Как идеально настроить зажигание на ваз 2106. Как выставить угол опережения зажигания

Система зажигания играет очень важную роль в работе двигателя внутреннего сгорания. От нее зависит большое количество параметров, которые сильно отражаются на общем поведении автомобиля. Поэтому каждый водитель Российского автопрома должен знать, как выставить зажигание на ВАЗ 2106.

Система зажигания необходима для создания электрического импульса, который воспламеняет топливовоздушную смесь внутри цилиндра. В зависимости от модификации автомобиля, она может быть контактной и бесконтактной. В последнее время, она распространенная на бесконтактной основе и работает при помощи транзисторной схемы.

Центральной частью системы является трамблер, внутри которого находится подвижный контакт, передающий электрический импульс на высоковольтные кабели.

Последние соединяются со свечами зажигания. У средней части трамблера установлен датчик Холла, который определяет угловое положение трамблера и передает эту информацию на коммутатор. Тот посылает сигнал на катушку зажигания, которая 12 Вольт преобразует в 25 киловольт. Сам трамблер работает от коленчатого вала, поэтому его работа четко синхронизирована. Инжекторные двигатели применяют модуль зажигания, который сам настраивает нужный момент опережения.

Работа контактной системы имеет аналогичный принцип действия, однако в компоновке отсутствует коммутатор и датчик Холла. Сама суть действия должна соблюдать порядок искрообразования, который должен происходить именно в тот момент, когда поршень находится в верхней мертвой точке. Причем, этот процесс должен происходить с некоторым опережением, потому что смесь начинает гореть не сразу, а через маленький промежуток времени. Таким образом, в тот момент, когда в цилиндре возникнет максимальное давление, поршень достигнет самой верхней точки и пойдет вниз.

Результатом этого взаимодействия стало возникновение двух терминов, которые подразумевают раннее и позднее зажигание . На деле, зажигание должно быть немного ранним, причем этот угол не должен превышать 5 процентов. Если он слишком большой, то смесь будет воспламеняться слишком рано, что характерно для появления детонации, когда смесь будет сгорать слишком рано и мотор начнет греться сильнее, чем в обычном режиме.

Это очень опасный режим и может привести к серьезным поломкам.

Другая проблема – позднее зажигание . В этом случае, бензин сгорает слишком поздно и цилиндры больше перемещаются по инерции, нежели от сгорания топлива. Из-за этого наблюдаются потери мощности, прострелы в глушитель, а также повышенный расход топлива. При обнаружении этих признаков, а также при повышенном перегреве мотора, необходимо отрегулировать момент зажигания.

Процесс регулировки зажигания ВАЗ 2106

На самом деле, здесь нет ничего сложного, а водители изобрели множество способов, основным из которых является применение стробоскопа . Безусловно, это очень точный метод, который позволяет максимально правильно настроить зажигание на любом карбюраторном автомобиле. Однако сам стробоскоп стоит около 600 рублей, когда регулировка зажигания для ВАЗ 2106 в автосервисе обойдется в 300. Это говорит о том, что имеет смысл использовать стандартный набор инструментов и сэкономить эту сумму денег.

Вам понадобится, храповик (его можно заменить домкратом), а также ключ на 13, свечной ключ и пробка, соответствующая свечному отверстию. Сейчас вы узнаете, как выставить зажигание полностью с нуля. Для этого, вначале необходимо найти верхнюю мертвую точку первого цилиндра в такте сжатия. Выкрутите свечи и вставьте в первый цилиндр пробку.

При помощи храповика вращайте коленчатый вал до тех пор, пока пробка не вылетит. Этот момент считается точкой максимального сжатия воздуха в цилиндре. Метка на шкиве коленчатого вала и длинная метка на крышке подшипника должны совместиться. Для создания нужного опережения рекомендуется установить на вторую метку, что будет соответствовать углу в 5 градусов . После этого вращать коленвал больше не нужно.

Если у вас нет храповика, то можно вращать мотор при помощи заднего колеса. Для этого КПП нужно поставить на четвертую скорость, а колесо поднять домкратом. Чтобы избежать случайного падения, рекомендуется установить противооткатные упоры и подпорку под машину.

