Рабочая тормозная система камаз 5320. Причины неисправностей и устройство тормозной системы камаз

Схема пневмопривода тормозных систем автомобиля КамАЗ-4310

Разделение тормозной системы автомобилей КамАЗ 5320 (4310) позволяет действовать каждому контуру независимо, что важно при возникновении неисправности.

К онтур I

Это контур тормозов передней оси состоит из ресивера вместимостью 20 л с датчиком падения давления и краником, тройного защитного клапана, двухстрелочного манометра, клапана ограничения давления, клапана контрольного вывода, нижней секции тормозного крана, двух тормозных камер и прочих тормозных механизмов, шлангов и трубопроводов. Кроме того, в первый контур входит трубопровод от клапана тормозной системы прицепа до нижней секции тормозного крана.

Контур II

Это контур тормозов задней тележки.

Устройство тормозов тележки автомобилей Камаз 5320 (4310) состоит из верхней секции тормозного крана, части тройного защитного клапана, ресиверов с общей вместимостью 40 л с датчиком давления и кранами слива конденсата, клапана контрольного вывода автоматического регулятора тормозных сил, двухстрелочного манометра, четырёх тормозных камер, тормозных механизмов промежуточного и заднего мостов тележки, шланга и трубопроводов. В контур входит трубопровод от клапана управления тормозными механизмами до верхней секции тормозного крана.

Контур III

Это контур стояночной, запасной тормозных систем и комбинированного привода тормозных механизмов полуприцепа (прицепа). Он состоит из:

  • двойного защитного клапана,
  • двух ресиверов общей вместимостью 40 л, датчиком давления и краном слива конденсата,
  • двух клапанов контрольного вывода ручного тормозного крана,
  • ускорительного клапана,
  • четырёх пружинных энергоаккумуляторов тормозных камер с датчиком давления,
  • части двухмагистрального перепускного клапана,
  • клапана управления с двухпроводным приводом тормозной системы прицепа,
  • одинарного защитного клапана,
  • клапана управления тормозами прицепа с однопроводным приводом,
  • головки типа «А» однопроводного привода и двух головок «Палм» двухпроводного привода тормозов прицепа,
  • трёх разобщительных кранов трёх соединительных головок,
  • пневмоэлектрического датчика «стоп-сигнала»,
  • двухпроводного привода тормозов прицепа,
  • шлангов и трубопроводов.

Контур IV

Этот контур вспомогательной тормозной системы своего ресивера не имеет. Он состоит из пневматического крана, части двойного защитного клапана, двух цилиндров привода заслонок, пневмоэлектрического датчика, цилиндра привода рычага останова двигателя, трубопроводов и шлангов.

Контур V

Этот контур аварийного растормаживания не имеет исполнительных органов и своего ресивера.

Он состоит из части двухмагистрального перепускного клапана, пневматического крана, части тройного защитного клапана, соединяющих аппараты шлангов и трубопроводов.

Пневматические тормозные приводы автомобиля Камаз и прицепа соединяются тремя магистралями: тормозной магистралью двухпроводного привода, питающей магистралью и магистралью однопроводного привода. В питающей части тормозного привода моделей 53212 и 53213, для улучшения влагоотделения на участке «регулятор давления - компрессор», предусмотрен влагоотделитель, устанавливаемый в зоне интенсивного обдува на первой поперечине автомобиля. На всех моделях КамАЗ с такой же целью на участке «защитные клапаны – предохранитель» от замерзания защищает конденсационный ресивер ёмкостью 20 литров.

Схема пневмопривода тормозных систем автомобиля КамАЗ-5320

На чтение 5 мин.

Основная задача тормозной системы заключается в изменении скорости передвижения транспортных средств, по команде водителя или же электронного руководства.

Камаз считается довольно габаритной машиной, которая может перевозить груз около 25 тонн. Поэтому остановить такое транспортное средство довольно сложно, но установленная на нее система торможения хорошо с этим справляется, если конечно она исправна. В сегодняшней статье мы более подробно обсудим тормозную систему автомобиля Камаз 5320 и 4310, а именно ответим на такие вопросы:

  • Что собой представляет камазовская тормозная система ЗИЛ 130 ?
  • Как устроена система торможения Камаз 5320 (4310);
  • Сколько тормозных систем установлено на авто марки Камаз 5320 (4310)?
  • Как функционирует тормозная система Камаз?
  • Основные неисправности камазовской тормозной системы ЗИЛ 130;
  • С чем могут быть связаны различные неисправности тормозной системы авто Камаз 5320 (4310)?
  • Диагностика тормозной системы ЗИЛ 130 на стенде;
  • Замена тормозной жидкости на авто марки Камаз 5320 (4310).

Основная информация

Главной задачей системы торможения является деформация скорости передвижения транспортного средства при помощи водителя или же электро-руководства. Вторичной задачей является задержка машины в неподвижном состоянии во время стоянок или кратких остановок. Противоположная сила остановки может образовываться самим двигателем от транспортного средства, механизмом, который отвечает за остановку колёс авто, электронным или гидравлическим замедляющим тормозом (обычно он находиться в самой трансмиссии). Для функционирования всех вышеперечисленных функций на транспортное средство устанавливают различные типы. На автомобили марки Камаз 5320 и 4310 устанавливаются сразу несколько тормозных систем. Следственно возникает вопрос, сколько же и всего?

