В россии освоен самостоятельный ремонт корабельных газотурбинных двигателей. Анализ: чем газотурбинные двигатели "Сатурна" лучше ГТД "Зоря-Машпроект"

Рыбинское НПО "Сатурн" (входит в Объединенную двигателестроительную корпорацию, ОДК) с 2018 года рассчитывает выйти на серийное производство отечественных двигателей для кораблей ВМФ России.

Этому поспособствует создаваемый на рыбинском предприятии уникальный сборочно-испытательный комплекс, который предназначен для проведения всех видов испытаний корабельных газотурбинных двигателей (ГТД), газотурбинных и дизель-газотурбинных агрегатов. Также ОДК реализует инвестиционный проект "Техническое перевооружение предприятия для обеспечения производства газотурбинного двигателя М90ФР"."Реализация указанного комплекса работ позволит НПО "Сатурн" с 2018 года перейти на серийное производство ГТД М70ФРУ, М70ФРУ-2, М70ФРУ-Р, М90ФР, ГТА М35Р и М70, а также агрегатов на основе перспективных двигателей с модернизацией редукторных комплексов и систем управления", - сообщает ОДК.Там отметили, что технологические решения, заложенные в испытательный комплекс, позволяют испытывать корабельные агрегаты более чем 20 различных конфигураций. "Комплекс является универсальным кластером, который не только полностью обеспечивает на этапе импортозамещения текущие потребности РФ в части силовых агрегатов, но позволит испытывать и перспективные газотурбинные двигатели и агрегаты", - сказали в ОДК.В настоящее время завершены общестроительные работы, благоустроена прилегающая территория, установлены основные технологические системы и оборудование. Первичная аттестация испытательных стендов, метрологическая поверка измерительных систем комплекса и его ввод в промышленную эксплуатацию запланированы на декабрь 2017 года.

Перспективные двигатели

ОДК также намерена создать семейство перспективных морских двигателей."Продуктовой ОДК предусмотрены мероприятия, которые позволят в период до 2020 года обеспечить ВМФ РФ современными двигателями российского производства, а с учетом предлагаемых к реализации инициативных проектов создать до 2025 года семейство перспективных морских газотурбинных двигателей и агрегатов", - сказали в ОДК.В корпорации напомнили, что в настоящее время ей ведется ряд опытно-конструкторских работ, направленных на создание отечественных двигателей для кораблей ВМФ РФ вместо украинских.

Современные российские боевые корабли, в частности, фрегаты проектов 22350 и 11356, ранее оснащались силовыми установками николаевского "Зоря"-"Машпроект". Чтобы избежать зависимости от украинских поставок, главкомат ВМФ России еще в начале 2000-х годов утвердил "Концепцию создания и применения газотурбинных двигателей и агрегатов надводных кораблей ВМФ" и возложил функции комплексного поставщика на рыбинское НПО "Сатурн" (входит в состав ОДК).

Двигатель пятого поколения

Морской двигатель пятого поколения будет мощнее и экономичнее предшественников.
"ОДК планирует выполнить ряд научно-исследовательских работ по созданию и исследованию новых коррозионно-стойких жаропрочных сплавов, малоэмиссионных камер сгорания морских ГТД (газотурбинный двигатель - прим. ТАСС), определению облика морского двигателя пятого поколения", - сказали в пресс-службе ОДК.Там уточнили, что в инициативном порядке специалистами НПО "Сатурн" (входит в ОДК) был проведен комплекс расчетно-исследовательских работ по совершенствованию параметров цикла базового газогенератора, которые влияют на мощность и экономичность будущих морских двигателей."Дальнейшее развитие морских ГТД может быть направлено по пути увеличения мощности, а также повышения их коэффициента полезного действия", - отметили в ОДК.

Тебе как невежде и треплу даю информацию - когда началась программа по созданию ГТА и её финансирование.

Читай внимательно и больше не пиши всякую чушь... Программу запустили в 2014 году!

Приоритетные программы.

ГТД морского применения.

