Dodge история автомобильной марки Додж. История Dodge (Додж)

Братья Додж, которым суждено было стать одними из богатейших людей Америки, приняли жизненный старт с самой низкой точки. Джон и Хорас родились не то чтобы в нищете, но в бедности точно. Их отец Дэниел Додж держал маленькую литейную мастерскую и едва сводил концы с концами. Возможно, именно крайняя нужда так сплотила ребятишек. Несмотря на четырехлетнюю разницу в возрасте (старший из братьев - Джон родился в октябре 1864-го), Доджи были неразлучны словно близнецы. С младых ногтей они старались быть полезными семье. Джон, к примеру, за 50 центов в неделю гонял соседскую корову на пастбище и помогал местному извозчику разгружать мешки с отрубями.

Интерес к технике настиг Доджей в совсем еще юном возрасте. Собственно, ничем другим сорванцы интересоваться и не могли, даже если б захотели. Весь их узкий мирок составляла крошечная мастерская отца, где мальчишками, а затем и подростками они проводили напролет дни и ночи.

В 1891-м братья из родного городка Найлс, что на границе Мичигана и Индианы, перебрались в Детройт. С работой здесь было получше. Поначалу Доджи устроились в Murphy Engine company, специализировавшуюся в производстве и ремонте паровых машин. Причем всего за полгода на новом месте от разнорабочего Джон дорос до бригадира. В Murphy Engine братья проработали около четырех лет, набравшись практического опыта в производстве и ремонте самой разнообразной техники. Затем они перебрались в соседнюю Канаду, получив место токарей в компании Canadian Typograph. Здесь дела пошли еще бодрей. Джон вскоре получил должность начальника смены, а Хорас (надо сказать, из двух братьев он был более одаренным в техническом плане, зато Джон с лихвой компенсировал некоторое отставание предпринимательской жилкой) изобрел и запатентовал конструкцию колесной втулки, не боящейся попадания грязи. Это стало отправной точкой. Джон отыскал инвестора (детройтского промышленника Фреда Эванса) и на его деньги в арендованной мастерской братья построили свое первое транспортное средство. Нет, пока еще не автомобиль, а всего лишь велосипед. Джон и Хорас наладили производство двухколесной модели Evans & Dodge - на стыке веков она пользовалась неплохим спросом.

В конце 19 века велосипедные мастерские в Америке открывались сотнями. И сотнями же закрывались. Двухколесный бизнес активно концентрировался в руках крупных игроков. И четко осознав, что на выпуске велосипедов разбогатеть не получится, Доджи в 1901-м вернулись в Детройт. После продажи своего велосипедного предприятия у них завелся небольшой капиталец, а город, находившийся в предвкушении автомобильной лихорадки, которая затем захлестнет всю Америку, только и ждал, чтобы быть завоеванным.

Новое дело

Братья рассудили трезво. Открыть собственное производство автомобилей они не могли - знаний у них, возможно, было и не меньше, чем у первых заокеанских автопромышленников, но имевшихся в наличии $7500 на подобный размах явно не хватало. Зато аккуратные, ответственные и дорожащие собственной репутацией Доджи стали прекрасными исполнителями. Они основали небольшой бизнес по производству комплектующих. Шесть токарей, шестеро подмастерьев плюс сами Джон и Хорас, не гнушавшиеся стоять за станком и вести финансовую документацию, выполняли самые разнообразные заказы: от мелкого ремонта до сборки двигателей.

Братьям, надо признать, очень повезло с заказчиками. Одним из первых клиентов семейной фирмы стал Рэнсом Эли Олдс собственной персоной. Основатель «Олдсмобиля» и создатель первого массового автомобиля США заказывал у братьев одноцилиндровые моторы для своего «Скругленного передка», а затем и двухскоростные трансмиссии. Один только этот контракт принес молодой компании все, о чем только можно мечтать, - деньги, известность, репутацию. Но на горизонте появился еще более крупный, как оказалось, клиент - некий Генри Форд.

Доджи стали партнерами Ford Motor Company буквально со дня основания фирмы в 1903-м. Моторы, трансмиссии, а затем и мосты, носившие клеймо братьев Додж стояли на всех первых «Фордах» начиная с модели А и заканчивая легендарным Ford T. Уже в 1904-м Джон стал одним из пяти директоров Ford Motor Company. Тогда же неразлучные братья обеспечили себя и свои семьи на всю жизнь. Сравнительно небольшой пакет акций - по пятьдесят на брата в 1903-м и еще по тысяче каждому в 1908-м - сделал их мультимиллионерами. Когда спустя девять лет Генри Форд, решив сосредоточить контроль над компанией в собственных руках, начал скупать долю бывших компаньонов, за акции братьев ему пришлось выложить $25 миллионов! И это в деньгах 1917 года. По нынешнему курсу получается все 330 миллионов...

Сами с усами

Впрочем, к тому времени Джон и Хорас уже и сами слыли известными автопромышленниками. В самостоятельное плавание братья решили отправиться сразу по нескольким причинам. Во-первых, Генри Форд постепенно отказывался от практики аутсорсинга, концентрируя производство комплектующих в стенах собственной компании. Плюс, по меткому выражению Джона, они «просто устали быть мелочью в необъятном кармане Форда». И в 1914 году братья организовали собственную автомобильную фирму. Этот, как сегодня сказали бы, старт-ап был обречен на успех.

В автомобильных кругах Америки того времени репутация Доджей плечами доставала до неба. Еще никто не видел их первый автомобиль, а количество желающих продавать его побило все мыслимые рекорды. Братья получили предложения о сотрудничестве более чем от 22 тысяч дилеров со всей страны! Испортить такое начало мог лишь откровенно провальный продукт. Но Доджи слишком долго были причастны к секрету успеха главного автомобиля Америки - речь, конечно же, о Ford T, - чтобы допустить промах. Братья прекрасно знали о всех плюсах и минусах хитовой «Жестянки Лиззи», поэтому и с концепцией первой самостоятельной модели определились довольно быстро. Это должен быть не самый дешевый, но все еще доступный для широкого потребителя качественный массовый автомобиль. Настолько же более совершенный, насколько и более дорогой, нежели «Лиззи».

Если уж совсем в двух словах, Dodge Model 30 представлял собой усовершенствованный Ford T. Несомненными преимущеcтвами «Доджа» стала 3-ступенчатая коробка передач (у Ford только двухступенчатая), 35-сильный 3,5-литровый 4-цилиндровый мотор (на тот момент «тэшка» могла похвастать лишь 20-ю лошадками) и полностью цельнометаллический кузов фирмы Budd. Здесь у Model 30 вообще не было аналогов. Во всяком случае, в массовом сегменте. Правда, и цена от $785 почти вдвое превышала базовый прайс «Лиззи». Но братья не сомневались в успехе.

Вот так красочно и необычно выглядела поначалу фирменная эмблема Dodge. Причем знак, похожий на звезду Давида, на самом деле лишь перевернутые латинские D, символизирующие фамилии братьев. Впрочем, со временем, уже после смерти Доджей, неоднозначный дизайн фирменной эмблемы, вызывавший кривотолки, решили изменить. После Второй мировой некоторые модели Dodge украшал вот такой геральдический герб. Долгое время вместо эмблемы использовался простой шильдик с надписью Dodge. Лишь в 90-х фирменным знаком стала знаменитая голова барана, а после того, как Ram превратился в отдельный бренд, эмблема компании снова сменилась. Теперь это крест и надпись Dodge, вписанные в поле геральдического щита

Скажите, а что будет делать армия владельцев «Форд-Т», когда им захочется купить настоящий автомобиль? - посмеивался Джон, отвечая на вопросы о перспективах модели.

Все так и вышло. Уже в первый год продаж братьям удалось реализовать 45 тысяч «тридцатых». В 1916-м продажи превысили отметку в 70 тысяч, что позволило Dodge, вернее, Dodge brothers - именно под таким именем компания существовала до 1930 года, - стать четвертой автомобильной компанией США, после лишь Ford, Willys-Overland и Buick.

«Бензиновые миллионеры»

Правда, нельзя сказать, что мир богатых и знаменитых принял автомобильных нуворишей с распростертыми объятиями. Не будем забывать, Доджи вышли из очень простой семьи и слыли мужчинами, мягко говоря, простого склада. Оба любили приложиться к бутылке и частенько попадали в неприятные истории. Уж что такое заварушка в питейном заведении с обязательным битьем бутылок и смачным мордобоем, неразлучные братья знали не понаслышке. Неудивительно, что слегка прямолинейных Доджей не особо жаловали в высшем свете, презрительно называя Джона и Хораса «бензиновыми миллионерами». Те, по возможности, старались отвечать высшему свету той же монетой.

Когда из-за непростого характера и сомнительной репутации Доджам отказали в членстве в престижном детройтском «Кантри клабе», они решили отомстить. Додж и Хорас выкупили прилегающий к пафосному клубу участок земли с намерением построить на нем абсурдно большой и как можно более безвкусный особняк, который бы в прямом смысле бросал тень на здание «Кантри клаба». К счастью, до самого строительства дело не дошло, остановились на стадии устных угроз и потрясаний кулаками. В любом случае, общий уровень отношений Доджей и детройтского истеблишмента в свете этого инцидента исчерпывающе понятен.

