Современное программное обеспечение для автомобиля. Программы для автомобилей

С точки зрения инженера-электронщика автомобиль представляет собой передвигающуюся коробку, полную встраиваемых систем. Для тех, кто собрался посвятить свою жизнь автомобилестроению, а также для тех, кто просто хочет побольше узнать о внутреннем строении автомобиля, данный материал может оказаться полезным.



До начала текущего столетия в автомобилях было не так уж и много электронных систем. Некоторые дорогие модели имели электронное зажигание, круиз-контроль и климат-контроль, но это было довольно примитивные системы аналоговой электроники. С тех пор многое изменилось. Современные автомобили, даже базовые модели, имеют в своем составе десятки микропроцессоров и микроконтроллеров разной мощности, от крошечных 4-х битных устройств до 32-х или даже 64-х разрядных монстров.


Каждое из этих устройств содержит в себе определенную программу для выполнения определенных задач, поэтому программное обеспечение является одним из важнейших факторов качества и надежности автомобиля. Чтобы упорядочить разработку автомобильных встраиваемых систем и программного обеспечения для них, были введены специальные стандарты, и вот их основной (но не полный) список:

  • Шина CAN – средство для надежного соединения множества электронных систем вместе с минимальным количеством проводов.
  • MISRA C (и C ++) – подробный список правил по использованию языка C в системах критической безопасности, таких как автомобили.
  • OSEK / VDX – стандарт для операционных систем реального времени, используемых в автомобилях и прочих подобных системах.
  • Genivi – стандарт для систем на базе Linux, используемых для информационно-развлекательных систем в автомобиле.

Рассмотрим каждый из этих стандартов поподробнее.


Шина CAN


Проводка в автомобилях традиционно прокладывается по принципу «от точки к точке». Эта схема проста для понимания и технической поддержки, но быстро становится чрезмерно сложной, когда количество электронных систем увеличивается. В какой-то момент использование системной шины начинает иметь смысл. Пучок проводов направляется от одного устройства к другому, и каждое устройство имеет уникальный адрес шины и реагирует только тогда, когда оно видит этот адрес на шине. В автомобильных системах используются несколько систем шин, но шина CAN является наиболее хорошо известной и широко применяемой.



Разработчики встраиваемых систем часто сожалеют о том, что ни один язык программирования не идеально подходит для их конкретных потребностей. В некотором смысле, эта ситуация неудивительна, потому что, хотя очень многие разработчики работают над созданием встраиваемых приложений, они по-прежнему представляют собой лишь весьма небольшой коллектив в мире программирования сообщества. Тем не менее, некоторые языки были разработаны с учетом их использования во встраиваемых системах, например, PL/M, Forth и Ada. Но они не являются общепринятыми.


Компромиссом, который был принят почти повсеместно, является язык C. Язык C является компактным, выразительным и мощным. Он предоставляет программисту средства, позволяющие написать эффективный, читабельный и легко поддерживаемый код. Все эти особенности привели его к его популярности. К сожалению, этот язык также позволяет неосторожным разработчикам писать опасный код, который может вызвать серьезные проблемы на всех этапах разработки проекта. В автомобилях и прочих критических в плане безопасности системах это может быть большой проблемой.


Именно поэтому в конце 1990-х годов ассоциация Motor Industry Software Reliability Association (MISRA) представила ряд правил для использования языка C в системах транспортных средств. Этот стандарт стал известен под именем MISRA-C. Также был установлен аналогичный подход к использованию языка C++. Хотя эти принципы были написаны для разработчиков программного обеспечения, применяемого в автомобилях, вскоре они начали распространяться на другие области применения, где безопасность имеет важнейшее значение.


OSEK/VDX


OSEK/VDX является стандартом для ОСРВ, предназначенных для использования в системах управления автомобилями. Он был разработан с нуля для этой цели и включает в себя основные характеристики, необходимые для обеспечения безопасности критической системы. Ключевой особенностью является отсутствие динамических объектов; все создается статически во время сборки. Внутренняя простота этой реализации не ограничивает значительно разработчиков программного обеспечения, но устраняет значительный потенциальный источник сбоя системы. И это неудивительно, что другие отрасли проявляют интерес к данному стандарту. Операционные системы, поддерживающие OSEK/VDX, сегодня доступны от целого ряда поставщиков.



Большинство информационно-развлекательных систем в автомобилях не имеют жестких требований по безопасности и не слишком привязаны к реальному времени, поэтому Linux является хорошим выбором, поскольку он предоставляет широкий выбор дополнительных программных компонентов. И Genivi является стандартом для реализации Linux в данном контексте.

В век высоких технологических задумок нет ничего удивительного в том, что постоянно выходят различные умные программы, способные помочь человеку в его работе, связанной с различными сферами деятельности. Не исключением стала и стезя водителей-автомобилистов, для которых были придуманы полезные утилиты. Примечательно, что обычный смартфон сегодня способен заменить собой опытного советчика, а бесплатные программы для и различные сервисы помогут в создании важных заметок, оптимизации расходов и т. д.

На видео рассказано, как с толком использовать планшет или телефон в автомобиле:

Компьютеры, ноутбуки, смартфоны и полезные программы для них

Люди лет десять назад лишь мечтали о такой возможности, как иметь в автомобиле компьютер. В то время представить себе умный аппарат, делающий практически половину работы вместо водителя, было возможно, но это больше всего было похоже на фантастический фильм. Тогдашним автомобилистам было невдомёк, что умный компьютер способен осуществлять навигацию посредством специальных программ, самостоятельно проводить проверку мотора через разъём OBD2, следить за и даже вести особый дневник, где указаны все выезды водителя.

Вначале роль такого помощника выполняли громоздкие компьютеры, затем ноутбуки - лёгкие и производительные. Но и эти цифровые помощники стали ненужными с выходом смартфонов и планшетов.

