Платон штрафы перенесены до 15 мая. На санкции в рамках «Платона» наложен мораторий

С 15 декабря 2015 года действует новая редакция Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Законодатели снизили штрафы для владельцев и водителей грузовиков за нарушение оплаты в системе "Платон".

15 декабря 2015 года, в день официального опубликования, вступили в силу некоторые положения Федерального закона от 14.12.2015 N 378-ФЗ, касающиеся снижения административных штрафов за проезд грузовиков, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения без внесения платы в систему "Платон". Примечательно, что в нынешней версии КоАП РФ административную ответственность за такое нарушение во всех случаях несет только владелец грузовика, водителя могут оштрафовать только в том случае, когда грузовик принадлежит иностранному перевозчику. Соответствующие поправки внесены в "Несоблюдение требований законодательства Российской Федерации о внесении платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн". В новой редакции статьи предусмотрена административная ответственность за проезд по федеральным трассам большегрузных автомобилей без внесение платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам, в виде штрафа в размере 5 тысяч рублей. Такую ответственность применяют к водителям транспортных средств, принадлежащих иностранным перевозчикам, и к собственникам грузовиков с российской регистрацией. За повторное нарушение предусмотрен штраф в размере 10 тысяч рублей. Кроме того, к статье 12.21.3 КоАП РФ добавлены два примечания, в соответствии с которыми административная ответственность для водителей грузовиков с иностранной регистрацией не наступает, если "протяженность фактически пройденного транспортным средством без внесения платы расстояния составила не более пятидесяти километров после пересечения Государственной границы Российской Федерации и если плата в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения таким транспортным средством, внесена в установленном порядке" на момент рассмотрения дела об административном правонарушении. Также, запрещено привлекать к административной ответственности собственников грузовиков за повторное нарушение в течении суток с момента фиксации первого случая проезда без оплаты. В статье 23.36 КоАП РФ определено, что в ведение федерального органа исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный транспортный надзор отнесено рассмотрение дел об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена статьей 12.21.3 КоАП РФ только "в части, касающейся транспортных средств, принадлежащих иностранным перевозчикам, собственникам (владельцам) транспортных средств". Новая редакция статьи 27.13 КоАП РФ предусматривает, что:

В случае совершения административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.9, частями 6 и 7 статьи 12.16 и статьей 12.21.3 настоящего Кодекса, в отношении транспортных средств, принадлежащих иностранным перевозчикам, собственникам (владельцам) транспортных средств, задержание транспортного средства путем прекращения движения при помощи блокирующих устройств применяется до уплаты административного штрафа.

В статье 31.5 КоАП РФ регламентировано, что отсрочка или рассрочка исполнения постановления о назначении административного наказания в виде административного штрафа не может быть применена в отношении иностранных граждан по статье 12.21.3 КоАП РФ. Поэтому, новая редакция статьи 32.2 КоАП РФ предусматривает, что административный штраф за нарушение по внесению платы "Платону" иностранным перевозчиком должен быть уплачен до выезда принадлежащего ему транспортного средства, на котором совершено административное правонарушение, с территории Российской Федерации.

И пополнять баланс. А для учета денежных средств оператор сформирует расчетную запись. Схема платежей в системе – авансовая. Таким образом, вы сначала вносите деньги, а затем, по мере передвижения автомобиля по федеральным трассам, оператор будет списывать с расчетной записи соответствующую сумму платы.

Однако обратите внимание, плата не вносится в отношении:

  • транспортных средств, которые предназначены специально для того, чтобы перевозить людей (исключение составляют грузопассажирские автомобили-фургоны);
  • транспортных средств, которые оборудованы устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов и используемых для работы специальных служб: полиции, медицинской скорой помощи, пожарной охраны, аварийно-спасательных служб и т.д.;
  • транспортных средств, которые предназначены для перевозки военного вооружения и техники.

Многие задаются вопросом, предусмотрены ли штрафы за отсутствие «Платона»? И насколько большой штраф за «Платон» придется уплатить в 2017 году? Да, за движение большегрузов по федеральным дорогам общего пользования без уплаты сбора предусмотрена административная ответственность. Нарушением, за которое владельцу большегруза придется нести ответственность, считается:

  • движение автомобиля с выключенным или неисправным бортовым устройством , а также будет взиматься штраф за езду без «Платона»;
  • движение автомобиля без оформления маршрутной карты;
  • движение автомобиля в иное время, другую дату или по новому маршруту, которые не заявлены в маршрутной карте;
  • если авансовых средств на балансе расчетной записи «Платона» недостаточно, также предусмотрен штраф.