Возможно, великосветские манеры и правда были чужды братьям, однако назвать их безголовой деревенщиной - большая ошибка. Достаточно вспомнить, что Хорас являлся едва ли не главным меценатом Детройтского симфонического оркестра. Он также вложил немало средств в строительство нового городского концертного зала, а его дочка выучилась на прекрасную пианистку.

Судьба-злодейка

Удивительное в мире большого бизнеса явление. За годы и даже десятилетия искренняя дружба Джона и Хораса ни разу не дала и трещинки. В богатстве и достатке братья были так же неразлучны, как и в годы полуголодной юности. И Джон, и Хорас давно обзавелись семьями - жены, детишки, все как полагается, но все равно, для каждого из них родной брат оставался самым близким в мире человеком. Так было всегда. До самого конца.

Как пишут в плохих романах - ничто не предвещало беды. В первых числах нового 1920 года Хорас отправился на нью-йоркское автошоу и... подхватил грипп. Болезнь перетекла в воспаление легких и стремительно прогрессировала. Лучшие врачи разводили руками - в то время грипп был действительно очень и очень опасен. Но Хорас все-таки выздоровел. Возможно, благодаря поддержке брата, который буквально не отходил от его кровати. Вот только дело обернулось еще хуже... Теперь грипп скрутил уже самого Джона, и 14 января в возрасте 55 лет он, не приходя в сознание, умер в номере отеля Ritz-Carlton.

Хорас, абсолютно опустошенный потерей самого близкого человека, будто сразу потерял интерес к жизни. Он протянет меньше года и скончается в декабре того же трагичного для Доджей 1920-го. На его похоронах играл Детройтский симфонический оркестр в полном составе.

Одна из крупнейших в Штатах автомобильных компаний по наследству перешла под контроль вдов Джона и Хораса. В 1925-м барышни продали Dodge brothers специалистам по финансовым инвестициям фирме Dillon Read And Co. Те, в свою очередь, провозившись с компанией еще пару лет, осознали, что производство автомобилей - бизнес несколько более сложный, нежели банковские махинации, и уступили фирму Уолтеру Крайслеру, ударными темпами строившему собственную автоимперию.

Тогда поглощение «Крайслером» «Доджа» сравнивали с сардиной, умудрившейся проглотить кита. Однако именно эта сделка стала знаковой для покупателя. Получив в свое распоряжение производственные мощности и широкую сбытовую сеть Dodge brothers, Уолтер Крайслер со временем достроил свою империю до масштабов, сравнимых с Ford и General Motors. Dodge и поныне является неотъемлемой частью FIAT-Chrysler, специализируясь на выпуске моделей спортивного плана.

Данила Михайлов


Топ-10

10 лучших моделей Dodge по версии «Авто Mail.Ru»

Model 30 (1914)

Первый и такой важный автомобиль, заложивший основу процветания компании. Верный нехитрой философии «улучшенного Ford T», Dodge Model 30 походил на свою ролевую модель даже внешне. Более того, как и «Жестянная Лиззи» «тридцатка» первые несколько лет также предлагалась на рынке только в черном колере.

Dart GTS (1968)

Свою нынешнюю славу мускул-бренда Dodge начал зарабатывать во второй половине 60-х. Компания далеко не первой вышла на рынок «маслкаров», зато по максимуму использовала возможности нового сегмента. У Dodge имелся спорткар для любого возраста и достатка. Скажем, скромный с виду и весьма недорогой Dart GTS с 7,2-литровым V8 по сути представлял собой дрэгстер, легальный для дорог общего пользования. Мощность - 375 л.с., крутящий момент - 650 Н∙м. В 1968-м это обеспечивало разгон до сотни всего за 5 секунд.

Coronet (1969)

Еще один бюджетный седан, ставший масл-каром. В базе Coronet представлял собой не слишком мощное и довольно унылое с виду средство передвижения. В заряженных версиях Super Bee или Six Pack этот Dodge превращался в безжалостное к покрышкам и соперникам средство увеличения водительской потенции. При мощности под 400 л.с. и тяге за 660 Н∙м этого волка в овечьей шкуре лучше и не охарактеризуешь.

Charger (1970)

В наших краях маскл-кары Dodge известны в меньшей степени, нежели продукция Ford или Chevrolet. На деле на рубеже 70-х в Штатах не было более крутой тачки, нежели Charger в исполнении R/T (Road and Track). V-образный восьмицилиндровый мотор Hemi только по паспорту выдавал 425 л.с. Многие не без оснований полагали, что реальная мощность машины приближалась к 500 лошадям, а занижена она была исключительно из страховых соображений. Прибавьте к этому потрясающий дизайн с хромированной петлей переднего бампера и узнаваемым обрамлением задней оптики, и вы поймете, почему эта машина давно в пантеоне великой классики.

Challenger (1970)

Еще одно имя из золотого фонда мускулкаростроения. В начале 70-х (как, впрочем, и сегодня) «Челленджер» не давал продохнуть заряженным «мустангам» и «камаро». V-образная восьмерка с тремя сдвоенными карбюраторами Six Pack по паспорту выдавала 290 л.с. В реале мощность доходила до 350 коней, но главное - более компактный и легкий «Челленджер» по крайней мере не уступал более мощным, но зато и более тяжелым конкурентам. Четверть мили со старта он делал за 14 с небольшим секунд, а дисковые тормоза и специально настроенная подвеска выделяли этот «Додж» в ряду поникаров-одноклассников.

Официальный сайт: www.dodge.com
Штаб-квартира: США


«Додж» (Dodge Division), отделение американской корпорации «Крайслер», специализирующееся на выпуске легковых автомобилей, а также автомобилей повышенной проходимости.

Американцы Джон и Горейс Додж основали собственную фирму в 1914 году, на которой одними из первых начали производство автомобилей с цельнометаллическими кузовами. «Компания братьев Додж» в 1914 приступила к выпуску собственного автомобиля. Небольшая фирма, занимавшаяся ранее производством комплектующих для заводов Форда и «Олдс Мотор», впитала все технологические новинки того времени, в том числе фордовскую технологию стандартизации и поточной сборки (Генри Форд даже предъявлял братьям судебные претензии, впрочем без успеха).

Первая машина Dodge Brothers, которую позже шутливо прозвали «Старушка Бетси», покинула завод 14 ноября 1914 года - а вслед за ней до конца года Доджи произвели еще 249 точно таких же автомобилей. У каждого из них на верхнем бачке радиатора красовалась фирменная эмблема компании – земной шар, помещенный в центр звезды Давида: братья помнили свои корни.

К 1920 году компания занимала второе место по выпуску автомобилей после «Форда»), но в том же 1920 оба брата скончались, и новым главой компании стал Фред Дж. Хейнс. Состояние братьев Додж было солидным – по 20 с лишним миллионов у каждого. Кроме того, наследники братьев (а кроме вдов у них никого не осталось), получили по 50% уставного капитала. Но обе вдовы предпринимательскими талантами не владели, и компания пошла на спад. Уже в 1928 году Dodge Brothers была куплена набравшим силу Уолтером Крайслером, который в то время сколачивал свою собственную автоимперию, скупая все автозаводы без разбора. Прочные автомобили «Додж» с честью выдержали испытания Первой мировой войной, когда их использовали как штабные и санитарные автомобили.

В 1928 концерн Dodge вошел в состав корпорации «Крайслер» и автомобиль Dodge стал торговой маркой Chrysler. Сегодня, наряду с легковыми автомобилями, под маркой Dodge изготовляются также внедорожники, минивэны и пикапы. Логотип "Dodge" регулярно менялся, но чаще всего (как и в настоящее время) в эмблеме фигурировала... баранья голова. Как считают некоторые специалисты, "виной" тому одна из моделей Dodge, изогнутый выхлопной коллектор которой напоминал витые рога горного барана...

Завод Dodge в Аргентине был продан в 1980 году Volkswagen. Существовал ряд дочерних и совместных - с долевым участием Dodge - компаний, выпускавших грузовые Dodge в Великобритании, Индии, Австралии и Турции. Однако, в рамках курса на консолидацию, проводимого фирмой Chrysler эти фирмы вышли из сферы влияния этой американской корпорации.

В составе корпорации Chrysler Dodge выделяется своим спортивно-внедорожным имиджем. Легковая программа Dodge полностью копирует таковые от Chrysler и Plymouth, зато внедорожники фирмы выпускаются лишь под одной маркой. Может быть, благодаря этому факту, а также несомненной внешней привлекательности моделей Dakota, Durango и Ram, имя Dodge ассоциируется с внедорожниками и, конечно же, спортивный суперавтомобиль (родстер) Viper, выпускающийся и как спортивное купе.

Dodge Caravan, переднеприводный минивэн с поперечно расположенным двигателем, появился в модельной программе Chrysler в 1984 году и произвел настоящую революцию на автомобильном рынке. Концепт был уникальным и в то же время настолько практичным, что в короткое время завоевал большое количество поклонников. В Европу автомобиль поставляется под именем Chrysler Voyager. Наряду с Jeep Grand Cherokee модель является самым продаваемым "американцем" на европейском континенте. Dodge Caravan соответствует аналогичным моделям Chrysler Town & Country и Plymouth Voyager.