На сегодняшний день смартфоны и планшеты с программами для автомобилистов являются такими же обыденными предметами, как или . Одновременно с обширным рынком удобных мобильных устройств стали развиваться и другие сегменты, не менее важные и предназначенные также для владельцев «железных коней» - различные полезные приложения для автомобилистов, так называемые онлайн-программы. В наш век, несмотря на массу полезных функций, которыми снабжают автомобиль производители, мобильные программы и онлайн-сервисы нужны так, как никогда. Мы попытались подобрать в этой статье самые полезные и нужные инструменты для автомобилиста, не обойдя вниманием различные платные и бесплатные навигационные приложения и программы, а также сервисы, способные решать сложные задачи.

Не секрет, что автомобиль, особенно в нашей стране, содержать было всегда трудно. Да, он не роскошь, а средство передвижения, но фразу эту придумали американцы, у которых другой взгляд на вещи. У нас в стране порой своего любимого «железного коня» уходит больше, чем на предмет роскоши. Такой уникальной ситуацией мы, автомобилисты, должны быть благодарны специалистам, работающим в автосервисах, которые тянут и тянут из кошелька попавшего к ним наивного водителя деньги; работникам , съевшим собаку в теме, касающейся качества бензина и его присадок и т. д.

Казалось бы, уследить за всеми расходами можно, если собраться и начать жить, как практичный немец. Но это удаётся не каждому россиянину и если бы не полезные приложения и программы, наподобие учётника расходов на топливо или программы по оценке стоимости владения автомобилем, туго пришлось бы нашим водителям.

Топливомеры и полезные сайты

На видео показано, как контролировать расход топлива при помощи GPS ГЛОНАСС:

Эти программы абсолютно бесплатны и относятся сегодня к простым инструментам, спасающим водителя от стресса и постоянных головных болей. Они вместо автомобилиста будут отслеживать постоянные и давать отчёт о проделанной работе. Программу Fuel Manager достаточно просто запустить, установив контрольную точку или же заправляясь регулярно до полного бака. Можно сделать иначе. Отмечать тот момент, когда загорается лампочка, указывающая на то, что топливо на исходе.

Fuel Manager - не единственная такая программа. Другое, не менее популярное приложение - это «Топливомер», который предназначен для рассчитывания среднего расхода на основе любых показателей. Кроме того, что программа сохраняет информацию об израсходованном топливе, она и позволяет одновременно устанавливать напоминание - утилиту, которая привязана к пробегу автомобиля. К примеру, таким способом можно будет запрограммировать напоминание о том, что пришла пора заменить масло, ведь автомобиль «пропахал» уже 10 тыс. км.

Другие программы, по сравнению с простыми топливомерами, отличаются набором больших функций. К примеру, такие популярные программы, как «Моя машина» или Beepster, предназначены уже для комплексного учёта расходов, связанных с периодическим обслуживанием и . Эти программы также дают возможность установки напоминаний. Главная задача таких цифровых записных книжек - это подсчёт условной стоимости 1 км пути. Кроме того, эти программы напоминают водителю о важных сервисных процедурах, таких как или тормозных колодок.

Видеообзор приложения Fuel Manager:

Мобильные утилиты прилагаются и к веб-серверам с целью облегчить обслуживание автомобилей. В частности, такой сервер, как drivernotes.net, даёт возможность, помимо основных функций, получать данные о стоимости обслуживания определённой модели автомобиля всеми владельцами, что пригодится в процессе .

Другой сайт, под названием cars.auto.ru, поможет найти быстро любое объявление о продаже или покупке авто. Доступ к этому сервису-программе водитель получает как через браузер, так и через мобильное приложение. Объявления искать очень легко, ведь они открываются, если набрать в поиске марку, год выпуска или другие параметры. Также сайт даёт возможность получить контакты владельца или клиента.

Популярный и раскрученный портал avito.ru, мгновенно и методом телепортации, как показывает рекламный ролик, среди прочего предлагает провести и поиск продавцов/покупателей. Интересно, что у этого ресурса есть очень удобная мобильная программа для «Андроид».

Другой сервис называется «Из рук в руки» и также имеет своего представителя в мобильных программах Google Play.

Примечательно, что человеку при поиске машин нет надобности обращаться к нескольким сайтам. Достаточно воспользоваться услугами какого-нибудь агрегатора, например, такого как auto.yandex.ru. Этот ресурс предлагает, помимо клиентской программы, ещё и отменно оптимизированную мобильную версию сайта. «Железных коней» здесь можно подбирать по различным параметрам, в том числе и таким неоднозначным, как «семейный автомобиль для загородных прогулок». И это ещё не всё. Сервис даёт возможность отслеживать изменения цен. Кстати, схожий с этим сайт bezrulya.ru отличается от аналогов ещё и удобной функцией, моделей авто.

Если раньше было в моде общаться с друзьями посредством SMS-сообщений, то сегодня это в прошлом. Социальные сети и специальные программы позволяют делать это намного быстрее и получать больше комфорта.

Интересно, что в одно время были популярны приложения, которые содержали большое количество так называемых полезных точек. Они отображались на карте, и к ним относились не только , пункты шиномонтажа, автосервисы, но и бистро, отели и даже достопримечательности определённого города или страны. Сегодня такая информация перекочевала на страницы навигационных программ, таких как Яндекс. Полезны в этом плане и Гугл, и тот же «Городской гид», и другие программы.

Видеообзор полезного приложения для автомобилистов - «Парковка»:

Хотелось бы отметить, что «особняком» по-прежнему держатся сервисы, которые позволяют найти не только ближайшую заправку, но и их цены на топливо. Одной из таких программ, пользующихся уважением среди автомобилистов, является «Мультитопливо». Этот сервис представляет собой интерфейс поиска, а также карту с заправками, которая периодически обновляется базой АЗС. Сюда включены , информация о наличии туалетов, кафе и т. п. Данные могут быть обновлены и пользователями портала multigo.ru. Здесь можно не только получать нужную информацию, но и вносить изменения через приложение, если зарегистрироваться как пользователь.

