Занятие по картине «Мы строим дом» с детьми младшего возраста. План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему: Конспект НОД в старшей группе по развитию речи на тему "Составление сюжетного рассказа по картине "Мы играем в кубики

Марина Макарова
Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы «Составление творческого рассказа по картине «Строим дом»

Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы «Составление творческого рассказа по картине «Строим дом»(с применением ТРИЗ-технологии)

Макарова Марина

Цель: способствовать формированию у детей осознанного отношения к процессу составления рассказа по сюжетной картине. Создать условия для усвоения обобщенной модели составления рассказов по сюжетной картине.

Оборудование: картина «Строим дом» (серия «Мы играем», автор Е. Г. Батурина, магнитная доска, схематическое изображение алгоритма составления описательного рассказа по картине, бумага формат А 4 для «подзорной трубы», фломастеры черного цвета, бумага для зарисовки схемы.

Методические приёмы:

Игровая мотивация «Волшебная картина»;

Игра «Подзорная труба»;

Игра «Фотографирование;

Игра «Вхождение в картину»;

Физкультминутка;

Игра «Живые картинки»;

Игра «Превращение в объект на картине».

Ход занятия:

Организационный часть:

Воспитатель:

Давайте сегодня совершим путешествие по картине. Вы готовы? (Выносится картина). - А для этого у нас есть «волшебная подзорная труба». Каждый из вас, через трубу увидит, только один предмет или одно живое существо. Посмотрите в волшебную подзорную трубу и скажите: кого или что вы там видите?

Основная часть:

Игра «Подзорная труба»

Детям предлагается картина для рассматривания и альбомный лист для имитации подзорной трубы. (Навести глазок подзорной трубы на один объект и назвать его: девочка, мальчик, грузовик, флажок, кубики, кукла, и т. д.)

Игра «Фотографирование»

Воспитатель: - Молодцы, сколько разных объектов увидели, а давайте, чтобы ничего не пропустить и не забыть, схематично зарисуем все предметы, как будто сфотографируем их, я на доске, а вы у себя на листах.

Назовите предметы, которые вы увидели? Где они расположены на картине?

(Дети называют как можно большее число объектов, изображённых на картине, а я схематично фиксирую их на доске, дети у себя на листах повторяют схему за мной).

Воспитатель: - Ребята, давайте внимательно посмотрим, все ли объекты мы обозначили, на том ли месте мы их изобразили? Проверьте своей подзорной трубой.

Да, молодцы, ничего не пропустили! Были внимательны (быстро перечислить все названное, начиная с главного)

Воспитатель: – Ребята, что мы сейчас делали? (называли объекты на картине). Правильно, запомните правило: «Смотрю на картину и называю объекты». (На доску вывешивается схематическое изображение этого правила).

Ребята, все объекты на картине связаны между собой, давайте подумаем и скажем:

Чем или как они связаны? Кто кому друг? Кто кому недруг? - соединяю стрелками два предмета на доске, а дети на своих схемах, затем дают объяснение взаимосвязям объектов.

Молодцы! Все справились с заданием.

А, что мы сейчас делали? (ответы детей). Правильно, мы говорили о том, как объекты накартине, связаны между собой. А вот второе правило нашей игры: «Один предмет связан с другим, потому что). (На доску вывешивается схематическое изображение этого правила).

Игра «Вхождение в картину»

Воспитатель:

Вам нравится эта картина? А вы хотели бы войти в эту картину? (ответы детей). Тогда, закроем глаза и представим себе, что мы перенеслись в картину.

Откройте глаза, ребята, вот мы и в картине, как хорошо ребята играют, дружно строят дом, помогают друг другу.

А давайте и мы с вами поиграем.

Физкультминутка «Строим дом»

Целый день тук да тук-

Раздаётся звонкий стук. (Руки сжаты в кулаки, большой палец поднят вверх, постукивает по указательным пальцам)

Молоточки стучат, (Стучать кулаком о кулак)

Строим домик для ребят. (Пальцы соединить, показать «крышу»)

Вот какой хороший дом, (Сжимать-разжимать пальцы.)

Как мы славно заживём. (Вращать кисти рук)

Воспитатель:

Молодцы, как хорошо поиграли.

Ребята, мы с вами находимся в картине, а какие звуки вы слышите? (я слышу звук детского смеха, как кубики стучат друг об друга, дети разговаривают).

Какие запахи ощущаете? (пахнет деревом, чувствую запах пирогов….).

Молодцы, вот сколько звуков мы услышали и какие запахи почувствовали.

А, вот и следующее правило: «Я слышу, как…», «Здесь пахнет…» (На доску вывешивается схематическое изображение этого правила).

Игра «Живые картинки»

Воспитатель:

Ребята, картина ещё, хочет вам что-то рассказать о себе. Сейчас, я каждому из вас предложу карточку, на которой схематично изображён тот или иной объект с картины. Вы должны определить: кто из вас кто и найти своё место на картине (каждый ребёнок по схеме определяет, кто он и где ему встать).

Ребята, давайте мы с вами «нарисуем живую картинку»: «Вокруг себя мы покружились и в картину превратились».

Молодцы, давайте проверим, все на своих местах? Замечательная картина.

А вот, и следующее правило: «У каждого объекта есть своё место на картине». (На доску вывешивается схематическое изображение этого правила).

Игра «Превращение в объект на картине»

Воспитатель:

Ребята, а теперь подумайте и расскажите нам каждый о себе: «Кто ты или что ты? Что делаешь на картине? Какое у тебя настроение? С кем ты дружишь на картине?» (Каждый ребёнок выбирает себе объект, изображённый на картине (одушевлённый или неодушевлённый) и рассказывает о себе в рамках выбранного образа).

Молодцы вы так интересно о себе рассказывали. Запомним правило игры: «Я превращаюсь в героя, изображенного на картине, и у меня….» (На доску вывешивается схематическое изображение этого правила).

«Вокруг себя мы покружились и в ребят мы превратились».

Рефлексия:

Воспитатель:

С какой картиной мы сегодня с вами играли?

Что нам помогло лучше рассмотреть картину?

Какие правила вы запомнили?

Молодцы! Вы все сегодня порадовали меня, придумывали, фантазировали, интересно рассказывали об объектах. А всему этому нас научила «волшебная» картина.

А вы хотите, чтобы она ещё погостила у нас? (ответы детей). Картине тоже очень понравилось с вами играть, и она решила ещё погостить у нас. А в следующий раз для нашей картины, мы постараемся составить большой интересный рассказ.

