Причины вибрации двигателя на холостом ходу. Вибрация двигателя – Причины Почему трясет двигатель на холостом ходу

Профессиональные водители хорошо знают, что вибрация двигателя на холостых передается на кузов в каждом автомобиле. Это рабочая вибрация, определить ее допустимые параметры новичку бывает очень сложно. Современные машины показывают детонацию узлов на 70% ниже, чем, например, автомобиль ВАЗ 2106, но она все равно есть.

Если в машине начала появляться заметная вибрация рулевого колеса, кузова на низких оборотах, при торможении, разгоне, скорости – это всегда свидетельствует о поломке или износе деталей. Правильно и быстро найти причину можно, понаблюдав, в какой ситуации появляется нехарактерная тряска.

Частые причины вибрации двигателя на холостых оборотах связаны с неправильной работой узлов силового агрегата, реже – с поломками деталей трансмиссии. Тряска на холостом ходу ощущается сразу после того, как завели машину, и при остановке. Причинами дрожания кузова могут быть:

  • поломка подушки (опоры) двигателя;
  • забитый топливный насос, изношенный фильтр;
  • неисправность свечи зажигания;
  • износ ЦПГ (деталей цилиндропоршневой группы ДВС).

Опора двигателя – это резинометаллическая или гидравлическая прокладка между мотором и кузовными деталями машины. Главное предназначение подушки – смягчать колебания и детонацию от работающего мотора, которая передает дрожание на кузов.

Чаще всего двигатель крепится на четыре-пять опор, поломка одной из них заставляет кузов нестандартно вибрировать.

В 90% случаев выход из строя опоры происходит из-за обрыва резиновой детали металлической опоры. Средний срок эксплуатации подушки двигателя – 100 000 км пробега.

Если в автомобиле неисправна топливная система, тряска может стать заметна при работе двигателя на холостом ходу, высокой скорости, разгоне. Происходят перебои с подачей топлива, что проявляется резким снижением оборотов или резким их повышением.

При диагностике требуется не только проверять фильтры, но и тестировать форсунки. Проверка работы форсунок проводится на специальном стенде с помощью гидравлического оборудования.

Дрожание автомобиля на холостом ходу бывают при неисправности электропроводки в автомобиле. Мотор троит, создается небольшое колебание кузова. Это сигнализирует о неисправности в свече зажигания, возможной трещине.

При движении

Если в автомобиле появляется вибрация на скорости, которая увеличивается по мере разгона и не прекращается во время движения, проблема может быть в разбалансировке колес. Кроме этого, тряска при движении связана с неисправностью частей подвески, электрики:

  • амортизаторы, стойки;
  • опорный подшипник;
  • наконечник рулевой тяги;
  • шарниры;
  • обрыв высоковольтного провода.

При обрыве высоковольтного провода автомобиль начинает вибрировать при движении и слышится характерное потрескивание. Найти место пробоя довольно просто, искра заметна при заведенном моторе на холостых. Но если электропроводка в порядке, но заметно появление посторонних звуков под капотом, следует проверить электронные датчики.

При разгоне

Если дрожание кузова наблюдается только при разгоне и прекращается при наборе скорости 80–90 км, проблему следует искать в работе ДВС и топливной системы. Проверяются чистота топливных фильтров, корректная работа форсунок. Еще некоторые причины неисправности:

  1. При разбалансировке колес вибрация при разгоне авто появляется на скорости от 30 км, не прекращается и становится сильнее.
  2. Неравномерное давление в шинах приводит к тому, что при разгоне и торможении вибрирует машина.
  3. Низкий уровень масла может уменьшить динамику и привести к вибрации кузова, появляются рывки в движении на низких оборотах.
  4. Поломка карданного U-шарнира.
  5. Забит фильтр автоматической коробки.
  6. Износ шариков, обоймы внутреннего штруса.

В 30% случаев причиной капитального ремонта становится игнорирование вибраций кузова, связанных с износом карданного шарнира.

На определенной скорости

Если в автомобиле наблюдается вибрация на большой скорости, причиной могут быть неисправности в таких узлах:

  • трансмиссия;
  • рулевая система;
  • подвеска.

Если появляется вибрация по кузову на скорости 100–120 км, проверяется сайлентблок на рычагах подвески, шаровые шарниры. Выход из строя агрегатов связан с ездой по плохим дорогам, частыми попаданиями в ямы.

Износ пружины амортизатора, опорного подшипника стойки приводит к тряске машины при езде по неровным участкам со скоростью выше 80 км в час.

Разбалансировка колес идет первой причиной тряски рулевого колеса от 50 до 100 км/ч. При больших скоростях ехать при такой неисправности невозможно и опасно.

Износ рулевого наконечника приведет к образованию большого люфта в узле, это создаст разбалансировку передних колес, приведет к тряске автомобиля на скорости от 90 км/ч.