Показать ваше местоположение на карте тоже можно. Этим занимается специальный сервис Гугл Плюс. Он позволяет прикреплять в таких социальных сетях, как Фейсбук и ВКонтакте, теги местоположения к фотографиям или публикациям. Хотя этим занимается не только он.

Существуют специальные сервисы, отображающие координаты водителя или даже его маршрут в режиме Live. К таким сервисам можно отнести и бесплатную программу Glympse. Программа позволит открыть своё местоположение на определённый промежуток времени, к примеру, пока вы доберётесь до места встречи. Делается это путём посылки другу или знакомому ссылки, пройдя по которой на карте можно увидеть ваше местоположение или маршрут.

Стоит отметить, что некоторые важные дела лучше привязывать не к определённому времени, а к некой точке в пространстве. К примеру, проезжая рядом с магазином, нужно не забыть купить хлеба. Вот и подключается своеобразная «напоминалка», когда автомобиль проезжает мимо магазина. Большинство мобильных программ содержат массу полезных опций, для которых напоминание по местоположению - единственная целевая функция. Хотя существуют и более сложные приложения, такие как «Карта напоминания». Программа абсолютно бесплатна и позволяет, кроме создания и хранения заметок, скачивать сопутствующую карту в телефон.

К таким же программам можно отнести и различные планировщики. К примеру, напоминание по месту есть у Remember The milk. Но чтобы её задействовать, придётся подключиться к платной версии продукта.

Что касается онлайн-карт, то их можно использовать для диагностики состояния дорог. Для многих водителей давно не секрет, что они ежеминутно рискуют во время езды по российским дорогам загубить подвеску своего автомобиля. Сами дорожные службы оповестить водителя оперативно о возникающих в разных местах дороги препятствиях не успевают или не желают. А вот сервис «РосЯма» не даст дорожникам времени расслабляться, ведь на этом портале всегда можно оставить заявление о проблемах на . Достаточно будет загрузить на сайт размеры ямы, координаты и фото. Жаль только, что сервис этот мобильных клиентов не имеет.

Почти все сервисы, помогающие искать парковочное место, стоило бы отнести к инструментам, берущим за основу методы GPS. Но во многих мегаполисах и крупных городах России за неправильно припаркованный автомобиль и дефицит свободных мест эту проблему переводят в разряд глобальных. Именно для решения такой задачи и была придумана программа под названием «Парковки Москвы».

Видеообзор мобильного приложения «Парковки Москвы»:

Что касается других городов, то для них можно задействовать схемы , приведённых на картах OpenStreetMap или других картографических порталах. Имеются и специальные базы, такие как «Паркопедиа», где имеются клиентские приложения практически для всех мобильных платформ.

Штрафы ПДД и справочник в цифровой версии

Отдельного внимания заслуживает программа под названием « 2014». Она специально предназначена для тех водителей, которые слабо знают правила ПДД. Да и если честно, кто сегодня назубок их знает? Опыт вождения нашего автомобилиста куётся не на знании правил дорожного движения, а на практике прохождения определённых ситуаций. Другими словами, все знают, что проезжать на «красных свет» нельзя. Но вот какой штраф за это придётся платить, знает один или два процента водителей.

Если раньше водители приобретали новые версии периодически на бумажных носителях и хранили всю эту макулатуру в бардачке, и без того тесном на некоторых моделях авто, то сегодня программа сама будет автоматически загружать обновления. Кроме программы «Штрафы ПДД 2014», аналогичные действия выполняет и программа «Справочник ПДД».

Теперь про те опции, которыми известен . Так вот, оказывается, теперь покупать его для записи дорожной обстановки вовсе не обязательно. Все функции самого крутого видеорегистратора способна выполнить бесплатная программа, установленная на обычный смартфон. Да-да, не удивляйтесь! К таким приложениям, к примеру, можно отнести DailyRoads Voyager. Как и стандартный видеорегистратор, эта опция позволит записать ролики в циклическом порядке. А по мере заполнения памяти предыдущие видеофайлы автоматически стираются. Вот и все дела.

На случай ДТП

Программа под названием «Памятка при ДТП» поможет и нестандартных ситуациях, которые могут произойти на дороге. Эта программа даёт полезные рекомендации относительно того, что предпринять водителю в конкретном случае. Но к сожалению, кроме советов, хотя и толковых, ничем другим утилита больше помочь не сможет. Так что соблюдать безопасную манеру езды никто не отменял.

На Женевском автосалоне, прошедшем буквально несколько недель назад, компания Apple официально заявила о запуске продукта CarPlay. Как стало известно, многие производители автомобилей уже купили права на данное программное обеспечение. Это означает, что, возможно, уже через несколько месяцев, обрутившись в любой салон, где ведется продажа иномарок в Москве, можно будет приобрести новый автомобиль с установленным CarPlay.
Что же принципиально нового содержится в ПО от Apple? На первый взгляд, это всего лишь компьютерная программа, которая обеспечивает интерфейс автомобильных новинок. Список возможностей: развлекательные функции, карты, обмен сообщениями, голосовое управление. И почему вообще производители автомобилей стали активно участвовать в разработке программного обеспечения?
Вероятнее всего, в предыдущие годы автомобильные компании осознали, что их традиционный подход к автоэлектронике в современном мире обречен. Когда все развлечения в автомобиле включали лишь радио и проигрыватель компакт-дисков, автомобильные компании чувствовали себя в пределах своей зоны комфорта. Но как только у водителей появились новые потребности, в ответ на которые приборные панели стали оснащаться программным обеспечением, автомобильные компании поняли, что они не способны создать интересный для потребителя продукт самостоятельно. Ведь до сих пор навигационные и развлекательные системы, установленные стандартно в автомобилях, остаются намного менее функциональными, чем приложения, доступные для смартфонов и планшетов.
Однако теперь времена меняются и автомобильное ПО просто должно стать сложнее и удобнее, в нем должны появиться такие функции как возможность хранения музыкальных файлов, возможность прослушивания радиостанций онлайн, навигация, напоминания, адресная книга, подключение к социальным сетям и многое другое. Однако это должно быть не устройство, автономно встроенное в автомобиль, а система, помогающая использовать имеющийся у нас девайс (планшет или смартфон) для управления развлекательными функциями автомобиля. Так вот именно такую функцию и будет выполнять CarPlay.
Вероятно, в США это изобретение вызовет всплеск спроса на новые автомобили, оснащенные новой функцией. А также все больше пользователей смартфонов будут производить обмен старого авто на новый, уже содержащий новейшее программное обеспечение.

