Что такое обгон и что считать нарушением ПДД? Автоправо. Разница между обгоном и опережением

Обгон и опережение – это два самых распространенных маневра, к которым прибегают водители. Между этими действиями есть существенные различия, потому как обгонять можно не всегда и в ряде случаев за это наказывают штрафом, а опережать по правилам дорожного движения не запрещено. Чтобы понимать, в чем разница между обгоном и опережением, нужно внимательно изучить эти две темы.

Что такое обгон и каковы особенности его выполнения

В ПДД давней редакции обгон определялся как опережение одного или нескольких транспортных средств, передвигающихся в попутном направлении. Теперь определение маневра немного сужено. В современном варианте под обгоном подразумевается только действие, которое предполагает выезд на встречную полосу, оно сопровождается выполнением таких условий:

  • обязательный выезд на встречную полосу;
  • обязательный возврат на ранее занимаемую полосу движения.

Мы говорим про достаточно опасный маневр, в ряде случаев его выполнение приводит к штрафу. Рассмотрим, когда обгонять можно, а когда делать этого не стоит. Разрешается осуществлять обгон в таких ситуациях:

  • дорога имеет всего две полосы движения и запрещающая разметка в виде одной или двух сплошных отсутствует;
  • требуется обгон тихоходного транспортного средства через сплошную, присутствуют дорожные знаки, разрешающие его выполнить;
  • на единственной полосе движения создано препятствие, которое можно объехать только по встречной полосе.

Ситуаций, когда обгонять категорически запрещается, намного больше:

  • наличие соответствующей дорожной разметки;
  • наличие нескольких полос движения в каждом направлении. Например, если на дороге 4 и больше полос, автомобиль выполняет опережение с выездом на левую половину дорожного полотна, даже при отсутствии какой-либо разметки и знаков такое действие считается нарушением и наказывается серьезным штрафом либо временным лишением водительского удостоверения;
  • пешеходный переход. Выполнять на нем рассматриваемый маневр категорически запрещено, даже если нет пешеходов;
  • мосты, тоннели, крутые повороты. Здесь маневрирование считается крайне опасным, поэтому приравнивается к очень серьезному нарушению;
  • железнодорожные переезды.

Так мы видим, что рассматриваем сложный маневр, выполнение которого четко регламентируется правилами ДД. Какой штраф за обгон через сплошную будет назначен, зависит от сложности и особенностей сложившейся ситуации.

Опережение и особенности его выполнения

Рассматривая отличия обгона и опережения, отметим, что последним называют ситуации, когда один автомобиль передвигается с более высокой скоростью, чем попутное транспортное средство. Действие может выполняться при таких условиях:

  • опережение осуществляется в зоне единой полосы, не предполагает пересечение разметки;
  • действие выполняется в правой части дорожного полотна, поэтому не сопровождается выездом на встречную;
  • опережение может выполняться и справа, и слева (обгонять можно только с левой стороны);
  • автомобиль выехал на встречную, но на ранее занимаемую полосу не вернулся.

Изучив разницу между обгоном и опережением, отметим, что в последнем варианте также есть ситуации, когда могут оштрафовать. Это касается объезда попутного транспорта с правой стороны с выездом на тротуар, велосипедную дорожку, обочину. В этом случае представители ГИБДД будут говорить о нарушении, являющемся поводом для составления протокола.

Так мы видим, что любой обгон – это опережение, но не каждое опережение считается обгоном. Есть и спорные ситуации, когда опережение сотрудники ГИБДД принимают за обгон, наказывают водителя штрафом либо лишением права на управление транспортом. Например, на дорожном полотне, где предусмотрено всего две полосы, имеется разделяющая сплошная линия, в одном направлении передвигается трактор и автомобиль. Первый, решая пропустить авто, включает правый поворот и прижимается к обочине, легковушка выполняет опережение. Через 500 метров стоят инспектора ГИБДД, и останавливают «нарушителя», предъявляя обвинение в нарушении, предполагающем штраф, что он обгонял в запрещенном месте. Безусловно, спорить с инспекторами не следует, потому как это усугубит положение. Что делать в таких ситуациях?

Как оспорить решение представителей ГИБДД

Важно! Если водитель согласен с нарушением, подписал протокол, он должен оплатить назначенный штраф в течение двух месяцев с момента получения оповещения. В противной ситуации, дело передадут судебным исполнителям, чтобы взыскать денежные средства в принудительном порядке.

Когда водитель считает, что он не нарушал ПДД, необходимо поступать следующим образом:

  • указать в протоколе, что он не согласен с его содержанием, отметить причины;
  • записать государственный номер автомобиля и, по возможности, его водителя, который сможет в суде выступать в роли свидетеля;
  • обратиться к опытному автоюристу за помощью, потому как самостоятельно писать исковое заявление в суд не стоит. Есть вероятность составить иск неточно и с ошибками, что станет причиной для отказа в рассмотрении дела. Только квалифицированный юрист сможет помочь написать заявление верно, собрать доказательства невиновности водителя.