Разработка "Dodge Viper" (или "Chrysler Viper" в Европе - по имени родительской компании для "Dodge") духовного наследника Cobra, была санкционирована президентом корпорации "Chrysler" Бобом Лутцем (Bob Lutz) в 1989 году. Прототип новой модели стал звездой на международном автосалоне в Детройте в 1989 году. Окончательный вариант модели "Viper RT10" был готов в 1991 году. Выпустив спортивную модель Viper GTS, концерн Chrysler продемонстрировал свое намерение активно участвовать в автоспорте. На Детройтском автосалоне 2000 г. был показан прототип Viper GTS/R с 500-сильным мотором V10, развивающим максимальную скорость около 320 км/ч.

Концерн Chrysler, выпустив в январе 1992 года автомобили Dodge Intrepid, заставил многих изменить свое отношение к американским автомобилям. Рестайлинг пять лет спустя сделал его отличным от аналога Concord в модельном ряду Chrysler. Современные модели дополняет спортивная комплектация Intrepid FVT. В модельном же ряду Dodge - Intrepid является единственным автомобилем высокого класса.

Dodge Neon преемник Shadow, переднеприводный седан Golf-класса, впервые был представлен во Франкфурте-на-Майне в 1993. Параллельная модель марки Plymouth Neon. В Европе под маркой Chrysler. Самый дешевый автомобиль в производственной программе фирмы, быстроходный и комфортабельный (под лозунгом "для молодых"). В январе 1999 в Детройте - новая версия с измененным дизайном передней части и модифицированной подвеской.

Двухместное переднеприводное купе Dodge Avenger впервые было представлено зимой 1994, дебютировало одновременно с Chrysler Sebring и является его конструктивным аналогом.

Dodge Stratus, переднеприводный седан с поперечно расположенным двигателем (преемник модели Spirit). Впервые в качестве прототипа был представлен в Детройте и Лос-Анджелесе в январе 1994. Весь облик машины поражает цельностью и законченностью, и не зря этот автомобиль, только под маркой Chrysler, довольно успешно продается в Европе. Премьера новых моделей Stratus 2001 модельного года состоялась на автосалоне в Чикаго зимой 2000 г. С появлением новинки решено отказаться от названия Avenger.

Высокомощный и крупногабаритный многоцелевой автомобиль повышенной проходимости (внедорожник) Dodge Durango с отключаемым полным приводом (преемник модели Ramcharger) впервые был представлен в Детройте в январе 1997. Этот комфортабельный джип с мощным V-образным восьмицилиндровым мотором может составить серьезную конкуренцию популярному «Гранд Чероки».

Очень успешно продвигаются на рынке пикапы «Дакота», выпускаемые грузовым отделением, и завоевавшие титул «спортивного грузовика года» в 1996 году. С 1997 года в свет выходит второе поколение Dodge Dakota. Созданный на жесткой лонжеронной раме, автомобиль конкурирует с грандом жанра Ford F-150. Агрессивный мощный кузов с выразительными подштамповками на дверях и боковых панелях ясно говорит о характере автомобиля.

Только в США и Канаде по итогам 1999 г. было произведено 1561,4 тыс. различных моделей Dodge. Около 1080 тыс. единиц из них составили пассажирские модели Neon, Stratus, Avenger, Intrepid, Caravan, Durango и Viper.

Существенное обновление производственной программы Dodge в 2001 году. Появление новые моделей Stratus и Stratus Coupe (вместо Avenger), минивэны Caravan/Grand Caravan, а также несколько спортивных модификаций под индексом R/T. А также обновление вседорожника Durango.

На автосалоне в Чикаго дебютировал полноразмерный пикап Dodge Ram нового поколения. Ram предыдущего поколения появился в 1993 году и стал настоящим откровением в стилистике и формообразовании полноразмерных пикапов. До сих пор он носит неофициальное звание самого привлекательного и стильного легкого грузовика в США. Неоднократно модернизировавшиеся с тех пор пикапы Ford и Chevrolet так и не смогли превзойти Dodge по красоте и лаконичности дизайна.





История автомобильной марки Dodge начинается с небольшого магазинчика автомобильных частей, принадлежавшего братьям Джону и Горацию Додж.

Потом в 1914 году, они основали собственную фирму, на которой одними из первых начали производство автомобилей с цельнометаллическими кузовами, разработанных, правда, компанией Budd. Также ассортимент их продукции состоял из деталей трансмиссий, двигателей, коробок передач и ведущих мостов которые поставляли компаниям Ford и Olds Motors.

Небольшая фирма, впитала все технологические новинки того времени, в том числе технологию Ford в стандартизации и поточной сборки (Генри Форд даже предъявлял братьям судебные иски, впрочем, без успеха).

Постепенно пришли к идее об организации собственной фирмы Dodge Brothers, занимающейся производством автомобилей.
Первая машина компании Dodge Brothers, которую позже шутливо прозвали «Старушка Бетси», покинула завод 14 ноября 1914 года - а вслед за ней до конца года Dodge произвели еще 249 точно таких же автомобилей. У каждого из них на верхнем бачке радиатора красовалась фирменная эмблема компании – земной шар, помещенный в центр еврейской звезды Давида: братья помнили свои корни.

К 1920 году Dodge занимал второе место по выпуску автомобилей после компании Ford, но в том же 1920 оба брата скончались - один от пневмонии, другой от цирроза печени. Новой главой компании стал Фредерик Хайнс, который стал и вице-президентом и генеральным директором.

В 1925 году, уровень годового производства составил 200 тысяч штук автомобилей

Состояние братьев Додж было приличным – по 20 с лишним миллионов у каждого. Кроме того, наследники братьев (а кроме вдов у них никого не осталось), получили по 50% уставного капитала. Но обе вдовы предпринимательскими талантами не владели, и компания начала терпеть убытки.

За 145 миллионов долларов Dodge выкупил консорциум американских банков, что немного улучшило ее финансовое положение. В 1927 году Dodge предложила свою первую 6-цилиндровую машину марки Senior Six с гидроприводом тормозов, заменившую со следующего года все 4-цилиндровые модели. В 1928 году к ней прибавилась более дешевый и экономичный автомобиль Victory Six.

В преддверии экономического кризиса Dodge опять оказался на грани банкротства, и ее руководство приняло решение продать компанию восходящей звезде того времени - Уолтеру Крайслеру, который в то время сколачивал свою собственную автоимперию, скупая все автозаводы без разбора. В 1928 концерн Dodge вошел в состав корпорации Chrysler и автомобиль Dodge стал торговой маркой Chrysler .

С тех пор автомобили Dodge стали унифицироваться с продукцией других членов концерна. Эта унификация началась еще в 1929 году, когда появился новый автомобиль Dodge серии DA1, ставший копией марки Chrysler. Тут же за ним последовал 8-цилиндровый Dodge серии DC с двигателем Chrysler. В 1935 и 1939 годах автомобили Dodge получили новые обтекаемые кузова. В период войны Dodge прославилась своими легкими; грузопассажирскими армейскими машинами повышенной проходимости.

В первые послевоенные годы компания продолжала впускать немного измененные модели, разработанные до 1942 года. В 1949 году появились первые новые автомобили марки Wayfarer, Meadowbrook и Coronet с 6-цилиндровым двигателем мощностью 102 л.с. и полуавтоматической трансмиссией.

Coronet, выпускавшийся с первых послевоенных лет, в 1953 году обрел вторую молодость благодаря новому современному кузову и двигателю V8 с полусферическими камерами сгорания, хотя он предлагался также и со старым 6-цилиндровым мотором. По сравнению с предыдущими моделями он выглядел более совершенным.
Среди гаммы автомобилей Coronet , оснащавшихся различными кузовами, особенно элегантными смотрелись двухдверный 5-местный кабриолет и аналогичный ему "хардтоп" с жесткой крышей, имевший обозначение Diplomat. Имелся также 5-дверный грузопассажирский вариант Sierra. Всего за первый год было изготовлено свыше 300 тысяч автомобилей Coronet . С небольшими внешними изменениями модель выпускалась 3 года.

С выпуском в 1960 году марок Polara и Matador, Dodge перешла на изготовление автомобилей с несущими кузовами. Одновременно было освоено серийное производство малогабаритного автомобиля марки Dart, а в 1961 году был представлен компактный Lancer с 6-цилиндровым мотором объемом в 2785 см3.
Через два года его сменил еще более компактный Dart. В 1966 году была представлена марка Charger с двигателем V8 рабочим объемом в 521 см3, а его спортивный вариант оснащался мотором в 7 л, и развивал мощность 425 л.с. В 1970 году появился еще один мощный автомобиль Challenger с 7-литровым мотором.

Позднее новый автомобиль марки Challenger получил более скромный дигатель в 5210 см3. Увидели свет и переднеприводный автомобиль Omni, созданный на базе французской Simca Horizon, компактные Aspen и Diplomat на базе Chrysler Le Baron с автоматической коробкой передач, а также прямой наследник марки Charger - спортивное купе Magnum с разными двигателями V8 мощностью до 200 л.с.

Первая серия автомобилей Charger была изготовлена в 1966 году. На следующий год заднюю часть автомобиля сделали короче, установили новое заднее стекло, на крышке багажника появилась аэродинамическая плоскость, фары разместили за решеткой радиатора. Все это придало марке эффектную спортивную внешность.

Charger предлагался с тремя мощными 8-цилиндровыми двигателями рабочим объемом 5211; 6891 и 7210 см3. Покупатель мог выбрать как механическую, так и автоматическую коробку передач. Большой спрос имела модель с самым мощным двигателем Hemi V8 объемом 6974 см3 с полусферическими камерами сгорания.