Об авторе: Андрей Страшко

    Другие новости

В конструкциях автомобилей все более широкое применение находят электронные системы управления. Проведение диагностирования современного автомобиля без использования средств для анализа работы электронных систем управления может дать недостаточно полную информацию о его техническом состоянии.

Диагностические средства для определения технического состояния электронных систем управления можно подразделить на три категории:

  1. стационарные (стендовые) диагностические системы
  2. бортовое диагностическое программное обеспечение, которое позволяет индицировать неисправности соответствующими кодами
  3. бортовое диагностическое программное обеспечение, для доступа к которому требуется специальное дополнительное считывающее устройство

Стендовые диагностические системы

Эти системы не подключаются к бортовым электронным блокам управления и, таким образом, не зависят от бортовой диагностической системы автомобиля. Они обычно диагностируют отдельные механизмы двигателя и системы зажигания, поэтому их часто называют мотор-тестерами. Основными элементами мотор-тестера являются датчики, а также блок обработки и индикации результатов измерений воспринимаемых сигналов. Датчики и регистрирующие приборы соединены с кабелями с помощью штекеров и зажимов.

Рис. Мотор-тестер

Мотор-тестеры выполняются на базе компьютеров, имеют клавиатуру, дисплей, дисководы, привод CD-ROM. В комплект обычно входит набор соединительных проводов и кабелей, стробоскоп, а в отдельных случаях - и газоанализатор отработавших газов. Информация вводится в компьютер с помощью соответствующего анализатора, в котором размещены аналогово-цифровые преобразователи, компараторы, усилители и другие устройства предварительной обработки сигналов. Анализатор подключается к необходимым элементам на автомобиле с помощью комплекта кабелей, который представляет собой набор проводов, подключаемых к отрицательной, положительной клеммам аккумулятора и катушке зажигания, провода высокого напряжения к катушке зажигания и к свече первого цилиндра, а кроме того, бесконтактный датчик тока на шине зарядки аккумулятора, датчик температуры масла в двигателе (вставляется вместо щупа), датчик разрежения во впускном коллекторе и т.п.

Основная часть мотор-тестера - осциллоскоп, на экране которого появляются различные осциллограммы, отражающие режим работы и техническое состояние проверяемых деталей и приборов системы зажигания. Оценка сигнала, появляющегося на экране осциллоскопа, основывается на анализе изменений (при наличии неисправностей) характера электрических процессов, протекающих в цепях низкого и высокого напряжения. По отдельным частям изображения можно судить также о работе некоторых элементов систем питания и зажигания, а характер изменения позволяет выявлять причины неисправностей.

Компьютер мотор-тестера обрабатывает информацию, полученную от двигателя, и представляет результаты на дисплее или в виде распечатки на принтере. С мотор-тестером может поставляться комплект лазерных компакт-дисков с технической информацией о различных моделях автомобилей, а также с инструкциями оператору о порядке подключения мотор-тестера к автомобилю и о последовательности проведения контрольных операций.

Перед проведением диагностирования вводят модель автомобиля, тип двигателя, трансмиссии, системы зажигания, впрыска топлива и другие параметры, характеризующие объект диагностирования. Мотор-тестеры способны диагностировать большинство автомобильных систем, в том числе системы пуска, электроснабжения, зажигания, оценивать компрессию в цилиндрах, измерять параметры системы питания.

Современные мотор-тестеры могут выдавать информацию о состоянии системы зажигания в виде цифр или осциллограммы процесса. Примером служит мотор-тестер М3-2 (Беларусь), с помощью которого можно определять состояние двигателя (по развиваемой мощности, балансу мощности по цилиндрам, относительной компрессии), стартера, генератора, реле-регулятора, аккумулятора, прерывателя-распределителя, электропроводов, свечей зажигания, лямбда-датчика, форсунок системы впрыска бензиновых двигателей, дизельной топливной аппаратуры, измерять с помощью стробоскопа углы опережения зажигания для бензиновых двигателей и впрыска для дизельных двигателей.

По мере усложнения автомобильной электроники расширяются и функциональные возможности стационарных систем, поскольку необходимо диагностировать не только управление двигателем, но и тормозные системы, активную подвеску и т.д.

Универсальность компьютерных мотор-тестеров определяется их программным обеспечением. Многие из них работают в привычной большинству пользователей операционной системе Windows.

К недостаткам мотор-тестеров следует отнести то, что с их помощью трудно обнаружить непостоянные неисправности в сложных электронных системах, когда неисправность в одной системе проявляется в виде симптомов в других системах, функционально связанных с первой.

Бортовое диагностическое программное обеспечение, которое позволяет индицировать неисправности соответствующими кодами

Системы программного обеспечения автомобилей большинства ведущих стран мира начиная с 80-х годов XX в. обеспечиваются функцией считывания кодов неисправностей с помощью контрольной лампы, например Check engine - проверь двигатель. Это наиболее простой вид бортового диагностирования, которое заключается в условном присвоении ряду неисправностей электронной системы управления цифровых кодов. Эти коды при проявлении соответствующих им неисправностей заносятся в память электронного блока управления системой. После проведения определенных манипуляций данные коды могут отображаться контрольной лампочкой в виде ряда длинных и коротких импульсов. После визуального считывания импульсов их значение может быть расшифровано с помощью специальных таблиц.

Рис. Пример размещения индикатора Сheck engine (позиция 1)

Бортовое диагностическое программное обеспечение, для доступа к которому требуется специальное дополнительное считывающее устройство

Считывание информации с такого программного обеспечения осуществляется с помощью специальных устройств - сканеров. Контролируемые параметры и коды неисправностей считываются непосредственно с электронного блока управления и интерпретируются специалистами сервиса.