  1. Рабочий тип. Данный вириант можно применять абсолютно на любой скорости транспортного средства в целях резкой остановки или же просто для снижения скорости. Также стоит упомянуть, что рабочий типа начинает свое действие сазу же после нажатия на педаль «тормоз». Этот тип считается самым эффективным по сравнению с остальными типами.
  2. Запасной тип. Является вторым вариантом для экстренных случаев, когда основной тормозной блок отказывается работать.Запасные типы бывают двух вариаций: автономный тип и тип, который используется как функция.
  3. Стояночный тип. Является необходимой для удержания машины на протяжении определённого времени на месте. А значит, что с помощью стояночного типа исключается вариант с передвижением автом без ведома владельца.
  4. Вспомогательная. Вспомогательный тип используется на транспортах для передвижения, которым свойственна повышенная нагрузка на мост, для остановки на крутых спусках. Довольно часто происходит так, что функции этой системы остановки выполняются двигателем, на котором трубопровод перекрывается при помощи заслонки.


Также автомобили Камаз 5320 и 4310 оснащаются аварийной растормаживающей системой на стояночный тип тормозов, приводом тормозов прицепа, аварийной сигнализацией о функционировании системы торможения и системой контроля.

Камазовская система торможения ЗИЛ 130 оснащается такими основными механизмами и аппаратами:

  • Ресиверы;
  • Компрессор;
  • Пневматические цилиндры;
  • Тормозной механизм;
  • Тормозной кран;
  • Четырехконтурный защитный клапан;
  • Регулировочный рычаг;
  • Распределитель влаги;
  • Датчики;
  • Клапаны;
  • Регулятор давления;
  • Механизм вспомогательной системы торможения;
  • Автоматический регулятор сил торможения.

В чём заключается принцип действия?

Давайте рассмотрим принцип действия камазовской тормозящей системы ЗИЛ 130 на примере гидравлического рабочего блока. Во время натиска на педаль тормоза нагрузка переноситься на уилитель, который в свою очередь сосздает дополнительное давление на основной цилиндр. Поршни основного цилиндра собирают всю лишнюю жидкость в цилиндрах авто-колёс при помощи трубопровода. Поршень основного цилиндра собирает всю жидкость в цилиндрах автомобильных колёс с помощью трубопроводов. Причём в этот же момент поток жидкости переходит в привод. Благодаря поршням цилиндров автомобильных колёс происходит перемещение тормозящих колодок к дискам, или как их ещё называют барабанам.

После нажатия на педаль тормоза активируется давление жидкости, что как правило запускает механизм остановки и заставляет автомобиль остановиться образованием сил торможения контактируя с покрытием дороги. Причём чем больше будет давление на саму педаль, тем лучше и быстрее произойдёт остановка автомобильных колёс. Давление жидкости в момент остановки может достигать от десяти до пятнадцати мегапаскалей.

В момент окончания остановки педаль тормоза содействует с возвратной пружиной и в итоге педаль стает в неактивное положение. Также в обратное расположение переходит поршень основного цилиндра. Большинство частей пружин отходят от барабанов с помощью колодок. В это же время тормозная жидкость перетекает в главный цилиндр из цилиндра авто-колёс. Таким образом, проходит понижение давления камазовской системы торможения ЗИЛ 130. Эффективность камазовской системы торможения сильно увеличивается благодаря использованию устройств безопасности транспортного средства.

Неисправности системы торможения

Главной задачей проведения диагностики авто Камаз 5320 и 4310 считается обнаружение неисправности камазовской тормозной системы ЗИЛ 130, а также их устранение при минимальном использовании денежных средств. Кроме того, своевременное обнаружение неисправностей системы торможения позволит вам избежать больших денежных трат, потому как вы сможете предотвратить поломку. В специализированных центрах диагностика проводится на специальном стенде, но вы и сами можете её провести в домашних условиях. Для определения неисправности нужно внимательно относиться к своему транспортному средству. Итак, рассмотрим основные неисправности камазовской системы торможения ЗИЛ 130?

  1. Возникновение постороннего шума;
  2. Слышен скрип во время остановки транспортного средства;
  3. Заметно подтекание тормозной жидкости;
  4. Западает педаль тормоза;
  5. Заметно увеличился тормозной путь.

Как правило, все вышеперечисленные неисправности торможения авто Камаз 5320 и 4310 связаны с такими причинами:

  1. Нарушилась герметичность;
  2. Низкий уровень жидкости;
  3. Нерегулярное поведение замены жидкости;
  4. Сильно износились тормозные колодки.

Чаще всего причиной неполадок камазовской системы торможения ЗИЛ 130 является несвоевременная замена тормозной жидкости, а это может привести к полному отказу тормозов. Её нужно регулярно менять из-за того, что в момент использования она впитывает в себя всю влагу. Также может быть недостаточный уровень тормозной жидкости, так как она испаряется при закипании, которое происходит в момент остановки транспортного средства.

Владельцам легковых автомобилей не всегда понятны проблемы водителей КамАЗов, конструкция которых несколько отличается от строения «меньших братьев». Однако это совсем не означает, что проблемы и неисправности таких машин менее значимы и не требуют внимания. Поэтому в данной статье на примере автомобиля КамАЗ мы рассмотрим устройство одной из важнейших систем любого автомобиля – тормозного узла.