Для собственников большегрузов, а также для водителей транспортных средств, которые принадлежат иностранным перевозчикам, предусмотрены одинаковые размеры штрафов:

  • при первом нарушении – 5000 руб.;
  • при повторном нарушении – 10 000 руб.

Как проверить штрафы в системе «Платон»?

Многих собственников транспортных средств волнует вопрос: приходят ли штрафы за «Платон»? Да, приходят. Если специальными техническими средствами, осуществляющими фото- и видеосъемку (камерами) было зафиксировано нарушение, то полиция (ГИБДД) привлечет нарушителя к ответственности.

Обратите внимание: если правонарушение было зафиксировано в течение суток не единожды, а два раза и более, собственник автомобиля не привлекается к ответственности за второй и следующие случаи нарушения. То есть если нарушение было зафиксировано камерами, например, 21 ноября 2016 года три раза, штраф в систему «Платон» вы заплатите только за одно правонарушение - за последующие правонарушения, которые вы совершили в течение суток, платить не нужно. Сейчас обсуждается вопрос о необходимости штрафовать за все нарушения, зафиксированные в течение одного дня, но пока никаких решений по этому вопросу не принято.

Также лицо, совершившее правонарушение при въезде на территорию России, освобождается от административной ответственности, если на тот момент, когда рассматривается дело о правонарушении:

  • протяженность расстояния, которое фактически проехал автомобиль после пересечения границы России без внесения платы составила не более 50 км;
  • плата за вред, который причиняет автомобильным дорогам федерального значения такой автомобиль, внесена в установленном порядке.

Не все знают, что штрафов можно избежать: на официальном сайте «Платона» имеется информация о том, что внесение платы может быть перенесено на один календарный месяц. Это возможно сделать, если большегруз зарегистрирован в системе «Платон» более 2 месяцев, автомобиль и его собственники проживают в России, собственник авто не имеет штрафов за неуплату, а в течение полугода до этого не имел задолженности по внесению платы.

Как проверить штрафы за «Платон»? Вы можете сделать это в системе точно так же, как и проверить любые другие административные штрафы за нарушение ПДД, например, на сайте ГИБДД.

Штрафы с грузоперевозчиков, не оплативших проезд по федеральным трассам в рамках системы «Платон», взиматься пока не будут, заявили в Минтрансе. Ведомство совместно с Госдумой уже разработало поправки, снижающие санкции для компаний с 450 тыс. до 50 тыс. руб. Решение принято после масштабных акций протеста против «Платона» и письма бизнес-омбудсмена Бориса Титова Владимиру Путину.


Водители транспортных средств, принадлежащих российским перевозчикам, будут освобождены от штрафов за нарушения внесения платы за проезд транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн,- заявили в Минтрансе.- Также депутатами предложено снизить размеры штрафов для владельцев (собственников) таких транспортных средств за подобные нарушения. До принятия данных поправок штрафы с водителей российских транспортных средств за такие нарушения взиматься не будут». Таким образом, исходя из заявления ведомства, от санкций освобождаются только водители грузовиков (ранее действовавшие для них штрафы - 40 тыс. руб.). Впрочем, источник в Минтрансе заверил “Ъ”, что по факту штрафовать не будут вообще никого, ни физических лиц, ни юридических (для них штраф, прописанный в законе, составляет 450 тыс. руб. за первое нарушение и 1 млн руб.- за повторное). По данным Ъ, сейчас Минтранс и депутаты в данный момент обсуждают компромиссный вариант: чиновники предлагают сделать единый штраф для юридических и физических лиц (50 тыс. руб. за первое нарушение и 100 тыс. за повторное), депутаты – 10 тыс. руб. Глава комитета Госдумы по транспорту Евгений Москвичев заявил “Ъ”, что документ будет рассмотрен на пленарном заседании 1-2 декабря. «В декабре, как только его подпишет президент, поправки вступят в силу»,- заявил он “Ъ”.

Напомним, что система взимания платы (СВП) за проезд 12-тонных грузовиков по федеральным трассам «Платон» запущена с 15 ноября. С помощью СВП Росавтодор (заказчик системы) хочет собирать ежегодно 40 млрд. руб. с владельцев грузовиков, наносящих урон дорожному покрытию, и направлять эти деньги на дорожное строительство. Система вызвала массовое недовольство компаний и водителей-дальнобойщиков, которые за последний месяц провели несколько акций протеста. На этом фоне Минтранс сначала заменил постоянный тариф 3,73 руб./км на дифференцированный (1,53 руб./км до марта 2016 года, 3 руб./км до 2018 года, затем 3,73 руб./км), а также распорядился применять штрафы за неоплату проезда только в Московской области до мая 2016 года. На дополнительные уступки Минтранс пошел после двух событий: вчера дальнобойщики провели очередную акцию протеста (в ходе нее погиб один из активистов, как сообщал “Ъ” , а бизнес-омбудсмен Борис Титов обратился к президенту Владимиру Путину с просьбой перевести «Платон» в тестовый режим. В своем письме он сообщал, в частности, об убытках, которые несет бизнес из-за СВП, и штрафах, которые в действительности применяются не только в Московской, но и Калужской области.