Публикации по теме:

Конспект НОД по развитию речи «Составление рассказа по картине «Куры» Старший возраст (5-6 лет) «Составление рассказа по картине «Куры»» Веселова Александра Владимировна воспитатель МБДОУ «Детский сад» № 47.

Конспект НОД по развитию речи. Составление описательного рассказа по картине «Ателье по ремонту обуви» Авторы: Летавина Наталья Геннадьевна, старший воспитатель Мякшина Анна Васильевна, учитель-логопед Борисова Ольга Николаевна. Возрастная.

Конспект НОД по развитию речи. Составление рассказа по картине «Зимние забавы» (средняя группа) Задачи: - связная речь: учить отвечать на вопросы по содержанию картины, составлять рассказ с помощью воспитателя; -словарь и грамматика:.

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе по развитию речи «Составление рассказа по картине «Ежи» Программное содержание: - формировать умение рассматривать картину и рассуждать над ее содержанием, озаглавить картину; -учить составлять.

Конспект открытого занятия в старшей группе по развитию речи «Составление рассказа по картине «Зимние забавы» Общеобразовательная программа дошкольного образования под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» Цель:.

Конспект занятия по развитию речи составление рассказа по картине «В школу» (подготовительная группа) Конспект занятия по развитию речи составление рассказа по картине «В школу» (подготовительная группа). Задачи: - связная речь: учить составлять.

Конспект занятия по развитию речи для детей с диагнозом F83 III года обучения. Составление рассказа по картине «Зима» Тема: Составление рассказа по картине «Зима». Цель: Формирование связной монологическую речь у дошкольников при помощи составления рассказа.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Составление рассказа по картине «Таня не боится мороза» Программное содержание: Учить детей внимательно рассматривать картину, понимать ее содержание, отвечать на вопросы полными ответами. Учить.

ООД для детей старшего дошкольного возраста по развитию речи. Тема: составление рассказа по картине «Кролики». Цель: учить детей внимательно рассматривать картину, выделяя в ней главную мысль (с помощью вопросов воспитателя, рассуждать над её содержанием,.

Составление творческого рассказа по картине «Зимние забавы» Цель: 1. Учить детей целенаправленно рассматривать картину, эмоционально воспринимать содержание. 2. Учить составлять рассказ из личного.

Библиотека изображений:

Структурное подразделение «Детский сад «Центр коррекции и развития детей»

ГБОУ ООШ №18 г. Новокуйбышевска

Конспект урока литературы
«Составление рассказа по сюжетной картине «Один дома»

подготовила

учитель-логопед:

Шишулина Елена Павловна

г. Новокуйбышевск

2012

Задачи:

1.Обучать детей навыкам составления рассказа по сюжетной картине, с придумыванием предшествующих событий.

2. Учить выделять событийную основу и существенные детали изображения.

3. Формировать навык планирования рассказа.

4. Формировать грамматически правильную фразовую речь.

5. Упражнять в подборе синонимов.

6. Развивать творческое воображение.

Оборудование: сюжетная картина «Одни дома» (из пособия Т.А.Ткаченко), план рассказа, рисунки детей к стихотворению Э.Успенского «Разгром».

Предварительная работа: чтение стихотворения Э.Успенского «Разгром»; беседа по содержанию; рисование детьми иллюстраций к изученному произведению.

Ход занятия:

I. Организационный момент

Составьте из слов предложения:

Игрушки, в, дети играть. Кукла, девочка, кормить.

Алеша, катать, машина, мишка, на. Аня, кукла, качать.

Саша, мяч, в, играть. Ребята, игрушки, убирать, место, на.

Играть, в, ребята, прятки. Ваня, башня, построить, высокий.

II .Основная часть

1. Введение в тему :

Сейчас я напомню вам стихотворение Э.Успенского «Разгром», к которому вы рисовали иллюстрации:

Мама приходит с работы,

Мама снимает боты,

Мама проходит в дом,

Мама глядит кругом.

Был на квартиру налет?

Нет.

К нам заходил бегемот?

Нет.

Может быть, дом не наш?

Наш.

Может, не наш этаж?

Наш.

Просто заходил Сережка,

Поиграли мы немножко.

Значит это не обвал?

Нет.

Значит, слон не танцевал?

Нет.

Очень рада. Оказалось,

Я напрасно волновалась.

    Откуда вернулась мама? Чем занимались дети во время ее отсутствия? Как вы думаете, что же увидела мама?

Сегодня на занятии мы будем составлять рассказ том, как дети остались дома одни. На картине вы видите окончание рассказа, начало рассказа мы будем учиться сочинять сами.

2. Рассматривание картины «Одни дома» (приложение №1) и беседа по ней.

Где происходит действие картины?

Кто изображен на картине?

Как вы думаете, кем приходятся девочка и мальчик друг другу?

Придумайте имена мальчику и девочке.

Придумайте кличку собаке.

Посмотрите на маму. Какая мама?…грустная, печальная, сердитая, расстроенная, недовольная, строгая, хмурая…

Почему мама рассердилась? (Дети порвали ее бусы )

Что сказала мама, увидев рассыпанные бусы?

Скажите, а когда могла произойти эта история? (когда мамы не было дома )

Как вы думаете, куда уходила мама? (в магазин, в гости, на работу )

Что могла сказать мама детям перед уходом? (ведите себя хорошо … )

Что пообещали дети?

Чем занимались ребята?

Что делала девочка?

Во что играл мальчик?

Что в это время могла делать собака?

Зачем детям понадобились бусы?

Где они лежали?

Давайте подумаем, кто и как мог разорвать бусы? Как это произошло?

Могла ли это быть девочка? (могла ) Давайте представим, что девочка разорвала бусы.

Как это произошло?

Посмотрите на картину: Что делает девочка, почему она показывает на себя?

Что она говорит маме? (извиняется, говорит, что вышло нечаянно )

Посмотрите на картину: что делает мальчик? (спрятался под диван )

Почему он спрятался? (испугался )

Чего он мог испугаться? (мама отругает )

А может быть, мальчик порвал бусы, потому и спрятался? (может быть )

Как это могло произойти?

извиняется за брата, просит его не ругать, берет вину на себя)

Посмотрите на собаку. Что она делает?

Какой взгляд у собаки? (хитрый )

Так может быть, собака разорвала бусы? (может быть )

Как собака могла порвать бусы?