Например, модель Dodge Hemi Charger 500 1969 года с этим двигателем, развивавшим мощность 430 л.с., разгонялся с места до 96 км/ч за 5,7 секунд и легко развивал максимальную скорость в 217 км/ч. Hemi Charger 500 по праву считался одним из самых скоростных серийных автомобилей своего времени. Однако введенные вскоре нормы на чистоту отработавших газов заставили компанию отказаться от производства особо мощных двигателей.

История автомобильной марки Dodge начинается с небольшого магазинчика автомобильных частей, принадлежавшего братьям Джону и Горацию Додж.

Потом в 1914 году, они основали собственную фирму, на которой одними из первых начали производство автомобилей с цельнометаллическими кузовами, разработанных, правда, компанией Budd. Также ассортимент их продукции состоял из деталей трансмиссий, двигателей, коробок передач и ведущих мостов которые поставляли компаниям Ford и Olds Motors.

Небольшая фирма, впитала все технологические новинки того времени, в том числе технологию Ford в стандартизации и поточной сборки (Генри Форд даже предъявлял братьям судебные иски, впрочем, без успеха).

Постепенно пришли к идее об организации собственной фирмы Dodge Brothers, занимающейся производством автомобилей.
Первая машина компании Dodge Brothers, которую позже шутливо прозвали «Старушка Бетси», покинула завод 14 ноября 1914 года - а вслед за ней до конца года Dodge произвели еще 249 точно таких же автомобилей. У каждого из них на верхнем бачке радиатора красовалась фирменная эмблема компании – земной шар, помещенный в центр еврейской звезды Давида: братья помнили свои корни.

К 1920 году Dodge занимал второе место по выпуску автомобилей после компании Ford, но в том же 1920 оба брата скончались - один от пневмонии, другой от цирроза печени. Новой главой компании стал Фредерик Хайнс, который стал и вице-президентом и генеральным директором.

В 1925 году, уровень годового производства составил 200 тысяч штук автомобилей

Состояние братьев Додж было приличным – по 20 с лишним миллионов у каждого. Кроме того, наследники братьев (а кроме вдов у них никого не осталось), получили по 50% уставного капитала. Но обе вдовы предпринимательскими талантами не владели, и компания начала терпеть убытки.

За 145 миллионов долларов Dodge выкупил консорциум американских банков, что немного улучшило ее финансовое положение. В 1927 году Dodge предложила свою первую 6-цилиндровую машину марки Senior Six с гидроприводом тормозов, заменившую со следующего года все 4-цилиндровые модели. В 1928 году к ней прибавилась более дешевый и экономичный автомобиль Victory Six.

В преддверии экономического кризиса Dodge опять оказался на грани банкротства, и ее руководство приняло решение продать компанию восходящей звезде того времени - Уолтеру Крайслеру, который в то время сколачивал свою собственную автоимперию, скупая все автозаводы без разбора. В 1928 концерн Dodge вошел в состав корпорации Chrysler и автомобиль Dodge стал торговой маркой Chrysler .

С тех пор автомобили Dodge стали унифицироваться с продукцией других членов концерна. Эта унификация началась еще в 1929 году, когда появился новый автомобиль Dodge серии DA1, ставший копией марки Chrysler. Тут же за ним последовал 8-цилиндровый Dodge серии DC с двигателем Chrysler. В 1935 и 1939 годах автомобили Dodge получили новые обтекаемые кузова. В период войны Dodge прославилась своими легкими; грузопассажирскими армейскими машинами повышенной проходимости.

В первые послевоенные годы компания продолжала впускать немного измененные модели, разработанные до 1942 года. В 1949 году появились первые новые автомобили марки Wayfarer, Meadowbrook и Coronet с 6-цилиндровым двигателем мощностью 102 л.с. и полуавтоматической трансмиссией.

Coronet, выпускавшийся с первых послевоенных лет, в 1953 году обрел вторую молодость благодаря новому современному кузову и двигателю V8 с полусферическими камерами сгорания, хотя он предлагался также и со старым 6-цилиндровым мотором. По сравнению с предыдущими моделями он выглядел более совершенным.
Среди гаммы автомобилей Coronet , оснащавшихся различными кузовами, особенно элегантными смотрелись двухдверный 5-местный кабриолет и аналогичный ему "хардтоп" с жесткой крышей, имевший обозначение Diplomat. Имелся также 5-дверный грузопассажирский вариант Sierra. Всего за первый год было изготовлено свыше 300 тысяч автомобилей Coronet . С небольшими внешними изменениями модель выпускалась 3 года.

С выпуском в 1960 году марок Polara и Matador, Dodge перешла на изготовление автомобилей с несущими кузовами. Одновременно было освоено серийное производство малогабаритного автомобиля марки Dart, а в 1961 году был представлен компактный Lancer с 6-цилиндровым мотором объемом в 2785 см3.
Через два года его сменил еще более компактный Dart. В 1966 году была представлена марка Charger с двигателем V8 рабочим объемом в 521 см3, а его спортивный вариант оснащался мотором в 7 л, и развивал мощность 425 л.с. В 1970 году появился еще один мощный автомобиль Challenger с 7-литровым мотором.

Позднее новый автомобиль марки Challenger получил более скромный дигатель в 5210 см3. Увидели свет и переднеприводный автомобиль Omni, созданный на базе французской Simca Horizon, компактные Aspen и Diplomat на базе Chrysler Le Baron с автоматической коробкой передач, а также прямой наследник марки Charger - спортивное купе Magnum с разными двигателями V8 мощностью до 200 л.с.

Первая серия автомобилей Charger была изготовлена в 1966 году. На следующий год заднюю часть автомобиля сделали короче, установили новое заднее стекло, на крышке багажника появилась аэродинамическая плоскость, фары разместили за решеткой радиатора. Все это придало марке эффектную спортивную внешность.

Charger предлагался с тремя мощными 8-цилиндровыми двигателями рабочим объемом 5211; 6891 и 7210 см3. Покупатель мог выбрать как механическую, так и автоматическую коробку передач. Большой спрос имела модель с самым мощным двигателем Hemi V8 объемом 6974 см3 с полусферическими камерами сгорания.

Например, модель Dodge Hemi Charger 500 1969 года с этим двигателем, развивавшим мощность 430 л.с., разгонялся с места до 96 км/ч за 5,7 секунд и легко развивал максимальную скорость в 217 км/ч. Hemi Charger 500 по праву считался одним из самых скоростных серийных автомобилей своего времени. Однако введенные вскоре нормы на чистоту отработавших газов заставили компанию отказаться от производства особо мощных двигателей.

История автомобильной марки Dodge начинается с небольшого магазинчика автомобильных частей, принадлежавшего братьям Джону и Горацию Додж.

Потом в 1914 году, они основали собственную фирму, на которой одними из первых начали производство автомобилей с цельнометаллическими кузовами, разработанных, правда, компанией Budd. Также ассортимент их продукции состоял из деталей трансмиссий, двигателей, коробок передач и ведущих мостов которые поставляли компаниям Ford и Olds Motors.

Небольшая фирма, впитала все технологические новинки того времени, в том числе технологию Ford в стандартизации и поточной сборки (Генри Форд даже предъявлял братьям судебные иски, впрочем, без успеха).

Постепенно пришли к идее об организации собственной фирмы Dodge Brothers, занимающейся производством автомобилей.
Первая машина компании Dodge Brothers, которую позже шутливо прозвали «Старушка Бетси», покинула завод 14 ноября 1914 года - а вслед за ней до конца года Dodge произвели еще 249 точно таких же автомобилей. У каждого из них на верхнем бачке радиатора красовалась фирменная эмблема компании – земной шар, помещенный в центр еврейской звезды Давида: братья помнили свои корни.

К 1920 году Dodge занимал второе место по выпуску автомобилей после компании Ford, но в том же 1920 оба брата скончались - один от пневмонии, другой от цирроза печени. Новой главой компании стал Фредерик Хайнс, который стал и вице-президентом и генеральным директором.

В 1925 году, уровень годового производства составил 200 тысяч штук автомобилей

Состояние братьев Додж было приличным – по 20 с лишним миллионов у каждого. Кроме того, наследники братьев (а кроме вдов у них никого не осталось), получили по 50% уставного капитала. Но обе вдовы предпринимательскими талантами не владели, и компания начала терпеть убытки.

За 145 миллионов долларов Dodge выкупил консорциум американских банков, что немного улучшило ее финансовое положение. В 1927 году Dodge предложила свою первую 6-цилиндровую машину марки Senior Six с гидроприводом тормозов, заменившую со следующего года все 4-цилиндровые модели. В 1928 году к ней прибавилась более дешевый и экономичный автомобиль Victory Six.

В преддверии экономического кризиса Dodge опять оказался на грани банкротства, и ее руководство приняло решение продать компанию восходящей звезде того времени - Уолтеру Крайслеру, который в то время сколачивал свою собственную автоимперию, скупая все автозаводы без разбора. В 1928 концерн Dodge вошел в состав корпорации Chrysler и автомобиль Dodge стал торговой маркой Chrysler .