Если причиной вибрации является коробка передач, проверить это легко. Следует во время движения на МКПП выжать сцепление, на АКПП установить рукоятку в позицию «N». Если тряска прекратилась, проблема диагностируется в узле КП.

При торможении

Вибрация кузова при торможении может возникнуть из-за износа узлов тормозной системы, разбалансировки колес, по причине плохой, «лысой» резины. Причины вибрации автомобиля могут быть связаны с поломкой или износом следующих деталей тормозной системы:

  • ступиц;
  • тормозных дисков;
  • барабанов.

Если при холостых оборотах двигатель работает ровно, разгон, езда проходят без заметной тряски, но при торможении машину «кидает» – требуется проверить разболтовку колесных дисков и протяжку всех винтов.

Холостой ход – это работа мотора при выключенном сцеплении и установке на нейтральную передачу. В процессе эксплуатации автомобиля может произойти такое явление, как вибрация мотора на холостых ходах. Определить холостые ходы или обороты можно при включенном двигателе и выключенном сцеплении, и во время установления на нейтральную передачу.

В это время крутящий момент двигателя не производит передачу карданному валу, отсюда и появляются холостые ходы. Рабочий двигатель при такой работе, не должен давать повода для вибраций, хлопков и каких либо других звуков. Но если это происходит, то в моторе произошли какие-то изменения, которые не очень хорошо скажутся на нем.

Чтобы не дождаться дорогого ремонта, нужно устранять неисправности по мере их поступления. А о причинах появления вибраций на холостых ходах, устранении этих проблем, расскажет вам наша статья.

Какие существуют причины вибраций двигателя в автомобиле


Во время нормальной работы стабильное число холостых ходов варьируется в пределах от 800 до 1000 оборотов в минуту, эти цифры зависят от того какой мотор у вас установлен. Если количество холостых ходов меньше нижней границы автомобиль попросту заглохнет, а если наоборот выше верхней границы, то будет большой расход топлива и автомобильные узлы будут быстро изнашиваться.

Существует несколько основных причин, из-за которых происходит вибрация мотора на холостых ходах:

Первая причина – троение двигателя

Наиболее известной причиной является неравномерная работа цилиндров двигателя, когда троит двигатель, или не работает один из цилиндров. С повышением количества оборотов вибрации могут уменьшиться, но при этом мощность самого двигателя будет снижаться. При такой проблеме нагрузки на коленвал будут распределяться неравномерно. Из-за этого можно увидеть, как двигатель дергается из стороны в сторону.

Также при троении двигателя можно ощутить вибрацию руля. При холостых ходах все эти неполадки больше выражаются. При большем вращении вала, вибрация становится менее ощутимой. Но вы сразу заметите больший расход топлива и снижение мощности автомобиля. Особенно это будет заметно при езде «под горку».

Решать такую проблему необходимо сразу, нужно чинить неработающий цилиндр, так как такой дефект создает не только неприятные для вас вибрации, но и происходит износ деталей, из-за того, что внутри топливо не сгорает, а только смывает смазку, а также ускоряется закоксовка всего двигателя.

Такую проблему, возможно, решить и самому, но нужно будет произвести множество различных операций, но если исправная машина вам нужна срочно, то лучше обратиться на станцию технического обслуживания.

Вторая проблема – неправильно закрепленный двигатель


Еще одна не менее известная проблема – это неправильно закрепленный двигатель . Больше всего это связано с изношенными подушками, либо с очень жесткими элементами крепления. В таких случаях, чтобы не допустить вибраций, нужно что-то делать, ремонтировать или регулировать двигатель. Для того чтобы узнать, что мотор плохо закреплен нужен помощник. Для этого нужно открыть капот и попеременно включить нейтральную передачу, заднюю и переднюю, а другой человек должен в это время следить за двигателем.

Таким приемом вы по очереди разгружаете специальные подушки, которые удерживают двигатель. При каждом переключении передач, мотор будет отклоняться в разные стороны, идеально это отклонение должно быть каждый раз на один и тот же угол. Если в какую либо стороны происходит больший наклон, то в том месте стоит заменить подушку, может быть она совсем разрушена. Причиной вибрации двигателя могут стать какие-то детали подходящие к нему, а не сам мотор. Так при его работе детали соприкасаются со стенками кузова.

По сравнению с предыдущей причиной вибраций двигателя, эта причина не так страшна. Но для того чтобы избежать постоянной тряски и лишних звуков, стоит сменить опоры или отрегулировать их положение в правильном направлении.

И иные причины создающие вибрации двигателя

Помимо основных причин вибраций двигателя есть и другие. Конечно, эти причины появляются очень редко, но не обращать внимания на них нельзя.


Для начала нужно просмотреть все части топливной системы. Если эти части очень грязные, топливно-воздушная смесь не будет сгорать, так как нужно. Из-за чего может появиться больший расход топлива, какие-то непонятные звуки (может быть и хлопки) и вибрация. Очень плохо, когда в топливо может попадать вода. Из-за попадания воды может случиться не только большой расход бензина, но и может возникнуть закоксовка цилиндров двигателя. Следствием всего этого является плохая работа мотора. Также в топливную систему может попасть сажа и масло, что тоже очень плохо сказывается на работе двигателя.