Что в этом случае девочка может говорить маме? (извиняется за собаку, просит ее не ругать, берет вину на себя)

Посмотрите, что у нас получилось: оказывается каждый, из нарисованных персонажей мог разорвать бусы. Это могла быть и девочка, и мальчик, и собака.

Скажите, а было ли детям стыдно за свой поступок?

А как нужно себя вести, что бы не огорчать своих родных?

Как вы думаете, что мама сказала детям? Простила ли она их?

3. Придумывание названия рассказу.

Как можно назвать рассказ?

4.Игровое упражнение «Закончи предложение»

Придумайте подходящий конец к каждому предложению. Повторите предложение полностью.

Эта история «приключилась», когда мама ушла … (в магазин ).

Как по-другому можно сказать история «приключилась» (случилась, произошла ).

Дети остались одни … (дома ).

Перед уходом мама сказала детям: … (ведите себя хорошо, не берите мои вещи … )

Дети ответили маме: … (не волнуйся, все будет хорошо )

Мальчик стал играть … (в машинки )

Девочка читала медвежонку … (сказки )

Собака с интересом «наблюдала» за … (детьми ). Как по-другому можно сказать собака «наблюдала» (смотрела ).

Вскоре мама вернулась из … (магазина ). Как по-другому можно сказать мама «вернулась» (пришла ).

На полу мама « заметила» рассыпанные … (бусы ). Как по-другому можно сказать мама «заметила» (увидела ).

Мама «печально» смотрела на рассыпанные …(бусы ).Как по-другому можно сказать «печально» смотрела (грустно ).

Мама строго спросила детей: …(кто рассыпал мои бусы ?)

Мальчик от испуга спрятался … (под диван ).

Девочка стала «извиняться» за … (свой поступок ). Как по-другому можно сказать «извиняться» (просить прощение).

Собака тоже со страхом смотрела на … (маму ).

Детям было очень стыдно за … (свой поступок, за бусы ).

Они сказали маме: … (прости, мы больше так не будем ).

5. Составление плана рассказа.

Сейчас вы будете составлять рассказ по картине (на доску выставляется план):

1).Скажите, как называется рассказ.

2).Начало рассказа придумаете сами.

Скажите, куда ушла мама, почему ее не было в комнате. Что могла сказать мама детям на прощание? Что пообещали дети маме? Не забудьте дать имена детям, кличку собаке.

Затем расскажите о том, что могло произойти за время ее отсутствия:

Что делал мальчик? Девочка? Собака? Зачем дети взяли бусы? Что произошло с ними и почему?

3). Затем расскажите о том, что увидела мама, когда вернулась домой:

Что случилось с бусами? Что делал мальчик? Девочка? Собака? Придумайте разговор между девочкой и мамой. Что девочка могла говорить маме?

4). В конце рассказа скажите о том, было ли стыдно детям за свой поступок?

6. Подготовка детей к рассказыванию.

Еще раз посмотрите на картину, подумайте, кто, по вашему мнению, мог бы рассыпать бусы. Придумайте и расскажите свою историю.

Физминутка: Пальчиковая гимнастика «Помощники»

Раз, два, три, четыре

кулачками друг об друга)

Мы посуду перемыли:

Чайник, чашку, ковшик, ложку ()

И большую поварешку.

Мы посуду перемыли, (одна ладонь скользит по другой по кругу)

Только чашку мы разбили, (загибают пальчики, начиная с большого )

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали,

Так мы маме помогали. (попеременно хлопки ладонями и удары

кулачками друг об друга)

7. Составление рассказадетьми.

По мере составления дети анализируют рассказы друг друга.

III . Итог занятия

Чем занимались на занятии?

Дифференцированная оценка деятельности детей.

Список литературы

1. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи – СПРб.: Детство – Пресс, 2007.

2.Ткаченко Т.А. Обучение детей творческому рассказыванию по картинам: пособие для логопеда - М.: Владос, 2005.

Приложение №1.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

3 а д а ч и. Связная речь: учить детей составлять сюжетный рассказ по картине; придумывать продолжение сюжета, название картины;

словарь: воспитывать умение подбирать глаголы и прилагательные для характеристики действий персонажей;

звуковая культура речи: уточнить и закрепить правильное произношение звуков ш, ж, учить дифференцировать эти звуки, отчетливо и внятно произносить слова с этими звуками, делить двусложные слова на части и произносить каждую часть слова; показать последовательность звучания слогов в слове.

Материал. Картина«Строим дом» (Серия«Мы играем» автор Е.Г.Батурина); медведь (мягкая игрушка); картинки с изображениями животных (предметов), в названиях которых есть звуки ш, ж; счетные палочки.

Ход занятия

На стенде картина «Строим дом». После рассматривания картины воспитатель задает вопросы:

Кто нарисован на этой картине? (Дети: мальчики и девочки.)

Что делают дети? (Играют, строят дом.)

Как можно назвать эту картину? («Строим дом»; «Мы играем»; «Дети строят дом».)

Что делает этот мальчик? (Ставит на дом флажок.) Как можно сказать об этом по-другому? (Укрепляет флажок наверху постройки; прикрепляет флажок и т.п.)

Что делает другой мальчик? (Возит на машине кубики.) А по-другому как можно сказать? (Везет строительный материал; разгружает машину; помогает строить дом.)

Что делает девочка? (Привезла кукольную мебель.) А по-другому как об этом сказать? (Везет машину с кукольной мебелью; играет вместе с мальчиками.)

Придумайте рассказ по этой картине. Сначала скажите, как он называется. Потом расскажите, где играют дети, что они делают. Придумайте для своего рассказа интересный конец - что будут делать дети дальше.

Если дети затрудняются придумать концовку, воспитатель предлагает образец: «Дети построили дом и поселили в нем своих кукол. Хорошо куклам в красивом и уютном доме».

Физкультминутка

Занятие продолжается. Воспитатель:

Давайте и мы поиграем. Игра называется «Эхо». Я буду произносить звуки громко, вы повторяйте их потише. Глаза закройте.

Воспитатель произносит звуки вразбивку: ж, ж, ш, ж, ш, ш, ш. Дети повторяют их по одному.

Раздается рычание медведя. «Что это за странный звук? - спрашивает воспитатель. - Давайте посмотрим, кто это».

Здравствуйте, ребята, - говорит медведь. - А в моем имени какой звук вы слышите - ш или ж? Я принес вам картинки. Поищем, не спрятались ли в них звуки ш и ж.