ОАО «НПО «Сатурн» – ведущий российский разработчик и производитель морских ГТД и агрегатов на их основе для широкого спектра кораблей и гражданских судов, а также для применения в составе морских и приморских промышленных и нефтегазовых объектов. Определено основные направления деятельности:
- ОКР "Разработка технологии создания морского унифицированного энергомодуля на базе ранее созданного российского морского ГТД 4-го поколения мощностью 10 МВт для перспективных скоростных судов" Шифр "Модуль ГТД", стоимость 120 523 000,0 рублей.
- ОКР шифр «М90ФР», цель - освоение в производстве газотурбинного двигателя М90ФР для обеспечения комплектации дизель-газотурбинного агрегата М55Р – главной энергетической установки фрегата проекта 22350, строящихся в ОАО Судостроительный завод «Северная верфь».
Стоимость проекта - 1 712 млн. руб.
- ОКР шифр «Агрегат ДКВП», цель - создание на базе российского морского ГТД М70ФРУ и российских комплектующих, газотурбинных агрегатов для десантных кораблей на воздушной подушке проектов 12322 «Зубр» и 12061 «Мурена».
Стоимость проекта - 6 790 млн. руб.
- ОКР шифр «М70ФРУ реверс», цель - создание на базе российского морского ГТД М70ФРУ реверсивного газотурбинного двигателя для замены двигателей украинского производства с истекшими сроками службы на эксплуатирующихся кораблях ВМФ РФ.
Стоимость проекта – 700 млн. руб.
Мировой рынок морских (судовых / корабельных) ГТД
Кроме того, ведется реализация программ морских ГТД: М75РУ, Е70/8РД (в т.ч. газотурбинного электрогенератора СГТГ-8 на базе Е70/8РД) для оснащения кораблей и судов. Ведется строительство сборочно-испытательного комплекса морских ГТД и ГТА. Прогноз поставок новых двигателей оценивается в 148 ед.

Итоги деятельности в 2014г.

Программы морских ГТД.

1. В апреле 2014 года заключён контракт с Минпромторгом России на выполнение ОКР "Разработка технологии создания морского унифицированного энергомодуля на базе ранее созданного российского морского ГТД 4-го поколения мощностью 10 МВт для перспективных скоростных судов" Шифр "Модуль ГТД". Выполнен 1-й этап ОКР и полученные результаты:
- Разработана рабочая конструкторская документация опытного образца унифицированного судового энергомодуля;
- Изготовлена материальная часть редуктора и САУ (1 этап);
- Разработана программа испытаний.
2. В декабре 2014 года, в соответствии с подпрограммой «Ускоренное развитие оборонно-промышленного комплекса» Государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» и Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2014 г. № 958-26 «О внесении изменений в Государственную программу «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», ОАО «НПО «Сатурн» заключило государственные контракты на выполнение ОКР.
3. В декабре 2014 года в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 1 сентября 2014 года № 884-25 подписан трехсторонний договор с Минпромторгом России и Росимуществом о взаимодействии по проекту «Техническое перевооружение предприятия для обеспечения производства газотурбинного двигателя М90ФР».
Техническое перевооружение предприятия для обеспечения производства газотурбинного двигателя М90ФР выполняется с целью импортозамещения данной продукции в рамках гособоронзаказа, в том числе:
- расширения функциональных возможностей существующего оборудования для реализации новых требований, предъявляемых к газотурбинному двигателю М90ФР;
- совершенствования и освоения новых технологий по изготовлению и сборке газотурбинного двигателя М90ФР;
- приобретения нового оборудования для обеспечения автоматизации технологических процессов, повышения точностных параметров и повторяемости ДСЕ.
Стоимость проекта – 1 686,67 млн.руб.
4. В ноябре 2014 года в целях продолжения работ по созданию сборочно-испытательного комплекса корабельных ГТА заключен договор между ОАО «НПО «Сатурн» и Государственной корпорацией «Ростех» для получения бюджетного финансирования по мероприятию «Организация производства и испытаний корабельных ГТА». Создаваемый в рамках ФЦП № 1 по линии ГОЗ по контрактам с Минпромторгом России и ГК «Ростех» уникальный сборочно-испытательный комплекс является ключевым элементом программы завершения создания полностью импортонезависимого российского производства корабельных газотурбинных энергоустановок как для военного кораблестроения, так и гражданского судостроения.
Стоимость проекта – 4 519,3 млн.руб.

Всё идёт по утверждённому графику и все работы должны быть завершены к концу 2017 года.

Основу боевого состава российского надводного флота составляют корабли с газотурбинными энергетическими установками украинского производства. Импортозамещение в этой сфере стало залогом национальной безопасности - без ремонта турбин флот не сможет выполнять свои задачи во все более конфликтном мире.

Сломанная нога

22 февраля 2015 года в Балтийск после 196-суточного похода вернулся один из самых современных кораблей Балтфлота и всего ВМФ России - фрегат «Ярослав Мудрый» проекта 1154 «Ястреб». Многоцелевой ракетный корабль выполнял задачи в Средиземном море - в частности, обеспечивал проводку «Сирийского экспресса», а также выходил в Индийский океан для охраны судоходства в Аденском заливе и прилегающих водах, отличающихся повышенной активностью пиратов.

