Регулируем ручной тормоз. Регулировка стояночного тормоза (барабанные механизмы)

Автомобиля - это система, предназначением которой является активная безопасность движения, ее увеличение. И чем она совершенней и надежней, тем безопаснее становится эксплуатация автомобиля.

Что такое "ручник"

Существенной частью автомобиля и является стояночный тормоз, в простонародье - ручник. Он применяется при постановке авто на стоянку и при его движении. Невозможно представить безопасность использования автомобиля без этого механизма.

Инструктор каждой автошколы изначально объяснит основные принципы его работы, всю важность применения стояночного тормоза. В любое время с авто может случиться что-то непредвиденное по простой невнимательности водителя, поэтому пренебрегать им нельзя.

Виды и все особенности этого механизма

Использовать его или не использовать? Об этом позже, сначала стоит выяснить, зачем он необходим. Большинство начинающих автомобилистов не придают должного значения ручному тормозу. Но как только наступит время сдачи экзамена по вождению, все поменяется. Волнение берет верх, и многие ученики забывают снять автомобиль с ручного тормоза. А когда машина стоит на ручнике, ехать она будет через силу. Или противоположный случай, когда машина не на ручнике и стоит под уклоном, при начале движения она обязательно покатится. Пересдача экзамена гарантирована.

Есть и другие, более неприятные варианты. Если машина стоит без водителя на наклонной плоскости и при этом не поставлена на ручник, она может покатиться. Каковы последствия такого самоката, лучше не думать. Становится ясно, за какое действие отвечает ручной тормоз - он блокирует колеса.

Снять блок с колес можно только, если отключить систему ручного тормоза. Такое влияние ручного тормоза на колеса авто связано с особенностями этого механизма.

Устройство механизма


Какой тип системы приводит в движение тормозной механизм

Есть три вида такого тормозного привода: механический, гидравлический и электрический. Чтобы поставить автомобиль на ручник, надо по максимуму, до щелчка, поднять вверх рычаг тормоза. Сам рычаг имеет храповое колесо, которое фиксирует его в рабочем положении. Таким образом натягиваются тросы, которые связывают рычаг с тормозным механизмом, расположенным на задних колесах.

Этот механизм имеет три, два или всего один трос стояночного тормоза. В системе механизма есть уравнитель - это деталь, которая связывает центральный и боковой тросы. В итоге усилие равномерно распределяется между задними колесами.

Основные детали тормозного механизма с тросами соединяются регулируемыми наконечниками. При передаче усилия на рычаги тросы разводят тормозные колодки, прижимают их к барабанам тормозной системы, и происходит процесс торможения. Чтобы отключить блокировку колес, надо зажать кнопку, имеющуюся на рычаге, и опустить его вниз. Существуют две системы тормозных механизмов: барабанная и дисковая. Раньше использовалась барабанная система, но с появлением дисковой она стала отходить на второй план. Сейчас барабанную тормозную систему применяют в основном на грузовых машинах и автобусах.

Дисковая тормозная система

Дисковая тормозная система отлично работает при больших скоростях. Строение дисковой системы тормозов: ротор, прикрепленный к ступице, тормозной суппорт, у которого есть поршень и две колодки. Именно между этими колодками расположен тормозной диск.

Это простое, но надежное устройство сегодня устанавливается практически во всех автомобилях.

Гидравлическая тормозная система

Гидравлическая тормозная система обеспечивает не только надежное торможение автомобиля, но и повышает ее маневренность и проходимость. Достигается это за счет того, что гидравлический кран, находясь в центральном положении, соединяет тормозной цилиндр абсолютно со всеми рабочими цилиндрами.

В левом положении он соединяет главный тормозной цилиндр исключительно с рабочими цилиндрами ведущих колес левого борта. В правом положении кран соединяет главный цилиндр исключительно с рабочими тормозными цилиндрами правого борта. Эта особенность гидравлической системы обеспечивает автомобилю высокую маневренность, а также значительно повышает ее проходимость. Гидравлическая тормозная система состоит из таких деталей: тормозного цилиндра, расширительного бачка, регулятора давления в системе и двух тормозных контуров, для задних и передних колес.

