Начинающему водителю. Особенности движения задним ходом Как правильно ехать на задней передаче

Точное движение задним ходом является одним из тех элементов водительского мастерства, без которого невозможно себе представить полноценное управление автомобилем. Рассмотрим, как научиться ездить задним ходом, чтобы без проблем огибать препятствия и парковаться.

Основы основ

У вас не получится развить навык без тренировок, поэтому вам потребуются:

  • небольшая площадка, где вы сможете ездить, не боясь причинить вред другим участникам движения. Малочисленные неподвижные объекты не будут препятствием, так как вам потребуются ориентиры для маневрирования;
  • автомобиль, максимально приближенный к габаритам и органам управления вашего ТС, если обучение будет происходить не на вашей машине. Этот пункт особенно важен, ведь обучившись на малолитражке с АКПП, в самый ответственный момент, к примеру, при сдаче экзамена на механике вы можете растеряться.

Чувство габаритов – едва не самое полезное умение при движении задним ходом. С опытом приходит и умение быстро адаптироваться под любое авто, но для начинающего водителя чувство габаритов – реальная проблема. Побороть эту трудность можно с помощью правильной настройки зеркал заднего вида. Мы рассматривали , при которой максимально уменьшаются слепые зоны. При движении задним ходом нам в первую очередь важно оценить расстояние от габаритных точек автомобиля до препятствий. Поэтому боковые зеркала рекомендуем перевести в парковочное положение:

  • в ближней части зеркального элемента отображаются наиболее выступающая часть кормовой части кузова и колесная арка;
  • только 40% отображения занимает горизонт, ведь так легче парковаться вплотную к бордюрам, а также гораздо проще заметить небольшие объекты вблизи авто.

Простые правила

Особенности, которые необходимо учитывать при маневрировании:

Тонкости управления

Учтите, что при движении назад направление задается задними по ходу движения колесами. Это делает автомобиль более маневренным, так как реакция кузова на рулевое колесо будет резче. Именно поэтому погрузчики оборудуются задней поворотной осью. Двигаться нужно с небольшой скоростью. Избегайте резких движений рулем. Особенно на скользком покрытии, так как в независимости от типа ведущей оси активная рулежка спровоцирует занос.

Ввиду особенностей восприятия нашим мозгом информации, смотрите туда, где должен оказаться ваш автомобиль. Если двигаясь задним ходом, вы зациклите свое внимание на препятствии, которое необходимо объехать, то велика вероятность, что мозг помимо вашей воли заставит руки направить автомобиль именно к препятствию.

Не корректируйте траекторию увеличением скорости. На начальном этапе лучше всего двигаться с постоянной, небольшой скоростью, на которой вы сможете контролировать угол поворота и обстановку вокруг автомобиля. На механике, то есть автомобиле с МКПП, при небольшой скорости темп можно регулировать педалью сцепления. На машине с исправной АКПП для движения на малой скорости достаточно отпустить педаль тормоза. На механике можно частично выжимать педаль сцепления. При этом важно не подымать обороты двигателя, пока авто не начнет глохнуть. Иначе при продолжительном движении можно подпалить сцепление, что выльется в будущем в довольно затратный ремонт. Поэтому чтобы научиться правильно ездить задним ходом на механике, вам обязательно нужны базовые рефлексы работы с педалями.

Формирование навыка

Тренировки стоит начинать с развития чувства габаритов автомобиля. Для этого сдавать к препятствию задним ходом необходимо постепенно, периодически выходя из салона и визуально контролируя расстояние. В качестве барьера удобней всего использовать несколько покрышек, удар об которые не причинит вред ЛКП автомобиля. Как только вы максимально приблизитесь к препятствию, соотнесите отражение в зеркале заднего вида с расстоянием между задним бампером и объектом. Чем дольше вы будете тренироваться, тем лучше вы будете в будущем соотносить отражение в зеркалах заднего вида с фактическим расстоянием до объекта.

Как ни странно, но чтобы научиться правильно ездить задним ходом, нужно лишь немного теории, но много практики. Выставляйте из пластиковых конусов змейки и коридоры всевозможной формы. При этом с повышением уровня вашей квалификации уменьшайте расстояние между конусами. Таким же способом можно научиться параллельно парковаться и сдавать в гараж. Начать обучение рекомендуем с просмотра видео, на которых опытные водители покажут основные приемы и особенности движения задним ходом.