С тех пор автомобили Dodge стали унифицироваться с продукцией других членов концерна. Эта унификация началась еще в 1929 году, когда появился новый автомобиль Dodge серии DA1, ставший копией марки Chrysler. Тут же за ним последовал 8-цилиндровый Dodge серии DC с двигателем Chrysler. В 1935 и 1939 годах автомобили Dodge получили новые обтекаемые кузова. В период войны Dodge прославилась своими легкими; грузопассажирскими армейскими машинами повышенной проходимости.

В первые послевоенные годы компания продолжала впускать немного измененные модели, разработанные до 1942 года. В 1949 году появились первые новые автомобили марки Wayfarer, Meadowbrook и Coronet с 6-цилиндровым двигателем мощностью 102 л.с. и полуавтоматической трансмиссией.

Coronet, выпускавшийся с первых послевоенных лет, в 1953 году обрел вторую молодость благодаря новому современному кузову и двигателю V8 с полусферическими камерами сгорания, хотя он предлагался также и со старым 6-цилиндровым мотором. По сравнению с предыдущими моделями он выглядел более совершенным.
Среди гаммы автомобилей Coronet , оснащавшихся различными кузовами, особенно элегантными смотрелись двухдверный 5-местный кабриолет и аналогичный ему "хардтоп" с жесткой крышей, имевший обозначение Diplomat. Имелся также 5-дверный грузопассажирский вариант Sierra. Всего за первый год было изготовлено свыше 300 тысяч автомобилей Coronet . С небольшими внешними изменениями модель выпускалась 3 года.

С выпуском в 1960 году марок Polara и Matador, Dodge перешла на изготовление автомобилей с несущими кузовами. Одновременно было освоено серийное производство малогабаритного автомобиля марки Dart, а в 1961 году был представлен компактный Lancer с 6-цилиндровым мотором объемом в 2785 см3.
Через два года его сменил еще более компактный Dart. В 1966 году была представлена марка Charger с двигателем V8 рабочим объемом в 521 см3, а его спортивный вариант оснащался мотором в 7 л, и развивал мощность 425 л.с. В 1970 году появился еще один мощный автомобиль Challenger с 7-литровым мотором.

Позднее новый автомобиль марки Challenger получил более скромный дигатель в 5210 см3. Увидели свет и переднеприводный автомобиль Omni, созданный на базе французской Simca Horizon, компактные Aspen и Diplomat на базе Chrysler Le Baron с автоматической коробкой передач, а также прямой наследник марки Charger - спортивное купе Magnum с разными двигателями V8 мощностью до 200 л.с.

Первая серия автомобилей Charger была изготовлена в 1966 году. На следующий год заднюю часть автомобиля сделали короче, установили новое заднее стекло, на крышке багажника появилась аэродинамическая плоскость, фары разместили за решеткой радиатора. Все это придало марке эффектную спортивную внешность.

Charger предлагался с тремя мощными 8-цилиндровыми двигателями рабочим объемом 5211; 6891 и 7210 см3. Покупатель мог выбрать как механическую, так и автоматическую коробку передач. Большой спрос имела модель с самым мощным двигателем Hemi V8 объемом 6974 см3 с полусферическими камерами сгорания.

Например, модель Dodge Hemi Charger 500 1969 года с этим двигателем, развивавшим мощность 430 л.с., разгонялся с места до 96 км/ч за 5,7 секунд и легко развивал максимальную скорость в 217 км/ч. Hemi Charger 500 по праву считался одним из самых скоростных серийных автомобилей своего времени. Однако введенные вскоре нормы на чистоту отработавших газов заставили компанию отказаться от производства особо мощных двигателей.

История автомобильной марки Dodge начинается с небольшого магазинчика автомобильных частей, принадлежавшего братьям Джону и Горацию Додж.

Потом в 1914 году, они основали собственную фирму, на которой одними из первых начали производство автомобилей с цельнометаллическими кузовами, разработанных, правда, компанией Budd. Также ассортимент их продукции состоял из деталей трансмиссий, двигателей, коробок передач и ведущих мостов которые поставляли компаниям Ford и Olds Motors.

Небольшая фирма, впитала все технологические новинки того времени, в том числе технологию Ford в стандартизации и поточной сборки (Генри Форд даже предъявлял братьям судебные иски, впрочем, без успеха).

Постепенно пришли к идее об организации собственной фирмы Dodge Brothers, занимающейся производством автомобилей.
Первая машина компании Dodge Brothers, которую позже шутливо прозвали «Старушка Бетси», покинула завод 14 ноября 1914 года - а вслед за ней до конца года Dodge произвели еще 249 точно таких же автомобилей. У каждого из них на верхнем бачке радиатора красовалась фирменная эмблема компании – земной шар, помещенный в центр еврейской звезды Давида: братья помнили свои корни.

К 1920 году Dodge занимал второе место по выпуску автомобилей после компании Ford, но в том же 1920 оба брата скончались - один от пневмонии, другой от цирроза печени. Новой главой компании стал Фредерик Хайнс, который стал и вице-президентом и генеральным директором.

В 1925 году, уровень годового производства составил 200 тысяч штук автомобилей

Состояние братьев Додж было приличным – по 20 с лишним миллионов у каждого. Кроме того, наследники братьев (а кроме вдов у них никого не осталось), получили по 50% уставного капитала. Но обе вдовы предпринимательскими талантами не владели, и компания начала терпеть убытки.

За 145 миллионов долларов Dodge выкупил консорциум американских банков, что немного улучшило ее финансовое положение. В 1927 году Dodge предложила свою первую 6-цилиндровую машину марки Senior Six с гидроприводом тормозов, заменившую со следующего года все 4-цилиндровые модели. В 1928 году к ней прибавилась более дешевый и экономичный автомобиль Victory Six.

В преддверии экономического кризиса Dodge опять оказался на грани банкротства, и ее руководство приняло решение продать компанию восходящей звезде того времени - Уолтеру Крайслеру, который в то время сколачивал свою собственную автоимперию, скупая все автозаводы без разбора. В 1928 концерн Dodge вошел в состав корпорации Chrysler и автомобиль Dodge стал торговой маркой Chrysler .

С тех пор автомобили Dodge стали унифицироваться с продукцией других членов концерна. Эта унификация началась еще в 1929 году, когда появился новый автомобиль Dodge серии DA1, ставший копией марки Chrysler. Тут же за ним последовал 8-цилиндровый Dodge серии DC с двигателем Chrysler. В 1935 и 1939 годах автомобили Dodge получили новые обтекаемые кузова. В период войны Dodge прославилась своими легкими; грузопассажирскими армейскими машинами повышенной проходимости.

В первые послевоенные годы компания продолжала впускать немного измененные модели, разработанные до 1942 года. В 1949 году появились первые новые автомобили марки Wayfarer, Meadowbrook и Coronet с 6-цилиндровым двигателем мощностью 102 л.с. и полуавтоматической трансмиссией.

Coronet, выпускавшийся с первых послевоенных лет, в 1953 году обрел вторую молодость благодаря новому современному кузову и двигателю V8 с полусферическими камерами сгорания, хотя он предлагался также и со старым 6-цилиндровым мотором. По сравнению с предыдущими моделями он выглядел более совершенным.
Среди гаммы автомобилей Coronet , оснащавшихся различными кузовами, особенно элегантными смотрелись двухдверный 5-местный кабриолет и аналогичный ему "хардтоп" с жесткой крышей, имевший обозначение Diplomat. Имелся также 5-дверный грузопассажирский вариант Sierra. Всего за первый год было изготовлено свыше 300 тысяч автомобилей Coronet . С небольшими внешними изменениями модель выпускалась 3 года.

С выпуском в 1960 году марок Polara и Matador, Dodge перешла на изготовление автомобилей с несущими кузовами. Одновременно было освоено серийное производство малогабаритного автомобиля марки Dart, а в 1961 году был представлен компактный Lancer с 6-цилиндровым мотором объемом в 2785 см3.
Через два года его сменил еще более компактный Dart. В 1966 году была представлена марка Charger с двигателем V8 рабочим объемом в 521 см3, а его спортивный вариант оснащался мотором в 7 л, и развивал мощность 425 л.с. В 1970 году появился еще один мощный автомобиль Challenger с 7-литровым мотором.

Позднее новый автомобиль марки Challenger получил более скромный дигатель в 5210 см3. Увидели свет и переднеприводный автомобиль Omni, созданный на базе французской Simca Horizon, компактные Aspen и Diplomat на базе Chrysler Le Baron с автоматической коробкой передач, а также прямой наследник марки Charger - спортивное купе Magnum с разными двигателями V8 мощностью до 200 л.с.

Первая серия автомобилей Charger была изготовлена в 1966 году. На следующий год заднюю часть автомобиля сделали короче, установили новое заднее стекло, на крышке багажника появилась аэродинамическая плоскость, фары разместили за решеткой радиатора. Все это придало марке эффектную спортивную внешность.

Charger предлагался с тремя мощными 8-цилиндровыми двигателями рабочим объемом 5211; 6891 и 7210 см3. Покупатель мог выбрать как механическую, так и автоматическую коробку передач. Большой спрос имела модель с самым мощным двигателем Hemi V8 объемом 6974 см3 с полусферическими камерами сгорания.