Возникающее в системе давление передается на цилиндры. Они, в свою очередь, прижимают колодки стояночного тормоза к тормозным дискам, в результате чего автомобиль останавливается.

Сегодня широко применяется при создании легковых автомобилей. При желании можно заменить классический механизм ручного тормоза на гидравлический. Кран ручного тормоза также будет блокировать задние колеса авто, но обслуживать такую систему намного проще. Уже нет необходимости Явным преимуществом является то, что отсутствует уравнитель для правого и левого колеса. Гидравлика выравнивает давление во всех точках тормозного контура. Замену можно сделать как самостоятельно, так и обратившись в сервис.

Недостатки гидравлической системы

Но гидравлическая система имеет недостаток: данная конструкция теряет свою надежность. Если автомобиль потеряет жидкость, остановить его не получится, в то время как механический ручник работает самостоятельно, и потеря жидкости ему не страшна. Электрический ручной тормоз отличается от всех остальных его видов. Это автономный прибор, управление которым осуществляет бортовой компьютер. Состоит из электродвигателя, ременной передачи, редуктора, винтового привода.

Здесь ручник установлен на суппорт задних колес и после подачи сигнала электродвигатель активизирует винтовой привод, который состоит из планетарного редуктора с электродвигателем. Он начинает снижать обороты электродвигателя, и колодки прижимаются к тормозным дискам.

Рекомендуется время от времени проверять исправность и регулировать тормоз. Рассмотрим самостоятельную регулировку стояночного тормоза на примере нескольких автомобилей. Сначала посмотрим на тормоз ВАЗа, а потом на Mazda.

Ручной тормоз на автомобиле ВАЗ 2110

Во-первых, проводить такую регулировку стоит каждые 30 000 км пробега. И когда автомобиль самовольно движется после постановки его на ручной тормоз. Чтобы самостоятельно отрегулировать ручной тормоз автомобиля ВАЗ, достаточно будет эстакады. Из инструментов - пассатижи и несколько ключей на «13».

Стояночный тормоз ВАЗа требуется полностью опустить. Одним ключом ослабляется контргайка, в то же время с помощью второго ключа регулировочную гайку обязательно удерживать. Закручивать регулировочную гайку надо, пока трос привода ручника не будет натянут. Важно знать, что закручивая регулировочную гайку, пассатижами надо придержать шток. Полный ход рычага должен составлять от двух до четырех щелчков.

Стояночный тормоз Mazda 6

Хоть автомобиль Mazda японского производства, но технология тормоза практически такая же. Чтобы отрегулировать или заменить стояночный тормоз "Мазды 6", задняя часть авто должна быть приподнята. Блок с подстаканниками необходимо отсоединить. Рычаг стояночного тормоза должен находиться в опущенном положении.

Регулировочную гайку необходимо полностью ослабить. Заранее подготовленный пластиковый щуп толщиной около 1 миллиметра вставить между разжимными рычагами. Гайку регулировать, пока один из разжимных рычагов не станет перемещаться. Тогда надо вытащить щуп и проверять легкость вращения колес до тех пор, пока один из разжимных рычагов не станет перемещаться. Тогда надо вытащить щуп и проверить легкость вращения колес.

Исправным считается стояночный тормоз автомобиля "Мазда", если для его фиксации необходимо от трех до шести щелчков.

Не рекомендуется оставлять автомобиль на ручном тормозе длительный период времени, особенно если он стоит на улице. Излишняя влага может вызвать коррозию, что приведет к «прилипанию» тормозных дисков к колесам. Подобная ситуация может произойти зимой, диски примерзнут к дискам колес. Движение автомобиля на некоторое станет невозможным. Также, начиная движение, не забывайте снимать автомобиль с ручного тормоза, езда при поднятом ручнике может привести к поломкам.