Долго держать корабль на главной базе ни штаб флота, ни главкомат ВМФ не планировали - современный сторожевик должен был, по некоторым сведениям, снова уйти на боевую службу летом 2015 года, после межпоходного ремонта и нескольких выходов на боевую подготовку. Однако реальность заставила скорректировать планы: одна из двух форсажных турбин корабля (тип ДО 90) оказалась аварийной. Ситуация осложнялась тем, что ремонт двигателей этого типа раньше выполнял их производитель - украинская компания «Зоря-Машпроект», но после Крымского кризиса и событий в Донбассе украинское руководство разорвало военно-техническое сотрудничество с Россией.

Для части продукции удалось найти обходные варианты - так, Россия по-прежнему получает украинские вертолетные двигатели (хотя объем закупок постепенно сокращается по мере освоения собственного производства). Но если двигатели для вертолетов к обоюдному удовольствию «Вертолетов России» и украинской компании «Мотор Сич» удается закупать, маскируясь «двойным назначением» (они могут ставиться и на гражданские машины), то газотурбинные энергетические установки для боевых кораблей, равно как и услуги по их ремонту, замаскировать подобным образом невозможно. И проблема не только в «Ярославе Мудром»: невозможность ремонта украинских турбин грозила вскоре оставить Россию без большей части надводного флота. Летом 2015 года «Ярослав Мудрый» встал в ремонт на заводе «Янтарь».

Полутора годами ранее, осенью 2013 года, на том же заводе начались работы на головном сторожевике «Ястреба» - «Неустрашимом». В отличие от «Ярослава Мудрого» этот ремонт был плановым, предполагавшим большой объем работ, в том числе модернизацию ряда систем. Двигатели корабля в соответствии с планами Гособоронзаказа на 2014 год предстояло ремонтировать на Украине.

В начале декабря 2013 года на заполярном 35-м судостроительном заводе в Мурманске также встал в ремонт самый ходовой корабль ВМФ России в 2000-х и начале 2010-х годов - БПК «Адмирал Чабаненко». Его турбины тоже предполагалось отправить для ремонта производителю - украинской компании «Зоря-Машпроект».

Поиск альтернативы

Назвать разрыв сотрудничества по газовым турбинам с Украиной «тяжелым ударом» означало бы приукрасить ситуацию. До этого времени на протяжении десятков лет украинская промышленность обеспечивала нужды сначала советского, а затем российского ВМФ и в строительстве новых турбин, и в их ремонте и обслуживании. В итоге определенные типы двигателей - в частности, используемые на «Ястребах» Д090 и ДС 71 - никогда не ремонтировались в России. Организация ремонта этих двигателей даже на предприятии близкого профиля потребовала бы серьезной перестройки производственных процессов.

Проблема заключалась в характерных различиях газоперекачивающих станций и морских ГТД: разные типы топлива (газ и солярка), как следствие - принципиально разные топливные системы, наличие на морских ГТД реверса и т.д. В совокупности все эти различия не позволяли быстро перестроить для их ремонта даже предприятие, работающее с ГТД других типов (например, занимающееся ремонтом газоперекачивающих агрегатов того же украинского производства тюменское ОАО «Газтурбосервис», принадлежащее «Газпрому»).

Серьезнейшим препятствием стало и отсутствие конструкторской документации, необходимой для ремонта, инструмента и оснастки.

В итоге налаживать ремонт двигателей пришлось с нуля. В январе 2015 года в СМИ появилась информация об отправке турбин «Неустрашимого» в Самару. Ряд видных экспертов в сфере ВПК, в том числе авторитетный военный блог BMPD, предположили, что исполнителем нового заказа станет ОАО «Кузнецов» - основываясь на фразе в газете «Страж Балтики»: «Впервые турбины силовых установок сторожевого корабля ремонтируются на авиационном заводе в Самаре».

«Кузнецов», разумеется, не авиазавод, но его главная специализация - авиационные турбовинтовые и турбореактивные двигатели, в том числе для стратегических бомбардировщиков Ту-95, Ту-22М3 и Ту-160. Реальность оказалась несколько иной: исполнителем стал не «Кузнецов», хотя самарские двигателисты и поучаствовали в этом проекте. Контрагентом в рамках импортозамещения по ремонту ГТД украинского производства еще в июне 2014 года совместным решением технического управления ВМФ и ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» было выбрано ОАО Промышленная группа «Новик», ставшее исполнителем ремонта ГТД названных выше типов.