Дети называют предметы, животных. выделяя голосом звуки ш и ж и проговаривая затем эти звуки изолированно.

Я хочу вам что-то рассказать, - продолжает медведь. - Слова можно делить на части. В моем имени Миша - две части: Мииц - шааа рисует на доске два квадратика). Первая часть ми, вторая ша. Поэтому я нарисовал два квадратика.

У Миши лапа. В слове лапа тоже две части: лаа - паа. Первая часть... ла, вторая часть... па. Давайте посчитаем части в слове. Сколько частей я произнесу, столько палочек вы отложите. Будьте внимательны: лааа... пааа.

А вот еще какое слово есть - лыжи. Послушайте, сколько частей в этом слове: лыыы - жиии. Посчитайте на счетных палочках. Какая первая часть? Какая вторая?

Если остается время, аналогично анализируется слово рама. Затем мишка прощается с детьми.

В основе рассказывания по картине лежит опосредован­ное восприятие окружающей жизни. Картина не только расширяет и углубляет детские представления об обществен­ных и природных явлениях, но и воздействует на эмоции детей, вызывает интерес к рассказыванию, побуждает го­ворить даже молчаливых и застенчивых.

В методике развития речи обучение рассказыванию по картине (описание и повествование) разработано в доста­точной степени детально. Здесь методика опирается на клас­сическое наследие западной и русской педагогики, исполь­зованное позднее применительно к работе с детьми до­школьного возраста Е. И. Тихеевой, Е. А. Флериной, Л. А. Пеньевской, Е. И. Радиной, М. М. Кониной и другими. Все они подчеркивали большое значение картинки как для общего развития детей, так и для развития их речи.

Для методики обучения рассказыванию по картине су­щественное значение имеет понимание особенностей вос­приятия и понимания картин детьми. Эта проблема рас­сматривается в работах С. Л. Рубинштейна, Е. А. Флериной, А А Люблинской, В. С. Мухиной. В исследованиях отмечает­ся, что уже в два года ребенок с удовольствием рассматри­вает картинки и называет их вслед за взрослым.

Е. А. Флерина считает, что у дошкольников восприятие картинки значительно опережает их изобразительные возможности (дети реагируют на содержание и изображение - цвет, форму, построение). Она выделяет в детском вос­приятии следующие тенденции:

Тяготение ребенка к яркому красочному рисунку;

Желание видеть на картинке все существенные при­знаки предмета (неузнавание ракурсных построений и не­удовлетворенность ими детей 3 - 6 лет);

Затруднения при восприятии светотеневого рисунка;

Затруднения малышей 3-5 лет при восприятии ри­сунка с ярко выраженной перспективной деформацией предмета;

Положительное отношение к ритмической простоте построения (композиции).

Развитие восприятия рисунка, по данным В. С. Мухи­ной, происходит по трем направлениям: изменяется отно­шение к рисунку как к отображению действительности; развивается умение правильно соотносить рисунок с дей­ствительностью, видеть именно то, что на нем изображе­но; совершенствуется интерпретация рисунка, т. е. понима­ние его содержания.

А. А. Люблянская считает, что восприятию картины ре­бенка надо учить, постепенно подводя его к пониманию того, что на ней изображено. Это требует узнавания от­дельных предметов (люди, животные); выделения позы и места положения каждой фигуры в общем плане картины; установления связей между основными персонажами; вы­деления деталей (освещение, фон, выражения лиц людей).

С. Л. Рубинштейн, Г. Т. Овсепян, изучавшие вопросы вос­приятия картины, считают, что характер ответов детей по ее содержанию зависит от ряда факторов. Прежде всего - от содержания картины, близости и доступности ее сюжета, от опыта детей, от их умения рассматривать рисунок. Харак­тер ответов зависит также от характера вопросов, определя­ющих умственную задачу. По одной и той же картине на вопрос «Что нарисовано?» дети перечисляют предметы и объекты; на вопрос «Что делают на этой картине?» - назы­вают совершаемые действия. На предложение рассказать про то, что нарисовано, дают связное высказывание. Следова­тельно, если педагог злоупотребляет вопросом «Что это?», требующим перечисления предметов, то он невольно за­держивает ребенка на самой низшей стадии восприятия.

В формировании умений описывать картины и состав­лять рассказы-повествования используются специально раз­работанные серии дидактических картин разных типов.

Предметные картины - на них изображены один или несколько предметов без какого-либо сюжетного вза­имодействия между ними (мебель, одежда, посуда, жи­вотные; «Лошадь с жеребенком», «Корова с теленком» из серии «Домашние животные» - автор С. А. Веретенникова, художник А. Комаров).

Сюжетные картины, где предметы и персонажи на­ходятся в сюжетном взаимодействии друг с другом.

М. М. Конина считала, что разные типы картин должны по-разному использоваться в связи с различными задача­ми обучения родному языку. Предметные картинки распо­лагают к занятиям номенклатурного характера, связанным с перечислением и описанием качеств и особенностей изоб­раженного предмета. Сюжетная картинка наталкивает ре­бенка на рассказ, связанный с интерпретацией действия.

Серия или набор картин, связанных единым сю­жетным содержанием, например (рассказ в картинках) «Рассказы в картинках» Н. Радлова (М., Планета, 1992).

Используются и репродукции картин мастеров искус­ства:

пейзажные картины: А. Саврасов «Грачи прилете­ли»; И. Левитан «Золотая осень», «Весна. Большая вода», «Март»; К. Юон «Мартовское солнце»; А. Куинджи «Бере­зовая роща»; И. Шишкин «Утро в сосновом бору», «Сосно­вый лес», «Рубка леса»; В. Васнецов «Аленушка»; В. Поле­нов «Осень в Абрамцеве», «Золотая осень» и др.;

натюрморт: К. Петров-Водкин «Черемуха в стакане», «Стакан и яблоневая ветка»; И. Машков «Рябинка», «На­тюрморт с арбузом»; П. Кончаловский «Маки», «Сирень у окна».

При отборе картин для рассказывания к ним предъяв­ляется ряд требований:

картина должна быть высокохудожественной;

изображения персонажей, животных и других объектов должны быть реалистическими; условное формалистичес­кое изображение не всегда воспринимается детьми;

следует обращать внимание на доступность не только содержания, но и изображения. Не должно быть картин с чрезмерным нагромождением деталей, иначе дети отвле­каются от главного. Сильное сокращение и заслонение предметов вызывает их неузнаваемость. Следует избегать излишней штриховки, набросочности, незаконченности рисунка.

Одним из приемов, подготавливающих детей к расска­зыванию по картине, являются рассматривание и беседа по ее содержанию.

Рассматривание картин, как считает Е. И. Тихеева, пре­следует тройную цель: упражнение в наблюдении, разви­тие мышления, воображения, логического суждения и раз­витие речи ребенка.

Дети не умеют рассматривать картины, не всегда могут устанавливать взаимосвязи между персонажами, иногда не понимают способы изображения объектов. Поэтому не­обходимо учить их смотреть и видеть предмет или сюжет на картине, развивать наблюдательность. В процессе рас­сматривания активизируется и уточняется словарь, раз­вивается диалогическая речь: умение отвечать на вопро­сы, обосновывать свои ответы, самому задавать вопросы. Следовательно, цель беседы по картине - подвести детей к правильному восприятию и пониманию основного со­держания картины и одновременно развитие диалогичес­кой речи.

Трудности восприятия и понимания детьми картины нередко предопределены типичными методическими ошиб­ками воспитателя: отсутствием вводной беседы и трафа­ретностью, шаблонностью постановки вопросов.

Роль картинки для детей младшего возраста преимуще­ственно заключается в закреплении и углублении детского опыта и лишь в небольшой мере в его расширении. Кар­тинка для малышей должна приближаться, по словам Е. А. Флериной, к упрощенной реальности.

Рассматривание начинается с внесения картины и мол­чаливого ее созерцания. Но поскольку малыши не могут молча смотреть на картину, воспитатель поддерживает раз­говор, обращает их внимание на предмет или персонаж и постепенно развертывает беседу. Основной методический прием здесь - вопросы. Вопросом педагог сразу выделяет центральный образ (Кого вы видите на картине?), затем рассматриваются другие объекты, предметы, их качества. Так последовательно идет восприятие картины, выделя­ются яркие детали, активизируется словарь, развивается диалог. Вопросы должны быть понятными, направленны­ми на установление связей между частями картины, на по­степенное усложнение. Кроме вопросов, используются по­яснения, игровые приемы (детям предлагается мысленно и поставить себя на место ребенка, который нарисован, дать имя персонажу; игра «Кто больше увидит?»). Последова­тельность вопросов обеспечивает целостное восприятие картины, а игровые приемы поддерживают интерес к ней. Такое рассматривание картины приближается к разговору воспитателя с детьми.

Усложненный вид рассматривания - беседа по картине. Он отличается от предыдущего занятия большей целена­правленностью, систематичностью вопросов, последова­тельностью рассматривания и обязательным участием всех детей.

Здесь используются, кроме вопросов, обобщение педа­гога, подсказ нужного слова, повторение детьми отдель­ных слов и предложений. Беседа завершается обобщающим рассказыванием. В такой беседе преобладают хоровые отве­ты. Молчать и удерживать внимание к картине при индиви­дуальных ответах детям трудно. Речевые реакции их замед­ленны.

При рассматривании картин воспитатель учитывает ин­тересы детей, их психологические особенности. Так, если картина динамична («Кошка с котятами»), лучше в пер­вую очередь обратить внимание детей на динамику, дей­ствия персонажей (играющий котенок). Если картина яр­кая, красочная или на ней изображено то, что бросается в глаза, с этого и надо начинать рассматривание («Куры» - яркий петух). Заранее (до занятия) картину малышам по­казывать не рекомендуется, так как новизна восприятия потеряется, интерес к картине быстро пропадет. Самосто­ятельное восприятие у малышей развито недостаточно.

В среднем дошкольном возрасте для рассматривания ре­комендуются более сложные предметные и сюжетные кар­тины («Подарки маме в день 8 Марта», «Дорогие гости», «На реке», «В гости к бабушке») 1 . Одни из них даются толь­ко для рассматривания, другие - для рассматривания и последующего рассказывания.

Беседы по картинам усложняются, дети учатся видеть не только главное, но и детали. В картине «Собака со щеня­тами», например, обращается внимание не только на со­баку и ее щенят, но и на воробьев, их действия. Во время рассматривания можно предложить описать один из объек­тов, привлечь детский опыт. Так, в беседе по картине «На

реке» надо дать возможность полюбоваться рекой, голу­бым небом, пароходом, который везет много пассажи­ров, после чего перейти к рассматриванию находящихся на берегу, спросить, катался ли кто-нибудь на лодке, пла­вал на пароходе. В заключение можно прочитать рассказ на эту тему.

В старшем дошкольном возрасте в беседе по картинам особое внимание обращают на более детальное рассматри­вание в силу большей сложности содержания. Картина мо­жет рассматриваться по частям. Вначале - главное, затем детали, которые дети должны заметить сами. Для последу­ющих описаний следует обратить внимание на интерьер, фон, пейзаж. Е. И. Тихеева советовала стремиться к тому, чтобы рассматривание картин способствовало развитию эстетических чувств. Важно также, чтобы ребенок образ­ными словами выразил свое личное отношение к воспри­нимаемому пейзажу, реке, лесу. В связи с этим можно по­добрать с детьми эпитеты, сравнения.

Так, при рассматривании картины «Осенний день», говоря о двух мальчиках, идущих в школу, можно спросить: «Как вы думаете, о чем они могут разговаривать?» По картине «Зимние развлечения» для акти­визации воображения можно задать такой вопрос: «Если подойти побли­же к месту, где веселится детвора, что можно услышать?» События, о которых говорят дети, будут связаны со звуковыми впечатлениями: слыш­но, как на морозе хрустит снег; слышен смех детей, веселые крики. Дети потом включают эти факты в свои рассказы.

Повысит детскую активность предложение самим за­давать вопросы. Так в учебную деятельность детей вводит­ся элемент самостоятельного поиска. Эти вопросы учиты­ваются при дальнейшем рассматривании. Например, на занятии по картине «Ежи» загадывается загадка про ежа. Детям напоминают, что они уже много знают про ежей (чем питаются, как свертываются клубочком, как серди­то фыркают). Затем предлагается подумать, что бы им хо­телось еще узнать про ежей, и задать вопрос . У детей мо­жет появиться желание узнать, как ежи делают норки, какими ежата родятся и быстро ли растут. Далее они рас­сматривают картину, которая помогает получить ответ на эти вопросы. Своими пояснениями воспитатель уточняет представления детей. В конце беседы правомерно спросить: «Что нового вы узнали из беседы?» (Пример Э. П. Коротковой.)

Для активизации речи и мышления использовались та­кие приемы, как задание детям подумать («О чем вы еще хотели бы узнать?»), указание, в какой форме его выпол­нить («Задайте вопросы»), подведение детей к обобщению («Что нового вы узнали?»).

Развитию творчества способствует прием придумывания детьми названия картины, обсуждения его, выбора наибо­лее удачного, сравнения с настоящим названием.

Следовательно, рассматривание картин подготавливает детей к составлению описаний и рассказов-повествований. От уровня содержательности рассматривания картины за­висит эффективность последующего обучения детей связ­ным высказываниям. Если содержание картины не вызы­вает затруднений, на одном занятии можно одновременно решать две задачи - рассматривания картины и рассказы­вания по ней.

В методике развития речи выделяется несколько видов рассказов детей по картине.

1. Описание предметных картин - это связное после­довательное описание изображенных на картине пред­метов или животных, их качеств, свойств, действий, образа жизни.

2. Описание сюжетной картины - это описание изобра­женной на картине ситуации, не выходящей за пределы содержания картины. Чаще всего это высказывание типа контаминации (дается и описание, и сюжет).

3. Рассказ по последовательной сюжетной серии картин. По существу ребенок рассказывает о содержании каждой сюжетной картинки из серии, связывая их в один рассказ. Дети учатся рассказывать в определенной последователь­ности, логически связывая одно событие с другим, овла­девают структурой повествования, в котором есть начало, середина, конец.

4. Повествовательный рассказ по сюжетной картине (ус­ловное название), по определению К. Д. Ушинского, «рас­сказ, последовательный во времени». Ребенок придумыва­ет начало и конец к изображенному на картине эпизоду. От него требуется не только осмыслить содержание картины и передать его в слове, но и с помощью воображения создать предшествующие и последующие события.

5. Описание пейзажной картины и натюрморта, навеян­ное настроением, часто включает элементы повествования. Вот пример описания картины И. Левитана «Весна. Боль­шая вода» ребенком 6,5 лет: «Растаял снег, и затопило все кругом. Деревья стоят в воде, а на горке домики. Их не затопило. В домиках живут рыбаки, они ловят рыбу».

В обучении детей рассказыванию по карти­не выделяют несколько этапов.

В младшем дошкольном возрасте осуществляется под­готовительный этап, который ставит своей целью обога­тить словарь, активизировать речь детей, научить их рас­сматривать картины и отвечать на вопросы по их содер­жанию.

В среднем дошкольном возрасте детей учат рассматри­вать и описывать предметные и сюжетные картины снача­ла по вопросам воспитателя, а затем по его образцу.

В старшем дошкольном возрасте возрастает мыслитель­ная и речевая активность детей. Дети самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя описывают предметные и сюжетные картины, составляют сюжетные рассказы по серии картин, придумывают начало и конец сюжету кар­тины.

К рассказыванию по картине дети младшего возраста подводятся постепенно, через другие занятия, на которых учатся воспринимать содержание картинки, правильно называть изображенные на ней предметы и объекты, их качества, свойства, действия, отвечать на вопросы и с их помощью составлять описание. Этой цели служат дидакти­ческие игры с предметными картинками: малыши должны подобрать пару к указанной картинке, назвать предмет, сказать, какой он, что с ним делают.

«Игра в прятки» - картинки прячут (расставляют по разным легко доступным местам), дети находят их, приносят и называют.

В работе с малышами используются предметные и сюжетные карти­ны, близкие опыту детей, вызывающие эмоциональный отклик: «Кош­ка с котятами», «Собака со щенятами», «Корова с теленком», «Наша Таня». Основной вид занятия по картине в младшей группе - беседа. Перед показом картины выясняют опыт детей, вызывают интерес к ней. В беседе можно выделить такие части: рассматривание картины (о мето­дике его проведения см. выше) и рассказ воспитателя о ней.

У детей постепенно формируют умение связно, после­довательно рассказывать о содержании картины с помо­щью вопросов воспитателя, его дополнений, вместе с ним по логической схеме: «Кошка Мурка лежит на...(коврике). У нее маленькие...(котята). Один...(котенок)...» и т. д. В про­цессе такого рассказывания активизируется словарь детей (котята, лакать, мурлыкать, корзинка с клубками). Занятие заканчивается небольшим обобщающим рассказом воспитателя, который объединяет детские высказывания. Мож­но прочитать какой-либо авторский рассказ. Так, картине «Куры» по содержанию соответствует рассказ К. Д. Ушинского «Петушок с семьей». Потешки, загадки, короткие стихи могут быть использованы в самом начале, в ходе беседы, при ее завершении.

Важно мотивировать речевую деятельность: показать картину и рассказать о ней новенькой девочке, кукле, сво­ей любимой игрушке, маме. Можно предложить еще раз внимательно посмотреть на картину, запомнить ее и дома сделать рисунок. В свободное время надо рассмотреть рису­нок и предложить ребенку рассказать о нем. В конце четвер­того года жизни становится возможным переходить к са­мостоятельным высказываниям детей. Как правило, они по­чти полностью воспроизводят образец рассказа воспитате­ля с небольшими отступлениями.

Средний дошкольный возраст характеризуется становле­нием монологической речи. На этом этапе продолжается обучение описанию предметных и сюжетных картин. Про­цесс обучения и здесь идет последовательно. Рассматрива­ются и описываются предметные картинки, проводится сравнение изображенных на картине предметов и живот­ных, взрослых животных и их детенышей (корова и ло­шадь, корова и теленок, свинья и поросенок).

Примеры сравнений, сделанных детьми: «У свиньи хвост большой, как веревка, закорючкой, а у поросеночка хвостик маленький, закорючечкой, как тонюсенькая веревочка». «У свиньи на носу пятачок боль­шой, а у поросеночка маленький пятачочек».

Проводятся беседы по сюжетным картинам, заканчива­ющиеся обобщением, которое делает воспитатель или дети. Постепенно дети подводятся к связному последовательно­му описанию сюжетной картины, в основе которого пер­воначально лежит подражание речевому образцу.

Для рассказывания даются картины, которые рассмат­ривались в младшей группе, и новые, более сложные по содержанию («Медвежата», «В гости к бабушке»).