Сканером, или сканирующим прибором, называют портативные компьютерные тестеры, служащие для диагностирования различных электронных систем управления посредством считывания цифровой информации с диагностического разъема автомобиля.

Сканер, как правило, имеет небольшой по размеру жидкокристаллический дисплей, поэтому просматривать данные на нем, даже используя прокрутку кадра, не всегда удобно. Обычно имеется возможность подключения сканера к компьютеру через последовательный порт для передачи данных. Специальное программное обеспечение позволяет просматривать данные со сканера в табличном и графическом виде на мониторе компьютера, сохранять их, создавать базы данных по обслуживаемым автомобилям.

Рис. Программируемый сканер ДСТ-2М (Россия) без персонального компьютера

Сканеры различаются своими функциональными возможностями и спектром тестируемых автомобилей.

Наиболее широкими возможностями обладают специализированные сканеры, используемые для диагностирования автомобилей только одной марки. Применение таких сканеров вследствие их узкой специализации ограничивается отдельными предприятиями автосервиса, обслуживающими автомобили конкретных моделей. Более широкое распространение получили сканеры, предназначенные для диагностирования систем впрыска и других механизмов, агрегатов и систем автомобилей различных моделей.

Имеются программы, позволяющие вводить непосредственно в компьютер информацию через последовательный порт с автомобильного диагностического разъема с помощью соответствующего соединительного кабеля. Персональный компьютер в таком случае выполняет функции сканера, его иногда так и называют - компьютерный сканер. При использовании персонального компьютера нет необходимости иметь комплект программных картриджей для различных систем и моделей, так как емкость жесткого диска компьютера позволяет хранить на нем все необходимые данные и программы.

Система самодиагностики транспортного средства в процессе его работы непрерывно сравнивает текущие величины сигналов с эталонными значениями в памяти электронного блока управления. Кроме того, она отслеживает реакцию исполнительных механизмов. Любые несоответствия параметров друг другу или эталонным значениям расцениваются как неисправность, каждой из которых присвоен свой код. Ранее системы управления могли определить и запомнить 10-15 кодов, современные системы хранят до нескольких сотен кодов, относящихся не только к двигателю, но и к автоматической коробке передач, антиблокировочной системе (АБС), подушкам безопасности, климат-контролю и т.д.

В некоторых блоках управления самодиагностика позволяет корректировать угол опережения зажигания, а на автомобилях без нейтрализатора - регулировать содержание оксида углерода в отработавших газах. Кроме того, на современных моделях сканеров реализовано так называемое тестовое диагностирование: входные сигналы подаются в определенный момент с последующей проверкой датчиков и реакции исполнительных элементов.

Сканер проверяет входные и выходные параметры электрических цепей и информирует оператора об их величине. Таким образом, он всего лишь фиксирует наличие или отсутствие неисправностей в каком-либо узле, но не позволяет определять их причины, которых может быть много для одних и тех же значений контролируемых параметров.

По способу хранения информации аппаратные сканеры делятся на картриджные и программируемые. Для приведения картриджного сканера в рабочее состояние необходим картридж с диагностическим кабелем, соответствующим проверяемой модели автомобиля. Комплект такого сканера состоит из трех основных частей: самого сканера, сменных картриджей и соединительных кабелей, предназначенных для присоединения к диагностическому разъему проверяемого автомобиля. Каждый картридж предназначен для работы с блоком управления своего типа.

Рис. Картриджный сканер для диагностирования автомобилей одной или определенных марок

Указанного недостатка лишены программируемые сканеры. Их встроенную память (Flash-память) можно многократно перепрограммировать с помощью персонального компьютера. Устаревшие версии программного обеспечения можно обновить через интернет либо компакт-диск, поставляемый производителем транспортного средства или сканера. Такие сканеры хорошо приспособлены к эксплуатации в условиях автосервиса. Более того, они позволяют диагностировать системы движущегося автомобиля.

Более информативными являются сканеры, соединенные с персональным компьютером. Для согласования данных, получаемых компьютером с блока управления, используется адаптер.

Рис. Программируемый сканер с персональным компьютером

В настоящее время наибольшее распространение получили сканеры KST-500 и KST-520 фирмы «Бош», используемые с персональным компьютером, а также сканеры ДСТ-2, ДСТ-10-Кф (Россия) и др.

Сканеры имеют несколько режимов работы. В режиме «Ошибки» на экране высвечиваются цифровые коды той или иной неисправности, хранящиеся в памяти блока управления на автомобиле. Режим «Параметры» позволяет оценить работу двигателя при движении автомобиля: напряжение в бортовой сети, детонацию, частоту вращения коленчатого вала, состав смеси, скорость движения и т.д. Для просмотра изменения параметров работы двигателя в динамике предусмотрен режим «Сбор данных». Некоторые сканеры, например KST-520, для наблюдения за работой системы впрыска и других систем автомобиля в динамике могут выдавать графическое изображение сигналов на экране, т.е. позволяют наблюдать их визуально. Возможности сканеров при проверке системы впрыска конкретного автомобиля определяются диагностическими функциями блока управления данного автомобиля, однако, как правило, все сканеры считывают и стирают коды неисправностей, выводят цифровые параметры в реальном масштабе времени, могут приводить в действие некоторые исполнительные механизмы (форсунки, реле, соленоиды).

Сканер подключается через специальный разъем на автомобиле к конкретному блоку управления или электронной системе в целом.