Еще причиной неважной работы мотора является разная масса деталей цилиндро-поршневой группы. При эксплуатации машины, особенно той у которой пробег более двухсот тысяч, нужно повышенное внимание к мотору, а в некоторых случаях требуется замена каких-то элементов в нем. Даже маленькая разница в весе между деталями может очень сильно сказаться на работе мотора в будущем. Это касается всех деталей мотора как поршня, так шатуна или юбки.

На некоторых малолитражках, у которых электронная система управления заслонкой, вибрации в салоне на холостых ходах могут появиться из-за большой нагрузки на генератор. Такое явление чаще всего может случиться в зимний период, когда единовременно работают фары, печка, обогрев стекол, зеркал и сидений. Чаще всего вибрации в таких машинах возникают при остановке.

Когда водитель отпустит педаль акселератора, на бортовом компьютере появится сигнал о закрытии заслонки до холостого хода, а на двигателе появится нагрузка с генератора, вот тогда то и случится сильная вибрация двигателя. Зачастую она исчезает за пару секунд. Подобное явление на таких автомобилях, а особенно с АКПП, является нормой, и решить такую проблему можно сменив топливо на более качественное и заменой воздушного фильтра.

Нужно сказать, что вибрация двигателя может появиться из-за замены зубчатого ремня, особенно тогда, когда шестерня балансирного вала крутится вместе со снятой деталью. После смещения она редко попадает на свое бывшее место. Именно из-за этого при замене ремня, пальцами шестерню вала вращать не нужно, если только вы не хотите, просмотреть в каком состоянии находятся подшипники. Но везде нужно быть максимально аккуратными. Любое смещение деталей с их места может потом создавать неприятные вибрации, которые будут доставлять и вам и пассажирам дискомфорт.

Балансировка коленвала


Возможно и так, что вибрация на холостых ходах может появиться и при замене коленчатого вала. Возникает это из-за того, что эта деталь, как например обычное колесо, перед процедурой установки, должна обязательно проходить процесс калибровки. Балансирование проходит на специальном стенде с корзиной сцепления и маховиком.

При этой процедуре мастер убирает все лишнее с поверхности коленчатого вала. Если пренебречь этой процедурой и не провести калибровку, вы ощутите сильную тряску.

Вибрация двигателя на холостых ходах – что можно отрегулировать?

Для того чтобы отрегулировать холостые ходы нужно применять некоторые узлы и агрегаты, установленные в автомобиле. В первом случае, это карбюратор или инжектор, которые входят в систему топлива, производящие смесь топлива и воздуха. Помимо этого, нужно регулировать топливный насос, проверить все датчики, регулятор давления топлива и иные элементы мотора.

Нужно знать то, что количество оборотов зависит от степени открытия заслонки дросселя, регулирующая подачу воздуха, а также от работы клапана холостого хода, которые подает воздух независимо от дросселя. Увеличить число оборотов холостого хода можно с помощью педали акселератора.

Любые вибрации не зависимо от чего они происходят, они очень плохо влияют на работу автомобиля. Вибрации доставляют дискомфорт и водителю и пассажирам, а также плохо влияют на машину. Со временем на кузове можно заметить трещины, может произойти откручивание болтов и гаек. Эти недостатки могут привести к любым последствиям и вызвать аварийную ситуацию.

Вибрация дизельного двигателя – профилактика износа узлов


Если вибрации происходят постоянно, то мотор очень быстро изнашивается, раскрутка его станет намного медленнее и максимальное количество оборотов не будет достигнуто. Очень быстро идет разрушение набивки коленчатого вала, из-за чего может возникнуть протечка масла. Важно знать, что устранение вибраций это не последнее дело, нужно будет устранить и ущерб нанесенный вибрациями.

Специалисты советуют постоянно подтягивать все гайки и болты, и даже те, которые дополнительно закреплены проволокой или шплинтами. Даже самое туго затянутое соединение с течением времени ослабевает.

Иногда крепежные элементы могут поддерживаться только при помощи шплинтов. Для того чтобы соединения были хорошо скручены рекомендуют использовать гайки, на которых имеются капроновые вставки. Именно из-за этого решение проблем с вибрацией влияет на обеспечение надежной, долгой и безопасной работы вашего автомобиля.

Чем чреваты низкие холостые ходы?

При работе двигателя и движении автомобиля на очень низких оборотах, а в особенности во время разгона машины, может сказаться на поломке таких элементов как:

1. Поршни мотора (так начинает разрушаться блок цилиндров).

2. Вкладыши коленчатого вала.

3. Корзина сцепления.

4. Маховик.

5. Подшипники трансмиссии.