Основанием для такого решения стали следующие факторы:

- «Новик» с 2008 года занимается дефектацией и сервисным обслуживанием энергетических установок по заказу ВМФ;

Имеет собственное конструкторское бюро и специалистов (включая главного конструктора), ранее работавших в турбинном КБ Ленинградского Кировского завода;

Гибкая структура частной компании позволяет «оперативную подстройку» под задачи в рамках государственно-частного партнерства.

Планы организации этих работ в России появились еще до украинских событий. Предполагалось последовательно увеличивать долю работ на отечественных предприятиях вплоть до полного переноса их на территорию РФ.

Летом 2014 года начались работы над двумя парами ГТД Д090 - одна с «Неустрашимого», где они используются в качестве форсажных, для обеспечения полного хода, и одна с «Чабаненко», на котором эти турбины используются в качестве маршевых.

Поиск места

Немалой проблемой стало отсутствие производственной площадки. Подходящий цех нашелся в ОАО «Металлист-Самара», также задействованном в производстве авиационных газовых турбин. Организацией ремонта занялась вновь сформированная в составе «Новика» Волжская производственно-техническая база. В кооперацию вошел и «Кузнецов», которому доверили балансировку ротора, компрессора и турбины, для того чтобы в дальнейшем можно было провести проверку соосности и выполнить балансировку корпуса турбины. Эти работы выполнялись уже на новой площадке «Новика», причем необходимая для изготовления оснастки техническая документация создавалась конструкторским бюро с нуля собственными силами.

Технологический процесс осваивали на турбинах «Неустрашимого», поступивших в Самару в конце лета 2014 года (сообщение в «Страже Балтики» опубликуют без малого полгода спустя), затем на завод пришли турбины «Адмирала Чабаненко», но очередность работ была прервана экстренным заказом.

Варианты замещения

«Ярослав Мудрый» должен получить свою турбину уже в ближайшие недели и в начале 2016 года вернуться в строй. Ремонт «Неустрашимого», по планам, завершится в 2016-м, «Чабаненко» - в 2017 году. На очереди - большое количество кораблей разных классов, несущих украинские газовые турбины, от ракетных крейсеров проекта 1164 до корвета «Дагестан», не так давно эффектно отстрелявшегося крылатыми ракетами из Каспийского моря по позициям террористов в Сирии. Для сохранения численности флота в ожидании развертывания крупносерийного строительства новых кораблей ОСК и Минобороны придется решать проблему ремонта десятков турбин, причем в достаточно сжатые сроки. Реальность такого решения уже доказана - остается доказать возможность его масштабирования.

В 2017 году в ПАО «НПО «Сатурн» завершается реализация трех проектов в рамках федеральных целевых программ , это строительство и ввод в эксплуатацию литейного корпуса № 140 и сборочно-испытательного комплекса морских газотурбинных агрегатов (ГТА),

а также техперевооружение производства под программу морских газотурбинных двигателей (ГТД).

Ввод нового литейного корпуса – это значимое событие для предприятия. Завод не строил таких масштабных производственных объектов с 80-х годов прошлого столетия. Создание литейного корпуса № 140 будет способствовать выходу на серийные поставки деталей для двигателя семейства Leap в рамках заключенного контракта с компанией «Safran» .

Российский флот обойдется без Украины >>

На первом этапе речь идет о механической обработке лопаток, затем – об изготовлении лопаток. В конце текущего года должны получить первые опытные отливки данных лопаток. Два этих параллельных проекта – создание мощного производственного литейного корпуса, аналогов которому нет в России, и выпуск деталей для самого массового на мировом рынке двигателя – в долгосрочной перспективе могут дать НПО «Сатурн» значительную загрузку производственных мощностей и, соответственно, объем выручки.

Если грамотно организовать технологический процесс, правильно выстроить коммерческие взаимодействия с потенциальными заказчиками, в том числе на мировом рынке (помимо проекта Leap), то это даст заводу возможность производить продукцию данной номенклатуры дополнительно к имеющемуся портфелю заказов на сумму порядка 100–150 млн долларов в год. И позволит загрузить не только 140-й корпус, но и смежные цеха. Производственные мощности нового подразделения позволят выпускать миллион лопаток в год!

