Марина Макарова
Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы «Составление творческого рассказа по картине «Строим дом»
Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы «Составление творческого рассказа по картине «Строим дом»(с применением ТРИЗ-технологии)
Макарова Марина
Цель: способствовать формированию у детей осознанного отношения к процессу составления рассказа по сюжетной картине. Создать условия для усвоения обобщенной модели составления рассказов по сюжетной картине.
Оборудование: картина «Строим дом» (серия «Мы играем», автор Е. Г. Батурина, магнитная доска, схематическое изображение алгоритма составления описательного рассказа по картине, бумага формат А 4 для «подзорной трубы», фломастеры черного цвета, бумага для зарисовки схемы.
Методические приёмы:
Игровая мотивация «Волшебная картина»;
Игра «Подзорная труба»;
Игра «Фотографирование;
Игра «Вхождение в картину»;
Физкультминутка;
Игра «Живые картинки»;
Игра «Превращение в объект на картине».
Ход занятия:
Организационный часть:
Воспитатель:
Давайте сегодня совершим путешествие по картине. Вы готовы? (Выносится картина). - А для этого у нас есть «волшебная подзорная труба». Каждый из вас, через трубу увидит, только один предмет или одно живое существо. Посмотрите в волшебную подзорную трубу и скажите: кого или что вы там видите?
Основная часть:
Игра «Подзорная труба»
Детям предлагается картина для рассматривания и альбомный лист для имитации подзорной трубы. (Навести глазок подзорной трубы на один объект и назвать его: девочка, мальчик, грузовик, флажок, кубики, кукла, и т. д.)
Игра «Фотографирование»
Воспитатель: - Молодцы, сколько разных объектов увидели, а давайте, чтобы ничего не пропустить и не забыть, схематично зарисуем все предметы, как будто сфотографируем их, я на доске, а вы у себя на листах.
Назовите предметы, которые вы увидели? Где они расположены на картине?
(Дети называют как можно большее число объектов, изображённых на картине, а я схематично фиксирую их на доске, дети у себя на листах повторяют схему за мной).
Воспитатель: - Ребята, давайте внимательно посмотрим, все ли объекты мы обозначили, на том ли месте мы их изобразили? Проверьте своей подзорной трубой.
Да, молодцы, ничего не пропустили! Были внимательны (быстро перечислить все названное, начиная с главного)
Воспитатель: – Ребята, что мы сейчас делали? (называли объекты на картине). Правильно, запомните правило: «Смотрю на картину и называю объекты». (На доску вывешивается схематическое изображение этого правила).
Ребята, все объекты на картине связаны между собой, давайте подумаем и скажем:
Чем или как они связаны? Кто кому друг? Кто кому недруг? - соединяю стрелками два предмета на доске, а дети на своих схемах, затем дают объяснение взаимосвязям объектов.
Молодцы! Все справились с заданием.
А, что мы сейчас делали? (ответы детей). Правильно, мы говорили о том, как объекты накартине, связаны между собой. А вот второе правило нашей игры: «Один предмет связан с другим, потому что). (На доску вывешивается схематическое изображение этого правила).
Игра «Вхождение в картину»
Воспитатель:
Вам нравится эта картина? А вы хотели бы войти в эту картину? (ответы детей). Тогда, закроем глаза и представим себе, что мы перенеслись в картину.
Откройте глаза, ребята, вот мы и в картине, как хорошо ребята играют, дружно строят дом, помогают друг другу.
А давайте и мы с вами поиграем.
Физкультминутка «Строим дом»
Целый день тук да тук-
Раздаётся звонкий стук. (Руки сжаты в кулаки, большой палец поднят вверх, постукивает по указательным пальцам)
Молоточки стучат, (Стучать кулаком о кулак)
Строим домик для ребят. (Пальцы соединить, показать «крышу»)
Вот какой хороший дом, (Сжимать-разжимать пальцы.)
Как мы славно заживём. (Вращать кисти рук)
Воспитатель:
Молодцы, как хорошо поиграли.
Ребята, мы с вами находимся в картине, а какие звуки вы слышите? (я слышу звук детского смеха, как кубики стучат друг об друга, дети разговаривают).
Какие запахи ощущаете? (пахнет деревом, чувствую запах пирогов….).
Молодцы, вот сколько звуков мы услышали и какие запахи почувствовали.
А, вот и следующее правило: «Я слышу, как…», «Здесь пахнет…» (На доску вывешивается схематическое изображение этого правила).
Игра «Живые картинки»
Воспитатель:
Ребята, картина ещё, хочет вам что-то рассказать о себе. Сейчас, я каждому из вас предложу карточку, на которой схематично изображён тот или иной объект с картины. Вы должны определить: кто из вас кто и найти своё место на картине (каждый ребёнок по схеме определяет, кто он и где ему встать).
Ребята, давайте мы с вами «нарисуем живую картинку»: «Вокруг себя мы покружились и в картину превратились».
Молодцы, давайте проверим, все на своих местах? Замечательная картина.
А вот, и следующее правило: «У каждого объекта есть своё место на картине». (На доску вывешивается схематическое изображение этого правила).
Игра «Превращение в объект на картине»
Воспитатель:
Ребята, а теперь подумайте и расскажите нам каждый о себе: «Кто ты или что ты? Что делаешь на картине? Какое у тебя настроение? С кем ты дружишь на картине?» (Каждый ребёнок выбирает себе объект, изображённый на картине (одушевлённый или неодушевлённый) и рассказывает о себе в рамках выбранного образа).
Молодцы вы так интересно о себе рассказывали. Запомним правило игры: «Я превращаюсь в героя, изображенного на картине, и у меня….» (На доску вывешивается схематическое изображение этого правила).
«Вокруг себя мы покружились и в ребят мы превратились».
Рефлексия:
Воспитатель:
С какой картиной мы сегодня с вами играли?
Что нам помогло лучше рассмотреть картину?
Какие правила вы запомнили?
Молодцы! Вы все сегодня порадовали меня, придумывали, фантазировали, интересно рассказывали об объектах. А всему этому нас научила «волшебная» картина.
А вы хотите, чтобы она ещё погостила у нас? (ответы детей). Картине тоже очень понравилось с вами играть, и она решила ещё погостить у нас. А в следующий раз для нашей картины, мы постараемся составить большой интересный рассказ.