6. Цепи газораспределительного механизма. При малых оборотах вала цепь начинает растягиваться.

7. Гильзы цилиндров. Из-за образования нагара начинают повреждаться стенки гильз.

Как стало известно при постоянной вибрации, детали двигателя быстро изнашиваются. Раскрутка двигателя при этом становится намного медленнее, а набивка коленвала очень разрушается. Из-за этого возможно начнет протекать масло.

Чем грозит специальное занижение оборотов

Некоторые владельцы автомобилей специально могут сделать так, чтобы обороты на холостом ходу были меньше нормы. Делают это они для экономии расхода топлива. Но на практике мы видим, что это не совсем правильно. Нужно помнить о том, что ремонт автомобиля и его поломанных деталей может оказаться намного дороже, чем вы сэкономите на топливе. Именно из-за этого специально занижать обороты мотора не стоит, так как кошелек ваш это не спасет.

Как отрегулировать двигатель?


Итак, у вас появилась проблема вибрация на холостых ходах. Что можно в этом случае сделать? Для начала нужно обратить внимание на некоторые узлы и агрегаты, входящие в топливную систему. Все зависит от типа используемого топлива, возможно, это карбюратор, инжектор, или какие либо датчики, количество которых на более современных автомобилях больше.

Помимо этих деталей, регулировать необходимо и топливный насос. При выполнении регулировки, необходимо знать, что число оборотов зависит от степени сжатия заслонки дросселя, которой регулируется подача воздуха в цилиндр, а также от работы клапана холостого хода, который также подает кислород независимо от дросселя. Увеличение количества оборотов делается при использовании педали акселератора. При ее помощи холостые обороты можно выровнять до 800-1000 оборотов минуту.

Как сохранить ресурс деталей двигателя на разных режимах работы?

Для того чтобы ваш двигатель работал намного больше, нужно обращать внимание на работу коленчатого вала, то есть на количество его вращений. Нужно также машину правильно эксплуатировать. Специалисты говорят, что производить переход на высшую передачу нужно во время оборотов между пиковым крутящим моментом и высшей мощностью. Но во время движения под высокой нагрузкой (например при заезде на мост) не следует допускать падение момента вращения вала, до таких значений, которые близки холостым ходам.


Если вы почувствовали какую-то вибрацию необходимо сразу переключиться на пониженную передачу. Если этого не сделать элементы двигателя окажутся под большой нагрузкой. Из-за чего может произойти поломка всей цилиндро-поршневой группы. Необходимо помнить, что для мотора, а особенно бензинового, высокие обороты не так опасны, как низкие.

Если вы пользуетесь бензиновым автомобилем, то сделайте так, чтобы число оборотов мотора при движении не было ниже двух тысяч. При этом допустимая раскрутка вала может быть в пределах от 6000 до 8000 оборотов в минуту. Если вы почувствовали что машина перестала тянуть и уже кажется на исходе, необходимо переключиться на пониженную передачу, но нельзя допускать того, чтобы снижение оборотов довело до вибрации.

В таком режиме работы автомобиля позволит вам сохранить детали от раннего износа. При этом такая езда ни в коем случае не скажется на более высоком расходе топлива.

Итак, мы узнали, каковы причины возникновения вибраций на холостых ходах, чем она может быть опасна и как устранить эту проблему. Следовательно, устранение этой проблемы гарантирует вам безопасное, надежное пользование автомобилем на протяжении долгого времени.

Любые вибрации независимо от их причин неблагоприятно сказываются на машине. Вибрации доставляют неудобство не только вам, но и вашим пассажирам, а также наносит существенный вред двигателю. Дело может дойти до того, что болты и гайки могут самовольно открутиться. А такие неисправности могут привести к непоправимым последствиям.

Движок трясет на холостом ходу, схожая ситуация может появиться, при отсутствии сгорания топливной консистенции в полном объеме, в одном из цилиндров, другими словами происходит сгорание различного количества горючего в каждом из работающих цилиндров. Предпосылки таковой работы цилиндров, может быть три – это отсутствие воспламенения, недостающее сжатие и неудовлетворительное качество топливной консистенции.

Для того, чтоб непосредственно обусловиться с предпосылкой, нужно открутить наконечник со свечки зажигания. Понижая до минимума количество оборотов холостого хода, вы можете найти, в каком состоянии находится цилиндр: в рабочем либо нерабочем. Но такая проверка, обычно, приводит к выходу из строя коммутатора, вероятного пробоя бегунка либо крышки трамблера. Для уменьшения отрицательного воздействия необычной проверки на движок, требуется снятый наконечник стремительно надеть на хоть какой болт, с подходящим размером поперечника, для того, чтоб опять появились щелчки искры. Соблюдайте простую безопасность при этой проверке: движок непременно поначалу глушиться, а позже снимается наконечник. Запускать движок, только после конечной разработки наконечников.