Например, модель Dodge Hemi Charger 500 1969 года с этим двигателем, развивавшим мощность 430 л.с., разгонялся с места до 96 км/ч за 5,7 секунд и легко развивал максимальную скорость в 217 км/ч. Hemi Charger 500 по праву считался одним из самых скоростных серийных автомобилей своего времени. Однако введенные вскоре нормы на чистоту отработавших газов заставили компанию отказаться от производства особо мощных двигателей.

Марка Dodge - квинтэссенция всего истинно американского

В далеком 1900 году два брата Джон и Горацио Додж, устав выпускать популярные среди населения велосипеды, подписали договор с Генри Фордом на создание комплектующих для автомобилей Ford. Для организации этой идеи братья возвели неподалеку от Детройта завод. Через четырнадцать лет успешной деятельности на этом поприще братьям Додж надоело выполнять чужие подряды, и они призадумались о выпуске собственного автотранспорта. И вот в 1914 году появляется предприятие, для названия которой братья долго не думая, выбирают свою фамилию Dodge.

Первые шаги Dodge в самостоятельном автопроизводстве

«Первенцем» новосозданной фирмы стало авто, которому американцы дали ласковое прозвище «Старушка Бетси». Новинка представляла собой 4-дверный кабриолет, оснащенный 35-сильным мотором, фарами, 3-диапазонной КПП и электростартером. Это авто было не только в числе первых моделей с цельнометаллическим кузовом, но также отличалось приемлемой ценой в 795 долл. и высоким качеством, что позволило новинке сразу стать популярной среди американских покупателей.

Но далеко не удача и волшебство помогли братьям-бизнесменам добиться успеха на американском рынке. Их небольшое предприятие взяло на вооружение все технологические новшества того периода, в т.ч. и технологию «Форда» в стандартизации и поточной сборке (основатель Ford даже подавал по этому поводу на братьев в суд, но Додж удалось выиграть все суды). До конца 2014 года было выпущено 250 экземпляров «Старушки Бетси» и на радиаторе каждого экземпляра был логотип фирмы на котором красовалась наша планета, помещенная в середину шестиконечной звезды Давида (таким образом, создатели Dodge показали, что помнят и гордятся своим происхождением). Компания «Додж» также продолжила производить детали коробок передач, моторов, ведущих мостов и пр. Весь этот ассортимент реализовывался компаниям Ford и Olds Motors.

На 1915 год марка выпустила уже свыше 45 тыс. автомобилей. Незадолго после этого Dodge получает заказ от армии США на изготовление машин, которые будут применяться в военной кампании направленной против действий Панчо Вилья. Успешно справившись с задачей «Додж» стала получать от Вооруженных Сил США и другие заказы. Начиная с 1917 года, братья приступили к расширению продуктовой гаммы Dodge и выпустили под своей маркой грузовики и фургоны. «Первенцем» в этом направлении стала армейская санитарная машина и ее предназначенная для нужд гражданского населения вариация по цене 885 долл. Продажи Dodge росли невероятными темпами: в 1917 году под брендом «Додж» было реализовано 71,4 тыс. авто, а спустя 3 года после этого число проданных машин перевалило за 141000. Все это позволило компании братьев к 1920-му году стать второй в США по производству авто, уступив «золото» Ford. Но такое успешное восхождение на автомобильный Олимп остановила смерть обоих основателей марки. Горацио ранее никогда не болевшего от простуд, приковала к постели пневмония, от которой он, невзирая на усилия лучших американских врачей, скончался в середине января 1920 года. А спустя одиннадцать месяцев ушел из жизни и второй брат, причиной смерти которого, несмотря на то, что он всегда отрицательно относился к алкоголю, стал цирроз печени.

Компания Dodge без своих основателей

После смерти братьев марку возглавил Фредерик Хайнс. Под его руководством Dodge производит в 1921 году Tourung Car - первое в истории мирового автопрома авто с цельнометаллическим закрытым кузовом. За новинку просили довольно небольшую по тем временам сумму в 980 долл. Параллельно с этим Dodge первым в США приступает к покорению европейских автолюбителей. Спустя год в Лондоне «Додж» основывает первое в Европе американское предприятие по сборке авто. После чего Dodge выводит на европейский рынок свои грузовики под брендом Graham. Началом спортивной славы бренда стал выход в 1924 году рассчитанного на двоих человек Dodge Roadster со складным тканевым верхом.

Своим прямым наследницам-вдовам братья оставили более чем по 20 млн. долл. каждый и по 50 процентов уставного капитала, но у их жен не было должных предпринимательских способностей и Dodge начала «уходить в минус». Консорциум американских банков приобрел бренд за 145 млн. долл., что позволило «Додж» удержаться на плаву. И в 1927 году выходит авто Senior Six, которое впервые за период существования бренда комплектовалось 6-цилиндровым силовым агрегатом (через год этот мотор заменит все «четверки») и гидроприводными тормозами. В 1928 году модельную гамму Dodge также пополнило более доступное авто Victory Six с низким расходом топлива.

Но купившие компанию банкиры также не смогли грамотно ею распорядиться, и вот накануне экономического кризиса марка вновь оказалась на грани краха. Было решено продать Dodge Уолтеру Крайслеру, занимавшемуся на то время строительством собственной автоимперии. Начиная с 1928 года, компания утратила свою автономность, став частью корпорации Chrysler.

Развитие Dodge после потери самостоятельности

С того времени авто Dodge постепенно стали «подгоняться» под продукцию других членов Chrysler. Унификация была начата еще в 1929 году, когда была выпущена новая модель DA1, ставшая клоном Chrysler. После чего был произведен Dodge DC, оснащенный 8-цилиндровым агрегатом Chrysler. Корпорация под руководством Уолтера Крайслера знала свое дело и уже в 1930 году «Додж» по объему производства в США занимал 4 место вместо 13, как это было ранее.

Спустя два года после этого выходит изящный кабриолет Dodge DL, дизайн которого был выполнен в модном на то время стиле ар-деко. Капот новинки украсила фигурка барана, которая с того времени стала эмблемой марки. В период 1935-1939 гг. модели Dodge стали выделяться новыми кузовами обтекаемой формы. В 1939 году компания отметила 25 лет со дня своего основания и провела приуроченное к юбилею обновление своей модельной гаммы. Рестайлинговая линия получилась настолько удачной, что заслуженно получила негласное название «роскошные лайнеры». В число моделей Luxury Liners входил и представительский седан D-ll Deluxe, оборудованный встроенной в передние крылья оптикой и стеклоподъемниками с гидроприводом.

Во время Второй Мировой войны марка «не простаивала», выпуская авиадвигатели, прочные и надежные армейские грузовики повышенной проходимости, а также оснащенные системой полного привода пикапы Fargo Powerwagons. Последние выпускались не только для нужд армии, но и для гражданского населения и производились до 1970 года. После окончания военных действий Dodge продолжила выпуск разработанных еще до 42-го года старых моделей, предварительно немного обновив их. Эти авто были качественными, но очень скучными в плане дизайна.

Всплеск популярности со сменой дизайна

В 50-е годы дизайнер компании Верджил Экснер чтобы выделить модели Dodge на фоне других марок разрабатывает новый дизайн Forward Look и ситуация меняется в корне. В 1949 году, наконец, были представлены первые после окончания военных действий новые авто.

В 1953 году Coronet получил «второе дыхание» выйдя впервые среди всей гаммы марки в новом современном дизайне Forward Look и с агрегатом V8 (хотя в моторную гамму также входил и прежний агрегат с шестью цилиндрами). Среди всех спецификаций Coronet особо элегантный вид имел рассчитанный на пятерых человек Club Coupe с изогнутым лобовым стеклом, утопленными ручками дверей, покрытыми хромом деталями и трехтоновой окраской кузова. В период 1953-1954 гг. увидело свет более 300 тыс. экземпляров рестайлингового Coronet. Периодически незначительно обновляясь, модель производилась три года.

В 1953 году Dodge также презентует новое авто, оснащенное мотором HEMI V8 и АКПП. В последующем этот двигатель, который изначально создавался для военной авиации, а позже удачно применялся на спортавтомобилях, был назван наиболее экономичным по расходу масла. В 1959 году представлен публике Royal Lancer, в экстерьере которого выделялись своеобразные «акульи» плавники-стабилизаторы.

В 1960 году «Додж» переходит на создание моделей с несущими кузовами и серийно выпускает малогабаритное авто марки Dart. Спустя год Dodge презентует компактный Lancer с 6-цилиндровым 2,8-литровым агрегатом. А в 1963 году его заменила в продуктовой линейке марки еще более миниатюрная модель Dart. Из-за успеха малогабаритных авто руководство Chrysler в начале 60-х убрало полноразмерные модели из гаммы Dodge и Plymouth. Эта ошибка в стратегии привела к резкому снижению объемов продаж. Чтобы исправить ситуацию летом 1962 года в продажу поступает полноразмерный Dodge Custom 880. Через два года после этого «Додж» отпраздновал свой полувековой юбилей, и в честь этого выпустил лимитированную спортивную спецвариацию. К 1966 году модельная линейка Dodge окончательно была определена: в нее входили две полноразмерные модели, компакт-кар и одна промежуточная модель.