Структура занятий проста. Вначале дети молча рассмат­ривают картину, затем проводится беседа, уточняющая основное содержание и детали. Далее дается образец и пред­лагается рассказать о содержании картины. Необходимость образца объясняется недостаточным развитием связной речи, бедностью словаря, неумением последовательно из­лагать события, поскольку еще нет четкого представления о структуре повествования. Образец учит последовательности изложения событий, правильному построению пред­ложений и соединению их друг с другом, отбору необхо­димой лексики. Образец должен быть достаточно корот­ким, преподноситься живо, эмоционально.

Вначале дети воспроизводят образец, а позднее рас­сказывают самостоятельно, внося в рассказ свое творче­ство.

Приведем пример образца рассказа по картине «Кошка с котята­ми». «У одной маленькой девочки была кошка Мурка с котятами. Од­нажды девочка забыла убрать корзинку с клубками пряжи. Пришла Мурка с котятами и улеглась на коврике. Один из котят, белый с черными пятнышками, тоже лег возле своей мамы-кошки и уснул. Серенький котеночек проголодался и стал жадно лакать молоко. А рыженький котенок-шалунишка прыгнул на скамеечку, увидел кор­зинку с клубками, толкнул ее лапкой и уронил. Покатились клубочки из корзины. Увидел котенок, как катится синий клубок, и стал с ним играть».

Для начала можно предложить одному ребенку описать понравившегося ему котенка, другому ребенку - описать кошку, а затем рассказать про всю картину.

В порядке усложнения по картине «Собака со щенята­ми» можно дать образец описания одного щенка, а другого пусть дети описывают самостоятельно по аналогии. Педа­гог помогает пояснениями, которые касаются последова­тельности описания, словаря, связи предложений. По этой же картине дается план описания всей картины, а речевой образец предлагается в конце занятия.

Следующий этап работы - рассказывание по серии сюжетных картин (не более трех) - возможен при нали­чии у детей умения описывать картины. Рассматривается и описывается каждая картина из серии, затем высказыва­ния детей объединяются в один сюжет воспитателем или детьми. Причем уже в процессе рассматривания выделяют­ся начало, середина, конец развивающегося во времени сюжета. Для этой цели наиболее подходит серия «Как Миша потерял варежку» 1 .

В старшем дошкольном возрасте задачи обучения моно­логической речи на занятиях с картинами усложняются. Дети должны не только понимать содержание картины, но и связно, последовательно описывать всех персонажей, их взаимоотношения, обстановку, используя разнообразные языковые средства, более сложные грамматические конст­рукции. Основное требование - большая самостоятельность в рассказах по картинам.

Описанию и сравнению предметных картин;

Описанию сюжетных картин;

Повествованию по серии сюжетных картин. Занятие начинается с рассматривания или повторного

просмотра картин, уточняющего основные моменты сю­жета. В зависимости от умений детей, уровня владения ими описанием или повествованием педагог использует разные методические приемы: вопросы, план, речевой образец, коллективное рассказывание, обсуждение последователь­ности повествования, творческие задания.

Основным приемом обучения по-прежнему остается об­разец. По мере овладения детьми речевыми умениями роль образца меняется. Образец дается уже не для воспроизведе­ния, а для развития собственного творчества. В какой-то мере подражание остается - дети заимствуют схему построения текста, средства связи, языковые особенности. В связи с этим возможны варианты применения образца: он касается од­ного эпизода картины или отдельных персонажей; образец дается по одной из двух предлагаемых для рассказывания картин; предлагается в виде начала (дети продолжают и заканчивают его); может даваться после нескольких детс­ких рассказов, если они однообразны; может вообще не использоваться или заменяться литературным текстом. В последнем случае необходимы другие приемы руководства детьми.

Например, шин в виде вопросов и указаний. Так, по картине «Зим­ние развлечения» (автор О. И. Соловьева) детям предлагается рассказать сначала о том, как дети лепят снежную бабу, затем о тех, кто заботится о птицах, далее как катаются с горки и, наконец, что делают другие дети.

В старшей группе продолжается обучение построению рассказа по серии сюжетных картин. Такой вид рассказы­вания способствует развитию умения выстраивать сюжет­ную линию высказывания, формирует представления о его композиции, активизирует поиск образных средств выра­жения и способов внутритекстовой связи.

Разработаны различные варианты предъявления картин для составления коллективного рассказа по сюжетной серии 1:

На доске выставляют набор картинок с заведомо на­рушенной последовательностью. Дети находят ошибку, ис­правляют ее, придумывают название рассказа и содержа­ние по всем картинкам;

Вся серия картинок находится на доске, первая кар­тинка открыта, другие закрыты. После описания первой открывают по порядку следующую, каждая картинка опи­сывается. В конце дети дают название серии, отбирают са­мое удачное. Такой вариант развивает воображение, уме­ние предвидеть развитие сюжета;

Дети размещают в нужной последовательности не­правильно расположенные картинки, затем составляют рассказ по целой серии. Они договариваются между собой, кто в какой последовательности будет рассказывать (за­крепляется представление о композиции рассказа).

Методику предъявления картин можно варьировать и дальше. Каждый вариант решает ряд задач: формирования представлений о композиции, развития умений описывать сюжет, предвидеть его развитие, придумывать начало и середину, когда известен конец, и др.

Рассказы по серии сюжетных картин подготавливают детей к творческому рассказыванию по картине, к приду­мыванию начала и конца к изображенному эпизоду.

В подготовительной к школе группе дети дол­жны уметь самостоятельно составлять описания и повество­вания по картинам, с правильной передачей содержания, с соблюдением соответствующей структуры, с использо­ванием образной речи.

Для обучения используются все типы картин и все виды детских рассказов. Особое внимание уделяется самостоятель­ности и творчеству. В качестве речевого образца часто ис­пользуется художественное произведение: короткие расска­зы Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, Е. Чарушина, В. Бианки.

В этой группе продолжается обучение рассказыванию по серии картин, проводится рассказывание по многоэпизодным картинам («Зимние развлечения», «Летом в парке», «Улица города»). Рассматривание картин осуществляется по частям, используются творческие задания, детям предлагают самим задавать вопросы; словарь активизируется, обога­щается образными выражениями (эпитеты, сравнения, ме­тафоры). Воспитатель может начать рассказ об одном из эпи­зодов, дети продолжат. Можно использовать указания, кому начинать, о чем рассказать сначала, в какой последователь­ности развивать сюжет. После таких пояснений и указаний дети принимают участие в коллективном рассказывании.