Электронные помощники

Решить проблему с парковкой можно при помощи камеры, установленной в кормовой части автомобиля. В продаже существуют универсальные камеры с возможность подключения к 2-DIN магнитоле. Также вы можете приобрести центральное зеркало заднего вида, на котором при движении назад будет отображаться изображение с камеры. Более бюджетный вариант – парктроник. Стоимость универсального комплекта нельзя назвать высокой, к тому же .

Для многих автолюбителей, особенно начинающих, маневры на машине задним ходом представляют довольно сложную операцию. По статистике, больше половины мелких дорожно-транспортных происшествий, в которых участвую новички, совершаются как раз при реверсивной езде. Именно поэтому в автошколах этой дисциплине уделяют ровно столько же времени, как и упражнению по троганию с места в гору. Впрочем, как показывает практика, современная методика обучения в автошколах по принципу «взлет – посадка» таким важным дисциплинам, заставляет автовладельцев самим оттачивать подобные навыки. Как же можно научиться ездить задним ходом без присутствия в салоне авто инструктора?

Прежде всего, необходимо вспомнить то, чему все-таки учили в автошколе – по крайней мере, базовые, теоретические и практические знания по реверсивной езде курсантам преподают. Если же этого не было, или слушатель курсов прогулял эти занятия, а права получил не совсем честным путем, обучиться езде задним ходом самостоятельно все же можно.

Начинать отработку практических навыков реверсивной езды нужно на закрытых площадках, куда нет доступа другим авто, и где не ходят пешеходы. Уверен, в каждом населенном пункте такое место найдется, если же нет – можно выехать за город и тренироваться там. Итак, начинаем практиковаться с того, что устанавливаем на выбранном нами полигоне бутыли с водой или конусы.

Их нужно установить в виде прямоугольника, равного по длине и ширине габаритам вашего автомобиля. Они будут имитировать препятствия, с которыми придется сталкиваться в повседневной жизни. Кроме того, эти препятствия помогут лучше изучить габариты вашего автомобиля, чтобы впоследствии с уверенностью ездить задним ходом или парковаться. Затем садимся в автомобиль и приступаем к настройке зеркал – внутрисалонного и боковых. В современных автомобилях есть замечательная функция: как только ты включаешь реверсивную передачу, боковые зеркала изменяют положение так, чтобы водителю было удобно ехать задним ходом и видеть все препятствия. Но если в вашем авто такой функции нет – не страшно, практика сделает свое дело и вы сможете ездить задним ходом без того, чтобы постоянно регулировать наружные зеркала заднего вида. В первую очередь настраиваем внутрисалонное зеркало так, чтобы при взгляде в него в вашем обычном положении просматривалась максимально возможная территория позади автомобиля. Затем настраиваем боковые зеркала: важно отстроить их так, чтобы в их внешних концах были видны края кормы.

Настроив подобным образом зеркала, можно включать заднюю передачу и начинать движение. Не рекомендуем при реверсивной езде ехать со скоростью больше 25-30 км/час: начинать практику лучше с низких скоростей. Когда автомобиль начинает движение, смотрите попеременно в внутрисалонное, левое, а затем правое наружное зеркало – так вы будете ориентироваться в обстановке. И не забывайте о том, что в зеркалах заднего вида изображение несколько искажено: отражающиеся в нем предметы всегда ближе, чем кажутся. Если местность для вас незнакома, перед началом езды лучше выйти из машины и просмотреть маршрут, по которому вы будете ехать. Практика показывает, что на первых уроках новички не могут удержать авто на одной траектории. Именно поэтому лучше ехать с медленной скоростью, постоянно держа рулем прямой отрезок пути. При реверсивной езде ночью лучше включить аварийную сигнализацию – она будет давать дополнительный свет, и предупреждать водителей или случайных пешеходов о вашем маневре.

Чтобы облегчить участь новичков, обучающихся реверсивной езде, в авто можно установить парктроники или камеру заднего вида. Первое устройство при помощи звуковых сигналов предупреждает водителя о приближении к препятствию: чем чаще и громче звучит сигнал, тем оно ближе к заднему бамперу. С камерой заднего вида тоже нужно уметь ездить, ведь изображение с нее тоже дает несколько искаженную картинку. Поэтому всецело полагаться на изображение с этой камеры все же не советуем: нелишним будет контролировать обстановку при помощи боковых зеркал.