При условии того, что водитель действительно не нарушал правила ДД, смог найти хорошего автоюриста, у него есть большие шансы доказать свою точку зрения в судебном порядке и снять с себя необходимость выплаты штрафа или наказание в виде временного лишения водительского удостоверения.

В правила дорожного движения часто вносятся изменения относительно разрешенного поведения во время езды. В недавнее время имели место быть поправки, касаемо правил опережения и обгона.

При прохождении обучения в автошколе, курсанты сталкиваются с таким определением обгона, как:

  • опережение транспортных средств с применением выезда на ряд встречного движения, а затем, с возвращением обратно.

Особенности обгона:

  1. Он является разновидностью опережения. Но последнее, при э том, не всегда выступает обгоном.
  2. Во время обгона всегда происходит выезда на полосу для встречного потока машин.
  3. После окончания маневра, авто должно возвратиться на свою полосу.

Стоит отметить, когда дорога является двух или более полосной, автомобиль, обгоняя другие транспортные средства, осуществляет опережение.

Различие понятий

Чтобы понимать, чем данные понятия разняться, необходимо знать, что опережение, это:

  • движение транспортного средства, которое имеет скорость более высокую, нежели попутный автотранспорт;
  • это будет тот случай, если маневр совершается в пределах одной полосы, то есть, не происходит пересечение прерывистой линии;
  • также, опережением будет считаться тот случай, когда автомобиль выехал на встречную полосу движения, но на прежнюю обратно не возвратился.

Достаточно очевидной является разница между этими значениями.

То есть, при совершении обгона, автомобилист выезжает на полосу, по которой движется встречный поток машин, а в случае опережения, все маневры происходят в пределах одной части дороги.

Также, отличительной особенностью этих понятий, будет тот факт, что обгонять попутные автомобили могут как справа, так и слева. Но, как правило, такая езда будет запрещена. На дорогах очень часто установлен запрещающий дорожный знак, который информирует о том, что обгон или объезд справа запрещен. Что же касается опережения, то для него особых ограничений нет.

Когда обгон запрещен?

Для того, чтобы передвижение по магистралям было максимально безопасным, нужно соблюдать правила и придерживаться допустимых скоростных норм. Но зачастую, впереди движущиеся автомобили едут слишком медленно, тогда у водителя возникает желание выехать на соседнюю часть дороги, опередить медленного автомобилиста и двигаться быстрее. Но всегда ли это можно сделать на законных основаниях?

Случаи, когда выполнение обгона запрещается:

  • Когда на определенной территории установлены знаки, запрещающие данный маневр. Это означает, что выполнение его будет крайне опасным.
  • В случае, когда на транспортном средстве, едущем впереди, включился световой сигнал, обозначающий поворот. В данном случае, во избежание столкновения, необходимо подождать, пока автомобилист закончит свой маневр, и только после этого перестраиваться.
  • Если водитель транспортного средства, которое двигается сзади, приступил к обгону, необходимо пропустить его, и только потом, убедившись, что дорога свободна, начинать выполнение маневра.

Совершать движение по встречной полосе, опережая другие транспортные средства, запрещается на железнодорожных переездах, перекрестках, резких поворотах дороги, на подъемах, в тоннелях.

Помимо этого, есть и другие места, где данные действия запрещены. Там устанавливают специальные знаки, обозначающие запрет, а также, это дорожная разметка в виде двойной сплошной линии.

Запрещаются также данные действия на пешеходных переходах, когда люди переходят дорогу. Водитель нарушит ПДД, если будет обгонять на мосту, либо территорией под ним, а также на территориях, где недостаточный обзор.

Когда правила не запрещают опережение?

Нередко бывают случаи, когда водители нарушают правила и пересекают двойную сплошную линию. В таком случае им грозит наложение штрафных санкций. Помимо этого, произведенные действия могут привести к созданию аварийной ситуации.

Поэтому, автомобилисты должны знать, когда данный маневр разрешен, и как его выполнять:

  • Правильно рассчитано время и на маневр и расстояние до впереди идущего по встречной полосе транспортного средства.
  • Когда автомобиль находится по максимуму близко к впереди идущему автотранспорту, включается сигнал поворота и выполняется опережение.
  • Выполнение манипуляций займет малое количество времени, и машина вновь будет возвращена на свою полосу дороги.
  • Когда маневр завершен, необходимо включить сигнал правого поворота, тем самым, предупреждая других участников движения о своем намерении вернуться на прежнюю полосу.

Обгон справа

Двигаясь по дорогам с правосторонним движением, водители должны понимать, что объезжать транспортные средства разрешено только с левой стороны.

Что касаемо обгон справа ПДД, запрещает выполнение такого маневра. Связано это с тем, что в таком случае, движение будет производиться по тротуару или обочине. А это является нарушением.

Исключением выступает тот случай, когда автотранспорт, двигающийся впереди, включил сигнал поворота налево, и ожидает возможности, чтобы выполнить действие, при данных обстоятельствах, автомобилист на законных основаниях, может совершить объезд справа.

Штрафы за нарушения

Иногда городские дороги или магистрали слишком переполнены транспортными средствами, что водители идут на различные уловки, чтобы выехать вперед и продолжить движение быстрее.