Испытания первого отечественного газотурбинного двигателя большой мощности >>

Корпус № 140 и цех № 34 составят технологически замкнутый комплекс полного цикла изготовления, от руды до готовой детали. В одном цехе сделали отливку, в другом, расположенном через дорогу, ее обработали, и деталь ушла на сборку. Расположение оборудования по видам обработки, согласно маршрутным технологическим процессам, сокращает межцеховые и внутрицеховые грузопотоки, обеспечивает кратчайшие пути прохождения деталей через все этапы производственного цикла, позволяет увеличить коэффициент загрузки оборудования, исключить пролеживание деталей. Эти принципы Lean-философии изначально были заложены в создание производства турбинных лопаток. Все литейное оборудование уникально, оно делается под конкретного заказчика, под конкретную деталь.

На 2017 год запланирован объем инвестиций в 1,5 млрд руб. на оборудование, а общий объем поставок оборудования оценивается на уровне 3 млрд рублей. Часть оборудования после минимальной модернизации будет переведена в новый корпус из цеха № 41. Ввод производственных мощностей корпуса № 140 разделен на два этапа. В 2017 году корпус начнет свою работу на базе нулевой очереди – в этом году будут созданы все технологические переделы, вся технологическая цепочка, от заливки до выхода первой годной лопатки. В 2019 году корпус должен выйти на контрактные объемы выпуска серийной продукции.

Два других инвестиционных проекта касаются развития российской базы морского газотурбостроения по программе импортозамещения . В планах 2017 года сдать в эксплуатацию сборочно-испытательный комплекс морских ГТА (СИК КГТА), создаваемый ОДК по контрактам с Минпромторгом РФ и Госкорпорацией Ростех на базе рыбинского «НПО «Сатурн», предназначен для проведения всех видов предварительных, предъявительских, приемосдаточных, межведомственных и периодических испытаний корабельных газотурбинных двигателей, газотурбинных и дизель-газотурбинных агрегатов.

Авиастар внедряет новый станок зеркального фрезерования >>

СИК КГТА включает в себя : два испытательных стенда для газотурбинных двигателей мощностью – 1-ый до 15 МВт, 2-ой – до 40 МВт; участки входного контроля, хранения, сборки и подготовки к испытаниям; склад дизельного топлива с подземными резервуарами для подачи летних и зимних сортов топлива отдельно для дизеля и газотурбинного двигателя; административно-бытовой комплекс для размещения инженерно-технического персонала. Общая площадь здания комплекса составляет 1 га, площадь земельного участка с подъездными дорогами почти 2 га.

Стенд № 1 предназначен для испытаний газотурбинных двигателей М70ФРУ, М70ФРУ-2, М70ФРУ-Р и агрегатов на их основе мощностью до 15 МВт. Он будет состоять из монолитного железобетонного испытательного бокса, фундаментной плиты для расположения газотурбинных двигателей и компонентов агрегата, таких как дизель и корабельный редуктор, стендовых систем циркуляции масла, промывки проточной части двигателей и их консервации. Загрузочное устройство даст возможность проводить испытания двигателей и агрегатов с разным направлением вращения фланца отбора мощности, в том числе с выполнением реверса при работе. Расположение и количество воздухоподводящих отверстий в стенах стенда позволит наиболее полно использовать пространство внутри испытательного бокса для всех типов газотурбинных агрегатов и двигателей мощностью до 15 МВт, в том числе с отбором мощности, как с горячей стороны двигателя, так и с холодной.

Конструкция стенда №2 для испытаний ГТА мощностью до 40 МВт также универсальна и обеспечит проведение испытаний агрегата, состоящего из двух одновременно работающих ГТД типа М90ФР и одного дизеля с выводом мощности через редуктор-сумматор.

К маю 2017 года будут завершены общестроительные работы, смонтированы стендовые системы выхлопа, всасывания, шумоглушения, грузоподъемные механизмы, измерительно-вычислительный комплекс, система автоматического управления технологическим оборудованием. Закончат благоустройство прилегающей территории, поставку и пуско-наладку основных технологических систем и оборудования. Завершат монтаж системы оборотного водоснабжения для гидравлических загрузочных устройств.

Первичная аттестация испытательных стендов (совместно с ФГУП «ЦИАМ им. Баранова») и метрологическая поверка измерительных систем СИК и его ввод в промышленную эксплуатацию запланированы на декабрь 2017 г.

Также в 2017 году необходимо завершить техперевооружение, предусматривающее приобретение оборудования для организации серийного изготовления морских газотурбинных двигателей. Первые двигатели установочной партии уже сделали на существующем оборудовании.

Звукопоглощающие конструкции для силовой установки SаM146 >>

В 2016 году, выполняя программу импортозамещения, производством компании было освоено три наименования морских двигателей* . За этой короткой фразой стоит огромный труд людей – конструкторов, технологов, производственников. Освоение новых изделий шло напряженно, но заводчане выдержали графики технологической подготовки производства по каждой детали этих двигателей. Работа выполнена в сжатые сроки, которые были выделены.

