружные поверхности карданных валов и карданных шарниров очищают от грязи и проверяют состояние заглушек. Имеющиеся в заглушках отверстия для сообщения с атмосферой, головки предохранительных клапанов и масленок должны быть очищены от засорений. Шарнирные и шлицевые соединения смазывают строго по графику маслами, рекомендуемыми в карте смазки.

Проверка креплений и смазка главной передачи

При проведении каждого ТО-2 у автомобилей МАЗ и КрАЗ рекомендуется проверять крепление картеров главных передач (редукторов) к картерам ведущих мостов.

Все болты картера главной передачи должны быть равномерно затянуты для обеспечения полной герметичности картера.

После пробега 20 000 км надо проверять затяжку гайки ведущей конической шестерни и гаек крепления дифференциала. Момент затяжки гайки крепления ведущей шестерни центрального редуктора должен быть 430-600 Н м, а момент затяжки гаек крепления подшипников дифференциала - 245-275 Н м. Величину момента проверяют динамометрическим ключом.

Во время каждого ТО-1 проверяют уровень масла в картере главной передачи и в случае необходимости масло доливают. Меняют масло через одно ТО-2.

Чтобы предупредить повышение давления в картере главной передачи, вызывающее течь масла через сальники, необходимо при каждом ТО-1 очищать от грязи воздушные каналы сапунов.

Сорта безопасных масел для каждой конкретной модели МАЗ стоит искать в их сервисных книжках и руководствах по эксплуатации. Для тех же, кто доступа к подобной документации не имеет, представляем вам небольшой сборник рекомендации по поводу того, куда и какое масло для МАЗ стоит заливать…

В летний период для двигателей МАЗ универсальным вариантом масла можно назвать ДС-11, а также, изготовленное на его основе М12 и его вариацию М12В, также сгодится и М10В. Зимой (как только температура опустилась ниже +5оС) стоит перейти на ДС-8 с необходимых процентным соотношением присадок. Не пострадает двигатель и и в том случае, если при малосернистом соляре летом использовать Дп-11, а зимой Дп-8.

Точные сроки замен рассчитываются для каждого автомобиля отдельно, ну а стандартом, согласно которому проводится замена масла в МАЗе (двигатель) считается, когда первая замена проводится после первых 5 тысяч километров пробега, а все следующие делаются с периодичностью 10 000 км.

Сама замена выполняется в такой последовательности:

Сливаем «отработку»;
- заливаем промывочное масло и даем двигателю поработать на малых частотах минут 25;
- сливаем промывочное масло;
- меняем фильтр масляный;
- заливаем свежее масло.

Для трансмиссии следует использовать другие марки масел. Так на теплый период наилучшим вариантом будет ТС-14.5 либо его авиационный аналог - МК-22. На зиму масло в КПП МАЗ требуется поменять, хорошим вариантом станет либо специальное зимнее МК-14, либо «всесезонное» МТ-16п. При этом стоит помнить, что большая вязкость «зимнего» масла может вызвать недостаточность его в игольчатых подшипниках, поэтому стоит подогревать картер КПП перед запуском двигателя.

Иногда подобная процедура физически невозможна, поэтому зимой перед длительной стоянкой масло из картера сливается. Когда приходит пора отправляться в дорогу, подогретое масло в коробку МАЗ заливается обратно до уровня контрольной метки. Кстати, это контрольное отверстие должно служить ориентиром и в процессе эксплуатации - периодически проверяйте уровень масла в коробке и по мере необходимости доливайте его.

Для большинства моделей МАЗ масло в мост заливают такое же, как и в коробку передач, хотя некоторые авто «любят» большую конкретику. Например, коробка и мост 6422-го «предпочитают» ТАД17 или ТМ5. Но, повторимся, стоит постараться и найти инструкции именно к вашему автомобилю, а наша компания «СпецМаш» постарается и найдет нужное вам масло.

3 9 ..

СМАЗКА КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ ЯМЗ-239

Смазка коробки передач смешанная - под давлением и разбрызгиванием.

Под давлением смазываются подшипники шестерён вторичного вала, подшипники сателлитов демультипликатора, передний подшипник вторичного вала, зубчатые зацепления планетарной передачи демультипликатора, передний подшипник вала демультипликатора.

Разбрызгиванием смазываются зубчатые зацепления шестерён основной коробки передач, подшипники первичного вала и задний вторичного вала, задний подшипник вала демультипликатора, детали синхронизаторов, детали механизма переключения передач.

Шестерни и подшипники промежуточного вала, промежуточная шестерня заднего хода частично погружены в масло, залитое в полость картера коробки передач через отверстие с резьбой в проставке между картерами основной коробки и демультипликатора. Уровень масла определяется нижней кромкой этого отверстия, при этом заправочная ёмкость будет составлять от 9,5 (при горизонтальном положении) до 11,5 литров (при наклоне назад 7 градусов), в зависимости от угла наклона оси коробки передач, который зависит от угла наклона оси коленчатого вала двигателя. При вращении промежуточного вала зубья его шестерён захватывают масло, которое попадает в зубчатые зацепления, а также разбрызгивается и в виде большого числа капель, попадает на другие детали и в зазоры между деталями. Количество масла, находящееся в полости картера во взвешенном состоянии в виде мелких капель (масляного тумана), зависит от частоты вращения промежуточного вала, температуры масла и его вязкостных характеристик.

Подача смазки под давлением производится шестерёнчатым насосом, внешний вид которого показан на рисунке 28, устанавливаемым на переднем торце картера передач (см. рисунок 2).

Вращение ведущей шестерни насоса обеспечивается за счёт соединения валика насоса с промежуточным валом посредством паза, образованного плоскими торцами 2-х роликов установленных в радиальные отверстия вала промежуточного (см. рисунок 5) и двух плоских лысок на валике насоса. Устройство насоса показано на рисунке 29.

Масло забирается насосом из картера через сетку заборника и далее по продольному и вертикальному каналам (сверленым отверстиям) в стенках картера поступает во всасывающую полость к шестерням масляного насоса. Шестерни насоса захватывают масло и подают его под давлением через маслопровод (трубку) в полость крышки подшипника вала первичного, из которой масло из канавки по трем наклонным отверстиям в вале первичном и маслоперепускной трубке (см. рисунок 3) поступает в центральное отверстие вала вторичного (см. рисунок 8). Крышка с подвижным первичным валом КП уплотняется с помощью манжеты, непосредственный подвод масла к которой предотвращен за счет минимального зазора расточки крышки с уплотнительным поясом на первичном валу. Просочившееся через зазор масло без давления по сливному каналу в крышке используется для смазки подшипника первичного вала.

Схема подвода масла в основную КП типа ЯМЗ-239 и в демультипликатор приведена на рисунке 30. Из центрального отверстия вторичного вала масло по радиальным отверстиям поступает к роликовым подшипникам шестерён вторичного вала. Из конца центрального отверстия вторичного вала масло через маслоперепускную трубку 4 (см. рисунок 30) поступает в центральное отверстие удлинителя вала демультипликатора и далее по радиальным отверстиям 8 удлинителя вала демультипликатора и наклонному отверстию 7 вала демультипликатора поступает в полость-маслонакопитель 13, образованную поверхностями вала выходного, зубчатой муфты высшего диапазона, кольца маслонакопителя. Из названной полости масло поступает по наклонным отверстиям 6 осей сателлитов к роликовым подшипникам и далее через зазоры между торцевыми поверхностями сателлитов и поверхностями вала выходного масло попадает на зубья коронной шестерни.

Передний подшипник вала выходного демультипликатора смазывается маслом, поступающим через радиальное отверстие 10 маслоперепускной трубки 4. Передний подшипник вторичного вала смазывается через радиальное отверстие 14 трубки 3 первичного вала.

Зубья солнечной шестерни, сателлитов, коронной шестерни и задний подшипник вторичного вала дополнительно смазываются маслом, поступающим из центрального отверстия удлинителя вала выходного и далее через радиальное отверстие 5 в удлинителе, внутреннюю полость солнечной шестерни, зазоры в зубчатом соединении муфты с солнечной шестерней. Сюда же добавляется масло после смазки переднего подшипника вала выходного демультипликатора.

Масло, попавшее на зубья солнечной шестерни, переносится на зубья сателлитов и на зубья коронной шестерни. Масло, прошедшее через зазоры в зубчатой муфте в сторону вторичного вала, смазывает задний роликовый подшипник вторичного вала.

Для дополнительной смазки переднего подшипника промежуточного вала в корпусе масляного насоса выполнен канал Д (см. рисунок 29). Смазка заднего подшипника промежуточного вала осуществляется так же маслом, сливаемым с демультипликатора в картер основной КП.

Смазка заднего подшипника выходного вала демультипликатора и червячной передачи привода спидометра обеспечивается масляным туманом, так же как и остальные детали КП типа ЯМЗ-239.

Слив масла из полостей картера основной коробки передач и картера демультипликатора обеспечивается через отверстие с резьбой в нижней части картера основной коробки передач, которое закрыто специальной пробкой с магнитами для сбора магнитных металлических частиц -продуктов износа деталей КП.