В этот же период компания открывает себе дорогу на только появившийся класс muscle cars, выпуская созданное на основе Coronet спорткупе Dodge Charger. Эта «двухдверка» с кузовом fastback и спрятанными за декоративными щитками огнями комплектовалась 230-сильным агрегатом V8, а под капотом ее спортвариации находился легендарный мотор Hemi объемом 7 л и отдачей в 426 «лошадок». Это авто по праву стало легендой Америки. В 1970 году Dodge представил мощную модель Challenger с двигателем объемом семь литров. Вышедшая немного позже обновленная версия получила более скромный 5,2-литровый мотор.

Разразившийся в начале 70-х топливный кризис привел к окончанию эпохи мускул-каров. Этот кризис также повлек за собой серьезные финансовые проблемы в Chrysler, ведь в продуктовой гамме корпорации не было субкомпактной малолитражки. А потому корпорация решилась на продажу под маркой Dodge японского авто Mitsubishi Lancer. В последующем зависимость от т.н. captive import была очень большой. Больше десяти лет Dodge выпускала под своей маркой модели производства Mitsubishi. Только в 1978 году у «Додж» появилось собственное субкомпактное переднеприводное авто Omni, но к этому времени концерн был практически разорен. Немаловажную роль в этом сыграл и тот факт, что продукция корпорации получила славу очень ненадежной. В большей степени имидж подпортили отличавшийся низкокачественной сборкой Dodge Aspen и полноразмерное авто Dodge St Regis, которое вышло в период нефтяного кризиса 79-го года.

Чем ознаменовались 80-е и 90-е годы в истории Dodge

Чтобы спасти ситуацию новый менеджер Chrysler Ли Якокка обратился к американским конгрессменам с просьбой предоставить корпорации госзаем. У Якокка была стратегия, как вывести Chrysler из финансового кризиса. Менеджер возлагал большие надежды на K-платформу с системой переднего привода, на основе которой с начала 80-х производилось целое семейство автомобилей. Предложенная Ли программа полностью оправдала ожидания.

В 1984 году выпускается минивэн Dodge Caravan с ведущими передними колесами и установленным поперечно двигателем. Эта уникальное и в то же время достаточно утилитарное авто в кратчайшие сроки завоевало популярность, в том числе и среди европейских покупателей, которым модель была представлена как Chrysler Voyager.

В 1989 на детройтской автовыставке дебютировал концептуальный родстер Dodge Viper, а через два года увидела свет серийная версия, названная Viper RT10. Новинка оснащалась полностью алюминиевым 8-литровым мотором V10. Агрегат предлагался в двух вариантах мощности: 394 «лошадки» для Америки и 364 «лошадки» для других рынков. Viper также оборудовался 6-диапазонной МКПП и независимой подвеской. Авто стало наиболее мощной серийной американской моделью. Производством Viper автопроизводитель продемонстрировал свои твердые намерения и возможности проявить себя в автоспорте.

В начале 1992 года «Додж» выпускает модель Intrepid, которая заставила пересмотреть негативное отношение многих автолюбителей к американским машинам. Через год на франкфуртской автовыставке дебютировал седан Dodge Neon с ведущими передними колесами и «четверкой» объемом 2 л. Это авто было не только наиболее дешевым в гамме Dodge, но также отличалось комфортабельностью и могло развивать достаточно приличную скорость. Через 6 лет на детройтской автовыставке состоялась премьера уже доработанной вариации Neon с модифицированной передней частью кузова и улучшенной подвеской. В 1997 году на этом автосалоне Dodge презентовала внедорожник Durango с V-образной «восьмеркой» и отключаемым полным приводом. Довольно успешно продвигаются вышедшие в 90-е годы пикапы Dakota с верхом из мягкого материала. В 1997 году выходит Dakota второй генерации с жесткой лонжеронной рамой, которая сумела достойно побороться за покупателей с Ford F-150.

Чтобы справиться с растущей конкуренцией в 1998 году Chrysler объединяется с Daimler-Benz. После чего продукция марки Dodge по сравнению с автомобилями других, входящих в концерн марок, начинает позиционироваться как более доступная, а также как спортивная.

Марка Dodge в 21 столетии

В 2001 году «Додж» приступил к обновлению своего ассортимента. Выходят такие модели как Stratus и Stratus Coupe, минивэны Caravan/Grand Caravan, спортвариации R/T и рестайлинговый внедорожник Durango. В следующем году на чикагском автосалоне состоялась премьера третьей генерации пикапа Dodge Ram. И ныне эту модель называют наиболее привлекательным американским легким грузовиком. В дальнейшем марка прикладывала все усилия, чтобы укрепиться на международном рынке. В 2005-2006 годах компания помимо серийных моделей выпустила несколько концепт-каров. В 2007 году модельную гамму Dodge пополнил седан D-класса Avanger и внедорожник Nitro. Осенью следующего года автопроизводитель выпустил «паркетник» Journey в пятиместном и семиместном исполнениях и с множеством версий трансформации салона.

В 2009 году большую часть акций концерна приобрел итальянский концерн Fiat, а в 2014 году Fiat выкупил оставшийся 41% активов Chrysler. Альянс намерен дальше продолжать свою деятельность под названием Fiat Chrysler Automobile.

Невзирая на все перипетии с альянсами Dodge продолжает трудиться над выпуском новых стильных авто. Так, например, осенью 2013 года компания презентовала адаптированный для службы в полиции и для пожарников внедорожник Durango и приступила к разработке седана Dart с двигателем V6. В декабре 2013 года компания вывела на тестовые испытания Challenger 2015 модельного года, а на чикагской автовыставке в 2014 году презентовала «паркетник» Journey Crossroad.

Братья Хорэс и Джон Доджи пришли в автомобиле строение задолго до того, как у них появилась собственная компания. Они начали производство велосипедов в Детройте еще в 1897 году. Но уже в 1900 году они смогли основать свой машиностроительный завод. На этом заводе изготавливались детали для автомобилей. Для фирмы Oldsmobile братья поставляли трансмиссии. В 1903 году они помогли с финансами компании Ford Motor Company и стали поставлять ей двигатели. Один из братьев, Джон Додж, даже стал вице-президентом этой компании. На этом месте он пробыл вплоть до 1913 года.

Ранние модели автомобилей Dodge завоевали большую популярность у потребителей благодаря устанавливаемым на них цельнометаллическим кузовам фирмы Budd.

Продукция, которую выпускали братья, отличалась надежностью и качеством. Именно благодаря этому она приобрела большую популярность у потребителей. Братья пришли к выводу, что им пора производить свои автомобили. В 1913 году на базе своих заводов они создали фирму, которая первоначально так и называлась – «Братья Додж». Датой появления первого автомобиля марки Dodge считается 14 ноября 1914 года. В этот автомобиль был установлен 4-цилиндровый 3,5-литровый мотор в 35 лошадиных сил. Он был представлен как бюджетный автомобиль. Но, в отличие от очень популярного, но достаточно примитивного Ford T, это был, что называется, «настоящий» автомобиль. Да и стоил он не так уж сильно дороже. Это принесло братьям большой успех. Надежные и недорогие машины сразу стали пользоваться огромным спросом. К началу 1919 года было продано уже более 100 000 автомобилей.

В 1916 году на автомобиль Dodge был установлен цельнометаллический кузов от компании Budd. Он стал первым в мире автомобилем массового производства с таким кузовом. Выпускался автомобиль в закрытом и открытом вариантах. Начиная с 1917 года, под маркой Dodge стали изготавливаться грузовые машины.

Но в 1920 году фирму постигает удар. Джон Додж умирает от «испанки». В то время эпидемия этого гриппа косила людей не хуже пулеметов на войне. Ненадолго удалось пережить брата и Хорэсу. Примерно через полгода он умер от осложнения той же «испанки». Компания осталась практически без руководства. Самое странное, что в ее процветании никто не был сильно заинтересован, хотя в 1925 году она занимала в США четвертое место по объему производства.

Дизайн автомобилей Dodge, которые выпускались в послевоенное время, был очень солидным, но совсем невыразительным.

В то время за год выпускалось 200 000 автомобилей. В 1925 году фирма была приобретена банковским консорциумом Dillon, Read & Company. На приобретение фирмы компания потратила 148 миллионов долларов. В то время это была самая крупная за всю историю корпоративная сделка. Примерно в то же время компанией заинтересовался Уолтер Крайслер. Он только недавно организовал свою корпорацию и использовал все возможности для ее расширения. Несмотря на то, что только что были организованы подразделения DeSoto и Plymouth, в 1928 году он все-таки приобретает фирму Dodge. В то время это походило на поглощение слона удавом. У корпорации Dodge имелись огромные производственные мощности. Это позволило фирме Chrysler войти в тройку автогигантов Детройта, наряду с Ford и General Motors. Были моменты, когда Chrysler по объему производства даже обгонял Ford. Сначала Dodge был на втором месте в корпорации и по престижу уступал только самому Chrysler.

Но в 1933 году была проведена реструктуризация. В результате этого Dodge перебрался на вторе место от конца, между дешевым Plymouth и DeSoto. Это было сделано для того, чтобы как можно более увеличить продажи автомобиля. Это вполне удалось, тем более что в модельный ряд Dodge не была включена модель Airflow. Это была передовая по тому времени модель, но у потребителей она популярностью не пользовалась, то сказалось на продажах DeSoto и Chrysler далеко не лучшим образом. После того, как закончилась Великая Депрессия, производство Dodge стало стабильно увеличиваться. В 1937 году оно приблизилось к 300 000. Во время Второй Мировой войны прекратился выпуск легковых автомобилей Dodge, как, впрочем, и легковых автомобилей других американских марок. Но для нужд армии стали выпускать полноприводные легкие грузовые автомобили серий WC (Weapon Carrier, буквально - «Носитель оружия»). Эти грузовики поставлялись по ленд-лизу и в Россию.