Глава межрегионального профсоюза водителей-профессионалов Александр Котов в беседе с “Ъ” назвал решение Минтранса половинчатым. «Мы требуем полностью отключить оборудование “Платона”,- заявил он “Ъ”.- До отключения системы акции протеста продолжатся, но будут перенесены с обочин дорог на землю, чтобы исключить трагедии, как в Тверской области. Соответствующее обращение я уже направил всем участникам акции».

«Несомненно, данная инициатива правильная и ожидаемая,- заявил “Ъ” директор по закупкам транспортных услуг FM Logistic Андрей Попов.- Мы видим оптимальным решением введение моратория на штрафы для перевозчиков на период с 15 ноября до 15 января 2016 включительно». Он также отметил, что путаница вокруг «Платона» возникает из-за противоречивой информации, поступающей из разных источников. К примеру, заявление замминистра транспорта Евгения Дитриха о том, что штрафы будут работать только в Московской области, было опубликовано на сайте министерства 11 ноября, но затем удалено. «Нормализовать ситуацию сможет официальное заявление министра транспорта, спикера Государственной Думы, либо премьер-министра, о временном введении моратория на штрафы, до устранения всех проблем с "Платоном",- говорит господин Попов.- Что бы не говорили представители системы, это не означает, что у транспортных компаний нет проблем. Снижение суммы штрафа представляется адекватной и приемлемой для рынка».

Иван Буранов


Бизнес-омбудсмен Борис Титов просит отложить сборы с грузовиков


Первая неделя работы системы взимания платы с грузового транспорта «Платон» подтвердила худшие опасения бизнеса. Так, крупные производители и продавцы продовольствия отметили перебои с поставками до 30% товаров. Как стало известно "Ъ", в ситуацию уже вмешался бизнес-омбудсмен Борис Титов, предложивший президенту Владимиру Путину на год перевести систему в тестовый режим.

ГИБДД начала штрафовать владельцев большегрузов за неоплату проезда по федеральным трассам, сообщил РБК источник, близкий к оператору «Платон», и подтвердили несколько собеседников в компаниях-перевозчиках

Автомашина контроля оплаты проезда пользователей, зарегистрированных в реестре государственной системы взимания платы «Платон», на одной из подмосковных автодорог (Фото: «РИА Новости»)

​​Собственники грузовиков с середины февраля получают штрафы за неоплаченный проезд по федеральным трассам через систему «Платон». Об этом РБК рассказали владельцы большегрузных автомобилей и подтвердил источник, близкий к оператору «Платона», — «РТ-Инвест Транспортные системы» (РТИТС). По его словам, только за 15 февраля 2016 года инспекторы ГИБДД выписали около 1 тыс. постановлений о штрафах на сумму порядка 5 млн руб. «Примерно такая же статистика в остальные рабочие дни», — уточняет он. Если предположить, что сбор штрафов начался именно 15-го числа, выходит, что в феврале (с учетом праздничных дней) могло быть выписано штрафов на сумму около 50 млн руб.

Представитель РТИТС эти цифры не комментирует. Но сообщает, что в последние дни число желающих зарегистрироваться в системе увеличилось. «Во многие офисы «Платона» в разных городах приходят пользователи со штрафами и регистрируются в системе. Например, в Кирове, Воронеже, Белгороде, Чебоксарах, Набережных Челнах, Краснодаре», — перечисляет он.

Представитель ГИБДД пока не ответил на запрос РБК. Ранее в начале февраля несколько топ-менеджеров компаний-перевозчиков и близкий к «Росавтодору» источник рассказывали, что ГИБДД не штрафует за неоплату проезда по федеральным трассам. Собеседники РБК объясняли это тем, что не отлажено взаимодействие ГИБДД и РТИТС. В конце 2015 года «Ведомости» писали , что на взимание штрафов действует негласный мораторий. Со ссылкой на чиновника в транспортной сфере газета отмечала, что водителей грузовиков не штрафуют, так как действует соответствующее указание сверху — не штрафовать, пока не снизится накал. Но это не касалось иностранных перевозчиков, которых штрафовали с декабря 2015 года.