До 2000 г. большинство автомобилей было оборудовано диагностическими разъемами, имеющими разное количество и расположение штырьков, что не позволяло применять универсальные сканеры для съема информации. Поэтому в 2000 г. большинством производителей транспортных средств был принят стандарт OBD-II по оборудованию электронных систем управления. Требования этого стандарта предусматривают:

  • стандартный диагностический разъем
  • стандартное размещение диагностического разъема
  • стандартный протокол обмена данными между сканером и автомобильной бортовой системой диагностики
  • стандартный список кодов неисправностей
  • сохранение в памяти электронного блока управления кадра значений параметров при появлении кода ошибки («замороженный» кадр)
  • мониторинг бортовыми диагностическими средствами элементов, отказ которых может привести к увеличению объемов токсичных выбросов в окружающую среду
  • доступ как специализированных, так и универсальных сканеров к кодам ошибок, параметрам, «замороженным» кадрам, тестирующим процедурам и т.д.
  • единый перечень терминов, сокращений, определений, используемых для элементов электронных систем автомобиля и кодов ошибок

На рисунке показан 16-штырьковый диагностический разъем, являющийся стандартным на автомобилях, соответствующих требованиям OBD-II.

Рис. Стандартный диагностический разъем

Диагностический разъем размещается в пассажирском салоне (обычно под приборной панелью) и обеспечивает доступ к системным данным. К такому разъему может быть подключен любой сканер.

Считывание диагностических кодов

Коды неисправностей могут быть считаны двумя способами. Первый (для уже уходящих в прошлое систем самодиагностики) - светодиодным пробником, подключаемым к диагностическому разъему, или с помощью контрольной диагностической лампы. Расшифровка кодов производится с использованием уже упоминавшихся таблиц, входящих в состав эксплуатационных документов на автомобиль. Второй, современный, способ - получение кодов сканером. Как правило, эти приборы не только извлекают коды ошибок, но и расшифровывают их.

Для предупреждения водителя о неисправности электронной системы управления на панели приборов имеется контрольная лампа. После включения зажигания на исправном автомобиле лампа горит в течение 3…10 с, а затем должна погаснуть. Если лампа не гаснет, это свидетельствует о неисправности системы управления, и следует проверить эту систему по определенным кодам. По требованиям нормативных документов по безопасности движения некоторых стран, автомобиль, имеющий активные коды неисправности определенных электронных систем управления, не допускается к эксплуатации.

Коды неисправностей иногда условно делят на «медленные» и «быстрые».

Рассмотрим «медленные» коды. При обнаружении неисправности ее код заносится в память и на панели приборов включается соответствующая контрольная лампа. Выяснить, какой это код, можно одним из следующих способов (в зависимости от конкретного исполнения блока управления):

  1. считать информацию по светодиоду на корпусе блока управления, который периодически вспыхивает и гаснет
  2. соединить проводником определенные клеммы диагностического разъема или замкнуть определенную клемму разъема на «массу» и включить зажигание, после чего контрольная лампа начнет периодически мигать, передавая информацию о коде неисправности
  3. подключить светодиод или аналоговый вольтметр к определенным контактам диагностического разъема и по вспышкам светодиода (или колебаниям стрелки вольтметра) получить информацию о коде неисправности

Так как «медленные» коды предназначены для визуального считывания, частота их передачи очень низкая (около 1 Гц), объем передаваемой информации мал.

Коды обычно выдаются в виде повторяющихся последовательностей вспышек. Код содержит несколько цифр, смысловое значение которых затем расшифровывается по таблице неисправностей, входящей в состав эксплуатационных документов на автомобиль. Длинными вспышками (1,5.2,5 с) передается старший (первый) разряд кода, короткими (0,5.0,6 с) - младший (второй) разряд.

Пример высвечивания кода 1-3-1-2, соответствующий неисправности электронной форсунки впрыска первого цилиндра двигателя Hyundai, приведен на рисунке:

Рис. Пример высвечивания кода неисправности

После обнаружения неисправности она локализуется путем последовательной проверки тех элементов электронной системы управления, которые находятся в электрической цепи, отвечающей за генерирование считанного кода (датчиков, разъемов, проводки и т.д.).

«Медленные» коды просты, надежны, не требуют дорогостоящего диагностического оборудования, но малоинформативны.

«Быстрые коды» обеспечивают выборку из памяти электронного блока управления большого объема информации через последовательный интерфейс. Этот интерфейс и диагностический разъем используются как при проверке и настройке автомобиля на заводе-изготовителе, так и при диагностировании.

Одной из функций, реализуемых сканерами, является проверка сигнала датчика на рациональность, т.е. на соответствие требуемым (штатным) сигналам. Датчик может быть неисправен и посылать в блок управления неверную информацию. Если проверка сигнала датчика на рациональность в программе блока управления не предусмотрена, то в них управляющие алгоритмы реализуются с использованием неверной информации датчика. При этом будут неправильно рассчитаны важные выходные параметры, например угол опережения зажигания и длительность импульса отпирания форсунок, что приведет к ухудшению ездовых характеристик автомобиля, двигатель может глохнуть после запуска и т.д. Однако пока в количественном выражении неверный сигнал с датчика будет в пределах нормы, никакие коды ошибок в память электронного блока не запишутся и неисправность никак не обозначится.

Для обнаружения неисправности реализуется функция отключения «подозрительного» датчика. Тогда электронный блок запишет в память код ошибки и изменит сигнал с датчика на расчетное (резервное) значение. Например, при отключении датчика массового расхода воздуха его сигнал заменяется резервным сигналом, рассчитанным по положению дроссельной заслонки и частоте вращения коленчатого вала двигателя. Если после отключения «подозрительного» датчика работа двигателя улучшится, это означает, что датчик неисправен.

В современных блоках управления по мере совершенствования программного обеспечения появляется возможность выявлять подобные неисправности. Это так называемая проверка на рациональность и правильное функционирование, которая реализуется в бортовых диагностических системах второго поколения (OBD-II). Она заключается в том, что текущие значения сигналов со всех датчиков постоянно проверяются на взаимооднозначное соответствие штатным сигналам для данного режима работы двигателя. Штатные значения сигналов хранятся в постоянной памяти микропроцессора электронного блока.

Для удобства измерения входных и выходных сигналов электронного блока управления применяют разветвитель сигналов. Он представляет собой комплект кабелей и разъемов, подключаемых между электронным блоком управления и жгутом проводов для доступа к входным и выходным сигналам. В состав разветвителя входит коммутационная панель для подключения контрольно-измерительных приборов к любой цепи жгута.

Рис. Разветвитель сигналов РС-2 (Россия)

Работа отдельных датчиков может быть сымитирована специальным имитатором датчиков, например типа ИД-4. Он предназначен для имитации выходного напряжения потен- циометрических и резистивных датчиков электронной системы управления инжекторных двигателей. Данный имитатор позволяет имитировать сигнал датчика положения дроссельной заслонки, потенциометра регулировки содержания оксида углерода, датчиков давления во впускном коллекторе, атмосферного давления, массового расхода воздуха и других датчиков. Входящие в состав имитатора кабели позволяют подключаться к разъемам различных типов.

Рис. Имитатор датчиков ИД-4 (Россия)

Удаление кодов неисправности

После ремонта все коды следует удалить из памяти блока управления, иначе блок будет ошибочно учитывать их при последующем управлении системами автомобиля.

Применяют три метода удаления (стирания) кодов неисправностей:

  1. Стирание кодов по команде со сканера, подключенного к диагностическому разъему. На некоторых автомобилях ранних моделей такая процедура невозможна, поскольку она не поддерживается блоком управления. Этот метод является наиболее предпочтительным и рекомендуемым производителями.
  2. Если нет сканера или электронный блок не поддерживает стирание кодов сканером, следует отключить питание блока путем извлечения соответствующего предохранителя. Вместе с кодами ошибок из памяти блока сотрется и информация для адаптивного управления.
  3. Отключение от «массы» шины аккумуляторной батареи. Следует иметь в виду, что в этом случае вместе с кодами стирается и прочая информация (установка времени на электронных часах, коды радиоприемника и т.д.).

Автомобильный мир не так прост, как кажется на первый взгляд. В мире автопромышленности много непонятного и неоднозначного. Запутанные автомобильные инструкции различные непонятные сокращения новых технологий, аббревиатуры опций и многое другое сбивает нас с толку. И во всем этом разнообразие технологий больше всего нам понятны новые электронные инновации в сфере автомобильной развлекательной электроники. Девиз современного мира - лучше жить с помощью технологий, чем отказаться от них.

Когда речь заходит о новых потребительских автомобильных технологиях, то многие из нас начинают путаться во множестве . Чтобы пролить свет на многие технические новинки в автомобилях и не дать запутаться потребителям наше интернет издание подготовило для Вас специальный обзор самых свежих, последних и новых автомобильных технологий. Узнав о них подробнее, Вам будет проще ориентироваться и пользоваться ими в новых автомашинах.

Если Вы только , то почти наверняка при принятии окончательного решения ключевую роль будут играть новые электронные технологии. Мы специально отобрали самые распространённые современные технологии (функции), которые последние годы стали устанавливаться на современные автомобили. Большинство функций в обзоре присутствуют в новых автомобилях, стоимость которых не более 1,5 млн. рублей.

Поэтому Вам будет легко определить, какие функции Вы хотели бы видеть в своем автомобиле.

1) Bluetooth

Bluetooth достаточно недавно стала символом беспроводной автомобильной громкой связи. Но эта беспроводная технология, также может на небольшом расстоянии обеспечить подключение различных современных гаджетов к бортовому компьютеру автомобиля. Если у Вас есть современный смартфон под управлением современных операционных систем: Ios Android, BlackBerry или Windows Phone, то, скорее всего Ваше устройство имеет функцию Bluetooth.

Также почти в любом современном смартфоне есть профиль настройки профиля SMS сообщений с помощью технологии Bluetooth. Эти настройки помогут настроить Вам, отправлять SMS сообщение с помощью автомобильной громкой связи. Каким образом? Все очень просто. Вы за ранее можете в черновиках создать короткие шаблоны SMS сообщений. С помощью голосовой команды Вы будете отправлять в ответ, на поступившие сообщение, которое во многих автомобилях Вы можете прочитать на экране ЖК-экрана мультимедийной системы.


Также, к примеру, пользователи телефонов Apple могут с помощью встроенной Siri пользоваться телефоном (принимать, читать, отправлять SMS, принимать звонки и т.п.) через беспроводную громкую связь. Для ее активации необходимо нажать кнопку громкой связи на рулевом колесе. Конечно, для этого предварительно телефон должен быть подключен с помощью Bluetooth к системе автомобиля.


Практически все автомобили, оснащенные Bluetooth, могут принимать с Ваших гаджетов потоковую музыку. Этот тип соединения позволяет с Вашего телефона, смартфона, планшета или МР3-плеера воспроизводить музыку на динамиках автомобиля. В качестве удобства на многих современных автомобилях, для управления музыкой и громкостью звучания нет необходимости пользоваться электронными гаджетами, передающие по беспроводной системе музыкальный поток. Все это Вы можете делать на мультимедийной системе машины.

Во время воспроизведения потока музыки с Вашего мобильного устройства на экране своей автомобильной информационно-развлекательной системы Вы видите название композиции, таймер, и другую важную информацию.

2) Порты USB


Порты USB являются отличным средством для подзарядки электронных гаджетов и для подключения электронных устройств (к примеру, для воспроизведения музыки) в которых отсутствует возможность подключения к системе автомобиля по технологии Bluetooth. К примеру, старые МР3-плееры, мобильные телефоны. Также с помощью этого порта Вы сможете подключить к автомобилю свою флэшку, на которой записана музыка.

Воспроизведение музыки через USB порт имеет ряд преимуществ перед Bluetooth. Так при передаче музыкального потока по беспроводной технологии, система Bluetooth сжимает аудио файл, для быстрой передачи по каналу беспроводной радиосвязи, что ухудшает качество звучания мелодий.