Но нарушение правил, которое получилось зафиксировать, сулит автомобилисту выплатой штрафа .

  • Если речь пойдет о езде по обочине, то придется выплатить материальную компенсацию в размере 1500 рублей.
  • Если же объезд был произведен с нарушением правил и выездом на полосу встречного направления, где на это имеются запрещающие знаки или разметка, то водителю может быть вменена штрафная санкция на выплату денежного возмещения в размере 5000 рублей.
  • А за движение по трамвайным путям нарушителя могут лишить прав, либо также выписать штраф на сумму до 5000 рублей.

Добрый день, уважаемые читатели.

Неожиданно для нас с Вами, как это и бывает всегда, правительство Российской Федерации выпустило новое постановление, которое вносит самые существенные за последнее время поправки в .

Изменения правил достаточно масштабные, поэтому их рассмотрению я посвящу новую серию статей "Поправки в ПДД 2010" .

Возможно, прочитав заголовок и увидев в нем дату (10 мая 2010 года) Вы были напуганы тем, что придется изучать новые правила в сжатые сроки.

Сроки действительно сжатые, но не настолько. Постановление вступает в силу через 6 месяцев после его опубликования, т.е. 20 ноября 2010 года . К этому моменту мы уже успеем подробно рассмотреть все нововведения правил и они для Вас не будут темным лесом.

Подозреваю, что реакция на введение новых правил среди читателей будет неоднозначной. С одной стороны, новые правила предназначены для того, чтобы сделать движение по дорогам более безопасным. С другой же, введение новых пунктов, существенно отличающихся от существующих, приведет к тому, что всем водителям придется пусть немного, но переучиваться и привыкать.

Тем не менее, не стоит расстраиваться. Это не первое изменение правил и не последнее. Главное, что Вы узнали об изменениях вовремя (конечно если читаете статью до 20 ноября 2010 года) и сможете всегда ездить правильно.

Еще раз обращаю Ваше внимание на дату - 20 ноября 2010 года. До этой даты будет действовать предшествующая редакция правил дорожного движения, поэтому, в принципе, сейчас можно голову нововведениями не забивать.

Кстати, мне будет интересно узнать Ваше мнение о текущем изменении правил дорожного движения. Можете выразить его в комментариях к этой статье.

А теперь перейдем непосредственно к изменениям правил дорожного движения и сегодня рассмотрим очень важный пункт 1.2 "основные понятия".

Отмечу и еще кое-что. Чтобы Вам было проще понять, в чем заключаются изменения правил, я буду приводить выдержки из правил в старой и новой редакции. При этом старые версии будут слева обозначены запрещающим красным цветом, а новые - разрешающим зеленым.

Изменения основных понятий в правилах дорожного движения

Первое понятие, подвергнутое существенному изменению - обгон :

"Обгон" – опережение одного или нескольких движущихся транспортных средств, связанное с выездом из занимаемой полосы.

"Обгон" - опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части).

Рассмотрим внесенные изменения.

1. Раньше обгоном считалось опережение движущихся транспортных средств, теперь же это слово исключено. Замечу, что раньше при возникновении какой-либо непредвиденной ситуации, например, при ДТП сразу на 2х полосах, существовала возможность объехать поврежденные транспортные средства по полосе встречного движения без риска лишиться прав. Она сохраняется и в настоящее время, т.к. объезд стоящих транспортных средств не является обгоном. Хотя, возможно, вслед за изменением ПДД будут внесены поправки и в Кодекс об административных правонарушений (документ, регламентирующий штрафы) и тогда уже можно будет точно судить о возможности объезда по встречной полосе. В настоящее время за такой объезд предусмотрен штраф 1000-1500 рублей.

2. Теперь обгоном является только маневр, который связан с выездом на полосу встречного движения. Это не свидетельствует о том, что нужно пересекать двойную сплошную, как раз это делать запрещено. Скорее данное изменение подчеркивает то, что понятие обгона было существенно сужено и теперь обгон может выполняться только на таких дорогах, на которых разрешен выезд на полосу встречного движения (например, на 2х полосных дорогах).

Замечу, что данное нововведение не отменяет обгоны в их обычном понимании. Просто теперь такой маневр будет называться по-другому.

Опасный груз :

"Опасный груз" – вещества, изделия из них, отходы производственной и иной хозяйственной деятельности, которые в силу присущих им свойств могут при перевозке создать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей природной среде, повредить или уничтожить материальные ценности.

"Опасный груз" – вещества, изделия из них, отходы производственной и иной хозяйственной деятельности, которые в силу присущих им свойств могут при перевозке создать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей среде, повредить или уничтожить материальные ценности.

Как видите это понятие изменилось незначительно. Вся разница заключается только в одном слове, которое для простых водителей ничего особого не значит. А опасный груз как был, так и остается чем-то таким, что опасно возить, и рядом с чем лучше не ехать.

Ограниченная видимость :

"Ограниченная видимость" - видимость водителем дороги в направлении движения, ограниченная рельефом местности, геометрическими параметрами дороги, растительностью, строениями, сооружениями или иными объектами, в том числе транспортными средствами.