Доброго времени суток, уважаемые автолюбители! Наверное, нет такого водителя, который начинал движение, забывая снять автомобиль с ручного тормоза? В этот момент мы «плюёмся» и думаем о том, зачем нам нужен этот стояночный тормоз, если удобнее фиксировать положение авто во время остановки на пониженную передачу.

Хотя, прекрасно понимаем, что бывают случаи, когда опять же запускаем двигатель, забывая, что машина зафиксирована передачей. Хорошо, если просто дёрнемся и заглохнем, а если впереди (сзади) чужой автомобиль? А если во время стоянки в нас (по «закону подлости»), въедет другой ас-водитель? Помимо ремонта бампера, придётся ремонтировать коробку передач своего авто.

В общем, этих «если» можно понапридумывать очень много. А и вправду, - для чего нам нужен стояночный тормоз («ручник»). Ведь если ручной тормоз внесен в конструкцию авто, значит ему отводятся какие-то функции.

Что такое и для чего нужен ручной тормоз

Ручной (стояночный) тормоз выполняет функцию по удержанию автомобиля в неподвижном состоянии на стоянках и на уклонах.

Помимо своего основного предназначения, ручник используется также, при трогании с места во время остановки на подъёме, для вхождения в управляемый занос (естественно, при наличии опыта и навыков использования), при отказе педали основной тормозной системы.

В последнем случае, торможение ручником производится посредством резкого и сильного рывка рычага ручного тормоза.

Принцип действия, как и устройство ручного тормоза, просты. Стояночный тормоз имеет механический привод (трос ручного тормоза). В некоторых моделях тросик ручного тормоза воздействует на задние тормозные колодки, а в некоторых моделях, ручник воздействует на трансмиссию (карданный вал) и его называют центральный тормоз.

Водитель натягивает ручку ручного тормоза, натягивая, таким образом, тросик ручника. Благодаря коромыслу, происходит равномерное натяжение тросов на тормозные колодки обоих задних колес.

О том, что автомобиль поставлен на ручник, водителю сигнализирует датчик стояночного тормоза, расположенный на панели приборов. Поэтому, не забывайте перед началом движения убеждаться в том, что не горит лампочка ручного тормоза.

Как отрегулировать ручной тормоз

Регулировка стояночного тормоза начинается с проверки его работоспособности. Проверка и регулировка ручного тормоза должна проводится через каждые 30 тыс. км. пробега. Желательно, даже если, по вашему мнению, он работает без перебоев.

Проверка работоспособности проводится просто. Затянув ручник до отказа, включить первую передачу и плавно отпустить педаль сцепления. Если стояночный тормоз в порядке, то двигатель авто должен заглохнуть. Если же автомобиль начинает, хоть и медленно, но двигаться, значит пришла пора регулировки, или нужен ремонт ручного тормоза.

Как правило, ремонт ручного тормоза заключается в замене троса. В большинстве же случаев требуется всего лишь подтянуть ручной тормоз. Каким образом? В принципе, это просто, и под силу любому водителю.

Порядок регулировки ручника

Регулировка стояночного тормоза должна проводиться на смотровой яме, эстакаде или на подъёмнике. Если такие условия отсутствуют, то после поддомкрачивания задней части кузова, обязательно установите опорные «козлы».

У некоторых марок автомобилей, регулировка привода ручного тормоза осуществляется непосредственно в салоне. Поэтому, прежде, чем приступать к обслуживанию системы стояночного тормоза, уточните в мануале, какая именно у вас система ручника.

  • поднять рычаг стояночного тормоза на 1-3 щелчка;
  • ослабить контрагайку уравнителя;
  • завернуть регулировочную гайку уравнителя. Тросик привода ручника от этого должен натянуться. Если натяжения не происходит, то требуется замена троса стояночного тормоза;
  • проверьте натяжение троса, затянув рукоятку на необходимое для вашей модели авто, количество щелчков;
  • если всё в порядке и трос натянут, то для того, чтобы провернуть руками заднее колесо, потребуется немалое усилие. Затяните контрагайку уравнителя;
  • далее отпустить рычаг ручника и провернуть задние колеса. Они должны вращаться без рывков, равномерно. Всё. Порядок.
  • опустив заднюю часть авто на землю, проверьте эффективность ручника на первой передаче.

Удачного вам движения с отрегулированным стояночным тормозом.

Ручной тормоз является частью тормозной системы и обеспечивает блокировку колес при стоянке. Помимо основного назначения, ручной тормоз хорошо зарекомендовал себя как способ торможения при отказе основного (ножного) тормоза и поэтому является важной частью любого автомобиля.

Первый ручной тормоз применялся еще на гужевых повозках. Для этого устанавливали специальную палку-рычаг, которая соприкасалась с вращающимся колесом и, создавая необходимое трение, обеспечивала торможение. В дальнейшем такой способ торможения применялся и на первых паровых автомобилях.

Однако, при всех достоинствах и недостатках такого торможения от него пришлось отказаться, как только на свет появилось первое подобие современных автомобильных шин. С развитием вращающейся части, развивалась и тормозная система.

На смену палке пришли колодочные тормоза, которые останавливали не шину, а сам обод. Привод такого вида тормозной системы позволял получить уже более эффективное торможение и обеспечивал требуемую надежность. Тем не менее, со временем, появились тормозные диски и барабаны, которые и подвергались трению о колодки торможения.

Ручной тормоз работает независимо от привода основного тормоза. Для обеспечения блокировки колес в автомобиле устанавливается специальный рычаг, который при поднятии, натягивает специальный трос. Этот трос прижимает колодки к тормозному барабану или диску с помощью дополнительного рычага.

Независимость ручного тормоза от основного позволяет повысить надежность торможения и упростить конструкцию тормозной системы, сделав ее намного экономичнее.

Стоит отметить, что слишком частое использование ручного тормоза в качестве основного может привести к растяжению троса, что сделает данный инструмент весьма не пригодным для дальнейшего использования. Кроме того, следует избегать резкого поднятия рычага тормоза на поворотах, так как данное действие может привести к заносу автомобилю, а следовательно увеличивает риск возникновения ДТП.

Способы определения неисправности ручного тормоза

Есть два теста, с помощью которых можно определить исправность ручного тормоза. Но перед их проведением необходимо убедиться, что колодки находятся в исправном состоянии и не нуждаются в замене.

  1. Поставьте автомобиль на уклоне, поднимите рычаг ручного тормоза и понаблюдайте за дальнейшими действиями автомобиля. Если он не покатился, это говорит о том, что ручной тормоз не нуждается в регулировке. В противном случае, если автомобиль скатывается вниз, регулировка просто необходима.
  2. Включите стояночный тормоз и попробуйте тронуться с места. Если автомобиль начинает движение без заметных препятствий – это говорит о том, что ручник нужно отрегулировать.

Натяжение троса привода ручного тормоза

Для натяжки троса поставьте автомобиль на смотровую яму и спуститесь под него. Перед выполнением всех действий, не забудьте поднять рычаг ручного тормоза вверх. Найдите регулировочную гайку на месте присоединения троса к рычагу включения тормоза и затяните ее. Если затяжки не происходит, то это говорит о том, что данный элемент подлежит замене. После серии оборотов поднимитесь из ямы и попробуйте провести вышеперечисленные тесты. Если автомобиль снова их не проходит, то продолжайте затяжку до требуемого результата.

Старайтесь не перетягивать гайку слишком сильно. Это может привести к обрыву троса или непреднамеренному торможению, которое проявляется в трении колодок и рабочей части диска или барабана. Такое явление может увеличить расход топлива автомобиля, вследствие появления дополнительного сопротивления при разгоне.

Чтобы избежать этого, попробуйте поднять колесо и раскрутить руками на нейтральной передаче. Возникший шум между колодками и барабаном, говорит о том, что трос перетянут и требует ослабления. Если после проведения всех вышеперечисленных действий колесо начнет вращаться беспрепятственно, а ручной тормоз будет прекрасно справляться со своими обязанностями, то регулировка ручного тормоза выполнена правильно.

Вот и все. Как видите, выполнить такую процедуру своими руками сможет любой автолюбитель. Это сэкономит небольшие деньги на услугах сотрудников СТО и даст водителю необходимый опыт ремонта автомобиля. Удачи на дорогах!

А также при стоянке на наклонной поверхности. Этот агрегат блокирует самопроизвольное движение машины и активируется при помощи специального рычага, установленного вместе с трансмиссией на торпеде. Однако не каждый водитель пользуется стояночным тормозом, полагая, что его функции способна выполнять пониженная передача. Они не совсем правы, ведь, если склон слишком крутой, поможет только ручник, который не позволит автомобилю укатиться. Со временем тросик стояночного тормоза растягивается и уже не может выполнять свои функции. Поэтому его время от времени необходимо регулировать или производить ремонт. Мы расскажем, как подтягивать ручной тормоз и .

Проверка работоспособности

Прежде чем начинать процедуру регулировки, следует проверить работоспособность устройства. Рекомендуется осуществлять обе процедуры через каждые 30 тыс. км езды на авто.

Чтобы проверить состояние стояночного тормоза, его необходимо затянуть до отказа, включить 1-ю передачу, а затем плавно отпустить сцепление. Если устройство работает без сбоёв, . В противном случае машина начнёт еле-еле двигаться. Это говорит о том, что ручнику необходима регулировка или замена тросика. Однако чаще всего достаточно просто подтянуть стояночный тормоз.

На видео - регулировка ручника:

Этапы регулировки

Процедуру следует проводить на возвышении - смотровой яме, подъёмнике или эстакаде. Посмотрите в инструкции к своему автомобилю, какая у него система стояночного тормоза, потому что для некоторых марок машин регулировка должна осуществляться в салоне. Затем последовательно выполняйте :

  1. Поднимите рычаг ручника на 1–5 щелчка.
  2. Ослабьте контргайку уравнителя.
  3. Заверните регулировочную гайку (от этой манипуляции тросик должен натянуться, если этого не произойдёт - необходима срочная замена троса ручного тормоза).
  4. Проверьте степень натяжения тросика - для этого снова затяните рукоятку на несколько щелчков (если всё в порядке - заднее колесо будет проворачиваться с трудом).
  5. Отпустите рычаг и проверните задние колёса - следите, чтобы они вращались равномерно.
  6. Опустите заднюю часть автомобиля на землю и проверьте эффективность ручного тормоза, включив 1-ю передачу.

Видео о регулировке ручника из салона автомобиля:

Вот и всё, регулировка ручника завершена.

Как заменить тросик

  1. Загнав авто на яму, очистите поверхность уравнителя и гайки.
  2. Ослабьте контргайку и выкрутите её, так же поступите с регулировочной гайкой.
  3. Подвесьте заднюю часть машины (ослабьте колёсные болты, поднимите автодомкратом и подложите опоры; опустите автомобиль и снимите два колеса).
  4. Снимите тормозные барабаны (отверните стопорные шпильки и сбейте с колодок при помощи молотка).
  5. Снимите заднюю колодку, к которой прикреплён наконечник ручника, затем снимите сам наконечник.
  6. Отверните болт, с помощью которого крепится оболочка тросика к задней подвеске.
  7. Вытащите уплотнительные втулки из оболочки тросика, затем вытяните его самого из отверстий.
  8. Достаньте оболочку из кузовных держателей, выведите кончики троса из уравнительной панели.

Теперь осталось новый тросик, выполняя действия в обратном порядке.

На видео - установка тросика ручника на ВАЗ:

Напоследок отметим, что для обеспечения долговечности стояночного тормоза рекомендуется чаще им пользоваться. Некоторые водители ошибочно полагают, что чем реже к нему прикасаться, тем дольше он будет служить. В действительности, наоборот, при редком использовании он будет быстро выходить из строя из-за отсутствия смазки, прикипания троса к оболочке, скопления пыли. Все эти факторы существенно усложнят перемещение ручника, а это, в свою очередь, увеличит дальнейшую нагрузку при его применении.

Стояночный тормоз (в обиходе водителей - ручник) - специальное устройство, обеспечивающее фиксацию автомобиля во время стоянки (на ровных или наклонных участках). Правильная регулировка стояночного тормоза исключает самопроизвольное перемещение машины, а активируется устройство путем подъема специальной ручки в верхнее положение.

Некоторые автолюбители не пользуются ручником, ошибочно считая, что его функцию способна выполнить 1-ая или 2-ая передача. Это не так, ведь при повышенной крутизне склона спасает только стояночный тормоз. Если своевременно не отрегулировать ручник, тросик, объединяющий ручку и тормозную систему, растягивается и перестает выполнять возложенные задачи. Вот почему эта система требуется периодической регулировки и ремонта. Ниже рассмотрим, как выполнить эту работу и заменить тросик.

Регулировка стояночного тормоза производится после проверки устройства. Частота выполнения такой манипуляции - раз в тридцать тысяч пробега. Для выполнения работы достаточно потянуть ручку механизма вверх, перевести селектор выбора скорости в позицию первой передачи, после чего плавно снять ногу с педали сцепления. Если мотор заглох, то система работает без сбоев. В случае движения автомобиля придется отрегулировать ручник или же поменять трос. Практика показывает, что чаще всего хватает и подтяжки.

Как выполнить регулировку: шаг за шагом

Найдите эстакаду или смотровую яму, ведь регулировка стояночного тормоза выполняется после получения доступа к нижней части машины. Изучите мануал к авто, для выяснения конструктивных особенностей стояночного тормоза. В некоторых моделях отрегулировать ручник удается только в условиях салона (смотрите полезное ниже) .

Для самостоятельной проверки действуйте так:

Вот и все. Рассмотренных процедур достаточно, чтобы отрегулировать ручник и проверить его работу.

Как поменять трос стояночного тормоза?

При невозможности регулировки тросика из-за растяжения или повреждения требуется его замена. Для этого действуйте так:

  • Загоняйте машину на яму (эстакаду).
  • Очищайте гайку и уравнитель от загрязнений.
  • Ослабляйте контрящую гайку и скручивайте ее. Аналогичные действия выполняйте с гайкой для регулировки.
  • Подвешивайте заднюю часть авто, для чего ослабляйте болты протяжки колес, поднимайте транспорт с помощью домкрата и подкладывайте опоры. Далее убирайте домкрат и демонтируйте колеса.
  • Снимайте барабаны тормозной системы, для чего скручивайте шпильки стопорения и сбивайте их молотком.
  • Демонтируйте заднюю колодку (к ней фиксируется наконечник ручного тормоза), а после - демонтируйте сам наконечник.
  • Скручивайте болт, при помощи которого оболочка тросика удерживается на задней подвеске.
  • Доставайте втулки уплотнения из оболочки троса, а после вытягивайте последний из отверстий.
  • Доставайте оболочку из кузовных фиксаторов, для чего выводите края тросика из уравнительной панели.
  • Ставьте новый трос путем возврата всех элементов по обратному алгоритму.

Регулировка стояночного тормоза делается при снижении эффективности устройства. Ресурс зависит от частоты применения. Существует мнение, что если не использоваться возможности ручника, он прослужит дольше. Наоборот, в такой ситуации устройство быстрее ломается из-за дефицита смазки, прилипания тросика и накопления грязи. По этой причине процесс перемещения ручного тормоза усложняется, что повышает нагрузку при его использовании. При снижении эффективности достаточно отрегулировать ручник или сделать замену тросика по алгоритму, описанному выше.

Видео: Как подтянуть или ослабить ручник на ВАЗ 2110, 2112, Калине, Гранте, Приоре и 2114 и 2115

Видео: Порвался трос ручника. Замена тросов на Пассат Б3 с барабанными тормозами сзади