3) Бесконтактный ключ автомобиля и зажигания


У нас есть более важные дела, чем копаться в кармане или в сумке в поисках ключа от автомобиля. Для этого есть технология беспроводного электронного ключа автомобиля. Принцип действия прост. В вашем кармане или сумке лежит электронный ключ, который когда Вы подходите к машине посылает в автомобиль специальный код для открытия двери. Подойдя к машине, Вы просто открываете дверь, садитесь в автомобиль и нажимаете кнопку запуска двигателя, не вставляя ключ в замок зажигания. Очень удобная функция, которая в последнее время устанавливается на многие новые автомобили.

4) Интеграция приложений


К сожалению, подобные технологии пока в нашей стране не сильно развиты в связи с дороговизной и качеством мобильного интернета. За рубежом картина совершенно иная. Так в некоторых премиум автомобилях стали появляться специальные блоки, куда встроен мобильный интернет модем, раздающий по WiFi интернет, как на электронные пользовательские гаджеты, так и для возможности выхода в сеть с помощью информационно-развлекательной системы. К примеру, доступ в сеть может пригодиться для прослушивания онлайн музыки или просмотра пассажирами потокового онлайн видео.

5) Распознавание голоса


Взаимодействие с программным обеспечением автомобиля с помощью голоса на первых порах представляло собой не очень надежную и качественную технологию. Первое время подобные системы действовали со сбоями и ошибками. К счастью электронные технологии не стоят на месте, и прогресс движется вперед. Современное программное обеспечение и современные электронные чипы, позволяют с помощью голоса управлять многими системами автомобиля.

Если раньше система требовала точного произношения определенной команды, то сегодня достаточно сказать часть команды и система распознает, чего Вы хотите.

Новая система распознавания речи позволяет с удобством управлять навигационной системой. Раньше, для того, чтобы голосом задать адрес маршрута, необходимо было по отдельности произносить название населённого пункта, улицу, дом и т.п. то сегодня большинство мобильных навигационных автомобильных систем могут распознать точный адрес пункта назначения при произнесении полного адреса сразу.

6) Удаленное управление автомобилем


Как Вы думаете, возможно ли С системой дистанционного управления транспортным средством такое возможно. Для этого в App Store или Google Play существуют специальные приложения. Так с помощью этих программ, Вы можете отключить сигнализацию или включить. Также на расстояние Вы можете заблокировать автомашину при необходимости. Некоторые автомобили позволяют программам со смартфона получать данные о температуре в салоне и на улице, смотреть соответствующие диагностические данные, такие как уровень топлива, расход топлива, запас хода, а также получать данные со спутниковой навигации о местоположение транспортного средства и многую другую информацию.

7) Система контроля слепых зон


Мировые исследования показывают, что большая доля ДТП происходит из-за слепых зон автомобиля. В попытке остановить эту эпидемию аварий, большинство автопроизводителей стали оснащать свои транспортные средства системой контроля слепых зон. Действует все очень просто. Если во время движения автомобиля в мертвой, не просматриваемой зоне, находится автомобиль или другой объект, система предупреждает водителя об этом. На боковом зеркале или на приборной панели появляется предупреждающий знак.

8) Система контроля полосы


Эта технология призвана помочь водителям контролировать полосу движения. Специальные сенсорные датчики и камеры следят за дорожной разметкой. В случае пересечения полосы автомобиль предупреждает водителя об этом либо подачей звукового сигнала, либо вибрацией, которая передается на рулевое колесо. Во многих роскошных автомобилях, таких как Acura, Mercedes-Benz, и Audi, недавно появилась новое поколение подобной системы, которая при определенных настройках может автоматически сама изменять положение рулевого колеса, для того чтобы выравнивать автомобиль в случае неконтролируемого съезда с полосы.

9) Телематика


Эта новая технология позволяет Вам не просто подключить Ваш смартфон к информационно-развлекательной системе автомобиля, но и получить ряд . Если автомобиль, оборудованный мобильным интернет модемом и который подключен к безлимитному тарифному плану, то Вы можете совершать звонки с телефона, через автомобильный интернет, пользуясь интерфейсом автомашины. Это не только сэкономит вам мобильный трафик телефона, но сделает общение более удобным.

Также функции телематики предусматривают программирование информационной системы автомобиля на экстренные звонки с помощью Вашего сотового телефона в случае аварии. В таком случае система в автоматическом режиме сама пошлет экстренный вызов через ваш смартфон.

В том числе некоторые автопроизводители встраивают в мультимедийную систему услуги консьерж сервиса, на который Вы можете позвонить с помощью своего смартфона который автоматически подключается к системе автомобиля,как только вы садитесь в него или нажать просто специальную кнопку в машине. По сути, опция телематика представляет собой ангела-хранителя.

10) Адаптивный круиз-контроль


Многие системы предупреждения столкновения автопромышленности в области безопасности. В ближайшем будущем появятся практически на всех современных автомобилях. Это также крайне необходимо, как и подушки безопасности, без которых сейчас не обходится не один автомобиль.

Большинство систем предупреждения столкновения работают с помощью миллиметрового радара или стереоскопических камер, отслеживающие обстановку вокруг машины и сканируют пространство на предмет возможных опасностей. Когда препятствие обнаружено система предупреждает водителя об опасности столкновения.


Более продвинутые версии технологии предупреждения столкновения могут самостоятельно (без участия водителя) нажать педаль тормоза в случае опасности (если система определяет что столкновение неизбежно).

На основе этой системы автопроизводители изобрели новое поколение самой любимой и популярной автомобильной системы круиз-контроля. Так новая функция получила название адаптивный круиз-контроль. Для его работы используются те же стереоскопические камеры или радар, для обнаружения препятствия во время движения. При включении этой функции и настройки крейсерской скорости движения, система автоматически поддерживает заданную скорость и определенную дистанцию до впереди идущего автомобиля.

В некоторых дорогих роскошных автомобилях система расширена возможностью в случае приближения автомашины к препятствию, автоматически без участия водителя, затормозить, избегая столкновения. Как только опасность столкновения исчезнет, автомобиль снова наберет необходимую скорость.

Обычно адаптивный круиз-контроль работает при движение автомобиля на скорости от 40 до 150 км/час.