Это совершенно новое понятие, которого, несомненно, в правилах дорожного движения всегда не хватало.

Опережение :

"Опережение" - движение транспортного средства со скоростью, большей скорости попутного транспортного средства.

Это также новое понятие. Как и предыдущее, раньше оно только подразумевалось.

Появление этого понятия связано с существенными изменениями в понятии "обгон". Опережение как раз и обозначает то, что в старой (до 20 ноября 2010 года) редакции правил называлось обгоном.

Препятствие :

"Препятствие" - неподвижный объект на полосе движения (неисправное или поврежденное транспортное средство, дефект проезжей части, посторонние предметы и т.п.), не позволяющий продолжить движение по этой полосе.

Еще одно новое понятие в правилах дорожного движения.

На этом данную статью хочу закончить. Продолжим рассмотрение изменений, внесенных в правила дорожного движения, в следующий раз. Если у Вас есть какие-то вопросы по написанному, можете задать их в комментариях. Удачи на дорогах!

Для обеспечения безопасности при эксплуатации автомобильного транспорта утверждены Правила дорожного движения ().

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Правилами описываются не только обязанности водителей, но и порядок поведении в той или иной ситуации. Современные водители часто путают два понятия, установленные Правилами и «Опережение».

В чем схожесть маневров и их различия, читайте далее.

Понятие обгона и опережения

Итак, что же такое «Обгон» и «Опережение». Разберемся с имеющейся терминологией более подробно.

Обгон – это маневр, который связан с выездом на встречную полосу движения с последующим возвращением в полосу попутного направления.

Обгон может совершаться в отношении одного или нескольких автомототранспортных средств, движущихся в попутном направлении.

Опережение – это маневр, который осуществляется водителем без использования полосы встречного направления. Опережение так же может осуществляться одного или нескольких автотранспортных средств одновременно.

Обгон, в отличие от опережения, сопровождается следующими процессами:

  • маневрированием в левом направлении. То есть для совершения обгона требуется сместить автомашину влево;
  • выезд на полосу, предназначающуюся для автомашин, движущихся во встречном направлении;
  • опережение автомобиля;
  • возврат на исходную полосу.

И обгон, и опережение должны сопровождаться соответствующими указателя световой сигнализации, установленной на автомобиле (сигналами поворота).

Оба маневра отличаются рискованностью и выполняются исключительно в условиях достаточной видимости. В противном случае и обгон, и опережение могут привести к возникновению аварийной ситуации.

Как прописаны в ПДД

Термины «Обгон» и «Опережение» утверждены в пункте 1.2 ПДД.

Законодательством дается четкое определение обоих маневров. Кроме этого обгон и опережение регулируются статьей 11 Правил движения, которой устанавливаются:

  • правила выполнения того или иного маневра;
  • заперты на осуществление маневрирования в определенных условиях и определенных местах, являющихся зонами с повышенной опасностью.

Более серьезные требования предъявляются к выполнению маневра «Обгон», так как выезд на встречную полосу с последующим возвращением на свою полосу является более опасным.

Схемы

Для более наглядного определения рассматриваемых понятий приведем несколько схем:

  1. Обгон (опережение с выездом на полосу, предназначенную для встречного движения):

  2. Опережение:

    В чем разница

    В соответствии с определениями, установленными правилами обгон и опережение имеют следующие отличительные признаки:

    Признак Обгон Опережение
    Порядок выполнения — выезд на встречную полосу;
    — возврат в свою полосу
    — выезд на другую полосу, расположенную в попутном направлении;
    — необходимость возврата устанавливается соответствующими правилами. Если опережение осуществляется в границах какого-либо населенного пункта, то водитель имеет право двигаться по любой удобной полосе, то есть возврат в данной ситуации не обязателен. Если водитель осуществляет опережение вне границ населенного пункта, то дальнейшее движение возможно только по правой полосе, то есть в данной ситуации возврат осуществляется в обязательном порядке
    Скоростной режим Увеличивается для выполнения маневра В зависимости от дорожной ситуации может быть увеличен или оставлен без изменения
    Ограничения Несколько. Устанавливаются правилами движения Одно. Опережение нельзя совершать только на пешеходном переходе, если одно или несколько попутно движущихся транспортных средств остановилось (снизило скорость) для пропуска пешеходов
    Может совершаться Исключительно с левой стороны Как с левой, так и с правой стороны
    Наличие штрафов Установлены. Административным Кодексом за невыполнение правил Отсутствуют
    Опасность маневра Большая, так как требуется выезд на полосу встречного движения Невысокая, так как осуществляется в попутном направлении

    Опасность маневров

    Любое маневрирование на проезжей части отличается особой долей риска, так как может привести к дорожному происшествию. Опасности при выполнении обгона и опережения различны.

    Обгон, так как он совершается с выездом на встречную полосу, опасен:

    • из-за большой вероятности лобового столкновения автомобилей, вследствие неправильной оценки расстояния между автотранспортными средствами или чрезмерно высокой скорости;
    • из-за возможности снижения управляемости автомашины, что может привести к опрокидыванию или перевертыванию. Резкое увеличение (снижение) скорости при выполнении обгона негативно отражается на возможности управления автомашины. Не исключены такие явления, как занос, блокировка колес и так далее;
    • из-за создания определенных помех как транспорту, движущемуся в попутном направлении, так и транспорту, движущемуся во встречном направлении. Помехи могут быть созданы вследствие неправильной оценки ситуации на проезжей части или высокой скорости.

    Опережение является менее опасным маневром, но так же может привести к дорожной аварии.

    Основанная опасность при совершении опережения заключается в следующих аспектах:

    • превышение установленного для определенного участка дороги скоростного режима, что может дополнительно привести к потере управления, опрокидыванию и так далее;
    • ограниченность видимости. При совершении маневра с правой или с левой стороны водитель на определенный промежуток времени теряет контроль над ситуацией, складывающейся в соседних полосах движения;
    • возможность столкновения с пешеходами. В отличие от обгона опережение можно совершать на пешеходных переходах, что может привести к причинению вреда здоровью (жизни) людей.

    Когда разрешены или запрещены

    В соответствии с Правилами движения обгон запрещено выполнять, если (пункт 11.2):

    • движущееся впереди автомототранспортное средство уже приступило или только начинает (работает указатель поворота) к выполнению аналогичного маневра;
    • движущийся сзади автотранспорт приступил к обгону;
    • невозможно выполнить возврат на свою полосу движения, не создавая помех иным транспортным средствам.

    Опережение запрещено выполнять только в случае приближения к пешеходному переходу, при условии, что опережаемое транспортное средство снизило скорость или остановилось для пропуска пешеходов (статья 14.2 ПДД).

    Правилами дополнительно установлены места, в которых запрещено совершать обгон (пункт 11.4). К ним относятся:

    • железнодорожные переезды и расстояние в 100 м до переезда. Ж/д переезды являются зоной повышенной опасности, так как автомобильная трасса пересекается с ж\д путями, по которым происходит движение поездов. Этот фактор и приводит к ограничению такого маневра, как опережение с выездом на встречную полосу, то есть обгона;

    • регулируемые перекрестки (регулирование на отдельных перекрестках может совершаться светофорами или регулировщиком). Запрет на выполнение маневра обгон связан с плотностью движения и одновременным движением автомототранспорта в попутном и встречном направлениях;

    • нерегулируемые перекрестки, при условии движения по второстепенной дороге. Перекрестки, не оборудованные светофорами (регулировщиками), так же являются опасными зонами. При пересечении такого перекрестка требуется руководствоваться дорожными знаками, а при их отсутствии (равнозначные перекрестки) правилом «правой руки» (пропусти автомобиль, движущийся справа);

    • пешеходные переходы. Ранее обгон на переходах разрешался при отсутствии на нем пешеходов, но последними поправками в законодательство такое правило отменено;

    • тоннели, мосты, эстакады, путепроводы и так далее, а так же при подъеме на соответствующее сооружение. Данный запрет обуславливается недостаточной видимостью;

    • опасные участки дороги, обозначенные соответствующими дорожными знаками (опасные повороты, выброс гравия, скользкая дорога и так далее);

    • участок в повышенной аварийностью может быть обозначен и соответствующей табличкой, на которой, как правило, дополнительно указывается и протяженность данного участка;

    • участки проезжей части, на которых установлен знак, запрещающий выполнение данного маневра;

    • на определенных участках дороги при наличии запрещающей разметки, которой является сплошная линия.

      Особые участки проезжей части, на которых запрещено выполнять опережение правилами не предусмотрены.

      Однако при выполнении любого маневра, в том числе и опережения, водитель предварительно обязан убедиться в безопасности его совершения, так как движение со скоростью, превышающей скорость движения потока, может привести к аварийной ситуации.

      За опасное вождение и несоблюдение правил движения водитель может подвергаться административному наказанию в соответствии со .

      Штрафы при неправильном выполнении обгона предусмотрены:

      В качестве альтернативного наказания при совершении тяжких правонарушений (статья 12.15 и – не предоставление приоритета в движении автотранспорту, оборудованному проблесковыми маяками и звуковыми сигналами) может применяться наказание в виде лишения водительских прав сроком до 6 месяцев (при первичном нарушении) и 1 года (при повторном нарушении).

      Для начала давайте вспомним, что такое ОБГОН.

      Правила. Раздел 1. «Обгон» – опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу встречного движения , и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу.

      То есть обгон – это всегда выезд на встречку, а выезд на встречку разрешён Правилами

      только в следующих трёх случаях.

      Либо это двухполосная дорога с прерывистой осевой линией разметки.

      Либо это двухполосная дорога с комбинированной осевой линией разметки.

      Либо это трёхполосная дорога с двумя продольными прерывистыми линиями разметки.

      На таких дорогах, как вы уже знаете, средняя полоса может использоваться для обгона водителями обоих направлений.

      Обгон, несомненно, самый опасный из всех манёвров. Поэтому Правила содержат ряд жёстких ограничений, которым должен следовать водитель, совершающий или только намеревающийся совершить обгон.

      Общие принципы безопасности при выполнении обгона.