После окончания войны на базе этих грузовиков стали выпускать пикапы Dodge Power Wagon. Как и вся продукция фирмы Chrysler, легковые автомобили Dodge, выпускавшиеся после войны, отличались очень солидным, но крайне скучным дизайном. Положение радикально изменилось к концу 50-х годов. В это время дизайнер Вёрджил Экснер вместе со своей командой разработал крайне удачный стиль Forward Look («Взгляд вперёд»). Этот стиль отличали огромные плавники, что вполне соответствовало моде того времени.

В те годы модельный ряд Dodge состоял из серий Custom Royal, Royal и Coronet. В 1960 году были выпущены полноразмерные Dodge. Они получили название Matador и Polara. В дополнение к ним начался выпуск несколько более компактных моделей Dart. Эти модели сразу становятся очень популярными. Успех маленьких моделей привел к стратегической ошибке руководства корпорации. В начале шестидесятых годов были сняты с производства полноразмерные модели Plymouth и Dodge. Это привело к падению продаж. Положение пришлось срочно исправлять. В середине 1962 года начался выпуск полноразмерного автомобиля Dodge Custom 880.К 1966 году модельный ряд окончательно стабилизировался. В него вошли полноразмерные модели Monaco и Polara, промежуточная модель Coronet и компактный Dart. В этом же году корпорация начала завоевывать рынок масл-каров. На базе среднеразмерного Coronet была выпущена модель Dodge Charger. Это был двухведерный автомобиль. Он отличался тем, что на нем был установлен кузов fastback, а фары были прикрыты декоративными щитками. Но главное отличие этой модели было в целом ряде моторов, которые на них устанавливались. Ряд начинался с так называемой «восьмерки» мощностью 230 лошадиных сил и заканчивался поистине легендарным 426 Hemi, развивавшим мощность до 425 лошадиных сил.

Начиная с 1967 года, стало возможно заказать Charger в комплектации R/T. Эта комплектация была оснащена мотором 440 Magnum мощностью 375 лошадиных сил. В 1969 году была создана модель Charger Daytona, основой для которой явился Charger. Эта модель предназначалась для гонок NASCAR. Так же, как и Plymouth Superbird, автомобиль Charger Daytona отличался двумя большими килями с антикрылом и острым носом. В соответствии с правилами гонок было выпущено 503 автомобиля. Эта машина сразу стала фаворитом гонок. Соперникам просто не осталось никаких шансов. В 1971 году руководство NASCAR категорически запретило таким автомобилям участвовать в гонках. Разрешалось участие в гонкам тем автомобилям, объем двигиеля которых был не больше 5 литров.

Кроме моделей Daytona и Charger фирма Dodge выпускало и другие автомобили класса muscle cars. В этот ряд входили такие автомобили, как Super Bee, Coronet R/T и Coronet 500. Все эти автомобили могли комплектоваться мотором 426 Hemi. Очень компактный автомобиль Dart в комплектациях Demon 340, Swinger 340 или GTS отличался прекрасными скоростными качествами.

В начале 1970 года начался выпуск очень популярного Dodge Challenger. Этот автомобиль скорее следует отнести к категории pony cars. Его можно было приобрести в омологационной версии T/A для гонок Trans Am и в комплектациях Hemi и R/T.

В начале 70-х годов прошлого столетия начался памятный всем топливный кризис. С его наступлением закончилась эпоха масл-каров а вместе с этим и процветание автомобильной промышленности Америки. В особенно тяжелом положении оказалась корпорация Chrysler. Она не смогла предложить потребителю компактный малолитражный автомобиль. Корпорация вынуждена была продавать японскую модель Mitsubishi Lancer (начиная с 1979 года - Mitsubishi Mirage) под маркой Dodge Colt. Впоследствии это привело к возникновению зависимости от так называемого captive import. Под маркой Dodge продавались такие автомобили, как пикап Dodge Ram 50 (1979–1983), внедорожник Mitsubishi Pajero (Dodge Raider, 1987–1989), Mitsubishi GTO (Dodge Stealth, 1991–1996), Mitsubishi Starion (Dodge Conquest, 1984–1986), Mitsubishi Galant (Dodge Challenger, 1978–1983). Все эти автомобили были производства фирмы Mitsubishi.

Свой компактный автомобиль появился у фирмы только в 1978 году. Именно тогда начался выпуск Dodge Omni.Фактически это разработка французской компанией Simca В т время эта компания принадлежала Chrysler. После того, как компания была продана концерну Peugeot-Citroen, модель стали выпускать в Европе под названием Talbot Horizon. Но к этому моменту фирма Chrysler находилась уже на грани банкротства. Продукция этой фирмы прославилась как очень ненадежная. Получению плохой репутации сильно поспособствовала модель Dodge Aspen (1976-1980). Она сменила компактный Dodge Dart и получила печальную известность из-за крайне низкого качества сборки. Дополнила плохую репутацию фирмы и полноразмерная модель Dodge St Regis (1979-1981). Она пришла в мир в очень неудачный момент. Ее производство началось в 1979 году и п времени совпало со вторым нефтяным кризисом, куда более серьезным, чем предыдущий.

Спасти положение сумел недавно принятый в корпорацию менеджер Ли Якокка (Lee Iacocca). Он смог убедить правительство Штатов в том, что корпорации нужно предоставить крупный государственный заем. Якокка предложил сделать ставку на переднеприводную K-платформу. С самого начала 80-х годов на базе этой платформы выпускались такие автомобили, как Dodge 600, Dodge 400 и Dodge Aries. Dodge 400 выпускался с кузовом кабриолет. После 1971 года он стал первым кабриолетом от фирмы Dodge. Кроме того, это было один из первых американских кабриолетов после 1976 года, когда выпуск их был временно приостановлен.

После того, как был прекращен выпуск крайне неудачного St Regis, самым большим Dodge остался заднеприводный Dodge Diplomat среднего размера (1977-1989). ПРада этот автомобиль пользовался любовью не столько у частных автомобилистов, сколько у таксистов и полицейских.

Только в 1988 году на сцену выходит достаточно крупный Dodge Dynasty. После того, как марка Plymouth пришла в упадок, первое место в Chrysler по объему производства легковых автомобилей стабильно удерживает подразделение Dodge.

В 80-е годы это подразделение вновь начинает выпускать скоростные автомашины. В это время начинается сотрудничество фирмы с известным конструктором Кэрроллом Шелби (Carroll Shelby). Это приводит к тому, что на основе серийных моделей Dodge выпускается ряд спортивных автомобилей. Это такие известные машины, как «заряженный» пикап Shelby Dakota (выпуск1989), Shelby GLH-S (на основе Dodge Omni, выпуск 1986-1987), Shelby CSX (на основе Dodge Shadow, выпуск 1987-1989), Shelby Charger (выпуск1983-1987), Shelby Lancer (выпуск 1987).

В 1992 году фирма Dodge представила суперкар Viper. В нем был установлен мотор V10 мощностью 400 лошадиных сил и объемом 8 литров. Есще более мощный двигатель в 450 лошадиных сил устанавливался с 1996 по 2002 год на модели Viper GTS. С 2003 года начался выпуск модели Viper SRT/10, мощность которой достигла 510 лошадиных сил.

1998 год ознаменовался слиянием фирм Daimler-Benz и Chrysler. В результате этого Dodge вошел в состав DaimlerChrysler. К тому времени все модели Dodge стали изготавливаться в фирменном крайслеровском стиле cab forward (кабина, сдвинутая вперед). У них был большой салон и сравнительно небольшой капот.

Помимо модели Viper в полностью обновленный модельный ряд вошли такие автомобили, как компактный Neon (1995-2005), купе Avenger (1995-2000) и среднеразмерный Stratus (1995-2006, в Европе он продавался как Chrysler Stratus). В это же время налажен выпуск минивэнов Grand Caravan и Caravan. Выпуск этих автомобилей фактически позволил корпорации создать рынок минивэнов. Это произошло в 80-е годы прошлого века. Внедорожники фирмы Dodge представлены автомобилем Durango (c 1998 года). В 2007 году к нему добавился компактный Nitro.С 2006 года место Intrepid заняли седан Dodge Charger и универсал Dodge Magnum, который появился годом раньше и изготавливается на той же платформе. В Европе этот автомобиль продается как Chrysler 300 Touring. Автомобиль Neon был заменен компактным Dodge Caliber, который пришел к покупателю в 2006 году.

В наши дни корпорация придерживается новой стратегии. Марка Dodge теперь уже не чисто американская. Сейчас официальные продажи автомобилей есть и в Европе, включая и Россию. Здесь предлагаются модели Caliber Как известно, вся американская автомобильная промышленность оказалась в кризисном положении. Корпорация Dodge постоянно ищет выход из этой ситуации. Снова делается ставка на скорость. Кроме того, в новых разработках используются образы поистине легендарных muscle cars. Об этом говорит тот факт, что в 2006 году появился новый автомобиль Dodge Challenger. Он выполнен в стиле Challenger 1970-х годов. Серийный выпуск автомобиля началось в 2008 году.