Теперь возьмите ключ на 13 и открутите болт фиксатор трамблера вашего ВАЗ 2106 . Сняв фиксатор, вытащите трамблер и установите его таким образом, чтобы его бегунок стоял напротив контакта 1 цилиндра на крышке трамблера. После этого можно собрать его, но не затягивать болт. Опустите машину и подготовьте к запуску.

Теперь нужно два человека: первый будет вращать стартер, а второй задавать угол опережения. Возьмитесь рукой за октан-корректор и попросите напарника запустить стартер. Вполне возможно, что он не запустится, в этот момент вы должны медленно перемещать трамблер до того момента, когда мотор заведется. Это и будет той точкой, в которой вы выставили правильный момент зажигания. Когда мотор заведется, необходимо будет продолжать вращать трамблер до момента наиболее устойчивой работы двигателя вашего ВАЗ 2106.

На этом все. Вот так выглядит процесс регулировки зажигания на автомобиле ВАЗ 2106. Таким образом, это можно проделать без участия специалистов автосервиса, а также сэкономить некоторую сумму денег. Желаем вам удачи на дорогах!

Если верно выставить момент зажигания и зазоры контактов прерывателей, то в дальнейшем это окажет существенное влияние на работоспособность двигателя. Монтаж момента зажигания на транспортном средстве ВАЗ 2106 или угла опережения делается стробоскопом. Если такие действия выполнены не верно, то транспортное средство не будет иметь полной мощность, что приведет к повышению расхода бензина, перебоям в работе двигателя, если тот на холостом ходу, перегреванию транспортного средства. Это можно отнести к косвенным признакам неверной установки угла опережения. Если монтировано ранее зажигание, то когда двигатель остановится произойдет детонация, которая неизбежно приведет к выходу из строя такого механизма, как двигатель. Для корректировки момента зажигания понадобятся специальные инструменты в виде гаечного ключа на “13″, контрольной лампы на 12В либо вольтметра. Соответствующее опережение можно выставить для первого и четвертого цилиндров. Перейдем к рассмотрению порядка установки цилиндра.

Если учесть такой элемент, как крышка газораспределительного механизма, то в самой верхней части находится три литые метки в виде короткой, средней и длинной. Именно они и определяют зажигание (опережение):

  • «Короткая метка». Угол 10 градусов.
  • «Средняя метка». Угол 5 градусов.
  • «Длинная метка». Угол 0 градусов.

На ободе шкива выбивается метка ВМТ, а на ступице делается прилив. Установка момента зажигания делается следующим образом:

Если это не так, то необходимо:


После этого стоит перейти к монтажу момента зажигания.

  1. Взять контрольную лампочку и соединить провод к выводу катушки зажигания, который соединен с низковольтными проводом распределителем, а второй кинуть на «массу».
  2. Включить зажигание.
  3. Путем проворачивания распределителя по часовой стрелке исключить горение лампы. Если это достигнуто, то дальнейшие шаги не стоит предпринимать.
  4. После этого распределитель проворачивается против часовой стрелки до зажигания лампы. Затем стоит зафиксировать положение распределителя и затянуть гайку его крепления.
  5. Выключить зажигание и установить крышку трамблера обратно.

После этого стоит заняться проверкой момента зажигания. Эти действия осуществляются в момент движения транспортного средства. Для чего его потребуется разогнать до скоростного режима 45км/ч и включить четвертую передачу, а затем резко до упора нажать на педаль «газа». Через короткий период времени после нажатия педали акселератора, происходит детонация, которая в дальнейшем исчезает. Если такое действие произошло, то по ходу разгона транспортного средства довольно длительное время не уйдет. Это объясняет раннюю стадию зажигания. Если детонация не произошла, то зажигание является “поздним”. Если такое произошло, то стоит повернуть распределитель на «0.5-1» деление по часовой стрелке. А при позднем это необходимо сделать в обратном положении. После завершения регулировки стоит отметить краской на корпусе распределителя положение средней риски шкалы.