      Правила. Раздел 11. Пункт 11.1. Прежде, чем начать обгон, водитель обязан убедиться в том, что полоса движения, на которую он собирается выехать, свободна на достаточном для обгона расстоянии и в процессе обгона он не создаст опасности для движения и помех другим участникам дорожного движения.

      По сути, это требование Правил означает, что перед тем, как принять решение о возможности (или невозможности) обгона, водитель обязан проделать ёмкую аналитическую работу:

      1. Необходимо оценить скорость обгоняемого автомобиля.

      2. Необходимо оценить скорость встречного автомобиля и расстояние до него.

      3. Необходимо оценить состояние дорожного покрытия (сухое, влажное, скользкое).

      4. Необходимо вспомнить о реальных динамических возможностях собственного автомобиля (насколько чутко он реагирует на педаль акселератора).

      Приступить к обгону разрешается только в том случае, если в процессе обгона не возникнет

      ни малейшей угрозы, ни для встречного, ни для обгоняемого!

      Водителю запрещается выполнять обгон в случаях, если транспортное средство, движущееся впереди , производит обгон или объезд препятствия.

      Более того, заботясь о безопасности, Правила запретили приступать к обгону уже с момента, как только едущий впереди включил левые указатели поворотов. И об этом тоже сказано в пункте 11.2:

      Правила. Раздел 11. Пункт 11.2. Водителю запрещается выполнять обгон в случаях, если транспортное средство, движущееся впереди по той же полосе, подало сигнал поворота налево.

      Что он собирается делать, пока неясно. То ли намерен приступить к обгону, то ли объезжает препятствие, то ли готовится к повороту налево.

      Но в любом случае с момента, как только он включил левые указатели поворота, вам приступать к обгону опасно, и потому Правилами запрещено.

      Но и на этом пункт 11.2 не заканчивается:

      Правила. Раздел 11. Пункт 11.2. Водителю запрещается выполнять обгон в случаях, если движущееся за ним транспортное средство начало обгон.

      Обратите внимание! – В пункте 11.2 Правил до сих пор речь шла о транспортном средстве, движущемся впереди вас .

      И по Правилам тому, кто впереди вас, достаточно всего лишь включить левые «поворотники», чтобы запретить вам обгон.

      А вот тому, кто сзади вас , в соответствие с пунктом 11.2 одного этого недостаточно. Чтобы запретить вам обгон, водителю, движущемуся сзади вас, необходимо не только включить левые поворотники, но ещё и начать обгон!

      И это логично! И вот почему. Водитель включает указатели левого поворота в следующих случаях:

      а). Перед тем, как приступить к обгону;

      б). Перед тем, как приступить к объезду препятствия;

      в). Перед тем, как приступить к повороту налево;

      г). Перед тем, как приступить к развороту.

      Если он впереди, то какая вам разница, что он собирается сделать – во всех случаях приступать к обгону нельзя.

      Но если он сзади, тогда разница есть. Сейчас ваша задача – подождать и посмотреть, что он собирается делать.

      Если он отстаёт и поворачивает налево или разворачивается, можете обгонять тех, кто едет впереди.

      Но если он наращивает скорость и смещается влево, значит, он собирается обогнать вас. В этом случае Правила обязывают вас повременить, подождать, пока он закончит свой обгон, и только после этого разрешено и вам приступить к обгону.

      Комментарий к рисунку. Привыкайте потихоньку! – в зеркале заднего вида всё наоборот. То, что на самом деле левое, в зеркале – правое. И картинка в зеркале будет именно такая, как у нас на рисунке.

      На экзамене в ГИБДД кому-то из вас достанется вот такая задача:


      Можно ли водителю легкового автомобиля начать обгон?

      1. Можно.

      2. Можно, если водитель грузового автомобиля А двигается со скоростью менее 30 км/ч.

      3. Нельзя.

      Комментарий к задаче

      Иногда я сталкиваюсь с тем, что некоторые из вас не понимают, о водителе какого автомобиля идёт речь. А речь идёт о водителе легкового автомобиля , зажатого на рисунке между двумя грузовиками. Авторы этой задачи считают, что водитель едущего сзади грузовика не только включил указатели левого поворота, но уже и приступил к обгону (хотя из рисунка и из текста вопроса это не следует). Но правильный ответ – третий. Так что и вы считайте, что водитель грузовика уже приступил к обгону, иначе сделаете ошибку.

      Ещё один наиважнейший момент.

      Безопасность обгона зависит не только от действий обгоняющего, но и от действий обгоняемого. Водитель, увидев, что его обгоняют, может «обидеться» (такое, к сожалению, бывает) и тоже нажмёт на педаль акселератора, не давая обгоняющему завершить обгон. А вот это по-настоящему опасно, а потому недопустимо! Правила сформулировали требования к водителю обгоняемого автомобиля следующим образом:

      Правила. Раздел 11. Пункт 11.3. Водителю обгоняемого транспортного средства запрещается препятствовать обгону посредством повышения скорости или иными действиями.