Авиационный двигатель на сегодняшний момент является сосредоточением наиболее современных и высокотехнологичных деталей, конструкторских и технологических решений, а наиболее массовыми и сложными деталями в нем являются лопатки – компрессорные и турбинные – это основные компетенции, которые развиваются на «Сатурне». Темы «Лопатки турбины» уже коснулись, говоря о 140-м корпусе, активно развивается и направление «Лопатки компрессора» . Задача «НПО «Сатурн» войти в мировой рынок с этой продукцией, имея конкурентную себестоимость. Есть целый комплекс мероприятий для достижения таких же целей, каких заводчане достигли по турбинным лопаткам. Это повышение коэффициента использования материала, это снижение циклов производства. Для достижения поставленных целей была введена в эксплуатацию 2-ая очередь участка электрохимических станков в корпусе № 119, активно осваивается технология бесприпусковой штамповки в корпусе № 2.

«Пермские моторы» готовы к серийному производству двигателя пятого поколения >>

Будут ли новые проекты в ближайшее время? Конечно, будут. Это и ПД-12В (вертолетный двигатель взамен Д-136) – уже идут компоновочные работы по проекту. Следующий проект ПД-35 пока на уровне НИР и критических технологий – предстоит спроектировать композитный вентилятор и корпус вентилятора, планируется большой объем работ по турбине низкого давления.

В этом году увеличатся темпы производства по двигателям Д-30КП – это кормилец завода, который продолжает свой жизненный цикл. Также будет обеспечено ритмичное производство двигателей SaM146 на 8 комплектов в месяц на конец года.

2017 год должен стать ключевым с точки зрения принятия решений о запуске серийного производства модернизированной газовой турбины большой мощности ГТД-110М ** и полноценном переводе данной программы в новое русло – по результатам испытаний машины, основной этап которых завершается в этом году. Исходя из потребностей рынка, участниками проекта рассматривается несколько сценариев с максимальным количеством производства двигателей до 10 штук в год. Это проект национального масштаба, реализация которого зависит от поддержки со стороны федеральных органов.

НПО «Сатурн» освоило изготовление деталей газотурбинных двигателей из кобальтового сплава методом аддитивных технологий (АТ). Внедрение аддитивных технологий в производство позволит создавать конкурентоспособные на глобальном рынке изделия в кратчайшие сроки и с минимальными затратами.

Суперсплав адаптирован для изготовления деталей путем селективного лазерного сплавления металлопорошковой композиции. Он отличается повышенной жаропрочностью, стойкостью к температурной и солевой коррозии, высокой рабочей температурой. Исследования свойств и разработка оптимальных технологических параметров послойного синтеза кобальтового суперсплава велись на НПО «Сатурн» более 2-ух лет, в настоящее время идет работа по его паспортизации.

Среди других передовых технических решений можно выделить изготовление деталей ГТД из композиционных материалов на полимерной и керамической основах.

ЦАГИ провел испытания крыла нового военно-транспортного самолета >>

Сегодня на базе НПО «Сатурн» функционирует Центр аддитивных технологий (ЦАТ), не имеющий аналогов в России. В нем представлены все перспективные и наиболее востребованные промышленностью направления АТ. Центр специализируется на изготовлении деталей, моделей и узлов газотурбинных двигателей авиационного и наземного применения методами послойного синтеза. Здесь также представлены сопутствующие технологии: термообработка, лазерная сварка и перфорация, металлургическая лаборатория, компьютерная томография, электронная микроскопия, лаборатория бесконтактной оптической оцифровки и реверс инжиниринга. ЦАТ решает ключевые научно-технические и технологические задачи: повышение стабильности характеристик элементов газотурбинных двигателей; возможность получения конструкций с уникальной топологией; сокращение цикла и стоимости изготовления деталей ГТД; использование в конструкции материалов, формообразование которых традиционными технологиями либо невозможно , либо чрезвычайно затратно.

НПО «Сатурн» разработало технологическую цепочку изготовления деталей селективным сплавлением, от разработки 3D-модели и до функциональной детали. Внедряются инновационные принципы проектирования с учетом новых технологических возможностей, включая интеллектуальную оптимизацию топологии деталей, обеспечивающую требуемую прочность с учетом направления воздействующих нагрузок и существенного снижения массы - так называемый бионический дизайн. Центр активно участвует в разработке и получении отечественных металлопорошковых композиций. В 2015-2016 гг. более 1000 различных деталей газотурбинных двигателей, изготовленных селективным сплавлением из кобальтового, титанового сплавов, нержавеющей стали, успешно прошли стендовые испытания в составе двигателей.