Помимо реверсивной езды по прямой есть еще такая дисциплина, как парковка задним ходом. Этому приему тоже лучше учиться на закрытой площадке при помощи тех же конусов или бутылей с водой. В машине, не оборудованной парктрониками или камерой заднего вида (а таких, как показывает практика, большинство), перед парковкой задним ходом нужно повторить все те же операции: отстроить внутрисалонное и боковые зеркала, выйти из машины и осмотреть участок, где будет маневрировать автомобиль. Сделав это, нужно включить аварийную сигнализацию и начать движение.

Когда мы имитируем парковку задним ходом между двумя стоящими автомобилями, то необходимо запомнить одно правило: сначала останавливаем, соблюдая безопасный интервал, машину параллельно переднему автомобилю, а при движении попеременно смотрим в правое (или левое, в зависимости от того, к какой стороне паркуемся) боковое и внутрисалонное зеркало, контролируя траекторию движения. Поравнявшись средней стойкой своего авто с кормой стоящего впереди автомобиля, поворачиваем руль вправо и заезжаем в парковочное пространство. При этом следим за тем, как авто въезжает в пространство и контролируем его переднюю часть, соблюдая безопасную дистанцию до переднего автомобиля. Некоторые водители советуют ехать вправо до тех пор, пока заднее правое колесо не упрется в бровку, а затем, маневрируя в этом ограниченном пространстве влево-вправо выровнять автомобиль. Можно сделать и по-другому: не доезжая до бровки необходимо начать вращать руль влево, выравнивая автомобиль в парковочном пространстве. Если с первого раза припарковаться задом не получилось, отчаиваться не стоит – нужно повторить маневр до тех пор, пока автомобиль не станет в один ряд с другими авто. Есть практика при езде задним ходом не пользоваться зеркалами, а повернуть голову и смотреть в заднее стекло. Это не совсем правильно и безопасно: так можно прозевать препятствие с левой или правой стороны. Поэтому настоятельно советуем учиться ездить задним ходом, ориентируясь на изображение в зеркалах.

Всякий начинающий автомобилист проходит подготовку по вождению в автошколе. Но езде задним ходом отдается слишком мало времени. Однако существуют некоторые маневры, которые можно выполнить только задним ходом. Например, заехать в гараж или правильно припарковаться и покинуть парковку. В крайнем случае можете и он научит быстро.

Учимся ездить задним ходом на автомобиле

Как и всякое умение, езда задним ходом требует тренировки и понимания процесса. Во-первых, научитесь ездить задним ходом по-прямой. Сначала без зеркал, просто повернувшись назад через правое плечо. Необходимо осознать, что при прямом положении руля машина едет задним ходом прямо, но при минимальных поворотах руля автомобиль отклоняется от заданной траектории гораздо больше, чем при переднем ходе. Движение осуществляйте на самой малой скорости.

Правильно настройте зеркало заднего вида и боковые зеркала с обеих сторон. В боковых зеркалах борт вашего автомобиля должен занимать не более 1\4, а горизонт должен быть поделен пополам. В зеркало заднего вида вы должны видеть все заднее стекло автомобиля, включая его нижнюю часть. Голова должна находиться в обычном положении, вы должны смотреть в зеркала, не поворачивая голову, а просто перемещая взгляд с зеркала на зеркало.

Следующим этапом обучения являются повороты. Помните! Направления движения при езде задом не меняются! Если хотите повернуть задом направо, руль надо крутить направо, если налево, то и руль поворачивается налево. Такие особенности езды, когда вы учитесь сдавать назад, потом привыкаете.

Затем вам необходимо определить минимальный радиус колеи заднего колеса при повороте на 90 градусов. Найдите площадку с мягким покрытием (грунт, песок), остановитесь, выйдите из машины и отметьте на грунте центр вашего заднего колеса с той стороны, куда собираетесь поворачивать. Затем сядьте в машину, включите задний ход, выверните руль до упора и двигайтесь медленно, пока автомобиль не повернется на 90 градусов.