      Обратите внимание! – Правила не обязывают водителя обгоняемого автомобиля уступать дорогу обгоняющему (например, когда обгоняющий возвращается на свою полосу). Наоборот, это обгоняющий должен позаботиться, чтобы не «подрезать» обгоняемого.

      Другое дело, что обгоняемый не должен повышать скорость, когда его обгоняют. Или, скажем, включать левые «поворотники», или смещаться влево, пугая обгоняющего. Это, кстати, и в его интересах – если произойдёт ДТП, то всем мало не покажется (и обгоняющему, и обгоняемому).

      И об этом на экзамене вас тоже спросят (правда, без рисунка):

      Ну, а теперь самое главное – где обгон запрещён!

      Обгон, как и всякий манёвр, может быть запрещён либо разметкой, либо знаками, либо самими Правилами.

      Посередине проезжей части нанесена сплошная осевая линия разметки и, следовательно, любой выезд на полосу встречного движения запрещён.

      Естественно, запрещён и обгон.

      Осевая линия может быть прерывистой, или её вообще может не быть, но установлен знак 3.20 «Обгон запрещён».

      То есть требования знака и разметки противоречат друг другу. А в таких случаях, как вы уже знаете, водители обязаны выполнять требования знака.

      Только следует помнить, что в зоне действия знака 3.20 «Обгон запрещён» разрешается обгонять гужевые повозки, мопеды, двухколёсные мотоциклы, а также любые тихоходные транспортные средства.

      Что такое двухколёсный мотоцикл или гужевая повозка, понятно каждому. А что такое тихоходное транспортное средство? А тихоходное транспортное средство по Правилам – это транспортное средство, обозначенное соответствующим опознавательным знаком.

      На этом транспортном средстве нет никакого опознавательного знака и, следовательно, с какой бы скоростью оно ни «ползло», обгон запрещён!

      А вот теперь другое дело – на заднем борту опознавательный знак «Тихоходное транспортное средство».

      И, следовательно, с какой бы скоростью оно ни «летело», его можно обгонять и в зоне действия знака 3.20 «Обгон запрещён».

      Помимо этого Правила содержат перечень мест, где обгон запрещён независимо от того, какая тут осевая линия.

      1. Правила. Раздел 11. Пункт 11.4. Обгон запрещён на пешеходных переходах.

      Если вы ещё не забыли, на пешеходных переходах категорически запрещёны разворот и движение задним ходом.

      Точно так же на пешеходном переходе запрещён и обгон. Причём тоже запрещён категорически, независимо от того, есть ли там пешеходы или нет.

      И это правильно из элементарных соображений безопасности – раз уж перед вами есть транспортное средство, оно обязательно, хотя бы частично, закрывает видимость пешеходного перехода.

      Вполне логично, что Правила категорически запретили обгон на пешеходном переходе.

      Ну, а уж если есть хотя бы один пешеход, тогда о каком обгоне можно говорить.

      Сейчас оба водителя обязаны уступать дорогу пешеходу.

      2. Правила. Раздел 11. Пункт 11.4. Обгон запрещён на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними, а также в тоннелях.

      И опять напоминаю вам – во всех перечисленных местах запрещены разворот и движение задним ходом. Ну, и обгон на мостах и в тоннелях Правила тоже запретили, причём запретили категорически, без всяких оговорок.

      3. Правила. Раздел 11. Пункт 11.4. Обгон запрещён в конце подъёма, на опасных поворотах и на других участках с ограниченной видимостью.

      Обращаю ваше внимание – обгон запрещён не вообще на подъёмах, а именно в конце подъёма! То есть там, где обгон действительно опасен, поскольку видимость встречной полосы в конце подъёма очень даже ограничена.

      По той же причине Правила запрещают обгон и на других участках дорог с ограниченной видимостью. При этом водители должны самостоятельно оценивать, что это за участок дороги, и какая тут видимость – ограниченная или нет.

      Приступая к обгону в конце подъёма, водитель красного автомобиля грубо нарушает Правила, рискуя жизнью (и не только своей).

      Это не конец подъёма, и дорога видна хорошо на безопасном расстоянии. Но это так, если двигаться по своей (правой) полосе.

      А если на этом участке приступить к обгону, то видимость сразу же станет ограниченной. А точнее, видимость станет никакой.

      Даже на открытой местности, если дорога поворачивает направо, обгоняемый автомобиль – это непрозрачный экран для водителя, совершающего обгон! А в таких условиях приступать к обгону смертельно опасно и потому Правилами запрещено.

      В сборнике ГИБДД на эту тему имеется две задачки.

      С одной из них вы справляетесь легко – в конце подъёма обгон запрещён и, значит, правильный ответ – третий.

      А вот здесь вы нет-нет, да ошибаетесь. Да это конец подъёма, но обратите внимание на разметку! В вашем направлении две полосы движения, и перестраиваясь на левую полосу, вы не совершаете обгон. И, кстати, в тексте вопроса так и сказано: «… для ОПЕРЕЖЕНИЯ грузового автомобиля».

      А опережение Правилами не запрещено. Нигде не запрещено, в том числе и в конце подъёма.


      Разрешается ли Вам в конце подъёма перестроиться на среднюю полосу для опережения грузового автомобиля?