* Реализуемые НПО «Сатурн» опытно-конструкторские работы выполняются в соответствии с реализуемой программой импортозамещения с целью разработки и освоения производства отечественных корабельных агрегатов, а также для замены находящихся в эксплуатации ранее установленных украинских ГТД на кораблях России.

- ОКР шифр «М90ФР» одна из трех ОКР по тематике морских ГТД, реализуемых в настоящее время ПАО «ОДК – Сатурн». Она предполагает освоение серийного производства ГТД М90ФР мощностью 27 500 л.с. для обеспечения комплектации дизель-газотурбинного агрегата М55Р. ОКР выполняется в рамках госконтракта между Минпромторгом России и ПАО «ОДК – Сатурн» от 2014 г. , срок завершения – декабрь 2017 г.

На сегодня ПАО «ОДК-Сатурн» проведена технологическая подготовка производства, изготовлены двигатели, подлежащие испытаниям в рамках постановки изделия на производство, параллельно с работами по постановке на производство выполняется изготовление поставочных газотурбинных двигателей М90ФР.

Работы по ОКР «М90ФР» выполняются в соответствии с утвержденными графиками. По ее результатам будет утвержден акт квалификационных испытаний, подтверждающий готовность ПАО «ОДК-Сатурн» к серийному изготовлению ГТД М90ФР, который в настоящее время является наиболее востребованным в ВМФ МО РФ.

- ОКР шифр «Агрегат ДКВП» – опытно-конструкторская работа по разработке газотурбинного двигателя М70ФРУ-2 и корабельных ГТА М35Р-1, М35Р-2 и М70Р мощностью 10 тысяч л.с. Выполняется в рамках госконтракта от 2014 г. между Минпромторгом РФ и «НПО «Сатурн», срок завершения – декабрь 2017 г.

К настоящему времени разработана конструкторская документация газотурбинного двигателя и агрегатов М35Р-1, М35Р-2 и М70Р, выполнены работы по технологической подготовке производства, изготовлены опытные газотурбинные двигатели. За оставшийся период выполнения ОКР планируется проведение специальных заводских, приемо-сдаточных и межведомственных испытаний двигателя М70ФРУ, газотурбинных агрегатов М35Р-1, М35Р-2 и М70Р.

- ОКР шифр «М70ФРУ-Реверс» – опытно-конструкторская работа по разработке двигателя М70ФРУ-Р с реверсивной силовой турбиной для замены двигателей зарубежного производства, находящихся в эксплуатации на кораблях РФ. ОКР выполняется в рамках госконтракта от 2014 г. между Минпромторгом РФ и «НПО «Сатурн», срок завершения – декабрь 2017 г.

Российские корабельные газотурбинные двигатели (ГТД) смогут заменить продукцию, которую отказалась поставлять в рамках антироссийских санкций Украина. Аналитики отмечают, что производство ГТД - крайне перспективное направление оборонной промышленности. По словам экспертов, эти двигатели можно устанавливать практически на все типы боевых кораблей. О том, что в России ведётся разработка морского ГТД пятого поколения для нужд ВМФ, ранее сообщил директор НПО «Сатурн» Виктор Поляков. Предварительное проектирование агрегата уже завершено. Какого эффекта стоит ждать от появления новейших двигателей, разбирался RT.

Фрегат «Адмирал флота Советского Союза Горшков» РИА Новости

Управляющий директор научно-производственного объединения «Сатурн» Виктор Поляков заявил о завершении предварительного проектирования морского газотурбинного двигателя пятого поколения. По его словам, специалисты разработали техническое задание и соответствующие предложения для федеральной целевой программы.

«Совместно с отраслевыми институтами нами выполнен ряд научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по формированию облика морских газотурбинных двигателей пятого поколения. По итогам этих работ мы выполнили предварительное проектирование в рамках научно-исследовательских работ», — сказал в интервью РИА Новости Поляков.

Ранее он сообщил, что портфель заказов на ГТД на ближайшие годы полностью сформирован. В частности, российскими газотурбинными двигателями будут оснащаться сторожевые корабли дальней морской зоны проекта 22350, которые строятся на «Северной верфи».

В 2018 году ВМФ должен получить два фрегата — «Адмирал флота Советского Союза Горшков» и «Адмирал флота Касатонов». В процессе постройки находятся ещё два корабля — «Адмирал Головко» и «Адмирал флота Советского Союза Исаков».