Публикации по теме:
Конспект НОД по развитию речи «Составление рассказа по картине «Куры» Старший возраст (5-6 лет) «Составление рассказа по картине «Куры»» Веселова Александра Владимировна воспитатель МБДОУ «Детский сад» № 47.
Конспект НОД по развитию речи. Составление описательного рассказа по картине «Ателье по ремонту обуви» Авторы: Летавина Наталья Геннадьевна, старший воспитатель Мякшина Анна Васильевна, учитель-логопед Борисова Ольга Николаевна. Возрастная.
Конспект НОД по развитию речи. Составление рассказа по картине «Зимние забавы» (средняя группа) Задачи: - связная речь: учить отвечать на вопросы по содержанию картины, составлять рассказ с помощью воспитателя; -словарь и грамматика:.
Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе по развитию речи «Составление рассказа по картине «Ежи» Программное содержание: - формировать умение рассматривать картину и рассуждать над ее содержанием, озаглавить картину; -учить составлять.
Конспект открытого занятия в старшей группе по развитию речи «Составление рассказа по картине «Зимние забавы» Общеобразовательная программа дошкольного образования под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» Цель:.
Конспект занятия по развитию речи составление рассказа по картине «В школу» (подготовительная группа) Конспект занятия по развитию речи составление рассказа по картине «В школу» (подготовительная группа). Задачи: - связная речь: учить составлять.
Конспект занятия по развитию речи для детей с диагнозом F83 III года обучения. Составление рассказа по картине «Зима» Тема: Составление рассказа по картине «Зима». Цель: Формирование связной монологическую речь у дошкольников при помощи составления рассказа.
Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Составление рассказа по картине «Таня не боится мороза» Программное содержание: Учить детей внимательно рассматривать картину, понимать ее содержание, отвечать на вопросы полными ответами. Учить.
ООД для детей старшего дошкольного возраста по развитию речи. Тема: составление рассказа по картине «Кролики». Цель: учить детей внимательно рассматривать картину, выделяя в ней главную мысль (с помощью вопросов воспитателя, рассуждать над её содержанием,.
Составление творческого рассказа по картине «Зимние забавы» Цель: 1. Учить детей целенаправленно рассматривать картину, эмоционально воспринимать содержание. 2. Учить составлять рассказ из личного.
Библиотека изображений:
Структурное подразделение «Детский сад «Центр коррекции и развития детей»
ГБОУ ООШ №18 г. Новокуйбышевска
Конспект урока литературы
«Составление рассказа по сюжетной картине «Один дома»
подготовила
учитель-логопед:
Шишулина Елена Павловна
г. Новокуйбышевск
2012
Задачи:
1.Обучать детей навыкам составления рассказа по сюжетной картине, с придумыванием предшествующих событий.
2. Учить выделять событийную основу и существенные детали изображения.
3. Формировать навык планирования рассказа.
4. Формировать грамматически правильную фразовую речь.
5. Упражнять в подборе синонимов.
6. Развивать творческое воображение.
Оборудование: сюжетная картина «Одни дома» (из пособия Т.А.Ткаченко), план рассказа, рисунки детей к стихотворению Э.Успенского «Разгром».
Предварительная работа: чтение стихотворения Э.Успенского «Разгром»; беседа по содержанию; рисование детьми иллюстраций к изученному произведению.
Ход занятия:
Составьте из слов предложения:
Игрушки, в, дети играть. Кукла, девочка, кормить.
Алеша, катать, машина, мишка, на. Аня, кукла, качать.
Саша, мяч, в, играть. Ребята, игрушки, убирать, место, на.
Играть, в, ребята, прятки. Ваня, башня, построить, высокий.
II .Основная часть
1. Введение в тему :
Сейчас я напомню вам стихотворение Э.Успенского «Разгром», к которому вы рисовали иллюстрации:
Мама приходит с работы,
Мама снимает боты,
Мама проходит в дом,
Мама глядит кругом.
Был на квартиру налет?
Нет.
К нам заходил бегемот?
Нет.
Может быть, дом не наш?
Наш.
Может, не наш этаж?
Наш.
Просто заходил Сережка,
Поиграли мы немножко.
Значит это не обвал?
Нет.
Значит, слон не танцевал?
Нет.
Очень рада. Оказалось,
Я напрасно волновалась.
Откуда вернулась мама? Чем занимались дети во время ее отсутствия? Как вы думаете, что же увидела мама?
Сегодня на занятии мы будем составлять рассказ том, как дети остались дома одни. На картине вы видите окончание рассказа, начало рассказа мы будем учиться сочинять сами.
2. Рассматривание картины «Одни дома» (приложение №1) и беседа по ней.
Где происходит действие картины?
Кто изображен на картине?
Как вы думаете, кем приходятся девочка и мальчик друг другу?
Придумайте имена мальчику и девочке.
Придумайте кличку собаке.
Посмотрите на маму. Какая мама?…грустная, печальная, сердитая, расстроенная, недовольная, строгая, хмурая…
Почему мама рассердилась? (Дети порвали ее бусы )
Что сказала мама, увидев рассыпанные бусы?
Скажите, а когда могла произойти эта история? (когда мамы не было дома )
Как вы думаете, куда уходила мама? (в магазин, в гости, на работу )
Что могла сказать мама детям перед уходом? (ведите себя хорошо … )
Что пообещали дети?
Чем занимались ребята?
Что делала девочка?
Во что играл мальчик?
Что в это время могла делать собака?
Зачем детям понадобились бусы?
Где они лежали?
Давайте подумаем, кто и как мог разорвать бусы? Как это произошло?
Могла ли это быть девочка? (могла ) Давайте представим, что девочка разорвала бусы.
Как это произошло?
Посмотрите на картину: Что делает девочка, почему она показывает на себя?
Что она говорит маме? (извиняется, говорит, что вышло нечаянно )
Посмотрите на картину: что делает мальчик? (спрятался под диван )
Почему он спрятался? (испугался )
Чего он мог испугаться? (мама отругает )
А может быть, мальчик порвал бусы, потому и спрятался? (может быть )
Как это могло произойти?
извиняется за брата, просит его не ругать, берет вину на себя)
Посмотрите на собаку. Что она делает?
Какой взгляд у собаки? (хитрый )
Так может быть, собака разорвала бусы? (может быть )
Как собака могла порвать бусы?
Что в этом случае девочка может говорить маме? (извиняется за собаку, просит ее не ругать, берет вину на себя)
Посмотрите, что у нас получилось: оказывается каждый, из нарисованных персонажей мог разорвать бусы. Это могла быть и девочка, и мальчик, и собака.
Скажите, а было ли детям стыдно за свой поступок?
А как нужно себя вести, что бы не огорчать своих родных?
Как вы думаете, что мама сказала детям? Простила ли она их?
3. Придумывание названия рассказу.
Как можно назвать рассказ?
4.Игровое упражнение «Закончи предложение»
Придумайте подходящий конец к каждому предложению. Повторите предложение полностью.
Эта история «приключилась», когда мама ушла … (в магазин ).
Как по-другому можно сказать история «приключилась» (случилась, произошла ).
– Дети остались одни … (дома ).
Перед уходом мама сказала детям: … (ведите себя хорошо, не берите мои вещи … )
Дети ответили маме: … (не волнуйся, все будет хорошо )
Мальчик стал играть … (в машинки )
Девочка читала медвежонку … (сказки )
Собака с интересом «наблюдала» за … (детьми ). Как по-другому можно сказать собака «наблюдала» (смотрела ).
Вскоре мама вернулась из … (магазина ). Как по-другому можно сказать мама «вернулась» (пришла ).
На полу мама « заметила» рассыпанные … (бусы ). Как по-другому можно сказать мама «заметила» (увидела ).
Мама «печально» смотрела на рассыпанные …(бусы ).Как по-другому можно сказать «печально» смотрела (грустно ).
Мама строго спросила детей: …(кто рассыпал мои бусы ?)
Мальчик от испуга спрятался … (под диван ).
Девочка стала «извиняться» за … (свой поступок ). Как по-другому можно сказать «извиняться» (просить прощение).
Собака тоже со страхом смотрела на … (маму ).
Детям было очень стыдно за … (свой поступок, за бусы ).
Они сказали маме: … (прости, мы больше так не будем ).
5. Составление плана рассказа.
Сейчас вы будете составлять рассказ по картине (на доску выставляется план):
1).Скажите, как называется рассказ.
2).Начало рассказа придумаете сами.
Скажите, куда ушла мама, почему ее не было в комнате. Что могла сказать мама детям на прощание? Что пообещали дети маме? Не забудьте дать имена детям, кличку собаке.
Затем расскажите о том, что могло произойти за время ее отсутствия:
Что делал мальчик? Девочка? Собака? Зачем дети взяли бусы? Что произошло с ними и почему?
3). Затем расскажите о том, что увидела мама, когда вернулась домой:
Что случилось с бусами? Что делал мальчик? Девочка? Собака? Придумайте разговор между девочкой и мамой. Что девочка могла говорить маме?
4). В конце рассказа скажите о том, было ли стыдно детям за свой поступок?
6. Подготовка детей к рассказыванию.
Еще раз посмотрите на картину, подумайте, кто, по вашему мнению, мог бы рассыпать бусы. Придумайте и расскажите свою историю.
Физминутка: Пальчиковая гимнастика «Помощники»
Раз, два, три, четыре
кулачками друг об друга)
Мы посуду перемыли:
Чайник, чашку, ковшик, ложку ()
И большую поварешку.
Мы посуду перемыли, (одна ладонь скользит по другой по кругу)
Только чашку мы разбили, (загибают пальчики, начиная с большого )
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился.
Ложку мы чуть-чуть сломали,
Так мы маме помогали. (попеременно хлопки ладонями и удары
кулачками друг об друга)
7. Составление рассказадетьми.
По мере составления дети анализируют рассказы друг друга.
III . Итог занятия
Чем занимались на занятии?
Дифференцированная оценка деятельности детей.
Список литературы
1. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи – СПРб.: Детство – Пресс, 2007.
2.Ткаченко Т.А. Обучение детей творческому рассказыванию по картинам: пособие для логопеда - М.: Владос, 2005.
Приложение №1.100 р бонус за первый заказ
Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line
Узнать цену
3 а д а ч и. Связная речь: учить детей составлять сюжетный рассказ по картине; придумывать продолжение сюжета, название картины;
словарь: воспитывать умение подбирать глаголы и прилагательные для характеристики действий персонажей;
звуковая культура речи: уточнить и закрепить правильное произношение звуков ш, ж, учить дифференцировать эти звуки, отчетливо и внятно произносить слова с этими звуками, делить двусложные слова на части и произносить каждую часть слова; показать последовательность звучания слогов в слове.
Материал. Картина«Строим дом» (Серия«Мы играем» автор Е.Г.Батурина); медведь (мягкая игрушка); картинки с изображениями животных (предметов), в названиях которых есть звуки ш, ж; счетные палочки.
Ход занятия
На стенде картина «Строим дом». После рассматривания картины воспитатель задает вопросы:
Кто нарисован на этой картине? (Дети: мальчики и девочки.)
Что делают дети? (Играют, строят дом.)
Как можно назвать эту картину? («Строим дом»; «Мы играем»; «Дети строят дом».)
Что делает этот мальчик? (Ставит на дом флажок.) Как можно сказать об этом по-другому? (Укрепляет флажок наверху постройки; прикрепляет флажок и т.п.)
Что делает другой мальчик? (Возит на машине кубики.) А по-другому как можно сказать? (Везет строительный материал; разгружает машину; помогает строить дом.)
Что делает девочка? (Привезла кукольную мебель.) А по-другому как об этом сказать? (Везет машину с кукольной мебелью; играет вместе с мальчиками.)
Придумайте рассказ по этой картине. Сначала скажите, как он называется. Потом расскажите, где играют дети, что они делают. Придумайте для своего рассказа интересный конец - что будут делать дети дальше.
Если дети затрудняются придумать концовку, воспитатель предлагает образец: «Дети построили дом и поселили в нем своих кукол. Хорошо куклам в красивом и уютном доме».
Физкультминутка
Занятие продолжается. Воспитатель:
Давайте и мы поиграем. Игра называется «Эхо». Я буду произносить звуки громко, вы повторяйте их потише. Глаза закройте.
Воспитатель произносит звуки вразбивку: ж, ж, ш, ж, ш, ш, ш. Дети повторяют их по одному.
Раздается рычание медведя. «Что это за странный звук? - спрашивает воспитатель. - Давайте посмотрим, кто это».
Здравствуйте, ребята, - говорит медведь. - А в моем имени какой звук вы слышите - ш или ж? Я принес вам картинки. Поищем, не спрятались ли в них звуки ш и ж.
Дети называют предметы, животных. выделяя голосом звуки ш и ж и проговаривая затем эти звуки изолированно.
Я хочу вам что-то рассказать, - продолжает медведь. - Слова можно делить на части. В моем имени Миша - две части: Мииц - шааа рисует на доске два квадратика). Первая часть ми, вторая ша. Поэтому я нарисовал два квадратика.
У Миши лапа. В слове лапа тоже две части: лаа - паа. Первая часть... ла, вторая часть... па. Давайте посчитаем части в слове. Сколько частей я произнесу, столько палочек вы отложите. Будьте внимательны: лааа... пааа.
А вот еще какое слово есть - лыжи. Послушайте, сколько частей в этом слове: лыыы - жиии. Посчитайте на счетных палочках. Какая первая часть? Какая вторая?
Если остается время, аналогично анализируется слово рама. Затем мишка прощается с детьми.
В основе рассказывания по картине лежит опосредованное восприятие окружающей жизни. Картина не только расширяет и углубляет детские представления об общественных и природных явлениях, но и воздействует на эмоции детей, вызывает интерес к рассказыванию, побуждает говорить даже молчаливых и застенчивых.
В методике развития речи обучение рассказыванию по картине (описание и повествование) разработано в достаточной степени детально. Здесь методика опирается на классическое наследие западной и русской педагогики, использованное позднее применительно к работе с детьми дошкольного возраста Е. И. Тихеевой, Е. А. Флериной, Л. А. Пеньевской, Е. И. Радиной, М. М. Кониной и другими. Все они подчеркивали большое значение картинки как для общего развития детей, так и для развития их речи.
Для методики обучения рассказыванию по картине существенное значение имеет понимание особенностей восприятия и понимания картин детьми. Эта проблема рассматривается в работах С. Л. Рубинштейна, Е. А. Флериной, А А Люблинской, В. С. Мухиной. В исследованиях отмечается, что уже в два года ребенок с удовольствием рассматривает картинки и называет их вслед за взрослым.
Е. А. Флерина считает, что у дошкольников восприятие картинки значительно опережает их изобразительные возможности (дети реагируют на содержание и изображение - цвет, форму, построение). Она выделяет в детском восприятии следующие тенденции:
Тяготение ребенка к яркому красочному рисунку;
Желание видеть на картинке все существенные признаки предмета (неузнавание ракурсных построений и неудовлетворенность ими детей 3 - 6 лет);
Затруднения при восприятии светотеневого рисунка;
Затруднения малышей 3-5 лет при восприятии рисунка с ярко выраженной перспективной деформацией предмета;
Положительное отношение к ритмической простоте построения (композиции).
Развитие восприятия рисунка, по данным В. С. Мухиной, происходит по трем направлениям: изменяется отношение к рисунку как к отображению действительности; развивается умение правильно соотносить рисунок с действительностью, видеть именно то, что на нем изображено; совершенствуется интерпретация рисунка, т. е. понимание его содержания.
А. А. Люблянская считает, что восприятию картины ребенка надо учить, постепенно подводя его к пониманию того, что на ней изображено. Это требует узнавания отдельных предметов (люди, животные); выделения позы и места положения каждой фигуры в общем плане картины; установления связей между основными персонажами; выделения деталей (освещение, фон, выражения лиц людей).
С. Л. Рубинштейн, Г. Т. Овсепян, изучавшие вопросы восприятия картины, считают, что характер ответов детей по ее содержанию зависит от ряда факторов. Прежде всего - от содержания картины, близости и доступности ее сюжета, от опыта детей, от их умения рассматривать рисунок. Характер ответов зависит также от характера вопросов, определяющих умственную задачу. По одной и той же картине на вопрос «Что нарисовано?» дети перечисляют предметы и объекты; на вопрос «Что делают на этой картине?» - называют совершаемые действия. На предложение рассказать про то, что нарисовано, дают связное высказывание. Следовательно, если педагог злоупотребляет вопросом «Что это?», требующим перечисления предметов, то он невольно задерживает ребенка на самой низшей стадии восприятия.
В формировании умений описывать картины и составлять рассказы-повествования используются специально разработанные серии дидактических картин разных типов.
Предметные картины - на них изображены один или несколько предметов без какого-либо сюжетного взаимодействия между ними (мебель, одежда, посуда, животные; «Лошадь с жеребенком», «Корова с теленком» из серии «Домашние животные» - автор С. А. Веретенникова, художник А. Комаров).
Сюжетные картины, где предметы и персонажи находятся в сюжетном взаимодействии друг с другом.
М. М. Конина считала, что разные типы картин должны по-разному использоваться в связи с различными задачами обучения родному языку. Предметные картинки располагают к занятиям номенклатурного характера, связанным с перечислением и описанием качеств и особенностей изображенного предмета. Сюжетная картинка наталкивает ребенка на рассказ, связанный с интерпретацией действия.
Серия или набор картин, связанных единым сюжетным содержанием, например (рассказ в картинках) «Рассказы в картинках» Н. Радлова (М., Планета, 1992).
Используются и репродукции картин мастеров искусства:
пейзажные картины: А. Саврасов «Грачи прилетели»; И. Левитан «Золотая осень», «Весна. Большая вода», «Март»; К. Юон «Мартовское солнце»; А. Куинджи «Березовая роща»; И. Шишкин «Утро в сосновом бору», «Сосновый лес», «Рубка леса»; В. Васнецов «Аленушка»; В. Поленов «Осень в Абрамцеве», «Золотая осень» и др.;
натюрморт: К. Петров-Водкин «Черемуха в стакане», «Стакан и яблоневая ветка»; И. Машков «Рябинка», «Натюрморт с арбузом»; П. Кончаловский «Маки», «Сирень у окна».
При отборе картин для рассказывания к ним предъявляется ряд требований:
картина должна быть высокохудожественной;
изображения персонажей, животных и других объектов должны быть реалистическими; условное формалистическое изображение не всегда воспринимается детьми;
следует обращать внимание на доступность не только содержания, но и изображения. Не должно быть картин с чрезмерным нагромождением деталей, иначе дети отвлекаются от главного. Сильное сокращение и заслонение предметов вызывает их неузнаваемость. Следует избегать излишней штриховки, набросочности, незаконченности рисунка.
Одним из приемов, подготавливающих детей к рассказыванию по картине, являются рассматривание и беседа по ее содержанию.
Рассматривание картин, как считает Е. И. Тихеева, преследует тройную цель: упражнение в наблюдении, развитие мышления, воображения, логического суждения и развитие речи ребенка.
Дети не умеют рассматривать картины, не всегда могут устанавливать взаимосвязи между персонажами, иногда не понимают способы изображения объектов. Поэтому необходимо учить их смотреть и видеть предмет или сюжет на картине, развивать наблюдательность. В процессе рассматривания активизируется и уточняется словарь, развивается диалогическая речь: умение отвечать на вопросы, обосновывать свои ответы, самому задавать вопросы. Следовательно, цель беседы по картине - подвести детей к правильному восприятию и пониманию основного содержания картины и одновременно развитие диалогической речи.
Трудности восприятия и понимания детьми картины нередко предопределены типичными методическими ошибками воспитателя: отсутствием вводной беседы и трафаретностью, шаблонностью постановки вопросов.
Роль картинки для детей младшего возраста преимущественно заключается в закреплении и углублении детского опыта и лишь в небольшой мере в его расширении. Картинка для малышей должна приближаться, по словам Е. А. Флериной, к упрощенной реальности.
Рассматривание начинается с внесения картины и молчаливого ее созерцания. Но поскольку малыши не могут молча смотреть на картину, воспитатель поддерживает разговор, обращает их внимание на предмет или персонаж и постепенно развертывает беседу. Основной методический прием здесь - вопросы. Вопросом педагог сразу выделяет центральный образ (Кого вы видите на картине?), затем рассматриваются другие объекты, предметы, их качества. Так последовательно идет восприятие картины, выделяются яркие детали, активизируется словарь, развивается диалог. Вопросы должны быть понятными, направленными на установление связей между частями картины, на постепенное усложнение. Кроме вопросов, используются пояснения, игровые приемы (детям предлагается мысленно и поставить себя на место ребенка, который нарисован, дать имя персонажу; игра «Кто больше увидит?»). Последовательность вопросов обеспечивает целостное восприятие картины, а игровые приемы поддерживают интерес к ней. Такое рассматривание картины приближается к разговору воспитателя с детьми.
Усложненный вид рассматривания - беседа по картине. Он отличается от предыдущего занятия большей целенаправленностью, систематичностью вопросов, последовательностью рассматривания и обязательным участием всех детей.
Здесь используются, кроме вопросов, обобщение педагога, подсказ нужного слова, повторение детьми отдельных слов и предложений. Беседа завершается обобщающим рассказыванием. В такой беседе преобладают хоровые ответы. Молчать и удерживать внимание к картине при индивидуальных ответах детям трудно. Речевые реакции их замедленны.
При рассматривании картин воспитатель учитывает интересы детей, их психологические особенности. Так, если картина динамична («Кошка с котятами»), лучше в первую очередь обратить внимание детей на динамику, действия персонажей (играющий котенок). Если картина яркая, красочная или на ней изображено то, что бросается в глаза, с этого и надо начинать рассматривание («Куры» - яркий петух). Заранее (до занятия) картину малышам показывать не рекомендуется, так как новизна восприятия потеряется, интерес к картине быстро пропадет. Самостоятельное восприятие у малышей развито недостаточно.
В среднем дошкольном возрасте для рассматривания рекомендуются более сложные предметные и сюжетные картины («Подарки маме в день 8 Марта», «Дорогие гости», «На реке», «В гости к бабушке») 1 . Одни из них даются только для рассматривания, другие - для рассматривания и последующего рассказывания.
Беседы по картинам усложняются, дети учатся видеть не только главное, но и детали. В картине «Собака со щенятами», например, обращается внимание не только на собаку и ее щенят, но и на воробьев, их действия. Во время рассматривания можно предложить описать один из объектов, привлечь детский опыт. Так, в беседе по картине «На
реке» надо дать возможность полюбоваться рекой, голубым небом, пароходом, который везет много пассажиров, после чего перейти к рассматриванию находящихся на берегу, спросить, катался ли кто-нибудь на лодке, плавал на пароходе. В заключение можно прочитать рассказ на эту тему.
В старшем дошкольном возрасте в беседе по картинам особое внимание обращают на более детальное рассматривание в силу большей сложности содержания. Картина может рассматриваться по частям. Вначале - главное, затем детали, которые дети должны заметить сами. Для последующих описаний следует обратить внимание на интерьер, фон, пейзаж. Е. И. Тихеева советовала стремиться к тому, чтобы рассматривание картин способствовало развитию эстетических чувств. Важно также, чтобы ребенок образными словами выразил свое личное отношение к воспринимаемому пейзажу, реке, лесу. В связи с этим можно подобрать с детьми эпитеты, сравнения.
Так, при рассматривании картины «Осенний день», говоря о двух мальчиках, идущих в школу, можно спросить: «Как вы думаете, о чем они могут разговаривать?» По картине «Зимние развлечения» для активизации воображения можно задать такой вопрос: «Если подойти поближе к месту, где веселится детвора, что можно услышать?» События, о которых говорят дети, будут связаны со звуковыми впечатлениями: слышно, как на морозе хрустит снег; слышен смех детей, веселые крики. Дети потом включают эти факты в свои рассказы.
Повысит детскую активность предложение самим задавать вопросы. Так в учебную деятельность детей вводится элемент самостоятельного поиска. Эти вопросы учитываются при дальнейшем рассматривании. Например, на занятии по картине «Ежи» загадывается загадка про ежа. Детям напоминают, что они уже много знают про ежей (чем питаются, как свертываются клубочком, как сердито фыркают). Затем предлагается подумать, что бы им хотелось еще узнать про ежей, и задать вопрос . У детей может появиться желание узнать, как ежи делают норки, какими ежата родятся и быстро ли растут. Далее они рассматривают картину, которая помогает получить ответ на эти вопросы. Своими пояснениями воспитатель уточняет представления детей. В конце беседы правомерно спросить: «Что нового вы узнали из беседы?» (Пример Э. П. Коротковой.)
Для активизации речи и мышления использовались такие приемы, как задание детям подумать («О чем вы еще хотели бы узнать?»), указание, в какой форме его выполнить («Задайте вопросы»), подведение детей к обобщению («Что нового вы узнали?»).
Развитию творчества способствует прием придумывания детьми названия картины, обсуждения его, выбора наиболее удачного, сравнения с настоящим названием.
Следовательно, рассматривание картин подготавливает детей к составлению описаний и рассказов-повествований. От уровня содержательности рассматривания картины зависит эффективность последующего обучения детей связным высказываниям. Если содержание картины не вызывает затруднений, на одном занятии можно одновременно решать две задачи - рассматривания картины и рассказывания по ней.
В методике развития речи выделяется несколько видов рассказов детей по картине.
1. Описание предметных картин - это связное последовательное описание изображенных на картине предметов или животных, их качеств, свойств, действий, образа жизни.
2. Описание сюжетной картины - это описание изображенной на картине ситуации, не выходящей за пределы содержания картины. Чаще всего это высказывание типа контаминации (дается и описание, и сюжет).
3. Рассказ по последовательной сюжетной серии картин. По существу ребенок рассказывает о содержании каждой сюжетной картинки из серии, связывая их в один рассказ. Дети учатся рассказывать в определенной последовательности, логически связывая одно событие с другим, овладевают структурой повествования, в котором есть начало, середина, конец.
4. Повествовательный рассказ по сюжетной картине (условное название), по определению К. Д. Ушинского, «рассказ, последовательный во времени». Ребенок придумывает начало и конец к изображенному на картине эпизоду. От него требуется не только осмыслить содержание картины и передать его в слове, но и с помощью воображения создать предшествующие и последующие события.
5. Описание пейзажной картины и натюрморта, навеянное настроением, часто включает элементы повествования. Вот пример описания картины И. Левитана «Весна. Большая вода» ребенком 6,5 лет: «Растаял снег, и затопило все кругом. Деревья стоят в воде, а на горке домики. Их не затопило. В домиках живут рыбаки, они ловят рыбу».
В обучении детей рассказыванию по картине выделяют несколько этапов.
В младшем дошкольном возрасте осуществляется подготовительный этап, который ставит своей целью обогатить словарь, активизировать речь детей, научить их рассматривать картины и отвечать на вопросы по их содержанию.
В среднем дошкольном возрасте детей учат рассматривать и описывать предметные и сюжетные картины сначала по вопросам воспитателя, а затем по его образцу.
В старшем дошкольном возрасте возрастает мыслительная и речевая активность детей. Дети самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя описывают предметные и сюжетные картины, составляют сюжетные рассказы по серии картин, придумывают начало и конец сюжету картины.
К рассказыванию по картине дети младшего возраста подводятся постепенно, через другие занятия, на которых учатся воспринимать содержание картинки, правильно называть изображенные на ней предметы и объекты, их качества, свойства, действия, отвечать на вопросы и с их помощью составлять описание. Этой цели служат дидактические игры с предметными картинками: малыши должны подобрать пару к указанной картинке, назвать предмет, сказать, какой он, что с ним делают.
«Игра в прятки» - картинки прячут (расставляют по разным легко доступным местам), дети находят их, приносят и называют.
В работе с малышами используются предметные и сюжетные картины, близкие опыту детей, вызывающие эмоциональный отклик: «Кошка с котятами», «Собака со щенятами», «Корова с теленком», «Наша Таня». Основной вид занятия по картине в младшей группе - беседа. Перед показом картины выясняют опыт детей, вызывают интерес к ней. В беседе можно выделить такие части: рассматривание картины (о методике его проведения см. выше) и рассказ воспитателя о ней.
У детей постепенно формируют умение связно, последовательно рассказывать о содержании картины с помощью вопросов воспитателя, его дополнений, вместе с ним по логической схеме: «Кошка Мурка лежит на...(коврике). У нее маленькие...(котята). Один...(котенок)...» и т. д. В процессе такого рассказывания активизируется словарь детей (котята, лакать, мурлыкать, корзинка с клубками). Занятие заканчивается небольшим обобщающим рассказом воспитателя, который объединяет детские высказывания. Можно прочитать какой-либо авторский рассказ. Так, картине «Куры» по содержанию соответствует рассказ К. Д. Ушинского «Петушок с семьей». Потешки, загадки, короткие стихи могут быть использованы в самом начале, в ходе беседы, при ее завершении.
Важно мотивировать речевую деятельность: показать картину и рассказать о ней новенькой девочке, кукле, своей любимой игрушке, маме. Можно предложить еще раз внимательно посмотреть на картину, запомнить ее и дома сделать рисунок. В свободное время надо рассмотреть рисунок и предложить ребенку рассказать о нем. В конце четвертого года жизни становится возможным переходить к самостоятельным высказываниям детей. Как правило, они почти полностью воспроизводят образец рассказа воспитателя с небольшими отступлениями.
Средний дошкольный возраст характеризуется становлением монологической речи. На этом этапе продолжается обучение описанию предметных и сюжетных картин. Процесс обучения и здесь идет последовательно. Рассматриваются и описываются предметные картинки, проводится сравнение изображенных на картине предметов и животных, взрослых животных и их детенышей (корова и лошадь, корова и теленок, свинья и поросенок).
Примеры сравнений, сделанных детьми: «У свиньи хвост большой, как веревка, закорючкой, а у поросеночка хвостик маленький, закорючечкой, как тонюсенькая веревочка». «У свиньи на носу пятачок большой, а у поросеночка маленький пятачочек».
Проводятся беседы по сюжетным картинам, заканчивающиеся обобщением, которое делает воспитатель или дети. Постепенно дети подводятся к связному последовательному описанию сюжетной картины, в основе которого первоначально лежит подражание речевому образцу.
Для рассказывания даются картины, которые рассматривались в младшей группе, и новые, более сложные по содержанию («Медвежата», «В гости к бабушке»).
Структура занятий проста. Вначале дети молча рассматривают картину, затем проводится беседа, уточняющая основное содержание и детали. Далее дается образец и предлагается рассказать о содержании картины. Необходимость образца объясняется недостаточным развитием связной речи, бедностью словаря, неумением последовательно излагать события, поскольку еще нет четкого представления о структуре повествования. Образец учит последовательности изложения событий, правильному построению предложений и соединению их друг с другом, отбору необходимой лексики. Образец должен быть достаточно коротким, преподноситься живо, эмоционально.
Вначале дети воспроизводят образец, а позднее рассказывают самостоятельно, внося в рассказ свое творчество.
Приведем пример образца рассказа по картине «Кошка с котятами». «У одной маленькой девочки была кошка Мурка с котятами. Однажды девочка забыла убрать корзинку с клубками пряжи. Пришла Мурка с котятами и улеглась на коврике. Один из котят, белый с черными пятнышками, тоже лег возле своей мамы-кошки и уснул. Серенький котеночек проголодался и стал жадно лакать молоко. А рыженький котенок-шалунишка прыгнул на скамеечку, увидел корзинку с клубками, толкнул ее лапкой и уронил. Покатились клубочки из корзины. Увидел котенок, как катится синий клубок, и стал с ним играть».
Для начала можно предложить одному ребенку описать понравившегося ему котенка, другому ребенку - описать кошку, а затем рассказать про всю картину.
В порядке усложнения по картине «Собака со щенятами» можно дать образец описания одного щенка, а другого пусть дети описывают самостоятельно по аналогии. Педагог помогает пояснениями, которые касаются последовательности описания, словаря, связи предложений. По этой же картине дается план описания всей картины, а речевой образец предлагается в конце занятия.
Следующий этап работы - рассказывание по серии сюжетных картин (не более трех) - возможен при наличии у детей умения описывать картины. Рассматривается и описывается каждая картина из серии, затем высказывания детей объединяются в один сюжет воспитателем или детьми. Причем уже в процессе рассматривания выделяются начало, середина, конец развивающегося во времени сюжета. Для этой цели наиболее подходит серия «Как Миша потерял варежку» 1 .
В старшем дошкольном возрасте задачи обучения монологической речи на занятиях с картинами усложняются. Дети должны не только понимать содержание картины, но и связно, последовательно описывать всех персонажей, их взаимоотношения, обстановку, используя разнообразные языковые средства, более сложные грамматические конструкции. Основное требование - большая самостоятельность в рассказах по картинам.
Описанию и сравнению предметных картин;
Описанию сюжетных картин;
Повествованию по серии сюжетных картин. Занятие начинается с рассматривания или повторного
просмотра картин, уточняющего основные моменты сюжета. В зависимости от умений детей, уровня владения ими описанием или повествованием педагог использует разные методические приемы: вопросы, план, речевой образец, коллективное рассказывание, обсуждение последовательности повествования, творческие задания.
Основным приемом обучения по-прежнему остается образец. По мере овладения детьми речевыми умениями роль образца меняется. Образец дается уже не для воспроизведения, а для развития собственного творчества. В какой-то мере подражание остается - дети заимствуют схему построения текста, средства связи, языковые особенности. В связи с этим возможны варианты применения образца: он касается одного эпизода картины или отдельных персонажей; образец дается по одной из двух предлагаемых для рассказывания картин; предлагается в виде начала (дети продолжают и заканчивают его); может даваться после нескольких детских рассказов, если они однообразны; может вообще не использоваться или заменяться литературным текстом. В последнем случае необходимы другие приемы руководства детьми.
Например, шин в виде вопросов и указаний. Так, по картине «Зимние развлечения» (автор О. И. Соловьева) детям предлагается рассказать сначала о том, как дети лепят снежную бабу, затем о тех, кто заботится о птицах, далее как катаются с горки и, наконец, что делают другие дети.
В старшей группе продолжается обучение построению рассказа по серии сюжетных картин. Такой вид рассказывания способствует развитию умения выстраивать сюжетную линию высказывания, формирует представления о его композиции, активизирует поиск образных средств выражения и способов внутритекстовой связи.
Разработаны различные варианты предъявления картин для составления коллективного рассказа по сюжетной серии 1:
На доске выставляют набор картинок с заведомо нарушенной последовательностью. Дети находят ошибку, исправляют ее, придумывают название рассказа и содержание по всем картинкам;
Вся серия картинок находится на доске, первая картинка открыта, другие закрыты. После описания первой открывают по порядку следующую, каждая картинка описывается. В конце дети дают название серии, отбирают самое удачное. Такой вариант развивает воображение, умение предвидеть развитие сюжета;
Дети размещают в нужной последовательности неправильно расположенные картинки, затем составляют рассказ по целой серии. Они договариваются между собой, кто в какой последовательности будет рассказывать (закрепляется представление о композиции рассказа).
Методику предъявления картин можно варьировать и дальше. Каждый вариант решает ряд задач: формирования представлений о композиции, развития умений описывать сюжет, предвидеть его развитие, придумывать начало и середину, когда известен конец, и др.
Рассказы по серии сюжетных картин подготавливают детей к творческому рассказыванию по картине, к придумыванию начала и конца к изображенному эпизоду.
В подготовительной к школе группе дети должны уметь самостоятельно составлять описания и повествования по картинам, с правильной передачей содержания, с соблюдением соответствующей структуры, с использованием образной речи.
Для обучения используются все типы картин и все виды детских рассказов. Особое внимание уделяется самостоятельности и творчеству. В качестве речевого образца часто используется художественное произведение: короткие рассказы Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, Е. Чарушина, В. Бианки.
В этой группе продолжается обучение рассказыванию по серии картин, проводится рассказывание по многоэпизодным картинам («Зимние развлечения», «Летом в парке», «Улица города»). Рассматривание картин осуществляется по частям, используются творческие задания, детям предлагают самим задавать вопросы; словарь активизируется, обогащается образными выражениями (эпитеты, сравнения, метафоры). Воспитатель может начать рассказ об одном из эпизодов, дети продолжат. Можно использовать указания, кому начинать, о чем рассказать сначала, в какой последовательности развивать сюжет. После таких пояснений и указаний дети принимают участие в коллективном рассказывании.
Э. П. Короткова рекомендует организовывать составление рассказов и придумывание сказок по юмористическим картинкам. Она советует так проводить рассматривание, чтобы было обеспечено содержание для рассказов. Начало беседы должно быть не традиционным, а несколько необычным («Почему на картину весело смотреть?» или «Чем вас развеселила картина?»).
Для придумывания творческого рассказа-повествования (последовательного во времени) берется знакомая детям картина («Шар улетел», «Новенькая», «Подарки маме к 8 Марта»), уточняется ее содержание, составляется описание. Затем детям предлагают придумать, что могло быть до того, например, как девочка Таня пришла в детский сад (по картине «Новенькая»).
Пока дети не овладеют умением придумывать начало и конец к картине, можно подсказывать завязку для развития сюжетной линии («Может быть, Таня часто видела, как дети играют на участке детского сада, как им весело, и ей тоже захотелось быть с ними. А может быть, однажды пришла мама с работы и сказала: «Завтра, Танюша, пойдешь в детский сад». Таня обрадовалась или огорчилась? Как она собиралась?»).
Сразу после этого можно придумать и концовку. Воспитатель или дети обобщают детские рассказы в одно повествование. Возможно составление коллективного рассказа. Задача воспитателя - давать четкие указания. Задание рассказать про то, что нарисовано, ведет к описанию сюжета, задание придумать начало и конец к сюжету обязывает ребенка сочинить что-то новое.
Для поддержания интереса детей к описанию картин М. М. Конина советовала использовать составление и отгадывание загадок.
Особый интерес представляют занятия с использованием репродукций пейзажных картин и натюрмортов кисти мастеров искусства. Методику их рассматривания и описания разработала Н. М. Зубарева 1 . Остановимся кратко на особенностях этой методики.
Воспринимая пейзаж или натюрморт, лети должны увидеть красоту изображенного, найти слова для передачи прекрасного, эмоционально откликнуться, взволноваться тем, чем взволнован художник, осознать свое отношение к воспринимаемому.
Рассматривание пейзажных картин необходимо сочетать с наблюдениями природы (осенний и зимний лес, небо, оттенки цветов зелени при различном солнечном освещении и т. д.) и с восприятием поэтических произведений, описывающих природу. Запас непосредственных наблюдений над явлениями природы помогает детям воспринимать произведения искусства и испытывать эстетическое наслаждение.
Н. М. Зубарева рекомендует оригинальные приемы рассматривания пейзажных картин. Повышает эмоциональное восприятие картины рассматривание ее в сопровождении музыки («Золотая осень» И. Левитана и «Октябрь» П. И. Чайковского). Сама форма занятия вызывает у детей радость, удовлетворение.
Одновременное рассматривание двух картин разных художников на одну и ту же тему («Березовая роща» И. Левитана и А. Куинджи) помогает детям увидеть различные композиционные приемы, которыми пользуются художники для выражения своего замысла. Предложение мысленно войти в картину, осмотреться вокруг, прислушаться стимулирует творчество и дает полноту ощущения образа. Далее организуется описание картин детьми.
Аналогичная работа проводится по рассматриванию и описанию натюрморта. Эстетическому восприятию его способствует рассматривание посуды, цветов, овощей, фруктов, знакомство с их цветом, формой, фактурой, запахом и составление из них «живых натюрмортов» на столе. Так дети подводятся к описанию натюрморта («Цветы» Д. Налбандяна, «Сирень» И. Левитана).
Цель:
- учить детей составлять сюжетный рассказ по картине, придумывать продолжение сюжета, название картины, совершенствовать умение подбирать глаголы и прилагательные для характеристики действий персонажей;
- воспитывать уважение профессии строителя;
- показать возможность создания образа с помощью веревки, развивать воображение и творчество.
Демонстрационный материал
: картина «Строим дом» (серия «Мы играем» автор Е. Г. Батурина) и рисунки образцы…
Раздаточный материал:
фланелеграф но количеству детей, веревочки разного цвета.
Предварительная работа:
на прогулках и экскурсиях наблюдение за строительством новых зданий. Рассказать детям, как много зданий строится в городе где мы живём, какое большое строительство идет по всей нашей стране. Подобрать иллюстрации с изображением зданий, рассмотреть их с детьми, оставить на некоторое время в групповой комнате.
Игры детей со строительным материалом.
Словарная работа:
везёт, разгружает, привезла, укрепляет, прикрепляет.
Ход занятия
1. Рассматриваем картину «Строим дом».
Вопросы:
Кто нарисован на этой картине? (Дети: мальчики и девочки.)
Что делают дети? (Играют. строят дом.)
Как можно назвать эту картину? («Строим дом». «Мы играем», «Дети строят дом».)
Что делает этот мальчик? (Ставит на дом флажок.)
Как можно сказать об этом по-другому? (Укрепляет флажок наверху постройки; прикрепляет флажок и т.п.)
Что делает другой мальчик? (Возит на машине кубики.)
А по-другому как можно сказать? (Везет строительный материал: разгружает машину: помогает строить дом.)
Что делает девочка? (Привезла кукольную мебель.)
А по-другому как можно сказать? (Везет машину с кукольной мебелью: играет вместе с мальчиками.)
А сейчас придумайте рассказ по этой картине. Сначала скажите, как он называется. Потом расскажите, где играют дети, что они делают. Придумайте для рассказа интересный конец, что дети будут делать дальше. Если дети затрудняются придумать концовку, я предлагаю образец: «Дети построили дом и поселили в нем кукол. Хорошо куклам в новом и уютном доме!»
Физкультминутка «Пильщики»
Мы пилили доску,
С утра у нас дела.
Стальные зубы остры,
Легко идет пила.
Мы сейчас бревно распилим,
Пилим-пилим, пилим-пилим.
Раз-два, раз-два.
Будут на зиму дрова.
(Дети имитируют движения пильщиков.)
2. Дети, поселили кукол в новый дом. А чтобы куклам в просторном доме жилось уютно и весело, давайте мы с вами нарисуем для них разные картины с веревочками.
3. Предлагаю детям рассмотреть рисунки-образцы нарисовать веревочками посуду, овощи, фрукты, цветы, животных, а затем перенести изображение на фланелеграф. Дети выполняют работу. По окончании работы рассматриваем, отмечаем наиболее выразительные, творческие, самостоятельные.