Уход за коробкой передач ЯМЗ заключается в периодическом осмотре и подтяжке крепежных деталей, а также в своевременном выпол­нении смазочных работ.

При профилактических осмотрах в первую очередь следует обра­щать внимание на крепление коробки передач к двигателю и со­стояние заднего крепления силового агрегата, а также на надле­жащую затяжку болтов крепления верхней крышки к картеру коробки. Необходимо также проверять отсутствие подтекания масла через соединения крышек и сальники валов.

Смазочные работы заключаются в поддержании уровня масла в картере коробки и периодической его смене, а также смазке дистанционного механизма, переднего подшипника первичного вала и сменной пары шестерен привода спидометра.

Для смазки коробки передач следует применять масло транс­миссионное ТС-14,5 (МРТУ 38-1-150-64) с 5 % присадки ЭФО. Заменители: авиационное масло МК-22 (ГОСТ 1013-49) летом и МС-14 (ГОСТ 1013-49) зимой или масло МТ-16п (ГОСТ 6360-58) летом и зимой.

Заправочная емкость картера коробки составляет 5,5 литра. Масло заливается в картер через маслоналивное отверстие в верхней крышке коробки, обязательно через воронку с мелкой сеткой.

Уровень масла в картере проверяют через контрольное отвер­стие на неработающей коробке. Нормальный уровень должен быть несколько выше контрольного отверстия. Если он находится ниже, то следует довести его до нижней кромки отверстия, закрыть отвер­стие пробкой и залить в картер еще 1-1,5 литра масла.

Смена масла в картере коробки должна производиться через каждые 500 часов работы двигателя, если применяется основное масло, и через 250 часов, если используются заменители.

При смене масла необходимо прежде всего слить из картера отработанное масло. Сливать масло следует из прогретой коробки одновременно через оба сливных отверстия. Затем надо снять заборник масла, очистить и промыть магнит и сетку заборника в керосине и установить заборник обратно на место.

Перед заправкой свежим маслом картер и систему смазки короб­ки рекомендуется промыть; для этого в картер заливают 2,5-3 литра веретенного масла, дают коробке поработать 5-10 минут, затем промывочное масло сливают в картер и’ заливают свежее масло.

Запрещается картер коробки промывать керосином или дизель­ным топливом, так как сухой масляный насос может не создать доста­точного разрежения во всасывающем канале и не будет забирать масло из картера.

Для смазки дистанционного механизма применяется то же масло, что и для коробки передач. Масло заливают в картер механизма через верхнее маслоналивное отверстие. Заправочная емкость картера 0,15 литра. Смена масла в дистанционном механизме производится одновременно со сменой масла в картере коробки передач.

Передний подшипник первичного вала смазывается только в тех случаях, когда коробка передач и сцепление снимаются с дви­гателя для осмотра или ремонта. Для смазки подшипника приме­няется консистентная смазка 1-13 или ЦИАТИМ-201. Перед смаз­кой подшипник следует вынуть из гнезда, промыть в керосине и затем забить свежей смазкой.

Сменные шестерни привода спидометра смазываются по необ­ходимости закладкой смазки 1-13 или ЦИАТИМ-201 непосредственно в шестерни.

Бортовой автомобиль-тягач, выпускается Минским автозаводом с 1987 г. Кузов - металлическая платформа с открывающимися боковыми и задним бортами. Боковой борт состоит из двух частей. Настил пола - деревянный. Кабина - двухместная, откидывающаяся вперед с помощью гидроцилиндра с ручным насосом. Сиденье водителя - подрессоренное, регулируется по длине, высоте, наклону подушки и спинки.
Основной прицеп МАЗ-8926.
Выпускаются также шасси МАЗ-5337 грузоподъемностью 9850 кг, предназначенные для установки различных кузовов и оборудования и МАЗ-533701 (исполнение "ХЛ") для холодного климата (до минус 60°С). Кроме того выпускается шасси МАЗ-5334 грузоподъемностью 9150 кг (на базе агрегатов автомобиля МАЗ-5335, снятого с производства).

Двигатель

Мод.ЯМЗ-236М2 , дизель, V-обр.(90°), 6-цил., 1 30х 1 40 мм. 11,15л, степень сжатия 16,5, порядок работы 1-4-2-5-3-6, мощность 132 кВт (1 80 л.с.) при 2 100 об/мин, крутящий момент 667 Н-м (68 кгс-м) при 1250-1450 об/мин. Форсунки - закрытого типа. ТНВД - 6-секционный, золотникового типа с топливоподкачивающим насосом низкого давления, муфтой опережения впрыска топлива и всережимным регулятором частоты вращения. Воздушный фильтр - сухой, со сменным фильтрующим элементом и индикатором засоренности. Двигатель оснащен электрофакельным устройством (ЭФУ) и (по заказу) предпусковым подогревателем ПЖД-30.

Трансмиссия

Сцепление - двухдисковое, с пневматическим усилителем. Коробка передач - ЯМЗ-236П, 5-ступ., с синхронизаторами на II, III, IV и V передачах, передат, числа: I-5,2$; II-2,90; III-1,52; IV-1,00; V-0,66; ЗХ-5.48. Карданная передача состоит из двух последовательных валов с промежуточной опорой. Главная передача - разнесенная двухступенчатая: центральный ионический редуктор и планетарная бортовая передача (в ступицах колес). Передат, числа: центрального редуктора - 2,08 или 2,27; бортовых - 3,428; общее - 7,14 или 7,70.

Колеса и шины

Колеса - бездисковые, обод 8.5В-20, крепление - 6 болтами с прижимами. Шины - 11.00R20 (300R508) мод, И-111А, И-111АМ или И-68А. Давление в шинах передних колес - 7,5; задних - 6,7 кгс/см. кв. Число колес 6+1.

Подвеска

Передняя - на двух полуэллиптических рессорах с задними скользящими концами, два амортизатора; задняя - на двух основных и двух дополнительных полуэллиптических рессорах, концы дополнительных рессор и задние концы основных - скользящие.

Тормоза

Рабочая тормозная система - с барабанными механизмами (диаметр 420 мм, ширина накладок 160 мм, разжим - кулачковый), двухконтурным пневмоприводом. Задние тормозные камеры - с пружинными энергоаккумуляторами. Стояночный тормоз - на тормоза задних колес от пружинных энергоаккумуляторов, привод - пневматический. Запасной тормоз совмещен со стояночным. Вспомогательный тормоз - моторный замедлитель с пневматическим приводом. Привод тормозов прицепа - комбинированный (двух- и однопроводный). Имеется спиртовой предохранитель против замерзания конденсата.

Рулевое управление

Рулевой механизм - винт и шариковая гайка-рейка, находящаяся в зацеплении с зубчатым сектором. Передат. число - 23,55. Гидроусилитель руля состоит из встроенного в рулевой механизм распределителя и отдельного силового цилиндра. Давление масла в гидроусилителе 95-110 кгс/см. кв.

Электрооборудование

Напряжение 24В, ак. батарея - 6СТ-190А или 6СТ-182ЭМ (2шт.), генераторная установка Г-273В со встроенным регулятором напряжения Я120М, стартер СТ103-А-01. Топливный бак - 200 л, диз, топливо;
система охлаждения (без подогревателя) - 29 л, тосол А-40;
система смазки двигателя - 25л, всесезонно М-6/10В, летом M-10B, зимой М-8В;
гидроусилитель руля - 5л, масло марки Р;
коробка передач - 5,5 л, при температурах до минус 30°С - ТСп-15К, при температурах до минус 45°С смесь ТСп-15К с 10-15 % дизельного топлива А или 3;
картер ведущего моста - 13л, масло для коробки передач;
картер колесной передачи - 2x2,0 л, масло для коробки передач;
амортизаторы - 2x0,9 л, жидкость АЖ-12Т;
предохранитель против замерзания конденсата - 0,2л, этиловый спирт;
бачок омывателя ветрового стекла - 2,0 жидкость НИИСС-4 в смеси с водой.

Масса агрегатов

Двигатель без сцепления и коробки передач - 890,
двигатель со сцеплением и коробкой передач - 1205,
задний мост - 693,
передняя ось - 443,
рама - 635,
кабины - 528,
кузов - 880,
карданные валы - 78.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Грузоподъемность 8700 кг.
Снаряженная масса 7150 кг.
В том числе:
на переднюю ось 4090 кг.
на заднюю ось 3060 кг.
Полная масса 16000 кг.
В Том числе:
на переднюю ось 6000 кг.
на заднюю ось 10000 кг.
Допустимая масса прицепа 12000 кг.
Допустимая полная масса автопоезда 28000 кг.
Максимальная скорость 85 км/ч.
Время разгона до 60 км/ч 50 с.
Макс.преодолеваемый подъем 25 %.
Выбег с 50 км/ч 850 м.
Тормозной путь с 60 км/ч 36,7 м.
Контрольный расход топлива, л/100 км, автомобиля при 60 км/ч 21,5 л.
Радиус поворота:
по внешнему колесу 9,1 м.
габаритный 9,8 м.