Что такое угол опережения зажигания - он же УОЗ? Это некая атрибутика древних автомобилей или же нечто незыблемое, сродни всемирному тяготению? Большинству современных автовладельцев это неведомо. Всеми системами автомобиля управляют многочисленные контроллеры, а потому своевременное искрообразование в цилиндрах двигателей целиком на их совести. Между тем по стране бегает огромное количество , незнакомых с процессорами и прочими чипами. Поэтому вопросы типа «Как отрегулировать УОЗ?» звучат по сей день.

На технические вопросы отвечать всегда приятно. Но сначала придется вспомнить некоторые «зажигательные» термины.

Терминология

Прерыватель-распределитель зажигания - электромеханическое устройство, обеспечивающее своевременную подачу импульсов высокого напряжения на . Часто его называют трамблером .

Опережение зажигания - воспламенение рабочей смеси в цилиндре раньше, чем закончится такт сжатия.

Угол опережения зажигания (УОЗ) - угол поворота коленчатого вала двигателя от положения, соответствующего появлению искры на свече до прихода поршня в верхнюю мертвую точку.

Контактная система зажигания - система, в которой коммутация катушки зажигания обеспечивается механическим прерывателем.

Бесконтактная система зажигания - система, в которой коммутация катушки зажигания обеспечивается электронным модулем, управляемым электронным датчиком положения коленчатого вала - например, датчиком Холла (ВАЗ-2108) или магнитоэлектрическим (ГАЗ-2410).

Прерыватель системы зажигания - механический выключатель в трамблере, непосредственно соединенный с первичной цепью катушки зажигания.

Бегунок - элемент трамблера, поочередно передающий высокое напряжение от катушки зажигания на высоковольтные провода, соединенные со свечами зажигания двигателя.

Угол замкнутого состояния контактов (УЗСК) - величина, показывающая, как долго контакты механического прерывателя должны оставаться замкнутыми. Для УЗСК составляет примерно 55 градусов. Правильно выбранный УЗСК дает катушке зажигания возможность набирать нужную энергию и полностью отдавать ее на свечи зажигания.

Когда и зачем нужно настраивать зажигание?

Сначала немножко теории. Если бы рабочая смесь в цилиндрах сгорала мгновенно, то проблем с опережением не было бы в принципе. Поджигай ее в верхней мертвой точке - и все окей. Но смесь сгорает не мгновенно: ей требуются миллисекунды. При этом реальная частота вращения коленчатого вала, конечно же, непостоянна. Поэтому нельзя тупо поджигать смесь в одно и то же время при разных режимах работы мотора: она будет сгорать либо слишком рано, либо чересчур поздно. Итог всегда будет неутешительный - двигатель плохо тянет, греется, неустойчиво работает, детонирует и т.п.

В частности, если начать «искрить» слишком рано (большой УОЗ ), то давление газов станет резко возрастать до прихода поршня в верхнюю мертвую точку, препятствуя его движению. Из-за этого уменьшится мощность и ухудшится экономичность , он утратит приемистость и будет дергаться на малых оборотах. При позднем искрообразовании (малый УОЗ ) смесь будет долго гореть при расширяющемся объеме, а потому давление газов будет значительно ниже расчетного. Мощность и экономичность понизятся, а мотор сильно , поскольку догорание смеси будет идти на протяжении всего такта расширения.

Способ лечения один - поджигать рабочую смесь согласно частоте вращения и нагрузке на двигатель. Кроме того, корректировка УОЗ может потребоваться при переходе на . Кстати, на очень древних автомобилях (в начале прошлого века) момент зажигания регулировал водитель: была предусмотрена специальная рукоятка. Но вскоре она исчезла, поскольку мотор обзавелся трамблером с центробежным механизмом внутри.

Центробежный регулятор содержал, как правило, пару грузиков, уравновешенных пружинами. При увеличении частоты вращения грузики расходились в стороны и поворачивали опорную пластину, на которой находился прерыватель. Чем выше частота вращения, тем сильнее расходятся грузики и тем выше становится УОЗ.

Дальнейшая погоня за экономичностью добавила в помощники к центробежному регулятору его вакуумного коллегу. Дело в том, что с увеличением нагрузки увеличивается и наполнение цилиндров горючей смесью, поскольку водитель сильнее давит на акселератор. При этом процентное содержание остаточных газов в рабочей смеси снижается, что способствует увеличению скорости сгорания. Следовательно, УОЗ надо снижать.