Когда движок работает, то удар тока при вашем касании высоковольтных проводов неосуществим, если снимать наконечник свечки с помощью пассатижей с изолированными ручками. Произведите заземление на корпус автомобиля железных губок пассатижей с помощью кусочка провода. Касаясь высоковольтных проводов в новеньком автомобиле, удара током не происходит, если вы беретесь за наконечник. Но, если происходит удар тока, тогда нужно поменять наконечник, а лучше весь высоковольтный провод. Принудительное отключение 1-го из цилиндров дизельного мотора делается с помощью рожкового ключа на семнадцать, ослабляется гайка, которая закрывала топливный провод высочайшего давления на форсунке. Цилиндр перестает работать, дизельное горючее разбрызгивается в различные стороны, к этому нужно подготовится. В этом случае, когда понижения оборотов не происходит, то таковой цилиндр не работает подабающим образом.

Когда карбюраторный мотор трясет на холостом ходу, то медлительно потянув за тросик газа, тем увеличивая обороты мотора на холостом ходу до 3000 об/мин. За ранее, обеспечения свободного доступа к карбюратору, нужно снять воздушный фильтр. Не действующие вакуумные трубки глушатся. Для исключения неудобств от выхлопных газов, трубка, идущая от самого выпуска коллектора, должна быть закрыта обычной пластмассовой ручкой отвертки. Реакции мотора будут различны, разглядим их варианты.

1-ое: обороты мотора на уровне 1300 об/мин, может произойти вероятное прекращение тряски мотора. Предпосылкой, когда трясет на холостом ходу, может стать, неудовлетворительная работа систем зажигания либо питания топливом. Хотя вы наблюдаете, сама система зажигания работает и не вызывает никакого прирекания. Этот феномен можно объяснить тем, что производя повышение оборотов мотора авто, в работу подключаются и другие системы карбюратора, ибо их несколько. Одновременный их выход из строя, просто, не вероятен.

Просачивание воздуха через отверстие, при добавлении оборотов мотора, не будет оказывать вероятного губительного воздействия на работу системы. В данном случае, когда движок трясет, то это нерабочее состояние 1-го из цилиндров. И нужно будет найти какого цилиндра.

Резюме о вероятных недостатках в зажигании, здесь можно сказать совершенно точно, что к возникновению искры на холостых оборотах предъявляются высочайшие требования, чем при наличии оборотов выше 2-ух тыщ. И если такие проблемы в системе зажигания появляются, то когда движок работает на малых оборотах, то число сбоев в системе происходит большее количество. В итоге мы получаем тряску мотора.

Предпосылкой возникновения тряски мотора может быть неудовлетворительная работа самого карбюратора, конкретнее: системы питания. При поступлении чрезвычайно обогащенной топливной консистенции, или напротив – обеднение консистенции. Если 1-ая причина случается очень изредка, то 2-ая, напротив, появляется очень нередко. Предпосылками для этой ситуации является – попадание излишнего воздуха в систему питания, а позже и в камеру сгорания. Но эта причина, в главном, появляется в новых движках.

Что касается старых движков , то тут обстоятельств возникает еще больше. При рассмотрении движков на моделях авто японских производителей, то возникновение хлопков в карбюраторе, гласит о бедной топливной консистенции. Возникновение хлопков в глушителе, разъяснятся чрезмерным обогащением топливной консистенции. Наличие высочайшего уровня горючего в карбюраторе, только избыточное доказательство того, что выводы были изготовлены верно об лишнем обогащении консистенции.

Когда из выхлопной трубы возникает черным дым — это снова подтверждает переполнение топливного уровня в карбюраторе. В этой ситуации пуск мотора в жарком состоянии будет затруднен, а в прохладном состоянии, напротив, движок запуститься сходу.

Увеличением топливного уровня в карбюраторе может стать очевидная причина такая, как деформация наконечника на игле, которая перекрывает в нужные моменты подачу горючего. Возникновение отверстия в поплавке карбюратора тоже может являться предпосылкой превышения топливного уровня. С таковой поломкой сталкивались на японских моделях «Honda » и «M itsubishi». Регулирование топливного уровня в карбюраторе на японских моделях автомобилей делается точно так же, как на автомобилях русского производства. Но на авто марки «Honda» топливный уровень регулируется с помощью винта, специально установленного в углублении карбюратора и окрашенного в желтоватый цвет, чтоб российские автомобилисты длительно не находили нужный винт. Регулирование нужно производить неспешным поворачиванием регулировочного винта, чтоб дать возможность произойти изменениям топливного уровня после еще одного поворота винта. Предпосылки возникновения обогащенной топливной консистенции, приводят к возникновению тряски мотора на холостом ходу.