Собирать плату с большегрузов за проезд по федеральным трассам государство начало 15 ноября 2015 года. Оплачивать проезд перевозчики должны через систему «Платон». Ее оператором в 2014 году без конкурса была выбрана компания РТИТС (на 50% принадлежит Игорю Ротенбергу, еще на 50% — бизнесмену Андрею Шипелову и структурам «Ростеха»). Изначально штрафы за неоплату проезда составляли 450 тыс. руб. за первое нарушение и 1 млн руб. за повторное. Но 15 декабря президент Владимир Путин подписал закон, согласно которому штрафы были снижены до 5 тыс. руб. и 10 тыс. руб. соответственно.

Данные о нарушителях и фактах неоплаты «Платон» собирает в автоматическом режиме со средств фиксации правонарушений и обрабатывает с 15 ноября, говорит представитель РТИТС. Оператор действует по согласованным с ГИБДД протоколам, а сами штрафы выставляет инспекция, поясняет он. Представитель Росавтодора

В настоящее время в Российской Федерации действует система взимания платы «Платон», которая предусматривает обязанность владельцев транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, вносить плату в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения. Ответственность за проезд без внесения платы установлена статьей 12.21.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ): влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей, а при повторном совершении правонарушения - десяти тысяч рублей.

По причине высокой себестоимости перевозок многие автоперевозчики «игнорируют» систему «Платон», обязывающую оплачивать 1,53 рубля за каждый километр пути и, соответственно, получают постановления по делу об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде штрафа.

Однако данные постановления можно оспорить в суде. Причина заключается в том, что при вынесении постановлений по делу об административном правонарушении, как правило, не учитывается принцип презумпции невиновности в административном судопроизводстве и игнорируется необходимость приведения доказательств как виновности правонарушителя, так и наличия состава административного правонарушения в его действиях, а, следовательно, в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении не устанавливается факт наличия самого события административного правонарушения.

КоАП РФ предусматривает, что при рассмотрении дела об административном правонарушении должно устанавливаться наличие события административного правонарушения, а в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела. Диспозиция ч. 1 ст. 12.21.3 КоАП РФ предусматривает доказывание трех фактов:

1) транспортное средство осуществляло движение по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения;

2) транспортное средство свыше 12 тонн;

3) движение транспортного средства осуществлено без внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения.К каждому вынесенному постановлению прилагается фотоматериал, на основании которого можно установить, что транспортное средство осуществляло движение по автомобильной дороге общего пользования федерального значения, так как указаны координаты движения в определенное время.

Постановления также содержат установление данных о владельце транспортного средства. Однако в постановлениях чаще всего не указано, каким образом и на основании каких документов было установлено, что:

1) транспортное средство имеет разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн;
2) движение транспортного средства осуществлялось без внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения таким транспортным средством.

Таким образом, при вынесении постановлений по делу об административном правонарушении не устанавливается наличие события административного правонарушения.

Иными словами, устанавливается только то, что транспортное средство осуществляло движение по автомобильной дороге общего пользования федерального значения, что само по себе не является административным правонарушением. Представляется, что в связи с тем, что данные нормы были введены не так давно, вынесение подобных постановлений носит необдуманный и автоматический характер.

В связи с тем, что штрафы за данное нарушение были снижены до уровня терпимости водителей, а издержки на обжалование постановлений в большинстве случаев превышают размер потерь от уплаты штрафов, практика обжалования данных постановлений в настоящее время достаточно скудная.

Пункт 3 устанавливает, что при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении в случае недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление, суд принимает решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу. Конечно, традиции российской судебной системы достаточно часто игнорируют принцип презумпции невиновности, суды смотрят сквозь пальцы на то, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина и, как правило, при вынесении решений становятся на сторону власти.

Однако уже существуют прецеденты, когда суды объективно подходили к рассмотрению данных вопросов и отменяли постановления о наложении административных взысканий с грузоперевозчиков. Так, например, Воскресенский городской суд Московской области принял решение в пользу владельца транспортного средства, отменил постановление и прекратил производство по делу об административном правонарушении.

При этом в жалобе из двух вышеперечисленных оснований было указано только то, что в ходе рассмотрения дела не было доказано, что транспортное средство имеет разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн.

Конечно, обжалование постановлений по процессуальным нарушениям при их вынесении не снимает фактической вины с правонарушителей, и система правоохранительных органов постепенно адаптируется и приведет практику вынесения постановлений в соответствие с требованиями КоАП РФ. Однако сами процедуры обжалования данных постановлений могут служить средством выражения протеста грузоперевозчиков против несправедливой, с их точки зрения, «платы за тонну».