Напротив, при снижении нагрузки на мотор уменьшается наполнение цилиндров, растет содержание остаточных газов, а потому рабочая смесь будет гореть медленнее. УОЗ в этом случае нужно увеличивать. Эту задачу и решает вакуумный регулятор, отслеживающий разрежение во впускном трубопроводе двигателя. Чем выше нагрузка, тем ниже разрежение, и наоборот. В большинстве классических моторов центробежный и вакуумный регуляторы работают совместно.

Если есть вопросы - задавайте!

От правильной настройки и бесперебойной работы напрямую зависит стабильность работы двигателя, его мощность, топливная экономичность и т.д. В норме на четырёхтактных двигателях топливно-воздушная смесь должна воспламеняться в конце такта сжатия, то есть перед самым подъемом в верхнюю мертвую точку. Такой момент зажигания обусловлен тем, что смеси требуется определенное время для сгорания, после чего энергия расширяющихся газов толкает поршень вниз и начинается рабочий ход.

Под поздним или ранним зажиганием следует понимать задержку или опережение срабатывания системы зажигания по отношению к тому, в каком положении находится поршень в цилиндре. Другими словами, искра свечи зажигания образуется и поджигает топливно-воздушную смесь не в оптимальный момент приближения поршня к ВМТ, а раньше или позже этого момента. Такое явление получило название раннего или позднего зажигания. По этой причине владельцы транспортных средств, в которых реализована возможность самостоятельной регулировки УОЗ (угол опережения зажигания), часто сталкиваются с необходимостью настройки зажигания.

Читайте в этой статье

Как понять, что зажигание позднее или раннее

Воспламенение рабочей смеси топлива и воздуха в цилиндрах с опережением или запаздыванием приводит к определенным сбоям в работе мотора. В списке основных признаков, по которым можно определить неправильно установленное зажигание, следует выделить:

  • затрудненный запуск двигателя;
  • ощутимое увеличение расхода топлива;
  • двигатель теряет приемистость, падает мощность;
  • отмечается неустойчивая работа в режиме холостого хода;
  • пропадает отзывчивость на нажатие педали газа;
  • возникает перегрев двигателя и детонация;

Неправильный угол зажигания может проявляться в виде характерных хлопков, которые отдают в систему выпуска, в и т.д. Вполне очевидно, что дальнейшая эксплуатация со сбитым углом опережения зажигания может привести к более серьезным поломкам двигателя, особенно в случае появления устойчивой детонации.

Последствия неправильно выставленного угла зажигания

Как позднее, так и ранее зажигание негативно влияет на работу и ресурс двигателя. Следует добавить, что от правильного момента зажигания зависит не только мощность и расход горючего. Если искра на образуется раньше положенного времени, тогда давление расширяющихся газов начинает противодействовать поднимающемуся в ВМТ поршню (раннее зажигание). Воспламенение рабочей смеси после того, как поршень начал двигаться из ВМТ вниз, приводит к тому, что высвобождающаяся энергия топлива «догоняет» поршень и попадает в выпуск, а не совершает полезную работу (позднее зажигание).

В случае с ранним зажиганием поднимающемуся поршню требуется приложить большое усилие на сжатие образовавшихся газов в результате преждевременного сгорания смеси. Нагрузка на и в таких условиях значительно возрастает.

Признаки раннего зажигания проявляются в виде следующих симптомов:

  • появление металлического звонкого призвука во время работы двигателя, который локализуется в области блока цилиндров;
  • плавают обороты холостого хода, двигатель работает нестабильно;
  • после нажатия на «газ» возникает пауза, двигатель не «тянет» и перерасходует топливо;

Позднее зажигание также наносит ощутимый вред двигателю. Сгорание смеси в данном случае происходит в условиях понижения давления и увеличения объема в цилиндре ДВС. Нарушается сам процесс горения топливно-воздушной смеси, которая догорает во время рабочего хода поршня. В результате признаками позднего зажигания являются:

  • двигатель теряет мощность, для разгона нужно сильно давить на газ;
  • отмечается значительное повышение расхода топлива;
  • мотор сильно коксуется отложениями и нагаром;
  • неправильное сгорание смеси ведет к перегреву двигателя;

Выставление угла опережения зажигания своими руками

Правильно выставленный момент зажигания предполагает регулировку УОЗ. Корректировать угол зажигания необходимо на холостом ходу. При этом следует учитывать, что оптимальными оборотами холостого хода считаются обороты в пределах 850-900 об/мин. Угол наклона момента зажигания также находится в определенных рамках от -1 (отрицательный) до +1 (положительный) градус. Указанный градус является градусом по отношению к ВМТ.