«Сегодня на наших стендах мы испытываем двигатели по всем эксплуатационным параметрам, включая имитацию нагрузки на валу. Первые два агрегата мы поставим уже в этом году, сроки определены заказчиком — четвёртый квартал 2018 года», — рассказал Поляков.

По словам директора «Сатурна», в морские силовые установки, которые разрабатывает предприятие, закладывается потенциал для модернизации. Одна из основных задач конструкторов заключается в уменьшении расхода топлива при одновременном увеличении коэффициента полезного действия.

  • Морской двухтопливный газотурбинный двигатель Е70/8РД
  • www.npo-saturn.ru

Санкционный фактор

Информация о планах по разработке газотурбинного двигателя пятого поколения впервые появилась 25 апреля 2017 года.

Пресс-служба Объединённой двигателестроительной корпорации сообщила о намерении выполнить ряд научно-исследовательских работ, в том числе по «определению облика морского двигателя пятого поколения». Новейший силовой агрегат должен быть мощнее предшественников и обладать более высоким КПД.

Традиционно НПО «Сатурн» специализировалось на разработке и производстве авиационных ГТД. С 1993 года предприятие начало осваивать выпуск корабельных газотурбинных силовых установок. В 2000 году президент России Владимир Путин назначил «Сатурн» (тогда — ОАО «Рыбинские моторы») головным предприятием по разработке, серийному производству и ремонту всех морских ГТД.

Принятые меры по диверсификации продукции «Сатурна» позволили смягчить последствия разрыва военно-технического сотрудничества с Украиной в 2014 году, когда Киев запретил запорожскому АО «Мотор Сич» поставлять в Россию корабельные и авиационные двигатели, включая газотурбинные установки.

Украинские санкции сдвинули сроки сдачи ВМФ нескольких боевых кораблей. В частности, речь идёт о проекте 11356 по созданию многоцелевых сторожевых кораблей дальней морской зоны, который реализует калининградский завод «Янтарь». В 2015 году корабелы были вынуждены приостановить строительство фрегатов.

Ситуацию удалось разрешить благодаря завершению испытаний российского газотурбинного двигателя М-70ФРУ-2 мощностью 14 тыс. л. с. 25 апреля 2017 года Владимир Путин в ходе посещения «Сатурна» дал старт производству корабельных ГТД.

  • Президент России Владимир Путин осматривает цех «Сатурна», апрель 2017 года

«Тогда (в 2014 году. — RT ) мы и приняли решение: не будем делать что-то такое среднее, а будем отрабатывать свои собственные новые продукты, свои новые решения, свои новые машины, и мы даже пошли на то, чтобы сместить вправо программу перевооружения российского флота, ожидая вашу машину», — сказал глава государства.

27 декабря на фрегате проекта 11356 «Адмирал Макаров» прошла церемония поднятия Андреевского флага. Сторожевой корабль был включён в состав соединения надводных кораблей Черноморского флота с дислокацией в Севастопольской бухте.

В ближайшие годы ВМФ получит три корабля проекта 11356 — «Адмирал Бутаков», «Адмирал Истомин» и «Адмирал Корнилов». Помимо «Адмирала Макарова», сейчас в строю находятся «Адмирал Григорович» и «Адмирал Эссен», уже успевшие пройти боевое крещение у берегов Сирии.

Курс на импортозамещение

Производство газотурбинных двигателей является крайне перспективным направлением российской оборонной промышленности. Об этом сообщил RT председатель Союза геополитиков капитан 1-го ранга в отставке Константин Сивков.

Он подчеркнул, что подобные силовые установки эффективнее обычных паротурбинных агрегатов.

«Газотурбинные двигатели можно устанавливать практически на все типы боевых кораблей, за исключением стратегических подводных лодок и катеров различного класса. Они более экономные, мощные и удобные в эксплуатации. Производство газотурбинных двигателей, без сомнения, очень востребовано в текущих условиях», — отметил Сивков.

По словам эксперта, Россия стремится к обретению независимости от запорожского «Мотор Сича». Инвестиции в разработку двигателя пятого поколения ведутся в рамках объявленного президентом России курса на импортозамещение.

«России под силу создать как аналоги, так и новые двигательные газотурбинные установки. Несмотря на то что Москва с 1990-х годов закупала эти движки на Украине, в нашей стране существуют мощная конструкторская школа и соответствующий научно-технологический фундамент», — пояснил Сивков.

Подпишитесь на нас