Остановитесь и снова покиньте автомобиль. Оцените визуально радиус поворота. Воткните рядом с ранее нанесенной отметкой центра колеса какую-нибудь вешку (ветку, шест, палку). Снова сядьте в машину и, оценивая движение по зеркалам, на минимальной скорости, начинайте поворот, как только увидите вешку в боковое зеркало.

При езде задним ходом запомните некоторые правила: не спешите; контролируйте положение передних крыльев; ориентируйтесь по зеркалам, но если чувствуете неуверенность в ситуации, нет ничего страшного в том, чтобы повернуть голову назад. После тренировок вы сможете научиться ездить задним ходом без особых трудностей. Пробуйте и все получится.


Hyundai Sonata 6 обзор и цена авто Как подключить камеру заднего вида на магнитолу

Многим закончившим автомобильную школу нюансы заднего хода могут быть не ясны. В основном это происходит из-за неправильного распределения учебного времени и на занятия по этому вопросу отводится очень мало времени, а ведь это один из важнейших элементов езды. Без него просто так не припаркуешься и не выедешь из гаража. Сегодня мы поможем вам залатать ваши дыры в вождении.

Начало тренировок

Для начала научитесь движению задним ходом по прямой, без зеркал. До того как вы освоите это умение, в город вам лучше не выезжать. Итак, приступаем. Во время езды поверните голову назад и следите за дорогой через правое плечо. Руки нужно установить в правильное положение, чтобы машина не отклонялась от заданного курса.

Езда с зеркалами

После освоения езды без зеркал можно приступить к езде с зеркалами. Зеркала должны располагаться так, чтобы горизонт был поделен пополам, а также был обзор всего заднего стекла. Водители, уже имеющие опыт подобного вождения, могут осмотреть все пространство сзади, не поворачиваясь.

Делаем повороты

Основное правило, которое вам нужно будет запомнить для удачных поворотов это то, что при езде назад направление движения не меняется. Следовательно, если вам нужен поворот вправо, руль следует крутить в ту же сторону.

Для начала потренируйтесь определять минимальный радиус разворота колеса при развороте машины на девяносто градусов. Лучше всего это делать там, где земля мягкая. Просто разверните машину, выйдите и отмерьте центр заднего колеса. Затем снова садитесь за руль и плавно разверните машину на девяносто градусов.

Настало время снова покинуть салон автомобиля и вновь отмерить радиус поворота. Там, где ваше колесо стояло до того, как вы вывернули руль, следует поставить какую-нибудь отметку.

Теперь вернитесь в машину и начните поворачиваться до тех пор, пока в боковом зеркале не появится ваша отметина.
Нюансы

Самое важно при тренировке выбрать такое место, где вы никого и ничего не заденете. Сбить человека это самое страшное, что может сделать новичок в период своего обучения, хотя чаще всего страдают мусорные ящики и фонарные столбы. Для того чтобы избежать таких неприятностей, советуем выбрать безлюдный, пустой участок для тренировки.

Зеркала обманывают

Не стоит безоговорочно верить зеркалам. Они хороший источник информации о том, что происходит позади машины, но их обзор очень ограничен. Поэтому советуем комбинировать два способа езды задним ходом. Это поможет избежать ненужных неприятностей.

Скорость на минимум

Помните, что поворачивать надо на минимальной скорости. Поэтому отпускайте сцепление до тех пор, пока автомобиль не тронется с места. Если понадобиться чуть увеличить скорость — лишь слегка отпустить педаль. Для снижения скорость сцепление надо нажать немного сильнее или до упора. Если этого не хватит – нажмите на педаль тормоза.

Маневры и остановка

При маневрах следует помнить, что при повороте направо переднее крыло существенно сместится влево и наоборот. Помните, что за этим очень важно следить при маневрах, чтобы эта выдвигающаяся часть не задела что-либо во время маневра.
Еще одна типичная ошибка новичка: не выключив передачу бросить сцепление по окончании движения машины. В итоге машина начинает двигаться по свободной траектории и может что-то задеть.