Чаще всего для установки момента зажигания используется стробоскоп. Данное решение позволяет добиться точности при установке. В случае отсутствия прибора также можно воспользоваться контрольной лампочкой.

Указанную лампу подключают к плюсовой клемме на распределителе зажигания, а также соединяют с массой. Далее мы рассмотрим основные доступные способы настройки зажигания на следующем примере отечественной «классики»:

Настройка зажигания по стробоскопу

  • двигатель нужно прогреть до выхода на рабочую температуру;
  • стробоскоп подключается к бортовой сети;
  • откручивается фиксирующая гайка крышки распределителя-прерывателя зажигания;
  • сигнальный датчик срабатывания надевается на высоковольтный провод первого цилиндра;
  • при наличии шланга вакуум-корректора потребуется снять и заглушить указанный шланг;
  • свечение стробоскопа направляется на шкив коленвала;
  • двигатель запускается и работает на холостых;
  • осуществляется проворот корпуса трамблера;
  • положение корпуса прерывателя-распределителя фиксируется таким образом, чтобы метка шкива совпала с соответствующей меткой на ;
  • после совмещения меток производится затяжка фиксирующей гайки;

Выставление УОЗ по контрольной лампочке

Если используется способ установки зажигания по лампочке, тогда необходимо провернуть коленчатый вал двигателя так, чтобы метка на шкиве коленвала совпала с меткой на крышке ГРМ. При этом бегунок на распределителе зажигания должен указывать на свечной провод первого цилиндра.

Далее гайка-фиксатор трамблера ослабляется, после чего один провод от лампочки коммутируется с проводом, который идет к катушке зажигания от трамблера. Второй провод от лампы устанавливается на массу. Затем нужно включить зажигание и вращать корпус трамблера по часовой стрелке до момента, пока контрольная лампа не перестанет гореть. После этого следует аккуратно повернуть корпус трамблера обратно, то есть против часовой стрелки. Определив положение, при котором происходит загорание лампочки, необходимо зафиксировать корпус трамблера в этом положении. Фиксация производится при помощи затяжки гайки распределителя.

Другие способы настройки и проверка зажигания на автомобиле

Также можно выставить зажигание по искре или самостоятельно подобрать такой угол, когда двигатель будет работать наиболее стабильно и ровно. Самым простым и наименее точным способом является установка на основании работы мотора. Для настройки двигатель заводят, после чего ослабляется гайка фиксации корпуса трамблера. Далее понадобится провернуть корпус распределителя по часовой стрелке и против, найдя положение, при котором двигатель работает ровно и обороты ХХ самые высокие. После этого следует провернуть корпус прерывателя на пару градусов по часовой стрелке и затянуть гайку трамблера.

При настройке зажигания по искре следует совместить метки на шкиве коленвала и ГРМ, а метка на бегунке должна указать на провод первого цилиндра. Затем ослабляется гайка корпуса распределителя, после чего из крышки трамблера следует вынуть центральный высоковольтный провод.

Затем контакт провода следует расположить вблизи «массы» (расстояние около 5 мм.) и включить зажигание. После этого корпус прерывателя следует повернуть на 20 градусов по часовой стрелке. Теперь корпус нужно вращать обратно до момента, когда между «массой» и контактом провода появится искра. В этом положении корпус трамблера нужно зафиксировать крепежной гайкой прерывателя.