Как устроена тормозная система КамАЗ

Тип тормозной системы КамАЗа не похож на аналогичную составляющую легковых транспортных средств. Прежде всего, стоит отметить, что на этих грузовиках устанавливаются сразу четыре тормозные системы: основная (или, как ее еще называют, «рабочая»), запасная, стояночная и вспомогательная. Все они имеют общее строение (включая механизмы и детали), однако работают отдельно друг от друга. Таким образом, даже при полном выходе из строя одной из систем, водитель все равно сможет остановить многотонное транспортное средство практически в любых условиях.

Кроме того, КамАЗы также оборудуются новейшими тормозными устройствами, которые способны управлять работой всех видов тормозов, и специальными приборами для аварийного растормаживания стояночного тормоза. Разберем составляющие тормозной системы данного грузового автомобиля более детально.


Основной (или рабочий тормоз) – создан для управления транспортным средством в процессе его движения. Он обладает пневматическим двухконтурным приводом, который оказывает раздельное воздействие на передние колеса и элементы задней колесной тележки.

Главными рабочими составляющими тормозной камеры КамАЗа являются колодки и барабан, а управление тормозом выполняется при помощи нажатия соответствующей педали.

Обратите внимание! В большинстве случаев причиной рабочих сбоев тормозных систем служат повреждения колодок и барабанов, так как именно они в процессе работы испытывают наибольшие нагрузки (при зажатой педали колодочные тормоза давят на барабан, замедляя тем самым движение транспортного средства).

Запасная тормозная система КамАЗа применяется для остановки или замедления движения автомобиля при появлении любых неисправностей в работе основной системы. «Запаска» совмещена со стояночным тормозом (присутствуют общие узлы и механизмы) и состоит из четырех пружин энергоаккумулятора, двух воздушных баллонов, защитного, перепускного (двухканального) и ускорительного клапанов, тормозного крана, шлангов и трубопроводов. Этот вид тормозной системы активизируется с помощью рычага, управляющего стояночным тормозом, при горизонтальном расположении которого обе системы находятся в неактивном состоянии, а его вертикальное положение вызывает работу стояночного тормоза. Любое промежуточное расположение указанной детали задействует запасную тормозную систему.

Работа вспомогательной тормозной системы КамАЗа основывается на энергии, скатывающейся под уклоном машины, а для торможения задействуется силовой агрегат транспортного средства (торможение двигателем). Несмотря на то, что звучит все это достаточно запутанно, принцип работы здесь несложный.


Когда водитель нажимает специальную кнопку (она находится на полу, возле рулевой колонки), сжатый воздух от тройного (защитного) клапана перемещается в тормозные цилиндры, управляющиеся дросселями, которые перекрывают путь отработанным газам. В этот момент прекращается и подача топлива, а мотор начинает выполнять обязанности компрессора: давление отработанных газов воздействует на колодки и барабан КамАЗа, за счет чего и происходит торможение.

Помимо описанных тормозных систем грузовиков, в них также предусмотрена система аварийного расторможения, которая обеспечивает сжатие энергоаккумуляторных пружин, срабатывающих при применении стояночного или запасного тормоза. Для того чтобы задействовать именно эту систему, нужно нажать на кнопку, расположенную на приборной панели, или же открутить специальные аварийные винты пружин энергоаккумуляторов (механический способ активации аварийного растормаживания).

Стояночный, запасной и рабочий тормоза используются для управления тормозными механизмами на всех колесах грузовика. В свою очередь, эти механизмы задействуются с помощью тормозных камер типа 24, размещенных на передней оси, и аналогичных деталей типа 20, которые находятся на среднем и заднем мостах (представляют собой единое целое с пружинными энергоаккумуляторами).

В процессе движения КамАЗа, под воздействием давления воздуха, силовые пружины энергоаккумуляторов пребывают в сжатом состоянии, но как только в цилиндры попадает воздух, они активизируют работу тормозных механизмов колес задней тележки.

Интересный факт! В зависимости от модели, КамАЗы могут весить от 5 до 8 тонн, а если к автомобилю прилагается прицеп, тогда общий вес достигает 10-15 тонн.

Основные причины неисправности тормозной системы

К основным причинам неисправностей тормозной системы КамАЗа можно отнести не одно действие, но наиболее распространенными являются следующие: рабочий отказ пневмосистемы, нарушение регулировок, утечки сжатого воздуха из пневмопривода вследствие отсутствия герметичности в местах соединения гибких шлангов и трубопроводов, о чем свидетельствуют светящиеся лампы предупредительных сигналов и зуммер.

Помимо этого, среди причин появления неисправностей в работе тормозных систем КамАЗа также стоит выделить неправильно отрегулированный регулятор давления, засорение трубопроводов на участке между регулятором давления и блоком защитных клапанов, неисправный двойной защитный клапан, деформирование его корпуса, как результат чрезмерной затяжки крепежных элементов, неполадки в работе тройного защитного клапана или засорение питающих трубопроводов.

Также не стоит сбрасывать со счетов возможность неисправности двухстрелочного манометра, тормозного крана, нарушение регулировки регулятора давления, превышение допустимой величины хода штоков тормозных камер и неисправность ускорительного клапана или крана, управляющего стояночным тормозом. Кроме того, вполне вероятно, что проблема кроется в неисправности пружинных энергоаккумуляторов, тормозных механизмов задней тележки или неверной регулировке привода регулятора тормозных сил.

Важно! Какой бы ни была проблема, при поиске неисправностей лучше использовать схемы пневматического привода тормозных систем, где условно отмечены тормозные аппараты и соединяющие их трубопроводы.