Минусы и плюсы

Если возможно выполнить маневр передним ходом – лучше прибегнуть к нему, ведь задний ход опасно, хотя имеет свои плюсы:

  • Повышенная маневренность
  • Парковка при неудобных углах
  • Возможность проконтролировать расстояние до соседних машин

Как обезопасить себя

До осуществления движения назад следует ослабить ремень безопасности. И не забывайте включать соответствующие поворотные сигналы. Иногда можно даже включить аварийку, если условия будут сложными.

Вот и все. После непродолжительной тренировки маневрировать вам будет значительно легче.

Видео уроки

Многим закончившим автомобильную школу нюансы заднего хода могут быть не ясны. В основном это происходит из-за неправильного распределения учебного времени и на занятия по этому вопросу отводится очень мало времени, а ведь это один из важнейших элементов езды. Без него просто так не припаркуешься и не выедешь из гаража. Сегодня мы поможем вам залатать ваши дыры в вождении.

Начало тренировок

Для начала научитесь движению задним ходом по прямой, без зеркал. До того как вы освоите это умение, в город вам лучше не выезжать. Итак, приступаем. Во время езды поверните голову назад и следите за дорогой через правое плечо. Руки нужно установить в правильное положение, чтобы машина не отклонялась от заданного курса.

Езда с зеркалами

После освоения езды без зеркал можно приступить к езде с зеркалами. Зеркала должны располагаться так, чтобы горизонт был поделен пополам, а также был обзор всего заднего стекла. Водители, уже имеющие опыт подобного вождения, могут осмотреть все пространство сзади, не поворачиваясь.

Делаем повороты

Основное правило, которое вам нужно будет запомнить для удачных поворотов это то, что при езде назад направление движения не меняется. Следовательно, если вам нужен поворот вправо, руль следует крутить в ту же сторону.

Для начала потренируйтесь определять минимальный радиус разворота колеса при развороте машины на девяносто градусов. Лучше всего это делать там, где земля мягкая. Просто разверните машину, выйдите и отмерьте центр заднего колеса. Затем снова садитесь за руль и плавно разверните машину на девяносто градусов.

Настало время снова покинуть салон автомобиля и вновь отмерить радиус поворота. Там, где ваше колесо стояло до того, как вы вывернули руль, следует поставить какую-нибудь отметку.

Теперь вернитесь в машину и начните поворачиваться до тех пор, пока в боковом зеркале не появится ваша отметина.
Нюансы

Самое важно при тренировке выбрать такое место, где вы никого и ничего не заденете. Сбить человека это самое страшное, что может сделать новичок в период своего обучения, хотя чаще всего страдают мусорные ящики и фонарные столбы. Для того чтобы избежать таких неприятностей, советуем выбрать безлюдный, пустой участок для тренировки.

Зеркала обманывают

Не стоит безоговорочно верить зеркалам. Они хороший источник информации о том, что происходит позади машины, но их обзор очень ограничен. Поэтому советуем комбинировать два способа езды задним ходом. Это поможет избежать ненужных неприятностей.

Скорость на минимум

Помните, что поворачивать надо на минимальной скорости. Поэтому отпускайте сцепление до тех пор, пока автомобиль не тронется с места. Если понадобиться чуть увеличить скорость - лишь слегка отпустить педаль. Для снижения скорость сцепление надо нажать немного сильнее или до упора. Если этого не хватит – нажмите на педаль тормоза.

Маневры и остановка

При маневрах следует помнить, что при повороте направо переднее крыло существенно сместится влево и наоборот. Помните, что за этим очень важно следить при маневрах, чтобы эта выдвигающаяся часть не задела что-либо во время маневра.
Еще одна типичная ошибка новичка: не выключив передачу бросить сцепление по окончании движения машины. В итоге машина начинает двигаться по свободной траектории и может что-то задеть.

Минусы и плюсы

Если возможно выполнить маневр передним ходом – лучше прибегнуть к нему, ведь задний ход опасно, хотя имеет свои плюсы:

  • Повышенная маневренность
  • Парковка при неудобных углах
  • Возможность проконтролировать расстояние до соседних машин

Как обезопасить себя

До осуществления движения назад следует ослабить ремень безопасности. И не забывайте включать соответствующие поворотные сигналы. Иногда можно даже включить аварийку, если условия будут сложными.

Вот и все. После непродолжительной тренировки маневрировать вам будет значительно легче.

Видео уроки