Режим холостого хода (холостой ход, холостые обороты) – работа автомобильного двигателя на нейтральной передаче. В таком режиме крутящий момент не передается через трансмиссию на колеса. Достаточно распространенным явлением во время эксплуатации автомобиля может быть заметное усиление вибраций двигателя на холостом ходу. Среди подобных неисправностей отмечены:

На инжекторных автомобилях также проверяется бензонасос, форсунки, датчики системы электронного управления, регулятор давления топлива в топливной рампе. Дополнительно рекомендуется почистить дроссельную заслонку и проверить клапан холостого хода, который осуществляет подачу воздуха в обход заслонки на ХХ. Вибрация дизельного двигателя на холостых может указывать на определенные неисправности или форсунок, что также потребует тщательной диагностики и последующей настройки.

Подведем итоги

Как видно, малые обороты холостого хода влияют на стабильность работы мотора и оказывают разрушительное воздействие на двигатель в случае появления вибраций. По этой причине сознательное уменьшение оборотов холостого хода в целях экономии топлива можно считать нецелесообразным, так как последующий преждевременный ремонт мотора обойдется намного дороже.

Стоит добавить, что к вибрации двигателя на ходу приводит езда на низких оборотах в случае движения под нагрузкой на повышенной передаче. Такая вибрация возникает по причине детонации двигателя. Детонация приводит в негодность блок цилиндров, поршни, вкладыши коленвала, корзину сцепления, маховик, конструктивные элементы трансмиссии и т.д. Для противодействия детонации необходимо заправляться топливом с рекомендуемым октановым числом и своевременно включать передачу, которая соответствует скорости движения ТС и дорожным условиям.

Напоследок отметим, что любые постоянные вибрации двигателя (независимо от причин их возникновения) ускоряют износ узлов внутри ДВС, навесных агрегатов и даже кузова. В результате двигатель «разбивается», сильно страдает ЦПГ, начинают течь сальники, образуются задиры на стенках цилиндров. В отдельных случаях может сломаться коленвал.

  • при неисправных опорах (подушках) в точках крепления двигателя;
  • в случае сильной вибрации и троения мотора по причине неработающего цилиндра/цилиндров;
  • если имеет место постоянная вибрация в результате детонации двигателя;

В отдельных случаях крепежные элементы (гайки, болты и т.д.) могут самопроизвольно раскрутиться от сильной вибрации, что приводит к непредсказуемым последствиям. По этой причине важно помнить, что усиление вибрации двигателя на холостых или в движении, а также вибрации на кузове могут быть симптомом неисправности самого двигателя, навесного оборудования, системы выпуска или трансмиссии. В этом случае автомобилю требуется немедленная профессиональная диагностика для локализации проблемы и проведения ремонта.

Читайте также

Стук или шум двигателя после замены моторного масла. Чем вызвано повышение уровня шума, масло или неисправность самого мотора. Что делать в такой ситуации.



Возникновение вибрационных процессов в автомобильном двигателе свидетельствует о нарушении слаженной работы его систем и механизмов. Любая вибрация разрушительно действует на подвижные элементы силового агрегата, поэтому тянуть с диагностикой и ремонтом при ее возникновении крайне не рекомендуется.

В этой статье мы попытаемся разобраться, по каким причинам может возникать вибрация в двигателе, а также рассмотрим методы их устранения.

Причины вибрации в автомобильном двигателе

Процессы превращения тепловой энергии в механическую, происходящие в силовом агрегате вашего автомобиля, в любом случае сопровождаются вибрацией, однако благодаря конструктивным особенностям кривошипно-шатунного механизма, мы ее практически не чувствуем. Но иногда случается, что мотор начинает вибрировать с большей амплитудой, чем обычно, особенно на холостых оборотах. Это уже свидетельство того, что с двигателем что-то не так. Причин для такого поведения силового агрегата может быть десятки. Но чаще всего в бензиновом двигателе вибрация возникает из-за:

  • нарушения фаз газораспределения;
  • неполадок в системе зажигания;
  • неисправностей системы питания;
  • разгерметизации вакуумного усилителя тормозов;
  • неисправностей датчиков контроля электронного блока управления двигателем (кислородного, массового расхода воздуха, холостого хода, фаз, скорости, детонации, положения дроссельной заслонки, положения коленвала, первого лямбда-зонда и др.);
  • неисправностей подвески двигателя.

Вибрация и газораспределительный механизм

Обнаружив «нездоровую» вибрацию на холостых оборотах, в первую очередь следует проверить соответствие меток на звезде распределительного вала (валов) и на крышке двигателя. Несовпадение этих меток свидетельствует о смещении фаз газораспределения. Это приводит к тому, что топливная смесь, попадая в цилиндры, воспламеняется несвоевременно (раньше или позже), а также может не успевать сгорать полностью. В результате двигатель теряет мощность, «ест» больше топлива, дымит, «задыхается» или глохнет на холостых оборотах.

Смещение меток может происходить непроизвольно по причине растяжения ремня привода ГРМ, неправильного его натяжения, либо же вследствие неверного их выставления при проведении ремонтных работ.

Устраняется подобная проблема путем совмещения указанных меток.