Э. П. Короткова рекомендует организовывать составле­ние рассказов и придумывание сказок по юмористическим картинкам. Она советует так проводить рассматривание, чтобы было обеспечено содержание для рассказов. Начало беседы должно быть не традиционным, а несколько не­обычным («Почему на картину весело смотреть?» или «Чем вас развеселила картина?»).

Для придумывания творческого рассказа-повествования (последовательного во времени) берется знакомая детям кар­тина («Шар улетел», «Новенькая», «Подарки маме к 8 Мар­та»), уточняется ее содержание, составляется описание. Затем детям предлагают придумать, что могло быть до того, например, как девочка Таня пришла в детский сад (по кар­тине «Новенькая»).

Пока дети не овладеют умением придумывать начало и конец к кар­тине, можно подсказывать завязку для развития сюжетной линии («Мо­жет быть, Таня часто видела, как дети играют на участке детского сада, как им весело, и ей тоже захотелось быть с ними. А может быть, однажды пришла мама с работы и сказала: «Завтра, Танюша, пойдешь в детский сад». Таня обрадовалась или огорчилась? Как она собиралась?»).

Сразу после этого можно придумать и концовку. Воспи­татель или дети обобщают детские рассказы в одно пове­ствование. Возможно составление коллективного рассказа. Задача воспитателя - давать четкие указания. Задание рас­сказать про то, что нарисовано, ведет к описанию сюжета, задание придумать начало и конец к сюжету обязывает ре­бенка сочинить что-то новое.

Для поддержания интереса детей к описанию картин М. М. Конина советовала использовать составление и отга­дывание загадок.

Особый интерес представляют занятия с использова­нием репродукций пейзажных картин и натюрмортов кис­ти мастеров искусства. Методику их рассматривания и опи­сания разработала Н. М. Зубарева 1 . Остановимся кратко на особенностях этой методики.

Воспринимая пейзаж или натюрморт, лети должны уви­деть красоту изображенного, найти слова для передачи прекрасного, эмоционально откликнуться, взволноваться тем, чем взволнован художник, осознать свое отношение к воспринимаемому.

Рассматривание пейзажных картин необходимо сочетать с наблюдениями природы (осенний и зимний лес, небо, оттенки цветов зелени при различном солнечном освеще­нии и т. д.) и с восприятием поэтических произведений, описывающих природу. Запас непосредственных наблюде­ний над явлениями природы помогает детям восприни­мать произведения искусства и испытывать эстетическое наслаждение.

Н. М. Зубарева рекомендует оригинальные приемы рас­сматривания пейзажных картин. Повышает эмоциональное восприятие картины рассматривание ее в сопровождении музыки («Золотая осень» И. Левитана и «Октябрь» П. И. Чайковского). Сама форма занятия вызывает у детей ра­дость, удовлетворение.

Одновременное рассматривание двух картин разных ху­дожников на одну и ту же тему («Березовая роща» И. Леви­тана и А. Куинджи) помогает детям увидеть различные композиционные приемы, которыми пользуются худож­ники для выражения своего замысла. Предложение мыс­ленно войти в картину, осмотреться вокруг, прислушаться стимулирует творчество и дает полноту ощущения образа. Далее организуется описание картин детьми.

Аналогичная работа проводится по рассматриванию и описанию натюрморта. Эстетическому восприятию его спо­собствует рассматривание посуды, цветов, овощей, фрук­тов, знакомство с их цветом, формой, фактурой, запахом и составление из них «живых натюрмортов» на столе. Так дети подводятся к описанию натюрморта («Цветы» Д. Налбандяна, «Сирень» И. Левитана).

Цель:
- учить детей составлять сюжетный рассказ по картине, придумывать продолжение сюжета, название картины, совершенствовать умение подбирать глаголы и прилагательные для характеристики действий персонажей;
- воспитывать уважение профессии строителя;
- показать возможность создания образа с помощью веревки, развивать воображение и творчество.
Демонстрационный материал : картина «Строим дом» (серия «Мы играем» автор Е. Г. Батурина) и рисунки образцы…
Раздаточный материал: фланелеграф но количеству детей, веревочки разного цвета.
Предварительная работа: на прогулках и экскурсиях наблюдение за строительством новых зданий. Рассказать детям, как много зданий строится в городе где мы живём, какое большое строительство идет по всей нашей стране. Подобрать иллюстрации с изображением зданий, рассмотреть их с детьми, оставить на некоторое время в групповой комнате.
Игры детей со строительным материалом.
Словарная работа: везёт, разгружает, привезла, укрепляет, прикрепляет.

Ход занятия

1. Рассматриваем картину «Строим дом».
Вопросы:
Кто нарисован на этой картине? (Дети: мальчики и девочки.)
Что делают дети? (Играют. строят дом.)
Как можно назвать эту картину? («Строим дом». «Мы играем», «Дети строят дом».)
Что делает этот мальчик? (Ставит на дом флажок.)
Как можно сказать об этом по-другому? (Укрепляет флажок наверху постройки; прикрепляет флажок и т.п.)
Что делает другой мальчик? (Возит на машине кубики.)
А по-другому как можно сказать? (Везет строительный материал: разгружает машину: помогает строить дом.)
Что делает девочка? (Привезла кукольную мебель.)
А по-другому как можно сказать? (Везет машину с кукольной мебелью: играет вместе с мальчиками.)
А сейчас придумайте рассказ по этой картине. Сначала скажите, как он называется. Потом расскажите, где играют дети, что они делают. Придумайте для рассказа интересный конец, что дети будут делать дальше. Если дети затрудняются придумать концовку, я предлагаю образец: «Дети построили дом и поселили в нем кукол. Хорошо куклам в новом и уютном доме!»
Физкультминутка «Пильщики»
Мы пилили доску,
С утра у нас дела.
Стальные зубы остры,
Легко идет пила.
Мы сейчас бревно распилим,
Пилим-пилим, пилим-пилим.
Раз-два, раз-два.
Будут на зиму дрова.
(Дети имитируют движения пильщиков.)
2. Дети, поселили кукол в новый дом. А чтобы куклам в просторном доме жилось уютно и весело, давайте мы с вами нарисуем для них разные картины с веревочками.
3. Предлагаю детям рассмотреть рисунки-образцы нарисовать веревочками посуду, овощи, фрукты, цветы, животных, а затем перенести изображение на фланелеграф. Дети выполняют работу. По окончании работы рассматриваем, отмечаем наиболее выразительные, творческие, самостоятельные.