По окончании необходимо проверить правильность УОЗ в движении. На прогретом моторе машину следует разогнать до 40-45 км/ч, после чего включается четвертая передача и полностью нажимается педаль газа. Далее необходимо оценить степень детонации. Нормой считается, когда сразу после включения 4-й передачи детонация кратковременно присутствует (2-3 сек.), но исчезает с разгоном автомобиля. Если детонация после разгона продолжается, тогда высока вероятность раннего зажигания. Если детонации нет в момент включения 4-й передачи, тогда зажигание позднее. В таких случаях регулировку УОЗ следует повторять для получения оптимального результата.

Читайте также

Как выставить начало момента впрыска топлива на дизельном двигателе. Различные способы настройки УОВ. Советы и рекомендации при самостоятельной настройке.

  • Почему двигатель простреливает в карбюратор, в выхлопную систему. Причины появления хлопков в карбюратор, дополнительные симптомы, устранение неисправности.


  • Контактная система зажигания в современных автомобилях практически не применяется и уступила место бесконтактным и электронным системам. Тем не менее, у наших автовладельцев есть немало старых машин (в нашем случае это ВАЗ-2106), для которых хотелось бы улучшить показатели работы своих моторов. Как правило, для этого выбираются два варианта: установка инжекторного силового агрегата либо современной системы зажигания.

    Что такое бесконтактное и электронное зажигание

    Следует сразу разграничить понятия «электронное» и «бесконтактное» зажигание, так как это принципиально разные системы . Электронное зажигание имеет датчик положения коленчатого вала и управляется с его помощью через ЭБУ (электронный блок управления двигателем). Для работы бесконтактного зажигания такие сложности не нужны.
    Как оно устроено? В распределителе воспламенения бесконтактного типа вместо размыкающихся контактов установлена индукционная катушка, дающая ток высокого напряжения, который затем даётся на свечи. А дальше, как обычно, воспламеняется горючее в цилиндрах.

    Преимущества применения системы на ВАЗ 2106

    • Отсутствие размыкаемых контактов, которые часто перегорают.
    • Не нужны дополнительные регулировки.
    • Износ свечей существенно снижается.
    • Быстрый «холодный» пуск двигателя зимой.
    • Более ровная работа мотора.
    • Нет необходимости чистить и менять контакты.

    Установка своими руками и схема подключения

    Итак, определившись с выбором, предлагаем ознакомится с необходимым инструментарием, порядком действий по замене и видеоинструкциями.

    Инструмент

    Из инструмента вам понадобится:

    1. Ключ на 13 - снять и поставить трамблёр
    2. Отвёртка - закрутить саморезы.
    3. Дрель со сверлом по металлу, диаметром для саморезов
    4. Два самореза - прикрутить коммутатор.
    5. Ключи на 10 и 8 - снять и поставить катушку.

    Как установить пошагово

    1. Отсоедините минус аккумулятора.

      Перед тем как начинать работу с системой зажигания, отсоедините минусовой контакт аккумулятора

    2. Снимите крышку трамблёра с высоковольтными проводами.

      Снятие крышки распределителя зажигания

    3. Отключите высоковольтный провод на катушке.

      Отсоединение провода от катушки зажигания

    4. Короткими включениями стартера выставите бегунок распределителя зажигания перпендикулярно мотору.

      Так должен быть установлен трамблёр относительно мотора

    5. Сделайте отметку положения трамблёра маркером на двигателе.

      Установка бегунка распределителя зажигания

    6. Открутите гайку, удерживающую трамблёр, ключом на 13. Отключите провод, соединяющий устройство с катушкой.

      Перед снятием распределителя зажигания отключите провод, который идёт на него с катушки

    7. Новый распределитель зажигания вставьте в двигатель, сняв с него крышку.

      Распределитель зажигания необходимо вставить в штатное гнездо

    8. Поверните корпус тремблера так, чтобы средняя метка на нём совпала с поставленной вами ранее отметкой на моторе.
    9. Закрутите гайку крепления нового распределителя зажигания.

      Крепление распределителя зажигания удерживает гайка

    10. Наденьте крышку трамблёра и подсоедините к ней провода.

      Так устанавлвается крышка на трамблёр

    11. Замените катушку зажигания новой.

      Для новой системы нужна новая катушка

    12. Подсоедините штатные и новые провода к катушке. Чтобы подключить всё правильно, используйте схему.

      Все соединения должны соответствовать схеме