Вибрация вследствие неполадок в системе зажигания

Система зажигания призвана обеспечивать своевременное воспламенение горючей смеси в цилиндрах. Если электрическая искра возникает раньше или позже положенного момента, или вообще отсутствует, происходит процесс, аналогичный вышеописанному. Иными словами, двигатель троит, трясется, глохнет. Здесь причин может быть несколько:

  • неисправны свечи зажигания, или свечи имеют неправильный зазор между электродами;
  • неисправны провода высокого напряжения;
  • неисправен распределитель зажигания (трамблер).

Проверяем систему зажигания

Проверку лучше начать со свечей. Запустите двигатель и прогрейте его до рабочей температуры. Установите минимальные обороты холостого хода (800-1000 в зависимости от двигателя). Если в таком режиме проявляется вибрация, мотор троит, снимите колпачок первой свечи, и проанализируйте, как изменился характер работы силового агрегата. Если он еще больше начал дергаться, или глохнуть, наденьте колпачок обратно, и повторите процедуру для других цилиндров. Это значит, что с этой свечей и ее высоковольтным проводом все в порядке.

Если же, сняв колпачок со свечи, вы обнаружите, что режим работы двигателя не изменился – цилиндр не работает, т.е. топливная смесь в нем не воспламеняется, что и приводит к «троению». Причиной этому может быть либо сама свеча, либо провод высокого напряжения, либо же неисправность распределителя. В любом случае придется осмотреть каждый из этих элементов. Что касается свечи и провода, то у них может иметь место пробой, при котором часть электрической энергии, пробивая на «массу», попросту уходит. Искра при этом или очень слабая, или вообще отсутствует.

Проверить свечу можно следующим образом. Снимите колпачки со всех свечей. Выкрутите нужную свечу из ее посадочного гнезда и наденьте на нее колпачок. Положите свечу на крышку клапанов или другую поверхность, имеющую контакт с «массой» автомобиля. Попросите помощника включить зажигание и прокрутить стартер вхолостую. Во время вращения стартера между электродами рабочей свечи должна наблюдаться устойчивая искра голубого (синего) цвета. Если искра отсутствует, слабая, или имеет желтый (оранжевый) цвет – она пришла в негодность. Но это все при условии, что ее высоковольтный провод и трамблер заведомо рабочие.

При возникновении вибрации в двигателе на холостых оборотах желательно проверить все свечи на целостность, а также на наличие нагара и отложений на электродах. Они также могут служить причиной слабой искры. Кроме этого обязательно нужно убедиться в том, что зазор между электродами всех свечей соответствует значению, предусмотренному заводом-изготовителем автомобиля.

Высоковольтный провод можно проверить при помощи мультиметра. Для этого он включается в режиме омметра в диапазоне 20 кОм. Провод отсоединяется от крышки трамблера, с него снимается колпачок. Щупы мультиметра подключаются к двум концам токоведущей жилы. Сопротивление у рабочего провода, в зависимости от их типа, должно составлять 3-10 кОм. При проверке всех высоковольтных проводов разница в их сопротивлении не должна превышать 2-4 кОм.

Теперь о неисправностях трамблера. Первым делом стоит проверить правильность присоединения проводов к его крышке. Обычно на распределителе и на проводах нанесены цифры, соответствующие определенному номеру цилиндра. Если их перепутать, двигатель будет работать неравномерно: «чихать», «троить», трястись. К подобному эффекту приводит и окисление контактов в крышке трамблера. Чтобы опровергнуть или убедиться в этой неисправности, откройте крышку и осмотрите контакты. Параллельно обратите внимание на состояние контактного уголька (в центре крышки). Его износ также влияет на размер и мощность искры. Дополнительно продиагностируйте саму крышку. Случается, что ее также «пробивает», из-за чего часть тока теряется.

Кроме перечисленных причин, вибрация может возникать вследствие чрезмерной нагрузки на генератор. Это происходит, когда включить одновременно отопитель, свет фар, обогрев заднего стекла, или в дополнение к ним электроприборы, не предусмотренные конструкцией автомобиля (противотуманки, сабвуфер, подогрев сидений и т.п.). Увеличение нагрузки приводит к тому, что генератор, рассчитанный на выработку тока определенной величины, попросту не справляется со своей задачей. В итоге мы имеем неполноценную искру на электродах свечей.

Неисправности системы питания, провоцирующие вибрацию

В системе питания бензинового двигателя также могут возникать неполадки, приводящие к возникновению вибрационных процессов. Все они сводятся к перебоям подачи топлива во впускной коллектор, и, как следствие, неправильного формирования топливной смеси. Чаще всего вибрация на холостом ходу возникает, когда в цилиндры поступает слишком «бедная» топливная смесь.

Точную диагностику топливной системы можно провести только при наличии специального оборудования. Это касается и карбюраторных, и инжекторных двигателей. Описывать здесь возможные неисправности нет смысла, так как их может быть сколько угодно. Вот лишь несколько общих причин:

  • неисправность топливного насоса;
  • засорение топливного фильтра и топливной магистрали;
  • засорение фильтра грубой очистки и топливных жиклеров (для карбюраторных двигателей);
  • неправильная регулировка карбюратора;
  • засорение топливных форсунок (для инжекторных двигателей) и др.