      1. Разрешается.

      2. Разрешается только при видимости дороги более 100 м.

      3. Запрещается.

      4. Правила. Раздел 11. Пункт 11.4. Обгон запрещён на железнодорожных переездах и ближе чем за 100 метров перед ними.

      Правила совершенно оправданно хотят дисциплинировать транспортный поток, подъезжающий к железнодорожному переезду. Уже за 100 метров до переезда водители обязаны прекратить всяческие обгоны и далее должны двигаться строго по своей половине проезжей части.

      И такой порядок необходимо соблюдать до тех пор, пока переезд не будет пройден! После переезда начинается обычный участок дороги, не содержащий каких-либо специальных ограничений на обгон.

      К сожалению, Правила не предложили никакого знака, информирующего водителей о том, что до переезда осталось 100 метров. По идее в этом случае водителей должна выручить дорожная разметка – за 100 метров до переезда осевая линия обязана быть сплошной.

      Но разметка – дело ненадёжное. Её попросту может не быть. И как тогда прикажете определять эти 100 метров?

      В таком случае водители обязаны определять эти 100 м, что называется «на глаз».

      Но если установлены знаки «Приближение к железнодорожному переезду» (а они всегда должны быть), тогда у водителей есть вполне чёткий ориентир. Второй по ходу знак (с двумя красными наклонными полосами) всегда стоит на расстоянии минимум 100 метров до переезда.

      Так что, если вы закончите всяческие обгоны до этого знака, точно не ошибётесь, выполняя требования Правил.

      И об этом на экзамене в ГИБДД вас обязательно спросят:

      5. Правила. Раздел 11. Пункт 11.4. Обгон запрещён на регулируемых перекрёстках, а также на нерегулируемых перекрёстках при движении по дороге, не являющейся главной.

      Обгон на перекрёстке – это отдельная тема, и она требует отдельного разговора.

      Во-первых, необходимо помнить, что перекрестки могут быть регулируемыми и нерегулируемыми.

      В свою очередь нерегулируемые перекрёстки могут быть перекрёстками равнозначных дорог и перекрёстками неравнозначных дорог.

      При этом любой перекрёсток – это концентратор опасности, и Правила вполне закономерно запретили заниматься обгоном на перекрёстках. Исключение сделано только для случая, когда водитель пересекает перекрёсток по главной дороге.

      На перекрёстках продольные линии дорожной разметки разрываются, и, казалось бы, на самом перекрёстке ничто не мешает выехать на сторону дороги, предназначенную для встречного движения.

      Но если водитель двигается по многополосной дороге, то на ней выезд на «встречку» с целью обгона запрещён вообще – и до перекрёстка, и на перекрёстке, и после перекрёстка.

      И в этом случае совершенно неважно, какой это перекресток (регулируемый, нерегулируемый, главная дорога, неглавная) – на многополосных дорогах выезд на полосу встречного движения с целью обгона или объезда запрещен на всём её протяжении!

      Если дорога двухполосная, то выезд на встречку с целью обгона или объезда не запрещён и до перекрестка, и после перекрёстка.

      А как быть на самом перекрёстке? Вот тут вопрос.

      Правила ответили на этот вопрос следующим образом:

      Если это регулируемый перекрёсток, тогда неважно, сколько на вашей дороге полос движения.

      На любых регулируемых перекрёстках обгон запрещён Правилами!

      И это логично – перекрёсток делают регулируемым только в том случае, если здесь наблюдается интенсивное движение, а значит, на таком перекрёстке не до обгонов.

      Если это нерегулируемый перекрёсток равнозначных дорог, тогда нужно уступать дорогу тем, кто приближается справа. А если водитель пойдёт на обгон, он же ничего справа не видит!

      Вполне логично, что Правила запретили обгон на перекрёстках равнозначных дорог.

      И уж тем более, если ваша дорога второстепенная!

      Сейчас нужно уступать дорогу и тем, кто справа, и тем, кто слева.

      Тогда о каких тут обгонах на перекрёстке можно говорить!



      И только если ваша дорога главная , и осевая линия прерывистая , и встречная полоса свободна , можете обгонять и на перекрёстке, Правила не возражают.

      Заканчивая разговор про перекрёстки, мне хочется уберечь вас от возможных неприятностей.

      Дело в том, что, как правило, осевая ПРЕРЫВИСТАЯ линия перед перекрёстком становится СПЛОШНОЙ. И если уж вы решились на обгон на таком перекрёстке, тогда должны выполнить его по траектории, показанной на рисунке.

      Если зацепите сплошную (всё равно, в начале или в конце обгона), это квалифицируется как выезд на встречную полосу в нарушение Правил!

      Ну, и соответственно, 5000 рублей или лишение прав на срок от 4-х до 6-ти месяцев.

      Но это в жизни, а на экзамене с вами про это говорить не будут.

      На экзамене про обгон на перекрёстках вам предложат такие задачки:


      Разрешён ли Вам обгон?

      1. Разрешён.

      2. Разрешён, если обгон будет завершён до перекрёстка.

      3. Запрещён.