Возможные неисправности тормозной системы и их устранение

Правильное определение причины неисправности – это половина дела на пути к успешному ремонту тормозной системы КамАЗа. Но нужно еще понимать, что и как ремонтировать. Так, например, если не заполняются (или заполняются очень медленно) ресиверы пневмосистемы, значит, необходимо заменить сам ресивер, обеспечить герметичность соединений и отрегулировать регулятор давления.


Если же при заполненной пневмосистеме КамАЗа часто срабатывает регулятор давления, то тут вопросы появляются к герметичности магистрали на участке между регулятором давления и блоком защитных клапанов или в контурах I и II, расположенных после тормозного крана. В этом случае достаточно устранить образовавшуюся течь.

Также неисправность тормозной системы нередко выражается в неэффективном торможении или его отсутствии при полностью зажатой педали. Решением проблемы может стать устранение утечки воздуха в контурах I и II, находящихся после тормозного крана.

Неэффективное торможение или отсутствие торможения запасной или стояночной систем свидетельствует о превышении допустимой величины хода штоков тормозных камер, регулировка которых избавит вас от появившихся неприятностей.

Вполне возможен и такой вариант, когда при монтаже рукоятки крана управления стояночной системой в горизонтальное положение, транспортное средство никак не растормаживается. Чаще всего это результат нарушения регулировки привода тормозного крана, и его регулировка должна устранить указанную неисправность.

Не менее распространенной проблемой считается и отсутствие торможения при активации вспомогательной тормозной системы, что является результатом превышения допустимой величины хода штоков тормозных камер, утечки воздуха из патрубков III-го контура или из атмосферного вывода ускорительного клапана. Также вполне вероятно, что подобная неисправность вызвана заеданием заслонок механизмов вспомогательной системы, либо утечкой воздуха из магистрали вспомогательной системы. Решение проблемы предусматривает регулировку штоков, ликвидацию течей, разборку и промывку всех составляющих элементов вспомогательной системы.

Знаете ли Вы? Большая масса грузовиков КамАЗ не помешала им десять раз побеждать в трансконтинентальном ралли Дакар. Это и не удивительно, ведь изготовленный на основе КамАЗа бронеавтомобиль «Тайфун» способен разгоняться до 80 км/час, и даже выдерживает отрыв одного колеса (равновесие сохраняется благодаря специальной подушке безопасности).

Тормозная система КамАЗа состоит из 4 частей: рабочей, запасной, стояночной и вспомогательной.

Как работает тормозная система КамАЗ

Схема и устройство тормозной системы автомобиля КамАЗ включают в себя такие элементы, как:

  • колодка тормозного типа заднего барабанного устройства;
  • тормозной цилиндрический механизм задних колес;
  • педаль;
  • шток с поршневой частью;
  • бак для рабочей жидкости;
  • главный цилиндрический механизм и энергоаккумуляторы;
  • тормозная колодка переднего барабанного механизма;
  • цилиндр колесного типа;
  • контрольная лампа и пневматический привод;
  • трубопровод переднего хода;
  • трубопровод заднего хода.


Принцип работы тормозной системы прицепа, полуприцепа:

  1. Когда пользователь нажимает на тормозную педаль, возникает импульс, который передается в направлении вакуумного усилительного механизма.
  2. Через усилительный элемент импульс передается в основной цилиндрический механизм.
  3. Поршневая часть системы передвигает топливо к колесным цилиндрическим деталям, из-за чего повышаются показатели давления в приводе тормозного типа.
  4. Поршневой механизм начинает переводить колодки к дисковому сцеплению.
  5. Замедляется движение. Давление топлива может достигать 11-16 МПа. Чем выше этот показатель, тем лучше работает тормозное устройство.
  6. Когда пользователь опускает педаль, она приходит в начальное положение под воздействием пружинных деталей.

Почему тормоза плохие

Неисправности тормозной системы КамАЗ могут привести к сбоям в работе транспортного средства.

Поломки и способы их устранения:

  1. Воздух в стояночной тормозной системе. Из-за этого педаль тормоза не растормаживается. Воздушный поток может попасть в систему во время разгерметизации, падения уровня топлива или из-за поврежденных труб и шлангов. Чтобы устранить поломку, рекомендуется прокачать тормозной механизм.
  2. Поврежденный вакуум. Данный механизм напрямую влияет на работу тормозов. Чтобы проверить его исправность, нужно 5-7 раз подряд нажать на педаль при отключенном моторе. Это поможет убрать разрежение в усилительном устройстве. После этого необходимо завести агрегат, удерживая педаль. Если после запуска она немного опустится, значит, вакуум исправен, если нет — то нужно выполнить замену поврежденного элемента.
  3. Посторонний шум во время движения может быть связан с поврежденными колодками тормозного типа. В этом случае рекомендуется установить КамАЗ на платформу и поднять его при помощи специального оборудования, снять передние колеса и провести осмотр дисковых элементов. По толщине диск должен быть не меньше 10,8 мм. Также нужно проверить ход колодок. При помощи отвертки их отводят от дискового элемента, если не удается этого сделать, то проблема кроется в заклинивании поршневого механизма.

ТОРМОЗНАЯ СИСТЕМА.

Автомобили и автопоезда КамАЗ оборудованы четырьмя автономными тормозными системами: рабочей, запасной, стояночной и вспомогательной. Хотя эти системы имеют общие элементы, работают они независимо и обеспечивают высокую эф-фективность торможения в любых условиях экс-плуатации. Кроме того, автомобиль оснащен при-водом аварийного растормаживания, обеспечиваю-щим возможность возобновления движения авто-мобиля (автопоезда) при автоматическом его тормо-жении из-за утечки сжатого воздуха, аварийной сигнализацией и контрольными приборами, позво ляющими следить за работой пневмопривода.

Тормозная система модернизированных автомо-билей КАМАЗ в отличие от серийных автомобилей содержит:

- одноцилиндровый компрессор производитель-ностью 380 л/мин при противодавлении 0,7 МПа (7 кгс/см 2) и оборотах двигателя 2200 об/мин;

- управление рабочими тормозами осуществля-ется двухсекционным тормозным краном с подвес-ной педалью, установленной на передней панели кабины;

Вместо блока защитных клапанов применен четырехконтурный защитный клапан;

- для охлаждения сжатого воздуха устанавливает-ся охладитель;

- ускорительный клапан в магистрали контура II тормозной системы для уменьшения времени сраба-тывания тормозов задней тележки;

- пропорциональный клапан (только для КА-МАЗ-65115);

- вместо соединительных головок типа «Палм» устанавливаются автоматические головки.

Система тормозная рабочая предназначена для уменьшения скорости движения автомобиля или полной его остановки. Тормозные механизмы рабо-чей тормозной системы установлены на всех шести колесах автомобиля. Привод рабочей тормозной системы - пневматический двухконтурный, он при-водит в действие раздельно тормозные механизмы передней оси и задней тележки автомобиля. Управ-ляется привод ножной педалью, механически свя-занной с тормозным краном. Исполнительными органами привода рабочей тормозной системы яв-ляются тормозные камеры.

Система тормозная запасная предназначена для плавного снижения скорости или остановки движу-щегося автомобиля в случае полного или частичного выхода из строя рабочей системы.

Система тормозная стояночная обеспечивает тор-можение неподвижного автомобиля на горизон-тальном участке, а также на уклоне и при отсутствии водителя. Стояночная тормозная система на автомо-билях КамАЗ выполнена как единое целое с запас-ной и для ее включения рукоятку ручного крана следует установить в крайнее (верхнее) фиксирован-ное положение.

Таким образом, в автомобилях КамАЗ тормозные механизмы задней тележки являются общими для рабочей, запасной и стояночной тормозных систем, а две последние имеют, кроме того, и общий пнев-матический привод.

Система тормозная вспомогательная автомобиля служит для уменьшения нагруженности и тем-пературы тормозных механизмов рабочей тормоз-ной системы. Вспомогательной тормозной системой на автомобилях КамАЗ является моторный тормоз- замедлитель, при включении которого перекры-ваются выпускные трубопроводы двигателя и от-ключается подача топлива.

Система растормаживания аварийная предназ-начена для оттормаживания пружинных энергоак-кумуляторов при их автоматическом срабатывании и остановке автомобиля вследствие утечки сжатого воздуха в приводе. Привод системы аварийного растормаживания сдублирован: кроме пневма-тического привода имеются винты аварийного от-тормаживания в каждом из четырех пружинных энергоаккумуляторов, что позволяет растормозить последние механическим путем.

Система аварийной сигнализации и контроля состо-ит из двух частей:

1. Световой и акустической сигнализации о ра-боте тормозных систем и их приводов. В различных точках пневматического привода встроены пневмо-электрические датчики, которые при действии лю-бой тормозной системы, кроме вспомогательной, замыкают цепи электрических ламп «стоп-сигнала». Датчики падения давления установлены в ресиверах привода и при недостаточном давлении в последних замыкают цепи сигнальных электрических ламп, расположенных на панели приборов автомобиля, а также цепь звукового сигнала (зуммера).

2. Клапанов контрольных выводов, с помощью которых производится диагностика технического состояния пневматического тормозного привода, а также (при необходимости) отбор сжатого воздуха. На автомобилях-тягачах КамАЗ установлен также комплекс пневматических аппаратов для приведе-ния в действие тормозных механизмов прицепа (полуприцепа) с однопроводным и двухпроводным приводом. Наличие на тягачах такого привода обес-печивает их агрегатирование с любыми прицепами (полуприцепами), имеющими пневматический при-вод тормозных механизмов.

Ниже приведены основные технические данные тормозных систем (табл. 45).

Таблица 45

Модель автомобиля

5320 5410

53212 53213 54112

53215 54115

55111

53229

65115

43101

43114 43115 43118 44108

4326

53228 6426 65111

Длина регулировочного рычага, мм: - передней оси

Задней оси

125150

Ход штоков тормозных камер, мм: - передней оси

20-30

25-35

20-30

25-35

20-30

25-35

Задней тележки

20-30125-35

20-30

20-30

Тип тормозных камер: - передней оси

24 30

Задней тележки

20/20

24/24

Диаметр барабана, мм

Ширина накладок, мм

Суммарная площадь накладок, мм 2

6300

4200

6300

Длина рычага регулятора тормоз-ных сил, мм

Нет регуля-тора

Статический прогиб задней под-вески, мм

Рис. 285. Тормозной механизм: 1 - ось колодки; 2 -суппорт; 3 - щиток; 4 - гайка оси; 5 - накладка осей колодок; 6 - чека оси колодки; 7 - колодка тормозная; 8 - пружина; 9 - накладка фрикционная; 10-кронштейн разжимного кулака; 11 - ось ролика; 12 - кулак разжимной; 13 - ролик; 14 - рычаг регулировочный

Тормозные механизмы (рис. 285) установлены на всех шести колесах автомобиля, основной узел тормозного механизма смонтирован на суппорте 2, жестко связанном с фланцем моста. На эксцентрики осей 1, закрепленные в суппорте, свободно опи-раются две тормозные колодки 7 с прикрепленными к ним фрикционными накладками 9, выполненными по серповидному профилю в соответствии с характе-ром их износа. Оси колодок с эксцентричными опор-ными поверхностями позволяют при сборке тормоз-ных механизмов правильно сцентрировать колодки относительно тормозного барабана. Тормозной бара-бан крепится к ступице колеса пятью болтами.

При торможении колодки раздвигаются S-образ-ным кулаком 12 и прижимаются к внутренней по-верхности барабана. Между разжимным кулаком 12 и колодками 7 установлены ролики 13, снижающие трение и улучшающие эффективность торможения. В отторможенное состояние колодки возвращаются четырьмя оттяжными пружинами 8.

Разжимной кулак 12 вращается в кронштейне 10, прикрепленном к суппорту болтами. На этом кронш-тейне устанавливается тормозная камера. На конце вала разжимного кулака установлен регулировочный рычаг 14 червячного типа, соединенный со штоком тормозной камеры при помощи вилки и пальца. Щиток, прикрепленный болтами к суппорту, защи-щает тормозной механизм от грязи.

Рис. 286. Регулировочный рычаг: 1- крышка; 2 - заклепка; 3 - колесо зубчатое; 4 - заглушка; 5 - червяк; 6 - корпус; 7 - втулка; 8 - болт стопорный; 9 - пружина фиксатора; 10 - шарик фиксатора; 11 - ось червяка; 12 - масленка

Регулировочный рычаг предназначен для умень-шения зазора между колодками и тормозным бара-баном, увеличивающимся вследствие износа фрик-ционных накладок. Устройство регулировочного ры-чага показано на рис. 286. Регулировочный рычаг имеет стальной корпус 6 с втулкой 7. В корпусе находится червячное зубчатое колесо 3 со шлицевы-ми отверстиями для установки на разжимной кулак и червяк 5 с запрессованной в него осью 11. Для фиксации оси червяка имеется стопорное устрой-ство, шарик 10 которого входит в лунки на оси 11 червяка под действием пружины 9, упирающейся в стопорный болт 8. Зубчатое колесо удерживается от выпадания крышками 1, прикрепленными к корпу-су 6 рычага. При повороте оси (за квадратный конец) червяк поворачивает колесо 3, а вместе с ним пово-рачивается разжимной кулак, раздвигая колодки и уменьшая зазор между колодками и тормозным барабаном. При торможении регулировочный рычаг поворачивается штоком тормозной камеры.

Перед регулированием зазора стопорный болт 8 необходимо ослабить на один-два оборота, после регулировки болт надежно затянуть.

Привод тормозных механизмов. Принципиальные схемы привода приведены на рис. 287-292.


Рис. 287. Пневмопривод тормозных механизмов автомобиля мод. 5320: А - контрольный вывод контура IV; В, Е - клапаны контрольных выводов III контура; С - вывод контрольный контура I; D - вывод контрольный контура II; N - магистраль тормозная управляющая двухпроводного привода; Р - магистраль соединительная однопроводного привода; R - магистраль питающая двухпроводного привода; 1 - камеры тормозные типа 24; 2 - кран управления стояночной тормозной системой; 3 - кран аварийного растормаживания стояночной тормозной системы; 4 - кран управления вспомогательной тормозной системой; 5 - манометр двухстрелочный; 6 - лампы контрольные и звуковой сигнализатор; 7 - клапан контрольных выводов; 8 - клапан ограничения давления; 9 - компрессор; 10 - пневмоцилиндр привода рычага останова двигателя; 11 - регулятор давления; 12 - предохранитель от замерзания; 13 - клапан двойной защитный; 14 -датчик включения электромагнитного клапана тормозного механизма прицепа; 15 - батареи аккумуляторные; 16 - кран двухсекционный тормозной; 17 - клапан тройной защитный; 18 - датчик падения давления в ресивере; 19 - краны слива конденсата; 20 - ресивер конденсационный; 21 - клапан отбора воздуха; 22 - ресиверы контура II; 23 - пневмоцилиндр привода заслонки вспомогательной тормозной системы; 24, 25 - ресиверы I и III контуров; 26 - камеры тормозные типа 20х20; 27 - датчик включения контрольной лампы стояночной тормозной системы; 28 - энергоаккумуляторы; 29 - клапан ускорительный; 30 - регулятор автоматический тормозных сил; 31 - клапан управления тормозными механизмами прицепа с двухпроводным приводом; 32 - клапан двухмагистральный; 33 - датчик включения сигнала торможения; 34 - клапан управления тормозными механизмами прицепа с однопроводным приводом; 35 - клапан одинарный защитный; 36 - фонари задние; 37 - краны разобщительные; 38, 39 - соединительные головки типа А и типа “Палм”


Рис. 288. Схема пневматического привода тормозных механизмов автомобилей КамАЗ-53229,-65115,-54115,-43253:1 - водоотделитель; 2 -компрессор; 3 - охладитель; 4 -четырехконтурный защитный клапан; 5 -автоматической регулятор тормозных сил; 6 - регулятор давления; 7 -выключатель сигнала торможения; 8 -тормозной кран; 9 - пневмоцилиндры привода заслонки механизма вспомогательной тормозной системы; 10 - кран управления стояночной тормозной системой; 11 -пропорциональный клапан; 12 -пневмоцилиндр привода рычага останова двигателя; 13 - кран управления вспомогательной тормозной системой; 14 - манометр; 15 -тормозные камеры типа 30/30; 16 -ресивер контура 1Y; 17 - ресиверы контура 11; 18 - кран слива конденсата; 19 - тормозные камеры типа 20/20; 20,24 - ускорительные клапаны; 21- двухмагистральный перепускной клапан; 26 выключатель контрольной лампы стояночной тормозной системы; 23 - ресивер контура III; 25 - ресивер контура I; 26 - выключатель контрольной лампы падения давления воздуха в контуре III; 27 - кран экстренного растормаживания


Рис. 289. Схема пневматического привода тормозных механизмов автомобилей КамАЗ-4326:1 - тормозные камеры типа 24; 2 (А, В, С) - контрольные выводы; 3 - пневмоэлектрический выключатель элетромагнитного клапана прицепа; 4 - кран управления вспомогательной тормозной системой; 5 - двухстрелочный манометр; 6 - компрессор; 7 -пневмоцилиндр привода рычага останова двигателя; 8 - водоотделитель; 9 - регулятор давления; 11 - двухмагистральный перепускной клапан; 12–4-х контурный защитный клапан; 13 - кран управления стояночной тормозной системой; 14 - теплообменник; 15 - двухсекционный тормозной кран; 17 - пневмоцилиндры привода заслонок механизма вспомогательной тормозной системы; 18 - ресивер контура I; 19 - ресивер потребителей; 20 - выключатель сигнализатора падения давления; 21 - ресивер контура III; 22 - ресиверы контура II; 23 - кран слива конденсата; 24 - тормозные камеры типа 20/20 с пружинными энергоаккумуляторами; 25, 28 - ускорительные клапаны; 26 - клапан управления тормозными системами прицепа с двухпроводным приводом; 27 - выключатель сигнализатора стояночной тормозной системы; 29 - клапан управления тормозными системами прицепа с однопроводным приводом; 30 -автоматические соединительные головки; 31 - соединительная головка типа А; R - N - I


Рис. 291 . Схема пневматического привода тормозных механизмов автомобилей КамАЗ-43101, 43114:1 - тормозные камеры типа 24; 2 (А, В, С) - контрольные выводы; 3 - пневмоэлектрический выключатель элетромагнитного клапана прицепа; 4 - кран управления вспомогательной тормозной системой; 5 - двухстрелочный манометр; 6 - компрессор; 7 - пневмоцилиндр привода рычага останова двигателя; 8 - водоотделитель; 9 - регулятор давления; 11 -двухмагистральный перепускной клапан; 12–4-х контурный защитный клапан; 13 - кран управления стояночной тормозной системой; 14 - теплообменник; 15 - двухсекционный тормозной кран; 17 - пневмоцилиндры привода заслонок механизма вспомогательной тормозной системы; 18 - ресивер контура I; 19 - ресивер потребителей; 20 -выключатель сигнализатора падения давления; 21 - ресивер контура III; 22 - ресиверы контура II; 23 - кран слива конденсата; 24 - тормозные камеры типа 20/20 с пружинными энергоаккумуляторами; 25, 28 - ускорительные клапаны; 26 - клапан управления тормозными системами прицепа с двухпроводным приводом; 27 - выключатель сигнализатора стояночной тормозной системы; 29 - клапан управления тормозными системами прицепа с однопроводным приводом; 30 - автоматические соединительные головки; 31 - соединительная головка типа А; R - к питающей магистрали двухпроводного привода; Р - к соединительной магистрали однопроводного привода; N - к управляющей магистрали двухпроводного привода; 31- датчик падения давления в ресиверах I контура; 32- датчик падения давления в ресиверах II контура; 33-датчик стоп- сигнала; 34-кран экстренного растормаживания



Источником сжатого воздуха в приводе является компрессор 9. Компрессор, регулятор давления 11, предохранитель 12 от замерзания конденсата, кон-денсационный ресивер 20 составляют питающую часть привода, из которой очищенный сжатый воз-дух под заданным давлением подается в необходи-мом количестве в остальные части пневматического тормозного привода и к другим потребителям сжа-того воздуха. Пневматический тормозной привод разбит на автономные контуры, отделенные друг от друга защитными клапанами. Каждый контур действует независимо от других контуров, в том числе и при возникновении неисправностей. Пневматичес-кий тормозной привод состоит из пяти контуров, разделенных одним двойным и одним тройным защитными клапанами.

Контур I привода рабочих тормозных механизмов передней оси состоит из части тройного защитного клапана 17; ресивера 24 вместимостью 20 л с краном слива конденсата и датчиком 18 падения давления в ресивере, части двухстрелочного манометра 5; ниж-ней секции двухсекционного тормозного крана 16; клапана 7 контрольного вывода (С); клапана 8 огра-ничения давления; двух тормозных камер 1; тормоз-ных механизмов передней оси тягача; трубопроводов и шлангов между этими аппаратами.

Кроме того, в контур входит трубопровод от нижней секции тормозного крана 16 до клапана 81 управления тормозными системами прицепа с двух-проводным приводом.

Контур II привода рабочих тормозных механиз-мов задней тележки состоит из части тройного защитного клапана 17; ресиверов 22 общей вмести-мостью 40 л с кранами 19 слива конденсата и датчиком 18 падения давления в ресивере; части двухстрелочного манометра 5; верхней секции двух-секционного тормозного крана 16; клапана конт-рольного вывода (D) автоматического регулятора тормозных сил 30 с упругим элементом; четырех тормозных камер 26; тормозных механизмов задней тележки (промежуточного и заднего мостов); трубо-проводов и шланга между этими аппаратами. В контур входит также трубопровод от верхней секции тормозного крана 16 к клапану 31 управления тор-мозными механизмами с двухпроводным приводом.

Контур III привода механизмов запасной и стоя-ночной тормозных систем, а также, комбинирован-ного привода тормозных механизмов прицепа (по-луприцепа) состоит из части двойного защитного клапана 13; двух ресиверов 25 общей вместимостью 40 л с краном 19 слива конденсата и датчиком 18 падения давления в ресиверах; двух клапанов 7 контрольного вывода (В и Е) ручного тормозного крана 2; ускорительного клапана 29; части двух-магистрального перепускного клапана 32; четырех пружинных энергоаккумуляторов 28 тормозных ка-мер; датчика 27 падения давления в магистрали пружинных энергоаккумуляторов; клапана 31 уп-равления тормозными механизмами прицепа с двух-проводным приводом; одинарного защитного кла-пана 35; клапана 34 управления тормозными ме-ханизмами прицепа с однопроводным приводом; трех разобщительных кранов 37 трех соединитель-ных головок; головки 38 типа А однопроводного привода тормозных механизмов прицепа и двух головок 39 типа “Палм” двухпроводного привода тормозных механизмов прицепа; пневмоэлектри-ческого датчика 33 “стоп-сигнала”, трубопроводов и шлангов между этими аппаратами. Следует отме-тить, что пневмоэлектрический датчик 33 в контуре установлен таким образом, что он обеспечивает включение ламп “стоп-сигнала” при торможении автомобиля не только запасной (стояночной) тор-мозной системой, но и рабочей, а также в случае выхода из строя одного из контуров последней.

Контур IV привода вспомогательной тормозной системы и других потребителей не имеет своего ре-сивера и состоит из части двойного защитного клапана 13; пневматического крана 4; двух цилиндров 23 при-вода заслонок; цилиндра 10 привода рычага останова двигателя; пневмоэлектрического датчика 14; трубо-проводов и шлангов между этими аппаратами.

От контура IV привода механизмов вспомога-тельной тормозной системы сжатый воздух поступает к дополнительным (не тормозным) потреби-телям; пневмосигналу, пневмогидравлическому уси-лителю сцепления, управлению агрегатами транс-миссии и пр.

Контур V привода аварийного растормаживания не имеет своего ресивера и исполнительных органов. Он состоит из части тройного защитного клапана 17; пневматического крана 4; части двухмагистрального перепускного клапана 32; соединяющих аппараты трубопроводов и шлангов.

Пневматические тормозные приводы тягача и прицепа соединяют три магистрали: магистраль од-нопроводного привода, питающая и управляющая (тормозная) магистрали двухпроводного привода. На седельных тягачах соединительные головки 38 и 39 находятся на концах трех гибких шлангов указан-ных магистралей, закрепленных на поддерживающей штанге. На бортовых автомобилях головки 38 и 39 установлены на задней поперечине рамы.

Для улучшения влагоотделения в питающей части тормозного привода автомобилей мод. 53212, 53213 на участке компрессор - регулятор давления допол-нительно предусмотрен влагоотделитель, ус-тановленный на первой поперечине автомобиля в зоне интенсивного обдува.

С этой же целью на всех моделях автомобиля КамАЗ на участке предохранитель от замерзания - защитные клапаны предусмотрен конденсационный ресивер вместимостью 20 л. На самосвале 55111 отсутствует аппаратура управления тормозными ме-ханизмами прицепа, разобщительные краны, соеди-нительные головки.

Для наблюдения за работой пневматического тор-мозного привода и своевременной сигнализации о его состоянии и возникающих неисправностях в кабине на щитке приборов имеются пять сигналь-ных лампочек, двухстрелочный манометр, показы-вающий давление сжатого воздуха в ресиверах двух контуров (I и II) пневматического привода рабочей тормозной системы, и зуммер, сигнализирующий об аварийном падении давления сжатого воздуха в ресиверах любого контура тормозного привода.

Рис. 293. Механизм вспомогательной тормозной системы: 1 - корпус; 2 - рычаг поворотный; 3 - заслонка; 4 - вал

Механизм вспомогательной тормозной системы (рис. 293). В приемных трубах глушителя установлены кор-пус 1 и заслонка 3, закрепленная на валу 4. На валу заслонки закреплен также поворотный рычаг 2, соеди-ненный со штоком пневмоцилиндра. Рычаг 2 и связан-ная с ним заслонка 3 имеют два положения. Внутрен-няя полость корпуса сферическая. При выключении вспомогательной тормозной системы заслонка 3 уста-навливается вдоль потока отработавших газов, а при включении - перпендикулярно потоку, создавая определенное противодавление в выпускных коллек-торах. Одновременно прекращается подача топлива. Двигатель начинает работать в режиме компрессора.