Разбираясь с причинами возникновения вибрации, приступать к диагностике топливной системы желательно только после того, как вы убедитесь в работоспособности системы зажигания. Проверку лучше начинать с топливного насоса и магистрали, а убедившись в их работоспособности, переходить уже к карбюратору или форсункам.

Причем здесь тормоза

Можно с уверенностью заявить, что далеко не все автовладельцы могут как-то связать тормозную систему с системой питания, хотя нередко причиной вибрации двигателя является именно неисправность тормозов. Диагностировать эту поломку несложно, но сначала давайте разберемся, как связаны между собой эти две системы.

Дело в том, что вакуумный усилитель тормозов через обратный клапан и шланг связан с впускным коллектором двигателя. Они служат для создания вакуума в усилителе. Происходит это благодаря разрежению воздуха, образующемуся в коллекторе из-за движения поршней. Иными словами, они попросту отсасывают воздух из усилителя. Если герметичность обратного клапана или шланга нарушается, в коллектор поступает больше воздуха, что приводит к «обеднению» смеси.

Проверка их герметичности производится следующим образом. При выключенном двигателе нажмите 4-5 раз педаль тормоза с интервалом в 1 с. На следующий раз нажмите педаль и не отпускайте. Она не должна проваливаться. В таком положении запустите мотор. Когда двигатель начнет работать, педаль должна медленно податься вперед. Если этого не произошло, значит, где-то присутствует подсос воздуха.

Переходим к моторному отсеку. Находим там вакуумный усилитель и место, где к нему крепится шланг с обратным клапаном. Ослабляем крепления хомутов, фиксирующих шланг к штуцеру на впускном коллекторе и к клапану.

Снимаем шланг, осматриваем его. Поверяем его целостность, путем продувки, закрыв один из его концов. Если есть малейшая утечка воздуха, меняет шланг на новый. Если же со шлангом все нормально, вынимаем обратный клапан из корпуса вакуумного усилителя. Проверить его можно при помощи резиновой груши, надетой на штуцер, который входит в корпус вакуумника. Надев грушу на штуцер, надавите на нее, выпуская воздух через клапан. Он должен свободно выходить, но не поступать обратно. Если под рукой груши нет, можно просто подуть сначала в широкий штуцер, потом в узкий. В первом случае воздух должен проходить, во втором – нет. Если воздух свободно проходит в обоих направлениях – обратный клапан нужно заменить.

Неисправности контрольных датчиков

Выход из строя какого-нибудь из датчиков, отправляющих сигналы на электронный блок управления двигателем, также может стать причиной нестабильной работы двигателя. Например, при неисправности лямбда-зонда, датчика массового расхода воздуха, скорости, датчика (регулятора) холостого хода, датчика положения дроссельной заслонки ЭБУ будет работать в аварийном режиме, неверно формируя топливную смесь. Примерно то же самое произойдет, и если сломается датчик фаз, детонации или положения коленчатого вала.

Определить, какой из датчиков неисправен, можно, считав и расшифровав код ошибки, которую обязательно определит электронный контроллер.

Неисправность подвески двигателя

В возникновении вибрации может быть «виновной» и подвеска двигателя. Чаще всего подводят передние опоры. Их подушки проседают, ссыхаются или, вообще, разваливаются, что приводит к неравномерному распределению массы двигателя на опорах. Также может просто ослабиться крепление.

Диагностируется подобная неисправность путем осмотра состояния опор с проверкой их затяжки.

Вибрация в дизельном двигателе

Вибрация на холостых оборотах может встречаться и при работе дизельного двигателя. Здесь все намного проще: никаких свечей, проводов, распределителей, однако, «трясущийся» дизель сулит более серьезные проблемы. Первая из них – неисправность топливного насоса высокого давления, проверить который можно только на специальном стенде, а ремонтировать его возьмется не каждый специалист. Вторая возможная причина – засорение топливных форсунок, устраняемая путем чистки, опять же на специальном оборудовании.

Начать диагностику дизеля лучше всего с проверки величины компрессии в цилиндрах, так как именно она является залогом стабильной работы мотора. Недостаточное давление в цилиндрах приводит к тому, что топливная смесь либо вообще не воспламеняется, либо сгорает не полностью (не вовремя).

Обязательно стоит проверить метки на шкиве распредвала и крышке двигателя. Неправильный угол впрыска – наиболее распространенная причина нестабильной работы дизеля.

Ну и, конечно, не стоит сбрасывать со счетов крепления двигателя. Их неисправность в любом случае отразится на поведении мотора, причем больше под нагрузкой, нежели на холостом ходу.

В дополнение посмотрите видео об одной из причин вибрации на холостом ходу: